Муиска
Муйска | |
---|---|
Общая численность населения | |
14,051 [ 1 ] (2005 г., перепись) | |
10 000 000 метисов чибча (приблизительно) [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Кундибоясенсе Альтиплано , Колумбия | |
Языки | |
Чибча , колумбийский испанский | |
Религия | |
Религия Муиска , католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Гуане , Лаче , У'ва , Тегуа , Гуаюпе , Сутагао , Панче , Музо |
Муиска Кундибоясенсе (также называемый Чибча ) — коренной народ и культура Альтиплано , испанского Колумбия , которая сформировала Конфедерацию Муиска до завоевания . Народ говорил на муйскубуне — языке чибчанской языковой семьи , называемом также муйска и моска . [ 3 ] С ними столкнулись конкистадоры, посланные Испанской империей в 1537 году во время завоевания .
Подгруппы муиска идентифицировались главным образом по их преданности трем великим правителям: хоа с центром в Хунзе , правившим территорией, примерно охватывающей современную южную и северо-восточную Бояку и южный Сантандер ; психипква с центром в Муйките и охватывающая большую часть современной Кундинамарки , западного Льяноса ; и ирака , религиозный правитель Суамокса и современной северо-восточной Бояки и юго-западного Сантандера.
Территория Муиски занимала площадь около 25 000 км . 2 (9700 квадратных миль) от севера Бояки до Сумапас-Парамо и от вершин до западной части Восточных хребтов . Их территория граничила с землями Панче на западе, Музо на северо-западе, Гуане на севере, Лаче на северо-востоке, Ачагуа на востоке и Сутагао на юге.
Во время вторжения испанцев в этом районе проживало большое население, хотя точное количество жителей неизвестно. Оценки варьируются от 1 миллиона до более 3 миллионов жителей. Их экономика была основана на сельском хозяйстве , добыче соли , торговле , металлообработке и обрабатывающей промышленности .
Из-за испанской колонизации население Муиски резко сократилось и ассимилировалось с общим населением. Потомки Муиски часто встречаются в сельских муниципалитетах, включая Кота , Чиа , Тенджо , Суба , Энгатива , Токансипа , Гачансипа и Убате . [ 4 ] По данным переписи населения, проведенной Министерством внутренних дел в 2005 году, в Колумбии проживает в общей сложности 14 051 человек муиска. [ 1 ]
Большая часть исторических знаний о Муиске исходит из свидетельств конкистадоров и колонистов Гонсало Хименеса де Кесада ; Испанский поэт , солдат и священник Хуан де Кастельянос (16 век); епископ Лукас Фернандес де Пьедраита и францисканец Педро Симон (17 век).
Совсем недавно Хавьер Окампо Лопес и Гонсало Корреал Уррего внесли заметный вклад.
История Муиски
[ редактировать ]Знания о событиях до 1450 года в основном получены из мифологического контекста, но благодаря Хроникам Вест-Индии у нас есть описания заключительного периода истории Муиски, предшествовавшего приходу испанцев.
Фон
[ редактировать ]Раскопки в Альтиплано-Кундибоясенсе (горья департаментов Кундинамарка и Бояка ) демонстрируют свидетельства человеческой деятельности начиная с архаического этапа в начале эпохи голоцена . В Колумбии находится один из самых древних археологических памятников Америки: Эль-Абра , возраст которого оценивается примерно в 13 000 лет. Другие археологические следы в регионе Альтиплано-Кундибоясенсе побудили ученых говорить о культуре Эль-Абра : в Тибито инструменты и другие каменные артефакты датируются 9740 годом до нашей эры; в саванне Боготы, особенно у водопада Текендама , были найдены и другие каменные орудия, датированные тысячелетием позже и принадлежавшие специализированным охотникам. Были найдены человеческие скелеты, датированные 5000 годом до нашей эры. Анализ показал, что эти люди были представителями культуры Эль-Абра.
