Sikorsky MH-53
HH-53 "Super Jolly Green Giant" MH-53 Pave Low | |
---|---|
![]() MH-53 Pave Low из 20-й эскадрилья специальных операций в Херлбурт-Филд , штат Флорида, Флорида | |
Общая информация | |
Тип | с тяжелым подъемом Вертолет |
Производитель | Сикорский самолет |
Статус | Ушедший на пенсию [ 1 ] |
Основной пользователь | ВВС США |
Номер построен | 72 [ 2 ] |
История | |
Производится | 1967–1970 |
Дата введения | 1968 |
Первый полет | 15 марта 1967 года |
Ушедший на пенсию | 30 сентября 2008 г. |
Разработан из | Sikorsky CH-53 морской жереблет |
Sikorsky MH-53 Pave Low на дальние дальности Series представляет собой отставные специальные операции и боевой поиск и спасение (CSAR) ВВС для США . Серия была обновлена с HH-53B/C, вариантов морского жеребца Sikorsky CH-53 . Первоначально был разработан HH -53 "Super Jolly Green Giant", чтобы заменить HH-3E "Jolly Green Giant" . Флот ВВС США MH-53J/M был вышел на пенсию в сентябре 2008 года. [ 1 ]
Дизайн и разработка
[ редактировать ]Военно-воздушные силы США заказали 72 варианты HH-53B и HH-53C для поисковых и спасательных подразделений во время войны во Вьетнаме , а затем разработали низкую версию MH-53J Pave для миссий специальных операций.
Миссия Pave Low была низкоуровневым, долгосрочным, незамеченным проникновением в отрицательные районы, днем или ночью, в неблагоприятную погоду, для проникновения , экстрафильтрации и пополнения запасов сил специальных операций . Пейв минимумы часто работали в сочетании с MC-130H Combat Talon для навигации, коммуникаций и боевой поддержки, [ 3 ] и с боевой тенью MC-130P для заправки в полете. [ 4 ] [ 5 ]
Большой зеленый планер HH-53B принес ему прозвище « Супер-веселый зеленый гигант ». Это имя является ссылкой на меньший HH-3E «Jolly Green Giant» , растянутый вариант H-3 Sea King , используемый в войне во Вьетнаме для операций боевых поисков и спасений (CSAR).
HH-53B
[ редактировать ]Военно-воздушные силы США рассмотрели их Sikorsky S-61R/HH-3E «Jolly Green Giant» на больших расстояниях CSAR-вертолеты CSAR выгодно и интересовались более способными S-65/CH-53A. В 1966 году ВВС США заключили контракт на Сикорский на разработку варианта CSAR CH-53A. [ 6 ]

HH -53B , как это было назначено, показано:
- Выдвижной зонд заправки в полете на правой стороне носа
- Сброшенные внешние резервуары в форме шпинделя с емкостью 650 галлонов США (2461 л), приспособленные спонсовым к
- Спасательный подъем над правой пассажирской дверью, способный развернуть лесного петрита на 250 футов (76 м) стального кабеля
- Вооружение трех, установленных на писточке, Generation Electric Gau-2 /A 7,62 мм (0,308 дюйма) шестигранных пулеметов гатлинга , по одному в переднем люке на каждой стороне фюзеляжа и одним установленным на хвостовой рампе, с Стрелок закреплен с ремнем
- В общей сложности 1200 фунтов (540 кг) брони
- Допплеровский навигационный радар в прямом животе
Ранние HH-53BS имели турбодафты T64-GE-3 с 3 080 лошадиными силами вала (2297 кВт) каждый, но эти двигатели были позже обновлены до T64-GE-7 с турбоссафтами с 3925 лошадиными силами вала (2927 кВт). Пять экипажей были стандартными, в том числе пилот, копилот, начальник экипажа и два парарескумена . [ 6 ]
HH-53c
[ редактировать ]
ВВС HH-53B был по существу временным типом, причем производство быстро переходило к скромно улучшенному варианту CSAR HH-53C . Наиболее видимой разницей между HH-53B и HH-53C было то, что HH-53C отдается с помощью напорных стойков с топливным таком. Опыт работы с HH-53B показал, что оригинальный резервуар был слишком большим, отрицательно влияет на производительность, когда они были полностью подпитываны, и поэтому на его месте был принят меньший 450 американских галлонов (1703 л). Другие изменения включали в себя больше броней и более полный набор радиоприемников для улучшения связи с танкерами C-130, атакующими самолетами, поддерживающими действия CSAR, и экипажами, ожидающими спасения на земле. В остальном HH-53C был очень похож на HH-53B, с более мощными двигателями T64-GE-7. [ 6 ]

