Праздник
Вечеринка | |
---|---|
![]() Афиша датского театрального релиза | |
Режиссер | Томас Винтерберг (в титрах не указан, согласно правилам Dogme 95 ) |
Написал |
|
Продюсер: | Биргитте Хальд |
В главных ролях | |
Кинематография | Энтони Дод Мантл |
Под редакцией | Валдис Оскарсдоттир |
Музыка | Ларс Бо Дженсен |
Производство компания | |
Распространено | Scanbox Дания |
Даты выхода |
|
Время работы | 105 минут |
Страна | Дания |
Языки |
|
Бюджет | 1,3 миллиона долларов США |
Праздник ( датский : Festen ) — датский черный комедийно - драматический фильм 1998 года, снятый Томасом Винтербергом и произведенный Nimbus Film . В нем рассказывается история семейного собрания, посвященного празднованию 60-летия патриарха, во время которого раскрывается семейная тайна. Вдохновением Винтерберга для создания фильма, который он написал вместе с Могенсом Руковым , стало интервью, транслировавшееся датской радиостанцией, хотя позже выяснилось, что это интервью было подделкой. [ 1 ]

«Фестен» был первым фильмом движения «Догма 95» , созданным Винтербергом и его коллегой-датским режиссером Ларсом фон Триером . Движение предпочитало простые и аналоговые производственные ценности, чтобы можно было выделить сюжет и исполнение. Фильм получил приз жюри на Каннском кинофестивале 1998 года и был выбран датским фильмом в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на 71-й церемонии вручения премии «Оскар» , но не вошел в число пяти последних номинантов на эту награду. [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]Хельге, уважаемый бизнесмен и глава семьи, празднует свое 60-летие в отеле, которым он управляет. На вечеринке по случаю дня рождения собирается большая группа друзей и родственников, включая его жену Эльзу и троих их бывших детей; их угрюмый старший сын Кристиан приезжает из Парижа, их хамский младший сын Майкл приезжает с женой Метте и тремя детьми, и, наконец, приезжает их много путешествовавшая младшая дочь Элен. Семья до сих пор не оправилась от потери Линды, сестры-близнеца Кристиана, которая совсем недавно покончила с собой в одной из ванных комнат отеля.
Майкл бросает свою жену Метте и их детей на обочине дороги, увидев Кристиана, идущего по дороге, и подвозит Кристиана до отеля. Майклу говорят, что его исключили из списка гостей из-за его пьяного поведения в прошлом году, но ему говорят, что он может оставаться, пока он поддерживает вечеринку, не пьет и держится подальше от Мишель, официантки. Он ругается с Метте из-за неправильной упаковки багажа, а позже занимается с ней сексом. Поскольку во время вечеринки по случаю дня рождения гостям предоставляются номера в отеле, Хелен отправляют остановиться в номере Линды. Следуя указаниям, написанным на плитке в ванной, в соответствии с инструкциями игры, в которую они играли в детстве, Хелен обнаруживает предсмертную записку Линды, но прячет ее в бутылочке с лекарствами, расстроившись из-за содержимого.
Во время ужина по случаю дня рождения Хельге Кристиан произносит тост и предлагает Хельге на выбор две разные карточки с речами. Хельге выбирает грин-карту, где Кристиан рассказывает гостям, что его отец подвергал сексуальному насилию его и Линду в детстве. После первоначального потрясенного молчания вечеринка продолжается как обычно, поскольку гости решают пройти мимо этого момента в отрицании. Хельге отводит Кристиана в сторону, делая вид, что он сбит с толку обвинениями и подвергает сомнению мотивы, по которым Кристиан оклеветал его. Кристиан, кажется, отказывается от своих обвинений, но к дальнейшим действиям его побуждает Ким, шеф-повар отеля и друг детства, который знает о насилии. Ким приказывает Пии и Мишель, двум официанткам, спрятать ключи от машины гостей, а Кристиан продолжает свой тост, обвиняя Хельге в том, что он несет ответственность за смерть Линды из-за причиненной ей травмы и жестокого обращения. Хельге снова разговаривает с Кристианом наедине, на этот раз втирая ему в лицо тревожную личную историю Кристиана, в том числе то, что он был помещен в лечебницу, ему не везло с женщинами, и Линда не связалась с ним до того, как она покончила с собой, говоря, что она чувствовала себя брошенной им. Позже Майкл избивает Мишель после того, как она говорит ему, что забеременела в результате их романа годом ранее, и она унижает его и его отца.
