Jump to content

Битва при Дрепане

Координаты : 38 ° 00'36 "N 12 ° 30'18" E  /  38,01000 ° N 12,50500 ° E  / 38,01000; 12.50500
(Перенаправлено из «Битвы при Дрепануме» )

Битва при Дрепане
Часть Первой Пунической войны.
Дата 249 г. до н.э.
Расположение
Off Drepana (современный Трапани ), Сицилия
38 ° 00'36 "N 12 ° 30'18" E  /  38,01000 ° N 12,50500 ° E  / 38,01000; 12.50500
Результат Карфагенская победа
Воюющие стороны
Карфаген Римская республика
Командиры и лидеры
Адгербал Публий Клавдий Прекрасный
Сила
100–130 кораблей Не менее 123 кораблей
Жертвы и потери
Ничего не записано
  • 93 корабля захвачено
  • Неизвестное количество затонувших кораблей
  • 20 000 человек убиты или взяты в плен
Дрепана находится на Сицилии.
Дрепана
Дрепана
Место битвы у западного побережья Сицилии.

Морское сражение при Дрепане (или Дрепануме ) произошло в 249 г. до н. э. во время Первой Пунической войны возле Дрепаны (современная Трапани ) на западе Сицилии между карфагенским флотом под командованием Адхербала и римским флотом под командованием Публия Клавдия Пульхера .

Пульхер блокировал карфагенский оплот Лилибей (современная Марсала), когда решил атаковать их флот , находившийся в гавани близлежащего города Дрепана. Римский флот ночью отплыл, чтобы совершить внезапную атаку, но в темноте рассеялся. Адхербал смог вывести свой флот в море до того, как он оказался в ловушке в гавани; получив пространство для маневра на море, он затем контратаковал . Римляне были прижаты к берегу и после дня боев потерпели тяжелое поражение от более маневренных карфагенских кораблей с их лучше обученными экипажами. Это была величайшая военно-морская победа Карфагена в войне; они перешли к морскому наступлению после Дрепаны и почти смели римлян с моря. Прошло семь лет, прежде чем Рим снова попытался выставить на вооружение значительный флот, а Карфаген отвел большую часть своих кораблей в резерв, чтобы сэкономить деньги и высвободить рабочую силу.

Исторические источники

[ редактировать ]

Основной источник практически всех аспектов Первой Пунической войны. [ примечание 1 ] — историк Полибий ( ок. 200 ок. 118 до н. э.), грек, отправленный в Рим в 167 г. до н. э. в качестве заложника. [ 2 ] [ 3 ] Среди его работ — ныне утерянное руководство по военной тактике. [ 4 ] но сегодня он известен благодаря «Историям» , написанным где-то после 146 г. до н.э., или примерно через столетие после битвы при Дрепане. [ 2 ] [ 5 ] Работа Полибия считается в целом объективной и в значительной степени нейтральной по отношению к карфагенской и римской точкам зрения. [ 6 ] [ 7 ]

Карфагенские письменные источники были уничтожены вместе с их столицей Карфагеном в 146 г. до н.э., и поэтому отчет Полибия о Первой Пунической войне основан на нескольких, ныне утерянных, греческих и латинских источниках. [ 8 ] Полибий был историком-аналитиком и по возможности лично брал интервью у участников событий, о которых писал. [ 9 ] [ 10 ] Только первая книга из 40, входящих в «Истории», посвящена Первой Пунической войне. [ 11 ] Точность рассказа Полибия широко обсуждалась на протяжении последних 150 лет, но современный консенсус заключается в том, чтобы принять его в основном за чистую монету, а детали битвы в современных источниках почти полностью основаны на интерпретациях рассказа Полибия. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Современный историк Эндрю Карри считает, что «Полибий оказывается довольно надежным»; [ 14 ] в то время как Декстер Хойос описывает его как «на удивление хорошо информированного, трудолюбивого и проницательного историка». [ 15 ] Существуют и другие, более поздние истории войны, но в фрагментарной или краткой форме. [ 3 ] [ 16 ] и они обычно более подробно освещают военные действия на суше, чем на море. [ 17 ] Современные историки обычно также принимают во внимание более поздние истории Диодора Сицилийского и Диона Кассия , хотя классик Адриан Голдсуорси утверждает, что «рассказ Полибия обычно следует отдавать предпочтение, если он отличается от любого из наших других рассказов». [ 10 ] [ примечание 2 ]

