Поставщик Fairchild C-123
Поставщик C-123 | |
---|---|
![]() Поставщик HC-123B береговой охраны США из CGAS Miami . | |
Общая информация | |
Тип | Военно-транспортный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Чейз Самолет Фэйрчайлд Самолеты |
Основные пользователи | ВВС США (исторический) |
Количество построенных | 307 |
История | |
Изготовлено | 1949–1970 |
Дата введения | 1956 |
Первый полет | 14 октября 1949 г. |
Ушедший на пенсию | 1995 ( Королевские ВВС Таиланда ) [ 1 ] |
Разработано на основе | Чейз XCG-20 |
Варианты | Чейз XC-123A Строуков YC-134 |
Fairchild C-123 Provider — американский военно-транспортный самолёт, разработанный компанией Chase Aircraft и построенный компанией Fairchild Aircraft для ВВС США . В дополнение к службе в ВВС США, которая включала последующую службу в резерве ВВС и Национальной гвардии ВВС , он продолжал служить береговой охране США и различным военно-воздушным силам в Юго-Восточной Азии . Во время войны во Вьетнаме С-123 использовался для доставки припасов, эвакуации раненых, для заброски агентов в тыл противника, а также использовался для распыления «Агента Оранж» .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]

Первоначально C-123 Provider был разработан компанией как штурмовой планер для ВВС США (USAF) Chase Aircraft как XCG-20 (обозначение Chase MS-8 Avitruc). [ 2 ] В начале 1950-х годов были разработаны два силовых варианта XCG-20: XC-123 и XC-123A . Единственной разницей был класс используемых двигателей. На XC-123 использовались два радиально-поршневых двигателя Pratt & Whitney R-2800-23 с воздушным охлаждением, а на XC-123A - четыре турбореактивных двигателя General Electric J47 -GE-11 в двух гондолах. [ 3 ] XC-123A, хотя и является экспериментальным, также отличается тем, что является первым военным транспортным самолетом ВВС США с реактивным двигателем. [ 4 ] В то время как XC-123 с поршневым двигателем изначально пользовался большим уважением за свою прочность, надежность и способность работать с коротких и неулучшенных взлетно-посадочных полос, XC-123A с турбореактивным двигателем предназначен для высокоскоростной перевозки критически важных деталей между базами ВВС США. и личный состав – был признан неспособным действовать с коротких и неровных взлетно-посадочных полос. Также не было практического преимущества в скорости из-за конструкции крыла и фюзеляжа, а также резкого сокращения дальности полета. Была построена только одна испытательная и оценочная версия с турбореактивным двигателем. [ нужна ссылка ]
Хотя ВВС США были заинтересованы в размещении заказа на новый транспорт, Чейз не имел производственных мощностей для удовлетворения потребностей ВВС и искал партнера для производства нового самолета. [ 5 ] К 1953 году Генри Дж. Кайзер приобрел контрольный пакет акций Chase Aircraft, чувствуя, что после завершения строительства C-119 для Fairchild по контракту он сможет взять под свой контроль предстоящий контракт на C-123. Два планера были построены на заводе Kaiser Willow Run в Ипсиланти, штат Мичиган , до того, как разразился ценовой скандал, в результате которого Кайзеру сказали, что никакие дальнейшие контракты с ним выполняться не будут. Контракт на C-123 был выставлен на торги, и два готовых планера были списаны. В конечном итоге контракт был заключен с компанией Fairchild Engine and Airplane , которая взяла на себя производство бывшего Chase C-123B, усовершенствованной версии XC-123. [ 6 ] Прежде чем передать производство Fairchild, Чейз первоначально назвал свой C-123B AVITRUC , но так и не прижился. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2019 г. ) |
Первыми получателями самолетов C-123 стали транспортные подразделения ВВС США, вскоре за ними последовала Береговая охрана США (USCG), которая использовала самолет для поисково-спасательных операций (SAR), и даже демонстрационная группа ВВС США «Тандербердс ». какое-то время использовал C-123 в качестве самолета материально-технического обеспечения для перевозки наземных бригад и оборудования. Этот тип также будет широко экспортироваться в рамках различных программ военной помощи США непосредственно со складов ВВС США. C-123 использовался для перевозки лимузина президента Джона Ф. Кеннеди во время его турне по Техасу в ноябре 1963 года.

ВВС США почти игнорировали C-123 для службы во Вьетнаме, но политическое соперничество с армией США и использование армией CV-2 Caribou , а затем и предварительный заказ на производство de Havilland Canada C-8 Buffalo , привели к к решению разместить там С-123. Чтобы составить конкуренцию хорошо работающему CV-2, ВВС США и Fairchild продолжили разработку C-123, чтобы он мог выполнять аналогичную работу на коротких взлетно-посадочных полосах. Эта дополнительная разработка повысила полезность самолета и его вариантов, позволив ему выполнять ряд уникальных задач, включая HC-123B , который эксплуатировался с USCG, оснащенным дополнительным радиолокационным оборудованием для поисково-спасательных операций до 1971 года, и C-123B. 123J , оснащенный убирающимися лыжами для полетов в Гренландии и на Аляске на взлетно-посадочных полосах с утрамбованным снегом.


К 1962 году вариант самолета C-123K был оценен для операций в Юго-Восточной Азии, и их звездные характеристики побудили ВВС модернизировать 180 самолетов C-123B до нового стандарта C-123K, который имел вспомогательные реактивные блоки под крыльями. и противоскользящие тормоза. В 1968 году самолет помог пополнить запасы войск в Кхесани , Вьетнам , во время трехмесячной осады Северного Вьетнама . [ 2 ]
Ряд C-123 были сконфигурированы как VIP-транспорты, в том числе « генерала Уильяма Уэстморленда » Белый кит . C-123 также получил известность благодаря использованию в операциях по дефолиации « Операция Ranch Hand » во Вьетнаме. Как ни странно, ВВС США официально решили не закупать VIP-транспорт VC-123C , отдав предпочтение Convair VC-131D .
Первые C-123, достигшие Южного Вьетнама, были частью специального полета ВВС США по воздушному распылению в рамках операции « Ручка ранчо» , которой было поручено очистить джунгли от листвы, чтобы лишить повстанцев их традиционных укрытий. [ 8 ] Эти самолеты начали свою эксплуатацию в конце 1961 года. Самолеты, оснащенные распылительным оборудованием, получили префикс U в качестве модификатора роли, причем наиболее распространенными типами были UC -123B и UC-123K . Самолеты, предназначенные для такого использования, были последними, кто участвовал в военной службе для борьбы со вспышками болезней, передающихся насекомыми. C-123 также использовался в качестве «прыжкового самолета» для студентов-десантников армии США, находившихся на армейском аэродроме Лоусон с в Форт-Беннинге, штат Джорджия, начала 1970-х по начало 1980-х годов. Этот самолет использовался совместно с Lockheed C-130 Hercules и Lockheed C-141 Starlifter .
