Республика F-84 Thunderjet
F-84 Thunderjet | |
---|---|
![]() USAF F-84E Thunderjet | |
Общая информация | |
Тип | Бомбардировщик |
Производитель | Республиканская авиация |
Основной пользователь | ВВС США |
Номер построен | 7,524 |
История | |
Дата введения | Ноябрь 1947 года |
Первый полет | 28 февраля 1946 года |
Ушедший на пенсию | 1964 (ВВС США) 1974 ( Югославия ) |
Превратился в | Республика F-84F ThunderStreak Республика XF-84H Thunderscreech Республика XF-91 Thunderceptor |
Республика F-84 Thunderjet -это американский турбоджита самолет истребитель-бомбардировщиков . Выражение в качестве предложения ВВС США Армии (USAAF) 1944 года о «дневном бою», F-84 впервые пролетел в 1946 году. Несмотря на то, что он вступил в службу в 1947 году, Thunderjet был страдает от многих структурных и двигательных проблем, что 1948 год. Обзор ВВС США объявил, что не может выполнить какой -либо аспект своей предполагаемой миссии и рассмотрел отмену программы. Самолет не считался полностью эксплуатационным до тех пор, пока модель F-84D 1949 года, и дизайн не созрел только с окончательным F-84G, введенным в 1951 году. В 1954 году с прямым Thunderjet присоединился Swept-Wing F-84F Fighter и и Fighter и и истребитель F-84F и истребитель RF-84F Thunderflash Photo Reconnaissance самолеты .
Thunderjet стал основным забастовочным самолетом ВВС США во время корейской войны , летая на 86 408 вылетах и разрушив 60% всех наземных целей в войне, а также восемь советских боевиков . Более половины из 7524 произведенных F-84 служили со странами НАТО , и это был первый самолет, который летал с демонстрационной командой Thunderbirds США . ВВС США Стратегическое Air Command имело F-84 Thunderjets в эксплуатации с 1948 по 1957 год.
F-84 был первым производственным истребителем, который использовал заправку в полете и первый истребитель, способный носить ядерное оружие , ядерную бомбу Mark 7 . Модифицированные F-84 использовались в нескольких необычных проектах, включая стыковки Ficon и Tom-Tom для B-29 Superfortress и B-36 Bomber Motherbips, а также экспериментальный XF-84H турбовинтовой связи .
Номенклатура F-84 может быть несколько запутанной. Модели с прямым крылом F-84A до F-84E и F-84G были названы Thunderjet. F -84F ThunderStreak и RF-84F Thunderflash были разными самолетами с подхватывающими крыльями. XF-84H Thunderscreech (не его официальное название) была экспериментальной версией турбовинтового положения F-84F. Версия F-84F Swept Wing была предназначена для небольшого вариации нормального Thunderjet с несколькими различными частями, поэтому она сохранила основное число F-84. Производственные задержки на F-84F привели к другому порядку прямой версии; Это был F-84G.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]
В 1944 году Republic Aviation главный дизайнер , Александр Карвели , начал работать над заменой турбоейта для P-47 с пистоном истребителя . Thunderbolt Первоначальные попытки перепроектировать P-47 для размещения реактивного двигателя оказались бесполезными из-за большого поперечного сечения фюзеляжа . Вместо этого, Карвельи и его команда разработали новый самолет с многослойным фюзеляжным размером в заднем фюзеляже с осевым компрессором , а воздухозаборник в носу фюзеляжа с воздушными протоками, проходящими от носа и принимающего двигатель. на большую часть объема фюзеляжа. Топливо в основном хранилось в резервуарах в толстых, но ламинарном потоке аэродинамического профиля, нерасущих крыльев. [ 1 ] [ 2 ]
11 сентября 1944 года USAAF выпустил общие оперативные требования для однодневного истребителя с максимальной скоростью 600 миль в час (520 кН ; 970 км/ч ), радиусом боя 850 миль (740 нми ; 1370 км ) и вооружение любого восемь .50 в (12,7 мм) или шесть .60 в (15,2 мм) пулеметов. Кроме того, новый самолет должен был использовать Axial Turbojet General Electric TG-180, который вошел в производство в качестве Allison J35 . Однако эти спецификации оказались слишком амбициозными, и требование радиуса была уменьшена до 705 миль (613 нм; 1135 км), а набор вооружения был уменьшен до шести калибра или четырех калибра. масса. [ 3 ] [ 4 ]
11 ноября 1944 года Республика получила приказ о трех прототипах нового XP-84-известного республике как модель AP-23. [ 3 ] [ 2 ] С тех пор, как дизайн обещал превосходную производительность в Lockheed построенной P-80 Shoot Star , и Республика имела большой опыт в строительстве боевиков с одним сиденьем, конкуренция не проводилась для контракта. Название «Thunderjet» было выбрано для продолжения традиции Авиации Республики, начатой с Thunderbolt P-47, при этом подчеркивая новый метод движения. [ 2 ] [ 5 ] 4 января 1945 года, еще до того, как самолет вышел в воздух, USAAF разместил дополнительный заказ на 25 сервисных испытаний YP-84A и 75 производства P-84B (позже измененный на 15 YP-84A и 85 P-84B). [ 6 ] [ 7 ]
Между тем, на аэродинамической трубе тестирование Национального консультативного комитета по аэронавтике выявило продольную нестабильность и стабилизаторную кожу на высоких скоростях. [ 7 ] Вес самолета, большая обеспокоенность, учитывая низкую тягу ранних турбонеек, рос так быстро, что USAAF пришлось установить общий предел веса 13 400 фунтов (6100 кг ). [ 6 ] [ 7 ] Результаты этого предварительного тестирования были включены в третий прототип, обозначенный XP-84A , который также был оснащен более мощным двигателем J35-GE-15 с 4000 фунтов (17,79 кН) тяги. [ 6 ] [ 7 ]
