Таджики Синьцзяна
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Китай ( Синьцзян ) | 50,265 [ 1 ] |
Таджикистан ( Горный Бадахшан ) | 1,000–2,000 [ 2 ] |
Языки | |
Сариколи (большинство), Вахи (меньшинство) | |
Религия | |
Шиитский ислам ( низаритский исмаилизм ) | |
Родственные этнические группы | |
Иранские народы |
Китайские таджики ( китайский : 中国帕米尔族 ; пиньинь : Zhōngguó pà mǐ'ěr zú ) — этнические памирцы , живущие в горах Памира Ташкурганского Таджикского автономного округа , в Синьцзяне , Китай . Они являются одной из 56 этнических групп, официально признанных правительством Китая. Большинство китайских памирцев говорят на восточноиранском языке ; подавляющее большинство говорит на сариколи, а меньшинство говорит на вахи .
Имя
[ редактировать ]Несмотря на то, что китайское правительство называет их китайскими таджиками , они не этнические таджики, а этнические памирцы , другая иранская этническая группа , говорящая на восточноиранских памирских языках .
Путешественники начала 20 века, посетившие этот регион, называли китайских памирцев «горными таджиками». [ 3 ] или тюркским экзонимом «Галча». [ 4 ] Китайских таджиков, говорящих на сариколи и вахи, также называли «сариколис» и « вахи » соответственно. [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]являются Считается , что памирцы потомками саков-скифов, населявших современный Синьцзян . [ 7 ] [ 8 ] Памирские языки произошли от различных скифских языков . [ 8 ]
Город Ташкурган был столицей Сарикольского царства ( 色勒庫爾 ) в горах Памира.
Синьцзян и его восточные ираноязычные народы подверглись постепенной тюркизации после завоеваний и заселения региона тюркскими народами, такими как уйгуры и Караханиды . К монгольскому периоду большинство этих восточноиранских народов ассимилировались с тюркской общиной. Китайские таджики утверждают, что они произошли от оставшихся восточных иранцев, которые все еще проживали в горах Памира в Синьцзяне. Это утверждение подтверждается средневековой китайской литературой, документами и современными археологическими свидетельствами. [ 9 ]
Обращение в низаритский исмаилизм
[ редактировать ]Согласно устной традиции, Насир Хосров возглавил миссию в этот регион вместе с четырьмя своими учениками: Сайидом Хасаном Зарраби, Сайидом Сурабом Вали, Сайидом Джалалом Бухари и Джаханом Маликшахом. Хосров якобы сказал некоторым из своих учеников поселиться в этом районе, чтобы продолжать помогать местным новообращенным и проповедовать им об исмаилизме . Многие современные пиры (святые люди) заявляют, что произошли от этих первых учеников. [ 9 ]
Династия Цин
[ редактировать ]Китайские таджики управлялись Цин по системе бегов (вождей), как и остальная часть Синьцзяна. Цин претендовал на сюзеренитет над Тагдумбашским Памиром на юго-западе Синьцзяна, но позволил Миру Хунзы управлять этим регионом в обмен на их дань . Хунзы . были данниками и союзниками Цинского Китая, признав Китай сюзереном с 1761 года [ 10 ] [ 11 ]
Китайские памирцы практиковали рабство, продавая в наказание часть своего имущества. Покорным рабам дали жен и поселили их у таджиков. Они считались собственностью и могли быть проданы в любой момент. Их рабы происходили из множества источников; например, пленники-сунниты, такие как киргизы, были порабощены в отместку за набеги кыргызских рабов на китайских памирцев. Рабов-суннитов также привозили из Хунзы (также известного как Худжунд), Гилгита и Читрала . Рабы из Читрала и Хунзы прошли через горы Памира на пути в Бухару , современный Узбекистан . Китайские таджики были названы «рафидитами» суннитами, которые не считали их мусульманами, поскольку порабощение собратьев-мусульман противоречит законам шариата . [ 12 ]
Китайские памирцы продали сотни рабов. Большинство иностранных рабов в Синьцзяне были китайскими памирцами; Тюркские мусульмане-сунниты называли их «Галча». [ 13 ] Китайские таджики составляли большую часть рабов, которые были проданы в Синьцзяне тюркским мусульманам-суннитам, и их считали иностранцами и чужаками. С крепостными обращались «убого». [ 14 ]
