Jump to content

Таджики Синьцзяна

(Перенаправлено с таджиков Китая )

Китайские таджики
Китайско-таджикский фермер в Ташкургане
Регионы со значительной численностью населения
 Китай ( Синьцзян ) 50,265 [ 1 ]
 Таджикистан ( Горный Бадахшан ) 1,000–2,000 [ 2 ]
Языки
Сариколи (большинство), Вахи (меньшинство)
Религия
Шиитский ислам ( низаритский исмаилизм )
Родственные этнические группы
Иранские народы

Китайские таджики ( китайский : 中国帕米尔族 ; пиньинь : Zhōngguó pà mǐ'ěr zú ) — этнические памирцы , живущие в горах Памира Ташкурганского Таджикского автономного округа , в Синьцзяне , Китай . Они являются одной из 56 этнических групп, официально признанных правительством Китая. Большинство китайских памирцев говорят на восточноиранском языке ; подавляющее большинство говорит на сариколи, а меньшинство говорит на вахи .

Несмотря на то, что китайское правительство называет их китайскими таджиками , они не этнические таджики, а этнические памирцы , другая иранская этническая группа , говорящая на восточноиранских памирских языках .

Путешественники начала 20 века, посетившие этот регион, называли китайских памирцев «горными таджиками». [ 3 ] или тюркским экзонимом «Галча». [ 4 ] Китайских таджиков, говорящих на сариколи и вахи, также называли «сариколис» и « вахи » соответственно. [ 5 ] [ 6 ]

Ранняя история

[ редактировать ]

являются Считается , что памирцы потомками саков-скифов, населявших современный Синьцзян . [ 7 ] [ 8 ] Памирские языки произошли от различных скифских языков . [ 8 ]

Город Ташкурган был столицей Сарикольского царства ( 色勒庫爾 ) в горах Памира.

Синьцзян и его восточные ираноязычные народы подверглись постепенной тюркизации после завоеваний и заселения региона тюркскими народами, такими как уйгуры и Караханиды . К монгольскому периоду большинство этих восточноиранских народов ассимилировались с тюркской общиной. Китайские таджики утверждают, что они произошли от оставшихся восточных иранцев, которые все еще проживали в горах Памира в Синьцзяне. Это утверждение подтверждается средневековой китайской литературой, документами и современными археологическими свидетельствами. [ 9 ]

Обращение в низаритский исмаилизм

[ редактировать ]

Согласно устной традиции, Насир Хосров возглавил миссию в этот регион вместе с четырьмя своими учениками: Сайидом Хасаном Зарраби, Сайидом Сурабом Вали, Сайидом Джалалом Бухари и Джаханом Маликшахом. Хосров якобы сказал некоторым из своих учеников поселиться в этом районе, чтобы продолжать помогать местным новообращенным и проповедовать им об исмаилизме . Многие современные пиры (святые люди) заявляют, что произошли от этих первых учеников. [ 9 ]

Династия Цин

[ редактировать ]

Китайские таджики управлялись Цин по системе бегов (вождей), как и остальная часть Синьцзяна. Цин претендовал на сюзеренитет над Тагдумбашским Памиром на юго-западе Синьцзяна, но позволил Миру Хунзы управлять этим регионом в обмен на их дань . Хунзы . были данниками и союзниками Цинского Китая, признав Китай сюзереном с 1761 года [ 10 ] [ 11 ]

Китайские памирцы практиковали рабство, продавая в наказание часть своего имущества. Покорным рабам дали жен и поселили их у таджиков. Они считались собственностью и могли быть проданы в любой момент. Их рабы происходили из множества источников; например, пленники-сунниты, такие как киргизы, были порабощены в отместку за набеги кыргызских рабов на китайских памирцев. Рабов-суннитов также привозили из Хунзы (также известного как Худжунд), Гилгита и Читрала . Рабы из Читрала и Хунзы прошли через горы Памира на пути в Бухару , современный Узбекистан . Китайские таджики были названы «рафидитами» суннитами, которые не считали их мусульманами, поскольку порабощение собратьев-мусульман противоречит законам шариата . [ 12 ]

