Сама (суфизм)
Такой же | |
---|---|
Середина | Пение, игра на инструментах, танцы, чтение стихов и молитв. |
Зародившаяся культура | Суфий |
Церемония Мевлеви Сема | |
---|---|
Страна | Турция |
Ссылка | 00100 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (3-я сессия) |
Список | Представитель |
Сама ( турецкий : Сема ; персидский , урду и персидский : سَماع , латинизированный : sama' и ) — суфийская церемония, выполняемая в рамках медитативной и молитвенной практики зикра . [ нужны разъяснения ] Сама означает «слушание», а зикр означает «воспоминание». [ 1 ] Эти выступления часто включают в себя пение, игру на инструментах, танцы, чтение стихов и молитв, ношение символических нарядов и другие ритуалы. Сама — особенно популярная форма поклонения в суфизме.
В 2005 году ЮНЕСКО признала « Церемонию Мевлеви Сама» Турции одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества . [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин сама происходит от глагола-корня, означающего принятие традицией , от которого произошли слова سَمْع ( сам' и ) и слушание ( «истима» и , слушание), часто в сочетании с نَقْل ( naql и ) и подражание ( таклид и , традиция). [ 3 ] Возможно, оно использовалось с десятого века для обозначения разновидности зикра (воспоминания о Боге ), церемонии, используемой различными суфийскими орденами, особенно орденом Чишти на субконтиненте . Часто это включает в себя молитву, песни и танцы. [ 4 ] Альтернативной этимологией Семы может быть греческое σῆμα — sêma, что означает могила, значимая или сигнальная (например, семантика , полисемия ).
Источник
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Возникновение Сама в суфийском Ордене Мевлеви приписывают Руми , суфийскому мастеру и создателю Мевлеви . История создания этой уникальной формы зикра такова: однажды Руми шел по городскому рынку и услышал ритмичный стук молотков. Считается, что Руми услышал зикр لا إله إلا الله « ла иляха илаллах » или по-английски: «Нет бога, кроме Аллаха» в учениках, отбивающих золото, и был настолько очарован счастьем, что протянул обе руки. и начал кружиться ( суфийское кружение ). практика Сама и дервиши ордена Мевлеви Так родилась .
Точно так же Абу Саид (357 г.х.) (967 г. н.э.) родился в Майхане, городе недалеко от Сараха в Иране, на границе с Туркменистаном. Он известен тем, что установил правила поведения в ханаке , а также введением музыки (сама), поэзии и танцев как части суфийского коллективного религиозного ритуала зикра.
Текущая практика
[ редактировать ]Мевлеви
[ редактировать ]Вращающиеся дервиши ордена Мевлеви , вероятно, являются самыми известными практиками Сама. Практикующие сема Мевлеви - это взрослые посвященные в орден, который исторически означал только мужчин. Участники движутся группой по кругу, одновременно поворачиваясь каждый по отдельности.
Искусство – это «самовыражение», а Сама – это «бескорыстное выражение», опыт «фанаа». Фанаа (араб. فناء fanāʾ) в суфизме — это «уход» или «уничтожение» личности.
Алеви/Бекташи
[ редактировать ]Сема занимает видное место в церемониях алевитской общины Турции и тесно связанного с ней Ордена Бекташи .
Наиболее распространенные формы алеви-сема включают кырклар семахи (сема сорока) и турналар сема (журавлиная сема). Их исполняют как подростки мужского, так и женского пола, часто в смешанных группах, при этом участники поворачиваются лицом друг к другу в парах или небольших группах и не обязательно кружатся поодиночке. Многие кемевлери ( дома собраний алеви ) организовали группы сема, которые выступают на таких мероприятиях, как ежегодный фестиваль Хаджи Бекташ Вели .
Таннура
[ редактировать ]В Египте форма Сама Мевлеви известна как таннура и была принята (с некоторыми изменениями) и другими суфийскими орденами. Его также исполняют как народный и концертный танец .
Символизм
[ редактировать ]Сама представляет собой мистическое путешествие духовного восхождения человека через разум и любовь к совершенству. Обращаясь к истине, последователь растет благодаря любви, оставляет свое эго, находит истину и достигает совершенства. Затем он возвращается из этого духовного путешествия как человек, достигший зрелости и большего совершенства, чтобы любить и служить всему творению. Руми сказал о Сама': «Для них это Сама' этого мира и другого. Еще больше для круга танцоров внутри Сама', которые вращаются и имеют посреди себя свою Каабу». Это роднит Сама с паломничеством в Мекку, поскольку оба они призваны приблизить всех, кто в нем участвует, к Богу.
