Шаттл - miR программа
Программа «Мир» — «Шаттл» | |
![]() | |
Обзор программы | |
---|---|
Страна | |
Организация | |
Статус | Завершенный |
История программы | |
Первый полет | 3 февраля 1994 г. ( STS-60 ) |
Последний рейс | 2 июня 1998 г. ( STS-91 ) |
Сайт запуска (ы) | |
Информация о транспортном средстве | |
Транспортное средство (и) экипаж |
Часть серии на |
Космическая программа США |
---|
![]() ![]() |
Часть серии статей о |
Советская космическая программа |
---|
The Shuttle– Mir program ( Russian : Программа «Мир»–«Шаттл» ) [ А ] Была совместная космическая программа между Россией и Соединенными Штатами, в которой участвовали американские космические шаттлы , посещающие российскую космическую станцию Мир , российские космонавты, летящие на шаттле, и американский астронавт, летящий на борту космического корабля Союз , чтобы позволить американским астронавтам участвовать в продолжительных экспедициях. на борту Мир .
Проект, иногда называемый «первая фаза», был предназначен для того, чтобы позволить Соединенным Штатам учиться на российском опыте с длительным космическим полетом и способствовать духу сотрудничества между двумя странами и их космическими агентствами , национальной аэронавтикой и космическим управлением ( НАСА) и Российское космическое агентство (PKA). Проект помог подготовить путь для дальнейших кооперативных космических предприятий; В частности, «Фаза» совместного проекта, строительство Международной космической станции (МКС). Программа была объявлена в 1993 году, первая миссия началась в 1994 году, и проект продолжился до тех пор, пока его запланированное завершение в 1998 году. Миссии одиннадцать космических челноков, совместный полет Союз и почти 1000 кумулятивных дней в космосе для американских астронавтов произошли в течение семи длинных -экспедиции. В дополнение к запускам космического шаттла в MIR Соединенные Штаты, также полностью финансируемые и оснащенные научным оборудованием Spektr Module (запущен в 1995 году) и модуль Priroda (запущен в 1996 году), что делает их фактическими модулями США в течение длительности шаттла. Мне программа. [ 1 ]
время четырехлетней программы полете было достигнуто в космическом . Во многие первые Российский орланский скафандж .
Программа была омрачена различными проблемами, в частности, безопасность Мира после пожара, российский космический корабль, столкнутый с Spektr, делая его необитаемыми, финансовые проблемы с российской космической программой, находящейся на денежных средствах, и обеспокоенность от астронавтов по поводу отношения администраторов программы. Тем не менее, большое количество науки, опыта в строительстве космических станций и знаниях в работе в кооперативном космическом предприятии было получено в результате комбинированных операций, что позволило строительству МКС продолжаться гораздо более плавным, чем в противном случае.
Фон
[ редактировать ]
Происхождение программы шаттла - miR можно проследить до тестового проекта Аполлона -Союза 1975 года , который привел к совместной американской/советской миссии в течение дефекта периода холодной войны и стыковки между американским космическим кораблем и Советским Союсом Советского Союз космический корабль. За этим последовали переговоры между НАСА и Intercosmos в 1970 -х годах по поводу программы «Шаттл -Сальют » о пролете между космическими трансферами на Солюта космическую станцию , а более поздние переговоры в 1980 -х годах даже рассматривают полеты будущих советских шаттлов из программы Бурана Для будущей космической станции США - эта программа «Шаттл -Сальют » никогда не осуществлялась, однако во время существования советской программы Intercomos. [ 2 ]
Это изменилось после роспуска Советского Союза : конец холодной войны и космической гонки привел к финансированию модульной космической станции США (первоначально названная свобода ), которая была запланирована с начала 1980 -х годов, была сокращена. [ 3 ] Подобные бюджетные трудности сталкивались с другими странами с проектами космических станций, что побуждает американских правительственных чиновников начать переговоры с партнерами в Европе, России, Японии и Канаде в начале 1990-х годов начать совместный, многонациональный проект космических станций. [ 3 ] В российской федерации , будучи преемником большей части Советского Союза и ее космической программы, ухудшающаяся экономическая ситуация в постсоветском экономическом хаосе привела к растущим финансовым проблемам программы Российской космической станции. Строительство космической станции miR-2 в качестве замены стареющего miR стало иллюзорным, хотя только после того, как его базовый блок, DOS-8, был построен. [ 3 ] Эти события привели к тому, что бывшие противники вместе с программой «Шаттл -Мир» , которая проложила путь к Международной космической станции , совместному проекту с несколькими международными партнерами. [ 4 ]

В июне 1992 года американский президент Джордж Буш и президент России Борис Ельцин согласились сотрудничать с исследованием космоса , подписав соглашение между Соединенными Штатами Америки и Российской федерацией в отношении сотрудничества в области разведки и использования космоса для мирных целей . Это соглашение призвало создать короткий, совместный космический проект, в течение которого один американский астронавт будет сесть на российскую космическую станцию MIR , и два российских космонавта будут сесть на космический челнок. [ 3 ]
В сентябре 1993 года американский вице-президент Эл Гор-младший и премьер-министр России Виктор Черномирдин объявили о планах новой космической станции, которая в конечном итоге стала международной космической станцией. [ 5 ] Они также согласились, в подготовке к этому новому проекту, что Соединенные Штаты будут активно участвовать в проекте MIR в предстоящие годы, под названием кодового имени «Первая фаза» (строительство МКС является «Фазой второй»). [ 6 ]
