Jump to content

Королевство Майсур

Координаты : 12 ° 18' с.ш., 76 ° 39' в.д.  /  12,30 ° с.ш., 76,65 ° в.д.  / 12,30; 76,65
(Перенаправлено из Княжеского штата Майсур )

Королевство Майсур
1399–1950
Герб
Герб
Гимн: « Каю Шри Гоури ».
(1868–1950)
( английский : «Великий Гоури»)
Королевство Майсур в 1704 году
The Kingdom of Mysore in 1704
StatusKingdom (Subordinate to Vijayanagara Empire until 1565)
under a subsidiary alliance with the British Crown from 1799
Princely state under the British Crown from 1831
CapitalMysore, Srirangapatna
Official languages
Religion
Hinduism, Islam
Demonym(s)Mysoreans
GovernmentMonarchy
Maharaja 
• 1399–1423 (first)
Yaduraya Wodeyar
• 1940–1950 (last)
Jayachamaraja Wodeyar
Dewan 
• 1782–1811 (first)
Purnaiah
• 1946–1949 (last)
Arcot Ramasamy Mudaliar
History 
• Established
1399
• Earliest records
1551
1767–1799
1759–1787
1950
Preceded by
Succeeded by
Vijayanagara Empire
Mysore State
Today part ofIndia

Королевство Майсур — геополитическое царство на юге Индии, основанное примерно в 1399 году. [ 2 ] в окрестностях современного города Майсур и преобладал до 1950 года. Территориальные границы и форма правления существенно изменились на протяжении всего существования королевства. Первоначально он был феодальным вассалом Империи Виджаянагара , но стал княжеским государством в Британской Индии с 1799 по 1947 год, отмеченный крупными политическими изменениями.

Королевство, которое было основано и управлялось по большей части Вадиярами , первоначально служило федеративным вассалом Империи Виджаянагара . [ 3 ] С постепенным упадком Империи Тиммараджа Водеяр II XVI века провозгласил независимость от нее. В 17 веке произошло устойчивое расширение своей территории, и во время правления Нарасараджи Водеяра I и Девараджи Водеяра II королевство аннексировало большие пространства того, что сейчас является южной Карнатакой и частями Тамил Наду , став грозной державой в Декане .

During a brief Muslim rule from 1761 to 1799, the kingdom became somewhat of a sultanate under Hyder Ali and Tipu, the latter often referring to it as Sultanat-e-Khudadad (transl. God gifted empire).[4][5] За это время оно вступило в конфликт с Конфедерацией маратхов , Низамом Хайдарабада , Королевством Траванкор и британцами , кульминацией которого стали четыре англо-майсурские войны . За успехами в Первой англо-майсурской войне и тупиком во Второй последовали поражения в Третьей и Четвертой . После смерти Типу в четвертой войне во время осады Серингапатама большая часть его королевства была аннексирована британцами, что ознаменовало конец периода майсорской гегемонии над Южной Индией. Власть полностью вернулась к Вадиярам, ​​когда Кришнараджа Водеяр III королем стал .

In 1831, the British took direct control of the kingdom and a commission administered it until 1881.[6] Through an instrument of rendition, power was once again transferred to the Wadiyars in 1881, when Chamaraja Wadiyar X was made king. In 1913, in lieu of the instrument, a proper subsidiary alliance was struck with the kingdom during Maharaja Krishnaraja Wadiyar IV.

Upon India's independence from the Crown rule in 1947, the Kingdom of Mysore was ceded to the Union of India. Upon accession, it became Mysore State, later uniting with other Kannada speaking regions to form the present-day Karnataka state. Soon after Independence, Maharaja Jayachamaraja Wadiyar was made Rajapramukh until 1956, when he became the first governor of the enlarged state.

Even as a princely state, Mysore came to be counted among the more developed and urbanised regions of South Asia. The period since the penultimate restoration (1799–1947) also saw Mysore emerge as one of the important centres of art and culture in India. The maharajas of Mysore were not only accomplished exponents of the fine arts and men of letters, they were enthusiastic patrons as well. Their legacies continue to influence music and the arts even today, as well as rocket science with the use of Mysorean rockets.[7]

History

[edit]

Early history

[edit]

Sources for the history of the kingdom include numerous extant lithic and copper plate inscriptions, records from the Mysore palace and contemporary literary sources in Kannada, Persian and other languages.[8][9][10] According to traditional accounts, the kingdom originated as a small state based in the modern city of Mysore and was founded by two brothers, Yaduraya (also known as Vijaya) and Krishnaraya. Their origins are mired in legend and are still a matter of debate; while some historians posit a northern origin at Dwarka,[11][12] others locate it in Karnataka.[13][14][15] Yaduraya is said to have married Chikkadevarasi, the local princess and assumed the feudal title "Wodeyar" (Kannada: ಒಡೆಯರ್, romanized: Oḍeyar, lit.'lord'), which the ensuing dynasty retained.[16] The first unambiguous mention of the Wodeyar family is in 16th century Kannada literature from the reign of the Vijayanagara king Achyuta Deva Raya (1529–1542); the earliest available inscription, issued by the Wodeyars themselves, dates to the rule of the petty chief Timmaraja II in 1551.[17]

Autonomy: advances and reversals

[edit]

The kings who followed ruled as vassals of the Vijayanagara Empire until the decline of the latter in 1565. By this time, the kingdom had expanded to thirty-three villages protected by a force of 300 soldiers.[18] King Timmaraja II conquered some surrounding chiefdoms,[19] and King Bola Chamaraja IV (lit, "Bald"), the first ruler of any political significance among them, withheld tribute to the nominal Vijayanagara monarch Aravidu Ramaraya.[20] After the death of Aravidu Ramaraya, the Wodeyars began to assert themselves further and King Raja Wodeyar I wrested control of Srirangapatna from the Vijayanagara governor (Mahamandaleshvara) Aravidu Tirumalla – a development which elicited, if only ex post facto, the tacit approval of Venkatapati Raya, the incumbent king of the diminished Vijayanagar Empire ruling from Chandragiri.[21] Raja Wodeyar I's reign also saw territorial expansion with the annexation of Channapatna to the north from Jaggadeva Raya[21][22] – a development which made Mysore a regional political factor to reckon with.[23][24]

Consequently, by 1612–13, the Wodeyars exercised a great deal of autonomy and even though they acknowledged the nominal overlordship of the Aravidu dynasty, tributes and transfers of revenue to Chandragiri stopped. This was in marked contrast to other major chiefs, the Nayaks of Tamil country who continued to pay off Chandragiri emperors well into the 1630s.[21] Chamaraja VI and Kanthirava Narasaraja I attempted to expand further northward but were thwarted by the Bijapur Sultanate and its Maratha subordinates, though the Bijapur armies under Ranadullah Khan were effectively repelled in their 1638 siege of Srirangapatna.[24][25] Expansionist ambitions then turned southward into Tamil country where Narasaraja Wodeyar acquired Satyamangalam (in modern northern Erode district) while his successor Dodda Devaraja Wodeyar expanded further to capture western Tamil regions of Erode and Dharmapuri, after successfully repulsing the chiefs of Madurai. The invasion of the Keladi Nayakas of Malnad was also dealt with successfully. This period was followed by one of the complex geo-political changes when in the 1670s, the Marathas and the Mughals pressed into the Deccan.[24][25]

Chikka Devaraja (r. 1672–1704), the most notable of Mysore's early kings, who ruled during much of this period, managed to not only survive the exigencies but further expand territory. He achieved this by forging strategic alliances with the Marathas and the Mughals.[26][27] The kingdom soon grew to include Salem and Bangalore to the east, Hassan to the west, Chikkamagaluru and Tumkur to the north and the rest of Coimbatore to the south.[28] Despite this expansion, the kingdom, which now accounted for a fair share of land in the southern Indian heartland, extending from the Western Ghats to the western boundaries of the Coromandel plain, remained landlocked without direct coastal access. Chikka Devaraja's attempts to remedy this brought Mysore into conflict with the Nayaka chiefs of Ikkeri and the kings (Rajas) of Kodagu (modern Coorg); who between them controlled the Kanara coast (coastal areas of modern Karnataka) and the intervening hill region respectively.[29] The conflict brought mixed results with Mysore annexing Periyapatna but suffering a reversal at Palupare.[30]

Nevertheless, from around 1704, when the kingdom passed on to the "Mute king" (Mukarasu) Kanthirava Narasaraja II, the survival and expansion of the kingdom was achieved by playing a delicate game of alliance, negotiation, subordination on occasion, and annexation of territory in all directions. According to historians Sanjay Subrahmanyam and Sethu Madhava Rao, Mysore was now formally a tributary of the Mughal Empire. Mughul records claim a regular tribute (peshkash) was paid by Mysore. However, historian Suryanath U. Kamath feels the Mughals may have considered Mysore an ally, a situation brought about by Mughal–Maratha competition for supremacy in southern India.[31] By the 1720s, with the Mughal empire in decline, further complications arose with the Mughal residents at both Arcot and Sira claiming tribute.[26] The years that followed saw Krishnaraja Wodeyar I tread cautiously on the matter while keeping the Kodagu chiefs and the Marathas at bay. He was followed by Chamaraja Wodeyar VII during whose reign power fell into the hands of prime minister (Dalwai or Dalavoy) Nanjarajiah (or Nanjaraja) and chief minister (Sarvadhikari) Devarajiah (or Devaraja), the influential brothers from Kalale town near Nanjangud who would rule for the next three decades with the Wodeyars relegated to being the titular heads.[32][33] The latter part of the rule of Krishnaraja II saw the Deccan Sultanates being eclipsed by the Mughals and in the confusion that ensued, Hyder Ali, a captain in the army, rose to prominence.[24] His victory against the Marathas at Bangalore in 1758, resulting in the annexation of their territory, made him an iconic figure. In honour of his achievements, the king gave him the title "Nawab Haider Ali Khan Bahadur".[33]

Under Hyder Ali and Tipu Sultan

[edit]
Sultanate
1761–1799
Флаг, используемый Хайдером и Типу
  The Kingdom of Mysore during the reign of Tipu Sultan, 1784 AD (at its greatest extent)
CapitalSrirangapatna
Religion
Hinduism, Islam
GovernmentMonarchy
Sultan 
• 1761-1782
Hyder Ali
• 1782-1799
Tipu
Dewan 
• 1782–1811
Purnaiah
History 
• Established
1761
1761-1799
1799
Tipu's Tiger with the organ keyboard visible
Admiral Suffren meeting with ally Hyder Ali in 1783. J. B. Morret engraving, 1789
Tipu's flag at the entrance to the fort of Bangalore
A portrait of Tipu Sultan, made during the Third Anglo-Mysore War
Mural of the famous Battle of Pollilur in Tipu Sultan's summer palace in Srirangapatna
Lord Cornwallis hastily retreats after his unsuccessful siege of Srirangapatna (1792).

