Jump to content

Роллс-Ройс Олимп

(Перенаправлено с Райта J67 )

Олимп
Сохранившийся блок замены двигателя (ECU) Bristol Siddeley Olympus Mk 301 в комплекте с вспомогательным оборудованием и переборками.
Тип Турбореактивный двигатель
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Бристоль Аэро Двигатели
Бристоль Сиддели Энджинс Лимитед
Подразделение двигателей Rolls-Royce Bristol
Первый запуск 1950
Основные приложения Авро Вулкан
БАК ТСР-2
Развитый в Роллс-Ройс/Снекма Олимп 593
Роллс-Ройс Марин Олимп

Rolls -Royce Olympus (первоначально Bristol BE10 Olympus ) был вторым в мире двухкатушечным турбореактивным с осевым потоком двигателем , впервые запущенным в мае 1950 года и предшествовавшим только Pratt & Whitney J57 , впервые запущенному в январе 1950 года. [ 1 ] [ 2 ] Он наиболее известен как силовая установка Avro Vulcan и более поздних моделей Concorde SST .

Проект восходит к предложению компании Bristol Airplane Company в ноябре 1946 года о реактивном бомбардировщике с четырьмя новыми двигателями, которые будут поставляться компанией Bristol Aero Engines . [ 3 ] [ 4 ] Хотя их конструкция бомбардировщика была в конечном итоге отменена в пользу других бомбардировщиков V , использование в конструкции двигателя двухкатушечной компоновки вызвало постоянный интерес со стороны Министерства авиации и продолжило финансирование разработок. Двигатель впервые был запущен в 1950 году и быстро превзошел проектные показатели. [ 5 ]

Первоначально использовался в Vulcan, в более поздних версиях был добавлен подогрев для использования в сверхзвуковом BAC TSR-2 . Bristol Aero Engines объединилась с Armstrong Siddeley Motors в 1959 году и образовала Bristol Siddeley Engines Limited (BSEL), которая, в свою очередь, была передана Rolls-Royce в 1966 году. В этот период двигатель получил дальнейшее развитие как Rolls-Royce/Snecma Olympus 593. для Конкорда.

Версии двигателя были лицензированы компанией Curtiss-Wright в США как TJ-32 или J67 (военное обозначение) и TJ-38 «Зефир», хотя ни один из них не использовался. Olympus также успешно разрабатывался как морские и промышленные газовые турбины , которые имели большой успех. По состоянию на 2018 год Olympus продолжает использоваться как морская, так и промышленная газовая турбина.

Происхождение

[ редактировать ]

В конце Второй мировой войны основным усилием компании Bristol Engine Company была разработка двигателей Hercules и Centaurus радиально- поршневых . К концу 1946 года у компании было всего 10 часов опыта работы с турбореактивными двигателями с небольшим экспериментальным двигателем под названием « Фебус» , который был газогенератором или ядром «Протеус», турбовинтового двигателя который тогда находился в разработке. [ 6 ] В начале 1947 года материнская компания Bristol Airplane Company представила предложение по бомбардировщику средней дальности той же спецификации B.35/46, что привело к созданию Avro Vulcan и Handley Page Victor . Конструкция «Бристоль» представляла собой Тип 172 и должна была быть оснащена четырьмя или шестью двигателями «Бристоль» с тягой 9000 фунтов силы (40 кН). [ 7 ] согласно спецификации двигателя Министерства TE.1/46.

Требуемая тяга от нового двигателя, получившего тогда обозначение BE10 (позже Olympus), первоначально должна была составлять 9 000 фунтов силы (40 кН) с потенциалом роста до 12 000 фунтов силы (53 кН). Соотношение давлений будет неслыханным — 9:1. [ 8 ] низкого давления (НД) Для достижения этой цели в первоначальной конструкции использовались осевой компрессор высокого давления (ВД) и центробежный компрессор , каждый из которых приводился в движение собственной одноступенчатой ​​турбиной . Эта конструкция с двумя золотниками устранила необходимость в таких функциях, как регулируемые впускные направляющие лопатки (Avon, J79), впускные рампы (J65), регулируемые статоры (J79) или система отбора воздуха из компрессора (Avon), которые требовались для однокатушечных компрессоров с коэффициентом давления выше примерно 6:1. Без этих функций двигатель не мог бы ни запуститься, ни работать на низких оборотах без разрушительной вибрации лопастей. Они также не могли разогнаться до высоких скоростей с быстрым ускорением (« раскрутка ») без скачков напряжения . [ 9 ] Конструкция была постепенно изменена, и центробежный компрессор ВД был заменен осевым компрессором ВД. Это уменьшило диаметр нового двигателя до проектных 40 дюймов (100 см). Производство Bristol Type 172 было отменено, хотя разработка Avro Vulcan и других проектов продолжалась. [ 10 ]