Муиска была
[ редактировать ]Ученые сходятся во мнении, что группа, идентифицированная как Муиска, мигрировала в Альтиплано Кундибоясенсе в эпоху формирования (между 1000 г. до н.э. и 500 г. н.э.), о чем свидетельствуют свидетельства, найденные в Агуасуке и Соаче . Как и другие культуры Америки формирующейся эпохи, муиска переходили от охотников-собирателей к оседлым земледельцам. Около 1500 г. до н.э. в регион из низин пришли группы земледельцев с керамическим искусством. У них было постоянное жилье и стационарные лагеря, и они работали в соленой воде для добычи соли. В Сипаконе есть свидетельства сельского хозяйства и керамики. Самое старое поселение в высокогорье датируется 1270 годом до нашей эры. Между 800 и 500 годами до нашей эры в высокогорье пришла вторая волна мигрантов. Их присутствие идентифицируют по разноцветной керамике, жилым домам и фермам. Эти группы все еще находились на территории после прибытия испанских захватчиков. Они оставили многочисленные следы своей деятельности, которые изучаются с 16 века и позволяют ученым реконструировать их образ жизни. Возможно, что муиска интегрировались с более древними жителями, но именно муиска сформировали культурный профиль, социальную и политическую организацию. Их язык, диалект Чибча был очень похож на народы Снежных гор Санта-Марта ( Когуи , Ийка, Вива и Канкуамо ) и Снежных гор Кокуй ( У'ва ).
Войны
[ редактировать ]Зипа Сагуаманчика (правил с 1470 по 1490 год) вел постоянную войну против агрессивных племен, таких как сутагао , и особенно панче , которые также создавали трудности для его преемников, Немекене и Тискесуса . Карибы также представляли постоянную угрозу как соперники зака Хунза , особенно за владение соляными шахтами Сипакира , Немокон и Тауса .
Хронология заселения района Муиска
[ редактировать ]Хронология заселения Альтиплано Кундибоясенсе, Колумбия |
Политическая и административная организация
[ редактировать ]Народ Муиска был организован в конфедерацию , которая представляла собой свободный союз государств, каждое из которых сохраняло суверенитет. Конфедерация не была королевством, поскольку не было абсолютного монарха, и не была она империей , поскольку не доминировала над другими этническими группами или народами. Трудно сравнивать Конфедерацию Муиски с другими американскими цивилизациями, такими как империи ацтеков или инков , поскольку она больше напоминала конфедерацию государств, такую как Ахейский союз . Конфедерация Муиска была одной из крупнейших и наиболее организованных конфедераций племен на южноамериканском континенте. [ 5 ]
Каждым племенем в составе конфедерации управлял вождь или касик . Большинство племен входили в этническую группу муиска, имели один и тот же язык и культуру и формировали отношения посредством торговли. Они объединились перед лицом общего врага. За армию отвечала зипа или зак . Армия состояла из гючей , традиционных древних воинов Муиски.
Конфедерация Муиска существовала как союз двух меньших конфедераций. Южная конфедерация, возглавляемая зипа , имела столицу в Бакате (ныне Богота ). Это южное государство включало большую часть населения Муиски и обладало большей экономической мощью.
Северная территория находилась под властью зака , а ее столица находилась в Хунзе, известной сегодня как Тунджа . Хотя обе области имели общие политические отношения и сходство и принадлежали к одной и той же племенной нации, между ними все еще существовало соперничество. Среди территорий было четыре вождества: Баката , Хунза , Дуитама и Согамосо . Вождество состояло из местностей. [ 6 ] Племена были разделены на капитаниас (управляемые капитаном). Существовало два вида: Великая Капитания ( сибын ) и Малая Капитания ( ута ). Статус капитана передавался по материнской линии. [ 6 ]
- Конфедерация ( зипа или заке )
- → Священники ( Ирака )
- → Вождества
- → Капитанство (Капитан)
- → Внезапно
- → Ута
- → Внезапно
- → Капитанство (Капитан)
- → Вождества
- → Священники ( Ирака )
- Территории Зипы :
- Правило бакаты : Теусакильо , Тенхо , Субачок , Факататива , Табио , Кота , Чиа , Энгатива , Усме , Сипакира , Немокон и Сипакон.
- Район Фусагасуга : Фусагасуга , Паска и Тибакуй.
- Район Убате : Убате , Кукунуба , Симихака , Сузы.