Первый прототип XP-84 был развернут в декабре 1945 года, [ 8 ] Но доступность подходящих двигателей задерживает летные испытания. [ 7 ] Первый прототип был перенесен на авиабилетное поле армии Мурока (современная база ВВС Эдвардса ), где он впервые пролетел 28 февраля 1946 года с майором Уоллесом А. «Уолли» удержанием в контроле. К нему присоединился второй прототип в августе, оба самолеты, летающие с двигателями J35-GE-7, производящими 3750 фунтов (16,68 кН). [ 9 ] 8 сентября 1946 года второй XP-84 установил национальный рекорд AirSpeed США в размере 607,2 мили в час (527,6 кН; 977,2 км/ч), но не удалось соответствовать мировой скорости 612,2 мили в час (532,0 кН; 985,2 км/ч), установлен Накануне британским метеором Gloster . [ 6 ] Усилия по преодолению записи скорости задержали тестовую программу со вторым прототипом. [ 9 ] 15 YP-84AS, которые были доставлены на Patterson Field (современная база ВВС-Паттерсон ) для сервисных испытаний с января 1947 года, отличались от XP-84, имея модернизированный двигатель J35-A-15, несущий шесть 0,50 в M2 Browning Stickens (четыре в носу и по одному в каждом корне крыла) и имеющие топливные баки для крыла, держащие 226 галлонов США (188 Imp Gal ; 860 л ) каждый. [ 10 ]
Из-за задержек с доставкой реактивных двигателей и производством XP-84A, Thunderjet прошел лишь ограниченные летные испытания к тому времени, когда производство P-84BS начало выходить из фабрики в 1947 году. В частности, влияние танков Wingtip на танки на на выходы на танки на на Структура самолета не была тщательно изучена. Это оказалось проблематичным позже. [ 10 ] [ 11 ] После создания ВВС Соединенных Штатов Законом о национальной безопасности 1947 года , обозначение «преследование» было заменено «борцом», а P-84 стал F-84. [ 12 ] [ 13 ]
Оперативная история
[ редактировать ]F-84B, который отличался от YP-84A, только из-за более быстрого обжигания M3 пулеметов (более поздние F-84 также имели в подпредях донести восемь 5 в (130 мм) самолетов (HVAR) [ 14 ] [ 10 ] ), стал оперативным с 14 -й истребительной группой в Dow Field , Бангор, штат Мэн , в декабре 1947 года. [ 14 ] [ 10 ] Ограничения полета следовали немедленно, ограничивая максимальную скорость до Mach 0,8 из-за изменения контроля , и ограничивая максимальное ускорение до 5,5 г (54 м/с. 2 ) из -за морщинного кожи фюзеляжа. Чтобы усугубить проблему, нехватка деталей и трудности с техническим обслуживанием принесли самолет прозвище «Кошмар механика». [ 14 ] [ 10 ] 24 мая 1948 года весь флот F-84B был обоснован из-за структурных сбоев в крыльях самолета. [ 14 ] [ 10 ] F-84C показал несколько более надежный двигатель J35-A-13C той же мощности, что и A-15-C, используемый F-84B, [ 15 ] [ 16 ] и модифицированные топливные и электрические системы. [ 15 ] Помимо этих модификаций, F-84C был практически идентичен F-84B и страдал от тех же дефектов. [ 13 ]

В обзоре программы F-84 в 1948 году обнаружился, что ни один из самолетов F-84B или F-84C не может считаться оперативным или способным выполнять какой-либо аспект их предполагаемой миссии. Программа была сохранена от отмены, потому что F-84D, чье производство было полным ходом, удовлетворительно рассмотрела основные недостатки. Отключение на F-80 показало, что, хотя у стрельбы было более короткий рулет с взлетом, лучшая скорость подъема на малой высоте и превосходная маневренность, F-84 мог нести большую нагрузку на бомбу, была быстрее, имела лучшие высокие показатели и высокие показатели и больший диапазон. [ 17 ] В качестве компромисса ВВС США в 1949 году выделили 8 миллионов долларов США для внедрения более 100 обновлений для всех F-84B и F-84C, что особенно укрепляя крылья в соответствии с F-84D. [ 15 ] [ 18 ] Несмотря на полученные улучшения, как F-84B, так и F-84C были отозваны с обслуживания в течение 1952 года. [ 19 ]
Структурные улучшения были введены на фабрику в F-84D, который вступил в эксплуатацию в 1949 году. Крылья были покрыты более толстой алюминиевой кожей, топливная система была зимой и способна использовать топливо JP-4 и более мощный J35-A-17D Был установлен двигатель с 5000 фунтов (22,24 кН). Было обнаружено, что непроверенные топливные баки крыла способствовали структурным сбоям крыла, вызывая чрезмерную скручивание во время маневров с высоким уровнем G. Чтобы исправить это, небольшие треугольные плавники были добавлены на внешнюю часть резервуаров. [ 20 ] [ 21 ] F-84D был выведен в сторону от службы США в 1952 году и оставил службу Национальной гвардии Air (ANG) в 1957 году. [ 17 ]
Первым эффективным и полностью способным Thunderjet была модель F-84E, которая вступила в эксплуатацию в 1950 году. Самолет показал двигатель J35-A-17, дальнейшее усиление крыла, расширение фюзеляжа на 12 на (300 мм) перед крыльями и 3. В (76 мм) удлинитель в корме крыльев для увеличения кабины и залива Avionics, A-1B Gunsight с радаром по определению диапазона /APG-30 и обеспечение дополнительной пары из 230 американских гал (190 IMP GAL; 870 л) топливные баки, которые должны переносить на пилонах. [ 22 ] [ 23 ] Последний увеличил боевой радиус с 850 миль (740 нми; 1370 км) до более чем 1000 миль (870 нми; 1600 км). [ 23 ]
Одним из улучшений в оригинальной конструкции F-84 были ракетные стойки, которые складывались заподлит с крылом после того, как были выпущены 5-дюймовые ракеты HVAR, что уменьшало перетаскивание по старым фиксированным монтажным стойкам. Это инновация была принята другими американскими истребителями. [ 24 ]

Несмотря на улучшения, ставки в F-84E оставались бедными, и только половина работы самолета в апреле 1950 года. [ 25 ] Это было связано в первую очередь из -за серьезной нехватки запчастей для двигателей Эллисон. Ожидалось, что F-84ES будет летать 25 часов в месяц, накапливаясь на 100 часов между капитальным ремонтом двигателя. Фактические полеты для корейской войны и развертывания НАТО быстро опередили предложение и способность Эллисон производить новые двигатели. [ 25 ] F-84E был снят с службы ВВС США в 1956 году, служив в заповеднике ВВС до 1957 года и затянувшись с подразделениями ANG до 1959 года. [ 26 ]