Антироссийский скандал вспыхнул, когда российские таможенники – трое казаков и российский курьер – пригласили местных уйгурских проституток на вечеринку в Кашгаре в январе 1902 года . Это вызвало массовую драку между несколькими россиянами и местными уйгурами, причем последние действовали под предлогом защиты мусульманских женщин. Чиновники Цин быстро разогнали толпу и попытались немедленно положить конец напряженности, чтобы не дать русским создать предлог для вторжения в Синьцзян. [ 15 ] [ 16 ]
После беспорядков русские направили войска в Ташкурган и потребовали передать местные почтовые службы под контроль России. Русские попытались вести переговоры с беками Ташкургана, но беки опасались, что русские не остановятся на своих требованиях к почтовым службам и будут стремиться захватить всю территорию у Цин. Власти Ташкургана даже обратились к амбаню Яркенда с просьбой эвакуировать местное население в Яркенд, чтобы оно могло избежать притеснений со стороны русских. [ 17 ] [ 18 ]
Китайская Республика
[ редактировать ]В середине 1940-х годов около 9000 китайских памирцев проживали в Синьцзяне, а остальные переехали в другие страны Центральной Азии и провинции Китая. [ 19 ] Во время Илийского восстания с 1944 по 1949 год уйгурские войска уничтожали скот китайских памирцев, продвигавшихся на юг. [ 20 ] Уйгурские повстанцы, которых поддерживал Советский Союз, уничтожали посевы китайских таджиков и жестоко действовали против китайских таджиков и кыргызов. [ 21 ]
Распределение
[ редактировать ]Население китайских памирцев в Синьцзяне составляло 41 028 человек в 2000 году и 50 265 человек в 2015 году. [ 1 ] Шестьдесят процентов китайского таджикского населения проживают в Ташкурганском Таджикском автономном округе . проживало более 4000 китайских памирцев . По состоянию на 2016 год в соседнем уезде Поскам (Зепу) [ 22 ] [ 1 ] Некоторые китайские памирцы проживают в Кокьяре (Кекея) и уезде Каргилик (Ечэн). [ 23 ] Поселок Тар в уезде Акто Кызылсуйской автономной области — таджикско-китайский поселок.
Язык
[ редактировать ]Языки китайских памирцев не имеют официальной письменной формы. [ 24 ] Подавляющее большинство говорит на языке Сариколи , который испытал сильное влияние китайского , уйгурского и вахиского языков . [ 25 ] Меньшинство говорит на языке вахи . [ 26 ] Сариколи и вахи — иранские языки , обычно относимые к памирским или восточно-иранским территориальным группам. [ 27 ]
Религия
[ редактировать ]Часть серии о Ислам в Китае |
---|
Исламский портал • китайский портал |
Китайские памирцы являются приверженцами низаритской исмаилитской секты шиитского ислама и до сих пор немного изолированы от остальной мировой исмаилитской общины, хотя их общение с другими памирскими (исмаилитскими) народами никогда не прекращалось. Китайские власти разрешают функционировать нескольким исмаилитским религиозным зданиям в Ташкургане, священнослужители которых назначаются светскими властями Китая. Ограничения китайского правительства запрещают иностранным проповедникам-исмаилитам открыто работать среди китайских Тамири. Религиозному лидеру секты низаритов-исмаилитов Ага Хану однажды запретили вести дела с исмаилитами в Китае. [ 28 ]
Со 2 по 4 апреля 2012 года Ага Хан IV совершил официальный визит в Урумчи , столицу Синьцзяна, по приглашению тогдашнего губернатора Синьцзяна Нура Бекри . Делегации Сети развития Ага Хана (АКДН) и правительства Синьцзяна встретились, чтобы обсудить будущее сотрудничество. Бекри согласился сотрудничать в нескольких тематических областях, представляющих взаимный интерес, включая борьбу с бедностью, образование, инвестиции в туризм и финансовые услуги. [ 29 ] Последний раз Ага Хан IV посещал Китай в 1981 году.
