Jump to content

Третье мая 1808 года.

Третье мая 1808 года.
Художник Франсиско Гойя
Год 1814
Середина Холст, масло
Размеры 268 см × 347 см (106 × 137 дюймов) [1]
Расположение Музей Прадо , Мадрид

Третье мая 1808 года в Мадриде (также известное как Третье мая 1808 года в Мадриде или Казни на горе Принсипи Пио , [2] или Расстрелы 3 мая . Широко известный как Третье мая 1808 года .) [1] — картина, завершенная в 1814 году испанским художником Франсиско Гойей , сейчас находится в Музее Прадо в Мадриде. В своей работе Гойя стремился отдать дань памяти сопротивлению Испании армиям Наполеона во время оккупации 1808 года в войне на полуострове . Вместе с сопутствующим произведением такого же размера, «Второе мая 1808 года» (или «Атака мамелюков » ), оно было заказано временным правительством Испании по предложению Гойи вскоре после изгнания французской оккупации и восстановления короля. Фердинанд VII .

Содержание, подача и эмоциональная сила картины обеспечивают ей статус новаторского, архетипического образа ужасов войны. опирается на множество источников как из высокого, так и из популярного искусства, Хотя «Третье мая» оно знаменует собой явный отход от условностей. В отличие от традиций христианского искусства и традиционных изображений войны, она не имеет явного прецедента и признана одной из первых картин современной эпохи. [3] По словам историка искусства Кеннета Кларка , «Третье мая 1808 года » — это «первая великая картина, которую можно назвать революционной во всех смыслах этого слова, по стилю, по сюжету и по замыслу». [4]

«Третье мая 1808 года» вдохновило Джеральда Холтома на создание знака мира и ряда более поздних крупных картин, включая серию Эдуарда Мане и » Пабло Пикассо и «Резню в Корее « Гернику» .

Французский Наполеон I объявил себя Первым консулом Французской Республики 10 ноября 1799 года и короновал себя императором в 1804 году. Поскольку Испания контролировала доступ к Средиземному морю, страна была политически и стратегически важна для французских интересов. Правящий испанский суверен Карл IV считался во всем мире неэффективным. Даже при своем дворе его считали «полоумным королем, который отказывается от государственных забот ради удовольствия от охоты». [5] и рогоносец, неспособный контролировать свою энергичную жену Марию Луизу из Пармы . [6] Наполеон воспользовался слабостью короля, предложив двум странам завоевать и разделить Португалию, при этом Франция и Испания заберут по трети добычи, а последняя треть отойдет премьер-министру Испании Мануэлю де Годуа вместе с титулом принца Испании . Алгарве . Годой был соблазнен и принял предложение французов. Однако он не смог понять истинные намерения Наполеона и не знал, что его новый союзник и соправитель, сын бывшего короля Испании Фердинанд VII , использовал вторжение просто как уловку с целью захватить испанский парламент и трон. Фердинанд намеревался не только убить Годоя во время надвигающейся борьбы за власть, но и принести в жертву жизни его собственных родителей. [5]

«Второе мая 1808 года» было завершено в 1814 году, за два месяца до сопутствующей ему работы «Третье мая 1808 года» . На нем изображено восстание, которое ускорило казни третьего мая.

Под видом усиления испанской армии в ноябре 1807 года 23 000 французских солдат беспрепятственно вошли в Испанию. [7] Даже когда в феврале следующего года намерения Наполеона стали ясны, оккупационные силы не встретили большого сопротивления, за исключением отдельных действий в изолированных районах, включая Сарагосу . [8] Главный командующий Наполеона, маршал Иоахим Мюрат , считал, что Испания выиграет от правителей, более прогрессивных и компетентных, чем Бурбоны , и что брат Наполеона Жозеф Бонапарт должен был стать королем. [9] После того, как Наполеон убедил Фердинанда вернуть испанское правление Карлу IV, последнему не осталось иного выбора, кроме как отречься от престола 19 марта 1808 года в пользу Жозефа Бонапарта.

Мануэль Годой Гойи , герцог Алькудии, принц мира , 1801 год. Годой был премьер-министром Испании во время наполеоновского вторжения в Испанию в 1808 году.

