Неделя
Неделя семи — единица времени, равная дням . Это стандартный период времени, используемый для коротких циклов дней в большинстве частей мира. Дни часто используются для обозначения общих рабочих дней и дней отдыха, а также дней богослужений . Недели часто сопоставляются с годовыми календарями , но обычно не являются для них основой, поскольку недели не основаны на астрономии.
Древние культуры имели разную продолжительность «недель», в том числе десять в Египте и восьмидневную неделю у этрусков . Этрусская неделя была принята древними римлянами , но позже они перешли на семидневную неделю, которая распространилась по Западной Азии и Восточному Средиземноморью благодаря влиянию христианской семидневки, уходящей корнями в еврейскую семидневку. -дневная неделя. В 321 году император Константин Великий официально провозгласил семидневную неделю в Римской империи, в том числе объявил воскресенье государственным праздником. [1] [2] Позже это распространилось по Европе, а затем и по всему остальному миру.
На английском языке названия дней недели — понедельник , вторник , среда , четверг , пятница , суббота и воскресенье . Воскресенье, понедельник и суббота названы в честь небесных тел Солнечной системы. Остальные четыре дня названы в честь германских богов. Во многих языках дни недели названы в честь богов или классических планет. Такую неделю можно назвать планетарной неделей (т.е. классической планетарной неделей). [4] Определенные недели в году могут быть предназначены для определенной цели, например, Золотая неделя в Китае и Японии и Национальная семейная неделя в Канаде. В более неформальном плане определенные группы могут выступать за проведение недель осведомленности , которые призваны привлечь внимание к определенному предмету или делу. Термин «неделя» также может использоваться для обозначения части недели, например рабочей недели и выходных .
В разных культурах дни недели обозначаются первым и последним, хотя практически во всех первым днем является суббота, воскресенье или понедельник. организация Базирующаяся в Женеве по стандартизации ISO использует понедельник в качестве первого дня недели в своей системе недельных дат ISO согласно международному стандарту ISO 8601 . [а] В большинстве стран Европы и Китая понедельник считается первым днем (рабочей) недели, тогда как Северная Америка, Израиль, Южная Азия и многие католические и протестантские страны считают воскресенье первым днем недели. Суббота считается первым днем недели на большей части Ближнего Востока и Северной Африки из-за исламского влияния. [ нужна ссылка ] В других регионах смешанный состав, но обычно первым днем считается воскресенье или понедельник. [5]
Три авраамические религии считают разные дни недели своим святым днем. Евреи соблюдают субботу ( Шаббат Богом ) в субботу, седьмой день, от захода солнца пятницы до захода солнца субботы, в честь сотворения мира за шесть дней и отдыха на седьмой. Большинство христиан отмечают воскресенье ( День Господень ), первый день недели в традиционных христианских календарях, в честь воскресения Иисуса . Мусульмане отмечают свой «день собрания» , известный как йаум аль- джума он описан как священный день совместного поклонения , в пятницу, поскольку в Коране . [6]
Имя
[ редактировать ]Английское слово « неделя» происходит от древнеанглийского wice , в конечном итоге от общегерманского * wikōn- , от корня * wik- «поворот, перемещение, изменение». Германское слово, вероятно, имело более широкое значение до принятия римского календаря , возможно, «серия преемственности», как предполагает готский wikō, переводящий Taxis «порядок» в Луки 1:8.
Семидневная неделя во многих языках называется словом, происходящим от слова «семь». Архаизм двухнедельном sennight («семь ночей») сохраняет старую германскую практику отсчета времени по ночам, как и в более распространенном слове («четырнадцать ночей»). [7] И Hebdomad , и Hebdomadal Week происходят от греческого hebdomás ( ἑβδομάς , «семерка»). Септимана родственен романским терминам, происходящим от латинского septimana («семь утра»).
В славянском языке имеется образование *tъ(žь)dьнь (сербский тједан , tjedan , хорватский tjedan , украинский тиждень , tyzhden , чешский týden , польский tydzień ), от *tъ "этот" + *dьnь "день". В китайском языке есть 星期 , как бы « планетарная единица времени ». Более старая китайская форма — 禮拜 , что означает «неделя, религиозная церемония».
Определение и продолжительность
[ редактировать ]Неделя определяется как интервал ровно в семь дней , [б] так что, за исключением случаев перехода на летнее время или дополнительных секунд ,
- 1 неделя = 7 дней = 168 часов = 10 080 минут = 604 800 секунд.
- 1 год по григорианскому календарю = 52 недели + 1 день (2 дня в високосном году ).
- 1 неделя = 1600 ⁄ 6957 ≈ 22,9984% среднего месяца по григорианскому календарю.
В среднем по григорианскому календарю году 365,2425 дней, то есть ровно 52 + 71/400 состоящего или или 52,1775 недели (в отличие от юлианского года, из 365,25 дней 52 + 5 ⁄ 28 ≈ 52,1786 недель, что невозможно представить в виде конечного десятичного разложения). В 400 григорианских годах ровно 20 871 неделя, поэтому 8 августа 1624 года было четвергом, как и 8 августа 2024 года.
Относительно пути Луны неделя составляет 23,659% средней лунности или 94,637% средней четверти луны.
Исторически система доминиальных букв (буквы от A до G, обозначающие день недели первого дня данного года) использовалась для облегчения расчета дня недели .День недели можно легко вычислить, зная номер дня по юлианскому календарю (JD, т. е. целое значение в полдень UT ):Прибавление единицы к остатку после деления номера дня по юлианскому календарю на семь (JD по модулю для этой даты в формате ISO 8601 7 + 1) дает день недели . Например, число дней по юлианскому календарю 8 августа 2024 года равно 2460531. Вычисление 2460531 по модулю 7 + 1 дает 4, что соответствует четвергу. [8] В 1973 году Джон Конвей разработал правило Судного дня для мысленного расчета дня недели любой даты в любом году.
Дни недели
[ редактировать ]Дни недели были названы в честь семи классических планет , в число которых входили Солнце и Луна. Эта система именования сохранилась наряду с «церковной» традицией нумерации дней на церковной латыни, начиная с Доминики ( Дня Господня ) как первого дня. Греко-римские боги, связанные с классическими планетами, в какой-то момент во время поздней Римской империи были переданы в своей интерпретации Germanica , что привело к германской традиции имен, основанных на местных божествах.
