Konstantin Pobedonostsev
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (март 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Konstantin Pobedonostsev | |
---|---|
![]() | |
Обер-прокурор Святейшего Синода | |
В офисе 24 апреля 1880 г. - 19 октября 1905 г. | |
Монархи | |
Предшественник | Дмитрий Толстой |
Преемник | Aleksei Obolenskiy |
Личные данные | |
Рожденный | Konstantin Petrovich Pobedonostsev 30 ноября 1827 г. Москва , Московская губерния , Российская империя. |
Умер | Санкт-Петербург , Российская Империя | 23 марта 1907 г. (79 лет)
Национальность | Русский |
Альма-матер | Императорская школа юриспруденции |
Занятие | Юрист , преподаватель |
Konstantin Petrovich Pobedonostsev (Russian: Константи́н Петро́вич Победоно́сцев , IPA: [kənstɐnʲˈtʲin pʲɪˈtrovʲɪtɕ pəbʲɪdɐˈnostsɨf] ; 30 ноября 1827 г. [ 1 ] — 23 марта 1907) — российский юрист и государственный деятель, советник трёх российских императоров . Во время правления Александра III в России Победоносцев считался главным выразителем реакционных позиций и серым выдающимся деятелем имперской политики. В 1880—1905 годах занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода . [ 2 ] что сделало его неклерикальным российским чиновником, курировавшим Русскую Православную Церковь .
Его сочинения о политике, праве, искусстве и культуре подчеркивали положительный элемент духовного и светского объединения России с принятием христианства , одновременно осуждая еврейское население . Он предупредил о наличии негативного элемента в России, изображая демократические и либеральные движения врагами национального и религиозного единства российского народа . Он полагал, что задача достижения гармоничного общества означает наличие коллективной ответственности за поддержание политического и религиозного единства, что оправдывает необходимость пристального наблюдения за поведением и мышлением россиян. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Отец Победоносцева, Петр Васильевич Победоносцев, был профессором литературы Московского государственного университета . В 1841 году он отправил своего сына, которому тогда было 14 лет, в Императорское юридическое училище в Петербурге , созданное для подготовки юношей к государственной службе. После окончания учебы Константин Победоносцев поступил на государственную службу чиновником восьмого Московского отделения Сената. Задачей отдела было разрешение гражданских дел из губерний, окружающих Москву. Его быстро повысили в восьмом отделе.
С 1860 по 1865 год преподавал гражданское право в Московском государственном университете . В 1861 году царь Александр II пригласил его обучать своего сына и наследника Николая теории права и управления. [ 4 ] В 1865 году юный Николай умер, и Победоносцева пригласили обучать брата Николая Александра (будущего царя Александра III ). В 1866 году Победоносцев переехал на постоянное место жительства в Петербург. Победоносцев и царевич Александр оставались очень близкими почти тридцать лет, начиная с восшествия Александра на престол в 1881 году и до его смерти в 1894 году.
Он стал членом Совета Империи , а в 1880 году — обер-прокурором Святейшего Синода . [ 4 ] На последнем посту Победоносцев исполнял обязанности главы Русской Православной Церкви . Во времена правления Александра III он был одним из самых влиятельных людей в императорской России. Он был вдохновителем Манифеста о непоколебимом самодержавии от 29 апреля 1881 года, в котором провозглашалась непоколебимость абсолютной власти царя, что положило конец попыткам Лорис-Меликова создать представительный орган в империи.
Вознесение Победоносцева в первые дни после убийства Александра II привело к последующей отставке Лорис-Меликова и других министров, жаждущих либеральных реформ. Он был бескомпромиссным консерватором и никогда не уклонялся от смелого выражения своих стойких мнений. Он также использовал свой дом как место встречи монархических террористов, которые сговаривались, и где он с одобрения Александра Второго издал манифест , требующий отмены конституционного движения: «Среди наших бедствий глас Божий приказывает нам энергично взять правящую власть в свои руки...» [ 5 ] Он был выбран твердой и суровой рукой, чтобы взять на себя управление университетами после массовых студенческих забастовок 1899 года . Следовательно, в прогрессивных кругах его клеймили как мракобеса , педанта и врага прогресса.
