Скорпион II
Скорпион | |
---|---|
Кроме того, Селк | |
фараон | |
Царствование | Неопределенный |
Предшественник | ? |
Преемник | Нармер ? |
Династия | Династия 0 |
Скорпион II ( древнеегипетский : возможно, Селк или Веха) . [ 1 ] ), также известный как Царь Скорпион , был правителем во время протодинастического периода Верхнего Египта (ок. 3200–3000 гг. до н. э. ).
Личность
Имя
Имя и титул царя Скорпиона вызывают большие споры в современной египтологии. Его имя часто представляет собой шести- или семилистную золотую розетку или цветочный знак. Эту эмблему можно найти на многочисленных предметах периодов династий 0 и династий I ; он исчезает до конца Третьей династии , а затем вновь появляется при высокопоставленных чиновниках, таких как Хабавсокар и Аа-Ахты (оба датируются концом Третьей династии). Его точное значение интенсивно обсуждалось; наиболее распространенной интерпретацией является интерпретация эмблемы, означающей « номарх » или «высший лорд». В протодинастические и раннединастические эпохи оно, очевидно, использовалось как обозначение королей; в гораздо более поздние периоды его даровали высокопоставленным чиновникам и князьям, особенно тем, кто служил жрецами богини Сешат . Таким образом, золотая розетка стала официальной эмблемой Сешата. [ 2 ] Чтение знака розетки также оспаривается. Большинство лингвистов и египтологов читают это слово Нэб (от «господин») или Несв (от «царь»), и они убеждены, что золотая розетка была своего рода предшественницей более позднего сереха . [ 3 ] [ 4 ]
скорпиона Фетиш , лежащий в основе названия Скорпиона II, обычно связывают с появившейся позже богиней Селкет , но египтологи и лингвисты, такие как Л.Д. Моренц , Х. Байнлих , Тоби Уилкинсон и Ян Ассманн, отмечают, что богиня была представлена не раньше, чем в период позднего Старого царства . С этой точки зрения фетиш скорпионов протодинастического периода не должен ассоциироваться с Селкетом. Моренц указывает, что в тех случаях, когда в имя правителя включено животное-фетиш, животное обычно имеет иное, скорее культовое и политическое значение. Животное-скорпион обычно обозначало опасные вещи, такие как « яд » и « болезнь », но оно также могло означать «неприятный запах изо рта» или, в военном контексте, «шторм» или «нападение». Поскольку неясно, какое фактическое значение имело животное- серех Скорпиона II, ученые обычно называют его «Царем Скорпиона II». [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ]
Историческая личность
Существует несколько теорий относительно его личности и хронологического положения. Некоторые египтологи, такие как Бернадетта Меню , утверждают, что, поскольку египетские цари Первой династии, похоже, имели несколько имен , Скорпион был тем же человеком, что и Нармер , просто с альтернативным именем или дополнительным титулом. Они также утверждают, что художественный стиль булавы Скорпиона II явно похож на стиль знаменитой булавы Нармера . [ 7 ] Другие ученые, в том числе Т. Х. Уилкинсон, Рене Фридман и Брюс Триггер , определили короля Скорпиона II как «Гегенкёнига» (правителя-противника) Нармера и Ка (или Сехена ). Во времена Скорпиона II Египет был разделен на несколько мелких царств, воевавших друг с другом. Также предполагается, что Нармер просто завоевал царства Ка и Скорпиона II, таким образом впервые объединив весь Египет. [ 6 ]
Сертификаты
Мейсхед
Единственным графическим свидетельством его существования является так называемая Булава Скорпиона , которая была найдена на Главном месторождении археологами . Джеймсом Э. Кибеллом и Фредериком В. Грином в храме в Нехене (Иераконполис) во время сезона раскопок 1897–1898 годов [ 8 ] В настоящее время он экспонируется в Эшмоловском музее Оксфорде в . Стратиграфия этой булавы была утеряна из-за методов ее раскопок, но ее стиль, похоже , датирует ее самым концом додинастического периода. [ 9 ]