Последним прямоугольным F-84 был F-84G, предназначенный в качестве стоп-задушки до тех пор, пока не вступило в службу подметавшего крыла F-84F, но приказано в большом количестве для наращивания воздушных сил НАТО. [ 22 ] Он ввел заправочный сосуд в левом крыле, [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Автопилот , приборная система приземления , двигатель J35-A-29 с 5560 фунтов (24,73 кН) тяги, отличительный навес в рамке (также модифицированный для более ранних типов) и способность нести единую ядерную бомбу . [ 27 ] [ 28 ] F-84G поступил в службу в 1951 году, хотя поставки замедлились нехваткой двигателей. Производство продолжалось до июля 1953 года, когда 3 025 F-84G были доставлены, 789 отправились в ВВС США и 2236 в США союзников в рамках военной помощи США. [ 30 ] F-84G был вышел на пенсию из ВВС США в середине 1960 года. [ 31 ]
Летать по Thunderjet
[ редактировать ]Типичный для большинства ранних самолетов, производительность взлета Thunderjet оставила желать лучшего. В горячем корейском лето с полной боевой нагрузкой самолеты обычно требовали 10 000 футов (3000 м взлетно ) за 14 секунд). [ 30 ] У всех, кроме свинцового самолета, их видимость скрыта густым дымом от ракет. F-84 должны были быть сняты с земли со скоростью 160 миль в час (140 кН, 260 км/ч) с контрольной палкой, удерживаемым до самого назад. [ 32 ] Посадки были сделаны на аналогичной скорости. Для сравнения, североамериканский P-51 Mustang приземлился примерно в 120 миль в час (100 кН, 190 км/ч). [ 33 ] Несмотря на «горячую» скорость посадки, Thunderjet был легко летать на инструментах, а боковые ветры не представляли большой проблемы. [ 34 ]

Благодаря толстому прямому крылу Thunderjet быстро достиг своего ограничения MACH 0,82 на полном дроссельном заслонке и на низкой высоте. Самолет обладал достаточной мощностью для лечения быстрее, но превышение предела Маха на низких высотах привело к насильственному удару, а структурный сбой, в результате чего крылья отрывались. [ 32 ] Более 15 000 футов (4600 м), F-84 может летать быстрее, но за счет тяжелой буфетки. Тем не менее, воздушная скорость была достаточно проста в управлении, чтобы сделать безопасную бомбардировку погружений от 10000 футов возможными. [ 35 ] Максимальное ограничение скорости оказалось неприятным против Советского Микоян-Гуревича MIG-15 в Корее. Медленнее, чем MIG, F-84 также не смог плотно повернуться с максимальной нагрузкой мгновенного поворота всего 3 GS, за которой следует быстрая потеря воздушной скорости. Один пилот F-84E приписывал два убийства MIG, достигнув его вторую победу, преднамеренно выпустив свой самолет в точку . Миг, преследующие его, не смогли следовать за сильным маневром, и один врезался в землю. К счастью для пилота F-84E, самолет не распался, но планер действительно испытывал. [ 36 ] F-84 был стабильной оружейной платформой, и вычислительная Gunsight помогала точной стрельбе и бомбардировке. Пилоты высоко оценили самолет за легендарную прочность Республики. [ 37 ]
Пилоты прозвали Thunderjet «Lead Sleds». [ 38 ] Это также называлось «Железное лом», «воздух в сосании дыры», «Божем» («Сурок») и «самый быстрый трехколесный велосипед в мире», «Лавша шлюха» в качестве свидетельства его длинных рулонов взлета. [ 39 ] Lore F-84 заявил, что все самолеты были оснащены устройством «Sniffer», которое при прохождении скорости безопасности взлета будет искать грязь в конце взлетно-посадочной полосы. Как только устройство почувствует запах грязи, элементы управления включались и позволили пилоту улететь с земли. В том же духе было предложено, что мешок с грязью должен быть хорошо перенесен на переднем шасси. Достигнув скорости безопасности взлета, пилот сбросит грязь под колеса, обманывая устройство Sniffer. [ 30 ]
Корейская война
[ редактировать ]У Thunderjet был выдающийся рекорд во время Корейской войны . [ 30 ] После вступления в Китайская Народная Республика в войну в октябре 1950 года, Пятые ВВС США попросили отправить крыло F-84 в Корею. [ 40 ] Хотя F-84B и F-84C не могли быть развернуты за рубежом, потому что их двигатели J35 имели срок службы всего 40 часов, F-84D и F-84E были более подходящими, [ 41 ] оснащенная F-84E, и поэтому 27-й истребительной группы, была отправлена на Дальний Восток на борту авианосца Батаан , который прибыл в Японию 30 ноября 1950 года. После технического обслуживания F-84 переехали на аэродром Тагу (известный как K-2 ), выполняя свои первые оперативные миссии 7 декабря 1950 года. [ 40 ] Самолет первоначально был поручен сопровождать бомбардировщики B-29 Superfortress. Первая победа Thunderjet Air-air была одержима 21 января 1951 года по цене двух F-84. [ 39 ] [ 42 ] F-84 был превзойден советным советским советом Mikoyan-Gurevich MIG-15 , который был быстрее и более маневренным, [ 36 ] И миссия по всему мигу вскоре была передана Sabre F-86 . F-84 переключился на роль наземной атаки, в которой он преуспел. [ 43 ]


Количество подразделений, работающих в F-84, постепенно увеличивалось, как за счет того, чтобы свести на национальную гвардию национальной гвардии и преобразовать эскадрильи F-80, уже в театре. [ 44 ] F-84 выполнил в общей сложности 86 408 миссий, [ 34 ] Падение на 55 586 тонн (50 427 метрических тонн ) бомб и 6129 тонн (5560 метрических тонн) Напалм и стрельба 22 154 ракет. [ 45 ] ВВС США утверждали, что F-84 были ответственны за 60% всех наземных целей, уничтоженных на войне. [ 46 ] Примечательные операции F-84 включали атаку 1952 года на плотину Суй-хо . Во время войны F-84 стал первым истребителем ВВС США, который использовал аэродиальную заправку . В воздушном бою пилотам F-84 приписывали восемь убийств MIG-15 против потерь в Советском утверждении 64 самолетов. Общие потери составляли 335 моделей F-84D, E и G. [ 39 ] Согласно Статистическому дайджесту ВВС США 1953 года, во время Корейской войны было потеряно 305 F-84, в том числе 249 в боевых миссиях и 56 не боевых потерь. [ 47 ]
