Хенрик Гурецкий
Хенрик Гурецкий | |
---|---|
![]() Гурецкий в 1993 году | |
Рожденный | Генрих Миколай Гурецкий 6 декабря 1933 г. Черница , Силезия , Польша |
Умер | 12 ноября 2010 г. Катовице , Силезское воеводство, Польша. | (76 лет)
Альма-матер | Музыкальная академия Кароля Шимановского |
Эра | Современный |
Известный | Симфония печальных песен |
Работает | Список работ |
Супруг | Ядвига Рураньска (пианистка) |
Дети | Анна Горецка Миколай Гурецкий |
Подпись | |
![]() |
Генрик Миколай Гурецкий ( / ɡ ə ˈ r e t s k i / gə- RET -skee , Польский: [xenrɨk miˈkowaj ɡuˈret͡skʲi] ; [ 1 ] 6 декабря 1933 г. - 12 ноября 2010 г.) [ 2 ] [ 3 ] был польским композитором современной классической музыки . По словам критика Алекса Росса , ни один современный классический композитор не имел такого большого коммерческого успеха, как Гурецкий. [ 4 ] Он стал ведущей фигурой польского авангарда во время постсталинской культурной оттепели . [ 5 ] [ 6 ] Его Антона Веберна, работы 1950-х и 1960-х годов, написанные под влиянием сериалистические характеризовались приверженностью диссонансному модернизму и находились под влиянием Луиджи Ноно , Карлхайнца Штокхаузена , [ 7 ] Кшиштоф Пендерецкий и Казимеж Сероцкий . [ 8 ] Он продолжал в этом направлении на протяжении 1960-х годов, но к середине 1970-х годов перешел на менее сложное сакральное минималистическое звучание, примером которого являются переходная Симфония № 2 и Симфония № 3 ( Симфония скорбных песен ). Этот более поздний стиль развивался через несколько других отдельных этапов, на основе таких работ, как его Beatus Vir 1979 года , [ 9 ] на хоровой гимн 1981 года «Мизерере» , « Маленький реквием по польке» 1993 года. [ 10 ] и его реквием «Спокойной ночи» . [ 11 ]
Гурецкий был практически неизвестен за пределами Польши до конца 1980-х годов. [ 12 ] В 1992 году, через 15 лет после ее написания, запись его «Симфонии скорбных песен» с сопрано Доун Апшоу и дирижером Дэвидом Зинманом , выпущенная в память о погибших во время Холокоста , имела всемирный коммерческий успех и успех у критиков, было продано более миллион копий, что значительно превышает типичные продажи записи симфонической музыки композитора 20-го века за всю жизнь. Комментируя его популярность, Гурецкий сказал: «Возможно, люди находят в этом музыкальном произведении что-то, что им нужно… каким-то образом я попал в нужную ноту, чего им не хватало. Что-то где-то было для них потеряно. Я чувствую, что инстинктивно знал, что они были нужны». [ 13 ] Это популярное признание не вызвало широкого интереса к другим произведениям Гурецкого. [ 14 ] и он демонстративно сопротивлялся искушению повторить прежний успех или сочинять ради коммерческого вознаграждения. Тем не менее, его музыка привлекла внимание австралийского кинорежиссера Питера Вейра , который использовал отрывок из Симфонии № 3 в своем фильме 1993 года «Бесстрашный» .
За исключением двух коротких периодов обучения в Париже и недолгого проживания в Берлине, Гурецкий провел большую часть своей жизни на юге Польши.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Я родился в Силезии... Это старая польская земля. Но всегда присутствовали три культуры: польская, чешская и немецкая. Народное творчество, все искусство не имело границ. Польская культура представляет собой чудесную смесь. Если взглянуть на историю Польши, то именно мультикультурализм, наличие так называемых меньшинств сделали Польшу такой, какая она была. Культурное богатство и разнообразие смешались и создали новое целое. [ 15 ] |
— Хенрик Гурецкий |
Генрих Гурецкий родился 6 декабря 1933 года в деревне Черница , на территории современного Силезского воеводства , на юго-западе Польши. Его семья жила скромно, хотя оба родителя любили музыку. Его отец Роман (1904–1991) работал в товарной кассе местного вокзала, но был музыкантом-любителем, а мать Отилия (1909–1935) играла на фортепиано. Отилия умерла, когда ее сыну было всего два года. [ 16 ] и многие из его ранних работ были посвящены ее памяти. [ 17 ] У Хенрика появился интерес к музыке с раннего возраста, хотя и отец, и новая мачеха отговаривали его до такой степени, что ему не разрешали играть на старом пианино матери. Он настоял, и в 1943 году ему разрешили брать уроки игры на скрипке у Павла Хайдуги, местного музыканта-любителя, мастера инструментов, скульптора, художника, поэта и хлопского философа (крестьянского философа). [ 18 ]
