Фиат CR.42 Фалько
CR.42 Фалько | |
---|---|
Два CR.42 из 162 а Эскадрилья , 161° «Автономная наземная истребительная группа», Эгейские острова, 1940 г. | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Италия |
Производитель | Фиат Авиация |
Первый полет | 23 мая 1938 г. |
Введение | 1939 |
Ушедший на пенсию | 1948 г. ВВС Испании . [ 1 ] |
Статус | Не работает |
Основные пользователи | Королевские ВВС Шведские ВВС Венгерские ВВС Бельгийские ВВС |
Произведено | в. Февраль 1939 г. - конец 1943 г. |
Количество построенных | 1,817–1,819 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
Разработано на основе | Фиат CR.32 |
Fiat CR.42 Falco (Сокол, множественное число: Falchi ) — одноместный -полутораплан, истребитель разработанный и выпускаемый итальянской авиастроительной компанией Fiat Aviazione . Он служил в основном в итальянской Regia Aeronautica в 1930-х годах и во время Второй мировой войны .
CR.42 представлял собой эволюцию более раннего истребителя Fiat CR.32 , отличавшегося более мощным с наддувом Fiat A.74 R1C.38 радиальным двигателем и воздушным охлаждением , а также аэродинамическими улучшениями его относительно чистых внешних поверхностей. Самолет оказался относительно маневренным в полете, что объяснялось очень низкой нагрузкой на крыло и иногда решающим тактическим преимуществом. Разведка Королевских ВВС высоко оценила его исключительную маневренность, отметив далее, что «самолет был чрезвычайно сильным». [ 5 ] хотя технически его превосходили более быстрые и тяжеловооруженные монопланы. [ 6 ] Хотя в основном использовался как истребитель, некоторые варианты этого типа использовались и в других целях, например, CR.42CN модель ночного истребителя CR.42AS , штурмовик CR.42B Biposto и двухместный учебно-тренировочный самолет . .
В мае 1939 года CR.42 поступил на вооружение Regia Aeronautica ; это был последний истребитель-биплан Fiat, поступивший на передовую службу. К 10 июня 1940 года, когда Италия вступила во Вторую мировую войну, было поставлено около 300 машин этого типа, которые сначала защищали мегаполисы и важные военные объекты. К концу 1940 года Falco участвовал в боях на различных фронтах, включая битву за Францию , битву за Британию , Мальту , Северную Африку и Грецию . К концу войны итальянские CR.42 использовались на других фронтах, включая Ирак , Восточный фронт и материковую часть Италии. После подписания итальянского перемирия с союзниками 8 сентября 1943 года этот тип был передан для использования в качестве учебно -тренировочных ВВС итальянских воюющих сторон , в то время как некоторые итальянские CR.42 были захвачены немцами и использовались Люфтваффе для выполнять штурмовые операции.
CR.42 производился и в меньшем количестве поступил на вооружение ВВС других стран, включая Бельгию, Швецию и Венгрию. К концу производства было построено более 1800 самолетов CR.42, что сделало его самым многочисленными итальянскими самолетами, использовавшимися во время Второй мировой войны. [ 7 ] Писатель по авиации Пшемыслав Скульский утверждал, что истребитель проявил себя наилучшим образом во время службы в ВВС Венгрии, особенно во время его развертывания против советских войск на Восточном фронте войны, где, как сообщается, он достиг соотношения потерь к потерям 12 к 1. [ 8 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В конце 1930-х годов, когда новое поколение истребителей- монопланов уже начало внедряться в различных воздушных службах Европы, оставалось еще немало времени, прежде чем они были разработаны и доступны в достаточной степени, чтобы взять на себя полную ответственность за стратегические операции авиации. . [ 9 ] К началу Второй мировой войны в сентябре 1939 года многие державы все еще имели в своих авиационных крыльях бипланы, такие как британский Gloster Gladiator и итальянский CR.42. Таким образом, даже несмотря на то, что первые полеты последнего были проведены в 1939 году, несмотря на признание его фактического устаревания, также было признано, что такие бипланы, вероятно, внесут ценный вклад в выполнение множества второстепенных ролей. [ 9 ] Это прагматичное наблюдение оказалось верным, поскольку CR.42 не только будет построен в большем количестве, чем любой другой итальянский истребитель той войны, но и будет участвовать в боевых действиях на всех фронтах, на которых сражалась Regia Aeronautica . [ 9 ]
CR.42 по сути был развитием конструкции более раннего Fiat CR.32 , который, в свою очередь, был создан на основе серии CR.30 , созданной в 1932 году. [ 9 ] Во время гражданской войны в Испании в середине 1930-х годов Regia Aeronautica использовала CR.32 и, как сообщается, добилась значительных успехов, используя этот истребитель. Положительный боевой опыт дал достаточную поддержку основному производителю этого типа, Fiat Aviazione , для того, чтобы компания выдвинула предложение по разработке более совершенной модификации конструкции, включающей недавно доработанный Fiat A.74R1C.38 с наддувом и воздушным охлаждением. радиальный двигатель двигатель и ряд других усовершенствований. [ 2 ] Ключевые особенности истребителя, получившего обозначение CR.42 , включали его относительно чистый аэродинамический внешний вид, очень прочную конструкцию и высокий уровень маневренности - сочетание, которое, по словам Каттанео, традиционно нравилось итальянским пилотам. [ 10 ]
По словам автора авиации Джанни Каттанео, и предложение, и концепция разработанного биплана были хорошо приняты Regia Aeronautica , придавшей большое значение маневренности платформы, уверенность также могла быть высокой из-за предыдущих войн в Эфиопии и В Испании велась борьба с относительно дезорганизованной оппозицией, что создавало несколько обманчивое впечатление об эффективности. [ 11 ] Во время официальной военной оценки прототип CR.42 был испытан против конкурирующего истребителя-биплана Caproni Ca.165 и был признан лучшей конструкцией, хотя Ca.165 представлял собой более современную конструкцию, которая могла похвастаться более высокой скоростью, хотя и на более низкой скорости. цена маневренности. В ходе летных испытаний он продемонстрировал свою способность развивать максимальную скорость 438 км/ч (272 миль в час) на высоте 5300 м (17 400 футов) и 342 км/ч (213 миль в час) на уровне земли. Скороподъемность составляла 1 минуту 25 секунд до высоты 1000 м (3300 футов) и 7 минут 20 секунд до высоты 6000 м (20 000 футов). [ 2 ] [ 12 ]
В конце 1939 года, когда крупная европейская война уже казалась неизбежной, CR.42 был заказан для Regia Aeronautica . [ 10 ] Этот тип был заказан как всего лишь один из элементов более крупного плана R , согласно которому Италия должна была закупить 3000 новых истребителей, таких как моноплан Fiat G.50 и Macchi C.200 , для оснащения и расширения своих воздушных перевозок. По словам Каттанео, в начале Второй мировой войны CR.42 считался лучшим бипланом, находившимся на вооружении. [ 10 ] Хотя к этому моменту век биплана уже заметно подходил к концу, значительный интерес к новому истребителю проявил ряд других иностранных ВВС. После того как было налажено серийное производство, ряд первых Falco были поставлены иностранным заказчикам, вплоть до перенаправления самолетов, первоначально предназначенных для поставки в Regia Aeronautica ; в число этих клиентов входили Бельгия , Венгрия и Швеция . [ 13 ] [ 14 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Вскоре после ввода в эксплуатацию Fiat разработал ряд вариантов этого типа. CR.42bis CR.42AS и CR.42ter отличались повышенной огневой мощью, CR.42CN представлял собой специальную модель ночного истребителя, был оптимизирован для выполнения задач по наземным атакам, а CR.42B Biposto обычно использовался в составе двухместного учебно-тренировочного самолета. роль. [ 15 ] Из них Biposto , который имел более длинный фюзеляж, чем другие модели, чтобы можно было разместить второе сиденье рядом с пилотом, стал наиболее модифицированным из всех вариантов CR.42. Его длина была увеличена на 68 сантиметров по сравнению со стандартным истребителем и составила 8,94 м; рост стал на 23 сантиметра меньше. Пустой вес был всего на 40 кг (88 фунтов) больше, поскольку обтекатели колес были сняты. Общий вес составил 2300 кг. Максимальная скорость составила 430 км/ч на высоте 5300 метров, всего на 8 км/ч меньше. До 1945 года обычно устанавливалась пара пулеметов. Около 40 самолетов выпустили компании Agusta и Caproni Trento. [ 16 ]
Кроме того, в испытательных целях были изучены и построены различные экспериментальные конфигурации CR.42. В их число входили I.CR.42 ( Idrovolante с модернизированным двигателем = гидросамолет) и CR.42DB . Начиная с 1938 года, Fiat работал над I.CR.42, затем поручил завершить проект заводу CMASA в Марина-ди-Пиза на морском побережье Тиррено. Единственный прототип был построен в 1940 году. Испытания начались в начале 1941 года на базе Винья-ди-Валле , на озере Браччано , к северу от Рима. Максимальная скорость составила 423 км/ч, дальность полета — 950 км, потолок снижен до 9000 м. Пустой вес увеличился с 1720 до 1850 кг (от 3790 до 4080 фунтов), полный вес - с 2295 до 2425 кг (от 5060 до 5346 фунтов). [ нужна ссылка ]