Первый полет космического челнока в Мир был миссией на свидании без стыковки на STS-63 . Это было последовало в ходе проекта девятью миссиями с докингом MIR -от STS-71 до STS-91 . Шаттл вращал экипажи и доставленные припасы, а одна миссия, STS-74 , несла модуль стыковки и пару солнечных батарей в MIR . Были также проведены различные научные эксперименты, как на рейсах, так и в долгосрочной перспективе на станции. Проект также увидел запуск двух новых модулей, Spektr и Priroda , для MIR , которые использовались американскими астронавтами в качестве жилых помещений и лабораторий для проведения большей части своей науки на борту станции. Эти миссии позволили НАСА и Роскососу многое узнать о том, как лучше всего работать с международными партнерами в космосе и как минимизировать риски, связанные с сборкой большой космической станции на орбите, как это должно было быть сделано с МКС. [ 7 ] [ 8 ]
Проект также послужил политическим уловкой со стороны американского правительства, предоставляя дипломатическую канал для НАСА, чтобы принять участие в финансировании небрежно финансируемой российской космической программы. Это, в свою очередь, позволило недавно сбежавшему российскому правительству поддерживать работу Мира , в дополнение к российской космической программе в целом, гарантируя, что российское правительство оставалось дружелюбным по отношению к Соединенным Штатам. [ 9 ] [ 10 ]
Приращения
[ редактировать ]
В дополнение к рейсам трансфер до miR , первая фаза также показала семь «приращений» на борту станции, длительные рейсы на борту Мир от американских астронавтов. Семь астронавтов, которые приняли участие в «Приращениях», Норман Тагард , Шеннон Люсид , Джон Блаха , Джерри Линингенджер , Майкл Фоале , Дэвид Вольф и Эндрю Томас , каждый из них вылетел в Стар -Сити , Россия , чтобы пройти тренировку в различных аспектах Работа MIR и космического корабля Soyuz, используемых для транспортировки на и обратно. Астронавты также получили практику в проведении космических прогулок за пределами MIR и уроков на русском языке , которые будут использоваться на протяжении всего их миссий, чтобы поговорить с другими космонавтами на борту станции и контроля миссии в России, TSUP . [ 10 ]
Во время их экспедиций на борту Мир астронавты провели различные эксперименты, включая рост сельскохозяйственных культур и кристаллов, и делали сотни фотографий Земли . Они также помогали в обслуживании и ремонте стареющей станции, после различных инцидентов с пожарами, столкновениями, потери энергии, неконтролируемыми спинами и токсичными утечками. В целом, американские астронавты проведут почти тысячу дней на борту Мира , что позволило НАСА многому научиться о длительном космическом полете, особенно в областях психологии астронавтов и о том, как лучше организовать графики экспериментов для экипажей на космических станциях. [ 9 ] [ 10 ]
Мне
[ редактировать ]
Мир был построен в период с 1986 по 1996 год и был первой в мире модульной космической станцией. Это была первая последовательно заселенная долгосрочная исследовательская станция в космосе, и ранее держала рекорд по самым длинным непрерывным присутствию человека в космосе, за восемь дней до десяти лет. Цель Мира состояла в том , чтобы предоставить большую и обитаемую научную лабораторию в космосе, и благодаря ряду сотрудничества, включая межкосмос и шаттл - miR , была сделана на международном уровне доступным для космонавтов и космонавтов многих разных стран. Станция существовала до 23 марта 2001 года, в этот момент она была намеренно деорбирована и распалась во время повторного входа в атмосфер. [ 3 ]
Мир был основан на Salyut серии космических станций , ранее запущенной Советским Союзом (с 1971 года было запущено семь космических станций Salyut и в основном обслуживались российскими космическими кораблями Союз и грузовыми кораблями прогрессирования . Предполагалось, что Space Shoptle Buran посетит MIR , но его программа была отменена после его первого невозмутимого космического полета. В посещении американских космических шаттлов использовалось андрогинное периферийное прикрепление системы стыковки стыковки, первоначально предназначенное для Бурана, установленного на кронштейне, изначально разработанном для использования со свободой космической станции . [ 3 ]
С космическим челноком, пристыкованным к Миру , временные увеличения жизни и рабочих зон составляли комплекс, который был крупнейшим в мире космическим кораблем в то время, с общей массой 250 метрических тонн (250 тонн ; 280 коротких тонн ). [ 3 ] [ 11 ]
Космический челнок
[ редактировать ]
Космический шаттл был частично многократно используемой кораблей с низким уровнем земли системой космических , которая работала с 1981 по 2011 год Национальным управлением авиационной и космической промышленностью США (НАСА) в рамках программы космического челнока . Его официальным названием программы была система космической транспортировки (STS) , взятая из плана 1969 года для системы многоразового космического корабля , которой он был единственным предметом, финансируемым за разработку. [ 12 ] Первый из четырех орбитальных испытательных полетов произошел в 1981 году, что привело к эксплуатационным рейсам, начиная с 1982 года. В дополнение к прототипу, завершение которого было отменено, пять полных трансферных систем были построены и использовались в общей сложности 135 миссий с 1981 по 2011 год, запущены. Из космического центра Кеннеди (KSC) во Флориде. Общее время миссии флота шаттла составило 1322 дня, 19 часов, 21 минуты и 23 секунды. [ 13 ]
Космический челнок нес в себе большие полезные нагрузки на различные орбиты, и во время программ челнока - miR и ISS обеспечивали вращение экипажа и несли различные поставки, модули и кусочки оборудования на станции. Каждый шаттл был разработан для прогнозируемого срока службы 100 запуска или 10 -летнего операционного срока службы. [ 14 ] [ 15 ]
Девять стыковочных миссий были доставлены в Мир , с 1995 по 1997 год во время «Фазы первой»: космический челнок Атлантис пришвартовался семь раз к Миру , с обнаружением и начинанием каждая летающая одна из стыковочной миссии в Мир . Поскольку космический шаттл Колумбия была самым старым и самым тяжелым из флота, он не подходил для эффективных операций в ( MIR а затем и на ISS ) 51,6,6-градусной склонности- поэтому Колумбия не была модернизирована с необходимым внешним шлюзом и орбитальной док-системой, И никогда не полетел на космическую станцию. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Временная шкала
[ редактировать ]
Начинается новое сотрудничество (1994)