Порядок названий дней недели не является классическим порядком планет (по расстоянию в модели планетарных сфер или, что то же самое, по их видимой скорости движения в ночном небе). Вместо этого в системе планетарных часов последующие дни были названы в честь планет, которые в их традиционном списке отстоят друг от друга на три позиции. Эта характеристика, по-видимому, обсуждалась у Плутарха в трактате, написанном ок. 100 г. н. э., в котором, как сообщается, был рассмотрен вопрос: почему дни, названные в честь планет, отсчитываются в порядке, отличном от фактического? (текст трактата Плутарха утерян). [9] Дион Кассий (начало III века) дает два объяснения в разделе своей «Римской истории» после упоминания еврейской практики освящения дня, называемого днем Кроноса (суббота). [10]
Воскресенье | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
Планета | Солнце | Луна | Марс | Меркурий | Юпитер | Венера | Сатурн |
Греко-римское божество | Гелиос - Солнце | Селена – Луна | Арес – Марс | Гермес – Меркурий | Зевс – Юпитер | Афродита – Венера | Кронос – Сатурн |
Греческий : [10] | Воскресенье | Лунный день | День Ареоса | день Гермоса | день Юпитера | день Афродиты | день Сатурна |
Латынь : | умирает Солис | лунный день | Вторник | умирает Меркурий | Четверг | Пятница | умирает на Сатурне |
Немецкая интерпретация | Солнце | Луна | Тиваз | Воданаз | Тонкий Раз | гриль | — |
Старый английский | воскресенье | Понедельник | Вторник | воднесдег | тонкий день | холодильник | тесто для расстойки |
Индийская Наваграха | Сурьявара/ | Чандравара/ Индусара | Мангалавара / Бхаумавасара | Будхав на открытом воздухе/ Саумьявасара | Гурувары / Брихаспатив Слеза | Шукрав Ара/ Бхригувасара | Шанивара / Стхиравасара |
Церковная, неастрологическая система нумерации дней недели была принята в поздней античности. Эта модель, по-видимому, также повлияла (предположительно через готику ) на обозначение среды как «середины недели» на древневерхнем немецком ( mittawehha ) и старославянском ( срѣда ) языке. Старославянский язык, возможно, также смоделировал название понедельника, понєдѣльникъ , по образцу латинского feria Secunda . [11] Церковная система получила широкое распространение в восточном христианстве , но на латинском Западе она сохранилась только в современных исландском , галисийском и португальском языках . [12]
«Первый день» или «День Господень» ( Воскресенье ) | «Второй день» ( Понедельник ) | «Третий день» ( Вторник ) | «Четвертый день» ( Среда ) | «Пятый день» ( Четверг ) | «Шестой день» ( Пятница ) | «День седьмой» или «Шаббат» ( Суббота ) | |
Греческий | Воскресенье /кириаки имя/ | понедельник день /его зовут вода/ | Вторник /трит имя/ | среда, день /тетарти вода/ | Четверг, день /пемптиимера/ | Пятница день /параскеви имера/ [13] | Суббота /суббота/ |
латинский | [умирает] Доминика ; редко Feria Prima, Feria Dominica | Понедельник | Вторник | праздничный день среда ; редко пол недели | выходной четверг | шестая ярмарка | Суббота; субботний день, субботний день ; редко по субботам, по субботам |
иврит | Иврит : воскресенье , латинизировано : Йом ришон , букв. первый день | Иврит : Йом Шени , латинизировано : Йом Шени , букв. второй день | Иврит : вторник , латинизировано : Йом шлиши , букв. 'третий день' | Иврит : Среда , латинизировано : Йом реви'и , букв. 'четвертый день' | Иврит : Четверг , латинизировано : Йом чамиши , букв. пятый день | Иврит : Пятница , латинизировано : Йом шиши , букв. 'шестой день' | Иврит : שבת , латинизированный : Шаббат , букв. «Отдых/прекращение» |
История
[ редактировать ]Древний Ближний Восток
[ редактировать ]Самое раннее свидетельство астрологического значения семидневного периода связано с Гудеа , царем-жрецом Лагаша в Шумере во времена династии Кутиев (около 2100 г. до н.э.), который построил семикомнатный храм, который он посвятил семидневному периоду. -день фестиваля. В истории о потопе ассиро-вавилонского эпоса о Гильгамеше буря длится семь дней, голубь вылетает через семь дней (аналогично книге Бытия), а Ноевоподобный персонаж Утнапиштим покидает ковчег через семь дней после того, как он достигнет твердая почва. [с]
Считая от новолуния , вавилоняне праздновали 7, 14, 21 и 28 числа примерно 29- или 30-дневного лунного месяца как «святые дни», также называемые «злыми днями» (что означает неблагоприятные для определенных видов деятельности). В эти дни чиновникам запрещалось заниматься различными видами деятельности, а простым людям запрещалось «загадывать желания», и по крайней мере 28-е число было известно как «день отдыха». [17] На каждом из них приносились подношения разным богам и богиням. Хотя более поздняя практика связывания дней недели с божествами или планетами аналогична, она не принадлежит вавилонянам. [18]
иудаизм
[ редактировать ]Непрерывный семидневный цикл, который проходит на протяжении всей истории без привязки к фазам Луны, впервые был реализован в иудаизме и датирован не позднее VI века до нашей эры. [19] [20]
Существует несколько гипотез относительно происхождения библейского семидневного цикла.
Фридрих Делич и другие предположили, что семидневная неделя, составляющая примерно четверть лунного месяца, является неявным астрономическим происхождением семидневной недели. [21] и действительно, в вавилонском календаре использовались вставные дни для синхронизации последней недели месяца с новолунием. [22] Согласно этой теории, еврейская неделя была перенята у вавилонян при устранении лунной зависимости.