В общей сложности было построено 44 HH-53C с введением в службу в августе 1968 года. В конце войны во Вьетнаме они были оснащены стручками для контрмеров для борьбы с ракетами для поиска тепла. Как и в случае с HH-53B, HH-53C также использовался для скрытых операций и капсул повторного входа, а также заканчивая разведывательные беспилотники. Некоторые были назначены для поддержки космической программы Аполлона, стоящей перед тем, чтобы восстановить Аполлона капсулу в случае прерывания запуска, хотя такая авария никогда не произошла. [ 6 ]
В дополнение к HH-53Cs ВВС получили 20 вертолетов CH-53C для более общих транспортных работ. CH-53C, по-видимому, был очень похож на HH-53C, даже сохраняя спасательный подъем, наиболее заметным отличием является то, что CH-53C не имел заправки в полете. Поскольку CH-53C использовались для скрытых операций, они были вооружены и бронированы, как HH-53C. [ 6 ] Большое количество супер-холлей было преобразовано в вертолеты с низким содержанием специальных операций. [ 6 ] Pave или Pave - это название кода ВВС для ряда систем оружия с использованием Advanced Electronics.
HH/MH-53H
[ редактировать ]

Супер -холли ВВС США были по существу дневной / полезные машины, а сбитый экипаж часто попал в беду ночью или в плохую погоду. Ограниченная система датчиков ночи / грязной погоды, обозначенная «Pave Low I», основанная на телевизионном (LLLTV), была развернута в Юго-Восточной Азии в 1969 году и оценивалась на супер-веселая, но надежность не была достаточной. [ 6 ]
В 1975 году HH-53B был оснащен значительно улучшенной системой «Pave Low II» и перепроектированной YHH-53H. Это упражнение оказалось гораздо более удовлетворительным, и, таким образом, восемь HH-53C получили еще один улучшенный системный подход и переименованный HH-53H Pave Low III , причем YHH-53H также повышен до этой спецификации. Все были доставлены в 1979 и 1980 годах. [ 6 ]
HH-53H сохранил заправочный зонд в полете, внешние топливные баки, спасательный подъем и вооружение с тремя пучками HH-53C; Вооружение, как правило, было минигуном с каждой стороны, и в хвосте подручнин. Улучшения, представленные HH-53H, включены:
- Texas Instruments AN/AAQ-10 Прямой инфракрасный (FLIR) Imager.
- Texas Instruments AN/APQ-158 RADAR, последовавший за радаром (TFR), который представлял собой оцифрованную версию радара, используемого A-7. Он был дополнительно изменен, чтобы иметь возможность одновременно предоставлять избегание местности и местность после команд (первый самолет, способный к этой уникальной функции). [ Цитация необходима ]
- Канадская навигационная система Marconi Doppler-Radar.
- Litton или Honeywell инерционная система наведения (INS).
- Компьютеризированный дисплей с движущейся картой. [ 6 ]
- Приемник-радар (RWR) и диспенсеры на травмах.
FLIR и TFR были установлены на отличительном «подбородке». HH-53H может быть оснащен 27 местами для войск или 14 пометов. Обновления были выполнены военно-морским флотом в Pensacola, что отражает тот факт, что военно-морской флот занимался высоким уровнем технического обслуживания в S-65S ВВС. В 1986 году выжившим HH-53HS получили обновление в рамках программы «Постоянная зеленая» , в которой участвовали дополнительные улучшения, такие как кабина с сине-зеленым освещением, совместимым с очками ночного видения (NVGS). Затем они были реклассифицированы как машины «специальные операции» и, соответственно, давали новое обозначение MH-53H . [ 6 ]

HH-53H проявил себя, и военно-воздушные силы решили заказать больше, придумав Pave Low III Configururational MH-53J Pave Low III . Общая конфигурация MH-53J аналогична конфигурации HH-53J, основным изменением является подгонка Twin T64-GE-415 турбоссафтов с 4380 SHP (3265 кВт) каждый, а также больше брони, давая общую доспеха Вес 1000 фунтов (450 кг). Были также некоторые обновления авионики, в том числе приспособление для современной глобальной системы позиционирования (GPS) приемник навигации. В общей сложности 31 HH-53B, HH-53CS и CH-53C были обновлены до конфигурации MH-53J с 1986 по 1990 год, при этом все MH-53HS также обеспечивали в общей сложности 41 MH-53J. [ 6 ]
MH-53J/M.
