Буддийское влияние на Адвайта Веданту
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Адвайта |
---|
![]() |
![]() |
Адвайта Веданта и буддизм Махаяны имеют значительное сходство. Эти сходства привлекли внимание индийских и западных ученых. [1] а также подверглись критике со стороны совпадающих школ. Сходства были интерпретированы как влияние буддизма на Адвайта Веданту, хотя некоторые отрицают такое влияние или видят в них выражение одной и той же вечной истины. [2]
Адвайта Веданта ( IAST , Адвайта Веданта ; санскрит : अद्वैत वेदान्त ; буквально «не-два» ) — старейшая из существующих дочерних школ Веданты — ортодоксальной ( астика ) школы индуистской философии и религиозной практики. Адвайта даршана (философия, мировоззрение, учение) – один из классических индийских путей к духовной реализации. [3] [4] Он сформировался в трудах Гаудапады в VI веке нашей эры.
Буддизм – это религия [5] и дхарма , которая включает в себя множество традиций , верований и духовных практик, основанных на учениях, приписываемых Будде (V век до н. э.), но с тех пор разнообразившихся в самых разных практиках и традициях. Буддизм зародился в Индии , откуда он распространился по большей части Азии . Оно пришло в упадок в Индии в средние века, после появления новых форм индуизма, включая Адвайта Веданту.
Буддийские влияния
[ редактировать ]Адвайта Веданта и различные другие школы индуистской философии разделяют терминологию и многочисленные доктрины с буддизмом Махаяны. [6] [7] Сходство между адвайтой и буддизмом привлекло внимание индийских и западных ученых. [1] [8] а также подверглись критике со стороны совпадающих школ. Научные взгляды исторически и в наше время варьировались от «Адвайта и буддизм очень различны», до «Адвайта и буддизм абсолютно совпадают в своих основных принципах», до «после очищения буддизма и адвайты от случайных или исторически обусловленных наслоений, обе системы могут быть смело рассматривать как выражение одной и той же вечной абсолютной истины». [9]
Сходства
[ редактировать ]Адвайта Веданта и различные другие школы индуистской философии разделяют с буддизмом многочисленные термины, доктрины и диалектические методы. [10] [11] Согласно статье 1918 года исследователя буддизма О. Розенберга, «точное различие между брахманизмом и буддизмом провести невозможно». [10] Мурти отмечает, что «конечная цель» буддизма Веданты, Санкхьи и Махаяны «удивительно схожа»; в то время как Адвайта-веданта постулирует «основополагающее Я», «буддизм Махаяны неявно подтверждает существование глубокой, лежащей в основе реальности за всеми эмпирическими проявлениями в своей концепции шуньяты (неопределенного, пустоты), или виджняпти-матраты (только сознания), или татхаты». (этовость), или дхармата (ноуменальная реальность)». [12]
Обе традиции утверждают, что « эмпирический мир преходящ , являясь лишь видимостью ». [13] [14] и оба допускают «степени истины или существования» . [15] Обе традиции подчеркивают потребность человека в духовном освобождении (мокша, нирвана, кайвалья), однако с разными предположениями. [16] [примечание 1] По мнению Фрэнка Уэйлинга, сходство между Адвайта Ведантой и буддизмом не ограничивается терминологией и некоторыми доктринами, но также включает в себя практику. Монашеские практики и монашеские традиции Адвайты аналогичны буддийским. [18]
Махаяна влияет
[ редактировать ]Влияние буддизма Махаяны на Адвайта Веданту было значительным. [18] [19] Шарма указывает, что все ранние комментаторы Брахма-сутр были реалистами или реалистами- пантеистами . Он утверждает, что они находились под влиянием буддизма так же, как диалектические методы Упанишад значительно повлияли на буддистов, особенно в V-VI веках нашей эры, когда буддийская мысль развивалась в школе Йогачара . [20] Элиот Дойч и Рохит Далви заявляют:
В любом случае между школами Махаяны и Ведантой действительно существовала тесная связь, причем последняя заимствовала некоторые диалектические методы, если не конкретные доктрины, из первой, подобно тому, как ранний буддизм принял терминологию Упанишад и заимствовал ее доктрины для буддийских целей; оба использовали ранее существовавшие концепции и идеи для передачи новых значений. [11]
Фон Глазенап утверждает, что между Ведантой и буддизмом существовало взаимное влияние. [21] Дасгупта и Моханта предполагают, что буддизм и Адвайта Веданта Шанкары представляют собой «разные фазы развития одной и той же недуалистической метафизики от периода Упанишад до времен Шанкары». [22] [примечание 2]
Влияние буддизма Махаяны на другие религии и философии не ограничивалось Ведантой. Калупахана отмечает, что Висуддхимагга буддийской традиции Тхеравады содержит «некоторые метафизические предположения, такие как предположения сарвастивадинов, саутрантиков и даже йогачаринов ». [25]
Гаудапада
[ редактировать ]По словам Сармы, «принимать его [Гаудападу] за скрытого или открытого буддиста абсурдно». [26] Доктрины Гаудапады и буддизма полностью противоположны, утверждает Мурти: [27]
Мы говорили о заимствованиях, влиянии и взаимоотношениях в довольно общих терминах. Необходимо определить возможную природу заимствования, допуская, что оно действительно имело место [...] Ведантисты ставят все на Атман (Брахман) и признают авторитет Упанишад. Мы подробно указали на точку зрения буддизма Найратмья и ее полную оппозицию Атману (Я, субстанции, постоянному и универсальному) в любой форме. [28]
