Jump to content

Мои люди!

(Перенаправлено с Луолуо )

Мои люди!
Женщина И в Юньнани
Регионы со значительной численностью населения
 Китай 9 миллионов (2010)
 Вьетнам 4,827 (2019) [ 1 ]
Языки
Йи , юго-западный мандарин
Религия
Большинство: бимоизм (исконная разновидность шаманизма); меньшинство: даосизм
Родственные этнические группы
Бамар (Бирман), Нахи , Цян , Туцзя
Мои люди!
Китайское имя
китайский Йи национальность
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinYízú
Wade–GilesYi2-tsu2
Нуосу
Упрощенный китайский Нуосу
Традиционный китайский Нуосу
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinNuòsū
Wade–GilesNo4-su1
дедушка
китайский Ло Луо
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinLuǒ luǒ
Wade–GilesLo3-lo3
бирманское имя
бирманский Эти люди
Вьетнамское имя
вьетнамский Ло Ло
Тайское имя
тайский ло-лоу
Имя Нуосу
Нуосу ꆈꌠꉙ
Черный Нуосу И из Даляньшаня
Черный Нуосу И из Даляньшаня

Народ Йи или Нуосу ( Нуосу : ꆈꌠ , [nɔ̄sū] ; см. также § Имена и подгруппы ) — этническая группа на юге Китая . Насчитывая девять миллионов человек, они являются седьмыми по величине из 55 групп этнических меньшинств, признанных китайским правительством . Они живут в основном в сельских районах Сычуани , Юньнани , Гуйчжоу и Гуанси , обычно в горных районах. В автономной префектуре Ляншань И проживает самая большая популяция народа И в Китае: в этом регионе проживают два миллиона человек. В соседнем Вьетнаме , по состоянию на 2019 год проживает 4827 человек ло ло (подгруппа и) В провинциях Хазянг , Цаобанг и Лаокай на севере страны .

И говорят на различных лолоишских языках , тесно связанных с бирманским . Престижная разновидность — Нуосу , которая пишется И. шрифтом

Расположение

[ редактировать ]

Из более чем 9 миллионов людей И, более 4,5 миллионов живут в провинции Юньнань , 2,5 миллиона живут в южной провинции Сычуань и 1 миллион живут в северо-западной части провинции Гуйчжоу. Почти все народы И живут в горных районах. [ нужна ссылка ] часто влачат свое существование на склонах крутых горных склонов вдали от городов Китая.

Высотные перепады районов И напрямую влияют на климат и количество осадков в этих районах. Эти поразительные различия лежат в основе старой поговорки: «В нескольких милях отсюда, в районе И, погода другая». Популяции И в разных областях сильно отличаются друг от друга и зарабатывают на жизнь совершенно по-разному. [ 2 ]

Имена и подгруппы

[ редактировать ]

сгруппировали их в одну этническую группу Хотя разные группы и называют себя по-разному (включая нису, сани, аси, лоло и аче) и иногда говорят на непонятных друг другу языках, китайцы , и различные местные наименования можно классифицировать на три группы:

  • Если ( ). Названия Нуосу, [ 3 ] Насу , Несу, Нису и другие подобные имена считаются производными от оригинального автонима Нип ( ), к которому добавлен суффикс -су , обозначающий «люди». Имя Сани также является разновидностью этой группы. Кроме того, широко распространено мнение, что китайское имя Йи ( и ) произошло от Ни.
  • Лоло . Названия Лоло, Лолопу и т. д. связаны с поклонением народа И тигру, поскольку ло на их диалектах означает «тигр». [ 4 ] Ло также является основой китайского экзонима Luóluó ( 猓猓 , 倮倮 или 罗罗 ). Исходный иероглиф ( ) с « собачьим радикалом » ( ) и фонетическим звуком гуу ( ) представлял собой графическое уничижительное слово . [ 5 ] сравнимо с китайским именем гуран ( 猓然 , «длиннохвостая обезьяна»). В ходе языковых реформ в КНР иероглиф Luóluó дважды заменялся: сначала на Luó ( ), с « человеческим радикалом » ( ) и той же фонетикой, но это был графический вариант luْ ( , «голый»), и позже Луо ( , «сеть для ловли птиц»). Пол К. Бенедикт отметил: «Ведущий китайский лингвист заметил, что имя «Лоло» является оскорбительным только тогда, когда оно написано с радикалом «собака» . [ 6 ]
  • Другой . В эту группу входят различные другие наименования разных групп И. Некоторые из них могут принадлежать к другим этническим группам, но китайцы признают их как И. «Пу» может относиться к древней этнической группе Пу ( ). В легендах Северного И народ И завоевал Пу и его территорию в северо-восточной части современного Ляншаня .

Перечисленные ниже группы отсортированы по их широкой лингвистической классификации и общей географической области, где они живут. В каждом разделе первыми перечисляются более крупные группы.

Классификация Приблизительная общая численность населения Группы
Южный 1,082,120 Нису, Южный Насу, Муджи, А Че, Южный Гайсу, Пула,
Бока, Лесу, Чесу, Лаову, Алу, Азонг, Сюба
Юго-восточный 729,760 Синий, Сани, Аксис, Аже, Юго-восточная нефть, Цзясоу, Пува,
Алуо, Ау, Дигао, Мэн, Сици, Ати, Дайжан, Асахей, Лаба,
Цзуоке, Ани, Минланг, Лонг
Центральный 565,080 Лолопо, Даяо Липо, Центральный Ньесу, Энипу, Лопи, Попеи
Восточный 1,456,270 Восточный Насу, Панксиан Насу, Уса Насу, Шуйси Носу,
Удинг Липо , Мангбу Носу, Восточный Гепо, Найсу, Уменг,
Налуо, Самей, Сание, Луову, Гопу, Гесе, Сяохэй Нэйсу,
Дахэй Нейсу, Депо, Лака, Лагу, Алинг, Тушу, Гозо,
Вопу, Восточное небо
Западный 1,162,040 Мишаба Лалуо, Западное Лоло, Сянтан, Синьпин Лалу,
Янлю Лалу, Тусу, Гайцзи, Цзянтоу Лалуо, Сидзима, Лими, Мили,
Лау, Цянъи, Западный Самаду, Западный Гепо,
Сюйчжан Лалу, Эка, Западный Гайсу, Суан, Пэнцзы
Северный 2,534,120 Шэнба Носу, Инуо Носу, Сяоляншань Носу, Буто Носу,
Суоди, Тяньба Носу, Бай И, Наруо, Нару, Талу, Миксису, Лиу,
Северный Аву, Тагу, Люде, Наза, Таэр
Неклассифицированный 55,490 Мичи (Мици), Цзинхонг Насу, Апу, Музи, Тангланг, Мича,
Оно не придет, Гуайгун.
Муэге и другие королевства И, современники Южной Сун
Королевство И в Наньчжао
Резьба Имушуня (годы правления 779–808), правителя Наньчжао.
Серебряный головной убор Yi