CR.42DB двигателя был попыткой улучшить характеристики этого типа за счет установки Daimler-Benz DB 601 V12 мощностью 753 кВт (1010 л.с.). [ 17 ] Этот прототип, MM 469), пилотировался летчиком-испытателем Валентино Касом в марте 1941 года над Гуидонией Монтчелио , недалеко от Рима. Во время испытательных полетов он продемонстрировал свою способность развивать максимальную скорость 518 км/ч (322 миль в час), а также максимальный потолок 10 600 метров (34 777 футов) и дальность полета 1250 километров (780 миль). Проект был отменен, поскольку конфигурация биплана не имела никаких преимуществ перед современными конструкциями истребителей-монопланов. Хотя этот вариант так и не был запущен в производство, по сей день CR.42DB продолжает считаться самым быстрым бипланом, когда-либо летавшим. [ 18 ]
Историки до сих пор не уверены, сколько именно CR.42 было изготовлено. По наиболее вероятной оценке, всего будет выпущено 1819 самолетов, включая 63 CR.42LW (51 по некоторым источникам), произведенных под контролем Люфтваффе , и еще 140 истребителей, которые были произведены для различных экспортных заказчиков этого типа. [ нужна ссылка ]
Дизайн
[ редактировать ]Fiat CR.42 был надежным и относительно чистым одноместным истребителем -бипланом ; Несмотря на бипланную конфигурацию самолета, это был современный, «гладкий» дизайн, основанный на прочной конструкции из стали и сплавов . CR.42 оснащался фиксированными основными стойками шасси , стойки которых крепились к нижней части нижних стоек крыла; оба опорных колеса были заключены в обтекаемой формы . обтекатели По аэродинамическим соображениям [ 10 ] Верхнее крыло было больше нижнего, такая конфигурация известна как полутораплан . [ 2 ] Самолет оказался исключительно маневренным в полете, что объяснялось очень низкой нагрузкой на крыло истребителя . Очень прочная конструкция истребителя позволяла пилотам выполнять практически все маневры. [ 12 ] К недостаткам CR.42 относились более низкая скорость по сравнению с монопланами, а также отсутствие брони, огневой мощи и радиооборудования. [ 10 ]
CR.42 обычно приводился в движение одним с наддувом Fiat A.74R1C.38 радиальным двигателем и воздушным охлаждением , который через зубчатую передачу приводил в движение металлический трехлопастной воздушный винт Fiat- Hamilton Standard 3D.41-1 длиной 2,9 метра (9 футов 6 дюймов) в диаметре. [ 2 ] При разработке самолета особое внимание было уделено конструкции капота NACA , в котором размещался двигатель; капот имел ряд регулируемых створок для охлаждения. В моторном отсеке был установлен огнетушитель , которым можно было воспользоваться в случае пожара. [ 10 ] Что касается вооружения, то ранние CR.42 оснащались одним 7,7-мм и одним 12,7-мм пулеметами Breda-SAFAT , которые устанавливались в настиле верхней части фюзеляжа и стреляли непосредственно через винт. По итальянской традиции среди приборов кабины присутствовал счетчик выпущенных снарядов. [ 10 ]
Фюзеляж CR.42 представлял собой сварной треугольный каркас из стальных труб, изготовленный из легкосплавных профилей ; в то время как носовая часть фюзеляжа была покрыта металлическими панелями, внешняя задняя часть кабины была покрыта тканью. [ 10 ] В жестко подкрепленных крыльях использовалась конструкция, изготовленная в основном из легких дюралевых сплавов и стали; передняя кромка крыла была покрыта металлом, а остальная внешняя часть крыла была покрыта тканью. [ 2 ] Верхнее крыло, единственное, оснащенное элеронами , соединялось в центре и поддерживалось над фюзеляжем через перевернутую V-образную кабину, а нижние крылья крепились непосредственно к лонжеронам в основании фюзеляжа. Хвостовое оперение имело консольную компоновку, состоящую из дюралевого каркаса и полотняной обшивки. [ 10 ]
Мнение летчика-испытателя союзников
[ редактировать ]Капитан Эрик Браун , старший сержант, главный летчик-испытатель ВМФ и командир полета захваченного вражеского самолета, испытал Falco сердженте Пьетро Сальвадори, который приземлился на пляже Орфорднесс 11 ноября 1940 года. Он сообщил, что CR.42 был «удивительно быстрым». для биплана с максимальной скоростью 270 миль в час (430 км/ч) на высоте 12 500 футов. (3800 м). У Falco была «незначительная стабильность, которая является признаком хорошего истребителя». Более того, он был «блестяще маневренным, настоящей акробатической жемчужиной, но с недостаточным вооружением и очень уязвимым для огня противника». [ 19 ]
Операционная история
[ редактировать ]Королевские ВВС
[ редактировать ]В мае 1939 года Fiat CR.42 поступил на вооружение Regia Aeronautica; 53° Stormo , базирующийся в туринском аэропорту Казелле , был первым самолетом, оснащенным этим типом. [ 20 ] К 10 июня 1940 года, в день вступления Италии во Вторую мировую войну на стороне Германии, было поставлено около 300 самолетов. Италия отложила свое вступление в войну, чтобы лучше подготовиться к бою; В течение периода, широко известного как « Странная война» , Regia Aeronautica активизировала множество новых эскадрилий и сделала все возможное, чтобы ускорить поставки самолетов, в том числе CR.42. Соответственно, в рамках расширения были размещены дополнительные заказы на этот тип. [ 21 ]
После вступления Италии в конфликт перед «Фальчи» в основном стояла задача защищать как итальянские города, так и военные объекты, такие как авиабазы Regia Aeronautica и базы Regia Marina (Королевский флот Италии). В некоторой степени CR.42 продолжали использоваться в этом качестве вплоть до подписания Италией перемирия с союзниками . К 8 сентября 1943 года, дню официальной капитуляции Италии перед союзниками, только около 60 этих самолетов все еще находились в летном состоянии. К концу производства CR.42 в 1942 году было построено 1784 истребителя. [ нужна ссылка ]
Во многих случаях Falco участвовал в воздушных боях против британского истребителя-биплана Gloster Gladiator над Мальтой , а затем и против британского моноплана Hawker Hurricane , что иногда приводило к неожиданным успехам. Маневренность Falco вызывала особое беспокойство у пилотов Королевских ВВС, столкнувшихся с ними. Автор авиации Хейнинг заметил, что: «Отчет разведки Королевских ВВС в конце октября 1940 года, разосланный всем пилотам и их эскадрильям, с копиями премьер-министру Уинстону Черчиллю и военному кабинету, гласил: «Маневренность CR.42, в частности, их способность выполнять чрезвычайно крутой полуразворот вызвала немалое удивление у других пилотов и, несомненно, спасла от гибели многие итальянские истребители». [ 22 ]
Битва за Францию
[ редактировать ]13 июня 1940 года, через три дня после вступления Италии в войну, 23 пилота из 23° Gruppo 3° Stormo сопровождали звено из десяти бомбардировщиков Fiat BR.20 для бомбардировки французской военно-морской базы Тулон . Позже в тот же день они атаковали базу французских ВВС Йер в регионе Прованс-Альпы-Лазурный Берег на юго-востоке Франции, сбив по земле около 50 самолетов противника и уничтожив не менее 20 из них. [ 23 ] [ 24 ] Итальянские пилоты из 151° Gruppo заявили о сбитии французского Vought V.156F . В тот же день CR.42 из 82 а Эскадрилья (13° Gruppo ) вылетела на перехват самолета-разведчика, но тот не смог выйти на контакт и разбился при приземлении, в результате чего погиб пилот. [ 23 ] [ 25 ]
15 июня 67 CR.42 из тех же частей, а также 18° Gruppo (из 3° Stormo ) атаковали аэродромы Южной Франции. 150° 27 бипланов из группы обстреляли аэродром Куэрс-Пьерфе, между Куэрсом и Пьеррефю-дю- Варом , пулеметным огнем, в результате чего около 15 самолетов V-156F загорелись. [ 23 ] Семь «Фиатов», прикрывавшихся сверху, были перехвачены самолетами Bloch MB.152 (по другим источникам, Bloch MB.151) из AC-3, которые сбили один Falco и заставили другой приземлиться. Итальянские пилоты забрали четыре французских истребителя. [ 26 ] Впоследствии «Фиаты» атаковали аэродромы Ле-Канне-де-Мор и Пуэр-Пьерфен, расположенные недалеко от границы. На этот раз французские истребители отреагировали, и «Фиаты» были атакованы Dewoitine 520 из GCIII/6. Авиаторы Regia Aeronautica одержали 8–10 воздушных побед и множество самолетов было уничтожено на земле. Пилотам «Фиата» приписывают сбитие трех истребителей «Блох» и пяти истребителей «Девуатин». [ 27 ] в обмен на потерю пяти Фальчи . [ 28 ] [ 29 ]
После падения Франции итальянская авиационная группа бомбардировщиков CR.42 и BR.20 действовала из Бельгии в октябре и ноябре 1940 года. Эта оперативная группа провела несколько наступательных операций на более поздних этапах битвы за Британию , но понесла большие потери. ставка. Каттанео предположил, что небольшие потери, понесенные во время битвы за Францию, убедили Regia Aeronautica в том, что этот тип был значительно более эффективным, чем против современных фронтовых истребителей, с которыми ему придется столкнуться, и, таким образом, поощрили это краткое развертывание. [ 30 ] В настоящее время в музее Королевских ВВС в Хендоне, Лондон, с этого времени находится статическая экспозиция CR.42; Сообщается, что этот самолет совершил вынужденную посадку в Саффолке из-за сломанной маслопровода, пилот выжил.