- Район Гуатавита : Гачета , Гуатавита и Суэска , Чоконта , Теусака , Сескиле , Гуаска , Сопо , Усакен , Тунец , Суба
- Территории зака :
- Территория Тундама : Серинса , Оиката , Онзага , Сативанорте , Сативасур , Соата , Пайпа , Тобасия.
- Территория Сугамуши : Бусбанса , Тока , Песка , Писба , Топага.
- Автономные вождества : Чарала , Чипата , Тинхака , Сабойя , Такаскира.
Законодательство Муиска было последовательным , то есть их верховенство закона определялось давно существовавшими обычаями с одобрением зипа или заке . Такое законодательство подходило для системы конфедерации и было хорошо организованным. Природные ресурсы не могли быть приватизированы: леса, озера, плато, реки и другие природные ресурсы были общим достоянием.
Язык
[ редактировать ]Чибча , также известный как муйска , моска или муйска кубун , принадлежит к чибчанским языкам . На нем говорили в нескольких регионах Центральной Америки и на севере Южной Америки . Культура Тайрона и ува , связанные с культурой Муиска, говорят на схожих языках, что поощряло торговлю. Муиска использовала форму иероглифов для обозначения чисел.
Многие слова чибча были поглощены или «одолжены» колумбийским испанским языком:
- География: Сохранены многие названия населенных пунктов и регионов. В некоторых случаях испанцы называли города комбинацией чибча и испанских слов, например Санта-Фе-де-Богота (чибча: «Баката»). Большинство муниципалитетов департаментов Бояка и Кундинамарка произошли от названий чибча: Чоконта , Согамосо , Сипакира и многих других.
- Фрукты, такие как куруба и учува .
- Отношения: младшего ребенка зовут Куба , или Китай для девочки; [ нужна ссылка ] Муйска означает люди.
Экономика
[ редактировать ]Экономика и общество Муиски считались одними из самых могущественных на американском постклассическом этапе , главным образом из-за драгоценных ресурсов этого региона: золота и изумрудов. Когда испанцы прибыли на территорию Муиски, они обнаружили богатое государство, в котором Конфедерация Муиска контролировала добычу следующих продуктов:
- изумруды : Колумбия является основным производителем изумрудов в мире.
- медь
- уголь : угольные шахты в Сипакире и других местах до сих пор работают. Колумбия обладает одними из самых значительных запасов угля в мире. [ 8 ]
- соль : рудники работали в Немоконе , Сипакире и Таусе.
- золото : золото импортировалось из других регионов, но его было настолько много, что оно стало предпочтительным материалом для ремесел Муиски. Множество ремесленных изделий из золота и традиция подношения золота богине Гуатавите внесли свой вклад в легенду об Эльдорадо .
Муиска торговали своими товарами на местных и региональных рынках по системе бартера . Продаваемые товары варьировались от предметов первой необходимости до предметов роскоши. Обилие соли, изумрудов и угля придало этим товарам статус де-факто валюты .
Развив аграрное общество, люди стали использовать террасное земледелие и ирригацию в высокогорье. Основными продуктами были фрукты , кока , киноа , юка и картофель .
Другим важным видом экономической деятельности было ткачество. Люди изготавливали самые разнообразные сложные ткани. Ученый Пол Бан сказал: «Андские культуры освоили почти все известные сейчас методы текстильного плетения или украшения, и их изделия часто были лучше, чем сегодня». [ 9 ]
Культура
[ редактировать ]Муиска были аграрным и керамическим обществом Анд на севере Южной Америки . Их политическая и административная организация позволила им сформировать компактное культурное единство с высокой дисциплиной. По-испански это называется Culture Muisca.
Культура Муиска внесла большой вклад в национальную идентичность Колумбии.
геральдика
[ редактировать ]Узоры доколумбовой эпохи Муиска появляются на различных печатях современных муниципалитетов, расположенных на Альтиплано Кундибоясенсе , например, Сопо и Гуатавита , Кундинамарка . [ 10 ] [ 11 ] У оставшегося народа муиска в центральной Колумбии также есть своя печать. [ 12 ]
Спорт
[ редактировать ]В культуре Муиска были определенные виды спорта, которые были частью их ритуалов. Игра турмеке , также известная как техо , сохранилась и стала популярным видом спорта в Колумбии. Также важными были матчи по борьбе . Победитель получил от вождя тонко сотканное хлопчатобумажное одеяло и получил квалификацию воина геча .
