Ван Янмин
Ван Шурен | |||
---|---|---|---|
Вице-король Лянгуана | |||
В офисе 1527–1529 | |||
Предшественник | Яо Мо | ||
Преемник | Чжан Цзин | ||
Военный министр Южной столицы | |||
В офисе 1521–1527 | |||
координатор Нангана Главный | |||
В офисе 1472–1529 | |||
Предшественник | Вэнь Сен | ||
Преемник | Не Сянь | ||
Личные данные | |||
Рожденный | Юяо , Чжэцзян | 26 октября 1472 г. ||
Умер | 9 января 1529 г. Наньаньфу ) , Цзянси современный Ганьчжоу ( | (56 лет) ||
Супруг | Леди Чжу | ||
Занятие | Каллиграф , военный генерал, философ , политик и писатель. | ||
Философская карьера | |||
Школа | Конфуцианство | ||
Известные идеи | Янминизм , Единство знания и действия , улицы полны святых | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Ван Янмин | ||
Упрощенный китайский | Ван Янмин | ||
| |||
Шурен (собственное имя) | |||
китайский | Шурен | ||
| |||
Боан ( любезное имя ) | |||
китайский | Боян | ||
| |||
Янминцзы ( художественное название ) | |||
Традиционный китайский | Ян Минцзы | ||
Упрощенный китайский | Ян Минцзы | ||
| |||
Вэньчэн ( посмертное имя ) | |||
китайский | Вэньчэн | ||
| |||
Граф Синьцзянь (дворянский титул) | |||
китайский | Синьцзяньбо | ||
| |||
Ван Шоурэн ( китайский : 王守仁 , 26 октября 1472 - 9 января 1529), любезное имя Боань ( китайский : 伯安 ), художественное имя Янминцзы ( традиционный китайский : 陽明子 ; упрощенный китайский : 阳明子 ), обычно называемый Ван Янмин ( традиционный китайский : 王陽明 ; упрощенный китайский : 王阳明 ) — китайский философ , полководец, политик, писатель и каллиграф во времена династии Мин . После Чжу Си его обычно считают самым важным неоконфуцианства . мыслителем [1] за его интерпретации конфуцианства , отрицавшие рационалистический дуализм ортодоксальной философии Чжу Си. Ван и Лу Сяншань считаются основателями школы Лу-Ван , или Школы разума.
В Китае, Японии и западных странах он известен под своим почетным именем, а не под личным именем. [2]
Жизнь и времена
[ редактировать ]Ван родился в Юяо , провинция Чжэцзян , в учёной семье с традициями бюрократической службы. Его отец, Ван Хуа, был первым ( Чжуанъюань , 狀元) на императорском экзамене 1481 года и дослужился до заместителя министра Министерства обрядов , но позже был понижен в должности и впоследствии исключен с государственной службы за оскорбление Лю Цзиня . евнух.
Ван получил степень дзюрен в 1492 году и степень дзинши в 1499 году. Позже он работал исполнительным помощником в различных государственных ведомствах, пока не был изгнан за оскорбление евнуха в 1506 году. [3] Однако его профессиональная карьера возобновилась, когда он стал губернатором провинции Цзянси . [4]
Военные подвиги
[ редактировать ]Ван стал успешным генералом и был известен строгой дисциплиной, которую он установил в своих войсках. В 1517 и 1518 годах он был отправлен в ответ на прошения о подавлении крестьянских восстаний в Цзянси , Фуцзянь и Гуандун . Обеспокоенный разрушениями, вызванными войной, он обратился в суд с ходатайством об амнистии и успешно уничтожил вооруженные силы повстанцев.
Подавление восстания принца Нина
[ редактировать ]В 1519 году нашей эры, когда он был губернатором провинции Цзянси и направлялся для подавления восстаний в провинции Фуцзянь , Ван внезапно столкнулся с восстанием принца Нин , возглавляемым Чжу Чэньхао, четвертым принцем Нин. Учитывая, что база принца в Наньчане позволила ему плыть по реке Янцзы и захватить южную столицу Нанкин , Ван активно готовился к битве, чтобы предотвратить такую возможность, одновременно прибегая к обману, чтобы убедить принца, что армии движутся, чтобы окружить его. Обманутый этим принц заколебался и дал время Нанкину для подкрепления. В конце концов, вынужденный вступить в бой с правительственными войсками, принц Нин потерпел поражение и был взят в плен.
