Славянская родная вера и христианство
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( июль 2022 г. ) |
Часть серии о |
Славянская Родная Вера |
---|
![]() |
Славянская Родная Вера и Христианство взаимно критичны и часто прямо враждебны друг другу. Среди славянской родной веры (также известной как Родноверия) критика представляет собой взгляд на религиозный монотеизм как на корень моноидеологий . [ 1 ] под этим подразумеваются все идеологии, пропагандирующие «универсальные и одномерные истины», неспособные постичь сложность реальности и поэтому обреченные на провал одна за другой. [ 2 ] Эти моноидеологии включают авраамические религии в целом, а также все системы мысли и практики, порожденные этими религиями на протяжении всей истории, включая марксизм и капитализм , общий западный рационалистический образ мышления, порожденный эпохой Просвещения . [ 1 ] и, в конечном счете, технократическая цивилизация, основанная на идее владения, эксплуатации и потребления окружающей среды. [ 3 ] Считается, что они завели мир и человечество в тупик. [ 4 ] и как суждено исчезнуть и быть вытеснено ценностями, представленными самим Родноверием. [ 1 ] «Однополярному» миру, созданному моноидеологиями и возглавляемому Западом, находящимся под американским влиянием, родноверы противопоставляют свою политическую философию «нативизма» и «многополяризма» . [ 5 ]
Для многих родноверов теология Ветхого Завета и христианство рассматриваются как главная причина деградации мира и человечества. [ 3 ] Христианство, в частности, осуждается как антропоцентрическая идеология, которая искажает роль человечества в космосе, утверждая, что Бог мог воплотиться как единое историческое существо ( Иисус ), в то же время создавая иерархические и централизованные силы, которые на протяжении всей истории защищали богатых. и узаконенный рабский менталитет. [ 6 ] Ветхозаветная и христианская теологии также настаивают на отделении верховного Бога от мира природы, который рассматривается не как облагороженный духом, а как неодушевленный, и это в сочетании с их антропоцентризмом уступает место превознесению технической способности человечества обладать , эксплуатировать и потреблять окружающую среду. [ 3 ] Эта «опасная иллюзия господства» человечества над природой, [ 3 ] является корнем экологических нарушений, [ 7 ] о духовном и социальном кризисе, с которым человечество сталкивается в XXI веке, о «вырождении» (отрыве от предков, богов и конечного Бога) самого человечества. [ 3 ] Присоединение Родноверия и его ценностей часто включает в себя церемонии формального отказа от христианства и его продуктов, называемые раскрестицией («дехристианизацией»). [ 8 ]
Отзывы о Родновере
[ редактировать ]Монотеизм как корень «монидеологий»
[ редактировать ]Многие последователи Родновера сознательно и активно отвергают христианство и авраамический монотеизм . [ 9 ] Ветхозаветное богословие и христианство рассматриваются родноверами как первопричина деградации мира и человечества. [ 3 ] как корень всех «монидеологий», продвигающих «универсальные и одномерные истины» и подавляющих множественность реальности. [ 10 ] Эти «монидеологии» охватывают все свои светские идеологические продукты, включая марксизм и капитализм , общий западный рационализм, порожденный эпохой Просвещения . [ 10 ] и, в конечном счете, технократическая цивилизация, основанная на идее владения, эксплуатации и потребления окружающей среды. [ 3 ] За свои претензии на монополию на истину родноверы часто приравнивают христианство к советскому марксизму . [ 11 ] Русский волхв Доброслав (Алексей Добровольский) заявил, что: [ 12 ]
Природоглотающий капитализм — уродливое дитя иудео-христианской цивилизации [...] единственный выход — вернуться [...] от культа прибыли к культу жизни.