Хотя в прошлом испанский народ признавал иностранных монархов, он глубоко возмущался новым французским правителем. Французский агент в Мадриде писал: «Испания другая. У испанцев благородный и щедрый характер, но они склонны к свирепости и не могут вынести, когда с ними обращаются как с побежденной нацией. самый ужасный и мужественный бунт и самые жестокие эксцессы». [10] 2 мая 1808 года, спровоцированный известием о планируемом высылке во Францию ​​последних членов испанской королевской семьи, жители Мадрида восстали в ходе восстания Дос де Майо . В прокламации, изданной в тот день его войскам маршалом Мюратом, говорилось: «Введенное в заблуждение население Мадрида предалось восстанию и убийствам. Пролилась французская кровь. Она требует мести. Все арестованные во время восстания с оружием в руках, будет расстрелян». [11] Гойя отметил восстание в своей книге «Второе мая» , в которой изображена кавалерийская атака на повстанцев на площади Пуэрта-дель-Соль в центре Мадрида, месте нескольких часов ожесточенных боев. [12] Гораздо более известная из этой пары, картина «Третье мая» иллюстрирует французские репрессии: перед рассветом следующего дня сотни испанцев были схвачены и расстреляны в ряде мест вокруг Мадрида. Гражданская испанская оппозиция сохранялась как характерная черта последовавшей пятилетней войны на полуострове , первой из которых была названа партизанской войной . [9] Нерегулярные испанские войска оказали значительную помощь испанской, португальской и британской армиям, совместно возглавляемым сэром Артуром Уэлсли , который впервые высадился в Португалии в августе 1808 года. Ко времени создания картины общественное воображение превратило бунтовщиков в символы героизма и патриотизма. [13]

Йо ло ви ( я видел это ), в «Бедствиях , войны» лист 44, ок.

Как и другие испанские либералы, Гойя оказался в затруднительном положении из-за французского вторжения. Он поддерживал первоначальные цели Французской революции и надеялся на аналогичное развитие в Испании. Некоторые из его друзей, такие как поэты Хуан Мелендес Вальдес и Леандро Фернандес де Моратин , были явными Afrancesados , термином для сторонников — сотрудников, по мнению многих, — Жозефа Бонапарта. [14] Портрет французского посла, ставшего комендантом Фердинанда Гиймарде, написанный Гойей в 1798 году, выражает личное восхищение. [15] [16] Хотя он и сохранял свое положение придворного художника, для чего была необходима клятва верности Иосифу, Гойя по своей природе обладал инстинктивной неприязнью к власти. [17] Он стал свидетелем покорения своих соотечественников французскими войсками. [18] В эти годы он мало рисовал, хотя опыт оккупации послужил источником вдохновения для рисунков, которые легли в основу его гравюр «Бедствия войны» ( Los desastres de la guerra ). [15]

В феврале 1814 года, после окончательного изгнания французов, Гойя обратился к Временному правительству с просьбой «увековечить посредством его кисти наиболее примечательные и героические действия нашего славного восстания против тирана Европы». [19] Его предложение было принято, Гойя приступил к работе над «Третьим мая» . Неизвестно, был ли он лично свидетелем восстания или репрессий. [12] несмотря на многочисленные более поздние попытки причислить его к событиям того или иного дня. [20]

Описание

[ редактировать ]

Действие «Третьего мая 1808 года» происходит ранним утром после восстания. [21] и сосредоточен на двух массах людей: одна - жестко сбалансированная расстрельная команда , другая - дезорганизованная группа пленников, удерживаемых под дулом пистолета. Палачи и жертвы резко сталкиваются друг с другом в узком пространстве; по словам Кеннета Кларка, «гениальным ходом [Гойя] противопоставил яростное повторение позиций солдат и стальную линию их винтовок разрушающейся неровности их цели». [22] Квадратный фонарь, расположенный на земле между двумя группами, бросает драматический свет на сцену. Самое яркое освещение падает на скрюченных жертв слева, в число которых входит молящийся монах или монах. [23] Справа и в центре холста в очереди на расстрел стоят другие осужденные. [24] Центральная фигура — ярко освещенный человек, стоящий на коленях среди окровавленных трупов уже казненных, широко раскинув руки то ли в призыве, то ли в вызове. Его желто-белая одежда повторяет цвета фонаря. Его простая белая рубашка и загорелое лицо показывают, что он простой чернорабочий. [25]