В этой кампании Ван также сделал одно из первых упоминаний об использовании в бою фо-лан-цзи , с казенной частью, кулевринной пушки импортированной от недавно прибывших португальских авантюристов в Китай. [4] Будучи губернатором Цзянси, он также строил школы, реабилитировал повстанцев и восстанавливал то, что было потеряно врагом во время восстания. Хотя он и стал графом, он подвергся остракизму за противостояние Чжу Си . [3]
Через тридцать восемь лет после смерти ему были присвоены титулы маркиза и завершителя культуры. В 1584 году ему было принесено жертвоприношение в конфуцианском храме , что стало высшей наградой для учёного. [3]
Философия
[ редактировать ]Ван был ведущей фигурой неоконфуцианской школы сердца , основанной Лу Цзююанем (陸九淵, или Лу Сяншань) из Южной Сун . Эта школа отстаивала интерпретацию Мэн-цзы , классического конфуцианца, ставшую центром более поздних интерпретаций, которая объединяла знание с действием. Их конкурирующая школа, Школа Принципов ( Ли ), рассматривала получение знаний как своего рода подготовку или совершенствование, которое, после завершения, могло направлять действия.
Врожденное знание
[ редактировать ]На основе неоконфуцианства Чэн-Чжу , которое было основным в то время, Ван Янмин развил идею врожденного знания , утверждая, что каждый человек от рождения знает разницу между добром и злом. Ван утверждал, что такое знание интуитивное, а не рациональное. Эти революционные идеи Ван Янмина позже вдохновили выдающихся японских мыслителей, таких как Мотоори Норинага , который утверждал, что благодаря синтоистским божествам только японцы обладали интуитивной способностью различать добро и зло без сложной рационализации. Его школа мысли ( Оёмей-гаку по-японски, О означает фамилию «Ван», ёмэй означает «Янмин», гаку означает «школа обучения») также сильно повлияла на этику японских самураев .
Интеграция знаний и действий
[ редактировать ]Отказ Ванга от чистого исследования знаний проистекает из тогдашнего традиционного взгляда на китайскую веру в то, что, получив знания, человек обязан применить эти знания на практике. Это предполагало две возможности:Что можно иметь знание без соответствующего действия или до него, или что можно знать, какое действие является правильным, но все равно не действовать.
Ван отверг оба этих подхода, что позволило ему разработать свою философию действия. Ван считал, что только посредством спонтанных действий можно было получить знание и отрицать все другие способы его получения. Для него не было возможности использовать знания после их получения, потому что он считал, что знание и действие объединены в одно целое. Любое знание, которое было получено затем и применено на практике, считалось заблуждением или ложью.
Разум и мир
[ редактировать ]Он считал, что объекты не существуют полностью отдельно от разума , потому что разум их формирует. Он считал, что не мир формирует разум, а разум дает разум миру. Следовательно, только разум является источником всякого разума. Он понимал это как внутренний свет, врожденную нравственную доброту и понимание того, что хорошо.
Чтобы устранить эгоистические желания, которые затуманивают понимание добра, можно практиковать тип медитации, который часто называют «спокойным отдыхом» или «сидением на месте» (靜坐 jingzuo ). Это похоже на практику медитации Чань ( Дзен ) в буддизме .
Влияние
[ редактировать ]Ван Янмин считается одним из величайших мастеров конфуцианства в истории наряду с Конфуцием , Мэн-цзы и Чжу Си ( 孔孟朱王 ).Он основал « Школу Яоцзян » ( 姚江學派 ) или «Школу разума Янмин» ( 陽明心學 ), которая стала одной из доминирующих конфуцианских школ в середине-конце периода Мин и периода Цин в Китае. Типичными фигурами, выходцами из этой школы после Вана, были Ван Цзи ( 王龍溪 ), Цянь Дэхун ( 錢德洪 ), Ван Гэнь , Хуан Цзунси , Ли Чжуову и Лю Цзунчжоу ( 劉宗周 ). Ван Гэнь основал школу Тайчжоу ( 泰州學派 ), которая пошла влево от идей Ван Янмина. В период позднего Мин мысли Ван Янмина стали особенно популярными и влиятельными в Китае.Интерпретация конфуцианства, предложенная Ваном, имела влияние в Китае и в наше время. Китайский военачальник двадцатого века Янь Сишань пытался возродить конфуцианство в Шаньси, в основном по модели философии Вана. [5] Учение Ван Янмина вдохновило многих японских реформаторов и революционеров девятнадцатого века. Это привело к значительному увеличению интереса к его мысли в Японии в конце периода Мэйдзи , когда многие китайские активисты, такие как Лян Цичао и Чан Кайши, находились в Японии. Некоторые китайские и корейские мыслители считали, что учение Ван Янмина сильно повлияло на развитие современного бушидо («пути воина») в Японии, и продвигали обе этики в своих странах, чтобы укрепить дух своих народов. [6]
Японский адмирал Русско -японской войны Того Хэйхачиро находился под влиянием Ванга и сделал марку с надписью: «Вся жизнь следовала примеру Янмина» ( яп . 一生低首拜陽明 ). В Японии многие ученые и политики (эта группа людей известна по-японски как «Ёмейгакуша» (яп. 陽明学者 ) происходили из школы Ван Янмина ( Оёмей-гаку ) в истории, в том числе Кумадзава Бандзан , Сайго Такамори , Такасуги Синсаку и Накаэ. Тодзю Накаэ считается основателем японского Оёмей-гаку .
