Додж Челленджер
Додж Челленджер | |
---|---|
![]() 2015 Додж Челленджер СРТ Хеллкэт | |
Обзор | |
Производитель | Уклоняться [а] |
Производство |
|
Модельные годы |
|
Хронология | |
Преемник | Dodge Charger (восьмое поколение) |
Dodge Challenger — название трёх разных поколений автомобилей, выпускаемых американским производителем автомобилей Dodge . Однако первое использование названия Challenger компанией Dodge относится к 1959 году для продвижения «ценовой версии» полноразмерного Coronet Silver Challenger .
С 1970 по 1974 модельные годы пони-кар Dodge Challenger первого поколения был построен на платформе Chrysler E с жесткой крышей и с откидным верхом, кузовом разделяя важные компоненты с Plymouth Barracuda . [1]
Второе поколение, с 1978 по 1983 модельные годы, представляло собой значок, разработанный Mitsubishi Galant Lambda / Sapporo . [2] купе-версия экономичного компактного автомобиля .
Третье и нынешнее поколение представляет собой полноразмерный маслкар, который был представлен в начале 2008 года первоначально как конкурент развитому Ford Mustang пятого поколения и Chevrolet Camaro пятого поколения . [3]
В ноябре 2021 года Stellantis объявила, что 2023 модельный год станет последним модельным годом как для LD Dodge Charger, так и для LA Dodge Challenger, поскольку компания сосредоточит свои планы на электромобилях, а не на автомобилях, работающих на ископаемом топливе, из-за более жестких выбросов. стандарты, требуемые Агентством по охране окружающей среды для 2023 модельного года. [4] Производство Challenger завершилось 22 декабря 2023 года, и сборочный завод в Брэмптоне , Онтарио, будет переоборудован для сборки электрифицированного преемника. [5]
Первое поколение (1970–1974)
[ редактировать ]Представлен осенью 1969 года в качестве модели 1970 года. [6] Challenger был одним из двух автомобилей Chrysler E-body , второй — Plymouth Barracuda немного меньшего размера . Имея возможность конкурировать с Mercury Cougar и Pontiac Firebird в верхнем сегменте рынка пони-каров , [7] это был «довольно поздний ответ» на Ford Mustang , дебютировавший в апреле 1964 года. [8] Несмотря на это, Chrysler задумывал новый Challenger как самый мощный пони-кар за всю историю. [9] и, как и менее дорогая Barracuda, он был доступен в ошеломляющем количестве комплектаций и опций и практически со всеми двигателями, имевшимися в наличии у Chrysler. [10]
Впервые компания Dodge использовала название Challenger в 1959 году для комплектации Dodge Silver Challenger , которая представляла собой только двухдверное купе.
Более длинная колесная база, большие размеры и более роскошный интерьер Challenger были вызваны выпуском в 1967 году Mercury Cougar, а также более крупного, роскошного и дорогого пони-кара, предназначенного для состоятельных молодых американских покупателей. [11] Колесная база 110 дюймов (2800 мм) была на 2 дюйма (51 мм) длиннее, чем у Barracuda, а Dodge существенно отличался листовым металлом, так же, как Cougar отличался от Mustang с более короткой колесной базой. Кондиционер и обогреватель заднего стекла были необязательными. [12] За исключением 1971 года, передние части обеих машин отличались друг от друга тем, что у Challenger было четыре фары, а у Barracuda - только две; эта тенденция повторяется предложениями конкурентов Chrysler. Дизайн экстерьера был написан Карлом Кэмероном, который также отвечал за дизайн экстерьера Dodge Charger 1966 года . Кэмерон создал решетку радиатора Challenger 1970 года на основе старого эскиза мертворожденного прототипа Charger 1966 года, который должен был иметь газотурбинный двигатель. К моменту появления Challenger сегмент пони-каров уже приходил в упадок. Продажи резко упали после 1970 года, и хотя в 1973 модельном году продажи выросли: было продано более 27 800 автомобилей, производство Challenger прекратилось в середине 1974 модельного года. Всего было продано 165 437 автомобилей Challenger первого поколения.