Джордж Аарон Бартон предположил, что семидневный рассказ о сотворении мира связан с вавилонским эпосом о сотворении мира «Энума Элиш» , записанным на семи табличках. [23]
В часто цитируемом предположении, относящемся к началу 20 века, [24] Еврейскую субботу сравнивают с шумерским са-бат «середина покоя», термином, обозначающим полнолуние . Шумерский термин был реконструирован как переведенный Сапатту. м или Сабатту м на вавилонском языке , возможно, присутствует в утерянной пятой табличке Энума Элиш , предварительно реконструированной. [ по мнению кого? ] «Тогда ты встретишь [Субботу] в середине [месяца]». [17]
Однако Нильс-Эрик Андреасен , Джеффри Х. Тигай и другие утверждают, что библейская суббота упоминается как день отдыха в некоторых из самых ранних слоев Пятикнижия, датируемых не позднее 9-го века до нашей эры, за столетия до вавилонского изгнания. Иуды . Они также находят сходство между библейской субботой и вавилонской системой слабым. Поэтому они предполагают, что семидневная неделя может отражать независимую израильскую традицию. [25] [26] [27] [28] Тигай пишет:
Очевидно, что среди соседних стран, которые имели возможность оказывать влияние на Израиль – и фактически влияли на него в различных вопросах – не существует точной параллели израильской субботней неделе. Это приводит к выводу, что субботняя неделя, столь же уникальная для Израиля, как и суббота, из которой она вытекает, является независимым творением израильтян. [27] [29]
Семидневная неделя, похоже, была принята на разных этапах в Персидской империи , в эллинистической астрологии и (через греческую передачу ) в Гуптской Индии и Танском Китае . [д] [ нужна ссылка ] Вавилонская система была принята греками в 4 веке до нашей эры (в частности, через Евдокса Книдского ). Хотя некоторые источники, такие как Британская энциклопедия, [31] Многие ученые не согласны с утверждением, что вавилоняне называли дни недели в честь пяти планет, Солнца и Луны. Эвиатар Зерубавель говорит: «Установление семидневной недели, основанной на регулярном соблюдении субботы, является явно еврейским вкладом в цивилизацию. Выбор числа 7 в качестве основы для еврейской недели мог иметь ассирийское или вавилонское происхождение. , однако важно помнить, что у самих древних жителей Месопотамии семидневной недели не было». [32] Астрологическая концепция планетарных часов — это нововведение эллинистической астрологии, вероятно, впервые возникшее во II веке до нашей эры. [33]
Семидневная неделя была широко известна во всей Римской империи в I веке нашей эры. [34] наряду со ссылками на еврейскую субботу римских авторов, таких как Сенека и Овидий . [35] Когда семидневная неделя вошла в употребление в Риме в ранний имперский период, она не сразу заменила старую восьмидневную нундинальную систему. [36] Нундиальная система, вероятно, вышла из употребления к тому времени, когда император Константин в 321 году н. э. принял семидневную неделю для официального использования, сделав День Солнца ( dies Solis ) официальным праздником. [37]
Ахеменидский период
[ редактировать ]Зороастрийский календарь следует за вавилонским и соотносит 7, 14, 21 и 28 числа из 29 или 30-дневного лунного месяца с Ахура Маздой . [38] Предшественником всех современных зороастрийских календарей является система, использовавшаяся для определения дат в Персидской империи , заимствованная из вавилонского календаря в IV веке до нашей эры.
Фрэнк К. Сенн в своей книге «Христианская литургия: католики и евангелисты» указывает на данные, свидетельствующие о раннем непрерывном использовании семидневной недели; имея в виду евреев во время вавилонского плена в VI веке до нашей эры, [20] после разрушения Храма Соломона .В то время как семидневная неделя в иудаизме привязана к отчету о творении в Книге Бытия в еврейской Библии (где Бог создает небо и землю за шесть дней и отдыхает на седьмой; Бытие 1:1-2:3, [39] в Книге Исхода четвертой из Десяти заповедей является отдых в седьмой день, Шаббат , который можно рассматривать как подразумевающий социально установленную семидневную неделю), неясно, предшествует ли повествование Бытия пленению вавилонскому Евреи в VI веке до нашей эры. По крайней мере, со времен Персидского правления Второго Храма иудаизм опирался на семидневный цикл повторяющихся суббот . [20]
Таблетки [ нужна ссылка ] из периода Ахеменидов указывают на то, что лунация продолжительностью 29 или 30 дней в основном содержала три семидневные недели и заключительную неделю из восьми или девяти дней включительно, нарушая непрерывный семидневный цикл. [17] Вавилоняне дополнительно праздновали 19-е число как особый «злой день», «день гнева», потому что это был примерно 49-й день (предыдущего) месяца, завершающий «неделю недель», также с жертвоприношениями и запретами. [17]
Трудности с Фридриха Делича, связывающей теорией происхождения еврейский Шаббат с вавилонским лунным циклом [40] включают согласование различий между непрерывной неделей и лунной неделей, а также объяснение отсутствия текстов, называющих лунную неделю Шабатом на каком-либо языке. [41]
Эллинистическая и римская эпоха
[ редактировать ]В еврейских источниках ко времени Септуагинты термин «Суббота» ( греческий : Σάββατον , латинизированный : Sábbaton ) синекдохой также стал обозначать целую семидневную неделю, [42] интервал между двумя еженедельными субботами. Притча Иисуса о фарисее и мытаре ( Лк. 18:12 ) описывает фарисея как постящегося «дважды в неделю» ( греч .: δισ τοῦ σαββατου , латинизированное : dis tou sabbatou ). В рассказе о женщинах, обнаруживших гробницу пустой, они описаны как пришедшие туда «к одной из суббот» ( греч . εἰς μιαν σαββάτων, τῇ μιᾷ τῶν σαββάτων ); [43] переводы заменяют «суббота» «неделей».
