украинская народная музыка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2013 г. ) |
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( март 2013 г. ) |
Музыка Украины | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
|
||||
Националистические и патриотические песни | ||||
|
||||
Украинская народная музыка включает в себя ряд разновидностей традиционной, фольклорной , народной популярной музыки и народных традиций европейской классической музыки .
В ХХ веке многочисленные этнографические и фольклорные музыкальные ансамбли в Украине были созданы и завоевали популярность .
В советское время музыка была контролируемым товаром и использовалась как инструмент идеологической обработки населения. В результате репертуар украинских исполнителей и ансамблей народной музыки оказался под контролем и ограничен.
Вокальная музыка
[ редактировать ]Аутентичное народное пение
[ редактировать ]Украинцы, особенно жители Восточной Украины, привили своеобразный стиль пения — Белый голос ( украинский : Білый голос ). Этот тип пения в первую очередь задействует грудной регистр и похож на контролируемый крик или крик. [ 1 ] Голосовой диапазон ограничен и находится в нижней тесситуре. В последнее время были созданы курсы вокала для изучения именно этой формы пения. Среди самых популярных представителей традиционного украинского народного пения в современную эпоху — Нина Матвиенко и Раиса Кириченко.
Певческие ансамбли
[ редактировать ]Ансамблевое пение в трех, а иногда и в четырехголосии было одной из особенностей традиционной деревенской музыки Украины. Многочастное пение, использовавшееся в Центральной Украине, на рубеже XIX века считалось уникальным. Создавались многочисленные народные хоры (хор Охматинского), публиковались исследования о стиле хорового пения.
В советский период она поддерживалась в противовес церковной музыке, поскольку деревенская песня рассматривалась властями как более пролетарская.
В последнее время (после 1980-х годов) наблюдается движение к аутентичному ансамблевому пению, особенно на востоке Украины, с созданием там различных ансамблей и фестивалей, посвященных этому стилю музыки. Известные группы, выступающие в этой традиции, - Дайк Поле и Божичи.
Фольклорные ансамбли
[ редактировать ]Первым таким ансамблем в Украине стал Охматинский сельский народный хор, организованный доктором Николаем Демуцким в 1889 году. Этнографические ансамбли стали популярны в 20 веке. Обычно это были хоры, часто с оркестровым сопровождением, а иногда и группы танцоров. Первоначально они исполняли произведения, основанные на местной этнической народной музыке, однако за последние 40 лет они стали более академичными в отношении стиля исполнения и материала.
Наиболее известные профессиональные группы:
- Государственный академический заслуженный украинский народный хор имени Григория Верёвки (основан в 1943 году).
Региональные группы включают в себя:
- Веселка - (ныне Полтава) (основано в 1987 г., Полтава )
- Донбасс — заслуженный горняцкий ансамбль песни и пляски (основан в 1937 г., Донецк ).
- Подолянка — ансамбль песни и пляски (основан в 1938 г., Хмельницкий ).
- Буковинский заслуженный ансамбль песни и пляски (основан в 1944, Черновцы ).
- Закарпатский заслуженный народный хор (основан в 1945 г., ( Ужгород )
- Верховина — заслуженный карпатский ансамбль песни и пляски (основан в 1946 году, Дрогобыч ).
- Лёнок — Полесский ансамбль песни и пляски (основан в 1970, Житомир ).
- Таврия — Женский вокально-хореографический ансамбль (основан в 1971, Симферополь ).
- Славутич — ансамбль песни и пляски (основан в 1972, Днепр )
- Волынский народный хор (основан в 1978, Луцк )
- Zoria ensemble (est. 1987, Rivne )
Характерными чертами этих хоров было использование грудного регистрового пения (особенно в Восточной Украине) и использование украинских народных инструментов в аккомпанирующих оркестрах.
Искусство пения
[ редактировать ]В ХХ веке такие популярные оперные певцы, как Модест Менцинский и Соломея Крушельницкая, включали в свои концертные выступления украинские народные песни. Другие выдающиеся украинские певцы, в том числе Иван Козловский , Борис Гмыря , Анатолий Соловьяненко, также пропагандировали пение украинских народных песен и романсов. В США Квитка Цисык также продвигала авторские песни.
Хоровое искусство пения
[ редактировать ]Хоровое пение имеет богатые традиции в Украине. В то время как католический Запад разрабатывал сложные вокально-инструментальные произведения, православная церковь не одобряла использование музыкальных инструментов в духовной музыке, а хоровая музыка а капелла была единственным жанром, который активно поддерживался.
В 20 веке среди известных украинских хоров а капелла были Украинский национальный хор, «Думка» (хор), «Киевские фрески» и «Боян» , гастролирующий хор Капеллы Л. Ревуцкого в Украине.
Достоверные choral conductors включают Александер Кошец , Володимир Колесник, Нестор Хородовенко, Дмитрий Котко.
