Список вариантов шахмат

Это список шахматных вариантов . Существует много тысяч вариантов. В каталоге 2007 года Энциклопедия шахматных вариантов оценивает, что их более 2000, и многие другие считались слишком тривиальными для включения в каталог. [ 2 ]
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час |
Современные шахматные варианты
[ редактировать ]Шахматные варианты, перечисленные ниже, получены из шахмат путем изменения одного или нескольких из многих правил игры. Правила могут быть сгруппированы в категории, от самой безобидной (стартовой позиции) до самой драматичной (добавление шансов/случайности в игровой процесс после начального размещения произведения). Если вариант меняет правила из нескольких категорий, он принадлежит подразделу ниже, соответствующему более поздней списке категории.
- Начальная позиция и армии
- Типы предметов
- Правила средней игры и правила в конце игры
- Форма доски
- Количество игроков
- Использование скрытой информации или шансов.
Имена, которые представляют набор вариантов, аннотированы с «[мультиваровским]» после их имени.
Вариантная исходная позиция (прямоугольная плата, стандартные типы и правила)
[ редактировать ]Многие варианты используют стандартные шахматные правила и механики, но варьируют количество частей или их стартовые позиции. В большинстве таких вариантов пешки размещаются на своих обычных квадратах, но положение других произведений либо случайным образом определяется, либо выбирается игроками. The motivation for these variants is usually to nullify established opening knowledge. Недостатком этих вариантов является то, что начальная позиция обычно имеет меньшую гармонию и баланс, чем стандартная шахматная позиция. [ 3 ]
Верхняя шахматная начальная позиция (белый сидит внизу)
|
Фиксированные позиции
[ редактировать ]- Активные шахматы [9x8]: играли на доске 9 × 8, добавив королеву с дополнительной пешкой впереди. Изобретен Г. Кузмихов (1989), чьи ученики проверили игру, решив, что оптимальная стартовая позиция заключалась в том, чтобы поместить вторую королеву в восьмое или девятое файлы. [ 4 ]
- Шахматы смещения [8x8, многовариантные]: некоторые части в начальной позиции обмениваются, но правила остаются точно такими же. Некоторые примеры этого могут заключаться в том, что король и королева перевернуты, или рыцарь на B- файле обменивается епископом на F-файле.

- Двойные шахматы : две полные армии на сторону на доске 12 × 16, первые, кто выиграет вражеский король. Пешки продвигаются до четырех шагов на своем первом ходе. Капабланка нашел игру «удивительно интересной». [ 5 ] Изобретен Джулиан Хейворд (1916).
- Шахматы в конечном счете (или игра на пешках , с неизвестным происхождением) [8x8]: игроки начинают игру только с пешек и короля. нормальные проверки, Checkmate, En Passant и Pawn. Применяются [ 6 ]
- Шахматы Лос-Аламоса (или анти-клерские шахматы ) [6x6]: играли на доске 6 × 6 без епископов. Это была первая шахматная игра, сыгранная компьютерной программой.
- Вернувшиеся шахматы [8x8]: белые и черные кусочки переключаются так, что кусочки Уайта находятся на 8-м ранге, с пешками на 7-м ранге, на один шаг от продвижения по службе. Начальная позиция выглядит как стандартная шахматная стартовая позиция, но с точки зрения другого игрока. Поскольку пешки блокируются частями в стартовой позиции, игра всегда начинается с рыцаря, а задушенные товарищи распространены. [ 7 ]
Выбранные игроки позиции
[ редактировать ]- Шахматы Касабланка : начальная позиция выбран из известной исторической игры; Обычно интересная позиция средней игры . Положение подтверждается примерно равным компьютером и должна иметь шансы на победу для обеих сторон. [ 8 ] Первый шахматный турнир Casablanca был проведен в мае 2024 года и выиграл Магнус Карлсен . [ 9 ] [ 10 ]
- Шахматы реформы Полгара [Multivariant]: В своей книжной реформе (1997) Ласло Полгар предложил несколько вариантов, сыгранных на борту размера 5 × 8, 6 × 8, 8 × 6 или 9 × 6. [ 11 ] Первоначальная настройка произведения определяется игроками так же, как и в предварительной графике Бенко. Существуют специальные правила для кастрюли в зависимости от совета директоров. Polgár рекомендовал эти варианты обучать творчество и ускорить игру.
- Pre-Cess : игра начинается с того, что белые и черные пешки установлены как обычно, но начальная позиция других произведений выбирается игроками. Белые сначала помещают одну из своих произведений на их первом ранге, а затем черный делает то же самое. Игроки продолжают чередоваться таким образом, пока все части не будут размещены, с единственным ограничением, что епископы должны быть на квадратах противоположного цвета. Затем игра продолжается обычным способом. Предлагается приятелем Бенко в 1978 году. [ 12 ]
Случайные позиции
[ редактировать ]
ШАКССИЯ 960 , одна из 960 возможных стартовых позиций
|
- Fischer Random Chess (или Chess960 ): размещение кусочков на первом ранге рандомизировано; Хотя существуют такие правила, как 2 стартовых епископа, должны быть на разных цветовых квадратах, и король должен начать между двумя ладьями. Куски противника отражают его. Изобретено Бобби Фишером (1996).
- Трансцендентальные шахматы : похожи на Chess960 , но открывающиеся белые и черные положения не отражают друг друга.
Разные армии (стандартные типы и правила)
[ редактировать ]Эти варианты используют стандартные шахматы на стандартной доске, но игроки начинают с нестандартных чисел. Например, начиная с нескольких королев или меньшего количества пешек. Многие такие игры используют несбалансированные стартовые позиции, причем один игрок имеет больше или меньше определенных частей, чем у другого игрока.
- Шахматы Дансани (и аналогичные шахматы орды ): одна сторона имеет стандартные шахматы, а другая - 32 пешка.
- Шахматы гандикапа (или шахматы с шансами ): вариации для выравнивания шансов игроков с различной силой.
- Восстание крестьян : У белых есть король и восемь пешек (крестьян) против короля Черного, пешки и четырех рыцарей (дворяне). У черного есть преимущество. Чтобы сузить конкурс, игра также была сыграна с тремя рыцарями (на B8, C8 и G8) вместо четырех. Р.Л. Фрей (1947). [ 13 ] [ 14 ]
- Шестнадцать пешек : белые играют без своей королевы, но выбирает, где в третьем и четвертом рядах разместить восемь дополнительных пешек. Легалл де Кермер (18 век). Александр Дешапеллес и Луи-Чарльз Махе де ла Бурдоннаис позже установил, что восемь дополнительных пешек слишком много предпочитают белые и, следовательно, играли в игру только с пятью, шестью или семью дополнительными пешками для белых. [ 15 ]
- Действительно плохие шахматы : мобильная видеоигра Зака Гейджа ; У каждого игрока есть один король и пятнадцать других произведений, выбранных случайным образом.
- Слабый! У белых есть обычные кусочки, у черного есть один король, семь рыцарей и шестнадцать пешек. Эта игра была сыграна в шахматном клубе Колумбийского университета в 1960 -х годах. [ 16 ]
Шахматы Данкани от лорда Дансани
|
крестьян Восстание
|
Действительно плохие шахматы (пример) Зака Гейджа
|
Слабый! Ральф Бетдза
|
Варианты с сказочными шахматными пьесами
[ редактировать ]Раумшах начальная позиция. Перевернутые рыцари представляют единорога. |
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час | я | Дж | |||
10 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 10 | |
9 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 9 | |
8 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 8 | |
7 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 7 | |
6 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 6 | |
5 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 5 | |
4 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 4 | |
3 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 3 | |
2 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 2 | |
1 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 1 | |
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час | я | Дж |
Варианты с сказочными частями на стандартной доске
[ редактировать ]Большинство произведений в этих вариантах заимствованы из шахмат. Цель игры и правила также очень похожи на то, что в шахматах; Тем не менее, эти варианты включают одну или несколько сказочных частей , которые перемещаются не так, как шахматные кусочки.