В 1937 году Гурецкий упал во время игры во дворе соседа и вывихнул бедро. Возникшее гнойное воспаление было неправильно диагностировано участковым врачом, а несвоевременное лечение привело к туберкулезным осложнениям в кости. Болезнь практически не лечилась в течение двух лет, и к этому времени был нанесен необратимый ущерб. Следующие двадцать месяцев он провел в больнице в Германии, где ему сделали четыре операции. [ 19 ] Гурецкий продолжал страдать от болезней на протяжении всей своей жизни и в результате сказал, что «часто разговаривал со смертью». [ 20 ]
В начале 1950-х годов Гурецкий учился в Государственной музыкальной школе братьев Шафранкове в Рыбнике . В период с 1955 по 1960 год учился в Государственной высшей музыкальной школе в Катовице . В 1965 году он поступил на факультет своей альма-матер в Катовице, где в 1968 году стал преподавателем, а затем дослужился до проректора, прежде чем уйти в отставку в 1979 году. [ 21 ]
Рыдултовы и Катовице
[ редактировать ]
Между 1951 и 1953 годами Гурецкий преподавал 10-11-летним детям в школьном пригороде Рыдултовы на юге Польши. [ 18 ] В 1952 году он начал педагогический курс в Средней музыкальной школе в Рыбнике , где изучал игру на кларнете, скрипке, фортепиано и теорию музыки. Благодаря интенсивному обучению Гурецкий закончил четырехлетний курс обучения менее чем за три года. В это время он начал сочинять собственные произведения, в основном песни и фортепианные миниатюры. Время от времени он предпринимал более амбициозные проекты — в 1952 году он адаптировал балладу Адама Мицкевича «Свитезянка» , но она так и осталась незавершенной. [ 22 ] Жизнь Гурецкого в это время часто была трудной. Преподавательские должности, как правило, плохо оплачивались, а из- за дефицита экономики приобретение рукописной бумаги порой было трудным и дорогим. Не имея доступа к радио, Гурецкий был в курсе музыки, еженедельно покупая такие периодические издания, как Музыкальное « движение » и «Музыка» , а также покупая хотя бы одну партитуру в неделю. [ 23 ]
Гурецкий продолжил свое формальное изучение музыки в Музыкальной академии в Катовице . [ 24 ] где он учился у композитора Болеслава Сабельского , бывшего ученика Кароля Шимановского . Сабельский черпал вдохновение из польского горного фольклора. [ 1 ] Он поощрял растущую уверенность и независимость Гурецкого, предоставляя ему значительное пространство для развития своих собственных идей и проектов; некоторые из ранних произведений Гурецкого были откровенно неоклассическими. [ 25 ] в период, когда Гурецкий также осваивал технику двенадцатитонового сериализма . [ 26 ] Окончил Академию с отличием в 1960 году. [ нужна ссылка ]
Профессорство
[ редактировать ]В 1975 году Гурецкий был назначен профессором композиции в Государственной высшей музыкальной школе в Катовице, где среди его учеников были Евгениуш Кнапик , Анджей Кржановский , Рафал Августин и его сын Миколай. [ 24 ] Примерно в это же время он пришел к выводу, что польские коммунистические власти слишком сильно вмешиваются в деятельность академии, и назвал их «всегда тявкающими собачками». [ 1 ] Будучи старшим администратором, но не членом партии , он находился в почти постоянном конфликте с властями, пытаясь защитить свою школу, персонал и учеников от неправомерного политического влияния. [ 24 ] В 1979 году он ушел со своего поста в знак протеста против отказа правительства разрешить Папе Иоанну Павлу II посетить Катовице. [ 27 ] и сформировал местное отделение «Клуба католической интеллигенции», организации, занимающейся борьбой против Коммунистической партии ( Польской объединенной рабочей партии ). [ 1 ]
В 1981 году он сочинил «Мизерере» для большого хора в память о насилии полиции против движения «Солидарность» . [ 10 ] В 1987 году он написал «Totus Tuus» для визита Иоанна Павла II в Польшу.
