Японский сухой сад
Японский сухой сад ( 枯山水 , карэсансуи ) или японский сад камней , часто называемый садом дзен , представляет собой отличительный стиль японского сада . Он создает миниатюрный стилизованный пейзаж посредством тщательно продуманного расположения камней, водных объектов, мха, подстриженных деревьев и кустов, а также использует гравий или песок, которые сгребают, чтобы изобразить рябь на воде. [1] Дзен-сады обычно встречаются в храмах или монастырях. Дзен-сад обычно относительно небольшой, окружен стеной или зданиями и обычно предназначен для просмотра, сидя с одной точки обзора за пределами сада, например, с крыльца ходзё , резиденции главного монаха храма или монастырь. Многие из них, где вместо травы используется гравий, заходят только для обслуживания. Классические сады дзен были созданы при храмах дзен-буддизма в Киото в период Муромати . Они предназначались для имитации сущности природы, а не ее реального внешнего вида, и служили подспорьем для медитации. [2]
История
[ редактировать ]Ранние японские сады камней
[ редактировать ]Каменные сады существовали в Японии, по крайней мере, с периода Хэйан (794–1185 гг.). Эти ранние сады были описаны в первом руководстве по японским садам Сакутейки («Записи об уходе за садом»), написанном в конце XI века Татибаной-но Тосицуна (1028–1094). Они адаптировали китайскую садовую философию династии Сун (960–1279), где группы скал символизировали гору Пэнлай , легендарный горный остров, дом Восьми Бессмертных в китайской мифологии , известный по-японски как Хорай . [3] Сакутейки точно описали , как следует располагать камни. В одном из отрывков он написал:
«В месте, где нет ни озера, ни ручья, можно создать так называемый карэ-сансуй, или сухой ландшафт». В этом типе сада были либо камни, расположенные вертикально, как горы, либо выложенные в миниатюрном ландшафте холмов и оврагов с небольшим количеством растений. Он описал несколько других стилей альпинария, которые обычно включали ручей или пруд, в том числе стиль великой реки, стиль горной реки и болотный стиль. В океанском стиле использовались скалы, которые, казалось, были размыты волнами, окруженные отмелью белого песка, как пляж. [4]
Белый песок и гравий издавна были особенностью японских садов. В синтоистской религии он символизировал чистоту и использовался вокруг святынь, храмов и дворцов. В садах дзен он символизирует воду или, как белое пространство в японских картинах, пустоту и расстояние. Это места медитации. [ нужна ссылка ]
Дзен-буддизм и период Муромати (1336–1573 гг.)
[ редактировать ]Период Муромати в Японии, пришедшийся примерно в то же время, что и эпоха Возрождения в Европе, характеризовался политическим соперничеством, которое часто приводило к войнам, а также необычайным расцветом японской культуры. Здесь зародились театр Но , японская чайная церемония , стиль японской архитектуры сёин и сад Дзен. [5]
Дзен-буддизм был завезен в Японию в конце XII века и быстро завоевал широкое распространение, особенно среди самураев и военачальников, которые восхищались его доктриной самодисциплины. Сады ранних дзэнских храмов в Японии напоминали китайские сады того времени с озерами и островами. Но в Киото в 14-15 веках при важных храмах дзэн появился новый вид садов. Эти сады дзен были созданы для стимулирования медитации. «Природа, если сделать ее выразительной, сведя ее к абстрактным формам, могла бы своим простым присутствием передавать самые глубокие мысли», - писал Мишель Баридон. «Композиции из камня, уже распространенные в Китае, превратились в Японии в настоящие окаменелые пейзажи, которые казались остановленными во времени, как в отдельные моменты театра Но, относящегося к тому же периоду». [6]