- Барокко шахматы (или Ultima ): кусочки в первом ряду движутся как королевы, а кусочки на втором ряду движутся как ладья. Они названы в честь их необычных методов захвата. Например, прыжок, иммобилайзер и координатор.
- Шахматы Berolina : Все пешки заменяются пешками Berolina, которые движутся по диагонали и захватывают ортогонально.
- Шахматы с разными армиями : две стороны используют разные наборы сказочных кусочков. Существует несколько армий примерно равной прочности на выбор, включая стандартную шахматную армию.
- Шахматы хонтера сокола : Сокол движется вперед как епископ; назад как ладья. Охотник движется вперед как ладья; назад как епископ. Игроки представляют фей по мере развития игры. Карл Шульц (1943).
- Шахматы кузнечика [многовариантные]: пешки могут продвигать кузнечика, или кузнечики находятся на доске в начальном положении.
- Pocket Mutation Chess : игрок может временно вставить кусок в карман, опционально мутив его в другой (включая сказочную) кусок.
- Спартанские шахматы : у черных (спартанцы) есть армия, возглавляемая двумя королями, которая в противном случае состоит исключительно из нестандартных произведений, и сражается с стандартной армией фид (перси) белых. [ 17 ]
- Super x Шахматы : игроки могут комбинировать свои собственные произведения, захватывая их. Король или королева не могут объединиться. Комбинированная часть обладает способностью двигаться как обе части, которые были объединены. То же самое вид может объединиться в новые части. Кусочки не могут снова не покинуть или объединить. Миика Пихкала (2018). [ 18 ]
- Торпедные шахматы : пешки заменены на торпедные пешки, которые могут перемещать две квадраты вперед в любом месте на доске, в отличие от первого хода. Пешки, которые перемещают два квадрата, могут быть зафиксированы en passant на следующем движении как обычно. Остальные части остаются неизменными. [ 19 ]
- Way of the Knight (WOTN): изобретенный Ральфом Бетзой , включающий два элемента из ролевых игр на столешнике . Начинается со стандартной стартовой позиции и кусочков, однако путем захвата и продвижения досок может заработать « опыт », а достаточно опытный произведение обновляется до более мощного. Обновления включают в себя различные сказочные произведения и включают выбор игроков « выравнивания ». [ 20 ] [ 21 ]
Варианты с популярными сказочными произведениями: Императрица, Амазонка, Принцесса
[ редактировать ]Существует ряд вариантов, которые используют составные части императрицы (Rook + Knight) и принцессу (Bishop + Knight). Императрица также называется Маршаллом или Канцлером. [ 22 ] Принцесса также называют кардиналом, архиепископом, Янусом, Паладином или министром. [ 23 ] Другая составная часть - Amazon (Queen + Knight). Чтобы адаптироваться к новым произведениям, плата обычно расширяется до 10 × 8 или 10 × 10 с добавленными дополнительными пешками. [ 24 ]
- Почти шахматы : использует плату 8 × 8 с обычной исходной позицией, но королевы заменяются канцлерами (императрицами). Ральф Бетдза (1977). Связанный вариант - это почти шахматы (Ralph Betza, 1994), где у одного игрока есть королева, а у другого есть канцлер.
- Шахматы Capablanca : вариант бывшего чемпиона мира по шахматам, Хосе Рауль Капабланка . Играл на доске 10 × 8 с канцлером (императрица) и архиепископом (принцесса).
- Случайные шахматы Capablanca : обобщают все возможные варианты шахмат Capablanca со случайными начальными позициями, следуя методу, аналогичному, используемому в Chess960 . Рейнхард Шарнагл (2004).
- Шахматы посольства : использует доску 10 × 8 с Маршаллом (Императрица) и Кардинал (принцесса). Начальная позиция заимствована из больших шахмат . Кевин Хилл (2005).
- Близнецы шахматы : [ 25 ] Использует доску 10 × 8 с двумя архиепископами. Из идеи доктора Зида Хаддада в 2016 году. Разница от шахмат Януса - первоначальная установка, где архиепископы зажжают королеву, а король остается в центре совета директоров.
Гемини шахмат начальная позиция. Архиепископы окружают королеву и короля с каждой стороны. - Готические шахматы : коммерческий вариант, сыгранный на доске 10 × 8 с канцлером (императрица) и архиепископом (принцесса).
- Большой шахмат : использует доску 10 × 10 с Маршаллом (Императрица) и Кардинал (принцесса). Изобретено Кристиан Фрилинг (1984).
- Шахматы Януса : использует доску 10 × 8 с двумя янусами (принцессы). Вернер Шондорф (1978).
- Махараджа и сипаи : у черных есть полная армия, а белая только одна пьеса: Махараджа (королевская амазонка).
- Современные шахматы : играли на доске 9 × 9, с дополнительной пешкой и премьер -министром (принцесса). Габриэль Висенте Маура (1968).
- Шахматы мушкетера : [ 26 ] Коммерческий вариант, вдохновленный шахматами Seirawan . Этот вариант вводит 10 сказочных произведений: архиепископ, канцлер, ястреб (разные правила от шахмат Сейравана), слон (разные правила от шахмат Сейравана), Леопард, Кэннон (отличается от Сянья), Единор, крепость, паук и амазон (также называемый дракон в этой игре). У игроков есть выбор из 2 штук среди 10 возможных и методов, используемых для их представления во время игры.
- Шахматы Seirawan : коммерческий вариант. Использует стандартную доску 8 × 8 с слоном (императрица) и ястребом (принцесса). [ 27 ] GM и Yasser Seirawan Bruce Harper (2007).
Другие варианты с сказочными пьесами
[ редактировать ]- 2000 г. н.э .: сыграно на доске 10 × 10, показывает императрицу, Козерог, Горгон, Чимара, Дракон, Минотавр, Единорог и Фьюри Файмсваи. VR Parton.
- Шахматы медведя [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] — 10x10 chess variant , proposed by Mikhail Sosnovsky in 1985 in Kalinin . [ 31 ] [ 32 ] Доска 10х10; Дополнительные кусочки - это медведи, которые прыгают как n или два квадрата, как r или b; Базовая линия (A1-J1/A10-J10) Rnbbeqkbebnr. Пешки могут первоначально подняться до трех квадратов (EP разрешено). В Castling K перемещается в C/H -файлы.
- Chessers : Есть несколько вариантов, которые объединяют правила шахмат и шашек , в том числе вариант 1925 года Фрэнка Мауса, [ 33 ] и запатентованный вариант 1960 года Phillips Publishers, Inc. [ 34 ]
- Десятичные шахматы [Multivariant]: играют на доске 10 × 10, обычно добавляют дополнительные произведения. В некоторых десятичных шахматах используются только стандартные части, но другие, такие как десятичные шахматы, используют сказочные части. Одним из таких вариантов является десятичный шахмат Ретта , который добавляет короля, королевы и две пешки. Изобретено VR Parton .
- Dragonchess : три доски 8x12 с некоторыми стандартными шахматными частями и многими другими частями, некоторые из которых перемещаются между уровнями. Создан Гэри Гигакс. [ 36 ]
- DUELL : Вместо кубиков используются вместо частей. Играл на доске 9 × 8.
- Etchessera : играл на обычной шахматной доске, но где игроки строят свою собственную шахматную армию из коллекции из 17 различных произведений. [ 37 ]
- Гесс : Шахматы с переменными пьесами, сыгранные на доске .