Булава Скорпиона изображает одну большую фигуру, носящую Белую Корону Верхнего Египта. Он держит мотыгу , что интерпретируется как ритуал, в котором фараон либо торжественно прорезает первую борозду на полях, либо открывает дамбы, чтобы затопить их. Использование и размещение иконографии аналогично изображению фараона Нармера на лицевой стороне Нармеровой палитры . Царю предшествуют слуги, первый в ряду словно бросает семена из корзины в только что разрубленную землю. Второй слуга (его изображение частично повреждено) носит огромную связку снопов зерна, что усиливает интерпретацию церемонии посева семян, возможно, связанной с праздником Сед или церемонией основания. Скорпион II, возможно, был основателем Нехена или Буто , что объясняет, почему в Иераконполисе была найдена булава. Над слугами короля предшествует ряд знаменосцев, несущих те же знамена, что и на палитре Нармера. Ниже царских слуг сохранилась дорога и пейзаж с людьми и домами. [ 10 ] [ 11 ]
Позади короля (с левой стороны) за королем следуют два веероносца. Слева от веероносца изображены пучки папирусных рощ. За ними, в верхней части, видна группа танцоров и священник; священник охраняет Repw.t -паланкин. Нижняя часть утеряна из-за повреждений. Праздничный парад смотрит в противоположную сторону короля и его знаменосцев; при вытянутом виде видно, что обе процессии встречаются в центре всей рельефной сцены с булавой. В этом самом центре такие ученые, как К.М. Циалович, Э.Я. Баумгертель и Т.Х. Уилкинсон, полагают, что они видят крошечные следы ног и виток Красной Короны ; Хорошо видна вторая золотая розетка. Эти следы подтверждают предположение, что сцена на булаве Скорпиона когда-то содержала изображение второй фигуры царя, носящего Красную Корону Нижнего Египта. В этом случае булава Скорпиона показывала бы царя Скорпиона II как правителя всего Египта. [ 10 ] [ 11 ]
Самая верхняя сцена на булаве показывает ряд божественных стандартов. Каждое знамя увенчано богом ( , Сет , Мин и Немти например ) или гербом нома. Первоначальное количество штандартов неизвестно, но хорошо видно, что на одной половине изображены повешенные чибисы , на другой — повешенные охотничьи луки. Оба стандартных ряда обращены друг к другу. Чибисы означали «народ Нижнего Египта» или «простой народ», а луки обозначали «народ лучников», указывая на враждебные азиатские племена. Их повешение интерпретируется как свидетельство того, что Скорпион II начал нападения на Нижний Египет и египетских врагов на приграничных землях, что в конечном итоге привело к победе Нармера и объединению страны. [ 10 ]
Теги из слоновой кости
Были найдены многочисленные небольшие жетоны из слоновой кости с изображением скорпиона. Они родом из Абидоса, Миншат Абу Омара и Тархана . На некоторых из них изображен скорпион, держащий иероглифический знак «ном/сад/земля» (знак Гардинера N24), и остается спорным, имеет ли эта ясная комбинация знаков более глубокий смысл: скорпион мог представлять Царя Скорпиона II в его роли правитель определенного (но безымянного) нома. На некоторых других тегах скорпион изображен рядом со знаком ласточки , на котором написано: «Скорпион великий». На одной уникальной метке изображен скорпион, держащий длинную палку и поражающий врага. Поскольку на многих метках изображен храм с цаплей на крыше сзади, считается, что Скорпион II произошел из Буто. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Надписи на камнях и сосудах
У Тархана и Миншат Абу Омара найдено несколько каменных и глиняных сосудов. На животе у них вырезаны царские серехи , и прочтение имени внутри является спорным. Некоторые египтологи (в том числе Томас Шнайдер, Дитрих Вильдунг и Герман ТеВельде) убеждены, что серехи представляют собой сильно стилизованную фигуру скорпиона. Другие, такие как Гюнтер Дрейер и Вольфганг Хельк, не столь уверены и считают это небрежно нарисованной версией имени короля Ка. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