Hyder Ali has earned an important place in the history of Karnataka for his fighting skills and administrative acumen.[34][35] The rise of Hyder came at a time of important political developments in the sub-continent. While the European powers were busy transforming themselves from trading companies to political powers, the Nizam as the Subahdar of the Mughals pursued his ambitions in the Deccan, and the Marathas, following their defeat at Panipat, sought safe havens in the south. The period also saw the French vie with the British for control of the Carnatic—a contest in which the British would eventually prevail as British commander Sir Eyre Coote decisively defeated the French under the Comte de Lally at the Battle of Wandiwash in 1760, a watershed in Indian history as it cemented British supremacy in South Asia.[36] Though the Wodeyars remained the nominal heads of Mysore during this period, real power lay in the hands of Hyder Ali and his son Tipu.[37]

By 1761, Maratha power had diminished and by 1763, Hyder Ali had captured the Keladi kingdom, defeated the rulers of Bilgi, Bednur and Gutti, invaded the Malabar Coast in the south and conquered the Zamorin's capital Calicut with ease in 1766 and extended the Mysore kingdom up to Dharwad and Bellary in the north.[38][39] Mysore was now a major political power in the subcontinent and Haider's meteoric rise from relative obscurity and his defiance formed one of the last remaining challenges to complete British hegemony over the Indian subcontinent—a challenge which would take them more than three decades to overcome.[40]

In a bid to stem Hyder's rise, the British allied with the Marathas and the Nizam of Golconda, culminating in the First Anglo-Mysore War in 1767. Despite numerical superiority, Hyder Ali suffered defeats at the battles of Chengham and Tiruvannamalai. The British ignored his overtures for peace until Hyder Ali had strategically moved his armies to within five miles of Madras (modern Chennai) and was able to successfully sue for peace.[36][39][41] Three wars were fought from 1764 and 1772 between the Maratha armies of Peshwa Madhavrao I against Hyder, in which Hyder was severely defeated and had to pay 36 lacs of tribute as war expenses along with an annual tribute of 14 lacs every year to the peshwa.[42] In these wars Hyder had expected British support as per the 1769 treaty but the British betrayed him by staying out of the conflict. The British betrayal and Hyder's subsequent defeat reinforced Hyder's deep distrust of the British—a sentiment that would be shared by his son and one that would inform Anglo-Mysore rivalries of the next three decades. In 1777, Haider Ali recovered the previously lost territories of Coorg and parts of what would later become Malabar District from the Marathas.[43] Haider Ali's army advanced towards the Marathas and fought them at the Battle of Saunshi and came out victorious during the same year.[43]

By 1779, Hyder Ali had captured parts of modern Tamil Nadu and Kerala in the south, extending the Kingdom's area to about 80,000 mi2 (205,000 km2).[39] In 1780, he befriended the French and made peace with the Marathas and the Nizam.[44] However, Hyder Ali was betrayed by the Marathas and the Nizam, who made treaties with the British as well. In July 1779, Hyder Ali headed an army of 80,000, mostly cavalry, descending through the passes of the Ghats amid burning villages, before laying siege to British forts in northern Arcot starting the Second Anglo-Mysore War. Hyder Ali had some initial successes against the British notably at Pollilur, the worst defeat the British suffered in India until Chillianwala, and Arcot, until the arrival of Sir Eyre Coote, when the fortunes of the British began to change.[45] On 1 June 1781 Coote struck the first heavy blow against Hyder Ali in the decisive Battle of Porto Novo. The battle was won by Coote against odds of five to one and is regarded as one of the greatest feats of the British in India. It was followed up by another hard-fought battle at Pollilur (the scene of an earlier triumph of Hyder Ali over a British force) on 27 August, in which the British won another success, and by the rout of the Mysore troops at Sholinghur a month later. Hyder Ali died on 7 December 1782, even as fighting continued with the British. He was succeeded by his son Tipu Sultan who continued hostilities against the British by recapturing Baidanur and Mangalore.[39][46]

By 1783 neither the British nor Mysore were able to obtain a clear overall victory. The French withdrew their support of Mysore following the peace settlement in Europe.[47] Undaunted, Tipu, popularly known as the "Tiger of Mysore", continued the war against the British but lost some regions in modern coastal Karnataka to them. The Maratha–Mysore War occurred between 1785 and 1787 and consisted of a series of conflicts between the Sultanate of Mysore and the Maratha Empire.[48] Following Tipu Sultan's victory against the Marathas at the siege of Bahadur Benda, a peace agreement was signed between the two kingdoms with mutual gains and losses.[49][50] Similarly, the treaty of Mangalore was signed in 1784 bringing hostilities with the British to a temporary and uneasy halt and restoring the others' lands to the status quo ante bellum.[51][52] The treaty is an important document in the history of India because it was the last occasion when an Indian power dictated terms to the British, who were made to play the role of humble supplicants for peace. A start of fresh hostilities between the British and French in Europe would have been sufficient reason for Tipu to abrogate his treaty and further his ambition of striking at the British.[53] His attempts to lure the Nizam, the Marathas, the French and the Sultan of Turkey failed to bring direct military aid.[53]

General Lord Cornwallis receiving Tipu Sultan's sons as hostages.

Tipu's successful attacks in 1790 on the Kingdom of Travancore, a later British ally, ended in defeat for him, and it resulted in greater hostilities with the British which culminated in the Third Anglo-Mysore War.[54] In the beginning, the British made gains, taking the Coimbatore district, but Tipu's counterattack reversed many of these gains. By 1792, with aid from the Marathas who attacked from the north-west and the Nizam who moved in from the north-east, the British under Lord Cornwallis successfully besieged Srirangapatna, resulting in Tipu's defeat and the Treaty of Srirangapatna. Half of Mysore was distributed among the allies, and two of his sons were held to ransom.[51] A humiliated but indomitable Tipu went about rebuilding his economic and military power. He attempted to covertly win over support from Revolutionary France, the Amir of Afghanistan, the Ottoman Empire and Arabia. However, these attempts to involve the French soon became known to the British, who were at the time fighting the French in Egypt and were backed by the Marathas and the Nizam. In 1799, Tipu died defending Srirangapatna in the Fourth Anglo-Mysore War, heralding the end of the Kingdom's independence.[55] Modern Indian historians consider Tipu Sultan an inveterate enemy of the British, an able administrator and an innovator.[56]

Princely state

[edit]
"Palace of the Maharajah of Mysore, India," from the Illustrated London News, 1881 (with modern hand coloring)

Following Tipu's fall, a part of the kingdom of Mysore was annexed and divided between the Madras Presidency and the Nizam. The remaining territory was transformed into a Princely State; the five-year-old scion of the Wodeyar family, Krishnaraja III, was installed on the throne with Purnaiah continuing as Dewan, who had earlier served under Tipu, handling the reins as regent and Barry Close was appointed the British Resident for Msyore. The British then took control of Mysore's foreign policy and also exacted an annual tribute and a subsidy for maintaining a standing British army at Mysore.[57][58][59] As dewan, Purnaiah distinguished himself with his progressive and innovative administration until he retired from service in 1811 (and died shortly thereafter) following the 16th birthday of the boy king.[60][61]

Mysore Palace built between 1897 and 1912

The years that followed witnessed cordial relations between Mysore and the British until things began to sour in the 1820s. Even though the Governor of Madras, Thomas Munro, determined after a personal investigation in 1825 that there was no substance to the allegations of financial impropriety made by A. H. Cole, the incumbent Resident of Mysore, the Nagar revolt (a civil insurrection) which broke out towards the end of the decade changed things considerably. In 1831, close on the heels of the insurrection and citing mal-administration, the British took direct control of the princely state, placing it under a commission rule.[62][63] For the next fifty years, Mysore passed under the rule of successive British Commissioners; Sir Mark Cubbon, renowned for his statesmanship, served from 1834 until 1861 and put into place an efficient and successful administrative system which left Mysore a well-developed state.[64]

Jayachamrajendra Wadiyar with Elizabeth II

In 1876–77, however, towards the end of the period of direct British rule, Mysore was struck by a devastating famine with estimated mortality figures ranging between 700,000 and 1,100,000, or nearly a fifth of the population.[65] Shortly thereafter, Maharaja Chamaraja X, educated in the British system, took over the rule of Mysore in 1881, following the success of a lobby set up by the Wodeyar dynasty that was in favour of rendition. Accordingly, a resident British officer was appointed at the Mysore court and a Dewan to handle the Maharaja's administration.[66] From then onwards, until Indian independence in 1947, Mysore remained a Princely State within the British Indian Empire, with the Wodeyars continuing their rule.[66]