Древние римляне традиционно использовали восьмидневную нундинум , но после того, как в 45 г. до н.э. вступил в силу юлианский календарь , семидневная неделя стала использоваться все чаще. Некоторое время неделя и нундиальный цикл сосуществовали, но к тому времени, когда неделя была официально принята Константином в 321 году нашей эры, нундиальный цикл вышел из употребления. Связь дней недели с Солнцем, Луной и пятью планетами, видимыми невооруженным глазом, относится к римской эпохе (II век). [44] [20]
Непрерывный семидневный цикл дней недели можно проследить до правления Августа ; первая идентифицируемая дата, указанная вместе с днем недели , - это 6 февраля 60 г. н.э., обозначенная как « воскресенье » (поскольку viii idus Februarius dies solis «восьмой день перед февральскими идами, днем Солнца») в помпейском граффито. Однако согласно (современному) юлианскому календарю 6 февраля 60 года было средой . Это объясняется существованием двух соглашений о наименовании дней недели, основанных на планетарной системе часов : 6 февраля было «воскресеньем», основанным на соглашении о наименовании заката, и «средой», основанном на соглашении о наименовании восхода солнца. [45]
Исламская концепция
[ редактировать ]Согласно исламским верованиям, концепция семи дней в неделю началась с сотворения Вселенной Аллахом. Абу Хурайра сообщил, что Мухаммад сказал: «Аллах, Возвышенный и Славный, создал глину в субботу, Он создал горы в воскресенье, Он создал деревья в понедельник, Он создал вещи, требующие труда во вторник, и создал свет в среду, и Он вызвал животные распространились в четверг и создали Адама после Асра в пятницу; последнее творение в последний час пятницы, то есть между днем и ночью. [46]
Усыновление в Азии
[ редактировать ]Китай и Япония
[ редактировать ]Самое раннее известное упоминание семидневной недели в китайских писаниях приписывается Фань Нину, который жил в конце IV века при династии Цзинь , а распространение манихеев задокументировано в трудах китайского буддийского монаха И Цзин и Цейлонский или среднеазиатский буддийский монах Бу Конг VII века ( династия Тан ).
Китайский вариант планетной системы был привезен в Японию японским монахом Кукаем (9 век). Сохранившиеся дневники японского государственного деятеля Фудзивары Мичинаги показывают, что семидневная система использовалась в Японии периода Хэйан еще в 1007 году. В Японии семидневная система использовалась в астрологических целях до тех пор, пока она не стала полноценной западной системой. стиль календарной основы периода Мэйдзи (1868–1912).
Индия
[ редактировать ]Семидневная неделя была известна в Индии в VI веке, о чем упоминается в Панчасиддхантике . [ нужна ссылка ] Шаши (2000) упоминает Гарга Самхиту , которую он относит к I веку до нашей эры или нашей эры, как возможное более раннее упоминание о семидневной неделе в Индии. Он заключает, что «приведенные выше ссылки представляют собой terminus ad quem (а именно I век). Терминus a quo не может быть установлен с уверенностью». [47] [48]
Христианская Европа
[ редактировать ]Семидневный еженедельный цикл оставался непрерывным в христианском мире , а, следовательно, и в западной истории , на протяжении почти двух тысячелетий, несмотря на изменения в коптском , юлианском и григорианском календарях, о чем свидетельствует дата Пасхального воскресенья, прослеживаемая с помощью многочисленных компьютерных таблиц. к эфиопской копии ранней александрийской таблицы, начиная с Пасхи 311 г. н. э. [49] [50]
Традиция гаданий по дням недели, на которые приходится определённый праздник, развивается в период раннего средневековья. Существует много более поздних вариантов этого, в том числе немецкий Bauern-Praktik и версии Erra Pater, опубликованные в Англии XVI–XVII веков и высмеиваемые в » Сэмюэля Батлера «Hudibras . Южно- и восточнославянские версии известны как колядники (от koliada , заимствования латинских календ ), причем болгарские копии датируются 13 веком, а сербские версии - 14 веком. [51]
Средневековые христианские традиции, связанные с удачным или неудачным характером определенных дней недели, сохранились и в современный период. Это касается, прежде всего, пятницы , связанной с распятием Иисуса . Воскресенье , иногда олицетворяемое святой Анастасией , само по себе было объектом поклонения в России, практика, осуждаемая в проповеди, сохранившейся в копиях, относящихся к 14 веку. [52]
Воскресенье в церковной системе счисления также считается feria prima или первым днем недели; тем не менее, в то же время он фигурирует как « восьмой день » и иногда его называют так в христианской литургии. [и]
Юстин Мученик писал: «Первый день после субботы, оставаясь первым из всех дней, называется, однако, восьмым, по числу всех дней цикла, и [все же] остается первым». [53]
Период в восемь дней, обычно (но не всегда, в основном из-за Рождества), начинающийся и заканчивающийся в воскресенье, называется октавой , особенно в римско-католической литургии . В немецком языке фраза heute in acht Tagen (буквально «сегодня через восемь дней») также может означать одну неделю с сегодняшнего дня (т. е. в тот же день недели). То же самое можно сказать и о итальянской фразе oggi otto (буквально «сегодня восемь»), французском à huitaine и испанском de hoy en ocho .
Нумерация
[ редактировать ]Недели года по григорианскому календарю можно пронумеровать для каждого года. Этот стиль нумерации часто используется в странах Европы и Азии. Это менее распространено в США и других странах.
Система дат недели ISO
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2020 г. ) |
Система нумерации недель — это система дат недель ISO , которая включена в ISO 8601 . Эта система требует, чтобы каждая неделя начиналась в понедельник и ассоциировалась с годом, в котором есть четверг этой недели.
Определение недели 1
[ редактировать ]На практике первая неделя ( W01 в обозначениях ISO) любого года может быть определена следующим образом:
- Если 1 января выпадает на понедельник, вторник, среду или четверг, то неделя с 1 января является неделей 1. За исключением случая, когда 1 января приходится на понедельник, эта неделя 1 включает последний день(и) предыдущего года . .
- Если 1 января выпадает на пятницу, субботу или воскресенье, то 1 января считается частью последней недели предыдущего года . Первая неделя начнется в первый понедельник после 1 января.
Примеры:
- Первая неделя 2015 года ( 2015W01 в обозначениях ISO) началась в понедельник, 29 декабря 2014 года, и закончилась в воскресенье, 4 января 2015 года, поскольку 1 января 2015 года выпало на четверг.
- Первая неделя 2021 года ( 2021W01 в обозначениях ISO) началась в понедельник, 4 января 2021 года, и закончилась в воскресенье, 10 января 2021 года, поскольку 1 января 2021 года выпало на пятницу.