Адвайтины традиционно оспаривают тезис о буддийском влиянии. [29] Влияние буддийских доктрин на Гаудападу было спорным вопросом. [29] [30] Современные ученые в целом признают, что Гаудапада находился под влиянием буддизма, по крайней мере, с точки зрения использования буддийской терминологии для объяснения его идей, но добавляет, что Гаудапада был ведантистом, а не буддистом. [29] Гаудапада принял некоторую буддийскую терминологию и заимствовал ее доктрины для своих ведантических целей, так же, как ранний буддизм принял терминологию Упанишад и заимствовал ее доктрины для буддийских целей; оба использовали ранее существовавшие концепции и идеи для передачи новых значений. [31] [6] Хотя существует общая терминология, доктрины Адвайты Гаудапады и буддизма также демонстрируют различия. [27] [32]
Влияние Махаяны на Адвайта Веданту, утверждает Дойч, восходит, по крайней мере, к Гаудападе, где он «явно черпает из буддийских философских источников многие из своих аргументов и различий, и даже формы и образы, в которых эти аргументы представлены, во многом подобно тому, как Буддисты заимствовали ведическую терминологию. [11]
По мнению Плотта, влияние буддизма на Гаудападу неоспоримо и ожидаемо. [31] Гаудапада в своем тексте Карикас использует ведущие концепции и формулировки буддийской школы Махаяны, но, как утверждает Джон Плотт, он переформулировал их в соответствии с темами Упанишад. [31] Однако, по мнению Плотта, такого влияния следует ожидать:
Мы должны еще раз подчеркнуть, что вообще на протяжении всей династии Гуптов , и тем более после ее упадка, развивалась такая высокая степень синкретизма и такая терпимость ко всем точкам зрения, что махаянский буддизм был индуизирован почти так же, как индуизм буддизирован. [31]
По словам Махадевана, Гаудапада принял буддийскую терминологию и заимствовал ее доктрины для своих ведантических целей, так же, как ранний буддизм принял терминологию Упанишад и заимствовал ее доктрины для буддийских целей; оба использовали ранее существовавшие концепции и идеи для передачи новых значений. [31] Гаудапада перенял буддийское учение о том, что высшая реальность — это чистое сознание ( виджнапти-матра ). [33] [примечание 3] и «что природа мира — это четырехугольное отрицание, которое является структурой Майи». [33] [36] Гаудапада также перенял буддийскую концепцию аджаты из , философии Мадхьямаки Нагарджуны . которой используется термин анутпада в [37] [38] [39] [примечание 4]
Майкл Команс утверждает, что Гаудапада, ранний ведантист, использовал некоторые аргументы и рассуждения из буддийских текстов Мадхьямаки , цитируя их почти дословно. Однако Команс добавляет, что существует фундаментальное различие между буддийской мыслью и мыслью Гаудапады, заключающееся в том, что буддизм имеет в качестве философской основы доктрину взаимозависимого происхождения, согласно которой «все не имеет сущностной природы ( нисвабхава ) и все пусто от сущностной природы». природа ( свабхава-шунья )», тогда как Гаудапада вообще не опирается на это центральное учение буддизма и поэтому не должен считаться буддистом. Гаудапады Аджативада (доктрина отсутствия происхождения или нетворения) является результатом рассуждений, примененных к неизменной недвойственной реальности, согласно которой «существует Реальность ( сат ), которая нерождена ( аджа )», имеющая сущностную природу ( свабхава ) и это «вечное, нетленное Я, Брахман (Атман)». [6] Таким образом, Гаудапада отличается от буддийских ученых, таких как Нагарджуна, утверждает Команс, тем, что принимает предпосылки и опирается на фундаментальное учение Упанишад. [6]
Гаудапада, как утверждает Раджу, «вплел буддийские доктрины в философию Мандукья -упанишад , которая была далее развита Шанкарой». [40] Особый интерес представляет четвертая глава текста Гаудапады «Карика» , в которой, согласно Бхаттачарье, два карика относятся к Будде , а термин Аспаршайога заимствован из буддизма. [29] По словам Мурти, «неотразимо сделать вывод о том, что Гаудапада, философ Веданты, пытается адвайтическую интерпретацию Веданты в свете доктрин Мадхьямики и Йогачары . Он даже свободно цитирует и апеллирует к ним». [27] Однако, добавляет Мурти, эти доктрины не похожи на буддизм. Главы первая, вторая и третья полностью ведантистские и основаны на Упанишадах, с небольшим оттенком буддизма. [27] Далее, как утверждают Мурти и Кинг, ни один учёный Веданты, последовавший за Гаудападой, никогда не цитировал четвертую главу, они цитируют только первые три. [27] [41]
Шанкара
[ редактировать ]Учитывая основную роль, приписываемую Шанкаре в традиции Адвайты, его работы исследовались учеными на предмет сходства с буддизмом. [18] [42] Сторонники буддизма преследуют Шанкару, утверждает Бидерман, в то время как его сторонники-индуисты заявляют, что «обвинения» относительно явного или неявного буддийского влияния не имеют отношения к делу. [1] Ади Шанкара, как утверждает Наталья Исаева, включил «в свою собственную систему буддийское понятие майи , которое не было детально разработано в Упанишадах». [10] Согласно Мудгалу, Адвайта Шанкары и взгляд буддийской Мадхьямаки на высшую реальность совместимы, поскольку они оба трансцендентальны, неописуемы, недвойственны и достигаются только через via negativa ( neti neti ). Поэтому Мудгал заключает, что «разница между Шуньявады буддийской философией (махаяны) и индуистской философией адвайты может быть вопросом акцента, а не типа. [43] [примечание 5]
буддизма Точно так же существует множество точек соприкосновения между Виджнянавадой и Адвайтой Шанкары. [45] По мнению -марксиста историка С. Н. Дасгупты ,
Шанкара и его последователи позаимствовали большую часть своей диалектической формы критики у буддистов. Его Брахман был очень похож на шунья Нагарджуны [...] Долги Шанкары перед самосветлением [примечание 6] буддизма Виджнянавады трудно переоценить. Кажется, есть много правды в обвинениях против Шанкары со стороны Виджняны Бхикшу и других в том, что он сам был скрытым буддистом. Я склонен думать, что философия Шанкары представляет собой в значительной степени смесь буддизма Виджнянавады и Шуньявады с добавлением упанишадского понятия постоянства личности. [46]
