Афро-фьюжн
Афро-фьюжн | |
---|---|
Другие имена |
|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1970–1980-е годы, Южная Африка. |
Типовые инструменты |
|
Другие темы | |
Афрофьюжн (также пишется афрофьюжн или афро-фьюжн ) [1] [2] — танцевально - музыкальный стиль , возникший между 1970-ми и 2000-ми годами. [а] Так же, как танцевальный стиль, музыкальный стиль вызывает слияние различных региональных и межконтинентальных музыкальных культур, таких как джаз , хип-хоп , квайто , регги , соул , поп, квела , блюз , фолк , рок и афробит . [б]
Часть серии о |
Культура Южной Африки |
---|
![]() |
Люди |
Кухня |
Религия |
Искусство |
Спорт |
Термин и широкое использование
[ редактировать ]Винсент Мансо и Сильвия Глассер пионеры «Афрофьюжн», словаря и техники современного африканского движения, возникшего в ответ на политические изменения, последовавшие за приближением и окончанием режима партеида — , системы расовой сегрегации , которая имела место. в Южной Африке с 1948 по 1991 год. [11]
После того, как музыкальный стиль был популяризирован во всем мире благодаря альбому и Waka Waka Шакиры Freshlyground («На этот раз для Африки») , в котором были продемонстрированы афрофьюжн и сока , термин «афро-фьюжн» все чаще использовался в качестве гиперонима для обозначения как исторических, так и современных событий. примеры африканской музыки, смешанной с другими жанрами, например, западной музыкой . [12] [13] [14] [15] [16] Некоторые примеры включают в себя: в 2015 году Джон Коллинз описал этот музыкальный стиль как «музыку афро-фьюжн самой Африки» в своей биографии и музыкальной критики книге Fela: Kalakuta Notes. [17] американского рэпера GoldLink 2019 года Альбом Diaspora объединил музыку Африки , Карибского бассейна и Северной Америки , включая песню под названием « Zulu Screams ». [18] " Zulu Screams " продемонстрировала Биби Бурелли , немецкую певицу и автора песен гаитянского и марокканского происхождения, поющую на лингале вместе с британско-нигерийским музыкальным исполнителем Маликом Берри назвал "афро-фьюжнистом" , которого Pitchfork . [19]
Танцевальный стиль
[ редактировать ]
Афрофьюжн как танцевальный стиль был впервые предложен южноафриканской танцовщицей и хореографом Сильвией Глассер ( Магого) между
1970-е и 2000-е годы. [3] [4] [5] Глассер основала Группу современного танца Сильвии Глассер в 1971 году. [20] В 1978 году Глассер вместе с Марией Кинт стал соучредителем еще одной труппы современного танца Moving in Dance, также известной как « Moving in Dance Mophatong wa Thabo (MiD)» . [4] [21]
Основав, пожалуй, самую важную труппу современного танца в Южной Африке в 1978 году в гараже своего дома в Парке Победы – задолго до того, как стало модно или даже законно размещать черно-белых танцоров на одной сцене – Глассер однозначно изменила природу танца на Юге. Африка.
- Робин Сассен, «Сильвия Глассер танцует под свой барабан», Mail & Guardian , 10 декабря 2015 г.
В число протеже Сильвии Глассер входят всемирно известные имена современного танца, в том числе Грегори Макома и Винсент Мансо . [4] [22] Манцо был одним из участников первых групп , исполнявших историческое танцевальное произведение Глассера «Сан-транс» «Трансформации » . [5] В 1970-х годах афро-фьюжн приобрел широкую популярность в африканских странах, таких как Замбия и Намибия. Соматические техники, такие как релиз и техника Александера, были разработаны и смешаны с африканскими танцевальными стилями, такими как квасса квасса и пансула, в результате чего получился гибридный танцевальный стиль. [23]
Глассер стал пионером того, что стало называться афрофьюжн, объединив африканский танец и западный танец. Она следовала этому видению с самого начала существования труппы в 1978 году. Благодаря ее работе, а также работе молодых хореографов и танцоров труппы, идиома Afrofusion теперь пронизывает южноафриканский танец.
- Штатный репортер, «В состоянии танца», Mail & Guardian, 16 октября 1998 г.
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Как жанр и музыкальная композиционная форма , афро-фьюжн включает в себя традиционную африканскую музыку, альтернативную музыку, а также афропоп , смешивая различные жанры в экспериментальном кроссоверном стиле. [24] [25] [26] [18] [27] [28] [29] [30] Песни Afrofusion часто включают вокал на различных африканских языках, а также на других языках, таких как испанский, английский и французский. [6] [18] Например, английский, isiXhosa , Duala и испанский в многоязычной песне « Waka Waka ». [31] [13]

Корни этого музыкального стиля, а также музыкальные сцены можно проследить еще в начале 21 века. [32] [33] [34] [7] Ранним примером была Stimela , южноафриканская группа, созданная в 1970-х годах Рэем Фири . [35] Фири участвовал в записи альбома Пола Саймона Graceland побившего мир, , в качестве гитариста. [36] Рэй Фири был известен тем, что сочетал мбакангу и джаз . [37] Мбаканга возникла в Южной Африке в начале 1960-х годов. Сам жанр представляет собой сплав традиционной зулусской музыки, джаза, европейской и американской популярной музыки . [38] [39] Значительная часть южноафриканской музыки 1950-х годов возникла на пересечении американского джаза, афроамериканских хоровых традиций и местной африканской народной музыки. [40] «Братья Манхэттен» были широко известным южноафриканским певческим ансамблем, в который входила Мириам Макеба, существовавшая в период с 1940-х по 1950-е годы. Музыкальный стиль музыкального ансамбля вобрал в себя влияние американского рэгтайма , джайва, свинга , ду-вопа и различных других джазовых жанров, а также африканских хоровых традиций и зулусских гармоний. [41] Мараби произошел от маквая , который объединил европейскую гимнологию со спиричуэлами , а также близкую и открытую гармонию в период с 1890-х по 1920-е годы. Он включал в себя множество элементов, таких как джаз, рэгтайм , бас-музыка педи и тсвана , а также клавишные адаптации народных мелодий коса. . [42] [43] [44]
... Хью Масекела на трубе; Йонас Гвангва на тромбоне; Киппи Моэкетси на саксофоне, а также вокальное мастерство Долли Ратебе и Мириам Макеба открыли эру нового звука афро-фьюжн...
- Макс Мохапело, «Глава четырнадцатая - Радость или джаз», Beyond Memory, записывающая историю, моменты и воспоминания южноафриканской музыки, 2008 г.