Первым садом, положившим начало переходу к новому стилю, многие эксперты считают Сайходзи , «Храм ароматов Запада», широко известный как Коке-дэра , Храм мха, в западной части Киото. . Буддийский монах и мастер дзэн Мусо Кокуси в 1334 году преобразовал буддийский храм в дзэнский монастырь и разбил сады. Нижний сад Сайходзи выполнен в традиционном стиле периода Хэйан; пруд с несколькими каменными композициями, изображающими острова. Верхний сад представляет собой сухой альпинарий с тремя каменными «островками». Первый, называемый Камэсима , остров черепах, напоминает черепаху, плавающую в «озере» из мха. Второй, Дзадзэн-сэки , представляет собой плоский «камень для медитации», который, как полагают, излучает спокойствие и тишину; и третий — карэ-таки , сухой «водопад», состоящий из лестницы из плоских гранитных скал. Мох, который сейчас окружает камни и символизирует воду, не был частью первоначального плана сада; он вырос несколько столетий спустя, когда сад остался без присмотра, но сейчас это самая известная особенность сада. [7]
Мусо Кокуши построил еще один храмовый сад в Тенрю-дзи , «Храм Небесного Дракона». Судя по всему, на этот сад сильно повлияла китайская пейзажная живопись династии Сун , на которой изображены горы, возвышающиеся в тумане, и предполагается большая глубина и высота. В саду Тенрю-дзи есть настоящий пруд с водой и сухой водопад из камней, похожий на китайский пейзаж. Сайходзи и Тенрю-дзи демонстрируют переход от сада в стиле Хэйан к более абстрактному и стилизованному взгляду на природу. [7]
Сады Гинкаку-дзи , также известные как Серебряный павильон, также приписывают Мусо Кокуши. Этот храмовый сад включал в себя традиционный сад с прудом, но имел и новую особенность японского сада; участок белого гравия с граблями и горой белого гравия идеальной формы, напоминающей гору Фудзи , в центре. Сцена называлась гиншанада , буквально «серебряный песок и открытое море». Этот элемент сада стал известен как когецудай , или небольшая гора, обращенная к Луне, и подобная небольшая гора Фудзи, сделанная из песка или земли, покрытой травой, на протяжении столетий появлялась в японских садах. [8]
Самый известный из всех дзэн-садов в Киото — Рёан-дзи , построенный в конце 15 века, где впервые дзэн-сад стал чисто абстрактным. Сад представляет собой прямоугольник площадью 340 квадратных метров. [9] Внутри него помещено пятнадцать камней разного размера, тщательно составленных в пять групп; одна группа из пяти камней, две группы из трех и две группы из двух камней. Камни окружены белым гравием, который каждый день тщательно разгребают монахи. Единственная растительность в саду — это мох вокруг камней. Сад предназначен для просмотра с сидячего положения на веранде ходзё , резиденции настоятеля монастыря. [10]
Сад в Дайсен-ин (1509–1513) имел более литературный подход, чем Рёан-дзи. Там «река» из белого гравия представляет собой метафорическое путешествие по жизни; начиная с сухого водопада в горах, проходящего через пороги и скалы, и заканчивая спокойным морем белого гравия с двумя гравийными горами. [ нужна ссылка ]
Изобретение сада дзен было тесно связано с развитием японской пейзажной живописи тушью. Японские художники, такие как Сэссю Тойо (1420–1506) и Соами (умер в 1525 г.), значительно упростили свои взгляды на природу, показывая только самые существенные аспекты природы, оставляя большие области белого цвета вокруг черных и серых рисунков. Говорят, что Соами лично участвовал в проектировании двух самых известных дзен-садов в Киото, Рёан-дзи и Дайсен-ин, хотя его участие никогда не было достоверно задокументировано. [ нужна ссылка ]
Мишель Баридон писал: «Знаменитые сады дзен периода Муромати показали, что Япония довела садовое искусство до высочайшей степени интеллектуального совершенства, которого только можно было достичь». [11]
- Сайходзи Сад мхов, сад раннего дзен середины 14 века. Мох появился гораздо позже, когда за садом не ухаживали.
- Сад Гинкаку-дзи представляет собой гравийную копию горы Фудзи в гравийном море. на протяжении веков это была модель подобных миниатюрных гор в японских садах.
- Часть сада Рёан-дзи (конец 15 века), самого абстрактного из всех японских садов дзен.
- Классическая триадная рок-композиция в Рёан-дзи.