Дэниел Ингаллс пишет: «Если мы хотим принять метафизический и статический взгляд на философию, между буддизмом Шанкары и Виджнянавады мало различий, настолько мало, что вся дискуссия совершенно бессмысленна. В сознании философов, чьи труды мы читаем, существует вполне реальная разница между антагонистами». [1]
Мудгал дополнительно утверждает, что упанишадские и буддийские течения мысли «развивались отдельно и независимо, противопоставляя друг другу, как ортодоксальное и неортодоксальное, тезис и антитезис, а Адвайтин Шанкара предпринял попытку синтеза». [47]
По словам Дэниела Ингаллса , японские буддисты утверждали, что Ади Шанкара не понимал буддизм. [8]
Критика совпадающих индуистских школ
[ редактировать ]Некоторые индуистские ученые критиковали Адвайту за ее майя и нетеистическое доктринальное сходство с буддизмом. [48] [18] Рамануджа , основатель Вишиштадвайта Веданты , обвинил Ади Шанкару в том, что он прачанна будда , то есть «криптобуддист». [1] и кто-то, кто подрывал теистическую преданность бхакти . [18] Ученый, не придерживающийся Адвайты, Бхаскара из традиции Бхедабхеда Веданты, примерно в 800 году нашей эры, обвинил Адвайту Шанкары как «эту презренную сломанную Майяваду, которую воспевали буддисты Махаяны», и школу, которая подрывает ритуальные обязанности, установленные в ведической ортодоксальности. . [18]
Отличия от буддизма
[ редактировать ]Атман и Анатта
[ редактировать ]Традиция Адвайта Веданты исторически отвергала обвинения в криптобуддизме, подчеркивая свои соответствующие взгляды на Атман , Анатту и Брахман . [7]
Адвайта Веданта придерживается предпосылки: «Душа существует, и Душа (или я, Атман) - это самоочевидная истина». Буддизм, напротив, придерживается посылки: «Атман не существует, и Ан-атман (или Анатта , не-самость) [49] самоочевидно». [50] [51] Чакраварти Рам-Прасад дает более детальную точку зрения, заявляя, что адвайтины «утверждают стабильную субъективность или единство сознания во всех конкретных состояниях индивидуализированного сознания, но не отдельного субъекта сознания [...] адвайтины разделяют имманентное рефлексивность от «мойности». [52]
В буддизме Анатта (пали, родственный санскриту Ан-атман) — это концепция, согласно которой в людях и живых существах не существует «вечного, существенного и абсолютного чего-то, называемого душой, самостью или атманом». [53] Буддийская философия отвергает концепцию и все доктрины, связанные с атманом, называет атман иллюзией ( майей ), утверждая вместо этого теорию «не-я» и «не-души». [50] [54] Большинство школ буддизма с самых первых дней своего существования отрицали существование «я, души» в своих основных философских и онтологических текстах. В отличие от Адвайты, которая описывает познание собственной души тождественной Брахману как путь к нирване , в своих сотериологических темах буддизм определяет нирвану как состояние человека, который знает, что у него «нет ни себя, ни души». [53] [55]
Исследование Упанишад не может найти эмпирического коррелята предполагаемого Атмана , но, тем не менее, предполагает его существование. [56] а адвайтины «материализуют сознание как вечное я». [57] Напротив, буддийское исследование «удовлетворяется эмпирическим исследованием, которое показывает, что такого Атмана не существует, поскольку нет доказательств», - утверждает Джаятиллеке. [56]
традиции Махаяны, Тем не менее, некоторые буддийские тексты, хронологически отнесенные к 1-му тысячелетию нашей эры, такие как сутры Татхагатагарбхи предполагают самоподобные концепции, по-разному называемые Татхагатагарбхой или природой Будды . [58] [59] В исследованиях современной эпохи такие ученые, как Уэйман и Уэйман, заявляют, что эти «самоподобные» концепции не являются ни «я», ни разумным существом, ни душой, ни личностью. [60] [61] Некоторые ученые утверждают, что Сутры Татхагатагарбхи были написаны для пропаганды буддизма среди небуддистов. [62] [63] [64]
Эпистемология
[ редактировать ]Эпистемологические основы буддизма и адвайта-веданты различны. Буддизм признает два действительных средства получения надежного и правильного знания — восприятие и умозаключение, тогда как Адвайта-Веданта принимает шесть (описанных в других разделах этой статьи). [65] [66] [67] Однако некоторые буддисты в истории утверждали, что буддийские писания являются надежным источником духовных знаний, соответствующим Шабда прамане Адвайты, однако буддисты рассматривали свои писания как форму метода вывода. [68]
Онтология
[ редактировать ]Адвайта Веданта постулирует онтологию субстанции , онтологию, которая утверждает, что в основе изменения и непостоянства эмпирической реальности лежит неизменная и постоянная абсолютная реальность, подобная вечной субстанции, которую она называет Атман-Брахман. [69] В его субстанциальной онтологии, как и в других философиях, существуют всеобщее, частности и специфические свойства, и именно взаимодействие частностей создает события и процессы. [70]
Напротив, буддизм постулирует онтологию процесса , также называемую «онтологией событий». [71] [70] Согласно буддийской мысли, особенно после возникновения древней науки буддизма Махаяны, не существует ни эмпирической, ни абсолютно постоянной реальности, и онтологию можно объяснить как процесс. [71] [72] [примечание 7] В буддийской онтологии есть система отношений и взаимозависимых явлений ( пратитья самутпада ), но нет устойчивых устойчивых тождеств, нет вечных универсалий и частностей. Мысли и воспоминания — это ментальные конструкции и подвижные процессы без реального наблюдателя, личного агента или познающего в буддизме. Напротив, в Адвайта Веданте, как и в других школах индуизма, концепция «я» (атмана) является реальным наблюдателем, личным агентом и познающим. [74]