Справа стоит расстрельная команда, окутанная тенью и нарисованная как монолитное целое. Если смотреть почти сзади, их штыки и киверы образуют беспощадную и неизменную колонну. Большую часть лиц фигур не видно, но лицо человека справа от главной жертвы, испуганно поглядывающего в сторону солдат, выступает репуссуаром позади центральной группы. Не отвлекаясь от накала драмы переднего плана, в ночной дали вырисовывается городской пейзаж со шпилем. [26] вероятно, включая казармы, используемые французами. [27] На заднем плане между склоном холма и киверами виднеется толпа с факелами: возможно, зеваки, возможно, солдаты или жертвы.

и Считается , что второе третье мая были задуманы как части более крупной серии. [28] Письменные комментарии и косвенные доказательства позволяют предположить, что Гойя написал четыре больших полотна, посвященных майскому восстанию 1808 года. В своих мемуарах Королевской академии 1867 года Хосе Каведа писал о четырех картинах Гойи, написанных вторым мая, и о Кристобале Феррисе — художнике и коллекционер Гойи — упомянул еще две картины на эту тему: восстание в королевском дворце и оборону артиллерийских казарм. [28] Современные гравюры являются прецедентами для такой серии. Исчезновение двух картин может свидетельствовать о недовольстве властей изображением народного восстания. [28]

Бедствия войны

[ редактировать ]
Гойи ( No se puede mirar ( На это нельзя смотреть ) в «Бедствиях войны» Los desastres de la guerra ), ок. 1810–1812. Это очень похожая композиция, хотя Гойя был более свободен в выражении в гравюрах, чем в картинах, в которых он больше соответствовал традиционным условностям. [29]

Гойи Серия акватинтных офортов «Бедствия войны » ( Los desastres de la guerra ) не была завершена до 1820 года, хотя большая часть гравюр была сделана в период 1810–1814 годов. Однако альбом гранок, подаренный Гойей другу и находящийся сейчас в Британском музее , дает множество указаний на порядок, в котором были составлены как предварительные рисунки, так и сами гравюры. [30] Группы, идентифицированные как самые ранние, очевидно, появились до заказа двух картин и включают в себя две гравюры с явно связанными композициями (проиллюстрированы), а также я видел это , предположительно сцену, свидетелем которой был Гойя во время поездки в Сарагосу. [31] No se puede mirar ( «На это нельзя смотреть ») явно связано композиционно и тематически; [32] Центральная женская фигура держит руки вытянутыми, но направленными вниз, в то время как другая фигура складывает руки в молитве, а несколько других прикрывают или прячут свои лица. На этот раз солдат не видно даже сзади; видны только штыки их орудий.

( Гойи Y no hay remedio И нет лекарства ) из « Бедствий войны » (Los desastres de la guerra), ок. 1810–1812, прообраз элементов «Третьего мая» . [33]

Y no hay remedio И с этим ничего не поделаешь ») — еще одна ранняя гравюра из чуть более поздней группы, очевидно созданной в разгар войны, когда материалы были недоступны, так что Гойе пришлось уничтожить пластину более ранней пейзажной гравюры, чтобы сделайте это и еще одно произведение из серии «Катастрофы» . На заднем плане изображена расстрельная команда в киверах, на этот раз она видна удаляющейся спереди, а не сзади. [33]

Иконография и изобретения

[ редактировать ]
Эжен Делакруа « Свобода, ведущая народ» , 1830 год. Более поздний образец революционного искусства, сохраняющий идеализированный и героический стиль исторической живописи , с которым Гойя резко порвал. [34]

Поначалу картина вызвала неоднозначную реакцию искусствоведов и историков. Художники ранее были склонны изображать войну в высоком стиле исторической живописи , и негероическое описание Гойи было необычным для того времени. Согласно некоторым ранним критическим мнениям, картина имела технические недостатки: перспектива плоская или жертвы и палачи стоят слишком близко друг к другу, чтобы быть реалистичными. Хотя эти наблюдения могут быть абсолютно верными, писатель Ричард Шикель утверждает, что Гойя стремился не к академической корректности, а, скорее, к усилению общего воздействия произведения. [35]