В 1958 году Береговая охрана США получила от ВВС США свой первый HC-123B , за ним последовали еще семь. [ 9 ] в 1961 году. До войны во Вьетнаме C-123B использовался для выполнения множества задач, таких как авианосец, медицинский транспорт и миссии поддержки с коротких, минимально подготовленных взлетно-посадочных полос. [ 10 ] Установка купола на носовой части самолета позволила разместить крупный радар, позволяющий самолету соответствовать требованиям поисково-спасательных операций и полетов на большие расстояния над водой. Береговая охрана укомплектована экипажем самолета из пяти человек: два офицера в качестве пилота и второго пилота, а также рядовой бортмеханик, рядовой штурман и рядовой погрузочный мастер. Роль HC-123B в береговой охране постепенно заменялась более дальнобойным самолетом береговой охраны HC-130 в 1960-х и 1970-х годах, когда эти новые планеры поступили в строй. [ 11 ] [ ненадежный источник? ] В 1972 году последний C-123B, находившийся на вооружении береговой охраны США, был снят с вооружения. [ 9 ] [ 12 ]
После окончания войны во Вьетнаме оставшиеся C-123K и UC-123K были переданы тактическим воздушным транспортным подразделениям резерва ВВС (AFRES) и воздушной национальной гвардии (ANG), которые были оперативно переданы тактическому авиационному командованию (TAC). до 1975 года и Военное командование воздушных перевозок (MAC) после 1975 года. [ 13 ]
302- е тактическое авиакрыло на авиабазе Рикенбакер (позже Рикенбакер ANGB ), штат Огайо, управляло последними UC-123K Provider, находившимися на вооружении, прежде чем было преобразовано в Lockheed C-130 Hercules . Эти самолеты, известные как Special Spray Flight, использовались для борьбы с болезнями, переносимыми насекомыми, при этом миссии на Аляску, Южную Америку и Гуам входили в число гуманитарных миссий, выполняемых этим резервным подразделением ВВС. [ 14 ]
Последние образцы C-123, находящиеся на действительной военной службе в США, были выведены из резерва ВВС и Национальной гвардии в начале 1980-х годов. Некоторые планеры были переданы Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) для программ испытаний и оценки, а другие были переданы Министерству сельского хозяйства США (USDA) для различных программ. Эти самолеты также были сняты с вооружения к концу 1990-х годов.
Экспериментальные проекты
[ редактировать ]
В 1954 году YC-123D , бывший прототип XC-123A, поднялся в воздух в модифицированном состоянии после переоборудования компанией Stroukoff Aircraft . Хотя наиболее очевидным изменением по сравнению с исходным XC-123A была замена двигателей (на два Wright Turbo Compound R3350 -89A радиальных двигателя мощностью 3500 л.с. (2600 кВт) , вращающиеся четырехлопастные тринадцатифутовые Aeroproducts с постоянной скоростью и полным флюгированием винты ). На YC-123D также была установлена система контроля пограничного слоя . Эта система направляет воздух от двигателей на высокой скорости через верхнюю часть крыла, заставляя крыло вести себя так, как будто самолет летит на более высокой скорости. В результате YC-123D имел значительно уменьшенную взлетно-посадочную дистанцию. По сравнению с C-123B, YC-123D мог приземлиться на высоте 755 футов вместо 1200 и взлететь с взлетно-посадочной полосой всего 850 футов вместо 1950 при общей массе 50 000 фунтов.
В 1955 году Строуков по контракту с ВВС США изготовил одноместный YC-123E , рассчитанный на взлет с любой поверхности, а также оснащенный BLC. Строукова Новый самолет также имел систему Pantobase , сочетающую лыжную систему с герметичным фюзеляжем и поплавками, установленными на крыле, при сохранении обычного шасси. Лыжи работали как на снегу, так и на воде, а система эффективно позволяла самолету приземляться на воду, землю, снег или лед.
В 1956 году ВВС США заключили с Fairchild контракт на проектирование улучшенной версии C-123 под обозначением C-136 , но контракт был расторгнут до того, как самолет был построен. [ 15 ]
Примерно в то же время YC-123H , продукт программы модификации Fairchild, начавшейся в 1956 году и завершенной в 1957 году. разрабатывался [ нужна ссылка ] «Программа увеличения реактивной мощности» для существующих C-123B была начата в 1955 году по указанию ВВС США, а в контракте на YC-123H ВВС США расширили ее, разрешив установку двух турбореактивных двигателей General Electric J85, установленных на гондолах .
В 1979 году королевское правительство Таиланда, стремясь продлить срок службы своего парка C-123, заключило контракт с Mancro Aircraft Company при поддержке ВВС США на переоборудование одного C-123B на турбовинтовые силовые установки. [ нужна ссылка ] Allison T56 Использовались турбовинтовые двигатели -A-7, и к тому времени, когда самолет, получивший название C-123T , был завершен, у него были новые «мокрые» крылья, вспомогательная силовая установка (ВСУ), обеспечивающая силовое перемещение рулей, и система обогрева грузовых отсеков, которая также питала новую противообледенительную систему. [ нужна ссылка ] Бюджетные ограничения вынудили правительство Таиланда отказаться от программы в 1981 году, и из-за отсутствия заинтересованных сторон разработка С-123Т была остановлена. [ нужна ссылка ] Однако он завершил жизнь C-123, сделав его единственным типом самолета, работавшим на реактивных, поршневых и турбовинтовых двигателях, а также в качестве планера за всю свою историю. [ нужна ссылка ] [ № 1 ]
C-123T недавно был возрожден совместным предприятием американской Fleetwings Aircraft Company и южноафриканской компании Elmer Group. В 2010 году они объявили о проекте по первоначальному восстановлению старых планеров для африканских заказчиков, а там, где есть спрос, по строительству новых самолетов. Планеры будут оснащены новыми турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce T56 -A-15, стеклянной кабиной и другими усовершенствованиями. Предлагаемый C-123T должен был иметь полезную нагрузку 25 000 фунтов и взлетную длину чуть более 1000 футов при максимальной взлетной массе 50 000 фунтов. Возможные применения включали морское патрулирование, поиск и спасение и даже использование в качестве боевого корабля, в то время как уже разработаны переносные комплекты для дозаправки в воздухе и сельскохозяйственного применения. [ 16 ]
Black Spot и другие специальные военные C-123
[ редактировать ]Во время войны во Вьетнаме некоторые C-123 были модифицированы для выполнения специальных задач. Большинство этих модификаций были на уровне одного или двух самолетов. Более многочисленным было только использование C-123 в качестве «сигнальных кораблей» для освещения целей для боевых кораблей с неподвижным крылом, таких как AC-47 и AC-119G . Эти самолеты, работавшие под позывным Candle, находились в составе 14-го крыла специальных операций ВВС США .