Стиль и композиции
[ редактировать ]Музыка Гурецкого охватывает множество стилей, но имеет тенденцию к относительной гармонической и ритмической простоте. Его считают основателем Новой польской школы . [ 28 ] [ 29 ] По словам Терри Тичаута , «более традиционный набор композиционных техник Гурецкого включает как тщательно продуманный контрапункт, так и ритуальное повторение мелодических фрагментов и гармонических узоров». [ 30 ]
Первые работы Гурецкого, датированные второй половиной 1950-х годов, были выдержаны в авангардном стиле Веберна и других сериалистов того времени. Некоторые из этих двенадцатитоновых и серийных произведений включают «Эпитафию» (1958), «Первую симфонию» (1959) и «Сконтри» (1960). [ 31 ] В то время репутация Гурецкого не отставала от репутации Пендерецкого, и его статус был подтвержден в 1960-х годах, когда Монологи выиграл первую премию. Даже до 1962 года он прочно засел в сознании общественности «Варшавской осени» как лидер Польской современной школы наряду с Пендерецким. [ 32 ]
Данута Мирка показала, что композиционные приемы Гурецкого в 1960-х годах часто основывались на геометрии, включая оси, фигуры, одно- и двумерные узоры и особенно симметрию. Она предлагает термин «геометрический период» для его работ между 1962 и 1970 годами. Основываясь на классификациях Кшиштофа Дробы, она далее делит этот период на две фазы: «фазу сонористических средств» (1962–63) и «фазу редуктивного конструктивизма». (1964–70. [ 33 ]
В середине 1960-х и начале 1970-х годов Гурецкий постепенно отошел от своей ранней карьеры радикального модерниста и начал сочинять в более традиционном, романтическом стиле. Смена его стиля рассматривалась как оскорбление тогдашнего авангардного истеблишмента, и хотя он продолжал получать заказы от различных польских агентств, к середине 1970-х годов Гурецкий больше не считался важным композитором. По словам одного критика, его «новый материал уже не был умственным и скудным; скорее, он был интенсивно экспрессивным, устойчиво ритмичным и часто богато окрашенным в самые мрачные оркестровые оттенки». [ 34 ]
Ранние модернистские произведения
[ редактировать ]Первые публичные исполнения музыки Гурецкого в Катовице в феврале 1958 года представляли собой произведения, явно демонстрирующие влияние Шимановского и Бартока . Силезская государственная филармония в Катовице провела концерт, полностью посвященный музыке 24-летнего Гурецкого. В результате этого события был получен заказ на написание сценария для Варшавского осеннего фестиваля. Представленная им « Эпитафия» ( Эпитафия ) ознаменовала новый этап в его развитии. [ 13 ] и, как говорили, представлял собой «самое красочное и яркое выражение новой польской волны». [ 35 ] Фестиваль объявил о выходе Гурецкого на международную сцену, и он быстро стал фаворитом авангардной музыкальной элиты Запада. [ 34 ] В 1991 году музыкальный критик Джеймс Вежбицкий писал, что в это время «Гурецкий считался польским наследником новой эстетики поствеберновского сериализма с его напряженными структурами, скудными оркестровками и кропотливой заботой о логическом порядке звуков». [ 34 ]
Гурецкий написал свою Первую симфонию в 1959 году и в следующем году с отличием окончил Академию. [ 24 ] На Варшавском осеннем фестивале 1960 года его «Сконтри» для оркестра произвело фурор среди критиков из-за использования резких контрастов и резких артикуляций . [ 24 ] [ 36 ] К 1961 году Гурецкий оказался в авангарде польского авангарда , впитав в себя модернизм Веберна, Янниса Ксенакиса и Пьера Булеза , а его Симфония № 1 получила международное признание на Парижском биеннале молодежи. Он переехал в Париж, чтобы продолжить учебу, и при этом находился под влиянием современников, включая Оливье Мессиана , Романа Палестера и Карлхайнца Штокхаузена . [ 7 ]
Гурецкий начал читать лекции в Музыкальной академии в Катовице в 1968 году, где преподавал чтение партитур, оркестровку и композицию. В 1972 году ему присвоено звание доцента. [ 24 ] и заработал устрашающую репутацию среди своих учеников из-за своей часто резкой личности. По словам польского композитора Рафала Августина : «Когда я начал учиться у Гурецкого, у меня было такое чувство, словно кто-то вылил мне на голову ведро ледяной воды. Он мог быть безжалостен в своих суждениях. Слабые отходили на второй план, но те выпускники под его руководством стали без исключения уважаемыми композиторами». [ 1 ] Гурецкий признается: «Несколько лет я был педагогом, преподавателем в музыкальной академии, и мои ученики спрашивали меня о многом, о многом, в том числе о том, как и что писать. Я всегда отвечал так: если вы можешь прожить без музыки 2-3 дня, тогда не пиши... Возможно, лучше провести время с девушкой или с пивом... Если ты не можешь жить без музыки, то напиши». [ 37 ] Из-за своих педагогических обязанностей, а также из-за приступов плохого здоровья в этот период он сочинял лишь время от времени. [ 38 ]