Согласно легенде И, вся жизнь зародилась в воде, а вода возникла в результате таяния снега, который, капая вниз, создал существо по имени Ни. Ни породил все живое. Ни — другое название народа И. Иногда его переводят как черный, потому что черный — почитаемый цвет в культуре И. [ 7 ] Традиция И говорит нам, что их общего предка звали Апу Дума ꀉꁌꅋꃅ или ꀉꁌꐧꃅ ( Акспу Ддутму или Акпу Джютму ). У Апу-Думу было три жены, у каждой из которых было по два сына. Шесть сыновей мигрировали в район, который сейчас называется Чжаотун , и распространились в четырех направлениях, создав кланы У, Чжа, Нуо, Хэн, Бу и Мо. [ 8 ] И практиковали систему родословной, в которой старшие обращались с младшими братьями как с рабами, что привело к возникновению культуры миграции, при которой младшие братья постоянно покидали свои деревни, чтобы создать свои собственные владения. [ 7 ]

Королевства Гуйчжоу

[ редактировать ]

Клан Хэн разделился на две ветви. Одна ветвь, известная как Умэн, поселилась вдоль западного склона горного хребта Умэн, распространив свой контроль так далеко на запад, как современный Чжаотун , Юньнань. Другая ветвь, известная как Челе, двинулась по восточному склону горного хребта Умэн и поселилась к северу от реки Чишуй . Во времена династии Тан (618–907) челе занимали территорию от сегодняшнего уезда Сююн в провинции Сычуань до города Бицзе в Гуйчжоу. Клан Бу распался на четыре ветви. Ветвь Боле обосновалась в Аньшуне , ветвь Уса обосновалась в Вэйнине , ветвь Азучи обосновалась в Чжани , а ветвь Гукугэ обосновалась на северо-востоке Юньнани. Клан Мо, произошедший от Муджиджи ( 慕齊齊 ), разделился на три ветви. Одна ветвь, известная как Авангрен, возглавляемая Уалоу, поселилась на юго-западе Гуйчжоу и образовала Королевство Цзыци . Уаке возглавил вторую ветвь, Аюси, которая поселилась возле горы Маан к югу от Хейзэ . Уана возглавил третью ветвь, поселившуюся в Хэчжане . В III веке нашей эры ветвь Вуаны разделилась на ветвь Мангбу в Чжэньсюн во главе с Туомангбу и Луодянь ( 羅甸 ) в Луогене во главе с Туоаже. К 300 г. Луодянь охватывал большую часть региона Шуиси . Его правитель Мовенг ( 莫翁 ) перенес столицу в Мугебайчжаге (современный Дафан ), где переименовал свое царство в королевство Муэгэ , иначе известное как Вождество Шуиси. [ 8 ]

Королевства Насу И династии Тан
Королевство Правящий клан Современный район
Бадедиан Мангбу Чжэньсюн
Луодиан/Луоши Бол Аньшунь
Муэге Луо Дафан
Цзыци / Юши Авангрен Юго-Западный Гуйчжоу

После династии Восточная Хань Шу Трех Королевств вели несколько войн против предков И под предводительством Чжугэ Ляна . Они победили короля И, ꂽꉼ ( Мот-хоп , 孟获 ) и расширили свою завоеванную территорию в районе И. После этого династия Цзинь сменила Шу на посту сюзерена области И, но со слабым контролем.

Чтобы еще больше укрепить буферную зону между собой и экспансионистским королевством Наньчжао, в 846 году Тан даровал патриарху патриклана Боле наследственный титул короля королевства Луодянь ( Луодянь го Ван ). В том же году Тан наладил отношения с авангренской ветвью патриклана Мо, которая обосновалась в районе Пансянь-Пуан на юго-западе Гуйчжоу, и признал авангренов лидерами королевства Юши. Год спустя, в 847 году, Тан признал образование Бадедианского королевства, расположенного на северо-востоке Юньнани и возглавляемого ветвью Мангбу патриклана Аже. Эти четыре королевства, Зангге (Муэге), Луодянь, Юши и Бадэдиан, сформировали первоначальный оборонительный периметр Тан между территорией, контролируемой Наньчжао на юго-западе, и Танским Китаем. [ 9 ]

Джон Э. Херман

Юньнаньские королевства

[ редактировать ]

Некоторые историки полагают, что большая часть населения королевства Наньчжао составляла народ Бай . [ 10 ] но элита говорила на варианте нуосу (также называемом йи ), тибето-бирманском языке, тесно связанном с бирманским . [ 11 ] Народ Цуаньмань Цуаньмань пришел к власти в Юньнани во время Южного похода Чжугэ Ляна в 225 году. К четвёртому веку они получили контроль над регионом, но восстали против династии Суй в 593 году и были уничтожены ответной экспедицией в 602 году. Раскол на две группы, известные как Черная и Белая Mywa. [ 12 ] Племена белых мыва (байман), считающиеся предшественниками народа бай, поселились на плодородных землях западной провинции Юньнань вокруг высокогорного разлома озера Эрхай . Черные Mywa (Wuman), считающиеся предшественниками народа И, поселились в горных районах восточной провинции Юньнань. Эти племена назывались Мэнше (язык), Мэнси (язык), Ланцюн (язык), Тэнтан (язык), Шиланг (язык) и Юэси (язык). Каждое племя было известно как чжао . [ 13 ] В научных кругах этнический состав населения королевства Наньчжао обсуждается уже столетие. Китайские ученые склонны отдавать предпочтение теории о том, что правители происходили из вышеупомянутых групп Бай или И, в то время как некоторые некитайские ученые придерживались теории о том, что этническая группа Тай была основным компонентом, который позже переместился на юг, в современные Таиланд и Лаос. . [ 14 ]