Религия
[ редактировать ]Жрецы муиска получали образование с детства и руководили основными религиозными церемониями. В храмы могли войти только жрецы. Помимо религиозной деятельности, священники имели большое влияние на жизнь людей, давая советы по вопросам сельского хозяйства или войны. Первоначально религия включала в себя человеческие жертвоприношения , но ко времени испанского завоевания эта практика, возможно, исчезла, поскольку испанских свидетельств из первых рук не существует.
Устная традиция предполагает, что каждая семья отдавала ребенка в жертву , что дети считались священными и о них заботились до 15-летнего возраста, когда их жизни затем были предложены богу Солнца Суэ .
Божества
[ редактировать ]- Суэ , Суа, Зуэ или Сюэ (Бог Солнца): он отец Муиски. Его храм находился в Суамоксе , священном городе Солнца. Он был самым почитаемым богом, особенно в Конфедерации заке , считавшейся его потомком.
- Чиа (Богиня Луны): ее храм находился на территории нынешнего муниципалитета Чиа . Ей широко поклонялись представители Конфедерации зипа , считавшиеся ее сыном.
- Бочика : хотя он и не был настоящим богом, он пользовался тем же статусом, что и бог. Он был вождем или героем, увековеченным в устной традиции. Землю затопила богиня , красивая, а иногда и злая женщина, или Чибчакум , защитница земледельцев. Бочика выслушал жалобы Муиски на наводнения. Своей палкой он разбил два камня на краю водопада Текендама , и вся вода вылилась наружу, образовав водопад. Бочика наказал Уитаку и Чибчакума: он сделал Уитаку совой и заставил ее держать небо. Чибчакуму было поручено удержать Землю.
- Бачуэ : мать народа Муиска. Говорили, что из озера Игуаке вышла красивая женщина с младенцем . Башуэ сел на берегу озера и стал ждать, пока ребенок подрастет. Когда он подрос, они поженились и родили много детей, которых звали Муиска. Бачуэ научил их охотиться, заниматься сельским хозяйством, уважать законы и поклоняться богам. Бачуэ была настолько хорошей и любимой, что муиска называла ее Фурачоке (хорошая женщина в Чибче ). Когда они состарились, Бачуэ и ее муж решили вернуться на глубину лагуны. В тот день Муиска были очень грустны, но в то же время очень счастливы, потому что знали, что их мать очень счастлива. Другие версии легенды гласят, что, войдя в лагуну Игуаке, Бачуэ вознесся в небо и стал Чиа ; в других версиях Чиа и Бачуэ - две разные фигуры.
Астрономия
[ редактировать ]Культ Муиски был сосредоточен на двух главных божествах; Суэ для Солнца и Чиа для Луны. Они разработали двадцатеричный (на основе 20) календарь и точно знали время летнего солнцестояния (21 июня), которое они считали Днем Суэ , бога Солнца. Храм Суэ находился в Согамосо , священном городе Солнца и резиденции Ирака (священника). Название города на языке Муиска, Суамокс или Сугамукси , означает «Город Солнца». В день солнцестояния заке отправлялись в Суамокс на крупный фестиваль, где совершались ритуальные подношения. Это был единственный день в году, когда заке показывал свое лицо, поскольку его считали потомком бога Солнца. [ 13 ]
Мифология
[ редактировать ]Мифология Муиски хорошо документирована. Многие писатели, написавшие « Хроники Вест-Индии», жили в Боготе. Многие мифы они записали, так как интересовались традициями и культурой покоренного народа. Территория Муиска стала резиденцией колониальной администрации Нового Королевства Гранада (исп. Nuevo Reino de Granada ).
Золотой
[ редактировать ]Происхождение легенды об Эльдорадо (по-испански «Золотой») в начале 16 века может быть связано с Конфедерацией Муиска. [ нужна ссылка ] . Зипа . предлагала богине Гуатавите золото и другие сокровища Для этого зипа покрыл себя золотой пылью и смыл ее в озере, бросая в воду золотые безделушки. Эта традиция была хорошо известна за пределами Конфедерации, вплоть до Карибского моря ; Испанцев привлекали истории о несуществующем «золотом городе». Коренные жители иногда таким образом избавлялись от скупых испанцев, направляя их в сторону других народов. Озеро Гуатавита исследовали конкистадоры, искавшие золотые подношения от зипы богине. Легенда разрасталась до тех пор, пока этот термин не стал метафорой любого места, где можно найти или заработать большое богатство.