У второго порога Нила , недалеко от водохранилища Насера в Гебель-Шейх-Сулимане ( Судан ), на большой выемке в скале изображена большая фигура скорпиона, шагающая по убитым врагам. Их смерть демонстрируется изображением их стоящих вверх ногами и пораженных стрелами; еще две фигуры все еще держат луки и стреляют. Врагов можно идентифицировать как нубийцев по страусиным перьям и лукам, поскольку страусиные перья и луки были типичными атрибутами египтян для обозначения нубийцев. Скорпион стоит перед человеческой фигурой с искусственной бородой и церемониальным ножом на поясе; фигурка держит длинный шнур, к которому пленные нубийцы привязаны . Вся сцена интерпретируется как изображение царя Скорпиона II, празднующего свою победу над враждебными нубийцами. [ 16 ] [ 17 ]
Царствование
Политическая ситуация
Многочисленные артефакты с рельефным декором и керамическим клеймом, выполненным черными чернилами, указывают на процветающую торговую экономику во времена правления Скорпиона. Впервые в надписях представлены иероглифы, обозначающие «Нижний Египет» и/или «Верхний Египет». Поэтому обе части Египта постепенно начали сотрудничать. Но поскольку кажется очевидным, что Египет был разделен по крайней мере на два сосуществовавших царства, ученые задаются вопросом, на каком факторе власти основывалось правление протодинастических царей. Завоевания и войну нужно было поощрять экономически, воинов и стражей нужно было кормить. Основываясь на этом познании, такие ученые, как К. М. Циаловиц, Т. Х. Уилкинсон, Карл Бутцер и Майкл А. Хоффман, указывают на ирригационные системы, которые были построены в огромных количествах. Многочисленные палитры (например, « Палитра Охотников» , « Ливийская палитра » и « Палитра Нармера» ), а также наконечники булав Скорпиона II и Нармера показывают изображения рек, растений, деревьев и нескольких различных животных (птиц, млекопитающих и рыб) в удивительные естественные детали. Рядом с этими мотивами изображены человеческие фигуры, выполняющие сельскохозяйственные работы. Чаловиц, Уилкинсон, Буцер и Хоффман видят источник власти протодинастических королей в этих сельскохозяйственных разработках. Ирригационные системы позволили увеличить поселения, поголовье скота и выращивание овощей. Ученые задаются вопросом, не намеренно ли короли ограничивали ирригацию, чтобы обеспечить свою власть, влияние и богатство. [ 10 ] [ 18 ] [ 19 ]
Религиозно-культовая ситуация
Многочисленные украшения на артефактах также изображают большое количество фетишей и знамен, увенчанных богами, что раскрывает и без того очень сложную религиозную и культовую систему. Поскольку знамена часто сопровождают батальные сцены, сражения и завоевания также могли рассматриваться как культовые события. Самыми ранними узнаваемыми богами являются Гор , Сет , Мин , Немти , Нехбет , Бат и Вепвавет . Но неизвестно, где у этих богов были свои культовые центры и святилища, поскольку иероглифы, изображающие топонимы, еще не были введены. [ 10 ] [ 11 ] [ 18 ] [ 20 ]
Еще одним аспектом культовых и религиозных верований Скорпиона II являются многочисленные изображения мифических существ, таких как серпопард и крылатая химера. Серпопард появляется на палитре Нармера и палитре «Две собаки» . Его назвали Свджа , что означает «неразрушимый». В египетской мифологии серпопарда описывали как «того, кто перемещает солнце». На палитре Нармера два серпопарда обвивают шеи. Считается, что эта картина является аллегорическим изображением объединения Египта. При Скорпионе II два серпопарда терзают газель, что может означать, что серпопарды находились под контролем короля (они нападают по команде). [ 10 ] [ 11 ] [ 18 ] [ 20 ] [ 21 ]