В 649 году вождь племени Мэнше Синулуо (細奴邏) основал Великий Мэн (大蒙) и принял титул Цицзя Ван (奇嘉王; «Выдающийся король»). Он признал сюзеренитет Тан. [ 15 ] В 652 году Синулуо поглотил царство Белой Мива Чжан Лэцзиньцю, который правил озером Эрхай и горой Цан . Это событие произошло мирно, поскольку Чжан по собственному желанию уступил место Синулуо. Соглашение было освящено под железным столбом в Дали . После этого Черные и Белые Мива действовали как воины и министры соответственно. [ 13 ]

В 704 году Тибетская империя сделала племена белых майва вассалами или данниками. [ 12 ]

В 737 году нашей эры при поддержке династии Тан правнук Синуло, Пилуогэ объединил шесть Чжао (皮羅閣), последовательно , основав новое королевство под названием Наньчжао (мандаринский диалект, «Южный Чжао»). . Столица была основана в 738 году в Тайхэ (на месте современной деревни Тайхэ, в нескольких милях к югу от Дали ). Расположенное в самом сердце долины Эрхай, это место было идеальным: его можно было легко защитить от нападения, и оно находилось посреди богатых сельскохозяйственных угодий. [ 16 ] Во время правления Пилуоге белые мива были изгнаны из восточной провинции Юньнань и переселены на запад. Черные и белые майва были разделены, чтобы создать более прочную кастовую систему министров и воинов. [ 13 ]

Наньчжао существовал 165 лет до 902 года нашей эры. После 35 лет запутанной войны Дуань Сыпин ( 段思平 ), уроженец Бай, основал Королевство Дали , унаследовав территорию Наньчжао. Большинство И того времени находились под властью Дали. Суверенное правление Дали длилось 316 лет, пока оно не было завоевано Хубилай-ханом . В эпоху Дали люди И жили на территории Дали, но мало общались с королевской семьей Дали.

Хубилай-хан включил Дали в свои владения. Императоры Юань продолжали твердо контролировать народ И и территорию, которую они населяли, как часть Юньнань Синшэн ( 云南行省 ) Хубилай-хана в нынешних Юньнани, Гуйчжоу и части Сычуани. Чтобы укрепить свою власть над этой территорией, династия Юань основала для И власть, Луолуо Сюаньвэйси ( 罗罗宣慰司 ), название которой означает местное правительство умиротворения Лолоса. Хотя формально И находился под властью императора Юань , И все еще обладал автономией во время династии Юань. Пропасть между аристократами и простыми людьми за это время увеличилась.

Династии Мин и Цин

[ редактировать ]
Канадские методистские миссионеры Уильям Джон Мортимор и Чарльз Уинфилд Сервис среди племени И на юго-западе Сычуани , до 1911 года.

Начиная с династии Мин , Китайская империя ускорила свою политику культурной ассимиляции в Юго-Западном Китае, распространяя политику гайту гуйлю ( 改土歸流 , «замена туси (местных вождей) «нормальными» чиновниками»). [ 17 ] Руководящая власть многих феодалов И ранее была экспроприирована преемниками чиновников, назначенных центральным правительством. С развитием гайту гуйлю территория И была расчленена на множество общин, как больших, так и малых, и общинам было трудно общаться друг с другом, поскольку между ними часто находились территории, управляемые ханьцами.

Император Канси из династии Цин победил У Санги , захватил землю Юньнань и установил там провинциальное правительство. Когда Ортай стал наместником Юньнани и Гуйчжоу в эпоху императора Юнчжэна , политика гайту гуйлю и культурной ассимиляции против И была усилена. В соответствии с этой политикой И, жившие недалеко от Куньмина, были вынуждены отказаться от традиционной кремации и принять захоронение, и эта политика спровоцировала восстания среди И. Династия Цин подавила эти восстания.

После Второй опиумной войны (1856–1860 гг.) многие христианские миссионеры из Франции и Великобритании посетили район, в котором жили И. Хотя некоторые миссионеры считали, что И в некоторых областях, таких как Ляншань, не находились под властью династии Цин и должны быть независимыми, большинство аристократов настаивали на том, что И был частью Китая, несмотря на их недовольство правлением Цин.

Современная эпоха

[ редактировать ]
Карта 1891 года, показывающая анклав «Лоло» в современном Ляншане, Сычуань.

Лун Юн , Йи, был военным губернатором Юньнани во время правления Китайской Республики на материковом Китае.

Армия Четвертого фронта КПК столкнулась с народом И во время Великого похода , и многие И присоединились к коммунистическим силам. [ 18 ]

После образования КНР в Сычуани, Юньнани и Гуйчжоу было создано несколько Иских автономных административных районов префектурного или уездного уровня. С развитием автомобильного движения и телекоммуникаций связь между различными районами И резко возросла.

Люди И сталкиваются с систематической дискриминацией и насилием в качестве рабочих-мигрантов в современном Китае. [ 19 ]

Политика И на протяжении всей истории

[ редактировать ]
Религиозный документ, написанный древним письмом И.
Указатель в современном И

Китайское правительство признает шесть взаимно непонятных языков И из различных ветвей семьи лолоиш : [ 21 ]

Северный И является крупнейшим, на нем говорят около двух миллионов человек, и он является основой литературного языка. Это аналитический язык . [ 22 ] Есть также этнические языки И во Вьетнаме, которые используют сценарий И , например манци .

Многие И в Юньнани , Гуйчжоу и Гуанси знают стандартный китайский язык , и переключение кода между И и китайским языком является обычным явлением.

Сценарий И изначально был логослогическим, как и китайский , и датируется как минимум 13 веком, но, похоже, полностью независим от любого другого известного письма. До начала 20 века использование этого письма было в основном прерогативой бимо жрецов- для передачи ритуальных текстов из поколения в поколение. Лишь в середине двадцатого века элитные семьи Ляншаня начали использовать письмо в нерелигиозных целях, например для написания писем. [ 23 ]

Было около 10 000 иероглифов, многие из которых были региональными, поскольку письмо никогда не было стандартизировано для народов И. Ряд произведений по истории, литературе и медицине, а также генеалогии правящих семей, написанные письмом Старого И, все еще используются, а в этом районе есть каменные таблички и стелы Старого И.