Палийский буддизм Абдхидхаммы и Тхеравады рассматривал все существование как дхамму и оставлял онтологические вопросы о реальности и природе дхаммы необъяснимыми. [71]
По мнению Ренарда, теория трёх уровней реальности Адвайты построена на двух уровнях реальности, обнаруженных в Мадхьямике. [75]
Шанкара о буддизме
[ редактировать ]В своих возражениях против буддизма Шанкару больше всего беспокоит то, что он воспринимает как нигилизм буддистов. [76] Шанкара утверждает, что «должно быть что-то за пределами познания, а именно познающий». [77] который, как он утверждает, является самоочевидным Атманом или свидетелем. [78] Буддизм, по мнению Шанкары, отрицает познающего. Он также считает понятие Брахмана чистым знанием и «квинтэссенцией позитивной реальности». [76]
Учения Брахма-сутр, утверждает Шанкара, отличаются как от буддийских реалистов , так и от буддийских идеалистов . Шанкара развивает эти аргументы против различных школ буддизма, частично представляя опровержения, которые уже были стандартными в его время, а частично предлагая свои собственные возражения. [79] Первоначальным вкладом Шанкары в объяснение разницы между Адвайтой и буддизмом были его «аргументы в пользу идентичности» и «аргументы в пользу свидетеля». [80] По мнению Шанкары, буддисты внутренне непоследовательны в своих теориях, потому что «сознание-резервуар, которое [они] создали, будучи кратковременным, не лучше обычного сознания. , [они] разрушают [свою] теорию мгновенности». [81] В ответ идеалистам он отмечает, что их алая-виджняна , или сознание-хранилище, противоречит буддийской теории сиюминутности. [76] Что касается Шуньявады ( Мадхьямаки ), Шанкара утверждает, что «поскольку она противоречит всем действительным средствам познания, мы не сочли нужным ее опровергать» и «здравый смысл ( лока-вьявахара ) не может быть отвергнут без открытия какой-либо другой истины. ". [82]
Буддийская критика
[ редактировать ]Некоторые буддийские ученые в эпоху средневековья высказывали противоположную критику своим буддийским противникам. Например, в шестом веке нашей эры ученый-буддист Махаяны Бхавивека переопределил концепции Веданты, чтобы показать, как они вписываются в концепции Мадхьямаки. [83] Будды и «приравнивать тело Дхармы к Брахману, высшей реальности Упанишад». [84] В своей «Мадхьямакахридаякарике» Бхавивека изображает собеседника Хинаяны ( Тхеравады ), который обвиняет буддистов Махаяны в том, что они «криптоведантисты». [85] [86] [примечание 8] Средневековые тибетские учёные гелугпа обвинили школу Джонанг в «криптоведантизме». [87] [88] [примечание 9] Современный ученый Дэвид Калупахана назвал буддийского ученого седьмого века Чандракирти «криптоведантистом», и эта точка зрения отвергается учеными буддизма Мадхаямика. [89]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хельмут фон Глазенапп пишет: «Буддийская нирвана, следовательно, не является изначальной основой, вечной сущностью, которая лежит в основе всего и формы, из которой возник весь мир (Брахман Упанишад), а является противоположностью всего мы знаем, что это нечто совершенно иное, что следует характеризовать как ничто по отношению к миру, но которое переживается как высшее блаженство теми, кто его достиг ( Ангуттара Никайя , Навака-нипата 34). осознавая пропасть между своими доктринами, пропасть, через которую невозможно преодолеть мост. Согласно Маджхима Никайе , Сутте 22, доктрине, которая провозглашает: «Мир и личность — одно и то же. Таким я буду после смерти; нетленное, постоянное, вечное!" (см. Брихадараньяка-упанишада 4, 4, 13), было названо Буддой совершенно глупым учением. С другой стороны, Катха -упанишада (2, 1, 14) не видит пути к освобождению. в буддийской теории дхарм (безличных процессов): Тот, кто предполагает, что обилие частностей теряется, как дождевая вода на склоне горы, однако истинно мудрый человек должен осознавать, что его Атман един со Вселенским Атманом , и что первый, если он очищен от шлаков, поглощается вторым, «так же, как чистая вода, влитая в чистую воду, становится с ней неотличимым единым целым». [17]
- ^ Это развитие не закончилось Адвайта Ведантой, но продолжилось в тантризме и различных школах шиваизма. Недвойственный кашмирский шиваизм , например, находился под влиянием нескольких ортодоксальных и неортодоксальных индийских религиозных и философских традиций и перенял их доктрины. [23] К ним относятся веданта, санкхья, йога Патанджали и ньяя, а также различные буддийские школы, в том числе йогачара и мадхьямика. [23] но также Тантра и традиция Натхов. [24]
- ^ Его часто используют как синоним термина читта-матра , но они имеют разные значения. Стандартный перевод обоих терминов — «только сознание» или «только разум». Некоторые современные исследователи возражают против этого перевода и сопровождающего его ярлыка «абсолютный идеализм» или «идеалистический монизм». [34] Лучший перевод виджняпти-матры — «только представление» . [35]
- ^ Ан означает «нет» или «не»; утпада означает «генезис», «проявление», «рождение». [Интернет 1] В совокупности анутпада означает «не имеющий происхождения», «не возникающий», «не вступающий в силу», «непроизводящий». [Интернет 2]
- ↑ Ниниан Смарт , историк религии, цитирует мнение Мудгала о том, что «различия между доктринами Шанкары и Махаяны во многом являются вопросом акцентов и предпосылок, а не сути». [44] Ниниан Смарт является сторонником так называемого «тезиса об общей сути», который утверждает, что все формы мистицизма имеют общую основу. См. также [Интернет 3] и [Интернет 4]
- ^ Самосветимость; см. немецкий 1973 , с. 48; Дасгупта 1975 , стр. 148–149; Индич 2000 , стр. 24, 28; Менон 2012 ; Ганери 2019 , с. 103; Мурти 1983 , с. 339; Исаева 1993 , с. 102.
