Jump to content

Тот

(Перенаправлено с Джехути )

Тот
Тот
Тот в одной из своих форм в виде ибиса. человека с головой
Имя иероглифами
G26т
Z4
А40
или [ 1 ]
ДЧАСВт
Z4
Р8
Главный культовый центр Гермополь
Символ Ибис, лунный диск, папируса , тростниковые ручки, палитра для письма, стилус, бабуин, чешуя. свиток
Супруга Маат , Сешат , Нехметави (в некоторых мифах)
Потомство Сешат [ а ]
Эквиваленты
Греческий эквивалент Гермес
Римский эквивалент Меркурий

Тот (от греческого койне : Θώθ Thṓth , заимствованного из коптского : Ⲑⲱⲟⲩⲧ Thōout , египетского : Ḏḥwtj , рефлекс ḏḥwtj «[он] подобен ибису») — древнеегипетское божество . В искусстве его часто изображали в виде человека с головой ибиса или павиана , священных для него животных. Его женской противоположностью была Сешат , а женой — Маат . [ 2 ] Он был богом Луны, мудрости, знаний, письменности, иероглифов, науки, магии, искусства и суждения.

Тота Главный храм находился в городе Гермополис ( древнеегипетское : ḫmnw /χaˈmaːnaw/ , египтологическое произношение : «Хемену», коптское : Ϣⲙⲟⲩⲛ Шмун ). Позже известный как Эль-Ашмунейн на египетском арабском языке , Храм Тота был по большей части разрушен до начала христианской эры. Его очень большой пронаос все еще стоял в 1826 году, но к середине 19 века был снесен и использован в качестве засыпки фундамента сахарного завода. [ 3 ] [ 4 ]

Тот сыграл много жизненно важных и выдающихся ролей в египетской мифологии , например, поддерживал вселенную и был одним из двух божеств (второе — Маат), которые стояли по обе стороны солнечной барки Ра . [ 5 ] В более поздней истории Древнего Египта Тот стал тесно связан с разрешением божественных споров. [ 6 ] искусство магии, система письма и суд над мертвыми. [ 7 ]

Таут, Тот Дважды Великий, Второй Гермес , N372.2A, Бруклинский музей

Египетское возможно , произношение ḏḥwty до конца не известно, но может быть реконструировано как * ḏiḥautī, произносится как * [t͡ʃʼi.ˈħau.tʰiː] или * [ci.ˈħau.tʰiː] . Эта реконструкция основана на древнегреческом заимствовании Тота ( [tʰɔːtʰ] ) или Теута , а также на том факте, что это имя транслитерировалось на сахидско-коптский язык по-разному: ⲑⲟⲟⲩⲧ Ты , ⲑⲱⲑ Тот , ⲑⲟⲟⲧ Тут , ⲑⲁⲩⲧ Таут , Тауто с ( Τααυτος ), Тор ( Θωωρ ), а также богайрский коптский ⲑⲱⲟⲩⲧ Тут . Эти варианты написания отражают известные звуковые изменения по сравнению с более ранним египетским, такие как потеря палатализации ḏ и слияние с h, то есть начальное ḏḥ > th > tʰ. [ 8 ] Утрата докоптского финала y/j также является обычным явлением. [ 9 ] Согласно египтологическому соглашению, которое избегает реконструкции гласных, скелет согласного ḏḥwty будет переведен как «Джехути», и бог иногда встречается под этим именем. Однако более распространена греческая форма «Тот».

По словам Теодора Хопфнера, [ 10 ] Египетское имя Тота, написанное как ḏḥwty, произошло от ḏḥw , которое считается старейшим известным именем ибиса , обычно записываемого как hbj . Добавление -ty означает, что он обладал качествами ибиса. [ 11 ] Следовательно, согласно этой интерпретации, имя Тота будет означать «Тот, кто подобен ибису».

Другие формы имени ḏḥwty, использующие более старые транскрипции, включают Джехути, Джехути, Тахути, Техути, Зехути, Течу или Тету . множественные титулы Тота, подобные титулу фараонов Также известны , в том числе А , Шепс , Владыка Хеменну , Астен , Хенти , Мехи , Хаб и Аан . [ 12 ]

Кроме того, Тот также был известен по определенным аспектам себя, например, бог Луны Иах -Джехути ( j3ḥ-ḏḥw.ty) , [ 13 ] представляющий Луну в течение всего месяца. [ 14 ] [ 15 ] Греки связывали Тота со своим богом Гермесом из-за его схожих атрибутов и функций. [ 16 ] Один из титулов Тота, «Трижды великий», был переведен на греческий τρισμέγιστος ( трисмегистос ), получив Гермеса Трисмегиста . [ 17 ] [ 18 ]

Изображения

[ редактировать ]
Рельеф в храме Сети I (Абидос) Тота, передающий анк фараону Сети I.