[ редактировать ]Первая фаза программы «Шаттл- Мир» началась 3 февраля 1994 года с запуска Space Shuttle Discovery на ее 18-й миссии, STS-60 . Восьмидневная миссия стала первым трансфером в этом году, первым рейсом российского космонавта , Сергея Крикалева , на борту американского трансфера, и ознаменовал начало увеличения сотрудничества в космосе для двух наций, через 37 лет после космической гонки начался. [ 19 ] Часть международного соглашения о человеческом космическом полете, миссия стала вторым рейсом модуля Spacehab с давлением и отмечала союнную полезную полезную нагрузку для полета в космосе. Основной полезной нагрузкой для миссии стала установка Wake Shield (или WSF), устройство, предназначенное для создания новых полупроводниковых фильмов для продвинутой электроники. WSF был доставлен в конце руки Discovery роботизированной в течение полета. Во время миссии астронавты на борту Discovery также провели различные эксперименты на борту заливе орбита в Spacehab полезной нагрузки модуля Виктор Афанасьев и Юрь Усачев (Flying Mir Expeditions LD-4 и EO-15). [ 16 ] [ 20 ] [ 21 ]

Америка прибывает в Мир (1995)
[ редактировать ]1995 начался с запуска Космического Шаттла Discovery 3 февраля. Миссия Discovery, STS-63 , была вторым рейсом космического челнока в программе и первым рейсом трансфера с женщиной-пилотом Эйлин Коллинз . Названная миссией «близкий » , восьмидневный рейс увидел первое свидание космического челнока с Миром , как российский космонавт Владимир Титова и остальная часть Discovery команды приблизились в пределах 37 футов (11 м) Мир. Полем После свидания Коллинз совершил обмотки станции. Миссия, репетиция платья для первой составной миссии в программе, STS-71 , также провела тестирование различных методов и кусочков оборудования, которые будут использоваться во время последовательных миссий. [ 20 ] [ 22 ] [ 23 ]
Через пять недель после Discovery перелета 14 марта запуск Soyuz TM-21 перенес экспедицию EO-18 в MIR . Экипаж состоял из космонавтов Владимира Децхуров и Геннадий Стрекалов и астронавта НАСА Норман Тагард , которые стали первым американцем, который летал в космос на борт космического корабля Союз . В течение своей 115-дневной экспедиции научный модуль Spektr (который служил живым и рабочим пространством для американских астронавтов) был запущен на борту протонной ракеты и пришвартовался к Миру . Spektr получил более 1500 фунтов (680 кг) исследовательского оборудования из Америки и других стран. Экипаж экспедиции вернулся на землю на борту космического шаттла Атлантиды после первого трансфера- стыковки Мир во время миссии STS-71 . [ 3 ] [ 9 ] [ 24 ]

Основные цели STS-71, запущенные 27 июня, призвали к появлению космического челнока Atlantis и выполнить первую стыковку между американским космическим челноком и станцией. 29 июня Атлантида успешно пришвартовалась с Миром , став первым космическим кораблем США, который пришвартовался с российским космическим кораблем после тестового проекта Аполлона-Союз в 1975 году. [ 25 ] Атлантида доставила Cosmonauts Anatoly Solovyev и Nikolai Budarin , которые сформировали бы команду Extition EO-19, и забрали астронавта Нормана Тагарда и Космонами Владимир Децхуров и Геннади Стрекалов из экипажа EO-18. Атлантис также провел орбиту-совместные исследования в области жизненных наук США на борту модуля Spacelab и выполнил материально-техническое пополнение станции. [ 20 ] [ 26 ] [ 27 ]
Финальный трансфер 1995 года, STS-74 , начался с 12 ноября запуска космического челнока Atlantis и доставил российский стыковочный модуль в MIR вместе с новой парой солнечных массивов и другими обновлениями оборудования для станции. Модуль стыковки был разработан, чтобы обеспечить больше разрешений для шаттлов, чтобы предотвратить любые столкновения с во солнечными батареями MIR время стыковки, что была преодолела во время STS-71 станции путем перемещения модуля Кристалла в другое место на станции. Модуль, прикрепленный к , док -порту Кристалла предотвратил необходимость этой процедуры на дальнейших миссиях. В течение полета почти 1000 фунтов (450 кг) воды были перенесены в MIR , а образцы эксперимента, включая кровь, мочу и слюну, были перенесены в Атлантиду для возвращения на землю. [ 20 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

Priroda (1996)
[ редактировать ]Непрерывное присутствие в США на борту MIR началось в 1996 году с запуска Atlantis на Mission STS-76 второй астронавт Шеннон Лесид 22 марта, когда на станцию был переведен . STS-76 был третьей стыковочной миссией MIR , которая также продемонстрировала логистические возможности посредством развертывания модуля SpaceHab и поместил пакеты экспериментов на , стыковке MIR который ознаменовал первый космос , который произошел вокруг пришвартованных транспортных средств. Космические прогулки, проведенные из , каюты экипажа Атлантиды предоставили ценный опыт для астронавтов, чтобы подготовиться к последующим миссиям по сбору на Международную космическую станцию . [ 31 ]
Лесид стала первой американской женщиной, которая жила на станции, и после шестинедельного расширения до ее увеличения из-за проблем с шаттл Solid Rocket Boosters , ее 188-дневная миссия установила рекорд Spaceflight US. Во время Lucid на борту MIR модуль Priroda с около 2200 фунтов (1000 кг) научного аппаратного обеспечения американского научного оборудования, был пристыкован к MIR . Lucid использовал Priroda и Spektr для проведения 28 различных научных экспериментов и в качестве жилых помещений. [ 20 ] [ 32 ]

Ее пребывание на борту Мир закончилось с полетом Атлантиды на STS-79 , который был запущен 16 сентября. STS-79 был первой трансферой, которая носила двойной модуль SpaceHab. Более 4000 фунтов (1800 кг) материалов было перенесено в MIR , включая воду, генерируемую , Atlantis топливными элементами и эксперименты, которые включали исследования суперпроводников , развитие хряща и другие биологические исследования. Около 2000 фунтов (910 кг) образцов и оборудования экспериментов также были перенесены обратно из Мир в Атлантиду , что делает общий перевод наиболее обширным. [ 33 ]
Это, четвертая стыковка, также увидела, как Джон Блаха перешел на Мир, чтобы занять его место в качестве астронавта -резидента. Его пребывание на станции улучшило операции в нескольких областях, в том числе процедуры передачи для пристыкованного космического челнока, процедуры «ручная передача» для долгосрочных членов американской экипажа и любительских радиосвязи «ветчины».