Карьера Хью Масекела характеризовалась его экспериментами с джазом и разнообразной этнической африканской музыкой в рамках поп-музыки. [45] Мириам Макеба, известная своими треками, возглавляющими чарты, такими как « Pata Pata » и « The Click Song », отличилась инновационным сочетанием джаза, традиционной африканской музыки, традиционной южноафриканской музыки и западной популярной музыки, включающей ее родной язык коса. [46] [47]
История
[ редактировать ]1970–1980-е годы
[ редактировать ]Во время пика апартеида в 1970-х и 1980-х годах многие южноафриканские художники уехали в изгнание, что усложнило документирование их карьеры в тот период. [48] [49]
Прежде всего, музыкантов протеста объединила ясная и простая миссия — положить конец апартеиду. Они признали существование влиятельных голосов во времени, каждый из которых инициировал плодотворную волну протеста с подходящим альтернативным жанром или стилем. Начиная с лагеря лишенных избирательных прав (будь то «изгнанники», такие как Мириам Макеба и Хью Масекела, или «инзилы», такие как Долли Ратебе и группы Sakhile и Bayete), к этим голосам несогласных присоединились трубадуры и народные музыканты из более прогрессивной элиты, такие как как дуэт Линдберга , Джереми Тейлор , а позже и подвергшийся жесткой цензуре Роджер Люси .
- Джонатан К. Фридман , «История социальных протестов в популярной музыке», 2013 г.
Афрофьюжн Сливии Глассер возник в результате сочетания африканской музыки и ритуалов, а также включения форм современного западного танца в ее хореографию. Глассер основал компанию Moving in Dance Mopha-tong в период усиления расового притеснения и сегрегации. Как антрополог , она была заинтересована в создании современного танца, основанного на африканском контексте. Ее видение афрофьюжн, которое дополнительно включало модифицированную технику Грэма , на многие годы стало краеугольным методом обучения южноафриканских танцоров. Когда Винсент Мансо взял на себя художественное руководство MIDM, его исследование форм и мистицизма восточного танца повлияло на сдвиг в технике и обучении. Компания претерпела дальнейшую трансформацию, когда ее возглавил Грегори Макома, представивший свое видение постмодернистского африканского танца и направивший компанию в новом направлении. [50] [51] [52]
Стимела возникла из соул-группы The Cannibals, основанной Рэем Фири в 1970-х годах. Фири, наиболее известный своим вкладом в альбомы Пола Саймона Graceland и The Rhythm of the Saints . Выпустив серию успешных синглов в Южной Африке, группа добилась заметного успеха. В начале 1980-х Фири сотрудничал с бывшими участниками The Cannibals, чтобы создать Stimela, ансамбль афро-фьюжн (что означает «паровой поезд»). Стимела сочетает в себе R&B и джаз с ритмическими элементами южноафриканских жанров, таких как мбаканга. Фири возглавил группу, исполняя роли гитариста, автора песен и часто ведущего вокалиста. Фири пел на английском и других южноафриканских языках. Кроме того, группа записала песни на малавийском языке Чичева в период, когда режим апартеида, звукозаписывающая индустрия и Южноафриканская радиовещательная корпорация выступали за политику «ретрайбализации», которая продвигал идею о том, что черная музыка должна исполняться исключительно на одном африканском языке. Джой Уайт была первой вокалисткой Stimela. В 1980-х и начале 1990-х годов музыка Стимела время от времени выходила за границы выражения, допустимые при апартеиде. Некоторые песни столкнулись с запретом на трансляцию на государственной радиостанции SABC, в частности: « Шепот в глубине », призывающий к бесстрашному выражению: «Говорите, что думаете. Не бойтесь». Кроме того, дуэт 1984 года с белой певицей Кэти Пеннингтон « Where Did We Go Wrong » столкнулся с отказом радиостанций транслироваться. Несмотря на ограничения на радио, альбом группы 1986 года с этой песней под названием « Look, Listen and Decide » добился значительного коммерческого успеха, став бестселлером, альбомы Стимела получили золотой и платиновый статус. [53] [54] Дебют Стимела произошел в очень подходящий момент, чтобы заполнить пробел, оставленный афрофьюжн-группой Сахиле (в состав которой входят Сифо Гумеде, Хайя Махлангу и Дон Лака ) в творческий отпуск. [7] [55] Sankomota (ранее называвшаяся «Uhuru») — афрофьюжн-группа, образованная в 1970-х годах в Лесото . Они выступали в качестве постоянной группы в отеле Victoria в Масеру, развлекая таких известных деятелей, как Мириам Макеба и Хью Масекела, которые находились в изгнании из Южной Африки из-за своих политических взглядов . Их прорыв произошел в 1983 году, когда южноафриканский продюсер Ллойд Росс из Shifty Records записал их дебютный альбом Sankomota хитовая композиция Фрэнка Липы « It's Raining и вышла ». Последующие альбомы были выпущены на таких лейблах, как Gallo Record Company , и группа переехала в Южную Африку. Цепо Тшола совершил поездку по Южной Африке вместе с Хью Масекелой, а затем отправился в Лондон, где в 1985 году к нему присоединились остальные участники Санкомоты. [56] [57] [58] Басист Бакити Хумало и его двоюродный брат, барабанщик Вуси Хумало, задавали ритмы для кантри и западных групп. Затем Хумалос сформировали группу Theta (что означает «разговор»). [59] Другая южноафриканская фьюжн-группа, Tananas , в состав которой вошли Ян Херман, Стив Ньюман и Гито Балой, была основана в 1987 году. Балой пел на португальском языке и языке тсонга . [ нужна ссылка ] Их музыка сочетала в себе элементы джаза, кантри, конголезской румбы , рока, тауншип-джаза, рэгтайма, тауншип-джайва , мозамбикской сальсы и испанской музыки . [7] [60] [61] Тананас записался с Галло и Sony . Peace выпустили свой дебютный альбом и выступили вместе с Dollar Brand ( Абдулла Ибрагим ) и Хью Масекела. [62] Коллектив Night Cruiser выступал в Закеса Мда спектаклях в Космическом театре . [63]
1990-е годы
[ редактировать ]

В 1991 году Zap Mama выпустили свой дебютный альбом Adventures in Afropea 1. группы В состав полифонической входили основательница и лидер Мари Даулн , а также Сабина Кабонго, Сильви Навасадио, Сесилия Канкода и Селин Тоофт. На них повлияло разнообразное европейское и африканское наследие , а также космополитическая атмосфера Брюсселя , их родного города. Они создали репертуар а капелла , сочетая элементы конголезской поп-музыки и арабских мелодий, а также различные другие влияния. [64] Во время пребывания Даулн в Америке она сочетала соул, джаз, хип-хоп, регги и латиноамериканскую музыку среди других жанров. Даулн сотрудничал с рядом артистов, таких как южноафриканский мужской а капелла ансамбль Ladysmith Black Mambazo , американский актер и рэпер Common и Майкл Франти . [65]
По мере приближения освобождения Нельсона Манделы из тюрьмы и конца правления белых, в котором доминировали меньшинства, Цепо Тшола вернулся в Южную Африку из Лондона и объединился с Хью Масекелой для своего возвращения на родину в турне Секуньяло по Южной Африке в 1991 году. [56]
В 1993 году Цепо Тшола выпустил свой дебютный сольный альбом The Village Pope - прозвище, которое хорошо нашло отклик у фанатов и с тех пор остается ассоциированным с певцом. [57]
Грейс Мпори Сенне вместе со своей дочерью Сандрой Фето основала женскую группу под названием African Maroon. Сенн был актером, писателем, режиссером, танцором, исследователем, перкуссионистом и опытным инструктором, специализирующимся на южноафриканских танцевальных стилях, а именно на танце в резиновых сапогах . African Maroon представили разнообразный репертуар в стиле афро-фьюжн, включающий джаз, мбакангу и блюз. Проживая в Соуэто в 1960-х годах, Сенн был активным членом Африканского национального конгресса . Среди учеников Грейс Сенн на Общественных курсах подготовки учителей танцев (CDTTC) были Винсент Мансо и Грегори Макома. Сильвия Глассер описала Сенне как «живую сокровищницу знаний о традиционном африканском танце». [66] [67]
В 1994 году Тананас выпустил Orchestra Mundo , который принес им награду за лучшее джазовое выступление на первой церемонии вручения наград South African Music Awards . [7]
В 1997 году Макома получил стипендию для участия в хореографическом семинаре DanceWeb в Вене, и этот опыт расширил его кругозор. Хореограф Эмио Греко призывал его «стараться больше, добиваться большего» и познакомил его с импровизацией . [22]

В 1999 году Грег Макома основал Театр танца Вуяни. Театр танца Вуяни получил свое название от имени коса Макомы, «Вуяни», что на английском языке переводится как «радость». [52] [22]
Некоторые приезжают только с чемоданом. Затем через три месяца они летят во Францию, чтобы выступить. Мы можем сделать шесть постановок в месяц. Они должны поддерживать темп. Мы не выбираем танцоров. Танцоры выбирают сами.
