Битва при Дрепане
Битва при Дрепане | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой Пунической войны. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Карфаген | Римская республика | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Адгербал | Публий Клавдий Прекрасный | ||||||
Сила | |||||||
100–130 кораблей | Не менее 123 кораблей | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Ничего не записано |
| ||||||
Место битвы у западного побережья Сицилии. |
Морское сражение при Дрепане (или Дрепануме ) произошло в 249 г. до н. э. во время Первой Пунической войны возле Дрепаны (современная Трапани ) на западе Сицилии между карфагенским флотом под командованием Адхербала и римским флотом под командованием Публия Клавдия Пульхера .
Пульхер блокировал карфагенский оплот Лилибей (современная Марсала), когда решил атаковать их флот , находившийся в гавани близлежащего города Дрепана. Римский флот ночью отплыл, чтобы совершить внезапную атаку, но в темноте рассеялся. Адхербал смог вывести свой флот в море до того, как он оказался в ловушке в гавани; получив пространство для маневра на море, он затем контратаковал . Римляне были прижаты к берегу и после дня боев потерпели тяжелое поражение от более маневренных карфагенских кораблей с их лучше обученными экипажами. Это была величайшая военно-морская победа Карфагена в войне; они перешли к морскому наступлению после Дрепаны и почти смели римлян с моря. Прошло семь лет, прежде чем Рим снова попытался выставить на вооружение значительный флот, а Карфаген отвел большую часть своих кораблей в резерв, чтобы сэкономить деньги и высвободить рабочую силу.
Исторические источники
[ редактировать ]Основной источник практически всех аспектов Первой Пунической войны. [ примечание 1 ] — историк Полибий ( ок. 200 — ок. 118 до н. э.), грек, отправленный в Рим в 167 г. до н. э. в качестве заложника. [ 2 ] [ 3 ] Среди его работ — ныне утерянное руководство по военной тактике. [ 4 ] но сегодня он известен благодаря «Историям» , написанным где-то после 146 г. до н.э., или примерно через столетие после битвы при Дрепане. [ 2 ] [ 5 ] Работа Полибия считается в целом объективной и в значительной степени нейтральной по отношению к карфагенской и римской точкам зрения. [ 6 ] [ 7 ]
Карфагенские письменные источники были уничтожены вместе с их столицей Карфагеном в 146 г. до н.э., и поэтому отчет Полибия о Первой Пунической войне основан на нескольких, ныне утерянных, греческих и латинских источниках. [ 8 ] Полибий был историком-аналитиком и по возможности лично брал интервью у участников событий, о которых писал. [ 9 ] [ 10 ] Только первая книга из 40, входящих в «Истории», посвящена Первой Пунической войне. [ 11 ] Точность рассказа Полибия широко обсуждалась на протяжении последних 150 лет, но современный консенсус заключается в том, чтобы принять его в основном за чистую монету, а детали битвы в современных источниках почти полностью основаны на интерпретациях рассказа Полибия. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Современный историк Эндрю Карри считает, что «Полибий оказывается довольно надежным»; [ 14 ] в то время как Декстер Хойос описывает его как «на удивление хорошо информированного, трудолюбивого и проницательного историка». [ 15 ] Существуют и другие, более поздние истории войны, но в фрагментарной или краткой форме. [ 3 ] [ 16 ] и они обычно более подробно освещают военные действия на суше, чем на море. [ 17 ] Современные историки обычно также принимают во внимание более поздние истории Диодора Сицилийского и Диона Кассия , хотя классик Адриан Голдсуорси утверждает, что «рассказ Полибия обычно следует отдавать предпочтение, если он отличается от любого из наших других рассказов». [ 10 ] [ примечание 2 ]
Другие источники включают надписи, археологические свидетельства и эмпирические данные реконструкций, таких как трирема Олимпиада . [ 19 ] С 2010 года ряд артефактов был обнаружен на близлежащем месте битвы при Эгатах , последней битвы войны, произошедшей восемь лет спустя. Их анализ и восстановление других предметов продолжаются. [ 20 ]
Фон
[ редактировать ]Операции на Сицилии
[ редактировать ]
