Jump to content

Военный корабль США Мэн (1889 г.)

Координаты : 23 ° 11'53 "с.ш. 82 ° 21'18" з.д.  /  23,198 ° с.ш. 82,355 ° з.д.  / 23,198; -82,355  ( Военный корабль США Мэн )
(Перенаправлено из «Помни Мэн »)

Вид на нос корабля USS Maine с правого борта , 1898 год.
Обзор класса
Строители Нью-Йоркская военно-морская верфь , Бруклин
Операторы  ВМС США
Преемник Военный корабль США Нью-Йорк (ACR-2)
Построен 1888–1895
В комиссии 1895–1898
Завершенный 1
Потерянный 1
История
Соединенные Штаты
Имя Мэн
Тезка Мэн
Заказал 3 августа 1886 г.
Строитель Нью-Йоркская военно-морская верфь
Заложен 17 октября 1888 г.
Запущен 18 ноября 1889 г.
Спонсор Элис Трейси Уилмердинг
Введен в эксплуатацию 17 сентября 1895 г.
Судьба
Общие характеристики
Тип Броненосный крейсер второго класса или линкор
Смещение 6682 длинных тонны (6789 т)
Длина Общая длина 324 фута 4 дюйма (98,9 м)
Луч 57 футов (17,4 м)
Черновик 22 фута 6 дюймов (6,9 м) (макс.)
Установленная мощность
Движение
Скорость 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час)
Диапазон 3600 миль (6700 км; 4100 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 374 офицера и солдата
Вооружение
Броня

«Мэн» корабль ВМС США , затонувший в гавани Гаваны 15 февраля 1898 года, что способствовало началу испано-американской войны в апреле. Газеты США, занимающиеся желтой журналистикой для увеличения тиражей, утверждали, что испанцы ответственность за разрушение корабля несут . Фраза «Помни Мэн! К черту Испанию!» стал призывом к действию. Хотя взрыв в штате Мэн не был непосредственной причиной, он послужил катализатором, ускорившим события, приведшие к войне.

Мэн описывается как броненосный крейсер второго класса или линкор , в зависимости от источника. Введенный в эксплуатацию в 1895 году, он стал первым кораблем ВМС США, названным в честь штата Мэн . [а] [1] [2] «Мэн» и его современник, линкор « Техас», были представлены как достижение в конструкции американских военных кораблей, отражающее последние европейские военно-морские разработки. Оба корабля имели двухорудийные башни, расположенные в шахматном порядке , а полные парусные мачты были опущены из-за повышенной надежности паровых машин. [3] Из-за затянувшегося 9-летнего периода строительства Мэн и Техас к моменту завершения уже устарели. [3] Гораздо более совершенные суда либо находились в эксплуатации, либо близились к завершению в том году.

Мэн был отправлен в гавань Гаваны для защиты интересов США во время кубинской войны за независимость . Он взорвался и затонул вечером 15 февраля 1898 года, в результате чего погибло 268 моряков, или три четверти ее команды. В 1898 году комиссия по расследованию ВМС США постановила, что корабль затонул в результате внешнего взрыва на мине. Однако некоторые офицеры ВМС США не согласились с мнением комиссии, предположив, что корабельные погреба возгорелись в результате самопроизвольного возгорания в угольном бункере. Уголь, используемый в штате Мэн, был битуминозным, который известен тем, что выделяет рудничный газ — смесь газов, состоящую в основном из легковоспламеняющегося метана , склонного к самопроизвольным взрывам. Расследование, проведенное адмиралом Хайманом Риковером в 1974 году, согласилось с гипотезой угольного пожара, а в 1976 году он написал монографию , в которой приводил доводы в пользу этого вывода. Причина ее затопления остается предметом споров. [4]

Корабль простоял на дне гавани до 1911 года, пока перемычку . вокруг него не построили [5] Корпус латали до тех пор, пока корабль не оказался на плаву, затем его отбуксировали в море и затопили. Сейчас штат Мэн лежит на морском дне на глубине 3600 футов (1100 м) от поверхности. Главная мачта корабля теперь является мемориалом на Арлингтонском национальном кладбище .

Бразильский линкор «Риачуэло» , побудивший к строительству « Мэна»

В ответ на поставку бразильского линкора «Риачуэло» в 1883 году и приобретение других современных броненосных военных кораблей из Европы Бразилией, Аргентиной и Чили глава комитета Палаты представителей по военно-морским делам Хилари А. Герберт заявила Конгрессу: «Если бы все наш старый флот был выстроен в боевой порядок посреди океана и столкнулся с Риачуэло, поэтому сомнительно, что хоть одно судно под американским флагом сможет войти в порт». [6] Эти события помогли довести до апогея серию дискуссий, которые велись в Военно-морском консультативном совете с 1881 года. В то время совет знал, что ВМС США не могут бросить вызов ни одному крупному европейскому флоту; в лучшем случае он может измотать торговый флот противника и надеяться добиться некоторого прогресса за счет общего истощения. Более того, переброска военно-морских сил за границу посредством использования линкоров противоречила правительственной политике изоляционизма . В то время как некоторые члены правления поддерживали строгую политику торговых набегов, другие утверждали, что она будет неэффективной против потенциальной угрозы вражеских линкоров, расположенных вблизи американского побережья. Обе стороны оставались в тупике, пока не появился Риачуэло . [7]

Правление, теперь столкнувшееся с реальной возможностью действий враждебных военных кораблей у американского побережья, в 1884 году начало планировать корабли для его защиты. Корабли должны были помещаться в существующих доках и иметь небольшую осадку , чтобы они могли использовать все возможности Крупнейшие американские порты и базы. Максимальная ширина была зафиксирована аналогичным образом, и комиссия пришла к выводу, что при длине около 300 футов (91 м) максимальное водоизмещение составит около 7000 тонн. Год спустя Бюро строительства и ремонта (C&R) представило министру военно-морского флота Уильяму Коллинзу Уитни два проекта : один для 7500-тонного линкора и один для 5000-тонного броненосного крейсера . Вместо этого Уитни решила запросить у Конгресса два военных корабля водоизмещением 6000 тонн, и в августе 1886 года они получили разрешение. Был проведен конкурс проектов, в ходе которого военно-морским архитекторам было предложено представить проекты двух кораблей: броненосного крейсера «Мэн» и линкора «Техас» . Уточнялось, что Мэн должен был иметь скорость 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час), таранный нос и двойное дно, а также быть в состоянии нести два судна. торпедные катера . Ее вооружение определялось как: четыре 10-дюймовых (254-мм) орудия, шесть 6-дюймовых (152-мм) орудий, различное легкое вооружение и четыре торпедных аппарата. Специально указывалось, что орудия главного калибра «должны обеспечивать сильный носовой и кормовой огонь». [8] Также была уточнена толщина брони и многие детали. Технические характеристики для Техаса были аналогичны, но требовали наличия главной батареи из двух 12-дюймовых (305-мм) орудий и немного более толстой брони. [9]

Победивший проект для штата Мэн принадлежал Теодору Д. Уилсону , который работал главным конструктором C&R и был членом Военно-морского консультативного совета в 1881 году. Он спроектировал ряд других военных кораблей для военно-морского флота. [10] Победившим проектом для Техаса работал в Barrow Shipbuilding Company был проект британского дизайнера Уильяма Джона, который в то время . Обе конструкции напоминали бразильский линкор «Риачуэло» : башни главных орудий располагались по бортам корабля и располагались в эшелоне . [11] Победивший проект для штата Мэн , хотя и был консервативным и уступал другим претендентам, возможно, получил особое внимание из-за требования, чтобы один из двух новых кораблей был спроектирован в Америке. [12]

Конгресс санкционировал строительство « Мэна» 3 августа 1886 года, а его киль был заложен 17 октября 1888 года на Бруклинской военно-морской верфи . На тот момент это было самое большое судно, построенное на верфи ВМС США. [13]

Кормовой вид на Мэн

Мэн Девять лет строительства в штате были необычайно затянуты из-за ограничений американской промышленности того времени. (Поставка ее броневой обшивки заняла три года, а пожар в чертежном цехе строительной площадки, где Мэн штата хранился рабочий комплект чертежей , вызвал еще большую задержку.) В течение девятилетнего периода строительства, военно-морская тактика и Технология радикально изменилась, и Мэн роль штата во флоте осталась нечеткой. На момент закладки броненосные крейсеры типа «Мэн» предназначались для использования в качестве небольших линкоров на службе за рубежом и имели тяжелую поясную броню. Великобритания, Франция и Россия построили такие корабли для этой цели и продали другие корабли этого типа, в том числе «Риачуэло» , второразрядным военно-морским силам. В течение десятилетия эта роль изменилась на торговую рейдерскую деятельность, для которой требовались быстрые суда дальнего действия с лишь ограниченной бронезащитой. Появление легкой брони, такой как сталь Харви , сделало эту трансформацию возможной. [14]

В результате смены приоритетов Мэн оказался между двумя разными позициями и не мог адекватно выполнять ни одну из них. Ему не хватало ни брони, ни огневой мощи, чтобы служить линейным кораблем против вражеских линкоров, и скорости, чтобы служить крейсером. Тем не менее от нее ожидалось выполнение не одной тактической функции. [15] может получить повреждения от взрыва в результате поперечного или бокового огня, Мэна устарело к моменту его вступления в строй. Кроме того, из-за вероятности того, что военный корабль расположение орудий [11]

Общие характеристики

[ редактировать ]

длина Мэна составляла 324 фута 4 дюйма (98,9 м) Общая , ширина - 57 футов (17,4 м), максимальная осадка - 22 фута 6 дюймов (6,9 м) и водоизмещение - 6682 длинных тонны (6789,2 т). [16] Она была разделена на 214 водонепроницаемых отсеков. [17] Продольная водонепроницаемая переборка по средней линии разделяла двигатели, а двойное дно закрывало корпус только от фок-мачты до кормовой оконечности броневой цитадели на расстоянии 196 футов (59,7 м). Согласно проекту, она имела метацентрическую высоту 3,45 фута (1,1 м) и была оснащена таранной лукой. [18]

Чертежи профиля и плана палубы штата Мэн, показывающие эшелонированное расположение башни.
Профиль и план палубы штата Мэн , показывающий эшелонированное расположение башни.