Другие источники включают надписи, археологические свидетельства и эмпирические данные реконструкций, таких как трирема Олимпиада . [ 19 ] С 2010 года ряд артефактов был обнаружен на близлежащем месте битвы при Эгатах , последней битвы войны, произошедшей восемь лет спустя. Их анализ и восстановление других предметов продолжаются. [ 20 ]

Операции на Сицилии

[ редактировать ]
Карта западного Средиземноморья, показывающая территорию, контролировавшуюся Карфагеном и Римом в начале Первой Пунической войны.
Территория, контролируемая Римом и Карфагеном в начале Первой Пунической войны.

В 264 г. до н.э. государства Карфаген и Рим вступили в войну, начав Первую Пуническую войну. [ 21 ] Карфаген был авторитетной морской державой в западном Средиземноморье ; Рим недавно объединил под своим контролем материковую Италию к югу от реки Арно . Экспансия Рима на юг Италии, вероятно, сделала неизбежным его столкновение с Карфагеном из-за Сицилии под тем или иным предлогом. [ 22 ] Непосредственной причиной войны стал вопрос контроля над сицилийским городом Мессана (современная Мессина ). [ 23 ]

К 249 г. до н. э. война длилась 15 лет, со многими переменами в судьбе. Она переросла в борьбу, в которой римляне пытались решительно победить карфагенян и, как минимум, взять под контроль всю Сицилию. [ 24 ] Карфагеняне придерживались своей традиционной политики ожидания, пока их противники изнемогают, в надежде затем вернуть себе часть или все свои владения и заключить взаимоприемлемый мирный договор. [ 25 ] В 260 г. до н. э. римляне построили большой флот и в течение следующих десяти лет разгромили карфагенян в серии морских сражений. [ 26 ] Римляне также постепенно получили контроль над большей частью Сицилии, включая крупные города Акрагас (современный Агридженто; Агриджентум на латыни; захвачен в 262 г. до н. э.) и Панорм (современный Палермо ; захвачен в 254 г. до н. э.). [ 27 ]

Схема, изображающая положения гребцов трех разных весел в триере.
Изображение положения гребцов трех разных весел греческой триеры.

Во время этой войны стандартным военным кораблем была квинкверема , что означает «пятивесельный». [ 17 ] Квинкверема была галерой , ок. 45 метров (150 футов) в длину, ок. Ширина 5 метров (16 футов) на уровне воды, палуба стоит ок. Высота 3 метра (10 футов) над уровнем моря, водоизмещение около 100 длинных тонн (110 коротких тонн ; 100 тонн). Эксперт по галерам Джон Коутс предполагает, что они могут поддерживать скорость 7 узлов (8,1 миль в час; 13 км/ч) в течение длительного времени. [ 28 ] Современная реплика галеры «Олимпия» развивала скорость 8,5 узлов (9,8 миль в час; 15,7 км/ч) и курсировала со скоростью 4 узла (4,6 миль в час; 7,4 км/ч) в течение нескольких часов подряд. [ 17 ]

Суда строились как катафракты , или «защищенные» корабли, то есть полностью палубные, чтобы иметь возможность лучше перевозить морскую пехоту и катапульты . [ 29 ] [ 30 ] У них был отдельный «весловой ящик», прикрепленный к основному корпусу, в котором находились гребцы. Эти особенности позволили усилить корпус, увеличить грузоподъемность и улучшить условия для гребцов. [ 31 ] Общепринятая теория расположения гребцов в квинкверемах состоит в том, что должны быть наборы или ряды из трех весел, одно над другим, с двумя гребцами на каждом из двух верхних весел и одним на нижнем, всего в общей сложности по пять гребцов в шеренге. Это будет повторяться по бокам камбуза, всего по 28 рядов с каждой стороны; Всего 168 весел. [ 32 ]