Одиночный C-123B испытывался как возможная замена самолета Candle , с удаленной задней погрузочной рампой и заменой ее большим коробом с 28 большими фонарями. Самолет мог непрерывно освещать круг длиной 2 мили (3,2 км) с высоты 12 000 футов (3700 м). Этот самолет под временным обозначением NC-123B был сброшен, поскольку закрепленные на самолете огни значительно облегчали отслеживание артиллеристам противника по сравнению с более ранними сигнальными кораблями.
Срок службы самолета «Кэндл» продлился, когда несколько UC-123K были переданы на базу Королевских ВВС Таиланда Накхон Фаном в Таиланде . В тот период он использовался как сигнальный корабль, а также как самолет передового управления воздушным движением (FAC). Сигнальные ракеты обычно использовались для войск, находящихся в контакте (TIC), в то время как миссия FAC наносила воздушные удары по Лаосу по тропе Хо Ши Мина.
Другой NC-123B использовался в качестве самолета-радиоретранслятора над тропой Хо Ши Мина с оборудованием для считывания сигналов от различных наземных датчиков, предназначенных для обнаружения активности грузовиков противника.
Два самолета С-123К модифицированы в сентябре 1965 года в рамках проекта Black Spot . [ 17 ] Самолет Black Spot должен был соответствовать «возможностям автономной ночной атаки», что было основным направлением операции Shed Light, и компания E-Systems из Гринвилля, штат Техас , получила контракт на завершение модификаций. Эти самолеты были оснащены множеством новых датчиков, в том числе датчиками низкого уровня освещенности (LLLTV), инфракрасным дальномером (FLIR) и лазерным дальномером. [ 18 ] Самолет внешне радикально отличался от своих транспортных собратьев, поскольку новое оборудование требовало удлинения носовой части более чем на 50 дюймов (127 см). [ 19 ] На самолете также была установлена система вооружения, предназначенная для перевозки бомб BLU-3/B (с использованием адаптера ADU-253/B) или BLU-26/B (с использованием адаптера ADU-272/B) кассеты или CBU-68/B . бомбы . [ 20 ] [ 21 ]
Два самолета с серийными номерами AF 54-0691 и 54-0698 сначала получили обозначение NC-123K в 1968 году, а затем изменили обозначение AC-123K в 1969 году. [ Н 2 ] Эти NC/AC-123K были впервые развернуты на авиабазе Осан в Южной Корее в период с августа по октябрь 1968 года и летали для поддержки операций против северокорейских лазутчиков, приближающихся на лодках. Операции в Корее имели определенный успех, и в результате в ноябре 1968 года NC/AC-123K были переброшены в Южный Вьетнам. Самолеты эксплуатировались там до января 1969 года, когда они были передислоцированы в Убон RTAB , Таиланд . Затем в мае 1969 года два самолета были возвращены в Соединенные Штаты в Херлберт-Филд , Флорида , где прошел второй этап обучения. Четыре экипажа прошли наземную школу в Гринвилле, штат Техас, и вернулись в Херлберт, где впервые управляли самолетом.
Судьба самолета до сих пор неясна. Источники сообщают, что миссии завершились в начале июля 1970 года, и самолеты отправились на Центра хранения и утилизации военных самолетов (MASDC) «кладбище» на авиабазе Дэвис-Монтан в Аризоне, где им был возвращен стандарт C-123K, а затем все еще возвращенный в Южный Вьетнам. одеты в камуфляж и черную нижнюю часть для транспортной службы. [ 19 ] Однако официальная история гласит, что боевые действия прекратились 11 мая 1969 года, а о втором развертывании не упоминается. [ 17 ] Хотя второе развертывание упоминается в соответствующей документации, указаны только даты прибытия в Таиланд, и нет никакой информации о том, когда они улетели или где находился их пункт назначения. [ 22 ]
Тайные операции
[ редактировать ]Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]В 1962 году ЦРУ приобрело пять C-123B у ВВС США для Air America для использования в Лаосе и Вьетнаме, а также еще 5 C-123B для использования сверхсекретной 34-й эскадрильей ВВС Китайской Республики ( Тайвань ), подразделением Black Ops. под названием « Черная летучая мышь » как секция полета B (секция полета A состояла из двух P2V-7U / RB-69A). Пять тайваньских C-123B были отправлены на завод Lockheed Skunk Works для модификации в качестве самолетов скрытного вторжения с «умной» системой помех класса «воздух-воздух», системой BSTR для подавления радаров наземных зенитных орудий, а также добавлена станция оборонительного оператора для работы. постановщики помех на борту, дополнительное топливо в подкрыльевых баках, 36 тайваньских экипажей завершили курсы обучения на авиабазе Поуп к ноябрю 1962 года.
Пять C-123B ROCAF/Тайваня/ЦРУ будут использоваться над Северным Вьетнамом в качестве самолетов для скрытого десантирования на малой высоте и в ночное время в соответствии с соглашением South Star II под прикрытием тайваньской национальной авиакомпании China Airlines, которая имела «прикрытие» эксплуатирующая вьетнамский воздушный транспорт (VIAT) в Южном Вьетнаме, который ранее принадлежал Air America. Секретное подразделение базировалось в Сайгоне, но вылетало из Дананга для высадки с воздуха в Северный Вьетнам, причем некоторые миссии длились 14 часов.

1 февраля 1964 года общий контроль над South Star II был передан от ЦРУ Группе исследований и наблюдений (SOG) в составе Командования военной помощи США Вьетнаму (MACV) в Сайгоне. Наряд был переименован в Det. 1 из 75-й авианосной эскадрильи ВВС США (TCS), но в SOG он был известен как Первый летный отряд (FFD).
В мае 1964 года в рамках «Проекта Дак Хук» еще шесть C-123 получили обширные модификации от Lockheed Air Service в Онтарио, Калифорния, оснащенные пакетами ECM ATIR и BSTR, доплеровской навигационной системой ASN-25, радаром слежения за местностью APN-153. , консольная станция для радиста, новая КВ радиостанция и другие радиостанции. Эти самолеты были переданы секретному тайваньскому подразделению Black Bat, действующему в Южном Вьетнаме. В октябре 1964 года MACV, ЦРУ и ROCAF/Тайвань подписали соглашение «Южная звезда III» о продолжении операции во Вьетнаме. Шесть самолетов C-123B «Дак Хук» базировались на авиабазе Нячанг , к северу от залива Камрань, официально обозначенной как Дет. 12 из 1131-й эскадрильи специального назначения.