После смерти Александра III он потерял большую часть своего влияния. Царь Николай II придерживался политики русификации своего отца и даже распространил ее на Финляндию , но в целом ему не нравилась идея систематических религиозных преследований, и он не был полностью против частичного освобождения Церкви от гражданского контроля. [ 6 ]

8 марта 1901 года Николай Лаговский, государственный служащий-социалист и статистик, пытался убить Победоносцева, выстрелив через окно кабинета Победоносцева. Он выстрелил шесть раз, и все не попал в цель. Лаговский, по словам Победоносцева, «распространяет в народе суеверия и невежество через церковные школы». [ 7 ] Лаговский был приговорен к 6 годам каторги .
Pobedonostsev ordered Tolstoy 's excommunication in 1901. [ 8 ]
Во время русской революции 1905 года , последовавшей за катастрофической войной с Японией , Победоносцев, будучи почти 80-летним, ушел из общественной жизни. [ 6 ] Он умер 23 марта 1907 года.
Он был изображен как старый сенатор Аблеухов в Андрея Белого романе « Петербург » (1912). Возможно, он также был изображен в Льва Толстого » «Анне Карениной как Алексей Александрович Каренин. [ 9 ]
Юриспруденция
[ редактировать ]Хотя Победоносцев больше всего известен как государственный деятель и мыслитель, его вклад в российское гражданское право значителен. Его обычно считают одним из самых образованных европейских юристов XIX века. Его основным трудом стал трехтомный «Курс гражданского права» (Курс графического права), изданный в 1868, 1871 и 1880 годах соответственно.
До « Первой революции » 1905 года Курс несколько раз переиздавался с небольшими изменениями. Курс был признан выдающимся руководством для практикующих юристов. Сообщается, что цитаты из Курса использовались в качестве основания для решений Гражданского совета Сената. Глубокие знания автора российского гражданского права привели к описанию многих ранее недостаточно изученных институтов, таких как коммунальное земельное право.
In addition, Pobedonostsev published in 1865 in Moskovskie Vedomosti several anonymous articles on the judicial reform of Alexander II .
Доктрины и политика
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм в России |
---|
![]() |

Победоносцев придерживался мнения о греховности человеческой природы, отвергая идеалы свободы и независимости как опасные заблуждения нигилистической молодежи.
В своих «Размышлениях русского государственного деятеля» (1896 г.) [ 10 ] он продвигал автократию и осуждал выборы, представительство и демократию, систему присяжных, прессу, бесплатное образование, благотворительность и социальные реформы. Он презирал представительное правительство и осуждал идею общероссийского парламента. Он также осудил социал-дарвинизм как ошибочное обобщение теории эволюции Дарвина.
В первые годы правления Александра II Победоносцев утверждал, хотя и держался в стороне от славянофилов , что западные институты сами по себе радикально плохи и совершенно неприменимы к России. [ 4 ] поскольку они не имели корней в русской истории и культуре и не соответствовали духу русского народа. В этот период он опубликовал несколько статей в Александра Герцена радикальном периодическом журнале «Голоса из России» .
Он осудил демократию как «невыносимую диктатуру вульгарной толпы». Он утверждал, что парламенты , суд присяжных , свобода прессы и светское образование являются нежелательными чуждыми панацеями. Всех их он подверг серьезному анализу в своих «Размышлениях русского государственного деятеля» . [ 11 ] Однажды он заявил, что Россию следует «заморозить во времени», продемонстрировав свою безраздельную приверженность самодержавию.