В 260 г. до н.э. римляне намеревались построить флот и использовали потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинкерему в качестве образца для своей собственной. [ 33 ] Будучи начинающими корабелами, римляне строили копии, которые были тяжелее карфагенских судов, что делало их медленнее и менее маневренными. [ 34 ] Квинкверема была рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов на протяжении Пунических войн , хотя гексаремы (шесть гребцов на ряд), квадриремы иногда упоминаются также (четыре гребца на ряд) и триеры (три гребца на ряд). Этот тип был настолько повсеместным, что Полибий использовал его как сокращение от слова «военный корабль» в целом. [ 35 ] На квинкереме находился экипаж из 300 человек, из которых 280 были гребцами и 20 палубными членами экипажа и офицерами; [ 36 ] обычно он также будет иметь на борту 40 морских пехотинцев, [ 37 ] и если бы считалось, что битва неизбежна, это число было бы увеличено до 120. [ 38 ] [ 39 ]

Схема, показывающая расположение и использование корвуса на римской галере.
Корвус . для посадки на римские корабли — устройство

Чтобы гребцы гребли как единое целое, а также выполняли более сложные боевые маневры, требовалось долгое и упорное обучение. [ 40 ] По крайней мере, половина гребцов должна была иметь некоторый опыт, чтобы эффективно управлять кораблем. [ 29 ] В результате римляне изначально оказались в невыгодном положении по сравнению с более опытными карфагенянами. Чтобы противостоять карфагенскому превосходству, римляне ввели корвус — мост шириной 1,2 метра (4 фута) и длиной 11 метров (36 футов) с тяжелым шипом на нижней стороне, который был предназначен для того, чтобы протыкать и закреплять палубу вражеского корабля. [ 38 ] Это позволило римским легионерам, действовавшим в качестве морской пехоты, брать абордаж вражеские корабли и захватывать их, вместо того, чтобы использовать ранее традиционную тактику тарана на . Все военные корабли были оснащены тараном тройным набором бронзовых лопастей шириной 60 см (2 фута) и весом до 270 кг (600 фунтов), расположенных по ватерлинии. Они были изготовлены индивидуально методом выплавки, галеры неподвижно прилегали к носу и закреплялись бронзовыми шипами. [ 41 ] [ 42 ]

За столетие, предшествовавшее Пуническим войнам, абордаж становился все более распространенным явлением, а таран уменьшился, поскольку более крупным и тяжелым судам, принятым на вооружение в этот период, не хватало скорости и маневренности, необходимых для тарана, а их более прочная конструкция уменьшала эффективность тарана даже в случае об успешной атаке. Римская адаптация корвусов стала продолжением этой тенденции и компенсировала их первоначальный недостаток в навыках маневрирования кораблем. Дополнительный вес носовой части ухудшил маневренность корабля, и в бурных морских условиях корвус стал бесполезным. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] В 255 г. до н.э. римский флот был опустошен штормом при возвращении из Африки: 384 корабля из 464 затонуло. [ примечание 3 ] и потеряно 100 000 человек. [ 46 ] [ 47 ] Вполне возможно, что присутствие корвуса сделало римские корабли непригодными для плавания, и нет никаких записей об их использовании после этой катастрофы. [ 48 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Во многом из-за использования римлянами корвуса карфагеняне потерпели поражение в крупных морских сражениях при Милах (260 г. до н. э.), Сульках (257 г. до н. э.), Экноме (256 г. до н. э.) и мысе Гермеум (255 г. до н. э.). [ 49 ] По словам Полибия, в 252 и 251 годах до нашей эры римская армия избегала сражения, потому что боялась боевых слонов, которых карфагеняне отправили на Сицилию. [ 50 ] [ 51 ] В 250 г. до н.э. карфагеняне попытались отбить Панорм, но потерпели поражение , потеряв большую часть своих слонов. [ 52 ] Современные отчеты не сообщают о других потерях ни одной из сторон, и современные историки считают более поздние заявления о потерях в 20 000–30 000 карфагенян маловероятными. [ 53 ]