В 264 г. до н.э. государства Карфаген и Рим вступили в войну, начав Первую Пуническую войну. [ 21 ] Карфаген был авторитетной морской державой в западном Средиземноморье ; Рим недавно объединил под своим контролем материковую Италию к югу от реки Арно . Экспансия Рима на юг Италии, вероятно, сделала неизбежным его столкновение с Карфагеном из-за Сицилии под тем или иным предлогом. [ 22 ] Непосредственной причиной войны стал вопрос контроля над сицилийским городом Мессана (современная Мессина ). [ 23 ]
К 249 г. до н. э. война длилась 15 лет, со многими переменами в судьбе. Она переросла в борьбу, в которой римляне пытались решительно победить карфагенян и, как минимум, взять под контроль всю Сицилию. [ 24 ] Карфагеняне придерживались своей традиционной политики ожидания, пока их противники изнемогают, в надежде затем вернуть себе часть или все свои владения и заключить взаимоприемлемый мирный договор. [ 25 ] В 260 г. до н. э. римляне построили большой флот и в течение следующих десяти лет разгромили карфагенян в серии морских сражений. [ 26 ] Римляне также постепенно получили контроль над большей частью Сицилии, включая крупные города Акрагас (современный Агридженто; Агриджентум на латыни; захвачен в 262 г. до н. э.) и Панорм (современный Палермо ; захвачен в 254 г. до н. э.). [ 27 ]
Корабли
[ редактировать ]
Во время этой войны стандартным военным кораблем была квинкверема , что означает «пятивесельный». [ 17 ] Квинкверема была галерой , ок. 45 метров (150 футов) в длину, ок. Ширина 5 метров (16 футов) на уровне воды, палуба стоит ок. Высота 3 метра (10 футов) над уровнем моря, водоизмещение около 100 длинных тонн (110 коротких тонн ; 100 тонн). Эксперт по галерам Джон Коутс предполагает, что они могут поддерживать скорость 7 узлов (8,1 миль в час; 13 км/ч) в течение длительного времени. [ 28 ] Современная реплика галеры «Олимпия» развивала скорость 8,5 узлов (9,8 миль в час; 15,7 км/ч) и курсировала со скоростью 4 узла (4,6 миль в час; 7,4 км/ч) в течение нескольких часов подряд. [ 17 ]
Суда строились как катафракты , или «защищенные» корабли, то есть полностью палубные, чтобы иметь возможность лучше перевозить морскую пехоту и катапульты . [ 29 ] [ 30 ] У них был отдельный «весловой ящик», прикрепленный к основному корпусу, в котором находились гребцы. Эти особенности позволили усилить корпус, увеличить грузоподъемность и улучшить условия для гребцов. [ 31 ] Общепринятая теория расположения гребцов в квинкверемах состоит в том, что должны быть наборы или ряды из трех весел, одно над другим, с двумя гребцами на каждом из двух верхних весел и одним на нижнем, всего в общей сложности по пять гребцов в шеренге. Это будет повторяться по бокам камбуза, всего по 28 рядов с каждой стороны; Всего 168 весел. [ 32 ]
В 260 г. до н.э. римляне намеревались построить флот и использовали потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинкерему в качестве образца для своей собственной. [ 33 ] Будучи начинающими корабелами, римляне строили копии, которые были тяжелее карфагенских судов, что делало их медленнее и менее маневренными. [ 34 ] Квинкверема была рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов на протяжении Пунических войн , хотя гексаремы (шесть гребцов на ряд), квадриремы иногда упоминаются также (четыре гребца на ряд) и триеры (три гребца на ряд). Этот тип был настолько повсеместным, что Полибий использовал его как сокращение от слова «военный корабль» в целом. [ 35 ] На квинкереме находился экипаж из 300 человек, из которых 280 были гребцами и 20 палубными членами экипажа и офицерами; [ 36 ] обычно он также будет иметь на борту 40 морских пехотинцев, [ 37 ] и если бы считалось, что битва неизбежна, это число было бы увеличено до 120. [ 38 ] [ 39 ]