Архитектура
[ редактировать ]Муиска не строили больших каменных построек. Они не использовали обилие камней для того, чтобы оставить монументальные руины, как это произошло с другими американскими культурами. Их дома были построены из таких материалов, как глина, тростник и дерево. Дома имели коническую форму, большинство из них до такой степени, что Гонсало Хименес де Кесада , основатель Боготы , дал этому району название Валье-де-лос-Алькасарес («Долина дворцов»). В домах были маленькие двери и окна, и жилища горожан высшего сословия были иными. Муиска использовали мало мебели, поскольку обычно сидели на полу.
Испанское завоевание
[ редактировать ]Соперничеством между заке и зипа воспользовались испанцы, завоевавшие сердце будущей Колумбии. Некоторые из них, такие как Себастьян де Белалькасар , Гонсало Хименес де Кесада и Николас де Федерман , заинтересованные в местонахождении Эльдорадо , открыли богатые равнины Кундинамарка и Бояка . Присутствие испанцев дало обоим государям надежду на то, что, если они создадут одну Конфедерацию, они смогут одержать победу в войне против испанцев. Но испанцы взяли верх.
Реакция руководителей и народа мало что изменила в судьбе Конфедераций. Испанцы казнили последних правителей Муиски, Сагипу и Акиминсаке , в 1539 и 1540 годах соответственно. В 1542 году Гонсало Суарес Рендон наконец подавил последнее сопротивление, и территории Конфедераций были разделены между Белалькасаром, Федерманном и Де Кесадой. Позже испанская корона изберет Де Кесаду ответственным лицом с титулом adelantado de los cabildos de Santa Fe y Tunja .
Последние соверены Муиски
[ редактировать ]При колониальном режиме
[ редактировать ]Когда структура Муиска исчезла в результате испанского завоевания, территории Конфедераций заке и зипа были включены в новое политическое разделение внутри испанских колоний в Америке. Территория Муиска, расположенная на плодородной равнине Колумбийских Анд, что способствовало возникновению одной из самых развитых южноамериканских цивилизаций, стала частью колониального региона под названием Нуэво-Рейно-де-Гранада . Много информации о культуре Муиска было собрано испанской администрацией и такими авторами, как Педро де Агуадо и Лукас Фернандес де Пьедраита . Эпоха вице-короля способствовала повышению важности Боготы, и жители этого региона сыграют важную роль в борьбе за независимость и консолидацию республики.
Независимая Колумбия
[ редактировать ]20 век
[ редактировать ]После обретения независимости в 1810 году новое государство распустило многие резервации коренных народов. Тот, что в Токансипе, был распущен в 1940 году. [ 14 ] Тот, что в Сескиле, был уменьшен до 10% от первоначального размера. Тенджо сократился до 54% от своего первоначального размера после 1934 года, а земли коренных народов в Субе , северном регионе современной Боготы, которые были признаны и защищены короной, были отняты республиканскими правительствами в соответствии со стратегией подавление родной культуры и этнического присутствия в крупнейших городских центрах страны. Резервация Кота была восстановлена на земле, купленной общиной в 1916 году и затем признанной конституцией 1991 года; признание было отозвано государством в 1998 году и восстановлено в 2006 году.
В 1948 году государство запретило производство чичи — алкогольного напитка на основе кукурузы. [ 15 ] Это был удар по культуре и экономике Муиски. Запрет действовал до 1991 года. С тех пор «Фестиваль чичи, кукурузы, жизни и радости» отмечается каждый год в Баррио-ла-Персеверансия, районе Боготы, где производится большая часть чичи.