- Белый гравийный «океан» сада Дайсен-дзи, к которому течет гравийная река.
- Сад Блаженной горы в Дзуйхо-ин, подхраме Дайтоку-дзи.
- В саду Цзуйхо-ин говорят, что некоторые камни образуют крест. Сад был построен даймё Отомо Сорином , принявшим христианство.
Поздние альпинарии
[ редактировать ]В период Эдо большой прогулочный сад стал доминирующим стилем японского сада, но сады дзэн продолжали существовать при храмах дзэн. Было построено несколько небольших новых альпинариев, обычно как часть сада, где настоящий ручей или пруд был непрактичен. [ нужна ссылка ]
В 1880 году здания храма Тофуку-дзи в Киото, одного из старейших храмов города, были уничтожены пожаром. В 1940 году храм поручил ландшафтному историку и архитектору Сигэмори Мирэю воссоздать сады. Он создал четыре разных сада, по одному на каждую сторону главного здания храма. Он разбил один сад с пятью искусственными холмами, покрытыми травой, символизирующими пять великих древних храмов Киото; современный сад камней с вертикальными камнями, символизирующими гору Хорай ; большое «море» белого гравия, расчерченное в шахматном порядке; и уютный сад с кружащимися песчаными узорами. [12]
В прошлом веке сады дзен появились во многих странах за пределами Японии.
- Сад Тофуку-дзи (1940). Пять холмов символизируют пять великих храмов Дзэн Киото.
- Современный дзен-сад в Тофуку-дзи (1940 г.).
- Дзен-сад в шахматном порядке в Тофуку-дзи (1940).
- Дзен-сад во дворе Тофуку-дзи (1940 г.).
- Часть современного дзен-сада в Тофуку-дзи (1940 г.). «Острова» бессмертных.
- Часть современного дзен-сада в Тофуку-дзи (1940 г.).
- Небольшой сад в японском чайном саду парка Золотые Ворота в Сан-Франциско.
- Сад из песка и камня, расположенный в Японском саду Портленда .
- Сад Розан-дзи
- Художественный музей Адачи
- Комьёдзэн-дзи
- Дзиссо-ин, Киото (Ивакура)
- Японский сад в садах Гамильтона, Вайкато, Новая Зеландия
- Японский сад камней (Фаза 1), Чандигарх (Индия)
- Японский сад камней (Фаза 2), Чандигарх (Индия)
- Скульптура дзэн мастера Тайсена Дешимару в саду дзэн храма Косан Рюмондзи. Косан Рюмон-дзи в Вайтерсвиллере во Франции
Выбор и расположение камней
[ редактировать ]Каменные композиции и другие миниатюрные элементы используются для изображения гор и природных водных элементов и сцен, островов, рек и водопадов. Каменные и фасонные кустарники ( карикоми , топиарий хако-дзукури ) используются как взаимозаменяемые. В большинстве садов мох используется в качестве почвенного покрова, чтобы создать «землю», покрытую лесом. [ нужна ссылка ]
Выбор и размещение камней – самая важная часть создания японского сада камней. В первом известном руководстве по японскому садоводству « Сакутейки » («Записи о садоводстве») выражено как «установка камней», ishi wo tateru koto ; буквально «акт установки камней вертикально». В нем излагались очень конкретные правила выбора и размещения камней, а также предупреждалось, что в случае несоблюдения этих правил владельца сада постигнет несчастье. [13] В японском садоводстве камни подразделяются на высокие вертикальные, низкие вертикальные, изогнутые, наклонные или плоские. [14]
Для создания «гор» обычно магматические используются вулканические породы, изрезанные горные породы с острыми краями. Гладкие округлые осадочные породы используются для границ гравийных «рек» или «морских берегов». [14] В китайских садах династии Сун отдельные камни, похожие на животных или имевшие другие необычные особенности, часто были главной достопримечательностью сада. В японских садах отдельные камни редко играют главную роль; акцент делается на гармонию композиции. [14] существует множество правил Для расстановки камней в Сакутейки , например:
Убедитесь, что все камни, вплоть до передней части композиции, расположены так, чтобы были видны их лучшие стороны. Если у камня некрасивая верхняя часть, вам следует расположить ее так, чтобы выделить боковую сторону. Даже если это означает, что ему придется наклониться под значительным углом, никто этого не заметит. Горизонтальных камней всегда должно быть больше, чем вертикальных. Если есть «убегающие» камни, то должны быть и «преследующие» камни. Если есть «наклоняющиеся» камни, должны быть и «опорные». [ нужна ссылка ]