Чтобы гребцы гребли как единое целое, а также выполняли более сложные боевые маневры, требовалось долгое и упорное обучение. [ 40 ] По крайней мере, половина гребцов должна была иметь некоторый опыт, чтобы эффективно управлять кораблем. [ 29 ] В результате римляне изначально оказались в невыгодном положении по сравнению с более опытными карфагенянами. Чтобы противостоять карфагенскому превосходству, римляне ввели корвус — мост шириной 1,2 метра (4 фута) и длиной 11 метров (36 футов) с тяжелым шипом на нижней стороне, который был предназначен для того, чтобы протыкать и закреплять палубу вражеского корабля. [ 38 ] Это позволило римским легионерам, действовавшим в качестве морской пехоты, брать абордаж вражеские корабли и захватывать их, вместо того, чтобы использовать ранее традиционную тактику тарана на . Все военные корабли были оснащены тараном — тройным набором бронзовых лопастей шириной 60 см (2 фута) и весом до 270 кг (600 фунтов), расположенных по ватерлинии. Они были изготовлены индивидуально методом выплавки, галеры неподвижно прилегали к носу и закреплялись бронзовыми шипами. [ 41 ] [ 42 ]
За столетие, предшествовавшее Пуническим войнам, абордаж становился все более распространенным явлением, а таран уменьшился, поскольку более крупным и тяжелым судам, принятым на вооружение в этот период, не хватало скорости и маневренности, необходимых для тарана, а их более прочная конструкция уменьшала эффективность тарана даже в случае об успешной атаке. Римская адаптация корвусов стала продолжением этой тенденции и компенсировала их первоначальный недостаток в навыках маневрирования кораблем. Дополнительный вес носовой части ухудшил маневренность корабля, и в бурных морских условиях корвус стал бесполезным. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] В 255 г. до н.э. римский флот был опустошен штормом при возвращении из Африки: 384 корабля из 464 затонуло. [ примечание 3 ] и потеряно 100 000 человек. [ 46 ] [ 47 ] Вполне возможно, что присутствие корвуса сделало римские корабли непригодными для плавания, и нет никаких записей об их использовании после этой катастрофы. [ 48 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Во многом из-за использования римлянами корвуса карфагеняне потерпели поражение в крупных морских сражениях при Милах (260 г. до н. э.), Сульках (257 г. до н. э.), Экноме (256 г. до н. э.) и мысе Гермеум (255 г. до н. э.). [ 49 ] По словам Полибия, в 252 и 251 годах до нашей эры римская армия избегала сражения, потому что боялась боевых слонов, которых карфагеняне отправили на Сицилию. [ 50 ] [ 51 ] В 250 г. до н.э. карфагеняне попытались отбить Панорм, но потерпели поражение , потеряв большую часть своих слонов. [ 52 ] Современные отчеты не сообщают о других потерях ни одной из сторон, и современные историки считают более поздние заявления о потерях в 20 000–30 000 карфагенян маловероятными. [ 53 ]
Воодушевленные победой при Панорме, римляне двинулись против Лилибея , который был главной карфагенской базой на Сицилии. Большая армия под командованием годовых консулов Публия Клавдия Пульхера и Луция Юния Пулла осадила город. Они восстановили свой флот, и 200 кораблей заблокировали гавань. [ 54 ] В начале блокады 50 карфагенских квинкверем собрались у островов Эгат , которые лежат в 15–40 километрах (9–25 миль) к западу от Сицилии. Когда подул сильный западный ветер, они отплыли в Лилибей прежде, чем римляне успели отреагировать. Выгрузили подкрепление – то ли 10 000, то ли 4 000 по разным древним источникам. [ 55 ] – и большое количество припасов. Они уклонились от римлян, уйдя ночью, эвакуировав карфагенскую конницу. [ 56 ]

Римляне перегородили подступы к Лилибею с суши земляными и деревянными лагерями и стенами. Они неоднократно пытались заблокировать вход в гавань тяжелым деревянным боном , но из-за преобладающих морских условий им это не удалось. [ 57 ] Карфагенский гарнизон снабжался блокадниками. Это были легкие и маневренные квинкеремы с высококвалифицированным экипажем и лоцманами , знавшими мели и течения в сложных водах. Главным среди прорывателей блокады была галера, которой командовал Ганнибал Родосец , который насмехался над римлянами превосходством своего судна и команды. В конце концов римляне захватили Ганнибала и его хорошо построенную галеру. [ 58 ]
