Аятивада
Часть серии о |
Адвайта |
---|
![]() |
![]() |
Аджативада ( अजातिवाद ) — фундаментальное философское учение философа адвайта- веданты Гаудапады . [ 1 ] Согласно Гаудападе, Абсолют не подвержен рождению, изменению и смерти . Абсолют — это аджа , нерожденное вечное. [ 1 ] Эмпирический мир явлений и считается нереальным не абсолютно существующим . [ 1 ]
Точка зрения Гаудапады основана на Мандукья-упанишаде . [ 2 ] применение философской концепции «аджата» к исследованию Брахмана, [ 3 ] [ 4 ] показывая, что Брахман полностью превосходит общепринятое понимание бытия и становления. Эта концепция также встречается в буддизме Мадхьямаки как теория непроисхождения. [ 5 ] [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Аятивада:
- «А» означает «нет» или «не», как в Ахимсе, непричинении вреда.
- « Джати » означает «рождение», «творение» или «изменение»; [ 1 ] это может относиться к физическому рождению, но также к происхождению или изменению психических явлений. [ 7 ]
- «Вада» означает «учение». [ 1 ]
В совокупности «аджативада» означает «Доктрина неизменности» или «Доктрина отсутствия происхождения». [ 1 ]
Термин «аджата» аналогичен термину «анутпада». [ 8 ] из буддизма Мадхьямика, [ 3 ] [ 4 ] что означает «не имеющий происхождения», «не возникающий», «не вступающий в силу», «непроизводственный». [ сеть 1 ] Это заставило некоторых ученых поверить, что сама концепция Аджативады могла быть заимствована из буддизма Мадхьямика. [ 9 ] Однако он заметно расходится с основными принципами буддизма, а именно. Кшаникатва (моментальность) и Пратитьясамутпада (зависимое возникновение), которые все школы буддийской философии принимают в качестве основополагающих. [ 10 ] [ 11 ] Это различие дополнительно подтверждается отказом Гаудапады от Шуньяты (не-самости) в пользу Атмана (самости). [ 11 ]
Использование
[ редактировать ]Гаудапада
[ редактировать ]«Аджативада» — фундаментальное философское учение Гаудапады . [ 1 ] Согласно Гаудападе, Абсолют не подвержен рождению, изменению и смерти . Абсолют — это аджа , нерожденное вечное. [ 1 ] Эмпирический мир явлений (нереальным , считается Майей поскольку он преходящ), а не абсолютно существующим . [ 1 ]
По мнению Команса, точка зрения Гаудапады сильно отличается от буддийской философии Мадхьямики. [ 2 ] Точка зрения Гаудапады основана на Мандукья-упанишаде . [ 2 ] В Мандукья Карике , комментарии Гаудапады к Мандукья Упанишадам , Гаудапада излагает свою точку зрения. Согласно Гаудападе, Брахман не может подвергаться изменениям, поэтому феноменальный мир не может возникнуть независимо от Брахмана. Если мир не может возникнуть, но является эмпирическим фактом, тогда мир должен быть нереальной (преходящей) видимостью Брахмана. А если феноменальный мир — это преходящая видимость, то не существует реального возникновения или разрушения, а есть только кажущееся возникновение или разрушение. С уровня высшей истины ( парамартхата ) феноменальный мир является майей , «иллюзией», [ 2 ] кажущееся существующим, но в конечном счете нереальным. [ 12 ]
В «Гаудапада-карике» , глава III, стихи 46-48, он утверждает, что успокоенный ум становится единым с Брахманом и не воспринимает никакого происхождения:
Когда ум не лежит низко и не мечется снова, тогда это пребывание без движения и не представляя никакой видимости, достигает кульминации в Брахмане . Отдыхающий в себе, спокойный, с Нирваной, неописуемый, высочайший счастье, нерожденный и единый с нерожденным, познаваемый, всеведущий, говорят они. Никакое существо, какое бы оно ни было рождено, никакое его возникновение не существует и не происходит. Это та высшая истина, в которой ничего не рождается.