В 1966 году самолеты C-123B «Duck Hook» были обновлены метеорологическим радаром RDR-10 и приемником самонаведения ARN-131 для выполнения миссий над тропой Хо Ши Мина. Все C-123B были преобразованы в C-123K в 1968 году с двумя турбореактивными двигателями, установленными на крыле, а также с модернизацией ECM с приемником радиолокационного предупреждения APR-25 и дозатором соломы ALE-1. Обозначение проекта «Duck Hook» в конечном итоге было изменено на «Heavy Hook». Дет. 12 из 1131 подразделения специальной эскадрильи в Нячанге получили выдающуюся награду от ВВС США за выполнение 4000 секретных боевых вылетов и вылетов боевой поддержки с июня 1966 года по май 1968 года.
В мае 1970 года С-123К из состава «Черных летучих мышей» поддержали секретное военное вторжение США в Камбоджу. В октябре 1970 года начались полеты в Лаос. В марте 1972 года SOG была дезактивирована, а операция «Южная звезда» завершилась возвращением на Тайвань четырех уцелевших С-123К. 1 марта 1973 года 34-я эскадрилья «Черная летучая мышь» ROCAF / Тайвань была расформирована. [ 24 ]
Центральная Америка
[ редактировать ]5 октября 1986 года поставщик корпоративных авиаперевозок C-123 (HPF821, ранее N4410F и USAF 54-679, (номер 20128)) [ 25 ] Сан-Сальвадор - Илопанго вылетел из аэропорта в Сальвадоре, загруженный 70 автоматами АК-47 и 100 000 патронов, реактивными гранатами и другими предметами снабжения. Он пролетел вдоль побережья Никарагуа и вошел в воздушное пространство Никарагуа недалеко от границы с Коста-Рикой . Около Сан-Карлоса самолет снизился на высоту 2500 футов, готовясь сбросить груз истребителям Контрас .
Во время десантирования C-123 был сбит сандинистским солдатом из SA-7 Grail . Пилоты ЦРУ Уоллес «Базз» Сойер и Уильям Купер погибли в результате крушения. Грузмастер Юджин Хазенфус спрыгнул с парашютом в безопасное место и попал в плен. Позже он был освобожден в декабре 1986 года. [ 26 ] Там остается сбитый в Никарагуа самолет Fairchild C-123. Его родственный корабль, также Fairchild C-123, который был куплен ЦРУ одновременно с первым, затем некоторое время оставался заброшенным в международном аэропорту Сан-Хосе, а затем был куплен за 3000 долларов, разобран на 7 частей и перевезен. на лодке до Кепоса, Коста-Рика, а затем снова собран и теперь является центральной частью пляжного коктейль-бара, расположенного недалеко от национального парка Мануал-Антонио. [ 27 ]
Споры об агенте Оранж
[ редактировать ]В 2011 году отставной офицер ВВС майор Уэсли Т. Картер подал жалобу генеральному инспектору ВВС, утверждая, что ВВС знали, что UC-123K, использованные для распыления агента Orange во Вьетнаме, оставались загрязненными и что ВВС потерпели неудачу. должным образом информировать последующие летные экипажи о рисках, связанных с их переводом в резерв ВВС по окончании войны во Вьетнаме. В своей жалобе майор Картер утверждает, что ВВС знали с 1994 года, что самолеты были заражены дефолиантом; он ссылается на тот факт, что, когда бывший C-123 готовился к постоянной статической экспозиции, работникам приходилось использовать костюмы HAZMAT и респираторы. Кроме того, утверждается, что когда самолет проходил испытания ВВС, он содержал высокие уровни известного канцерогенного полихлорированного дибензодиоксина , что подтвердили исследования Университета медицинских наук Орегона и Школы общественного здравоохранения Мейлмана Колумбийского университета. [ нужна ссылка ]
Самолеты, летавшие в 1972–1982 годах, после службы во Вьетнаме были переданы в резерв ВВС и использовались для выполнения обычных грузовых операций и задач воздушной медицинской эвакуации. Экипажи налетали сотни часов на борту нескольких зараженных самолетов, которые часто летали с открытыми окнами из-за запаха и раздражения глаз. Появились служебные записки, показывающие, что офицеры JAG ВВС рекомендовали хранить информацию о токсичности «...в пределах официальных каналов». Кроме того, майор Картер обнаружил отчеты ВВС о самолетах, загрязненных диоксином, проданных за границу, а также об одном самолете, использовавшемся на авиабазе Робинс Джорджии в Музее авиации с общественным доступом к загрязненным поверхностям самолета. В 2010 году из-за опасений по поводу загрязнения диоксином ВВС предприняли необычный шаг: измельчили все оставшиеся излишки самолетов C-123K/UC-123K и переплавили отходы в слитки для утилизации. [ 28 ]
9 июня 2011 года генеральный инспектор ВВС США отклонил жалобы Картера и в последующем сообщении объяснил: «К сожалению, мы не имеем возможности идентифицировать или уведомлять лиц из упомянутых вами категорий», когда его спросили, есть ли военные предупредят экипажи об их воздействии диоксина. 18 июня 2011 года жалоба ветеранов была принята генеральным инспектором Министерства обороны с добавлением просьбы о том, чтобы министр обороны обозначил сами самолеты UC-123K как «объекты воздействия агента Orange». [ 29 ]
В декабре 2011 года Министерство по делам ветеранов США опубликовало два уведомления о своем решении о том, что, хотя самолеты после Вьетнама «могли» быть заражены, экипажи «маловероятно» подверглись воздействию диоксина. В качестве необычного ответа Центр регистрации токсичных веществ и заболеваний США быстро опроверг позицию ВА 25 января 2012 года заявлением его заместителя директора, в котором был сделан вывод о том, что летные экипажи и обслуживающий персонал, скорее всего, подверглись воздействию, выходящему далеко за рамки военных и правительственных уровней досмотра с поверхности. . [ 30 ]
Варианты
[ редактировать ]

- Чейз XCG-20
- Два прототипа цельнометаллических десантно-транспортных планеров, построенных компанией Chase Aircraft , позже получивших обозначение XG-20, один стал XC-123, другой — XC-123A.
- Чейз XC-123
- Бывший XG-20 был оснащен двумя двигателями R-2800-23 мощностью 2200 л.с. (1600 кВт).
- Чейз XC-123A
- Бывший XG-20 был оснащен четырьмя спаренными турбореактивными двигателями J47-GE-11 (типа, используемого на B-36 и B-47). [ 31 ] ) под крыльями. [ 3 ] [ 32 ]
- С-123Б
- Серийная модель на базе XC-123 с двумя двигателями R-2800-99W мощностью 2300 л.с. (1700 кВт) с размещением 61 военнослужащего или 50 носилок, пять из которых построены Chase и 302 - Fairchild Aircraft.