[ редактировать ]
Вертолет MH-53J Pave Low III был крупнейшим, наиболее мощным и технологически передовым транспортным вертолетом в инвентаре ВВС США . Радар подходящие для местности и уклонение от местности , , инфракрасный датчик, инерциальная навигационная система с инерциальной навигацией с глобальной системой позиционирования, наряду с спроецированным дисплеем карты позволяет экипажу следовать контурам местности и избежать препятствий, что делает возможным проникновение низкого уровня.
В рамках программы Pave Low III ВВС изменили девять MH-53HS и 32 HH-53 для ночных и неблагоприятных погодных операций. Модификации включали инфракрасную инфракрасную, инерционную навигационную систему/AAQ-18, систему глобального позиционирования, доплеровские навигационные системы, APQ-158, проводящий и предотвращаемый радиора Чтобы обеспечить точную навигацию по целевым областям и обратно. ВВС назначили эти модифицированные версии как MH-53J.
Основная миссия MH-53J состояла в том, чтобы сбросить, снабжать и забрать силы специальных операций за вражескими линиями. Это также может участвовать в боевых поисках и спасательных миссиях. Проникновение низкого уровня стало возможным благодаря современной местности после радара, а также инфракрасными датчиками, которые позволяют вертолету работать в плохую погоду. Он был оснащен брони. Он может перевозить 38 войск за раз и сбрасывать до 20 000 фунтов (9 000 кг) груза с его внешним крючком. Он был способен к максимальной скорости 165 миль в час (266 км/ч) и имел потолок 16 000 футов (4900 м).

MH -53M Pave Low IV был изменен из конфигурации MH-53J с добавлением интерактивной защитной системы авионики/многоцелевой тактической терминала или IDAS/MATT. Система расширила защитные возможности Pave Low. Он обеспечил мгновенный доступ к общей ситуации на поле битвы, почти через электронный порядок битвы в реальном времени. Он также обеспечил новый уровень предотвращения обнаружения с в реальном времени трансляцией угроз за пределами горизона , чтобы экипажи могли избежать и победить угрозы, а также переизбить в пути, если это необходимо.
Оперативная история
[ редактировать ]
В ожидании доставки HH-53BS ВВС получили два морских CH-53AS для оценки и обучения. Первый из восьми HH-53B выполнил свой первоначальный рейс 15 марта 1967 года, и этот тип выполнял миссии CSAR с Службой спасения и восстановления ВВС США в Юго-Восточной Азии к концу года. Военно-воздушные силы назвали HH-53B «супер-веселым». Он использовался для CSAR, скрытых боевых операций и «захватывающих» капсул повторного входа разведки спутников со . [ 6 ]
, в том числе тот, который был сбит северным вьетнамским миг-21 Военно-воздушные силы потеряли 17 супер-холлей во время конфликта Юго-Восточной Азии, с 14 январями 1970 года 14 января 1970 года . , и трое проиграли в результате несчастных случаев [ 6 ] Super Jollies попали в заголовки заголовков в ноябре 1970 года в неудачном рейде в Северный Вьетнам, чтобы спасти военнопленных военнопленных в тюремном лагере Сына Тай , а также в операции по спасению экипажа грузового федерального SS Mayagüez от камбоджийских кхмерских борцов в Май 1975 г.

