Месть
Месть определяется как совершение вредного действия против человека или группы в ответ на обиду , будь то реальная. [1] или воспринимается. [2] Мстительные формы правосудия, такие как примитивное правосудие или карательное правосудие , часто отличаются от более формальных и утонченных форм правосудия, таких как распределительное правосудие или восстановительное правосудие .
Функция в обществе
[ редактировать ]Социальный психолог Ян Макки утверждает, что стремление к поддержанию власти мотивирует мстительное поведение как средство управления впечатлением: «Люди, которые более мстительны, как правило, мотивированы властью, авторитетом и стремлением к статусу. не хочу потерять лицо ». [4] [5]
На протяжении всей истории мстительное поведение наблюдалось в большинстве человеческих обществ. [6] Некоторые общества поощряют мстительное поведение, которое тогда называется враждой . [7] Эти общества обычно придают чести отдельных лиц и групп первостепенное значение. Таким образом, защищая свою репутацию, мститель чувствует себя так, словно восстанавливает прежнее состояние достоинства и справедливости . По словам Михаила Игнатьева , «Месть — это глубокое моральное желание сохранить веру в умерших, почтить их память, продолжая их дело с того места, на котором они остановились». [8] Таким образом, честь может стать наследием , передаваемым из поколения в поколение. Всякий раз, когда оно нарушается, пострадавшие члены семьи или сообщества могут почувствовать себя вынужденными принять ответные меры против правонарушителя, чтобы восстановить первоначальный «баланс чести», который предшествовал предполагаемому ущербу. Этот цикл чести может расшириться, вовлекая членов семьи, а затем и все сообщество новой жертвы в совершенно новый, бесконечный цикл мести, который может охватывать поколения. [9]
История
[ редактировать ]Фрэнсис Бэкон описал месть как своего рода «дикое правосудие», которое «[..] нарушает закон [и] лишает закон власти». [10]
Распри — это циклы провокаций и возмездия, подпитываемые желанием мести и осуществляемые в течение длительных периодов времени семейными или племенными группами. Они были важной частью многих доиндустриальных обществ , особенно в Средиземноморском регионе. В некоторых регионах они все еще сохраняются, особенно в Албании с ее традицией гьякмаррьи или «кровной мести», мести, которая осуществляется не только отдельными людьми, но и их расширенными родственниками на протяжении будущих поколений. [11]
Кровная месть до сих пор практикуется во многих частях мира, включая курдские регионы Турции и Папуа-Новую Гвинею . [12] [13]
В Японии почитание своей семьи, клана или господина посредством убийств из мести называется «катакиути» (敵討ち). В этих убийствах могут быть также замешаны родственники преступника. Сегодня катакиучи чаще всего преследуют мирными средствами, но месть остается важной частью японской культуры. [14]
Социальная психология
[ редактировать ]Философы склонны полагать, что наказывать и мстить — совершенно разные действия: [15] «Тот, кто берется наказывать разумно, делает это не ради проступка, который сейчас находится в прошлом, а ради будущего, чтобы проступок не повторился ни им, ни другими, которые видят его или других лиц, которые видят его наказанным». [16] Напротив, стремление отомстить мотивировано желанием увидеть страдания преступника; мести обязательно предшествует гнев, тогда как наказание не обязательно. [17]
Действительно, Кайзер, Вик и Мейджор отмечают следующее: «Важным психологическим следствием различных попыток дать определение мести является то, что не существует объективного стандарта для признания действия мотивированным местью или нет. Месть — это ярлык, который присваивается на основе того, как воспринимающие это действие приписывают. Месть является выводом, независимо от того, являются ли лица, делающие этот вывод, самими причинителями вреда, потерпевшими сторонами или посторонними лицами. Поскольку месть — это умозаключение, разные люди могут расходиться во мнениях относительно того, является ли одно и то же действие местью или нет». [17]
Вера в заблуждение о справедливом мире также связана с местью: в частности, наличие сильного опыта или проблем против него может усилить страдания и побудить людей искать мести как средства восстановления справедливости. [18]
Все большее количество исследований показывает, что мстительная склонность коррелирует с неблагоприятными последствиями для здоровья: сильное желание мести и большая готовность действовать в соответствии с этими желаниями коррелируют с симптомами посттравматического стрессового расстройства и психиатрической заболеваемостью. [19]
Пословицы
[ редактировать ]Популярное выражение «месть — это блюдо, которое лучше всего подавать холодным» предполагает, что месть приносит большее удовлетворение, если она разыгрывается в неожиданный или долгожданный момент, переворачивая традиционные цивилизованные традиции. [20] отвращение к «хладнокровному» насилию. [21]
Происхождение идеи неясно. Французскому дипломату Шарлю Морису де Талейран-Перигору (1754–1838) приписывают высказывание: «La vengeance est un met que l’on doit manger froid» («Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным»), хотя и без подтверждающих подробностей. [22] Эта концепция использовалась в английском языке, по крайней мере, с момента перевода в 1846 году французского романа Матильда» « Жозефа Мари Эжена Сю 1845 года : « la vengeance se mange très bien froide », [23] там выделено курсивом, как будто цитируется пословица, и переведено: «Месть очень хорошо есть холодной». [24] Фраза была ошибочно указана [25] к роману «Опасные связи» (1782).