After the demise of Maharaja Chamaraja X, Krishnaraja IV, still a boy of eleven, ascended the throne in 1895. His mother Maharani Kemparajammanniyavaru ruled as regent until Krishnaraja took over the reins on 8 February 1902.[67] Under his rule, with Sir M. Visvesvayara as his Dewan, the Maharaja set about transforming Mysore into a progressive and modern state, particularly in industry, education, agriculture and art. Such were the strides that Mysore made that Mahatma Gandhi called the Maharaja a "saintly king" (Rajarishi).[68] Paul Brunton, the British philosopher and orientalist, John Gunther, the American author, and British statesman Lord Samuel praised the ruler's efforts. Much of the pioneering work in educational infrastructure that took place during this period would serve Karnataka invaluably in the coming decades.[69] The Maharaja was an accomplished musician, and like his predecessors, avidly patronised the development of the fine arts.[70] He was followed by his nephew Jayachamarajendra whose rule continued for some years after he signed the instrument of accession and Mysore joined the Indian Union on 9 August 1947.[71][72] Jayachamarajendra continued to rule as Rajapramukh of Mysore until 1956 when as a result of the States Reorganisation Act, 1956, his position was converted into Governor of Mysore State. From 1963 until 1966, he was the first Governor of Madras State.[73]

Administration

[edit]

There are no records relating to the administration of the Mysore territory during the Vijayanagara Empire's reign (1399–1565). Signs of a well-organised and independent administration appear from the time of Raja Wodeyar I who is believed to have been sympathetic towards peasants (raiyats) who were exempted from any increases in taxation during his time.[24] The first sign that the kingdom had established itself in the area was the issuing of gold coins (Kanthirayi phanam) resembling those of the erstwhile Vijayanagara Empire during Narasaraja Wodeyar's rule.[74]

The rule of Chikka Devaraja saw several reforms effected. Internal administration was remodelled to suit the kingdom's growing needs and became more efficient. A postal system came into being. Far-reaching financial reforms were also introduced. Several petty taxes were imposed in place of direct taxes, as a result of which the peasants were compelled to pay more by way of land tax.[75] The king is said to have taken a personal interest in the regular collection of revenues the treasury burgeoned to 90,000,000 Pagoda (a unit of currency) – earning him the epithet "Nine crore Narayana" (Navakoti Narayana). In 1700, he sent an embassy to Aurangazeb's court bestowed upon him the title Jug Deo Raja and awarded permission to sit on the ivory throne. Following this, he founded the district offices (Attara Kacheri), the central secretariat comprising eighteen departments, and his administration was modelled on Mughal lines.[76]

During Hyder Ali's rule, the kingdom was divided into five provinces (Asofis) of unequal size, comprising 171 taluks (Paraganas) in total.[77] When Tipu Sultan became the de facto ruler, the kingdom, which encompassed 160,000 km2 (61,776 sq mi) (62,000 mi2), was divided into 37 provinces and a total of 124 taluks (Amil). Each province had a governor (Asof), and one deputy governor. Each taluk had a headman called Amildar and a group of villages were in charge of a Patel.[58] The central administration comprised six departments headed by ministers, each aided by an advisory council of up to four members.[78]

When the princely state came under direct British rule in 1831, early commissioners Lushington, Briggs and Morrison were followed by Mark Cubbon, who took charge in 1834.[79] He made Bangalore the capital and divided the princely state into four divisions, each under a British superintendent. The state was further divided into 120 taluks with 85 taluk courts, with all lower level administration in the Kannada language.[79] The office of the commissioner had eight departments; revenue, post, police, cavalry, public works, medical, animal husbandry, judiciary and education. The judiciary was hierarchical with the commissioners' court at the apex, followed by the Huzur Adalat, four superintending courts and eight Sadar Munsiff courts at the lowest level.[80] Lewin Bowring became the chief commissioner in 1862 and held the position until 1870. During his tenure, the property "Registration Act", the "Indian Penal Code" and "Code of Criminal Procedure" came into effect and the judiciary was separated from the executive branch of the administration.[80] The state was divided into eight districts – Bangalore, Chitraldroog, Hassan, Kadur, Kolar, Mysore, Shimoga, and Tumkur.[81]

After the rendition, C. V. Rungacharlu was made the Dewan. Under him, the first Representative Assembly of British India, with 144 members, was formed in 1881.[82] He was followed by K. Seshadri Iyer in 1883 during whose tenure gold mining at the Kolar Gold Fields began, the Shivanasamudra hydroelectric project was initiated in 1899 (the first such major attempt in India) and electricity and drinking water (the latter through pipes) was supplied to Bangalore.[83] Seshadri Iyer was followed by P. N. Krishnamurti, who created The Secretariat Manual to maintain records and the Co-operative Department in 1905,[83] V. P. Madhava Rao who focussed on the conservation of forests and T. Ananda Rao, who finalised the Kannambadi Dam project.[84]

Sir Mokshagundam Visvesvaraya, popularly known as the "Maker of Modern Mysore", holds a key place in the history of Karnataka.[85] An engineer by education, he became the Dewan in 1909.[84][86] Under his tenure, membership of the Mysore Legislative Assembly was increased from 18 to 24, and it was given the power to discuss the state budget.[84] The Mysore Economic Conference was expanded into three committees; industry and commerce, education, and agriculture, with publications in English and Kannada.[87] Important projects commissioned during his time included the construction of the Kannambadi Dam, the founding of the Mysore Iron Works at Bhadravathi, founding of the Mysore University in 1916, the University Visvesvaraya College of Engineering in Bangalore, the establishment of the Mysore state railway department and numerous industries in Mysore. In 1955, he was awarded the Bharat Ratna, India's highest civilian honour.[87][88]

Sir Mirza Ismail took office as Dewan in 1926 and built on the foundation laid by his predecessor. Amongst his contributions were the expansion of the Bhadravathi Iron Works, the founding of a cement and paper factory in Bhadravathi and the launch of Hindustan Aeronautics Limited. A man with a penchant for gardens, he founded the Brindavan Gardens (Krishnaraja Sagar) and built the Kaveri River high-level canal to irrigate 120,000 acres (490 km2) in modern Mandya district.[89]

In 1939 Mandya District was carved out of Mysore District, bringing the number of districts in the state to nine.

Economy

[edit]

The vast majority of the people lived in villages and agriculture was their main occupation. The economy of the kingdom was based on agriculture. Grains, pulses, vegetables and flowers were cultivated. Commercial crops included sugarcane and cotton. The agrarian population consisted of landlords (vokkaliga, zamindar, heggadde) who tilled the land by employing several landless labourers, usually paying them in grain. Minor cultivators were also willing to hire themselves out as labourers if the need arose.[90] It was due to the availability of these landless labourers that kings and landlords were able to execute major projects such as palaces, temples, mosques, anicuts (dams) and tanks.[91] Because land was abundant and the population relatively sparse, no rent was charged on land ownership. Instead, landowners paid tax for cultivation, which amounted to up to one-half of all harvested produce.[91]

Under Hyder Ali and Tipu Sultan

[edit]

Tipu Sultan is credited with founding state trading depots in various locations of his kingdom. In addition, he founded depots in foreign locations such as Karachi, Jeddah and Muscat, where Mysore products were sold.[92] During Tipu's rule French technology was used for the first time in carpentry and smithing, Chinese technology was used for sugar production, and technology from Bengal helped improve the sericulture industry.[93] State factories were established in Kanakapura and Taramandelpeth for producing cannons and gunpowder respectively. The state held the monopoly in the production of essentials such as sugar, salt, iron, pepper, cardamom, betel nut, tobacco and sandalwood, as well as the extraction of incense oil from sandalwood and the mining of silver, gold and precious stones. Sandalwood was exported to China and the Persian Gulf countries and sericulture was developed in twenty-one centres within the kingdom.[94]

The Mysore silk industry was initiated during the rule of Tipu Sultan.[95] Later the industry was hit by a global depression and competition from imported silk and rayon. In the second half of the 20th century, it however revived and the Mysore State became the top multivoltine silk producer in India.[95]

Under British rule

[edit]

This system changed under the subsidiary alliance with the British, when tax payments were made in cash and were used for the maintenance of the army, police and other civil and public establishments. A portion of the tax was transferred to England as the "Indian tribute".[96] Unhappy with the loss of their traditional revenue system and the problems they faced, peasants rose in rebellion in many parts of south India.[97] After 1800, the Cornwallis land reforms came into effect. Reade, Munro, Graham and Thackeray were some administrators who improved the economic conditions of the masses.[98] However, the homespun textile industry suffered while most of India was under British rule, except the producers of the finest cloth and the coarse cloth which was popular with the rural masses. This was due to the manufacturing mills of Manchester, Liverpool and Scotland being more than a match for the traditional handweaving industry, especially in spinning and weaving.[99][100]

The economic revolution in England and the tariff policies of the British also caused massive de-industrialization in other sectors throughout British India and Mysore. For example, the gunny bag weaving business had been a monopoly of the Goniga people, which they lost when the British began ruling the area. The import of a chemical substitute for saltpetre (potassium nitrate) affected the Uppar community, the traditional makers of saltpetre for use in gunpowder. The import of kerosene affected the Ganiga community which supplied oils. Foreign enamel and crockery industries affected the native pottery business, and mill-made blankets replaced the country-made blankets called kambli.[101] This economic fallout led to the formation of community-based social welfare organisations to help those within the community to cope better with their new economic situation, including youth hostels for students seeking education and shelter.[102] However, the British economic policies created a class structure consisting of a newly established middle class comprising various blue and white-collared occupational groups, including agents, brokers, lawyers, teachers, civil servants and physicians. Due to a more flexible caste hierarchy, the middle class contained a heterogeneous mix of people from different castes.[103]

Culture

[edit]

Religion

[edit]
Temple pond constructed by King Chikka Devaraja Wodeyar at Shravanabelagola, an important Jain temple town
Shweta Varahaswamy temple (1673–1704) in the Mysore Palace grounds