Китайские памирцы продали сотни рабов. Большинство иностранных рабов в Синьцзяне были китайскими памирцами; Тюркские мусульмане-сунниты называли их «Галча». [ 13 ] Китайские таджики составляли большую часть рабов, которые были проданы в Синьцзяне тюркским мусульманам-суннитам, и их считали иностранцами и чужаками. С крепостными обращались «убого». [ 14 ]

Антироссийский скандал вспыхнул, когда российские таможенники – трое казаков и российский курьер – пригласили местных уйгурских проституток на вечеринку в Кашгаре в январе 1902 года . Это вызвало массовую драку между несколькими россиянами и местными уйгурами, причем последние действовали под предлогом защиты мусульманских женщин. Чиновники Цин быстро разогнали толпу и попытались немедленно положить конец напряженности, чтобы не дать русским создать предлог для вторжения в Синьцзян. [ 15 ] [ 16 ]

После беспорядков русские направили войска в Ташкурган и потребовали передать местные почтовые службы под контроль России. Русские попытались вести переговоры с беками Ташкургана, но беки опасались, что русские не остановятся на своих требованиях к почтовым службам и будут стремиться захватить всю территорию у Цин. Власти Ташкургана даже обратились к амбаню Яркенда с просьбой эвакуировать местное население в Яркенд, чтобы оно могло избежать притеснений со стороны русских. [ 17 ] [ 18 ]

Китайская Республика

[ редактировать ]

В середине 1940-х годов около 9000 китайских памирцев проживали в Синьцзяне, а остальные переехали в другие страны Центральной Азии и провинции Китая. [ 19 ] Во время Илийского восстания с 1944 по 1949 год уйгурские войска уничтожали скот китайских памирцев, продвигавшихся на юг. [ 20 ] Уйгурские повстанцы, которых поддерживал Советский Союз, уничтожали посевы китайских таджиков и жестоко действовали против китайских таджиков и кыргызов. [ 21 ]

Распределение

[ редактировать ]
Китайские памирские женщины на Каракорумском шоссе от Ташкургана до перевала Хунджераб

Население китайских памирцев в Синьцзяне составляло 41 028 человек в 2000 году и 50 265 человек в 2015 году. [ 1 ] Шестьдесят процентов китайского таджикского населения проживают в Ташкурганском Таджикском автономном округе . проживало более 4000 китайских памирцев . По состоянию на 2016 год в соседнем уезде Поскам (Зепу) [ 22 ] [ 1 ] Некоторые китайские памирцы проживают в Кокьяре (Кекея) и уезде Каргилик (Ечэн). [ 23 ] Поселок Тар в уезде Акто Кызылсуйской автономной области — таджикско-китайский поселок.

Языки китайских памирцев не имеют официальной письменной формы. [ 24 ] Подавляющее большинство говорит на языке Сариколи , который испытал сильное влияние китайского , уйгурского и вахиского языков . [ 25 ] Меньшинство говорит на языке вахи . [ 26 ] Сариколи и вахи — иранские языки , обычно относимые к памирским или восточно-иранским территориальным группам. [ 27 ]

Китайские памирцы являются приверженцами низаритской исмаилитской секты шиитского ислама и до сих пор немного изолированы от остальной мировой исмаилитской общины, хотя их общение с другими памирскими (исмаилитскими) народами никогда не прекращалось. Китайские власти разрешают функционировать нескольким исмаилитским религиозным зданиям в Ташкургане, священнослужители которых назначаются светскими властями Китая. Ограничения китайского правительства запрещают иностранным проповедникам-исмаилитам открыто работать среди китайских Тамири. Религиозному лидеру секты низаритов-исмаилитов Ага Хану однажды запретили вести дела с исмаилитами в Китае. [ 28 ]

Со 2 по 4 апреля 2012 года Ага Хан IV совершил официальный визит в Урумчи , столицу Синьцзяна, по приглашению тогдашнего губернатора Синьцзяна Нура Бекри . Делегации Сети развития Ага Хана (АКДН) и правительства Синьцзяна встретились, чтобы обсудить будущее сотрудничество. Бекри согласился сотрудничать в нескольких тематических областях, представляющих взаимный интерес, включая борьбу с бедностью, образование, инвестиции в туризм и финансовые услуги. [ 29 ] Последний раз Ага Хан IV посещал Китай в 1981 году.