Попытка латинизировать сценарий была предпринята в 1950-х годах, но она не получила успеха. В 1970-х и 1980-х годах традиционное письмо было стандартизировано в слоговое письмо . Слоговое письмо И широко используется в книгах, газетах, уличных вывесках и образовании, хотя влияние китайского языка растет. [ 24 ]

Культура

[ редактировать ]
Женщина И в традиционной одежде
Доспехи народа И, династия Цин

Происхождение и наследование в обществе И традиционно были отцовскими, и мужчины обычно считались выше женщин. Мужчины практиковали полигамию и левиратный брак. Женщины были исключены из устных генеалогий. [ 25 ] В некоторых регионах женщины И по-прежнему отстают от мужчин с точки зрения начального образования, и очень немногие женщины И становятся педагогами или политическими лидерами. Женщины И заметно пили и курили больше, чем китаянки Хань. [ 26 ]

И используют систему именования по отчеству сына и отца . Последняя буква имени отца становится первой буквой имени сына. Последний символ имени сына затем используется в качестве первого символа имени внука. Полное имя И состоит из названия клана, названия ответвленного клана, имени отца и собственного имени человека (например, Ахо Ббудджи Джиха Ломусс). Ахо — название племени, Ббуджи — название рода, Джиха — имя отца, а Ломуссе — личное имя. Таким образом, имя означает Ломусс, сын Джихи из клана Ббудджи племени Ахо. Внутри клана его будут называть просто Ломусс, а внутри племени — Джиха Ломусс. В именах Йи используются суффиксы - sse и -mo для выражения мужественности и женственности соответственно. [ 27 ]

Эту систему можно увидеть и в именах правителей Наньчжао: [ 28 ]

  • Синулуо
  • Луошэн
  • Шенглуопи
  • Пилуоге
  • Гелуофэн
  • Фэнцзяи
  • Имосун
  • Сюнгэцюань
  • Цюаньфэнъю - стремился подражать китайской практике и придерживался только Фэнъю; нарушил традицию и назвал своего сына Шилонгом [ 29 ]
  • Шилонг
  • Луншунь
  • Шуньхуажень

Эта традиция тесно связана с тибето-бирманскими традициями и предполагает, что правители Наньчжао не были тайцами. [ 28 ]

Традиционное общество И было разделено на четыре касты: аристократические нуохуо / нзымо Черный И, простолюдины цюнуо / кухо Белый И, адзя / мгаджие и сяси / гакси . Черные И составляли около 7 процентов населения, а Белые И составляли 50 процентов населения. Эти две касты не вступали в браки, и Черные И всегда считались более статусными, чем Белые И, даже если Белые И были богаче или владели большим количеством рабов. Белый и Черный И также жили в отдельных деревнях. Черные И не занимались сельским хозяйством, чем традиционно занимались Белые И и рабы. Черные Йи отвечали только за административную и военную деятельность. Белые Йи формально не были рабами, а жили как наемные слуги Черных Йи. Аджиа составляли 33 процента населения. Они принадлежали как Черным, так и Белым И и работали наемными работниками ниже, чем Белые И. Сяси были низшей кастой. Они были рабами, жившими со скотом своих хозяев и не имевшими никаких прав. Их могли избить, продать и убить ради развлечения. Членство во всех четырех кастах осуществлялось по отцовской линии. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Распространенность рабовладельческой культуры была настолько велика, что иногда детей называли в честь количества рабов, которыми они владели. Например: Лурббу (много рабов), Лурда (сильные рабы), Лурши (командир рабов), Лурнджи (происхождение рабов), Лурпо (рабовладелец), Лурха (сотня рабов), Джджину (много рабов). [ 27 ]

Случаи влияния системы кастового рабства можно было обнаружить еще в 1980-х и начале 1990-х годов, когда кланы нуохуо предотвращали браки с цюнуо или наказывали членов, которые это делали. [ 36 ]

Однажды я спросил своего друга нуохо , высокообразованного человека, полностью чувствующего себя в китайском научном мире как дома, что бы он сделал, если бы его дочь, которой тогда было около четырнадцати лет, захотела выйти замуж за кухо . Он сказал, что будет против. Я спросил его, не является ли это старомодным подходом. Он признал, что это так, но дал два объяснения. Во-первых, сказал он, он просто не будет чувствовать себя хорошо внутри. Что еще более важно, другие нуохо могут бойкотировать его семью за выход замуж, и с этого момента у них возникнут проблемы с вступлением в брак внутри касты нуохо . Это случилось с некоторыми из его родственников в другом округе.
Однако в то же время важно отметить, что кастовое расслоение в Ляншане никогда, насколько я могу судить, никогда не включало понятия осквернения или автоматического почтения, которые так важны в индийской кастовой системе. В районах, где есть как нуохо , так и кухо , они свободно общаются друг с другом, едят друг у друга дома и часто становятся близкими друзьями. Однако ничто из этого не разрушает брачный барьер; только среди высокообразованных горожан когда-либо рассматривалась возможность смешанного брака, и тогда обычно его отвергали; большинство нуохо предпочли бы, чтобы их дочери вышли замуж за сяэмгу (ханьского китайца), а не за кухо . [ 37 ]

Стивен Харрелл

Фольклор

[ редактировать ]

Самый известный герой мифологии И — Жыгэ Алу. Он был сыном дракона и орла, который обладал сверхъестественной силой, антимагическими и антипризрачными способностями. Он ездил на девятикрылом летающем коне, прозванном «длинными небесными крыльями». Ему также помогли волшебный павлин и питон. Волшебный павлин назывался Шуотные Вопли и мог оглушать уши слышавших его крик, но, если его пригласить в дом, поглощал зло и изгонял проказу. Питон по имени Ббахха Аюоссе был побежден Жыге Алу, который боролся с ним в океане после превращения в дракона. Говорили, что он способен обнаруживать проказу, лечить туберкулез и искоренять эпидемии. Подобно китайскому мифологическому лучнику Хоу И , Чжиге Алу сбивает солнца, чтобы спасти людей. [ 38 ] В религии И Бимоизм Чжиге Алу помогает священникам бимо лечить проказу и сражаться с призраками. [ 39 ]

Цзегуцзиенуо был призраком, вызывавшим головокружение, медлительность в действиях, слабоумие и беспокойство. Призрака обвиняли в недугах, и для борьбы с ним проводились ритуалы экзорцизма. Готовясь к ритуалу, бимо воздвигали на месте ритуала небольшие палочки, считавшиеся священными, кьемоббур. [ 39 ]

