де Хэвилленд Канада Дэш 7
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2018 г. ) |
Дэш 7 | |
---|---|
![]() | |
Brymon Airways Dash 7 в 1983 году | |
Роль | STOL Региональный авиалайнер |
Национальное происхождение | Канада |
Производитель | де Хэвилленд Канада |
Первый полет | 27 марта 1975 г. |
Введение | 3 февраля 1978 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Различные авиакомпании Канадские вооруженные силы Армия США ВМС Венесуэлы |
Произведено | 1975–1988 |
Количество построенных | 113 |
Развитый в | Де Хэвилленд Канада Дэш 8 |
De Havilland Canada DHC-7 , широко известный как Dash 7 , представляет собой с турбовинтовым региональный авиалайнер двигателем и характеристиками короткого взлета и посадки (STOL). Были построены варианты на 50–54 места. Впервые он совершил полет в 1975 году и производился до 1988 года, когда материнская компания de Havilland Canada была куплена Boeing в 1986 году и позже продана Bombardier . В 2006 году Bombardier продала сертификат типа конструкции самолета из Виктории производителю Viking Air .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1960-х годах компания de Havilland Canada уже была хорошо известна во всем мире благодаря своей серии высокопроизводительных самолетов взлета и посадки, в частности, очень популярных DHC-2 Beaver и DHC-6 Twin Otter . Однако эти самолеты, как правило, были довольно небольшими и обслуживали отдаленные маршруты, в отличие от более загруженных региональных авиалайнеров , которые уже хорошо обслуживались более крупными турбовинтовыми самолетами с более высокими характеристиками, такими как Fokker F27 , Fairchild F-27 , Convair 580 , Convair 600. и Hawker Siddeley 748 .
Сотрудники компании de Havilland Canada почувствовали, что могут косвенно конкурировать с этими разработками. Благодаря превосходным характеристикам взлета и посадки их конструкции могли летать в меньшие аэропорты, расположенные в центрах городов, а также в меньшие, отдаленные, более строгие аэропорты, имеющие взлетно-посадочные полосы, которые другие самолеты не могли бы легко использовать (грунтовые, неулучшенные). Первоначальная спецификация предусматривала создание самолета, способного перевозить 40 пассажиров и работающего с взлетно-посадочными полосами длиной всего 2000 футов (610 м). [ 1 ] и рассчитан на возможность при полной загрузке пассажиров пролететь 700 морских миль (1296км), [ 1 ] или диапазон 805 статутных миль. [ Примечание 1 ]
Когда в 1970-е годы вступили в силу новые ограничения по шуму, [ 1 ] самолет, предназначенный для этой роли, также должен быть очень тихим. Шум гребного винта зависит от длины и хорды лопасти, а также от скорости ее вращения. Чтобы соответствовать этим новым правилам, в новой конструкции использовались гребные винты гораздо большего (увеличенного размера), предназначенные для вращения с меньшей скоростью, чем обычно. Большая часть проблемного звука типичного пропеллера генерируется на кончиках лопастей, которые вращаются со скоростью звука или чуть ниже нее. При использовании лопастей гребного винта увеличенного размера нет необходимости, чтобы кончик лопасти достигал скорости, близкой к скорости звука, и поэтому скорость вращения можно уменьшить без ущерба для тяги. При снижении скорости этот шум существенно снижается. Dash 7 часто приземлялся всего на 900 об/мин и взлетал только на 1210 об/мин.

В остальном новый DHC-7 представлял собой по сути более крупную четырехмоторную версию Twin Otter: общая компоновка осталась аналогичной, с большим удлинением , высокорасположенным крылом и аналогичными деталями кабины и профиля носовой части. Изменения включали добавление герметизации кабины (требующей перехода на фюзеляж с круглым поперечным сечением), шасси, которое складывалось вперед во внутренние мотогондолы, и большого Т-образного хвостового оперения, предназначенного для того, чтобы руль высоты не касался винта во время взлета. Twin Otter -выкл. ( хвостовое оперение имело крестообразную форму).