Для перевода и значения сваям пракаша :- сваям : «сам, автономный, лично» (Санскритский словарь разговорного санскрита, сваям )
- пракаша : «проявление», буквально «свет» или «озарение»; «способность раскрывать, представлять или проявлять» ( Fashing 2021, примечание 1, ссылка на «MacKenzie 2017, 335; см. также Ram-Prasad 2007, 53»)
- «самосветящийся» ( Ганери 2019 ; Менон 2012 )
- «самораскрывающийся» ( Дасгупта 1975 ))
- «самопроявляющийся» ( Chatterjea 2003 , стр. 1)
- «Самосознание» ( Вуд 1992 , стр. 102)
- «Немедленно» ( Мурти 1983 , стр. 339)
- Менезес 2017 , с. 198: «Самосвещение (сваям пракаша) означает, что «я» — это чистое осознание по природе»; idem Ganeri 2019 : «Я по своей природе — это чистое осознание».
- Мурти 1983 , с. 339: «основное сознание [...], которому все представлено, но само не является представлением, то, что знает все, но само не является объектом».
- ^ Калупахана описывает, что в буддизме также существует течение, отдающее предпочтение онтологии субстанции. Калупаханан рассматривает Мадхьямаку и Йогачару как реакцию на развитие онтологии субстанции в буддизме. [73]
- ^ Николсон: «Собеседник Хинаяны обвиняет буддистов Махаяны в том, что они являются криптоведантистами, проводя параллель с более поздними ведантистами, которые обвиняют Адвайта Веданту в криптобуддизме». [85]
- ^ Школа Джонанг находилась под влиянием Йогачары и преподавала буддизм Шентонг , который рассматривает высшую Истину как самосущую. [87] [88]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бидерман 1978 , стр. 405–413.
- ^ N.V. Isaeva (1993), Shankara and Indian Philosophy , SUNY Press, pages 12-14
- ^ Шарма 2007 , с. 6.
- ^ Немецкий 1988 , с. 4.
- ^ Лопес 2001 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с д Команс 2000 , стр. 88–93.
- ^ Jump up to: а б Isaeva 1993 , pp. 60, 145–154.
- ^ Jump up to: а б Ингаллс 1954 , стр. 291–306.
- ^ Isaeva 1993 , pp. 12–14, 145–154.
- ^ Jump up to: а б с Isaeva 1993 , p. 172.
- ^ Jump up to: а б с Дойч и Далви 2004 , стр. 126, 157.
- ^ Мурти 1983 , с. 339.
- ^ Дасгупта и Моханта 1998 , стр. 351–352.
- ^ Хельмут фон Глазенапп (1995), Веданта и буддизм: сравнительное исследование, Буддийское издательское общество, стр. 2–3.
- ^ Дасгупта и Моханта 1998 , стр. 354.
- ^ Дэвид Лой (1982), Просвещение в буддизме и Адвайта Веданта, International Philosophical Quarterly, том 22, выпуск 1, стр. 65–74
- ^ Хельмут фон Глазенапп (1995), Веданта и буддизм: сравнительное исследование, Буддийское издательское общество, стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Китобойный промысел 1979 , стр. 1–42.
- ^ Граймс 1998 , стр. 684–686.
- ^ Шарма 2000 , стр. 60–63.
- ^ Хельмут фон Глазенапп (1995), Веданта и буддизм: сравнительное исследование, Буддийское издательское общество, страницы 2-3, Цитата: «Веданта и буддизм жили бок о бок в течение такого долгого времени, что, очевидно, они должны были влиять друг на друга. Сильная склонность индийского ума к доктрине вселенского единства привела представителей Махаяны к представлению Сансары и Нирваны как двух аспектов одной и той же и единой истинной реальности; для Нагарджуны эмпирический мир является простой видимостью , как и все дхармы; в нем преходящи и обусловлены другими дхармами, не имея собственного независимого существования. Только неопределимая «Пустота» ( Шуньята ), которую можно постичь в медитации и реализовать в Нирване, имеет истинную реальность [в буддизме]».
- ^ Дасгупта и Моханта 1998 , стр. 362.
- ^ Jump up to: а б Мюллер-Ортега 2010 , с. 25.
- ^ Мюллер-Ортега 2010 , с. 26.
- ^ Бизнес 1994 , с. 206.