The early kings of the Wodeyar dynasty worshipped the Hindu god Shiva. The later kings, starting from the 17th century, took to Vaishnavism, the worship of the Hindu god Vishnu.[104] According to musicologist Meera Rajaram Pranesh, King Raja Wodeyar I was a devotee of the god Vishnu, King Dodda Devaraja was honoured with the title "Protector of Brahmins" (Deva Brahmana Paripalaka) for his support to Brahmins, and Maharaja Krishnaraja III was devoted to the goddess Chamundeshwari (a form of Hindu goddess Durga).[105] Wilks ("History of Mysore", 1800) wrote about a Jangama (Veerashaiva saint-devotee of Shiva) uprising, related to excessive taxation, which was put down firmly by Chikka Devaraja. Historian D.R. Nagaraj claims that four hundred Jangamas were murdered in the process but clarifies that Veerashaiva literature itself is silent about the issue.[106] Historian Suryanath Kamath claims King Chikka Devaraja was a Srivaishnava (follower of Sri Vaishnavism, a sect of Vaishnavism) but was not anti-Veerashaiva.[107] Historian Aiyangar concurs that some of the kings including the celebrated Narasaraja I and Chikka Devaraja were Vaishnavas, but suggests this may not have been the case with all Wodeyar rulers.[108] The rise of the modern-day Mysore city as a centre of south Indian culture has been traced from the period of their sovereignty.[109] Raja Wodeyar I initiated the celebration of the Dasara festival in Mysore, a proud tradition of the erstwhile Vijayanagara royal family.[110][111]

Jainism, though in decline during the late medieval period, also enjoyed the patronage of the Mysore kings, who made munificent endowments to the Jain monastic order at the town of Shravanabelagola.[112][113] Records indicate that some Wodeyar kings not only presided over the Mahamastakabhisheka ceremony, an important Jain religious event at Shravanabelagola, but also personally offered prayers (puja) during the years 1659, 1677, 1800, 1825, 1910, 1925, 1940, and 1953.[114]

Контакты между Южной Индией и исламом восходят к VII веку, когда процветала торговля между индуистскими королевствами и исламскими халифатами . Эти мусульманские торговцы поселились на Малабарском побережье с разрешения и благословения индуистских лордов этих мест и женились на местных индусских женщинах, а их потомки стали известны как Маппиллас . [115] By the 14th century, Muslims had become a significant minority in the south, though the advent of Portuguese missionaries checked their growth.[115] Хайдер Али, хотя и был набожным мусульманином, не позволял своей вере вмешиваться в управление преимущественно индуистским королевством, которым правили индуистские короли. Однако историки разделились во мнениях относительно намерений сына Хайдера Али, Типу Султана. Утверждалось, что Типу поднял индуистов на видные посты в своей администрации еще в Майсуре, предоставил щедрые гранты индуистским храмам и браминам и в целом уважал другие веры, и что любое религиозное обращение, предпринимаемое Типу, было наказанием тем, кто восстал против его власти. . [ 116 ] Однако этому опровергают другие историки, которые утверждают, что Типу Султан относился к немусульманам Майсура гораздо лучше, чем к немусульманам Малабарского побережья, регионов Райчур и Кодагу . Они отмечают, что Типу был ответственен за массовое обращение христиан и индуистов в этих регионах путем насильственного обращения. [ 117 ] [ 118 ]

Общество

[ редактировать ]
В Кроуфорд-холле кампуса Майсурского университета расположены офисы университета.

До 18 века общество королевства следовало вековым и глубоко устоявшимся нормам социального взаимодействия между людьми. Сообщения путешественников того времени указывают на широко распространенную практику индуистской кастовой системы и жертвоприношения животных во время девятидневных празднований (так называемых Маханавами ). [ 119 ] Позже коренные изменения произошли в результате борьбы между отечественными и иностранными державами. Хотя войны между индуистскими королевствами и султанатами продолжались, центральное место занимали сражения между местными правителями (включая мусульман) и вновь прибывшими британцами. [ 77 ] Распространение английского образования, появление печатного станка и критика господствующей социальной системы со стороны христианских миссионеров помогли сделать общество более открытым и гибким. Рост современного национализма по всей Индии также затронул Майсур. [ 120 ]

С приходом британской власти английское образование приобрело известность в дополнение к традиционному образованию на местных языках. Эти изменения были организованы лордом Эльфинстоном , губернатором президентства Мадраса . Его план стал конституцией центрального университетского учреждения или совета университета в 1841 году. [ 121 ] Соответственно, было создано отделение средней школы университета. Для предоставления образования во внутренних регионах в главных городах были созданы школы, которые в конечном итоге были повышены до уровня колледжей, причем каждый колледж стал центральным для многих местных школ ( школ Зилла ). [ 122 ] Первые англоязычные школы появились в 1833 году в Майсуре и распространились по всему региону. В 1858 году в Майсуре было основано Министерство образования, а к 1881 году в штате Майсур насчитывалось около 2087 школ с английским языком обучения. Высшее образование стало доступным с образованием Центрального колледжа Бангалора в Бангалоре (1870 г.), Колледжа Махараджи (1879 г.), Колледжа Махарани (1901 г.) и Майсурского университета (1916 г.) в Майсуре и Колледжа Святой Агнессы в Мангалоре (1921 г.). [ 123 ]

Социальные реформы, направленные на устранение таких практик, как сати и социальная дискриминация, основанная на неприкасаемости , а также требования эмансипации низших классов, прокатились по Индии и повлияли на территорию Майсура. [ 124 ] В 1894 году королевство приняло законы, запрещающие браки девочек младше восьми лет. повторные браки овдовевших женщин Поощрялись и браки обездоленных женщин, и в 1923 году некоторым женщинам было предоставлено разрешение осуществлять свое избирательное право на выборах . [ 125 ] Однако на территории Майсура произошли восстания против британской власти, в частности восстание Кодагу в 1835 году (после того как британцы свергли местного правителя Чиккавирараджа) и восстание Канара 1837 года. [ 126 ] Эпоха печати, провозглашенная христианскими миссионерами, в частности Германом Мёглингом , привела к созданию типографий по всему королевству. Публикация древних и современных книг каннада (таких как « Пампа Бхарата» и « Джаймини Бхарата» ), Библии на языке каннада , двуязычного словаря и газеты каннада под названием «Каннада Самачара» началась в начале 19 века. [ 127 ] Алуру Венката Рао опубликовал сводную историю каннада, прославляющую достижения каннадигаса, в своей книге «Карнатака Гатха Вайбхава» . [ 128 ]

Классическая английская и санскритская драма . [ 129 ] и местный Якшагана музыкальный театр повлиял на сцену каннада и выпустил таких известных драматургов, как Губби Вееранна . [ 130 ] Публика начала наслаждаться музыкой Карнатика благодаря ее трансляции через системы громкой связи, установленные на территории дворца. [ 131 ] Картины Майсура , вдохновленные Бенгальским Возрождением , были созданы такими художниками, как Сундарайя , Ала Сингарайя и Б. Венкатаппа . [ 132 ]

Литература

[ редактировать ]
Первая страница музыкального трактата Шритаттванидхи, объявляется Кришнараджа Водеяр III. автором которого

Эпоха Майсурского королевства считается золотым веком в развитии литературы каннада . Двор Майсура был не только украшен известными писателями и композиторами -браминами и вирашайвами , [ 113 ] [ 133 ] сами короли были опытными в изящных искусствах и внесли важный вклад. [ 134 ] [ 135 ] В то время как традиционная литература по философии и религии оставалась популярной, стали популярными произведения в новых жанрах, таких как хроника, биография, история, энциклопедия, роман, драма и музыкальный трактат. [ 136 ] Популярность приобрела родная форма народной литературы с драматическим представлением под названием Якшагана . [ 137 ] [ 138 ] Замечательным событием позднего периода стало влияние английской литературы и классической санскритской литературы на каннада. [ 139 ]

Говинда Вайдья, уроженец Шрирангапатны , написал Кантираву Нарасараджа Виджая , восхваление своего покровителя, царя Нарасараджи I. Написанная сангатья- метром (композиция, предназначенная для исполнения под аккомпанемент музыкального инструмента), книга описывает царский двор, популярный музыка и виды музыкальных произведений того времени в двадцати шести главах. [ 140 ] [ 141 ] Король Чикка Девараджа был первым композитором династии. [ 33 ] [ 142 ] Ему приписывают знаменитый трактат о музыке под названием «Гита Гопала» . Хотя оно было вдохновлено « санскритским произведением Джаядевы Гита Говинда» , оно имело собственную оригинальность и было написано саптапади- метром. [ 143 ] Среди современных поэтов, оставивших свой след во всем регионе, говорящем на каннада, - -брахман поэт Лакшмиса и странствующий -вирашаива поэт Сарваджна . Женщины-поэты также сыграли роль в литературном развитии: Челувамбе (королева Кришнараджи Водеяра I), Хелаванакатте Гириямма, Шри Рангамма (1685 г.) и Санчи Хоннамма ( Хадибадея Дхарма , конец 17 века) написали известные произведения. [ 144 ] [ 145 ]

Полиглот, король Нарасараджа II написал четырнадцать якшаганов на разных языках, хотя все они написаны шрифтом каннада. [ 146 ] Махараджа Кришнараджа III был плодовитым писателем на каннаде, за что получил почетное звание Абхинава Бходжа (по сравнению со средневековым королем Бходжей ). [ 147 ] Ему приписывают более сорока сочинений, из которых музыкальный трактат «Шри Татванидхи» и поэтический роман « Саугандика Париная», написанный в двух версиях: сангатье и драме. наиболее известны [ 148 ] Под покровительством Махараджи литература каннада начала медленное и постепенное изменение в сторону современности. Кемпу Нараяны «Мудраманджуша» («Шкатулка с печатью», 1823 г.) - самое раннее произведение, в котором есть нотки современной прозы. [ 149 ] Однако поворотным моментом стали исторически важные «Адбхута Рамаяна» (1895 г.) и «Рамасвамедхам» (1898 г.) Мудданны , которого ученый-каннадист Нарасимха Мурти считает « фигурой, подобной Янусу » в современной литературе каннада. Мудданна умело представил древний эпос с совершенно современной точки зрения. [ 150 ]