В Twin Otter были установлены флапероны , которые опускали элероны как часть закрылков, но они не были включены в Dash 7 из-за веса и сложности. Вместо этого элероны были уменьшены в размерах, чтобы обеспечить большую площадь закрылков, и были дополнены двумя наборами креновых интерцепторов, или « спойлеронов ». Внутренние спойлеры работают на всех скоростях. в то время как подвесные спойлеры крена работают только на скоростях менее 130 узлов, что позволяет лучше контролировать крен на более медленных скоростях. При приземлении как внутренний, так и внешний интерцепторы выдвигаются одновременно, помогая разрушить подъемную силу, создаваемую крылом. Каждое крыло также включает в себя два наземных спойлера, которые выдвигаются только при приземлении. Большую часть задней кромки занимает сложная конструкция двойных закрылков Фаулера, обеспечивающая высокую подъемную силу на низкой скорости. Во время типичной посадки при взлете и посадке закрылки устанавливаются в положение 45°, создавая большую подъемную силу и сопротивление, что позволяет выполнять более крутое снижение и меньшую скорость захода на посадку. В зависимости от веса скорость V REF с закрылками под углом 45° составляет от 70 до 85 узлов. При приземлении с помощью «переключателей приседания» на главной передаче закрылки автоматически убираются в положение 25 °, тем самым уменьшая подъемную силу при выходе на взлетно-посадочную полосу и обеспечивая лучшую эффективность торможения. Закрылки также убираются на 25° при увеличении мощности двигателя во время полета. процедура ухода на второй круг . Четырехмоторная компоновка способствует подъему на малых скоростях за счет широкого размаха винтов, обдувающих крыло воздухом («промывка винтами»). Когда обратная тяга при приземлении выбирается , винты меняют угол наклона, толкают воздух вперед и очень эффективно замедляют самолет вместе с противоюзовыми тормозами основных колес. Что еще более важно, в случае отказа двигателя асимметричная тяга будет намного меньше, чем в двухдвигательной схеме, что повышает безопасность и позволяет снизить минимальную скорость управления при неработающем двигателе.
Операционная история
[ редактировать ]


Разработка началась в 1972 году, а первый полет прототипа состоялся 27 марта 1975 года. Испытания прошли гладко, и 3 февраля 1978 года состоялась первая поставка компании Rocky Mountain Airways. Dash 7 позволил Rocky Mountain Airways выполнять регулярные пассажирские авиаперевозки из Денвера. Эйвон в порт взлета и посадки в Колорадо, который контролировался авиакомпанией. Порт взлета и посадки Эйвона был расположен в горной долине в непосредственной близости от горнолыжного курорта Вейл, штат Колорадо . Еще одним близлежащим аэродромом горнолыжного курорта, обслуживаемым Rocky Mountain Airways рейсами Dash 7 из Денвера, был аэропорт Стимбот-Спрингс в Колорадо. Имея относительно короткую взлетно-посадочную полосу (4452 фута) и высоту аэродрома (6882 фута), Dash 7 хорошо подходил для полетов из аэропорта, расположенного в Скалистых горах. Выполняя рейсы как Continental Express по соглашению о код-шеринге с Continental Airlines , Rocky Mountain Airways также эксплуатировала Dash 7 в аэропорт Теллурайд, расположенный в горах Сан-Хуан на юго-западе Колорадо. Этот горный аэропорт имеет высоту аэродрома 9 078 футов, что делает его одним из самые высокие аэропорты США [ 3 ]
Аэропорт Капалуа на острове Мауи , Гавайи, был построен компанией Hawaiian Airlines с взлетно-посадочной полосой длиной 3000 футов специально для полетов Dash 7. Регулярные пассажирские рейсы на новых турбовинтовых самолетах Dash 7 начались 1 марта 1987 года. В 1993 году этот частный аэропорт был приобретен штатом Гавайи.