- Грег Макома, «Танец: Танцы с мертвыми», TimesLIVE, 2014 г.
2000–2010-е годы
[ редактировать ]
Группа Freshground была сформирована в 2002 году, ее участники ссылались на различное этническое и многонациональное происхождение, что сыграло роль в популяризации музыкального стиля афро-фьюжн, поскольку каждый участник группы привносил в культуру, а также традиционно местные, отличительные музыкальные элементы для группы. музыкальные композиционные формы и выступления группы. Группа объединила традиционную южноафриканскую музыку, а также жанры афропопа, такие как квела, с джазом, инди-роком и блюзом. [68] [26] [69] Скрипачка и бэк-вокалистка Кайла-Роуз Смит ранее была частью танцевальной труппы Макомы, The Vuyani Dance Theatre, и была связана с ней. Смит выступал в Национальном центре танца в Париже, а также был соавтором музыки и был главным скрипачом выступлений. В возрасте 15 лет Саймон Эттвелл играл на флейте в Национальном оркестре Зимбабве. К 17 годам Эттвелл получил стипендию в музыкальной школе Четемса в Манчестере. Арон Турест-Шварц учился игре на фортепиано у Мертона Барроу в Jazz Workshop в Кейптауне, будучи подростком. В 1998 году он начал играть на барабанах и перкуссии в Дублине. [70] Песни группы многоязычны и исполняются на таких языках, как коса, английский, французский и зулу. [69] [71] [72] [73]
В 2003 году Восточной Африки ежегодная церемония вручения наград талантам Kisima Music Awards, основанная в 1994 году, была возрождена, включая категорию афро-фьюжн. [ нужна ссылка ] Французский альянс Найроби считается наиболее заметным в плане укрепления афро-фьюжн в Кении. [74]
Руководство Альянса рассматривало поддержку афро-фьюжн как часть миссии своего учреждения по продвижению «художественного и культурного разнообразия».
- Джорджина Борн , «Развитие афро-фьюжн», Музыка и цифровые медиа. Планетарная антропология.
В 2004 году афро-соул -певица Замаджобе выпустила свой дебютный альбом Ndawo Yami , который представлял собой сплав джаза, традиционной африканской музыки, поп-музыки и фолка . Замаджобе получил награду «Лучший новичок» на церемонии вручения наград South African Music Awards 2005 года, а также был номинирован на первую категорию «Лучший африканский исполнитель» на церемонии вручения наград MTV Europe Music Awards 2005 года . [75] [76]
В 2005 году Винсент Мансо основал свою танцевальную труппу Association Noa во Франции. [5]
В 2006 году Freshlyground были награждены музыкальной премией MTV Europe Music Award за лучший африканский исполнитель . Считается, что это признание связано с успехом таких синглов, как « Doo Be Doo » и « I’d Like » с их второго альбома Nomvula , который достиг двойного успеха. -платиновые продажи. Шоу транслировалось в прямом эфире в 179 странах, потенциально его посмотрели 1,4 миллиарда зрителей. это был первый случай, когда он был одновременно передан на мобильные телефоны третьего поколения в девяти европейских странах, доступные примерно 20 миллионам абонентов. Как сообщает MTV Networks International , [9]

В 2008 году писатель ботсванской газеты Mmegi Тширелесо Мотлогельва написал аналитическую статью о сходстве между фьюжн-группой Freshlyground и группами, которые были до них, а именно предшественниками Mango Groove . Mango Groove — южноафриканский ансамбль популярной музыки , состоящий из 11 участников, включая британского происхождения южноафриканку Клэр Джонстон , образованный в 1984 году. Группа сочетает в себе поп-музыку с городскими музыкальными жанрами, такими как мараби . В 2002 году Freshground приняли в группу своего бывшего барабанщика Питера Коэна. [77]
В 2009 году Zap Mama выпустили альбом ReCreations. Их сотрудники представляли собой самые разные люди, начиная от французского актера Венсана Касселя , нео-соул- певца Билала и рок-блюзового певца-гитариста Дж. Лава. [65]

В 2010 году Freshlyground вместе с «Королевой латиноамериканской музыки» колумбийская певица Шакира выпустила многоязычный афро-фьюжн и чемпионата мира по футболу FIFA 2010 фирменную мелодию « Waka Waka (На этот раз для Африки) ». [13] Песня в стиле фьюжн считается одним из самых продаваемых синглов всех времен и получила статус номер 1 в 15 странах. [78] Музыкальное видео собрало более 3 миллиардов просмотров на YouTube, став одним из самых просматриваемых видео на платформе. [14]
Симфиве Дана выпустила свой альбом Kulture Noir , в который вошли элементы афро-дзюджу-джазовой гитары Кунле Айо, губная гармошка в исполнении Адама Глассера, фанк- афро-фьюжн-реинтерпретация музыки Мириам Макеба Гордона Уильямса, завывания , масканди-джаз и акапелла. [79]
В 2011 году альбом Стимела A Lifetime , выпущенный в 2010 году, получил награду как лучший современный альбом для взрослых на церемонии вручения наград South African Music Awards. [53]
Темба Мхизе (бывший участник афрофьюжн-групп Bayete и Sakhile) был музыкальным руководителем спектакля Kwela Bafana . Действие постановки происходит в 1950-е годы и освещает «эпоху Софиатауна». [80] [81]
Между 2010-ми и 2020-ми годами музыкальный стиль получил дальнейшее развитие и стал включать в себя одновременно местные и региональные сцены, поскольку все больше музыкантов начали экспериментировать с афрофьюжн. [82] [83] [84]
В 2012 году японский музыкант Сакаки Манго объединил японский вокал и мбиру , известную как деза в Южной Африке, лимба в Танзании , тимбили в Камеруне и подобное имбе в Конго . [85]
Танцовщица афрофьюжн Луйанда Сидия поставила хореографию «Умникело» , представленную в двойном фильме «Майхем» , и в том же году она выиграла премию Silver Standard Bank Ovation Award на Национальном фестивале искусств в Грэхэмстауне . Умникело коса вобрал в себя традиционный лиризм . Сидия проводила семинары по танцам афро-фьюжн за границей и провела три года в Соединенном Королевстве, сначала в качестве танцора в танцевальной и музыкальной компании ACE, а затем взяла на себя роль директора репетиций. [86]
В 2013 году нигерийский афрофьюжн- и соул-певец Вилли (Олисе Джон Одили) и его группа Xtreme Volumes смешали афробит , соул и светскую жизнь с другими жанрами. [87]
В 2014 году Луянда Сидия представил свою пьесу в стиле афро-фьюжн «Умникело» на премьере в Театре танца Вуяни в США во время фестиваля Fall for Dance в Нью-Йорке. Спектакль получил положительное признание, в том числе положительную оценку в газете New York Times . [86] [88]