Начальная разработка

[ редактировать ]
Газораспределительная схема Олимпа Мк 101

Первый двигатель, получивший в разработке обозначение BOl.1 (Bristol Olympus 1), имел шесть ступеней компрессора низкого давления и восемь ступеней высокого давления, каждая из которых приводилась в движение одноступенчатой ​​турбиной. Система сгорания была новаторской, поскольку десять соединенных жаровых труб были размещены в трубчатой ​​системе: гибриде отдельных жаровых каналов и настоящей кольцевой системы. Диаметр отдельных каналов сгорания превышал бы проектный предел, а настоящая кольцевая система считалась слишком сложной. [ 11 ]

В 1950 году доктор (позже сэр) Стэнли Хукер был назначен главным инженером компании Bristol Aero Engines. [ 11 ]

BOl.1 впервые заработал 16 мая 1950 года и был спроектирован для создания тяги в 9140 фунтов силы (40,7 кН), без разрушительного вращающегося срыва при запуске и до скорости холостого хода, а также без помпажных колебаний при быстром ускорении до максимальной тяги. Двигатель запустился без проблем, и Хукер, наблюдая за первым испытательным запуском и демонстрируя свою уверенность в конструкции, резко нажал на дроссельную заслонку, чтобы обеспечить плавное ускорение до максимальной мощности. [ 12 ] Тягомер показал 10 000 фунтов силы (44 кН). [ 13 ] Следующей разработкой стал BOl.1/2, который в декабре 1950 года создавал тягу 9500 фунтов силы (42 кН). Примеры аналогичного BOl.1/2A были построены для американского производителя Curtiss-Wright, который купил лицензию на разработку двигателя как TJ-32 или J67 для проектируемого F-102 . Несколько переработанный BOl.1/2B работал в декабре 1951 года и имел тягу 9750 фунтов силы (43,4 кН). [ 14 ]

К этому времени двигатель был готов к воздушным испытаниям, и первые летные двигатели, получившие обозначение Olympus Mk 99, были установлены на самолет Canberra WD952 , который впервые поднялся в воздух с пониженной тягой до 8000 фунтов силы (36 кН) в августе 1952 года. В мае 1953 года этот двигатель был готов к воздушным испытаниям. самолет достиг мирового рекорда высоты 63 668 футов (19 406 м). [ 15 ] Оснащенный более мощными двигателями Mk 102, Canberra увеличила рекорд до 65 876 ​​футов (20 079 м) в августе 1955 года. [ 16 ] Первый серийный Olympus, Mk 101, поступил на вооружение в конце 1952 года с номинальной тягой 11 000 фунтов, массой 3 650 фунтов и общим наработкой 250 часов. [ 17 ]

Варианты

[ редактировать ]

Olympus тщательно разрабатывался на протяжении всего производственного цикла, и многие варианты можно отнести к четырем основным группам.

Первоначальные варианты без повторного нагрева были разработаны и произведены компаниями Bristol Aero Engines и Bristol Siddeley и использовались на дозвуковых двигателях Avro Vulcan . Эти двигатели получили дальнейшее развитие в компании Rolls-Royce Limited .

Первый вариант перегрева, Bristol Siddeley Olympus Mk 320, использовался на снятом с производства сверхзвуковом ударном самолете BAC TSR-2 . Для Concorde в 1960-х годах он был развит в Rolls-Royce/Snecma Olympus 593 и получил дальнейшее развитие в нескольких последующих версиях, чтобы в конечном итоге обеспечить надежные авиаперевозки. Olympus 593 является ярким примером «интеграции силовой установки и планера». Для оптимизации работы двигателя при использовании на скоростях от взлета до 2 Маха на «Конкорде» были разработаны регулируемый впускной коллектор и сопло с изменяемым горлом с системой реверса тяги. [ 18 ] Заглядывая в будущее сверхзвуковых транспортных средств, учитывая ограничения по шуму для самолетов сверхзвуковой транспортной категории, [ 19 ] были проведены исследования глушителей эжектора, в результате которых был сделан вывод, что «новая версия модели 593 с низкой степенью двухконтурности может подойти для будущих поколений сверхзвуковых транспортных самолетов». [ 20 ]

Американская компания Curtiss-Wright провела испытания разработанной по лицензии версии, известной как J67, и турбовинтового двигателя, получившего обозначение TJ-38 Zephyr. Ни одна конструкция не была произведена.