Китайские памирцы оказались вовлечены в репрессии Китая в отношении мусульман, которые происходят с 2017 года, несмотря на то, что они, как правило, не проявляют политической активности. В Ташкурганском Таджикском автономном округе разрешена деятельность только одной мечети, и дети до 18 лет не допускаются к ее посещению. [ 30 ]
Культура
[ редактировать ]Семейная жизнь
[ редактировать ]В традиционной китайской памирской семье в одном доме проживают как минимум три поколения родственников. В каждой семье существует семейная иерархия, определяемая возрастом и полом члена семьи, при этом старший мужчина выступает в роли главы семьи. Обязанности мужчин, как правило, заключаются в обеспечении семьи и уходе за детьми и пожилыми людьми. В обязанности женщин входит воспитание детей, выполнение домашних обязанностей и уход за пожилыми людьми. Старший мужчина отвечает за управление всем домом и богатством семьи, консультируясь с остальными мужчинами в доме. Молодым людям не рекомендуется искать независимую жизнь вне домашнего хозяйства, пока они не получат коллективного согласия семьи. В противном случае они могут быть лишены наследства. [ 9 ]
Обряды посвящения и жизненные циклы
[ редактировать ]Браки обычно заключаются родителями будущих жениха и невесты, начиная с прошения руки дочери и заканчивая свадьбой. Семьи пары также принимают решение о сумме приданого, планируют помолвку и даты свадьбы, а также выбирают, кто может присутствовать. Примерно за три дня до свадьбы семьи собираются вместе и устраивают праздник в честь местных жителей, потерявших родственников за последний год или около того. Затем эти люди одобряют празднование, постукивая по ручному барабану. [ 9 ] Похороны проводятся путем выполнения исламских обрядов очищения тела и молитвы за умершего. Затем члены семьи сжигают благовония и закрывают все комнаты или потолочные окна, поскольку считается, что это очищает путь умершего. Ожидается, что каждый член семьи будет присутствовать на похоронах или компенсировать это посещением семьи. В течение сорока дней после погребения ближайшие родственники умершего начнут воздерживаться от личных удобств, например, держать волосы неопрятными или нестриженными. В последний день друзья и родственники собираются вместе, чтобы искупать и очистить скорбящих и убедить их вернуться к повседневной жизни. [ 9 ]
Фестивали и ритуалы
[ редактировать ]Двумя главными праздниками китайских памирцев являются Навруз (персидский Новый год; чед чадер на Сариколи, что означает «уборка дома») и фестиваль Пилик. Прямо перед началом Новруза семьи тщательно убирают свои дома и посыпают внутренние стены путиком (пшеничной мукой), чтобы пожелать удачного года. Каждая семья по этому случаю печет торт, чтобы поделиться с гостями. Гостей встречают на пороге, посыпая путуком им правое плечо . Между тем, Пилик посвящает себя поминанию погибших. Семьи зажигают свечи и молятся за души умерших, кружа вокруг света и подтягивая пламя к своему лицу. Этот ритуал длится два дня. В первый день семьи зажигают свечи внутри дома. На второй день посещают местное кладбище, зажигают свечу за каждого умершего родственника и ставят ее на могилы. [ 9 ]
Сезонные ритуалы, такие как Зувур зот (орошение) и Тегм зувост (посев семян), раньше были обычным явлением, но в настоящее время пир (местный религиозный наставник) или халифа (религиозный функционер, прошедший обучение у пира) благословляет сельскохозяйственные орудия на полях. путем чтения аятов Корана . [ 9 ]
Средства к существованию
[ редактировать ]Из-за суровой и скудной окружающей среды, в которой живут местные жители, китайские памирцы в основном полагаются на обработку любой доступной пахотной земли и занимаются мелким животноводством. Другие виды существования также включают продажу традиционной вышивки, одежды, головных уборов и других предметов декоративно-прикладного искусства. Однако это лишь сезонная операция. Есть также несколько государственных зарплат, но оплачиваемых рабочих мест мало, а спрос очень высок. [ 9 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Маймати Роузи (1935–1973), поэт
- У Тяньи (1937 г.р.), ученый-медик, член Китайской инженерной академии
- Майдли Хан (род.1941), поэт и писатель
- Набраша Хьюгахон (1964 г.р.), политик, член 12-го Всекитайского собрания народных представителей
- Daimick Divana (born 1977), politician
- Лазини Байка (1979–2021), солдат и политик, член 13-го Всекитайского собрания народных представителей.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с 3-7 Численность населения по этническим группам по регионам, штатам, городам, округам (городам) (на упрощенном китайском языке). Синьцзян-Уйгурский автономный район , Статистическое управление Синьцзян-Уйгурского автономного района. 15 марта 2017. Архивировано из оригинала 11 октября. Получено 3 сентября.