К 1984 году было поставлено сто турбовинтовых двигателей Dash 7, когда производственная линия была приостановлена в пользу Dash 8 . Еще 13 самолетов были поставлены в период с 1984 по 1988 год, когда производственные линии были демонтированы после того, как Boeing купил компанию. Последний Dash 7 купила компания Tyrolean Airways . [ 4 ]
Оригинальная серия 100 представляет собой подавляющее большинство поставленных самолетов и представлена двумя моделями; пассажирский вариант ДХК-7-102 и комби -103 с увеличенной грузовой дверью. За ними последовала серия 110, отвечавшая требованиям британского CAA, включая -110 и -111, и, наконец, серия 150, которая включала дополнительный запас топлива и улучшенный салон в -150 и -151. Планировалось создать серию 200 с новыми двигателями PT6A-50/7, которые улучшали бы высокую мощность, но эти планы были отложены, когда Boeing прекратил производство этой конструкции.
Сочетание функций Dash 7 имело ограниченный коммерческий успех. Большинство эксплуатантов турбовинтовых самолетов пригородных авиакомпаний использовали эти самолеты в качестве фидерных лайнеров в крупных аэропортах, где характеристики взлета и посадки не считались важными. По сравнению с другими фидерными лайнерами четыре двигателя Dash 7 требовали вдвое большего обслуживания, чем двухмоторная модель, что приводило к увеличению эксплуатационных расходов. Наконец, те аэропорты, которым действительно требовалась высокопроизводительная операция короткого взлета и посадки, как правило, были небольшими и хорошо обслуживались Twin Otters; Если бы аэропорту требовался более крупный самолет для обслуживания своей клиентской базы, он бы построил более длинную взлетно-посадочную полосу. Единственным исключением из этого правила были операции в аэропорту Лондон-Сити (LCY), который после открытия в 1987 году был способен принимать несколько других типов самолетов, кроме Dash 7, из-за его относительно короткой взлетно-посадочной полосы и крутого захода на посадку. Взлетно-посадочная полоса в LCY впоследствии была удлинена, а угол захода на посадку несколько уменьшен и с тех пор принимает такие авиалайнеры, как Airbus A220 , Airbus A318 , British Aerospace BAe 146. и Embraer 190 типов. Критерии шума остаются строгими по сравнению с другими международными аэропортами.
Dash 7 также получил ряд военных заказов. Первый из них предназначался для двух самолетов для канадских вооруженных сил , которым они были нужны для перевозки высокопоставленных пассажиров и грузов по Европе. Эти самолеты получили обозначение CF CC-132 и были доставлены в 412-ю транспортную эскадрилью на базе канадских вооруженных сил Лар в Западной Германии . [ 5 ]
Армия США использует несколько самолетов Dash 7 в качестве платформ наблюдения с обозначением EO-5C (до 2004 г. RC-7B). [ 6 ] по программе Airborne Reconnaissance Low.
Transport Canada использует один самолет DHC-7-150IR для проведения морского наблюдения, мониторинга загрязнения и ледового патрулирования в рамках Национальной программы воздушного наблюдения Transport Canada. База базирования самолета — Оттава, Онтарио . Летом этот самолет осуществляет патрулирование канадской Арктики, Аляски и Гренландии. Осенью и зимой этот самолет по мере необходимости осуществляет патрулирование Великих озер и восточного или западного побережья Канады.
Разработка гораздо более «традиционной» двухмоторной конструкции началась в Де Хэвилленде в 1978 году, в результате чего появился чрезвычайно популярный Dash 8 . Производственная линия DHC-7 в конечном итоге поставила 113 единиц, из которых шесть были потеряны, а один списан. Многие из остальных остаются в строю. [ 7 ]
Американская группа Wilco выпустила песню «Dash 7» на своем альбоме AM 1995 года.