Эту фразу также приписывают пуштунам Афганистана. [26]
Раньше носители английского языка могли использовать устойчивую фразу «с ослаблением », а не более современный стандарт «с удвоенной силой», чтобы выразить интенсивность. [27]
Японская пословица гласит: «Если хочешь отомстить, выкопай две могилы». Хотя эта ссылка часто неправильно понимается западной аудиторией, японский читатель понимает, что эта пословица означает, что исполнители мести должны быть более преданы убийству своего врага, чем самому выживанию в этом испытании. [28]
В искусстве
[ редактировать ]Месть — популярная тема во многих видах искусства. Некоторые примеры включают картину Месть Иродиады» « Хуана де Фланда и оперы «Дон Жуан» и «Женитьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта . В японском искусстве месть является темой различных гравюр на дереве с изображением сорока семи ронинов многих известных и влиятельных художников, в том числе Утагавы Куниёси . Китайский драматург Цзи Цзюньсян использовал месть как центральную тему в своем театральном произведении «Сирота Чжао» ; [29] более конкретно он изображает семейную месть, которая помещена в контекст конфуцианской морали и социальной иерархической структуры. [30]
В литературе
[ редактировать ]Месть исторически была популярной литературной темой и продолжает играть роль в современных произведениях. [31] Примеры литературы, в которых месть является темой, включают пьесы «Гамлет» и «Отелло» Уильяма Шекспира , роман Граф Монте-Кристо» « Александра Дюма и рассказ « Бочка Амонтильядо По Эдгара Аллана » . Более современные примеры включают романы «Кэрри» , Стивена Кинга « Исчезнувшая» Джиллиан Флинн и «Принцесса-невеста» Голдмана Уильяма . Хотя месть сама по себе является темой, она также считается жанром . [32]
Месть как жанр соответствует множеству тем, которые часто появлялись в разных текстах на протяжении последних нескольких столетий. Такие темы включают, помимо прочего: маскировку , маскировку , секс , каннибализм , гротеск , телесные жидкости, власть, жестокие убийства и секретность. [33] Каждая тема обычно сочетается с концепцией драматической иронии. [ сломанный якорь ] . Драматическая ирония — литературный прием, при котором зрители обладают знаниями, недоступными героям романа, пьесы или фильма. [34] Его цель – усилить трагические события, которые будут разворачиваться, путем создания напряжения между зрителем и действиями персонажей. [34]
Самая распространенная тема в жанре мести — повторяющиеся жестокие убийства, которые происходят на протяжении всего текста, особенно в финальном акте или сцене. Корни насилия обычно кроются в детском развитии персонажей. [35]
Темы маскировки и маскировки могут идти рука об руку друг с другом. Персонаж может использовать маскировку в прямом или метафорическом смысле . Маска — буквальный пример этой темы; в то время как притворство тем, кем ты не являешься, считается метафорическим примером. Дополнительные темы, которые могут заставить главного героя и антагониста развить замаскированную или замаскированную личность, включают секс, власть и даже каннибализм . Примеры использования секса и власти в качестве тем можно увидеть в романе «Исчезнувшая» Джиллиан Флинн , а также в вышеупомянутой драме «Титус Андроник» . [36]
В Интернете
[ редактировать ]Появление Интернета предоставило новые способы мести. [37] Месть клиентов нацелена на предприятия и корпорации с намерением причинить ущерб или вред. [38] В целом люди склонны больше доверять онлайн-обзорам, а не корпоративным коммуникациям . [37] Поскольку технологии становятся все более доступными, корпорации и фирмы с большей вероятностью понесут ущерб, вызванный негативными отзывами, опубликованными в Интернете и ставшими вирусными . Недавние исследования показывают, что этот тип потребительского гнева, направленный на корпорации, становится все более распространенным, особенно в западных обществах . [39]