Китайские памирцы оказались вовлечены в репрессии Китая в отношении мусульман, которые происходят с 2017 года, несмотря на то, что они, как правило, не проявляют политической активности. В Ташкурганском Таджикском автономном округе разрешена деятельность только одной мечети, и дети до 18 лет не допускаются к ее посещению. [ 30 ]

Культура

[ редактировать ]

Семейная жизнь

[ редактировать ]

В традиционной китайской памирской семье в одном доме проживают как минимум три поколения родственников. В каждой семье существует семейная иерархия, определяемая возрастом и полом члена семьи, при этом старший мужчина выступает в роли главы семьи. Обязанности мужчин, как правило, заключаются в обеспечении семьи и уходе за детьми и пожилыми людьми. В обязанности женщин входит воспитание детей, выполнение домашних обязанностей и уход за пожилыми людьми. Старший мужчина отвечает за управление всем домом и богатством семьи, консультируясь с остальными мужчинами в доме. Молодым людям не рекомендуется искать независимую жизнь вне домашнего хозяйства, пока они не получат коллективного согласия семьи. В противном случае они могут быть лишены наследства. [ 9 ]

Обряды посвящения и жизненные циклы

[ редактировать ]

Браки обычно заключаются родителями будущих жениха и невесты, начиная с прошения руки дочери и заканчивая свадьбой. Семьи пары также принимают решение о сумме приданого, планируют помолвку и даты свадьбы, а также выбирают, кто может присутствовать. Примерно за три дня до свадьбы семьи собираются вместе и устраивают праздник в честь местных жителей, потерявших родственников за последний год или около того. Затем эти люди одобряют празднование, постукивая по ручному барабану. [ 9 ] Похороны проводятся путем выполнения исламских обрядов очищения тела и молитвы за умершего. Затем члены семьи сжигают благовония и закрывают все комнаты или потолочные окна, поскольку считается, что это очищает путь умершего. Ожидается, что каждый член семьи будет присутствовать на похоронах или компенсировать это посещением семьи. В течение сорока дней после погребения ближайшие родственники умершего начнут воздерживаться от личных удобств, например, держать волосы неопрятными или нестриженными. В последний день друзья и родственники собираются вместе, чтобы искупать и очистить скорбящих и убедить их вернуться к повседневной жизни. [ 9 ]

Фестивали и ритуалы

[ редактировать ]

Двумя главными праздниками китайских памирцев являются Навруз (персидский Новый год; чед чадер на Сариколи, что означает «уборка дома») и фестиваль Пилик. Прямо перед началом Новруза семьи тщательно убирают свои дома и посыпают внутренние стены путиком (пшеничной мукой), чтобы пожелать удачного года. Каждая семья по этому случаю печет торт, чтобы поделиться с гостями. Гостей встречают на пороге, посыпая путуком им правое плечо . Между тем, Пилик посвящает себя поминанию погибших. Семьи зажигают свечи и молятся за души умерших, кружа вокруг света и подтягивая пламя к своему лицу. Этот ритуал длится два дня. В первый день семьи зажигают свечи внутри дома. На второй день посещают местное кладбище, зажигают свечу за каждого умершего родственника и ставят ее на могилы. [ 9 ]

Сезонные ритуалы, такие как Зувур зот (орошение) и Тегм зувост (посев семян), раньше были обычным явлением, но в настоящее время пир (местный религиозный наставник) или халифа (религиозный функционер, прошедший обучение у пира) благословляет сельскохозяйственные орудия на полях. путем чтения аятов Корана . [ 9 ]

Средства к существованию

[ редактировать ]
Китайский памирский пастух в Ташкургане.