Некоторые последователи Родновера занимают особую враждебную позицию по отношению к иудаизму , который, по их мнению, породил христианство. [ 13 ] В свою очередь, некоторые родноверы считают, что христианство привело славян и других европейцев под контроль евреев. [ 14 ] По их мнению, христианство «само по себе [...] зло для всего человечества» и было создано опорой «на наиболее униженную часть человечества, отличающуюся предательством». [ 15 ] Иудаизм также считается первой системой мышления, которая демонизировала Землю, отождествляя ее с адом, поскольку евреи являются людьми, не имеющими собственной земли. [ 16 ]
Антропоцентризм
[ редактировать ]Все эти идеологии, основанные на принципе глагола «иметь», рассматриваются Родновером как итерация экзистенциальной модели, представленной авраамической теологией и христианской теологией в частности, которая «парадоксальным образом сочетает в себе широчайшую свободу человеческой личности с онтологическое первенство «абсолютного» Бога и его детерминированной воли. [ 17 ] Христианство настаивает на отделении Бога от мира, рассматриваемого как его внешнее творение, лишенное внутренней духовной ценности. [ 3 ] и утверждает антропоцентрическую идею о том, что Бог воплотился как единое историческое существо ( Иисус ), [ 6 ] которая искажает роль человечества в космосе, якобы возвышая человека над окружающим миром, делая его «венцом творения» и создавая ему «опасную иллюзию господства» над Землей и другими существами, основанную на оправдании нечестивое владение, эксплуатация и потребление окружающей среды, содержащееся в Ветхом Завете: [ 3 ]
Наполните землю и подчините ее, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми животными, пресмыкающимися по земле.
Антропоцентризм христианства также рассматривается родноверами как инструмент, который на протяжении всей истории использовался для установления иерархической и централизованной власти, которая защищала богатый и узаконенный рабский менталитет. [ 6 ] пропаганда смиренного поведения, в отличие от этического акцента Родновера на мужестве и боевом духе, [ 18 ] и теологический акцент на онтологической свободе живых существ. [ 3 ] В целом христианство мыслится как религия сервилизма ( раб ), а Родноверие мыслится как свобода выбора и вера в Род, начало, от которого все происходит. Колдун — русский родноверский священник из Краснодара — также определил авраамические религии как идеологии, которые растворяют множество индивидуальных идентичностей в аморфных толпах, в которых теряется ценность личности, в то время как он определял коренное родноверство как истинное знание, которое стимулирует усилия индивидуальное сознание к самосовершенствованию. [ 19 ] Родноверы подчеркивают, что они — «потомки богов, а не слуги Бога», созданные из грязи, подразумевая, что каждое живое существо — это децентрализованный фрагмент Бога, «самостоятельная сущность в разумно-сознательном, волевом и активном смыслах», и, тем не менее, всегда органически часть имманентного Бога. [ 17 ]
Христианство и его продукты рассматриваются родноверами как заведшие мир и человечество в тупик. [ 4 ] и как конечная причина экологического, социального и духовного кризиса, с которым человечество сталкивается в XXI веке, вследствие «вырождения» самого человечества, оторванности от природы, от генеалогической линии предков, связи богов с верховный Бог. [ 20 ] Христианство также считается аморальным, поскольку оно разрушает нравственность, отбрасывая человеческую ответственность из нынешнего мира в трансцендентное будущее, когда действия будут оцениваться Богом, а люди либо будут наказаны, либо прощены за свои грехи, фактически освобождая людей от ответственности в настоящем. время, [ 21 ] в то же время навязывая фальшивый морализм самоуничижения, саморазрушения и подавления плоти. [ 22 ] Христиане приобрели власть хитростью и обманом: в Римской империи христианские телохранители убили последнего императора традиционной религии Юлиана , а когда император Константин убил собственного сына и ни один священник традиционной религии не согласился очистить его от преступления, это в конечном итоге было сделано христианским священником, продемонстрировав, что христианство «абсолютно аморально». [ 23 ] Эта и другие авраамические религии считаются чужеродными образованиями, ведущими к разрушению органических сообществ. [ 24 ]
Raskrestitsia
[ редактировать ]
Многие родноверские группы организуют формальные церемонии отречения от христианства ( раскрестиция , буквально «дехристианизация») и посвящения в родноверство. Центральное место в обращении занимает принятие новообращенным нового имени, относящегося к славянской традиции ( имианаречение ). Вообще говоря, обряд раскрестиции символизирует смерть христианского человека и его возрождение в качестве родновера. Некоторые группы, особенно мужские братства, практикуют перерезание второй «линии жизни» на ладони новообращенных, символизируя новую «кровную связь», образующуюся с другими членами. [ 8 ]
