Арабский социализм
Часть серии о |
Баасизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Социализм |
---|
![]() |
Арабский социализм ( араб . الإشتِراكيّة العربية , латинизированный : Аль-Иштиракия Аль-Арабия ) — политическая идеология, основанная на сочетании панарабизма и социализма . Арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире , которая предшествовала арабскому социализму на целых пятьдесят лет. Термин «арабский социализм» был придуман Мишелем Афлаком . [ 1 ] главный основатель баасизма и арабской социалистической партии Баас в Сирии , чтобы отличить свою версию социалистической идеологии от международного социалистического движения.
История
[ редактировать ]Исходное значение
[ редактировать ]Социализм был основным компонентом баасистской мысли и фигурировал в трехстороннем лозунге партии «единство, свобода , социализм». [ 2 ] Однако, используя термин «арабский социализм», Афлак не имел в виду интернационалистскую разновидность социализма; его концепция разрешила социализм с помощью арабского национализма . [ 2 ] Афлак считал, что классический международный социализм Европы девятнадцатого века не подходит арабскому миру на том основании, что западный социализм «был вынужден противостоять не только капитализму, но и национализму, который защищал капитализм, религии, которая его защищала, и против каждой концепции, призывающей к консерватизму и освящению прошлого». [ 3 ] В письменном заявлении от 1946 года Афлак написал: «Арабские националисты — социалисты», следовательно, «между националистами и социалистами не существует ни несовместимости, ни противоречия, ни войны». [ 2 ] По его мнению, социализм был подчинен проекту арабского единства и свободы, однако он действительно считал, что борьба за арабское освобождение и единство - это то же самое, что борьба за социализм, полагая, что это две стороны одной медали. [ 2 ] Целью арабской освободительной борьбы была борьба с империализмом , противодействие правящим классам и борьба за социальную справедливость . [ 2 ] Далее он отметил, что «социально-экономический вопрос является вопросом первостепенной важности в нашей жизни, но он напрямую связан с более широкой проблемой национализма» и «мы хотим, чтобы социализм служил нашему национализму». [ 4 ]
Социализм, предусмотренный в конституции партии 1947 года и в более поздних документах вплоть до создания Объединенной Арабской Республики , является умеренным и практически не проявляет признаков марксизма . [ 4 ] В конституции партии 1947 года говорится: «Социализм — это необходимость, исходящая из глубин арабского национализма… Социализм представляет собой идеальный социальный порядок [для] арабского народа ». [ 4 ] Партия Баас была основана в 1947 году как Арабская партия Баас. Она стала Арабской социалистической партией Баас в 1952 году, когда она объединилась с Арабской социалистической партией . [ 4 ] Позже, в 1950 году, Афлак определил социализм как «не самоцель, а, скорее, необходимое средство, гарантирующее обществу высший уровень производства с максимальным пределом сотрудничества и солидарности между гражданами... Арабское общество... нуждается в социальный порядок с более глубокими основаниями, более широкими горизонтами и более сильной реализацией, чем умеренный британский социализм». [ 5 ] Советский аналитик по вопросу движения Баас отметил: «Концепция социалистической структуры , [как она] появилась в статьях и выступлениях… [в] период зарождения нового движения [Баас] ... был лишь смутным очерком едва развитого идеологического негатива». [ 5 ]
Партийная конституция 1947 года призывала к «справедливому перераспределению богатства », государственной собственности на коммунальные услуги , природные ресурсы , крупную промышленность и транспорт , государственному контролю над внешней и внутренней торговлей , ограничению аграрных владений собственников до размера, который мог себе позволить владелец. культивирование, экономика под своего рода государственным контролем, участие рабочих в управлении и распределении прибыли , уважение наследства и права частной собственности . [ 5 ] В баасистских трудах 1940-х и 1950-х годов заметное место занимала обеспокоенность эксплуатацией одной группы граждан другой. [ 5 ] Партия запретила эксплуатацию в своей конституции. [ 5 ] Далее он призывал к уничтожению классов и классовых различий в будущем обществе. [ 5 ] В 1955 году Афлак определил социализм как «разделение ресурсов страны ее гражданами». [ 5 ]
Хотя Афлаку всегда было проще определять социализм как то, чем он не является, одно, в чем он и Салах ад-Дин аль-Битар были уверены, заключалось в том, что арабский социализм не был коммунистическим или каким-либо образом связан с коммунизмом. [ 5 ] Частично причиной этого стала поддержка Коммунистической партией Франции продления французского мандата в Сирии . [ 5 ] В публикации, опубликованной вскоре после принятия этого решения, Афлак написал: «Если меня попросят дать определение социализму, я не буду искать его в работах [Карла] Маркса и [Владимира] Ленина ». [ 6 ] Главным кардинальным различием между арабским социализмом и коммунизмом, по мнению Афлака и баасистов в целом, была кардинальная роль, отведенная национализму . [ 6 ] Поскольку все в баасистской мысли было каким-то образом связано с арабским национализмом, Афлак не смог преодолеть разрыв между национализмом и коммунистическим интернационализмом . [ 6 ] Однако он отметил Иосипа Броз Тито политику самоопределения во время правления Югославией . [ 5 ] Еще одно отличие заключалось в том, что Афлак не поддерживал коммунистическую идею о том, что классовая борьба была центральным элементом всей истории человечества, отдавая эту роль вместо этого национализму. [ 6 ] Арабский социализм отвергал коммунизм, считая его лживым, поскольку стремился связать «судьбу арабов с судьбой другого государства, а именно России». [ 3 ]