- UC-123B
- C-123B модифицированы для дефолиации и уничтожения урожая.
- ВК-123С
- Представительский транспортный вариант реактивного самолета XC-123A, не строился.
- Струков YC-123D
- Один самолет, построенный Строуковым, с системой управления пограничным слоем для улучшения характеристик взлета и посадки.
- Струков YC-123E
- Один самолет, построенный Строуковым, с модифицированным килем и рулем направления, модифицированным днищем фюзеляжа (так называемым Pantobase ) и понтонными поплавками, позволяющими работать на воде, песке, снегу или льду.
- YC-123H
- Прототип с широкой гусеничной ходовой частью и двумя подкрыльевыми разгонными двигателями J85.
- С-123J
- C-123B с двумя разгонными двигателями Fairchild J44-R-3 , установленными на законцовках крыла , 10 из которых переоборудованы на производственной линии, плюс один переоборудован позже для CAA (позже FAA) для операций на Аляске. [ 5 ]
- С-123К
- C-123B с двумя подкрыльевыми ускорительными двигателями J85 и колесами большего размера, 183 переоборудованных.
- АС-123К/НК-123К
- Два C-123B переоборудованы для вооруженного ночного наблюдения с помощью специальных датчиков.
- С-123Л
- Предложенный вариант взлета и посадки с турбовинтовыми двигателями Т64 и ширококолесным основным шасси с большими колесами - не реализован. (Тактический воздушный транспорт Fairchild Model M-541) [ 33 ]
- С-123Т
- Предлагаемая модернизация C-123B Королевских ВВС Таиланда, включая установку турбовинтовых двигателей; отменен после одного прототипа по бюджетным причинам.
- ХК-123Б
- Поисково-спасательный вариант USCG
- UC-123К
- C-123K переоборудованы для операций по дефолиации Ranch Hand , 34 переоборудованы.
- ВЦ-123К
- Один C-123K переоборудован в личный транспорт для использования генералом Уэстморлендом во Вьетнаме.
- Строуков YC-134
- Один самолет, построенный Строуковым, как C-123B, но оснащенный системой управления пограничным слоем, концевыми пластинами хвостового оперения, модернизированным шасси с тандемными основными колесами. Позже получил обозначение YC-134A при оснащении шасси Pantobase.
- YC-136
- Предлагаемый улучшенный вариант; отменено до постройки любого самолета.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Бразилии - два перепроданы компании VARIG.
- Кхмерские ВВС - получили 21 C-123K в 1973 г. [ 34 ]
- 34-я эскадрилья « Черных летучих мышей », 1962–1973 гг. [ 24 ]
- 4 С-123К, списаны в 1981 г.
- ВВС Сальвадора - получили три С-123К в 1982 г. [ 34 ]
- Королевские ВВС Лаоса - получили 10 в 1973 г. [ 34 ]
- ВВС Народно-освободительной армии Лаоса
- Филиппинские ВВС - получили 19 с 1973 г. [ 34 ]
- Королевские ВВС Саудовской Аравии - шесть C-123B приобретены в 1957 году. Пять вернулись в США в 1966–67. [ 34 ]
- ВВС Республики Корея - C-123K с 1973 г. и C-123J с 1977 г. [ 34 ]
- ВВС Республики Вьетнам - 64 C-123K приобретены в 1971–72 гг. [ 34 ]
- ВВС Венесуэлы - 18 C-123B приобретены в 1958 г., использовались до 1983 г. [ 34 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 9 октября 1958 г.: поставщик C-123B, сер. ВВС. № 55-452, следовавший с авиабазы Хилл , штат Юта, на авиабазу Маккорд , штат Вашингтон, с пятью летными экипажами ВВС США «Тандербердс» и 14 обслуживающим персоналом, пролетел сквозь стаю птиц и врезался в склон холма в шести милях к востоку от Пайетта, штат Айдахо , всего лишь до 1830 года, убив всех находившихся на борту. [ 35 ] [ 36 ] Эта авария остается самой крупной гибелью людей в истории команды Thunderbirds.
- 11 декабря 1964 года: самолет C-123B ВВС Республики Вьетнам (№ 55-4522) врезался в гору Сан Тра вскоре после взлета с авиабазы Дананг, в результате чего погибли все 38 находившихся на борту самолетов. [ 37 ]
- 11 декабря 1965 года. По пути на авиабазу Туй Хоа самолет C-123 ВВС США врезался в деревья на вершине хребта, в результате чего он вошел в штопор и разбился. четыре американских офицера и 81 южновьетнамский десантник . Погибли [ 38 ]
- 24 января 1966 года: самолет C-123K ВВС США (регистрационный номер 54-0702) потерял мощность и разбился после взлета из Ан Кхе по пути в Бонг Сон . Самолет перевозил войска, участвующие в операции «Машер» . Экипаж из четырех человек и 42 военнослужащих 1-й воздушно-кавалерийской дивизии погибли. [ 39 ]
- 18 мая 1966 г.: C-123B Provider сбит в Анкхе, Южный Вьетнам. [ 40 ]
- 27 ноября 1970 г.: самолет C-123K № 55-4574 на подходе к авиабазе Нячанг в условиях плохой видимости врезался в местность, в результате чего погибли шесть американских членов экипажа и 73 жителя Южного Вьетнама. [ 41 ] [ 42 ]
- 29 ноября 1970 г.: самолет C-123K № 54-0649 на подходе к авиабазе Камрань врезался в землю, в результате чего на борту находились 42 человека. [ 43 ]
- 27 декабря 1971 г.: C-123K, следовавший с базы Королевских ВВС Таиланда Удорн в Сиенг Лом, расположенный на северо-западе Лаоса, как сообщается, был сбит зенитным огнем примерно в 35 км к востоку-северо-востоку от Сиенг Лома, в результате чего погибли четыре члена экипажа. . В октябре 1997 года Объединенная оперативная группа (JTF 98-IL) обнаружила место крушения. После трех раскопок (2017-2018 гг.) были идентифицированы останки трех членов экипажа. [ 44 ]
- 16 октября 1980 года: самолет UC-123K ВВС Национальной гвардии Огайо разбился вскоре после взлета по пути домой из Форт-Силл, Оклахома, в Рикенбакер ANGB, Огайо . [ 45 ] Четыре члена экипажа погибли при ударе, пятый скончался позже. [ 46 ]
- 6 февраля 1982 года: самолет южнокорейских ВВС C-123 врезался в вулкан на подходе к международному аэропорту Чеджу , в результате чего погибли все 53 человека, находившиеся на борту. [ 47 ]
- 1 июня 1982 г.: самолет C-123 южнокорейских ВВС врезался в гору Чонге, в результате чего погибли все 53 человека, находившиеся на борту. [ 48 ]
- 1 августа 2010 г.: Самолет, использовавшийся для сцен полета в фильме « Воздушная тюрьма» , C-123K, бывший сержант ВВС. № 54-0709, регистрация FAA N709RR (cn: 20158), разбился в национальном парке Денали при выполнении грузового рейса компании All West Freight . Все три члена экипажа погибли. [ 49 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2011 г. ) |


Коста-Рика
[ редактировать ]- 54-0663 – В ресторане El Avion в отеле Costa Verde, Коста-Рика, находится двойник самолета ЦРУ, сбитого сандинистскими силами над Никарагуа в 1986 году. Самолет переоборудовали в бар. [ 50 ] (ранее самолеты 437TAW и Ranch Hand)
Сальвадор
[ редактировать ]- 56-4375 - Международный аэропорт Илопанго , Сальвадор, на статической экспозиции представлен C-123K с серийным номером FAS-122, это один из оригинальных самолетов, предоставленных ВВС США ВВС Сальвадора во время гражданской войны в Сальвадоре. Когда он находился на вооружении ВВС США, он использовался генералом Уильямом Уэстморлендом во время конфликта во Вьетнаме, тогда назывался «Белый кит» VC-123B 56-4375 (AF 56-4375), которые использовались в качестве VIP-транспорта. .