Сильвия Глассер и Мария Кинт получили признание от бывшего посла Нидерландов в Южной Африке Андре Хаспелса Его Величества короля Нидерландов Виллема-Александра . Глассер и Кинт были удостоены рыцарских титулов за свои индивидуальные усилия по развитию отношений между Южной Африкой и Нидерландами на протяжении периода, начиная с апартеида. Сильвия Глассер и Мария Кинт были награждены Орденом Оранже-Нассау за вклад в демократию, культурное сотрудничество между ЮАР и Нидерландами, образование и искусство . [21]
Пионер дома Bacardi DJ Spoko , музыкальный исполнитель и афрофутурист Спок Матамбо , гитарист Андре Гельденхейс, барабанщик Майкл Бьюкенен и Бхекисензо Селе сформировали ансамбль Fantasma. Объединив широкий спектр влияний, Fantasma объединила квайто, традиционную музыку , масканди, шангаанское электро , хип-хоп, панк-рок , электронику , психоделический рок , южный соул и различные другие жанры. [89] [90]
Batuk выпустили свой дебютный EP Musica da Terra (что на португальском означает «музыка земли»). как «южноафриканский коллектив с постмодернистским подходом к распространению панафриканизма » Коллектив был описан Radio France Internationale . В трио входят Аэро Маньело, Мантейга и Спук Матамбо. Их песни затрагивают широкий спектр тем, охватывающих африканскую гордость, войну, феминизм, охрану окружающей среды и природу. Музыка группы объединяет африканскую культуру и африканские языки , а также сочетание зука , кудуро , афро-хауса , дип-хауса и племенного дома. , соул, техно и традиционная африканская музыка. EP включал в себя сотрудничество с Нанди Ндлову, Grupo Zore и Grupo Makarita из Мозамбика , конголезским музыкантом Лебоном вместе с Джованни Кийинги, Аннет Нандуджа и Нилотикой из Уганды . [91] [92] [93]
В 2017 году Мокумба дебютировали на сцене Mountain Stage , которая была записана вживую в Театре Культурного центра в Чарльстоне, Западная Вирджиния. Группа Mokoomba была основана в 2002 году. В состав Mokoomba входят Матиас Музаза (вокал), Трастворт Саменде (ведущая гитара), Абандэнс Мутори (бас), Дональд Мойо (клавишные), Мити Муганде (перкуссия) и Ндаба Костер Мойо (ударные). Мокумба поет на тонганском и лувале, а также на других языках. и сочетает в себе ритмы Тонга , сока, сукус , фанк, ска , поп и другие жанры. [94] [95]
В 2018 году Раймон Миллагре Ланга, один из основателей афро-фьюжн-группы Ditswi из Булавайо , основал новую группу Ethnic Feeling. Группа была создана с целью пропаганды культурного разнообразия и признания, в частности, путем объединения традиционных и современные инструменты и языковое разнообразие. Ланга заявил: «Ethnic Feeling — это скорее другое чувство, где я экспериментировал с акустическим ощущением и сочетанием традиционных инструментов, таких как mbira. Это сольный проект, который я просто оркестровал в сторонке с новой и динамичной командой. Моей целью было поэкспериментировать со звуком mbira в песне ндебеле , и это сработало». [83]
В 2019 году Фонд Pearl Rhythm Foundation провел 7-й фестиваль Pearl Rhythm , который проходил в Национальном театре Уганды в Кампале , «чтобы представить и укрепить традиционную музыку и музыку фьюжн в Уганде». [96]
Певица Сифокази сотрудничала и выступала вместе с автором песен, певицей и гуманистом Ивонн Чака Чака . [84]
После 17 лет мирового турне Золани Махола , солистка группы Freshlyground, объявила о своем решении начать сольную карьеру под именем «The One Who Sings». В эксклюзивном интервью певица рассказала о своем переходе в новое направление, где она планирует уделять больше времени публичным и мотивационным выступлениям , одновременно исследуя другой музыкальный путь с собственными композициями. Махола выразила намерение продолжать демонстрировать свою способность преодолевать социальные, расовые и языковые различия через свою музыку, когда она начала сольную карьеру. [97]
2020-е годы
[ редактировать ]

В 2020 году песня рэпера и певицы Джиденны « Feng Shui », которая была показана в HBO комедийно-драматическом сериале «Insecure» , была описана как смесь 808-х и афрофьюжн, включающая ускоренный и яркий гитарный сэмпл . Песня вошла в альбом певицы «85 to Africa» . На альбоме выступили в качестве гостей Сеун Кути , GoldLink, Mr Eazi , эфиопско -американский рэпер Mereba и американский музыкальный ансамбль St. Beauty . [98] Джиденна путешествовал между двумя африканскими странами, а именно Южной Африкой и Нигерией, которыми был вдохновлен альбом. [8]
Золани Махола выступал вместе с южноафриканским электронным дуэтом Goldfish и Крейгом Лукасом, выигравшим второй сезон The Voice South Africa . Они выступили на гала-концерте по сбору средств Safe Space от Project Playground . Шведская телеведущая Рене Нюберг вела гала-концерт, который транслировался в прямом эфире во многих странах. [99]
из Кабо-Верде Певец Нельсон Фрейтас и продюсер из Центральной Африки Бодди Сатва вместе выпустили песню « Goofy Фрейтаса » из кизомбы и афро-фьюжн-альбома Semper Verão . Кизомба, зародившаяся в Анголе , — танцевальный и музыкальный жанр, возникший в 1984 году. [100] [101]
Симфиве Дана выпустила афрофьюжн-альбом Bamako , сопродюсером которого выступил малийский автор песен и певец, потомок династии Кейта и участник Салиф Кейта . Двухаккордовый Kulture аккомпанемент был обогащен перекрестными ритмами, напоминающими альбом Даны 2010 года Noir . [102] [103]
В 2021 году Mixmag назвал Magixx «следующей большой звездой афро-фьюжн Нигерии». Magixx выпустил свой дебютный одноименный мини-альбом , Magixx в котором сочетались различные жанры афропопа, дэнсхолла и трэпа . [104]
Хореограф и танцор Грегори Макома выступал в Театре Бакстера в Кейптауне вместе с бывшим участником группы Freshlyground Золани Махолой. [105]
Alliance Française организовал групповую дискуссию на тему «Музыкальный бизнес и как сделать музыку в стиле афро-фьюжн актуальной и востребованной в Танзании и Восточной Африке». [106]
В 2022 году Винсент Мансо был удостоен звания традиционного артиста 24-го фестиваля Jomba! опыт современного танца в Дурбане . Танцевальный фестиваль, организованный Центром творческих искусств Университета Квазулу-Натал, вернулся к живым программам после двухлетнего перерыва. В том году Джомба! проходил в Театре Элизабет Снеддон с 30 августа по 11 сентября 2022 года. [5]
В 2023 году ямайская регги-группа, получившая премию «Грэмми», сформировалась в 1994 году. Morgan Heritage группы Альбом The Homeland «позиционировался как прекрасное сочетание африканского и ямайского звучания». Morgan Heritage часто ездил в Гану и гастролировал по различным частям Африки. В альбом вошли сенегальский политик и мбалакса музыкант Юссу Н'Дур , ганский исполнитель регги-дэнсхолла Шатта Уэйл , Beenie Man , Shaggy , Popcaan и Made Kuti . [10]