В 250 г. до н.э. в состав римского флота было выделено еще 10 000 гребцов. Пульхер, старший консул, при поддержке военного совета , полагал, что это дало ему достаточное преимущество, чтобы рискнуть атаковать карфагенский флот в Дрепане , в 25 километрах (16 миль) к северу от Лилибея вдоль западного побережья Сицилии. Римский флот плыл безлунной ночью, чтобы избежать обнаружения и обеспечить внезапность. [ 59 ] [ 60 ] У римлян существовала традиция предсказывать судьбу военного предприятия, наблюдая за действиями священных кур . Ранним утром им предлагали еду: если они ели охотно, приметы были хорошие; если они откажутся от этого, акция окажется злополучной. [ 61 ] [ 62 ] Когда по дороге в Дрепана была совершена торжественная церемония, куры есть отказались. Разъяренный Пульхер выбросил их за борт, воскликнув, что если они не голодны, то, возможно, им хочется пить. [ 63 ] Полибий не упоминает об этом, что заставило некоторых современных историков усомниться в его правдивости. [ 64 ] [ 65 ] Т. П. Уайзман даже подумал, что весь этот эпизод был выдумкой враждебно настроенного летописца с целью нанести ущерб репутации Клавдиев . [ 66 ]
Боевой
[ редактировать ]
К рассвету римляне подошли к Дрепане, но столкнулись с проблемами. В темноте оказалось трудно удержаться на месте . Ситуация усугубилась недавним привлечением 10 000 новых гребцов, которые не были обучены и не имели опыта работы с существующими командами. В результате на утро римские корабли выстроились в длинную неорганизованную линию. Корабль Пульчера находился сзади, возможно, для того, чтобы он мог препятствовать отставанию. [ 59 ] [ 60 ] Карфагенский полководец Адгербал был застигнут врасплох, когда его дозорные сообщили о приближении римлян. Однако его корабли были готовы к выходу в море, и он немедленно приказал им взять на борт гарнизон в качестве морской пехоты и следовать за ним в море. [ 65 ] Римский флот состоял из более чем 120 кораблей; в некоторых источниках указывается до 200. У карфагенян было от 100 до 130 сосудов. Все военные корабли с обеих сторон имели на борту полный состав морской пехоты. [ 67 ] [ 68 ]
Более передовые римские корабли достигли входа в гавань и могли попытаться заблокировать ее. Однако Пульхер, видя, что внезапность проиграна, приказал им отступить и сосредоточиться в боевом порядке. Для передачи этого приказа потребовалось некоторое время, и в результате некоторые корабли отреагировали на него и свернули на пути других, которые все еще продвигались вперед и засоряли их. Римское мореплавание было настолько плохим, что несколько кораблей столкнулись или оторвали весла у дружественных судов. [ 65 ] Тем временем Адхербал провел свой флот мимо сбитого с толку римского авангарда и продолжил путь на запад, проходя между городом и двумя небольшими островами, чтобы выйти в открытое море. Здесь у них было пространство для маневра, и они направились на юг, образовав боевую линию, параллельную римлянам. Карфагенянам удалось вывести пять кораблей южнее флагмана Пульхера, выстроить эшелон к берегу и таким образом отрезать весь римский флот от пути отхода к Лилибею. [ 65 ]
Тем временем римляне выстроились в линию, обращенную на запад, с берегом позади них, что не позволяло их обойти с фланга . Карфагеняне атаковали, и слабость позиции Пульхера стала очевидной. Карфагенские корабли были легче построены и маневреннее, а их экипажи были более опытными и привыкшими к совместной работе. Римлянам не хватало корвуса , чтобы сравнять бой. С другой стороны, карфагеняне, вероятно, были в меньшинстве. У карфагенян было дополнительное преимущество: если отдельному кораблю становилось хуже в рукопашной схватке , он мог повернуть весла и отступить; если римское судно последует за ним, оно оставит оба своих фланга уязвимыми. У римлян, располагавшихся близко к берегу, такого преимущества не было, и они старались держаться плотным строем для взаимной защиты. Битва была упорной и продолжалась весь день. Качество легионеров, служивших римской морской пехотой, и их плотный строй затрудняли абордаж. Но карфагеняне ловко перехитрили римлян, отбивая незащищенные корабли для тарана и постепенно получая все большее и большее преимущество. В конце концов римская дисциплина дала трещину; несколько кораблей были намеренно сели на мель, чтобы их команды могли бежать, а Пульхер возглавил успешный прорыв 30 римских кораблей, единственных, кто выжил в битве. [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ]