Неделя 52 и 53
[ редактировать ]Также можно определить, была ли последняя неделя предыдущего года 52-й или 53-й неделей, следующим образом:
- Если 1 января выпадает на пятницу, то это часть 53-й недели предыдущего года (W53-5).
- Если 1 января выпадает на субботу,
- тогда это часть 53-й недели предыдущего года, если это високосный год (W53-6),
- и часть 52-й недели в противном случае (W52-6), т.е. если предыдущий год был невисокосным.
- Если 1 января выпадает на воскресенье, то это часть 52-й недели предыдущего года (W52-7).
Схематическое изображение даты недели ISO
[ редактировать ]Воскресенье письмо(а) 1 | Дни в начале января | Эффект 1,2 | Дни в конце декабря 1 | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 Мой | 2 Вт | 3 Обвенчались | 4 Собирать | 5 Пт | 6 Суббота | 7 Солнце | W01-1 3 | 01 января неделя | ... | 31 декабря неделя | 1 Мой 4 | 2 Вт | 3 Обвенчались | 4 Собирать | 5 Пт | 6 Суббота | 7 Солнце | |
Г(Ф) | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 01 января | W01 | ... | W01 | 31 (30) | (31) | |||||
Ф(Е) | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 31 декабря | W01 | ... | W01 | 30 (29) | 31 (30) | (31) | |||||
Э(Д) | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 30 декабря | W01 | ... | W01 (W53) | 29 (28) | 30 (29) | 31 (30) | (31) | |||||
Д(Ц) | 01 | 02 | 03 | 04 | 29 декабря | W01 | ... | W53 | 28 (27) | 29 (28) | 30 (29) | 31 (30) | (31) | |||||
С(Б) | 01 | 02 | 03 | 04 января | W53 | ... | W52 | 27 (26) | 28 (27) | 29 (28) | 30 (29) | 31 (30) | (31) | |||||
Б(А) | 01 | 02 | 03 января | W52 ( W53 ) | ... | W52 | 26 (25) | 27 (26) | 28 (27) | 29 (28) | 30 (29) | 31 (30) | (31) | |||||
А(Г) | 01 | 02 января | W52 | ... | W52 ( W01 ) | 25 (31) | 26 (25) | 27 (26) | 28 (27) | 29 (28) | 30 (29) | 31 (30) |
Примечания
1. Цифры и буквы в скобках ( ) относятся к марту – декабрю високосных лет.
2. Подчеркнутые цифры и буквы относятся к предыдущему или следующему году.
3. Первое число первой недели года.
4. Первое число последней недели года.
Другие системы нумерации недель
[ редактировать ]Однако в некоторых странах система нумерации отличается от стандарта ISO. Используется не менее шести нумераций: [54] [55] [ сомнительно – обсудить ]
Система | Первый день недели | Первая неделя года содержит | Может быть последняя неделя предыдущего года | Используется или в | ||
---|---|---|---|---|---|---|
ИСО 8601 | Понедельник | 4 января | 1-й четверг | 4–7 дней в году | да | ЕС (кроме Португалии) и большинство других европейских стран, большая часть Азии и Океании. |
Ближний Восток | Суббота | 1 января | 1-я пятница | 1–7 дней в году | да | Большая часть Ближнего Востока |
Западный традиционный | Воскресенье | 1 января | 1-я суббота | 1–7 дней в году | да | Канада, США, Исландия, Португалия, Япония, Тайвань, Таиланд, Гонконг, Макао, Израиль, Египет, Южная Африка, Филиппины и большая часть Латинской Америки. |
Календарь трансляций | Понедельник | 1 января | 1-е воскресенье | 1–7 дней в году | да | Вещательные услуги в США [56] |
Поскольку во всех этих системах неделя начинается в субботу, воскресенье или понедельник, дни рабочей недели , с понедельника по пятницу, всегда будут иметь один и тот же номер недели в системе календарной недели. Довольно часто эти системы согласовывают номер недели для каждого дня рабочей недели:
- В годы, когда 1 января приходится на понедельник , вторник , среду или четверг , все вышеуказанные системы нумерации недель будут согласовываться.
- В годы, когда 1 января — пятница , ISO-8601 будет другим, но в остальном все будет согласовываться.
- В годы, когда 1 января является субботой , ISO-8601 и ближневосточная система будут согласовываться, в отличие от западного традиционного и широковещательного календаря, которые согласуются.
- В годы, когда 1 января приходится на воскресенье , календарь вещания будет другим, но в остальном все будет одинаково.
Обратите внимание, что это соглашение действует только для номера каждого дня рабочей недели, а не для номера дня в неделе или номера выходных.
Эпинеделя эпидемиологическая ( неделя ) используется для представления статистики здравоохранения, как и в случае случаев COVID-19: [57]
Эпидемиологическая неделя начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Первая эпидемиологическая неделя года заканчивается в первую субботу января при условии, что она приходится на четыре и более дней месяца. Таким образом, первая эпидемиологическая неделя может фактически начаться в декабре прошлого года.
Использование
[ редактировать ]Код даты упаковки полупроводников часто представляет собой четырехзначный код даты YYWW, где первые две цифры YY — это последние две цифры календарного года, а последние две цифры WW — двузначный номер недели. [58] [59]
Код даты шины, установленный Министерством транспорта США, представляет собой четырехзначный код даты WWYY, за которым следуют две цифры номера недели WW, за которыми следуют последние две цифры календарного года YY. [60]
«Недели» в других календарях
[ редактировать ]Термин «неделя» иногда расширяется и включает в себя другие единицы времени, состоящие из нескольких дней. Такие «недели» продолжительностью от четырех до десяти дней исторически использовались в разных местах. [61] Интервалы продолжительностью более 10 дней обычно не называют «неделями», поскольку по продолжительности они ближе к двум неделям или месяцам , чем к семидневной неделе.
Домодернистский
[ редактировать ]Календари, не связанные с халдейскими, эллинистическими, христианскими или еврейскими традициями, часто имеют временные циклы между днем и месяцем различной длины, иногда также называемые «неделями».