Воодушевленные победой при Панорме, римляне двинулись против Лилибея , который был главной карфагенской базой на Сицилии. Большая армия под командованием годовых консулов ​​Публия Клавдия Пульхера и Луция Юния Пулла осадила город. Они восстановили свой флот, и 200 кораблей заблокировали гавань. [ 54 ] В начале блокады 50 карфагенских квинкверем собрались у островов Эгат , которые лежат в 15–40 километрах (9–25 миль) к западу от Сицилии. Когда подул сильный западный ветер, они отплыли в Лилибей прежде, чем римляне успели отреагировать. Выгрузили подкрепление – то ли 10 000, то ли 4 000 по разным древним источникам. [ 55 ] – и большое количество припасов. Они уклонились от римлян, уйдя ночью, эвакуировав карфагенскую конницу. [ 56 ]

Карта Сицилии, показывающая небольшую территорию, контролируемую Карфагеном.
Плацдарм Карфагена на западе Сицилии, в золоте; Территория, контролируемая римлянами, выделена розовым цветом; Сиракузский в зеленом

Римляне перегородили подступы к Лилибею с суши земляными и деревянными лагерями и стенами. Они неоднократно пытались заблокировать вход в гавань тяжелым деревянным боном , но из-за преобладающих морских условий им это не удалось. [ 57 ] Карфагенский гарнизон снабжался блокадниками. Это были легкие и маневренные квинкеремы с высококвалифицированным экипажем и лоцманами , знавшими мели и течения в сложных водах. Главным среди прорывателей блокады была галера, которой командовал Ганнибал Родосец , который насмехался над римлянами превосходством своего судна и команды. В конце концов римляне захватили Ганнибала и его хорошо построенную галеру. [ 58 ]

В 250 г. до н.э. в состав римского флота было выделено еще 10 000 гребцов. Пульхер, старший консул, при поддержке военного совета , полагал, что это дало ему достаточное преимущество, чтобы рискнуть атаковать карфагенский флот в Дрепане , в 25 километрах (16 миль) к северу от Лилибея вдоль западного побережья Сицилии. Римский флот плыл безлунной ночью, чтобы избежать обнаружения и обеспечить внезапность. [ 59 ] [ 60 ] У римлян существовала традиция предсказывать судьбу военного предприятия, наблюдая за действиями священных кур . Ранним утром им предлагали еду: если они ели охотно, приметы были хорошие; если они откажутся от этого, акция окажется злополучной. [ 61 ] [ 62 ] Когда по дороге в Дрепана была совершена торжественная церемония, куры есть отказались. Разъяренный Пульхер выбросил их за борт, воскликнув, что если они не голодны, то, возможно, им хочется пить. [ 63 ] Полибий не упоминает об этом, что заставило некоторых современных историков усомниться в его правдивости. [ 64 ] [ 65 ] Т. П. Уайзман даже подумал, что весь этот эпизод был выдумкой враждебно настроенного летописца с целью нанести ущерб репутации Клавдиев . [ 66 ]

Движение обоих флотов во время боя

К рассвету римляне подошли к Дрепане, но столкнулись с проблемами. В темноте оказалось трудно удержаться на месте . Ситуация усугубилась недавним привлечением 10 000 новых гребцов, которые не были обучены и не имели опыта работы с существующими командами. В результате на утро римские корабли выстроились в длинную неорганизованную линию. Корабль Пульчера находился сзади, возможно, для того, чтобы он мог препятствовать отставанию. [ 59 ] [ 60 ] Карфагенский полководец Адгербал был застигнут врасплох, когда его дозорные сообщили о приближении римлян. Однако его корабли были готовы к выходу в море, и он немедленно приказал им взять на борт гарнизон в качестве морской пехоты и следовать за ним в море. [ 65 ] Римский флот состоял из более чем 120 кораблей; в некоторых источниках указывается до 200. У карфагенян было от 100 до 130 сосудов. Все военные корабли с обеих сторон имели на борту полный состав морской пехоты. [ 67 ] [ 68 ]

Более передовые римские корабли достигли входа в гавань и могли попытаться заблокировать ее. Однако Пульхер, видя, что внезапность проиграна, приказал им отступить и сосредоточиться в боевом порядке. Для передачи этого приказа потребовалось некоторое время, и в результате некоторые корабли отреагировали на него и свернули на пути других, которые все еще продвигались вперед и засоряли их. Римское мореплавание было настолько плохим, что несколько кораблей столкнулись или оторвали весла у дружественных судов. [ 65 ] Тем временем Адхербал провел свой флот мимо сбитого с толку римского авангарда и продолжил путь на запад, проходя между городом и двумя небольшими островами, чтобы выйти в открытое море. Здесь у них было пространство для маневра, и они направились на юг, образовав боевую линию, параллельную римлянам. Карфагенянам удалось вывести пять кораблей южнее флагмана Пульхера, выстроить эшелон к берегу и таким образом отрезать весь римский флот от пути отхода к Лилибею. [ 65 ]