Мальта
[ редактировать ]В небе Мальты CR.42 впервые столкнулся с британскими «Харрикейнами» 3 июля 1940 года. В тот день летный офицер Уотерс (P2614) сбил бомбардировщик SM.79 в пяти милях (в восьми километрах) от Калафраны, но он был вскоре атакован сопровождавшим его Фальчи , который сильно подбил его самолет. Уотерс разбился при приземлении, и его «Харрикейн» был списан. [ 31 ] Пилоты «Харрикейнов» вскоре обнаружили, что итальянские бипланы часто могут превосходить свои самолеты и что это является решающим фактором в любом воздушном бою против них.
Пилот-офицер Джок Барбер вспоминал: «В моем первом бою, 9 июля, я атаковал командира эскадрильи Фалькос , в то время как [лейтенант авиации] Джордж Берджес атаковал бомбардировщик SM.79. Когда я выстрелил из CR.42 по на расстоянии 100 ярдов [91 метр], он сделал флик-ролл и полетел вниз, а я оказался втянутым в воздушный бой с оставшимися CR.42. снизился примерно до 10 000 футов [3 000 метров]; к тому времени я без особого успеха израсходовал все свои боеприпасы, хотя я убежден, что в первом бою я нанес немало ударов по лидеру, и довольно быстро понял, что воздушный бой с бипланами. просто не было включено. Они были настолько маневренными, что попасть в цель было очень сложно, и мне приходилось постоянно нырять и поворачиваться, чтобы не быть сбитым. Джордж к этому времени уже исчез, поэтому я засунул нос. вниз и на полном газу был очень рад уйти с дороги». [ 32 ]
Неделю спустя дюжина CR.42 из 23° Gruppo появилась в небе над Мальтой для разведки. Лейтенанты Питер Кибл и Берджес попытались их перехватить, и последовавшие действия произвели на мальтийских защитников большое впечатление CR.42 маневренностью . Кибл атаковал один CR.42 - вероятно, самолет (MM4368), которым пилотировал Соттотененте Марио Бенедетти из 74 лет. а Эскадрилья разбилась, убив своего пилота, но затем сама подверглась нападению со стороны Марио Пинны Фальчи Тененте и Тененте Оскара Абелло. Кибл пытался вступить в воздушный бой с итальянцами, но его двигатель был поврежден, а его «Харрикейн» нырнул в землю у Вид-иль-Гайна, недалеко от форта Ринелла , и взорвался; он был первым пилотом, погибшим в бою на Мальте. [ 33 ] Это была первая зафиксированная воздушная победа во Второй мировой войне CR.42 над «Харрикейном». Вскоре после потери Кибла было созвано собрание всех пилотов и старшего персонала, чтобы обсудить лучшие способы противодействия маневренному CR.42. Было предложено, чтобы «Харрикейн» опустил несколько закрылков, поскольку это могло бы позволить ему развернуться вместе с CR.42, но единственным реалистичным предложением было подняться над этими самолетами и занять выгодную позицию. [ 34 ] Тем не менее Каттанео отметил, что «Харрикейн» постепенно доказал свое превосходство над CR.42. [ 35 ]
Действия ночных истребителей
[ редактировать ]По ходу войны CR.42 был заменен в качестве дневного истребителя более совершенными самолетами, но нашел новую нишу, выполняющую задачи ночного истребителя. [ 14 ] Falco и служил основным ночным истребителем Regia Aeronautica , хотя он не был оборудован радаром зачастую не имел радиооборудования. Некоторые ночные истребители Falco оснащались удлиненными выхлопными трубами, позволяющими скрыть пламя выхлопа. Дополнительно под крыльями некоторых ночных истребителей были установлены по 2 прожектора. Первый ночной перехват был осуществлен в ночь с 13 на 14 августа 1940 года капитаном Джорджио Граффером , когда он обнаружил и открыл огонь по британскому бомбардировщику «Армстронг Уитворт-Уитли» , отправленному для атаки на Турин . Когда его орудия заклинило, Граффер протаранил бомбардировщик, прежде чем выпрыгнуть. Бомбардировщик был серьезно поврежден и впоследствии врезался в Ла-Манш при попытке вернуться на свою базу. [ 36 ]
Один из самых успешных ночных перехватов произошел в ночь на 25 августа 1942 года. В тот день, пытаясь противостоять ночным миссиям британских ВВС, наносившим удары по итальянским аэродромам, 4 ° Stormo позаимствовал четыре радиооборудованных CR.42 к 208 г. а и 238 а Эскадрилья 101-й группы бомбардировок Туффо , базирующейся в Абар-Нимейре, для использования их в качестве ночных перехватчиков. [ 37 ] [ 14 ] По словам Каттанео, CR.42 добился определенного успеха в качестве ночного истребителя, доказав свою эффективность против бомбардировщиков Королевских ВВС, которые бомбили промышленные объекты по всей северной Италии в 1942 году. [ 14 ]
Итальянский воздушный корпус
[ редактировать ]Осенью 1940 года Regia Aeronautica отправила в Бельгию 18° Gruppo (56° Stormo ) с 83 а , 85 а и 95 а Squadriglia, оснащенная CR.42, в составе Corpo Aereo Italiano , независимого воздушного корпуса для операций против Великобритании. [ 38 ] 11 и 23 ноября 1940 года несколько самолетов CR.42 совершили два налета на Англию. Самолеты Люфтваффе часто испытывали трудности с поддержанием строя на более медленных бипланах. Несмотря на то, что они медленнее, с открытой кабиной , многие подразделения лишены радиосвязи и вооружены только парой пулеметов (парой 12,7-мм/0,5 дюйма или комбинацией первых и 7,7-мм/0,303 в Breda-SAFAT). , «Фальчи» мог легко превзойти противостоящие ему «Харрикейны» и «Спитфайры», и обычно их было трудно поразить. «CR 42 повернул в бой, используя всю маневренность самолета. Пилот мог за один раз встать мне на хвост, настолько сильно он смог развернуться». [ 39 ] Как говорилось в отчете разведки Королевских ВВС, « Фальчи» были трудной целью. «Когда я стрелял, он наполовину перекатился очень сильно, и я был совершенно не в состоянии его удержать, настолько быстрыми были его маневры. Я атаковал еще двух или трех и выпустил короткие очереди, в каждом случае вражеский самолет полуперекатился очень плотно, легко и полностью. В двух случаях, выйдя из разворота, они смогли развернуться почти на хвосте и открыть по мне огонь». [ 40 ]
Против британских монопланов CR.42 не всегда превосходили; Отчет одного итальянского пилота таков: «Я атаковал один из британских истребителей с расстояния от 40 до 50 метров (от 131 до 164 футов). Затем я увидел «Спитфайр», который преследовал другой CR.42, и сел в него. выстрел на дальность 150 метров (492 фута) я понял, что в маневрированном полете CR.42 может победить или выжить против «Харрикейнов» и «Харрикейнов». «Спитфайры», хотя нам приходилось остерегаться обстрела сзади. По моему мнению, английская пуля .303 оказалась не очень эффективной. Итальянский самолет получил множество попаданий, которые не причинили материального ущерба, а один пилот даже обнаружил, что его парашютный ранец остановился. пуля». [ 41 ] Зимой 1940/1941 года CR.42 были переброшены обратно на Средиземноморский театр военных действий. [ 42 ]
Восточная Африка
[ редактировать ]Управляя Falco в Восточной итальянской Африке (AOI), Марио Визинтини стал лучшим асом-бипланом Второй мировой войны (совершив 16 сбитых самолетов), а Луиджи Барон и Арольдо Соффритти стали вторым и третьим Fiat CR. 42 самых результативных аса, одержавших 12 и 8 воздушных побед соответственно. [ 43 ] Более того, в ходе этой короткой и трудной кампании истребители «Фиат» уничтожили большое количество самолетов британских ВВС и ВВС ЮАР (SAAF), как в воздухе, так и на земле, включая ряд «Харрикейнов». [ 44 ]
В 1940 году три эскадрильи, дислоцированные в итальянской Восточной Африке — Эфиопии , итальянской Эритрее и итальянском Сомалиленде — были оснащены CR.42. 412 а – самая опытная Эскадрилья – базировалась в Гуре (в составе 414 а Squadriglia ) и в Массауа . 413 а Эскадрилья находилась в Асэбе . Бои там начались в июне 1940 года и продолжались до осени 1941 года. Итальянцы встречали в основном британские бомбардировщики и разведчики, уничтожив многие из них. 12 июня 1940 г. 412 а Эскадрилья атаковала девять Vickers Wellesley бомбардировщиков из 47-й эскадрильи над Асмэрой , а Тененте Карло Канелла одержал первую победу CR.42 в Восточной Африке, Wellesley был сильно поврежден и вынужден совершить аварийную посадку. Два дня спустя 412 а Эскадрилья снова перехватила пару «Уэллсли», на этот раз из 14-й эскадрильи, которые пытались бомбить Массаву. Тененте Марио Визинтини, одержав первую из своих 16 воздушных побед в Восточной Африке, сбил «Уэллсли», которым управлял пилот-офицер Планкетт. [ 45 ] [ 46 ]
Воздушные бои обычно происходили при атаке аэродромов противника. Но ожесточенные воздушные бои произошли в начале ноября 1940 года, во время наступления британцев на итальянские форты Галлабат и Метемма , вдоль границы с Суданом. Regia Aeronautica доминировала в этих боях, иногда даже против более сильных противников. Самый успешный день был 6 ноября, когда CR.42 одержали семь подтвержденных побед над «Гладиаторами» без потерь. [ 47 ] В воздушных дуэлях 1940 года, однако, были понесены и потери: не менее шести «Фиатов» были уничтожены и около дюжины повреждены. [ 48 ] Операции с использованием CR.42 обычно затруднялись более широкими логистическими проблемами; Королевский флот не позволил итальянским поставкам достичь Восточной Африки, и одних только воздушных перевозок оказалось недостаточно. [ 49 ]