Обряд раскрестиции и принятия в родновскую общину проходит в семь четких этапов: во-первых, неофит становится на колени над ветками или соломой в месте, окруженном замкнутым кругом, вырезанным в земле, призванным отгонять злые силы (идентифицируемые как христианство). и его продукция); во-вторых, существует ритуал очищения, при котором неофиту омывают голову, рвут, топчут и сжигают его рубаху, что символизирует полный отказ от прежней жизни; в-третьих, трое жрецов носят огонь вокруг неофита, сыпут на него зерна и дуют на него воздухом, совершая при этом руками очистительные жесты; в-четвертых, жрецы движутся вокруг неофита по траектории Солнца, держа при этом правую руку над его головой и взывая Гой (« язычник ») или Сва (имя богини-матери по « Книге Велеса трижды »); в-пятых, жрецы поднимают руки к небу и громко произносят трижды новое имя неофита, избранное общиной и одобренное самими жрецами; в-шестых, круг разрывается и неофит приносит зернами свою первую жертву; в-седьмых, неофиту подают полную ложку ( ковш ) медовухи ( сурья , термин, заимствованный из индоарийской традиции) в целях уважения к своим прародителям. [ 25 ]
Кампании и атаки
[ редактировать ]Некоторые родноверы проводили кампании и совершали нападки на христианство и его предполагаемое влияние. родноверы осквернили православный собор и Так, в 1996 году в Минске покрыли его граффити, в том числе надписью "Христиане, уходите с нашей белорусской земли!" [ 26 ] В 2006 году родноверы, маршируя по Киеву , скандировали «Долой Иегову ! Слава Дажбоху !» [ 27 ] а в Польше несколько родноверов запустили кампанию плакатов против Дня святого Валентина , который они считали неподлинно польским праздником. [ 28 ] В России последователи «Славянской родной веры» несут ответственность за вандализм и поджоги различных христианских церквей. [ 29 ]
Христианские отзывы
[ редактировать ]
Христиане выразили оппозицию славянской исконной вере, например, создав группы в социальных сетях против этого движения. [ 30 ] Русская Православная Церковь неоднократно выражала обеспокоенность ростом и распространением Родноверия по России. [ 31 ] В издании своей книги «Сектоведение» 2000 года русский православный богослов Александр Дворкин признал, что «в сегодняшней России неоязыческие националистические секты растут как грибы» и что «в целом они представляют собой заметный феномен постсоветской российской религиозной жизни». [ 32 ]
прошла известная публичная дискуссия между православными христианами и родноверами В 2009 году в Калуге ; первых возглавил священник Даниил Сысоев, вторых — глава Союза славянских родноверских общин Вадим Казаков . [ 33 ] Совсем недавно, в ноябре 2014 года, сам Патриарх Кирилл выразил обеспокоенность «попытками создания псевдорусской неоязыческой веры», а известный священник Всеволод Чаплин призвал к полному запрету Родноверия «на уровне закона». [ 32 ] В начале 2015 года в официальном журнале Вознесенского собора Астрахани была опубликована полемическая статья под названием Adversus paganos , в которой церковные власти жаловались на рост родноверия и на то, что «представители власти и общественных организаций» говорили о необходимости возрождения «православия». и религия древних славян», что побудило многих молодых людей присоединиться к движению. [ 33 ]
В начале 2016 года на «Международных образовательных рождественских чтениях» в Москве мерянские этнофутуристические религиозные возрождения и распространение родноверия среди Вооружённых Сил России как вопросы, вызывающие особую озабоченность, обсуждались . Конференция, специально посвященная противодействию распространению родноверия, прошла в марте 2016 года в Магнитогорском государственном техническом университете ; По этому поводу епископ Магнитогорский и Вехнеуральский Иннокентий заявил, что славянская исконная вера представляет собой "большую угрозу для Церкви, чем атеизм". Владимир Легойда, сменивший Всеволода Чаплина на посту председателя Синодального отдела церковной благотворительности и социального служения , заявил, что распространение славянской исконной веры среди военных представляет собой "прямой вызов Церкви". [ 31 ]
Примирительные позиции
[ редактировать ]
Однако некоторые русские родноверы пытались улучшить отношения с Православной церковью, утверждая, что русское православие переняло многие элементы дохристианских верований и обрядов. [ 35 ] хотя для некоторых искажая их первоначальный смысл. [ 36 ] Таким образом, они утверждают, что русское православие отличается от других форм христианства. [ 7 ] и стремятся изобразить его как «младшего брата» славянской родной веры. [ 37 ] Тот же термин «православие», по мнению многих родноверов, был узурпирован ранними славянскими христианами, поскольку первоначально он относился к древнему славянскому и индоевропейскому мировоззрению, славянский эквивалент «Православия», означающего «хвалить» или «прославлять» ( слава ). ) «правильный» ( Правь ) всеобщий закон Божий. [ 38 ]