Корпус «Мэна » был длинным и узким, больше похожим на корпус крейсера Техас» , чем на широкополосный « . Обычно это делало бы «Мейн» более быстрым кораблем из двух, но распределение веса «Мэна » было плохо сбалансированным, что значительно замедляло его скорость. Ее главные башни, неудобно расположенные на вырезанной орудийной палубе, в плохую погоду были почти затоплены. Поскольку они были установлены ближе к концам корабля, вдали от его центра тяжести, Мэн также был склонен к большему движению в сильном волнении. Хотя и он, и «Техас» считались мореходными, высокий корпус последнего и орудия, установленные на его главной палубе, делали его более сухим кораблем. [19]

Две башни главного калибра были расположены по бортам корабля и эшелонированы, что позволяло вести огонь как вперед, так и назад. Практика эшелонированной установки началась с итальянских линкоров, спроектированных в 1870-х годах Бенедетто Брином , а затем в британском флоте с HMS Inflexible , который был заложен в 1874 году, но вступил в строй только в октябре 1881 года. [20] Такое расположение орудий отвечало требованиям конструкции для ведения сильного огня с торца при столкновении кораблей с тактикой, которая включала таран вражеского судна. [11] Разумность этой тактики была в значительной степени теоретической в ​​то время, когда она была реализована. Недостаток эшелонной компоновки ограничивал возможность корабля вести залп , что является ключевым фактором при использовании его в боевой линии . Чтобы обеспечить хотя бы частичный бортовой огонь, была Мэна надстройка разделена на три конструкции. Это позволяло обеим башням вести огонь по палубе корабля (межпалубный огонь), между секциями. Эта способность была ограничена, поскольку надстройка ограничивала сектор обстрела каждой башни. [8]

На этом виде в профиль и на плане изображен штат Мэн с восемью шестифунтовыми орудиями. Другой ранее опубликованный план показывает то же самое. В обоих случаях фотографии показывают единственный крайний лук, установленный на шестифунтовой пушке, и подтверждают, что у нее не было этого орудия. Вооружение « Мэна » в носовой части не было идентично вооружению на корме, где в крайней кормовой части судна была установлена ​​единственная шестифунтовая пушка. Мэн нес две шестифунтовки вперед, две на мостике и три в кормовой части, все на один уровень выше сокращенной орудийной палубы, что позволяло десятидюймовым орудиям вести огонь по всей палубе. Шестифунтовки, расположенные в носовой части, были расположены дальше вперед, чем пара, установленная в корме, что потребовало установки единственной шестифунтовой пушки в кормовой части.

Движение

[ редактировать ]
Вертикальный двигатель тройного расширения Висконсина , по общей схеме аналогичен двигателю штата Мэн.

«Мэн» был первым американским крупным кораблем, для которого его силовая установка имела такой же высокий приоритет, как и его боевая мощь. [21] Ее оборудование было построено на заводе Quintard Iron Works компании NF Palmer Jr. & Company в Нью-Йорке. [22] был первым проектом для крупного корабля под непосредственным руководством исследователя Арктики и будущего коммодора Джорджа Уоллеса Мелвилла . [23] Он имел две перевернутые вертикальные паровые машины тройного расширения , установленные в водонепроницаемых отсеках и разделенные продольной переборкой, общей расчетной мощностью 9293 лошадиных силы (6930 кВт). Диаметр цилиндров составлял 35,5 дюймов (900 мм) (высокое давление), 57 дюймов (1400 мм) (промежуточное давление) и 88 дюймов (2200 мм) (низкое давление). Ход всех трех поршней составлял 36 дюймов (910 мм). [17]

Мелвилл установил Мэна двигатели с цилиндрами в вертикальном положении, что является отходом от традиционной практики. На предыдущих кораблях двигатели устанавливались горизонтально, чтобы они были полностью защищены ниже ватерлинии. Мелвилл считал, что двигателям корабля необходимо достаточно места для работы и что любые открытые части могут быть защищены броневой палубой. Поэтому он сделал выбор в пользу большей эффективности, меньших затрат на техническое обслуживание и более высоких скоростей, предлагаемых вертикальным режимом. [24] [25] Двигатели имели цилиндр высокого давления в корме и цилиндр низкого давления в носовой части. По словам главного инженера корабля А. В. Морли, это было сделано для того, чтобы баллон низкого давления можно было отключить, когда корабль находился на малой мощности. Это позволило цилиндрам высокой и средней мощности работать вместе как единый двигатель для обеспечения эффективной работы.

Восемь односторонних судовых котлов Scotch подавали в двигатели пар при рабочем давлении 135 фунтов на квадратный дюйм (930 кПа ; 9,5 кгс/см). 2 ) при температуре 364 °F (184 °C). На испытаниях он достиг скорости 16,45 узлов (30,47 км/ч; 18,93 миль в час), не сумев достичь контрактной скорости в 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час). Максимальная нагрузка - 896 длинных тонн (910 000 кг ) угля. [26] в 20 бункерах, по 10 с каждого борта, простиравшихся ниже защитной палубы. Крыльевые бункеры на каждом конце каждого пожарного помещения простирались внутрь до передней части котлов. [17] Это была очень низкая вместимость для корабля такого Мэн класса, как , что ограничивало его время в море и его способность двигаться с фланговой скоростью , когда потребление угля резко возросло. башни Мэна Нависающие главные также предотвращали добычу угля в море, за исключением самых спокойных вод; в противном случае вероятность повреждения угольщика , самого угольщика или обоих судов была чрезвычайно велика.

Мэн также имела с собой две небольшие динамо-машины для питания прожекторов и внутреннего освещения. [27]

Первоначально Мэн был спроектирован с трехмачтовым барком для вспомогательной двигательной установки на случай отказа двигателя и для обеспечения дальнего плавания. [28] Эта компоновка была ограничена «двумя третями» полной мощности паруса, что определялось тоннажем корабля и погруженным поперечным сечением. [29] Бизань- мачту сняли в 1892 году, уже после спуска корабля на воду, но до его завершения. [28] Мэн был укомплектован двухмачтовой военной установкой, и на корабле не было паруса.

Вооружение

[ редактировать ]

Основные орудия

[ редактировать ]
Линкор «Мэн» работы Фредерика Нельсона Этвуда с видимой носовой 10-дюймовой башней

Mark орудий Основное вооружение штата Мэн состояло из четырех II калибра 10 дюймов (254 мм) 30 калибра , которые имели максимальный угол возвышения 15° и могли опускаться до −3°. Было 90 патронов на ствол. Десятидюймовые орудия выпустили снаряд массой 510 фунтов (231 кг) с начальной скоростью 2000 футов в секунду (610 м/с) на дальность 20 000 ярдов (18 000 м) на максимальной высоте. [30] Эти орудия были установлены в сдвоенных башнях Mark 3 с гидравлическим приводом, носовая башня располагалась по правому борту, а кормовая башня - по левому. [31]

Первоначально 10-дюймовые орудия должны были устанавливаться в открытых барбетах (в чертеже предложения C&R они показаны именно так). [ нужна ссылка ] Во время Мэн расширенного строительства штата разработка скорострельных орудий среднего калибра, которые могли стрелять осколочно-фугасными снарядами, стала серьезной угрозой, и военно-морской флот перепроектировал штат Мэн с закрытыми башнями. Из-за соответствующего увеличения веса башни установили на одну палубу ниже, чем планировалось изначально. [32] Даже с этой модификацией основные орудия были достаточно высокими, чтобы беспрепятственно вести огонь на 180 ° с одной стороны и 64 ° с другой стороны. [17] Их также можно было загружать под любым углом поезда; Первоначально основные орудия Техаса , для сравнения, с внешними досылателями, можно было заряжать только при наведении на центральную линию или прямо на траверзе, что является обычной чертой линкоров, построенных до 1890 года. [11] К 1897 году Техаса башни были модифицированы внутренними досылателями, что позволило значительно ускорить перезарядку.