- Гаудапада Карика, 3.46-48, перевод Р.Д. Кармаркара. [ 13 ]
Признавая сильное буддийское влияние, но утверждая необходимость «неизменной постоянной реальности», Кармакар считает, что аджативада Гаудхапады не имеет ничего общего с концепцией Шуньявады в буддизме. [ 14 ] Хотя язык Гаудапады, несомненно, похож на язык буддизма Махаяны, Коман утверждает, что их точка зрения отличается, потому что, в отличие от буддизма, Гаудапада опирается на предпосылку о том, что «Брахман, Атман или Турия» существуют и являются природой абсолютной реальности. [ 2 ]
Рамана Махарши
[ редактировать ]Рамана Махарши сделал перевод на тамильский язык Гаудапады Мандукья-упанишад Карика , вторая глава, тридцать второй стих:
Нет ни созидания, ни разрушения, ни рабства, ни стремления освободиться от рабства, ни стремления освободиться [от рабства], ни кого-либо, кто достиг [свободы от рабства]. Знайте, что это истина в последней инстанции. [ сеть 2 ] [ примечание 1 ]
По словам Дэвида Годмана, доктрина аджаты подразумевает, что, поскольку мир никогда не был создан, в нем также нет джив , которые стремятся или достигают освобождения. Рамана Махарши считал это «истиной в последней инстанции». [ сеть 2 ]
Уровни истины
[ редактировать ]Адвайта перенял у Мадхьямики идею уровней реальности. [ 15 ] Обычно упоминаются два уровня: [ 16 ] а именно самврити-сатья , «эмпирическая истина», [ сеть 3 ] и парамартха-сатья , «высшая истина». [ сеть 3 ] По мнению Плотта,
«Аджативада — это не что иное, как крайнее и исчерпывающее применение крайней версии различия между парамартха сатья и самвритти сатья». [ 17 ]
Различие между двумя истинами ( сатьядваявибхага ) было полностью выражено школой Мадхьямаки . В Нагарджуны «Муламадхьямакакарике» он используется для защиты отождествления зависимого происхождения ( пратитьясамутпада ) с пустотой ( шуньята ):
Учение Будды о Дхарме основано на двух истинах: истине мирских условностей и абсолютной истине. Те, кто не понимает различия, проводимого между этими двумя истинами, не понимают глубокую истину Будды. Без основы в общепринятой истине невозможно научить значению высшего. Без понимания значения высшего освобождение не достигается. [ 18 ]
Шанкара использует снятие как критерий для постулирования онтологической иерархии трех уровней: [ 19 ] [ сеть 4 ]
- Парамартхика (парамартха, абсолют), абсолютный уровень, «который абсолютно реален и в который можно разрешить оба других уровня реальности». [ сеть 4 ] Этот опыт не может быть снят никаким другим опытом. [ 19 ]
- Вьявахарика (вьявахара), или самврити-сая [ 16 ] (эмпирический или прагматический), «наш мир опыта, феноменальный мир, с которым мы имеем дело каждый день, когда бодрствуем». [ сеть 4 ] Это уровень, на котором как джива (живые существа или отдельные души), так и Ишвара истинны ; здесь материальный мир также верен.
- Пратибхасика (пратибхасика, кажущаяся реальность, нереальность), «реальность, основанная только на воображении». [ сеть 4 ] Это уровень, на котором видимость на самом деле ложна, как иллюзия змеи на веревке или сон.
Именно на уровне высшей истины ( парамартха ) нет происхождения. [ 8 ] Гаудапада утверждает, что с абсолютной точки зрения не существует даже «недвойственности». [ 2 ]
Адвайта Веданта и буддизм Мадхьямака
[ редактировать ]Многие ученые, утверждает Ричард Кинг, называют буддизм Мадхьямака Аджативадой . [ 5 ] Концепция Аджати , добавляет он, существует и в Веданте, и в буддизме, но они различаются следующим образом:
1. «Рождения нет». (Мадхьямака) и 2. «Есть Нерождённое ». (Адвайта Веданта.) [ 5 ]
Аджативада в Мадхьямаке ссылается на свое учение о том, что вещи не возникают и не прекращаются. [ 20 ] Это также называется теорией непроисхождения Мадхьямаки. [ 20 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэвид Годман: «Этот перевод появляется как «Бродный девятый стих» в Собрании сочинений и как «Бхагаван 28» в Гуру Вачака Коваи. Вариации этого стиха также можно найти в Амритабинду Упанишаде (стих 10), Атма Упанишаде (стих 30). ) и Вивекачудамани (стих 574)». [ сеть 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сарма 1996 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Команс 2000 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Ренард 2010 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б Команс 2000 , с. 35-36.