Появление социальных сетей, таких как Facebook , Twitter и YouTube, выступает в качестве публичных платформ для новых форм мести. [37] Порноместь предполагает публичное распространение интимных позор другого человека фотографий и видео сексуальной активности целью вызвать с . [40] Участие в онлайн-мероприятиях, связанных с порноместью, вызывает чувство удовольствия от причинения вреда, смущения и унижения жертве. Допущение анонимности на сайтах порномести поощряет дальнейшую невежливость, расширяя возможности и поощряя такой тип поведения. [41] Во многих случаях оригинальный плакат содержит личную информацию жертвы, включая ссылки на учетные записи в социальных сетях, что способствует преследованию. [40] Истоки онлайн-порномести можно проследить до 2010 года, когда Хантер Мур создал первый сайт IsAnyoneUp , на котором публиковал обнаженные фотографии своей девушки. [41]
У животных
[ редактировать ]Люди — не единственный вид, способный мстить. Есть несколько видов, таких как верблюды , слоны , рыбы , львы , [42] лысухи , [43] вороны и многие виды приматов ( шимпанзе , макаки , бабуины и т. д.), которые, как известно, жаждут мести. Приматологи Франс де Ваал и Лесли Латтреллав провели многочисленные исследования, которые предоставили доказательства мести у многих видов приматов. Они наблюдали за шимпанзе и заметили закономерности мести. Например, если шимпанзе А помог шимпанзе Б победить своего противника, шимпанзе С, то шимпанзе С с большей вероятностью поможет противнику шимпанзе А в последующей ссоре. Шимпанзе — один из наиболее распространенных видов, которые мстят из-за стремления к доминированию. Были также проведены исследования на менее когнитивных видах, таких как рыбы, чтобы продемонстрировать, что не только интеллектуальные животные мстят. [44] Исследования ворон, проведенные профессором Джоном Марзлаффом, также показали, что некоторые животные могут переносить «кровную месть» так же, как и люди. [45] Используя «опасную» маску, чтобы закрыть лицо и ловить, опутывать, а затем выпускать ворон, Марзлафф заметил, что в течение двух недель значительный процент встреченных ворон — 26%, если быть точным — «ругали» людей, носящих опасные маски. Маска, доказывающая, что вороны передают информацию о распрях внутри своих семей, чтобы распространить информацию об опасностях, с которыми они могут столкнуться. [46] Сюда входили и вороны, которые изначально не были пойманы исследователями в масках, поскольку некоторые из ворон не были опоясаны. Это было дополнительно доказано через три года после первоначального исследования, когда процент «ругающихся» ворон увеличился до 66% с первоначальных 26%. [45]
См. также
[ редактировать ]- Все страницы с заголовками, содержащими Месть
- Злость
- Преступление на почве страсти
- Цикл насилия
- Грязная работа (фильм, 1998 г.)
- Божественное возмездие
- Глаз за глаз
- Пограничное правосудие
- Спектр культур вины-стыда-страха
- Убийство чести
- Заблуждение о справедливом мире
- Карма
- Иск
- Немезида (мифология)
- Пропорциональность (закон)
- Наказание
- Расправа
- Карательное правосудие
- платье мести
- Злорадство
- Две ошибки делают право
- Мстительный призрак
- Бдительность
- Война
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Даладье, Эдуард. (1995). Тюремный журнал, 1940-1945 гг . ISBN 0813319056 . Вествью Пресс . Публичная библиотека Нью-Йорка .
- ^ «Месть | Определение мести на английском языке в словарях Lexico» . Лексико-словари | Английский . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 г. Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ Сцена убийства : Гамлет 5.2.303–309.