Два космоса были проведены во время его времени на борту. Их цель состояла в том, чтобы удалить разъемы электроэнергии из 12-летнего массива солнечной энергии на базовом блоке и воссоединить кабели к более эффективным новым массивам солнечной энергии. В целом, Blaha провел четыре месяца с командой Cosmonaut MiR-22, проводя материальную науку , жидкость и науку о жизни , а затем вернулся на Землю в следующем году на борту Atlantis на STS-81 . [ 20 ] [ 34 ]
Пожар и столкновение (1997)
[ редактировать ]
В 1997 году STS-81 заменил астронавт John Blaha на Джерри Линенгер , после 118-дневного пребывания Блахи на борту Мир . Во время этой пятой стыковки челнока экипаж Атлантиды перенесла припасы на станцию и вернулась на Землю первые растения, чтобы завершить жизненный цикл в космосе; Урожай пшеницы, посаженного Шенноном Люсидом. В течение пяти дней сопряженных операций экипажи перенесли почти 6000 фунтов (2700 кг) логистики в MIR и перенесли 2400 фунтов (1100 кг) материалов обратно в Атлантиду (большинство материалов, передаваемых между двумя космическими кораблями на эту дату). [ 35 ]
шаттла Экипаж STS-81 также проверил систему изоляции и стабилизации вибрации (TVIS), предназначенную для использования в Zvezda модуле Международной космической станции. Маленькие движители шаттла во время сопряженных упражнений были запущены во время сохранения инженерных данных для «переоборудования» МКС. После распада, Атлантида выполнила мух с miR , оставив Линингенджер на борту станции. [ 20 ] [ 35 ]
Во время своего приращения Линенгер стал первым американец, который провели космический поход от иностранной космической станции и первым, кто проверил российский сферу Орлана-М вдоль русского космонавта Васили Циблиев . Все три члена экипажа Expedition EO-23 выполнили «мухол» в космическом корабле Союз, сначала непрерываясь от одного стыковочного порта станции, затем вручную летят в капсулу в другом месте. Это сделало Linenger первым американец, который был отделан с космической станции на двух разных космических кораблях (космический челнок и союз). [ 24 ]
Линанджер и его российские товарищи по экипажу Васили Циблиев и Александр Лазуткин столкнулись с несколькими трудностями во время миссии. Они включали наиболее серьезный огонь на борту эрбитационного космического корабля (вызванного резервным устройством, генерирующим кислород), сбои различных систем на борту, почти столкновение с грузовым кораблем по восстановлению прогресса во время тестирования стыковки на большие расстояния и полная потеря и полная потеря утра электроэнергии станции. Отказ энергии также вызвал потерю контроля отношения , что привело к неконтролируемому «пачкажке» через космос. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 20 ]
Следующим астронавтом НАСА, оставшимся на Мир, был Майкл Фоал . Фоале и российская специалист по миссии Елена Кондакова садилась на Мир из Атлантиды на миссии STS-84 . Экипаж STS-84 перевел 249 предметов между двумя космическими кораблями, а также водой, образцами экспериментов, поставками и оборудованием. Одним из первых предметов, переданных в MIR, был элемент, генерирующий кислород. Атлантида была остановлена три раза во время отступления во время непрерывной последовательности 21 мая. Цель состояла в том, чтобы собрать данные с европейского сенсорного устройства, предназначенного для будущего рейса ESA автоматизированного транспортного средства (ATV) с международной космической станцией. [ 20 ] [ 36 ]

Приращение Foale продолжалось довольно нормально до 25 июня, когда судно пополнения пополнения передавалось с солнечными батареями на модуле Spektr во время второго теста системы стыковки по руководству по выполнению, Тору. Внешняя оболочка модуля была поражена и скрыта, что заставило станцию потерять давление. Это было первое депрессоризация в истории в истории космического полета. Экипаж быстро вырезал кабели, ведущие к модулю, и закрыл люк Spektr 's , чтобы предотвратить необходимость отказаться от станции в их спасательной шлюпке Soyuz. Их усилия стабилизировали давление воздуха станции, в то время как давление в Spektr , содержащее многие эксперименты Foale и личные эффекты, упало в вакуум. К счастью, в других модулях хранились продукты питания, вода и другие жизненно важные материалы, а усилия по спасению и воспроизведению Foale и научного сообщества сводили к минимуму потерю данных и возможностей исследований. [ 9 ] [ 20 ]
В попытке восстановить некоторые из потерянных мощности и систем после изоляции Spektr и попытаться найти утечку, Анатолия MIR новый командир Солови и пролетный инженер Павел Виноградов провели операцию по спасению позже в миссии. Они вошли в пустой модуль во время так называемого космического прогулки «IVA», осматривая состояние аппаратного обеспечения и запуска кабелей через специальный люк от Spektr систем до остальной части станции. После этих первых исследований Фоал и Соловьев провели 6-часовую EVA на поверхности Spektr, чтобы осмотреть поврежденный модуль. [ 20 ] [ 37 ]

После этих инцидентов Конгресс и НАСА США рассмотрели вопрос о том, отказаться ли программа из -за заботы о безопасности астронавтов, но администратор НАСА Дэниел Голдин решил продолжить программу. [ 10 ] Следующий рейс в Мир , STS-86 , принес акронавт Дэвида Вольфа на станцию.