Радикализация термина
[ редактировать ]Однако в 1950-х годах стало очевидным изменение взглядов на социализм внутри партии Баас. [ 7 ] Джамаль аль-Атасси в письме, датированном 1956 годом, писал, что, хотя арабский социализм не был коммунизмом, партия могла бы поучиться на опыте социалистических стран тому, как построить социалистическое общество. [ 7 ] Примерно в это же время в баасистской литературе начали активно использоваться вдохновленные коммунистами термины, такие как «народные массы» и «народная организация», при этом в то же время больше, чем раньше, подчеркивалось классовый конфликт. [ 7 ] Он писал, что «социализм не сможет реализовать свои цели, если не начнет с [факта] разделения, различия и конфликта между структурами и классами общества». [ 7 ] Атасси завершил статью, призвав «угнетенные классы» рабочих, крестьян и «других борцов» присоединиться к усилиям по свержению угнетателей и созданию единого арабского общества. [ 7 ] Короче говоря, он призывал к революционной борьбе. [ 7 ] Хотя Афлак действительно верил в существование классового конфликта, он считал, что он подчинен национализму. [ 7 ]
Муниф ар-Раззаз , иорданский баасист, написал классическую баасистскую книгу «Почему сейчас социализм?» в 1957 году. [ 7 ] В нем он использует «совершенно отличный» подход к интерпретации значения социализма по сравнению с Афлаком. [ 7 ] Как он писал: «Социализм — это образ жизни, а не только экономический порядок. Он распространяется на все аспекты жизни — экономику , политику , обучение , образование , общественную жизнь, здоровье , мораль , литературу , науку , историю и другие». и великие, и малые». [ 7 ] В отличие от официальных партийных документов, в которых превыше всего подчеркивалось арабское единство, Раззаз пытался продемонстрировать взаимозависимую природу единства, свободы и социализма. [ 7 ] Он раскритиковал точку зрения о том, что социализм должен прийти после арабского единства, заявив, что «социализм, свобода и единство - это не разные названия для разных вещей... а разные аспекты одного основного закона, из которого они проистекают». [ 8 ] Далее он отметил: «Если я верю в человека и в его ценность, то я должен верить в единство, национализм, свободу и социализм, потому что каждый из них представляет собой грань фундаментальной ценности человека». [ 8 ] Раззаз завершил статью, заявив, что социализм был достигнут в той же степени, в какой «достигнуты свобода и единство». [ 8 ]
насеризм
[ редактировать ]
Арабский социализм в Египте уходит корнями в панарабизм, национализм, антиколониализм и исламскую мысль. Он сильно отличается от коммунизма и других форм западного социализма, которые в значительной степени ориентированы на материальные условия, тогда как арабский социализм также включает в себя религиозные идеалы. [ 9 ] Эти идеи можно найти в Коране , целью которого является распределение богатства и забота обо всех членах общества. [ 10 ] Социализм также был введен в начале девятнадцатого века французскими мыслителями, которые осознавали особенности египетской мысли по отношению к революционным движениям. [ 11 ]
Арабский социализм получил большое развитие благодаря влиянию Гамаля Абд эль-Насера , который дал определение арабского социализма. [ 12 ] Социализм Насера был основан на прагматическом и эмпирическом подходе, который в целом игнорировал теоретические рамки социализма, если он не имел под собой реальных условий, с которыми столкнулся Египет. [ 13 ] После успешного государственного переворота 1952 года , в результате которого король Фарук был бескровно свергнут, Насер руководствовался лишь шестью основными принципами: конец империализма , конец правления капитала, социальная справедливость (конец доминирования), создание сильная национальная армия, создание полностью работоспособной демократической системы и конец феодальной системы . [ 14 ] Руководствуясь этим, он также подчеркнул важность двойной революции , революции, которая должна быть политической и социальной. Политическая, необходимая для того, чтобы положить конец феодализму и коррумпированному правительству ; социальный, потому что он должен был положить конец угнетению между классами. [ 15 ] Конец угнетения означал не отмену классов, а классовую гармонию внутри государства. Он хотел создать условия, чтобы каждый имел равные возможности выполнять любую роль в обществе, для чего он инвестировал в образование и меры общественного здравоохранения. [ 16 ]
Социализм Насера преследовал ранее упомянутые цели, и он пытался достичь их посредством нейтрализма во внешней сфере и социалистических мер на национальном уровне. [ 17 ] Он не хотел участвовать в глобальном расколе между СССР и США в глобальной сфере, поскольку он хотел сделать национальные интересы Египта приоритетными посредством политики позитивного выравнивания. [ 18 ] За время своего мандата он провел несколько реформ, которые включали перераспределение земли путем отмены социализма, законы о рабочих, которые гарантировали их участие в комитетах, имевших прямой контакт с руководством. [ 19 ] Он стремился в конечном итоге перейти к форме прямой демократии , которую он считал необходимой для истинного социалистического государства и благополучия каждого человека.