Басаваппа Шастри, уроженец Майсура и светил при дворе Махараджи Кришнараджи III и Махараджи Чамараджи X, известен как «Отец театра каннада» ( Kannada Nataka Pitamaha ). [ 151 ] Он был автором драм на каннада и перевел Уильяма Шекспира « Отелло » Шурасене Харите . Его известные переводы с санскрита на каннада многочисленны, в том числе Калидаса и Абхиньяна Шакунтала . [ 152 ]

Легендарные вайники – Вин Суббанна и Вин Шешанна (фото 1902 года)

При Махарадже Кришнарадже III и его преемниках — Чамарадже X, Кришнарадже IV и последнем правителе Джаячамарадже — двор Майсура стал крупнейшим и самым известным покровителем музыки. [ 153 ] В то время как дворы Танджора и Траванкора также оказывали большое покровительство и подчеркивали сохранение искусства, уникальное сочетание королевского покровительства над отдельными музыкантами, основания музыкальных школ для возбуждения общественного интереса и покровительства европейских музыкальных издателей и продюсеров отличало Майсур. [ 154 ] Махараджа Кришнараджа III, сам музыкант и заслуженный музыковед, сочинил несколько джавали (легких текстов) и религиозных песен на каннаде под названием Анубхава панчаратна . Его композиции носят псевдоним ( мудра ) «Чамунди» или «Чамундешвари» в честь семейного божества Водеяра. [ 155 ]

При Кришнарадже IV искусство получило дальнейшее покровительство. Возникла отдельная музыкальная школа, придававшая большое значение раге и бхаве . [ 132 ] [ 156 ] [ 157 ] Королевская музыкальная школа, основанная во дворце, помогла институционализировать преподавание этого искусства. Композиции Карнатика были напечатаны, а королевские музыканты стали использовать европейскую нотную систему. Западная музыка также поощрялась: фортепианный концерт Маргарет Казинс с Дворцовым оркестром ознаменовал празднование столетия Бетховена в Бангалоре. [ 153 ] Махараджа Джаячамараджа, также известный композитор Карнатик критис (музыкальная композиция), спонсировал серию записей русского композитора Николая Метнера и других. [ 153 ] Суд позаботился о том, чтобы музыка Карнатика также шла в ногу со временем. Граммофонные записи дворцового оркестра были сделаны и проданы на коммерческой основе. [ 158 ] Внимание было уделено «технологии концерта». Щедрые суммы были потрачены на приобретение различных инструментов, в том числе нетрадиционной валторны, терменвокса и каллиафона , механического музыкального проигрывателя. [ 159 ]

Майсурский двор был домом для нескольких известных экспертов ( видван ) того времени. Вина Шешана , придворный музыкант во времена правления Махараджи Чамараджи X, [ 160 ] считается одним из величайших представителей вины . [ 161 ] Его достижения в классической музыке принесли Майсуру ведущее место в искусстве инструментальной карнатической музыки, а вручил ему почетную награду Вайника Шикхамани . Махараджа Кришнараджа Водеяр IV [ 162 ] [ 163 ] Майсур Васудевачарья был известным музыкантом и композитором на санскрите и телугу из Майсура. [ 164 ] Ему принадлежит уникальная честь: ему покровительствовали четыре поколения королей и правителей Майсура, а также он был придворным музыкантом троих из них. [ 165 ] [ 166 ] Х. Л. Мутиа Бхагаватар был еще одним музыкантом-композитором, украшавшим двор Майсура. [ 167 ] Считается одним из самых важных композиторов периода после Тьягараджи . [ 168 ] ему приписывают около 400 композиций на санскрите, каннада, телугу и тамильском языке под псевдонимом «Харикеша». Среди скрипачей стал Т. Чоудиа одним из наиболее выдающихся исполнителей того времени. Известно, что он владел семиструнной скрипкой. [ 130 ] [ 169 ] Чоудия был назначен придворным музыкантом Махараджем Кришнараджем Водеяром IV в 1939 году и получил такие титулы, как «Сангита Ратна» и «Сангита Каланидхи». Ему приписывают композиции на каннада, телугу и санскрите под псевдонимом «Тримакута». [ 170 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Архитектурный стиль придворных и королевских построек королевства за время британского правления претерпел глубокие изменения – смешение европейских традиций с местными элементами. Индуистские храмы в королевстве были построены в типичном южноиндийском дравидийском стиле – скромной версии строительной идиомы Виджаянагара. [ 171 ] Находясь у власти, Типу Султан построил два места, а именно дворец Лал Махал (позже разрушенный после осады Серирангпатнама в 1799 году), Летний дворец и знаменитую Масджид э Аала в Шрирангапатне, его столице. Однако именно город Майсур наиболее известен своими королевскими дворцами, за что получил прозвище «Город дворцов». Главный дворец города, Майсурский дворец , также известен как дворец Амба Вилас. Первоначальный комплекс был уничтожен пожаром, а новый дворец был построен по заказу королевы-регента по проекту английского архитектора Генри Ирвина в 1897 году. [ 172 ] Общий дизайн представляет собой сочетание индуистского , исламского , индо-сарацинского и мавританского стилей, в котором впервые в Индии использовались чугунные колонны и каркас крыши. Яркой особенностью внешнего вида являются гранитные колонны, поддерживающие остроконечные арки портика, высокая башня, навершием которой является позолоченный купол с зонтиком ( чаттри ) на нем, и группы других куполов вокруг него. [ 173 ] Интерьер богато украшен мраморными стенами и потолком из тикового дерева, на котором установлены скульптуры индуистских божеств. Зал Дурбар ведет во внутренний частный зал через серебряные двери. Эта роскошная комната имеет панели пола, инкрустированные полудрагоценными камнями, и витражную крышу, поддерживаемую по центру колоннами и арками. Зал бракосочетаний ( Кальяна мантапа ) дворцового комплекса известен своим восьмиугольным витражным куполом с павлиньими мотивами. [ 174 ]

Дворец Лалита Махал был построен в 1921 году Э. У. Фритчли по заказу Махараджи Кришнараджи IV. Архитектурный стиль называется «Ренессанс» и демонстрирует концепции английских усадеб и итальянских палаццо . [ 175 ] Считается, что центральный купол создан по образцу собора Святого Павла в Лондоне. Другими важными особенностями являются лестница из итальянского мрамора, полированные деревянные полы в банкетных и танцевальных залах, а также лампы из бельгийского хрустального стекла. [ 175 ] Дворец Джаганмохан был сдан в эксплуатацию в 1861 году и завершен в 1910 году. Трехэтажное здание с красивыми куполами , навершиями и куполами было местом проведения многих королевских торжеств. Сейчас она называется Художественной галереей Чамараджендра и содержит богатую коллекцию артефактов. [ 176 ]

Кампус Майсурского университета , также называемый «Манаса Ганготри», является домом для нескольких интересных с архитектурной точки зрения зданий. Некоторые из них выполнены в европейском стиле и были завершены в конце 19 века. К ним относятся особняк Джаялакшми Вилас , Кроуфорд-холл , Институт восточных исследований (построенный между 1887 и 1891 годами) с его ионическими и коринфскими колоннами, а также районные офисы ( Атара Катчери , 1887). Атара Катчери, которая первоначально служила офисом британского комиссара, имеет восьмиугольный купол и навершие, которое добавляет ему красоты. [ 177 ] Летний дворец Махараджи, построенный в 1880 году, называется Локаранджан Махал и первоначально служил школой для членов королевской семьи. Дворец Раджендра Вилас , построенный в индо-британском стиле на вершине холма Чамунди , был сдан в эксплуатацию в 1922 году и завершен в 1938 году махараджей Кришнараджем IV. [ 175 ] Другими королевскими особняками, построенными правителями Майсура, были Читтаранджан Махал в Майсуре и Бангалорский дворец в Бангалоре, сооружение, построенное по образцу английского Виндзорского замка . [ 178 ] Центральный пищевой научно-исследовательский институт ( особняк Челувамба ), построенный в стиле европейского барокко эпохи Возрождения, когда-то был резиденцией принцессы Челувамбаамани Авару, сестры махараджи Кришнараджи IV. обширные пилястры и мозаичный пол. Примечательны [ 179 ]

Самым известным среди множества храмов, построенных Водеярами, является храм Чамундешвари на вершине холма Чамунди . Самая ранняя постройка здесь была освящена в 12 веке, а позже ей покровительствовали правители Майсура. в дравидийском стиле Махараджа Кришнараджа III добавил гопурам в 1827 году. В храме есть посеребренные двери с изображениями божеств. Другие изображения включают изображения индуистского бога Ганеши и Махараджи Кришнараджи III с тремя его королевами. [ 180 ] Вокруг главного дворца Майсура и внутри форта расположена группа храмов , построенных в разные периоды. Храм Прасанна Кришнасвами (1829 г.), храм Лакшмирамана Свами, самые ранние постройки которого датируются 1499 годом, храм Тринесвара Свами (конец 16 века), храм Швета Вараха Свами, построенный Пурнайей с оттенком архитектуры в стиле Хойсала , Прасанна Венкатарамана Свами. Храм (1836 г.) примечателен 12 фресками, изображающими правителей Водеяра. [ 181 ] Хорошо известными храмами за пределами города Майсур являются с колоннами яли («мифический зверь»), храм Венкатарамана построенный в конце 17 века в форте Бангалора , и храм Ранганатхи в Шрирангапатне. [ 182 ]

Типу Султан построил деревянный дворец с колоннами под названием Дворец Дария Даулат ( буквально «сад морских богатств») в Шрирангапатне в 1784 году. Построенный в индо-сарацинском стиле, дворец известен своей сложной резьбой по дереву, состоящей из декоративных арок. , полосатые колонны, цветочные узоры и картины. Западная стена дворца покрыта фресками, изображающими победу Типу Султана над полковника Бэйли армией при Поллилуре, недалеко от Канчипурама , в 1780 году. На одной из фресок Типу наслаждается ароматом букета во время битвы. французских солдат На этой картине усы отличают их от чисто выбритых британских солдат. [ 183 ] [ 184 ] Гумбаз Также в Шрирангапатне находится мавзолей , построенный Типу Султаном в 1784 году. В нем находятся могилы Типу и Хайдер Али. Гранитное основание увенчано куполом из кирпича и пилястрами. [ 185 ]

Наука и технологии в Майсуре

[ редактировать ]

Ракетостроение и ракетная артиллерия

[ редактировать ]
Наконечник ранней майсорской ракеты / ракеты Конгрива времен Наполеоновских войн выставлен в Парижском военно-морском музее.