Отойди от модернизма
[ редактировать ]К началу 1970-х годов Гурецкий начал отходить от своего прежнего радикального модернизма и работал над более традиционным способом выражения, в котором доминировал человеческий голос. Изменение его стиля оскорбило авангардный истеблишмент, и хотя различные польские агентства продолжали заказывать у него произведения, Гурецкого перестали считать важным композитором. Один критик позже написал: «Новый материал Гурецкого больше не был интеллектуальным и скудным; скорее, он был чрезвычайно экспрессивным, устойчиво ритмичным и часто богато окрашенным в самые мрачные оркестровые оттенки». [ 34 ] Гурецкий постепенно отверг диссонанс, сериализм и соноризм, которые принесли ему раннее признание, и сократил и упростил свою работу. Он стал отдавать предпочтение крупным медленным жестам и повторению мелких мотивов. [ 39 ]

Симфония № 2, «Коперниканская» (II Symfonia Kopernikowska) , была написана в 1972 году в честь 500-летия со дня рождения астронома Николая Коперника . Написанный в монументальном стиле для соло-сопрано , баритона , хора и оркестра , он включает в себя текст из Псалма № 1. 145, 6 и 135, а также отрывок из книги Коперника De Revolutionibus orbium coelestium . [ 40 ] Он состоит из двух частей, стандартная продолжительность спектакля составляет 35 минут. Он был заказан Фондом Костюшко в Нью-Йорке и предоставил Гурецкому раннюю возможность выйти на аудиторию за пределами Польши. Как обычно, он провел обширные исследования по этому вопросу и особенно был обеспокоен философскими последствиями открытия Коперника, не все из которых он считал положительными. [ 41 ] Как прокомментировал историк Норман Дэвис : «Его открытие движения Земли вокруг Солнца вызвало самые фундаментальные революции в преобладающих представлениях о затруднительном положении человечества». [ 42 ]
К середине 1980-х годов Гурецкий начал привлекать более международную аудиторию, и в 1989 году Лондонская симфониетта провела выходные с концертами, на которых его произведения исполнялись вместе с произведениями русского композитора Альфреда Шнитке . [ 43 ] В 1990 году американский квартет «Кронос» заказал и записал свой Первый струнный квартет « Уже наступили сумерки» , соч. 62 года , событие, положившее начало длительным отношениям между квартетом и Гурецким. [ 44 ]
Самым популярным произведением Гурецкого является его Третья симфония , также известная как «Симфония скорбных песен» (Symfonia pieśni żałosnych) . Произведение медленное и созерцательное, каждая из трех частей написана для оркестра и сопрано соло. Либретто первой части взято из плача XV века, а во второй части используются слова девочки-подростка Елены Блажусякувны (Елена Блажусяк), которые она написала на стене тюремной камеры гестапо в Закопане , чтобы вызвать защита Девы Марии . [ 45 ]
В третьем использован текст силезской народной песни, описывающей боль матери, ищущей сына, убитого во время Силезского восстания . [ 46 ] Доминирующие темы симфонии — материнство и разлука через войну. В то время как первая и третья части написаны с точки зрения родителя, потерявшего ребенка, вторая - с точки зрения ребенка, разлученного с родителем.
Завершение Четвертой симфонии Гурецкого с подзаголовком «Эпизоды Тансмана» было отложено на много лет, отчасти из-за беспокойства Гурецкого по поводу своей вновь обретенной славы. Более того, она даже не была оркестрована, когда он умер в 2010 году, а его сын Николай завершил ее после его смерти на основе фортепианной партитуры и нот, оставленных его отцом. [ 47 ] В ней используются те же методы повторения, что и во Второй и Третьей симфониях, но с совершенно другим эффектом; например, его вступление состоит из серии очень громких, повторяющихся ячеек, которые вместе образуют имя композитора Александра Тансмана посредством музыкальной криптограммы , акцентированной тяжелыми ударами по большому барабану и столкновением битонов между аккордами A и E. плоский. [ 48 ]
Более поздние работы
[ редактировать ]Несмотря на успех Третьей симфонии, Гурецкий устоял перед искушением снова сочинять в этом стиле и, согласно AllMusic , продолжал работать не ради продвижения своей карьеры или репутации, а в основном «в ответ на внутренний творческий диктат». [ 49 ]