Сопровождаемое пение
[ редактировать ]В Украине существовал класс профессиональных музыкантов, певших под собственный инструментальный аккомпанемент. Этих профессиональных музыкантов часто называли кобзари или лирники . В эту категорию также входят игроки на торбане и бандуре . Репертуар этих странствующих музыкантов существенно отличался от народного, в том числе и исполнением думы (исполняемых эпических стихотворений).
В ХХ веке вокально-инструментальная традиция переросла в направление, когда на этих инструментах поют ансамбли и целые хоры под собственный аккомпанемент. Известные примеры включают Украинский хор бандуристов , Канадскую капеллу бандуристов и Киевскую капеллу бандуристов .
Традиционная инструментальная музыка
[ редактировать ]Украинцы обладают богатством народных инструментов и хорошо развитой традицией инструментальной музыки. Это особенно связано с тем, что советское правительство решительно отговаривало население от религиозной музыки и поощряло «пролетарские» формы музыкального исполнения.
Основная часть этнического украинского населения проживала в сельской местности и не разделяла городской культуры городской элиты, контролировавшей страну. В результате традиционная деревенская музыка поощрялась и поощрялась.
Стипендия
[ редактировать ]Первые значительные исследования, посвященные аутентичным традициям украинской народной инструментальной музыки, приписывают украинскому композитору Николаю Лысенко , а его публикации, начиная с 1874 года, были посвящены бандуре и другим украинским народным инструментам.
Дальнейшие исследования были предприняты в начале 20 века этномузыковедами Филаретом Колессой и Климентом Квиткой . Публикации в новой науке органологии предпринял Гнат Хоткевич с его монографией 1930 года «Музыкальные инструменты украинского народа». Он был запрещен советскими властями в 1934 году, поскольку изучал феномен народных инструментов с национальной точки зрения.
После Второй мировой войны стипендию продолжил Андрей Гуменюк, который положил начало тенденции сочетания советских инноваций в изготовлении и обучении инструментов с аутентичной инструментальной музыкой. София Грица избежала этой тенденции, но она стала характерной чертой публикаций Виктора Гуцала, Виктора Мишалова и основной массы советской и постсоветской науки.
В последнее время эта тенденция изменилась с появлением публикаций этномузыковеда Михаила Хая начала XXI века, который четко разделил украинскую инструментальную музыку на так называемую аутентичную и так называемую фальшивую инструментальную музыкальную традицию.
Значительный вклад в изучение украинской органологии и исполнительства внесли как российские, так и польские этномузыкологи, такие как Александр Фаминцын и Станислав Мзрековский.
Инструменты
[ редактировать ]Идиофоны (ударные)
[ редактировать ]- Батих – ударная палочка
- Брязальница
- Барабан (Барабан)
- Бубенцы
- Бубончик
- Жизнь
- Талия
- Bylo
- Деркач
- Друмба ( Варган )
- Джвин – bell
- Dzvinok – bells
- Рыбный домик
- Это был стук
- Korobochka
- Ложки – украшенные деревянные ложки.
- Тарилки – цимбалы
- Пидкова – horseshoe
- Рэп
- Рубель
- Скринка
- Трищотки – набор деревянных досок на веревке, скрепленных в группу.
- Трикутник – triangle
- Vertushka
- Это ушло
- Zvonchalka
Мембранофоны
[ редактировать ]- Литавры , Тулумбас – литавры
- Baraban – side drum
- Барабан – большой бубен
- Жизнь , Бербеница
- Гребинец – гребешок
- Ocheretianka
Струнные инструменты
[ редактировать ]- Бандура – многострунная цитра, на которой играют пальцами.
- Кобза — четырехструнная лютня с круглой декой, щипковая или играющая с плектром или без него .
- Лира - украинская шарманка с корпусом овальной или виолончельной формы и прикрепленным к ней треугольным колышком.
- Гудок – трехструнный украинский смычковый инструмент грушевидной формы, обычно держимый вертикально, родственник ребека .
- Гусли – один из старейших известных украинских музыкальных инструментов, описанный греками еще в VI веке нашей эры. Существует множество различных версий этого щипкового струнного инструмента.
- Торбан – родственник Теорбо со своим уникальным тюнингом.
- Цымбалы – родственник цимбал со своей уникальной настройкой.
- Скрипка – родственник скрипки .
- Басолия – трехструнная виолончель со своей уникальной настройкой.
- Цитра – украинская цитра .
- Козобас — западноукраинский смычковый и ударный инструмент.
Духовые инструменты
[ редактировать ]- Денцовка – полая труба без дополнительных отверстий для воздуха, используемая для получения свистящих звуков.
- Дудка-выкрутка – а шеппердный инструмент в Ривне Полесья .
- Дводенцовка – двойная флейта.
- Флояра – флейта без флейты.