Западная Европа
[ редактировать ]Воздушная битва за Мерклин - Примечательный инцидент произошел 10 марта 1953 года, когда два чешских бойца MIG 15 перехватили два F-84ES в ВВС США, которые, как утверждалось, перешли от немецкого до чехословацкого воздушного пространства и выстрелили в одну. Он разбился на немецкой стороне границы, и пилот успешно выбросил. [ 48 ] [ 49 ]
Португалия
[ редактировать ]Португалия получила свои первые F-84 в январе 1953 года, с 25 новыми сборками F-84G, а затем дополнены акциями USFE и другими европейскими операторами, а поставки в конечном итоге достигли 125 F-84GS. [ 50 ] Это были Forca Aérea Portuguesa . первые эксплуатационные истребители [ 51 ] Две эскадрильи были сформированы в Португалии, управляя F-84 как в роли воздушной обороны, так и в наземных ролях, [ 52 ] С Thunderjet, также оснащенным эледобатическим дисплеем, Dragões . [ 53 ] В 1960 году были расформированы две оперативные эскадрильи F-84, а оставшиеся F-84 были переданы в учебные подразделения. [ 54 ] Однако в 1961 году началось восстание против португальского правления в Анголе , и в результате 25 F-84G были отремонтированы OGMA и отправлены в Анголу, а первый самолет прибыл в Луанду в августе того же года. Там они сформировали Esquadra 91 (91 -я эскадрилья), выполняя бомбу, ракетные и оружие, атаки против сепаратистских сил. [ 55 ] [ 56 ] В 1966 году, после одностороннего объявления Родезии о независимости и навязывания патруля Бейра британским Королевским флотом попытаться остановить поток топлива в Родезию через порт Бейра, Мозамбик , отряд из восьми F-84 был отправлен из Луанда в Мозамбик, чтобы защитить от потенциальных столкновений с британскими войсками, а самолет возвращается в Анголу, когда угроза военных действий отступила. [ 57 ] Истощение F-84 было тяжелым, и к 1973 году только пять F-84 оставались в эксплуатации, причем последние примеры были отозваны из использования в этом году, хотя F-84G номинально оставался в португальской службе до октября 1975 года. [ 55 ] [ 58 ]
Китайская Республика
[ редактировать ]ВВС Китайской Республики получили избыточные F-84GS от ВВС США с 1953 года, [ 50 ] и во время второго тайвантового кризиса пролива в 1958 году его F-84, участвовавшие в бою с воздухом-воздухом против истребителей ВВС Армии Армии Народной Армии MIG-15 и MIG-17 , с потерями с обеих сторон. Китайская Республика заменила свои Thunderjets F-100 с конца того же года. [ 59 ]
Примечательные достижения
[ редактировать ]- F-84 был первым самолетом, который были пролечены ВВС США Thunderbirds , который управлял F-84G Thunderjets с 1953 по 1955 год, а F-84F ThunderStreaks с 1955 по 1956 год. [ 31 ] F-84E также была доставлена SkyBlazers командой ВВС ВВС (USAFE). [ 60 ]
- 7 сентября 1946 года второй прототип XP-84 установил национальную скоростную запись 607,2 миль в час (527,6 кН, 977,2 км/ч), немного медленнее, чем мировой рекорд 612,2 миль в час (532,0 кН, 985,2 км/ч), проведенный британцами. Gloster Meteor . [ 6 ] Ни одна из этих записей не превышала апрельского военного самолета в апреле 1941 года ракетного плоскости ME 163A со скоростью 624,2 мили в час; [ 61 ] Сам сначала превышал американский Douglas D-558-1 Skystreak в августе 1947 года, используя в основном тот же турбовинный двигатель Allison J35, что и F-84. [ 62 ]
- 22 сентября 1950 года два EF-84ES, которые летали Дэвидом С. Шиллингом и полковником Уильямом Ричи, заправленными с использованием системы расследования и дроги от Avro Lincoln Tankers, управляемых британской компанией Relighting Limited , пролетел через Северную Атлантику от Великобритании в Соединенные Штаты. Самолет у Ричи закончился топливом над Ньюфаундлендом , но другой успешно сделал перекресток, который занял 10 часов и 2 минуты и три воздушных заправке. Полет продемонстрировал, что большое количество бойцов может быть быстро перемещено через Атлантику. [ 63 ] [ 64 ]
- F-84G был первым истребителем со встроенной воздушной заправкой и первым односменным самолетом, способным нести ядерную бомбу. [ 28 ]
- 20 августа 1953 года 17 F-84GS 508-го стратегического истребителя с использованием воздушной заправки вылетели из Соединенных Штатов в Соединенное Королевство. Путешествие в 4485 миль (3897 нми; 7,218 км) было самым длинным в истории непрерывным рейсом в то время. [ 63 ] [ 64 ]
- В 1955 году F-84G стал первым самолетом, который был запущен с нулевой длиной из трейлера. [ 65 ]
Расходы
[ редактировать ]Расходы, доллар США | F-84B [ 12 ] | F-84C [ 66 ] | F-84D [ 41 ] | F-84E [ 25 ] | F-84G [ 67 ] | F-84F [ 68 ] | RF-84F [ 69 ] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Планер | 139,863 | 139,863 | 150,846 | 562,715 | 482,821 | ||
Двигатель | 41,654 | 41,654 | 41,488 | 146,027 | 95,320 | ||
Электроника | 7,165 | 7,165 | 4,761 | 9,623 | 21,576 | ||
Вооружение | 23,559 | 23,559 | 37,433 | 41,713 | 63,632 | ||
Боеприпасы | 2,719 | 9,252 | 4,529 | ||||
Флауэуэй Стоимость | 286 407 для первых 100 163,994 для следующих 141 |
147,699 | 212,241 | 212,241 | 237,247 | 769,300 | 667,608 |
Стоимость за летный час | 390 | ||||||
Стоимость технического обслуживания за летный час | 185 | 185 |
Примечания: затраты составляют оценки 1950 года и не были скорректированы с учетом инфляции.