Broken Chord , южноафриканская постановка композитора Тутуки Сибиси, квартета певцов; Нокутула Магубане, Авуя Нгкавени, Чегофацо Кхунване, Луво Расемени под руководством Грегори Макомы сделали свою премьеру в США в Бруклинской музыкальной академии . В постановке основное внимание уделялось Африканскому хору коренных народов, группе южноафриканских певцов, которые гастролировали по Англии и Северной Америке, включая аудиенция у королевы Виктории в 19 веке. Во время тура хор столкнулся с расизмом и колониальным мышлением. [107] [108]
Сильвия Глассер и художественный руководитель MID Саннибой Мандла Мотау представили премьеру работы, посвященной африканским женщинам и их происхождению. Танцевальное представление с двойным счетом под названием « Умтомбо / Баобаб » было показано в Дурбанском театре Playhouse Company 18 и 19 августа 2023 года в рамках Фестиваля женского искусства ЮАР 2023. Мотау заявила, что представление направлено на то, чтобы подчеркнуть богатое культурное наследие Африки. важность принятия своих корней и углубился в путь личностного роста и социального развития. Мотау также выразил желание изучить историю Африки и повествования, предшествовавшие колонизации, и учения африканского народа о гуманности. Спектакль, поставленный Глассером, черпал вдохновение из особенностей дерева баобаба , отражающих различные темы, такие как его нетрадиционная красота и устойчивость. [109]
Второй EP угандийского автора песен и певца Джошуа Бараки, Watershed , в котором сочетаются соул, афрофьюжн и R'n'B, дебютировал под номером 1 на угандийском Apple Music . [110]

В честь своего 50-летия Грег Макома вновь посетил свою постановку «Выход/Существовать» в Театре Пэм Голдинг в Бакстере для трех эксклюзивных представлений, которые проходили с четверга, 5 октября 2023 года, по субботу, 7 октября 2023 года. большое значение в карьере Макомы на протяжении многих лет, а также ознаменовало его предпоследнее выступление в Южной Африке, поскольку Макома ушел из танцев позже в том же году. Фильм «Выход/Существование » режиссера Джеймса Нгкобо углубился в память о далеком предке Макомы, вожде Джонгумсобомву Макома , одном из самых знаменитых коса лидеров . Родившийся в 1798 году, он был заключен в тюрьму за приказ британским колонизаторам вернуть земли коса и в конечном итоге скончался в тюрьме острова Роббен в 1873 году. Грегори Макома исследовал наследственные отголоски, которые связали его с этой историей. Он начал с изображения городской изысканности в шелковом костюме, затем прошел процесс инициации и соблюдения ритуалов, надевая из воловьей кожи тунику , соединяясь с памятью о своем сельском предке. Прежде чем выполнить работу Макоме, ему необходимо было получить разрешение непосредственно от начальника. Он стоял перед могилой вождя Макомы на ветреном холме в Восточный Кейп , под дождливым небом. Грегори Макома сказал: «В тот день, когда его останки были перевезены с острова Роббен, шел дождь». Магкома далее отметил, что «возвращение Exit/Exist южноафриканской аудитории не только соответствует тому необычайному путешествию, которое я совершил до сих пор, но и отмечает 150 лет со дня кончины моего предка, вождя Макомы». Четыре вокалиста, Тобела Мпела, Сизве Нлапо, Любабало Велебайи и Сифо Мхланга, в сопровождении мирового фьюжн итальянского гитариста Джулиано Модарелли , присоединились к Макоме вживую на сцене, чтобы представить партитуру, написанную Симфиве Даной при поддержке музыкального руководства Happy Motha. [52] [105] [111]
Певица Бухлебендало Мда выступила на фестивале Standard Bank Joy of Jazz, проходившем в конференц-центре Сэндтон в Йоханнесбурге 29 и 30 сентября 2023 года. В сопровождении женской группы в выступлении Мда сочетались традиционные звуки коса с афро-фьюжн. элементы, включая повествование и священную африканскую духовность. На протяжении всего своего выступления Бухлебендало Мда периодически сжигала имфефо — традиционный ритуал в честь присутствия предков. Мда — бывшая участница афро-соул-ансамбля a cappella The Soil . [112] [113]
Американские рэперы Дон Толивер и Offset выпустили сингл « Worth It ». Инструментальная часть песни содержит элементы афро-фьюжн. [114]
В 2024 году Грег Макома был удостоен премии Encore Award на 59-й церемонии вручения театральной премии Fleur du Cap в знак признания его умелого сочетания современного танца и движения коренных народов, а также за длительное влияние, которое он оказал на культурное повествование Южной Африки. [115]

нигерийцев, рэпера Оламида и музыкального исполнителя Асаке Песня « Amapiano » была номинирована на первую категорию «Лучшее африканское музыкальное исполнение» на 66-й ежегодной премии «Грэмми» . Кроме того, бывший президент США Барак Обама включил эту песню в свой список любимой музыки на 2023 год. По словам Коллинза Бадева из Style Rave, песня характеризуется «заразительной смесью энергичных битов, ярких мелодий и запоминающихся зацепок». Он получил признание благодаря сочетанию элементов хип-хопа, амапиано , афробитов, дип-хауса и эстетики «нео-фудзи», создавая отчетливое ритмичное звучание. В студийном альбоме Асаке Work of Art эта песня представлена как сингл. Дуглас Марковиц, писавший для премии «Грэмми» в 2024 году, заметил, что, хотя песня отдает дань уважения жанру амапиано, на самом деле она переосмысливает некоторые элементы, такие как культовый бревенчатый барабан. В текстах преобладают языки йоруба и нигерийский пиджин с вкраплениями английского языка. [116] [117] [118] [119] [120]
См. также
[ редактировать ]- Западный танец (Европа и Северная Америка)
- Священный танец
- Экстатический танец
- Торжественный танец
- Музыка африканской диаспоры
- Афро-американский танец
- Магого каДинузулу
- Джазовые послания
- Жаворонки
- Маотелла Куинс
- Тот, кто нам угрожает
- Ассагай
- Ярко-синий
- Мы проснулись
- Кожаный кремень
- Джайн
- Нати Пелузо
- Дев Хайнс
- " Макеба "
- " Прыжок "