Камни редко (если вообще когда-либо) располагаются по прямым линиям или симметричным узорам. Наиболее распространенное расположение — это одна или несколько групп из трех камней. Одна из распространенных триадных композиций представляет собой высокий вертикальный камень, окруженный двумя камнями поменьше, изображающими Будду и двух его помощников. Другие базовые комбинации: высокая вертикальная скала и наклонная скала; короткий вертикальный камень и плоский камень; и триада из высокого вертикального камня, наклонного камня и плоского камня. Другие важные принципы — выбирать камни, которые различаются по цвету, форме и размеру, избегать камней ярких цветов, которые могут отвлекать зрителя, и следить за тем, чтобы зерна камня двигались в одном направлении. [ нужна ссылка ]
В конце периода Эдо был изобретен новый принцип: использование сутэйси , «выброшенных» или «безымянных» камней, размещенных в, казалось бы, случайных местах, чтобы добавить саду спонтанности. [14] Другие важные принципы расположения камней включают балансирование количества вертикальных и горизонтальных камней.
Гравий
[ редактировать ]В садах дзен обычно используется гравий, а не песок, поскольку он меньше подвержен воздействию дождя и ветра. Процесс разгребания гравия в узор, напоминающий волны или рябь воды, известный как самон ( 砂紋 ). [15] или хокимэ ( 箒目 ) выполняет эстетическую функцию. Дзэнские священники также практикуют этот метод, чтобы помочь себе сконцентрироваться. Добиться совершенства линий непросто. Грабли располагаются по образцу гребней по желанию и ограничены некоторыми каменными объектами, расположенными на гравийной территории. [ нужны разъяснения ] Тем не менее, зачастую закономерности не статичны. Разработка вариаций узоров — творческая и вдохновляющая задача. Обычно существует четыре модели наклона: линия, волна, прокрутка и проверка. [16]
Гравий, используемый в японских садах, известен как «суна» (песок), несмотря на то, что отдельные частицы намного крупнее, чем у обычного песка. Их размер варьируется от 2 мм до даже 30–50 мм. [17] В садах Киото исторически использовалась «Сиракава-суна» (白川砂利, «Сиракава-песок»), известная своей довольно приглушенной цветовой палитрой. [17] Этот тип приглушенного черно-крапчатого гранита представляет собой смесь трех основных минералов: белого полевого шпата, серого кварца и черной слюды, что соответствует эстетике большинства садов дзен. Сиракава-суна также имеет эродированную текстуру, которая чередуется с зубчатыми и гладкими, и ценится за способность удерживать ребристые бороздки, а узоры сохраняются неделями, если не вмешиваются погода, животные или люди.
По состоянию на 2018 год только в Киото насчитывается 341 территория, состоящая из 166 храмов, занимающих площадь более 29 000 м². 2 которые использовали «Сиракава-суна». [16] Гравий используется у входа, в главном саду и в коридоре и принимает четыре формы: гравий, гравийная терраса, гравийная куча и садовая дорожка. Обычно на участках площадью менее 100 м2. 2 гравий имеет глубину от 20 до 50 мм и размер частиц 9 мм. Среди садов, в которых использовалась Сиракава-суна, были Рёан-дзи и Дайтоку-дзи. [18]
«Сиракава-суна» добывалась в верховьях реки Сиракава . Однако с конца 1950-х годов река стала охраняемым водным путем, и добыча гравия из реки была незаконной. [17] Со временем гравий выветривается и становится более мелким, что вынуждает садовников время от времени пополнять его, чтобы гравий сохранил нанесенный на него узор. [18]
После запрета добычи из реки Сиракава гравий, используемый как для ухода за существующими садами, так и для создания новых, добывается из добытого горного гранита аналогичного состава, который измельчается и просеивается. [17] Однако в процессе производства образуются округлые частицы одинакового размера, которым не хватает свойств удержания рисунка, как у настоящих «Сиракава-суна», которые имеют углы и не однородны по размеру. [18] Например, Японский сад Портленда экспериментировал с гранитной крошкой, добытой из канадских карьеров, чтобы компенсировать потерю доступа к Сиракава-суне. [19]
Уход за гравием в Японии обычно проводится два-три раза в месяц. [16]
Символизм
[ редактировать ]В японском саду камней камни иногда символизируют горы (особенно Хорай , легендарный дом Восьми Бессмертных в даосской мифологии); или это могут быть лодки или живое существо (обычно черепаха или карп). В группе это может быть водопад или летящий журавль.