Варианты
[ редактировать ]Прямые варианты
[ редактировать ]
- XP-84
- Первые два прототипа. Питается на 3750 фунтов (16,7 кН) двигатель J-35-Ge-7, [ 70 ] и вооружен с четырьмя .50 в (12,7 мм) пулеметах. [ 71 ]
- XP-84A
- Третий прототип с более мощным (4000 фунтов (18 кН)) двигателя J35-GE-15. [ 9 ] Этот планер был впоследствии модифицирован с заостренным обтечкой над впускным применением, и в впускные стволы были установлены боковые потребления NACA. [ Цитация необходима ]
- YP-84A
- Сервисные испытательные самолеты с двигателями J35-A-15 и шестью орудиями; 15 построено. [ 10 ]
- P-84B (F-84B)
- Первая производственная версия, двигатель J35-A-15; 226 построено. [ 72 ]
- F-84C
- Вернулся к более надежному двигателю J35-A-13, улучшению топлива, гидравлических и электрических систем; 191 построен. [ 73 ] [ 15 ]
- F-84D
- Двигатель J35-A-17, различные структурные улучшения. Трубка Пито была перемещена от хвостового плавника в сплиттер в воздухозаборке с плавниками, добавленными в топливные баки крыла; 154 построено. [ 20 ] [ 74 ]

- EF-84D
- Два F-84DS, EF-84D 48-641 и EF-84D 48-661 были модифицированы с помощью устройств сцепления крыла Полем B-29 и один из EF-84 были потеряны в результате несчастного случая 24 апреля 1953 года, когда автоматическое управление полетом F-84s активировалось после соединения. [ 75 ] [ 76 ]
- F-84E
- Двигатель J35-A-17D, Sperry AN/APG-30 Радарная стрельба, выдвижные насадки для бутылок RATO , внутренние жесткие точки крыла, сделанные «мокрыми», чтобы позволить нести дополнительную пару 230 американских гал (190 IMP GAL; 870 л). Растянутая фюзеляж и увеличенная кабина. [ 22 ] [ 77 ] Большинство самолетов были модифицированы с помощью поднятых навесы в стиле F-84G. [ 78 ] 843 построено. [ 79 ] Некоторые самолеты, используемые в качестве промежуточного разведывательного самолета, с камерами в топливных баках крыла, в Нидерландах и Норвегии, пока не стали доступны RF-84FS. [ 80 ]
- If-84e
- F-84ES, модифицированные для тестирования-примеры включали тестирование систем заправки с воздухом-эфиром, [ 64 ] Используйте в качестве испытательного самолета Ficon с хостом B-36 [ 81 ] и использовать в качестве испытательного самолета для экспериментов Zelmal (запуск нулевой длины, Mat Landing) для эксплуатации от аэродромов, уязвимых к ядерной атаке, используя ракету Booster из круизной ракету MGM-1 . [ 82 ]
- F-84G
- Одноместный истребитель-истребитель, способный доставлять ядерную бомбу Mark 7, используя лаборатории, двигатель J35-A-29, Autopilot, способный к заправке в выборе с использованием как бум (розетка в переднем крае левого крыла) и дрог (зонд, подходящий для крыла Топливные баки), введенные многограмный навес, который впоследствии был модифицирован более ранним прямым F-84. [ 27 ] [ 83 ] Всего было построено 3025 (789 для ВВС США для других пользователей под картой). [ 28 ] Некоторые из них используются Бельгией, Дания, Франция, Италия и Югославия в качестве промежуточных разведывательных самолетов с камерами в топливных баках крыла. [ 80 ]
- F-84KX
- Преобразование бывших USAF F-84BS в целевые беспилотники для ВМС США . Иногда утверждалось, что 80 самолетов конвертируется, но программа, возможно, была отменена до преобразования или использования самолета. [ 84 ]
- Наконечник
- См. EF-84D выше, не стал эксплуатационным. [ 75 ] Смотрите проект Ficon
- Tom-Tom
- Два эксперимента по сцеплению крыла RF-84K и B-36, не стали эксплуатационными. [ 85 ] Смотрите проект Ficon
- Фикон
- F-84E и GRB-36D Trapeze System стала эксплуатационной. [ 81 ] Смотрите проект Ficon
Высокие варианты
[ редактировать ]- YF-96A aka yf-84f aka yrf-84k
- F-84E 49-2430 преобразован в конфигурацию с подхватыванием крыла и питается по J35-A35. «Первый прототип» для F-84F ThunderStreak. [ 86 ] [ 87 ]
- YF-84F
- Модифицированные прототипы с двигателем Wright J65 и более глубоким фюзеляжем. Два построены. [ 88 ]
- F-84F ThunderStreak
- Производственная версия с Swept Wing и J65 Engine. [ 89 ]
- RF-84F Thunderflash
- Разведка версия F-84F, 715 построена. [ 90 ]
- RF-84K Ficon Project
- Разведка версия модели F, 25, построенная для висания на консолидированном миротворце B-36 . [ 81 ]
- XF-84H Thunderscreech
- Экспериментальная версия сверхзвуковой турбурки. [ 91 ]
- YF-84J
- Два конверсии с двигателем General Electric J73 . [ 92 ]
Операторы
[ редактировать ]



Бельгия
- Бельгийские ВВС управляли 21 F-84ES и 192 F-84GS, с поставками с апреля 1951 года. [ 93 ] Заменил F-84FS и RF-84FS в 1956 году. 54 ThunderJets были уничтожены в авариях на бельгийской службе, с 23 пилотами убиты. [ 94 ]
Дания
- Датские ВВС управляли 240 Республикой F-84G с апреля 1952 года по январь 1962 года и 6 Республики F-84E. [ 95 ]