- ^ Jump up to: а б с Кинг 1995 , с. 138.
- ^ Карл Х. Поттер (1981). Энциклопедия индийской философии: Том 3 . Мотилал Банарсидасс. п. 21. ISBN 978-81-208-0310-7 .
- ^ Анализ 2007 , с. 93-94.
- ^ Jump up to: а б Бхаттачарья 1943 , с. 49.
- ^ Дасгупта 1922 , с. 420-429.
- ^ Д. 2013 , с. 1-2.
- ^ Jump up to: а б Кармаркар 1953 , с. 10-12.
- ^ Хирияна 2000 , с. 25, 160-161.
- ^ Р.Д. Кармаркар, Карика Гаудапады , Институт восточных исследований Бхандаркара
- ^ Р.Д. Кармаркар, Карика Гаудапады , Институт восточных исследований Бхандаркара, стр. xxxix-xl
- ^ Ренард 2010 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Ренард 2010 , с. 131.
- ^ Плотт 1980 , с. 283.
- ^ Гарфилд 1995 , с. 296, 298, стихи 24:8-10.
- ^ Jump up to: а б Пулигандла 1997 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б Мурти 2008 , с. 343.
- ^ Карл Х. Поттер (1981). Энциклопедия индийской философии: Том 3 . Мотилал Банарсидасс. п. 21. ISBN 978-81-208-0310-7 .
Источники
[ редактировать ]Печатные источники
[ редактировать ]- Аналайо (2007), «Возрождение и Гандхабба» (PDF) , Журнал буддийских исследований 1: 91-105
- Бхаттачарья, Видхушекхара (1943), Гаудападакарика , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Чаттерджи, Мохини М. (1973), Вивека-Чудамани , Адьяр: Ченнаи
- Команс, Майкл (2000), Метод ранней Адвайта Веданты: исследование Гаудапады, Шанкары, Сурешвары и Падмапады , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Дикшит, Судхакер С. (1999), Я есть это. Беседы со Шри Нисаргадаттой Махараджем , Дарем, Северная Каролина: Acorn Press
- Дюмулен, Генрих (2005b), Дзен-буддизм: история. Том 2: Япония , World Wisdom Books, ISBN 9780941532907
- Гарфилд, Джей Л. (1995), Фундаментальная мудрость срединного пути: Муламадхьямакакарика Нагарджуны , Oxford University Press
- Годман, Дэвид Годман (1986), Будь таким, какой ты есть: Учение Шри Раманы Махарши , Лондон: Аракана, стр. 181–3, 184.
- Харт, Уильям (1987), Медитация Випассана, как преподает С.Н. Гоенка , Сан-Франциско: Харпер и Роу
- Хирияна, М. (2000), Основы индийской философии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120813304
- Кинг, Ричард (1995), Ранняя Адвайта Веданта и буддизм: контекст Махаяны Гаудападии-Карики , SUNY Press
- Менон, Ю. Кешава (2004), Разум Ади Шанкарачарьи , Издательство Jaico
- Мурти, TRV (2008), Центральная философия буддизма: исследование системы Мадхьямика , Taylor & Francisco Group
- Плотт, Джон К. (1980), Глобальная история философии: период святоотеческих сутр, том 3 , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Плотт, Джон К. (2000), Глобальная история философии: период святоотеческих сутр, том 3 , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Пулигандла, Рамакришна (1997), Основы индийской философии , Нью-Дели: DK Printworld (P) Ltd.
- Дасгупта, Сурендранатх (1922), История индийской философии, Том 1 , Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета
- Кармаркар, Рагхунатх (1953), Гаудпада-Карика , Пуна: Институт восточных исследований Бхаскара
- Д., Прамитха (2013), Концептуальная взаимосвязь в Кшаникаваде и Свабхавопарамаваде , Керала: Международный журнал научных и исследовательских публикаций, Том 3, Выпуск 4
- Ренар, Филип (2010), Недуализм. Прямой путь освобождения , Котен: Uitgeverij Juwelenschip
- Сарма, Чандрадхар (1996), Традиция Адвайты в индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Сиддхарамешвар Махарадж (2008), Главный ключ к самореализации , Lulu.com
- Судзуки, Дайсетц Тейтаро (1999), Исследования Ланкаватара-сутры , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Уилбер, Кен (2000), Интегральная психология , Публикации Шамбалы