Этим опасным продуктам западной мысли он нашел противовес в народной инерции и в уважении масс к институтам, развивавшимся медленно и автоматически в течение последних столетий национальной жизни. По его мнению, человеческое общество развивается естественным образом , подобно тому, как растет дерево. Человеческий разум не способен воспринять логику общественного развития. Любая попытка реформирования общества является актом насилия и преступлением. Среди практических выводов из этих предпосылок — необходимость сохранения самодержавной власти и воспитания в народе традиционного почитания обряда национальной Церкви. [ 6 ]
В сфере практической политики Победоносцев оказал значительное влияние на политику русификации Александра III. [ 6 ] [ 12 ] Это нашло выражение в националистической пропаганде.
Антисемитизм
[ редактировать ]Победоносцев особенно советовал антиеврейские меры, принятые во время правления Александра III. Они начались с временных « майских законов », которые запрещали евреям посещать сельские районы и местечки даже в пределах черты оседлости . Мэйские законы не утратили силу; Дальнейшая политика привела к депортации евреев из крупных городов, квотам приема в государственное образование и запрету голосования на местных выборах.
По крайней мере, его антиеврейские меры могли быть вызваны личными мотивами. Британский писатель Арнольд Уайт, интересующийся еврейской сельскохозяйственной колонизацией Аргентины , посетил Победоносцева с верительными грамотами от барона де Хирша ; Победоносцев сказал ему: «Характеристики еврейской расы паразитические; для своего существования они требуют присутствия другой расы в качестве «хозяина», хотя и остаются в стороне и самодостаточными. Возьми их из живого организма, положи на камень. , и они умирают. Они не могут возделывать землю». [ 13 ] К 1894 году ему также приписали (сомнительно) [ 14 ] with illustrating the goal of his anti-Jewish measures as making "a third of Jews die out, a third move out, and a third dissolve tracelessly into the surrounding population" (Russian: "Одна треть вымрет, одна выселится, одна треть бесследно растворится в окружающем населении"). He was also a supporter of Baron Maurice de Hirsch 's efforts for Jewish colonization in Argentina. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Церковная политика
[ редактировать ]Победоносцев не всегда был реакционером. Первоначально он приветствовал Великие реформы , предпринятые Александром II в 1860-1870-х годах. [ 19 ] Однако вскоре его встревожило ослабление сельского сословия и царской бюрократии. Он решил, что для восстановления стабильности в России необходимо более глубокое духовное единство царя и его народа. Когда в 1881 году на престол взошел Александр III, Победоносцев быстро приобрел мощное влияние на дела как церкви, так и государства. Чтобы установить порядок, он подавил все попытки реформ. Реформы 1860-х годов узаконили роль протестантов и других неправославных религий. Победоносцев заявил, что России нужна православная монополия. Однако ему не удалось привлечь на свою сторону гражданские власти, судебные власти и духовное ведомство в борьбе с инославными. В результате его политика, призванная объединить, на самом деле породила раздор и насилие и в конечном итоге способствовала распаду Российской империи. [ 20 ]
Победоносцев разработал социальную программу Церкви, ограничив ее автономию. Он ввел репрессивные меры против инославных. Он провел крупные церковные реформы, но они привели к тому, что к 1900 году церковь была опутана бюрократией, во многом отчуждена от общества, недовольна светскими властями и внутренне разделена. [ 21 ] Застой в церковной и государственной политике преобладал до выхода Победоносцева в отставку в 1905 году. [ 22 ] В долгосрочной перспективе, утверждает Полунов, попытки Победоносцева установить безопасные консервативные барьеры для реформ и его враждебность к инновациям послужили лишь ослаблению самодержавного государства изнутри. [ 23 ]
Работает
[ редактировать ]- Reflections of a Russian Statesman by Konstantin Petrovich Pobedonostsev. Published by G. Richards, 1898.
- Издательство Мичиганского университета. 1964. ISBN 0-472-06104-6 .