Некоторые иерархи Русской Православной Церкви призвали к гражданскому диалогу между православным христианством и Родноверством, отказавшись от стратегий антагонизма и дискриминации, предрассудков и клеветы, признавая при этом ценности связи с землей и исконную традицию, которую несет родноверское движение. сам, [ 39 ] как «не стоит возводить напрасное и необоснованное поношение и поливать грязью наших предков», [ 40 ] поскольку этих ценностей «тысячу лет даже и не было видно в России, за редкими исключениями, и тем более в других странах. Именно эта забытая культура земли, если ее можно так назвать, стала теперь возродиться в России» и может предотвратить то, чтобы «мы [русские] стали стопроцентными западниками». [ 41 ] Некоторые православные газеты представили Родноверов как братьев, разделяющих одни и те же ценности, пропагандируемые Русской Православной Церковью. [ 42 ] Исходя из этих соображений, некоторые иерархи Церкви даже высказались о возможности объединения Родноверия и Русской Православной Церкви. [ 43 ]
Православные старообрядцы , движение, отколовшееся от Русской Православной Церкви во время реформы Московского Патриарха Никона в семнадцатом веке, рассматриваются родноверами в более позитивном свете, чем основная часть Русской Православной Церкви, поскольку староверы считаются старообрядцами. иметь элементы, аналогичные элементам славянской родной веры. [ 44 ] Ученые изучили, как старообрядцы сохранили индоевропейские и раннеславянские идеи и практики, такие как почитание огня как канала в божественный мир, символика красного цвета, поиск «славной смерти» и общее целостное видение божественного космоса. [ 45 ]
Социологические перспективы
[ редактировать ]По мнению Павла Скрыльникова из Института этнологии и антропологии РАН не , Русская Православная Церковь обеспокоена ростом Славянской Родной Веры, поскольку родноверские общины «гораздо лучше сплочены, чем прихожане православных церквей», поскольку их деятельность сведены к одному рутинному обряду, но они предлагают целый образ жизни сообщества, который простирается от игр и спортивных соревнований до мастер-классов и фестивалей, дополняемых богослужениями богам. Более того, «Родная славянская вера» «предлагает альтернативную версию национальной и религиозной идентичности», которая не воспринимается как возникшая за рубежом, и, следовательно, лучше удовлетворяет «патриотические религиозные потребности», чем христианство. [ 31 ]
Точно так же Марлен Ларюэль заметила, что Родноверие пользуется успехом среди молодежи и той части российского общества, которая заинтересована в постсоветском возрождении веры, но отталкивается православием, «которое очень институционализировано» и «не в ладу с современным миром». «и «не привлекает [этих людей], потому что ожидает, что его верующие будут соблюдать нормативные убеждения без места для интерпретации». Родновери привлекателен своим «парадоксальным соединением» традиций и современности, восстановлением прошлого посредством инновационного синтеза и ценностями, призывающими заново открыть истинные отношения между человечеством, природой и предками. [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Уже Джеральд Мэсси , один из первых сторонников интерпретации того, что Христос — это мифологическая тема — синтез дохристианских мифологических тем — представляющий развертывание жизни, особенно в облике цикла Солнца , в своей работе 1883 года. В «Естественном Бытии» (стр. 459) подчеркивается параллель между святым Христофором, который несет младенца Христа на своей спине поперек реки Иордан , и Анубисом, который несет младенца. Гор пресек воды «нижнего мира».
Святой Христофор/Анубис также приравнивается к славянскому богу Велесу, богу водной преисподней, который в некоторых случаях изображается, как и они, с волчьей или собачьей головой.
Иллюстрация Велеса из «Мифологии всех рас» , Том. 3, 1918.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Айтамурто 2016 , с. 123.
- ^ Айтамурто 2016 , с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Чудинов 2015 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Чудинов 2015 , с. 39, 42.
- ^ Айтамурто 2016 , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с Ларюэль, 2012 , стр. 300–302.
- ^ Перейти обратно: а б Ларуэль 2008 , с. 290.
- ^ Перейти обратно: а б Пилкингтон и Попов 2009 , с. 292; Ларюэль 2012 , с. 307.
- ^ Ивахов 2005 , с. 223; Прачечная 2013а , с. 7; Симпсон 2013 , с. 121; Айтамурто 2016 , стр. 122–123.