- ^ Сарма 2007 , стр. 145–147.
- ^ Jump up to: а б с д и ТРВ Мурти (1955), Центральная философия буддизма, Routledge (перепечатка 2008 г.), ISBN 978-0-415-46118-4 , стр. 114–115
- ^ TRV Murti (1955), Центральная философия буддизма, Routledge (перепечатка 2008 г.), ISBN 978-0-415-46118-4 , с. 116
- ^ Jump up to: а б с д Поттер 1981 , с. 105.
- ^ Команс 2000 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и Плотт 2000 , стр. 285–288.
- ^ Поттер 1981 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Раджу 1992 , с. 177.
- ^ Кочумуттом 1999 , с. 1.
- ^ Кочумуттом 1999 , с. 5.
- ^ Сарма 2007 , стр. 126, 143–144.
- ^ Бхаттачарья 1943 , с. 49.
- ^ Ренард 2010 , с. 157.
- ^ Команс 2000 , стр. 35–36.
- ^ Раджу 1992 , стр. 177–178.
- ^ Гаудапада , Деванатан Джаганнатан, Университет Торонто, IEP
- ^ Дасгупта и Моханта 1998 , стр. 349–352.
- ^ Мудгал, С.Г. (1975), Адвайта Шанкары: переоценка, Нью-Дели: Мотилал Банарасидасс, стр. 4
- ^ Ниниан Смарт (1992), Доктрина и аргумент в индийской философии . Брилл, стр. 104
- ^ Isaeva 1993 , p. 174.
- ^ Дасгупта 1997 , с. 494.
- ^ С. Мудгал (1975), Адвайта Шанкары: переоценка, Мотилал Банарасидасс, стр. 175
- ^ Юлиус Липнер (1986), Лицо истины: исследование значения и метафизики в ведантической теологии Рамануджи, State University of New York Press, ISBN 978-0887060397 , стр. 120–123
- ^ Анатта , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме - учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, является отходом от индуистской веры в атман («самость»). ")"
- ^ Jump up to: а б Джон С. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: Осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120801585 , с. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом».
- ^ Дэ-Сук Су (1994), Корееведение: новые тихоокеанские течения, University of Hawaii Press, ISBN 978-0824815981 , с. 171
- ^ Чакраварти Рам-Прасад (2013), Определение неуловимого «я» Адвайта Веданты . В: Марк Сидеритс, Эван Томпсон, Дэн Захави (ред.), « Самость, отсутствие себя?»: перспективы аналитических, феноменологических и индийских традиций , Oxgord University Press, стр. 235
- ^ Jump up to: а б [a] Анатта , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме - учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, является отходом от индуистской веры в атман (« себя")";
[b] Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), State Univ of New York Press, ISBN 978-0-7914-2217-5 , стр. 64, Цитата: «Центральное место в буддийской сотериологии занимает учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Если очень коротко, то это [буддийское] учение о том, что человек у существ нет души, нет «я», нет неизменной сущности».
[c] Эдвард Роер (переводчик), «Введение Шанкары» , с. 2, в Google Книгах к Брихад Араньяка Упанишадам , стр. 2–4;
[d] Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина «отсутствия самости» со стремлением к нирване? , Философия сейчас;
[e] Дэвид Лой (1982), Просветление в буддизме и Адвайта Веданта: Нирвана и мокша — одно и то же?, International Philosophical Quarterly, Volume 23, Issue 1, стр. 65–74;
[f] К.Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN 978-8120806191 , стр. 246–249, начиная с примечания 385;
[g] Бруно Нагель (2000), Рой Перретт (редактор), Философия религии: индийская философия, Routledge, ISBN 978-0815336112 , с. 33, Цитата: «Спор с буддистами, которые не признают нетленное Я, дает школам Атмана [Веданта, Кашмирский Шиваизм] шанс сформулировать интеллектуальные аспекты своего пути к медитативному освобождению». - ^ Хелен Дж. Барони (2002), Иллюстрированная энциклопедия дзен-буддизма, Rosen Publishing, ISBN 978-0823922406 , с. 14
- ^ Дэвид Лой (1982), Просветление в буддизме и Адвайта Веданта: Нирвана и мокша — одно и то же?, International Philosophical Quarterly, том 23, выпуск 1, стр. 65–74
- ^ Jump up to: а б Джаятиллеке 1963 , с. 39.
- ^ Маккензи 2012 .
- ^ Пол Уильямс (2008). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Рутледж. стр. 104, 125–127. ISBN 978-1-134-25056-1 .
- ^ С. К. Хукхэм (1991). Будда внутри: доктрина Татхагатагарбхи согласно интерпретации Шентонга Ратнаготравибхаги . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 100–104. ISBN 978-0-7914-0357-0 .
- ^ Пол Уильямс (2008). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Рутледж. стр. 107, 112. ISBN. 978-1-134-25056-1 .
- ^ С. К. Хукхэм (1991). Будда внутри: доктрина Татхагатагарбхи согласно интерпретации Шентонга Ратнаготравибхаги . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 96. ИСБН 978-0-7914-0357-0 .
- ^ Пол Уильямс (2008). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Рутледж. стр. 104–105, 108–109. ISBN 978-1-134-25056-1 .
(...) это относится к Будде, использующему термин «Я», чтобы привлечь на свою сторону небуддийских аскетов.
- ^ Мерв Фаулер (1999). Буддизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. стр. 101–102. ISBN 978-1-898723-66-0 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джон В. Петтит (1999). Светоч уверенности Мипхама: освещающий взгляд на Дзогчен, Великое Совершенство . Саймон и Шустер. стр. 48–49. ISBN 978-0-86171-157-4 .