Компоненты
[ редактировать ]Сама делает упор на пение, но также включает игру на инструментах, особенно для вступления и аккомпанемента. [ 5 ] Однако используются только инструменты, которые имеют символическое значение и не считаются оскверненными. Наиболее распространенными из них являются бубен, колокольчики и флейта. [ 6 ] Часто оно включает в себя пение гимнов, называемых гавль и бейт . [ 7 ] Поэзия также часто включается в церемонию, потому что, хотя она сама по себе недостаточна, она помогает в духовном созерцании. Любую поэзию, даже эротическую, можно применить к Богу и, таким образом, использовать для этой церемонии. Однако сердце слушателя прежде всего должно быть чистым, иначе танцевальные компоненты сама' наполнят этих людей похотью, а не любовью к Богу. Кроме того, любовь к человеку, а не к Богу, затуманивает разум человека, когда он слушает эротическую поэзию. [ 6 ] С этой целью никогда не используются аяты Корана, и не только потому, что их смысл несколько притупляется из-за повторения. Стихи Корана никогда не следует подвергать размышлениям, а также не следует украшать или импровизировать каким-либо образом, чтобы они оставались священными текстами. [ 6 ]
Цель
[ редактировать ]Сама — это средство медитации на Бога посредством сосредоточения внимания на мелодиях и танце. Оно пробуждает в человеке любовь к Богу, очищает душу и является способом найти Бога. Говорят, что эта практика раскрывает то, что уже есть в сердце, а не вызывает эмоции. [ 1 ] Все сомнения человека исчезают, и сердце и душа могут напрямую общаться с Богом. [ 8 ] Непосредственной целью сама является достижение ваджда , состояния экстаза, подобного трансу. [ 9 ] Физически это состояние может включать в себя различные и неожиданные движения, возбуждение и все виды танцев. [ 1 ] Другое состояние, которого люди надеются достичь посредством сама, — это хамра , что означает «духовное опьянение». В конечном итоге люди надеются достичь раскрытия тайн и получить духовные знания посредством ваджда . [ 10 ] Иногда переживание ваджда становится настолько сильным, что возникает обморок или даже, в крайних случаях, смерть. [ нужна ссылка ] , происходит.
Этикет
[ редактировать ]Ожидается, что участники сама будут хранить молчание и неподвижность и будут контролироваться на протяжении всей церемонии, если только не произойдет ваджд. [ 6 ] Таким образом можно достичь более высокой степени духовного созерцания. Участники должны сдерживать себя от движения и плача до тех пор, пока не достигнут точки, в которой они больше не смогут сдерживаться. На этом этапе можно достичь Ваджда. Очень важно, чтобы трансоподобный опыт ваджда был подлинным, а не поддельным по какой-либо причине. Кроме того, люди должны сохранять правильное намерение, и действия должны присутствовать на протяжении всего сама'; в противном случае они не смогут ощутить ожидаемый положительный эффект церемонии.
Споры
[ редактировать ]Мусульмане придерживаются разных взглядов на проблему сама и использования музыки в целом. Оппоненты, особенно внутри секты салафитов/ваххабитов, настроены критически, в то время как сторонники, в основном среди шиитов, поддерживают его использование. [ 6 ]
Защитники рассматривают пение как необходимую практику для духовного роста. [ 8 ] Аль-Газали написал главу, озаглавленную «О музыке и танцах как вспомогательных средствах религиозной жизни», в которой подчеркнул, что занятия музыкой и танцами приносят пользу мусульманам, если их сердца чисты, прежде чем заниматься этими практиками. [ 11 ]
Оппоненты считают музыку еретическим нововведением или бидой и связывают ее с неверностью. Они сравнивают физические ощущения, испытываемые человеком в состоянии ваджда, с состоянием физического опьянения, и поэтому не оправдывают его. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Каввали - форма сама в Южной Азии.
- Хадра – арабский суфийский зикр
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дюринг, Дж. и Р. Селлхейм. Энциклопедия ислама «Сама», второе издание. Эд. П. Бирман, Т. Бианкис, К. Э. Босворт, Э. Ван Донзель и В. П. Хайнрихс. Брилл Онлайн, 2010.
- ^ «Церемония Мевлеви Сема» . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 года.
- ^ Арабский : قاموس المنجد — Словарь Moungued (бумажный); Персидский : Этимологический словарь иранского глагола - Лейденский индоевропейский этимологический словарь 2 (бумага), Джонни Чунг, Brill Academic.
- ^ Эйвери, Кеннет С. (24 сентября 2004 г.). Психология раннего суфийского сама: слушание и измененные состояния . Рутледж Керзон . стр. 3–4. ISBN 0-415-31106-3 . Проверено 27 марта 2009 г.
- ^ Ланглуа, Тони. «Без названия». Форум по этномедитации 13.2 (2004): 309-11. ДЖСТОР
- ^ Jump up to: а б с д и Льюисон, Леонард. «Священная медитация ислама: Сама в персидской суфийской традиции». Британский журнал этномедитации 6 (1997): 1-33. ДЖСТОР.
- ^ Рашоу, Халил Дж. «Джазн-А Джамаия (Праздник Собрания)». Энциклопедия Ираника
- ^ Jump up to: а б с Грибец, Артур. «Спор о Сама: суфий против законника». Студия Исламика 74 (1991): 43-62.JSTOR.
- ^ Ланглуа, Тони. «Без названия». Форум по этномедитации 13.2 (2004): 309-11. ДЖСТОР.
- ^ Во время, Дж. и Р. Селлхейм. Энциклопедия ислама «Сама», второе издание. Эд. П. Бирман, Т. Бианкис, К. Э. Босворт, Э. Ван Донзель и В. П. Генрихс. Брилл Онлайн, 2010 г.
- ^ Газзали и Клод Филд. Алхимия счастья. Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 1991.