Первые с железным корпусом и металлическими цилиндрами реактивные артиллерийские орудия были изобретены Типу Султаном и его отцом Хайдером Али в 1780-х годах. с металлическими цилиндрами Он успешно использовал эти ракеты против более крупных сил Британской Ост-Индской компании во время англо-майсурских войн . Майсурские ракеты того периода были гораздо более совершенными, чем те, что видели британцы, главным образом из-за использования железных трубок для хранения топлива; это позволило увеличить тягу и увеличить дальность полета ракеты (до 2 км (1 мили)). После возможного поражения Типу в Четвертой англо-майсурской войне и захвата Майсурских железных ракет они оказали влияние на разработку британских ракет, вдохновив на создание ракеты Конгрива , которая вскоре была использована в наполеоновских войнах . [ 186 ]

По словам Стивена Оливера Фаута и Джона Ф. Гилмартина-младшего в Британской энциклопедии (2008):

Хайдер Али , принц Майсура , разработал военные ракеты с важным изменением: использование металлических цилиндров для хранения пороха . Хотя кованое мягкое железо, которое он использовал, было грубым, прочность контейнера с черным порохом на разрыв была намного выше, чем у более ранней бумажной конструкции. Таким образом, стало возможным большее внутреннее давление и, как следствие, большая тяга реактивной струи. Корпус ракеты был привязан кожаными ремнями к длинной бамбуковой палке. Дальность действия составляла, возможно, до трех четвертей мили (более километра). Хотя по отдельности эти ракеты не были точными, ошибка рассеивания становилась менее важной, когда при массовых атаках было быстро выпущено большое количество ракет. Они были особенно эффективны против кавалерии и после освещения подбрасывались в воздух или скользили по твердой сухой земле. Типу Султан продолжал развивать и расширять использование ракетного оружия, как сообщается, увеличив численность ракетных войск с 1200 до 5000 корпусов. В боях при Серингапатаме в 1792 и 1799 годах эти ракеты с большим успехом применялись против британцев». [ 187 ]

За ракетами наблюдал генерал-лейтенант Томас Дезагулье , полковник-комендант Королевской артиллерии в Вулидже, который был впечатлен сообщениями об их эффективности и предпринял несколько неудачных экспериментов по созданию своего ракетного оружия. Несколько захваченных майсорских ракет были отправлены в Англию после присоединения Майсорского королевства к Британской Индии после смерти Типу Султана при осаде Серингапатама . [ 188 ] Британские исследования привели к разработке ракеты Конгрива , разработанной британским изобретателем сэром Уильямом Конгривом в 1808 году. [ 189 ]

Солдат армии Типу Султана использует свою ракету в качестве флагштока.
Типу Султан организовал свои ракетно- артиллерийские бригады, известные как Кушоны . Типу Султан увеличил количество военнослужащих в различных Кушунах с 1500 до почти 5000. Майсорские ракеты, используемые Типу Султаном, позже были обновлены британцами и последовательно использовались во время наполеоновских войн .

Доктор APJ Абдул Калам , бывший президент Индии , в своей лекции, посвященной памяти Типу Султана Шахида в Бангалоре (30 ноября 1991 г.), назвал Типу Султана новатором первой в мире военной ракеты. Две из этих ракет, захваченных британцами в Шрирангапатне, были выставлены в Королевском артиллерийском музее в Лондоне. По словам историка доктора Дулари Куреши Типу Султан был жестоким королем-воином и был настолько быстр в своих движениях, что врагу казалось, что он сражается на многих фронтах одновременно. [ 190 ]

Отец Типу Султана расширил использование ракетной техники в Майсуре , внеся важные инновации в сами ракеты и военную логистику их использования. Он задействовал в своей армии около 1200 специализированных военнослужащих для управления ракетными установками. Эти люди умели обращаться с оружием и были обучены запускать ракеты под углом, рассчитанным исходя из диаметра цилиндра и расстояния до цели. На ракетах были установлены лопасти с двойной заточкой, и при массовом запуске они вращались и наносили значительный урон большой армии. Типу значительно расширил использование ракет после смерти Хайдера, задействовав одновременно до 5000 ракетчиков. [ 191 ] Ракеты, развернутые Типу во время битвы при Поллилуре, были намного более совершенными, чем те, которые Британская Ост-Индская компания видела ранее, главным образом из-за использования железных трубок для удержания топлива; это позволило увеличить тягу и увеличить дальность действия ракет (до 2 км). [ 191 ] [ 188 ]

Британские отчеты описывают использование ракет во время третьей и четвертой войн. [ 192 ] Во время решающей битвы при Шрирангапатне в 1799 году британские снаряды попали в магазин с ракетами, в результате чего он взорвался и выпустил огромное облако черного дыма с каскадами взрывающегося белого света, поднимающегося из зубчатых стен. После поражения Типу в Четвертой войне британцы захватили несколько майсорских ракет. Они оказали влияние на развитие британских ракет, вдохновив на создание ракеты Конгрива , которая вскоре была использована в наполеоновских войнах . [ 188 ]

Тигр Типу

[ редактировать ]
Тигр Типу в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, демонстрирующий нападение лежащего на земле европейца.

«Тигр Типу» — или механическая игрушка XVIII века, автомат созданная для Типу Султана , правителя королевства Майсур (современный Бангалор ) в Индии . Резной и расписной деревянный корпус изображает тигра, терзающего европейца почти в натуральную величину. Механизмы внутри тигра и тела человека заставляют одну руку человека двигаться, издавать плач изо рта и кряхтеть тигру. Кроме того, клапан на боку тигра опускается, открывая клавиатуру небольшого органа с 18 нотами. [ 193 ]

Автомат использует свою эмблему тигра и выражает свою ненависть к своему врагу, британцам из Ост-Индской компании . Тигр был похищен из его летнего дворца, когда войска Ост-Индской компании штурмовали столицу Типу в 1799 году. Генерал-губернатор лорд Морнингтон отправил тигра в Великобританию, первоначально намереваясь выставить его на выставке в лондонском Тауэре . Впервые выставленный лондонской публике в 1808 году в Ост-Индском доме , затем в офисах Ост-Индской компании в Лондоне, позже он был передан в Музей Виктории и Альберта (V&A) в 1880 году (инвентарный номер 2545(IS)). [ 194 ] Сейчас он является частью постоянной экспозиции «Императорские дворы Южной Индии». [ 195 ] С момента прибытия в Лондон и по сей день «Тигр Типу» пользуется популярностью у публики.

Вид сбоку, показывающий, как повернутая ручка мешает игроку на клавиатуре.

