Дхармакайя
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Дхармакайя , «тело истины» или ( санскрит : dharm kay «тело реальности», китайский : 法身 ; пиньинь : fώshēn , тибетский : ཆོས་སྐུ་ , Уайли : chos sku ) — одно из трёх тел ( трикая ) Будды в Махаяны буддизме . Дхармакайя . представляет собой непроявленный, «непостижимый» ( ачинтья ) аспект Будды, из которого возникают Будды и к которому они возвращаются после своего растворения Будды — это проявления дхармакаи, называемой нирманакая , «тело трансформации».
Традиция Дхаммакаи в Таиланде и сутры Татхагатагарбхи древней индийской традиции рассматривают дхармакаю как атман (истинное «я») Будды, присутствующее во всех существах. [ 1 ]
Истоки и развитие
[ редактировать ]Палийский канон
[ редактировать ]![]() | В этом разделе используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( Ноябрь 2017 г. ) |
В каноне Палийском Гаутама Будда говорит Васеттхе, что Татхагата (Будда) — это дхаммакая , «тело-истина» или «воплощение истины», а также дхармабхута , «становящийся истиной», то есть «тот, кто стало истиной». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Тот, чья вера в Татхагату устойчива, укоренена, утверждена, тверда, непоколебима ни одним аскетом или брахманом, любым дэвом, марой, Брахмой или кем-либо в мире, может истинно сказать: «Я истинный сын Благословенного Господа (Бхагавана)». рожденный из его уст, рожденный Дхаммой, созданный Дхаммой, наследником Дхаммы». Почему это? Потому что, Васеттха, это обозначает Татхагату: «Тело Дхаммы», то есть «Тело Брахмы», или «Стань Дхаммой», то есть «Стань Брахмой». [ 2 ]
Доктрина Трикая
[ редактировать ]Доктрина трикая (санскрит, буквально «три тела» или «три личности») — это буддийское учение как о природе реальности, так и о явлениях Будды.
Доктрина дхармакаи , возможно, была впервые изложена в « Аштасахасрике Праджняпарамите» , составленном в I веке до нашей эры.
Около 300 г. н.э. школа йогачара систематизировала распространенные идеи о природе Будды в доктрине трикая «трех тел». Согласно этой доктрине, состояние будды имеет три аспекта: [ 3 ]
Качества
[ редактировать ]Тулку Тондуп утверждает, что дхармакая должна обладать тремя великими качествами: [ 4 ]
- Великая чистота ( Wylie : spang pa chen po , «великое заброшенность»),
- Великое осознание ( Уайли : rtogs pa chen po ),
- Великий ум ( Уайли : sems pa chen po ).
Толкование в буддийских традициях
[ редактировать ]Махасангхика
[ редактировать ]можно увидеть два основных аспекта Будды По мнению Гуан Сина, в учениях Махасангхики : истинного Будду, который всеведущ и всемогущ, и проявленные формы, посредством которых он освобождает разумные существа умелыми средствами. [ 5 ] Для махасангхиков исторический Гаутама Будда был одним из этих тел трансформации (санскр. нирманакая ), в то время как сущностный настоящий Будда приравнивается к дхармакае . [ 6 ]
Сарвастивада
[ редактировать ]Сарвастивадины считали физическое тело Будды (санскр. rupakaya ) нечистым и непригодным для принятия прибежища, и вместо этого они считали принятие прибежища в Будде принятием прибежища в дхармакае Будды. Как сказано в Махавибхаше : [ 7 ]
Некоторые люди говорят, что принять прибежище в Будде — значит принять прибежище в теле Татхагаты, состоящем из головы, шеи, желудка, спины, рук и ног. Объясняется, что тело, рожденное от отца и матери, состоит из оскверненных дхарм и поэтому не является источником прибежища. Прибежище – это полностью реализованные качества Будды ( ашаикшадхармах ), которые включают в себя бодхи и дхармакаю.