- ^ Перейти обратно: а б Айтамурто 2016 , стр. 122–123.
- ^ Айтамурто 2006 , с. 201.
- ^ Шнирельман 2007 , с. 43, примечание 7.
- ^ Ivakhiv 2005 , p. 223; Shlyapentokh 2014 , pp. 77–79; Konopleva & Kakhuta 2019 , p. 224.
- ^ Laruelle 2008 , p. 292; Shlyapentokh 2014 , pp. 77–79.
- ^ Shlyapentokh 2014 , p. 79.
- ^ Айтамурто 2016 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Чудинов 2015 , с. 40.
- ^ Шнирельман 2013 , с. 73.
- ^ Пилкингтон и Попов 2009 , с. 295.
- ^ Чудинов 2015 , с. 39–40.
- ^ Айтамурто 2016 , с. 96.
- ^ Prokofiev, Filatov & Koskello 2006 , p. 185.
- ^ Shlyapentokh 2014 , pp. 79–80.
- ^ Шнирельман 2007 , стр. 43–44; Прачечная 2013б , с. 131.
- ^ Шнирельман 2000 , стр. 30–31.
- ^ Шнирельман 2002 , с. 202.
- ^ Прачечная 2013a , с. 3.
- ^ Симпсон 2013 , с. 120.
- ^ Шнирельман 2013 , с. 70.
- ^ Гайдуков 2013 , с. 325.
- ^ Перейти обратно: а б с Skrylnikov 2016 , passim.
- ^ Перейти обратно: а б Kucherov, Nikolai (16 February 2015). "Неоказачество и неоязычество" [Neocossackism and Neopaganism]. Kavpolit . Archived from the original on 21 May 2017.
- ^ Перейти обратно: а б Белов, Максим; Гаранов, Юрий (10 февраля 2015 г.). «Против язычников» . www.astrsobor.ru . Журнал Вознесенского собора. Архивировано из оригинала 23 мая.
- ^ Дюкен, Теренс (2012). «Анубис». Энциклопедия древней истории . Джон Уайли и сыновья. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah15038 . ISBN 9781444338386 .
- ^ Шнирельман 2002 , стр. 198–199; Ларуэль 2008 , с. 290.
- ^ Konopleva & Kakhuta 2019 , p. 224.
- ^ Шнирельман 2002 , с. 199.
- ^ Симпсон и Филип 2013 , с. 31; Ожиганова 2015 , стр. 33, 35.
- ^ Курепин 2018 , стр. 107-1. 54–57.
- ^ Курепин 2018 , с. 55.
- ^ Курепин 2018 , с. 57.
- ^ Ларуэль 2008 , с. 291.
- ^ Курепин 2018 , стр. 107-1. 54, 57.
- ^ Айтамурто 2016 , с. 61; Коноплева и Кахута 2019 , с. 224.
- ^ Велецкая 1991 , пассим.
- ^ Ларюэль 2012 , стр. 309–310.
Источники
[ редактировать ]- Айтамурто, Каарина (2006). «Русское язычество и проблема национализма: на примере круга языческой традиции». Гранат: Международный журнал языческих исследований . 8 (2): 184–210. дои : 10.1558/pome.8.2.184 .
- ——— (2016). Язычество, традиционализм, национализм: нарративы русского родноверия . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781472460271 .
- Chudinov, Sergey Ivanovich (2015). "Экоэтика как основа цивилизационного проекта неоязычества в России" [Ecoethics as the basis of the civilisation project of Neopaganism in Russia]. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). II . Nizhny Novgorod: Minin University: 39–43. ISSN 2312-1696 . Archived from the original on 2021-08-28 . Retrieved 2021-03-10 .
- Гайдуков, Алексей (2013). «Русскоязычный Интернет и родноверие». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 315–332. ISBN 9781844656622 .
- Ивахив, Адриан (2005). «Возрождение украинской родной веры». В Майкле Ф. Стрмиске (ред.). Современное язычество в мировых культурах: сравнительные перспективы . Санта-Барбара: ABC-Clio. стр. 209–239. ISBN 9781851096084 .
- Konopleva, Anna Alekseevna; Kakhuta, Igor Olegovich (2019). "Причины популярности неоязычества в современном российском обществе" [Causes for the popularity of Neopaganism in modern Russian society] (PDF) . Gramota (in Russian). 12 (10): 223–226. doi : 10.30853/manuscript.2019.10.44 . ISSN 2618-9690 . Archived (PDF) from the original on 13 November 2020 . Retrieved 24 February 2021 .