Франция
- Французские ВВС получили около 140 F-84E и F-84GS. [ 93 ]
Греция
- Королевские эллинские ВВС получили около 200 F-84GS с 1952 по июнь 1960 года. [ 96 ]
- Имперские иранские ВВС управляли 34 Республики F-84G с мая 1957 года по февраль 1965 года. [ 96 ]
Италия
- Итальянские ВВС управляли 254 Республики F-84GS. [ 96 ]
Нидерланды
- Нидерланды ВВС управляли 21 F-84ES и 179 F-84GS. Они оборудовали 306, 311, 312, 313, 314, 315 и 316. [ 50 ]
Норвегия
- Норвежские ВВС управляли 6 F-84ES и 200 Республики F-84G с 1951 по 1960 год. [ 50 ]
Португалия
- Португальские ВВС управляли 125 Республикой F-84GS с января 1953 года по 1973 год. [ 50 ]
- Китайская Республика ВВС управляла F-84GS с 1953 по 1964 год. [ 50 ]
Таиланд
- Королевские ВВС Таиланда управляли 31 F-84GS с 1956 по 1966 год. [ 97 ]
Турция
- ВВС Турции управляли 479 F-84GS с 1952 года [ 97 ]
Соединенные Штаты
Югославия
- Югославские ВВС управляли 219 F-84GS с июня 1953 года по 1974 год. [ 97 ] В мае 1963 года один Thunderjet потерпел крах и взорвался на здании в Славине, Постжна . Два человека и пилот погибли в результате инцидента. Это единственный инцидент с военным самолетом в Словении после окончания Второй мировой войны. [ 99 ]
Крупные операционные USAF F-84 единицы
[ редактировать ]
- 12-й истребитель эскорт крыло/группа : F-84E/G [ 98 ]
- 14-я группа истребителей : P/F-84B (1947–1949) [ 98 ]
- 20-й бомбардировщик крыла/группа : F-84B/C/D/E/G [ 100 ]
- 27-й истребитель эскорт крыло/группа : F-84E/G [ 98 ]
- 31-й истребитель эскорт крыло/группа : F-84C/E/G [ 98 ]
- 33-я истребительская группа : F-84C [ 98 ]
- 36-й истребитель-бомбардировщик : F-84E/G [ 84 ]
- 48th Fighter Bomber Wing : F-84G [ 84 ]
- 49th Fighter Bomber Wing/Group : F-84E/G [ 98 ]
- 58th Fighter Bomber Group : F-84E/G [ 84 ]
- 78-я истребительская группа / 78-я истребительное крыло перехвата : F-84D (1949–1952) [ 98 ]
- 86th Fighter Bomber Wing : F-84E/G [ 84 ]
- 113th Fighter-Interceptor Wing : F-84C [ 98 ]
- 116th Fighter Bomber Wing : F-84E [ 98 ]
- 122-й истребительный крыло перемещения : F-84C [ 98 ]
- 123-е и истребитель-бомбардировщики : F-84B/D/E [ 100 ]
- й бомбардировщик 132 - [ 98 ]
- 136th Fighter Bomber Wing /Group: F-84E /D [ 98 ]
- 137-е крыло истребителя-бомбардировщика : F-84B/C/D [ 98 ]
- 312th Fighter Bomber Group : F-84E/G (1954–1955) [ Цитация необходима ]
- 406-е крыло истребителя-бомбардировщика : F-84E [ 84 ]
- 474th Fighter Bomber Wing : F-84E/G [ 84 ]
- 506-е стратегическое истребительное крыло : F-84G [ 98 ]
- 508-е стратегическое истребительное крыло : F-84G [ 98 ]
- 4702D Fighter-Interceptor Wing : F-84D [ 98 ]
- 4709-й крыло истребителя-перемещения : F-84G [ 98 ]
- 4710-й истребитель для истребителя [ 98 ]
- 4925-я тестовая группа (атомная): F-84E/G [ 84 ]
Королевские Нидерланды ВВС
[ редактировать ]- 306 эскадрилья : F-84E [ 50 ]
- 311 эскадрилья : F-84E [ 50 ]
- 312 эскадрилья : F-84G [ 50 ]
- 313 эскадрилья : F-84E [ 50 ]
- 314 Эскадрилья : F-84G [ 50 ]
- 315 эскадрилья : F-84G [ 50 ]
- 316 эскадрилья : F-84G [ 50 ]
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]
Технические характеристики (F-84G Thunderjet)
[ редактировать ]
Данные из Thunderjets в Корее [ 101 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 38 футов 1 дюйма (11,61 м)
- Размах крыльев: 36 футов 5 в (11,10 м)
- Высота: 12 футов 7 дюймов (3,84 м)
- Область крыла: 260 кв. Футов (24 м 2 )
- Аэродинамическая профиль : Республика R-4,45-1512-9 (12%) [ 102 ]
- Пустой вес: 11 095 фунтов (5033 кг)
- Валовой вес: 18 645 фунтов (8 457 кг)
- Максимальный вес взлета: 23 525 фунтов (10 671 кг)
- Топливная емкость: 450 галлонов США (1700 л) внутреннее топливо
- Силовая установка: 1 × Allison J35-A-29 Turbojet Engine, 5600 фунтов (25 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 622 миль в час (1001 км/ч, 541 кН) на уровне моря
- Скорость круиза: 483 миль в час (777 км/ч, 420 кН) при 35 000 футов (11 000 м)
- Диапазон: 670 миль (1080 км, 580 нм) (внутреннее топливо)
- Диапазон паром: 2000 миль (3200 км, 1700 нм) с внешними танками
- Потолок обслуживания: 40 500 футов (12 300 м)
- Время до высоты: от 7,9 мин до 35 000 футов (11 000 м)
Вооружение
- Оружие: 6 × .50 в (12,7 мм) М3 Бронинг Пулеметы , 300 раундов на пистолет
- Ракеты: до 32 5-дюймовых ракет [ 16 ]
- Бомбы: 4000 фунтов (1800 кг) бомбы, [ 16 ] в том числе 1 × Mark 7 ядерная бомба [ 22 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Dassault Hurricane
- Яд Хавилланд
- Gloster Meteor
- Grumman F9F Cougar
- Grumman F9f Panther
- McDonnell XF-85 Goblin
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Kinzey 1999 , p. 4
- ^ Jump up to: а беременный в Willis 2008 , p. 133.