Второе поколение (1978–1983)
[ редактировать ]Начиная с 1978 модельного года, Dodge продавал под новым брендом вариант раннего купе Mitsubishi Galant Lambda как Dodge Challenger - через Dodge дилеров в качестве импортного товара , первоначально как «Dodge Colt Challenger». [13] Бренд Chrysler Plymouth продавал свой вариант под новым брендом как Plymouth Sapporo , а вариант с новым брендом продавался за границей как Mitsubishi Sapporo/Scorpion и продавался.
Sapporo и Challenger были модернизированы в 1981 году с измененным кузовом, увеличенным пространством для ног, высотой над головой, вместимостью багажника и звукоизоляцией. [14] Оба автомобиля продавались до 1983 года, когда до 1989 года их заменили Conquest, использовавшие ту же заднеприводную платформу, а в 1984 году — переднеприводные Laser и Daytona .
Автомобиль сохранил безрамный стиль старого Challenger с жесткой крышей, но имел двигатели меньшего размера: рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1,6 л и рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,6 л вместо двигателей Slant-6 и V8 оригинальных моделей Challenger. Двигатели имели мощность 77–105 л.с. (57–78 кВт). [13] Компания Mitsubishi первой применила балансирные валы для гашения вибраций двигателя.
Третье поколение (2008–2023 гг.)
[ редактировать ]В конце 2005 года компания Dodge разместила в Интернете шпионские фотографии прототипа Dodge Challenger, и 21 ноября 2005 года было объявлено об этом, демонстрируя официальный эскиз автомобиля. [15] Концепт Dodge Challenger был представлен на Североамериканском международном автосалоне в 2006 году и представлял собой предварительный просмотр Dodge Challenger третьего поколения, производство которого началось в 2008 году. Многие дизайнерские особенности концепта Dodge Challenger были адаптированы из Dodge Challenger R/T 1970 года. .
Гонки
[ редактировать ]

Challenger был представлен в серии SCCA Trans Am в 1970 году. Два автомобиля с заводской поддержкой были подготовлены компанией Autodynamics Рэя Колдуэлла и управлялись Сэмом Поузи и Тони Адамовичем . Автомобиль №77 был построен в компании Autodynamics на основе уличного Challenger T/A, взятого из автосалона местного дилера. Шасси №76 прибыло в середине сезона от All-American Racers Дэна Герни и было завершено компанией Autodynamics.
- В начале-середине 1970-х годов поддерживаемая заводом программа Dodge «Kit Car» для гонок на серийных автомобилях поздних моделей с шорт-треком предлагала выбор Challenger, и было выпущено несколько экземпляров (менее 12). Тем не менее, в 1974 году Dodge прекратил выпуск линейки Challenger, и они перешли к кузовам Dodge Dart Sports и Dodge Aspen на шасси из стальных труб. [16]
- Blackforest Motorsports в настоящее время участвует в конкурсе Continental Challenge . [17]
- Challenger R/T использовался в качестве модели Chrysler на старте соревнований NASCAR Nationwide Series 2010 года . [18]
Поскольку Dodge официально покинул NASCAR в конце сезона 2012 года, оставшиеся автомобили и гоночные детали были скуплены «частными» гоночными командами и продолжают появляться в Nationwide Series в течение сезонов 2013 и 2014 годов. Джей Джей Йели отметил, что его команда из двух автомобилей будет продолжать выставлять в серии Challenger до тех пор, пока он сможет найти детали, позволяющие машинам работать. Команда остановилась после сезона 2014 года после того, как его номер 93 (позже номер 28) регулярно входил в двадцатку лучших во время гонок. Тем не менее, Майк Хармон, владевший номером 74, и Дерек Уайт, управлявший номером 40, квалифицировались и управляли Dodges в 2015 году. Mike Harmon Racing управлял Dodge весь сезон, а также делал это в 2016 году, и участвовал в гонках более чем в половине сезон 2017 на данный момент. Точно так же команда Уайта MBM Motorsports в некоторых гонках выставляла «Доджи» под номерами 13 и 40. [19] MBM продолжает выставлять «Доджес» в 2018 году, а Тимми Хилл будет в 66-м месте (был 13-м).