- Kurepin, Sergey Viktorovich (2018). "Диалог православного христианства и неоязычества в контексте русской культуры" [Dialogue between Orthodox Christianity and Neopaganism in the context of Russian culture]. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). V . Nizhny Novgorod: Minin University: 54–58. ISSN 2312-1696 . Archived from the original on 2021-10-27 . Retrieved 2021-02-24 .
- Ларуэль, Марлен (2008). «Альтернативная идентичность, альтернативная религия? Неоязычество и арийский миф в современной России» . Нации и национализм . 14 (2): 283–301. дои : 10.1111/j.1469-8129.2008.00329.x . Архивировано из оригинала 20 июня 2022 г. Проверено 01 марта 2021 г.
- ——— (2012). «Движение Родноверия: поиск дохристианского происхождения и оккультизма». У Бриджит Мензель; Михаэль Хагемейстер; Бернис Глатцер Розенталь (ред.). Новый век России: оккультные и эзотерические измерения . Кубон и Сагнер. стр. 293–310. ISBN 9783866881976 . Архивировано из оригинала 06 января 2022 г. Проверено 6 мая 2020 г.
- Лесив, Мария (2013а). Возвращение богов-предков: современное украинское язычество как альтернативное видение нации . Монреаль и Кингстон: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 9780773542624 .
- ——— (2013б). «Украинское язычество и синкретизм: «Это действительно наше!» ". В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 128–145. ISBN 9781844656622 .
- Ozhiganova, Anna (2015). "Конструирование традиции в неоязыческой общине 'ПравоВеди' " [Construction of tradition in the Neopagan community 'PravoVedi']. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). II . Nizhny Novgorod: Minin University: 30–38. ISSN 2312-1696 . Archived from the original on 2021-10-27 . Retrieved 2021-03-10 .
- Пилкингтон, Хилари; Попов, Антон (2009). «Понимание неоязычества в России: религия? Идеология? Философия? Фэнтези?». У Джорджа Маккея (ред.). Субкультуры и новые религиозные движения в России и Центрально-Восточной Европе . Питер Лэнг. стр. 253–304. ISBN 9783039119219 .
- Prokofiev, A.; Filatov, S.; Koskello, A. (2006). "Славянское и скандинавское язычества. Викканство" [Slavic and Scandinavian Paganism, and Wiccanism]. In Bourdeaux, Michael; Filatov, Sergey (eds.). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Contemporary religious life of Russia. Systematic description of experiences ] (in Russian). Vol. 4. Moscow: Keston Institute ; Logos. pp. 155–207. ISBN 5987040574 .
- Shlyapentokh, Dmitry (2014). "Антисемитизм истории: вариант русских неоязычников" [The antisemitism of history: The case of Russian Neopagans]. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). I . Nizhny Novgorod: Minin University: 76–85. ISSN 2312-1696 . Archived from the original on 2021-10-27 . Retrieved 2021-03-13 .
- Симпсон, Скотт; Филип, Мариуш (2013). «Избранные слова для современных языческих и местных религиозных движений в Центральной и Восточной Европе». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 27–43. ISBN 9781844656622 .
- Симпсон, Скотт (2013). «Польское Родзимовье: стратегии (ре) построения движения». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 112–127. ISBN 9781844656622 .
- Шнирельман, Виктор А. (2000). «Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя». Кембриджский журнал антропологии . 21 (3): 18–36. JSTOR 23818709 .
- ——— (2002). « Христиане! Идите домой»: возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем (обзор)» . Журнал современной религии . 17 (2): 197–211. дои : 10.1080/13537900220125181 . S2CID 51303383 .
- ——— (2007). «Народная мудрость и этнический национализм: взгляд из Восточной Европы» . Гранат: Международный журнал языческих исследований . 9 (1): 41–61. дои : 10.1558/pome.v9i1.41 .
- ——— (2013). «Русское неоязычество: от этнической религии к расовому насилию». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 62–71. ISBN 9781844656622 .
- Скрыльников, Павел (20 июля 2016 г.). «Церковь против неоязычества» . Пересечение . Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года.
- Велецкая, Н. Н. (1991). «Формы трансформации языческой символики в старообрядческой традиции». Советская антропология и археология . 29 (4): 20–42. дои : 10.2753/AAE1061-1959290420 .