21 век
[ редактировать ]С 1989 года идет процесс реконструкции советов коренных народов выжившими представителями культуры Муиска. В настоящее время работают советы Муиски: Суба , Боса , Кота , Чиа и Сескиле . 20–22 сентября 2002 г. советы провели собрание в Босе, названное Первым всеобщим конгрессом народа муиска . На этом конгрессе они основали Cabildo Mayor del Pueblo Muisca , членскую организацию Национальной организации коренных народов Колумбии (ONIC). [ 16 ] Они предлагали языковое и культурное восстановление, защиту территорий, ныне оккупированных другими, а также предлагали городские и туристические планы. Они поддерживают общины Убате , Токансипа , Соача , Ракира и Тенджо в их усилиях по восстановлению своих организационных и человеческих прав.
Народ Муиска из Субы выступил против высыхания водно Тибабуес -болотных угодий и хотел вернуть водно-болотные угодья Хуан Амарилло . Они защищали такие природные заповедники, как Ла-Конехера , часть холмов Суба, которую Совет приюта считает общинной землей. Suati Журнал ( «Песня Солнца ») — издание стихов, литературы и эссе о культуре Муиска.
Община Босы добилась важных успехов в своем проекте натуральной медицины совместно с больницей Павла VI и окружным секретарем здравоохранения Боготы. Сообщество Кота возобновило выращивание квинуа и регулярно обменивает свою продукцию на рынке.
Ближе к концу 2006 года появился отчет о населении Муиска:
- Три совета Муиска: Кота , Чиа и Сескиле , с населением 2318 человек.
- в столичном округе зарегистрировано 5186 человек, принадлежащих к этнической группе муиска.
- в населенных пунктах Суба и Боса зарегистрировано 1573 человека.
- в отчете не указана численность людей этнической группы муиска на всей территории древней Конфедерации муиска или за ее пределами. В него не входят креолы Муиска, то есть лица смешанного происхождения Муиска.
Исследование Муиски
[ редактировать ]Исследования культуры Муиска обширны и имеют давнюю традицию. Первые источники исходят из Хроник Вест-Индии , работа которых продолжалась в течение трех столетий во время существования колониального Нового королевства Гранады .
После войн за независимость в 1810 году произошел всплеск интереса к изучению культуры Муиска. Коренные колумбийцы основали столицу своей республики в Боготе, бывшем вице-королевском городе, который был столицей конфедерации зипа и был известен как Баката . Исследования показывают, что это место было колыбелью развитого общества, процесс консолидации которого был прерван испанским завоеванием. [ 17 ]
Этот поиск идентичности привел к тому, что акцент был сделан на культуре Муиска и игнорировал другие коренные народы, которые считались дикими людьми. Исследователи ошибочно пришли к выводу, что культура Муиска населяла ранее пустующую землю и что все археологические находки можно отнести исключительно к Муиска. В 1849 году президент Томас Чиприано де Москера пригласил итальянского картографа Агустина Кодацци , который вместе с Мануэлем Ансисаром возглавил географическую комиссию и провел описательные исследования национальной территории и инвентаризацию археологических памятников. Результат экспедиции был опубликован в Боготе в 1889 году под названием Peregrinación Alfa . [ 18 ] Аргуэльо Гарсиа отметил, что целью этой экспедиции в контексте новой нации было подчеркнуть доиспанские общества, и в этом смысле они сосредоточились на культуре Муиска как на основной модели. Подобную тенденцию можно обнаружить и в работах Эсекьеля Урикоэчеа . [ 19 ] Возражение против этой точки зрения высказал Висенте Рестрепо: его работа «Лос чибчас» до испанского завоевания [ 20 ] показал их варварами.
Мигель Триана в своей работе «Цивилизация Чибча». [ 21 ] предположил, что символы наскального искусства были письменными. Венсеслао Кабрера Ортис был тем, кто пришел к выводу, что муиска были мигрантами в высокогорье; в 1969 году он опубликовал об этом [ 22 ] и сообщил о раскопках на археологическом объекте Эль-Абра . Эти публикации открыли новую эру в изучении доиспанских культур Колумбии. [ 17 ]
Недавние археологические работы также были сосредоточены на создании и составе золотых изделий Муиски, и эти данные стали доступны для более широких исследований. [ 23 ]
Назван в честь муиска и их культуры.