- ДЖЕТАН : «Марсианские шахматы», изобретенные Эдгаром Райсом Берроузом для его романа «Шахматы Марса» (1922), сыграл на доске 10 × 10. Ни одна из частей не является стандартным шахматным кусочками. [ 38 ]
- Принц и Принцесса : шахматный вариант, который использует критерий преемственности, где король или королева заменяются в пользу принца или принцессы, созданного Антонио Марави Ояг . [ 39 ]
- Proteus : шахматный вариант с использованием кости для представления нормальных шахматных произведений, созданных Steve Jackson Games . [ 40 ]
- Шако : Играл на доске 10 × 10. Новые произведения - это пушка из Сянки (китайские шахматы) и слон, движущийся как Fers+Alfil of Old Shatranj (предки королевы и епископа), так что по диагонали один или два квадрата с разрешением прыжков. Жан Луи-Казау (1997). [ 41 ]
- Шахматы скрытности : сыграно в вымышленной гильдии Анх-Морпорка Ассасинов из дисков серии книг ; Играл на доске 8 × 10. Фея - это убийца .
- Стратом : добавляет ядерные ракеты в стандартную шахматную матрицу на плате 10 × 10. При запуске они облучают любую область 3 × 3 (в том числе дружелюбные предметы), кроме королей. Роберт Монтай-Марсайс (1972).
- Шахматы Wildebeest : использует доску 11 × 10, у каждого игрока есть два верблюда и Wildbeest (Camel + Knight). Пешки перемещают один, два или три квадрата изначально. Р. Уэйн Шмитбергер (1987).
- Шахматы волков : на доске 8 × 10, с волчьями (императрица), Фокс (принцесса), Nightrider , сержант (почти пешка Berolina ) и слон (Amazon). Арно фон Уилперт (1943).
Варианты правил
[ редактировать ]Эти варианты вносят изменения в механике игры, такие как движение фигур, правила захвата или условия выигрыша.
Вариант движения
[ редактировать ]В этих вариантах один или оба игрока могут двигаться более одного раза за ход. Доска и части в этих вариантах такие же, как и в стандартных шахматах.
- Avalanche Chess : Каждый шаг состоит из стандартного шахматного движения, за которым следует движение одной из пешек противника.
- Двойные шахматы : похожи на шахматы Marseillais , но без пассажиров , чека или чекластской линии. Цель состоит в том, чтобы захватить короля. Фред Гальвин (1957). [ 42 ]
- Двойные шахматы : каждый игрок, один раз за игру, может сделать два хода во время одного из своих поворотов. Эти два движения не могут быть использованы для размещения короля противника в Checkmate. [ 43 ]
- Шахматы кунг-фу : вариант без поворотов. Любой игрок может переместить любую из своих произведений в любой момент.
- Шахматы Marseillais (или шахматы с двумя движениями ): после первого поворота игры White стал единственным ходом, каждый игрок движется дважды за ход.
- Шахматы Monster (или Super King ): У белых есть король и четыре пешки (C2-F2) против всей черной армии, но могут сделать два последовательных шага за ход. Нет проверки. Игроки выигрывают, захватив короля. В варианте кусочки Уайта начинают одну ряд вперед от своей обычной стартовой позиции, и пешки белых могут не начинаться с двойного шага. Другой вариант отрицает права на продвижение черных (пешки, достигающие последнего ранга, остаются как пешки). Белый всегда может продвигать.
- Мультимовые шахматы ( i , j ) : класс шахматных вариантов, где белые я перемещается за ход, а черный получает j движения за ход. Проверка не соблюдается, а победа заключается в захвате вражеского короля. Игры описаны и анализируются логически в журнальной статье 2015 года. Авторы слабо решили игру для всех пар ( i , j ), за исключением (1, 1) (функционально, обычных шахмат) и (2, 2). [ 44 ]
- Прогрессивные шахматы (или шотландские шахматы ): белые движется один раз, затем черный движется дважды, затем белый движется три раза и так далее.
- Шахматы роя : В течение каждого хода каждый пьес, который может перемещать игрок, должен быть перемещен. [ 45 ]
Другие варианты правил в середине игры
[ редактировать ]- Абсорбционные шахматы (также называемые каннибальными шахматами , шахматы поглощения мощности или шахматы Seizer ): кусочки получают способности фигур, которые они захватывают. [ 46 ] [ 47 ]
- Шахматы Andernach : кусок, делающий цвет, меняет цвет.
- Шахматы АСЕАН : пешки начинаются с 3 -го ряда. Королевы могут перемещать только 1 квадратный диагонали, а епископы - только 1 квадратный диагонали или 1 квадрат прямо вперед. [ 48 ]
- Атомные шахматы : захват на любом квадрате приводит к «атомному взрыву», который убивает (то есть удаляет из игры) все части на восьми окружающих квадратах, за исключением пешек.
- Шахматы Бейрута : игроки тайно оснащены одним из своих людей «бомбой», которую можно в любое время взорвать, вытирая все кусочки на окружающих квадратах. Выиграть, чтобы поболтать противника или взорвать их короля. Джим Уинслоу (1992).
- Бенедикт Шахматы : Вместо того, чтобы захватить перемещение, игроки могут преобразовать вражескую пьесу, которую они атакуют в свой собственный цвет. [ 49 ]

- Чад : Короли ограничены 3 × 3 "замками" на плате 12 × 12, где преобладают восемь ладьи на сторону, которые могут способствовать королевам. Кристиан Фрилинг (1979).
- Шеферы шахмат : кусочки могут двигаться вперед только до тех пор, пока они не достигнут дальнего ранга. [ 50 ]
- Беспроверка : игрокам запрещено давать чек, кроме как для Checkmate .
- Chessplus : коммерческий вариант. До двух любых дружелюбных произведений, за исключением короля, может занять ту же единственную квадрат. Любая часть может выбирать, чтобы нести другой, если или когда он движется. [ 51 ]
- Шахматы Circe : захваченные пьесы возрождаются на стартовых квадратах.
- Конго : короли (львы) ограничены 3 × 3 "замками" на доске 7 × 7. Демиан Фрилинг (1982).
- Кубические шахматы : кубики кубики отображают шесть типов; Игрок может продвигать любую пешку, поворачивая куб, чтобы соответствовать захваченному типу. Владимир Прибилинек (1977).
- Dragonfly : сыграя на 7 × 7 или шестигранной доске, без королев, захваченные не пеленки никогда не умирают (à la chessgi) и могут быть сброшены на любой открытый квадрат. Кристиан Фрилинг.
- Динамо шахматы : захват заменяется путем толкания или вытаскивания вражеских кусочков с доски. Ганс Клувер и Питер Кал (1968). Близкий вариант шахмат ( Фред Гальвин , 1967). [ 52 ]
- Шахматы Эйнштейна : кусочки превращаются в более или менее мощные части, когда они движутся. [ 53 ]
- Гравитационные шахматы : после каждого хода все кусочки, кроме пешек, падают к более высоким рядам доски, пока они не достигнут восьмого ранга, либо другой кусочки, либо пешком. [ 54 ] [ 55 ]
- Шахматы сетки : доска накладывается на сетку линий. Чтобы шаг был законным, он должен пересечь хотя бы одну из этих строк.