Тота изображали по-разному, в зависимости от эпохи и того аспекта, который хотел передать художник. Обычно его изображают в человеческом обличии с головой зеленого ибиса . [ 19 ] В этой форме его можно изобразить как счетчика времен и сезонов в головном уборе в виде лунного диска, сидящего на вершине полумесяца, покоящегося на его голове. Когда он изображался в форме Шу или Анхера, он изображался носящим головной убор соответствующего бога. Иногда его также видели в искусстве носящим корону Атефа или двойную корону Верхнего и Нижнего Египта . [ 11 ] Когда он не изображен в этой обычной форме, он иногда принимает непосредственно форму ибиса. [ 19 ]

с собачьей мордой Он также появляется как павиан или человек с головой павиана, когда он Аан, бог равновесия . [ 20 ] В образе А'ах-Джехути он принял более человеческий облик. [ 21 ] Все эти формы символичны и являются метафорами атрибутов Тота. Тота часто изображают держащим анк , египетский символ жизни.

Тот изображен с книгой и стилусом и лунной короной .

Атрибуты

[ редактировать ]
Тот изображен с лунным диском на голове в ( KV9 ) Гробнице Рамсеса V.

Ролей Тота в египетской мифологии было много. Он служил писцом богов, [ 22 ] приписывают изобретение письменности и египетских иероглифов . [ 23 ] В подземном мире Дуат он появился в образе обезьяны Аани , бога равновесия, сообщившего, когда весы, взвешивающие сердце умершего против пера, олицетворяющего принцип Маат, были совершенно ровными. [ 24 ]

Древние египтяне считали Тота Единым, саморожденным и самопроизвольным. [ 19 ] Он был мастером как физического, так и морального (то есть божественного ) закона. [ 19 ] правильное использование Маат. [ 25 ] Ему приписывают расчеты по созданию неба, звезд, Земли, [ 26 ] и все в них. [ 25 ]

Египтяне считали его автором всех произведений науки, религии, философии и магии. [ 27 ] Греки также объявили его изобретателем астрономии , астрологии , науки о числах , математики , геометрии , геодезии , медицины , ботаники , теологии , цивилизованного управления, алфавита, чтения, письма и ораторского искусства . Они также утверждали, что он был истинным автором всех работ во всех отраслях знания, человеческого и божественного. [ 23 ]

Мифология

[ редактировать ]

Египетская мифология приписывает Тоту создание 365-дневного календаря. Первоначально, согласно мифу, год длился всего 360 дней и Нут в эти дни была бесплодна и не могла родить детей. Тот поставил на Луну 1/72 ее света (360/72 = 5), или 5 дней, и выиграл. За эти 5 дней Нут и Геб родили Осириса , Сета , Исиду и Нефтиду . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

В центральном мифе об Осирисе Тот дает Исиде слова, чтобы вернуть ее мужа, позволяя паре зачать Гора . После битвы между Гором и Сетом Тот дает совет и дает мудрость.

Фрагмент папируса Хунефера ( ок. 1275 с головой шакала, г. до н.э.) изображает Анубиса взвешивающего сердце против пера истины на весах Маат , в то время как Тот с головой ибиса записывает результат. Наличие сердца, равного весу пера, позволяет перейти в загробную жизнь, тогда как дисбаланс приводит к трапезе Аммиту , химере крокодила, льва и бегемота.

Тот был богом Луны. Луна не только дает свет ночью, позволяя измерять время без Солнца, но ее фазы и положение придавали ей большое значение в ранней астрологии/астрономии. Воспринимаемые циклы Луны также организовали большую часть ритуалов и событий египетского общества, как гражданских, так и религиозных. Следовательно, Тот постепенно стал рассматриваться как бог мудрости , магии , а также измерения и регулирования событий и времени. [ 31 ] Таким образом, о нем говорили, что он был секретарем и советником бога Солнца Ра и вместе с Маат (истина/порядок) стоял рядом с Ра в ночном путешествии по небу.