Напряженность на вечеринке еще больше усугубляется тем, что появляется чернокожий американский парень Хелен Гбатокай, в результате чего расист Майкл заставляет большинство тусовщиков петь расистскую датскую песню «Jeg har set en rigtig negermand» , чтобы оскорбить его. Позже Эльза произносит нежный тост за своих детей, во время которого обвиняет Кристиана в том, что у него всегда слишком активное воображение. Когда она просит Кристиана извиниться перед отцом перед всеми за свои предыдущие заявления, он вместо этого обвиняет Эльза в том, что он знал о насилии, но не сделал ничего, чтобы остановить его. Майкл отвергает утверждения Кристиана, поскольку он и двое других гостей выгоняют Кристиана на улицу, но Кристиан утверждает, что, поскольку Майкл никогда не был дома в подростковом возрасте, он совершенно не знал о насилии. Кристиан возвращается, но Майкл и гости снова выталкивают его, заставляя их избить Кристиана и привязать его к дереву в ближайшем лесу.
Кристиану удается развязаться, и он возвращается на вечеринку. Пиа, которая разделяет общий романтический интерес к Кристиану, находит предсмертную записку Линды в комнате Элен и передает ее Кристиану. Затем они договариваются о том, чтобы тамада вечеринки попросила Элен прочитать записку вслух перед гостями. В записке Линда заявляет, что она потрясена травмой, полученной в результате жестокого обращения со стороны Хельге, и с любовью прощается со своими братьями и сестрами, особенно с Кристианом. Хельге кратко признает свои проступки, оскорбляет детей и уходит из столовой. Кристиан, который много пил, теряет сознание, и у него появляется галлюцинация, в которой Линда говорит ему, что она должна идти на смерть одна. Проснувшись, он узнает от Элен, что Майкл пропал, а Эльза зовет своих детей вернуть Майкла. Майкл, который также сильно пьян, разбивает окно спальни Хельге, а затем жестоко избивает его, останавливаясь только тогда, когда приходит Кристиан и удерживает его.
Утром семья и гости собираются на завтрак. Кристиан просит Пию переехать с ним в Париж, чтобы они могли быть вместе, и она соглашается. Хельге входит в столовую и признается в своем проступке, отмечая, что никто из гостей или его детей, скорее всего, никогда больше его не увидит после этого, и признается в любви к своим детям, прежде чем сесть. Майкл встает и тихо говорит отцу уйти, что он и делает один, поскольку Эльза отказывается сопровождать его. Все остальные быстро возобновляют разговоры, а Кристиан задумчиво смотрит, как уходит Хельге.
Бросать
[ редактировать ]- Ульрих Томсен в роли Кристиана Клингенфельдта-Хансена
- Хеннинг Моритцен — Хельге, отец Кристиана
- Томас Бо Ларсен — Майкл, брат Кристиана
- Паприка Стин — Хелен, сестра Кристиана
- Бирта Нойманн — Эльза, мать Кристиана
- Трина Дирхольм в роли Пиа, официантки, близкой к Кристиану.
- Хелле Доллерис как Метте, жена Майкла
- Тереза Глан в роли Мишель, официантки, с которой Майкл переспал год назад
- Клаус Бондам в роли тамады Гельмута фон Сакса
- Бьярне Хенриксен — Ким, шеф-повар и старый друг Кристиана.