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Репортер, штат (16 октября 1998 г.). «В танцевальном состоянии» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 12 апреля 2024 года . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Гаанакгомо, Констанция (2 октября 2023 г.). «Звезда афро-фьюжн Сифокази рассказывает о музыкальном перерыве и новом проекте в разработке» . ТаймсЖИВОЙ . Архивировано из оригинала 2 октября 2023 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Катрак, Кету Х. (2 марта 2021 г.). «Патер и южноафриканские индейцы: еще одна часть». Джей Патер, Производительность и пространственная политика в Южной Африке . Африканские экспрессивные культуры. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 40. ISBN 9780253053664 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Сассен, Робин (10 декабря 2015 г.). «Сильвия Глассер танцует под свой барабан» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Марипане, Кгомоцо Мончо (8 сентября 2022 г.). «Целебный танец «хореографического шамана» СА » . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Репортер, штат (3 июля 2003 г.). «Грувовая музыка в стиле афро-фьюжн не поддается описанию» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 11 апреля 2024 года . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мохапело, Макс (2008). Галан, Селло (ред.). За гранью памяти, записывая историю, моменты и воспоминания южноафриканской музыки . Африканские умы. ISBN 9781920299286 . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Уилл, штат Иллинойс (7 июля 2023 г.). «У Джиденны готов к выпуску еще один альбом «Afro-Fusion» . ХипХопDX . Архивировано из оригинала 8 июля 2023 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Afp, Сапа ; Вулмаранс, Риан (2 ноября 2006 г.). «Freshlyground выиграл музыкальную премию MTV Europe Music Award» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 18 сентября 2023 года . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Хансен, Габриэль Майерс (21 марта 2023 г.). «Г-н Моджо из Morgan Heritage рассказывает об афро-фьюжн и глобальной экспансии регги» . Музыка в Африке . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Хартунг, Хольгер; Эгберт, Герко (2018). «Переплетение движений». В Брандсеттере, Габриэле (ред.). Движения переплетения танца и телесности во времена путешествий и миграции (1-е изд.). Тейлор и Фрэнсис (опубликовано 6 августа 2018 г.). ISBN 9781351128445 .
- ^ Алеги, Питер; Больсманн, Крис (2013). Критические размышления чемпионата мира по футболу в Африке об игре, патриотизме, зрительстве и космосе . Издательство Мичиганского университета . п. 62. ИСБН 9780472051946 .
- ^ Jump up to: а б с Флорес, Гризельда (30 ноября 2022 г.). «Почему Шакира остается королевой музыки чемпионата мира» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Мукотеква, Лирой (25 июня 2023 г.). « Хитмейкеры «Waka Waka» – Куда исчез Freshlyground?» . Южноафриканский . Архивировано из оригинала 18 января 2024 года . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Ройз, Джессика (11 марта 2024 г.). «Песня Шакиры «Waka Waka (This Time For Africa)» названа самой запоминающейся футбольной песней всех времен» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 15 апреля 2024 года . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Кутцер, Дайан (17 июня 2010 г.). «Гимн Шакиры на чемпионате мира имеет глобальное значение» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 26 апреля 2024 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Коллинз, Джон (5 июня 2015 г.). Фела собирает заметки . Издательство Уэслианского университета. п. 230. ИСБН 9780819575401 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Младший, Бриана (11 июля 2019 г.). «Рецензия на «Диаспору» GoldLink» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 10 октября 2023 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Пирс, Шелдон (19 июня 2019 г.). «Goldlink: Обзор альбома диаспоры» . Вилы . Архивировано из оригинала 19 июня 2019 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Сишель, Адриенн (20 ноября 2012 г.). «Трансформация танцевальных пейзажей» . ИОЛ . Архивировано из оригинала 10 апреля 2024 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Рыцари в сияющих культурных доспехах» . ИОЛ . 13 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2024 г. . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Зайберт, Брайан (14 января 2020 г.). «Для этого хореографа традиционное является современным» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 января 2020 года . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Ли Чанг, Ши-Мин; Фредериксен, Линн Э. (2024). Танцевальные культуры мира . Кинетика человека (опубликовано 11 июля 2023 г.). п. 360. ИСБН 9781492572329 .
- ^ Гуманитарный журнал Легона . Издательская корпорация Ганы. 2005. с. 136.
- ^ "Фьюжн. Что такое фьюжн-музыка?" . BBC Bitesize . Архивировано из оригинала 10 апреля 2024 года . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Эйр, Бэннинг (10 апреля 2013 г.). «Freshlyground: изысканная африканская поп-музыка на мировой танцполе» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Мхванази, Катлего (28 мая 2015 г.). «Золани Махола о том, как оставаться стойким и свежим» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 23 января 2024 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Коплан, Дэвид Беллин (2008). В Тауншипе сегодня вечером!: Музыка и театр Черного города Южной Африки . Издательство Чикагского университета. п. 304. ИСБН 978-0-226-11566-5 .
- ^ Последний информационный словарь английского языка (на японском языке, Shogakukan, 1983. стр. 603. ISBN). 978-4-09-510091-3 .
- ^ Фридман, Джонатан К. (4 июля 2013 г.). История социального протеста в популярной музыке Routledge . Рутледж. ISBN 978-1-136-44728-0 .
- ^ Персонал, NPR (9 июля 2010 г.). «Freshlyground: От песен чемпионата мира до «Радио Африки» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Уолтон, Крис; Девруп, Чатрадари (2007). Невоспетые южноафриканские джазовые музыканты в условиях апартеида . Сан Пресс. п. 143. ИСБН 9781920109660 .
- ^ Михалка, доктор философии, Мэтью; Мартин, Эндрю Р. (2020). Музыка во всем мире. Глобальная энциклопедия [3 тома] . ABC-CLIO (опубликовано 8 сентября 2020 г.). п. 645. ИСБН 9781610694995 .
- ^ «Лака проведет свой день на солнце» . ИОЛ . 22 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2024 г. Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Бриде, Гийом; Бринкер, Вирджиния; Бурнауцки, Сара; Гарнье, Ксавье (22 июня 2018 г.). Современная динамика африканских литератур: панафриканизм, космополитизм, афрополитизм (на французском языке). КАРТАЛА Издания. ISBN 978-2-8111-1982-9 .