Филиппины
[ редактировать ]- 54-0624 – авиабаза C-123K Бенито Эбуэн , остров Мактан, Филиппины
- 54-0525 — C-123K Camp Enrile, Замбоанга, Филиппины [ 51 ]
Южная Корея
[ редактировать ]- 54-0687 — Международный аэропорт Муан , Южная Корея.
- 55-4509 – Аэрокосмический музей Чеджу, Южная Корея.
- 56-4360 – Морской тематический парк Джинпо, Кунсан, Южная Корея.
- 56-4386/9 — Военный мемориал Кореи , Сеул , Южная Корея
Таиланд
[ редактировать ]- 54-0555 — Музей Королевских ВВС Таиланда , авиабаза Дон Муанг . [ 52 ]
- 54-0576 — Музей техники Джесада, Таиланд, C-123K (самолёт, использовавшийся в операции «Дамбо Дроп »)
- НЕИЗВЕСТНО – Caltex заправочная станция , район Банг Вуа, район Банг Паконг , провинция Чаченгсао , Таиланд. Списанный C-123B Королевских ВВС Таиланда переоборудован в кафе под названием «Кофе 123», более известное среди местных жителей как «самолетное кафе». [ 53 ]
Соединенные Штаты Америки
[ редактировать ]- 54-0580 - Музей авиации и космонавтики Пима (рядом с авиабазой Дэвис-Монтан ), Тусон, Аризона, C-123(B)K (предоставлен в аренду Лесной службой США) [ 54 ]
- 54-0593 – Медицинский центр Уилфорд Холл, авиабаза Лэкленд , Техас [ 55 ]
- 54-0604 - авиабаза Дайс , Техас, C-123K (взято в аренду у NMUSAF )
- 54-0609 – Форт Брэгг , Северная Каролина, Военный мемориальный музей 82-й воздушно-десантной дивизии, C-123K
- 54-0610 – Аэрокосмический музей Хилл , авиабаза Хилл , Юта, C-123K (предоставлен NMUSAF). [ 56 ]
- 54-0612 – March ARB , Калифорния, Музей авиации March Field , C-123K (предоставлен в аренду NMUSAF). [ 57 ]
- 54-0629 — авиабаза Макгуайр , Трентон, Нью-Джерси [ 58 ]
- 54-0633 — авиабаза Робинс , Джорджия, Музей авиации , C-123B (предоставлен в аренду NMUSAF). [ 59 ]
- 54-0658 — авиабаза Дувр , Делавэр, Музей управления воздушной мобильностью , C-123K (предоставлен в аренду NMUSAF). [ 60 ]
- 54-0664 - Музей авиации воздушного наследия в Бивер-Фолс, Пенсильвания ; Находящийся в этом музее самолет C-123K по прозвищу «Громовая свинья» находится в рабочем состоянии и доступен для авиашоу. [ 61 ] [ 62 ]
- 54-0668 - авиабаза Лэкленд , Техас, C-123K (в аренде у NMUSAF)
- 54-0669 - Pope AAF (бывшая Pope AFB ), Северная Каролина, Pope Air Park, C-123K (окрашен как AF Ser. No. 54-0372) (взято у NMUSAF)
- 54-0674 – Air America Foundation, Inc. владеет самолетом C-123K, размещенным в региональном аэропорту Космического побережья , Титусвилл, Флорида. [ 63 ]
- 54-0683 – Музей летных испытаний ВВС , Калифорния, C-123K сидит рядом с летающим товарным вагоном C-119 на неиспользуемой взлетно-посадочной полосе к югу от авиабазы . Этот самолет был продан с аукциона в начале 2016 года. [ 64 ]
- 54-0692 – Лагеря Спрингхилл , Эварт, Мичиган . Этот С-123К был перепрофилирован в походный домик для круглогодичного использования. [ 65 ]
- 54-0695 – Среднеамериканский музей транспорта и авиации , Су-Сити, Айова . [ 66 ]
- 55-4505 - Музей авиации и космонавтики Пима (рядом с авиабазой Дэвис-Монтан ), Тусон, Аризона, C-123B (предоставлен в аренду NMUSAF, бывший самолет Ranch Hand)
- 55-4507 — авиабаза Трэвис , Калифорния, Музей авиации Трэвиса, C-123K (предоставлен в аренду NMUSAF). [ 67 ]
- 55-4512 — Аэропорт Касл (бывшая авиабаза Касл ), Калифорния, Музей авиации Касл , C-123K (предоставлен в аренду NMUSAF). [ 68 ]
- 55-4533 - Херлберт Филд , Флорида, Мемориальный авиапарк Херлберт Филд, C-123K (взято у NMUSAF)
- 55-4558 – Музей транспорта и промышленности Аляски , аэропорт Василла , Аляска, C-123J
- 55-4567 - авиабаза Литл-Рок , Арканзас, C-123K (взято в аренду у NMUSAF)
- 56-4361 — Аэропорт Вендовер , Вендовер, Юта , C-123K [ 69 ]
- 56-4362 — Национальный музей ВВС США , авиабаза Райт-Паттерсон , Огайо, C-123K ( Нашивки , бывший самолёт Ranch Hand). [ 70 ]
- 56-4395 - бывший Кулис ANGB , Анкоридж, Аляска, C-123J (взято в аренду у NMUSAF)
Несколько других экземпляров C-123 остаются в активном летном состоянии и эксплуатируются частными владельцами в США или различными военно-воздушными силами по всему миру. [ 71 ] [ 72 ]
Технические характеристики (поставщик C-123K)
[ редактировать ]
Данные из The Observer's Book of Basic Aircraft: Military (размеры), [ 73 ] Jane's All The World's Aircraft 1969–70 (вес и характеристики) [ 74 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Вместимость: 60 пассажиров, 50 литров или 24 000 фунтов (11 000 кг) груза.