- Гбатокай Дакина — Гбатокай, американский парень Хелен
- Лассе Лундерсков как дядя Кристиана
- Ларс Брюгманн — Ларс, администратор
- Лене Лауб Оксен в роли Линды, мертвой сестры-близнеца Кристиана
- Линда Лаурсен в роли Бирте, женщины, которая пристает к Пии
- Джон Боас — дедушка Кристиана
- Эрна Боас — бабушка Кристиана
Производство
[ редактировать ]
Через несколько лет после создания фильма Винтерберг рассказал о его вдохновении: истории, рассказанной молодым человеком в радиопередаче, которую вел Кьельд Коплев . Об интервью Винтербергу рассказал друг медсестры психиатрической больницы, которая утверждала, что лечила молодого человека. Он послушал радиопередачу и попросил сценариста Могенса Рукова написать сценарий происходящего. [ 1 ] как если бы это была собственная история молодого человека. Позже выяснилось, что эта история была полностью выдумана пациентом, получавшим психиатрическую помощь. [ 1 ]
Этот фильм наиболее известен как первый фильм «Догмы 95» (полное название в Дании — «Догма 1 – Festen »). Фильмы «Догмы» регулируются манифестом, который настаивает на конкретных ограничениях производства и повествования (например, запрет любого постпроизводственного звукового монтажа), отчасти в знак протеста против дорогостоящего кинопроизводства в голливудском стиле. Это малобюджетный фильм , снятый на камеру Sony DCR-PC3 Handycam на стандартных кассетах Mini-DV. [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]Критический ответ
[ редактировать ]Фестен получил положительные отзывы критиков. На агрегаторе рецензий сайте- на фильмы Rotten Tomatoes 91% из 47 рецензий критиков на фильм положительные, со средней оценкой 8,1/10; «Консенсус критиков» сайта гласит: «Такой же резкий и безжалостный, как и семейная динамика, лежащая в основе сюжета, « Празднование» сочетает трагедию и комедию с блестящим эффектом». [ 4 ] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 82 из 100 на основе отзывов 7 критиков, что указывает на «всеобщее признание». [ 5 ]
Роджер Эберт дал фильму три звезды из четырех, написав, что он «настолько полностью смешивает фарс и трагедию , что заставляет нас вообще реагировать ... Винтерберг обращается со своим материалом настолько умело, что мы всегда должны искать подсказки к задуманному тону». ." [ 6 ]
Психолог Ричард Гартнер , специализирующийся на консультировании мужчин, подвергшихся сексуальному насилию в детстве , назвал «Фестен» достойным похвалы фильмом, который точно изображает последствия сексуального насилия, написав:
Масштабы проступков отца постепенно раскрываются в последовательных откровениях. Мы видим, что сын серьезно пострадал от жестокого обращения в детстве и на протяжении всей своей жизни был неспособен к интимным отношениям. Его сестра, покончившая жизнь самоубийством, также серьезно пострадала. Отец отрицает инцест на протяжении большей части фильма, и это отрицание передается и усиливается в реакциях тех, кто слышит обвинения. Завсегдатаи вечеринки на мгновение шокируются каждым разоблачением, но затем продолжают праздновать день рождения в почти сюрреалистической манере, которая служит драматическим воплощением хронического отрицания, часто наблюдаемого в инцестуозных семьях. [ 7 ]
Похвалы
[ редактировать ]Фестен получил следующие награды:
- Amanda Awards , Норвегия (1998): лучший скандинавский художественный фильм - Томас Винтерберг [ 8 ]
- Бельгийский синдикат кинокритиков (2000): Гран-при
- Награды Бодила (1999): [ 9 ]
- Лучший актер – Ульрих Томсен
- Лучший фильм — Томас Винтерберг
- Международный кинофестиваль в Канберре (1999): Приз зрительских симпатий – Томас Винтерберг
- Каннский кинофестиваль (1998): Приз жюри - Томас Винтерберг (вместе с «Классной поездкой» ). [ 10 ]
- Европейская кинопремия (1998): Европейское открытие года - Томас Винтерберг (связан с «Жизнью ангелов » ) [ 11 ]
- Международный кинофестиваль в Хихоне (1998): лучший режиссер - Томас Винтерберг [ 12 ]
- Guldbagge Awards (1999): лучший иностранный фильм - Томас Винтерберг [ 8 ]
- Премия Independent Spirit Awards (1999): лучший иностранный фильм - Томас Винтерберг [ 13 ]
- Награды Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса (1998): лучший иностранный фильм - Томас Винтерберг [ 14 ]
- Дни скандинавского кино в Любеке (1998): [ 15 ]
- Приз зрительских симпатий «Любекских нахрихтенов» – Томас Винтерберг.