«Третье мая» отсылает к ряду более ранних произведений искусства, но его сила заключается в его резкости, а не в приверженности традиционным композиционным формулам. [26] Изобразительная искусственность уступает место эпическому изображению неприукрашенной жестокости. Даже современные художники-романтики , которых также интересовали темы несправедливости, войны и смерти, создавали свои картины с большим вниманием к условностям красоты, как это видно в « Теодора Жерико » Плоте Медузы (1818–1819) и Картина Эжена Делакруа 1830 года «Свобода, ведущая народ» . [34]

Деталь правой руки жертвы, на которой видно клеймо — рана, подобная той, которую получил Христос, когда его пригвоздили к кресту. [36]

Картина структурно и тематически связана с традициями мученичества в христианском искусстве, примером чего является драматическое использование светотени , а также обращение к жизни в сочетании с неизбежностью неминуемой казни. [36] Однако живопись Гойи отходит от этой традиции. Работы, изображающие насилие, например работы Хусепе де Риберы , отличаются искусной техникой и гармоничной композицией, которые предвосхищают «венец мученичества» жертвы. [37] Мужчину с поднятыми руками в центре композиции часто сравнивают с распятым Христом. [38] и подобная поза иногда встречается в изображениях ночных мучений Христа саду . в Гефсиманском [39] На фигуре Гойи на стигматы . на правой руке видны следы, похожие [36] а фонарь в центре полотна отсылает к традиционному атрибуту римских солдат, арестовавших Христа в саду. [40] Он не только изображен распятым, но и носит желтое и белое: геральдические цвета папства . [41]

Картина Джованни Баттисты Тьеполо » 1722 года « Святой Варфоломей представляет собой традиционную сцену мученичества, где святой молит Бога. Гойя черпал вдохновение в иконографии таких жестоких сцен.

Фонарь как источник освещения в искусстве широко использовался художниками эпохи барокко , а усовершенствован Караваджо . [42] Традиционно яркий источник света и возникающая светотень использовались как метафоры присутствия Бога. Освещение факелом или свечами приобрело религиозный оттенок; но в «Третьем мая» фонарь не творит такого чуда. Скорее, он дает свет только для того, чтобы расстрельная команда могла завершить свою мрачную работу, и обеспечивает яркое освещение, чтобы зритель мог стать свидетелем бессмысленного насилия. Традиционная роль света в искусстве как проводника духовности была подорвана. [42]

Жертва так же анонимна, как и его убийцы. Его мольба обращена не к Богу, как в традиционной живописи, а к безразличному и безличному расстрелу. [36] Ему не дарован героизм индивидуальности, он является просто частью континуума жертв. Под ним лежит окровавленный и изуродованный труп; позади и вокруг него есть другие, которых вскоре постигнет та же участь. Здесь впервые, по словам биографа Фреда Лихта, благородство в индивидуальном мученичестве заменяется тщетностью и неуместностью, виктимизацией массовых убийств и анонимностью как отличительной чертой современного состояния. [41]

То, как картина показывает ход времени, также не имеет прецедентов в западном искусстве. [41] Смерть невиновной жертвы обычно представлялась как заключительный эпизод, пропитанный добродетелью героизма. Третье мая не несет такого катарсического послания. Вместо этого идет непрерывное шествие осужденных при механической формализации убийства. Неизбежный исход виден в трупе мужчины, распростертом на земле в левой нижней части работы. Для возвышенного не осталось места; его голова и тело изуродованы до такой степени, что воскресение становится невозможным. [34] Жертва изображается лишенной всякой эстетической или духовной грации. В остальной части изображения уровень глаз зрителя находится в основном вдоль центральной горизонтальной оси; только здесь изменена перспективная точка зрения, так что зритель смотрит на изуродованное тело сверху вниз. [41]