Результатом стало полное поражение римлян: 93 их корабля были захвачены, неизвестное количество потоплено, [ 72 ] и 20 000 человек убиты или взяты в плен. [ 73 ] Это была величайшая морская победа Карфагена в войне. [ 74 ]
Последствия
[ редактировать ]
Вскоре после битвы Адгербал был подкреплен Картало 70 кораблями. [ примечание 4 ] Адгербал довел команду Картало до 100 человек и отправил его совершить набег на Лилибей, где он сжег несколько римских кораблей. Немного позже он напал на римский конвой с припасами из 800 транспортов, сопровождаемый 120 военными кораблями, с таким успехом, что он попал в шторм, который потопил все суда, кроме двух. [ 77 ] Карфагеняне далее воспользовались своей победой, безуспешно совершив набег на побережья Римской Италии в 248 г. до н.э. [ 78 ] Отсутствие римского флота привело к тому, что Карфаген постепенно вывел из эксплуатации свой флот, уменьшив финансовую нагрузку на строительство, обслуживание и ремонт кораблей, а также обеспечение и снабжение их экипажей. [ 79 ] Они вывели большую часть своих военных кораблей с Сицилии, и война там вошла в тупик. [ 80 ] Прошло семь лет после Дрепаны, прежде чем Рим попытался построить еще один значительный флот. [ 81 ] [ 82 ]
Пульхера отозвали и обвинили в государственной измене. Он был признан виновным по менее серьезному обвинению – кощунству из-за инцидента с курицей – едва избежал смертного приговора и был сослан. [ 83 ] Сестра Пульчера, Клаудия, стала печально известной, когда, оказавшись на улице, заблокированной более бедными гражданами, она вслух пожелала, чтобы ее брат проиграл еще одну битву, чтобы разредить толпу. [ 78 ]
Война в конечном итоге закончилась в 241 г. до н.э. после битвы при Эгатах победой римлян и заключением мира. Отныне Рим стал ведущей военной державой в западном Средиземноморье и, в большей степени, в Средиземноморском регионе в целом. За время войны римляне построили более 1000 галер; и этот опыт строительства, комплектования, обучения, снабжения и обслуживания такого количества кораблей заложил основу морского господства Рима на 600 лет. [ 84 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания, цитаты и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин «Пунический» происходит от латинского слова Punicus (или Poenicus ), что означает « карфагенянин происхождение карфагенян », и является ссылкой на финикийское . [ 1 ]
- ^ Источники, кроме Полибия, обсуждаются Бернардом Минео в «Основных литературных источниках Пунических войн (кроме Полибия)». [ 18 ]
- ^ Это предполагает, по мнению Г. К. Типпса, что все 114 захваченных карфагенских судов плыли с римлянами. [ 46 ]
- ↑ Два современных историка предположили, что Пульхер, возможно, знал об этом надвигающемся подкреплении и что, если так, то это было решающим фактором в его решении атаковать, пока его противник был слабее. [ 75 ] [ 76 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сидвелл и Джонс 1998 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2006 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Советы 1985 , с. 432.
- ^ Shutt 1938 , p. 53.
- ^ Уоллбанк 1990 , стр. 11–12.
- ^ Лазенби 1996 , стр. x – xi.
- ^ В этом 2016 г. , стр. 23–24.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 23.
- ^ Shutt 1938 , p. 55.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2006 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси, 2006 , стр. 20–21.
- ^ Лазенби 1996 , стр. x–xi, 82–84.
- ^ Советы 1985 , стр. 432–433.
- ^ Карри 2012 , с. 34.
- ^ Ойос 2015 , с. 102.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Голдсуорси 2006 , с. 98.
- ^ Минео 2015 , стр. 111–127.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 23, 98.
- ^ Royal & Hearing 2019 , стр. 107-1. 13–18.
- ^ Уормингтон 1993 , с. 168.
- ^ Майлз 2011 , стр. 166–167.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 74–75.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 129.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 92, 96–97, 130.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 97, 99–100, 107–108, 110–115, 115–116.
- ^ Ранков 2011 , с. 158.
- ^ Коутс 2004 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б де Соуза 2008 , с. 358.