- Премия Baltic Film за художественный фильм стран Северной Европы – Томас Винтерберг
- Приз экуменического жюри – Томас Винтерберг.
- Премия Нью-Йоркского кружка кинокритиков (1998): лучший фильм на иностранном языке - Томас Винтерберг [ 16 ]
- Норвежский международный кинофестиваль (1999): лучший иностранный фильм года – Томас Винтерберг
- Награды Роберта (1999): [ 9 ]
- Лучший актер – Ульрих Томсен
- Лучшая операторская работа – Энтони Дод Мэнтл
- Лучший монтаж – Валдис Оскарсдоттир
- Лучший фильм — Томас Винтерберг
- Лучший сценарий — Томас Винтерберг, Могенс Руков
- Лучший актер второго плана — Томас Бо Ларсен
- Лучшая женская роль второго плана — Бирта Нойманн
- Роттердамский международный кинофестиваль (1999): Приз зрительских симпатий – Томас Винтерберг [ 17 ]
- Международный кинофестиваль в Сан-Паулу (1998): поощрительная премия – Томас Винтерберг
Сценические адаптации
[ редактировать ]Фильм часто адаптировали для сцены.
Премьера англоязычной сценической адаптации « Фестена », написанной Дэвидом Элдриджем, состоялась в театре Алмейда в 2004 году в постановке Руфуса Норриса , а затем была переведена в успешный спектакль Вест-Энда в Lyric Theater в Лондоне до апреля 2005 года. Начался тур по Великобритании. в феврале 2006 года, перед переездом на Бродвей . Несмотря на большой успех в Лондоне, спектакль закрылся всего после 49 представлений на Бродвее и завершился 20 мая 2006 года. Австралийская постановка с Джейсоном Донованом в главной роли открылась в Мельбурне в июле 2006 года, а ирландская постановка шла в Gate Theater в Дублине. с сентября по ноябрь 2006 г. [ 18 ]
В 2006 году открылась мексиканская адаптация с участием мексиканского актера Диего Луны . [ 19 ] В сентябре 2007 года открылась перуанская постановка с Полом Вегой и Эрнаном Ромеро в главных ролях под руководством Челы де Феррари.
Театр Company организовал канадскую премьеру «Фестена» в ноябре 2008 года в Театре на Беркли-Стрит в Торонто. Эту постановку поставил Джейсон Бирн, в ней снимались Эрик Петерсон , Розмари Дансмор , Николас Кэмпбелл , Филип Риччио, Аллан Хоуко , Тара Рослинг, Кэролайн Кейв , Ричард Кларкин , Эрл Пастко , Милтон Барнс, Грей Пауэлл и Алекс Пэкстон-Бисли . [ 20 ]
Драматического общества Шедуэлла Постановка «Фестена» открылась в театре ADC в Кембридже 6 марта 2012 года. [ 21 ]
Play Dead Theater В июле 2018 года постановка «Фестена» открылась в поместье Риппон Ли в Мельбурне . Режиссер Дженнифер Сара Дин, в главной роли Адриан Малвани. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Список заявок на 71-ю церемонию вручения премии Оскар за лучший фильм на иностранном языке
- Список датских заявок на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кристенсен, Клаус (18 мая 2003 г.). «Давным-давно была вечеринка» . Эхо . Архивировано из оригинала 15 июня 2009 года . Проверено 19 августа 2009 г.