Фестиваль факелов

[ редактировать ]

Фестиваль факелов — один из главных праздников народа И. Согласно легенде Йи, когда-то жили два человека огромной силы, Сираби и Атилаба. Сираби жил на небесах, а Атилаба – на земле. Когда Сираби услышал о силе Атилабы, он вызвал Атилабу на поединок по борьбе. Потерпев два поражения, Сираби был убит в схватке, чем сильно разозлил бодхисаттв , наславших нашествие саранчи, чтобы наказать землю. В 24-й день 6-го месяца лунного календаря Атилаба срубил множество сосен и использовал их как факелы для уничтожения саранчи, защищая посевы от уничтожения. Таким образом, в его честь проводится Фестиваль факелов. [ 40 ]

И играют на ряде традиционных музыкальных инструментов, в том числе на больших щипковых и смычковых струнных инструментах. [ 41 ] а также духовые инструменты, называемые бау ( 巴乌 ) и мабу ( 马布 ). И также играют на хулу шэн, хотя, в отличие от других групп меньшинств в Юньнани, и не играют на хулу шэн для ухаживания или любовных песен (айцин). Коусян, небольшой четырехконечный инструмент, похожий на еврейскую арфу, является еще одним распространенным инструментом среди Ляншань И. Песни Кусянь чаще всего являются импровизированными и должны отражать настроение игрока или окружающей среды. Песни Коусянь также иногда могут выступать в форме айцин. Танец И, пожалуй, наиболее распространенная форма музыкального исполнения, поскольку его часто исполняют во время государственных праздников и/или фестивальных мероприятий.

Литература

[ редактировать ]

Художница Колетт Фу , правнучка Лун Юня, с 1996 года по настоящее время фотографирует общину И в провинции Юньнань. Ее серия всплывающих книг под названием « Мы — люди-тигры-драконы » включает изображения многих групп Йи. [ 42 ] [ 43 ]

Йи одежда (мужская)
Символ, используемый для обозначения бимоистской веры.
Бимоизм [ 44 ] ( китайский : 毕摩教 ; пиньинь : Bìmójiào , Yi : ꀘꂾ bi mox ) — коренная религия народа И, крупнейшей этнической группы в Юньнани после ханьских китайцев . Он получил свое название от бимо , шаманов - жрецов, которые также являются мастерами языка И и священных писаний, носящих характерные черные одежды и большие шляпы.

Другие религии

[ редактировать ]

В Юньнани некоторые из И приняли буддизм в результате обменов с другими преимущественно буддийскими этническими группами, присутствующими в Юньнани, такими как дай и тибетцы . Самым важным богом й-буддизма является Махакала , гневное божество, встречающееся в Ваджраяне и тибетском буддизме . В 20-м веке многие люди И в Китае обратились в христианство после прибытия Гладстона Портеуса в 1904 году, а затем и медицинских миссионеров, таких как Альфред Джеймс Брумхолл , Джанет Брумхолл, Рут Дикс и Джоан Уэльс из Китайской внутренней миссии . По данным миссионерской организации OMF International , точное количество христиан И не известно. В 1991 году сообщалось, что в провинции Юньнань , особенно в округе Луцюань, где насчитывается более 20 церквей, проживало около 1 500 000 христиан И.

Лекарство

[ редактировать ]

И известны своей степенью передачи знаний традиционной медицины из поколения в поколение через устные традиции и письменные записи. Их система традиционной медицины была академически описана. [ 45 ] Поскольку в префектуре, из которой были собраны медицинские данные И, также находится пещера, содержащая заразные для человека клады атипичной пневмонии, и известно, что у людей, живущих поблизости от пещер атипичной пневмонии, наблюдаются серологические признаки перенесенной инфекции. [ 46 ] [ 47 ] Было высказано предположение, что народ И неоднократно подвергался воздействию коронавируса на протяжении своей истории, пассивно учился медикаментозно отражать коронавирусную инфекцию много веков назад и внес результаты в свой список медицинских показаний, передаваемый из поколения в поколение. [ 48 ]

Распределение

[ редактировать ]
И автономные префектуры и уезды Китая
Население И по округам
Распределение данных переписи населения И 2000 года на уровне уездов в Китае.

(Включает только округа или их эквиваленты, в которых проживает >1% населения округа.)