Варианты
[ редактировать ]
- ДХК-7-1
- Прототипы, построено два
- ДХК-7-100
- Серийный пассажирский вариант с максимальной вместимостью 54 пассажира (взлетная масса 43 000 фунтов или 20 000 кг)
- ДХК-7-101
- Серийный пассажирско-грузовой вариант с максимальной вместимостью 50 пассажиров и левой передней грузовой дверью (взлетная масса 43 000 фунтов или 20 000 кг)
- ДХК-7-102
- Серийный пассажирский вариант с максимальной вместимостью 54 пассажира (взлетная масса 44 000 фунтов или 20 000 кг)
- ДХК-7-103
- Серийный пассажирско-грузовой вариант с максимальной вместимостью 50 пассажиров и левой передней грузовой дверью (взлетная масса 44 020 фунтов или 19 970 кг)
- ДХК-7-110
- DHC-7-102 сертифицирован для использования в Великобритании.
- ДХК-7-111
- DHC-7-103 сертифицирован для использования в Великобритании.
- ДХК-7-150
- Улучшенная версия 1978 года с большей полной массой, увеличенным запасом топлива и улучшенными удобствами для пассажиров.
- ДХК-7-150ИР
- Одна серия 150, модифицированная в 1986 году для Transport Canada для патрулирования ледовой обстановки и загрязнения канадской Арктики.
- СС-132
- Канадское военное обозначение серии 102/103.
- О-5А АРЛ-I (Воздушная разведка малой мощности - IMINT)
- Преобразовано компанией California Microwave Incorporated, 1991–92 гг.
- ЭО-5Б АРЛ-С (воздушная разведка малой мощности - КОМИНТ)
- Военное обозначение США для серии 102
- ЭО-5С АРЛ-М (Воздушная разведка малой мощности - мультисенсорный)
- Преобразовано компанией California Microwave Incorporated в 1996 г.
- RC-7B АРЛ-М (Воздушная разведка малой мощности - мультисенсорная)
- Переименован в ЭО-5С в 2004 г.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]С самолетом de Havilland Canada DHC-7 произошло шесть аварий (и всего 10 происшествий), в результате которых погибло 68 человек. [ 7 ]
- 28 апреля 1982 г. - самолет Aerovías Nacionales de Honduras DHC-7-103 был угнан в международном аэропорту Ле-Сейба-Голосон в Гондурасе без человеческих жертв. [ 8 ]
- 9 мая 1982 года — самолет Alyemda DHC-7-103 упал в море недалеко от международного аэропорта Адена в Йемене , в результате чего погибли 23 из 49 находившихся на борту. [ 9 ]
- 23 июня 1982 г. - самолет DHC-7 Henson Airlines был угнан в аэропорту Стонтон-Шенандоа-Вэлли в Вирджинии , никто не погиб. [ 10 ]
- 15 февраля 1983 г. - рейс 252 DHC-7-102 авиакомпании Rio Airways был угнан в Нуэво-Ларедо , Мексика , ни один из 20 находившихся на борту самолетов не пострадал. [ 11 ]
- 6 мая 1988 г. - рейс 710 DHC-7-102 Видероэ разбился на склоне холма во время плохой погоды недалеко от аэропорта Брённёйсунд в Норвегии , в результате чего на борту погибли 36 человек. [ 12 ]
- 28 ноября 1998 г. - самолет DHC Aviation Leasing Group DHC-7-102 разбился из-за отказа двигателя во время испытательного полета недалеко от Эшбертона , Великобритания, в результате чего погиб экипаж из двух человек. [ 13 ]
- 23 июля 1999 г. - самолет DHC-7-102 (O-5A) армии США врезался в гору недалеко от Орито в провинции Путумайо в Колумбии , в результате чего погибли все семеро находившихся на борту. [ 14 ]
- 7 сентября 1999 г. - самолет Skyline Indonesia DHC-7-102 был поврежден при приземлении на брюхо в аэропорту Порт-Харкорта, на борту находились 19 человек (без погибших). [ 15 ]