Военная и военная артиллерия

[ редактировать ]
Военное пальто, которое использовал Типу Султан из Майсура.c. 1785-1790 гг.
Мушкетон кремневым замком с , построенный для Типу Султана в Шрирангапатне , 1793–94. Типу Султан использовал многие западные мастера, и это ружье отражает самые современные технологии того времени. [ 196 ]
Очень маленькая пушка, используемая войсками Типу Султана, теперь находится в Правительственном музее (Эгмор), Ченнаи.
Пушка, использованная войсками Типу Султана в битве при Шрирангапатне , 1799 г.
Пушка Хайдари, пушка, подаренная Типу Султаном Фатеху Мухаммеду.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Их язык мавританский [урду], но они также говорят на персидском языке. Я глубоко знаю [je possède à Fond] общего языка Индии, который англичане называют мавританским, а коренные жители этой страны - урдузебен» [ 1 ]
  1. ^ Субрахманьям, Санджай (2017). Европейская Индия: слова, люди, империи, 1500–1800 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674977556 .
  2. ^ Летбридж, сэр Ропер (1893). Золотая книга Индии: генеалогический и биографический словарь правящих принцев, вождей, дворян и других титулованных или награжденных лиц Индийской империи . Макмиллан. п. 362.
  3. ^ «Завоевание Шрирангапатны Раджей Водеяром» . 26 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 г. Проверено 6 декабря 2022 г.
  4. ^ Яздани, Каве (2017), Индия, современность и великое расхождение: Майсур и Гуджарат (17–19 века) , Brill Publisher, стр. 115, ISBN  9789004330795
  5. ^ Симмонс, Калеб (2020), Преданный суверенитет: королевская власть и религия в Индии , Oxford University Press, стр. 10–12, ISBN  9780190088897
  6. ^ Раджакарьяпрасакта Рао Бахадур (1936), стр. 383
  7. ^ Роддам Нарасимха (май 1985 г.). Ракеты в Майсуре и Британии, 1750–1850 гг. Н.э. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine . Издано Национальной авиационной лабораторией.
  8. ^ Камат (2001), стр. 11–12, стр. 226–227; Пранеш (2003), с. 11
  9. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 23
  10. ^ Субрахманьям (2003), с. 64; Райс EP (1921), с. 89
  11. ^ Камат (2001), с. 226
  12. ^ Райс Б.Л. (1897), с. 361
  13. ^ Икегаме, Ая (7 мая 2013 г.). Переосмысление княжеской Индии: историческая антропология Майсура с 1799 года по настоящее время . Рутледж. стр. 76–77. ISBN  978-0-415-55449-7 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 15 мая 2021 г.
  14. ^ Пранеш (2003), с. 2–3
  15. ^ Уилкс, Айянгар в «Айянгаре и Смите» (1911), стр. 275–276.
  16. ^ Айянгар (1911), с. 275; Пранеш (2003), с. 2
  17. ^ Штейн (1989), с. 82
  18. ^ Штейн 1987 , с. 82
  19. ^ Камат (2001), с. 227
  20. ^ Субрахманьям (2001), с. 67
  21. ^ Перейти обратно: а б с Субрахманьям (2001), с. 68
  22. ^ Венката Раманаппа, Миннесота (1975), с. 200
  23. ^ Шама Рао в Камате (2001), с. 227
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и Венката Раманаппа, Миннесота (1975), стр.201
  25. ^ Перейти обратно: а б Субрахманьям (2001), с. 68; Камат (2001), с. 228
  26. ^ Перейти обратно: а б Субрахманьям (2001), с. 71
  27. ^ Камат (2001), стр. 228–229.
  28. ^ Субрахманьям (2001), с. 69; Камат (2001), стр. 228–229
  29. ^ Субрахманьям (2001), с. 69
  30. ^ Субрахманьям (2001), с. 70
  31. ^ Субрахманьям (2001), стр. 70–71; Камат (2001), с. 229
  32. ^ Пранеш (2003), с. 44–45
  33. ^ Перейти обратно: а б с Камат (2001), с. 230
  34. ^ Шама Рао в Камате (2001), с. 233
  35. ^ Цитата: «Военный гений, человек энергии, доблести и находчивости» (Чопра и др., 2003, стр. 76)
  36. ^ Перейти обратно: а б Венката Раманаппа, Миннесота (1975), с. 207
  37. ^ Чопра и др. (2003), с. 71, 76
  38. ^ Чопра и др. (2003), с. 55
  39. ^ Перейти обратно: а б с д Камат (2001), с. 232
  40. ^ Чопра и др. (2003), с. 71
  41. ^ Чопра и др. (2003), с. 73
  42. ^ История маратхов. Грант Дафф. Том 2 . стр. 211–217.
  43. ^ Перейти обратно: а б Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 916. ИСБН  978-0-313-33536-5 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 16 июня 2016 г.
  44. ^ Чопра и др. (2003), стр. 74.
  45. ^ Чопра и др. (2003), стр. 75.
  46. ^ Чопра и др. 2003, с. 75
  47. ^ Венката Раманаппа, Миннесота (1975), с. 211
  48. ^ Нараване, командир звена (в отставке) MS (2014 г.). Бои Почетной Ост-Индской компании . Нью-Дели: Издательская корпорация APH. п. 175. ИСБН  9788131300343 .
  49. ^ Мохиббул Хасан (2005), История Типу Султана (переиздание), Дели: Aakar Books, стр. 105–107, ISBN  9788187879572
  50. ^ Сайлендра Нат Сен (1994), Англо-маратхские отношения, 1785–96, Том 2 (переиздание), Бомбей: Популярный Пракашан, стр. 55, ISBN  9788171547890 , заархивировано из оригинала 26 января 2024 года , получено 2 января 2022 года.
  51. ^ Перейти обратно: а б Чопра и др. (2003), с. 78–79; Камат (2001), с. 233
  52. ^ Чопра и др. (2003), стр. 75–76
  53. ^ Перейти обратно: а б Чопра и др. (2003), с. 77
  54. ^ Мохиббул Хасан (2005), История Типу Султана , Aakar Books, стр. 167, ISBN  9788187879572 , заархивировано из оригинала 26 января 2024 года , получено 16 июня 2016 года.
  55. ^ Чопра и др. (2003), стр. 79–80; Камат (2001), стр. 233–234.
  56. ^ Чопра и др. (2003), стр. 81–82
  57. ^ Камат (2001), с. 249
  58. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), с. 234
  59. ^ Венката Раманаппа, Миннесота (1975), с. 225
  60. ^ Цитата: «Диван, кажется, следует самым мудрым и самым доброжелательным курсом развития промышленности и богатства» (генерал Уэлсли в Kamath 2001, стр. 249)
  61. ^ Венката Раманаппа, Миннесота (1975), стр. 226–229.
  62. ^ Камат (2001), с. 250
  63. ^ Венката Раманаппа, Миннесота (1975), стр. 229–231.
  64. ^ Венката Раманаппа, Миннесота (1975), стр. 231–232.
  65. ^ Льюис Райс, Б., Отчет о переписи населения Майсура (Бангалор: Mysore Government Press, 1881), стр. 3
  66. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), стр. 250–254.
  67. ^ Рама Джойс, М. 1984. Правовая и конституционная история древней правовой, судебной и конституционной системы Индии. Дели: Паб Universal Law Pub. Компания р. 597
  68. ^ Путтасвамайя, К. 1980. Экономическое развитие Карнатаки - это трактат о преемственности и изменениях. Нью-Дели: Оксфорд и IBH. п. 3
  69. ^ «Майсурский дуэт Кришнараджа Водейя IV и М. Висвесварая» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 24 октября 2008 года . Проверено 23 октября 2007 г.
  70. ^ Пранеш (2003), с. 162
  71. ^ Камат (2001), с. 261
  72. ^ «Инструмент о вступлении на престол махараджи Майсура». Штат Майсур – Соглашение о присоединении и прекращении деятельности, подписанное Джайей Чамараджем Вадияром. Правитель штата Майсур и Доминиона Индии . Архивировано 26 января 2024 года в Wayback Machine . Нью-Дели: Министерство штатов, правительство Индии. 1947. с. 2. Проверено 2 января 2024 г. - из Национального архива Индии .
  73. ^ Asian Recorder , Том 20 (1974), с. 12263
  74. ^ Камат (2001), с. 228; Венката Раманаппа, Миннесота (1975), с. 201
  75. ^ Венката Раманаппа, Миннесота (1975), стр.203
  76. ^ Камат (2001), стр. 228–229; Венката Раманаппа, Миннесота (1975), с. 203
  77. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), с. 233
  78. ^ Камат (2001), с. 235
  79. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), с. 251
  80. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), с. 252
  81. ^ Мейер, сэр Уильям Стивенсон и др. Имперский географический справочник Индии . Оксфорд, Clarendon Press, 1908–1931. т. 18, с. 228.
  82. ^ Камат (2001), с. 254
  83. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), стр. 254–255.
  84. ^ Перейти обратно: а б с Камат (2001), с. 257
  85. ^ Камат (2001), с. 259
  86. ^ Индийский научный конгресс (2003), с. 139
  87. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), с. 258
  88. ^ Индийский научный конгресс (2003), стр. 139–140.
  89. ^ Камат (2001), с. 260
  90. ^ Шастри (1955), с. 297–298
  91. ^ Перейти обратно: а б Чопра и др. (2003), с. 123
  92. ^ М.Х. Гопал в Каматхе 2001, стр. 235
  93. ^ Камат (2001), стр. 235–236.
  94. ^ Камат (2001), стр. 236–237.
  95. ^ Перейти обратно: а б РК Датта (2007). Глобальная шелковая промышленность: полный справочник . Нью-Дели: Издательство APH. п. 17. ISBN  978-8131300879 . Проверено 22 января 2013 г.
  96. ^ Чопра и др. (2003), с. 124
  97. ^ Чопра и др. (2003), с. 129
  98. ^ Чопра и др. (2003), с. 130
  99. ^ Камат (2001), с. 286
  100. ^ Чопра и др. (2003), с. 132
  101. ^ Камат (2001), с. 287
  102. ^ Камат (2001), стр. 288–289.
  103. ^ Чопра и др. (2003), с. 134
  104. ^ Райс EP (1921), с. 89
  105. ^ Пранеш (2003), с. 5, с. 16, с. 54
  106. ^ Нагарадж в Поллоке (2003), с. 379
  107. ^ Камат (2001), с. 229
  108. ^ Айянгар и Смит (1911), с. 304
  109. ^ Пранеш (2003), с. 17
  110. ^ Айянгар и Смит (1911), с. 290
  111. ^ Пранеш (2003), с. 4
  112. ^ Пранеш (2003), с. 44
  113. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), стр. 229–230.
  114. ^ Сингх (2001), стр. 5782–5787.
  115. ^ Перейти обратно: а б Шастри (1955), с. 396
  116. ^ Мохибул Хасан в Chopra et al., 2003, стр. 82, часть III
  117. ^ Чопра и др. (2003), с. 82
  118. ^ Камат (2001), с. 237
  119. ^ Шастри (1955), с. 394
  120. ^ Камат (2001), с. 278
  121. ^ Чопра и др. (2003), с. 185
  122. ^ Чопра и др. (2003), с. 186
  123. ^ Камат (2001), стр. 278–279.
  124. ^ Чопра и др. (2003), стр. 196–197, с. 202