«Крылатых химер» по-египетски называли Сефер , и они олицетворяли хаос и насилие. Они появляются на палитре «Две собаки» и на нескольких артефактах из слоновой кости. Ученые указывают на тот факт, что такие существа, как химеры и серпопарды, имели месопотамское происхождение. [ 10 ] [ 11 ] [ 18 ] [ 20 ] [ 21 ]
Еще один мотив эпохи Скорпиона, явно месопотамского происхождения, — это воин, сражающийся голыми руками с двумя львами. Он держит по одному льву в каждой руке, по бокам. Похожий мотив изображает воина с двумя жирафами . В более поздних династиях этот мотив стал иероглифом, зарегистрированным как Гардинер А38 и Гардинер А39 . На нем написано Qjs , и он использовался в качестве эмблемы города Куса . [ 10 ] [ 11 ] [ 18 ] [ 20 ] [ 21 ]
Месопотамские влияния при Скорпионе II
Все перечисленные мотивы и эмблемы, а также архитектура гробниц и предметы торговли (такие как инструменты, бусины и цилиндрические печати) доказывают удивительно сильное и обширное влияние месопотамской культуры и религии на ранних египтян. Этому познанию способствуют оценки архитектурных разработок, видимых в таких местах захоронений, как Миншат Абу Омар, Иераконполис и Накада. Архитектурные методы, использованные для строительства сложных и стабильных гробниц, были явно скопированы с месопотамских построек.
До конца не выяснено, почему египтяне так интенсивно поддерживали свои дружеские отношения с Месопотамией; Сторонники теории династической расы полагают, что первые египетские вожди и правители сами были месопотамского происхождения, но современные ученые отказались от этой точки зрения. [ 24 ] [ 25 ]
Текущая позиция современных ученых заключается в том, что египетская цивилизация возникла в долине Нила и что археологические данные «решительно подтверждают ее африканское происхождение». [ 26 ] древних египтян. [ 24 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Во время правления царя Скорпиона II и его непосредственных преемников влияние, кажется, уменьшается, и Египет начинает развивать свою собственную, более независимую культуру. Это, несомненно, было еще одним важным шагом на пути к будущему Египта как могущественного и богатого королевства. [ 10 ] [ 11 ] [ 18 ] [ 20 ] [ 21 ]
-
в Иераконполисе Облицовка подвала храма
-
Цилиндрическая ваза из известняка Иераконполиса
-
Иераконпольский цилиндр из слоновой кости с коленопреклоненными мужчинами, с оттиском (рисунок)
Могила
Точное место захоронения Скорпиона II неизвестно. Есть две гробницы, обе рассматриваются как кандидаты. Первая зарегистрирована как гробница B50 и находится в Умм-эль-Каабе (недалеко от Абидоса). Это почти квадратная камера, разделенная на четыре комнаты простой крестообразной глиняной стеной. Здесь было найдено несколько жетонов из слоновой кости с фигурками скорпионов. Вторая находится в Иераконполисе и зарегистрирована как гробница HK6-1. Его размеры 3,5 × 6,5 м, глубина 2,5 м, укреплен глиной. Здесь было найдено несколько жетонов из слоновой кости с фигурками скорпионов. [ 30 ]
Имя Скорпиона в популярной культуре
- Повесть Уильяма Голдинга 1971 года «Бог-Скорпион» во многом основана на этом периоде египетской истории.
- Имя Царя Скорпионов использовалось в фильме 2001 года «Мумия возвращается » и его спин-оффах «Царь скорпионов» (2002), «Царь скорпионов 2: Восстание воина» (2008), «Царь скорпионов 3: Битва за искупление» (2012). , Царь скорпионов 4: В поисках силы (2015) и Царь скорпионов: Книга душ (2018). В 2002 году была выпущена приключенческая видеоигра « Царь скорпионов: Восстание аккадца», основанная на франшизе.
- Детский роман Фараон» « Джеки Френч 2007 года повествует о событиях при дворе короля Скорпиона и соперничестве между его сыновьями Нармером и принцем Хоуком.