Древние египтяне считали Тота изобретателем письменности ( иероглифов ). [ 32 ] а также считался писцом подземного мира. По этой причине древнеегипетские писцы повсеместно поклонялись Тоту. Многие писцы имели в своем «кабинете» картину или изображение Тота. Точно так же одним из символов писцов был ибис.

В искусстве Тот обычно изображался с головой ибиса, возможно, потому, что египтяне видели в изгибе клюва ибиса символ серпа луны. [ 33 ] Иногда его изображали в виде бабуина, держащего полумесяц.

Поклонник перед двумя ибисами Тота. (начало XIX династии )

В Поздний период Древнего Египта культ Тота приобрел известность благодаря тому, что его главный центр, Хмун ( Гермополис Великий ), также стал столицей. Миллионы мертвых ибисов были мумифицированы и похоронены в его честь. [ 34 ]

Тот фигурировал во многих сказаниях как мудрый советчик и убеждающий, а его связь с обучением и измерением привела к тому, что он был связан с Сешат , более ранним обожествлением мудрости, которое, как говорили, было его дочерью или, попеременно, женой. Качества Тота также привели к тому, что греки отождествляли его с ближайшим к ним богом Гермесом, с которым Тот в конечном итоге был объединен как Гермес Трисмегист . [ 18 ] что привело к тому, что греки назвали культовый центр Тота Гермополем, что означает город Гермеса .

В папирусе Ани, копии египетской Книги Мертвых, писец провозглашает: «Я — твоя палитра для письма , о Тот, и я принес тебе твою чернильницу. Я не из тех, кто творит беззаконие в своих тайных местах; пусть не случится со мной зла». [ 35 ] Табличка XXIX. Глава CLXXV (Бадж) Книги Мертвых — старейшая традиция, которая, как говорят, является работой самого Тота. [ 36 ]

Был также египетский фараон шестнадцатой династии по имени Джехути (Тот) в его честь, который правил три года.

Современное впечатление от цилиндрической печати Ахеменидов из Ирана , с изображением царя, держащего в страхе двух львиных грифонов , и египетскими иероглифами, гласящими: «Тот - защита надо мной». ( ок. 6–5 вв. до н. э.). [ 37 ]

Платон упоминает Тота (как Θεὺθ, «Тевт»). [ 38 ] в своем диалоге «Федр» . Он использует миф о Тоте, чтобы продемонстрировать, что письмо приводит к лени и забывчивости. В этой истории Тот замечает египетскому царю Тамусу , что письмо — прекрасная замена памяти. Тамус отмечает, что это средство для напоминания, а не для запоминания, с видимостью, но не с реальностью мудрости. Будущие поколения услышат многое, не будучи должным образом обученными, и будут казаться мудрыми, но на самом деле это не так. [ 39 ]

Артапан Александрийский , египетский еврей, живший в третьем или втором веке до нашей эры, эвгемеризировал Тота-Гермеса как исторического человека и утверждал, что он был тем же человеком, что и Моисей , основываясь, прежде всего, на их общих ролях как авторов текстов и создателей законов. . Биография Моисея, составленная Артапаном, объединяет традиции о Моисее и Тоте и изобретает множество деталей. [ 40 ] Многие более поздние авторы, от поздней античности до эпохи Возрождения , либо отождествляли Гермеса Трисмегиста с Моисеем, либо считали их современниками, излагавшими аналогичные верования. [ 41 ]

Археология

[ редактировать ]

Министр туризма и древностей Египта сообщил об обнаружении коллективных могил высокопоставленных чиновников и высшего духовенства бога Тота в Туна-эль-Гебель в Минье в январе 2020 года. Археологическая миссия, возглавляемая Мостафой Вазири, сообщила, что обнаружено 20 саркофагов и гробов различной формы. Их командой были раскопаны пять человекообразных саркофагов, сделанных из известняка и украшенных иероглифическими текстами, а также 16 гробниц и пять хорошо сохранившихся деревянных гробов. [ 42 ] [ 43 ]

Современные культурные отсылки

[ редактировать ]

Тот считался богом мудрости и использовался в современной литературе, особенно с начала 20 века, когда древнеегипетские идеи были довольно популярны.