Округ/город делать % Население Йи Общая численность населения
Sichuan province 2.58 2,122,389 82,348,296
Panzhihua city 10.11 110,326 1,091,657
Dong district 1.25 3,945 315,707
Xi district 1.84 3,148 170,862
Renhe district 19.06 38,907 204,170
Miyi county 13.21 27,381 207,300
Yanbian county 19.08 36,945 193,618
Leshan city 3.53 117,355 3,324,139
Jinkouhe district 10.15 5,373 52,916
Ebian Yi autonomous county 30.65 43,269 141,166
Mabian Yi autonomous county 39.15 66,723 170,425
Pingshan county 2.00 5,004 250,620
Yaan city 2.04 31,013 1,522,845
Hanyuan county 4.51 15,686 347,471
Shimian county 11.17 13,769 123,261
Garze Tibetan autonomous prefecture 2.56 22,946 897,239
Luding county 4.40 3,424 77,855
Jiulong county 37.01 18,806 50,816
Liangshan Yi autonomous prefecture 44.43 1,813,683 4,081,697
Xichang city 16.48 101,369 615,212
Muli Tibetan autonomous county 27.71 34,489 124,462
Yanyuan county 47.67 149,568 313,765
Dechang county 23.18 43,810 188,980
Huili county 17.33 75,064 433,185
Huidong county 6.91 24,279 351,310
Ningnan county 21.85 37,134 169,962
Puge county 76.55 106,521 139,156
Butuo county 95.44 132,285 138,604
Jinyang county 78.42 109,813 140,028
Zhaojue county 96.75 200,951 207,712
Xide county 85.74 118,048 137,676
Mianning county 33.39 108,289 324,332
Yuexi county 72.54 172,505 237,800
Ganluo county 68.66 120,445 175,426
Meigu county 97.81 172,356 176,214
Leibo county 51.36 106,757 207,873
Guizhou province 2.39 843,554 35,247,695
Baiyun district 1.04 1,961 187,695
Qingzhen city 1.65 7,761 471,305
Liupanshui city 9.56 262,308 2,744,085
Zhongshan district 5.64 25,549 453,293
Liuzhi special district 11.32 61,319 541,762
Shuicheng county 11.70 79,339 678,228
Pan county 8.97 96,101 1,070,802
Qianxi'nan Bouyei Miao autonomous prefecture 2.05 58,766 2,864,920
Xingyi city 2.02 14,521 719,605
Xingren county 2.44 10,372 425,091
Puan county 2.66 6,905 259,881
Qinglong county 6.76 17,436 258,031
Anlong county 2.28 9,094 399,384
Bijie prefecture 7.41 468,800 6,327,471
Bijie city 4.26 48,094 1,128,230
Dafang county 10.84 92,295 851,729
Qianxi county 8.67 60,420 697,075
Jinsha county 4.17 20,696 496,063
Zhijin county 3.81 31,420 825,350
Nayong county 5.72 37,840 661,772
Weining Yi Hui Miao autonomous county 9.06 95,629 1,056,009
Hezhang county 13.48 82,406 611,243
Yunnan province 11.11 4,705,658 42,360,089
Kunming city 6.65 384,531 5,781,294
Wuhua district 2.56 10,580 413,420
Panlong district 1.59 5,468 344,754
Guandu district 3.38 47,311 1,398,305
Xishan district 5.07 30,617 603,363
Dongchuan district 3.26 8,984 275,564
Chenggong county 1.22 2,202 180,685
Jinning county 7.64 20,443 267,739
Fumin county 7.44 10,422 140,046
Yiliang county 6.06 24,051 396,677
Shilin Yi autonomous county 32.49 72,779 223,978
Luquan Yi Miao autonomous county 22.45 96,388 429,355
Xundian Hui Yi autonomous county 8.91 42,934 481,721
Anning city 3.34 9,872 295,173
Qujing city 3.85 210,351 5,466,089
Qilin district 2.16 14,041 648,956
Malong county 3.41 6,326 185,766
Shizong county 6.21 21,718 349,770
Luoping county 6.44 33,159 515,211
Fuyuan county 7.16 47,076 657,474
Huize county 2.00 16,910 844,485
Zhanyi county 2.16 8,406 389,838
Xuanwei city 4.46 57,708 1,292,825
Yuxi city 19.32 400,412 2,073,005
Hongta district 9.02 36,905 409,044
Jiangchuan county 5.48 14,087 257,078
Chengjiang county 1.82 2,726 149,748
Tonghai county 5.82 16,017 275,063
Huaning county 21.29 41,844 196,519
Yimen county 26.75 45,362 169,581
Eshan Yi autonomous county 52.36 79,289 151,426
Xinping Yi Dai autonomous county 46.20 122,259 264,615
Yuanjiang Hani Yi Dai autonomous county 20.97 41,923 199,931
Zhaotong prefecture 3.23 148,521 4,592,388
Zhaotong city 2.58 18,758 727,959
Ludian county 2.51 8,686 345,740
Qiaojia county 2.86 13,183 461,034
Daguan county 1.98 4,667 235,802
Yongshan county 4.72 17,130 362,943
Zhenxiong county 5.78 63,463 1,097,093
Yiliang county 4.24 20,269 477,811
Chuxiong Yi autonomous prefecture 26.31 668,937 2,542,530
Chuxiong city 19.05 95,959 503,682
Shuangbai county 43.10 66,110 153,403
Mouding county 22.03 43,032 195,322
Nanhua county 36.07 82,223 227,970
Yaoan county 25.38 50,526 199,071
Dayao county 29.52 82,620 279,838
Yongren county 49.44 51,223 103,606
Yuanmou county 24.25 49,179 202,779
Wuding county 30.18 79,254 262,601
Lufeng county 16.61 68,811 414,258
Honghe Hani Yi autonomous prefecture 23.57 973,732 4,130,463
Gejiu city 20.27 91,902 453,311
Kaiyuan city 33.09 96,647 292,039
Mengzi county 29.38 99,917 340,051
Pingbian Miao autonomous county 18.51 27,596 149,088
Jianshui county 29.02 149,071 513,712
Shiping county 53.67 148,987 277,580
Mile county 30.92 153,235 495,642
Luxi county 7.99 29,202 365,585
Yuanyang county 24.01 87,137 362,950
Honghe county 14.23 38,086 267,627
Jinping Miao Yao Dai autonomous county 11.97 37,837 316,171
Lüchun county 4.92 9,894 201,256
Hekou Yao autonomous county 4.42 4,221 95,451
Wenshan Zhuang Miao autonomous prefecture 10.62 347,194 3,268,553
Wenshan county 17.28 74,255 429,639
Yanshan county 21.11 92,356 437,508
Xichou county 3.95 9,332 236,120
Malipo county 2.25 6,036 267,986
Maguan county 9.16 32,056 350,002
Qiubei county 18.05 78,327 434,009
Guangnan county 5.84 42,675 730,376
Funing county 3.17 12,157 382,913
Pu'er city 16.58 411,120 2,480,346
Simao district 15.12 34,904 230,834
Ning'er Hani Yi autonomous county 19.45 36,589 188,106
Mojiang Hani autonomous county 9.23 32,812 355,364
Jingdong Yi autonomous county 39.92 140,556 352,089
Jinggu Dai Yi autonomous county 20.59 59,476 288,794
Zhenyuan Yi Hani Lahu autonomous county 27.28 56,119 205,709
Jiangcheng Hani Yi autonomous county 13.47 13,503 100,243
Menglian Dai Lahu Va autonomous county 2.40 4,999 208,593
Lancang Lahu autonomous county 6.74 31,255 464,016
Ximeng Va autonomous county 1.05 907 86,598
Xishuangbanna Dai autonomous prefecture 5.61 55,772 993,397
Jinghong city 5.56 24,673 443,672
Menghai county 2.28 7,175 314,068
Mengla county 10.15 23,924 235,657
Dali Bai autonomous prefecture 12.94 426,634 3,296,552
Dali city 2.95 15,385 521,169
Yangbi Yi autonomous county 46.09 48,565 105,380
Xiangyun county 7.26 31,733 437,371
Binchuan county 6.27 20,332 324,412
Midu county 8.35 24,791 296,860
Nanjian Yi autonomous county 47.24 99,159 209,887
Weishan Yi Hui autonomous county 34.07 100,879 296,124
Yongping county 26.56 47,391 178,438
Yunlong county 5.45 10,739 196,978
Eryuan county 3.00 9,443 315,003
Jianchuan county 2.88 4,771 165,900
Heqing county 5.40 13,446 249,030
Baoshan prefecture 3.23 75,877 2,348,315
Baoshan city 4.61 39,025 846,865
Shidian county 3.62 11,360 314,187
Longling county 1.83 4,758 260,097
Changning county 6.04 20,123 333,241
Lijiang prefecture 18.68 210,431 1,126,646
Lijiang Naxi autonomous county 2.42 8,871 366,705
Yongsheng county 12.43 46,703 375,769
Huaping county 8.26 12,808 154,968
Ninglang Yi autonomous county 61.97 142,049 229,204
Nujiang Lisu autonomous prefecture 1.99 9,805 491,824
Lushui county 2.28 3,915 171,974
Lanping Bai Pumi autonomous county 2.91 5,727 196,977
Diqing Tibetan autonomous prefecture 3.29 11,616 353,518
Zhongdian county 6.50 9,586 147,416
Weixi Lisu autonomous county 1.38 2,016 146,017
Lincang prefecture 15.77 367,880 2,332,570
Lincang county 5.43 15,478 285,163
Fengqing county 27.61 117,883 426,943
Yun county 37.96 158,099 416,507
Yongde county 8.68 29,521 339,918
Zhenkang county 17.19 31,334 182,258
Shuangjiang Lahu Va Blang Dai autonomous county 1.57 2,605 165,982
Gengma Dai Va autonomous county 3.57 11,193 313,220
Longlin autonomous county (Guangxi) 1.03 3,563 347,462