структура Эшелонированная оказалась проблематичной. Поскольку башни Мэн не были уравновешены, она кренилась , если обе были направлены в одном направлении, что уменьшало дальность стрельбы орудий. Кроме того, в результате межпалубного обстрела ее палуба и надстройка значительно повредились из-за вакуума от пролетающих снарядов. [33] Из-за этого, а также из-за возможного чрезмерного напряжения корпуса в случае стрельбы из главных орудий вбок, эшелонная компоновка не использовалась в проектах ВМС США после штатов Мэн и Техас . [11] [33]

Вторичное и легкое оружие

[ редактировать ]
Шестидюймовая пушка на Ньюарке . Военный корабль США « Мэн» установил шесть таких.

Шесть орудий Mark 3 калибра 6 дюймов (152 мм)/30 были установлены в казематах корпуса, по два в носовой и кормовой части и два последних в миделе корабля. [22] Данных недостаточно, но они, вероятно, могут понизиться до -7° и подняться до +12°. Они стреляли снарядами весом 105 фунтов (48 кг) с начальной скоростью около 1950 футов в секунду (590 м/с). Их максимальная дальность полета составляла 9000 ярдов (8200 м) на полной высоте. [34]

Вооружение противоторпедного катера состояло из семи 57-миллиметровых (2,2 дюйма) Дриггса-Шредера, установленных на палубе надстройки. шестифунтовых орудий [22] Они выпустили снаряд весом около 6 фунтов (2,7 кг) с начальной скоростью около 1765 футов в секунду (538 м/с) со скоростью 20 выстрелов в минуту на максимальную дальность 8700 ярдов (7955 м). [35] Более легкое вооружение состояло из четырех 37-миллиметровых (1,5 дюйма) Гочкиса однофунтовых орудий и Дриггса-Шредера. Четыре из них устанавливались на палубе надстройки, два монтировались в небольших казематах на крайней корме и по одному в каждой боевой вершине . [22] Они выпустили снаряд весом около 1,1 фунта (0,50 кг) с начальной скоростью около 2000 футов в секунду (610 м/с) со скоростью 30 выстрелов в минуту на дальность около 3500 ярдов (3200 м). [36]

Мэн имел четыре надводных торпедных аппарата диаметром 18 дюймов (457 мм) , по два на каждом борте. Кроме того, он был спроектирован для перевозки двух паровых торпедных катеров водоизмещением 14,8 тонны (15,0 т), каждый с одним 14-дюймовым (356-мм) торпедным аппаратом и однофунтовой пушкой. Был построен только один, но его максимальная скорость составляла лишь немногим более 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час), поэтому его перевели на военно-морскую торпедную станцию ​​в Ньюпорте, штат Род-Айленд , в качестве учебного корабля. [б] [37]

главной ватерлинии Пояс , изготовленный из никелевой стали, имел максимальную толщину 12 дюймов (305 мм) и сужался до 7 дюймов (178 мм) по нижнему краю. Он имел длину 180 футов (54,9 м) и закрывал машинные помещения и 10-дюймовые магазины . Его высота составляла 7 футов (2,1 м), из которых 3 фута (0,9 м) находились над проектной ватерлинией. Он был наклонен внутрь на 17 футов (5,2 м) на каждом конце и утончился до 8 дюймов (203 мм), чтобы обеспечить защиту от обстрела . закрывала 6-дюймовая поперечная переборка Переднюю часть броневой цитадели . Передняя часть защитной палубы толщиной 2 дюйма (51 мм) проходила от переборки до носа и служила для придания жесткости тарану. Палуба наклонялась вниз в стороны, но ее толщина увеличилась до 3 дюймов (76 мм). Задняя часть защитной палубы имела наклон вниз к корме, уходя ниже ватерлинии, для защиты гребных валов и рулевого механизма. Борта круглых башен имели толщину 8 дюймов. Толщина барбетов составляла 12 дюймов, а их нижняя часть уменьшалась до 10 дюймов. боевая рубка имела 10-дюймовые стенки. и электрические провода корабля Голосовые трубы были защищены броней трубкой толщиной 4,5 дюйма (114 мм). [38]

возникли два недостатка В защите Мэна . , оба из-за технологических разработок между закладкой и завершением строительства Первым было отсутствие адекватной верхней брони для противодействия воздействию скорострельных орудий среднего калибра и фугасных снарядов. Это был недостаток, который она разделяла с Техасом . [33] Вторым было использование никель-стальной брони. Никелевая сталь, представленная в 1889 году, была первой современной броней из стального сплава и с показателем качества 0,67 была улучшением по сравнению с показателем 0,6 для мягкой стали, использовавшейся до этого. Доспехи Harvey Steel и Krupp , появившиеся в 1893 году, имели показатели качества от 0,9 до 1,2, что давало им примерно в два раза большую прочность на разрыв, чем никелевая сталь. Хотя все три доспеха имели одинаковую плотность (около 40 фунтов на квадратный фут для пластины толщиной в один дюйм), шесть дюймов стали Круппа или Харви обеспечивали такую ​​же защиту, как 10 дюймов никеля. Сэкономленный таким образом вес можно было использовать либо на дополнительных конструкциях корпуса и механизмах, либо на достижении более высокой скорости. Военно-морской флот будет использовать броню «Харви» на «Индиана» типа линкорах , спроектированных по образцу штата Мэн , но вступивших в строй примерно в то же время. [39] [40]

Запуск и задержка

[ редактировать ]
Мэн в сухом доке на военно-морской верфи Нью-Йорка во время достройки

Мэн был спущен на воду 18 ноября 1889 года при поддержке Элис Трейси Уилмердинг, внучки министра военно-морского флота Бенджамина Ф. Трейси . Вскоре после этого репортер написал в журнале « Морской инженер и военно-морской архитектор» : «Нельзя отрицать, что военно-морской флот Соединенных Штатов делает быстрые шаги к тому, чтобы занять надежную позицию среди военно-морских сил мира, и к запуску новых бронетанковых кораблей. Линкор Мэн с Бруклинской военно-морской верфи... пополнил флот башенных кораблей Соединенных Штатов самым мощным подразделением». [41] В своем ежегодном отчете Конгрессу за 1890 год министр военно-морского флота написал: « Мэн … стоит особняком» и ожидал, что корабль будет введен в строй к июлю 1892 года. [13]

Последовала трехлетняя задержка, пока верфь ждала пластин из никелевой стали для Мэн штата брони . Компания Bethlehem Steel пообещала военно-морскому флоту производить 300 тонн продукции в месяц к декабрю 1889 года и в 1886 году заказала тяжелое литье и ковочные прессы у британской фирмы Армстронг Уитворт для выполнения своего контракта. Это оборудование прибыло только в 1889 году, что отодвинуло график Вифлеема. В ответ министр военно-морского флота Бенджамин Трейси нанял второго подрядчика - недавно расширенную фабрику Homestead компании Carnegie, Phipps & Company. В ноябре 1890 года Трейси и Эндрю Карнеги подписали с Хомстедом контракт на поставку 6000 тонн никелевой стали. [42] Хомстед был, как называет автор Пол Краузе, «последним оплотом профсоюзов на сталелитейных заводах округа Питтсбург». Завод уже пережил одну забастовку в 1882 году и локаут в 1889 году в попытке разорвать там профсоюз. Менее чем через два года произошла Хоумстедская забастовка 1892 года, один из крупнейших и самых серьезных споров в трудовой истории США . [43]

На фотографии крещения видно, как Вильмердинг наносит удар по носу возле линии плимсолла глубиной 13, что вызвало предположения, что кораблю «не повезло» со спуском на воду. [ нужна ссылка ]

Операции

[ редактировать ]

Мэн был введен в эксплуатацию 17 сентября 1895 года под командованием капитана Арента С. Крауниншилда . [2] 5 ноября 1895 года Мэн отправился в залив Сэнди-Хук , штат Нью-Джерси . Она стояла там на якоре два дня, а затем направилась в Ньюпорт, штат Род-Айленд, для оснащения и испытательных стрельб своих торпед. После поездки, состоявшейся позднее в том же месяце, в Портленд, штат Мэн , она явилась в Североатлантическую эскадру для проведения операций, учебных маневров и учений флота. Мэн провела свою активную карьеру в составе Североатлантической эскадрильи, действовавшей из Норфолка, штат Вирджиния , вдоль восточного побережья США и Карибского бассейна . 10 апреля 1897 года капитан Чарльз Дуайт Сигсби сменил капитана Крауниншилда с поста командующего штатом Мэн . [44]

Мэн входит в гавань Гаваны 25 января 1898 года, за три недели до ее гибели. Справа – крепость Морро Касл .

В январе 1898 года Мэн был отправлен из Ки-Уэста, штат Флорида , в Гавану , Куба, для защиты американских интересов во время кубинской войны за независимость . Она прибыла в 11:00 по местному времени 25 января. [45] взрыв ( В 21:40 15 февраля на реке Мэн в гавани Гаваны произошел 23 ° 08'07 "N 082 ° 20'3" W  /  23,13528 ° N 82,33417 ° W  / 23,13528; -82,33417  ( Военный корабль США Мэн ) . [46] Более позднее расследование показало, что более 5 длинных тонн (5,1 т) пороховых зарядов для шести- и десятидюймовых орудий корабля взорвались, уничтожив переднюю треть корабля. [47] Оставшиеся обломки быстро опустились на дно гавани.