[ редактировать ]Некоторые ( ископаемые ) представители флоры и фауны , найденные в Колумбии в районе Муиски, были названы в честь этих людей. Два вулкана на Ио спутнике Юпитера были названы в честь религии и мифологии Муиска.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б (на испанском языке) Общая численность населения Муиски в Колумбии: 14 051 человек. [ постоянная мертвая ссылка ] – Министерство внутренних дел – по состоянию на 21 апреля 2016 г.
- ^ Министерство культуры (2010) «Муискас, дети Бачуэ». Богота
- ^ (на испанском языке) Muyscubun, язык Muisca - онлайн-словарь Muyscubun
- ^ Виснер Гарсия, 1987.
- ^ (на испанском языке) Культура Муиска - Historia Universal - по состоянию на 20 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б (на испанском языке) Место религии в общественной организации Muisca. Архивировано 25 января 2007 г. в Wayback Machine - Музей золота - Библиотека Луиса Анхеля Аранго.
- ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.43.
- ^ (на испанском языке) Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики - Proexport Colombia
- ^ П. Бан, Археология, с. 317
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Sopó. Архивировано 21 февраля 2016 г. на Wayback Machine - по состоянию на 5 мая 2016 г.
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Guatavita. Архивировано 30 января 2016 г. на Wayback Machine - по состоянию на 5 мая 2016 г.
- ^ Печать народа Муиска - Commons
- ^ Окампо Лопес, 2013, глава 13, стр.80.
- ↑ Указ от 14 августа 1940 г., Республика Колумбия.
- ^ Закон 34 1948 года, Республика Колумбия.
- ^ Аббревиатура на испанском языке: «Национальная организация коренных народов Колумбии»
- ^ Jump up to: а б Аргуэлло Дж., Педро Мария; История исследования наскальных рисунков в Колумбии
- ^ Ансисар, Мануэль; Альфа-паломничество ( Alfa Travels ), Богота, 1889: Хореографическая комиссия Агустина Кодацци.
- ^ Урикоэчеа, Эсекьель; Мемуары древних неогранадских культур , Берлин, 1854 г.
- ^ Рестрепо, Висенте; Народ чибча до испанского завоевания ( Народ чибча до испанского завоевания ), 1895 г.
- ^ Триана, Мигель; Цивилизация Чибча . , 1924 год
- ^ Ортис, Венсеслао Кабрера; Памятники наскального искусства Колумбии ( Памятники наскального искусства Колумбии ) в Первой тетради: Общие сведения, Некоторые изобразительные группы Кундинамарки , 1969 г.
- ^ Мартинон-Торрес, Маркос; Вильегас, Мария Урибе (15 марта 2012 г.). «Типология, технология, состав и контекст металлических изделий Муиски (Колумбия, 600–1800 гг. Н.э.): база данных» . Журнал открытых археологических данных . 1 (1): е4. дои : 10.5334/4f60dd6baa298 . ISSN 2049-1565 .
Библиография
[ редактировать ]- Фернандес-Алонсо, Хосе Луис; Гроенендейк, Йерун П. (2023). «Новый вид травы Zephyranthes. SL (Amaryllidaceae, Hippeastreae) с примечаниями о роде в Колумбии» (PDF) . Преподобный. акад. Колумбус. Сиэ . 28 (107): 177–186. doi : 10.18257/raccefyn.28(107).2004.1987 . ISSN 0370-3908 .
- Оливарес, Таня С.; Буркхардт, Дэниел (1997). «Прыгающие тли Нового Света рода Calinda (Hemiptera:Psylloidea:Triosidae)» . Швейцарский обзор зоологии . 104 . Женева, Швейцария: Швейцарское общество зоологии: 231–344. дои : 10.5962/bhl.part.79999 . ISSN 0035-418X .
- Искьердо Пенья, Мануэль Артуро (2009). «Календарь Муиска: приближение к системе хронометража древних коренных жителей северо-восточных Анд Колумбии». стр. 1–170. arXiv : 0812.0574 [ physical.hist-ph ]. Университет Монреаля.
- Перес, Сандра; Вольф, Марта; Де Карвальо, Клаудио Ж.Б. (19 ноября 2012 г.). «Новый вид Brachygasterina Macquart из Колумбии и описание самцов B. stuebeli Röder и B. muisca Soares & Carvalho (Diptera: Muscidae) – Аннотация» (PDF) . Зоотакса . 3554 : 45–57. дои : 10.11646/zootaxa.3554.1.3 . ISSN 1175-5334 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бан, Пол (1991). Археология, теории, методы и практика . Том. 2-е издание. Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27867-3 .