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. В редких случаях также считается его супругой.
  1. ^ Иероглифы проверены, частично, в Budge, The Gods of the Egypts , Vol. 1, с. 402, а также Коллиер и Мэнли, с. 161
  2. ^ Эрик Х. Клайн, Дэвид О'Коннор (5 января 2006 г.), Тутмос III: Новая биография , University of Michigan Press, стр. 127
  3. ^ Вернер, Мирослав (2013). Храм мира: святилища, культы и тайны Древнего Египта . Американский университет в Каире Press. п. 149. ИСБН  978-977-416-563-4 .
  4. ^ «Уничтожение египетских памятников» . Живой возраст Литтелла - через Wikisource .
  5. ^ Бадж, Боги Египта , Том. 1, с. 400
  6. ^ Бадж, Боги Египта , Том. 1, с. 405
  7. ^ Бадж, Боги египтян , с. 403
  8. ^ Аллен, Джеймс П. (11 июля 2013 г.). Древнеегипетский язык: историческое исследование . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781107032460 .
  9. ^ Аллен, Джеймс П. (11 июля 2013 г.). Древнеегипетский язык: историческое исследование . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781107032460 .
  10. ^ Хопфнер, Теодор, р. 1886. Культ животных у древних египтян согласно греко-римским отчетам и наиболее важным памятникам. Вена, по заказу А. Холдера, 1913 г. Звонок №= 060 ВПД т.57.
  11. ^ Jump up to: а б (Бадж Боги египтян , том 1, стр. 402)
  12. ^ (Бадж Боги египтян , том 1, стр. 402–403)
  13. ^ Также транслитерируется «Аа Те-Хути» или «Аа-Техути».
  14. ^ (Бадж Боги египтян , том 1, стр. 412–413)
  15. ^ Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (4 июля 2013 г.). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. п. 3. ISBN  978-1-135-96397-2 . Аах Те-Хути Аах-Техути [...] (Египет): Проявление Тота, этого лунного бога, представлено головой ибиса, увенчанной полумесяцем и диском.
  16. ^ (Бадж Боги египтян, стр. 402)
  17. ^ (Бадж Боги египтян , том 1, стр. 415)
  18. ^ Jump up to: а б Обзор литературных и археологических свидетельств происхождения Гермеса Трисмегиста в греческом Гермесе и египетском Тоте можно найти в Bull, Christian H. 2018. Традиция Гермеса Трисмегиста: египетский жрец как учитель эллинизированной мудрости . Лейден: Брилл, стр. 33–96.
  19. ^ Jump up to: а б с д (Бадж Боги египтян, том 1, стр. 401)
  20. ^ (Бадж Боги египтян , том 1, стр. 403)
  21. ^ (Табличка Баджа «Боги египтян» , том 1, между стр. 408–409)
  22. ^ (Бадж Боги египтян , том 1, стр. 408)
  23. ^ Jump up to: а б (Бадж Боги египтян , том 1, стр. 414)
  24. ^ (Бадж Боги египтян , том 1, стр. 403)
  25. ^ Jump up to: а б (Бадж Боги египтян , том 1, стр. 407)
  26. ^ (Бадж Боги египтян , том 1, стр. 401)
  27. ^ (Зал «Герметический брак» , стр. 224)
  28. ^ Харт, Джордж (15 августа 1990 г.). Египетские мифы . Издательство Техасского университета. стр. 40−41. ISBN  0-292-72076-9 .
  29. ^ Харт, Джордж (15 августа 1990 г.). Словарь египетских богов и богинь . Издательство Техасского университета. стр. 144−145. ISBN  9780292720763 .
  30. ^ Плутарх. Исида и Осирис . Леб Классика. стр. LCL 306: 30–31.
  31. ^ Ассманн, Ян, Поиски Бога в Древнем Египте , 2001, стр. 80–81.
  32. ^ Литтлтон, К. Скотт (2002). Мифология. Иллюстрированная антология мировых мифов и сказок . Лондон: Издательство Дункана Бэрда. стр. 24 . ISBN  9781903296370 .
  33. ^ Уилкинсон, Ричард Х., Полное собрание богов и богинь Древнего Египта , 2003, стр. 217
  34. ^ Васеф, Салли; Субраманиан, Санкар; О'Рорк, Ричард; Хюйнен, Леон; Эль-Маргани, Самия; Кертис, Кейтлин; Попинга, Алекс; Холланд, Барбара; Икрам, Салима; Миллар, Крейг; Виллерслев, Эске; Ламберт, Дэвид (2019). «Митогеномное разнообразие мумий священного ибиса проливает свет на ранние египетские практики» . ПЛОС ОДИН . 14 (11): e0223964. Бибкод : 2019PLoSO..1423964W . дои : 10.1371/journal.pone.0223964 . ПМЦ   6853290 . ПМИД   31721774 .