Тхеравада
[ редактировать ]В Палийском каноне буддизма Тхеравады Дхаммакая дхармакайя ( ) объясняется как образный термин, означающий «тело» или сумму учения Будды. [ 8 ] [ 9 ] Канон не придаёт термину дхаммакая метафизический или нереалистичный оттенок. [ 10 ] Однако Джантрасрисалай не согласен, утверждая, что изначально этот термин был больше связан с процессом просветления, чем с тем, как его стали интерпретировать позже. Из всех упоминаний о дхаммакае в раннем буддийском использовании становится очевидным, что дхаммакая всегда так или иначе связана с процессом просветления. Его связь с буддийскими благородными людьми всех типов очевидна в ранних буддийских текстах. То есть дхаммакая не является исключительной принадлежностью Будды. Похоже также, что использование этого термина в смысле учения является более поздней схемой, а не общими понятиями раннего буддизма в общепринятом понимании. [ а ]
В аттхакатах (комментариях к буддийским текстам ) интерпретация слова зависит от автора. Хотя и Буддхагхоша , и Дхаммапала описывают дхаммакаю как девять сверхмирских состояний ( навалокуттарадхамма ), их интерпретации различаются в других отношениях. Буддхагхоша всегда следует канонической интерпретации, ссылаясь на локуттарадхаммы , дхаммакаю но Дхаммапала интерпретирует учение как духовные достижения Будды. [ 11 ] [ 12 ] Однако интерпретация Дхаммапалы по-прежнему остается тхеравадой, поскольку Будда по-прежнему считается человеком, хотя и просветленным. Тело Будды по-прежнему подвержено камме и ограничено так же, как и тела других людей. [ 11 ]
В постканоническом шри-ланкийском тексте под названием «Саддхармаратнакарая» проводится различие между четырьмя различными кайями : рупакая , дхармакая , нимиттакая и суньякая . Рупакайя ; относится к четырем джханам здесь дхармакайя девяти относится к достижению первых восьми из локуттарадхамм ; нимиттакая сопадишесаниббана относится к окончательной локуттарадхамме : Ниббане с физическим остатком ( ) ; а суньякая относится к Ниббане без физического остатка ( анупадисешаниббана ). Однако даже это учение о четырёх каях на самом деле не выходит за рамки ортодоксальной традиции Тхеравады. [ 13 ]
Используя более неортодоксальный подход, Мэрила Фальк выдвинула аргумент, что в самой ранней форме буддизма существовал путь йоги , который включал в себя приобретение маномайакаи , или дхаммакаи , и аматакаи , в которых маномайакая или дхаммакая относятся к достижению джхан . и аматакая к достижению прозрения и кульминации пути. В этом случае кайи относятся к общему пути и плодам, а не только к личности Будды. [ 14 ] [ 15 ] Хотя Рейнольдс не выражает согласия со всей теорией Фалька, он считает, что идея более раннего направления йоги заслуживает исследования. Более того, он указывает на поразительное сходство с интерпретациями, которые можно найти в текстах Йогавачары , часто называемых Тантрической Тхеравадой . [ 16 ]
Использование слова дхаммакая часто встречается в тантрических текстах Тхеравады. Это также общий термин в более поздних текстах, касающихся освящения изображений Будды. [ 17 ] [ 18 ] В этих более поздних текстах, которые часто представляют собой описания камматханы (методов медитации), различные части тела Будды связаны с определенными духовными достижениями, и практикующий решает сам стремиться к этим достижениям. Идея о том, что можно достичь определенных качеств или достижений Будды, обычно считается идеей Махаяны, но в отличие от Махаяны, тексты Йогавачары не описывают Будду в онтологических терминах и обычно используют только терминологию Тхеравады. [ 19 ] [ 20 ]
Традиция Дхаммакаи