- Охрана шахмат (или исландские шахматы ): позволяет захватить только тогда, когда пьеса полностью незащищены дружественными частями. Checkmate возникает, когда произведение, закрепленное партнером, защищена и, следовательно, не может быть зафиксирована. [ 56 ]
- Шахматы Haft Schrödinger : каждая часть начинается в квантовой суперпозиции, изначально способной быть какой -либо частью, пока форма волны не будет обрушена при наблюдении. Как и в шахматах, шахматы Haft Schrödinger не имеют скрытой информации , в то время как шахматы Schrödinger рассматриваются как игра скрытой информации. [ 57 ] [ 58 ]
- Иерархические шахматы : кусочки должны быть перемещены в порядке: пешка, рыцарь, епископ, ладья, королева, король. Игрок, у которого есть соответствующая часть, но не может двигаться, он проигрывает. [ 59 ]
- Шахматы в заложниках : захваченные произведения проводятся в «тюрьме» каппера, и могут быть освобождены противником и выйдут в игру (например, Shogi) посредством «обмена заложниками». ( Джон Лесли 1997).
- Шахматы рыцаря джедаев : Рыцари могут перемещать три шага по диагонали или горизонтально или оба, в зависимости от принятых правил. [ 60 ]
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час |
- Прыжок шахмат : ладья, епископ и королева могут перемещаться с одной стороны любой части (друга или противника) к другой стороне в их обычном направлении движения. Нет изменений для короля и рыцаря. Прыжок ход - это ровно два квадрата, и он может использоваться для проверки или для захвата. Прыжковые движения отмечены с использованием '^'. В исходной позиции 1.r^a3 и 1.b^a3 оба являются законными. Бывшим пентаминдом [ 61 ] Чемпион Ален Деккер (2004). [ 62 ]
- Шахматы камикадзе (или шахматы хара-кири ): при захвате пьеса также удаляется из игры. Это означает, что король не может защитить себя, захватив злоумышленника. Захват не допускается, если он разоблачает собственного короля для обнаруженного чека . Идея из законов BG (1928). [ 63 ] Король королевский, и удаление чека имеет приоритет в отношении захвата. Король должен быть потерян последним; Переход в чек разрешен после того, как все остальные части были захвачены.
- Knightmare Шахматы : сыграли с картами, которые меняют правила игры.
- Рыцарь -реле шахматы : части, защищенные дружелюбным рыцарем, могут двигаться как рыцарь.
- Шахматы Legan : сыграли так, как если бы доска была повернута на 45 °, исходное положение и пешеходные движения скорректируются соответствующим образом.
- Шахматы Мадраси (или странные шахматы ): кусок, который атакован тем же типом части противоположного цвета, парализован.
- Монохроматические шахматы : все части должны оставаться на одном цветовом квадрате, как изначально.
- Нет шахмат : стандартные правила, за исключением того, что кассовый ролик не допускается, что означает, что безопасность короля снижается. Предложено в 2019 году Владимиром Крамником с целью сокращения ничьей и неинтересных игр и протестировано на Alpha Zero . [1]
- Патрульные шахматы : захваты и проверки возможны только в том случае, если захват или проверка охраняется дружелюбной частью.
- Грабхесс : пьеса с захватом разрешено временно принимать движущиеся способности взятого произведения.
- Pocket Knight Chess (или шахматы Tombola ): у игроков есть дополнительный рыцарь, который они держат на боку доски. Оказавшись во время игры, игрок может разместить рыцаря на любом пустом квадрате для своего движения. Играйте, затем продолжается как обычно. [ 64 ] [ 65 ]
- Портальные шахматы [многовариантные]: любая из ряда игр, в которых участвуют произведения или квадраты для телепортации вокруг совета (ы).
- Отказ от шахмат (или шахмат Outlaw , шахматы отказа ): противник может быть отказан от игрового хода, заставляя первого игрока перейти на другой ход, который должен быть принят. [ 66 ]
- Замена шахмат (или шахматы бхагавати, канадские шахматы, шахматы безумного дома или повторяющиеся шахматы): захваченные кусочки не удаляются с доски, но перемещаются по каптору на любой вакантный квадрат. [ 67 ]
- Шахматы для винтовки (или стрельба из шахмат , снайперских шахмат ): при захвате пьеса остается неизменной на своем первоначальном квадрате, вместо того, чтобы занимать квадрат захваченного куска. [ 68 ]
- Суверенные шахматы : этот вариант воспроизводится на доске 16 × 16. В дополнение к стандартным черно -белым кусочкам, доска также окружена 80 другими цветными частями (по 10 цветов по 8 штук каждый). Цветные квадраты вблизи центра доски соответствуют цветным кускам вокруг доски, и когда пьеса игрока занимает цветной квадрат, этот игрок получает контроль над соответствующими цветными кусочками. Если кусок на цветном квадрате перемещается или захвачен, управление соответствующими частями теряется (передается другому игроку в случае захвата). Игроки также могут переключить цвет своей первоначальной армии через «смена режима». Марк Бейтс. [ 69 ] [ 70 ]
Вариант правила в конце игры
[ редактировать ]а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час |
- Антикинг-шахматы : оснащен антикинг. Антики движется так же, как король. Эта часть проверяется, когда не атакована. Если анти-кинг игрока под контролем и не может перейти на квадрат, атакованный противником, игрок проигрывает (Checkmate). Антикинг не может запечатлеть вражеские кусочки, но может захватить дружественные кусочки. Король не может атаковать антикинг противника. Антикинг может не проверять своего собственного короля. (То есть позиция, когда король и антикинг на соседних квадратах возможны, не означает какую-либо проверку и не помогает антикингу избежать проверки, если какая-либо другая часть не нападает на него.) Другие правила являются Так же, как в стандартных шахматах, включая проверку и категоров для обычного короля. Питер Аронсон (2002). [ 71 ] [ 72 ]
- Апокалипсис : на доске 5 × 5 каждая сторона имеет два рыцаря и пять пешек, выиграв, устраняя все пешки противника. Подготовленные движения выполняются одновременно. CS Elliott (1976).
- Цветные шахматы : играли на разноцветной доске из шести цветов, с порядок поворотов, взятых в шахматах Marseillais , но с правилами, указывающими, к какому цвету каждый кусок может перемещаться. Игра выиграна за то, чтобы захватить короля противника (а не шахмат), и короли могут оставаться под контролем. Подобные варианты включают в себя шахматы последовательности и цветовые шахматы роя . [ 73 ] [ 74 ] Том Норфолк (2017). [ 75 ]
- Утиные шахматы : в дополнение к обычным частям, эти два игрока имеют совместный контроль над маленькой резиновой уткой, которая действует как «блокировщик» (т.е. ничто не может перейти на или через него), и который должен быть перемещен на новый квадрат после каждого повернуть. Цель состоит в том, чтобы успешно захватить короля противника. игрок Сталименный побеждает. [ 76 ]
- Шахматы вымирания : чтобы выиграть, игрок должен захватить все какие -либо типы произведений противника (например, все рыцари, которые есть противник, или все их пешки и т. Д.).
- Hexapawn : сыграно на прямоугольной доске переменных размеров только с пешками. Цель каждого игрока состоит в том, чтобы продвинуть одну из своих пешек на противоположный конец доски или не допустить перемещения другого игрока.

- Jesön Mor : девять рыцарей на сторону на доске 9 × 9. Первый, кто займет Square E5, а затем оставил его, выигрывает игру. Из Монголии.
- Король холма : в дополнение к Checkmate, юридический шаг, который перемещает своего короля в один из центральных квадратов (D4, D5, E4, E5), выигрывает. Это аналогично правилу Саннина Шоги , которое позволяет игроку победить, легально перемещая своего короля в центр. [ 77 ]
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час |
- Knightmate (или Mate The Knight ): Цель состоит в том, чтобы Checkmate The Knight's Knight's Knight (изначально на e-file). Короли на B- и G-файлах могут быть запечатлены как другие части. Пешки могут продвигать королей, но не рыцари. Брюс Зимов (1972). [ 78 ]
- Потеря в шахматы (или антихессы , подарки в шахматы , шахматы самоубийства , шахматы убийцы , все шахматы , шахматы, шахматы , обратные шахматы ): захват ходов является обязательным, и цель-потерять все свои кусочки. Нет проверки; Король захвачен как обычный кусок.