В самых ранних альпинариях периода Хэйан камни в саду иногда имели политическое послание. Как писал Сакутей-ки:
Иногда, когда горы слабы, их непременно разрушает вода. Другими словами, это похоже на то, как если бы подданные напали на своего императора. Гора слаба, если у нее нет камней для поддержки. Император слаб, если у него нет советников. Вот почему говорят, что гора надежна благодаря камням, а император находится в безопасности благодаря своим подданным. Именно по этой причине, создавая ландшафт, вы должны во что бы то ни стало расставить камни вокруг горы. [20]
Некоторые классические сады дзен, такие как Дайсен-ин , имеют легко читаемую символику; это метафорическое путешествие по реке жизни. Другие, такие как Рёан-дзи , сопротивляются простой интерпретации. Было выдвинуто множество различных теорий о том, что должен представлять собой сад: от островов в ручье до плавающих тигрят, вершин гор, возвышающихся над облаками, до теорий о тайнах геометрии или о правилах равновесия нечетных чисел. Историк сада Гюнтер Ничке писал: «Сад в Рёан-дзи ничего не символизирует, или, точнее, во избежание каких-либо недоразумений, сад Рёан-дзи не символизирует и не имеет ценности воспроизведения природной красоты, которую можно который можно найти в реальном или мифическом мире, я считаю, что это абстрактная композиция из «естественных» объектов в пространстве, композиция, функция которой — побуждать к медитации». [21]
Недавнее предположение Герта ван Тондера из Киотского университета и Майкла Лайонса из Университета Рицумейкан заключается в том, что камни Рёан-дзи формируют подсознательный образ дерева . Исследователи утверждают, что подсознание чувствительно к тонкой связи между камнями. Они предполагают, что это может быть причиной успокаивающего эффекта сада. [22]
Пейзажная живопись и критика сада дзен
[ редактировать ]Китайская пейзажная живопись была одним из многих китайских искусств, пришедших в Японию вместе с дзэн-буддизмом в четырнадцатом веке. То, что буддизм дзэн повлиял на дизайн сада, было впервые предположено не в Японии, а на Западе гавайской садовой журналисткой Лорейн Как в 1930-х годах и оспорено исследователем японской истории садов Вайбом Куитертом в 1988 году. [23] Это было задолго до того, как в 1990-х годах ученые присоединились к деконструкции пропаганды и восприятия дзэн. [24] Критика сводится к тому, что буддийские священники не пытались выражать дзэн в садах. Обзор цитат буддийских священников, которые принимаются в качестве «доказательства» Дзен для сада, на самом деле являются фразами, скопированными из китайских трактатов по пейзажной живописи. Второстепенные авторы о японском саду, такие как Кин и Нитшке, которые общались с Куйтертом, когда он работал над своими исследованиями в Киотском университете, присоединились к критике сада дзэн, как Кендалл Х. Браун, который придерживался такой же дистанции от сада дзэн. В Японии критику взял на себя Ямада Сёдзи, который занял критическую позицию по отношению к пониманию всей японской культуры, включая сады, под лозунгом дзэн. [25] Кристиан Тэгсолд подвел итог дискуссии, поместив восприятие японского сада в контекст междисциплинарного сравнения культур Японии и Запада. [26]
Дзэнские священники цитируют китайские трактаты о пейзажной живописи, указывая, что японский сад камней и его пейзажи сада Карэсансуй были и до сих пор основаны на сначала китайской, а затем и японской пейзажной живописи. [27] Пейзажная живопись и ландшафтное садоводство были тесно связаны и практиковались интеллектуалами, литераторами, вдохновленными китайской культурой. Основным принципом дизайна было создание пейзажа на основе или, по крайней мере, под сильным влиянием трехмерной монохромной тушью ( суми пейзажной живописи ), суми-э или суйбоку-га .