Восьмидневная неделя использовалась в Древнем Риме и, возможно, в дохристианском кельтском календаре . Следы девятидневной недели встречаются в балтийских языках и в валлийском языке . Древний китайский календарь имел десятидневную неделю , как и древнеегипетский календарь (и, кстати, французский республиканский календарь , разделивший 30-дневные месяцы на трети).
Шестидневная неделя встречается в календаре Акан и культуре Кабие до 1981 года. В нескольких культурах использовалась пятидневная неделя, включая исландский календарь 10-го века , яванский календарь и традиционный цикл рыночных дней в Корее . [ нужна ссылка ] « У игбо рыночная неделя» длится четыре дня. Свидетельство о «трехдневной неделе» было получено из названий дней недели на баскском языке Гипуско . [62]
Ацтеки и майя использовали мезоамериканские календари . Самый важный из этих календарей делил ритуальный цикл из 260 дней (известный как Тональпоуалли на языке науатль и Цолькин на языке юкатекских майя ) на 20 недель по 13 дней (известный на испанском языке как тресенас ). Они также разделили солнечный год на 18 периодов ( винал ) по 20 дней и пять безымянных дней ( вайб' ), создав 20-дневный месяц, разделенный на четыре пятидневные недели. Конец каждой пятидневки был рыночным днем. [63] [64]
Балийский Павукон представляет собой 210-дневный календарь, состоящий из 10 различных одновременно текущих недель по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 дней, из которых недели 4, 8 и 9. дни прерываются, чтобы вписаться в 210-дневный цикл.
Современные реформы
[ редактировать ]Международный фиксированный календарь (также известный как «план Истмана») сохранил 7-дневную неделю, определяя год из 13 месяцев по 28 дней в каждом (364 дня). Каждая календарная дата всегда приходилась на один и тот же день недели. На протяжении десятилетий это был официальный календарь компании Eastman Kodak .
10-дневная неделя, называемая декадой , использовалась во Франции в течение девяти с половиной лет с октября 1793 по апрель 1802 года; кроме того, в 1871 году Парижская Коммуна приняла революционный календарь на 18 дней.
Календарь бахаи имеет 19-дневный период, который некоторые классифицируют как месяц, а другие - как неделю. [65]
советский
[ редактировать ]В Советском Союзе в период с 1929 по 1940 годы большинство рабочих заводов и предприятий, но не колхозников, использовали пяти- и шестидневную рабочую неделю, в то время как по стране в целом продолжали использовать традиционную семидневную неделю. [66] [67] [68]
С 1929 по 1951 пять национальных праздников были днями отдыха ( 22 января , 1–2 мая , 7–8 ноября ). С осени 1929 по лето 1931 оставшиеся 360 дней в году были разделены на 72 пятидневные рабочие недели, начинающиеся с 1 января . Работникам был назначен выходной любой из пяти дней, даже если их супруге или друзьям мог быть назначен другой выходной. Пик использования пятидневной рабочей недели пришелся на 1 октября 1930 г. у 72% промышленных рабочих. С лета 1931 года по 26 июня 1940 года каждый месяц по григорианскому календарю был разделен на пять шестидневных рабочих недель, более или менее, начиная с первого дня каждого месяца. Шестой день каждой шестидневной рабочей недели был единым днем отдыха. На 1 июля 1935 года 74,2% промышленных рабочих работали по прерывистому графику, в основном с шестидневной рабочей неделей, а 25,8% все еще работали по непрерывному графику, в основном с пятидневной рабочей неделей. Григорианский календарь с неравномерной длиной месяцев и традиционной семидневной неделей использовался в Советском Союзе на протяжении всего его существования, включая 1929–1940 годы; например, в шапке «Правда» , официальная коммунистическая газета, представлена здесь в обоих советских календарях. Традиционные названия семидневной недели продолжали использоваться, в том числе «Воскресенье» (Воскресенье) для воскресенья и «Суббота» (Суббота) для субботы, несмотря на официальный атеизм правительства .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «ISO 8601 Элементы данных и форматы обмена. Обмен информацией. Представление даты и времени» — это международный стандарт, охватывающий обмен данными, связанными с датой и временем.
- ^ В досовременные времена дни измерялись либо от заката до заката, либо от восхода до восхода солнца, так что продолжительность недели (и дня) могла незначительно меняться в зависимости от времени года и географической широты наблюдателя. .
- ^ Коупленд (1939) называет дату Гудеа «уже 2600 г. до н.э.»; [14] По современной оценке, согласно краткой хронологии, Гудеа жил в 22 веке до нашей эры. Напротив, Энтони Р. Михаэлис утверждает, что «первый великий строитель империи, царь Аккада Саргон I ([правил] с 2335 по 2279 год до н. э. [то есть, средняя хронология]), установил в своей империи семидневную неделю. Он жил в течение 56 лет основал первую семитскую династию и разгромил шумерские города-государства. Так распространился аккадский язык, он был принят вавилонянами, и семидневная неделя была аналогичным образом унаследована от него». [15] Число семь имеет важное значение в шумерской мифологии. [16]
- ^ Он был передан в Китай в 8 веке манихеями через страну Кан (центральноазиатское государство недалеко от Самарканда ).Усыновление в эпоху Тан задокументировано в трудах китайского буддийского монаха И Цзина и цейлонского буддийского монаха Бу Конга .Согласно китайской энциклопедии Цихай ( 辞海 ), есть некоторые свидетельства того, что система была принята дважды, первый раз уже в 4 веке ( династия Цзинь ), на основе ссылки астролога эпохи Цзинь Фань Нин ( 范寧 / 范宁 ). под В Цихае записью «Календарь семи светил» ( 七曜曆 / 七曜历 , qī yào lì ) есть: «метод записи дней по семи светилам [ 七曜 qī yào ]. Китай обычно соблюдает следующий порядок: Солнце, Луна , Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Семь дней составляют одну неделю, которая повторяется в цикле. Возникла в древнем Вавилоне (или древнем Египте, по одной теории). Использовалась римлянами во времена I века. э., позднее переданный в другие страны. Этот метод существовал в Китае в IV веке. В Китай он также был передан манихеями в VIII веке из страны Кан ( 康 ) в Средней Азии». [30]
- ^ Это всего лишь отражение системы порядковых чисел в греческом и латинском языках, где сегодня «первый» день, завтра «второй» день и т. д. Сравните нундиальный цикл (буквально «девятидневный» цикл, описывающая восьмидневную неделю ) римского календаря, или Воскресение Иисуса (после периода менее 48 часов), описываемое (в текстах, заимствованных из латыни), как происходящее в «третий день».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ринг, Розанна (22 января 2021 г.). «История времени – история наших дней, недель и месяцев» . Музей Сент-Неотс . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ Почему в неделе семь дней? . Откройте для себя (15 января 2020 г.). Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ «Информация о территории» . www.unicode.org . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Лагасс, Поль (2018). "Неделя". Колумбийская энциклопедия . Издательство Колумбийского университета.