Мемориалы
[ редактировать ]Чан Кайши назвал в честь Вана национальную достопримечательность Тайваня — Янминшань ; а дорога в Наньчане также названа Янмин-роуд в честь Вана местными чиновниками, находящимися под влиянием Чанга. Кроме того, Национальный университет Ян-Мин в честь философа назван на Тайване.Жители Гуйяна , столицы провинции Гуйчжоу , посвятили статую Ван Янмину, а также построили музей и тематический парк; робот-версия Ван Янмина находится в городе. [7] Городские власти в родном городе Вана, Юяо , провинция Чжэцзян , назвали среднюю школу в честь его почетного имени.
Переводы
[ редактировать ]- Хенке, Фредерик (1916). Философия Ван Ян-мина . Лондон: Открытый суд. . Общественное достояние. Считался плохим переводом Чана.
- Чинг, Джулия (1972). Философские письма Ван Янмина . Канберра, Австралия: Издательство Австралийского национального университета. Шестьдесят семь писем и аннотаций.
- Чан, Винг-цит (1963). Справочник по китайской философии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. Только отрывки.
- Чан, Винг-цит (1963). «Инструкции для практической жизни и другие неоконфуцианские сочинения» Ван Ян-Мина . Издательство Колумбийского университета. Полный перевод 傳習録 и 大學問, двух основных произведений Вана.
- Айвенго, Филип (2009). Чтения школы неоконфуцианства Лу-Вана . Индианаполис: паб Hackett. компании ISBN 978-0872209602 . Отрывки, включая первые переводы некоторых писем Ванга.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Ван Янмин (Ван Шоу-Джен) | Интернет-энциклопедия философии» .
- ^ Чан, Винг-цит. Справочник по китайской философии . Издательская группа Greenwood , 1 марта 2002 г. xii . Проверено 1 апреля 2012 г. ISBN 978-1-4008-0964-6 .
- ^ Jump up to: а б с Чан 1963: 654.
- ^ Jump up to: а б Нидэм, Том 5, Часть 7, 372.
- ^ Гиллин 60
- ^ Бенеш, 2009.
- ^ Джонсон, Ян (18 октября 2017 г.). «Забудьте Маркса и Мао. Китайские города чтят некогда запрещенного конфуцианца» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 октября 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Чанг, Карсун (1962). Ван Ян-мин: философ-идеалист Китая шестнадцатого века . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Университета Св. Иоанна.
- Гиллин, Дональд Г. (1967), военачальник: Йен Си-шань в провинции Шаньси, 1911–1949 гг . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. LCCN 66-14308
- Айвенго, Филип Дж. (2002), Этика в конфуцианской традиции: мысли Мэнцзы и Ван Янмина, ред. 2-е издание, Индианаполис: Hackett Publishing.
- Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.
- Нивисон, Дэвид С. (1967). «Проблема «знания» и «действия» в китайской мысли со времен Ван Ян-мина», в изд. Артура Ф. Райта, « Исследования китайской мысли», Чикаго: University of Chicago Press, стр. 112–45.
- Нивисон, Дэвид С. (1996), «Философия Ван Янмина», в книге «Пути конфуцианства», Чикаго: Open Court Press, стр. 217–231.
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Часть 7 . Тайбэй: Caves Books, Ltd.
- Олег Бенеш. «Ван Янмин и Бусидо: японская нативизация и ее влияние в современном Китае». Журнал китайской философии 36 (3): 439-454.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Ван Янмином, на Викискладе?
- Цитаты, связанные с Ван Янмином , в Wikiquote
- Статья о Ван Янмине в Стэнфордской энциклопедии философии
- Ван Ян Мин в Интернет-энциклопедии философии
- Работы Ван Янмина в Project Gutenberg
- Работы Ван Янмина или о нем в Интернет-архиве
- 1472 рождения
- 1529 смертей
- Китайские каллиграфы XV века.
- Китайские философы XV века
- Китайские каллиграфы XVI века.
- Китайские конфуцианцы
- Генералы из Чжэцзяна
- Идеалисты
- Эссеисты династии Мин
- Генералы династии Мин
- Философы династии Мин
- Китайские философы XVI века
- Моральные психологи
- Неоконфуцианские ученые
- Люди из Юяо
- Философы из провинции Чжэцзян
- Политики из Нинбо
- Наместники Лянгуана
- Писатели из Нинбо
- Синьсюэ
- Ван Янмин