STS-86 исполнил седьмой стыков с седьмым шаттлом- MIR , последний из 1997 года. Во время члены пребывания Атлантиды экипажа Титова и Паразинского провели первое совместное мероприятие в США-России во время миссии трансфера, и первое, в котором россиян носил США. скафанд. Во время пятичасовой космической прогулки пара прикрепила 121-фунтовую (55 кг) крышку солнечной батареи к модулю стыковки , чтобы будущую попытку членов экипажа запечатать утечку в Спектра корпусе . Миссия вернулась на землю на землю, вместе с образцами, оборудованием и старым кислородным генератором Elektron и выпала волка на станции, готовый к его 128-дневному приращению. Первоначально Вольф должен был стать последним астронавтом Мира , но был выбран, чтобы пойти на приращение вместо астронавта Венди Лоуренс . Лоуренс был признан непосредственным для полета из -за изменения российских требований после столкновения с транспортным средством по предложению. Новые правила требовали, чтобы все члены экипажа MIR должны были быть обучены и готовы к космосу, но российский скафандж не мог быть подготовлен для Лоуренса как раз к запуску. [ 20 ] [ 38 ]

Первый этап закрывается (1998)
[ редактировать ]Последний год первой фазы начался с «Полета шаттла» космического на STS-89 . Миссия доставила Cosmonaut Salizhan Shipov в Мир и заменила Дэвида Вольфа на Энди Томаса , после 119-дневного приращения Вольфа. [ 20 ] [ 39 ]
Во время своего роста, последнего из программы, Томас работал над 27 научными исследованиями в области передовых технологий, наук о земле , наук о человеческой жизни, исследования микрогравитации и снижение рисков. Его пребывание на Мир , которое считается самым плавным из всей программы первой фазы, представляла собой еженедельные «буквы из форпоста» от Томаса и проходили два этапа для продолжительности космического полета - 815 дней подряд в космосе американскими астронавтами с момента запуска Шеннона Люсид Миссия STS-76 в марте 1996 года и 907 дней заполнения MIR американскими астронавтами, начиная с поездки Нормана Тагара в Мир в марте 1995 года. [ 20 ] [ 40 ]
Томас вернулся на Землю на последнем шаттле- Мир Миссии, STS-91 . Миссия закрыла первую фазу, когда экипажи EO-25 и STS-91 передают воду в MIR и обменивались почти 4700 фунтов (2100 кг) грузовых экспериментов и расходных материалов между двумя космическими кораблями. Долгосрочные американские эксперименты, которые были на борту , также были перенесены в открытие . Хэтчи были закрыты для непрерывного в 9:07 утра по восточному дневному времени (EDT) 8 июня, а космический корабль отделился в 12:01 EDT в тот день. [ 20 ] [ 41 ] [ 42 ]

Фазы два и три: ISS (1998 -Present)
[ редактировать ]С приземлением Discovery 12 июня 1998 года программа первой фазы заключила. Методы и оборудование, разработанные в ходе программы, помогали разработке второго этапа: начальная сборка Международной космической станции (ISS). Прибытие Destiny лабораторного модуля в 2001 году ознаменовало конец второй фазы и начало третьего этапа, окончательного освоения станции, завершенной в 2012 году. [ 43 ]
В 2015 году была завершена реконфигурация американского сегмента, чтобы позволить его стыковочным портам размещать спонсируемые НАСА транспортные средства коммерческих экипажей, которые, как ожидалось, начнут посещать МКС в 2018 году. [ 44 ]
По состоянию на июнь 2015 года [update], ISS имеет под давлением объем 915 кубических метров (32 300 куб. когда -либо собрался. [ 45 ] Завершенная станция состоит из пяти лабораторий и может поддерживать шесть членов экипажа. С более чем 332 кубическими метрами (11 700 куб. Футов) обитаемого объема и массой 400 000 килограммов (880 000 фунтов), завершенная станция почти вдвое больше, чем комбинированный трансфер - MIR SpaceCraft. [ 45 ]
Фазы два и три предназначены для продолжения как международного сотрудничества в области космоса, так и в научных исследованиях нулевой гравитации, особенно в отношении длительного пространственного полета. К весне 2015 года Роскосос , НАСА и Канадское космическое агентство (CSA) согласились продлить миссию МКС с 2020 по 2024 год. [ 46 ]
В 2018 году он был продлен до 2030 года. [ 47 ] Результаты этого исследования предоставит значительную информацию для длительных экспедиций на Луну и рейсы на Марс . [ 48 ]
После преднамеренного деорбитинга Мира 23 марта 2001 года МКС стала единственной космической станцией на орбите вокруг Земли. [ 49 ] Он сохранил это различие до запуска китайской космической лаборатории Tiangong-1 29 сентября 2011 года. [ 50 ]
живет Наследие Мира на станции, объединяя пять космических агентств в разведке и позволяя этим космическим агентствам подготовиться к следующему прыжке в космос, на Луну, Марс и за его пределами. [ 51 ]
Полный список трансфер - MIR миссий
[ редактировать ]Миссия | Дата запуска | Трансфер | Пластырь | Экипаж | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
STS-60 | 3 февраля 1994 года | Открытие | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Первый русский космонавт на американском космическом корабле | Развернули объект Wake Shield | Носил Spacehab один модуль |
STS-63 | 3 февраля 1995 г. | Открытие | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Первое трансфер с mir |
Soyuz TM-21 | 14 марта 1995 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Первый американский астронавт на русском космическом корабле | Доставленная команда miR-eo-18 | Доставил Норман Тагард для длительного пребывания | |
STS-71 | 27 июня 1995 | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Первый шаттл - стыковка miR | Доставлено MIR EO-19 Crew | Вернулся команда Mir EO-18 |
STS-74 | 12 ноября 1995 г. | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Доставлен miR модуль стыковки | Хэдфилд стал первым и только канадским, чтобы посетить Мир |
STS-76 | 22 марта 1996 г. | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Доставлен Шеннон ЛЮКИД для длительного пребывания | Носил один модуль Spacehab |
STS-79 | 16 сентября 1996 года | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Первый полет двойного модуля Spacehab | Доставил Джона Блаха для длительного пребывания | Вернулся Шеннон Люсид с длительного пребывания |
STS-81 | 12 января 1997 года | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Доставил Джерри Линингенджер для длительного пребывания | Вернул Джона Блахи с длительного пребывания |