HH-53B, HH-53C и CH-53C остались в службе ВВС в конце 1980-х годов. Super Jollies, работающие на переднем обслуживании, были окрашены в различные цветовые схемы камуфляж, в то время как в сфере спасения в США были окрашены в общую серую схему с желтой задней полосой. [ 6 ]
Первые девять HH-53H Pave Lows стали эксплуатационными 1 июля 1980 года и были переведены из военного командования по воздушным выстрелу , где они должны были быть активами CSAR, в 1-е крыло специальных операций после операции «Операция Eagle Claw Claw ». В 1984 году два из HH-53HS были потеряны в результате обучающих аварий, и поэтому два CH-53C были подняты до стандарта HH-53H в качестве замены. [ 6 ]
Пять MH-53JS 20-й эскадрильи специальных операций, развернутых в Панаме в рамках операции Just Cause в декабре 1989 года. Во время операции MH-53JS провели миссии, включая разведку, вставку небольших команд, Medivac, логистику и пожарную поддержку. Радар для местности MH-53 и уклонение от местности, наряду с GPS, позволил вертолетам достичь целей, которые другие вертолеты не могли; В одном случае MH-53 использовал свою возможность точной навигации, чтобы привести команду Seal на вертолетах MH-6 Little Bird к их отдаленной цели. 20 -я команды SOS во время операции пролетели 193 вылета, на общую сумму 406,1 часа времени полета. [ 7 ]
Последняя миссия MH-53 Pave Low была 27 сентября 2008 года, когда оставшиеся шесть вертолетов прилетели в поддержку сил специальных операций в Юго-Западной Азии. Эти MH-53 мс были вскоре после этого и заменили на V-22 Osprey . [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ]
Варианты и программы модификации/обновления
[ редактировать ]
- TH-53A -Тренировочная версия, используемая ВВС США (ВВС США)
- HH-53B - тип CH-53A для поиска и спасения ВВС США (SAR). Все вертолеты, модифицированные экспериментальной системой восстановления с ограниченной ночью (LNRS). [ 10 ] Некоторые модифицированы, чтобы Pave Imp lnrs Standard. [ 11 ] Один серийный номер HH-53B 66-14433 преобразован в Pave Low I Test Bed на базе ВВС Edwards в 1972 году. [ 12 ] HH-53B 66-14433 Следовательно, стал черным рыцарем YHH-53H. [ 13 ]
- Pave Star - Программа, разработанная для устранения недостатков LNRS и обеспечения улучшенной ночной инфильтрационной и спасательной способности. Отменено из -за многочисленных технических проблем и перерасходов затрат [ 14 ] [ 15 ]
- Pave IMP - LNRS, разработанные командой ВВС ВВС. Заменил Pave Star. Некоторые HH-53B и C преобразованы. Используется в действии во время войны во Вьетнаме [ 16 ] [ 17 ]
- CH-53C -версия с тяжелым подъемом для ВВС США, 22 встроена
- HH-53C- «Супер-веселый зеленый гигант», улучшил HH-53B для ВВС США. Некоторые оснащены Pave Imp LNRS. [ 18 ]
- Pave Low I - программа, основанная на уроках, извлеченных от Pave Star, Pave IMP и LNRS. Программа тестирования подтверждения концепции с целью разработки настоящей ночи и всепогодной возможности для HH-53. Основное отличие от более ранних программ, сосредоточенных на оценке модифицированной местности Norden AN/APQ-141 после/радара предотвращения местности, а также связанных инструментов и модификаций существующих систем. [ 19 ]
- Pave Low II - программа, которая была направлена на устранение трех различных ограничений, выявленных в предыдущих программах; неспособность избежать местности и воздействия враждебных радаров/датчиков, направленных на угрозы на низком уровне; Недостаточная точность в навигационной системе для достижения области спасения на низком уровне; и неспособность точно найти выжившего (и) и удержать пари над его/ее позицией. [ 20 ]
- Pave Low III -последующая программа, чтобы проложить Low II, но с помощью системы LNRS-Vintage Low Level Light Television (LLLTV) заменена более способной инфракрасной (FLIR) датчиком AN/AAQ-10 (FLIR), а также установкой AAQ-10 из ландшафта AN/APQ-158 после радара по предотвращению местности и инерционной навигационной системы. Другие дополнения оборудования включали в себя Central Avionics Computer и прогнозируемая система дисплея карты [ 21 ] [ 22 ]

- YHH-53H Black Knight -HH-53B 66-14433 Тестовый стен для систем Pave Low II и Pave Low III. Стал прототипом Pave Low III. Позже выступил в Pave Low III. Стандарт производства. [ 23 ]
- HH-53H -Стандарт производства Pave Low III вариант. Восемь HH-53CS, два CH-53C и черный рыцарь YHH-53H были обновлены до этого стандарта на военно-морском воздушном заводе на военно-морской авиационной станции (NAS) Pensacola, штат Флорида. [ 24 ]
- MH-53H -переосмысление HH-53H, чтобы подчеркнуть дополнительную роль специальных операций в сочетании с его первоначальной ролью SAR.