В конце 2014 года два претендента, выставленные Miller Racing при поддержке SRT и Mopar под управлением Кэмерона Лоуренса и Джо Стивенса, начали участвовать в гонках в классе Trans-Am Series TA2. Обе машины использовали специальное шасси Howe для шоссейных гонок с кузовами из стекловолокна. Автомобили, оснащенные двигателем Hemi 392, слегка модифицированным для экстремальных шоссейных гонок и ограниченным правилами класса, имели мощность около 500 лошадиных сил. За исключением слегка выпуклых крыльев и большого заднего антикрыла, автомобили очень похожи на стандартную/уличную версию, несмотря на то, что их размер примерно 7/8 от дорожного автомобиля. Лоуренс выиграл четыре из двенадцати гонок в сезоне 2015 года, заняв третье место в общем зачете чемпионата Trans Am TA2.
Джо Стивенс на «Зеленой машине» под номером 11 финишировал шестым в общем зачете после четвертого места в финале сезона на трассе Daytona International Speedway. Джо Стивенс также получил награду Cool Shirt Hard Charger за отличную игру в сезоне новичков. В сезоне 2016 года команда Стивенса-Миллера выставила трех претендентов в серии TA2 и приняла участие в 16 соревнованиях, одержав несколько побед. Автомобиль № 77 был окрашен по схеме возврата, аналогичной автомобилю № 77 1970 года, которым управлял Сэм Поузи . Автомобиль № 12 иногда имел синюю схему, отдающую дань уважения автомобилю Plymouth Cuda Trans-Am, которым управлял швед Сэвидж .
В марте 2017 года Challenger вернулся для участия в соревнованиях в Себринге после почти 40-летнего отсутствия в классе TA самого быстрого гоночного класса Trans-Am в Тра. Джефф Хинкль управлял им под управлением американской команды V8 Road Racing под руководством Джона Дебенедиктиса в качестве руководителя экипажа. Автомобиль был оранжево-фиолетовым с полосами многих других цветов претендента, чтобы подчеркнуть нынешнюю конюшню уличных автомобилей. Он оснащен карбюраторным двигателем Penske Engines Mopar R5/P7 мощностью 855 л.с. (638 кВт). В своем дебюте он квалифицировался 16-м и финишировал 9-м из 24.
На всех гонках чемпионата мира по супербайку в США автомобиль безопасности Alfa Romeo от Fiat заменяется на Dodge Challenger от Chrysler.
Прекращение производства и планы на будущее
[ редактировать ]15 августа 2022 года Stellantis официально объявила, что производство Dodge Challenger, Charger и Chrysler 300 прекратится после 2023 модельного года, указав в качестве причины для этого ужесточение требований Агентства по охране окружающей среды США. [20] В ответ компания анонсировала серию моделей Last-Call со специальной окраской и уникальной отделкой в честь Challenger и Charger. Последний Dodge Challenger, Pitch-Black Demon 170, сошел с конвейера в Брэмптоне 22 декабря 2023 года; это также был самый последний автомобиль, построенный на базе давно существующей платформы Chrysler LX, которая была представлена в 2004 году в качестве модели 2005 года. После производства сборочный завод в Брэмптоне, Онтарио, будет переоборудован для сборки электромобилей и Jeep Compass следующего поколения.