- ^ «Информация о территории» . www.unicode.org . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Аслан, Роуз (19 марта 2019 г.). «Каково значение пятничной молитвы в исламе?» . Разговор . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ сенчер на сайте worldwords.org (получено 12 января 2017 г.)
- ^ Ричардс, Э.Г. (2013). «Календари». В SE Urban & PK Seidelmann, ред. Пояснительное приложение к Астрономическому альманаху , 3-е изд. (стр. 585–624). Милл-Вэлли, Калифорния: Университетские научные книги. 2013, стр. 592, 618.Это эквивалентно утверждению, что JD0, т.е. 1 января 4713 г. до н. э. по пролептическому юлианскому календарю , был понедельником.
- ^ Э. Г. Ричардс, Картирование времени, календарь и история , Оксфорд, 1999. с. 269.
- ^ Jump up to: а б Дион Кассий. Римская история . Книга 37, разделы 16-19. Английский перевод .
- ^ Макс Фасмер, Russisches etymologisches Wörterbuch , sv понедельник ; однако позже в славянских языках была введена вторичная система нумерации, в которой вторник назван «вторым днем».
- ^ последнее, в частности, связано с влиянием Мартина Брагского VI века , архиепископа Браги . Ричард А. Флетчер (1999). Обращение в варваров: от язычества к христианству . Издательство Калифорнийского университета. п. 257. ИСБН 978-0-520-21859-8 . Маккенна, Стивен (1938). «Языческие пережитки в Галиции в шестом веке». Язычество и языческие пережитки в Испании вплоть до падения вестготского королевства . Католический университет Америки. стр. 93–94 . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «день приготовления », то есть день перед субботой Луки 23:54. ср. ,
- ^ Коупленд, Леланд С. (1939). «Источники семидневной недели». Популярная астрономия . 47 (4): 176. Бибкод : 1939PA.....47..175C .
- ^ Михаэлис, Энтони Р. (1982). «Загадочная семерка» (PDF) . Междисциплинарные научные обзоры . 7 (1): 373. Бибкод : 1982ИСРв....7....1М . дои : 10.1179/030801882789801278 .
- ^ «Сила семи» . Экономист . 20 декабря 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пинчес, Т.Г. (2003). «Суббота (Вавилонская)». В Гастингсе, Джеймс (ред.). Энциклопедия религии и этики . Том. 20. Селби, Джон А., вклад. Издательство Кессинджер. стр. 889–891. ISBN 978-0-7661-3698-4 . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ Эмиль Шюрер (1905). «Семидневная неделя в употреблении христианских церквей первых веков» (PDF) . Журнал науки Нового Завета : 1–66.
- ^ Зерубавель (1989) , с. 11 .
- ^ Jump up to: а б с д Сенн, Фрэнк К. (1997). Христианская литургия: католическая и евангелическая . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-2726-3 .
- ^ Лиланд, С. Коупленд (апрель 1939 г.). «Источники семидневной недели» . Популярная астрономия . XLVII (4): 176 и сл. Бибкод : 1939PA.....47..175C .
- ^ Месяц состоял из трех семидневных недель и четвертой недели из восьми или девяти дней, таким образом каждый месяц нарушая семидневный цикл. Следовательно, нет никаких свидетельств того, что дни недели имели индивидуальные названия в вавилонской традиции. Пинчес, Т.Г. (2003). «Суббота (Вавилонская)». В Гастингсе, Джеймс (ред.). Энциклопедия религии и этики . Том. 20. Селби, Джон А., вклад. Издательство Кессинджер. стр. 889–891. ISBN 978-0-7661-3698-4 . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ «Каждый отчет состоит из семи скрижалей, вавилонский - из семи табличек, еврейский - из семи дней. Каждый из них помещает сотворение человека в шестой раздел своей серии». цитируется по Альберту Т. Клею, «Происхождение библейских традиций: еврейские легенды в Вавилонии и Израиле» , 1923, с. 74 .
- ^ «Вавилонская суббота» . Американский антикварный и восточный журнал . Том. ХХХ. 1908. с. 181 . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Андреасен, Нильс-Эрик А. (1972). Ветхозаветная суббота: традиционно-историческое исследование . Общество библейской литературы. ISBN 9780891306832 .
- ^ Шафер, Байрон Э. (1974). «Рецензируемая работа: Ветхозаветная суббота: традиционно-историческое исследование Нильса-Эрика А. Андреасена». Журнал библейской литературы . 93 (2): 300–301. дои : 10.2307/3263102 . JSTOR 3263102 .
- ^ Jump up to: а б Тигай, Джеффри Х. (1998). «Шавуа». Моадей Исраэль: Время и святые дни в библейский период и период Второго Содружества (евр.), изд. Джейкоб С. Лихт : 22–23.
- ^ Привет, Уильям В. (1977). «Новолуния и субботы: пример контрастного подхода». Ежегодник Еврейского союзного колледжа . 48 : 1–18. JSTOR 23506909 .
- ^ Фридман, Аллен (сентябрь 2008 г.). «Неестественное время: его история и богословское значение». Журнал Тора У-Мадда . 15 : 104–105. JSTOR 40914729 , цитата Тигея.
{{cite journal}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ «Японские дни недели: «Семь светил» » . Дни недели на китайском, японском, вьетнамском и монгольском языках . cjvlang.
- ^ "Неделя" . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 20 марта 2024 г.
Вавилоняне называли каждый день в честь одного из пяти известных им планетарных тел (Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна), а также в честь Солнца и Луны — обычай, позже перенятый римлянами.