  35. ^ Книга мертвых Э.А. Уоллиса Баджа , 1895, Грамерси, 1999, с. 562, ISBN   0-517-12283-9
  36. ^ Книга мертвых Э.А. Уоллиса Баджа , 1895, Грамерси, 1999, с. 282, ISBN   0-517-12283-9
  37. ^ «Музейный предмет, инвентарный номер: 36.106.2» . www.metmuseum.org . Метрополитен-музей.
  38. ^ «Платон, Федр, стр. 274» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 18 июня 2024 г.
  39. ^ Диалоги Платона , перевод Бенджамина Джоветта (1892), том. 2, с. 153
  40. ^ Массис, Джеральд (1982), «Иудейская интерпретация Тота-Гермеса», у ван Восса, Хеермы и др. (ред.) Исследования египетской религии, посвященные профессору Яну Занди , стр. 91, 97, 99–100
  41. ^ Массис (1982), стр. 118–120
  42. ^ «На фотографиях: обнаружены общие гробницы первосвященников Верхний Египет – Древний Египет – Наследие» . Ахрам Онлайн . Проверено 28 июня 2020 г.
  43. ^ «Гробницы первосвященников обнаружены в Верхнем Египте - журнал археологии» . www.archaeology.org . Проверено 28 июня 2020 г.
  44. ^ Стедман, Джон Л. (1 сентября 2015 г.). Лавкрафт и традиция черной магии: влияние мастера ужасов на современный оккультизм . Книги Вайзера. ISBN  9781633410008 .
  45. ^ Ли, Бенджамин (13 ноября 2015 г.). « Плакаты «Боги Египта» вызывают гнев из-за «отбеленных» актеров» . Хранитель . Лондон . Проверено 1 января 2017 г.
  46. ^ Саван, Амер (14 июня 2021 г.). «God of War: Кратос сталкивается лицом к лицу с совершенно новым пантеоном» . CBR.com . Проверено 17 июня 2021 г.
  47. ^ «Малые боги: Египетские» . Путеводитель по Age of Mythology Wiki . ИГН. 27 марта 2012 года . Проверено 30 ноября 2023 г.
  48. ^ Age of Mythology (руководство к игре). Microsoft Game Studios. 2002 г. - через Интернет-архив.
  49. ^ «Боги» . Поразить . Проверено 1 октября 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Блекер, Клаас Йоуко. 1973. Хатор и Тот: две ключевые фигуры древнеегипетской религии . Исследования по истории религий 26. Лейден: Э. Дж. Брилл.
  • Бойлан, Патрик. 1922. Тот, Гермес Египта: исследование некоторых аспектов богословской мысли в Древнем Египте . Лондон: Издательство Оксфордского университета . (Перепечатано в Чикаго: Ares Publishers Inc., 1979).
  • Бадж, Э. А. Уоллис. Египетская религия . Издательство Кессинджер, 1900.
  • Бадж, Э. А. Уоллис. Боги египтян, том 1 из 2. Нью-Йорк: Dover Publications, 1969 (оригинал 1904 года).
  • Ярослав Черный . 1948. «Тот как создатель языков». Журнал египетской археологии 34: 121–122.
  • Коллиер, Марк и Мэнли, Билл. Как читать египетские иероглифы : исправленное издание . Беркли: Калифорнийский университет Press , 1998.
  • Фауден, Гарт. 1986. Египетский Гермес: исторический подход к позднему разуму . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . (Перепечатано в Принстоне: Издательство Принстонского университета, 1993). ISBN   0-691-02498-7 .
  • Книга Тота , Алистер Кроули. (200 подписанных экземпляров, 1944 г.) Переиздано Samuel Wiser, Inc., 1969 г., первое издание в мягкой обложке, 1974 г. (в сопровождении Колоды Таро Тота Алистера Кроули и леди Фред Харрис)
[ редактировать ]
  • Стадлер, Мартин (2012). «Тот» . В Дилемане, Жакко; Вендрих, Виллеке (ред.). Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Департамент ближневосточных языков и культур Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1841978fdf97eeef30d9e392b7f3ea76__1721688120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/76/1841978fdf97eeef30d9e392b7f3ea76.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thoth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)