Наконец, художник не пытается смягчить жестокость объекта с помощью технических навыков. Метод и предмет неделимы. Методика Гойи определяется не столько требованиями традиционной виртуозности, сколько его изначально болезненной темой. [43] Малярию нельзя назвать приятной, а цвета ограничены земляными и черными тонами, акцентированными яркими вспышками белого и красной крови жертв. Качество самого пигмента предвещает более поздние работы Гойи: гранулированный раствор, создающий матовый песочный оттенок. [44] Мало кто будет восхищаться живописным изяществом этой работы, такова ее ужасающая сила и отсутствие театральности. [43]

Провенанс

[ редактировать ]
Карл IV Испанский и его семья , 1800–1801 гг. Хотя Гойя написал множество портретов Дома Бурбонов , они не считали «Третье мая 1808 года » «подходящим сюжетом» для королевской коллекции.

Несмотря на памятную ценность работы, никаких подробностей о ее первой выставке неизвестно, и она не упоминается ни в каких сохранившихся отчетах того времени. Отсутствие комментариев может быть связано с предпочтением Фернандо VII неоклассическому искусству. [45] и к тому факту, что народные восстания любого рода не считались подходящей темой для восстановленных Бурбонов . Памятник павшим в восстании, также заказанный в 1814 году временным правительством, «был остановлен Фердинандом VII, в глазах которого сенаторы и герои войны за независимость не пользовались особой благосклонностью из-за их реформаторских тенденций». [46]

По некоторым данным, картина пролежала на хранении тридцать-сорок лет, прежде чем была показана публике. [47] Упоминание о ней в описи Прадо 1834 года показывает, что картина оставалась во владении правительства или монархии; [28] большая часть королевской коллекции была передана музею после его открытия в 1819 году. Теофиль Готье упомянул, что видел «резню», устроенную Гойей во время посещения музея в 1845 году, и посетитель в 1858 году также отметил это, хотя оба отчета относятся к к произведению, изображающему события второго мая, [28] возможно, потому, что Дос де Майо продолжает оставаться испанским названием всего эпизода. [48]

В 1867 году биограф Гойи Шарль Эмиль Ириарте посчитал картину достаточно важной, чтобы устроить собственную специальную выставку. [28] но только в 1872 году «Третье мая» было указано в опубликованном каталоге Прадо под названием « Сцена третьего мая 1808 года» . [28] И «Третье » , и «Второе мая» пострадали в результате дорожно-транспортного происшествия, когда их перевозили на грузовике в Валенсию в целях безопасности во время гражданской войны в Испании . [49] очевидно, единственный раз, когда они покинули Мадрид. Значительные потери краски на левой стороне « Второго мая» были намеренно оставлены невосстановленными до тех пор, пока в 2008 году не были проведены реставрационные работы на обеих картинах к выставке, посвященной двухсотлетию восстания. [50]

В 2009 году музей Прадо выбрал «Третье мая 1808 года» в качестве одной из четырнадцати самых важных картин музея для отображения в Google Earth с разрешением 14 000 мегапикселей. [51]

Источники

[ редактировать ]
Мигель Гамборино « Убийство пяти монахов из Валенсии»

Наиболее вероятными источниками «Третьего мая» были популярные изображения, гравюры и рекламные плакаты. Изображения расстрельных команд были обычным явлением в испанских политических образах во время наполеоновской войны. [52] а ассигнования Гойи позволяют предположить, что он задумал картины героического масштаба, которые понравились бы широкой публике. [52] религиозная гравюра Мигеля Гамборино 1813 года «Убийство пяти монахов из Валенсии» . Считается, что источником для композиции Гойи послужила [53] Сходства включают жертву в позе распятия, белая одежда которой отличает ее от товарищей; монах постриженный со сжатыми руками, стоящий на коленях слева от него; и казненный труп, лежащий на переднем плане. [54] Геометрия композиции может быть ироничным комментарием к работе французского художника Жака-Луи Давида 1784 года «Клятва Горациев» . Давида руки трех римских Горациев Вытянутые в приветствии превращаются в винтовки расстрельной команды; поднятые руки отца Горация становятся жестом жертвы, стоящей перед своими палачами. В то время как Дэвид нарисовал выражения своих фигур в неоклассическом блеске, ответ Гойи создан на основе жестокого реализма. [55] Гойя, возможно, также отреагировал на картину Антуана-Жана Гро ; Французская оккупация Мадрида является предметом капитуляции Мадрида Гро четвертого декабря 1808 года . [56]