Северная Африка
[ редактировать ]на Североафриканском фронте. Наиболее широко CR.42 использовался [ 30 ] В начале войны в итальянской Северной Африке насчитывалось 127 CR.42 из 13° Gruppo (2° Stormo ) в Кастель-Бенито и из 10° и 9° Gruppo 4° Stormo в Бенине , включая резервные самолеты. По мнению некоторых историков, именно на североафриканском театре военных действий CR.42 показал себя с лучшей стороны. [ 2 ] Опытные итальянские пилоты, большинство из которых были ветеранами гражданской войны в Испании, с большим успехом использовали исключительную маневренность CR.42, обеспечивая успешные атаки на «Гладиаторы», «Харрикейны» и «Спитфайры» ВВС Великобритании и часто вынуждая своих противников «... тактика, которую пилоты «мессершмиттов» использовали против них: избегать воздушных боев и атаковать их внезапным пикированием». [ 50 ] [ нужна страница ]
Первоначально Falco противопоставлялся современным бипланам Gloster Gladiator и Hawker Hart (последний эксплуатировался ВВС ЮАР). [ 50 ] [ нужна страница ] а также быстрые бомбардировщики «Бристоль Бленхейм» Королевских ВВС, против которых они смогли добиться измеримого уровня успеха. 29 июня группа CR.42 из 2° Stormo поднялась на перехват приближающегося строя Blenheims, насчитывающего, по оценкам, девять самолетов, которые бомбили аэродром Тобрук T2. В ходе последовавшего боя итальянские пилоты заявили, что сбили шесть британских бомбардировщиков, вероятно, из 113-й эскадрильи, которая в тот день сообщила, что потеряла три самолета. [ 51 ]
8 августа 1940 года в воздушной дуэли между сопоставимыми соперниками группа из 16 самолетов CR.42 из 9 ° и 10 ° Gruppi 4 ° Stormo была «отбита» 14 гладиаторами 80-й эскадрильи Королевских ВВС над Габром Салехом (около 65 километрах к юго-востоку от Эль-Адема и в 35 километрах к востоку от Бир-эль-Губи). Четыре самолета CR.42 были сбиты, еще четыре совершили вынужденную посадку и позже были восстановлены. В свою очередь, итальянские пилоты заявили, что сбили в воздушном бою пять «Гладиаторов» (три из них принадлежали пилотам 10-й группы , а два — пилотам 73-й дивизии). а пилоты эскадрильи ) вместе с двумя вероятными (90-я а В «Дневнике эскадрильи » сообщается о шести победах), при этом два «Гладиатора» фактически были потеряны (по одному пилоту с каждой стороны погибло в бою), но бой стал тяжелым днем для лучшего подразделения, развернутого в Северной Африке. 4° Stormo была опорой итальянских истребительных сил в Африке, и ее 73 а Эскадрилья была лучшим подразделением, но в тот день потеряла пять CR.42 (включая те, которые удалось вернуть). [ 52 ] Этот воздушный бой подчеркнул преимущества Gladiator перед CR.42, особенно радиооборудование, которое могло обеспечить скоординированные атаки, а также превосходные общие характеристики Gladiator на малых высотах с заметно превосходящей горизонтальной маневренностью по сравнению с Falchi . [ 52 ]
Считалось, что Gladiator превосходит Fiat и по боевому оснащению. 12,7-мм Breda-SAFAT мог стрелять эффективной разрывной пулей, но «Браунинги» «Гладиатора» могли стрелять на 2,5 выстрела в секунду больше, чем синхронные итальянские пулеметы. Однако CR.42 обладал превосходными характеристиками; он был намного быстрее на высоте около 3000 футов (900 м) благодаря меньшей площади крыла, винту с постоянной скоростью и превосходной мощности двигателя, который мог обеспечивать мощность до 960 лошадиных сил (720 кВт) на короткие периоды времени в аварийном режиме. [ 53 ] Общее соотношение обмена между CR.42 и Gladiator оценить сложно, но Хокан Густавссон и Слонго оценили Gladiator с преимуществом примерно 1,2–1,9:1. [ 54 ]
В конце концов, 31 октября 1940 года « Фальчи» одержали свою первую подтвержденную воздушную победу в Северной Африке над «Харрикейном Хокер». Во время воздушного боя над Мерса-Матрух Серженте Маджоре Давиде Колауцци и Сердженте Марио Турки из 368 г. а Эскадрилья , сопровождая бомбардировщики SM.79, сбила «Харрикейны» 33-й эскадрильи , которыми управлял 26-летний канадский летный офицер Эдмонд Киддер Левей (номер RAF 40837), который был вынужден выпрыгнуть с парашютом, но погиб при прыжке с парашютом. не удалось полностью развернуться – и летный офицер Перри Сент-Квинтин (ураган P3724), совершивший вынужденную посадку в Касаба с продырявленным бензобаком. [ 51 ]
Несмотря на эти успехи, становилось все более очевидным, что Fiat CR.42 неспособен эффективно действовать против более современных монопланов, количество которых росло. Со временем этот тип смог полагаться только на свою значительную маневренность и навыки пилотирования Regia Aeronautica как на потенциальные преимущества перед соперниками. Однако итальянские потери были остановлены, когда в апреле 1941 года на театр военных действий прибыли более совершенные Macchi C.200 , а также Messerschmitt Bf 109 и Messerschmitt Bf 110 из Luftflotte 4. Вместо этого CR.42 постепенно переводились на выполнение штурмовых операций. , оставив обязанности по перехвату более способным монопланам. [ 55 ]
Греция
[ редактировать ]Fiat CR.42 был основным Regia Aeronautica фронтовым истребителем греко-итальянская война. , когда в конце 1940 года разразилась Шестьдесят четыре Falco (из 179 истребителей) дислоцировались на авиабазах в Албании : в Дренове ( Корча ), с 160° Gruppo и в Тиране с 363 а , 364 а и 365 а Эскадрильи 24-й группы . [ 56 ] В Греции в целом бои были довольно трудными для пилотов Falco , несмотря на преувеличенные заявления о том, что они достигли соотношения убитых/потерь 5,6 к 1. Regia Aeronautica справилась с Королевских ВВС Греции устаревшими разведывательными самолетами (RHAF). самолеты, такие как Breguet Br.19 , без особых проблем, но имели значительные трудности в борьбе с греческими истребителями типа PZL P.24 , Bloch MB.151 и Gloster Gladiator, итальянцы несли потери более высокие, чем сами, потеряв более 68 самолетов и сбив взамен всего 20. [ 57 ] [ 58 ] Через два дня после начала войны, 30 октября, произошел первый воздушный бой. Некоторые Henschel Hs126 из 3/2 Flight of 3 Observation Mira взлетели на поиски колонн итальянской армии. Но их перехватили и атаковали Fiat CR.42 из 393. а Эскадрилья . Первый «Хеншель» был подбит и разбился, в результате чего погиб его наблюдатель, пилот-офицер Эвангелос Гианнарис, первый греческий летчик , погибший на войне. Второй Hs 126 был сбит над горой Смоликас , в результате чего погибли пилот-офицер Лазарос Папамихаил и сержант Константин Йеменецис. Первые победы CR.42 были зачислены на счет Фернандо Занни и Вальтера Раттиккьери. [ 59 ] 4 ноября 1940 года три CR.42 перепрыгнули через три RHAF Breguet из 2 Mira , отправленных для атаки 3-й альпийской дивизии Юлия, отступающей с горного перевала возле Метсово . «Бреге» был сбит, один совершил аварийную посадку, а третий вернулся на базу, хотя и сильно подстрелился. [ 60 ]
В начале ноября греки получили поддержку Королевских ВВС, а 4 ноября шесть « Виккерсов Веллингтонов» из 70-й эскадрильи атаковали Валону . Пилоты CR.42 сбили два британских бомбардировщика и повредили еще два. [ 59 ] Судьба начала меняться 18 ноября, в первый день контратаки греческой армии. В то время как CR.42 сбил греческий «Бристоль Бленхейм» , во время воздушного боя с греческими истребителями, 393 а Squadriglia повредила четыре PZL P.24, но потеряла три Fiat. [ 59 ] В тот же день в Афинах приземлился отряд из 20 «Гладиаторов» из 80-й эскадрильи Королевских ВВС . [ 61 ] Находясь в Северной Африке, пилоты CR.42 смогли добиться явного превосходства над «Гладиаторами», но в Греции они понесли более тяжелые потери. Превосходство «Глостера» было достигнуто отчасти за счет закрытой кабины, что было преимуществом при работе в холодном зимнем небе, в то время как радиостанция R/T позволяла применять более эффективную тактику, позволявшую устраивать засады. Итальянские формирования CR.42, а также превосходные качества британских асов 80-й эскадрильи под командованием Мармадьюка Пэттла . Большинство итальянских пилотов, сбитых и убитых в Греции, были вновь прибывшими, только что окончившими летные школы; эти пилоты часто настаивали на прямом бою с более маневренными британскими бипланами, что приводило к неблагоприятным воздушным боям. [ 62 ] В греко-итальянской войне пилоты CR.42 сбили 162 самолета и потеряли 29 самолетов. К июлю 1943 года CR.42 все еще были оснащены 383 а Squadriglia Assalto (штурмовая эскадрилья) базировалась в Заре, в сентябре 1943 г., 392 г. а (в Тиране) и 385 а Автономные эскадрильи . [ 63 ]