Когда произошел взрыв, большая часть экипажа «Мэна » спала или отдыхала в каюте рядового состава в носовой части корабля. Экипаж корабля состоял из 355 человек: 26 офицеров, 290 рядовых матросов и 39 морских пехотинцев. Из них погиб 261 человек:

  • Два офицера и 251 рядовой матрос или морская пехота погибли в результате взрыва или утонули.
  • Еще семь человек были спасены, но вскоре скончались от полученных травм.
  • Один офицер позже умер от «мозгового поражения» (шока).

Из 94 выживших 16 не пострадали. [48] Капитан Сигсби и большинство офицеров выжили, потому что их каюты находились в кормовой части корабля. [49] Американский торговый пароход « Сити оф Вашингтон» помог спасти команду.

Причина аварии сразу же обсуждалась. Разбудив президента МакКинли, чтобы сообщить эту новость, командующий Фрэнсис В. Дикинс назвал это «несчастным случаем». [50] Коммодор Джордж Дьюи , командир Азиатской эскадры , «сначала опасался, что она была уничтожена испанцами, что, конечно, означало войну, и я готовился к ней, когда в более позднем сообщении говорилось, что это был несчастный случай». [51] Капитан ВМФ Филип Р. Алджер, эксперт по боеприпасам и взрывчатым веществам, на следующий день разместил в военно-морском ведомстве бюллетень, в котором сообщалось, что взрыв был вызван спонтанным возгоранием в угольных бункерах. [52] [53] Помощник министра ВМФ Теодор Рузвельт написал письмо с протестом против этого заявления, которое он посчитал преждевременным. Рузвельт утверждал, что Алджеру не следовало комментировать продолжающееся расследование, заявив: «Г-н Алджер не может ничего знать об аварии. Все лучшие люди в министерстве согласны с тем, что, вероятно это или нет, но вполне возможно, что корабль был подорвался на мине». [53]

Желтая журналистика

[ редактировать ]
Американская карикатура, опубликованная в 1898 году: «Помните Мэн! И не забывайте голодающих кубинцев!»

Газеты New York Journal и New York World , принадлежащие соответственно Уильяму Рэндольфу Херсту и Джозефу Пулитцеру , раздули сенсацию инцидента в штате Мэн , широко освещая его в прессе, применив тактику, которую позже назвали « желтой журналистикой ». Обе газеты преувеличивали и искажали большую часть получаемой ими информации, иногда даже фабрикуя новости в соответствии со своими интересами. В течение недели после затопления журнал ежедневно посвящал этому событию в среднем восемь с половиной страниц новостей, редакционных статей и фотографий. [ нужна ссылка ] Его редакция отправила в Гавану полную команду репортеров и художников, в том числе Фредерика Ремингтона , [54] и Херст объявил о награде в размере 50 000 долларов «за осуждение преступников, отправивших на смерть 258 американских моряков». [55]

«Уорлд », хотя в целом и не был таким мрачным или пронзительным по тону, как « Журнал», тем не менее, позволял себе подобные театральные представления, постоянно настаивая на том, что Мэн подвергся бомбардировке или заминированию. В частном порядке Пулитцер считал, что «никто за пределами сумасшедшего дома» на самом деле не верил, что Испания санкционировала Мэн разрушение штата . Однако его New York World настаивал на том, что единственное «искупление», которое Испания может предложить США за потерю корабля и жизни, — это предоставление полной независимости Кубе. Газета обвинила Испанию в «предательстве, готовности или слабости» за неспособность обеспечить безопасность гаванской гавани. [56] Многие представители американской общественности, уже взволнованные сообщениями о зверствах Испании на Кубе, были доведены до усиления истерии. [57]

Сообщения Херста об инциденте в штате Мэн вызвали поддержку военных действий против испанцев на Кубе, независимо от их фактического участия в затоплении. Он часто цитировал различных офицеров ВМФ, утверждавших, что взрыв не мог быть несчастным случаем на борту. Он процитировал высказывание «высокоавторитетного офицера»: «Идея о том, что катастрофа произошла в результате внутренней катастрофы, абсурдна. Во-первых, такого никогда раньше не происходило, о чем я когда-либо слышал ни в британском флоте, ни в наш». [58]

Испано-американская война

[ редактировать ]
Затонувший Мэн в гавани Гаваны
Хотя публикация отчета о расследовании ВМС США займет месяц, эта газета из Вашингтона, округ Колумбия, [59] был среди тех, кто в течение одного дня заявил, что взрыв не был случайным.

Мэн Разрушение штата не привело к немедленному объявлению войны Испании, но это событие создало атмосферу, которая поставила под угрозу мирное решение. [60] Испанское расследование установило, что взрыв был вызван самовозгоранием угольных бункеров, но Совет Сэмпсона постановил, что взрыв был вызван внешним взрывом торпеды.

Этот эпизод привлек внимание всей страны к кризису на Кубе. Администрация Мак-Кинли не назвала взрыв поводом для войны , но другие уже были склонны начать войну с Испанией из-за предполагаемых зверств и потери контроля над Кубой. [61] [62] Сторонники войны использовали объединяющий клич: «Помните Мэн! К черту Испанию!» [63] [64] [65] [66] Испано-американская война началась 21 апреля 1898 года, через два месяца после затопления.

Расследования

[ редактировать ]

В дополнение к расследованию, проведенному по заказу испанского правительства военно-морским офицерам Дель Пералю и Де Саласу, было поручено двум военно-морским следственным судам: Совету Сэмпсона в 1898 году и совету Вриланда в 1911 году. В 1976 году адмирал Хайман Г. Риковер заказал частную следственную комиссию. расследование, а Национальное географическое общество провело расследование в 1998 году с использованием компьютерного моделирования. Все расследования пришли к выводу, что взрыв носовых магазинов стал причиной разрушения корабля, но были сделаны разные выводы относительно точной причины взрыва. [62] [4]

1898 г. Расследование Дель Пераля и Де Саласа

[ редактировать ]

Испанское расследование, проведенное Дель Пералем и Де Саласом, собрало доказательства от офицеров морской артиллерии, исследовавших останки Мэна . самовозгорание угольного бункера, расположенного рядом со складами боеприпасов в штате Мэн Дель Пераль и Де Салас назвали вероятной причиной взрыва . Не исключалась возможность того, что причиной взрыва стали другие горючие материалы, такие как лак, сиккатив или спиртосодержащие продукты. Дополнительные наблюдения включали следующее:

  • Если бы причиной взрыва была мина, можно было бы наблюдать столб воды.
  • Ветер и вода были спокойными, поэтому мина могла взорваться только от электричества, но никаких кабелей обнаружено не было.
  • В гавани не было обнаружено мертвой рыбы, как и следовало ожидать после взрыва в воде.
  • Запасы боеприпасов обычно не взрываются, когда корабль потоплен миной.

Выводы доклада в то время не были опубликованы в американской прессе. [67]

1898 г. Следственный суд Совета Сэмпсона

[ редактировать ]
Фотография из выпуска 12 апреля 1898 года дяди Сэма заседания следственной комиссии ВМФ на борту маяка USLHT Mangrove в гавани Гаваны, ок. Март 1898 года. Слева направо: капитан Френч Энсор Чедвик , капитан Уильям Т. Сэмпсон , лейтенант-коммандер Уильям П. Поттер , прапорщик В. В. Пауэлсон и лейтенант-коммандер Адольф Марикс .

Вскоре после инцидента Соединенные Штаты приказали провести военно-морское расследование, которое возглавил капитан Уильям Т. Сэмпсон . Вместо этого Рамон Бланко-и-Эренас , испанский губернатор Кубы, предложил провести совместное испано-американское расследование. [68] Капитан Сигсби написал, что «многие испанские офицеры, в том числе представители генерала Бланко, сейчас находятся с нами, чтобы выразить сочувствие». [69] В телеграмме испанский министр колоний Сегисмундо Море посоветовал Бланко «собрать все возможные факты, чтобы доказать, что катастрофа в штате Мэн не может быть приписана нам». [70]

По словам Даны Вегнер, которая работала с Риковером над его расследованием затопления в 1974 году, у министра военно-морского флота была возможность лично выбрать комиссию по расследованию. Вместо этого он прибег к протоколу и поручил это сделать главнокомандующему североатлантической эскадрой. Командир представил совету список младших линейных офицеров. Тот факт, что офицер, предложенный стать председателем суда, был младше капитана штата Мэн , пишет Вегнер, «указывает либо на незнание военно-морских правил, либо на то, что вначале совет не намеревался рассматривать возможность гибели корабля». случайно и по неосторожности ее капитана». [71] В конце концов, в совете директоров возобладали военно-морские правила: капитан Сэмпсон был старше капитана Сигсби. [71]