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Отчет об итогах переписи населения 2019 года» . Главное статистическое управление Вьетнама . Проверено 1 мая 2020 г.
  2. ^ «Этнические группы – china.org.cn» . China.org.cn . Проверено 8 августа 2014 г.
  3. Некоторые ученые, однако, утверждают, что названия серии Нуосу происходят от слова «черный» ( , Nuo ).
  4. ^ # 5560 PTB *k-la TIGER в Китайско-тибетском этимологическом словаре и тезаурусе
  5. ^ Рэмси, Роберт С. (1987). Языки Китая , с. 160. Издательство Принстонского университета.
  6. ^ Бенедикт, Пол К. (1987). « Автонимы: должно или не должно ». Лингвистика Тибето-Бирманского региона 10: 188. В оригинале курсив.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Перспективы И Юго-Западного Китая» .
  8. ^ Перейти обратно: а б Космо 2003 , с. 248-249.
  9. ^ Космо 2003 , с. 249.
  10. ^ Каммингс, Джо ; Стори, Роберт (1991). Китай (3-е изд.). Одинокая планета. п. 705. ИСБН  0-86442-123-0 .
  11. ^ CX Джордж Вэй (2002). Исследование национализма Китая: темы и конфликты . Университет Индианы: Издательская группа Greenwood. п. 195. ИСБН  0-313-31512-4 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Беквит 1987 , с. 65.
  13. ^ Перейти обратно: а б с «Угасшая буддийская страна: Краткая история древней конституции Юньнани» . 19 августа 2018 г.
  14. ^ Чжоу, Чжэньхэ; Ты, Руджи (2017). Китайские диалекты и культура . Американская академическая пресса. п. 187. ИСБН  9781631818844 .
  15. ^ «Наньчжао Наньчжао (www.chinaknowledge.de)» .
  16. ^ Блэкмор 1960 .
  17. ^ Ульрих Теобальд, ChinaKnowledge.de: Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства , sv "gaitu guiliu", http://www.chinaknowledge.de/History/Terms/gaituguiliu.html
  18. ^ Эдгар, Сноу. «Красная звезда над Китаем», 225. Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Penguin Books, 1972.
  19. ^ Рассеянный песок: история сельских мигрантов Китая . Книги Версо. Июнь 2013. ISBN.  9781781680902 .
  20. ^ Герман, Джон Э. (2020). Среди облаков и тумана: китайская колонизация Гуйчжоу, 1200–1700 гг . Брилл. п. 34. ISBN  978-1-68417-463-8 .
  21. ^ Эндрю Уэст , Люди и язык йи
  22. ^ Сян Сяохун; Цао Юнань (2006). «Сравнительное исследование грамматики английского языка и И». Журнал Юго-Западного университета национальностей (издание по гуманитарным и социальным наукам) . doi : 10.3969/j.issn.1004-3926.2006.08.014 .
  23. ^ Харрелл 2001 , с. 100.
  24. ^ Харрелл 2001 , с. 101.
  25. ^ «Перспективы И Юго-Западного Китая» .
  26. ^ Харрелл 2001 , с. 99.
  27. ^ Перейти обратно: а б «Перспективы И Юго-Западного Китая» .
  28. ^ Перейти обратно: а б Ллойд 2003 , с. 15.
  29. ^ Брайсон 2015 , с. 70.
  30. Мартин Шенхальс «Интимное исключение: раса и каста вывернуты наизнанку» , 2003– стр. 26 «Черный И, не владеющий рабами, или бедный, тем не менее, всегда имел более высокий кастовый статус, чем любой Белый И, даже богатый или владеющий рабов, и Черный И проявил это превосходство, отказавшись выйти замуж за Белого И, даже если последний…»
  31. ^ Барбара А. Вест Энциклопедия народов Азии и Океании 2009 - стр. 910 «Общество И до революции 1949 года было разделено на четыре ранговых класса или касты: Нуохуо, или Черный И; Цюньо, или Белый И; Ацзя; и Сяси Нуохуо, или Черный И, были самой высшей и самой маленькой кастой, насчитывавшей всего около 7 процентов…»
  32. ^ Юнмин Чжоу Крестовые походы против наркотиков в двадцатом веке - Китай: национализм, ... - 1999 - стр. 150 «Черные И (около 7 процентов населения) составляли аристократический правящий класс, а белые И имели подчиненный статус. Однако внутри белых И было три подгруппы: Цюньо, Аньцзя и Цюньси (около 50 процентов). ...")
  33. ^ С. Роберт Рэмси «Языки Китая» , 1987– стр. 253 «Черные И смотрели на сельское хозяйство свысока, и все культивирование традиционно выполнялось Белыми И и рабами. Черные И несли ответственность только за управление и военную защиту. Однако даже в этом случае , они обычно очень заботились о своих..."
  34. ^ Стеван Харрелл. Перспективы Йи Юго-Западного Китая, 2001 г. - стр. 174 «Одна деревня предназначена для черных Йи, которые говорят на языке черных Йи. Одна деревня предназначена для Белых Йи, которые говорят на языке Белых Йи. Одно место предназначено для Красных Йи, которые говорят Язык Красного И. Одна деревня предназначена для Ган И, говорящих на языке Ган И. Одна деревня предназначена для...»
  35. ^ Дэниел Х. Бэйс Христианство в Китае: от восемнадцатого века до наших дней, 1999 г. – стр. 144 «В местной иерархии этнических групп они занимали последнее место, ниже китайцев, аристократии И (Черный И) и свободных людей ( Белый И) и Хуэй, ближе к касте рабов И».
  36. ^ Харрелл 2001 , с. 94.
  37. ^ Харрелл 2001 , с. 94-95.
  38. ^ Лихуэй, Ян и Ан Деминг. «Мир китайской мифологии: Введение». В: Мифы о создании и происхождении Китая . Лейден, Нидерланды: Brill, 2011. с. 52. дои: https://doi.org/10.1163/ej.9789004194854.i-354.18
  39. ^ Перейти обратно: а б «Картины духов | Горные узоры - Музей Берка» .
  40. ^ К югу от облаков, 114–115.
  41. ^ «Сеть людей И — Музей сети культуры И в Китае, самый ранний и крупнейший портал культуры И — карта веб-сайта yizuren.com » . Проверено 8 августа 2014 г. .
  42. ^ Фу, Колетт (2013). Фестивальный костюм Йи . Колетт Фу. OCLC   881525220 .
  43. ^ Фу, Колетт; Вассерман, Кристина (2016). Странник: всплывающие окна от Колетт Фу: 14 октября 2016 г. – 26 февраля 2017 г. Национальный музей женщин в искусстве. OCLC   962923876 .
  44. ^ Пань Цзяо, 2011 г.
  45. ^ Лонг, К.; Ли, С.; Лонг, Б.; Ши, Ю.; Лю, Б. (2009). «Лекарственные растения, используемые этнической группой И: пример из центрального Юньнани» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 5:13 . дои : 10.1186/1746-4269-5-13 . ПМК   2679000 . ПМИД   19389251 .
  46. ^ Ван, Нин, Ян, Син-Лу; Чжан, Го, Хуа; Миллер, Чжу, Гуанцзянь; .; Хаган, Эмили; Чжоу, Чжан, Юн-Чжи; Ван, Дашак, Питер; «Серологические данные о коронавирусной инфекции, связанной с летучими мышами, у людей, Китай» Virologica Sinica 33 ( 1): 104–107. : 10.1007 s12250-018-0012-7 . PMC   6178078 . .   / doi
  47. ^ Ли, Хунъин; Мендельсон, Эмма; Цзун, Чен; Чжан, Вэй; Хаган, Эмили; Ван, Нин; Ли, Шиюэ; Ян, Хун; Хуан, Хуэйминь; Чжу, Гуанцзянь; Росс, Ноам; Чмура, Алексей; Терри, Филип; Филдер, Марк; Миллер, Морин; Ши, Чжэнли; Дашак, Питер (2019). «Взаимодействие человека и животных и потенциал распространения коронавируса среди сельских жителей Южного Китая» . Биобезопасность и здоровье . 1 (2): 84–90. дои : 10.1016/j.bsheal.2019.10.004 . ПМЦ   7148670 . ПМИД   32501444 .
  48. ^ Шеридан, Р. «Забытое наследие традиционной медицины в эпоху коронавируса»