- ^ Граймс 1996 , с. 238.
- ^ Д. Шарма (1966). «Эпистемологическая негативная диалектика индийской логики — Абхава против Анупалабдхи». Индо-иранский журнал . 9 (4): 291–300. дои : 10.1163/000000066790086530 .
- ^ Джон Клейтон (2010), Религии, причины и боги: очерки межкультурной философии религии, Cambridge University Press, ISBN 978-0521126274 , с. 54
- ^ Алекс Уэйман (1999), Тысячелетие буддийской логики, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120816466 , стр. XIX–XX.
- ^ Пулигандла 1997 , стр. 49–50, 60–62.
- ^ Jump up to: а б Кристофер Бартли (2011). Введение в индийскую философию . Академик Блумсбери. стр. 90–91. ISBN 978-1-84706-449-3 .
- ^ Jump up to: а б с Пол Уильямс; Энтони Трайб; Александр Винн (2000). Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию . Рутледж. п. 92. ИСБН 0-415-20701-0 .
- ^ Пулигандла 1997 , стр. 40–50, 60–62, 97.
- ^ Бизнес 1994 .
- ^ Кристофер Бартли (2011). Введение в индийскую философию . Академик Блумсбери. стр. 90–91, 96, 204–208. ISBN 978-1-84706-449-3 .
- ^ Ренард 2010 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б с Ингаллс 1954 , с. 302.
- ^ Ингаллс 1954 , с. 304.
- ^ Ингаллс 1954 , стр. 301–305.
- ^ Ингаллс 1954 .
- ^ Ингаллс 1954 , стр. 299–301, 303–304.
- ^ Ингаллс 1954 , стр. 302–303.
- ^ Ингаллс 1954 , с. 303.
- ^ Николсон 2010 , с. 152.
- ^ Бхававивека (2008). Бхавивека и его буддийские оппоненты: главы 4 и 5 «Мадхьямакахридаякарика» Бхавивеки с комментарием Таркаджвалы . Перевод Малкольма Дэвида Экеля. Издательство Гарвардского университета. стр. 7–8. ISBN 9780674032743 .
- ^ Jump up to: а б Николсон 2010 , стр. 152–153.
- ^ Кинг 1995 , с. 183.
- ^ Jump up to: а б Гай Ньюленд (1992). Две истины: в философии мадхьямики ордена Гелукба тибетского буддизма . Шамбала. п. 260, примечание 62. ISBN 978-1-55939-778-0 .
- ^ Jump up to: а б Дэниел Козорт (1990). Уникальные принципы школы последствий Срединного пути: систематизация философии индийской буддийской школы прасангика-мадхьямика . Шамбала. стр. 74–75 со сноской 4. ISBN. 978-1-55939-997-5 .
- ^ Питер Пол Какол (2009). Пустота и становление: интеграция буддизма мадхьямики и философии процесса . Шамбала. стр. 108–109. ISBN 978-81-246-0519-6 .
Он также утверждает, что Чандракирти был криптоведантистом, (...)
Источники
[ редактировать ]Печатные источники
[ редактировать ]- Бхаттачарья, Видхушекхара (1943), Гаудападакарика , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Бидерман, Шломо (1978). «Шанкара и буддисты». Журнал индийской философии . 6 (4). дои : 10.1007/bf00218430 . S2CID 170754201 .
- Чаттерджи, Тара (2003), Знание и свобода в индийской философии , Lexington Books
- Клейтон, Джон (2010), Религии, причины и боги: очерки межкультурной философии религии , Cambridge University Press, ISBN 978-0521126274
- Команс, Майкл (2000), Метод ранней Адвайта Веданты: исследование Гаудапады, Шанкары, Сурешвары и Падмапады , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Дасгупта, Сурендранатх (1975), История индийской философии. Том 2 , Motilal Banarsidass Publ.
- Дасгупта, С.Н. (1997). История индийской философии, Том 1 .
- Дасгупта, Сангамитра; Моханта, Дилип Кумар (1998). «Некоторые размышления об отношениях между Шанкарой и буддизмом». Индийский философский ежеквартальный журнал . XXV (3 июля 1998 г.).
- Дойч, Элиот (1973), Адвайта Веданта: философская реконструкция , Гавайский университет Press, ISBN 978-0-8248-0271-4
- Дойч, Элиот (1988), Адвайта Веданта: философская реконструкция , Гавайский университет Press, ISBN 0-88706-662-3
- Дойч, Элиот; Далви, Рохит (2004), «Основная Веданта: новый справочник по Адвайта Веданте» , World Wisdom, Inc., ISBN 9780941532525
- Фашинг, Вольфганг (2011), « Я имею природу видения: феноменологические размышления об индийском понятии сознания-свидетеля», Сидеритс, М.; Томпсон, Э.; Захави, Д. (ред.), «Самость, отсутствие себя?» Перспективы аналитических, феноменологических и индийских традиций , Оксфорд: Oxford University Press
- Фашинг, Вольфганг (2021), «Пракаша. Несколько размышлений об адвайтическом понимании сознания как присутствия и его значимости для философии разума», Phenomenology and the Cognitive Sciences , 20 (4), Springer: 679–701, doi : 10.1007. /s11097-020-09690-2 , S2CID 225385862
- Ганери, Джонардон (2019), Индийская философия: читатель , Routledge, ISBN 9781000728033
- Гарфилд, Джей Л.; Священник, Грэм (2003). «Нагарджуна и пределы мысли» (PDF) . Философия Востока и Запада . 53 (1 (январь)): 1–21. дои : 10.1353/pew.2003.0004 . hdl : 11343/25880 . S2CID 16724176 .