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | беременный | в | дюймовый | и | фон | глин | час |
- Racing Kings : игроки гонят Kings до 8 -го звания. Захватывает, но без чеков или категории. [ 79 ]
- Шахматы с тремя проверками : принимает правило «Три удара, вы вышли» из бейсбола и применяют его к шахматам; применяются стандартные правила шахмат, [ 80 ] Но игрок может альтернативно выиграть, проверив своего противника три раза. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ] В энциклопедии шахматных вариантов Дэвид Причард отмечает, что это вероятное советское происхождение, и что Анатолия Карпов была «непобедимым» игроком в его юности. [ 81 ] [ 84 ]
Вариантные доски (2 игрока, неретангулярные)
[ редактировать ]



В этой категории движение части может быть изменено в соответствии с геометрией платы. [ 86 ]
Гексагональные пространства
[ редактировать ]- Гексагональные шахматы Баскервиля : самая ранняя попытка строгого гексагонального аналога шахмат. 83 клеточная шестигранная доска с четырьмя углами. То же, что и гексагональные шахматы Глиньского , но никакие специальные ходы пешки или шестигранный диагональный король. Против епископов занимают разноцветные пространства, что мешает им атаковать друг друга. HD Baskerville (1929).
- Гексагональные шахматы Бруски : шахматы на нерегулярной доске 84 гекс -клеток. То же самое, что и гексагональные шахматы Глинского , но с десятью пешками вместо девяти, линейного запуска, двух направлений переднего движения для пешек, пешек захватывают вперед по диагонали и касленки. Яков Бруски (1966).
- Гексагональные шахматы де Васы : шахматы на ромб-в форме доски из 81 гекс-ячейки. То же самое, что и гексагональные шахматы Глинского , но линейный запуск, два направления переднего движения для пешек, петельки захватывают вперед по диагонали в сторону и засох. Изобретено Хельдж Э. де Васа (1953).
- Гексагональные шахматы Gliński : самая популярная версия шахмат для шестнадцатеричной доски. Включает три епископа, девять пешек, 91 шестнадцатеричные ячейки. Изобретен Владислав Глински (1936).
- Гексагональные шахматы Маккуи : шахматы на одной и той же шестиугольной доске, что и гексагональные шахматы Глинского, но используя другой стартовый массив, семь пешек вместо девяти, и пешки захватывают вперед диагонали. Ричард Ханикатт и Дэвид МакКуи (1978–1979).
- Шахматы суперзвезды Полгара : гексагональный вариант, сыгранный на специальной звездной доске. Изобретен László Polgár (2002). [ 87 ] [ 88 ]
- Шестигональные шахматы Шафрана : шахматы на нерегулярной шестигранной плате 70 клеток. То же самое, что и гексагональные шахматы Глинского , но отличается от начальной позиции, варианты первого движения на пешке, пешек, захватывающих прямые диагонали и касленки. Изобретен Григоревич Шафран (1939).
- Гексагональные шахматы Строзьюски : шахматы на квадратной плате из 81 гекс-ячейки. Король и рыцарь движутся, как будто клетки были квадратами. Изобретено Казимиром С. Строзьюски (1976).
- Трой : вариант, вдохновленный Троянской войной , сыгранной на 91-клеточной шестиугольной доске. Части названы в честь персонажей из мифа. [ 89 ]
Треугольные пространства
[ редактировать ]- Три-Кесс : вариация треугольных шахмат. Ладья и епископ увеличиваются до шести направлений; Королева, до двенадцати. Джордж Декл -старший
- Triangular Chess: Board comprises 96 triangles. The rook and bishop have three directions; the queen, six. Three extra pawns and a unicorn. By George Dekle Sr.
Другие 2D -макеты
[ редактировать ]- Игра Балбо : доска в форме романа с 70 квадратами. Полные армии для каждого игрока, за исключением одной пешки. Нет кассового. Г. Бальбо (1974).
- Chessence : Nine pieces per player move according to their relative positions to each other on a 6×9 board with missing squares and kings immobile in the corners. Джим Уинслоу (1989).
- Круговые шахматы : играли на круговой доске, состоящей из четырех колец, каждый из шестнадцати квадратов.
- Перекрестные шахматы : поперечные ячейки, геометрия платы, такие как шестигранные шахматы, но перемещаются сродли к нормальным шахматам (например, епископы имеют четыре направления, а не шесть; Queens восемь, а не двенадцать). Дополнительный ладья, рыцарь и пешка на сторону. Джордж Декл -старший
- Шахматы цилиндров : играли на цилиндре с A- и H-образными «соединенными». Таким образом, игрок может использовать их так, как если бы A-файл был рядом с H-файлом (и наоборот).
- Энохианские шахматы : вариант с четырьмя игроками с магической символикой, связанный с герметичным порядком Золотого рассвета .
- Бесконечные шахматы : многочисленные игроки и математики задумались о вариациях шахмат, сыгранных на неограниченной шахматной доске. [ 85 ] В одном примере при использовании «Правила Converse» части и их относительные начальные позиции не изменяются - только совет бесконечно велик. [ 90 ]
- Масонские шахматы : любое другое звание совета директоров отступает. То же самое, что и шахматы, с ходами, адаптированными к новой писательной плате. Джордж Декл -старший
- Омега Шахматы : на доске 10 × 10 с четырьмя дополнительными квадратами, по одному на угол. Включает в себя чемпион и волшебники. Оба прыгают, с разными способами прыжка.
- Ромбические шахматы : использует шестигранную плату, включающую 72 клетки ромба. Нормальный набор шахматных кусочков движется к краю или точке . Checkmate Objective, как обычно. Тони Палетта (1980).
- Rollerball : вдохновленный научно-фантастическим фильмом с тем же названием, пьесы движутся по часовой стрелке вокруг роликового дерби, похожая на трек. Жан-Луи Казау (1998).
- Сферические шахматы [Multivariant]: Семейство вариантов, которую играют на шахматной доске, обернутой вокруг сферы. A- и H-материалы соседние. Полюсы являются круглыми или восьмиугольными и могут или не могут быть заняты в соответствии с вариантом. Там нет краев доски, поэтому у королей всегда есть восемь соседних квадратов. Трансполярные диагональные движения в основном дифференцируются между вариантами. [ 91 ] [ 92 ]
- Шахматы престолов : [ 93 ] [ Цитация необходима ] Использует плату, которая объединяет круговой компонент и квадратный компонент, который позволяет частям дальнего действия атаковать с трех сторон. Правление разделено на два замка и поле битвы. Кусок не может пересечь более двух стен замка в одном и том же движении, и король под контролем может не оставить замок, кроме как захватить кусочек, давая чек. У рыцарей есть дополнительные незваные движения. Ричард Ван де Вентер (1999).
Шахматы престолов, начальная установка с классическими шахматными частями. Бесплатные квадраты могут быть заполнены дополнительными классическими или сказочными шахматными частями. - Зональные шахматы : доска имеет треугольные крылья или «зоны» по обе стороны от основной платы 8 × 8. Квинс, епископы и ладьи, которые начинаются с одного из квадратов в любой зоне, могут изменить направление и продолжать идти на один и тот же ход. Например, королева могла бы зацикливаться на обструкции и атаковать кусок в противоположной зоне. Сила для изменения направления применяется только тогда, когда перемещение части начинается с зональной области. Возможно (использование королевы и ладья) пересечь доску из одной зоны в другую, но любая часть, входящая в зону, не может использовать расширенный ход. [ 94 ]
Доски более высокого размера
[ редактировать ]
Был разработан ряд вариантов, где игровая зона находится в трех измерениях или более. В большинстве случаев дополнительное пространственное измерение представлено несколькими досками, проложенными рядом друг с другом. Некоторые неопровержимые варианты пытаются отразить трехмерную природу современной войны (EG Raumschach , предназначенный для отражения воздушной и подводной войны ), в то время как другие включают в себя фантастические или научно-фантастические идеи, такие как параллельные миры и путешествия во времени . [ 95 ] [ 96 ] Примером последнего является вариант, представленный 5D -шахматом Computer Game 2020 с мультивселенным путешествием во времени , в котором используется различное количество досок, которые играют параллельно.