- MH-53J- "Pave Low IIIE (E для усиленного)" модернизировано MH-53H. Улучшенный вариант с интегрированной цифровой авионикой, обновленной передачей, более мощными двигателями и различными улучшенными системами и защитными системами. Остальные HH-53B и C-варианты преобразованы в этот стандарт.
- MH-53M- "Pave Low IV" модернизировано MH-53JS
Для других вариантов H-53 см. CH-53 морской жереблет , супер жеребец CH-53E и CH-53K Кинг-Жереб .
Оператор
[ редактировать ]Самолеты на дисплее
[ редактировать ]

- MH-53M Pave Low IV, серийный номер AF 68-10928, был вышел на пенсию 29 июля 2007 года и выставлен на выставку в Air Commando Park, Hurlburt Field , штат Флорида, 3 декабря 2007 года. Этот вертолет принял участие в майской Mayagüez спасенной операции India Устойчивый серьезный урон боевых действий двигателя, лопастей ротора и приборной панели. Самолет летал в бою во время войны в Афганистане и войне в Ираке за последние семь лет службы, выполнив свою последнюю боевую миссию в Ираке летом 2007 года. [ 26 ]
- MH-53M Pave Low IV, серийный номер 68-10357, был вышел на пенсию в марте 2008 года и выставлен на Национальном музее ВВС США в Райт-Паттерсон АФБ , штат Огайо, 8 июля 2008 года. Это MH-53. Элемент командования во время операции «Слоновая кот -побережья» , миссия по спасению американских военнопленных от сына Тей Северного Вьетнамского тюремного лагеря в 1970 году. [ 2 ]
- MH-53M Pave Low IV, серийный номер AF 70-1626, был вышел на пенсию 11 августа 2008 года и будет выставлен на выставку в Музее авиации , Робинс АФБ , Джорджия. [ 27 ]
- MH-53M Pave Low IV, серийный номер AF 68-8284, был вышел на пенсию 30 сентября 2008 года и прибыл на выставку холодной войны в Музее Королевских ВВС, RAF Cosford , Великобритания, 17 декабря 2008 года. [ 28 ]
- MH-53M Pave Low IV, серийный номер AF 73-1652, был вышел на пенсию 5 сентября 2008 года и выставлен на выставку в Музее вооружений ВВС рядом с Eglin AFB . Этот MH-53M был вовлечен в операции вскоре после резни в Джонстауне . [ 29 ]
- MH-53M Pave Low IV, серийный номер AF 73-1649. Он был на пенсии и предназначен для музея, когда он ошибочно оказался в «Бониарде» 309 -й группы по обслуживанию и регенерации 309 -го аэрокосмического обслуживания . Его последний преданный руководитель экипажа обнаружил его и «спас». Он выставлен в музее Pima Air & Space . [ 30 ] [ 31 ]
- MH-53M Pave Low IV, серийный номер 69-5785, выставлен в Maxwell AFB . Он был посвящен 8 июня 2009 года и находится в воздушном парке базы. [ 32 ]
- MH-53J Pave Low III, серийный номер AF 66-14433, выставлен в Kirtland AFB . Этот самолет был прототипом для конфигурации Pave Low III. Это был первый H-53, который достиг 10 000 часов полета. [ 33 ]
- MH-53M Pave Low IV, серийный номер AF 68-10369, был вышел на пенсию в сентябре 2008 года и в настоящее время демонстрируется в Музее аэрокосмической промышленности Hill . [ 34 ]
- MH-53M Pave Low IV, серийный номер AF 68-10357, выставлен в Cannon AFB, NM.