- 4 сентября 2002 г. - рейс 897 DHC-7-102 компании Asian Spirit соскользнул с взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Манила-Ниной Акино , на борту находились 49 человек (без погибших). [ 16 ]
- 1 мая 2006 г. - Trans Capital Air ( чартерная компания из Торонто ) для Миссии Организации Объединенных Наций в Либерии (МООНЛ) DHC-7-102 совершил аварийную посадку в аэропорту Зведру в Либерии после того, как его шасси не выдвинулось, на борту находились 40 человек. (37 эфиопских солдат) все не пострадали. [ 17 ]
Операторы
[ редактировать ]Текущая авиакомпания и другие операторы
[ редактировать ]
По состоянию на июль 2018 года в коммерческой эксплуатации находится в общей сложности 17 самолетов Dash 7 (все варианты). Остальные самолеты остаются в других службах. [ 18 ] [ 19 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Эйр Атлантик
- ЭйрБК
- Интенсивность воздуха
- Сити Экспресс
- Время Воздух
- Транс Капитал Эйр
- Wardair (оба самолета получили название «Дон Браун»)
- Путешественник Эйрвэйз
- Азиатский дух
- Zest Airways (ранее Asian Spirit, теперь Air Asia Zest)
- Эйр Орегон
- Air Pacific (США) (пригородная авиакомпания, базирующаяся в Калифорнии, приобретенная Golden Gate Airlines )
- Air West (пригородный авиаперевозчик в Техасе, не путать с Hughes Air West ) [ 22 ]
- Эйр Висконсин
- Аллегейни Коммутер
- Атланта Экспресс Авиакомпания Корп.
- Atlantic Southeast Airlines (ASA) (впоследствии переименованная в ExpressJet )
- Continental Express (обслуживается Rocky Mountain Airways в рамках код-шеринга для Continental Airlines )
- Crown Airways (обслуживает пригородные рейсы Аллегейни )
- Delta Connection (обслуживается компаниями Atlantic Southeast Airlines (ASA) и Rio Airways в рамках код-шеринговых услуг для Delta Air Lines )
- Era Aviation (оперировала код-шеринговую услугу для Alaska Airlines на Аляске)
- Голден Гейт Эйрлайнз
- Голден Вест Эйрлайнз
- Гольфстрим Интернэшнл Эйрлайнз
- Гавайские авиалинии
- Henson Airlines (обслуживает код-шеринговую службу для Piedmont Airlines )
- MarkAir Express (обслуживает код-шеринговую службу для MarkAir на Аляске)
- Maverick Airways (управляет код-шеринговой услугой в Колорадо для текущей версии Frontier Airlines )
- Pan Am Express (обслуживается Ransome Airlines для Pan Am по соглашению о код-шеринге )
- Авиакомпания Парадайз Айленд
- Рэнсом Эйрлайнз
- Рио Эйрвэйз
- Rocky Mountain Airways – первый клиент по всему миру
- Росс Авиация
- Trans World Express (обслуживается Ransome Airlines от имени TWA по соглашению о код-шеринге )
Другие гражданские операторы
[ редактировать ]
Британская антарктическая служба использует единственный Dash 7 для поддержки своей исследовательской программы в Антарктиде . Самолет выполняет регулярные челночные рейсы между Стэнли на Фолклендских островах или Пунта-Аренас в Чили и исследовательской станцией Ротера на острове Аделаида . Он также курсирует до ледяной взлетно-посадочной полосы логистического комплекса Sky Blu на материковой части Антарктики. [ 23 ]
Военные операторы
[ редактировать ]- Канадские вооруженные силы (два доставлены в 1979 году в Канадскую службу воздушной мобильности для использования в CFB Lahr, летали до 1987 года - заменены на DHC-8) [ 24 ]
- ВМС Венесуэлы (один поставлен в 1982 г.)