- Глазенапп, Хельмут Фон (1995), Веданта и буддизм: сравнительное исследование , Буддийское издательское общество.
- Граймс, Джон (1998), «Рецензии на книги: Ранняя Адвайта Веданта и буддизм: махаянский контекст Гаудападия-карики, Ричард Кинг. SUNY Press (1995)» , Журнал Американской академии религии , 66 (3), doi : 10.1093/jaarel/66.3.684 , заархивировано из оригинала 10 июля 2012 г.
- Граймс, Джон А. (1996), Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке , SUNY Press
- Индич, Уильям (2000), Сознание в Адвайта Веданте , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120812512
- Ингаллс, Дэниел Х.Х. (январь 1954 г.). «Аргументы Шанкары против буддистов». Философия Востока и Запада . 3 (4): 291–306. дои : 10.2307/1397287 . JSTOR 1397287 .
- Isaeva, N.V. (1993), Shankara and Indian Philosophy , SUNY Press
- Джаятиллеке, КН (1963), Ранняя буддийская теория познания (PDF) (1-е изд.), Лондон: George Allen & Unwin Ltd., заархивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2015 г.
- Калупахана, Дэвид Дж. (1994), История буддийской философии , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited.
- Кинг, Ричард (1995), Ранняя Адвайта Веданта и буддизм: махаянский контекст Гаудападия-карики , SUNY Press
- Кочумуттом, Томас А. (1999), Буддийская доктрина опыта. Новый перевод и интерпретация произведений Васубандху Йогачарина , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Лопес, Дональд С. (2001), История буддизма , HarperCollins
- Лой, Дэвид (1982). «Просветление в буддизме и Адвайта Веданта». Международный философский ежеквартальный журнал . 22 (1): 65–74. дои : 10.5840/ipq19822217 .
- Маккензи, Мэтью (2012), «Светимость, субъективность и временность: исследование буддийских и адвайтских взглядов на сознание», у Кузнецовой Ирины; Ганери, Жонардон; Рам-Прасад, Чакраварти (ред.), Индуистские и буддийские идеи в диалоге: «Я» и «не-я» , Рутледж
- Менезес, Уолтер (2017), Исследование Атмана с точки зрения Вивекачудамани , Спрингер
- Менон, Сангита (2012), Адвайта Веданта , Интернет-энциклопедия философии
- Мюллер-Ортега, Пол Э. (2010), Триадное сердце Шивы: каула-тантризм Абхинавагупты в недвойственном шиваизме Кашмира , SUNY press
- Мурти, TRV (1955), Центральная философия буддизма , Routledge (переиздание 2008 г.), ISBN 978-0-415-46118-4
- Мурти, ТРВ (1983), «Мир и человек в индийской религиозной мысли», Исследования индийской мысли: Сборник статей профессора ТРВ Мурти , Motilal Banarsidass Publ.
- Николсон, Эндрю Дж. (2010), Объединение индуизма: философия и идентичность в интеллектуальной истории Индии , издательство Колумбийского университета
- Нихилананда, Свами (2008), Упанишады, новый перевод, том 2. Калькутта: Адвайта Ашрам , ISBN 978-81-7505-302-1
- Плотт, Джон (2000), Глобальная история философии: период святоотеческих сутр (325–800 гг. Н.э.), Том 3 , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120805507
- Поттер, Карл. Х. (1981), Гаудапада, Энциклопедия индийской философии: Адвайта Веданта до Шанкары и его учеников, Том 3 , Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0310-8
- Поттер, Карл (1977), Значение и истина в Энциклопедии индийской философии, том 2 , Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0309-4
- Пулигандла, Рамакришна (1997), Основы индийской философии , Нью-Дели: DK Printworld (P) Ltd., ISBN 9788124600870
- Раджу, PT (1992) [1971], Философские традиции Индии , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
- Ренар, Филип (2010), Недуализм. Прямой путь освобождения , Котен: Uitgeverij Juwelenschip
- Сарма, Чандрадхара (2007), Традиция Адвайты в индийской философии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120813120
- Шарма, Арвинд (2007), Адвайта Веданта: Введение , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120820272
- Шарма, Б. Н. Кришнамурти (2000), История школы веданты Двайта и ее литературы, 3-е издание , Motilal Banarsidass Pvt. Ltd.(Перепечатка 2008 г.), ISBN 978-8120815759
- Шарма, Чандрадхар (1996), Традиция Адвайты в индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Шарма, Д. (1966). «Эпистемологическая негативная диалектика индийской логики, Абхава против Анупалабдхи». Индо-иранский журнал . 9 (4): 291–300. дои : 10.1163/000000066790086530 .
- Судзуки, Дайсетц Тейтаро (1999), Исследования Ланкаватара-сутры , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Уэйман, Алекс (1999), Тысячелетие буддийской логики, Том 1 , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120816466
- Уэйлинг, Фрэнк (1979). «Шанкара и буддизм». Журнал индийской философии . 7 (1): 1–42. дои : 10.1007/BF02561251 . S2CID 170613052 .
- Вуд, Томас Э. (1992), Мандукья-упанишад и Агама-шастра: исследование значения Веданты
Веб-источники
[ редактировать ]- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита, Утпада » . Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Санскритский словарь разговорного санскрита, Анутпада
- ^ Стэнфордская энциклопедия мистицизма, мистицизм
- ^ «Ричард Кинг (1999), Ориентализм и религия: постколониальная теория, Индия и «Мистический Восток » . Архивировано из оригинала 19 ноября 2012 года . Проверено 31 октября 2016 г.