Насер, приняв арабский социализм, фокусируется на включении религии в социализм , поскольку он воспринимает ее как часть социальной структуры Египта, являясь одной из ее основных составляющих. Поэтому он отвергает марксистский исторический материализм и исторический детерминизм , которые позволяют применить практический подход к его концепции истории. [ 20 ]
Внешний прием
[ редактировать ]На веб-сайте Арабской социалистической партии Баас есть запись от 1 января 2011 года, в которой говорится: «28 октября 2003 года, в присутствии товарища Аль-Ахмара и г-на Чинга, Арабская социалистическая партия Баас и Коммунистическая партия Китая согласилась подписать соглашение по итогам трехлетних переговоров, 2004/2005/2006. Обе стороны желают развивать и укреплять отношения дружбы и сотрудничества между ними. их двух партий и координировать свои усилия для воплощения общих целей на благо двух дружественных народов». [ 1 ]
С другой стороны, арабист Бернард Льюис заявил: «Кажется, никто не может сказать доброго слова об арабском социализме. Коммерческие, профессиональные элементы и элементы среднего класса выдвигают против него обычные жалобы, которые выдвигаются против социализма в западных странах . Левые Сторонники крылатого крыла с презрением отвергают арабский социализм как половинчатый и неэффективный компромисс, не имеющий достоинств ни социализма, ни капитализма». [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Африканский социализм
- Социализм с китайской спецификой
- Арабский национализм
- Арабский фашизм
- Баасизм
- Исламский социализм
- насеризм
- Панарабизм
- Третья международная теория
- марэнизм
- Титоизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Партия Баас» . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Девлин 1975 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Торри, Гордон Х.; Девлин, Джон Ф. (1965). «Арабский социализм» . Журнал международных отношений . 19 (1): 47–62. ISSN 0022-197X . JSTOR 24363337 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Девлин 1975 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Девлин 1975 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с д Девлин 1975 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Девлин 1975 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с Девлин 1975 , с. 37.
- ^ Могни Саид, Абдель (1972). Арабский социализм . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл. стр. 23–29.
- ^ А.Ханна, Самия; Х.Гарднер, Джордж (1969). Арабский социализм. Документальный опрос . Лейден: Э.Дж.Брилл. п. 52.
- ^ Факкар, Рушди (1974). Размышления о домарксистской социологии в арабском мире (на французском языке). Париж: Гетнер. п. 88.
- ^ А.Ханна, Сами; Х.Гарднер, Джордж (1969). Арабский социализм: документальный обзор . Лейден: Лейден Э.Дж.Брилл. п. 99.
- ^ Могни Саид, Абдель (1972). Арабский социализм . Нью-Йорк: Амбары и благородные книги. п. 9.
- ^ У.Хортон, Алан (1962). Хартия национального действия САР. Резюме полного документа . Каир: Область университетов Америки. п. 3.
- ^ Эль-Насер, Гамаль (1954). Философия революции . Каир: Дар Аль-Маареф. п. 23.
- ^ А.Ханна, Самия; Х.Гарднер, Джордж (1969). Арабский социализм: документальный обзор . Лейден: Э.Дж.Брилл. стр. 112–113.
- ^ Гинат, Рами; Ноэма, Меир (ноябрь 2008 г.). «Аль-Фаджр аль-Джадид: питательная среда для возникновения революционных идей сразу после Второй мировой войны» . Ближневосточные исследования . 44 (6): 867–893. дои : 10.1080/00263200802426005 . ISSN 0026-3206 . S2CID 144087987 .
- ^ Абд Эль-Насер, Гамаль (1954). Философия революции . Каир: Дар Аль-Маареф.
- ^ Могни Саид, Абдель (1972). Арабский социализм . Барнс и Ноубл. стр. 33–39.
- ^ Могни Саид, Абдель (1972). Арабский социализм . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл. п. 69.
- ^ Бернард Льюис , «От Бабеля до драгоманов: интерпретация Ближнего Востока, Оксфорда и Нью-Йорка: Oxford University Press , стр.249
Библиография
[ редактировать ]- Девлин, Джон (1975). Партия Баас: история от истоков до 1966 года (2-е изд.). Издательство Института Гувера. ISBN 978-0-8179-6561-7 .