- ^ Мейер 1986 , с. 120.
- ^ Коутс 2004 , стр. 129–130, 138–139.
- ^ Кассон 1995 , с. 101.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 97, 99–100.
- ^ Мюррей 2011 , с. 69.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 104.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 100.
- ^ Советы 1985 , с. 435.
- ^ Jump up to: а б Кассон 1995 , с. 121.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 102–103.
- ^ Кассон 1995 , стр. 278–280.
- ^ Карри 2012 , стр. 35–36.
- ^ Hearing & Royal 2012 , с. 14.
- ^ Майлз 2011 , с. 178.
- ^ Валлинга 1956 , стр. 77–90.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 100–101, 103.
- ^ Jump up to: а б Советы 1985 , с. 438.
- ^ Майлз 2011 , с. 189.
- ^ Лазенби 1996 , стр. 112, 117.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 107–108, 110–115, 115–116.
- ^ Лазенби 1996 , с. 118.
- ^ Ранков 2011 , с. 159.
- ^ Майлз 2011 , стр. 189–190.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 93–94.
- ^ Майлз 2011 , с. 190.
- ^ Бэгналл 1999 , с. 85.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 117.
- ^ Бэгналл 1999 , стр. 84–86.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 117–118.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2006 , стр. 118–119.
- ^ Jump up to: а б Лэзенби 1996 , с. 132.
- ^ Наттолл 1840 , стр. 439, 601.
- ^ Жокур 2007 .
- ^ Майлз 2011 , с. 191.
- ^ Уоллбанк 1957 , с. 113, 114.
- ^ Jump up to: а б с д Лэзенби 1996 , с. 134.
- ^ Уайзман 1979 , с. 90–92, 110, 111, 131.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 120–121.
- ^ Лазенби 1996 , с. 133.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 121.
- ^ Лазенби 1996 , стр. 134–136.
- ^ Тарн 1907 , с. 54.
- ^ Лазенби 1996 , стр. 133, 136.
- ^ Бэгналл 1999 , с. 88.
- ^ Лазенби 1996 , с. 136.
- ^ Конрад 2015 , с. 200 н.30.
- ^ Тарн 1907 , стр. 48–60.
- ^ Бэгналл 1999 , стр. 88–91.
- ^ Jump up to: а б Майлз 2011 , с. 192.
- ^ Майлз 2011 , с. 193.
- ^ Бэгналл 1999 , стр. 92, 94.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 122.
- ^ Ранков 2011 , с. 162.
- ^ Ранков 2011 , с. 163.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 128–129, 357, 359–360.
Источники
[ редактировать ]- Бэгналл, Найджел (1999). Пунические войны: Рим, Карфаген и борьба за Средиземноморье . Лондон: Пимлико . ISBN 978-0-7126-6608-4 .
- Кассон, Лайонел (1995). Корабли и мореплавание в древнем мире . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 978-0-8018-5130-8 .
- Коутс, Джон Ф. (2004). «Корабельная архитектура и весельные системы древних галер». В Гардинере, Роберт (ред.). Возраст галеры: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Кризалис. стр. 127–141. ISBN 978-0-85177-955-3 .
- Карри, Энн (2012). «Оружие, изменившее историю». Археология . 65 (1): 32–37. JSTOR 41780760 .
- Голсуорси, Адриан (2006). Падение Карфагена: Пунические войны 265–146 гг. до н. э . Лондон: Книги Феникса . ISBN 978-0-304-36642-2 .
- Хау, Лиза Ирен (2016). Нравственная история от Геродота до Диодора Сицилийского . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-1-4744-1107-3 .
- Ойос, Декстер (2015) [2011]. Спутник Пунических войн . Чичестер, Западный Суссекс: Джон Уайли. ISBN 978-1-1190-2550-4 .
- Жокур, Луи, рыцарь (2007). «Священные куры». У Дидро, Дени ; ле Рон д'Аламбер, Жан (ред.). Энциклопедия совместного проекта переводов Дидро и Даламбера . Перевод Гудмана, Дена. Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичигана, Библиотека Мичиганского университета. п. 203. HDL : 2027/spo.did2222.0000.865 .