- 5D Шахматы с мультивселенным путешествием во времени : игроки могут перемещать свои части во времени и между сроками, взаимодействуя с доской, как она существовала ранее в игре, создавая альтернативные временные рамки, которые можно перемещать. Игра выиграна, если по крайней мере один король с любого времени, а временная шкала находится в Checkmate. [ 97 ]
- Летающие шахматы : играли на доске 8 × 8 × 2, давая в общей сложности 128 ячеек. Только определенные части могут перейти к дополнительному уровню и обратно. [ 98 ]
- Параллельные шахматы миров : 3D -вариант, использующий три доски, каждый игрок командует двумя армиями, захватывая любую победы в любом враге. Средний совет - это своего рода «Сумеречная зона», подчиняющаяся собственным правилам. Р. Уэйн Шмитбергер (1980 -е).
Несколько досок
[ редактировать ]- Алиса Шахматы : Играл с двумя досками: пьеса перенесена на одну доску «проходы" сквозь стекло "на другую доску. ( VR Parton 1953).
- Chesquerque : сыграл на четырех досках Alquerque вместе взятых. Включает дополнительную пешку и архиепископ на сторону. Джордж Декл -старший
- Crazyhouse : захваченные произведения изменяют цвет, чтобы соответствовать игроку захвата, и могут быть возвращены на любой незанятый квадрат на более позднем повороте. Есть два варианта этого варианта, известные как шахматы петли и шахмат .
- Полковные шахматы : этот вариант воспроизводится на 1-6 прилегающих досках 12 × 16, с одним белым и черным подразделением для каждой платы, обозначенной акцентными цветами. Каждое дивизион начинается с 14 пехотинцев, аналогично пешкам, но перемещается только по одному пространству за раз подряд или по диагонали, пока не будет повышено, чтобы перемещать одно пространство в любом направлении, четыре епископы, четыре рыцари, четыре ладья, два королева и один король, и игроки могут Поместите их кусочки в их собственное формирование до начала игры. Когда король дивизии захвачен, все остальные произведения из этого дивизиона удаляются с поля битвы. Кусочки могут перемещаться вместе как формирования, которые связаны любыми совместимыми частями, которые прилегают или взаимно поддерживают друг друга, и захватывают кусочки, обшивая стены кусочков или пронзительные низшие ранги с превосходной огневой мощью. Части взаимно поддерживают, если они идентичны и находятся в пределах досягаемости их стиля движения; Например, два епископа взаимно поддерживают, если они находятся на соседнем диагональном пути, небрежному другим частям. [ 99 ]
Вариант игроков
[ редактировать ]Три или более игроков
[ редактировать ]
- Босворт : вариант с четырьмя игроками, сыгранный на доске 6 × 6. Он использует специальную систему карт с частями для нереста.
- Шахматы Bughouse (или обмен шахматами , сиамские шахматы , шахматы обмена , шахматы тандема , перевод шахматы ): две команды двух игроков сталкиваются друг с другом на двух досках. Союзники используют противоположные цвета и дают захваченные части своему партнеру. Версия игры с двумя игроками, сыгранная только с одной доской, сумасшедшая .
- Business Chess [Multivariant]: играли с двумя командами, используя обычные правила игры в шахматы, но позволяя до пяти вариаций игры. Команда может свободно обсуждать и играть в альтернативные ходы.
- Джамби : Может играть четыре игрока на доске 9 × 9 и четыре набора специальных произведений. Части могут захватить или перемещать те из противника. Захваченные кусочки не удалены с доски, но перевернулись с ног на голову. Есть варианты для трех или пяти игроков ( Pentachiavel ). (1975)
- Герцогиня : Примечательно своим широким разнообразием игроков; Поддерживает 2, 3, 4 или 6 игроков в свободной для всех, а также 2V2, 2V2V2 или 3V3 командной игры. Правление состоит из одного лепестка 4 × 5 для каждого игрока. Они окружают сердечную шестиугольную доску, которая сама содержит два кольца квадратов вокруг центрального гексагонального «вихря». Используются три сказочные шахматные фигуры: титульная герцогиня (принцесса), крепость (императрица) и волшебник, способные телепортировать дружественные кусочки.
- Forchess : вариант с четырьмя игроками, использующий стандартную плату и два набора стандартных произведений.
- Крепость Шахматы : вариант с четырьмя игроками, сыгранный в России в 18 и 19 веках.
- Четыре фронта : вариант с четырьмя игроками, созданный в 2012 году уругвайским профессором по имени Габриэль Балди Лемоннье. [ 100 ]
- Шахматы с четырьмя игроками (или четыре ручья , 4 игрока ): могут играть четыре человека и использовать специальную доску и два набора из разных цветных произведений. Два режима включают в себя: команды или бесплатные для всех.
- Рука и мозг : команды двух играют друг против друга; В каждой команде один игрок - это «мозг» и вызывает, какую часть будет перемещать, а игрок «рука» выбирает, куда его переместить.
- Quatrochess : вариант с четырьмя игроками, в дополнение к стандартной шахматной армии, каждая сторона контролирует канцлера, архиепископа, Манна, Вазира, Ферса, двух верблюдов и двух жирафов. Джордж Декл -старший
- Шахматы из трех человек : три половины шахматной доски слились в одну, сначала выигрывает Checkmate. Джордж Декл -старший
- Три-Кесс : для трех игроков; 150 треугольных клеток; Канцлер (императрица) и кардинал (принцесса) заменяют королеву. Джордж Декл -старший
Варианты со скрытой информацией или использованием случайности
[ редактировать ]В отличие от стандартных шахмат, которая представляет собой игру полной информации , в этих вариантах игроки не имеют идеальной информации о состоянии доски или есть элемент случайности в том, как играет игра после первоначальной настройки куски.
- Чесс -головы : сыграли с картами, которые меняют правила игры. [ 101 ] [ 102 ]
- CHOKER: сочетание шахмат и покера , с игроками, которые ставят ставки на карты, составленные из частей стандартного шахматного набора. [ 103 ]
- Темные шахматы (или туман военных шахмат ): игрок видит только квадраты доски, на которые нападают их части. [ 104 ]
- Шахматы костей [многовариантные]: кусочки, которые может двигать игрок, определяются путем катания пары костей. [ 105 ]
- Фэнтезийные шахматы : шахматы с варгеймингом добавлены. Игроки сражаются за квадраты (которые могут быть совместными), используя кости. Может быть расширен до четырех игроков; Возможность произведения может улучшить каждую игру. [ 106 ]
- КРИГСПИЛЬ : Ни один игрок не знает, где находятся пьесы противника, но могут вывести их с информацией от рефери.