Ирак
[ редактировать ]В апреле 1941 года Рашид Али возглавил переворот в Ираке в поддержку Оси . В ответ подразделения британской армии начали продвигаться в этот район для подавления восстания, многие из которых вышли на берег недалеко от Басры . [ 64 ] Германия и Италия оказали поддержку силам Али в виде самолетов Messerschmitt Bf 110, Savoia-Marchetti SM.79 и CR.42, которые быстро были задействованы против британцев. Regia Aeronautica отправила 155 а Squadriglia (название Squadriglia Speciale Irak ), оснащенная улучшенной версией CR.42 Egeo , оснащенной радиостанцией и 100-литровым вспомогательным баком, последний из которых увеличивал дальность действия истребителя (обычно 800 км при скорости 380 км/ч). ) до 1100 км на экономичной скорости. В Ираке Regia Aeronautica действовала всего четыре дня (28–31 мая 1941 г.), в течение которых их самолеты, как сообщается, были окрашены в иракские цвета. [ 65 ]
22 мая 1941 года звено CR.42 вылетело из Альгеро и пролетело до 900 км до Валоны (один из которых разбился при посадке), Родоса , Алеппо и Мосула . Всего 11 бипланов Fiat летали вместе с одним SM.79 и SM.81 , которые служили «следопытами» и транспортными самолетами, а еще три SM.82 перевозили оружие для кампании. 23 мая итальянский самолет прибыл в Ирак. Шесть дней спустя [ 66 ] (по другим источникам, 28 мая) CR.42, что должно было стать последним воздушным боем короткой кампании, перехватили и вступили в бой с строем британских ВВС Бленхеймов, [ № 1 ] заявляя о двух «Гладиаторах» 94-й эскадрильи , при этом один CR.42 был сбит «Гладиатором», которым пилотировал командир Вайтман, недалеко от Хан-Нукты. [ 23 ] Три CR.42 были повреждены во время боя и впоследствии были брошены в Ираке. Семь выживших в бою были отведены с большим трудом, поскольку «Следопыт» SM.79 был уничтожен на земле ВВС Великобритании, несмотря на то, что он находился дальше на аэродроме Алеппо, Сирия. Усилия стран Оси по усилению иракских повстанцев оказались недостаточными, и переворот был быстро подавлен; однако это способствовало принятию решения о вторжении в Сирию, которое привело к существенной диверсии в и без того критический для союзников момент. Отступая, 164 а Squadriglia CR.42 использовались для защиты Пантеллерии. [ 65 ]
Королевские ВВС Венгрии
[ редактировать ]Первым иностранным покупателем CR.42 стали Королевские ВВС Венгрии (MKHL), которые в середине 1938 года разместили заказы на 52 самолета. Венгры , хотя и осознавали , что CR.42 концептуально устарел по сравнению с монопланами нового поколения, считали жизненно важное значение быстрого перевооружения своего истребительного компонента. [ 67 ] Кроме того, итальянское правительство выразило готовность отказаться от позиций поставки CR.42, чтобы ускорить перевооружение венгерских подразделений. К концу 1939 года в Венгрию было доставлено в общей сложности 17 CR.42, где они были незамедлительно переданы 1-му Вадашу Эзреду (1-й истребительный авиаполк), который начал переоборудование более раннего CR.32. Две его группы из двух эскадрилий, 1./I Вадаса Остали (Истребительная группа) в Сольноке и 1./II Вадаса Остали в Матьясфельде, Будапешт, получили полный комплект истребителей в середине 1940 года. [ 68 ]
Некоторые из CR.42 на вооружении Венгрии были вооружены одним 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметом Gebauer GKM 1940.M ( Gebauer Kenyszermeghajtasu Motorgeppuska , или «Мотор-пулемет Gebauer с положительным приводом»); это были стационарные двуствольные пушки, привод которых осуществлялся от коленчатого вала двигателя самолета. Всего MKHL заказала 70 CR.42, но в результате бартера, который включал обмен трофейного югославского Savoia-Marchetti SM.79 , они получили еще два CR.42 в 1941 году. Венгерские CR.42 впервые были использованы в Боевые действия против соседней Югославии в апреле 1941 года. [ 69 ] Сообщается, что во время короткого конфликта на Балканах МХЛ потеряла два своих CR.42. [ 70 ]
В середине июня истребителями CR.42 укомплектовали несколько подразделений МХЛ: 1/3.'Kör ass'FS и 1/4. FS «Сент Дьёрдь» оба базируются в Будапеште-Матьясфельд ; 2/3. «Ричи» ФС (в Бустяхахазе) и 2/4. «Крушение самолета» ФС (в Мишкольце ). [ 71 ] [ 72 ] 27 июня 1941 года Венгрия объявила войну Советскому Союзу, и в тот же день венгерские CR.42 получили боевое крещение в составе 2/3. Эскадрилья сопровождала бомбардировочные соединения против Станислава (ныне Ивано-Франковск) на Украине. [ 67 ] Прапорщик Ласло Казар во время обстрела был сбит советским зенитным огнем, что привело к его аварийной посадке в тылу врага. В тот же день сержант Арпад Кертес из того же подразделения одержал первую победу, сбив советский самолет-разведчик. 2/3. До середины июля эскадрилья совершила множество боевых вылетов, сопровождая бомбардировщики и обстреливая аэродромы противника. Они заявили о шести дополнительных потерях, потеряв один самолет 12 июля, когда 2-й лейтенант Дьызы Вамос столкнулся в воздушном бою с И-16 Поликарпова и вылетел с парашютом, выжив. [ 73 ] 11 августа венгерские «Фиаты» сопровождали шесть самолетов Caproni Ca.135 под командованием сенатора Сакони, направлявшихся для бомбардировки 2-километрового моста через реку Южный Буг в городе Николаев на Черном море . На обратном пути «Капронисы» были перехвачены звеном советских истребителей И-16 Поликарпова . Сопровождающие венгерские CR.42 сбили пять И-16, не понеся потерь среди своих. [ 67 ] После того как 16 августа 11-я немецкая армия захватила Николаев, командир 4-го люфтфлота генерал-полковник Лор наградил успешные венгерские экипажи в Сутиске. [ 74 ]
Венгерские CR.42 позже использовались в качестве штурмовиков против советских войск до декабря 1941 года. Хотя венгерские CR.42 обычно превосходят более современные типы, они набрали 25 уничтоженных, один вероятный и один поврежденный (по другим источникам). [ 8 ] они заявили о 24 плюс двух советских самолетах в воздухе) и одном самолете, уничтоженном на земле, [ 75 ] потеря двух самолетов советским истребителям. [ 8 ] Какое-то время уцелевшие CR.42 использовались в качестве учебных. Весной 1944 года была сформирована ночная штурмовая эскадрилья CR.42. Эти самолеты были оборудованы пламегасителями и бомбодержателями для перевозки четырех 50-кг бомб; однако, как сообщается, эти самолеты не использовались в боевых действиях. Большинство венгерских CR.42 было потеряно в результате несчастных случаев на тренировках и обстрелов американской авиации в 1944 году. Считается, что единственный венгерский Falco пережил войну. [ 8 ]
Бельгийские ВВС
[ редактировать ]В 1939 году миссия Бельгии Aéronautique Militaire приобрела партию из 40 самолетов CR.42 на общую сумму 40 миллионов франков. [ 76 ] 6 марта 1940 года первый из них прибыл в Бельгию, но был уничтожен в результате аварии при приземлении. CR.42 в основном поставлялись в Evere Établissements Généraux de l'Aéronautique Militaire , которые отвечали за их сборку. Первая оперативная эскадрилья, IIème Group de Chasse (Истребительная группа), базирующаяся в Нивеле , получила полный состав из 15 человек, в то время как другие подразделения все еще ожидали дальнейших поставок. [ 77 ] Точное количество самолетов CR.42, поставленных в Бельгию перед нападением Германии 10 мая 1940 года, по оценкам историков, составляет от 24 до 27 самолетов, последний из которых был перевезен во Францию и потерян на железнодорожной станции в Амьене . Однако фотографические данные свидетельствуют о том, что общее количество поставленных CR.42 составило 30. 9 мая эскадрильями Falchi были 3-я «Cocotte rouge» с 14 самолетами и 4-я «Cocotte Blanche» с 11 самолетами. Кроме того, самолеты майора Ламарша и двух других (R.21 и R.27) в ангаре в Нивеле были неисправны, а еще один находился на аэродроме № 41 с механической неисправностью. [ 78 ]
Fiat CR.42 первыми получили кровь в Бельгии ; после первых столкновений с значительно превосходящими истребителями Люфтваффе Мессершмитт Bf 109 весь контингент Фиатов был быстро разбит, хотя бельгийские пилоты сражались с большим мастерством. Бельгийские CR.42 воевали с первого дня вторжения, когда они атаковали строй атакующих Ju 52 (из 17/KGzbV 5) в районе Тонгерена , вынудив один из них совершить аварийную посадку возле Маастрихта . [ 77 ] Затем на «Фиаты» напали сопровождавшие их Bf 109 из I./JG.1, но благодаря своей превосходной маневренности им удалось благополучно вернуться на базу. В тот день бельгийские пилоты заявили, что сбили еще четыре немецких самолета: три бомбардировщика Do 17 и один Bf 109, а «Штуки» I./St.2 уничтожили не менее 14 самолетов CR.42 на аэродроме Брустем. [ 79 ]