- ^ Jump up to: а беременный Knaack 1978 , p. 23
- ^ Уиллис 2008 , с. 132.
- ^ Knaack 1978 , с. 23–24.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Willis 2008 , p. 134.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Knaack 1978 , p. 24
- ^ Kinzey 1999 , p. 5
- ^ Jump up to: а беременный в Knaack 1978 , p. 25
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Willis 2008 , p. 135.
- ^ Knaack 1978 , с. 25–26.
- ^ Jump up to: а беременный Knaack 1978 , p. 27
- ^ Jump up to: а беременный Kinzey 1999 , p. 6
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Knaack 1978 , p. 26
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Willis 2008 , p. 136
- ^ Jump up to: а беременный в Bowers & Angelucci 1987 , p. 402
- ^ Jump up to: а беременный Knaack 1978 , p. 30
- ^ Knaack 1978 , с. 27–28.
- ^ Knaack 1978 , с. 27, 29.
- ^ Jump up to: а беременный Willis 2008 , с. 136–137.
- ^ Knaack 1978 , p. 29
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Willis 2008 , p. 137.
- ^ Jump up to: а беременный Knaack 1978 , p. 32
- ^ Популярная наука август 1948 , с. 92
- ^ Jump up to: а беременный в Knaack 1978 , p. 34
- ^ Kinzey 1999 , p. 26
- ^ Jump up to: а беременный в Willis 2008 , с. 137–138.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Knaack 1978 , p. 36
- ^ Популярная механика сентябрь 1951 г. , с. 98
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Willis 2008 , p. 138.
- ^ Jump up to: а беременный Knaack 1978 , p. 38
- ^ Jump up to: а беременный Higham & Siddall 1975 , p. 68
- ^ Higham & Siddall 1975 , p. 71
- ^ Jump up to: а беременный Higham & Siddall 1975 , p. 70
- ^ Higham & Siddall 1975 , p. 68–69.
- ^ Jump up to: а беременный Higham & Siddall 1975 , p. 69
- ^ Higham & Siddall 1975 , p. 69–70.
- ^ Дэвис 2017 .
- ^ Jump up to: а беременный в McLaren 1998 , p. [ страница необходима ] .
- ^ Jump up to: а беременный Томпсон 1982 , с. 44
- ^ Jump up to: а беременный Knaack 1978 , p. 31
- ^ Томпсон 1996 , с. 4, 22.
- ^ Томпсон 1982 , с. 48
- ^ Davis & Menard 1983 , с. 41, 44.
- ^ Davis & Menard 1983 , p. 45
- ^ Уиллис 2008 , с. 139
- ^ Статистический дайджест ВВС США 1953 , с. 28
- ^ О'Коннер 2004 .
- ^ The Times 1953 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Willis 2008 , p. 164.
- ^ Lopes 1986 , с. 43–44.
- ^ Lopes 1986 , с. 46–47.
- ^ Lopes 1986 , с. 48–50.
- ^ Lopes 1986 , p. 50
- ^ Jump up to: а беременный Willis 2008 , p. 152
- ^ Lopes 1986 , с. 50–53.
- ^ Lopes 1986 , p. 53
- ^ Lopes 1986 , с. 53–54.
- ^ Уиллис 2008 , с. 151–152.
- ^ Kinzey 1999 , p. 19
- ^ Stüwe 1999 , с. 207, 211–213.
- ^ Francillon 1979 , стр. 437-438.
- ^ Jump up to: а беременный Knaack 1978 , p. 35
- ^ Jump up to: а беременный в Willis 2008 , p. 145.
- ^ Популярная механика март 1955 г. , с. 108
- ^ Knaack 1978 , p. 28
- ^ Knaack 1978 , p. 37
- ^ Knaack 1978 , p. 44
- ^ Knaack 1978 , p. 48
- ^ Knaack 1978 , pp. 24–26.
- ^ Kinzey 1999 , p. 13
- ^ Knaack 1978 , pp. 26–27.
- ^ Knaack 1978 , pp. 28–29.
- ^ Knaack 1978 , с. 29–32.
- ^ Jump up to: а беременный Willis 2008 , p. 140.
- ^ Андерсон 1981 , с. 80
- ^ Knaack 1978 , с. 32–35.
- ^ Kinzey 1999 , p. 31
- ^ Knaack 1978 , p. 33.
- ^ Jump up to: а беременный Willis 2008 , p. 156
- ^ Jump up to: а беременный в Willis 2008 , p. 141.
- ^ Уиллис 2008 , с. 146
- ^ Knaack 1978 , pp. 36–38.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Willis 2008 , p. 160.
- ^ Миллер 1979 , с. 42
- ^ Knaack 1978 , с. 38–39.
- ^ Уиллис 2008 , с. 153
- ^ Уиллис 2008 , с. 153–154.
- ^ Knaack 1978 , с. 41–42.
- ^ Knaack 1978 , pp. 46–49.
- ^ Уиллис 2008 , с. 142
- ^ Уиллис 2008 , с. 154
- ^ Jump up to: а беременный Willis 2008 , p. 162.
- ^ Wauthy & néve 1996 , p. 45
- ^ Schrøder 1991 , p.
- ^ Jump up to: а беременный в Willis 2008 , p. 163.
- ^ Jump up to: а беременный в Willis 2008 , p. 165.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Willis 2008 , p. 159
- ^ Vokapić 2023 .
- ^ Jump up to: а беременный Willis 2008 , с. 159–160.