В Японии сад имеет такой же статус, как произведение искусства. Хотя каждый сад отличается по своей композиции, в основном в них используются группы камней и кустарники, чтобы представить классическую сцену гор, долин и водопадов, взятую из китайской пейзажной живописи. В некоторых случаях это может быть столь же абстрактно, как несколько островов в море. Любой японский сад может также включать в себя существующие пейзажи за пределами его границ, например, холмы позади, как « заимствованные декорации » (с использованием техники, называемой Сяккей ). [ нужна ссылка ]
Список святынь и храмов с альпинариями
[ редактировать ]В Киото :
| За пределами Киото:
|
См. также
[ редактировать ]- Сад Химэдзи в Аделаиде – Море песка
- Японский сад
- Список типов садов
- Хигасияма Бунка в период Муромати
- Сад камней
- Ваби-саби
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оно Кенкичи и Уолтер Эдвардс: «Двуязычный (английский и японский) словарь японских садовых терминов (Karesansui. стр. 20) из главной страницы Кансай, Нара, 2001 г. Определение Каресансуи было извлечено с разрешения из онлайнового «живого» руководства по создать сад дзен П. М. Патингса.
- ^ Гюнтер Ничке, Японский сад , с. 65.
- ^ Мишель Баридон, Les Jardins-Landscapers, Gardeners, Poetes , стр. 485–87.
- ^ Мишель Баридон, Сады , с. 488
- ^ Ничке, Японский сад , с. 67.
- ^ Баридон, Сады, с. 472.
- ^ Перейти обратно: а б Ничке, Японский сад , с. 68–73.
- ^ Ничке, Японский сад , с. 86.
- ^ Ничке, Le Jardin Japonais . Янг и Янг оценили размер в двадцать пять на десять метров.
- ^ Ничке, Японский сад , с. 90.
- ^ Мишель Баридон, Les Jardins , стр. 474. Перевод этого отрывка с французского Д. Р. Сифкина.
- ^ Ничке, Японский сад , стр. 217–18
- ^ Мишель Баридон, Les Jardins , стр. 485–90.
- ^ Перейти обратно: а б с д Молодые и молодые, Искусство японского сада . п. 22.
- ^ ЯАНУС, " самопесчаный узор "
- ^ Перейти обратно: а б с Чжан, Пинсин; Фукамати, Кацуэ; Сибата, Сёдзо; Амасаки, Хиромаса (2015). «Использование и уход за Сиракава-суна в храмах города Киото» . Журнал Японского института ландшафтной архитектуры (на японском языке). 78 (5). Токио: Японский институт ландшафтной архитектуры: 497–500. дои : 10.5632/jila.78.497 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кавагути, Йоко (2014). Японские сады дзен . Лондон: Фрэнсис Линкольн. п. 198. ИСБН 978-0-7112-3447-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Моримото, Юкихиро (2007). «Киото как город-сад – ландшафтно-экологическое восприятие японского садового дизайна» . В Хонге, Сун-Ки; Накагоси, Нобукадзу; Фу, Боджие; Моримото, Юкихиро (ред.). Ландшафтно-экологическое применение на территориях, подверженных антропогенному воздействию: связь человека и природных систем . Дордрехт, Нидерланды: Springer. п. 377. дои : 10.1007/1-4020-5488-2_22 . ISBN 9781402054884 .
- ^ Фундербург, Лизе. «В камне» . Дизайн сада . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ Баридон, Сады , с. 492.