- «Россия и народное образование» , The North American Review, Vol. 173, № 538, сентябрь 1901 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Исследование исторических документов и дневников самого Победоносцева указывает дату рождения 18 (30) ноября 1827 года. При этом во многих справочных и энциклопедических изданиях, опубликованных после смерти Победоносцева, указана иная дата: 21 мая (2 июня) 1827 года. Однако 21 мая — день тезоименитства, а не рождения Победоносцева. Причиной распространения ошибки, наиболее вероятно, является указание дня тезоименитства вместо дня рождения в дате на надгробном кресте
- ^ Петр Кропоткин (1902). «Русские школы и Священный Синод» .
Совет Министров, в котором в качестве обер-прокурора Священного Синода заседает К. Победоносцев...
- ^ Джон Бэзил, "К. П. Победоносцев и Общество Гармониус". Канадско-американские славянские исследования 37.4 (2003): 415–426.
- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 , с. 871.
- ^ Петр Кропоткин (1 января 1905 г.). «Конституционное движение в России» . revoltlib.com . Девятнадцатый век.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1911 , с. 872.
- ^ Зыгарь, Михаил (7 ноября 2017 г.). Империя должна умереть: революционный крах России, 1900-1917 гг . Общественные дела. ISBN 978-1-61039-832-9 .
- ^ Толстая, Софья Андреевна (4 February 2011). My Life . University of Ottawa Press. ISBN 9780776619224 .
- ^ «Арсеналбанд.ру» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Pobedonost͡sev, Konstantin Petrovich (1 January 1898). Reflections of a Russian Statesman . G. Richards.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 871–872.
- ^ Палмер, Роберт Р. (2013). История Европы в современном мире . МакГроу Хилл. п. 737. ИСБН 9780077599621 .
- ^ Арнольд Уайт (январь 1904 г.). «Еврейский вопрос: как его решить». Североамериканское обозрение . 178 (566): 10–24. .
- ^ Джон Д. Клиер (2001). «Государственная политика и обращение евреев в имперской России» . У Роберта П. Джерачи; Михаил Ходарковский (ред.). О религии и империи: миссии, обращение и толерантность в царской России . Издательство Корнельского университета. стр. 92, 106–107 . ISBN 080148703X .
- ^ "Победоносцев Константин" .
- ^ Лео Эррера (1894). Российские евреи: истребление или эмансипация? . перевод Белла Лоуи. Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) , 18. - ^ Саймон Дубнов (1916–20). История евреев в России и Польше . перевод И. Фридлендер. Филадельфия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) , Том 3, с. 10 - ^ Вирджиния Коулз (1977). Последний царь и царица . , 25.
- ^ В. Брюс Линкольн, Великие реформы: автократия, бюрократия и политика перемен в имперской России (1990).
- ^ А. Ю. Полунов, «Государство и религиозное инославие в России (с 1880 по начало 1890-х годов)». Российские исследования по истории 39.4 (2001): 54-65.
- ^ Полунов, Александр (июль 2012 г.). «Проблема религиозной свободы в позднеимперской России: случай русских баптистов» . Журнал евразийских исследований . 3 (2): 161–167. doi : 10.1016/j.euras.2012.03.006 . S2CID 143636359 .
- ^ А. Ю. Полунов, «Церковь, режим и общество в России (1880-1895)». Российские исследования по истории 39.4 (2001): 33-53.
- ^ A. Iu. Polunov, "Konstantin Petrovich Pobedonostsev—Man and Politician". Russian Studies in History 39.4 (2001): 8-32.
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Победоносцев Константин Петрович ». Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 871–872. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамс, Артур Э. «Контроль над мышлением Победоносцева». Русское обозрение 11, вып. 4 (1952): 241–46. https://doi.org/10.2307/125559 .
- Адамс, Артур Э. «Победоносцев и правило твердости». Славянское и восточноевропейское обозрение 32, вып. 78 (1953): 132–39. http://www.jstor.org/stable/4204514 .
- Adams, Arthur E. “Pobedonostsev’s Religious Politics.” Church History 22, no. 4 (1953): 314–26. https://doi.org/10.2307/3161783 .
- Бэзил, Джон Д. (1995) «Константин Петрович Победоносцев: аргумент в пользу русской государственной церкви». История церкви 64 № 1 (1995): 44–61.
