Jump to content

Тришна (ведическая мысль)

Тришна ( санскрит : त्रिश्ना) означает – «жажда» ( Чайтанья Чаритамрита Ади 4.149), «стремление» ( Чайтанья Чаритамрита Антья 14.44), «тоска», «жажда» или «похотливые желания» ( Шримад Бхагаватам 9.19.18), [ 1 ] или как तृष्णज्, что означает алчный, жадный или жаждущий. [ 2 ] Тришна — Восьмая Нидана , духовная любовь. [ 3 ]

Значение

[ редактировать ]

Санскритский корень слова Тришна (तृष्णा) — Триш (तृष्), что означает «жаждать», «жаждать», «жаждать» (в переносном смысле), «сильное желание» или «жажда». В Ведах ударение делается на первый слог, например: Тришья (испытывать жажду), Тришнакшая (прекращение желания, спокойствие ума, смирение, терпение, удовлетворенность), Тришнагна (утоление жажды), Тришнамайя (больной жаждой). , Тришнамара (умирающий от жажды), Тришнари (враг жажды), Тришалу (сильная жажда, очень жаждущий), Тришьят (жажда) или Тришья (жажда). [ 4 ] Тришна на пали ( танха ) означает жажда жизни. [ 5 ]

Ведическая значимость

[ редактировать ]

Слово Тришна появляется в Ригведе в нескольких мантрах , где оно относится к жадности, жажде, стремлению или стремлению и тому подобному. В мантре Риг Веда (I.XXXVII.6) Риши Гхора Канва утверждает:

Мо шу на пункт ниррити дурхана бадхит |
с жаждой шагов ||

Он говорит о (неблагоприятном) ветре (нирритих), который жадно дует (жажда). [ 6 ] И в мантре Риг Веда (I.LXXXV.11) Риши Рахугано Готама утверждает:

Джим нунудре аватам тайя дисхасинчаннутсам готамая тришнадже |
Живописные солнца удовлетворили желание брамина своими жилищами, когда она приблизилась к нему.

говорит о мудрых, жаждущих (तृष्णजे) возможностей утолить жажду тех, кто жаждет (तर्पयन्त) знаний. [ 7 ]

Буддийская актуальность

[ редактировать ]

Гаутама Будда сказал, что причина печали – вторая из Четырех Благородных Истин – это желание; а причина желания — танха или тришна . [ 8 ]

Истина в том, что поступки происходят от упаданы (цепляния за существование), упадана происходит от тришны (жажды), тришна происходит от веданы (пыток), восприятия боли и удовольствия, стремления к отдыху; ощущение (контакт с объектами) приносит желание жизни или волю к жизни. [ 9 ]

Буддизм учит доктрине бездействия, т.е. прекращения деятельности, малого желания или малодействия. Угасание жажды существования во всех его формах и последующее прекращение страдания — это Нирвана (Нирвана — это постижение небытия и обладание ничем, состояние которого достигается через познание непостоянства и пустотности). [ 10 ] Вивекананда считает, что буддийское учение об отказе от тришны («жадности») является ответвлением Адвайта Веданты . [ 11 ]

Пураническая значимость

[ редактировать ]

Согласно Пуранам , Тришна — дочь Камадевы или Камы, бога любви и мужа Рати; Анируддха - ее брат. [ 12 ] Вишну Пурана сообщает нам, что Анрита («ложь») женился на своей сестре Никритти («безнравственность») и имел двух сыновей, Бхайю («страх») и Нараку («ад»), и двух дочерей Майю («иллюзия»). или «обман») и Ведана («пытка»), которые снова женились друг на друге. Сын Бхайи и Майи Мритью («смерть»), а Духкха («печаль» или «боль») — сын Нараки и Веданы . От Мритью произошли Вьядхи («болезнь»), Джара («распад»), Шока («печаль» или «горе»), Тришна («желание» или «жадность») и Кродха («гнев»). [ 13 ] Тришна («Жадность») — жена или любовница Лобхи («Жадность»). [ 14 ]

Ведантическая значимость

[ редактировать ]

Шанкара объясняет, что интеллект ( буддхи ) тех, кто воспринимает Существо как затронутое различием пространства и т. д., не может быть немедленно приведен к интуиции высшей реальности; Брахмана следует осознать как лишенного атрибутов. Он утверждает, что даже если сами познавшие Брахмана воздерживаются от объектов чувственных наслаждений, тем не менее, жажда ( тришна ), вызванная пристрастием к чувственности в разных рождениях, не может быть немедленно обращена. Отречение — это брахмачарьям или стри-вишая-тьяга . [ 15 ] Тришна , вызывающая дуккху, философский перевод которой — скорее неудовлетворение, чем боль, является неумеренным желанием как таковым; Тришна – воля к жизни. [ 16 ]

Актуальность Упанишад

[ редактировать ]

В Брихадараньяка-упанишаде (IV.iv.6) в отрывке –

Это то, чего он желает; Атхакамьяманах – тот, кто не желает, не желает, достиг, достиг и не желает, его жизненная сила не уходит, и он становится Брахманом, хотя он и Брахман.