Из-за суровой и скудной окружающей среды, в которой живут местные жители, китайские памирцы в основном полагаются на обработку любой доступной пахотной земли и занимаются мелким животноводством. Другие виды существования также включают продажу традиционной вышивки, одежды, головных уборов и других предметов декоративно-прикладного искусства. Однако это лишь сезонная операция. Есть также несколько государственных зарплат, но оплачиваемых рабочих мест мало, а спрос очень высок. [ 9 ]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с 3-7 Численность населения по этническим группам по регионам, штатам, городам, округам (городам) (на упрощенном китайском языке). Синьцзян-Уйгурский автономный район , Статистическое управление Синьцзян-Уйгурского автономного района. 15 марта 2017. Архивировано из оригинала 11 октября. Получено 3 сентября.
  2. ^ Пэм Арлунд (2000). «Исследование феномена двуязычия таджиков в префектуре Кашгар» . Язык и перевод . 61 (1): 12. ISSN   1001-0823 . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 27 марта 2009 г.
  3. ^ Через Неведомый Памир; Вторая датская Памирская экспедиция 1898–1899 гг., Оле Олуфсен.
  4. ^ Денис Криспин Твитчетт, Джон Кинг Фэрбенк (1977). Кембриджская история Китая, Том 10 . Издательство Кембриджского университета. п. 71. ИСБН  0-521-21447-5 . Проверено 11 января 2011 г.
  5. ^ Путешествие географических и археологических исследований в Китайский Туркестан Штейн – 1904 г. – [сн]   ... на высоте 15 800 футов над морем, на китайскую территорию на Тагдумбашском Памире, используя яки пастухов Сариколи   ...
  6. Сердце континента – Янгхасбенд –   ... лагерь, принадлежащий Сариколи, который очень любезно попросил меня подкрепиться   ... (стр. 242)
  7. ^ Крейцманн, Герман; Ватанабэ, Тейдзи (25 января 2016 г.). Картирование переходного периода на Памире: изменение антропогенно-экологических ландшафтов . Спрингер. п. 246. ИСБН  978-3-319-23198-3 .
  8. ^ Jump up to: а б Кузьмина, Елена Ефимовна (2007). Происхождение индоиранцев . Блестящий. стр. 100-1 381–382. ISBN  978-90-04-16054-5 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сайдула, Амир (2011). «Низариты-исмаилиты Китая в наше время». В Дафтари, Фархад (ред.). Современная история исмаилитов: преемственность и изменения в мусульманской общине . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. стр. 77–91. ISBN  9781845117177 .
  10. ^ Восточный институт (Уокинг, Англия), Ост-Индская ассоциация (Лондон, Англия) (1892 г.). Имперский и азиатский ежеквартальный обзор, а также восточные и колониальные отчеты . Восточный институт. п. 74 . Проверено 23 января 2011 г. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Черновик истории Цин , том 529, исправленное издание, 1977, Zhonghua Book Company.
  12. ^ Сэр Томас Дуглас Форсайт (1875). Отчет о миссии в Яркунд в 1873 году под командованием сэра Т.Д. Форсайта: с историческими и географическими сведениями о владениях амира Яркунда . Отпечатано в типографии Иностранного ведомства. п. 56 . Проверено 23 января 2011 г.
  13. ^ Ильдико Беллер-Ханн (2007). Положение уйгуров между Китаем и Центральной Азией . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 20. ISBN  978-0-7546-7041-4 . Проверено 30 июля 2010 г.
  14. ^ Положение уйгуров между Китаем и Центральной Азией . Рутледж. 2016. с. 20. ISBN  978-1351899895 .
  15. ^ Памела Найтингейл; CP Screen (5 ноября 2013 г.). Макартни в Кашгаре: новый взгляд на деятельность Великобритании, Китая и России в Синьцзяне, 1890-1918 гг . Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 124–. ISBN  978-1-136-57616-4 .