Комиссия прибыла 21 февраля и собрала показания выживших, свидетелей и дайверов, исследовавших место крушения под водой. Совет Сэмпсона представил свои выводы в двух частях: разбирательство, которое состояло в основном из свидетельских показаний, и выводы, которые представляли собой факты, определенные судом. Между разбирательством и выводами существовало то, что Вегнер называет «широким разрывом», в котором суд «не оставил никаких записей о доводах, которые привели его от зачастую непоследовательных свидетелей к [своему] выводу». Еще одно несоответствие, по словам Вегнера, заключалось в том, что комиссия вызвала только одного технического свидетеля, коммандера Джорджа Конверса, с торпедной станции в Ньюпорте, штат Род-Айленд. Капитан Сэмпсон зачитал командиру Конверсу гипотетическую ситуацию, когда в результате пожара в угольном бункере воспламенились резервные шестидюймовые боеприпасы, в результате чего корабль затонул. Затем он спросил командующего Конверса о возможности такого сценария. Командующий Конверс «просто заявил, не вдаваясь в подробности, что он не мог осознать, что такое событие происходит». [72]

Комиссия пришла к выводу, что штат Мэн был разрушен миной, что, в свою очередь, привело к взрыву ее передних магазинов. К такому выводу они пришли на основании того, что большинство свидетелей заявили, что слышали два взрыва и что часть киля была прогнута внутрь. [62] В официальном отчете совета, который был представлен военно-морскому ведомству в Вашингтоне 21 марта, конкретно говорилось следующее:

«На шпангоуте 18 вертикальный киль сломан надвое, а плоский киль согнут под углом, аналогичным углу, образованному наружной обшивкой днища... По мнению суда, такой эффект мог быть произведен только за счет взрыв мины, расположенной под днищем корабля примерно на 18 шпангоуте и где-то по левому борту корабля». (часть 5-го вывода суда)

«По мнению суда, « Мэн» был уничтожен взрывом подводной мины, вызвавшим частичный взрыв двух или более ее носовых магазинов». (7-й вывод суда) и

«Суд не смог получить доказательства, устанавливающие ответственность за разрушение штата Мэн на каком-либо лице или лицах». (8-й вывод суда). [73]

1911 Следственный суд Совета Вриланда

[ редактировать ]
Упрощенное изображение взрыва, в результате которого затонул военный корабль США «Мэн», и его последствий.

В 1910 году было принято решение о проведении второго следственного суда. Это также облегчит поиск тел, чтобы их можно было похоронить в Соединенных Штатах. Возможно, свою роль сыграл и тот факт, что кубинское правительство хотело убрать затонувший корабль из гаванской гавани; по крайней мере, это дало возможность изучить затонувшее судно более подробно, чем это было возможно в 1898 году, и одновременно обязывало новых независимых кубинцев. Вегнер предполагает, что тот факт, что это расследование могло быть проведено без угрозы войны, как это имело место в 1898 году, дал ему возможность добиться большей объективности, чем это было возможно ранее. Более того, поскольку некоторые члены комиссии 1910 года будут дипломированными инженерами, они будут иметь более высокую квалификацию для оценки своих выводов, чем линейные офицеры комиссии 1898 года. [74]

Начиная с декабря 1910 года вокруг места крушения была построена перемычка , и вода была удалена, обнажив место крушения к концу 1911 года. С 20 ноября по 2 декабря 1911 года следственная комиссия, возглавляемая контр-адмиралом Чарльзом Э. Вриландом, осматривала место крушения. Они пришли к выводу, что взрыв магазинов спровоцировал внешний взрыв. Этот взрыв произошел дальше в корме и имел меньшую мощность, чем предполагал Совет Сэмпсона. Совет Вриланда также установил, что изгиб корпуса 18 был вызван взрывом магазинов, а не внешним взрывом. [62] После расследования недавно обнаруженные трупы были похоронены на Арлингтонском национальном кладбище , а полая неповрежденная часть корпуса «Мэн» была снята с мели и торжественно затоплена в море 16 марта 1912 года. [75]

1974 Расследование Риковера

[ редактировать ]

Риковер был заинтригован катастрофой и в 1974 году начал частное расследование, используя информацию из двух официальных расследований, газет, личных документов, а также информацию о строительстве и боеприпасах штата Мэн . Он пришел к выводу, что взрыв не был вызван миной, и предположил, что наиболее вероятной причиной было самовозгорание угля в бункере рядом с магазином. В 1976 году он опубликовал книгу об этом расследовании под названием « линкор Мэн» Как был уничтожен . [76]

В книге 2001 года « Теодор Рузвельт, ВМС США и испано-американская война » Вегнер вновь обращается к расследованию Риковера и предлагает дополнительные подробности. По словам Вегнера, Риковер взял интервью у военно-морских историков из Агентства энергетических исследований и разработок после прочтения статьи в Washington Star-News Джона М. Тейлора . Автор утверждал, что ВМС США «мало использовали своих технически подготовленных офицеров во время расследования трагедии». Историки работали с Риковером над исследованием программы ВМФ по ядерным двигательным установкам, но они сказали, что им не известны подробности Мэн затопления штата . Риковер спросил, могут ли они расследовать это дело, и они согласились. Вегнер говорит, что все соответствующие документы были получены и изучены, включая планы корабля и еженедельные отчеты об разливе реки Мэн в 1912 году (ход строительства перемычки), написанные Уильямом Фургесоном, главным инженером проекта. Эти отчеты включали многочисленные фотографии с аннотациями Фургесона. номера шпангоутов и обвязок на соответствующих частях обломков. Для анализа разрушений и взрывов кораблей были привлечены два эксперта. Они пришли к выводу, что на фотографиях «нет никаких правдоподобных доказательств проникновения снаружи», и полагали, что взрыв произошел внутри корабля. [77]

Вегнер предполагает, что взрыву, постулируемому в исследовании Риковера, могло способствовать сочетание конструкции военно-морского корабля и изменение типа угля, используемого в качестве топлива для военно-морских кораблей. Он объясняет, что до постройки « Мэна » угольные бункеры отделялись обычными переборками от шкафчиков для боеприпасов, а американские военно-морские корабли сжигали бездымный антрацитовый уголь. С увеличением количества стальных кораблей ВМФ перешел на битуминозный уголь , который сгорал при более высокой температуре, чем антрацитовый уголь, и позволял кораблям быстрее пропариваться. Вегнер объясняет, что антрацитовый уголь не подвержен самовозгоранию, но битуминозный уголь значительно более летуч и известен тем, что выделяет наибольшее количество рудничного газа , опасной и взрывоопасной смеси газов (главным образом метана ). Рудничный газ взрывоопасен при концентрации от 4% до 16%, при этом наибольшая концентрация составляет около 10%. Кроме того, в каменном угле был еще один потенциальный фактор: сульфид железа , также известный как пирит. , вероятно, присутствовал. Присутствие пирита представляет собой два дополнительных фактора риска, первый из которых связан с окислением . Окисление пирита является достаточно экзотермическим , поэтому в подземных угольных шахтах в высокосернистых угольных пластах иногда возникало самовозгорание на выработанных участках шахты. Этот процесс может возникнуть в результате нарушений, вызванных добычей полезных ископаемых из пластов, в результате которой сульфиды в руде подвергаются воздействию воздуха и воды. Второй фактор риска связан с дополнительной способностью пирита обеспечивать возгорание при определенных условиях. Пириты получили свое название от греческого корня «пир» , что означает «огонь» , поскольку они могут вызывать искры при ударе о сталь или другие твердые поверхности. пириты использовались для создания искр для воспламенения пороха в ружьях с колесным Например, замком. Пириты могли обеспечить воспламеняющую способность, необходимую для создания взрыва. о нескольких бункерных пожарах этого типа на борту военных кораблей До взрыва «Мэна» сообщалось , в некоторых случаях корабли едва не затонули. Вегнер также цитирует 1997 г. исследование теплопередачи , в результате которого был сделан вывод о том, что мог произойти пожар угольного бункера, который привел к возгоранию боеприпасов корабля. [78]

1998 года National Geographic Расследование

[ редактировать ]

В 1998 году журнал National Geographic заказал анализ компании Advanced Marine Enterprises (AME). Это расследование, проведенное в ознаменование столетия со дня затопления авианосца « Мэн» , было основано на компьютерном моделировании — методе, недоступном для предыдущих расследований. Достигнутые результаты оказались неубедительными. National Geographic сообщил, что «пожар в угольном бункере мог вызвать достаточно тепла, чтобы вызвать взрыв в соседнем хранилище, [но] с другой стороны, компьютерный анализ также показывает, что даже небольшая мина, изготовленная вручную, могла пробить корпус корабля». и вызвал взрывы внутри». [79] В расследовании AME отмечалось, что «размер и расположение почвенной впадины под рекой Мэн «скорее объясняется взрывом мины, чем только взрывами магазинов». [4] Команда отметила, что это не является «окончательным доказательством того, что причиной затопления была мина», но «укрепляет аргументы». [4]

Некоторые эксперты, в том числе команда Риковера и несколько аналитиков AME, не согласны с этим выводом. [4] Вегнер утверждает, что технические мнения в команде Geographic разделились между ее младшими членами, которые сосредоточились на результатах компьютерного моделирования, и старшими, которые сопоставляли изучение фотографий крушения со своим собственным опытом. Он добавляет, что AME использовала ошибочные данные о конструкции корабля «Мэн » и хранении боеприпасов. Вегнер также критиковал тот факт, что с участниками исследования Риковера не консультировались до тех пор, пока анализ AME не был практически завершен, что было слишком поздно для подтверждения достоверности используемых данных или участия в каком-либо другом значимом сотрудничестве. [80]