- ^ Майкл Прайс (июнь 2009 г.). Месть и люди, которые ее ищут . Том. 40. apa.org. п. Версия для печати: стр. 34. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года . Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ Ян Макки, доктор философии. 2008. Исследование социальной справедливости (том 138, № 2).
- ^ Эриксен, Карен Пейдж; Хортон, Хизер (1992). « Кровная месть»: межкультурные различия в мести родственных групп». Научные исследования поведения . 26 (1–4): 57–85. дои : 10.1177/106939719202600103 . S2CID 144360011 .
- ^ Ричард, Макклелланд (лето 2010 г.). «Удовольствия мести». Журнал разума и поведения . 31 (3/4): 196. JSTOR 43854277 .
- ^ Брэндон Хамбер и Ричард А. Уилсон, Символическое закрытие через память, возмещение ущерба и месть в постконфликтных обществах (Йоханнесбург: Центр изучения насилия и примирения, 1999).
- ^ Елена Яковлева-Голани (2012). «Месть – вулкан отчаяния: история израильско-палестинского конфликта» . Исследование граней мести . п. 83. Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ «Сэр Фрэнсис Бэкон «О мести» » . rjgeib.com . Архивировано из оригинала 8 октября 2012 г. Проверено 8 октября 2012 г.
- ^ « Миротворец разрывает древнюю хватку кровной мести в Албании. Архивировано 23 ноября 2016 г. в Wayback Machine » . The Christian Science Monitor , 24 июня 2008 г.
- ^ « Кровная месть и насилие с применением огнестрельного оружия преследуют юго-восток Турции. Архивировано 29 ноября 2019 г. в Wayback Machine ». Рейтер. 5 мая 2009 г.
- ^ « Смертельный поворот в межплеменных распрях PNG. Архивировано 18 декабря 2008 г. в Wayback Machine ». Новости Би-би-си. 25 августа 2005 г.
- ^ Миллс, Делавэр (1976). «Катаки-Ути: практика кровной мести в досовременной Японии». Современные азиатские исследования . 10 (4): 525–542. дои : 10.1017/S0026749X00014943 . S2CID 145215338 .
- ^ Полетел, Энтони (1954). «Оправдание наказания». Философия . 29 (111): 291–307. дои : 10.1017/S0031819100067152 . JSTOR 3748210 . S2CID 144047901 .
- ^ Платон. Протагор . п. 324. Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 г. Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Шуман, Карина (2010). «Выгоды, издержки и парадокс мести». Компас социальной и личностной психологии . 4 (12): 1193. doi : 10.1111/j.1751-9004.2010.00322.x .
- ^ Кайзер, Шерил (2004). «Перспективное исследование связи между убеждениями о справедливом мире и желанием мести после 11 сентября 2001 г.» (PDF) . Психологическая наука . 15 (7): 503–506. дои : 10.1111/j.0956-7976.2004.00709.x . ПМИД 15200637 . S2CID 34309813 . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Кардозо, Барбара (2000). «Психическое здоровье, социальное функционирование и отношение жителей Косово после войны в Косово» (PDF) . ДЖАМА . 16 (5): 569–77. дои : 10.1001/jama.284.5.569 . ПМИД 10918702 . Архивировано (PDF) из оригинала 30 сентября 2020 г. Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Блум, Пол . (20 ноября 2017 г.). Корень всей жестокости? . Житель Нью-Йорка .
- ^ Дженнифер Спик , изд. (2008). Краткий Оксфордский словарь пословиц, 5-е изд . Издательство Оксфордского университета. п. 576. ИСБН 9780191580017 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ Марабут Словарь мыслей авторов со всего мира . Вервье: Жерар и компания, 1969.
- ^ Юджин Сью (1845). Матильда: Мемуары молодой женщины . Бардак. п. 148. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 года . Проверено 26 декабря 2012 г.
- ^ Мари Жозеф Эжен Сью (1846). Сирота; или, Мемуары Матильды, тр. [от Матильды] уважаемый. Д. Г. Осборн . п. 303 .
- ^ «Смысл и происхождение выражения: Месть – это блюдо, которое лучше всего подавать холодным» . Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 24 октября 2013 г.
- ^ Фергюссон, Джеймс (2011). Талибан: Неизвестный враг . Да Капо Пресс. п. 32 . ISBN 978-0-306-82034-2 .