Наследие

[ редактировать ]
Эдуарда Мане ( «Казнь императора Максимилиана» 1868–1869) — одна из пяти версий изображения казни императора Мексики австрийского происхождения, которая состоялась 19 июня 1867 года. Мане много заимствовал, как тематически, так и технически. , из произведения Гойи «Третье мая 1808 года». [57]

Первым перефразом «Третьего мая» была Эдуарда Мане «Казнь императора Максимилиана» . [58] написан в нескольких версиях между 1867 и 1869 годами. Записывая текущее событие, свидетелями которого не были ни он, ни развивающееся искусство фотографии, [57] Мане был вдохновлен прецедентом Гойи и, возможно, видел работы в Прадо в 1865 году, прежде чем начать свои собственные картины, которые были слишком деликатными, чтобы их можно было выставлять во Франции при жизни Мане. [59] Он, несомненно, видел гравюру 1867 года, опубликованную его знакомым. [60] Искусствовед Артур Данто сравнивает работы Гойи и Мане:

«Третье мая» также изображает казнь, одно из первых событий так называемой полуостровной войны между Францией и Испанией. Наполеон Бонапарт вторгся в Испанию в 1808 году, захватив ее королевскую семью и заменив ее своим братом Жозефом. Французы были столь же непопулярны в Испании, как и позже в Мексике, и они столкнулись с жестоким восстанием, которое в конечном итоге победило. Казнь третьего мая представляла собой неизбирательное убийство мирных жителей французскими солдатами в отместку за нападение партизан накануне. Картина Гойи, изображающая резню, на которой изображены напуганные мирные жители, стоящие перед расстрельной командой, была призвана вызвать гнев и ненависть со стороны испанских зрителей. Картина Гойи — это в высшей степени романтическая картина глубоко эмоционального эпизода. [57]

Картина Пабло Пикассо « Резня в Корее» (1951) была написана как протест против интервенции США в Корею. [61] Пикассо прямо цитирует «Третье мая 1808 года». [62] в том, что один критик считает более напыщенной и юмористической композицией. [63]

«Третье мая» упоминается как оказавшее влияние на картину Пабло Пикассо 1937 года «Герника» , которая показывает последствия бомбардировки Герники нацистской Германией во время гражданской войны в Испании . [64] [65] На выставке 2006 года в Прадо и королеве Софии были показаны «Третье мая» , «Герника» и «Казнь императора Максимилиана» . в одном зале [66] Также в комнате находилась картина Пикассо «Резня в Корее» , написанная в 1951 году во время Корейской войны — еще более прямая отсылка к композиции « Третьего мая» . [62] Предполагалось, что преступниками на этой картине будут армия Соединенных Штатов или их союзники по Организации Объединенных Наций.

Олдос Хаксли писал в 1957 году, что Гойе не хватало способности Рубенса наполнить холст упорядоченной композицией; он считал но «Третье мая» успехом, потому что Гойя «говорит на своем родном языке, и поэтому он способен выразить то, что хочет сказать, с максимальной силой и ясностью». [35] Кеннет Кларк отметил радикальный отход картины от исторической живописи и ее интенсивность: «С Гойей мы не думаем о студии или даже о художнике за работой. Мы думаем только о событии. Означает ли это, что «Третье мая» - это своего рода превосходная журналистика, запись происшествия, в которой глубина фокуса приносится в жертву немедленному эффекту. Мне стыдно признаться, что я когда-то так думал, но чем дольше я смотрю на это... тем яснее я осознаю, что я; ошибся». [67]