канала Discovery неразгаданной истории 2002 Расследование

[ редактировать ]

В 2002 году канал Discovery выпустил серию документальных фильмов « Неразгаданная история » под названием «Смерть военного корабля США Мэн ». Он использовал фотографические доказательства, военно-морских экспертов и архивную информацию, чтобы доказать, что причиной взрыва стал пожар в угольном бункере, и выявил слабость или разрыв в переборке, разделяющей угольный и пороховой бункеры, что позволило огню распространиться из бывшего бункера. последнему. [81]

Теории заговора под ложным флагом

[ редактировать ]

В испаноязычных СМИ было сделано несколько заявлений о том, что затопление было операцией под ложным флагом, проведенной США. [82] [83] и эти утверждения являются официальной точкой зрения на Кубе. [84] Памятник штату Мэн в Гаване описывает Мэн моряков штата как «жертв, принесенных в жертву империалистической жадности в ее стремлении захватить контроль над Кубой». [85] и утверждает, что американские агенты намеренно взорвали собственный корабль. [86]

Элиадес Акоста был главой комитета по культуре Коммунистической партии Кубы и бывшим директором Национальной библиотеки Хосе Марти в Гаване. он предложил стандартную кубинскую интерпретацию В интервью The New York Times , но добавил, что «американцы погибли за свободу Кубы, и это следует признать». [84] Такое же заявление сделал в России Михаил Хазин, российский экономист, который когда-то руководил отделом культуры в «Комсомольской правде» . [87] а в Испании Эрик Фраттини , испанский перуанский журналист, в своей книге «Манипулирование историей». Операции под ложным флагом. От штата Мэн до турецкого переворота . [88]

Операция «Нортвудс» представляла собой серию предложений, подготовленных представителями Пентагона для Объединенного комитета начальников штабов в 1962 году, в которых излагался ряд предлагаемых операций под ложным флагом, в которых можно было обвинить кубинских коммунистов, чтобы заручиться поддержкой против них. [89] [90] В одном из них предлагалось умышленно взорвать корабль ВМС США в заливе Гуантанамо. В отголоске заголовков желтой прессы предыдущего периода в нем использовалась фраза «Инцидент из «Помни Мэн» ». [90] [91]

Подъем и окончательное погружение

[ редактировать ]

На несколько лет « Мейн» оставался там, где он затонул, в гаванской гавани, но было очевидно, что когда-нибудь его придется убрать. Он занимал ценное пространство в гавани, а скопление ила вокруг его корпуса грозило образованием мели . Кроме того, различные патриотические группы хотели получить сувениры от корабля. 9 мая 1910 года Конгресс санкционировал выделение средств на демонтаж Мэн , надлежащее захоронение на Арлингтонском национальном кладбище примерно 70 тел, все еще находящихся внутри, а также удаление и транспортировку главной мачты. [ нужны разъяснения ] в Арлингтон. Конгресс тогда не требовал нового расследования затопления. [92]

построил Инженерный корпус армии перемычку вокруг реки Мэн и откачал воду изнутри. [5] К 30 июня 1911 года главная палуба «Мэна » была обнажена, что показало, насколько поврежден корабль: передняя часть шпангоута 41 была полностью разрушена, осталась только искореженная масса стали, не имевшая ничего общего с носом, а остальная часть обломок был сильно корродирован. Когда вода была полностью слита, армейские инженеры с помощью ацетиленовых горелок срезали поврежденную надстройку и палубу. Затем, в середине крушения, они отрезали то, что осталось от носовой части корабля, и построили бетонно-деревянную переборку, чтобы закрыть кормовую часть. В нижней части кормовой части были вырезаны отверстия, через которые прокачивались струи воды, чтобы сломать грязевой затвор, удерживающий корабль, а затем закупорили паводковыми кранами, которые позже будут использованы для потопления корабля. [93] « Мэн» был оборудован паровыми насосами Worthington . Пролежав на дне гаванской гавани четырнадцать лет, эти насосы оказались все еще работоспособными; Впоследствии они были очищены и использованы Инженерным корпусом армии для помощи в работе над местом крушения. [94]

Обломки корабля Мэн , окруженные перемычкой , 16 июня 1911 года.

Во время спасения были обнаружены останки 66 мужчин, из которых только один, Гарри Дж. Киз (инженер), был опознан и возвращен в свой родной город; остальные были перезахоронены на Арлингтонском национальном кладбище, в результате чего там похоронено в общей сложности 229 членов экипажа штата Мэн . Все найденные тела были доставлены на броненосный крейсер «Северная Каролина» для репатриации. [95] Наконец, 13 февраля 1912 года инженеры вернули воду внутрь перемычки. Три дня спустя внутренняя часть перемычки была заполнена, и сохранившаяся кормовая часть реки Мэн была снята с мели. Через два дня после этого « Мэн» был отбуксирован буксиром «Оцеола» . 16 марта « Мэн» был отбуксирован в четырех милях от кубинского побережья « Оцеолой » в сопровождении «Северной Каролины» и легкого крейсера «Бирмингем» . Она была заряжена динамитом, чтобы помочь ей затонуть. [96] украшали цветы Палубу «Мэна» , а на мачте жюри висел американский флаг. [96] В 17:00 по местному времени, когда с берега наблюдала толпа из более чем 100 000 человек, ее морские краны открылись, и чуть более двадцати минут спустя «Мэн» затонул носом вперед на глубине 600 саженей (3600 футов; 1100 м) до Звук Тэпса и салют из двадцати одного оружия , любезно предоставленные людьми с « Бирмингема» и «Северной Каролины» . [97] [98]

повторное открытие

[ редактировать ]

18 октября 2000 года затонувший корабль «Мэн» был вновь обнаружен на глубине примерно 3770 футов (1150 м) примерно в 3 милях (4,8 км) к северо-востоку от гавани Гаваны экспедиционной компанией Advanced Digital Communications, базирующейся в Торонто . Команда под руководством морского инженера Паулины Зелицки случайно наткнулась на корабль, работая с кубинскими учеными и океанографами из Колледжа морских наук Университета Южной Флориды над испытанием технологии подводных исследований. Исследователи, назвавшие затонувший корабль «квадратом» из-за его уникальной формы, изначально не считали, что это « Мэн» , поскольку корабль был обнаружен к востоку от того места, где он, как сообщается, был затоплен. (Это смещение, вероятно, произошло из-за течений, толкавших затонувший корабль.) Как только команда начала исследовать место крушения с помощью подводного аппарата с дистанционным управлением (ROV), они обнаружили, что корпус не слишком окислился, что позволило им «увидеть все конструктивных частей [корабля]». [99] Исследователи подтвердили идентичность корабля, тщательно изучив конструкцию его дверей, люков, якорной цепи и гребных винтов, а также определив характерную переборку, которая образовалась при снятии носовой части в 1912 году. Рядом с местом крушения команда также обнаружила котел и поле обломков угля. [99]

Мемориалы

[ редактировать ]

Арлингтон, Аннаполис, Гавана, Ки-Уэст

[ редактировать ]

В феврале 1898 года обнаруженные тела моряков, погибших на острове Мэн, были преданы земле на кладбище Колон в Гаване . Некоторые раненые моряки были отправлены в больницы Гаваны и Ки-Уэста, Флорида. Умерших в больницах похоронили в Ки-Уэсте. В декабре 1899 года тела в Гаване были обнаружены и доставлены обратно в Соединенные Штаты для захоронения на Арлингтонском национальном кладбище. [100] В 1915 году президент Вудро Вильсон посвятил авианосцу Мэн - Мачта мемориал погибшим . Мемориал включает в себя главную мачту корабля. Примерно 165 человек были похоронены в Арлингтоне, хотя останки одного моряка были эксгумированы в его родном городе Индианаполисе, штат Индиана . Из остальных было известно только 62. [95] Девять тел так и не были обнаружены, а 19 членов экипажа, некоторые из которых неопознаны, похоронены на кладбище Ки-Уэст под статуей американского моряка, держащего весло. [с]

Изогнутая взрывом фок-мачта штата Мэн находится в Военно-морской академии США. [101]

В 1926 году кубинское правительство установило мемориал жертвам штата Мэн на Малеконе , недалеко от отеля «Насьональ» , в ознаменование помощи Соединенных Штатов в обретении Кубой независимости от Испании. На памятнике изображены две из Мэн четырех 10-дюймовых пушек штата . В 1961 году мемориал был поврежден толпой людей после вторжения в залив Свиней , а орел на вершине был сломан и удален. [102] Затем коммунистическое правительство добавило свою собственную надпись, в которой обвиняло «империалистическую ненасытность в стремлении захватить остров Куба» в Мэн затоплении штата . [102] [103] Памятник был очищен и отреставрирован в 2013 году. Голова орла осталась в Секции интересов США в Гаване, а тело - в городском музее. [104]

Памятник авианосцу США Мэн , Нью-Йорк

[ редактировать ]