- ^ Пэм Арлунд (2000). «Исследование феномена двуязычия таджиков в префектуре Кашгар» . Язык и перевод . 61 (1): 12. ISSN 1001-0823 . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 27 марта 2009 г.
- ^ Через Неведомый Памир; Вторая датская Памирская экспедиция 1898–1899 гг., Оле Олуфсен.
- ^ Денис Криспин Твитчетт, Джон Кинг Фэрбенк (1977). Кембриджская история Китая, Том 10 . Издательство Кембриджского университета. п. 71. ИСБН 0-521-21447-5 . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ Путешествие географических и археологических исследований в Китайский Туркестан Штейн – 1904 г. – [сн] ... на высоте 15 800 футов над морем, на китайскую территорию на Тагдумбашском Памире, используя яки пастухов Сариколи ...
- ↑ Сердце континента – Янгхасбенд – ... лагерь, принадлежащий Сариколи, который очень любезно попросил меня подкрепиться ... (стр. 242)
- ^ Крейцманн, Герман; Ватанабэ, Тейдзи (25 января 2016 г.). Картирование переходного периода на Памире: изменение антропогенно-экологических ландшафтов . Спрингер. п. 246. ИСБН 978-3-319-23198-3 .
- ^ Jump up to: а б Кузьмина, Елена Ефимовна (2007). Происхождение индоиранцев . Блестящий. стр. 100-1 381–382. ISBN 978-90-04-16054-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сайдула, Амир (2011). «Низариты-исмаилиты Китая в наше время». В Дафтари, Фархад (ред.). Современная история исмаилитов: преемственность и изменения в мусульманской общине . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. стр. 77–91. ISBN 9781845117177 .
- ^ Восточный институт (Уокинг, Англия), Ост-Индская ассоциация (Лондон, Англия) (1892 г.). Имперский и азиатский ежеквартальный обзор, а также восточные и колониальные отчеты . Восточный институт. п. 74 . Проверено 23 января 2011 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Черновик истории Цин , том 529, исправленное издание, 1977, Zhonghua Book Company.
- ^ Сэр Томас Дуглас Форсайт (1875). Отчет о миссии в Яркунд в 1873 году под командованием сэра Т.Д. Форсайта: с историческими и географическими сведениями о владениях амира Яркунда . Отпечатано в типографии Иностранного ведомства. п. 56 . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Ильдико Беллер-Ханн (2007). Положение уйгуров между Китаем и Центральной Азией . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 20. ISBN 978-0-7546-7041-4 . Проверено 30 июля 2010 г.
- ^ Положение уйгуров между Китаем и Центральной Азией . Рутледж. 2016. с. 20. ISBN 978-1351899895 .
- ^ Памела Найтингейл; CP Screen (5 ноября 2013 г.). Макартни в Кашгаре: новый взгляд на деятельность Великобритании, Китая и России в Синьцзяне, 1890-1918 гг . Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 124–. ISBN 978-1-136-57616-4 .
