Винцентий Кадлубек
Винцентий Кадлубек | |
---|---|
Почетный епископ Краковский | |
![]() | |
Церковь | Костел |
епархия | Краков |
Видеть | Краков |
Назначен | 28 марта 1208 г. |
Срок закончился | 1218 |
Предшественник | Фулько |
Преемник | Иво Одровонж |
Заказы | |
Посвящение | май 1208 г. Генрик Китлич |
Личные данные | |
Рожденный | Винцентий Кадлубек в. 1150 |
Умер | 23 марта 1223 г. (72–73 года) Енджейув , Королевство Польское. |
Альма-матер | |
Святость | |
Праздник | 8 марта |
Почитается в | Костел |
Беатифицированный | 18 февраля 1764 г. Базилика Святого Петра , Папская область Папа Климент XIII |
Атрибуты |
|
Покровительство |
|
Винцентий Кадлубек ( лат . Vincentius Cadlubkonis ; ок. 1150 – 8 марта 1223) был польским католическим прелатом и исповедовавшим цистерцианство , который служил епископом Кракова с 1208 года до своей отставки в 1218 году. [ 2 ] [ 1 ] Его епископская миссия заключалась в реформировании епархиальных священников, чтобы обеспечить их святость, воодушевить верующих и способствовать их более широкому участию в церковных делах. [ 3 ] [ 1 ] Винсенти был гораздо больше, чем просто епископом; он был ведущим ученым в Польше двенадцатого и тринадцатого веков. [ 4 ] Он также был юристом, историком, церковным реформатором, монахом, магистром и отцом польской культуры и национальной идентичности. [ 5 ]
Процесс его канонизации оказался довольно медленным, несмотря на первоначальный импульс к провозглашению его святым. [ 1 ] Дело томилось несколько столетий, пока в 1764 году папа Климент XIII не причислил его к лику блаженных. [ 2 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Мало что известно о молодости Кадлубека, но мы знаем, что он родился около 1160 года в семье элитных родителей. [ 6 ] Польша одиннадцатого и двенадцатого веков была сложным и неспокойным местом, формирующим творчество и жизнь Кадлубека. Этот период времени характеризуется территориальными разделениями между ветвями семьи Пястов и гражданской войной. [ 6 ] [ 4 ]
Кадлубек сначала учился в Стопнице. [ 3 ] прежде он учился в кафедральной школе в Кракове . [ 5 ] Именно в последнем он учился у Матеуша Холева, который призвал Кадлубека отправить Кадлубека за границу для дальнейшего обучения. [ 3 ] Он закончил обучение в 1185 году и вернулся домой, где был рукоположен в сан священника до 1189 года и служил настоятелем Сандомирского собора ; [ 5 ] некоторые источники предполагают, что он был директором соборной школы в Кракове. [ 2 ] [ 3 ] Он учился во Франции в Парижском университете, а также в Болонском университете . Некоторые источники предполагают, что он встретил будущего Папу Иннокентия III в Болонье, когда они оба были студентами. [ 5 ] и далее говорилось, что однажды он встретил Джона Солсберийского . [ 1 ]
Кадлубек был весьма образованным для того времени. Он хорошо знал средневековую и классическую литературу, говорил на греческом, французском и латыни, а также дотошно знал римское и каноническое право. [ 7 ] В то время о римском и каноническом праве можно было узнать только в школах Парижа и Болоньи. Он был первым известным польским юристом, внесшим вклад в польскую юридическую науку. [ 5 ] Кадлубека » В « Хронике поляков подтверждается, что он был юристом. Благодаря этой хронике он был первым поляком, написавшим хронику польской истории, что сделало его важным источником раннесредневековой истории Польши. [ 6 ]
Время как епископ
[ редактировать ]Кадлубек был избран епископом в 1208 году. [ 5 ] Именно после смерти Фулько, епископа Краковского , он был избран его преемником на посту нового епископа. Это был первый случай, когда Краковский капитул избрал епископа самостоятельно, с помощью Папы Иннокентия III , а не через светскую власть. Папа Иннокентий III был вынужден принять меры, поскольку краковский капитул не мог сделать выбор между Кадлубеком и епископом Гедко Плокским. Кадлубек в конечном итоге был выбран епископом из-за его активной поддержки церковных реформ и потенциальной дружбы с Папой Иннокентием III, поскольку вполне возможно, что Папа Иннокентий III и Кадлубек встретились в Париже во время учебы. [ 5 ] Папа Иннокентий III подтвердил это решение в папской булле от 28 марта 1208 года, а два месяца спустя Кадлубек получил епископское посвящение от архиепископа Гнезно . В булле Иннокентия III мудрость Кадлубека упоминалась как мотивация его выбора, называя его «учителем и проповедником».