  1. ^ Jump up to: а б Музей Прадо дает название работе : 3 мая 1808 года в Мадриде: казни на горе Принсипи Пио. Архивировано 15 октября 2012 года в Wayback Machine.
  2. ^ Прадо, с. 141. «Третье мая 1808 года в Мадриде; расстрелы на холме Принца Пио». У Принсипи Пио . Местонахождение см.
  3. ^ Свет, стр. 116–127.
  4. ^ Кларк, с. 130.
  5. ^ Jump up to: а б Коннелл, стр. 145–146.
  6. ^ Хаген, Роз-Мари и Хаген, Райнер. Франсиско Гойя, 1746–1828 гг . Кельн: Taschen, 2007. стр. 28–29. ISBN   3-8228-1823-2
  7. ^ Бэйнс, Эдвард. История войн Французской революции . Филадельфия: Маккарти и Дэвис, 1835. с. 65.
  8. ^ Коннелл, стр. 145–148.
  9. ^ Jump up to: а б Свет, с. 109.
  10. ^ Фрейзер, Рональд. Проклятая война Наполеона: народное сопротивление в войне на испанском полуострове , с. 30. Версо, 2008.
  11. ^ Коуэнс, Джон. Современная Испания: документальная история . Издательство Пенсильванского университета, 2003. ISBN   0-8122-1846-9
  12. ^ Jump up to: а б Свет, с. 112.
  13. ^ Мюррей, Кристофер Джон. «Третье мая 1808–1814 гг.», В Энциклопедии эпохи романтизма, 1760–1850 гг . Тейлор и Фрэнсис, 2004. стр. 1133–1134. ISBN   1-57958-422-5
  14. ^ Баро, с. 45.
  15. ^ Jump up to: а б Свет, с. 111.
  16. Гиймарде приехал в Испанию в качестве посла Франции и был первым иностранцем, которого нарисовал Гойя. художника Позже Гиймарде привез копию «Капричос» обратно во Францию, где ими восхищался Делакруа , и они оказали влияние на романтическое движение . Герас, с. 73.
  17. ^ Кларк, с. 129.
  18. То, что Гойя знал из первых рук о событиях, изображенных в «Бедствиях войны», подчеркивается названием одной из его гравюр, я видел это .
  19. ^ Кларк, с. 126.
  20. ^ Коннелл, стр. 153–157. В то время Гойя, возможно, жил в доме на углу площади Пуэрта-дель-Соль; однако это оспаривается и, возможно, возникло на основе подозрительного рассказа писателя Антонио де Труеба , который предположительно услышал это от Исидоро, садовника Гойи. Утверждается, что Исидоро сказал, что сопровождал художника в ночь на третье, когда тот рисовал трупы убитых.
  21. ^ Хаген, Роз-Мари и Хаген, Райнер. О чем говорят великие картины . Ташен, 2003. с. 363. ISBN   3-8228-2100-4
  22. ^ Кларк, с. 127.
  23. Это согласуется с желанием Мюрата выбрать в качестве жертв представителей низших классов и организовавшего их духовенства. Бойме, с. 297.
  24. Было высказано предположение, что беспорядок, в котором Гойя изобразил жертв, был благоразумным решением: народное сопротивление французским войскам можно было увековечить, если не было проявления солидарности, которая могла бы угрожать правительству Фернандо VII. Бойме, стр. 299–300.
  25. ^ Свет, с. 116.
  26. ^ Jump up to: а б Свет, с. 117.
  27. ^ Сейчас на месте пересаженного нубийского храма, Храма Дебода.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г Томлинсон, с. 139.
  29. ^ Стоичита, с. 37.
  30. Вероятно, ко всем отпечаткам существовали предварительные рисунки. В альбоме представлена ​​предварительная система нумерации, отличная от той, на которой окончательно остановился Гойя, что, вероятно, связано с порядком композиции. Например, Йо ло ви — нет. 15 в первой последовательности и нет. 44 в последней последовательности. После предыдущего нет. 19 У Гойи закончилась хорошая бумага для рисования из Нидерландов, и он начал использовать все, что мог найти. См. Баро, с. 50.
  31. ^ Баро, стр. 49–50.
  32. ^ Спиви, стр. 193–195.
  33. ^ Jump up to: а б Баро, стр. 48–50.
  34. ^ Jump up to: а б с Свет, с. 124.
  35. ^ Jump up to: а б Коннелл, стр. 158–159.
  36. ^ Jump up to: а б с д Свет, с. 121.
  37. ^ Свет, с. 118.
  38. ^ Спайви, с. 195.