Перевод «Священных цыплят», Энциклопедия или словарь наук, искусств и ремесел, том. 13. Париж, 1765 год.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
- Конрад, К. (2015). «После Дрепаны». Классический ежеквартальный журнал . 65 (1): 192–203. дои : 10.1017/S0009838814000032 . S2CID 231889835 .
- Лэзенби, Джон Фрэнсис (1996). Первая Пуническая война: Военная история . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-2674-0 . ( требуется регистрация )
- Мейер, Фик (1986). История мореплавания в классическом мире . Лондон; Сидней: Крум и Хелм. ISBN 978-0-7099-3565-0 .
- Майлз, Ричард (2011). Карфаген должен быть разрушен . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-101809-6 .
- Минео, Бернард (2015) [2011]. «Основные литературные источники по Пуническим войнам (кроме Полибия)» . В Ойосе, Декстер (ред.). Спутник Пунических войн . Чичестер, Западный Суссекс: Джон Уайли. ISBN 978-1-1190-2550-4 .
- Мюррей, Уильям М. (2011). Эпоха титанов: взлет и падение великих эллинистических флотов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-993240-5 .
- Наттолл, П. Остин (1840). Классический и археологический словарь нравов, обычаев, законов, институтов, искусств и т. д. знаменитых народов древности и средневековья: к которому предваряется синоптический и хронологический взгляд на древнюю историю . Лондон: Уиттакер. OCLC 778642211 .
- Праг, Джонатан (2014). «Бронзовые ростры с островов Эгади у северо-запада Сицилии: латинские надписи». Журнал римской археологии . 27 : 33–59. дои : 10.1017/S1047759414001159 . S2CID 162932300 .
- Ранков, Борис (2011). «Война фаз: стратегии и тупики». В Ойосе, Декстер (ред.). Спутник Пунических войн . Оксфорд: Уайли-Блэквелл . стр. 149–166. ISBN 978-1-4051-7600-2 .
- Роял, Джеффри Г.; Туса, Себастьяно, ред. (2019). Место битвы у Эгатских островов в конце Первой Пунической войны. Полевые работы, анализ и перспективы, 2005–2015 гг . Археологическая библиотека. Том. 60. Рим: L'Erma di Bretschneider. ISBN 978-88-913-1835-0 .
- Шатт, RJH (1938). «Полибий: Очерк». Греция и Рим . 8 (22): 50–57. дои : 10.1017/S001738350000588X . JSTOR 642112 . S2CID 162905667 .
- Сидвелл, Кейт С.; Джонс, Питер В. (1998). Мир Рима: введение в римскую культуру . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-38600-5 .
- де Соуза, Филип (2008). «Морские силы». В Сабине, Филип; ван Вис, Ханс и Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская история греческих и римских войн, Том 1: Греция, эллинистический мир и возвышение Рима . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 357–367. ISBN 978-0-521-85779-6 .
- Тарн, WW (1907). «Флоты Первой Пунической войны» . Журнал эллинистических исследований . 27 : 48–60. дои : 10.2307/624404 . JSTOR 624404 . S2CID 163828693 .
- Советы, ГК (1985). «Битва при Экномусе». Historia: Журнал древней истории . 34 (4): 432–465. JSTOR 4435938 .
- Туса, Себастьяно; Роял, Джеффри (2012). «Пейзаж морского сражения у Эгадских островов (241 г. до н. э.)» (PDF) . Журнал римской археологии . 25 : 7–48. дои : 10.1017/S1047759400001124 . S2CID 159518193 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 апреля 2020 г. Проверено 29 января 2020 г.
- Уолбанк, ФРВ (1957). Исторический комментарий к Полибию . Том. 1. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0198141525 .
- Уолбанк, ФРВ (1990). Полибий . Том. 1. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06981-7 .
- Валлинга, Герман Таммо (1956). Посадочный мост римлян . Гронинген; Джакарта: Дж. Б. Уолтерс . OCLC 458845955 .
- Уормингтон, Брайан Герберт (1993) [1960]. Карфаген . Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN 978-1-56619-210-1 .
- Уайзман, Тимоти Питер (1979). Косметика Клио: три исследования по греко-римской литературе . Лестер: Издательство Лестерского университета. ISBN 978-0718511654 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Полибий. «главы 49–52». Истории И. Перевод Уильяма Роджера Пэтона на Wikisource .