Другие мемориалы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. «Техас» был заложен после штата Мэн , но сдан в эксплуатацию первым.
  2. ^ Источники противоречивы относительно размера торпед, перевозимых штатом Мэн . Фридман, Линкоры [ нужна страница ] и Рейли и Шейна [ нужна страница ] укажите восемнадцатидюймовые Уайтхеда торпеды , а вот Гардинер , с. 139, а DANFS Maine говорит, что 14 дюймов.
  3. Помимо одного комплекта останков, вывезенных из Арлингтона и перезахороненных в 1899 году, и одного комплекта останков, обнаруженного в 1911 году и похороненного в родном городе, еще два останка были также похоронены в другом месте. Видеть Интендант армии США (1913 г.). Отчет квартирмейстера армии США за 1912 год . Военное министерство США. п. 511 . Проверено 24 апреля 2010 г.
  1. ^ Рейли и Шейна , с. 35.
  2. ^ Jump up to: а б ДАНФС Мэн .
  3. ^ Jump up to: а б Топпан, Эндрю (6 октября 2001 г.). «Мировой список линкоров: линкоры-предредноуты США» . Hazegray.org . Проверено 10 ноября 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Фишер, Луис. «Разрушение штата Мэн (1898 г.)» (PDF) . Юридическая библиотека Конгресса. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2021 года.
  5. ^ Jump up to: а б О'Бэннон, Патрик (2009). Работа в засушливую погоду: перемычки, речное строительство и Инженерный корпус армии США . Инженерный корпус армии США, округ Питтсбург. стр. 70–71. OCLC   503092530 . Проверено 12 апреля 2017 г.
  6. ^ Рейли и Шейна , с. 21.
  7. ^ Фридман, Линкоры , стр. 17, 20.
  8. ^ Jump up to: а б Рейли и Шейна , с. 24.
  9. ^ Фридман, Линкоры , стр. 20–21.
  10. ^ «Теодор Делеван Уилсон», Американская энциклопедия .
  11. ^ Jump up to: а б с д и Фридман, «Линкоры» , с. 21.
  12. ^ Коуэн и Самралл , с. 19.
  13. ^ Jump up to: а б ВМС США (1890 г.). Годовой отчет министра военно-морского флота (PDF) (Отчет) . Проверено 4 апреля 2012 г.
  14. ^ Фридман, Линкоры , стр. 17, 20–21, 23.
  15. ^ Любовь , с. 357.
  16. ^ Рейли и Шейна , с. 32.
  17. ^ Jump up to: а б с д Морли .
  18. ^ Рейли и Шейна , стр. 28, 33.
  19. ^ Коуэн и Самралл , с. 134.
  20. ^ Паркинсон , стр. 125, 127.
  21. ^ Патнэм , с. 266.
  22. ^ Jump up to: а б с д Рейли и Шейна , с. 26.
  23. ^ Патнэм , стр. 266, 271.
  24. ^ Патнэм , с. 271.
  25. ^ Брандт, Вальтер Иммануэль (1920). Сталь и новый флот, 1882–1895 гг . Университет Висконсина. п. 72 . Проверено 17 апреля 2012 г.
  26. ^ Рейли и Шейна , стр. 32–33.
  27. ^ Рейли и Шейна , с. 28.
  28. ^ Jump up to: а б Пейн , с. 100.
  29. ^ Фридман, Линкоры , с. 20.
  30. ^ «Соединенные Штаты Америки 10 дюймов/31 (25,4 см) Mark 1 Mod 0 и Mod 1 10 дюймов/35 (25,4 см) Mark 1 Mod 2 10 дюймов/30 (25,4 см) Mark 2» . NavWeaps.com. 19 сентября 2008 Проверено 9 марта 2010 года .
  31. ^ Миллер , с. 158.
  32. ^ Фридман, Линкоры , с. 22.
  33. ^ Jump up to: а б с Моррисон, с. 17.
  34. ^ «Соединенные Штаты Америки 6 дюймов/30, 6 дюймов/35 и 6 дюймов/40 (15,2 см) марок 1, 2, 3, 4 и 7» . NavWeaps.com. 25 декабря 2008 г. Проверено 9 марта 2010 г.
  35. ^ «Соединенные Штаты Америки, 6 фунтов (2,72 кг) [2,244 дюйма (57 мм)] Марки от 1 до 13» . NavWeaps.com. 6 апреля 2008 г. Проверено 22 декабря 2009 г.
  36. ^ «Соединенные Штаты Америки 1-фунтовый (0,45 кг) [1,46 дюйма (37 мм)] Отметки от 1 до 15 дюймов» . NavWeaps.com. 15 августа 2008 г. Проверено 22 декабря 2009 г.
  37. ^ Рейли и Шейна , стр. 28, 30.
  38. ^ Рейли и Шейна , стр. 26–28.
  39. ^ Фридман, Линкоры , стр. 13, 27.
  40. ^ Фридман, Крейсеры , с. 16.
  41. ^ «Новый линкор США «Мэн» » (PDF) . Морской инженер и военно-морской архитектор . 1 декабря 1890 года . Проверено 4 апреля 2012 г.
  42. ^ Краузе , с. 285; Миса , с. 102.
  43. ^ Краузе , стр. 209–210.
  44. ^ Отец , с. 91.
  45. ^ «Документы, касающиеся международных отношений Соединенных Штатов, с ежегодным посланием президента, переданным Конгрессу 5 декабря 1898 года - Управление историка» . History.state.gov . Проверено 16 августа 2022 г.
  46. ^ Инженерный корпус армии США , с. Табличка 1.
  47. ^ Кроуфорд, Хейс и Сешнс 1998 .
  48. ^ Главный хирург США (1896 г.). «Ежегодный отчет главного хирурга ВМС США за 1898 год» . Бюро медицины и хирургии . Департамент ВМС США. п. 173 . Проверено 2 октября 2011 г.
  49. ^ Выжившие NHHC с авианосца Мэн .
  50. ^ Дикинс, Фрэнсис В. (8 декабря 1898 г.). «Докладная записка министру ВМФ» . Документальные истории: Испано-американская война . Командование военно-морской истории и наследия.
  51. ^ Дьюи, Джордж (18 февраля 1898 г.). «Письмо Джорджу Гудвину Дьюи» . Документальные истории: Испано-американская война . Командование военно-морской истории и наследия.
  52. ^ «Разрушение Мэна» . Документальные истории: Испано-американская война . Командование военно-морской истории и наследия.
  53. ^ Jump up to: а б Рузвельт, Теодор (28 февраля 1898 г.). «Письмо капитану Чарльзу О'Нилу, начальнику артиллерийского управления» . Документальные истории: Испано-американская война . Командование военно-морской истории и наследия.
  54. ^ Музыкант , стр. 143–44.
  55. ^ Wisan , стр. 390–9is 1. Цитируется в Musicant , p. 144.
  56. ^ Музыкант , с. 144.
  57. ^ Музыкант , с. 152.
  58. ^ Хомский, Авива; Карр, Барри; Сморкалов, Памела Мария (2003). Кубинский читатель . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. стр. 130–34.
  59. ^ «Взорван Испанией / Все доказательства того, что Мэн был торпедирован / Заявление капитана Сигсби / Двести пятьдесят американских моряков - пища акул / Лейтенанты. Дженкинс и Мерритт мертвы» . Вечерние Таймс . Вашингтон, округ Колумбия, США, 16 февраля 1898 г. с. 1.
  60. ^ Музыкант , стр. 151–52.
  61. ^ Рейли и Шейна , с. 30.
  62. ^ Jump up to: а б с д МакМорроу, Эдвард П. «Что уничтожило военный корабль США МЭН – мнение» . SpanAmWar.com . Проверено 7 апреля 2010 г.
  63. ^ «Испанско-американская война (1898 г.)» . Штат Мэн: Государственный секретарь: Бюро корпораций, выборов и комиссий. Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 года . Проверено 11 февраля 2008 г.
  64. ^ «Некоторые испанцы бегут; немногие соглашаются на бесплатный транспорт отсюда в Гавану на Панаме. Толпы видят, как они уходят – насмешливые крики сопровождают судно, на борту которого, по слухам, есть военные боеприпасы – «Сенека» также плывет» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 21 апреля 1898 года . Проверено 2 октября 2011 г.
  65. ^ Эдгертон, Роберт Б. (2005). Вспомните Мэн, к черту Испанию . Эдвин Меллен Пресс. ISBN  978-0-7734-6266-3 . Проверено 15 февраля 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  66. ^ Помните «МЭН» . Министерство транспорта США: Национальная транспортная библиотека. Архивировано из оригинала 12 мая 2009 года . Проверено 11 февраля 2008 г.
  67. ^ Хью Томас , Память о '98 (издание 1997 г.), глава 7 (« Взрыв в штате Мэн »), стр. 104 (на испанском языке)
  68. ^ О'Тул , с. 128.
  69. ^ О'Тул , с. 11.
  70. ^ О'Тул , с. 125.
  71. ^ Jump up to: а б Вегнер , стр. 11–12.
  72. ^ Вегнер , с. 12.
  73. ^ «Официальный отчет Военно-морской следственной комиссии о гибели линкора МЭН (Сэмпсон Борд)» . SpanAmWar.com. 22 марта 1898 года . Проверено 22 января 2008 г.
  74. ^ Вегнер , с. 13.
  75. Мэн (линкор 2-го класса). Архивировано 26 декабря 2009 г. в Wayback Machine , NavSource Online: Архив фотографий линкора.
  76. ^ NHHC Разрушение военного корабля США Мэн .
  77. ^ Вегнер , стр. 8–10.
  78. ^ Вегнер , с. 11.
  79. ^ Аллен, Томас Б. (февраль 1998 г.). «Помнишь Мэн ?». Нэшнл Географик . 193 (2): 107.
  80. ^ Вегнер , стр. 14–15.