STS-84 | 15 мая 1997 года | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Доставлено Майкла Фоала для длительного пребывания | Вернулся Джерри Линенгер с длительного пребывания |
STS-86 | 26 сентября 1997 года | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Владимир Титов стал первым русским космомаут, чтобы использовать эму | Доставил Дэвид Вольф для длительного пребывания | Вернул Майкла Фоала с длительного пребывания |
STS-89 | 31 января 1998 года | Стараться | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Доставлен Эндрю Томаса для длительного пребывания | Вернулся Дэвида Вольфа с длительного пребывания |
STS-91 | 2 июня 1998 года | Открытие | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Финальная трансфера миссия | Вернулся Эндрю Томаса с длительного пребывания |
Спор
[ редактировать ]
Безопасность и научное возвращение
[ редактировать ]Критика программы была в первую очередь связана с безопасностью стареющего miR , особенно после пожара на борту станции и столкновения с судном по предложению в 1997 году. [ 10 ]
Пожар, вызванный неисправностью резервного генератора кислорода (SFOG), сгорел, в соответствии с различными источниками, между 90 секундами и 14 минутами и производил большое количество токсичного дыма, который заполнял станцию в течение примерно 45 минут. Это заставило команду надеть респираторы, но некоторые из масок респираторов первоначально носят были сломаны. Огнетуисты , установленные на стенах модулей, были неподвижными. Огонь произошел во время ротации экипажа, и как таковые было шесть человек на борту станции, а не обычных трех. Был заблокирован доступ к одной из пристыкованных спасательных шлюпок Союз, что предотвратит побег на половину экипажа. Аналогичный инцидент произошел в более ранней экспедиции MIR , хотя в этом случае SFOG сгорел всего несколько секунд. [ 9 ] [ 10 ]
Инциденты, связанные с почти пропусканием и столкновением, представляли дополнительные проблемы безопасности. Оба были вызваны сбоем одного и того же оборудования, системой стыковки Toru, которая в то время проходила тесты. Тесты были вызваны для того, чтобы оценить производительность стыковки на большие расстояния, чтобы позволить россиянам, страдающим от наличных, удалить дорогую автоматическую стыковочную систему KURS с судов Progress.
После столкновения НАСА и Российского космического агентства спровоцировали многочисленные советы по безопасности, которые должны были определить причину аварии. По мере развития их исследований, результаты двух космических агентств начали двигаться в разных направлениях. Результаты НАСА обвинили систему стыковки Тору, так как требовалось, чтобы астронавт или космонавт отвечали, чтобы составить прогресс без помощника какого -либо телеметрии или руководства. Тем не менее, результаты российского космического агентства обвинили аварию в ошибке экипажа, обвинив их собственный космонавт в том, что он просчет расстояние между прогрессом и космической станцией. [ 52 ] Результаты российского космического агентства были подвергнуты жесткой критике, даже по их собственному космонавту Циблиева, на которого они возлагают вину. Во время своей первой пресс -конференции после его возвращения на Землю Космонавт выразил свой гнев и неодобрение, заявив: «Здесь, в России, была давняя традиция искать козлы отпущения». [ 53 ]
Несчастные случаи также добавляли все более активную критику надежности стареющей станции. Астронавт Блейн Хаммонд утверждал, что его проблемы безопасности по поводу Мира были проигнорированы чиновниками НАСА, и что записи встреч безопасности «исчезли из заблокированного хранилища». [ 54 ] Мир был первоначально разработан, чтобы летать в течение пяти лет, но в конечном итоге пролетел в три раза больше времени. Во время первой фазы и после этого станция показывала ее возраст-с авариями компьютера, потерей мощности, неконтролируемых падающих в космос и протекающих труб были постоянной проблемой для экипажей. Различные сбои системы , генерирующей кислород, также были проблемой, также были проблемой. Эти поломки заставили экипажи все больше зависит от систем SFOG, которые вызвали пожар в 1997 году. Системы SFOG по -прежнему остаются проблемой на борту МКС. [ 9 ]
Другой проблемой противоречий был масштаб его фактической научной прибыли, особенно после потери научного модуля Spektr . Астронавты, менеджеры и различные представители прессы жаловались на то, что преимущества программы перевешивались рисками, связанными с ней, особенно учитывая тот факт, что большинство научных экспериментов США содержались в модуле сдерживания. Таким образом, большое количество американских исследований было недоступным, уменьшив науку, которая могла быть выполнена. [ 55 ] Проблемы безопасности заставили НАСА пересмотреть будущее программы в разное время. Агентство в конечном итоге решило продолжить и попало под огонь из различных областей прессы относительно этого решения. [ 56 ]
Отношение
[ редактировать ]Отношение российской космической программы и НАСА к первой фазе также вызывало обеспокоенность для вовлеченных астронавтов. Из -за финансовых проблем России многие работники TSUP чувствовали , что оборудование миссии и продолжение MIR были более важными, чем жизнь космонавтов на станции. Таким образом, программа работала совсем по -разному по сравнению с американскими программами: Cosmonauts были запланированы для них до минуты, действия (такие как стыковка), которые были бы выполнены вручную пилотами -шаттлом, были выполнены автоматически, и Cosmonauts получили свою оплату Пристыковано, если они допустили какие -либо ошибки во время своих рейсов. Американцы изучили на борту Skylab и более ранние космические миссии, что этот уровень контроля не был продуктивным и с тех пор сделал планы миссии более гибкими. Русские, однако, не сдвинутся с места, и многие чувствовали, что из -за этого было потеряно значительное время. [ 9 ] [ 57 ]
После двух несчастных случаев в 1997 году астронавт Джерри Линенгер считал, что российские власти попытались сокрыть, чтобы преуменьшить значение инцидентов, опасаясь, что американцы отступит от партнерства. Большая часть этого «сокрытия» было кажущимся впечатлением о том, что американские астронавты на самом деле не были «партнерами» на борту станции, а вместо этого были «гостями». Сотрудники НАСА не узнали в течение нескольких часов о пожаре и столкновении и оказались не в процессе принятия решений. НАСА стало более вовлеченным, когда российские контролеры миссии намеревались полностью обвинить в аварии на Васили Циблиеве . Только после применения значительного давления со стороны НАСА эта позиция была изменена. [ 9 ] [ 10 ]