См. также
Ссылки
- ^ Ханниг 2006 , стр. 225, 790 и 1281.
- ^ Моортгат 1994 , стр. 359–371.
- ^ Перейти обратно: а б Людвиг Давид Моренц: Изобразительные буквы и символические знаки: Развитие письменности высокой культуры Древнего Египта. (= Orbis Biblicus et Orientalis , т. 205). Фрибург 2004, ISBN 3-7278-1486-1 , стр. 151–154.
- ^ Ханниг 2006 , с. 455.
- ^ Ассманн 2003 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Тоби Уилкинсон: Ранний династический Египет: стратегия, общество и безопасность . Рутледж, Лондон, 1999 г., ISBN 0-415-18633-1 , стр. 10–11. 38, 56 и
- ^ Меню 1996 , стр. 339–342.
- ^ «Палитра Нармера», Древний Египет , заархивировано из оригинала 15 июня 2006 года , получено 19 сентября 2007 года .
- ^ Шоу и Николсон 1995 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кшиштоф Марек Цялович: Рождение королевства: Египет от додинастического периода до конца I династии. Институт археологии Ягеллонского университета , Краков, 2001 г., ISBN 83-7188-483-4 , стр. 97–98.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Элиза Дженни Баумгертель, Людвиг Давид Моренц: «Скорпион и розетка и фрагмент большой иераконпольской булавы». В: Журнал египетского языка и археологии (ZÄS) , Том 93. Akademie-Verlag Berlin, 1998, стр. 9–13.
- ^ Перейти обратно: а б Томас Шнайдер: Лексикон фараонов . Альбатрос, Дюссельдорф 2002, ISBN 3-491-96053-3 , с. 276.
- ^ Перейти обратно: а б Гюнтер Драйер: «Крокодил Гор: Антикороль династии 0». В: Рене Фридман, Барбара Адамс: Последователи Гора: исследования, посвященные Майклу Аллену Хоффману, 1949–1990. Оксфорд 1992, ISBN 0-946897-44-1 , стр. 259–263.
- ^ Перейти обратно: а б Питер Каплони: Надписи раннего Египта . Том 2 (= Египтологические трактаты . Том 8, 2). Харрасовиц, Висбаден, 1963, с. 1090.
- ^ Вильдунг 1981 , объект. 36.
- ^ Кайзер и Дрейер 1982 , с. 70.
- ^ Нидлер 1967 , стр. 87–91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Майкл Аллан Хоффман: Египет до фараонов: доисторические основы египетской цивилизации . Рутледж и Кеган Пол, Лондон, 1980 г. ISBN 0-7100-0495-8 , стр. 312–326.
- ^ Йохем Каль : «Верхний и Нижний Египет: дуалистическая конструкция и ее начало». В: Райнер Альбертц (ред.): Пространства и границы: топологические концепции в древних культурах Восточного Средиземноморья . Утц, Мюнхен 2007, ISBN 3-8316-0699-4 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уитни Дэвис: Маскировка удара: сцена изображения в позднем доисторическом египетском искусстве. Беркли, Оксфорд (Лос-Анджелес) 1992 г., ISBN 0-5200-7488-2 , стр. 67, 97–113.
- ^ Перейти обратно: а б с д Беатрикс Мидан-Рейнс: Предыстория Египта. От первых египтян до первых фараонов. Уайли-Блэквелл, Оксфорд, 2000 г., ISBN 0-6312-1787-8 , стр. 240–242.
- ^ Редфорд, Дональд Б. Египет, Ханаан и Израиль в древние времена. (Принстон: Университетское издательство, 1992), с. 22.
- ^ Хартвиг, Мелинда К. (2014). Спутник древнеегипетского искусства . Джон Уайли и сыновья. п. 427. ИСБН 9781444333503 .
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, Тоби (1999). Раннединастический Египет . Лондон: Рутледж. п. 15. ISBN 0415186331 .