Хотя в настоящее время неизвестно, вернется ли имя Challenger к будущему автомобилю, Стеллантис объявил, что электрифицированный преемник Charger и Challenger будет представлен в 2024 году для модели 2025 года в виде трехдверного лифтбека с использованием Название зарядного устройства. Более того, компания объявила, что совершенно новые электростанции будут производить 455 лошадиных сил на базовой модели и более 800 лошадиных сил на 800-вольтовой силовой установке Banshee . По слухам, также будет предлагаться версия с двигателем внутреннего сгорания, использующая 3,0-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель Hurricane с двойным турбонаддувом , который используется совместно с Jeep Wagoneer/Grand Wagoneer и Ram 1500 2025 года; он будет работать в паре с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^
- Корпорация Крайслер (1969–1974)
- Мицубиси Моторс (1978–1983)
- ООО «Крайслер» (2008–2009 гг.)
- ООО «Крайслер Групп» (2009–2014 гг.)
- ООО «ФЦА США» (2014–2021 гг.)
- Стеллантис Северная Америка (2021–2023 гг.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грист, Питер (2009). Dodge Challenger, Plymouth Barracuda: мощные пони-кары Chrysler . Скорость. ISBN 978-1-84584-105-8 .
- ^ Продается как «Галант Λ (Лямбда)» в Японии или «Саппоро» в Европе и Южной Америке.
- ^ «Цены, обзоры и изображения Dodge Challenger» . edmunds.com . 7 июля 2020 г.
- ^ «Dodge Challenger прекращает производство» . 24 ноября 2021 г.
- ^ Панаит, Мирча (22 декабря 2023 г.). «Последний Dodge Challenger 2023 года выпущен, завод в Брэмптоне будет переоборудован» . autoevolution.com . Проверено 23 декабря 2023 г.
- ^ Ганнелл, Джон (2005). Американские автомобили 1960-х годов . Публикации Краузе. п. 69. ИСБН 978-0-89689-131-9 . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Ньюхардт, Дэвид (2000). Додж Челленджер и Плимут Барракуда . Моторбукс. п. 42. ИСБН 978-0-7603-0772-4 . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Стэтхэм, Стив (2000). Додж Дарт и Плимут Дастер . Мотоциклы. п. 21. ISBN 978-0-7603-0760-1 . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Генат, Роберт (1999). Маслкары Hemi . Моторбукс. стр. 61, 63. ISBN. 978-0-7603-0635-2 . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «Додж Челленджер и Плимут Барракуда» . Внутренняя линия Эдмундса. 13 марта 2006 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2009 года . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «Додж Челленджер 1970–1974 годов» . Как все работает . 17 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2020 г. Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ «Линейка Dodge Challenger 1970 года» . Oldcarbrochures.com . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Четыре спортивных купе», Ежегодник дорожных испытаний Road & Track и Руководство для покупателя, 1979 г. , CBS Publications, стр. 31 января – февраля 1979 г.
- ^ «Митсубиси Скорпион GJ/GK/GL» . Уникальные автомобили и запчасти . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Концепт-кар Dodge Challenger 2006 года» . allpar.com . 14 января 2021 г.
- ^ «Дейл Эрнхардт тестирует комплект-кар Chrysler» . superbirdclub.com . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Информация о мероприятии – Список участников» . grand-am.com . 10 января 2010. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «Dodge и Ford надеются, что новые автомобили ознаменуют возвращение к корням NASCAR» . Наскар.com . 1 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 4 июля 2010 года . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «Командная таблица серии NASCAR XFINITY 2016» . Сайт глупого сезона Джейски . Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 года . Проверено 22 марта 2017 г.
- ^ Вэйланд, Майкл (15 августа 2022 г.). «В следующем году Dodge прекратит выпуск маслкаров Challenger и Charger» . CNBC . Проверено 23 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- автомобили 1970-х годов
- автомобили 1980-х годов
- автомобили 2000-х годов
- автомобили 2010-х годов
- автомобили 2020-х годов
- Кабриолеты
- Купе
- Пони-тачки
- Уклоняйтесь от транспортных средств
- Маслкары
- заднеприводные автомобили
- Автомобили в стиле ретро
- Автомобили, представленные в 1969 году.
- Автомобили снятые с производства в 2023 году