  39. ^ Лихт, с. 121; включая картину Гойи 1819 года .
  40. В изображениях XII века, по Шиллеру с. 56. В частности, у человека, на которого Святой Петр нападает с мечом, часто был фонарь, который он ронял на землю, когда на него нападали. Сцены Агонии саду в Гефсиманском и Ареста Христа сыграли центральную роль в развитии изображения ночных сцен в искусстве.
  41. ^ Jump up to: а б с д Свет, с. 122.
  42. ^ Jump up to: а б Свет, с. 119.
  43. ^ Jump up to: а б Свет, стр. 125–127.
  44. ^ Гудиол (1971), с. 171.
  45. ^ Томлинсон, стр. 137–139.
  46. ^ Форд, с. 678.
  47. ^ Хьюз, Роберт . « Непоколебимый глаз ». Архивировано 28 марта 2008 года в Wayback Machine . The Guardian , 4 октября 2003 г. Проверено 18 апреля 2008 г. Но см. также Готье. Форд, с. 686, упоминает лишь пару Гойя в Прадо и вообще пренебрежительно: «он наслаждался грязными предметами, от которых другие восстают. Те, кто восхищается им, должны посетить его сына дона Хавьера (№ 9, К. де лас Агуас ), у которого есть много эскизов и картин его отца».
  48. Полная фраза — El levantamiento del dos de mayo , но эту знаменитую последовательность событий в истории страны обычно называют просто El dos de mayo .
  49. ^ Прадо, с. 140.
  50. ^ Ларраз, Тереза ​​(15 апреля 2008 г.). «Работы Гойи восстановлены к годовщине Мадридского восстания» . Рейтер. Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года . Проверено 3 мая 2008 г.
  51. ^ Джайлз Тремлетт (14 января 2009 г.), «Интернет-галерея фокусирует внимание на шедеврах Прадо (даже на непристойных фрагментах)» , The Guardian , заархивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. , получено 13 декабря 2016 г.
  52. ^ Jump up to: а б Томлинсон, стр. 143–146.
  53. ^ Коннелл, с. 158.
  54. ^ Хьюз, с. 314.
  55. ^ Бойме, с. 211.
  56. ^ Честь, Хью. Романтизм . Вествью Пресс, 1979. с. 376. ISBN   0-06-430089-7
  57. ^ Jump up to: а б с Данто, Артур К. «Поверхностная привлекательность». The Nation , 11 января 2007 г.
  58. ^ Джонсон, Ли.; «Новый источник «Казни Максимилиана» Мане». Журнал Burlington, том 119, изд. 893, август 1977. стр. 560–564.
  59. ^ « Мане и казнь Максимилиана. Архивировано 3 апреля 2008 года в Wayback Machine ». Музей современного искусства , Нью-Йорк. Проверено 11 апреля 2008 г.
  60. ^ Бромберт, Бет А. Эдуард Мане: Бунтарь в сюртуке . Чикаго: Издательство Чикагского университета , 1997. с. 216. ISBN   0-226-07544-3
  61. ^ Пикассо Ретроспектива, Музей современного искусства , под редакцией Уильяма Рубина, авторские права MoMA 1980, стр. 383.
  62. ^ Jump up to: а б Кин, Кирстен Ховинг. «Коммунистическая интерлюдия Пикассо: фрески войны и мира». Журнал Burlington , Vol. 122, № 928, специальный выпуск, посвященный искусству двадцатого века, июль 1980 г. с. 464.
  63. ^ Бек, Вильгельм и Сабартес, Хайме. Пикассо . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1955. с. 302.
  64. ^ « Введение в Гернику. Архивировано 5 апреля 2013 г. в Wayback Machine ». Национальная галерея Виктории. Проверено 12 апреля 2008 г.
  65. Испанские войны Гойи и Пикассо, Costa Tropical News. Архивировано 9 мая 2010 года в Wayback Machine . Проверено 4 июня 2010 г.
  66. ^ Верховая езда, Алан. « Пикассо возвращается домой в Пантеон Испании. Архивировано 1 июля 2017 года в Wayback Machine ». The New York Times , 10 июня 2006 г. Проверено 11 апреля 2008 г.
  67. ^ Кларк, с. 123.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cfeec2df441d9f8edfda1fa99172bdb1__1715457660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/b1/cfeec2df441d9f8edfda1fa99172bdb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Third of May 1808 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)