Всего за 35 вылетов CR.42 сбили не менее пяти, а возможно, даже восьми самолетов. [ 80 ] вражеские самолеты, в том числе Dornier Do 17 , Junkers Ju 52 и хваленый Bf 109, потеряли два своих самолета. Единственные две подтвержденные потери Bf 109E были зафиксированы Чарльзом Гоффеном. [ 81 ] После капитуляции пять уцелевших Fiat CR.42 были доставлены на склад французских ВВС во Фрежорке, где их позже нашли немцы. [ 80 ] Их окончательная судьба неизвестна. [ 77 ] В целом, общее количество заявлений бельгийских пилотов CR.42 составило: восемь Do 17, четыре Bf 109 и один Ju 52. [ 82 ]
Шведские ВВС
[ редактировать ]Швеция была крупнейшим экспортным покупателем CR.42. [ 14 ] Шведские ВВС закупили различные типы итальянских боевых самолетов в 1939–1941 годах в качестве чрезвычайной меры, принятой в ответ на начало Второй мировой войны. В результате войны ни одна другая страна не была готова поставлять истребители небольшой нейтральной стране, а внутреннего производства Швеции было недостаточно как минимум до 1943 года. С февраля 1940 года по сентябрь 1941 года Швеция получила в общей сложности 72 самолета CR.42. ; Эти истребители были оснащены радиостанциями, 20-миллиметровой (0,79 дюйма) бронеплитой за пилотом и лыжным шасси для зимних операций. Шведские самолеты получили обозначение J 11 . [ 83 ] [ 84 ]
Первоначально J 11 были приписаны к крылу F 9, отвечавшему за противовоздушную оборону Гетеборга , но были переданы недавно созданному крылу «Бравалла» (F 13) в Норчёпинге в 1943 году, когда F 9 получили более совершенные J 22 истребители . J-11, действовавшие из Кируны , на севере Швеции , были оснащены лыжной ходовой частью. Весной 1942 года J 11 1-й дивизии были переброшены на аэродром Лулео . J-11 несколько раз поднимались в воздух, чтобы перехватить немецкие самолеты, нарушившие границы Швеции, но обычно им не удавалось установить контакт с злоумышленниками. [ 67 ] J-11 2-й и 3-й дивизий, базировавшихся в Гетеборге, несколько раз сумели перехватить нарушителей, вынудив их покинуть воздушное пространство Швеции. [ 85 ]
Во время службы в ВВС Швеции CR.42 неоднократно попадал в аварии, иногда из-за низкого качества материалов, используемых на заводе Fiat. К концу 1942 года было потеряно восемь истребителей, а к концу 1943 года — еще 17. Всего из-за аварий и механических неисправностей было потеряно более 30 истребителей CR.42. [ 86 ] Шведские пилоты оценили потрясающие способности J 11 в рукопашном бою; [ 87 ] однако они часто жаловались на низкую скорость этого типа, недостаточное вооружение и открытые кабины, неподходящие для сурового климата Скандинавии . [ 86 ] К 1945 году шведские CR.42 считались устаревшими. [ 88 ]
К 14 марта 1945 года оставшиеся J 11 крыла F 13 были окончательно выведены из эксплуатации шведскими ВВС. Всего 19 самолетов было продано гражданскому подрядчику Svensk Flygtjänst AB, который использовал 13 из них в качестве буксиров-мишеней в течение как минимум одного сезона. [ 67 ] хотя тип не очень подходил для этой роли. Еще шесть J 11 были доставлены Svensk Flygtjänst AB в качестве источника запчастей. Подержанные самолеты получили шведскую регистрацию гражданского состояния. Последний J 11 был снят с учета в 1949 году. Сохранился единственный уцелевший шведский «Фалько». [ 86 ] Он хранился в крыле F 3; самолет был намеренно «спрятан» с целью выставить его в будущем музее. Номер NC.2453, обозначенный как 9 9, сегодня находится на постоянной статической экспозиции в Музее ВВС Швеции ( Flygvapenmuseum ) в Линчёпинге . [ 86 ]
ВВС
[ редактировать ]Вскоре после объявления о перемирии в Италии в 1943 году Люфтваффе взяло на себя большую часть самолетов Regia Aeronautica. Среди этих самолетов было несколько CR.42. [ 89 ] Немецкая штаб-квартира Rüstungs-und-Kriegsproduktion взяла под свой контроль авиастроительную промышленность севера Италии; следовательно, у Fiat был размещен заказ на 200 CR.42LW (LW = Люфтваффе ) для использования Люфтваффе . На немецкой службе этот тип использовался для проведения ночных операций по преследованию и антипартизанских действий. [ 67 ] Некоторое количество трофейных «Фиатов» также было передано в учебные дивизии. прозвали CR.42 « Die Pressluftorgel » или «Пневматический орган» Пилоты-стажеры Люфтваффе , предположительно из-за обилия пневматических систем. [ 90 ]
Одним из немецких подразделений, использовавших CR.42, была Nachtschlachtgruppe (NSGr.) 9, базирующаяся в Удине . Ему была поставлена задача бороться с партизанами в районе Альп , Истрии и Хорватии . В ноябре 1943 года 1. Staffel получил свои Falchi , а в январе 1944 года подразделение было переброшено на аэродром Казелле , недалеко от Турина , для действий против партизанских отрядов в окрестностях Южных Альп. 28 января 2. Staffel также был оснащен CR.42. Обучение немецких пилотов проходило в школе в Венариа-Реале . [ 89 ]
В феврале 1944 года, после известия о высадке союзников в Анцио , 1. Staffel и 2. Staffel , базирующиеся в аэропорту Ченточелле в Риме, атаковали подразделения союзников в южном Лацио , которые проводились в основном во время лунных ночных рейдов. NSGr9 атаковала войска противника в районе Монте-Кассино . CR.42 оказался полезным в качестве легкого бомбардировщика ночью, однако впоследствии NSGr9 стали оснащать Ju 87D. 2. Штаффель продолжал использовать бипланы Фиат до середины 1944 года. На 31 мая в составе подразделения еще оставалось 18 «Фальчи» , 15 из которых были в рабочем состоянии. [ 89 ]
В результате рейдов союзников, повредивших завод Fiat в Турине, в конечном итоге было построено только 150 самолетов CR.42LW, из которых 112 достигли рабочего состояния. [ 91 ] Еще одним немецким подразделением, использовавшим этот тип как в Южной Италии, так и на Балканах, был Jagdgeschwader JG 107, который использовал их в качестве ночных истребителей, истребителей-бомбардировщиков и учебно-тренировочных истребителей. [ нужна ссылка ]
Последнее заявленное убийство биплана в истории
[ редактировать ]CR.42LW были оснащены недавно сформированной 3./NSGr 7 в Загребе, Хорватия, в апреле 1944 года. К сентябрю 1944 года 2. Staffel также были переброшены в Хорватию (в Плесо ), а Fiats позже также оснастили 1. Staffel в Грац , Австрия . [ 90 ] 8 февраля 1945 года десять самолетов Люфтваффе CR.42LW из Stab и 2. Staffel из Nachtschlachtgruppe 7 вылетели со своей базы в Аграме - Горице , Хорватия, чтобы обстрелять аэродром в Грабовице, используемый партизанскими силами. В последний момент они были перенаправлены на атаку партизан северо-западнее Сисака , в ходе чего были атакованы звеном американских P-38 Lightnings 14-й истребительной группы. Американские истребители сбили три биплана «Фиат», но два Р-38 не вернулись на базу. На одного из них заявил немецкий летчик, однако факт гибели не подтвердился. По словам авторов Хокана Густавссона и Людовико Слонго, заявление неопознанного немецкого пилота является последней известной заявленной победой биплана. [ 53 ] [ 90 ] Есть сомнения относительно иска. В истории подразделений 14-й истребительной группы не зафиксировано никаких потерь в этот день со стороны 37-й истребительной эскадрильи, сообщившей о бое с бипланами. Сообщается, что два самолета, которые не смогли вернуться на базу, были потеряны в результате обстрела с земли во время наземной зачистки под Веной и находились в 48-й истребительной эскадрилье. [ 92 ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
- CR.42
- Ранние CR.42 были вооружены одним пулеметом калибра 12,7 мм (0,50 дюйма) и одним пулеметом калибра 7,7 мм (0,30 дюйма). CR.42bis заменил 7,7-мм на второй 12,7-мм.
- CR.42 Эгейское море
- Оборудован для эксплуатации на Эгейском театре военных действий, оснащен дополнительным топливным баком емкостью 100 л (26,4 галлона США) в фюзеляже.
- CR.42AS
- Вариант непосредственной поддержки с воздуха. Два штатных 12,7-мм пулемета могли быть дополнены еще двумя. Под крылом имелись стойки для двух 220-фунтовых (100-кг) бомб. AS означает «Африка Settentrionale». Для предотвращения повреждений от песка, вызывающих потерю мощности, был установлен дополнительный фильтр двигателя, что является обычным явлением в Северной Африке, поскольку двигатели без фильтров могли выйти из строя уже через несколько часов использования. [ 14 ]
- CR.42B
- Специальный двухместный учебно-тренировочный вариант с удлиненным фюзеляжем для размещения второй кабины.
- CR.42бис
- Стандартное вооружение — два 12,7-мм пулемета.
- CR.42CN
- Версия ночного истребителя иногда оснащается прожекторами, установленными под крыльями, и/или удлиненными выхлопными патрубками двигателя.
- CR.42ter
- 2 × 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемета с двумя дополнительными пулеметами, установленными в блистерах под крыльями.