- ^ «упадок» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Мидер, Вольфганг (1992). Словарь американских пословиц . Издательство Оксфордского университета, США. п. 430. ИСБН 9780195053999 . Архивировано из оригинала 25 января 2022 г. Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Лю, У-Чи (1953). «Настоящий сирота Китая». Сравнительная литература . 5 (3): 193–212. дои : 10.2307/1768912 . JSTOR 1768912 .
- ^ Ши, Фей (2009). «Трагические способы убийства ребенка: постановка насилия и мести в классической греческой и китайской драме». В Константинидисе, Стратос Э. (ред.). Текст и презентация, 2008 г. Джефферсон: МакФарланд. п. 175. ИСБН 9780786443666 .
- ^ К. Армстронг, В. Брайт, Коллитц, Марден, Эдвард, Джеймс, Герман, К. Кэрролл (1911). «МЛН, Том 26». МЛН . 26 . Издательство Университета Джона Хопкинса, 1911: 115–116.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Маргарита, Тасси (22 сентября 2012 г.). «Женщины и месть в Шекспире: пол, жанр и этика». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» .
- ^ Гроббинк, Леони (июль 2015 г.). «Месть: анализ ее психологических основ». Международный журнал терапии правонарушителей и сравнительной криминологии . 59 (8): 892–907. дои : 10.1177/0306624X13519963 . ПМИД 24441031 . S2CID 220490026 .
- ^ Jump up to: а б Ролеттер, Уилин (январь 2015 г.). «Драматическая ирония» . Начало исследований . Литературная энциклопедия Salem Press.
- ^ Блум, Сандра (2001). «Размышления о желании мести» . Центр ненасилия и социальной справедливости . Журнал эмоционального насилия. Архивировано из оригинала 9 декабря 2015 г. Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Уилберн, Дэвид. «Изнасилование и месть в «Тите Андронике» ». Английский литературный ренессанс . 8 .
- ^ Jump up to: а б с Обейдат, Заид. «Месть потребителей с использованием Интернета и социальных сетей: исследование роли типов сбоев обслуживания и процессов когнитивной оценки». Психология и маркетинг .
- ^ Грегуар, Яни. «Комплексная модель прямой и косвенной мести клиентов: понимание последствий воспринимаемой жадности и власти клиентов». Журнал Академии маркетинговых наук .
- ^ Грегуар, Яни. «Как фирмы могут остановить месть клиентов? Влияние прямой и косвенной мести на реакцию после жалобы». Журнал Академии маркетинговых наук .
- ^ Jump up to: а б Ланглуа, Г.; Слейн, А. (2017). «Экономика репутации: случай порномести». Коммуникация и критические/культурные исследования . 14 (2): 120–138. дои : 10.1080/14791420.2016.1273534 . S2CID 151732727 .
- ^ Jump up to: а б Страуд, СР (2014). «Темная сторона онлайн-я: прагматичная критика растущей чумы порномести». Журнал этики СМИ . 29 (3): 168–183. дои : 10.1080/08900523.2014.917976 . S2CID 143979919 .
- ^ Миллс, MGL (1991). «Управление сохранением крупных хищников в Африке» . Коэдо . 34 (1): 81–90. дои : 10.4102/koedoe.v34i1.417 .
- ^ Хорсфолл, Дж. А. (1984). «Сокращение выводка и деление выводка у лысух». Поведение животных . 32 : 216–225. дои : 10.1016/S0003-3472(84)80340-1 . S2CID 53152664 .
- ^ Маккалоу, Майкл (2008). За гранью мести: эволюция инстинкта прощения . Джосси-Басс. стр. 79–85 . ISBN 9780787977566 .
- ^ Jump up to: а б «Вороны делятся сведениями о врагах» . Новости ЦБК . Июнь 2011 года . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Корнелл, Хизер Н.; Марзлафф, Джон М.; Пекораро, Шеннон (7 февраля 2012 г.). «Социальное обучение распространяет среди американских ворон знания об опасных людях» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 279 (1728): 499–508. дои : 10.1098/rspb.2011.0957 . ISSN 0962-8452 . ПМЦ 3234554 . ПМИД 21715408 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рэйчел Стейн. 2019. Мстительные граждане, жестокие государства: теория войны и мести . Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с местью, на Викискладе?