Технические характеристики
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982–83 гг. [ 25 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 50–54 пассажира.
- Длина: 80 футов 7,75 дюйма (24,5809 м)
- Размах крыльев: 93 фута 0 дюймов (28,35 м)
- Высота: 26 футов 2 дюйма (7,98 м)
- Площадь крыла: 860 кв. футов (80 м 2 )
- Профиль : корень: NACA 63A418 мод ; Совет: мод NACA 63A415. [ 26 ]
- Пустой вес: 27 690 фунтов (12 560 кг)
- Максимальный взлетный вес: 44 000 фунтов (19 958 кг)
- Силовая установка: 4 двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-50 турбовинтовых мощностью 1120 л.с. (840 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 231 узел (266 миль в час, 428 км/ч)
- Дальность действия: 690 миль (790 миль, 1280 км) (с 50 пассажирами и багажом)
- Практический потолок: 21000 футов (6400 м) (25000 футов (7620 м) без пассажиров) [ 27 ]
- Скорость набора высоты: 1120 футов/мин (5,7 м/с) (по маршруту, закрылки и шасси подняты)
- Длина взлетной площадки: 2260 футов (689 м) [ 28 ]
- Длина посадочной площадки: 1950 футов (594 м) [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-24
- АТР 42
- Конвэйр 540/580/600/640
- Дорнье 328
- Фоккер F27
- Хоукер Сиддели HS 748
- Можно получить 340
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Малькольм Гинзберг (21 мая 2020 г.). «De Havilland Canada Dash 7: Авиалайнер с возможностью взлета и посадки» . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «DHC-7 Dash 7» . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ http://www.departedflights.com , 1 февраля 1987 г. Расписание системы Continental Airlines.
- ^ «Боинг де Хэвилленд (Канада)» . Журнал «Полет» . Флайтглобал. 29 апреля 1989 года.
- ^ "Де Хэвилленд CC-132 Dash 7." ВВС Канады , 6 апреля 2004 г. Дата обращения: 27 августа 2008 г.
- ^ «Нестандартные обозначения самолетов Министерства обороны США». обозначение-systems.net . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «База данных сети авиационной безопасности: de Havilland Canada DHC-7». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 7 января 2013 г.
- ^ «Отчет об аварии 19820428-0». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «Отчет об аварии 19820509-1». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «Отчет об аварии 19820623-0». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «Отчет об аварии 19830215-0». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «Отчет об аварии 19880506-0». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «Отчет об аварии 19981128-0». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «Отчет об аварии 19990723-1». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «Отчет об аварии 19990907-0». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «Отчет об аварии 20020904-0». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «Отчет об аварии 20060501-0». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ "Рекорд DHC-7". CH-Авиация . Проверено: 27 апреля 2012 г.
- ^ «Всемирная перепись авиакомпаний 2018» . Flightglobal.com . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ «Полет Глобал» . 23 ноября 2022 г.
- ^ «DHC-7 Dash 7. Самолет De Haviiland, Южная Африка» .
- ^ «DAL85введение» .
- ^ «Возможности самолетов» Британской антарктической службы . 2023. Дата обращения: 31 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Canadian Aerospace — Фон — DeHavilland Canada Dash 7». Канадско-американский стратегический обзор через «Архив» , 11 октября 2009 г. Дата обращения: 18 октября 2009 г.
- ^ Тейлор 1982, стр. 29–30.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Утвержденное руководство по летной эксплуатации Dash 7
- ^ Jump up to: а б XdH Авиационные услуги
Библиография
[ редактировать ]- Хардинг, Стивен (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Канадские связи: склонность авиации армии США к канадским типам». Энтузиаст авиации (84): 72–74. ISSN 0143-5450 .
- Хотсон, Фред В. История Де Хэвилленд Канада . Торонто: Canav Books, 1983. ISBN 978-0-9690703-2-0 .
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]