- ^ Nitschke, Le jardin Japonais», стр. 92. Перевод этой цитаты с французского, сделанный Д. Р. Сифкиным.
- ^ ван Тондер, Герт; Лайонс, Майкл Дж. (сентябрь 2005 г.). «Визуальное восприятие в дизайне японского сада камней» (PDF) . Аксиоматика . 15 (3): 353–71 (19). CiteSeerX 10.1.1.125.463 . дои : 10.1007/s10516-004-5448-8 . S2CID 121488942 . Проверено 8 января 2007 г.
- ^ Вайбе Куитерт, Темы, сцены и вкус в истории японского садового искусства , стр. 150–60, Japonica Neerlandica, том 3, Gieben Publishers, Амстердам. ISBN 90-5063-021-9 edepot.wur.nl
- ^ Гротенхейс, Элизабет Тен (2003). «Рецензируемая работа: Темы истории японского садового искусства, Wybe Kuitert». Журнал японоведов . 29 (2): 429–432. JSTOR 25064424 .
- ^ Ямада Сёдзи, (перевод Эрла Хартмана) Выстрелы в темноте, Япония, Дзен и Запад , The University of Chicago Press, 2009
- ^ Кристиан Тэгсолд, Пространства в переводе: японские сады и Запад , University of Pennsylvania Press, 2017
- ^ Куитерт, Вайбе (март 2013 г.). «Композиция пейзажей японских досовременных садов и трех расстояний Го Си». Исследования по истории садов и спроектированных ландшафтов . 33 (1): 1–15. дои : 10.1080/02666286.2012.753189 . S2CID 163624117 .
Библиография
[ редактировать ]- Вайбе Куитерт (1988). Темы, сцены и вкус в истории японского садового искусства . Гибен Амстердам. ISBN 978-90-5063-021-4 .
- Вайбе Куитерт (2002). Темы истории японского садового искусства . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2312-2 .
- Дэвид Янг; Мичико Янг (июль 2005 г.). Искусство японского сада . Таттл Паб. ISBN 978-0-8048-3598-5 .
- Гюнтер Ничке (2007). Японский сад: прямой угол и естественная форма . Ташен. ISBN 978-3-8228-3034-5 .
- Баридон, Мишель (1998). Сады - Ландшафтные дизайнеры, Садовники, Поэты . , Editions Robert Lafont, Париж, ( ISBN 2-221-06707-X )
- Миеко Мурасе (1996). Искусство Японии . LGF/Карманная книга. ISBN 978-2-253-13054-3 .
- Даниэль Елисеев (23 сентября 2010 г.). Японские сады . Новые редакции Scala. ISBN 978-2-35988-029-8 .
- Виржини Клека (15 апреля 2011 г.). Японские сады . Рустика изд. ISBN 978-2-8153-0052-0 .
- Кристиан Тагсолд (2017). Пространства в переводе: японские сады и Запад . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4674-2 .
Примечание
[ редактировать ]*Сакутейки — это садовая книга с заметками по садоводству, датируемая концом семнадцатого века. Его самое старое название — «Сэндзай Хисё», «Тайные выдержки о садах», оно было написано почти 1000 лет назад, что делает его старейшим трудом по японскому садоводству. Предполагается, что это было написано в 11 веке знатным человеком по имени Тачибана-но Тичитсуна. В этом тексте содержится первое упоминание о карэсансуе в литературе. Лишь недавно мы увидели современный английский перевод этой классики садоводства.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотогалерея японских садов дзен
- Виртуальный тур по садам Дзен в Киото и его окрестностях
- Геометрические концепции японского альпинария
- «Статья Стэнфордского университета об истории и значении некоторых японских садов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 января 2013 г. Проверено 6 января 2006 г. (180 КБ)
- Цубо-эн – виртуальный тур по саду Каресансуи в Нидерландах.
- Изучите сады карэсансуи эпохи Эдо – сады карэсансуи традиционных самурайских резиденций.
- Нейронаука раскрывает секреты сада дзен (требуется подписка)
- Нейронаука раскрывает секреты сада дзен (Зеркало)
- Критика термина «Дзен-сад» - в Японском садовом журнале.