- ^ Зееман, Кайл (17 июля 2017 г.). « Шокированная» американская звезда Пол Саймон предлагает поддержку семье Рэя Фири» . ТаймсЖИВОЙ . Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «Рэй Фири: умирает южноафриканская звезда Грейсленда» . Новости Би-би-си . 12 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2017 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Лотереинг, Карла. «Мбаканга Южноафриканская музыка» . Южная Африка онлайн . Архивировано из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Матибела, Номбусо (26 января 2022 г.). «Махотелла Куинс, жемчужина Мбаканги» . Панафриканская музыка (ПАМ) . Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Хуанг, Ричард М. (2008). Культура, политика и история Африки и Америки [3 тома] . АВС-КЛИО . п. 651. ИСБН 9781851094462 .
- ^ Репортер, штат (15 ноября 2008 г.). «Ранние записи обновляются» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 года . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Мануэль, Питер (1988). Популярная музыка незападного мира. Вводный обзор . Издательство Оксфордского университета . п. 108. ИСБН 9780195063349 .
- ^ Коллинз, Джон (2002). «Африканская популярная музыка» . Университет Альберты . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Баллантайн, Кристофер Джон (1993). Ночи Мараби: ранний южноафриканский джаз и водевиль . Раван Пресс. ISBN 978-0-86975-439-9 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2024 года . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Хоффман, Фрэнк В. (2005). Ритм-энд-блюз, рэп и хип-хоп . Факты о File Incorporated. п. 178. ИСБН 9780816069804 .
- ^ Сваш, Рози (10 ноября 2008 г.). «Южноафриканская певица Мириам Макеба умерла в возрасте 76 лет» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2013 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ III, Харрис М. Ленц (17 апреля 2009 г.). Некрологи в исполнительском искусстве, 2008 г.: кино, телевидение, радио, театр, танцы, музыка, мультфильмы и поп-культура . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. ISBN 978-0-7864-3482-4 .
- ^ Тейлор, Даррен (16 ноября 2021 г.). «Последний президент Южной Африки, придерживающийся режима апартеида, оставил сложное наследие» . Голос Америки . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Абдурракиб, Ханиф (24 сентября 2020 г.). «Утерянные заметки: 1980 – Эпизод 5: Хью Масекела и Мириам Макеба» . ККРВ . Архивировано из оригинала 29 июня 2023 года . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Окойе, Чуквума; Адейеми, Сола; Хатчисон, Иветт (2018). Современный танец . Джеймс Керри . п. 27. ISBN 9781847011879 .
- ^ Бота, Кэтрин Ф. (2020). «Учусь говорить на родном языке». Африканская сомаэстетика: культуры, феминизмы, политика (1-е изд.). Brill Publishers (опубликовано 23 ноября 2020 г.). п. 157. ИСБН 9789004442962 .
- ^ Jump up to: а б с Хантер, Ли-Энн (7 ноября 2014 г.). «Танец: Танцы с мертвецами» . Время ЖИВОЕ . Архивировано из оригинала 19 апреля 2024 года . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Парелес, Джон (14 июля 2017 г.). «Рэй Фири, гитарист группы Graceland и руководитель группы против апартеида, умер в возрасте 70 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 июля 2017 года . Проверено 27 апреля 2024 г.
- ^ Ансуэлл, Гвен (13 июля 2017 г.). «Что жизнь двух южноафриканских музыкальных гигантов говорит нам о культуре в условиях апартеида» . Разговор . Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 27 апреля 2024 г.
- ^ Новая Африканка . IC Журналы Лимитед. 1983. с. 42. Архивировано из оригинала 20 апреля 2024 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Мавимбела, Фумзиле (21 июля 2021 г.). «Дух, жизнь и искусство Чепо Тшолы, пастора южноафриканской поп-музыки» . Разговор . Архивировано из оригинала 20 июля 2021 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Репортер, штаб (25 апреля 1997 г.). «Времена года поющего Папы» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 20 апреля 2024 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Барабан: Журнал Африки для Африки . Публикации африканских барабанов. 1999. Архивировано из оригинала 20 апреля 2024 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Ансвел, Гвен (28 сентября 2005 г.). Соуэто Блюз Джаз, популярная музыка и политика в Южной Африке . Академик Блумсбери . п. 209. ИСБН 9780826417534 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Мейнджиес, Луиза (20 июля 2017 г.). Пыль зулусов: музыкальная эстетика после апартеида (1-е изд.). Издательство Университета Дьюка . ISBN 9780822373636 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Мартин, Денис (2013). Звуки мыса Музыка, идентичность и политика в Южной Африке (1-е изд.). Африканские умы . п. 286. ИСБН 9781920489823 .
- ^ Де Бир, Мона (1988). Кто что сделал в Южной Африке (1-е изд.). Эд Донкер . п. 79. ИСБН 9780868521343 .
- ^ Дон, Альберт (2007). Джаз, блюз и свинг: шесть десятилетий музыки в Южной Африке . Дэвид Филлип . п. 158. ИСБН 9780864867056 .
- ^ Африканская музыка, Pan (7 ноября 2019 г.). «Дебютный альбом Zap Mama будет переиздан на виниле на Crammed Discs» . Панафриканская музыка . Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Кертцер, Джон (11 августа 2009 г.). «Zap Mama: Новые воссоздания в студии» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ «Искусство». Женщины идут в 21 век . Научно-исследовательский совет по гуманитарным наукам . 2000. с. 168-169. ISBN 9780796919663 .
- ^ Сишель, Адриенн (13 февраля 2002 г.). «Королева джаза Мпори Сенне умирает в 67 лет» . ИОЛ . Архивировано из оригинала 20 апреля 2024 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Команда Мшале, Информационные агентства (1 февраля 2013 г.). «Freshlyground – освежающая музыка родом из Южной Африки» . Мшале . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Хауэлл, Роб (17 ноября 2015 г.). «Freshlyground: секретная машина по созданию хитов Южной Африки» . CNN . Архивировано из оригинала 16 ноября 2015 года . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ «Дебют свежего запуска» . ИОЛ . 4 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2024 г. Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Денселоу, Робин (24 июня 2008 г.). «Обзор: Свежеземельный» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ «Библиотека африканской музыки | Профиль группы: Freshground» . africanmusiclibrary.org . Архивировано из оригинала 10 апреля 2024 года . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ «Южноафриканская музыка» . www.music.org.za . Архивировано из оригинала 26 апреля 2024 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Родилась Джорджина (2022 г.). Музыка и цифровые медиа. Планетарная антропология . UCL Press (опубликовано 12 сентября 2022 г.). п. 67. ИСБН 9781800082434 .
- ^ Африканский барабан . Публикации африканских барабанов. Июль 2005 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Ситхол, Сиябонга (16 апреля 2024 г.). «Певец Afrosoul Замаджобе отмечает 20-летие «Ndawo Yami» туром» . ИОЛ . Архивировано из оригинала 2 мая 2024 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Мотлогельва, Тширелесо (11 июля 2008 г.). «Эта скрытая манговая канавка в вашей свежей земле» . Ммеги . Архивировано из оригинала 17 апреля 2024 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Смит, Кортни Э. (19 июня 2019 г.). «У Шакиры самая лучшая песня чемпионата мира среди всех. Вот как она это сделала» . НПЗ 29 . Архивировано из оригинала 24 июня 2019 года . Проверено 24 июня 2019 г.