- Длина: 76 футов 3 дюйма (23,24 м)
- Размах крыльев: 110 футов 0 дюймов (33,53 м)
- Высота: 34 фута 1 дюйм (10,39 м)
- Площадь крыла: 1223 кв. футов (113,6 м ). 2 )
- Профиль крыла : NACA 23017. [ 75 ]
- Пустой вес: 35 366 фунтов (16 042 кг)
- Полная масса: 51 576 фунтов (23 394 кг)
- Максимальный взлетный вес: 60 000 фунтов (27 216 кг)
- Запас топлива: 1462 галлона США (1217 имп галлонов; 5530 л) внутренний + 2 подкрыльевых опускных бака по 450 галлонов США (370 имп галлонов; 1700 л) [ 76 ]
- Силовая установка: 2 18-цилиндровых радиально-поршневых двигателя с воздушным охлаждением Pratt & Whitney R-2800-99W Double Wasp мощностью 2500 л.с. (1900 кВт) каждый.
- Силовая установка: 2 General Electric J85-GE-17 с тягой 2850 фунтов силы (12,7 кН) каждый. турбореактивных двигателя
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hamilton Standard с постоянной скоростью вращения и изменяемым шагом с полным флюгированием.
Производительность
- Максимальная скорость: 228 миль в час (367 км/ч, 198 узлов) на высоте 10 000 футов (3048 м)
- Крейсерская скорость: 173 миль в час (278 км/ч, 150 узлов) максимум на высоте 10 000 футов (3048 м).
- Скорость сваливания: 95 миль в час (153 км/ч, 83 узла), закрылки и шасси опущены.
- Дальность: 1035 миль (1666 км, 899 миль) с максимальной полезной нагрузкой
- Перегоночная дальность: 3280 миль (5280 км, 2850 морских миль) с 2 вспомогательными баками «Бенсон» по 500 галлонов США (420 имп галлонов; 1900 л).
- Практический потолок: 21 100 футов (6 400 м) с одним неработающим двигателем.
- Скорость набора высоты: 1220 футов/мин (6,2 м/с) на уровне моря с одним неработающим двигателем.
- Разбег: 1167 футов (356 м)
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 1809 футов (551 м)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 1800 футов (549 м)
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]
C-123K (54-709), N709RR (разрушенный в результате крушения в 2010 году) был широко показан в боевике Con Air (1997); другие C-123 появлялись в Air America (1990), Outbreak (1995), Operation Dumbo Drop (1995) и American Made (2017), ни один из которых не использовался в Operation Ranch Hand . [ 77 ] [ 78 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Семейство DC-3/C-47 работало как планер и с турбовинтовым двигателем, но не с реактивным двигателем.
- ^ Из набора карточек с индивидуальными данными о самолетах, предоставленных как часть информации, полученной 24 мая 2007 г. в соответствии с запросом 49112 Закона о свободе информации от Агентства исторических исследований ВВС, ВВС США, авиабаза Максвелл, Алабама.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Королевские ВВС Таиланда» (PDF) . Тайская авиация. 2 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2016 г. . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б Ганстон 1980а, с. 170.
- ^ Jump up to: а б Андраде 1979, с. 87.
- ^ Рольф, Дуглас и Алексис Давыдов. Самолеты Мира . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1962.
- ^ Jump up to: а б Бек 2022, стр. 116–117.
- ^ Ганстон 1977, с. 164.
- ^ «Военный транспорт: поставщик Fairchild C-123» . Полет . 5 ноября 1954 г. с. 682. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
- ^ Ганстон 1980a, с. 171.
- ^ Jump up to: а б «Фэрчайлд C-123B «Провайдер» (1958 г.)» . История авиации береговой охраны . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ «1958: Получен самолет C-123B» . История авиации береговой охраны . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ «История C-123 и его использование береговой охраной — Yahoo Voices — voices.yahoo.com» . Архивировано из оригинала 29 июля 2014 г. Проверено 13 февраля 2014 г.
- ^ «Фэйрчайлд C-123B «Провайдер» » . Береговая охрана США . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ «Поставщик Fairchild C-123» . Национальный музей ВВС США. Архивировано из оригинала 4 февраля 2014 года . Проверено 14 июля 2017 г.
- ^ «С-123» . theaviationzone.com . Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ Парш, Андреас (2009). « Отсутствующие» обозначения самолетов USAF/DOD» . обозначение-systems.net . Проверено 29 октября 2010 г.
- ^ «Надежный поставщик для Африки». Jane's IHS, 2010 г., через Новости африканской аэрокосмической и оборонной выставки, 21 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Смит без даты, стр. VI.
- ^ Смит, без даты, стр. 6.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 1982, с. 50.
- ^ Смит без даты, стр. 7, 32.
- ^ Парш, Андреас (31 августа 2007 г.). «От AAU/AAK до AVU/AVK – список оборудования» . обозначение-systems.net . Проверено 29 октября 2010 г.
- ^ Буршиг 1969, с. 5.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Fairchild C-123B-14-FA, поставщик 55-4549 Phumi Dak Dam» . Aviation-safety.net . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Покок, Крис. Черные летучие мыши: шпионские полеты ЦРУ над Китаем из Тайваня, 1951–1969 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2010. ISBN 978-0-7643-3513-6 .
- ^ Оманг, Джоан и Джордж К. Уилсон. «Вопросы о происхождении самолета растут». Вашингтон Пост, 9 октября 1986 г., стр. А-1, А-32.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Вторжения, облеты, перестрелки и дезертирство во время холодной войны и после нее» . Проверено 24 сентября 2011 г.
- ^ «Эль-Авион Бар и Ресторан» . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Филпотт, Том. «Военная информация: в жалобе утверждается, что риски «Агента Оранж» игнорируются» . Газета . Архивировано из оригинала 2 января 2012 г. Проверено 31 мая 2011 г.
- ^ «Жалоба DOD IG № 02301». Министр обороны, Министерство обороны.
- ^ Синкс, доктор Т. (заместитель директора) (26 января 2012 г.). «Официальное письмо» . Агентство по регистрации токсичных веществ и заболеваний.
- ^ Ганстон 1980b [ нужна страница ]
- ^ «Реактивный силовой транспорт войск» . Популярная наука . Июль 1951 г. с. фото внизу стр. 81.