В феврале 1994 года квартет «Кронос» дал в Бруклинской музыкальной академии четыре концерта, посвященные постмодернистскому возрождению интереса к новой музыке. На первых трех концертах прозвучали струнные квартеты и произведения трех ныне живущих композиторов: двух американцев ( Филипа Гласса и Джорджа Крамба ) и одного поляка (Гурецкого). [ 30 ]
Более поздние работы Гурецкого включают в себя комиссию 1992 года для квартета Кронос « Песни поются »; Концерт-кантата (написана в 1992 году для флейты с оркестром); и «Маленький реквием для польки» (1993, для фортепиано и 13 инструментов). Концерт-кантата и Малый реквием для польки были записаны Лондонской симфониеттой и ансамблем Шёнберга соответственно. [ 50 ] Songs are Sung — его третий струнный квартет, вдохновленный стихотворением Велимира Хлебникова . Когда его спросили, почему на создание фильма ушло почти 13 лет, он ответил: «Я продолжал воздерживаться от выпуска его миру. Я не знаю, почему». [ 51 ]
Последнее десятилетие
[ редактировать ]В последнее десятилетие своей жизни Гурецкий часто болел. [ 52 ] Премьера его Симфонии № 4 (ор. 85, 2006 г.) должна была состояться в Лондоне в 2010 году Лондонским филармоническим оркестром , но мероприятие было отменено из-за плохого здоровья композитора. [ 52 ] [ 53 ] Он умер 12 ноября 2010 года в своем родном городе Катовице от осложнений, вызванных инфекцией легких. [ 54 ] Реагируя на его смерть, руководитель Музыкальной академии имени Кароля Шимановского профессор Евгениуш Кнапик сказал: «Работа Гурецкого подобна огромному валуну, который лежит на нашем пути и заставляет нас прилагать духовные и эмоциональные усилия». [ 55 ] Адриан Томас , профессор музыки Кардиффского университета , сказал: «Сила и поразительная оригинальность характера Гурецкого сияли в его музыке… И все же он был очень закрытым человеком, иногда невозможным, с твердой верой в семью, большим чувством юмор, физическая смелость перед лицом неумолимой болезни и способность к крепкой дружбе». [ 52 ] Он был женат на Ядвиге, учительнице фортепиано. Его дочь Анна Гуречка-Станчик — пианистка, а сын Николай Гурецкий — композитор. [ 56 ] У него остались пятеро внуков.
Президент Республики Польша Бронислав Коморовский за месяц до своей смерти наградил Гурецкого орденом Белого Орла , высшей наградой Польши. Орден вручила жена Коморовского на больничной койке Гурецкого. [ 2 ] [ 54 ] [ 57 ] Ранее Гурецкий получил орден Polonia Restituta II и III степени, а также орден Святого Григория Великого .
Мировая премьера его Симфонии № 4 состоялась 12 апреля 2014 года. Она была исполнена, как первоначально планировалось в 2010 году, Лондонским филармоническим оркестром в Королевском фестивальном зале в Лондоне, но дирижировал Андрей Борейко вместо Марин Олсоп . [ 58 ] Симфония № 4 представляет собой обширное 37-минутное сочинение для оркестра численностью около 100 человек с фортепиано и органом облигато. Композитор оставил криптограмму, объясняющую, как он построил тему симфонии, используя нотные буквы из имени и фамилии Александра Тансмана . [ 59 ]
В 2004 году Гурецкий оставил фортепианную обработку « Двух тристанских постлюдий и хорала» для оркестра, которая получила соч. 82. Его оркестровал его сын Миколай Гурецкий, а премьера состоялась на фестивале Tansman 16 октября 2016 года в зале студии Польского радио Витольда Лютославского в Варшаве Ежи Максимюком и оркестром Sinfonia Varsovia. [ 60 ] [ 61 ]
Использование в кино и на телевидении
[ редактировать ]Часть музыки Гурецкого была адаптирована для саундтреков к фильмам, в первую очередь фрагменты его «Симфонии скорбных песен» . Они фигурируют в фильме Питера Вейра « » 1993 года Бесстрашный . [ 62 ] Джулиана Шнабеля 1996 года Биографическая драма «Баския» . [ 63 ] фильм Шоны Ауэрбах 1996 года «Семь» , фильм Хайме Маркеса 2007 года «Ладроны» , Терренса Малика 2012 года экспериментальная романтическая драма «К чуду» , [ 64 ] Паоло Соррентино 2013 года Художественная драма » Великая красота « [ 65 ] Биографический фильм Феликса ван Гронингена « 2018 года Красивый мальчик» . [ 66 ] и историческая драма Малика 2019 года «Скрытая жизнь» . [ 67 ] Он также появлялся на телевидении в многочисленных телешоу, в том числе в американском криминальной драмы телесериале «Клан Сопрано» . [ 68 ] американский сериал Легион , [ 69 ] криминальный триллер, телесериал «Чёрный список» , [ 70 ] и историческая драма «Корона» . [ 71 ] В 2017 году канадский хореограф Кристал Пайт поставил первую часть «Симфонии скорбных песен» в виде балета «Модель полета» . В 2022 году она оформила всю симфонию как более крупное произведение « Свет прохода» . Французский кинорежиссер Бертран Блие использовал Beatus Vir в своем фильме 1996 года « Мой мужчина» .