[ редактировать ]Традиция Дхаммакая и некоторые монашествующие члены тайского буддизма Тхеравады, специализирующиеся на медитации, имеют доктринальные элементы, которые отличают ее от некоторых ученых-буддистов Тхеравады, которые пытались заявить о себе как ортодоксальные буддисты. Основываясь на палийских суттах и медитативном опыте, традиция учит, что дхаммакая — это вечный Будда внутри всех существ. Дхаммакая — это ниббана , а ниббана приравнивается к истинному «я» (в отличие от не-я). [ 21 ] В некоторых отношениях его учение напоминает доктрины буддийской природы буддизма Махаяны. Пол Уильямс заметил, что этот взгляд на буддизм аналогичен идеям, найденным в шентонг учениях школы Джонанг в Тибете, прославленных Долпопой Шерабом Гьялценом . [ 22 ]
Тайские мастера медитации, которые учат об истинном «я», о котором, как они утверждают, получили медитативный опыт, не отвергаются тайскими буддистами в целом, а, наоборот, имеют тенденцию к особому почитанию и поклонению в Таиланде как архатам или даже бодхисаттвам . в большей степени, чем более ортодоксальные монахи и ученые Тхеравады. [ 23 ]
Махаяна
[ редактировать ]Праджняпарамита
[ редактировать ]По словам Пола Уильямса, есть три способа увидеть концепцию дхармакаи в сутрах Праджняпарамиты :
Во-первых, дхармакайя — это собрание учений, в частности сама Праджняпарамита. Во-вторых, это собрание чистых дхарм, которыми обладал Будда, особенно чистых ментальных дхарм, познающих пустоту. И в-третьих, оно относится к самой пустоте , истинной природе вещей. Дхармакая во всех этих смыслах противопоставляется физическому телу Будды, тому, что жило и умерло и сохраняется в ступах . [ 24 ]
Лотос Шелк
[ редактировать ]В « Лотосовой сутре» (глава 16: Продолжительность жизни «Так пришёл», шестая глава) Будда объясняет, что он всегда существовал и всегда будет существовать, чтобы вести существа к их спасению.
Татхагатагарбха
[ редактировать ]В Татхагатагарбхи сутрической традиции , что дхармакая Будда учит составляет трансцендентное, блаженное, вечное и чистое Я Будды. «Эти термины встречаются в таких сутрах, как Ланкаватара , Гандавьюха , Ангулималия , Шримала и Махапаринирвана , где они используются для описания Будды, Тела Истины ( дхармакайи ) и природы Будды». [ 25 ] Они являются «трансцендентными результатами [духовных достижений]». [ 25 ]
Тибетский буддизм
[ редактировать ]На тибетском языке термин chos sku (ཆོས་སྐུ།, фонетически пишется как chö-ku ). [ нужна ссылка ] толкует дхармакайю ; оно состоит из chos «религия, дхарма » и sku «тело, форма, образ, телесная форма, фигура». [ нужна ссылка ] Тондап и Тэлботт описывают его как «совершенное тело». [ 26 ] Гьюрме Дордже и Туптен Джинпа определяют «Тело Будды Реальности», которое является переводом тибетского чос-ску и санскритской дхармакайи , как:
[T]он конечная природа или сущность просветленного ума [ byang-chub sems ], который не создан ( skye-med ), свободен от ограничений концептуальной разработки ( spros-pa'i mtha'-bral ), пуст от присущих существование ( rang-bzhin-gyis stong-pa ), естественно сияющее, за пределами двойственности и просторное, как небо. Промежуточное состояние времени смерти ( чи-кхаи бар-до ) считается оптимальным временем для реализации тела Будды Реальности. [ 27 ]
Далай-лама определяет дхармакаю как «царство Дхармакайи — пространство пустоты, где растворяются все явления, чистые и нечистые. Этому объяснению учат Сутры и Тантры». Однако он также утверждает, что это отличается от индуистской концепции Брахмана , поскольку буддизм придерживается доктрины пустоты (шуньяты). [ 28 ] [ нужен лучший источник ]
Движение инея
[ редактировать ]По словам Джамгона Конгтрула , основателя движения Риме , в его комментарии XIX века к лозунгу Лоджонга : «Если рассматривать путаницу как четыре кая, защита шуньяты непревзойденна». [ 29 ] «Когда вы пребываете в состоянии, когда явления просто появляются, но нет цепляния за них, аспект дхармакаи состоит в том, что все явления пусты по своей природе, самбхогакая — в том, что они появляются с ясностью, нирманакая — в том, что эта пустота и ясность возникают вместе. , и естественный аспект кая заключается в том, что они неразделимы». [ 30 ]