- ^ *Pg84-85 «Основные захоронения тех, кто основал древний Египет в четвертом тысячелетии до нашей эры, особенно Эль-Бадари, а также Накада, не показывают никакой демографической задолженности перед Левантом. Вместо этого они обнаруживают население с черепными и зубными особенностями с самые близкие параллели с популяциями других давних популяций прилегающих территорий северо-восточной Африки, таких как Нубия и северный Африканский Рог». Эрет, Кристофер (20 июня 2023 г.). Древняя Африка: глобальная история до 300 г. н.э. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 83–86, 167–169. ISBN 978-0-691-24409-9 .
- ^ Смит, Стюарт Тайсон (1 февраля 2001 г.). Редфорд, Дональд (ред.). «Оксфордская энциклопедия Древнего Египта – Том 3 стр.28» .
- ^ Юрко, Франк (1996). «Египтологическое обозрение». (1996). Черная Афина снова посетила . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. стр. 62–100. ISBN 0807845558 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Закшевский, Соня Р. (2007). Преемственность населения или его изменение: Образование древнеегипетского государства . Хайфилд, Саутгемптон: Департамент археологии Саутгемптонского университета.
- ^ *Стр.33- «Раннее население долины Нила в основном сосуществовало с коренным африканским населением. Лингвистические и археологические данные предоставляют ключевые подтверждающие доказательства преимущественно африканского происхождения». Шомарка Кейта и А. Дж. Бойс «География, происхождение и демографические взаимоотношения ранних древних египтян». Целенко Теодор (ред.). (1996). Египет в Африке . Индианаполис, Индиана: Художественный музей Индианаполиса. стр. 20–33. ISBN 0936260645 .
- ^ Майкл Аллан Хоффман: «До фараонов: как Египет стал первым в мире национальным государством». В: Науки . Нью-Йоркская академия наук, Нью-Йорк, 1988, стр. 40–47.
Источники
- Ассманн, Ян (2003). Камень и время: человек и общество в Древнем Египте (на немецком языке). Мюнхен: В. Финк. ISBN 978-3-77-052681-9 .
- Ханниг, Райнер (2006). Большой ручной словарь египетско-немецкий: (2800–950 до н. э.): язык фараонов . Культурная история древнего мира (на немецком языке). Том 64. Майнц: Филип фон Заберн. ISBN 978-3-80-531771-9 .
- Кайзер, Вернер; Драйер, Гюнтер (1982). «Умм эль-Кааб: последующие расследования на раннем королевском кладбище. 2-й предварительный отчет». Объявления Немецкого археологического института (MDAIK). Каирский отдел. (на немецком языке). 38 . Майнц: Филипп фон Заберн. ISBN 978-3-80-530552-5 .
- Меню, Бернадетт (1996). «Знаки и знаменосцы». Бюллетень Французского института восточной археологии (на французском языке). 96 . Каир: Французский институт восточной археологии: 339–342.
- Моортгат, Антон (1994). «Золотая розетка – персонаж?». Древние ближневосточные исследования (на немецком языке). 21 . Берлин: Институт востоковедения: 359–371.
- Нидлер, Уинифред (1967). «Наскальный рисунок на Гебель-Шейхе Сулимане (около Вади-Хальфа) с изображением скорпиона и человеческих фигур». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 6 . Вайнона Лейк: Айзенбраунс: 87–91. дои : 10.2307/40000735 . JSTOR 40000735 .
- Шоу, Ян; Николсон, Пол (1995). Словарь Древнего Египта . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-71-411909-0 .
- Вильдунг, Дитрих (1981). Египет до пирамид - Мюнхенские раскопки в Египте (на немецком языке). Майнц: Филипп фон Заберн. ISBN 978-3-80-530523-5 .
Библиография
- Клейтон, Питер А. (2006). Хроники фараонов: Запись правления правителей и династий Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-28628-0 .
- Эдвардс, IES (1965). «Раннединастический период в Египте». В Эдвардсе, IES; и др. (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 1. Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с Царем Скорпионом II, на Викискладе?