- Фрилка – уменьшенная версия флояры.
- Коса удода
- Кувицы - вариант свирели.
- Окарина – украинская окарина.
- Ребро - вариант свирели .
- Рих — украинский народный кларнет / горнпайп .
- Рыжок – небольшой рожок.
- Pivtoradentsivka
- Сопилка – простая флейта разных размеров.
- Сурма – народный гобой или шаум .
- Свирил — украинская свирель .
- Свистунец – народный свисток.
- Теленка – обертоновая флейта.
- Трембита , Жир – Альпийский Рог
- Труба – деревянная труба .
- Волынка , Дуда , Коза — традиционная славянская волынка .
- Жоломиха – двойная флейта.
- Zubivka – similar to Telenka
Последние инструменты
[ редактировать ]- Баян – хроматический баян.
- Украинская балалайка – 6-струнный региональный вариант русской балалайки.
- 4-струнная домра - региональный вариант 3-струнной русской домры.
- Мандолина
- Семиструнная гитара
Влияние и наследие
[ редактировать ]Региональный
[ редактировать ]Украинская народная музыка оказала значительное влияние на музыку соседних народов. Многие украинские мелодии стали популярны в Польше, Словакии, Австрии, России, Румынии и Молдавии. Благодаря взаимодействию с восточноевропейской еврейской общиной украинские народные песни, такие как «Ой не ходы Грицю», написанные певицей Марусей Чурай, были внедрены в североамериканскую культуру как « Да, моя дорогая дочь » (в исполнении Дины Шор ).
Традиционная музыка кобзарей вдохновила « Думки» , сочиненные различными славянскими композиторами, такими как Чайковский , Мусоргский и Дворжак .
Особенно поощряется использование народных мелодий в балете и опере . Среди украинских композиторов, которые часто включали в свою музыку украинские народные темы, были Лысенко, Лев Ревуцкий , Николай Дремлюга, Евгений Станкович , Александр Шимко , Мирослав Скорик (адаптировавший, например, народную песню «Вербовая дощечка »).
В конце 1960-х — начале 1970-х годов украинские народные песни и элементы народной песни стали включаться в эстрадную и рок-музыку в рок-ориентированных ансамблях «Кобза», «Смеричка», «Опришки медикус» и многих других ансамблях. Это было вызвано отсутствием украинских поп-песен того времени. Со временем жанр поп-музыки, вдохновленной фолком, стал значимым, особенно вдохновленным популярностью белорусской группы, известной как «Песняры» .
Из украинских групп самой долгоживущей и наиболее значимой была группа, известная как Кобза.
Западная музыка
[ редактировать ]« Куда делись все цветы? » — народная песня 1960-х годов, написанная Питом Сигером и Джо Хикерсоном . Сигер нашел вдохновение для песни по дороге на концерт. Листая блокнот, он увидел отрывок: «Где цветы, девушки их сорвали. Где девушки, они все вышли замуж. Где мужчины, они все в армии». Эти строки взяты из украинской и казачьей народной песни, в романе Михаила Шолохова упомянутой «Тихий Дон» . Сигер адаптировал его под мелодию лесорубской версии «Drill, Ye Tarriers, Drill». Имея всего три куплета, он однажды записал его попурри на альбоме Rainbow Quest и забыл о нем. Позже Хикерсон добавил четвертый и пятый стихи.
« Летнее время » — ария, написанная Джорджем Гершвином для оперы 1935 года «Порги и Бесс» . Слова написаны Дюбоузом Хейвордом , автором романа «Порги», по которому была основана опера. С тех пор он стал джазовым стандартом . Хотя это прежде всего духовная музыка в стиле афроамериканской народной музыки конца девятнадцатого века . [ 2 ] [ 3 ] Украинско-канадский композитор и певец Алексис Кочан предположил, что отчасти вдохновение Гершвина могло возникнуть из-за того, что он услышал украинскую колыбельную « Ой Ходит Сон Коло Викон» («Мечта проходит мимо окон») на выступлении Александра Кошца в Нью-Йорке . Украинский национальный хор в 1929 (или 1926) году. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ По мере того, как Украина восстанавливает свою идентичность, народные песни - это новая крутость.
- ^ Говард Поллак, Джордж Гершвин: его жизнь и работа , University of California Press, 2006, стр.589.
- ^ Уильям Хайланд, Джордж Гершвин: новая биография , Greenwood Publishing Group, 2003, стр.171
- ↑ Хелен Сминдак DATELINE НЬЮ-ЙОРК: Кочан и Китасты глубоко погружаются в музыкальное прошлое , Украинский еженедельник, 24 мая 1998 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Polyphony Project – крупнейший в Украине онлайн-архив музыкального фольклора
- Образцы и фотографии украинских инструментов, заархивированные 2 декабря 2010 г. на Wayback Machine.