Иконография
[ редактировать ]Пустота
[ редактировать ]В ранних традициях буддизма изображения Гаутамы Будды не были ни иконическими, ни аниконическими , а изображали пустое пространство и отсутствие: например, петросоматоглифы (изображения части тела, высеченные в скале). [ 31 ]
Небесно-голубой
[ редактировать ]Тондуп и Тэлботт отождествляют дхармакаю с обнаженным («одетым в небо»; санскрит: Дигамбара ), неукрашенным небесно-голубым Самантабхадрой :
В иконах Ньингма дхармакайя символизируется обнаженными небесно-голубого цвета (светло-голубым) Буддой мужского и женского пола в союзе [Камамудра], называемым Самантабхадра [и Самантабхадри ]. [ 26 ] [ б ]
Фримантл заявляет:
Пространство одновременно является первым и последним из великих элементов. Это начало и предпосылка остальных четырех, а также их кульминация... Санскритское слово для обозначения пространства такое же, как и для неба: акаша , что означает «сияющий и ясный». Что мы называем небом? Оно отмечает границу нашего видения, предел, которого может достичь наше зрение. Если бы мы могли видеть более ясно, небо простиралось бы бесконечно в космическое пространство. Небо — это воображаемая граница, установленная ограничениями наших чувств, а также ограничениями нашего разума, поскольку мы считаем почти невозможным представить полностью безграничную Вселенную. Пространство – это измерение, в котором все существует. Оно всеобъемлющее, всепроникающее и безграничное. Это синоним пустоты: той пустоты, которая одновременно является полнотой. [ 32 ]
Синий цвет — это иконографическое многозначное изображение элемента махабхута «чистого света» пространства (санскрит: आकाश акаша ). [ 33 ]
Концептуально соединяющий и строящий поэтический прием аналогии как образец, в котором дхармакайя образно сравнивается с небом и пространством, является устойчивой и широко распространенной визуальной метафорой во всей ранней литературе Дзогчена и Ньингмы и функционирует как связующее звено и проводник между «концептуальным» и «мыслимое», «невыразимое» и «непостижимое» (санскрит: ачинтья ). О нем особенно упоминают терма Гонгпа Зангтел , [ с ] цикл терма, открытый Ригдзином Гёдемом (1337–1408), и часть Ньингма «Северные сокровища» ( Wylie : byang gter ). [ 34 ]
Зеркало
[ редактировать ]Сойер передает важность иконографии мелонг («зеркала») для дхармакайи :
Зазеркалье/зеркало (т. ме-лонг, санскр. адарша), которое представляет дхармакаю или Тело Истины, имеющее аспекты чистоты (зеркало чистое от загрязнений) и мудрости (зеркало отражает все явления без различия). [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джантрасрисалай 2008 , с. 288: «Из всех упоминаний о дхаммакае в раннем буддийском использовании становится очевидным, что дхаммакая всегда так или иначе связана с процессом просветления. Ее связь с буддийскими благородными людьми всех типов очевидна в ранних буддийских текстах. То есть дхаммакая не является исключительной принадлежностью Будды. Похоже также, что использование этого термина в смысле учения является более поздней схемой, а не общими понятиями раннего буддизма в общепринятом понимании».
- ^ Для дальнейшего обсуждения «Камамудры» (англ. «Печать любви») см. Мудру , Махамудру и Яб-Юм .
- ^ Уайли: kun tu bzang po'i dgongs pa zang thal du bstan pa ; Русский: Прямое откровение ума Самантабхадры .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Трангу Ринпоче 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Уолш 1995 , с. 409, Дигха Никая III.84.
- ^ Снеллинг 1987 , с. 126.
- ^ Тондуп 1996 , с. 50.