Источники

[ редактировать ]
  • Беквит, Кристофер И. (1987). Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье . Издательство Принстонского университета.
  • Блэкмор, М. (1960). «Возвышение Нань-Чао в Юньнани». Журнал истории Юго-Восточной Азии . 1 (2): 47–61. дои : 10.1017/S0217781100000132 .
  • Брайсон, Меган (2015), Королевские титулы в рассказах о королевстве Наньчжао между Тибетом и Танским Китаем
  • Чэн Сямин. Обзор демографических проблем народности И в горах Большого и Малого Лян . Общественные науки в Китае. 3: Осень 1984 г., 207–231.
  • Клементс, Рональд. Укажите мне в небо: удивительная история Джоан Уэльс . (Публикации Монарха, 2007 г.), ISBN   978-0-8254-6157-6 .
  • Космо, Никола ди (2003), Политические границы, этнические границы и человеческая география в истории Китая
  • Дессэн, Ален Ю. Меньшинства Юго-Западного Китая: введение в йи (лоло) и родственные им народы . (Нью-Хейвен: HRAF Press, 1980).
  • Ду Руофу и Вип, Винсент Ф. Этнические группы в Китае . (Пекин: Science Press, 1993).
  • Гулларт, Питер . Принцы Черной Кости . (Джон Мюррей, Лондон, 1959).
  • Граймс, Барбара Ф. Этнолог . (Даллас: Переводчики Библии Уиклифа , 1988).
  • Харрелл, Стеван (2001), Этнические образы жизни в Юго-Западном Китае
  • Ллойд, Джон К. (2003), Топонимы периферии Наньчжао
  • Культурные встречи на этнических границах Китая. История истории И. Под редакцией Стивена Харрелла. (Сиэтл: Вашингтонский университет Press , 1995).
  • Перспективы И Юго-Западного Китая . Под редакцией Стивена Харрелла. (Беркли/Лос-Анджелес/Лондон: Калифорнийский университет Press , 2001), ISBN   0-520-21988-0 .
  • Национальные меньшинства Китая . Под редакцией Ма Инь. (Пекин: Издательство иностранных языков, 1994).
  • Чжан Вэйвэнь и Цзэн Циннань. В поисках меньшинств Китая . (Пекин: New World Press).
  • Ритуал изгнания призраков: религиозная классика народности И в префектуре Ляншань, Сычуань ( Тайбэйский институт Риччи , ноябрь 1998 г.), ISBN   957-9185-60-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bca70f0f8f8104b4be4206331df67a80__1716122220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/80/bca70f0f8f8104b4be4206331df67a80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)