Дальнейшие модификации Olympus были произведены для привода кораблей и наземной выработки электроэнергии.

Приложения

[ редактировать ]

Предлагаемые применения для самолетов

[ редактировать ]

На протяжении многих лет Olympus предлагался для множества других применений, включая:

  • C104, который привел к созданию C105 Avro Arrow : BOl.3" [ 21 ]
  • Avro 718: BOl.3 [ 22 ] Тип 718 представлял собой военно-транспортный самолет вместимостью до 110 мест. [ 23 ]
  • Avro 739 до OR339 (требование, кульминацией которого стало TSR2): BOL.21R [ 22 ] [ 24 ]
  • Авро 740: 3 х Мк 551 [ 22 ]
  • Авро 750: 2 х Мк 551 [ 22 ]
  • Avro Vulcan Phase 6 (B3): BOl.23, развитие Mk 301. [ 24 ] Для этого самолета были предложены различные конфигурации двигателей БОл.21, БОл.21/2 и БОл.23 либо с промежуточным перегревом, либо с кормовым вентилятором для обеспечения необходимого увеличения взлетной тяги. [ 25 ] [ 26 ]
  • Бристоль Т172: BE10 [ 24 ]
  • Бристоль Т177 [ 24 ]
  • Бристоль Т180 [ 24 ]
  • Bristol T198: Mk 591. Ранняя конструкция сверхзвукового авиалайнера (132 места). Двигатель стоял цивилизованный БОл.22Р. [ 24 ]
  • Бристоль Т201: Мк 551 [ 24 ]
  • Бристоль Т202 [ 24 ]
  • Бристоль Т204 - OR339: BOl.22SR (упрощенный подогрев) [ 24 ]
  • Бристоль Т205: Марк 551 [ 24 ]
  • Бристоль Т213 [ 24 ]
  • Bristol T223 : Mk 593. Более поздняя конструкция сверхзвукового авиалайнера (100 мест). Двигатель как Mk 591 с компрессором низкого давления нулевой ступени и охлаждаемой турбиной высокого давления. [ 24 ]
  • Конструкция de Havilland по OR339: BOl.14R, BOl.15R. Разработан на базе БОЛ.6Р. [ 24 ]
  • Хэндли Пейдж HP98: вариант Виктора для Следопыта . [ 24 ]
  • Хэндли Пейдж Виктор B1: Mk 104 [ 24 ]
  • Хэндли Пейдж Виктор Фаза 3 [ 24 ]
  • Хэндли Пейдж HP107 [ 24 ]
  • Хэндли Пейдж Пасифик [ 24 ]
  • Hawker P.1121 : BOL.21R [ 24 ]
  • Hawker P.1129 до OR339: BOL.15R [ 24 ]
  • Martin / General Dynamics RB-57F Canberra : Mk 701, разработанный на основе Mk 301. [ 24 ]
  • Глостер P492/3: Mk 591 [ 24 ]
  • Республика XF-103 [ 27 ]
  • Republic F-105 Thunderchief : BOl.21 для возможной продажи RAF. [ 24 ]
  • будет 36 [ 28 ]
  • Сааб 37 Вигген [ 29 ]
  • Vickers VC10 : развитие Mk 555 с кормовым вентилятором. [ 24 ]

Двигатели на выставке

[ редактировать ]

Технические характеристики (Олимп 101)

[ редактировать ]

Данные из «Оперативный Олимп» . Полет . Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года. и конспекты лекций, Vulcan Bristol Aero Engine School.

Общие характеристики

  • Тип: двухкатушечный турбореактивный двигатель с осевым потоком
  • Длина: 127,1 дюйма (10,59 футов; 3,23 м)
  • Диаметр: 40 дюймов (3,3 фута; 1,0 м)
  • Сухой вес: 3615 фунтов (1640 кг)

Компоненты

  • Компрессор: осевой, 6 ступеней НД, 8 ступеней ВД.
  • Камеры сгорания : канюлевые, 10 жаровых труб.
  • Турбина : одноступенчатая ВД, одноступенчатая НД.
  • Тип топлива: АВТУР или АВТАГ.