Критическое мнение
[ редактировать ]Помещая Гурецкого в контекст, музыковеды и критики обычно сравнивают его творчество с такими композиторами, как Оливье Мессиан и Чарльз Айвз . [ 72 ] Сам он говорил, что также чувствовал себя родственным с такими фигурами, как Бах , Моцарт и Гайдн , хотя наибольшую близость он чувствовал с Францем Шубертом , особенно с точки зрения тонального оформления и обработки основных материалов. [ 72 ] В голландском сериале документальных фильмов Toonmeesters , эпизод 4 (1994) которого посвящен Гурецкому, он сравнил ежедневное исполнение Баха, Бетховена и Моцарта с ежедневным употреблением здорового цельнозернового хлеба. В том же эпизоде он сказал, что в Моцарте и Шуберте он нашел много нового, новых музыкальных ответов.
Поскольку Гурецкий отошел от сериализма и диссонанса в 1970-х годах, его часто сравнивают с такими композиторами, как Арво Пярт , Джон Тавенер и Гия Канчели . [ 36 ] [ 72 ] Хотя ни один из них не признал общего влияния, термин « священный минимализм» часто используется для группировки этих композиторов из-за их общего упрощенного подхода к текстуре, тональности и мелодии в произведениях, часто отражающих глубоко укоренившиеся религиозные убеждения. Модернистские методы Гурецкого также сравнивают с методами Игоря Стравинского , Белы Бартока , Пауля Хиндемита и Дмитрия Шостаковича . [ 30 ]
В 1994 году Богуслав М. Мацеевский опубликовал первую биографию Гурецкого « Гурецкий – его музыка и наше время» . [ 73 ] Он включает в себя множество подробностей о его жизни и работе, в том числе о том, что он достиг культового статуса благодаря ценному освещению на Classic FM .
Обсуждая свою аудиторию в интервью 1994 года, Гурецкий сказал:
Я не выбираю своих слушателей. Я имею в виду, что я никогда не пишу для своих слушателей. Я думаю о своей аудитории, но пишу не для них. Мне есть что им сказать, но и зрители должны приложить к этому определенные усилия. Но я никогда не писал для публики и никогда не буду писать, потому что слушателю нужно что-то дать, и ему приходится приложить усилия, чтобы понять определенные вещи. Если бы я думал о своей аудитории и кому-то нравится то, кому-то то, кому-то что-то другое, я бы никогда не знал, что написать. Пусть каждый слушатель выберет то, что его интересует. Я ничего не имею против человека, которому нравится Моцарт, или Шостакович, или Леонард Бернштейн, но не нравится Гурецкий. Меня это устраивает. Мне тоже нравятся некоторые вещи. [ 37 ]
Гурецкий получил степень почетного доктора Университета Конкордия в Монреале, Квебек, Канада. Профессор Конкордии Вольфганг Боттенберг назвал его одним из «самых известных и уважаемых композиторов нашего времени» и сказал, что музыка Гурецкого «представляет собой самые положительные аспекты последних лет нашего столетия, когда мы пытаемся залечить раны, нанесенные насилием». и нетерпимость нашего времени, она сохранится и в следующем тысячелетии и будет вдохновлять других композиторов». [ 74 ] В 2007 году Гурецкий занял 32-е место в списке 100 лучших ныне живущих гениев, составленном The Daily Telegraph . [ 75 ] В 2008 году он получил степень почётного доктора Музыкальной академии в Кракове . На церемонии награждения хор францисканской церкви города исполнил избранные его хоровые произведения. [ 76 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Перлес, Джейн (27 февраля 1994 г.). «Генрик Горецкий» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б «Польский композитор Генрих Горецкий умирает в возрасте 76 лет» . Новости Би-би-си . 12 ноября 2010 г.
- ^ «Польский композитор Генрик Горецкий умер в возрасте 76 лет» . Рейтер . 12 ноября 2010 года . Проверено 12 ноября 2010 г.
- ^ Росс, Алекс (30 января 2015 г.). «Культовая слава и ее недовольство» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 29 июня 2015 года.
Ни один композитор-классик за последнее время, даже неизбежный Филип Гласс, не имел коммерческого успеха, способного соперничать с успехом покойного польского мастера Генрика Гурецкого.
- ^ Томас (1997) , с. 12.
- ^ Кубицкий, Михал. « ГМ Гурецкий в 75 лет ». The News.pl , 8 декабря 2008 г. (архив от 2 марта 2009 г., получено 26 августа 2015 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Томас (1997) , с. 17
- ^ Меллерс (1989) , с. 23.
- ^ Каммингс (2000), 241. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Перейти обратно: а б Томас (2005) , с. 262
- ^ Морен (2002) , с. 357.
- ^ Томас (2001) .
- ^ Перейти обратно: а б Стейнберг (1995) , с. 171
- ^ Стейнберг (1995) , с. 170.
- ^ «Двадцатый век: О жизни и музыке: полусерьезный разговор». The Musical Quarterly , 82.1, 1998. 73–75. [ автор отсутствует ]
- ^ Томас (1997) , с. xiii.
- ^ Ховард (1998) , стр. 131–133.