Спецификации (MH-53J)
[ редактировать ]

Данные из USAF MH-53J/M, [ 35 ] Международный каталог, [ 36 ] Векторсит [ 37 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 6 (два пилота, два пролетных инженера и два воздушных артиллеристов)
- Емкость: 37 войск (55 в альтернативной конфигурации)
- Длина: 88 футов (27 м)
- Высота: 25 футов (7,6 м)
- Пустой вес: 32 000 фунтов (14 515 кг)
- Максимальный вес взлета: 46 000 фунтов (20 865 кг) нормально
- 50 000 фунтов (23 000 кг) чрезвычайная ситуация
- Силовая установка: 2 × Electric Electric T64-GE-100 Двигатели турбоссафта , 4330 SHP (3230 кВт) каждый
- Главный диаметр ротора: 72 фута 0 дюймов (21,95 м)
Производительность
- Максимальная скорость: 170 кН (200 миль в час, 310 км/ч)
- Скорость круиза: 150 кН (170 миль в час, 280 км/ч)
- Диапазон: 600 нми (690 миль, 1100 км) может быть расширен с помощью заправки в полете
- Потолок обслуживания: 16 000 футов (4900 м)
Вооружение
- Оружие: * Любая комбинация из трех NATO минигунов M134 и/или 12,7 × 99 мм NATO (.50 BMG) M24 .
Примечательные выступления в СМИ
[ редактировать ]Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в «MH-53S Fly Final Combat Missions» . ВВС США, 1 октября 2008 года.
- ^ Jump up to: а беременный Бардуа, Роб. «Новая выставка вертолета MH-53M открывается в Национальном музее ВВС США», архивировал 2008-07-23 на The Wayback Machine . Национальный музей ВВС США, 8 июля 2008 года.
- ^ MC-130E/H Боевой талон I/II Информационный бюллетень , ВВС США.
- ^ MC-130p Боевой тень, информационный бюллетень , ВВС США.
- ^ MH-53J Page . Globalsecurity.org
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а "Vectorsite.net" . www1.vectorsite.net . Получено 9 февраля 2019 года .
- ^ Уиткомб, Даррел Д. (2012). На стальной лошади я езжу: история MH-53 Pave Low Helicopters в войне и мире (PDF) . Монтгомери, Алабама: Air University Press. С. 265–274. ISBN 978-1-58566-220-3 .
- ^ Whitcomb, DD (2012). На стальной лошади я езжу: история MH-53 Pave Low Helicopters в войне и в мире. Maxwell Air Base Base, AL: Air University Press, Научно -исследовательский институт ВВС.
- ^ «До свидания, паве низко, привет, оспа» . Военный.com . 8 октября 2008 г.
- ^ Проект Чеко Юго -Восточной Азии Отчет - Поиск и спасение ВВС США с ноября 1967 года по июнь 1969 года. Управление штаб -квартиры PACAF, Тактическая оценка Checo Division. 30 июля 1969 года
- ^ На стальной лошади я езжу - история MH -53 Pave Low Helicopters в войне и мире - Даррел Д. Уиткомб - Air University Press. Научно -исследовательский институт ВВС. Maxwell Air Base Base, Алабама 2012
- ^ Pave Low - Оценка местности после радиолокационной системы для вертолета HH -53. Технический отчет № 73-11 март 1973 года. Центр летных испытаний ВВС. Эдвардсская база ВВС, Калифорния, командование систем ВВС, ВВС США.
- ^ На стальной лошади я езжу - история MH -53 Pave Low Helicopters в войне и мире - Даррел Д. Уиткомб - Air University Press. Научно -исследовательский институт ВВС. Maxwell Air Base Base, Алабама 2012
- ^ На стальной лошади я езжу - история MH -53 Pave Low Helicopters в войне и мире - Даррел Д. Уиткомб - Air University Press. Научно -исследовательский институт ВВС. Maxwell Air Base Base, Алабама 2012
- ^ MH-53J/M PAVE LOW III/IV SYSTEM ENGINEERING SACESE, W. Albery Ph.D, Raymond L. Robb & Lt. Col. Lee Anderson (2010). Технологический институт ВВС. Центр системной инженерии ВВС
- ^ На стальной лошади я езжу - история MH -53 Pave Low Helicopters в войне и мире - Даррел Д. Уиткомб - Air University Press. Научно -исследовательский институт ВВС. Maxwell Air Base Base, Алабама 2012
- ^ MH-53J/M PAVE LOW III/IV SYSTEM ENGINEERING SACESE, W. Albery Ph.D, Raymond L. Robb & Lt. Col. Lee Anderson (2010). Технологический институт ВВС. Центр системной инженерии ВВС
- ^ MH-53J/M PAVE LOW III/IV SYSTEM ENGINEERING SACESE, W. Albery Ph.D, Raymond L. Robb & Lt. Col. Lee Anderson (2010). Технологический институт ВВС. Центр системной инженерии ВВС
- ^ Pave Low - Оценка местности после радиолокационной системы для вертолета HH -53. Технический отчет № 73-11 март 1973 года. Центр летных испытаний ВВС. Эдвардсская база ВВС, Калифорния, командование систем ВВС, ВВС США.