- ^ Син 2005 , с. 53.
- ^ Падма и Барбер 2008 , стр. 59–60.
- ^ Син 2005 , с. 49.
- ^ Рейнольдс 1977 , стр. 376–7.
- ^ Датт 1929 , с. 523.
- ^ Датт 1929 , с. 521-523.
- ^ Перейти обратно: а б Рейнольдс 1977 , стр. 376–80.
- ^ Коллинз 2014 .
- ^ Рейнольдс 1977 , стр. 380–2.
- ^ Фальк 2006 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Стронг 1979 .
- ^ Рейнольдс 1977 , стр. 380–4.
- ^ Ругатель 1995 .
- ^ Киннард 2005 .
- ^ Кросби 2000 .
- ^ Рейнольдс 1977 , стр. 384–7.
- ^ Уильямс 2009 , с. 126.
- ^ Уильямс 2009 , с. 237.
- ^ Уильямс 2009 , с. 328.
- ^ Уильямс 2009 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б Дакворт 2008 , с. xiv.
- ^ Перейти обратно: а б Тондуп 1996 , с. 48.
- ^ Падмасамбхава и Карма Лингпа 2008 , стр. 452.
- ^ «Далай-лама отвечает на вопросы на разные темы» .
- ^ Конгтрул 2005 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Джамгон Конгтрул; Великий Путь Пробуждения; Публикации Шамбалы; п. 20
- ^ Хантингтон 1990 .
- ^ Фримантл 2001 , с. 85.
- ^ Фримантл 2001 , с. 86.
- ^ Твид и Шмидт 2006 , с. 209.
- ^ Сойер 2004 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Коллинз, Стивен (15 июля 2014 г.), «Размышления о дихотомии Рупакая/Дхаммакая», Современный буддизм , 15 (2): 261–2, doi : 10.1080/14639947.2014.932481 , S2CID 143200561 .
- Кросби, Кейт (2000), «Тантрическая Тхеравада: библиографический очерк о трудах Франсуа Бизо и других о традиции Йогавачара», Современный буддизм , 1 (2): 141–198, doi : 10.1080/14639940008573729 , S2CID 145379175 .
- Дакворт, Дуглас С. (2008), Мипам о природе Будды: основа традиции ньингма , Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка .
- Датт, Налинакша (сентябрь 1929 г.), «Доктрина Кая в Хинаяне и Махаяне» , The Indian Historical Quarterly , 5 (3): 518–546 , получено 9 января 2023 г.
- Фальк, Мэрила (2006), Нама-рупа и дхарма-рупа: происхождение и аспекты древнеиндийской концепции , Фремонт, Калифорния: Jain Publishing, ISBN 978-0-89581-978-9 .
- Фримантл, Франческа (2001), Светящаяся пустота: понимание тибетской книги мертвых , Бостон: Публикации Шамбалы, ISBN 1-57062-450-Х .
- Хантингтон, Сьюзен (зима 1990 г.), «Раннее буддийское искусство и теория аниконизма», Art Journal , 49 (4): 401–408, doi : 10.1080/00043249.1990.10792724 .
- Киннард, Джейкоб Н. (2005), «Иконография: буддийская иконография», в книге Джонса, Линдси (ред.), Энциклопедия религии , том. 7 (2-е изд.), Детройт: Томсон Гейл , с. 4331, ISBN 978-0-02-865740-0 .
- Конгтрул, Джамгон (2005), Великий путь пробуждения: классический путеводитель по Лоджонгу, тибетской буддийской практике развития сердца сострадания , перевод Кена МакЛеода , Shambhala Publications, Inc., ISBN 978-1-59030-214-9 .
- Джантрасрисалай, Чанида (2008). Ранняя буддийская Дхаммакая: ее философское и сотериологическое значение (PDF) (докторская диссертация). Сидней: Департамент исследований религии Сиднейского университета . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2011 г.
- Падма, Шри; Барбер, Энтони В., ред. (2008), Буддизм в долине реки Кришна в Андхре , State University of New York Press, ISBN 978-0791474853 .