В разное время во время программы менеджеры и персонал НАСА оказались ограниченными с точки зрения ресурсов и рабочей силы, особенно в качестве второго этапа, и было трудно добраться до администрации НАСА. Одна конкретная область споров была с назначениями экипажа к миссиям. Многие астронавты утверждают, что метод отбора не позволил самым опытным людям выполнять роли, для которых они лучше всего подходили. [ 9 ] [ 10 ] [ 58 ]
Финансы
[ редактировать ]С момента распада Советского Союза несколькими годами ранее российская экономика медленно рухнула, а бюджет на изучение космоса сократилось примерно на 80%. До и после первого этапа множество российских космических финансов поступили от рейсов астронавтов из Европы и других стран, когда одна японская телевизионная станция заплатила 9,5 миллионов долларов, чтобы один из их репортеров, Toyohiro akiyama , вылетевший на борту Мира . [ 9 ] К началу первой фазы космонавты регулярно обнаруживали, что их миссии распространяются на сэкономить деньги на пусковых установках, шестилетние рейсы прогресса были сокращены до трех, и была осознанная вероятность того, что MIR будет продан примерно за 500 миллионов долларов. [ 9 ]
Критики утверждали, что контракт в 325 миллионах долларов США с Россией имела единственное, что поддержало российскую космическую программу, и только космический челнок держал Мир . НАСА также пришлось заплатить огромные сборы за учебные пособия и оборудование, используемое астронавтами в Star City . [ 10 ] Проблемы пришли в голову, когда ABC ночная линия сообщила, что российские власти имели особую вероятность растраты американских финансов, чтобы построить набор новых космонавтов в Москве , или что строительные проекты финансировались русскими мафией Полем Администратор НАСА Голдин был приглашен на ночную линию для защиты домов, но он отказался комментировать. Офис НАСА по внешним делам был указан: «То, что Россия делает со своими собственными деньгами, является их делом». [ 9 ] [ 59 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ] Эта статья включает в себя материалы общественного достояния с веб -сайтов или документов Национальной авиационной и космической администрации .
- ^ НАСА.ГОВ . Получено 27 ноября 2020 года
- ^ s:Mir Hardware Heritage/Part 2 - Almaz, Salyut, and Mir#2.1.6 Shuttle-Salyut (1973-1978; 1980s)
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дэвид Харленд (30 ноября 2004 г.). История космической станции Мир . Нью-Йорк: Springer-Verlag New York Inc. ISBN 978-0-387-23011-5 .
- ^ Аль-Хатиб, Талал (22 февраля 2016 г.). «30 лет спустя: наследие космической станции Мир» . Space.com . Архивировано из оригинала 16 мая 2023 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Донна Хайвилин (21 июня 1994 г.). « Космическая станция: влияние расширенной российской роли на финансирование и исследования » (PDF) . Государственное управление ответственности . Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2011 года . Получено 3 ноября 2006 г.
- ^ Ким Дисмукс (4 апреля 2004 г.). «История шаттла -мира/фон/как« фаза 1 »началась» . НАСА. Архивировано из оригинала 16 ноября 2001 года . Получено 12 апреля 2007 года .
- ^ Ким Дисмукс (4 апреля 2004 г.). "Шаттл -МИР ИСТОРИЯ/Добро пожаловать/цели" . НАСА. Архивировано из оригинала 13 ноября 2001 года . Получено 12 апреля 2007 года .
- ^ Джордж С. Нилд и Павел Михайлович Воробиев (январь 1999 г.). Фаза Первая программа Совместный отчет (PDF) (отчет). НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 2004-11-17 . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Брайан Берро (7 января 1998 г.). Дракона: НАСА и кризис на борту Мир . Лондон, Великобритания: Четвертая поместья Ltd. ISBN 978-1-84115-087-1 Полем ASIN 1841150878 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Линенгер, Джерри (1 января 2001 г.). На планете: выживание пять опасных месяцев на борту космической станции MIR . Нью-Йорк, США: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-137230-5 Полем ASIN 007137230X .
- ^ Дэвид С.Ф. Порти (март 1995 г.). «Мир аппаратное наследие» (PDF) . NASA STI/Recon Technical Report n . 95 : 23249. Архивировано из оригинала (PDF) 7 сентября 2009 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Launius, Roger D. «Отчет о космической задаче, 1969» . НАСА. Архивировано из оригинала 2018-12-24 . Получено 2019-08-15 .
- ^ Малик, Тарик (21 июля 2011 г.). «Космический шаттл НАСА по числам: 30 лет иконы космического полета» . Space.com. Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Получено 18 июня 2014 года .
- ^ Джим Уилсон (5 марта 2006 г.). «Основы трансфера» . НАСА. Архивировано из оригинала 3 октября 2009 года . Получено 21 сентября 2009 года .
- ^ Дэвид М. Харланд (5 июля 2004 г.). История космического челнока . Springer-Praxis. ISBN 978-1-85233-793-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Сью Макдональд (декабрь 1998 г.). MIR Mission Chronicle (PDF) (отчет). НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2010 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Ким Дисмукс (4 апреля 2004 г.). «Шаттл -мир История/космический корабль/космический трансфер» . НАСА. Архивировано с оригинала 10 ноября 2001 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Джастин Рэй (14 апреля 2000 г.). «План потери веса в Колумбии» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Получено 29 октября 2009 года .
- ^ Уильям Харвуд (4 февраля 1994 г.). «Запуск космического шаттла начинается эпоха американского сотрудничества». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. A3.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а «История шаттла -мира/переезды и шарики и приращения miR» . НАСА. Архивировано из оригинала 11 ноября 2001 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-60» . НАСА. Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-63» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 марта 2009 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Кэти Сойер (29 января 1995 г.). «США и Россия находят общий язык в космосе - нации преодолевают препятствия в амбициозном партнерстве». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. А1.