Он намеревался реформировать епархиальное священство, чтобы обеспечить его святость, а также стремился побудить верующих к активному участию в церковных делах. [ 2 ] Будучи епископом, он принял меры, чтобы гарантировать независимость церкви от власти герцога. Помимо того, что он был епископом, он был законодателем епархии в Кракове и членом первой польской делегации на Четвертом Латеранском соборе , что побудило его повлиять на их реформы и решения в Кракове. Он участвовал в епархиальных синодах и делал пожертвования Краковской епархии. Он также основал и делал пожертвования монастырям, а также был благотворителем цистерцианского монастыря в Енджеюве , что не было редкостью для епископов того времени. Он был первым в Польше, кто начал зажигать лампаду перед Святым Даром, чего ему удалось добиться, выделив средства Краковского Капитула на обеспечение воском для лампады в соборе Святого Вацлава . [ 5 ] Он также освятил базилику Святого Флориана и, как говорят, когда-то был капелланом Казимира II Справедливого . [ 3 ] Кадлубек был рукоположен в священники доминиканским монахом Цеславом . [ 1 ]
Епископ был известен своими лингвистическими способностями и харизматической проповедью; Кадлубек был также известен своим знанием канонического права , подходом к философским предметам, а также своим опытом в риторике. [ 2 ] Он получил хорошее образование в области естественных наук, так как узнал о них, находясь в Париже и Болонье. Тем не менее, именно находясь в Европе , он начал читать о жизни и творчестве святого Бернара Клервоского и был очарован харизмой цистерцианцев , которым он оказал благосклонность как епископ. [ 1 ]
Он последовал за Галлом Анонимом в дальнейшем развитии идеи латинской пословицы « vox populi vox dei » («голос народа — это голос Бога») и утверждал, что правитель (король) должен следовать совету, в который входят епископы и представители. кланов, поскольку не правитель, а совет обладает высшей властью, вытекающей из законов, установленных Богом. Он также утверждал, что совет должен избрать правителя и что правители, злоупотребляющие своей властью, должны быть отстранены от своих должностей. [ 8 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1217 году Кадлубек решил отказаться от своих обязанностей епископа. Последние годы жизни он провел в цистерцианском монастыре в Енджейове, что сделало его первым епископом Кракова, присоединившимся к цистерцианскому ордену после добровольного отречения от престола. Это также сделало его первым поляком в цистерцианском монастыре в Енджейове, который в то время состоял исключительно из французских монахов. Пожар Енджеювского монастыря в 1800 году в сочетании с бурной польской историей того времени затрудняет понимание остальных лет его жизни. [ 5 ] Вероятно, он продолжал писать Chronica Polonorum и в это время. [ 6 ]
Кадлубек умер 8 марта 1223 года, сохранив свой епископский паллиум, похороненный в Енджейовском монастыре. [ 5 ] его останки были захоронены перед главным алтарем монастырской церкви. Его останки были эксгумированы 26 апреля 1633 года, при этом мантию нашли неповрежденной, хотя его останки превратились в скелет. Были проведены измерения, и было высказано предположение, что он был «приличного роста». [ 1 ] Его останки были перенесены в новое место перед главным алтарем 16 августа следующего года. Останки Кадлубека были снова эксгумированы и перезахоронены в середине 1765 года, а некоторые из них были перевезены в Сандомир в 1845 году для поклонения. Остальные части его останков были перевезены в 1903 году на Вавель и помещены в серебряную урну. [ 2 ] [ 3 ]
Беатификация
[ редактировать ]
В 1634 году польский епископат обратился с прошением к папе Урбану VIII с просьбой о его канонизации. В 1650 году краковский епископ Петр Гембицкий назначил трибунал для заслушивания свидетелей по делу, но комиссия так и не приступила к своей работе, что приостановило дело. [ 1 ] Епископ Ян Малаховский в 1683 году обратился к Папе Иннокентию XI с просьбой канонизировать покойного епископа. Иннокентий XI обратился в Конгрегацию обрядов с просьбой начать расследование, которое проходило с 1688 по 1692 год. Но конгрегация пришла к выводу, что нет надежных доказательств, подтверждающих его героическую добродетель , что снова приостановило дело. В 1682 году король Ян III Собеский подал прошение о его беатификации . Орден Сито обратился с аналогичной просьбой в 1699 году к своему Генеральному капитулу. [ 3 ] Польский епископат обратился к Папе Клименту XII с еще одной просьбой канонизировать его, но процесс, о котором просил Папа, пришел к тому же результату, что и предыдущий.
В 1761 году король Август III направил Папе Клименту XIII два письма с просьбой о канонизации, что побудило Папу назначить новое расследование. Это расследование оказалось успешным, поскольку 18 февраля 1764 года Климент XIII издал папскую буллу, в которой беатифицировал покойного епископа. [ 2 ] 9 июня 1764 года папа издал еще одну буллу, разрешавшую совершать мессу и богослужение в его честь в Кракове и среди цистерцианцев.
В Польше его называют святым, несмотря на то, что он не канонизирован как таковой; Кардинал Станислав Дзивиш в 2008 году назвал Кадлубека «святым». [ 2 ] Со 2 января 2016 года является покровителем Енджейова .
Попытки возобновить дело
[ редактировать ]После его беатификации было предпринято несколько попыток возобновить дело и добиться его канонизации, но каждая попытка потерпела неудачу. Кардинал Стефан Вышинский и Кароль Юзеф Войтыла (будущий Папа Иоанн Павел II ) поддержали его дело в 1964 году, причем Войтыла назвал покойного епископа «отцом польской культуры». [ 1 ]
В 1972 году Конгрегация по делам святых пришла к выводу, что не существует надежной или доступной документации, которая могла бы подтвердить героические добродетели Кадлубека, тем самым приостановив дело, которое с тех пор не продолжалось. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]
Его самая известная работа — Chronica seu originale regum et principum Poloniae ( «Хроники королей и князей Польши ») — представляет собой исторический сборник Польши в четырех томах. [ 2 ] Первые три тома представляют собой диалог между архиепископом Гнезненским Иоанном и епископом Матеушем. Источниками первого тома являются легенды, второй основан на хронике Галла , а два последних основаны на собственном опыте Кадлубека. Написание этой работы сделало его первым уроженцем поляка, написавшим хронику польской истории. [ 7 ]
Эта работа оказала огромное влияние на польскую политическую доктрину 14 и 15 веков, соавтором которой был Станислав Скарбимежский , а также на более поздние работы Вавжинца Гржималы Гослицкого . Эти идеи привели к дворянской демократии в Польше, поскольку именно в его произведениях впервые термины res publica (см. Речь Посполитая и Речь Посполитая ) были использованы в контексте Польши. Некоторые предполагают, что книга была написана по просьбе князя Казимира II ; другие предполагают, что это было сделано по просьбе князя Лешека , когда Кадлубек был епископом; третьи утверждают, что оно было написано только после его выхода на пенсию. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Блаженный Винченцо Добро пожаловать» . Санти и Беати Получено 14 октября.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Блаженный Винсент Кадлубек» . Святые СКПН. 6 марта 2017 года . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Блаженный Винцентий Кадлубек» . Вавельский королевский собор святых Станислава Б.М. и святого Венеслава М. Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Веркамер, Гриша (2018). «Истоки польской династии Пястов, записанные епископом Краковским Винсентом (Винцентием Кадлубеком), чтобы служить политической моделью для его собственного современного времени» . Средневековая хроника . 11 : 220–247. ISSN 1567-2336 . JSTOR 48577798 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Блихарц, Гжегож. «Винцентий Кадлубек, магистр Винцентий (ок. 1150–1223)» .
- ^ Jump up to: а б с д Нолл, Пол В. (1 декабря 2015 г.). «Die Chronik der Polen des Magisters Vincentius [Хроника поляков мастера Винсента]» . Польское обозрение . 60 (4): 118–120. doi : 10.5406/polishreview.60.4.0118 . ISSN 0032-2970 .
- ^ Jump up to: а б фон Гуттнер-Споржински, Дариус (01 января 2016 г.). «Епископ Краковский Винцентий и Chronica Polonorum» . Журнал Австралийской ассоциации раннего средневековья . 12 : 69–87. дои : 10.35253/jaema.2016.1.4 . ISSN 2207-2802 .
- ^ Бартос, Себастьян П. (2013). «Пост-григорианская епископская власть и борьба за герцогство Краков, 1177-1210» . Польское обозрение . 58 (3): 3–33. doi : 10.5406/polishreview.58.3.0003 . ISSN 0032-2970 . JSTOR 10.5406/polishreview.58.3.0003 .
- ^ «Блаженный Винсент Кадлубек» . Новый Адвент . Проверено 14 октября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1150-е годы рождения
- 1223 смерти
- Польские историки XIII века
- Римско-католические епископы XIII века в Польше
- Почитаемые христиане XIII века
- Епископы Кракова
- Похороны в Вавельском соборе
- Клан Порай
- Люди из Сандомира
- Польский беатифицированный народ
- Польские летописцы
- Польские цистерцианцы
- Польские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Польское дворянство
- Выпускники Болонского университета
- Выпускники Парижского университета
- Почитаемые католики
- Юристы 13 века
- Беатификации Папы Климента XIII