- МЦР.42
- Экспериментальная версия гидросамолета, разработанная CMASA , максимальная скорость снизилась всего на 8 км/ч (5,0 миль в час), несмотря на увеличение веса на 124 кг (273 фунта). [ 14 ]
- CR.42LW
- Ночное преследование, антипартизанская авиация немецкого люфтваффе . Самолет был оснащен выхлопными пламегасителями, парой 12,7-мм пулеметов и подкрыльевыми стойками для четырех 50-кг бомб. Всего было построено 150 самолетов, из них 112 были приняты на вооружение Люфтваффе . [ 90 ]
- CR.42 «Бомбе Алари»
- (неофициальное, но широко используемое название) Модификация, проведенная в SRAM (ремонтных центрах), позволяющая использовать устаревшие истребители в качестве штурмовиков. Были добавлены подкрыльевые пилоны для 2 бомб по 50 кг (110 фунтов); часто эти пилоны загружались 100-килограммовыми (220 фунтами) бомбами. Такая же модификация была проведена на Fiat G.50 и Macchi C.200.
- CR.42 двухместный
- Несколько итальянских CR.42 были переоборудованы в двухместные самолеты связи.
- CR.42DB
- Один CR.42 был оснащен ранним рядным двигателем DB 601A мощностью 895 кВт (1200 л.с.). Была достигнута скорость 525 км/ч (326 миль в час).
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Испании (два CR.42bis поставлены в 1939 г.)
Выживший самолет
[ редактировать ]- MM5701 - CR.42 на статической экспозиции в Лондонском музее Королевских ВВС в Лондоне . Он был заснят 11 ноября 1940 года, когда у него перегрелся двигатель, и он был вынужден приземлиться на галечный пляж в Орфорд-Несс , Саффолк. Летом 1941 года подразделение развития воздушной борьбы использовало его в учебных боях с различными британскими истребителями. В конце 1943 года все испытания были завершены, и самолет был отмечен для сохранения в будущем музее по предварительному запросу Исторического отделения авиации . Впоследствии он хранился на нескольких объектах Королевских ВВС до 1978 года, когда его перевезли в его нынешний дом - Музей Королевских ВВС. [ 93 ] [ 67 ]
- 2542 г. - J 11 восстанавливается до летной годности в коллекции истребителей в Даксфорде, Кембриджшир . Самолет был потерян, а пилот Бертил Клинтман погиб в результате несчастного случая в управляемом полете на местности 13 апреля 1942 года в муниципалитете Кируна на севере Швеции. Этот самолет был одним из семи, участвовавших в учениях на очень малой высоте над заснеженной гористой местностью в условиях, затрудняющих оценку высоты. Тело пилота было быстро обнаружено, но самолет оставался на месте крушения до тех пор, пока его не нашли в 1983 году. [ 94 ]
- 2543 — J 11 на статической экспозиции в Музее ВВС Швеции недалеко от Линчёпинга, Эстергётланд . [ 95 ]
- Реконструкция - CR.42 на статической экспозиции в Музее ВВС Италии в Браччано, Лацио . Он на 60% состоит из оригинальных запчастей. [ 96 ] Он окрашен в итальянские цвета как «MM4653» и на самом деле представляет собой композит, созданный с помощью деталей, добытых в Швеции, Италии и Франции. [ 67 ]
Технические характеристики (CR.42)
[ редактировать ]Данные Fiat CR.42 [ 88 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,25 м (27 футов 1 дюйм)
- Верхний размах крыла: 9,7 м (31 фут 10 дюймов)
- Размах нижнего крыла: 6,5 м (21 фут 4 дюйма)
- Высота: 3,585 м (11 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 22,4 м 2 (241 кв. фут)
- Вес пустого: 1782 кг (3929 фунтов)
- Полная масса: 2295 кг (5060 фунтов)
- Силовая установка: 1 14- Fiat A.74 RC38 с воздушным охлаждением, 627 кВт (841 л.с.) на высоте 3800 м (12 500 футов) и 2400 об/мин. цилиндровый радиально-поршневой двигатель
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 441 км/ч (274 миль в час, 238 узлов) на высоте 6100 м (20 000 футов).
- Крейсерская скорость: 399 км/ч (248 миль в час, 215 узлов)
- Посадочная скорость: 128 км/ч (80 миль в час; 69 узлов)
- Дальность: 780 км (480 миль, 420 миль)
- Практический потолок: 10 210 м (33 500 футов)
- Скорость набора высоты: 11,8 м/с (2320 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 102 кг/м 2 (21 фунт/кв. фут)
- Мощность/масса : 0,28 кВт/кг (0,17 л.с./фунт)
- Разбег: 210 м (690 футов)
- Посадочная длина: 340 м (1120 футов)
Вооружение
- Орудия: * 1 пулемет Breda SAFAT 7,7 мм (0,303 дюйма) и 1 пулемет Breda SAFAT 12,7 мм (0,500 дюйма).
- Позже 2 × 12,7-мм (0,500 дюйма) Breda SAFAT , 400 выстрелов (наиболее распространенные). пулемета
- плюс на некоторых из них 2 пулемета калибра 12,7 мм (0,500 дюйма) в подкрыльевых обтекателях.
- Бомбы: 200 кг (440 фунтов) на двух точках подвески крыла.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ По мнению других историков, во время этого последнего боя была перехвачена группа легких бомбардировщиков Hawker Audax , а не средних бомбардировщиков Blenheim. [ 23 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Исторические списки: Испания, (SPN), заархивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine ». Мировые ВВС. Проверено: 19 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Скарлетт 2005, [ нужна страница ] .
- ^ Де Марки, Итало. Fiat CR.42 Falco (на итальянском языке). Модена, Италия: Стебель Мучки.
- ^ Мансон 1960 , с. 19.
- ^ Хайнинг 2005 , стр. 8, 15.
- ^ Уилер 1992 , с. 50.
- ^ Военные самолеты 1919–1939 - Профили и история 1979, с. 89.
- ^ Jump up to: а б с д Скульский 2007 , стр. 67.
- ^ Jump up to: а б с д Каттанео 1967 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Каттанео 1967 , с. 4.
- ^ Каттанео 1967 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Каттанео 1967 , с. 5.
- ^ Скульски 2007 , стр. 47, 66, 76.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Каттанео 1967 , с. 10.
- ^ Тейлор 1969 , с. 212.
- ^ Сгарлато, Нико. Фиат CR.42
- ^ Тейлор 1969 , стр. 212–213.
- ^ Лопес, Дональд С. Авиация: Путеводитель Смитсоновского института . Вашингтон, округ Колумбия: Ligature Inc., 1995.
- ^ Хайнинг 2005 , с. 186.
- ^ Каттанео 1967 , стр. 5–6.
- ^ Каттанео 1967 , с. 6.
- ^ Хайнинг 2005 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и Скарлато 2005 , стр. 24.
- ^ Де Марчи 1994 , с. 6.
- ^ Скульски 2007 , с. 20.
- ^ Скарлато 2005, стр. 24–26.
- ^ Де Марчи 1994 , стр. 6–7.
- ^ Де Марчи 1994 , с. 7.
- ^ Каттанео 1967 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Каттанео 1967 , с. 7.
- ^ Калл и Галеа 2008 , стр. 54–55.
- ^ Калл и Галеа 2008 , стр. 56–57.
- ^ Калл и Галеа 2008 , стр. 64–66, 118.
- ^ Калл и Галеа 2008 , с. 67.
- ^ Каттанео 1967 , с. 8.
- ^ Массимелло и Апостоло 2000 , стр. 46–47.
- ^ Густавссон, Хокан. « Тененте Колонелло Армандо Франсуа: асы-истребители-бипланы Италии». surfcity.kund.dalnet.se , авиационная страница Хокана . Проверено: 22 июля 2009 г.
- ^ Нойлен 2000 , стр. 32–33.
- ^ Мразек, капитан группы Карел в Wings of War 1983, с. 91.
- ^ Хайнинг 2005 , с. 86.
- ^ Хайнинг 2005 , с. 160.
- ^ Грин и Суонборо , с. 7.
- ^ Густавссон и Слонго 2009 , с. 87.
- ^ Густавссон и Слонго 2009 , с. 47.
- ^ Скульски 2007 , стр. 40.
- ^ Сазерленд и Канвелл 2009 , с. 32.
- ^ Густавссон, Хокан. «Асы-бипланы, Италия, капитан Марио Визинтини». Страница авиации Хокана: Асы-истребители-бипланы времен Второй мировой войны , 20 февраля 2006 г. Дата обращения: 4 декабря 2009 г.
- ^ Скульски 2007 , стр. 40–41.
- ^ Каттанео 1967 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Бойн 1997 .
- ^ Jump up to: а б Густавссон, Хокан. « Сердженте Маджоре Терезио Витторио Мартиноли: асы-истребители-бипланы, Италия». surfcity.kund.dalnet.se , авиационная страница Хокана . Проверено: 22 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Густавссон, Хокан. «Лейтенант Мармадьюк Томас Сент-Джон Пэттл, DFC (39029), 80-я эскадрилья». surfcity.kund.dalnet.se . Проверено: 26 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Хокан и Слонго 2012.
- ^ Густавссон, Хокан и Людовико Слонго. Гладиатор против CR.42 Falco 1940–41. Midland House, West Way, Ботли, Оксфорд / Нью-Йорк, Osprey Publishing, 2012. ISBN 978-1-84908-708-7 .
- ^ Каттанео 1967 , стр. 7–8.
- ^ Карр 2012 , с. 4.
- ^ Карр 2012 , Приложение II: Очки и победы.
- ^ Христофилис, Николаос. Орудия и воздушные победы греческих ВВС, 1940-41 гг .
- ^ Jump up to: а б с Скульский 2007 , стр. 31.
- ^ Карр 2012 , стр. 30–31.
- ^ Густавссон и Слонго 2012 , с. 25.
- ^ Густавссон и Слонго 2012 , с. 74.