- ^ сэр Клермонт Персиваль Скрайн; Памела Найтингейл (1973). Макартни в Кашгаре: новый взгляд на деятельность Великобритании, Китая и России в Синьцзяне, 1890-1918 гг . Метуэн. п. 124. ИСБН 9780416653908 .
- ^ Памела Найтингейл; КП Скрине (5 ноября 2013 г.). Макартни в Кашгаре: новый взгляд на деятельность Великобритании, Китая и России в Синьцзяне, 1890-1918 гг . Рутледж. стр. 125–. ISBN 978-1-136-57609-6 .
- ^ сэр Клермонт Персиваль Скрайн; Памела Найтингейл (1973). Макартни в Кашгаре: новый взгляд на деятельность Великобритании, Китая и России в Синьцзяне, 1890-1918 гг . Метуэн. п. 125. ИСБН 9780416653908 .
- ^ Эндрю Д. У. Форбс (1986). Полевые командиры и мусульмане в китайской Центральной Азии: политическая история республиканского Синьцзяна 1911–1949 гг . Кембридж, Англия: Архив CUP. п. 6. ISBN 0-521-25514-7 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Эрик Шиптон, Джим Перрин (1997). Эрик Шиптон: Шесть книг о горных путешествиях . Книги альпинистов. п. 488. ИСБН 0-89886-539-5 . Проверено 31 октября 2010 г.
- ^ Эндрю Д. У. Форбс (1986). Полевые командиры и мусульмане в китайской Центральной Азии: политическая история республиканского Синьцзяна 1911–1949 гг . Кембридж, Англия: Архив CUP. п. 204. ИСБН 0-521-25514-7 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Обзор Зеппа Зепу Правительственная сеть (на упрощенном китайском языке) 17 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 26 января 2020 г. Проверено 10 апреля 2020 г. - через Интернет-архив .
На конец 2016 года общее количество домохозяйств в округе (включая Taxi Southwest Exploration and Development Company) составляло 65 684, в том числе 59 804 домохозяйства, принадлежащих округу, общая численность населения составляла 208 950 человек (включая Taxi Southwest Exploration and Development Company). Среди них уйгуров 175 686, что составляет 84,1%, ханцев 27 131, что составляет 13%, таджиков 4463, что составляет 2,1%, и 1670 других этнических групп, что составляет 0,8%.
- ^ Знакомство с городком Кекея .Веб -сайт народного правительства округа Ечэн (на упрощенном китайском языке, 17 августа 2015 г.) , дата обращения 16 апреля 2020 г. Есть
две этнические группы: уйгуры и таджики.
- ^ БАРРИ РУБИН (2000). Руководство по исламистским движениям . Я Шарп. п. 71. ИСБН 0-7656-1747-1 . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ Арлунд, Памела С. (2006). Акустический, исторический анализ и анализ развития таджикских дифтонгов Сарикол. Кандидатская диссертация . Техасский университет в Арлингтоне. п. 191. Архивировано из оригинала 10 декабря 2013 года . Проверено 13 апреля 2010 г.
- ^ Фельми, Сабина (1996). Голос соловья: личный рассказ о культуре вахи в Хунзе . Карачи : Издательство Оксфордского университета . п. 4. ISBN 0-19-577599-6 .
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1998). Этноисторический словарь Китая . Издательская группа Гринвуд. п. 319. ИСБН 0-313-28853-4 . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ УВКБ ООН Refworld, КИТАЙ: Исмаилиты Синьцзяна отрезаны от международного сообщества исмаилитов [по состоянию на 13 мая 2009 г.]
- ^ «Ага Хан посещает Западный Китай | Сеть развития Ага Хана» .
- ^ Фольц, Ричард (2019). История таджиков: иранцы Востока . Нью-Йорк: ИБ Таурис . п. 185. ИСБН 978-1-83860-446-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Таджикское этническое меньшинство (Китай) (сайт правительства КНР, на английском языке)