  16. ^ сэр Клермонт Персиваль Скрайн; Памела Найтингейл (1973). Макартни в Кашгаре: новый взгляд на деятельность Великобритании, Китая и России в Синьцзяне, 1890-1918 гг . Метуэн. п. 124. ИСБН  9780416653908 .
  17. ^ Памела Найтингейл; КП Скрине (5 ноября 2013 г.). Макартни в Кашгаре: новый взгляд на деятельность Великобритании, Китая и России в Синьцзяне, 1890-1918 гг . Рутледж. стр. 125–. ISBN  978-1-136-57609-6 .
  18. ^ сэр Клермонт Персиваль Скрайн; Памела Найтингейл (1973). Макартни в Кашгаре: новый взгляд на деятельность Великобритании, Китая и России в Синьцзяне, 1890-1918 гг . Метуэн. п. 125. ИСБН  9780416653908 .
  19. ^ Эндрю Д. У. Форбс (1986). Полевые командиры и мусульмане в китайской Центральной Азии: политическая история республиканского Синьцзяна 1911–1949 гг . Кембридж, Англия: Архив CUP. п. 6. ISBN  0-521-25514-7 . Проверено 28 июня 2010 г.
  20. ^ Эрик Шиптон, Джим Перрин (1997). Эрик Шиптон: Шесть книг о горных путешествиях . Книги альпинистов. п. 488. ИСБН  0-89886-539-5 . Проверено 31 октября 2010 г.
  21. ^ Эндрю Д. У. Форбс (1986). Полевые командиры и мусульмане в китайской Центральной Азии: политическая история республиканского Синьцзяна 1911–1949 гг . Кембридж, Англия: Архив CUP. п. 204. ИСБН  0-521-25514-7 . Проверено 28 июня 2010 г.
  22. ^ Обзор Зеппа Зепу Правительственная сеть (на упрощенном китайском языке) 17 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 26 января 2020 г. Проверено 10 апреля 2020 г. - через Интернет-архив . На конец 2016 года общее количество домохозяйств в округе (включая Taxi Southwest Exploration and Development Company) составляло 65 684, в том числе 59 804 домохозяйства, принадлежащих округу, общая численность населения составляла 208 950 человек (включая Taxi Southwest Exploration and Development Company). Среди них уйгуров 175 686, что составляет 84,1%, ханцев 27 131, что составляет 13%, таджиков 4463, что составляет 2,1%, и 1670 других этнических групп, что составляет 0,8%.
  23. ^ Знакомство с городком Кекея .Веб -сайт народного правительства округа Ечэн (на упрощенном китайском языке, 17 августа 2015 г.) , дата обращения 16 апреля 2020 г. Есть две этнические группы: уйгуры и таджики.
  24. ^ БАРРИ РУБИН (2000). Руководство по исламистским движениям . Я Шарп. п. 71. ИСБН  0-7656-1747-1 . Проверено 11 января 2011 г.
  25. ^ Арлунд, Памела С. (2006). Акустический, исторический анализ и анализ развития таджикских дифтонгов Сарикол. Кандидатская диссертация . Техасский университет в Арлингтоне. п. 191. Архивировано из оригинала 10 декабря 2013 года . Проверено 13 апреля 2010 г.
  26. ^ Фельми, Сабина (1996). Голос соловья: личный рассказ о культуре вахи в Хунзе . Карачи : Издательство Оксфордского университета . п. 4. ISBN  0-19-577599-6 .
  27. ^ Джеймс Стюарт Олсон (1998). Этноисторический словарь Китая . Издательская группа Гринвуд. п. 319. ИСБН  0-313-28853-4 . Проверено 11 января 2011 г.
  28. ^ УВКБ ООН Refworld, КИТАЙ: Исмаилиты Синьцзяна отрезаны от международного сообщества исмаилитов [по состоянию на 13 мая 2009 г.]
  29. ^ «Ага Хан посещает Западный Китай | Сеть развития Ага Хана» .
  30. ^ Фольц, Ричард (2019). История таджиков: иранцы Востока . Нью-Йорк: ИБ Таурис . п. 185. ИСБН  978-1-83860-446-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52e4203e6af0b89de8a4f205f19c84d4__1722618360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/d4/52e4203e6af0b89de8a4f205f19c84d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tajiks of Xinjiang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)