слово Кама (काम) относится к желаниям: человек, который желает, мигрирует, но человек, у которого нет желаний, никогда не мигрирует; у того, кто лишен желаний, кто свободен от желаний, объекты чьих желаний достигнуты, и для кого все объекты желаний являются лишь Атманом – органы не покидают, будучи Брахманом, он погружен в Брахмана . [ 17 ] Считается, что основная фундаментальная буддийская идея, Нирвана , то есть устранение страданий путем устранения Тришны , является отголоском вышеупомянутой Упанишад доктрины о единении с Брахманом посредством устранения Камы . [ 18 ]

В «Бхагавад-гите» ( шлока XIV.7) Кришна говорит Арджуне :

Знайте, что Раджас — источник страсти, а желание — источник привязанности.
Это, о Арджуна, связывает воплощенного привязанностью к действию.
«Знайте, что раджас — это, по сути, привязанность; это источник жажды и страсти».
«О сын Кунти! Оно связывает воплощенный Дух привязанностью к делам».

Здесь слово Рага относится к привязанности, а Тришна относится к жажде недостигнутого.

Импликация

[ редактировать ]

Из Чандогья-упанишады (VIII.viii.5, VIII.ix.1, VIII.xii.1-3) мы узнаем, что термин Асура (आसुर) означает естественные и импульсивные («демонические») действия чувств, которые этому способствует стремление к объекту удовольствия по имени Асу (असु), и что термин Дэва (देव), происходящее от глагола Див (दिव), означающего «освещение», обозначает функции чувств, освещенные разумом. Праджапати говорит Индре , что тело, которое смертно, потому что оно покрыто смертью, является вместилищем бессмертного и бестелесного «я»; все воплощенное находится в пределах желательного и нежелательного, два аспекта которых не могут повлиять на того, кто стал бестелесным. Умиротворенный, утвердившись в своей собственной природе, после выхода из тела достигает высшего Света и становится Брахманом. [ 19 ] Вишнугупта ( Чанакья ) в своей «Чанакья Нити» говорит нам, что «гнев — это олицетворение Ямы («полубога смерти»), жажда подобна адской реке Вайтарани , знание — Камадхену («корова изобилия»), а удовлетворенность подобна Нанданавану («саду Индры»)». [ нужна ссылка ]

  1. ^ «Трсна» .
  2. ^ ВСАпте. Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 783.
  3. ^ Елена Петровна Блаватская (1892). Теософский словарь . Теософское издательское общество. п. 344 . Тришна Риг Веда.
  4. ^ Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . п. 383.
  5. ^ «Энциклопедический теософский словарь» . Издательство Теософского университета.
  6. ^ Ригведа Мандала 1 Хинди Бхасья . Сарвадешика Арья Пратинидхи Сабха. п. 222.
  7. ^ Ригведа Мандала 10 Хинди Бхасья . Сарвадешика Арья Пратинидхи Сабха. п. 429.
  8. ^ Теософское движение Том 74 . Компания Теософия. 2003. с. 116.
  9. ^ Епифаний Вильсон (1900). Священные книги Востока (переработанная ред.). Нью-Йорк: Колониальная пресса. п. 377.
  10. ^ Редди (декабрь 2006 г.). История Индии (опция) . Тата-МакГроу-Хилл Образование. п. А158. ISBN  978-0-07-063577-7 .
  11. ^ Гопал Шринивас Банхатти (1995). Жизнь и философия Свами Вивекананды . Атлантические издательства. п. 180. ИСБН  978-81-7156-291-6 .
  12. ^ Рангилал (1977). Попугай и Скворец . Мотилал Банарсидасс. п. 26. ISBN  978-0-8426-1034-6 .
  13. ^ Рошан Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. п. 4. ISBN  978-0-14-341421-6 .
  14. ^ Санкальпа-сурьодая Шри Веданты Дешики . Тирумала Тирупати Девастханам. 1965. стр. 98–99.
  15. ^ Субодх Капур (июль 2002 г.). Энциклопедия философии Веданты . Издательство Генезис. стр. 663, 666. ISBN  978-81-7755-292-8 .
  16. ^ арати Баруа (2008). Шопенгауэр и индийская философия . Северный книжный центр. п. 208. ИСБН  978-81-7211-243-1 .
  17. ^ Брихадараньяка-упанишада . Адвайта Ашрам. п. 498.
  18. ^ Пол Дойссен (июнь 2010 г.). Философия Упанишад . Козимо. п. Предисловие. ISBN  978-1-61640-240-2 .
  19. ^ Чандогья Упанишада . Адвайта Ашрам. стр. 631–657.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c39252853dcc9ec236eeaaa79248652__1705958640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/52/7c39252853dcc9ec236eeaaa79248652.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trishna (Vedic thought) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)