- Без шахмат с стрессом : продается для обучения новичков, пьесы (ы), способный перемещать, определяется путем рисования от колоды карт, причем каждая карта предоставляет правила того, как пьеса может двигаться. Castling и En Passant запрещены. [ 107 ]
- Шахматы паники : игрок выбирает часть для перемещения, но целевой квадрат рандомизирован из всех возможных вариантов. Захваты подвергаются приоритетам в отношении непрерывных движений. Король, если невозможно захватить, отдает приоритет квадрату, не нападающему со стороны противника. Игра заканчивается захватом короля. [ 108 ]
- Играть в карты на шахматной доске : карточная игра, позволяющая открывать на доске с прямоугольными секторами, как в шахматах или шашках , но с применением игральных карт. [ 109 ]
- Шахматы Pokémon : каждый игрок назначает тип от покемонов на каждую из своих произведений до начала игры. Захват на пьесе зависит от типа атакующей части и защитной части: если тип атакующего произведения очень эффективен по отношению к защитной части, атакающая часть снова движется. Если атака не очень эффективна, обе части умрут, и если защитник не застрахован, ход пропущен. Кроме того, в каждом захвате есть шанс нанести критический удар или пропав, что заставляет злоумышленника снова идти или пропустить их ход соответственно. Игрок победит, когда они захватывают короля своего противника; нет проверки. [ 110 ]
- Квантовые шахматы : Вместо того, чтобы сделать стандартный ход, игрок может сделать «квантовый ход», который разбивает пьесу, перемещающуюся в «суперпозицию» двух мест, каждое со своей собственной «вероятностью». (По пешкам не может сделать квантовые движения.) Последовательность квантовых движений может привести к тому, что часть будет разделен на несколько суперпозиций. Когда эта часть взаимодействует с другой частью, происходит измерение, что приводит к тому, что суперпозиции, образованные самым последним квантовым движением в истории этой части, будут объединены в одно место. Расположение этой консолидации зависит случайным образом от вероятностей различных суперпозиций. Игра в игру вручную потребует сложных математических вычислений и средства генерации случайных чисел. есть компьютерная реализация компьютерной платформы На платформе компьютерной игры . [ 111 ]
- Синхронные шахматы : игроки пытаются загрязнять друг друга, движущаяся одновременно после частной записи намеренных движений и ожидаемых результатов. Несовместимые движения, например, к одному квадрату без ожидаемого захвата, воспроизводятся. В качестве альтернативы, две части, перемещающиеся на одну и ту же квадрат, оба захватываются, если только одна не является королем, и в этом случае она захватывает другой. Игра заканчивается захватом короля. [ 112 ]
- Венские шахматы : барьер или экран между двумя половинками шахматной доски, два игрока затем помещают свои части на половину доски. Затем барьер снимается, а затем игра играет как в стандартных шахматах. [ 113 ]
Игры, вдохновленные шахматами
[ редактировать ]Эти варианты сильно отличаются от шахмат и могут быть классифицированы как абстрактные стратегические настольные игры вместо шахматных вариантов.
- Arimaa : Игра, разработанная в 2002 году, для того, чтобы людям было легко понять, но компьютеры трудно играть хорошо. Arimaa Challenge был денежным призом, предлагаемым за разработку программы, способной победить лучших игроков Arimaa; Это было заявлено в 2015 году.
- Hive игра на тему ошибки, : а абстрактная стратегическая разработанная Джоном Яньни и опубликованная в 2001 году Gen42 Games. Объектом улья является захват пчелы -королевы противника, полностью окружая его, избегая при этом захвата собственной королевы.
- Марсианские шахматы : сыграли с кусочками льда .
- Navia dratp : нечто среднее между Shogi и миниатюрным варгегом .
- Penultima : индуктивный вариант, в котором игроки должны вывести скрытые правила, изобретенные «зрителями».
- Герцог : абстрактная стратегическая игра, в которой доска, произведения и механики игрового процесса имеют некоторые сильные параллели с шахматами.
Связанные с шахматами исторические и региональные игры
[ редактировать ]Некоторые из этих игр развивались независимо, в то время как другие являются предками или родственниками современных шахмат. [ 114 ] Популярность этих вариантов может быть ограничена их соответствующими местами происхождения (как в значительной степени для Shogi) или во всем мире (как в случае Xiangqi). В играх есть свои институты и традиции.
Исторический
[ редактировать ]
- Chaturaji : Четырехрубая версия Chaturanga , сыгранная с Dice.
- Чатуранга : Древняя игра в Восточной Индии, которая, как предполагается, является общим предком шахмат и других национальных игр, связанных с шахматами.
- Курьерские шахматы : играли в Европе с 13 по 19 века. Вероятно, был один шаг в развитии современных шахмат из Шатранджа .
- Грант Акедрекс : средневековый испанский вариант от 13 -го века.
- Шатрандж : древняя персидская игра, полученная от Чатуранга .
- Short Assize : сыграл в Англии и Париже во второй половине 12 -го века.
- Шахматы Tamerlane : значительно расширенная вариация Shatranj .
Региональный
[ редактировать ]- Banqi (или китайская половина шахмат ) (Китай)
- Чандраки (Тибет)
- Игра из трех королевств (Китай)
- Hiashatar (Монголия)
- Индийские шахматы (Индия)
- Джангги (Корея; см. Также варианты Джангги )
- Джунгли (или Ду -Шу Ци , Игра в джунглях , шахматы джунглей , шахматы животных , восточные шахматы , детские шахматы ) (Китай)
- Ты в порядке (конусы)
- Главный чатон (Малайзия, Индонезия, Филиппины)
- Макрук (Таиланд)
- Ouk Chatrang (Cambodia)
- Чосс (Камби) Рек)
- Мадагаскар (Мадагаскар)
- Senterej (Ethiopia and Eritrea)
- Обмен (Манолия)
- Shogi (Japan; see also shogi variants, especially chu shogi)
- Ситтуйин (Бирма)
- Сянки (Китай; см. Также варианты Xiangqi )
Смотрите также
[ редактировать ]- Продвинутые шахматы, шахматы кентавров или киборг
- Шахматы с завязанными глазами
- Переписка шахматы
- Блицы шахматы
- Шахматы как умственная тренировка
- Шахматный бокс
- Страницы варианта шахмата
- Сказочные шахматы
- Сказочные шахматы
- Бесконечные шахматы (класс шахматных игр)
- Вариант Джангги
- Список абстрактных стратегических игр
- Схема шахмат: шахматные варианты
- Вариант Shogi
- Вариант Xiangqi
Примечания
[ редактировать ]- ^ Партон не выразил никаких предпочтений для определенного настройки заднего ранга . Другой - rnkbqqbknr, данное в Феншахе .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Причард (1994) , с. 139
- ^ Причард (2000) , с. 8: «Наиболее опубликованные (но здесь никто не описан), на самом деле, забываются».
- ^ Причард (2000) , с. 18
- ^ Причард (2007) , с. 114
- ^ Причард (1994) , с. 91: «Хейворд привлек внимание Кэпабланки к игре. Кубинец нашел это« удивительно интересным », и между ним и венгерским мастером Геза Мароцин был организован матч».
- ^ Причард (2007) , с. 72
- ^ Вернувшиеся шахматы Архивировали 2006-06-18 на машине Wayback от Hans Bodlaender
- ^ «Вариант Casablanca для веб -сайта» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 мая 2024 года . Получено 20 мая 2024 года .
- ^ «Турнир» . Касабланка-Чесс . Архивировано из оригинала 20 мая 2024 года . Получено 20 мая 2024 года .
- ^ Ланг, JJ (20 мая 2024 г.). «Обучение у классики: выводы от первого варианта Casablanca Tournament в Марокко» . US Schess.org . Архивировано из оригинала 20 мая 2024 года . Получено 20 мая 2024 года .
- ^ László Polgár (1997). Реформ-посохи . Könemann Verlags Gmbh. ISBN 978-3-89508-226-9 .
- ^ Причард (2007) , с. 77
- ^ Уилан, Джордж (2003-03-10). «Крестьянское восстание» . Шахматные страницы . Архивировано с оригинала 2014-02-04 . Получено 2014-01-21 .