Тем временем римляне выстроились в линию, обращенную на запад, с берегом позади них, что не позволяло их обойти с фланга . Карфагеняне атаковали, и слабость позиции Пульхера стала очевидной. Карфагенские корабли были легче построены и маневреннее, а их экипажи были более опытными и привыкшими к совместной работе. Римлянам не хватало корвуса , чтобы сравнять бой. С другой стороны, карфагеняне, вероятно, были в меньшинстве. У карфагенян было дополнительное преимущество: если отдельному кораблю становилось хуже в рукопашной схватке , он мог повернуть весла и отступить; если римское судно последует за ним, оно оставит оба своих фланга уязвимыми. У римлян, располагавшихся близко к берегу, такого преимущества не было, и они старались держаться плотным строем для взаимной защиты. Битва была упорной и продолжалась весь день. Качество легионеров, служивших римской морской пехотой, и их плотный строй затрудняли абордаж. Но карфагеняне ловко перехитрили римлян, отбивая незащищенные корабли для тарана и постепенно получая все большее и большее преимущество. В конце концов римская дисциплина дала трещину; несколько кораблей были намеренно сели на мель, чтобы их команды могли бежать, а Пульхер возглавил успешный прорыв 30 римских кораблей, единственных, кто выжил в битве. [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ]

Результатом стало полное поражение римлян: 93 их корабля были захвачены, неизвестное количество потоплено, [ 72 ] и 20 000 человек убиты или взяты в плен. [ 73 ] Это была величайшая морская победа Карфагена в войне. [ 74 ]

Последствия

[ редактировать ]
Обломки римского корабля найдены у побережья Трапани

Вскоре после битвы Адгербал был подкреплен Картало 70 кораблями. [ примечание 4 ] Адгербал довел команду Картало до 100 человек и отправил его совершить набег на Лилибей, где он сжег несколько римских кораблей. Немного позже он напал на римский конвой с припасами из 800 транспортов, сопровождаемый 120 военными кораблями, с таким успехом, что он попал в шторм, который потопил все суда, кроме двух. [ 77 ] Карфагеняне далее воспользовались своей победой, безуспешно совершив набег на побережья Римской Италии в 248 г. до н.э. [ 78 ] Отсутствие римского флота привело к тому, что Карфаген постепенно вывел из эксплуатации свой флот, уменьшив финансовую нагрузку на строительство, обслуживание и ремонт кораблей, а также обеспечение и снабжение их экипажей. [ 79 ] Они вывели большую часть своих военных кораблей с Сицилии, и война там вошла в тупик. [ 80 ] Прошло семь лет после Дрепаны, прежде чем Рим попытался построить еще один значительный флот. [ 81 ] [ 82 ]

Пульхера отозвали и обвинили в государственной измене. Он был признан виновным по менее серьезному обвинению – кощунству из-за инцидента с курицей – едва избежал смертного приговора и был сослан. [ 83 ] Сестра Пульчера, Клаудия, стала печально известной, когда, оказавшись на улице, заблокированной более бедными гражданами, она вслух пожелала, чтобы ее брат проиграл еще одну битву, чтобы разредить толпу. [ 78 ]