- ^ «45 стран представили фильмы на рассмотрение Оскара» . Академия кинематографических искусств и наук . 19 ноября 1998 года. Архивировано из оригинала 19 февраля 1999 года . Проверено 20 октября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Коэн, Сэм (24 января 2022 г.). «Обзор: фильм Томаса Винтерберга «Празднование» выходит на Blu-ray благодаря Criterion» . Медиасеть EDGE . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Праздник (1998)» . Гнилые помидоры . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Праздник» . Метакритик . Проверено 27 января 2020 г.
- ^ Эберт, Роджер (13 ноября 1998 г.). «Праздник» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 19 августа 2009 г.
- ^ Гартнер, Ричард (1999). «Кинематографические изображения сексуальной виктимизации в детстве». Гендер и психоанализ . 4 : 253–289.
- ^ Jump up to: а б «Фестен: Награды» . База данных шведских фильмов . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 2 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Пиил, Мортен (2008). Датский киногид Гильдендаля (на датском языке). Копенгаген , Дания: Гильдендаль . стр. 162–. ISBN 978-87-02-06669-2 . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Праздник» . фестиваль-канны.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2011 года . Проверено 29 сентября 2009 г.
- ^ «Праздник» . Европейская кинопремия . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Изгнанные в Испании сироты и приемный сын нашли дом в Хихоне» . ИндиВайр . 4 декабря 1998 года . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ « Боги» — настоящий хит на Indie Awards» . Лос-Анджелес Таймс . 21 марта 1999 года . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ « Спасение рядового Райана» возглавило список критиков Лос-Анджелеса» . Лос-Анджелес Таймс . 13 декабря 1998 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2020 г. Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Победители и жюри с 1996 года» . Inter-film.org . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Нью-йоркские критики вручили высшую награду «Рядовому Райану»» . Нью-Йорк Таймс . 17 декабря 1998 года . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Приз зрительских симпатий» . iffr.com . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Кроули, Питер (5 октября 2006 г.). «Отзывы» . Айриш Таймс . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Фестен обращается к домашнему насилию открыто на языке Чиланго – La Jornada» . www.jornada.com.mx (на испанском языке) . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Хойл, Кристофер (21 ноября 2008 г.). «Обзор - Фестен - Театр компании, Торонто» . www.stage-door.com . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Годовой отчет 2011–2012» (PDF) . Театр АДК . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Герберт, Лекси (28 июня 2018 г.). «Театр Play Dead представляет «ФЕСТЕН» » . Журнал Бит . Проверено 25 мая 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1998 года
- комедийно-драматические фильмы 1998 года
- Черные комедии 1998 года
- Независимые фильмы 1998 года
- Видеокамера фильмы
- Датские черные комедии
- Датские комедийно-драматические фильмы
- Датское независимое кино
- Канон датской культуры
- Фильмы 1990-х годов на датском языке
- Догма 95 фильмов
- Фильмы Томаса Винтерберга
- Фильмы, действие которых происходит в загородных домах
- Фильмы, адаптированные по пьесам
- Фильмы о днях рождения
- Фильмы о неблагополучных семьях
- Фильмы о сексуальном насилии над детьми
- Фильмы об инцесте
- Лауреаты премии Bodil за лучший датский фильм
- Лауреаты премии Роберта за лучший датский фильм
- Лауреаты премии Guldbagge за лучший иностранный фильм
- Лауреаты Европейской кинопремии (фильмы)
- Премия «Независимый дух» победителям за лучший иностранный фильм
- Фильмы Нимбус Фильм