- Василий, Джон Д. «К. П. Победоносцев и Общество Гармониус». Канадско-американские славянские исследования 37.4 (2003): 415–426.
- Василий, Джон Д. Церковь и государство в позднеимперской России: критики синодальной системы церковного управления (1861-1914) (2005).
- Бирнс, Роберт Ф. «Концепция хорошего общества Победоносцева: анализ его мысли после 1880 года». Обзор политики 13, вып. 2 (1951): 169–90. http://www.jstor.org/stable/1404763 .
- Бирнс, Роберт Ф. «Достоевский и Победоносцев». Ежегодники по истории Восточной Европы 9, № 1 (1961): 57–71. http://www.jstor.org/stable/41041756 .
- Бирнс, Роберт Ф. «Россия и Запад: взгляды Победоносцева». Журнал современной истории 40, вып. 2 (1968): 234–56. http://www.jstor.org/stable/1876731 .
- Бирнс, Роберт (1968). Победоносцев: его жизнь и мысли, издательство Indiana University Press, стандартная научная биография.
- Бирнс, Роберт (1969). Русская консервативная мысль до революции .
- Ставру, Теофанис (1969). Россия при последнем царе . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 9780816605149 .
- Кортни, WL (1904). «Реакционный государственный деятель» . В: Развитие М. Метерлинка. Лондон: Грант Ричардс, стр. 163–172.
- Polunov, A. Iu. "Konstantin Petrovich Pobedonostsev—Man and Politician". Russian Studies in History 39.4 (2001): 8-32. online [ мертвая ссылка ] , ведущим ученым
- Полунов, А.Ю. «Церковь, режим и общество в России (1880-1895)». Российские исследования по истории 39.4 (2001): 33–53. онлайн [ мертвая ссылка ]
- Полунов, А.Ю. «Государство и религиозное инославие в России (с 1880 по начало 1890-х годов)». Российские исследования по истории 39.4 (2001): 54–65.
- Полунов, А.Ю. «Религиозное ведомство и униатский вопрос, 1881-1894». Российские исследования по истории 39.4 (2001): 77–85. онлайн [ мертвая ссылка ]
- Pobedonostsev, Konstantin Petrovich. Reflections of a Russian statesman (1989) Online free
- ПП Шиловский. «Воспоминания К. П. Победоносцева». Славянское и восточноевропейское обозрение 30, вып. 75 (1952): 364–75. http://www.jstor.org/stable/4204340 .
- Шапошников, Лев Евгеньевич и Сергей Николаевич Пушкин. «Православие как основа охранительного консерватизма К. П. Победоносцева». Европейский журнал науки и теологии 14.3 (2018): 157–164. онлайн
- Соренсон, Томас К. «Конец добровольческого флота: некоторые свидетельства масштабов власти Победоносцева в России». Славянское обозрение 34, вып. 1 (1975): 131–37. https://doi.org/10.2307/2495878 .
- Уолш, Уоррен Б. «Победоносцев и панславизм». Русское обозрение 8, вып. 4 (1949): 316–21. http://www.jstor.org/stable/125292 .
- Рен, Мелвин К. «Победоносцев и влияние России на Балканах, 1881–1888». Журнал современной истории 19, вып. 2 (1947): 130–41. http://www.jstor.org/stable/1870918 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Российская империя, 1855-1900 гг.
- Review of Pobedonostsev's doctrines (in Russian)
- Encyclopedia article on Pobedonostsev (in Russian)
- 1827 рождений
- 1907 смертей
- Юристы из Москвы
- Жители Московского уезда.
- Дворянство Российской Империи
- Русские православные христиане из России
- Монархисты из Российской Империи
- Сенаторы Российской Империи
- Члены Государственного Совета (Российская Империя)
- Философы Российской Империи
- Политики из Москвы
- Юридические писатели
- Антисемитизм в Российской империи
- Святейший Синод
- Выпускники Императорской школы правоведения
- Академический состав МГУ