Война в конечном итоге закончилась в 241 г. до н.э. после битвы при Эгатах победой римлян и заключением мира. Отныне Рим стал ведущей военной державой в западном Средиземноморье и, в большей степени, в Средиземноморском регионе в целом. За время войны римляне построили более 1000 галер; и этот опыт строительства, комплектования, обучения, снабжения и обслуживания такого количества кораблей заложил основу морского господства Рима на 600 лет. [ 84 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания, цитаты и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Термин «Пунический» происходит от латинского слова Punicus (или Poenicus ), что означает « карфагенянин происхождение карфагенян », и является ссылкой на финикийское . [ 1 ]
  2. ^ Источники, кроме Полибия, обсуждаются Бернардом Минео в «Основных литературных источниках Пунических войн (кроме Полибия)». [ 18 ]
  3. ^ Это предполагает, по мнению Г. К. Типпса, что все 114 захваченных карфагенских судов плыли с римлянами. [ 46 ]
  4. Два современных историка предположили, что Пульхер, возможно, знал об этом надвигающемся подкреплении и что, если так, то это было решающим фактором в его решении атаковать, пока его противник был слабее. [ 75 ] [ 76 ]
  1. ^ Сидвелл и Джонс 1998 , с. 16.
  2. ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2006 , с. 20.
  3. ^ Jump up to: а б Советы 1985 , с. 432.
  4. ^ Shutt 1938 , p. 53.
  5. ^ Уоллбанк 1990 , стр. 11–12.
  6. ^ Лазенби 1996 , стр. x – xi.
  7. ^ В этом 2016 г. , стр. 23–24.
  8. ^ Голдсуорси 2006 , с. 23.
  9. ^ Shutt 1938 , p. 55.
  10. ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2006 , с. 21.
  11. ^ Jump up to: а б Голдсуорси, 2006 , стр. 20–21.
  12. ^ Лазенби 1996 , стр. x–xi, 82–84.
  13. ^ Советы 1985 , стр. 432–433.
  14. ^ Карри 2012 , с. 34.
  15. ^ Ойос 2015 , с. 102.
  16. ^ Голдсуорси 2006 , с. 22.
  17. ^ Jump up to: а б с Голдсуорси 2006 , с. 98.
  18. ^ Минео 2015 , стр. 111–127.
  19. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 23, 98.
  20. ^ Royal & Hearing 2019 , стр. 107-1. 13–18.
  21. ^ Уормингтон 1993 , с. 168.
  22. ^ Майлз 2011 , стр. 166–167.
  23. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 74–75.
  24. ^ Голдсуорси 2006 , с. 129.
  25. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 92, 96–97, 130.
  26. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 97, 99–100, 107–108, 110–115, 115–116.
  27. ^ Ранков 2011 , с. 158.
  28. ^ Коутс 2004 , с. 138.
  29. ^ Jump up to: а б де Соуза 2008 , с. 358.
  30. ^ Мейер 1986 , с. 120.
  31. ^ Коутс 2004 , стр. 129–130, 138–139.
  32. ^ Кассон 1995 , с. 101.
  33. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 97, 99–100.
  34. ^ Мюррей 2011 , с. 69.
  35. ^ Голдсуорси 2006 , с. 104.
  36. ^ Голдсуорси 2006 , с. 100.
  37. ^ Советы 1985 , с. 435.
  38. ^ Jump up to: а б Кассон 1995 , с. 121.
  39. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 102–103.
  40. ^ Кассон 1995 , стр. 278–280.
  41. ^ Карри 2012 , стр. 35–36.
  42. ^ Hearing & Royal 2012 , с. 14.
  43. ^ Майлз 2011 , с. 178.
  44. ^ Валлинга 1956 , стр. 77–90.
  45. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 100–101, 103.
  46. ^ Jump up to: а б Советы 1985 , с. 438.
  47. ^ Майлз 2011 , с. 189.
  48. ^ Лазенби 1996 , стр. 112, 117.
  49. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 107–108, 110–115, 115–116.
  50. ^ Лазенби 1996 , с. 118.
  51. ^ Ранков 2011 , с. 159.
  52. ^ Майлз 2011 , стр. 189–190.
  53. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 93–94.
  54. ^ Майлз 2011 , с. 190.
  55. ^ Бэгналл 1999 , с. 85.
  56. ^ Голдсуорси 2006 , с. 117.
  57. ^ Бэгналл 1999 , стр. 84–86.
  58. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 117–118.
  59. ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2006 , стр. 118–119.
  60. ^ Jump up to: а б Лэзенби 1996 , с. 132.
  61. ^ Наттолл 1840 , стр. 439, 601.
  62. ^ Жокур 2007 .
  63. ^ Майлз 2011 , с. 191.
  64. ^ Уоллбанк 1957 , с. 113, 114.
  65. ^ Jump up to: а б с д Лэзенби 1996 , с. 134.
  66. ^ Уайзман 1979 , с. 90–92, 110, 111, 131.
  67. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 120–121.
  68. ^ Лазенби 1996 , с. 133.
  69. ^ Голдсуорси 2006 , с. 121.
  70. ^ Лазенби 1996 , стр. 134–136.
  71. ^ Тарн 1907 , с. 54.
  72. ^ Лазенби 1996 , стр. 133, 136.
  73. ^ Бэгналл 1999 , с. 88.
  74. ^ Лазенби 1996 , с. 136.
  75. ^ Конрад 2015 , с. 200 н.30.
  76. ^ Тарн 1907 , стр. 48–60.
  77. ^ Бэгналл 1999 , стр. 88–91.
  78. ^ Jump up to: а б Майлз 2011 , с. 192.
  79. ^ Майлз 2011 , с. 193.
  80. ^ Бэгналл 1999 , стр. 92, 94.
  81. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 122.
  82. ^ Ранков 2011 , с. 162.
  83. ^ Ранков 2011 , с. 163.
  84. ^ Голдсуорси 2006 , стр. 128–129, 357, 359–360.