- ^ администратор, Wwc (28 октября 2010 г.). «Культура Нуар» . GQ Южная Африка . Архивировано из оригинала 20 апреля 2024 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Махлангу, Бонгани (22 ноября 2011 г.). «Мхизе вдохнул новую жизнь в классику SA» . Соуэтан в прямом эфире . Архивировано из оригинала 2 мая 2024 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Анселл, Гвен (11 ноября 2011 г.). «Шебинское возрождение» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 13 ноября 2011 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ « Я не занимаюсь афробитом, я занимаюсь афро-фьюжн», - говорит певец на радио Beats 1» . Пульс Нигерии . 27 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2022 г. . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б День, Новости (17 мая 2018 г.). «Афро-фьюжн-артистка Ланга рассказывает о музыкальной карьере» . НовостиДэй . Архивировано из оригинала 17 января 2024 года . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Бамбалеле, Терпение (26 июля 2019 г.). «Руки Сифокази живут в истории» . Соуэтан в прямом эфире . Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 года . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Agence, France Presse (18 июля 2012 г.). «Афро-японский фьюжн-музыка озадачивает традиционалистов» . Арабские новости . Архивировано из оригинала 24 ноября 2012 года . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Мончо, Кгомоцо (30 октября 2014 г.). «Звезда танца себокэн Луанда Сидия получила «признание среди гигантов» » . Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Ком, Амейавдебра (27 июля 2013 г.). «Вилли — нигерийская певица афро-фьюжн и соул» . Новости Ганы . Архивировано из оригинала 9 апреля 2024 года . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ Маколей, Аластер (15 октября 2014 г.). «Электичный четверной законопроект, охватывающий весь земной шар» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 16 июня 2022 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Деннис, Джон (12 марта 2015 г.). «Обзор Fantasma: Free Love - удивительный южноафриканский фьюжн-коллектив» . Хранитель . Архивировано из оригинала 19 марта 2015 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Паркин, Крис (2 августа 2016 г.). «Ощутите высочайшее состояние потрясающести Fantasma» . Редбулл . Архивировано из оригинала 28 апреля 2024 года . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ «Новое трио Batuk выпустит два видео перед дебютным альбомом и евротуром» . Музыка в Африке . 9 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2023 г. . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Кляйн, Алисса (26 января 2016 г.). «Батук, панафриканский творческий коллектив, который вам нужно знать, сделает свой впечатляющий дебют -ОКейплеер» . Хорошо, Африка . Архивировано из оригинала 6 декабря 2023 года . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Мировая музыка имеет значение — панафриканская хаус-музыка Батука» . РФИ . 20 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 11 июля 2022 г. . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Мокумба на горной сцене» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 3 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2019 года . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Денселоу, Робин (25 апреля 2013 г.). «Мокумба: новый звук Зимбабве» . Хранитель . Архивировано из оригинала 9 августа 2023 года . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Илладо, Люси (22 октября 2019 г.). «За кулисами афро-фьюжн в Уганде» . Музыка в Африке . Архивировано из оригинала 19 января 2023 года . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Берри, Ориэль (16 августа 2019 г.). «Золани Махола из Freshlyground выходит в одиночку» . ИОЛ . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ «Послушайте оптимистичный новый сингл Джиденны «Feng Shui» » . Хорошо, Африка . 24 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 29 апреля 2020 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ де Ви, Наледи (16 сентября 2020 г.). « « Тот, кто поет »: Золани Махола о сольной карьере и Project Playground» . Южноафриканский . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ «Глупое видео Боддхи Сатвы и Нельсона Фрейтаса перенесет вас на танцпол» . Хорошо, Африка . 13 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Мурман, Марисса Дж. (4 февраля 2022 г.). «Жужжит и жужжит: от сембы до кудуро в Луанде» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 4 февраля 2022 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Саманга, Руфаро (14 мая 2020 г.). «Новый альбом Симфиве Даны «Bamako» раскрывает ее музыкальную изобретательность» . Хорошо, Африка . Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Мтембу, Андиле (27 мая 2020 г.). «Музыкальный обзор: «Бамако» Симфиве Даны — это триумф» . Разговор . Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Соломон, Роберт (28 октября 2021 г.). «Познакомьтесь с Magixx, следующей большой звездой афро-фьюжн Нигерии» . Миксмаг . Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Репортер, сотрудники (27 сентября 2023 г.). «Грегори Макома делает свой последний поклон на сценах Южной Африки» . Равнинный человек . Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Илладо, Люси (4 октября 2021 г.). «Танзания: Фьюжн займет центральное место на фестивале Марафики 2021» . Музыка в Африке . Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Зайберт, Брайан (20 октября 2023 г.). «Обзор: разочаровывающее путешествие африканского хора на Запад» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 ноября 2023 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Дата, Пенни (21 марта 2023 г.). «Викторианская Англия встретила южноафриканский хор похвалой, патернализмом и предубеждением» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 19 июня 2023 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Модисе, Кедибоне (15 августа 2023 г.). «Двойная композиция Moving Into Dance «Umthombo/Baobab» отражает африканское происхождение и отдает дань уважения африканским женщинам» . ИОЛ . Архивировано из оригинала 24 августа 2023 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Каюби, Каланзи (12 января 2023 г.). «Восточноафриканские исполнители R&B, за которыми стоит посмотреть» . Панафриканская музыка . Архивировано из оригинала 13 января 2023 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Толси, Нирен (29 июня 2023 г.). «Последний эмоциональный танец Грегори Макомы» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 9 июля 2023 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Юмба, Патрисия; Лекалаке, Катлего (4 октября 2023 г.). «Радость джаза 2023: преодолевая жанр и поколение» . Музыка в Африке . Архивировано из оригинала 6 октября 2023 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Модисе, Кедибоне (29 сентября 2023 г.). «Бухлебендало Мда рассказывает о сольном дебюте на фестивале Standard Bank Joy of Jazz » . Архивировано из оригинала 8 октября 2023 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Гонсалес, Алекс (7 октября 2023 г.). «У Offset и Дона Толивера выйдет новая песня?» . Упрокс . Архивировано из оригинала 8 октября 2023 года . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Бирджалал, Алисия (12 марта 2024 г.). «Грегори Макома и профессор Анджело Гоббато будут награждены на 59-й церемонии вручения наград Fleur du Cap Awards» . ИОЛ . Архивировано из оригинала 13 апреля 2024 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Акинтоби, Ламид (31 января 2024 г.). «На «Грэмми» появилась новая категория для африканских музыкантов. Вот что нужно знать о номинантах» . CNN . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Олусола, Элайджа (30 декабря 2023 г.). «Асаке, Давидо, Оламид, Темс вошли в список любимой музыки Обамы 2023 года» . Премиум Таймс . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Кит, Джеймс. «Оламид и Асаке из Нигерии празднуют в видео «New Religion»» . Сложный . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Грэмми 2024: Асаке и Оламид демонстрируют свое мастерство в начале вечеринки с «Amapiano» — Okplayer» . www.okayafrica.com . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Вот номинанты на лучшее африканское музыкальное исполнение на церемонии GRAMMY 2024 | GRAMMY.com» . Грэмми.com . Проверено 1 июня 2024 г.