- ^ Перейти обратно: а б Томас (1997) , с. xvi
- ^ Томас (1997) , стр. VI.
- ^ Ховард (1998) , с. 134.
- ^ Слонимский (2001) .
- ^ Томас (1997) , с. XVIII.
- ^ Томас (1997) , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Харли, Джеймс и Трохимчик, Майя. « Генрик Миколай Гурецкий ». Польский музыкальный информационный центр , ноябрь 2001 г. Проверено 6 марта 2009 г.
- ^ Томас (1997) , с. 1.
- ^ Томас (1997) , стр. 39–41.
- ^ Лебрехт, Норман . « Как Гурецкий делает свою музыку ». Музыкальная сцена . 28 февраля 2007 г. Проверено 4 января 2008 г.
- ^ Томас (2005) , с. 159.
- ^ « Гурецкий, Биография Хенрика. Архивировано 17 октября 2009 года в Wayback Machine ». Наксос Рекордс . Проверено 1 июня 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Тичаут, Терри (1995). «Святой минимализм». Комментарий . 99 (4): 50.
- ^ Мирка (2004) , стр. 305.
- ^ Джейкобсон (1996) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Мирка (2004) , стр. 329.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вежбицкий, Джеймс. «Генрик Горецкий». Архивировано 14 августа 2009 года в Wayback Machine . St. Louis Post-Dispatch , 7 июля 1991 г. Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ Томас (1997) , с. 29
- ^ Перейти обратно: а б Райт (2002) , с. 362
- ^ Перейти обратно: а б Даффи, Брюс. « Композитор Генрик-Миколай Гурецкий: Разговор с Брюсом Даффи ». bruceduffie.com, 24 апреля 1994 г. Проверено 22 декабря 2007 г.
- ^ Уильямс, Джули. « Генрик Гурецкий: Профиль композитора ». MusicWeb International, 2008. Проверено 13 декабря 2008 г.
- ^ Ховард (1998) , с. 135.
- ^ Томас (1997) , с. 77
- ^ Томас (1997) , с. 74
- ^ Дэвис, Норман. Божья площадка: история Польши . Оксфорд, 1981. 150. ISBN 0-19-925339-0
- ^ Томас (2008) , 5:35.
- ^ " Генрик Гурецкий + Квартет Кронос " . Нет таких записей . Проверено 1 июня 2009 г.
- ^ Томас (1997) , с. 82.
- ^ Эллис, Дэвид. «Воспоминания Малера». Архивировано 17 сентября 2012 года в Wayback Machine (PDF). Naturlaut 4 (1): 2–7, 2005. Проверено 22 июня 2007 г.
- ↑ Адриан Томас , примечания к записи симфонии, выпущенной Nonesuch Records в 2016 году, 7559-79503-4
- ^ Томас, 2016 [ неполная короткая цитата ]
- ^ « Генрик Гурецкий: Биография ». Вся музыка . Проверено 13 декабря 2008 г.
- ^ " Генрик Миколай Гурецкий ". Boosey & Hawkes , февраль 2007 г. Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ Гарднер, Шарлотта. « Струнный квартет №3 '...песни поются' ». BBC, 22 марта 2007 г. Проверено 27 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Поттер, Кейт (12 ноября 2010 г.). «Некролог Генрика Гурецкого» . Хранитель . Лондон . Проверено 13 ноября 2010 г.
- ^ Центр Саутбэнка. Проверено 5 февраля 2010 г.)
- ^ Перейти обратно: а б «Польский композитор-классик Горецкий умер в возрасте 76 лет» . Вашингтон Пост . 12 ноября 2010 года . Проверено 13 ноября 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Польский композитор «Скорбных песен» Горецкий умер в возрасте 76 лет» . Немецкая волна . 12 ноября 2010 года . Проверено 13 ноября 2010 г.
- ^ «Польский композитор-классик Горецкий умер в возрасте 76 лет» . Новости Дезерета . Ассошиэйтед Пресс. 12 ноября 2010 года . Проверено 12 ноября 2010 г.
- ^ «Музыка: Нет, мама, не плачь – Инклесс Уэллс, без категории – Macleans.ca» . Маклина . 12 ноября 2010 года . Проверено 13 ноября 2010 г.
- ↑ Видео мировой премьеры The Guardian. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine.
- ^ Вендланд, Анджей. «Феномен и тайна Четвертой симфонии Гурецкого - Тансманские эпизоды». В Трохимчике (2017) , стр. 310–352.
- ^ Вендланд, Эндрю (2019). Гурецкий, Пендерецкий. Диптих . Лос-Анджелес: Moonrise Press. стр. 3. ISBN 978-1-945938-30-6 .
- ^ «Пролог: Тансман – Гурецкий. Мировые премьеры» . www.polmic.pl . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Оригинальный саундтрек Fearless на AllMusic.