- ^ Зерубавель (1989) , с. 9 .
- ^ Зерубавель (1989) , с. 14 .
- ^ Киган, Питер; Сирс, Гарет; Лоуренс, Рэй (12 сентября 2013 г.). Письменное пространство на Латинском Западе, 200 г. до н. э. — 300 г. н. э . А&С Черный. ISBN 9781441123046 .
- ^ Итак, Ки-Чун (6 апреля 2017 г.). Иисус в вопросе: Суббота и богословие Библии и внеканонических текстов . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781498282116 .
- ^ Бринд'Амур, Пьер (1983). Римский календарь: Хронологическое исследование (на французском языке). Издания Университета Оттавы. стр. 256–275. ISBN 2760347028 .
- ^ Шафф, Филип (1884). История христианской церкви Том. III . Эдинбург: T&T Кларк. п. 380 . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ Бойс, Мэри (ред. и пер.). Текстовые источники для изучения зороастризма . Издательство Чикагского университета, 1984, с. 19-20.
- ^ Бытие 1: 1–2: 3.
- ^ Ландау, Иуда Лео. Суббота . Йоханнесбург, Южная Африка : Издательство Ivri Publishing Society, Ltd., стр. 2, 12 . Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ Сэмпи, Джон Ричард (1915). «Суббота: критические теории» . В Орр, Джеймс (ред.). Международная стандартная библейская энциклопедия . Компания Говард-Северанс. п. 2630.
- ^ Согласие Стронга , 4521 .
- ^ Матфея 28:1, Марка 16:2.
- ^ Зерубавель (1989) , с. 45 .
- ^ Нерон Цезарь Август Косс Лентул Коссил fil. Кос. 8-й день февраля был днем Солнца, 149-й день Луны был Кумисом, 5-й день февраля был днем Помпеи .
Роберт Ханна (2013). «Время в письменных пространствах». У Питера Кигана; Гарет Сирс; Рэй Лоуренс (ред.). Письменное пространство на Латинском Западе, 200 г. до н. э. — 300 г. н. э . А&С Черный. п. 89 . - ^ «Сахих Муслим 2789 – Характеристика Судного Дня, Рая и Ада – Книга Характеристик Воскресения, Рая и Ада – Sunnah.com – Высказывания и Учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Проверено 17 июля 2021 г.
- ^ Шаши, Шьям Сингх (2000). Энциклопедия Indica Индия, Пакистан, Бангладеш Том. 76 Крупнейшие династии древней Ориссы: Индия, Пакистан, Бангладеш . Публикации Anmol PVT. ООО. стр. 114–115. ISBN 978-81-7041-859-7 .
- ^ Пандуранг Ваман Кейн (1930–1962). История Дхармашастры .
- ^ Нойгебауэр, Отто (1979). Эфиопская астрономия и вычисления . Издательство д. австрийский акад. Знать. ISBN 978-3-7001-0289-2 .
- ^ Джейн Лютвич (22 января 2013 г.). «Почему в неделе семь дней?» . Религия и этика . Би-би-си.
Римский контекст распространения христианства означал, что Рим внес большой вклад в структуру и календарь новой веры.
- ↑ Уильям Фрэнсис Райан, Баня в полночь: исторический обзор магии и гадания в России , Penn State Press, 1999. п. 380 .
- ↑ Уильям Фрэнсис Райан, Баня в полночь: исторический обзор магии и гадания в России , Penn State Press, 1999. п. 383 .
- ^ Питер Кирби. «Святой мученик Иустин: Диалог с Трифоном» . Раннехристианские сочинения .
- ^ Питер Иоганн Хаас (26 января 2002 г.). «Номер недели отсортирован по определению» . pjh2.de. Архивировано из оригинала 9 февраля 2016 года . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ «Календарные недели» . Дж. Р. Стоктон. Архивировано из оригинала 13 января 2014 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Календари эфиров | RAB.com» . www.rab.com . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ «Нормы и стандарты в эпидемиологии: Эпидемиологический календарь 2000», Эпидемиологический бюллетень , Том. 20 № 3, сентябрь 1999 г. [1]
- ^ «Качество и отсутствие свинца (Pb): Соглашение о маркировке» . Техасский инструмент. Архивировано из оригинала 5 апреля 2014 года.
- ^ «Соглашение о верхнем знаке – 4-значный код даты» . Фэйрчайлд Полупроводник. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года.
- ^ «49 CFR 574.5 – Требования к идентификации шин» . Институт правовой информации .
- ^ OED sv «неделя n. », запись 1.c: «Иногда применялся переход к другим искусственным циклам в несколько дней, которые использовались разными народами»
- ^ Астрономия и баскский язык , Хенрике Кнёрр , Оксфорд VI и SEAC 99 «Астрономия и культурное разнообразие» , Ла-Лагуна , июнь 1999 г. В нем упоминается Алессандро Баусани , 1982 г., Доисторическая баскская неделя из трех дней: археоастрономические заметки , Бюллетень Центра для Археоастрономии (Мэриленд), т. 2, 16–22.1. астеэхена («первая неделя», понедельник), 2. астеартеа («неделя между», вторник), 3. астеазкена («последняя неделя», среда).
- ^ Зерубавель (1989) , стр. 50–54 .
- ^ «Камень-календарь ацтеков» . aztec-history.com .
- ^ Зерубавель, Эвиатар (1985). Семидневный круг . Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 48–50 . ISBN 0029346800 .
- ^ Фосс, Клайв (сентябрь 2004 г.). «Перевернутая рабочая неделя Сталина». История сегодня . 54 (9): 46–47.
- ^ «Реформа в России: Ждать придется… более трех столетий». iCalendar (на французском языке).
- ^ Зерубавель, Эвиатар (1985). «Советская пятидневка Непрерывка » . Семидневный круг . Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 35–43 . ISBN 0029346800 .
- Зерубавель, Эвиатар (1989). Семидневный круг: история и значение недели . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-98165-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Колсон, Фрэнсис Генри (1926). Неделя: Очерк происхождения и развития семидневного цикла . Издательство Кембриджского университета. OCLC 59110177 .
- Томас, Норткот Уитридж (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 466.