Источники

[ редактировать ]
  • Бэгналл, Найджел (1999). Пунические войны: Рим, Карфаген и борьба за Средиземноморье . Лондон: Пимлико . ISBN  978-0-7126-6608-4 .
  • Кассон, Лайонел (1995). Корабли и мореплавание в древнем мире . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN  978-0-8018-5130-8 .
  • Коутс, Джон Ф. (2004). «Корабельная архитектура и весельные системы древних галер». В Гардинере, Роберт (ред.). Возраст галеры: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Кризалис. стр. 127–141. ISBN  978-0-85177-955-3 .
  • Жокур, Луи, рыцарь (2007). «Священные куры». У Дидро, Дени ; ле Рон д'Аламбер, Жан (ред.). Энциклопедия совместного проекта переводов Дидро и Даламбера . Перевод Гудмана, Дена. Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичигана, Библиотека Мичиганского университета. п. 203. HDL : 2027/spo.did2222.0000.865 . Перевод «Священных цыплят», Энциклопедия или словарь наук, искусств и ремесел, том. 13. Париж, 1765 год. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Мейер, Фик (1986). История мореплавания в классическом мире . Лондон; Сидней: Крум и Хелм. ISBN  978-0-7099-3565-0 .
  • Мюррей, Уильям М. (2011). Эпоха титанов: взлет и падение великих эллинистических флотов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-993240-5 .
  • Наттолл, П. Остин (1840). Классический и археологический словарь нравов, обычаев, законов, институтов, искусств и т. д. знаменитых народов древности и средневековья: к которому предваряется синоптический и хронологический взгляд на древнюю историю . Лондон: Уиттакер. OCLC   778642211 .
  • Праг, Джонатан (2014). «Бронзовые ростры с островов Эгади у северо-запада Сицилии: латинские надписи». Журнал римской археологии . 27 : 33–59. дои : 10.1017/S1047759414001159 . S2CID   162932300 .
  • Ранков, Борис (2011). «Война фаз: стратегии и тупики». В Ойосе, Декстер (ред.). Спутник Пунических войн . Оксфорд: Уайли-Блэквелл . стр. 149–166. ISBN  978-1-4051-7600-2 .
  • Роял, Джеффри Г.; Туса, Себастьяно, ред. (2019). Место битвы у Эгатских островов в конце Первой Пунической войны. Полевые работы, анализ и перспективы, 2005–2015 гг . Археологическая библиотека. Том. 60. Рим: L'Erma di Bretschneider. ISBN  978-88-913-1835-0 .
  • де Соуза, Филип (2008). «Морские силы». В Сабине, Филип; ван Вис, Ханс и Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская история греческих и римских войн, Том 1: Греция, эллинистический мир и возвышение Рима . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 357–367. ISBN  978-0-521-85779-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac68f0696dec5d33c3cb4c26b8cc058e__1720739400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/8e/ac68f0696dec5d33c3cb4c26b8cc058e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Drepana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)