- ^ Томпсон 1982 , с. 51
- ^ Lednicer 2010 .
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, CE "Bud" (декабрь 1981 - март 1982 г.). «Поймался крылом». Энтузиаст воздуха . № 17. С. 74–80. ISSN 0143-5450 .
- Бауэрс, Питер М .; Angelucci, Enzo (1987). Американский боец . Sparkford, UK: Haynes Publishing Group. ISBN 0-85429-635-2 .
- Дэвис, Грег Л. (1 мая 2017 г.). «История Тинкера: Республика F-84 Thunderjet Fighter» . База ВВС Тинкера . ВВС США . Получено 26 декабря 2022 года .
- Дэвис, Ларри; Менард, Дэвид (1983). F-84 Thunderjet в действии . Самолеты. Тол. 61. Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN 0897471474 .
- Дональд, Дэвид; Озеро, Джон, ред. (1996). Энциклопедия мировых военных самолетов . Лондон, Великобритания: издательство эфирного времени. ISBN 1-880588-24-2 . .
- Forrer, Frits T. (1992). Веселье полета . Залив Бриз, Флорида: слава Голландии. ISBN 0-9714490-3-1 .
- Francillon, René J. (1979). McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года . Лондон, Великобритания: Путнэм. ISBN 0-370-00050-1 .
- Хелферих, Виллем (1994). Эскадрильи ВВС Королевских Нидерландов . Хильверверсм, Нидерланды: Роменская авиация. ISBN 90-9006841-4 .
- Хайэм, Робин; Сиддалл, Эбигейл Т., ред. (1975). Летающие боевые самолеты USAAF-USAF . Эймс, Айова: издательство государственного университета штата Айова. ISBN 0-8138-0325-X .
- Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальный и прототип истребителей ВВС США . Северная филиал, Миннесота: Специальная пресса. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Keaveney, K. (1987). Республика F-84/варианты Swept-Wing (AeroFax Minagraph, № 15) . Лондон: Aerofax. ISBN 0-942548-20-5 .
- Кинзи, Берт (1999). F-84 Thunderjet в деталях . Детализация и масштаб. Тол. 59. Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN 1-888974-12-5 .
- Knaack, Marcelle Size (1978). Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США: Том 1, бойцы после Второй мировой войны, 1945–1973 (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-59-5 Полем Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Получено 21 декабря 2013 года .
- Lednicer, Дэвид (15 сентября 2010 г.). «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано с оригинала 26 марта 2019 года . Получено 16 апреля 2019 года .
- Лопес, Марио Канонгия (июль -ноябрь 1986 г.). «Борьба с Португалией». Энтузиаст воздуха . Нет. Тридцать один. С. 43–54. ISSN 0143-5450 .
- McLaren, David (1998). Республика F-84 Thunderjet, ThunderStreak & Thunderflash: фото хроника . Атглен, Пенсильвания: военная/авиационная история Шиффера. ISBN 0-7643-0444-5 .
- Миллер, Джей (февраль - май 1979). "Tip Tow & Tom-Tom". Энтузиаст воздуха . № 9. С. 40–42. ISSN 0143-5450 .
- О'Коннер, Койлин (10 апреля 2004 г.). «Пилот чешского истребителя вспоминает о болотной борьбе» . Radio Prague International . Получено 23 февраля 2023 года .
- «Среди воздушного заправки увеличивает диапазон боевиков F-84 Thunderjet» . Популярная механика . Тол. 96, нет. 3. Сентябрь 1951 г. с. 98
- «Истребитель запущен как ракета с платформы грузовика» . Популярная механика . Тол. 103, нет. 3. Март 1955 г. с. 108
- «Что нового в авиации: ракетные стойки складываются в крыло» . Популярная наука . Тол. 153, нет. 2. август 1948 г. с. 92
- Равенштейн, Чарльз А. (1984). Боевые крылья ВВС, История линии и почестей 1947–1977 . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-12-9 .
- Schrøder, Hans (1991). Нильсен, Кей С. (ред.). Королевская датская воздушная сила . Музей одежды. ISBN 87-89022-24-6 .
- Stüwe, Botho (1999). Peenemünde West (на немецком языке). Аугсбург, Германия: Bechtermünz Verlag. ISBN 3-8289-0294-4 .
- Сванборо, Гордон; Бауэрс, Питер (1989). Военные самолеты США с 1909 года . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 0-87474-880-1 .
- «Сниженная грома». Время . № 52568. 12 марта 1953 г. с. 5
- Томпсон, Уоррен (август - ноябрь 1982 г.). «Thunderjets в Корее». Энтузиаст воздуха . Нет. Девятнадцать. С. 44–57. ISSN 0143-5450 .
- Томпсон, Уоррен (1996). «Боевой бой по Корее: Часть вторая: реактивные тузы». Крылья славы . Тол. 2. С. 4–23. ISBN 1-874023-69-7 Полем ISSN 1361-2034 .
- Гид музея ВВС США . Wright-Patterson AFB, Огайо: Фонд музея ВВС, 1975.
- Статистический дайджест ВВС США 1953 г. (PDF) (отчет). Вашингтон, округ Колумбия: директор статистических услуг, ВВС США. 1953 . Получено 19 октября 2022 года .
- Вагнер, Рэй (1982). Американские боевые самолеты, третье увеличенное издание . Нью -Йорк: Doubleday. ISBN 0-385-13120-8 .
- Вокапич, Мирко (23 июля 2023 г.). «Трагедия, которая не была прочитана: 60 лет назад он взломал« Гром » [ трагедия, о которой не было написано: 60 лет назад« Thunderjet »врезался в Славину]. www.24ur.com (в словенском языке) . Получено 26 июля 2023 года .
- Ваути, Жан-Люк; Де Нив, Флоримонд (февраль 1996 г.). «Самолет ВВС Бельгии: часть седьмой: F-84». Фана авиации (по -французски). № 315. С. 44–47.
- Уиллис, Дэвид (2008). «Warplane Classic: Республика F-84 Thunderjet, ThunderStreak и Thunderflash». International Air Power Review . Тол. 24. С. 132–165. ISSN 1473-9917 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]