Производительность

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Сопоставимые двигатели

Связанные списки

Примечания
Цитаты
  1. ^ «Авиационный двигатель Rolls-Royce Olympus» . Мир Воздушной Силы . Проверено 13 сентября 2016 г.
  2. ^ «Роллс-Ройс Олимп» . Гатвикский музей авиации. Архивировано из оригинала 8 января 2017 года . Проверено 13 сентября 2016 г.
  3. ^ Бакстер 2012, с. 16
  4. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 22 марта 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  5. ^ Бакстер 2012, с. 20
  6. ^ Бакстер 1990, стр. 10–13.
  7. ^ Бакстер 1990, стр. 13, 18.
  8. ^ Бакстер 1990, с. 13
  9. ^ http: //webserver.dmt.upm.en/zope/DMT/Members/jmtizon/turbomachines/NASA-SP36_extracto.pdf. Архивировано из оригинала 20 июля 2018 г. на Wayback Machine , стр. 44 и рис. 27a.
  10. ^ Бакстер 1990, стр. 16, 18.
  11. ^ Jump up to: а б Бакстер 1990, с. 18
  12. ^ «Не очень-то инженер» сэр Стэнли Хукер, The Crowood Press Ltd. 2002, ISBN   9780906393352 , стр.142.
  13. ^ «Всемирная энциклопедия авиационных двигателей - 5-е издание» Билла Ганстона , Sutton Publishing, 2006, стр. 36
  14. ^ Бакстер 1990, с. 20
  15. ^ Бакстер 1990, стр. 22, 24.
  16. ^ Бакстер 1990, с. 32
  17. ^ «Сверхзвуковые транспортные (СТД) двигатели» .
  18. ^ Гупта, ПК (1980). Advanced Olympus для сверхзвуковых транспортных самолетов нового поколения . Общество инженеров автомобильной промышленности, Inc. 2266.
  19. ^ https://www.ecfr.gov/current/title-14/chapter-I/subchapter-C/part-36 , пункт 36.301.
  20. ^ Гупта, ПК (1980). Advanced Olympus для сверхзвуковых транспортных самолетов нового поколения . Общество инженеров автомобильной промышленности, Inc. 2267.
  21. Arrow Flight, 25 октября 1957 г., с. 647
  22. ^ Jump up to: а б с д «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 28 октября 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в качестве заголовка ( ссылка ) Список типов Avro [1] Avro Heritage
  23. ^ Филдс 2012, с. 424
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Бакстер 1990, с. 172
  25. ^ Филдс 2012, с. 407
  26. ^ Приложение к брошюре Avro IPB 104.
  27. ^ Баугер, Джо. «Республика XF-103». Энциклопедия американских военных самолетов Джо Баугера , 4 декабря 1999 г. Дата обращения: 16 февраля 2011 г.
  28. Статья в Википедии со ссылкой на Бернса, Леннарта A36 — раскрыт атомный бомбардировщик SAAB , Flygrevyn выпуск No. 4 апреля 1991 г.
  29. ^ [2] История Виггена [3] Protec 2005 № 4
Библиография
  • Бакстер, Алан. Олимп – первые сорок лет . Дерби, Великобритания: Фонд наследия Rolls-Royce, 1990. ISBN   978-0-9511710-9-7
  • Блэкман, Тони. Летчик-испытатель Вулкана . Лондон, Великобритания: Груб-стрит, 2009. ISBN   978-1-906502-30-0
  • Буллман, Крейг. Vulcan B.Mk2 с другого ракурса . Бишоп-Окленд, Великобритания: Pentland Books, 2001. ISBN   1-85821-899-3
  • Филдс, Дэвид В. Avro Type 698 Vulcan Барнсли, Великобритания: Pen % Sword Aviation, 2012 г., ISBN   978 1 84884 284 7
  • Хукер, Стэнли. Не такой уж инженер . Мальсборо, Великобритания: Airlife Publishing, 2002. ISBN   978-1-85310-285-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73423a6560835d7dbff2dc3d4c2a636a__1714127940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/6a/73423a6560835d7dbff2dc3d4c2a636a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rolls-Royce Olympus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)