  81. ^ Пикет, Кейси (16 декабря 2019 г.). «Якорный цепной забор на Брикелл-авеню» . Майами-история.com . Проверено 24 июля 2020 г.
  82. ^ де Прада, Хуан Мануэль (14 июня 2019 г.). «Falsa flagera para imbéciles» [Ложный флаг для идиотов] (на испанском языке). АВС . Проверено 1 марта 2020 г.
  83. ^ Мартинес, Сусо (18 апреля 2018 г.). «Соединенные Штаты, их приспешники и нападения под чужим флагом» (на испанском языке). Дневник16 . Проверено 1 марта 2020 г.
  84. ^ Jump up to: а б Ротер, Ларри (14 февраля 1998 г.). «Помните Мэн? Кубинцы видят американский заговор, продолжающийся и по сей день» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 октября 2011 г.
  85. ^ Ньюман, Люсия (15 февраля 1998 г.). «Вспоминая Мэн» . CNN . Проверено 7 июля 2009 г.
  86. ^ Горри, Коннер; Стэнли, Дэвид (2004). Путеводитель по Кубе (3-е изд.). Одинокая планета. п. 82. ИСБН  978-1-74059-120-1 .
  87. ^ "Михаил Хазин: "Через три года большинство наших олигархов разорятся" " [Mikhail Khazin: "In 3 years, most of our oligarchs will go bankrupt"] (in Russian). Biznes Online. 29 October 2008. Archived from the original on 11 January 2012 . Retrieved 8 July 2009 .
  88. ^ Фраттини, Эрик (2016). Манипулирование историей. Операции под ложным флагом. От штата Мэн до турецкого государственного переворота [ Манипулирование историей. Операции под ложным флагом. От штата Мэн до турецкого государственного переворота ] (на испанском языке). Барселона: темы сегодняшнего дня. стр. 26, 28. ISBN  978-84-9998-584-8 .
  89. ^ Руппе, Дэвид (1 мая 2001 г.). «Военные США хотели спровоцировать войну с Кубой» . Новости Эй-Би-Си.
  90. ^ Jump up to: а б Вайнер, Тим (19 ноября 1997 г.). «Рассекреченные документы демонстрируют антикастровские идеи, предложенные Кеннеди» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2014 года . Проверено 16 февраля 2014 г.
  91. ^ Секретариат Объединенного комитета начальников штабов . «Операция Нортвудс» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия, с. 8 . Проверено 22 октября 2013 г.
  92. ^ Риковер , с. 79.
  93. ^ Риковер , стр. 82, 84.
  94. ^ Риковер , с. 158.
  95. ^ Jump up to: а б Мемориал военного корабля США Мэн «Мемориал мачты военного корабля США Мэн» . Архивировано из оригинала 19 октября 2007 года . Проверено 9 июня 2009 г. , сайт ArlingtonCemetery•org (неофициальный)
  96. ^ Jump up to: а б «Второе затопление корабля «Мэн» | АМЕРИКАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ» . www.americanheritage.com .
  97. ^ Аллен , стр. 386–405.
  98. ^ Риковер , стр. 84, 86.
  99. ^ Jump up to: а б Бречер, Элинор (10 декабря 2000 г.). «Ученые наткнулись на затонувший штат Мэн» . Майами Геральд . Проверено 27 июня 2013 г.
  100. ^ МакШерри, Патрик. «Первые похороны экипажа линкора МЭН» . SpanAmWar.com . Проверено 28 марта 2010 г.
  101. ^ «Медиа-гид экипажа ВМФ на 2001 год» (PDF) . п. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2012 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
  102. ^ Jump up to: а б Бейкер, Кристофер П., «Лунная Куба», издательство Avalon Travel Publishing; 4-е издание (9 октября 2006 г.), ISBN   978-1-56691-802-2
  103. ^ Грубый путеводитель по Кубе ISBN   978-1-84353-811-0 стр. 159
  104. ^ «Гавана восстанавливает памятник жертвам авианосца Мэн» . Yahoo Новости . 16 февраля 2013 г.
  105. ^ Мальтет, Жак; Маннони, Лоран (2008), Работы Жоржа Мельеса (на французском языке), Париж: Éditions de La Martinière, стр. 338, ISBN  978-2732437323
  106. ^ «USS Maine Relic - Энциклопедия истории Кливленда» . Университет Кейс Вестерн Резерв. 12 мая 2018 года . Проверено 2 октября 2019 г.
  107. ^ Кайлер, Грета (11 августа 2008 г.). «Группа вспоминает о сдаче якоря военного корабля США в городском парке Ридинга» . Читающий орел . Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
  108. ^ «Оклендские воры сбежали с реликвией с авианосца Мэн» . Сан-Франциско.CBSlocal.com . Местные СМИ CBS. 16 мая 2011 года . Проверено 2 октября 2011 г.
  109. ^ «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 9 июля 2010 г.
  110. ^ Локвуд, Эрик (8 августа 2016 г.). «Помните Мэн! Историческое корабельное орудие на пути к сохранению» . Служба новостей ВМФ . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 8 февраля 2019 г.
  111. ^ Гарри, Дэвид (9 сентября 2014 г.). «LePage, возвращение оружия с затонувшего военного корабля США Мэн, чтобы подчеркнуть празднование двухсотлетия Портленд-парка» . Бангор Дейли Ньюс . Проверено 8 февраля 2019 г.
  112. ^ «Пушка USS MAINE перед мэрией» . Архив устной истории и фотографий Северо-Восточного Мичигана . Публичная библиотека Джорджа М. Флетчера округа Алпена . Проверено 8 февраля 2019 г.
  113. ^ «200 вещей, которые играют в округе Старк: Мемориальный парк ветеранов» . Репозиторий . 27 июня 2015 г. Проверено 8 февраля 2019 г.
  114. ^ «Национальное кладбище Мэрион» . Служба национальных парков . Проверено 8 февраля 2019 г.
  115. ^ «Помни Мэн и Шилли» . Архивы Университета Нотр-Дам . 15 февраля 2012 года . Проверено 8 февраля 2019 г.
  116. ^ Макгиннис, Мелисса; Симпкинс, Дорин Бирд (2012). Парк Пойнт Дефаенс в Такоме . Издательство Аркадия. п. 38. ISBN  978-0738595917 .
  117. ^ «Парк Ветеранов» (PDF) . Город Льюистон, штат Мэн. 2015 . Проверено 8 февраля 2019 г.
  118. ^ «Военный корабль США Мэн» . Район Помптон-Лейкс, штат Нью-Джерси. Архивировано из оригинала 7 июня 2018 года . Проверено 16 июня 2017 г.
  119. ^ «Реликвии штата Мэн здесь». The Evening Post (Чарльстон, Южная Каролина) . 11 сентября 1913 г.
  120. ^ «История библиотеки» . Публичная библиотека Хобокена . Проверено 8 февраля 2019 г.
  121. ^ «Памятник линкору-пушке Мэн» . Одна Колумбия по искусству и истории . Проверено 8 февраля 2019 г.
  122. ^ Нефф, Эндрю (28 марта 2011 г.). «Палубная пушка USS Maine отправлена ​​в сарай на заводе по переработке отходов в Нью-Йорке» . Бангор Дейли Ньюс . Проверено 8 февраля 2019 г.
  123. ^ «Мемориал штата Мэн – Питтсбург, Пенсильвания» . waymarking.com . Проверено 6 января 2019 г.
  124. ^ Седжмер, К. (6 декабря 2009 г.). «Здание суда: грандиозное сооружение» . Мартинс Ферри Таймс Лидер . Проверено 8 февраля 2019 г.
  125. ^ «Открытие военного корабля США Мэн» . Подводная археология Северных стран . Июль 2003 года . Проверено 1 января 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]

Общественное достояние В этой статье использованы общедоступные материалы из Гибель авианосца Мэн . ВМС США .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аллен, Томас Б. «Помнишь Мэн? » National Geographic , Vol. 193, № 2 (февраль 1998 г.): 92–111.
  • Аллен, Томас Б. изд. «Что на самом деле затопило Мэн История военно-морского флота 11 (март/апрель 1998 г.): 30–39.
  • Удар, Майкл. Корабль, который стоит помнить: Мэн и испано-американская война. Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания, 1992. ISBN   978-0-688-09714-1 .
  • Фонер, Филип С. Испано-кубинско-американская война и рождение американского империализма 1895–1902 гг . 2 тома, Нью-Йорк/Лондон, 1972 г. (очень подробно, с множеством источников из архивов США).
  • Сэмюэлс, Пегги и Гарольд. Вспоминая Мэн . Издательство Смитсоновского института, Вашингтон, округ Колумбия, и Лондон, 1995 г. ISBN   978-1-56098-474-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20c8797236f25e07633fc880307c4238__1720988160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/38/20c8797236f25e07633fc880307c4238.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
USS Maine (1889) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)