- ^ Баския на IMDb
- ^ К чуду на IMDb
- ^ Великая красота на IMDb.
- ^ «Песни и музыка из альбома Beautiful Boy » . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ « Саундтрек к скрытой жизни » . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ « Саундтрек к фильму Клан Сопрано » . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ « Саундтрек Легиона . S2 E6, глава 14» . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Саундтрек к фильму " Черный список (NBC)" . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ « Саундтрек к фильму Корона » . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Томас (1997) , с. 135
- ^ Мациевский (1994) .
- ^ Боттенберг, Вольфганг. « Горецкий, Мартин получит почести ». Университет Конкордия , 19 ноября 1998 г. Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ «100 лучших ныне живущих гениев» . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ « Генрик Гурецкий получает почетную докторскую степень Краковской музыкальной академии » . None such Records (пресс-релиз), 13 мая 2008 г. Проверено 26 октября 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ховард, Люк Б. (весна 1998 г.). «Материнство,« Рекламный щит »и Холокост: восприятие и восприятие Симфонии № 3 Гурецкого». Музыкальный ежеквартальный журнал . 82 (1): 131–159. дои : 10.1093/mq/82.1.131 .
- Джейкобсон, Бернард (1996). Польский Ренессанс . Композиторы двадцатого века. Лондон: Файдон. ISBN 0-7148-3251-0 .
- Мацеевский, Богуслав М. (1994). Горецкий – Его музыка и наше время Лондон: Аллегро Пресс. ISBN 0-9505619-6-7 .
- Меллерс, Уилфрид (март 1989 г.). «Вокруг Симфонии № 3 Гурецкого». Темп . Новая серия (168): 22–24. дои : 10.1017/S0040298200024906 . JSTOR 944854 . S2CID 145469868 .
- Мирка, Данута (лето 2004 г.). «Геометрическая музыка Гурецкого». Музыкальный ежеквартальный журнал . 87 (2): 305–332. дои : 10.1093/musqtl/gdh013 . JSTOR 3600907 .
- Морен, Александр (2002). Классическая музыка: спутник слушателя . Сан-Франциско, Калифорния: Книги Backbeat. ISBN 0-87930-638-6 .
- Слонимский, Николас , изд. (2001). «Гурецкий, Генрих (Миколай)». Биографический словарь музыкантов Бейкера (8-е изд.). Нью-Йорк: Ширмер.
- Стейнберг, Майкл (1995). Симфония: Руководство для слушателя . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512665-3 .
- Томас, Адриан (1997). Гурецкий . Оксфорд; Нью-Йорк: Кларендон Пресс; Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816393-2 . . (ткань) ISBN 0-19-816394-0 .
- — (2001). «Гурецкий, Генрих Миколай». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.11478 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- — (2005). «Польская музыка времен Шимановского». Музыка двадцатого века . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-58284-9 .
- - (4 декабря 2008 г.). «Генрик Горецкий» (лекция). Лондон: Грешем-Колледж . Архивировано из оригинала 26 декабря 2010 года.
- Трохимчик, Майя, изд. (2017). Гурецкий в контексте: Очерки музыки . Мунрайз Пресс. ISBN 978-1-945938-10-8 .
- Райт, Стивен (2002). «Арво Пярт (1935–)». Музыка авангарда двадцатого века: биокритический справочник . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-29689-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марек, Тадеуш ; Дрю, Дэвид (март 1989 г.). «Гурецкий в интервью (1968) – и 20 лет спустя». Темп . Новая серия (168): 25–28. дои : 10.1017/S0040298200024918 . JSTOR 944855 . S2CID 145722754 .
- Маркевич, Леон (июль 1962 г.). «Разговор с Генриком Гурецким» . Польский музыкальный журнал . 6 (2). Перевод Анны Масловец. ISSN 1521-6039 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2016 года. Специальный выпуск, посвященный 70-летию Гурецкого, состоящий исключительно из статей о Гурецком.
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Генрика Гурецкого. Викискладе есть
- Генрих Миколай Гурецкий (1933–2010) на IMDb
- Лерхенмузыка , соч. 53, ансамбль Luna Nova (Нобуко Игараси, кларнет; Крейг Халтгрен, виолончель; Эндрю Драннон, фортепиано)
- 1933 рождения
- 2010 смертей
- Люди из Рыбницкого уезда
- Польские католики
- Польские композиторы-классики
- Польские композиторы-мужчины-классики
- Исполнители None such Records
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Рыцари Святого Григория Великого
- Командоры со звездой ордена Polonia Restituta
- Лауреаты Золотой медали «За заслуги перед культурой» – Глория Артис
- Лауреаты Международной трибуны композиторов
- Лауреаты премии Гердера
- Кавалеры Ордена Белого Орла (Польша).