- ^ Jump up to: а беременный Список экспедиций miR
- ^ Скотт, Дэвид ; Ленов, Алексей (30 апреля 2005 г.). Две стороны луны . Карманные книги. ISBN 978-0-7434-5067-6 Полем ASIN 0743450671 .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-71» . НАСА. Архивировано с оригинала 29 марта 2015 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Ник Натталл (29 июня 1995 г.). «Шаттл дома для стыковки miR». Время . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank.
- ^ "CSA-STS-74-Daily Reports" . Канадское космическое агентство. 30 октября 1999 года. Архивировано с оригинала 16 июля 2011 года . Получено 17 сентября 2009 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-74» . НАСА. Архивировано с оригинала 20 декабря 2016 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Уильям Харвуд (15 ноября 1995 г.). «Космический челнок доков с MIR - Atlantis использует маневры, аналогичные тем, которые необходимы для строительства». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. A3.
- ^ Уильям Харвуд (28 марта 1996 г.). «Шаттл становится тяжелой областью; космические борьбы с космонавтами практикуют задачи, необходимые для строительства станции». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. A3.
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-76» . НАСА. Архивировано из оригинала 6 августа 2013 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Уильям Харвуд (20 сентября 1996 г.). «LOCID переносится от miR в космический челнок». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. A3.
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-79» . НАСА. Архивировано из оригинала 18 мая 2007 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Jump up to: а беременный Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-81» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 мая 2007 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-84» . НАСА. Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Дэвид Хоффман (22 августа 1997 г.). «Важный Mir Spacewalk возлагает большие надежды - продолжение западной поддержки может зависеть от успеха миссии». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. А1.
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-86» . НАСА. Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-89» . НАСА. Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Томас, Эндрю (сентябрь 2001 г.). «Письма из форпоста» . НАСА. Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Получено 15 апреля 2007 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-91» . НАСА. Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Уильям Харвуд (13 июня 1998 г.). «Последний американский возвращение из Мира». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. A12.
- ^ Эскивель, Джеральд (23 марта 2003 г.). "ISS II, II и III" . НАСА. Архивировано из оригинала 2007-12-14 . Получено 2007-06-27 .
- ^ Хардинг, Пит (26 мая 2015 г.). «ISS перемещает PMM в реконфигурации для будущих транспортных средств экипажа» . NASA Spaceflight.com . Архивировано из оригинала 1 июня 2015 года . Получено 2015-06-13 .
- ^ Jump up to: а беременный Гарсия, Марк (30 апреля 2015 г.). «Факты и цифры ISS» . Международная космическая станция . НАСА. Архивировано из оригинала 3 июня 2015 года . Получено 2015-06-13 .
- ^ Кларк, Стивен (24 февраля 2015 г.). «Российское космическое агентство одобряет МКС до 2024 года» . Космический полет сейчас . Архивировано с оригинала 14 июня 2015 года . Получено 2015-06-14 .
- ^ «Сенат принимает коммерческий законопроект» . Spacenews.com . 2018-12-21. Архивировано из оригинала 2021-09-27 . Получено 2019-03-26 .
- ^ Гарсия, Марк (30 апреля 2015 г.). «Международное сотрудничество» . Международная космическая станция . НАСА. Архивировано из оригинала 28 мая 2015 года . Получено 2015-06-13 .
- ^ Бойл, Алан (23 марта 2001 г.). «Россия прощается с Миром» . NBC News . Нью-Йорк. Архивировано с оригинала 15 июня 2015 года . Получено 2015-06-13 .
- ^ Малик, Тарик (29 сентября 2011 г.). «Китайская космическая лаборатория Tiangong 1: вопросы и ответы» . Space.com . Архивировано с оригинала 26 сентября 2015 года . Получено 2015-06-13 .
- ^ Капуста, Майкл (31 июля 2005 г.). «НАСА обрисовывает планы на Луну и Марс» . Орландо Страж . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Получено 2009-09-17 .
- ^ Берро, Брайан (1999). Дракона . Четвертое поместье.
- ^ Призрак, Майкл (17 августа 1997 г.). «Отказываясь играть роль козла отпущения Мира, экипаж сопротивляется». Нью -Йорк Таймс .
- ^ Алан Левин (6 февраля 2003 г.). «Некоторые вопросы НАСА -экспертов« объективность » . USA сегодня. Архивировано из оригинала 2011-06-04 . Получено 2017-08-22 .
- ^ Джеймс Оберг (28 сентября 1997 г.). «Стиль« Can-Do »НАСА-это зрение Мира». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. C1.
- ^ Марк Приг (20 апреля 1997 г.). «Строка между НАСА и российским космическим агентством - инновации». The Sunday Times . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. Спорт 20.
- ^ Леланд Ф. Белью (1977). «9 Третий пилотируемый период» . SP-400 Skylab, наша первая космическая станция . НАСА. Архивировано из оригинала 16 марта 2007 года . Получено 6 апреля 2007 года .
- ^ Бен Эванс (2007). Космический челнок Challenger: Десять путешествий в неизвестное . Уорикшир, Великобритания: Springer-Praxis. ISBN 978-0-387-46355-1 Полем ASIN 0387463550 .
- ^ «Обновление SpaceViews 97 мая 15: политика» . Студенты для исследования и разработки пространства. 15 мая 1997 года. Архивировано с оригинала 12 марта 2005 года . Получено 5 апреля 2007 года .
- ^ Как и более ранняя программа «Аполлон», российская языковая версия, сначала представляет свое название транспортного средства, поэтому буквальный перевод - «программа« miR » -« Шаттл »
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История шаттла - Мир (НАСА)
- Дневник приращения Лененджера (НАСА)
- Шаттл Мир -уроки для международной космической станции Джеймс Оберг, редактор, журнал Spectrum, июнь 1998, с. 28–37