- ^ MH-53J/M PAVE LOW III/IV SYSTEM ENGINEERING SACESE, W. Albery Ph.D, Raymond L. Robb & Lt. Col. Lee Anderson (2010). Технологический институт ВВС. Центр системной инженерии ВВС
- ^ MH-53J/M PAVE LOW III/IV SYSTEM ENGINEERING SACESE, W. Albery Ph.D, Raymond L. Robb & Lt. Col. Lee Anderson (2010). Технологический институт ВВС. Центр системной инженерии ВВС
- ^ На стальной лошади я езжу - история MH -53 Pave Low Helicopters в войне и мире - Даррел Д. Уиткомб - Air University Press. Научно -исследовательский институт ВВС. Maxwell Air Base Base, Алабама 2012
- ^ MH-53J/M PAVE LOW III/IV SYSTEM ENGINEERING SACESE, W. Albery Ph.D, Raymond L. Robb & Lt. Col. Lee Anderson (2010). Технологический институт ВВС. Центр системной инженерии ВВС
- ^ MH-53J/M PAVE LOW III/IV SYSTEM ENGINEERING SACESE, W. Albery Ph.D, Raymond L. Robb & Lt. Col. Lee Anderson (2010). Технологический институт ВВС. Центр системной инженерии ВВС
- ^ "ВВС США" . helis.com . Получено 5 января 2013 года .
- ^ Hurlburt Field, MH-53 Pave Low Archived 2011-07-28 на машине Wayback , информационный бюллетень, извлеченный 24 марта 2012 г.
- ^ Пурсер, Бекки. «Знаменитый боевой поиск и спасательный вертолет находит новый дом на Робинсе» [ Постоянная мертвая ссылка ] . macon.com
- ^ Виллеттс, Ричард. «Отчет о доставке RAF Cosford MH-53, 17 декабря 2008 г.» Архивировано 17 июня 2009 года на машине Wayback
- ^ Getlin, Noel, Hurlburt MH-53, летает последняя миссия, где она выставлена в Музее вооружения ВВС 5 сентября 2008 г., Eglin Dispatch
- ^ "Pave Low IV" . www.pimaair.org . Архивировано с оригинала 9 октября 2016 года . Получено 9 февраля 2019 года .
- ^ « Восстановление веселого зеленого, новости базы ВВС Дэвис-Монтан » . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года.
- ^ Берквист, Карл. «Максвелл посвящает ветерана MH-53 воздушному парку» . Воздушный университет. Архивировано с оригинала 22 апреля 2014 года . Получено 22 апреля 2014 года .
- ^ Маккун, Кристофер (2 сентября 2010 г.). «Kirtland AFB MH -53J Pave Low - исторический пионер» . Получено 19 января 2017 года .
- ^ Хилл аэрокосмический музей (2021). «MH-53M Pave Low IV» . Aerospaceutah.org . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Получено 16 апреля 2021 года .
- ^ MH-53J/M PAVE Низкий информационный бюллетень . ВВС США, октябрь 2007 года.
- ^ Фроули, Джерард: Международный каталог военных самолетов , с. 152. Aerospace Publications Pty Ltd, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- ^ USAF Pave Low: HH-53H / MH-53H, MH-53J, MH-53M, TH-53A . Vectorsite.net, 1 апреля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Первоначальная версия этой статьи была основана на статье об общественном доступе от векторат Грега Гебеля .