  125. ^ Камат (2001), с. 284
  126. ^ Камат (2001), с. 275
  127. ^ Камат (2001), стр. 279–280; Мурти (1992), с. 168
  128. ^ Камат (2001), с. 281; Мурти (1992), с. 172
  129. ^ Мурти (1992), с. 169
  130. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), с. 282
  131. ^ Пранеш (2003), стр. 163
  132. ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), с. 283
  133. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 23–27.
  134. ^ Мукерджи (1999), с. 78; Нарасимхачарья (1988), с. 23, с. 26
  135. ^ Камат (2001), стр. 229–230; Пранеш (2003), предисловие к главе p(i)
  136. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 23–26.
  137. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 25
  138. ^ Камат (2001), с. 281
  139. ^ Мурти (1992), с. 168–171; Камат (2001), с. 280
  140. ^ Райс EP (1921), с. 90; Мукерджи (1999), с. 119
  141. ^ Камат (2001), с. 227; Пранеш (2003), с. 11
  142. ^ Пранеш (2003), с. 20
  143. ^ Мукерджи (1999), с. 78; Пранеш (2003), с. 21
  144. ^ Мукерджи (1999), с. 143, с. 354, с. 133, с. 135; Нарасимхачарья (1988), стр. 24–25.
  145. ^ Пранеш (2003), стр. 33–34; Райс EP (1921), стр. 72–73, стр. 83–88, стр. 91
  146. ^ Пранеш (2003), с. 37–38
  147. ^ Пранеш (2003), с. 53
  148. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 26; Мурти (1992), с. 167; Пранеш (2003), с. 55
  149. ^ Мурти (1992), с. 167
  150. ^ Мурти (1992), с. 170
  151. ^ Пранеш (2003), с. 81
  152. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1077; Пранеш (2003), с. 82
  153. ^ Перейти обратно: а б с Вайдман (2006), с. 66
  154. ^ Вайдман (2006), с. 65
  155. ^ Пранеш (2003), с. 54
  156. ^ Пранеш (2003), с. xiii в примечании автора
  157. ^ Камат (2001), стр. 282
  158. ^ Вайдман (2006), с. 67
  159. ^ Вайдман (2006), с. 68
  160. ^ Пранеш (2003), с. 110
  161. ^ Бакши (1996), с. 12; Камат (2001), с. 282
  162. ^ Пранеш (2003), с. 110–111
  163. ^ Сатиш Камат (11 июля 2002 г.). «Окончательная корректировка» . Метро Плюс Бангалор. Индуист . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 4 июля 2003 года . Проверено 10 октября 2007 г.
  164. ^ Субраманьян (2006), с. 199; Камат (2001), с. 282
  165. ^ Пранеш (2003), с. 135
  166. ^ Пранеш (2003), с. 140
  167. ^ Субраманьян (2006), с. 202; Камат (2001), с. 282
  168. ^ Пранеш (2003), с. 170
  169. ^ Пранеш (2003), с. 214, 216
  170. ^ Пранеш (2003), с. 216
  171. ^ Мичелл, с. 69
  172. ^ Манчанда (2006), с. 158
  173. ^ Манчанда (2006), стр. 160–161
  174. ^ Манчанда (2006), с. 161
  175. ^ Перейти обратно: а б с Раман (1994), стр. 87–88.
  176. ^ Раман (1994), стр. 83–84, с. 91–92
  177. ^ Раман (1994), с. 84
  178. ^ Брэднок (2000), с. 294
  179. ^ Раман (1994), стр. 81–82.
  180. ^ Раман (1994), с. 85
  181. ^ Раман (1996), с. 83
  182. ^ Мичелл с. 71
  183. ^ Раман (1994), с. 106
  184. ^ Абрам и др. (2003), с. 225
  185. ^ Абрам и др. (2003), стр. 225–226
  186. ^ Роддам Нарасимха (1985). Ракеты в Майсуре и Великобритании, 1750–1850 гг. Н.э. Архивировано 27 сентября 2007 года в Национальной авиационной лаборатории Wayback Machine и Индийском научном институте.
  187. ^ Британская энциклопедия (2008), «ракета и ракета»
  188. ^ Перейти обратно: а б с Нарасимха, Роддам (27 июля 2011 г.). «Ракеты в Майсуре и Великобритании, 1750–1850 гг. Н.э.» (PDF) . Национальная авиационная лаборатория и Индийский институт науки. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года.
  189. ^ Уокер-младший, Уильям (1864). Мемуары выдающихся деятелей науки Великобритании, живших в 1807-1808 годах, и приложение (2-е изд.). Лондон: E. & FN Spon. стр. 34–35. дои : 10.5962/bhl.title.28396 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
  190. ^ Захария, Мини-брюки (7 ноября 2010 г.). «Легенда Типу живет» . Индуист . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
  191. ^ Перейти обратно: а б «Раскопано более 5000 «боевых ракет» Типу Султана» . Декан Вестник . 28 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2021 г. Проверено 16 сентября 2020 г.
  192. ^ «Как майсорская ракета помогла вооруженным силам Типу Султана достичь новых высот» . 5 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2023 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
  193. ^ «Тигр Типпу - европейские романтизмы в ассоциации» . 9 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2023 года . Проверено 6 ноября 2023 г.
  194. ^ Музей Виктории и Альберта (2011). «Тигр Типу» . Лондон: Музей Виктории и Альберта. Архивировано из оригинала 1 августа 2011 года . Проверено 16 июля 2011 г.
  195. ^ Иван; Коринн А. (2000). «Размышления о судьбе Тигра Типпу – определение культур посредством публичного показа» . В Халламе, Элизабет (ред.). Культурные встречи: представление инаковости . Стрит, Брайан В. Рутледж. п. 194. ИСБН  978-0-415-20280-0 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  196. ^ Выставка в Метрополитен-музее, Нью-Йорк.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аврам, Дэвид; Эдвардс, Ник; Форд, Майк; Сен, Девдан; Вулдридж, Бет (2003). Южная Индия . Грубые гиды. ISBN  1-84353-103-8 .
  • Айянгар, Кришнасвами С. (1911). Древняя Индия: Сборник очерков литературной и политической истории Южной Индии . Нью-Дели: (Перепечатка факса, 2004 г.) Азиатские образовательные службы. ISBN  81-206-1850-5 .
  • Бакши, Шири Рам (1996). Ганди и Конгресс . Нью-Дели: Саруп и сыновья. ISBN  81-85431-65-5 .
  • Брэднок, Роберт (2000) [2000]. Справочник по Южной Индии – Путеводитель . Путеводитель по следам. ISBN  1-900949-81-4 .
  • Чопра, Пенсильвания; Равиндран, ТК; Субрахманиан, Н. (2003). История Южной Индии (древняя, средневековая и современная) Часть III . Нью-Дели: Султан Чанд и сыновья. ISBN  81-219-0153-7 .
  • Ассоциация Индийского научного конгресса (разные авторы), Послание президента, том 1: 1914–1947 (2003). Формирование индийской науки . Ориент Блэксван. ISBN  81-7371-432-0 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  • Камат, Сурьянат У. (2001) [1980]. Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней . Бангалор: Книги Юпитера. LCCN   80905179 . OCLC   7796041 .
  • Манчанда, Бинду (2006) [2006]. Форты и дворцы Индии: стражи истории . Роли Букс Прайвит Лимитед. ISBN  81-7436-381-5 .
  • Мичелл, Джордж (17 августа 1995 г.). «Храмовая архитектура: зоны каннада и телугу». Новая Кембриджская история Индии: архитектура и искусство Южной Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-44110-2 .
  • Мукерджи, Суджит (1999) [1999]. Словарь индийской литературы . Ориент Блэксван. ISBN  81-250-1453-5 .
  • Мурти, К. Нарасимха (1992). «Современная литература каннада». В Джордже К.М. (ред.). Современная индийская литература: Антология - Том 1 . Сахитья Академия. ISBN  81-7201-324-8 .
  • Нагарадж, Д.Р. (2003) [2003]. «Критическая напряженность в истории литературной культуры каннада». В Шелдоне И. Поллоке (ред.). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-22821-9 .
  • Нарасимхачарья, Р. (1988) [1934]. История литературы каннада . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN  81-206-0303-6 .
  • Пранеш, Мира Раджарам (2003) [2003]. Композиторы музыки во времена династии Водеяров (1638–1947 гг. н.э.) . Бангалор: Ви Эмм. ISBN  978-8193101605 .
  • Раман, Африд (1994). Бангалор – Майсур: Путеводитель по Диша . Бангалор: Ориент Блэксван. ISBN  0-86311-431-8 .
  • Райс, EP (1921). Каннада Литература . Нью-Дели: (Факсимиле, 1982 г.) Азиатские образовательные службы. ISBN  81-206-0063-0 .
  • Райс, Б.Л. (2001) [1897]. Майсурский географический справочник, составленный для правительства, том 1 . Нью-Дели, Мадрас: Азиатские образовательные услуги. ISBN  81-206-0977-8 .
  • Шастри, Нилаканта К.А. (2005) [1955]. История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара Нью-Дели: Индийское отделение, Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-560686-8 .
  • Сингх, Нагендра Кр (2001). Энциклопедия джайнизма . Публикации Анмола. ISBN  81-261-0691-3 .
  • Штейн, Бертон (1987). Виджаянагара (Новая Кембриджская история Индии) . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. Стр. 156. ИСБН  0-521-26693-9 .
  • Субрахманьям, Санджай (2001). «Война и государственные финансы в Водеяре Майсуре». В Субрахманьяме, Санджай (ред.). Полутеневые видения . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 161–193. ISBN  978-0-472-11216-6 .
  • Субраманьян, В.К. (2006) [2006]. 101 Мистики Индии . Публикации Абхинава. ISBN  81-7017-471-6 .
  • Разное (1988) [1988]. Энциклопедия индийской литературы – том 2 . Сахитья Академия. ISBN  81-260-1194-7 .
  • Венката Раманаппа, Миннесота (1975) [1975]. Очерки истории Южной Индии: с особым упором на Карнатаку . Дели: паб Vikas. Дом; Лондон (Кеннингтон-Ла, 38, SE11 4LS): [Распространяется] Independent Pub. компании ISBN  0-7069-0378-1 .
  • Вайдман, Аманда Дж. (2006) [2006]. Воплощая классику, озвучивая современность . Издательство Университета Дьюка. ISBN  0-8223-3620-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

12 ° 18' с.ш., 76 ° 39' в.д.  /  12,30 ° с.ш., 76,65 ° в.д.  / 12,30; 76,65

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a38c395e3e8b1182ffe3aaac3fa4c73b__1723041420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/3b/a38c395e3e8b1182ffe3aaac3fa4c73b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kingdom of Mysore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)