- ^ Реклама Fairchild Hiller, Air Force and Space Digest , Вашингтон, округ Колумбия, январь 1967 г., том 50, номер 1, страницы 12–13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бек 2022, с. 123
- ^ «19 человек погибли в результате крушения самолета ВВС, отчет UPI» . Евгений (ОР) Регистр-охранник . Пайетт, Айдахо — Самолет C123 ВВС разбился... примерно в 10 милях к востоку от города на юго-западе Айдахо в четверг вечером...". 10 октября 1958 года.
{{cite news}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «Держите их в полете…» www.Check-Six.com . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ «Авария Fairchild C-123B» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Найдите разбитый самолет, 85 погибших, в Южном Вьетнаме» . Чикаго Трибьюн . 24 декабря 1965 г. с. 2.
- ^ «Крушение самолета Fairchild C-123K в Анкхе: 46 погибших» .
- ^ «Пропавший без вести 46 лет, воздушный коммандос похоронен» . 29 октября 2012 г.
- ^ «Ежемесячный обзор штаб-квартиры MACV, ноябрь 1970 г.» (PDF) . Штаб-квартира Командования военной помощи США, Вьетнам. п. 20 . Проверено 16 марта 2020 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Крушение самолета Fairchild C-123K Provider недалеко от Нячанга: 79 погибших» . Архив Бюро авиационных происшествий . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ «Крушение самолета Fairchild C-123K Provider возле залива Камрань: 42 человека погибли» . Архив Бюро авиационных происшествий . Проверено 16 марта 2020 г.
- ↑ Версия 19-022 бухгалтерского агентства для военнопленных и МВД от 1 марта 2019 г.
- ^ «Описание несчастного случая: поставщик Fairchild UC-123K, 16 октября 1980 г.» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ «Четыре человека погибли в результате крушения самолета» . Адвокат Виктории . 14 октября 1980 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Fairchild C-123J. Регистрация поставщика неизвестна. Международный аэропорт Чеджу (Чеджу) (CJU)» . Aviation-safety.net .
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Fairchild C-123J, поставщик 56-4391, авиабаза Сеул-Соннам (SSN)» . Aviation-safety.net .
- ^ «Власти идентифицируют жертв авиакатастрофы из фильма Con-air на Аляске» . Wireupdate.com . Архивировано из оригинала 6 августа 2010 г. Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ Антонио, Мануэль. «Отель Коста Верде» . www.costaverde.com . Архивировано из оригинала 7 января 2010 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
- ^ «54525 Поставщик Fairchild C-123K» . JetPhotos.com .
- ^ «Выездная экспозиция» . Музей Королевских ВВС Таиланда . Архивировано из оригинала 22 ноября 2012 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Безумные переоборудования авиалайнеров в Таиланде: иллюстрированный тур» . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ «Провайдер/54-0580» . Музей авиации и космонавтики Пима . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ «Провайдер/54-0593» . Реестр боевых птиц . Ресурсная группа Warbird . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ С-123К « Провайдер » . Хилл Аэрокосмический музей . Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Поставщик Fairchild C-123K» . Марч Филдский музей авиации . Архивировано из оригинала 13 декабря 2012 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Провайдер/54-0629» . Реестр боевых птиц . Ресурсная группа Warbirds . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ Fairchild C-123K « Поставщик » . Музей авиации . Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Провайдер С-123К» . Музей управления воздушной мобильностью . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Поставщик Fairchild C-123K Thunderpig» . Музей воздушного наследия . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Леоне, Дарио (5 июля 2023 г.). «Видео показывает, что последний летавший C-123 Provider чуть не разбился при приземлении при сильном боковом ветре на авиашоу Geneseo» . Клуб любителей авиации . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Наш самолет» . Фонд Эйр Америка . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Утилизация самолетов» . Управление государственных услуг . Архивировано из оригинала 7 августа 2022 года . Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ «Весенний информационный бюллетень 2013» . Лагеря Спрингхилл. п. 4.
- ^ Берриш, Сэм (16 августа 2007 г.). «Fairchild C-123 станет центральным экспонатом музея» . SiouxCityJournal.com . Городской журнал Су . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ «Экспонаты на открытом воздухе: поставщик Fairchild C-123K » . Фонд Музея авиации и космонавтики Джимми Дулитла . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Поставщик Fairchild C-123K» . Замок-музей авиации . Архивировано из оригинала 6 января 2013 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ ван дер Воэт, Аад. «Провайдеры C-123 в главных ролях в «Воздушной тюрьме» » . Старые Крылья . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ «Поставщик Fairchild C-123K» . Национальный музей ВВС США . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ «Выжившие C-123 в ходе операции Ranch Hand Vietnam» . ОБ ОПЕРАЦИИ РАНЧО ХАНД ВЬЕТНАМ ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ 1961–1971 гг . Проверено 19 апреля 2015 г.
- ^ «Перепись поставщиков Fairchild C-123» . Старый реквизит . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ Грин 1967, стр. 214–215.
- ^ Тейлор 1969, стр. 323–324.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Бриджмен 1958, с. 303.
- ^ Пост-Вьетнамское воздействие диоксина на самолете C-123, зараженном агентом Orange . 2015. дои : 10.17226/18848 . ISBN 978-0-309-30890-8 . ПМИД 26042319 .
- ^ «Что случилось с самолетом С-123» .
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Лечестер, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Бек, Саймон Д. «База данных: поставщик Fairchild C-123». Самолет , февраль 2022, Том. 50, № 2, стр. 115–131. ISSN 0143-7240
- Буршиг-младший, Отчет о специальной деятельности Чарльза А. Черного пятна. Убон, Таиланд: Оперативная группа по «черным пятнам», 1969 год.
- Бриджмен, Леонард. Jane's All the World's Aircraft 1958-59 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, Ltd., 1958.
- Дэвис, Ларри. Боевые корабли: иллюстрированная история Spooky. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1982.
- Грин, Уильям. Базовая книга наблюдателя по самолетам: военные . Лондон: Фредерик Уорн, 1967.
- Грин, Уильям и Джеральд Поллинджер. Самолеты мира . Лондон: Макдональд, 1955.
- Ганстон, Билл. Энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Crescent Books, 1980a. ISBN 0-517-53754-0 .
- Ганстон, Билл, изд. Иллюстрированная энциклопедия коммерческой авиации. Нью-Йорк: Exeter Books, 1980b. ISBN 978-0-89673-077-9 .
- Ганстон, Билл. Иллюстрированная энциклопедия современных военных самолетов мира . Лондон: Книги Саламандры, 1977. ISBN 0-86101-010-8 .
- Холлидей, Джон Т. Летя сквозь полночь. Лондон: New Scribner/Книга Лизы Дрю, 2007. ISBN 978-0-7432-7488-3 .
- Смит, К.М. История оперативной группы по черным пятнам, 29 июля 1968–11 мая 1969. База ВВС Эглин, Флорида: Оперативная группа по черным пятнам, без даты.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1969–70 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1969. ISBN 0-354-00051-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]