- ^ Де Марчи 1994 , с. 9.
- ^ Томас 2002 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Лембо, Даниэле. «Иракская специальная эскадрилья». Самолеты в журнале History, Delta editions, Парма, 9/1999, стр. 34–38.
- ^ Томас 2002 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Смит, Питер (2014). Боевые бипланы Второй мировой войны . Великобритания: Перо и меч. п. 333. ИСБН 978-1-78340-054-6 .
- ^ Грин и Суонборо , стр. 4–5.
- ^ Нойлен 2000 , стр. 122–123.
- ^ Нойлен 2000 , с. 123.
- ^ Нойлен 2000 , с. 125.
- ^ Бернад, Карленко и Роба 2007 , стр. 14.
- ^ Скульски 2007 , с. 66.
- ^ Нойлен 2000 , стр. 125–126.
- ^ Густавссон, Хокан. surfcity.kund.dalnet.se «Fiat CR.42 в Венгрии». surfcity.kund.dalnet.se , авиационная страница Хокана . Проверено: 22 июля 2009 г.
- ^ Скульски 2007 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с Густавссон, Хокан. «Fiat CR.42 в ВВС Бельгии» . Асы-истребители-бипланы времен Второй мировой войны . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Скульски 2007 , с. 49.
- ^ Скульски 2007 , стр. 51, 64–65.
- ^ Jump up to: а б Пакко 2003 , с. 69.
- ^ «Бельгийский ас-биплан-истребитель Шарль Гоффен» .
- ^ Скульски 2007 , с. 65.
- ^ "J 11 - Fiat CR 42 (1940–1945)". Архивировано 5 февраля 2007 года на сайте Wayback Machine Avrosys.nu . Проверено: 22 июля 2009 г.
- ^ Каттанео 1967 , стр. 10–12.
- ^ Скульски 2007 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с д Скульский 2007 , стр. 77.
- ^ Форслунд 2001 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б Каттанео 1967 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с Скульский 2007 , стр. 79.
- ^ Jump up to: а б с д Хокан и Слонго 2009.
- ^ Грин и Суонборо , с. 14.
- ^ Ламберт, Джон В. (1 апреля 2008 г.). 14-я истребительная группа во Второй мировой войне . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN 978-0-7643-2921-0 .
- ^ Симпсон, Эндрю (2012). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ [MM5701]» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «Fiat CR 42 Falco (Сокол) Строительный № 920» . Коллекция Истребитель . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «Дж 11» . Flygvapenmuseum (на шведском языке). Архивировано из оригинала 24 ноября 2018 года . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «ФИАТ CR-42» . Министерство обороны (на итальянском языке) . Проверено 24 ноября 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Апостол Георгий. Fiat CR 42, Wings and Colors 1 (на итальянском/английском языках). Турин, Италия: La Bancarella Aeronautica, 1999. Нет ISBN.
- Апостол Георгий. Fiat CR 42, Ali d'Italia 1 (на итальянском/английском языках). Турин, Италия: La Bancarella Aeronautica, 1998. Нет ISBN.
- Военные самолеты 1919–1939 гг. - Профили и история (на французском языке). Париж: Hachette, Знание истории, 1979.
- Бернар, Денес; Карленко Дмитрий; Роба, Жан-Луи (2007). От Барбароссы до Одессы – Люфтваффе и союзники по оси наносят удар на юго-восток: июнь – октябрь 1941 г. – Том 1 . Хинкли: Издательство Ian Allan Publishing. ISBN 978-1-85780-273-3 .
- Бил, Ник, Фердинандо Д'Амико и Габриэле Валентини. Война в Италии: 1944–45 . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1996. ISBN 1-85310-252-0 .
- Бойн, Уолтер Дж. (1997). Битва Али (на итальянском языке). Милан: Мурсия. ISBN 88-425-2256-2 .
- Карр, Джон (2012). На спартанских крыльях: Королевские ВВС Греции во Второй мировой войне . Барнсли, Ю.Ю.: Военные ручки и мечи. ISBN 978-1-84884-798-9 .
- Каттанео, Джанни (1967). Fiat CR.42 (Самолет в профиле № 170) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd. Нет ISBN.
- Калл, Брайан; Галеа, Фредерик (2008). Гладиаторы над Мальтой: история веры, надежды и милосердия . Мальта: Публикация «Мудрая сова». ISBN 978-99932-92-78-4 .
- Де Марки, Итало (1994). Fiat CR.42 Falco (на итальянском языке). Модена, Италия: Стебель Мучки. Нет ISBN.
- Доманж, Ив (март 1999 г.). «Когда западные демократии покупали самолеты в фашистской Италии… (2 й часть: Бельгия и Англия)» [Когда западные демократии купили свои самолеты у фашистской Италии... (Часть 2: Бельгия и Англия)]. Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (72): 40–47 .
- Форслунд, Микаэль (2001). J 11, Fiat CR 42 (на шведском языке). Фалун, Швеция: Микаэль Форслунд Продакшн. ISBN 91-631-1669-3 (имеет аннотацию на английском языке).
- Гарелло, Джанкарло (май 2001 г.). Итальянские ночные истребители: Начало. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (98): 10–13. ISSN 1243-8650 .
- Гарелло, Джанкарло (июнь 2001 г.). Итальянские ночные истребители: Начало. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (99): 19–24. ISSN 1243-8650 .
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (декабрь 1982 г. - март 1983 г.). «Финал истребителя-биплана... Фалько». Любитель воздуха . № 20. С. 1–14. ISSN 0143-5450 .
- Густавссон, Хокан; Слонго, Людовико (2009). Fiat CR.42 Асы Второй мировой войны . Мидленд Хаус, Вест Уэй, Ботли, Оксфорд / Нью-Йорк: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-427-5 .
- Густавссон, Хокан; Слонго, Людовико (2012). ГЛАДИАТОР против CR.42 FALCO 1940–41 . Мидленд Хаус, Вест Уэй, Ботли, Оксфорд / Нью-Йорк: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84908-708-7 .
- Густавссон, Хокан. «Использование ВВС Южной Африки Fiat CR.32 и CR.42 во время Второй мировой войны». Страница авиации Håkans , 9 апреля 2009 г. Дата обращения: 13 апреля 2009 г.
- Хейнинг, Питер (2005). Рейдеры Кьянти: необыкновенная история итальянских ВВС в битве за Британию . Лондон: Робсон Букс. ISBN 1-86105-829-2 .
- Копенгаген, В. Большая книга типов самолетов (на немецком языке). Штутгарт, Германия: Транспресс, 1987. ISBN 3-344-00162-0 .
- Ламберт, Джон В. «14-я истребительная группа во Второй мировой войне». Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 2008. ISBN 0-76432-921-9 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Лукас, Лэдди, изд. Крылья войны: летчики всех наций рассказывают свои истории, 1939–1945 гг . Лондон: Хатчинсон, 1983. ISBN 0-09-154280-4 .
- Массимелло, Джованни; Апостол Джорджио (2000). войны Итальянские асы мировой Оксфорд/Нью-Йорк: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-078-0 .
- Мансон, Кеннет (1960). Авиация противника (немецкая и итальянская) Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Ian Allan Ltd.
- Нойлен, Ганс Вернер (2000). В небе Европы – ВВС союзников Люфтваффе 1939–1945 гг . Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press. ISBN 1-86126-799-1 .
- Пакко, Джон (2003). «Фиат CR.42». Бельгийская армия: Het militair Fliegwezen/l'Aeronautique militarie 1930–1940 (на французском языке). Арселар, Бельгия: JP, стр. 66–69. ISBN 90-801136-6-2 .
- Пагани, Фламинио. Воздушные дуэли Eagle Wings в небе Европы 1936–1943 гг. (на итальянском языке). Милан: Мурсия, 2007.
- Пунка, Джордж. Fiat CR 32/CR 42 в действии (самолет номер 172) . Кэрроллтон, Техас: Эскадрилья/Сигнал, 2000 г. ISBN 0-89747-411-2 .
- «СК» (на итальянском языке). Il Messaggero Рим , 12 июля 1984 года.
- Сгарлато, Нико (2005), Fiat CR.42 (на итальянском языке), Парма, Италия: Delta Editrice
- Скульский, Пшемыслав (2007). Фиат CR.42 Фалько . Редборн, Великобритания: Публикации моделей грибов. ISBN 978-83-89450-34-0 .
- Сазерленд, Джон; Канвелл, Дайан (2009). Воздушная война в Восточной Африке 1940–41. Королевские ВВС против итальянских ВВС . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen and Sword Aviation. ISBN 978-1-84415-816-4 .
- Тагон, Питер (декабрь 1998 г.). «ФИАТ CR-42 ВВС Бельгии (1)» [ФИАТ CR-42 ВВС Бельгии]. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (69): 2–11. ISSN 1243-8650 .
- Тагон, Питер (январь 1999 г.). «ФИАТ CR-42 ВВС Бельгии». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (70): 12–17. ISSN 1243-8650 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1969). «Фиат CR.42.». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. ISBN 0-425-03633-2 .
- Томас, Эндрю (2002). Глостер Гладиатор Эйс . Ботли, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-289-Х .
- Воссилла, майор. «Пилот Ферруччо, командир 18-й группы CAI (на итальянском языке)». Первый ежедневный отчет о воздушном бою Министерства ВВС, 11 ноября 1940 года.
- Уиллер, Барри К. (1992). Хэмлинский справочник по маркировке военных самолетов . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN 1-85152-582-3 .
- Винчестер, Джим. «Фиат CR.42». Самолеты Второй мировой войны (Факты об авиации). Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN 1-84013-639-1 .