- Боннетт Велес, Диана (1999). «Дело о плато Кундибоясенсе: 1750–1800». Наступление на общинные земли коренных народов» [Дело о нагорье Кундибоясенсе: 1750–1800. Вызов общинным индейским землям]. Universitas Humanistica (на испанском языке). 48 .
- Бродбент, Сильвия (1964). Чибча: общественно-политическая организация [ Народ чибча: Социально-политическая организация ]. Латиноамериканская серия (на испанском языке). Том 5. Богота: Факультет социологии Национального университета Колумбии.
- Фриде, Хуан 1961: Чибча под властью Испании (трен. Народ чибча под властью испанцев ). Богота: Ла Каррета
- Гарсия, Антонио; Хименес, Эдит; Очоа, Бланка (1946). «Resguardo Indigena de Tocancipá» [Индейский приют Токансипа]. Вестник археологии . 6 (1).
- Гонсалес де Перес, Мария Стелла 1987: Diccionario y Gramática Chibcha ( Словарь и грамматика чибчан ). Анонимная рукопись из Национальной библиотеки Колумбии . Богота: Институт Каро и Куэрво
- Энциклопедия Колумбии в пределах досягаемости Espasa Siglo ( Колумбийская энциклопедия в пределах досягаемости – Espasa Century ). Том 1 Богота, Колумбия, 2003 г.
- Эрнандес Родригес Гильермо 1949: От народа чибча к колонии и к республике (трен. De los Chibchas a la Colonia y la Republica ). Богота: Paraninfo Editions, 1991.
- История Колумбии (трен. History of Colombia ). Том 1 Zamora Editores, Богота, Колумбия, 2003 г.
- Большая тематическая энциклопедия Колумбии. Тома 1 и 11. Круг читателей, Богота, Колумбия, 1994 г.
- Фонд Колумбийской миссии: история Боготы, завоевания и колонии. Редакция тома 1 Сальват-Вильегас, Богота, Колумбия, 1989 г.
- Лангебек, Карл Хенрик (1987). Рынки, поселения и этническая интеграция муиска (на испанском языке). Богота: Banco de la Republica. ISBN 978-958-9028-40-7 .
- Лондоньо, Эдуардо 1998: Муискас: исторический обзор, основанный на первых описаниях . Богота: Музей золота
- Льяно Рестрепо, Мария Клара и Марсела Кампусано 1994: Ла Чича, ферментированный напиток на протяжении всей истории . Богота: Колумбийский институт антропологии.
- Льерас Перес, Роберто (1990). Различные волны заселения в поздней предыстории Восточных Анд . Симпозиум «Чибчи в Америке» II Всемирного конгресса археологов . Баркесимето, Венесуэла.
- Посада, Франциско (1965). Путь чибчи к классовому обществу (на испанском языке). Техасский университет . стр. 1–42.
- Розо Гуаута, Хосе (1978). Муискас: социальная организация и политический режим (на испанском языке). Техасский университет . стр. 1–216.
- Суэскун Монрой, Армандо (1987). Экономика чибчи (на испанском языке). Богота: Университет Вирджинии . стр. 1–113. ISBN 978-958-601-137-2 .
- Товар Пинсон, Hermes 1980: La formaciónsocial chibcha . Богота. ЦИЭК
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Искусство доколумбового золота: Коллекция Яна Митчелла - каталог выставки Метрополитен-музея - доступен онлайн в формате PDF.
- Наследие коренных народов Муиска – История наследия коренных народов Муиска Справочник по сотрудничеству в целях развития
- Муиска: «Индейцы чибчан» - страница онлайн-книг
- Книги о Муиске [ постоянная мертвая ссылка ] – Иберо-Американский институт – Берлин
- (на английском и испанском языках) Красивое анимационное видео о муисках и их религиозном происхождении.
- (на испанском языке) Анимационный видеоролик об испанском завоевании Муиски - Тискесуса, Кемуэнчаточа и Акиминсаке.
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .