Пратт и Уитни Канада PT6
ПТ6 | |
---|---|
![]() | |
ПТ6А-20 на выставке в Канадском музее авиации и космонавтики. | |
Тип | Турбовинтовой / турбовальный |
Национальное происхождение | Канада |
Производитель | Пратт и Уитни Канада |
Первый запуск | 1960 [ 1 ] |
Основные приложения | Агуста Вестленд AW139 Бук Кинг Эйр и Супер Кинг Эйр Цессна 208 Караван de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter Пилатус ПК-12 Пайпер М700 Ярость |
Количество построенных | 51 000 (по состоянию на ноябрь 2015 г.) [ 2 ] [ нужно обновить ] |
Варианты | Пратт и Уитни Канада PT6T |
Pratt & Whitney Canada PT6 — турбовинтовой авиационный двигатель производства Pratt & Whitney Canada . Его проектирование было начато в 1958 году, первый полет он совершил в феврале 1960 года, первый полет совершил 30 мая 1961 года, поступил на вооружение в 1964 году и с тех пор постоянно обновлялся. ПТ6 состоит из двух основных секций: газогенератора с редуктором и турбины свободной мощности с редуктором. В самолетах двигатель часто устанавливается «назад», с впуском сзади и выпуском спереди, так что турбина напрямую соединена с пропеллером. Было произведено множество вариантов PT6 не только как турбовинтовые, но и как турбовальные двигатели для вертолетов, наземных транспортных средств, судов на воздушной подушке и лодок; в качестве вспомогательных силовых установок; и для промышленного использования. К ноябрю 2015 года было произведено 51 000 экземпляров, которые с 1963 по 2016 год налетали 400 миллионов часов. Он известен своей надежностью: в 2016 году частота простоев в полете составила 1 на 651 126 часов. Турбовинтовой двигатель PT6A двигатель охватывает диапазон мощности от 580 до 1940 л.с. (от 430 до 1450 кВт), а PT6B/C — турбовальные варианты для вертолетов.
Разработка
[ редактировать ]В 1956 году президент Pratt & Whitney Canada (PWC) Рональд Райли приказал инженерному менеджеру Дику Гатри нанять группу специалистов по газовым турбинам для разработки небольшого газотурбинного двигателя. Спрос на Wasp радиальный двигатель по-прежнему был высоким, и его производство было прибыльным, но целью было стать ведущей компанией по производству двигателей в Канаде, сосредоточившись на производстве небольших газотурбинных двигателей. Райли выделил Гатри скромный бюджет в 100 000 канадских долларов . Гатри нанял двенадцать инженеров с опытом, полученным в различных местах, включая Национальный исследовательский совет в Оттаве , Orenda Engines в Онтарио , Bristol Aero Engines и Blackburn Aircraft . [ 3 ] Они завершили детальное проектирование двигателя для небольшого учебно-тренировочного самолета Canadair CL-41 . Это был турбореактивный двигатель с тягой 3000 фунтов силы (13 кН), но его конструкцию переняла компания P&WA, которая разработала его в Pratt & Whitney JT12 . Команде пришлось дождаться оценок рынка, чтобы определить свой следующий двигатель — турбовинтовой двигатель мощностью на валу 450 л.с. (340 кВт) для двухмоторных самолетов PT6. [ 4 ] Ранняя разработка PT6, впервые запущенная в декабре 1963 года. [ 1 ] [ 5 ] столкнулся с инженерными проблемами, перерасходом средств и отсутствием продаж. Его практически отменили. [ 4 ] У команды не было возможности справиться с техническими трудностями, то есть с тем, как разработать двигатель, потому что, как вспоминал один из членов команды Элви Смит , у них был опыт исследований и проектирования. Они научились запускать программу разработки, например проводить круглосуточное тестирование, а не в одну смену, у команды PWA, которая руководила разработкой в течение нескольких месяцев. [ 6 ]
PT6 впервые поднялся в воздух 30 мая 1961 года, установленный в качестве третьего двигателя в носовой части самолета Beech 18 , который был переоборудован компанией de Havilland на ее заводе в Даунсвью в Норт-Йорке, Онтарио . Полномасштабное производство началось в 1963 году, а ввод в эксплуатацию состоялся в следующем году. Beech 18 продолжал служить летающим испытательным стендом PT6 и пропеллера, пока в 1980 году его не заменили на Beech King Air. Испытательный двигатель или пропеллер King Air заменили один из стандартных. В 1974 году Beech 18 не смог летать достаточно быстро и высоко, чтобы испытать PT6A-50 для de Havilland Canada Dash 7, поэтому Vickers Viscount был модифицирован в испытательный стенд PT6 с установкой Dash-7 в носовой части. [ 7 ]
Первая серийная модель PT6, PT6A-6, была сертифицирована в декабре 1963 года. Первой заявкой стал Beech Queen Air , что побудило армию США закупить парк варианта U-21 Ute . Это помогло запустить King Air : к 2012 году было продано около 7000 экземпляров Beechcraft. [ 8 ] С 1963 по 2016 год удельная мощность была улучшена на 50%, удельный расход топлива на тормоза — на 20%, а общее соотношение давлений достигло 14:1. [ 9 ] Его развитие продолжается, и хотя сегодня его базовая конфигурация такая же, как и в 1964 году, обновления включали охлаждаемую лопатку турбины первой ступени, дополнительные ступени компрессора и турбины, а также монокристаллические в начале 1990-х годов соотношение давлений составляет 13:1 лопатки турбины. В конвертоплане AgustaWestland AW609 , что является самым высоким показателем, который можно использовать без охлаждаемых лопаток турбины. [ 10 ]
В ответ на General Electric GE93 в 2017 году компания Pratt & Whitney Canada начала испытания основных технологий и систем предлагаемого двигателя мощностью 2000 л.с. (1500 кВт), который должен заменить самые мощные версии PT6. [ 11 ] Считалось, что он, вероятно, будет развитием ядра PT6C и будет соответствовать семейству PW100 мощностью 1750 л.с. (1300 кВт) PT6C-67C/E и мощностью 2300 л.с. (1700 кВт) . Ожидалось, что к концу 2017 года он будет готов к запуску в качестве первой вертолетной платформы с сокращением удельного расхода топлива на тормоза на 10-15% . [ 12 ] Этот двигатель мощностью 2000 л.с. будет нацелен на возможный новый рынок, такой как Super PC-12, более мощный TBM или более крупный King Air. [ 13 ]
PW100
[ редактировать ]Когда компания de Havilland Canada попросила для DHC-8 двигатель гораздо большей мощности , примерно в два раза превышающий мощность Large PT6, Pratt & Whitney Canada ответила новой конструкцией, первоначально известной как PT7, позже переименованной в Pratt & Whitney Canada PW100 .
Дизайн
[ редактировать ]
Скорость износа деталей газовой турбины несбалансирована, поскольку самые горячие детали требуют замены или ремонта чаще, чем детали, работающие при более низкой температуре. Если более горячие части можно снять, не повреждая остальную часть двигателя, например, не снимая весь двигатель с самолета, затраты на техническое обслуживание уменьшаются. В PT6 этого удалось добиться за счет размещения самых горячих частей — турбины газогенератора и камеры сгорания — на конце гребного винта. Их снимают, не нарушая остальную часть двигателя и его соединения с самолетом. Это устройство было запатентовано дизайнером Ньюландом, одним из членов первоначальной команды PT6. [ 14 ] Похожая общая схема с отбором мощности со свободной турбиной на выпускной стороне (двигатель P.181 мощностью 1000 л.с. (750 кВт)) была продемонстрирована компанией Armstrong Siddeley Motors на авиашоу в Фарнборо в 1957 году. [ 15 ]
Раннее усовершенствование конструкции, использованное в PT6A-20. [ 16 ] был трубчатый диффузор, запатентованный Враной, еще одним членом первоначальной команды PT6. [ 17 ] Он заменил диффузор лопастного типа, используемый в центробежных компрессорах. Трубчатый диффузор стал стандартной практикой проектирования для P&WC. [ 18 ] Еще одно изменение конструкции улучшило работу компрессора на частичной скорости. Обычно из компрессора стравливают воздух, чтобы обеспечить его правильную работу на низких оборотах двигателя. PT6 имеет устройство для отвода воздуха, которое повторно использует отбираемый воздух, возвращая его в тангенциальном направлении на вход в компрессор. Эта идея запатентована Шаумом и др. и озаглавлен «Турбинный двигатель с искусственным предварительным завихрением на входе в компрессор». [ 19 ] Он действует как регулируемая лопасть и известен как «Jet-Flap».
Все версии двигателя состоят из двух секций, которые легко отделяются для обслуживания: газогенератор подает горячий газ под давлением на свободную силовую турбину . [ 20 ] Стартеру приходится разгонять только бензогенератор, что облегчает запуск двигателя, особенно в холодную погоду. [ 20 ] Воздух поступает из газогенератора через входной экран в осевой компрессор низкого давления . Он имеет три ступени на малых и средних версиях двигателя и четыре ступени на больших версиях. Затем воздух поступает в одноступенчатый центробежный компрессор , через сложенную кольцевую камеру сгорания и, наконец, через одноступенчатую турбину, которая приводит в действие компрессоры со скоростью около 45 000 об/мин. Горячий газ из газогенератора поступает в силовую турбину, которая вращается со скоростью около 30 000 об/мин. Он имеет одну ступень на малых двигателях и две ступени на средних и больших двигателях. При использовании турбовинтового двигателя он приводит в действие двухступенчатый планетарный редуктор мощности, который вращает винт со скоростью от 1900 до 2200 об/мин. Затем выхлопные газы выходят через два боковых канала в корпусе силовой турбины. Турбины расположены концентрично с камерой сгорания, что уменьшает общую длину.
В большинстве авиационных установок PT6 устанавливается так, чтобы впускной конец двигателя был обращен к задней части самолета, поэтому многие называют его двигателем «сзади вперед». [ 4 ] При этом силовая секция размещается в передней части гондолы, где она может напрямую приводить в движение гребной винт без необходимости использования длинного вала. Всасываемый воздух обычно подается в двигатель через воздуховод, установленный снизу, а два выпускных отверстия направлены назад. Такое расположение облегчает техническое обслуживание, позволяя снять всю силовую часть вместе с гребным винтом, обнажая секцию газогенератора. Для облегчения работы в тяжелых условиях посторонние предметы отводятся от впуска компрессора инерционными сепараторами на впуске. [ 21 ] В некоторых установках, таких как версия PT6A-66B на Piaggio P.180 Avanti , двигатель перевернут, при этом пропеллер действует как «толкатель», а вспомогательная коробка передач обращена к передней части самолета.

Операционная история
[ редактировать ]К 40-летию первого полета в 2001 году было поставлено более 36 000 ПТ6А, не считая других версий. [ 22 ] По состоянию на октябрь 2003 года 31 606 поставленных двигателей налетали более 252 миллионов часов. [ 23 ] До ноября 2015 года выпущено 51 000 экземпляров. [ 2 ] С 1963 по 2016 год семья налетала 400 миллионов часов. [ 9 ]
Семейство PT6 известно своей надежностью: до октября 2003 года частота отключений в полете составляла 1 раз на 333 333 часа. [ 23 ] 1 на 127 560 часов в 2005 г. в Канаде, [ 24 ] 1 на 333 000 часов с 1963 по 2016 год, [ 9 ] 1 на 651 126 часов за 12 месяцев 2016 г. [ 25 ] Время между капитальными ремонтами составляет от 3600 до 9000 часов, а проверки горячих секций - от 1800 до 2000 часов. [ 26 ]
В ранних версиях PT6 отсутствовал FADEC , автомат тяги мог быть установлен в качестве послепродажной модернизации с приводом , первоначально для одномоторных самолетов, таких как PC-12 , и потенциально для двухтурбовинтовых самолетов. [ 27 ] В октябре 2019 года была запущена серия PT6 E на базе PC-12 NGX, первого турбовинтового двигателя гражданской авиации с электронной системой управления воздушным винтом и двигателем с одним рычагом и улучшенным контролем для увеличения интервалов технического обслуживания, увеличенных с 300 до 600 часов, и общий срок службы увеличился на 43% до 5000 часов, что позволило снизить эксплуатационные расходы двигателя как минимум на 15%. [ 28 ] В апреле 2022 года Daher объявила, что обновленный SOCATA TBM -960 будет оснащен двигателем PT6E-66XT. [ 29 ]
Варианты
[ редактировать ]
Основной вариант, PT6A , доступен в широком диапазоне моделей, охватывающих диапазон мощности от 580 до 920 лошадиных сил на валу (430 и 690 киловатт ) в оригинальной серии и до 1940 лошадиных сил на валу (1450 киловатт) в большие» линии. PT6B PT6C и — варианты турбовальные для вертолетов. В армии США они обозначаются как Т74 или Т101 .
Со временем появилось несколько других версий PT6:
- В Large PT6 добавлена еще одна ступень силовой турбины и более глубокое снижение мощности, что дает почти вдвое большую выходную мощность - от 1090 до 1920 лошадиных сил на валу (от 810 до 1430 киловатт).
- PT6B . - это модель вертолета с турбовальным двигателем, оснащенная смещенным редуктором с муфтой свободного хода и регулятором силовой турбины, производящая 1000 лошадиных сил (750 киловатт) при 4500 об / мин
- PT6C — это модель вертолета с одним боковым выхлопом, производящая 2000 лошадиных сил (1500 киловатт) при 30 000 об/мин, мощность которой снижается с помощью коробки передач, поставляемой пользователем.
- PT6E . — это большая модификация PT6A, оснащенная цифровым управлением двигателем
- PT6T Twin-Pac состоит из двух двигателей PT6, приводящих в движение редуктор с общей выходной мощностью, мощностью почти 2000 лошадиных сил (1500 киловатт) при 6000 об/мин.
- ST6 — это версия, предназначенная для стационарного применения, первоначально разработанная для UAC TurboTrain и теперь широко используемая в качестве вспомогательных силовых установок на больших самолетах, а также для многих других целей. [ 30 ]
Семейство PT6A представляет собой серию турбовинтовых двигателей со свободной турбиной мощностью от 500 до 1940 лошадиных сил на валу (от 370 до 1450 киловатт).
Маленький
[ редактировать ]вариант | эквивалент вал лошадиные силы (эшп) |
вал лошадиные силы (шп) |
приложения [ 32 ] |
---|---|---|---|
ПТ6А-6, 6А, 6Б | 525 | 500 | БПЛА Heron-TP-XP производства Израиля [ 33 ] |
ПТ6А-11 | 528 | 500 | |
ПТ6А-11АГ | 580 | 550 | Воздушный трактор АТ-400 (402А/402Б) Швейцарская турбина Ag-Cat G-164B |
ПТ6А-15 АГ | 715 | 680 | Воздушный тягач АТ-400 (402А/402Б) Воздушный тягач АТ-502, -502А и -502Б Frakes Turbocat Модель A/B/C Швейцарская турбина Ag-Cat G-164B |
ПТ6А-20 | 579 | 550 | Де Хэвилленд Канада DHC-6 Twin Otter Srs. 100-200 |
ПТ6А-20А, -20Б, -6/С20 | 579 | 550 | |
ПТ6А-21 | 580 | 550 | Бичкрафт Кинг Эйр C90A/B/SE Beechcraft Bonanza (переоборудование турбины) Королевский турбинный герцог Эвектор ЭВ-55 Аутбек |
ПТ6А-25, -25А | 580 | 550 | Бичкрафт Т-34С Турбо Наставник Турбо-тренажер Pilatus PC-7 |
ПТ6А-25С | 783 | 750 | Эмбраер EMB 312 Тукано Pilatus PC-7 Mk.II M ПЗЛ-130 Орлик / TC-II Турбо-Орлик |
ПТ6А-27 | 715 | 680 | Бичкрафт Модель 99 А, В99 De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter 300 Харбин Y-12 (CATIC/HAIG) Embraer EMB 110 Бандейранте Пусть Л-410 Турболет Pilatus PC-6/B Турбо-Портер |
ПТ6А-28 | 715 | 680 | Embraer EMB 121 Сингу Бичкрафт Кинг Эйр 100 серии |
ПТ6А-29 | 778 | 750 | |
ПТ6А-34 | 783 | 750 | Embraer EMB 110 Бандейранте /111 Embraer EMB 821 Караха Grumman Mallard (переоборудование турбины Frakes) ДжетПРОП DLX PAC P-750 XSTOL (750XL) Квест Кадьяк (Следовательно) Вазар Дэш 3 Турбинная Выдра De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter 400 Дрозд С2Р-Т34 Pilatus PC-6/B Турбо-Портер (STC) BX Turbo de Havilland Canada Beaver DHC-2 (STC)
|
ПТ6А-34Б | 783 | 750 | |
ПТ6А-34АГ | 783 | 750 | Воздушный трактор АТ-502 Б Frakes/Grumman Turbo-Cat Модель A/B/C Пасифик Аэроспейс 750 PZL-Okecie PZL-106 Турбо Крук Турбина Schweizer Ag-Cat G-164B/D Молочница Модель 510 П Дрозд С2Р-Т34 |
ПТ6А-35 | 787 | 750 | Синий 35 ДжетПРОП DLX |
ПТ6А-36 | 783 | 750 | Дрозд S2R-T34 (только сухая конфигурация) |
ПТ6А-38 | 801 | 750 | |
ПТ6А-110 | 502 | 475 | Швейцарская турбина AG-Cat Королевский турбинный герцог |
ПТ6А-112 | 528 | 500 | Цессна Конквест I |
ПТ6А-114 | 632 | 600 | Цессна 208 Караван |
ПТ6А-114А | 725 | 675 | Цессна 208 Караван 675, 208Б |
ПТ6А-116 | 736 | 700 | |
ПТ6А-121 | 647 | 615 | |
ПТ6А-135 | 787 | 750 | |
ПТ6А-135А | 787 | 750 | Бичкрафт Кинг Эйр F90-1 / C90GT / C90GTi / C90GTx Blackhawk XP135A Шайенн серии Блэкхок XP135A Завоевание I Blackhawk XP135A King Air серии 90 Цессна Конквест I JMB Evolution (ранее Lancair Evolution) Сильверхок 135 / СтандартАэро C90 / E90 СтандартАэро Шайенн Серия СтандартАэро Кинг Эйр F90 TG Aviation Супер Шайенн Вазар Дэш 3 Турбинная Выдра |
ПТ6А-140 | 912 | 867 | Cessna Гранд Караван EX |
ПТ6А-140А | 945 | 900 | ASIC ULTtimate Grand Caravan (обновление) Blackhawk Aerospace XP140 (модернизация каравана) Самолет Evolution EVOT-850 (ранее Lancair ) |
ПТ6А-140АГ | 911 | 867 | Воздушный трактор 502XP Молочница Модель 510 П |
Середина
[ редактировать ]вариант | эквивалент вал лошадиные силы (эшп) |
вал лошадиные силы (шп) |
приложения [ 32 ] |
---|---|---|---|
ПТ6А-40 | 749 | 700 | |
ПТ6А-41, -41АГ | 903 | 850 | Бичкрафт Кинг Эйр 200 / B200 Пайпер Шайенн III / IIIA Бичкрафт C-12 Гурон Дрозд С2Р-Т34 (-41 и -41АГ) |
ПТ6А-42, -42А | 903 | 850 | Бичкрафт C-12 Huron E и F Бичкрафт Кинг Эйр 200 / B200 Блэкхок XP42 Кинг Эйр 200 СтандартАэро Кинг Эйр 200 Blackhawk XP42A C-208 Caravan (-42A) Серия Пайпер Меридиан (-42А) Дрозд С2Р-Т34 Индонезийский аэрокосмический самолет N-219 |
ПТ6А-45 | 1070 | 1020 | |
ПТ6А-45Р, -45А, -45Б | |||
ПТ6А-50 | 1022 | 973 | де Хэвилленд Канада DHC-7 Dash 7 |
ПТ6А-52 | 898 | 850 | Бичкрафт Кинг Эйр B200 GT/250 Блэкхок XP52 King Air 200 / B200 Улучшенный Aero B200 GTO СтандартАэро Кинг Эйр 200 / B200 |
ПТ6А-60, -60А | 1113 | 1050 | Бичкрафт Супер Кинг Эйр 300/350 |
ПТ6А-60АГ | 1081 | 1020 | Воздушный трактор АТ-602 Айрес Дрозд 550P Эйрес Дрозд 660 |
ПТ6А-61 | 902 | 850 | Короткий C-23 Шерпа |
ПТ6А-62 | 1008 | 950 [ 34 ] | КАЙ КТ-1 /КО-1 Pilatus PC-9 Турбо-тренажер |
Большой
[ редактировать ]вариант | эквивалент вал лошадиные силы (эшп) |
вал лошадиные силы (шп) |
приложения [ 32 ] |
---|---|---|---|
ПТ6А-64 | 747 | 700 | EADS Соката ТБМ 700 |
ПТ6А-65Б, -65Р [ 31 ] | 1249 | 1173 | Бичкрафт 1900 /1900C Польский авиационный завод M28 Skytruck |
ПТ6А-65АГ, -65АР [ 31 ] | 1298 | 1220 | Воздушный трактор АТ-602 Воздушный трактор AT-802 /802A/802AF/802F Айрес Дрозд 660/710P АМИ DC-3 (-65Р) Додсон Интернэшнл Турбо Дакота DC-3 Шорты 360 Advanced (-65AR) |
ПТ6А-65СК | 1100 | Цессна 408 СкайКурьер | |
ПТ6А-66, -66А, -66Д | 905 | 850 | Национальные аэрокосмические лаборатории SARAS Пьяджио P.180 Аванти Ибис Ае270 л.с. (-66А) Daher TBM 850, 900, 910, 930 и 940 (ранее EADS Socata TBM ) (-66D) |
ПТ6А-66Б, -66Т | 1010 | 950 | Пьяджио P180 Аванти II (-66B) |
ПТ6А-67, -67А, -67Б | 1273 | 1200 | Ограждение Beechcraft RC-12 (-67) Бичкрафт Звездолет (-67А) Эпический LT (-67A) ИАИ Херон ТП (-67А) |
ПТ6А-67Б, -67П ПТ6Э-67ХР |
1272 | 1200 | Пилатус ПК-12 (-67Б) Пилатус ПК-12 НГ (-67П) Pilatus PC-12NGX (PT6E-67XP) |
ПТ6А-67Д | 1285 | 1214 | Бичкрафт 1900D |
ПТ6А-67АФ, -67АГ, -67Р, -67Т, -67РМ | 1294 | 1220 | Воздушный тягач АТ-802 /802А/802АФ/802Ф (-67АГ) Эйрес Дрозд 710P (-67AG) Баслер Турбо БТ-67 (-67Р) Шорты 360 /360–300 (-67р) |
ПТ6А-67Э | 1276 | 1200 | |
ПТ6А-67Ф | 1796 | 1700 | Воздушный трактор AT-802 /802A/802AF/802F |
ПТ6А-68 | 1324 | 1250 | Т-6А Техасец II |
ПТ6А-68Б, -68С, -68Т, -68Д | 1691 | 1600 | Пилатус ПК-21 (-68Б) Embraer EMB-314 Супер Тукано (-68C) ТАЙ Хюркуш (-68T) |
- Т74-СР-700
- (PT6A-20) Военное обозначение США для PT6A-20/27, используемого в Beechcraft U-21 Ute .
- Т74-СР-702
- (ПТ6А-29)
- Т101
- Военное обозначение США для T101-CP-100 / PT6A-45R, используемого в Shorts 330 и Shorts C-23 Sherpa .
- ПТ6Б-9
- ПТ6Б -9 — турбовальный двигатель мощностью 550 лошадиных сил (410,1 кВт) для использования в вертолетах; более поздняя марка PT6B имеет мощность 981 лошадиную силу (731,5 кВт).
- ПТ6Б-16
- PT6C
- PT6C — это двигатель мощностью на валу от 1600 до 2300 лошадиных сил (от 1200 до 1700 киловатт) для вертолетов и конвертопланов.
- ПТ6Д-114А
- ПТ6Д-114А создан на базе ПТ6А-114А; Основное отличие состоит в исключении редуктора второй ступени и выходного вала, поскольку двигатель предназначен для интеграции с комбинированной коробкой передач, включающей регуляторы силовой турбины и выходной вал гребного винта. [ 36 ]
- Заменить Dual Pac
- 2 двигателя ПТ6Д-114А, приводящие в движение один винт через комбинированный редуктор, способные работать независимо.
- ПТ6Т
- Двойные силовые агрегаты PT6, объединяющие мощность через коробку передач, для использования в вертолетах.
- СТ6
- ST6 силовых — это вариант PT6, который изначально разрабатывался как силовая установка для автомобилей UAC TurboTrain , но позже был разработан как стационарный генератор энергии и вспомогательная силовая установка .
- СТ6Б
- ST6B-62 представлял собой версию PT6 мощностью 550 лошадиных сил (410 киловатт), разработанную для использования в STP-Paxton Turbocar , участвовавшем в гонках Indianapolis 500 1967 года . [ 37 ]
- СТН 6/76
- STN 6/76 представлял собой версию PT6 мощностью 500 лошадиных сил (370 киловатт), разработанную для использования в Lotus 56 , участвовавшем в Indianapolis 500 1968 года , а затем в Формулы-1 в 1971 году. гонках [ 38 ] [ 39 ]
Приложения
[ редактировать ]Двигатель используется более чем в 100 различных приложениях.
ПТ6А
[ редактировать ]- Осел Джеткрузер
- Aero Commander 680T (конверсия PT6)
- Аэро Ае 270 Ибис
- AHRLAC Holdings Арлак
- Воздушный трактор АТ-400
- Воздушный трактор АТ-501
- Воздушный трактор АТ-602
- Воздушный трактор АТ-802
- Антильские острова Супер Гусь
- Антонов Ан-28
- Эйрес Турбо Дрозд
- Базель БТ-67
- Бичкрафт 1900
- Бичкрафт Модель 99
- Beechcraft A36TC Bonanza (переоборудование турбины)
- Бичкрафт C-12 Гурон
- Бичкрафт Кинг Эйр
- Бичкрафт Молния
- Бук 18 серия (переоборудование турбины)
- Бичкрафт Модель 87
- Бичкрафт Модель 99
- Ограждение Beechcraft RC-12
- Бичкрафт РУ-21С Ют
- Бичкрафт Звездолет
- Бичкрафт Супер Кинг Эйр
- Бичкрафт Т-6 Техасец II
- Бичкрафт Т-34С Турбо-Наставник
- Бичкрафт Т-44 Пегас
- Бериев Бе-30К
- Горячий Б-250
- CASA C-212 серия 300P
- Цессна 208 Караван
- Cessna P210N (переоборудование турбины)
- Cessna 404 Titan (конверсия турбины)
- Cessna 421C Golden Eagle (переоборудование турбины)
- Cessna 425 Корсар/Завоевание I
- Турбо-Огненная тропа
- Конрой Три-Турбо-Три
- де Хэвилленд Канада DHC-2 Mk. III Турбо Бобер
- de Havilland Canada DHC-2T Turbo Beaver [ 40 ]
- de Havilland Canada DHC-3 Otter (переоборудование турбины)
- de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter
- де Хэвилленд Канада Дэш 7
- Доминион УВ-23 Разведчик
- Dornier Do 128 Turbo Skyservant
- Дорнье Сивингс Систар
- Дуглас DC-3 (переоборудование турбины)
- Эпическая LT Династия
- Embraer EMB 110 Бандейранте
- Embraer EMB 121 Сингу
- Эмбраер EMB 312 Тукано
- Embraer EMB 314 Супер Тукано
- Фрейкс Ирокез 298
- Фрейкс Турбокэт
- Gulfstream American Hustler 400
- Grumman Mallard (конверсия турбины)
- Grumman Goose (конверсия турбины)
- Харбин Y-12
- Гелио AU-24 Жеребец
- ИАИ Арава
- ИАИ Эйтан
- Индонезийский аэрокосмический самолет N-219
- ДжетПРОП DLX
- Пустельга К-350
- КОГДА КТ-1
- Пусть Л-410 Турболет
- Ланкэр Эволюшн
- НАЛ Сарас
- НДН Филдмастер
- ФТС Турбо Фейерверк
- ПАК 750XL
- ПАК Креско
- Пьяджио P.180 Аванти
- Pilatus PC-6/B Турбо-Портер
- Пилатус ПК-7
- Пилатус ПК-9
- Пилатус ПК-12
- Пилатус ПК-21
- Пайпер ПА-31П (конверсия турбины)
- Пайпер ПА-31Т Шайенн
- Пайпер ПА-42 Шайенн III
- Пайпер ПА-46-500ТП Меридиан
- Пайпер Т1040
- ПЗЛ-130Т Турбо Орлик и ПЗЛ-130ТЦ-II Орлик
- ПЗЛ М-18 Дромадер (переоборудование турбины)
- PZL M28 Скайтрак
- Квест Кадьяк
- Реймс-Cessna F406 Караван II
- Сондерс ST-27/ST-28
- Масштабированные композиты ATTT
- Шорты 330
- Шорты 360
- Короткий C-23 Шерпа
- ТБМ шок
- Спектр СА-550
- Сверинген SA26-T Мерлин IIA
- Американский самолет А-67 Дракон
- ТАЙ Хюркуш
- Байкар Байрактар Акынджи-Б
ПТ6Б
[ редактировать ]- AgustaWestland AW119 Коала
- Авикоптер AC313
- Чанхэ Z-8F
- Локхид ХН-51
- Сикорский С-76 Б
- Вестлендская рысь 606
PT6C
[ редактировать ]- Вертолеты Airbus H175 / Авикоптер Z-15
- Агуста Вестленд AW139
- Агуста Вестланд AW609
- Модернизация Bell UH-1 Global Eagle
ПТ6Д
[ редактировать ]ПТ6Е
[ редактировать ]- Пилатус ПК-12 NGX
СТ6
[ редактировать ]- ОАК ТурбоТрейн
- STP-Paxton Turbocar Инди-гонщик
СТН
[ редактировать ]Двигатели на выставке
[ редактировать ]- Музей авиации Новой Англии , Коннектикут (в разрезе) [ 41 ]
Технические характеристики (ПТ6А-6)
[ редактировать ]Данные Jane's 62-63, [ 42 ]
Общие характеристики
- Тип: Турбовинтовой
- Длина: 62 дюйма (1575 мм)
- Диаметр: 19 дюймов (483 мм)
- Сухой вес: 270 фунтов (122,47 кг)
Компоненты
- Компрессор: 3-ступенчатый осевой + 1-ступенчатый центробежный компрессор.
- Камеры сгорания : кольцевая противоточная с 14 горелками Simplex.
- Турбина : 1-ступенчатая силовая турбина газогенератора + 1-ступенчатая турбина свободной мощности.
- Тип топлива: Авиационный керосин по MIL-F-5624E / JP-4 / JP-5.
- Масляная система: сплит-система с нагнетательным и продувочным насосами шестеренного типа, давление в коробке передач повышается с помощью второго насоса.
Производительность
- Максимальная выходная мощность: эквивалентная мощность 578 л.с. (431 кВт) при выходных оборотах 2200 об/мин на взлете.
- Общий коэффициент давления : 6,3:1
- Массовый расход воздуха: 5,3 фунта (2 кг)/секунду
- Удельный расход топлива : 0,67 фунта/л.с./ч (0,408 кг/кВтч)
- Отношение мощности к весу : 2,14 л.с./фунт (3,52 кВт/кг)
Газотурбинные двигатели
[ редактировать ]модель | этапы [ а ] | власть | СФК /ч | ОПР | является. | который. | масса | приложения | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
л.с. | кВт | фунт/л.с. | г/кВт | фунт | кг | ||||||
ПТ6А-21 | 3, 1 / 1, 1 | 550 | 410 | 0.63 | 380 | — | 19 дюймов 48 см |
62 дюйма 1,6 м |
327 | 148 | Бук Бонанза , King Air C90A/B/SE |
ПТ6А-25 | 3, 1 / 1, 1 | 550 | 410 | 0.63 | 380 | — | 353 | 160 | Бук Т-34 С | ||
ПТ6А-25С | 3, 1 / 1, 1 | 750 | 560 | 0.595 | 362 | — | 338 | 153 | Embraer Tucano , Pilatus PC-7 , PZL-130 Орлик | ||
ПТ6А-27 | 3, 1 / 1, 1 | 715 | 533 | 0.603 | 367 | — | 289 | 131 | Пилатус ПК-6 | ||
ПТ6А-114/А | 3, 1 / 1, 1 | 600–675 | 447–503 | 0.64 | 390 | — | 350 | 160 | Цессна 208 Караван | ||
ПТ6А-135А | 3, 1 / 1, 1 | 750 | 560 | 0.585 | 356 | 7 | 338 | 153 | Cessna Conquest , Piper Cheyenne , Beech King Air F90 | ||
ПТ6А-42 | 3, 1 / 1, 2 | 850 | 630 | 0.601 | 366 | 8 | 66,9 дюйма 1,70 м |
403 | 183 | Бук King Air 200/B200, C-12 Huron | |
ПТ6А-60А | 4, 1 / 1, 2 | 1,050 | 780 | 0.548 | 333 | 8.5 | 72,5 дюйма 1,84 м |
487 | 221 | Бук Супер Кинг Эйр 300/350 | |
ПТ6А-64 | 4, 1 / 1, 2 | 700 | 520 | 0.703 | 428 | 8.5 | 70 дюймов 1,8 м |
456 | 207 | Соката ТБМ 700 | |
ПТ6А-66 | 4, 1 / 1, 2 | 850 | 630 | 0.62 | 380 | 9.5 | 456 | 207 | Пьяджио P.180 Аванти | ||
ПТ6А-65Б | 4, 1 / 1, 2 | 1,100 | 820 | 0.536 | 326 | — | 74 дюйма 1,9 м |
481 | 218 | Ayres Turbo-Thrush , PZL M28 Skytruck , Бук 1900 /C | |
ПТ6А-67Б | 4, 1 / 1, 2 | 1,200 | 890 | 0.546 | 332 | 10.8 | 530 | 240 | Пилатус ПК-12 | ||
ПТ6А-67Д | 4, 1 / 1, 2 | 1,271 | 948 | 0.546 | 332 | 10.8 | 515 | 234 | Бук 1900 Д | ||
ПТ6А-68 | 4, 1 / 1, 2 | 1,250 | 930 | 0.54 | 330 | — | 72,2 дюйма 1,83 м |
572 | 259 | Бук Т-6 Техасец II | |
ПТ6А-68Б | 4, 1 / 1, 2 | 1,600 | 1,200 | 0.54 | 330 | — | 575 | 261 | Пилатус ПК-21 | ||
ПТ6Б-37А | 3, 1 / 1, 1 | 900 | 670 | 0.584 | 355 | — | 19,5 дюйма 50 см |
64,4 дюйма 1,64 м |
385 | 175 | Агуста A119 Коала |
ПТ6С-67А | 4, 1 / 1, 1 | 1,940 | 1,450 | 0.47 | 290 | — | 22,5 дюйма 57 см |
59,3 дюйма 1,51 м |
— | — | Белл/Агуста BA609 |
ПТ6К-67С | 4, 1 / 1, 2 | 1,100 | 820 | 0.49 | 300 | — | — | — | Агуста А 139 | ||
ПТ6Т-3Б/БФ | 2 × 3, 1 / 1, 1 | 1,800 | 1,300 | 0.6 | 360 | — | 43,5 дюйма 110 см |
65,8 дюйма 1,67 м |
668 | 303 | Белл 412 /SP/HP/EP |
PT6T-3D/DF | 2 × 3, 1 / 1, 1 | 1,800 | 1,300 | 0.595 | 362 | — | 692–681 | 314–309 | Белл 412 /SP/HP/EP | ||
ПТ6Т-6 | 2 × 3, 1 / 1, 1 | 1,875 | 1,398 | 0.591 | 359 | — | 660 | 300 | Bell 212 , 412 /SP/HP/EP, Сикорский С-58 Т | ||
ПТ6Т-68 | 2 × 3, 1 / 1, 1 | 1,970 | 1,470 | 0.591 | 359 | — | 665 | 302 | Белл 412 л.с. |
- ^ компрессор / турбина ВД, НД
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Двигатель ПТ6 – Легенда» . PT6 Нация . Пратт и Уитни Канада. Архивировано из оригинала 19 февраля 2013 года.
- ^ Jump up to: а б «GE и Textron объединяются, чтобы создать новый турбовинтовой двигатель для самолетов» . Рейтер . 16 ноября 2015 г.
- ^ Власть - История Pratt & Whitney Canada, Кеннет Х. Салливан и Ларри Милберри, CANAV Books 1989, ISBN 0-921022-01-8 , с. 116
- ^ Jump up to: а б с https://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1990/1990%20-%200238.html?search=pt6%20phenomenon [ мертвая ссылка ]
- ^ «Грязная дюжина» Пратта . Неделя авиации и космические технологии : 42–43.
- ^ Власть - История Pratt & Whitney Canada, Кеннет Х. Салливан и Ларри Милберри, CANAV Books 1989, ISBN 0-921022-01-8 , с. 132
- ^ Власть - История Pratt & Whitney Canada, Кеннет Х. Салливан и Ларри Милберри, CANAV Books 1989, ISBN 0-921022-01-8 , с. 290
- ^ «Маленький паровозик, который мог… и сделал» . Деловая авиация сейчас. Сеть «Авиационная неделя» . 30 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Дискуссия с президентом Pratt & Whitney Canada Джоном Саабасом» . ЭйрИнсайт. 9 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ «GE Aviation представляет стратегию свержения PT6» . Полет Глобал . 25 июля 2016 г.
- ^ Стивен Тримбл (22 мая 2017 г.). «Начнутся основные технологические испытания для замены PT6» . Полет Глобал .
- ^ Пол Джексон (23 мая 2017 г.). «PT6 – Двигатель перемен?» . ШоуНовости . Сеть «Неделя авиации».
- ^ Гай Норрис (12 октября 2017 г.). «PWC открывает новый механизм роста PT6» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «Газотурбинная электростанция» .
- ^ https://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1958/1958%20-%200224.html?search=february%20armstrong%20siddeley%20motors [ мертвая ссылка ]
- ^ https://www.flightglobal.com/FlightPDFArchive/1990/1990%20-%200242.PDF [ мертвая ссылка ]
- ^ «Диффузор центробежного компрессора» .
- ^ Бэджер, М.; Жюльен, А.; ЛеБлан, AD; Мустафа, Ш.; Прабху, А.; Смайлис А.А. (25 февраля 2015 г.). «Двигатель ПТ6: 30 лет развития технологии газовых турбин» . Том 1: Авиационный двигатель; морской пехотинец; Турбомашины; Микротурбины и малые турбомашины . Цифровая коллекция Американского общества инженеров-механиков. дои : 10.1115/93-GT-006 . ISBN 978-0-7918-7888-0 – через asmedigitalcollection.asme.org.
- ^ «Турбинный двигатель с принудительной предварительной закруткой на входе в компрессор» .
- ^ Jump up to: а б «Двигатель, опережающий свое время» . PT6 Нация . Пратт и Уитни Канада.
- ^ Томас А. Хорн (декабрь 2013 г.). «ПТ6 в 50 лет» . Пилот АОПА : Т-7.
- ^ «Турбовинтовой двигатель PT6 канадской компании Pratt & Whitney отмечает 40 лет успеха в полете» (пресс-релиз). Пратт и Уитни Канада. 18 июня 2001 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ: Pilatus PC-12 — Сила одного» . рейсглобальный. 21 сентября 2004 г.
- ^ «Оценка одномоторных турбинных самолетов, перевозящих пассажиров в полете по ППП или в ночное время по ПВП» . Транспорт Канады . 16 января 2012 г.
- ^ Майк Гержаничс (6 июня 2016 г.). «Летные испытания: впереди модернизированный Pilatus PC-12» . рейсглобальный.
- ^ «Планирование TBO и HSI двигателя PT6A» . Пратт и Уитни Канада.
- ^ Джон Крофт (12 июля 2017 г.). «Функция автоматического тяги обеспечивает управление турбовинтовым двигателем без помощи рук» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «Pratt & Whitney представляет первую двухканальную интегрированную электронную систему управления воздушным винтом и двигателем на рынке турбовинтовых двигателей авиации общего назначения» (пресс-релиз). Пратт и Уитни. 21 октября 2019 г.
- ^ «Daher запускает очень быстрый турбовинтовой самолет TBM 960 с цифровой мощностью» (пресс-релиз). Дахер. 5 апреля 2022 г.
- ^ «Турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney PT6A-42» . Турбокарт.com . Архивировано из оригинала 22 октября 2017 года . Проверено 9 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Сертификат типа Pratt & Whitney Canada серии PT6» (PDF) . RGL.FAA.gov . Федеральное управление гражданской авиации . 21 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «ПТ6А» . PWC.ca. Пратт и Уитни Канада .
- ^ «Главная | СИПРИ» . www.sipri.org . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ «Сертификат типа двигателей Pratt and Whitney Canada серии PT6A-41» (PDF) . ЕАСА . 31 августа 2007 г.
- ^ «Сертификат типа серии PT6A -64/-66/-67/-68» (PDF) . RGL.FAA.gov . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 28 ноября 2009 г.
- ^ «Информация о паспорте сертификата типа PT6» . RGL.FAA.gov . Федеральное управление гражданской авиации .
- ^ Билл Килпатрик (август 1967 г.). «Большой паровоз, который почти справился» . Популярная механика . Журналы Hearst: 69–71. ISSN 0032-4558 . Проверено 26 июня 2011 г.
- ^ «Лотус, Пратт и Уитни 56Б» . Исследовательские гонки . Гран-при Гонки онлайн.
- ^ «Лотус 56Б Пратт и Уитни» . F1Technical.net . F1 Технический.
- ^ «DHC-2T Turbo Beaver» (Пресс-релиз). Викинг Эйр. 24 октября 2018 г.
- ^ "Pratt & Whitney Canada PT6 в разрезе" . Музей авиации Новой Англии .
- ^ Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
- ^ «Газотурбинные двигатели» (PDF) . Авиационная неделя . 28 января 2008 г. стр. 137–138. Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2018 года . Проверено 26 июля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «ПТ6А» . Пратт и Уитни Канада .
- «ПТ6Б» . Пратт и Уитни Канада .
- «ПТ6С» . Пратт и Уитни Канада .
- «Сертификат типа Embraer EMB-110» (PDF) . Национальное агентство гражданской авиации Бразилии . 20 декабря 1972 года.
- Как ремонтируют турбины ПТ-6 . AVweb. 14 августа 2015 г. - через YouTube.
- Пол Берторелли (17 августа 2015 г.). «Видео: Как проводится капитальный ремонт турбин ПТ-6» . AVweb .