- Падмасамбхава ; Карма Лингпа (2008) [2006], Коулман, Грэм; Джинпа, Туптен (ред.), Тибетская книга мертвых: первый полный перевод , перевод Гьюрме Дордже (1-е изд. электронной книги), Penguin Books Ltd., ISBN 9780141903316 .
- Рейнольдс, Фрэнк Э. (1977), «Несколько тел Будды: размышления о забытом аспекте традиции Тхеравады», History of Religions , 16 (4): 374–389, doi : 10.1086/462774 , JSTOR 1062637 , S2CID 161166753 .
- Сойер, Чад (2004) [1998], «Подношения Махакале» , Mirrrs of the Heart-Mind , заархивировано из оригинала 25 января 2009 года , получено 14 марта 2009 года .
- Снеллинг, Джон (1987), Буддийский справочник: Полное руководство по буддийскому учению и практике , Лондон: Century Paperbacks .
- Стронг, Дж. (1979), «Преобразующий дар: анализ религиозных актов подношения в буддийской литературе Авадана », History of Religions , 18 (3): 223, doi : 10.1086/462817 , S2CID 161186961 .
- Свирер, Дональд К. (1995), «Ипостасирование Будды: освящение образа Будды в Северном Таиланде», History of Religions , 34 (3 (Образ и ритуал в буддизме)): 270, doi : 10.1086/463396 , JSTOR 1062942 , S2CID 161907366 .
- Тондуп, Тулку (1996), Талботт, Гарольд (редактор), Мастера медитации и чудес: жизни великих буддийских мастеров Индии и Тибета , Бостон: Шамбала, ISBN 978-1570621130 .
- Трангу Ринпоче (2003), Указывая на Дхармакаю: Учения по тексту Девятого Кармапы , Шамбала, ISBN 978-1-55939-857-2 .
- Твид, Майкл; Шмидт, Марсия Биндер, ред. (2006). Источники великого совершенства: жизни и взгляды ранних мастеров линии Дзогчен . Перевод Эрика Пемы Кунсанга. Гонконг: Публикации Рангджунг Еше. ISBN 978-962-7341-57-4 . .
- Уолш, Морис (пер.) (1995), Длинные беседы Будды , Бостон: Публикации мудрости
- Уильямс, Пол (2009), Буддизм Махаяны: Основы доктрины (PDF) (2-е изд.), Oxford: Routledge , заархивировано из оригинала (PDF) 29 марта 2017 г. , получено 21 декабря 2016 г.
- Син, Гуан (2005), Концепция Будды: ее эволюция от раннего буддизма до теории Трикая , RoutledgeCurzon, ISBN 978-0415333443 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харрисон, Пол (1992), «Является ли Дхарма-Кайя настоящим «призрачным телом» Будды?» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 15 (1): 44–94 .
- Макрански, Джон Дж. (1997), Воплощение состояния будды: источники противоречий в Индии и Тибете , State University of New York Press, ISBN 0-7914-3432-Х .
- Нагао, Гаджин (1973), «К теории тела Будды», Восточный буддизм , Новая серия, 6 (1): 25–53, JSTOR 44361355 .
- Палден Шераб Ринпоче; Цеванг Донгьял Ринпоче (9 декабря 1989 г.), Крейг Бялик (Пема Шугчанг) (редактор), «Три Кая» (PDF) , Пема Мандала (опубликовано в 2005 г.) , получено 6 января 2024 г.
- Себастьян, CD (2010), «Дхармакайя: выражение сверхъестественного в буддизме Махаяны». , Перекресток: междисциплинарный журнал по изучению истории, философии, религии и классики , 5 (1): 80–88 , получено 6 января 2024 г.
- Тралег Ринпоче (1998), «Три Кая, Тела Будды» , Kagyu.org , Карма Трияна Дхармачакра, заархивировано из оригинала 24 июля 2006 г.
- Йог, PG (3 января 2000 г.), The Doctrine of Kaya (Trikaya) , Кембриджский университет , получено 6 января 2024 г.