- ^ Причард (2007) , с. 76
- ^ «Шестнадцать пешек» . Архивировано из оригинала 2017-12-22 . Получено 2017-12-22 .
- ^ Слабо! Архивированный 2006-03-07 на The Wayback Machine от Hans Bodlaender
- ^ http://spartanchessonline.com/ Архивировал 2016-05-05 на машине Wayback Стивен Стритмен.
- ^ «Super X Chess выпускается завтра в Steam» . Linux Game Consortium . 2018-10-23. Архивировано из оригинала 2019-01-07 . Получено 2019-01-07 .
- ^ Томашев, Ненад; Пакет, Ульрих; Хассабис, Демис; Крамник, Владимир (2020), Оценка баланса игры с Alphazero: Изучение альтернативных наборов правил в шахматах , Arxiv : 2009.04374
- ^ «Путь рыцаря» . Chessvariants.com . Архивировано с оригинала 2018-08-03 . Получено 2018-08-03 .
- ^ Тренхолм, Сэм. «Образец игры« Путь рыцаря » . Chessvariants.com . Архивировано с оригинала 2018-08-03 . Получено 2018-08-03 .
- ^ Пинеджопедия: Компенсионный ладья, архивировавшаяся на руке 2015-11-17 на машине Wayback от Fergus Duniho и David Howe.
- ^ Пинеджопедия: Бишоп-Рыцарьский комплекс архив 2015-11-17 на машине Wayback от Фергуса Дунихо и Дэвида Хоу.
- ^ «Сравнение материальной мощности в играх варианта -графики - шахматные форумы» . Chess.com . Архивировано из оригинала 2017-12-22 . Получено 2017-12-21 .
- ^ «Шахматный вариант Бемейни» . Шахматы мушкетеров и шахматы . 2016. Архивировано из оригинала 2017-09-06 . Получено 2017-11-27 .
- ^ «Шахматы мушкетеров, современный шахматный вариант» . Мушкетеры шахматы и шахматные варианты . Архивировано с оригинала 2016-07-20 . Получено 2019-11-18 .
- ^ «Шахматы Seirawan | Yasser Seirawan» . seirawanchess.com . Архивировано из оригинала 2019-06-22 . Получено 2019-06-22 .
- ^ медвежьи шахматы О шахматах с 2021-06-12 на машине Wayback на Chessvariants.com.
- ^ медвежьей шахматы О шахматах с 2022-07-05 на машине Wayback на Evochess.com.
- ^ Глава 15, Новые произведения (2): части с ограниченным диапазоном (страницы 128—137) Архивированные 2021-06-15 на машине Wayback от классифицированной энциклопедии шахматных вариантов (DB Pritchard, ISBN 978-0-9555168-0- 1, 2007).
- ^ «Медвежьи шахматы могут подвинуть тверского козла» Archived 2021-06-12 at the Wayback Machine — article in Komsomolskaya Pravda (in Russian)
- ^ Шах и мат, скептики: западные шахматисты оценили тверской апгрейд Archived 2021-06-12 at the Wayback Machine — article in Moskovskij Komsomolets (in Russian)
- ^ Глава 18, Мутационные игры (стр. 161—174) Архивированы 2021-06-15 на машине Wayback от классифицированной энциклопедии шахматных вариантов (DB Pritchard, ISBN 978-0-95555168-0-1, 2007).
- ^ Глава 15, Новые произведения (2): части с ограниченным диапазоном (страницы 128—137) Архивированные 2021-06-15 на машине Wayback от классифицированной энциклопедии шахматных вариантов (DB Pritchard, ISBN 978-0-9555168-0- 1, 2007).
- ^ Никсон, Деннисон, изд. (Декабрь 1952). «[Неопознанный заголовок]». Fairy Chess Review .
- ^ "Dragonchess - правила" . Chessvariants.com . Архивировано из оригинала 2022-04-27 . Получено 2022-04-20 .
- ^ "Etchessera" . Архивировано из оригинала 2022-03-27 . Получено 2021-12-26 .
- ^ Экман, Фредрик. «Изучение Джетана» . Эрбзин . Билл Хиллман. Архивировано с оригинала 25 декабря 2019 года . Получено 5 января 2020 года .
- ^ Ояг, Антонио Марави (22 июля 2015 г.). Шахматы 10х10 последовательности « Профей Антонио Марави . Архивировано с оригинала 17 сентября 2018 года.
- ^ Причард (2007) , с. 304
- ^ Шако архивировал 2010-12-07 на машине Wayback от Hans Bodlaender
- ^ "Doublemove Chess" . Chessvariants.com . Архивировано из оригинала 2019-03-24 . Получено 2019-06-22 .
- ^ Двойные шахматы Джоэла Марлера
- ^ Бергер, Эмили Рита; Даббс, Александр (2015). «Стратегии победы в мультиматных шахматах ( i , j )». Журнал обработки информации . 23 (3): 272–275. Arxiv : 1403.6154 . doi : 10.2197/ipsjjip.23.272 . S2CID 34207664 .
- ^ «Шахматы: вариация роя» . 13 сентября 2017 года. Архивировано с оригинала 2021-11-18-через YouTube.
- ^ «Каннибальные шахматы и поглощение шахмат» . Архивировано из оригинала 2018-07-02 . Получено 2018-07-02 . Страницы варианта шахмата
- ^ «Шахматы поглощения мощности» . Шахматные варианты . Компьютерные веб -сервисы. Архивировано с оригинала 2018-07-07 . Получено 2018-07-06 .
- ^ Roebuck, Matt (2016-12-27). «Шахматы АСЕАН: делаем ход» . Мэтт Робук . Архивировано из оригинала 2022-08-25 . Получено 2022-08-25 .
- ^ «Шахматы Бенедикта» . Chessvariants.com . Архивировано из оригинала 2019-06-22 . Получено 2019-06-22 .
- ^ Причард (2007) , с. 51
- ^ «Schessplus - это не шахматы. Это лучше» . Chessplus . Архивировано из оригинала 2022-08-25 . Получено 2022-08-25 .
- ^ Причард (2007) , с. 66–67.
- ^ «Шахматы Эйнштейна» . Архивировано из оригинала 2008-06-10 . Получено 2008-05-07 .
- ^ "Гравитационные шахматы!" Полем Gravity-chess.andrew.gr . Архивировано из оригинала 2022-07-26 . Получено 2022-07-27 .
- ^ Тайлер Уайлд (2019-08-09). «Эта смешанная игра - шахматы, но с гравитацией» . ПК Геймер . Архивировано из оригинала 2022-07-27 . Получено 2022-07-30 .
- ^ «Шахматы охраны, или островные шахматы» . Chessvariants.com . Архивировано из оригинала 2019-06-22 . Получено 2019-06-22 .
- ^ «Станция Антумбра | Хафт Шудингер Шахмат» . Antumbrastation.com . Архивировано из оригинала 2017-12-09 . Получено 2017-12-08 .
- ^ «Шахматы запутывания (HSC)» . Архивировано из оригинала 2023-01-18 . Получено 2023-01-18 .
- ^ Причард (2007) , с. 48
- ^ Jedi Knight Chess Archived 2016-01-18 на машине Wayback .
- ^ «Чемпионат мира Pentamind - Mind Sports Olympiad» . Архивировано из оригинала 2024-02-26 . Получено 2024-02-26 .
- ^ http://www.mayhematics.com/v/vol8/vc59.pdf Архивировал 2022-08-30 на машине Wayback [ только URL PDF ]
- ^ Причард (2007) , с. 44
- ^ " Pocket Knight " . Архивировано из оригинала 2011-12-14 . Получено 2012-02-05 . Страницы варианта шахмата
- ^ Причард (2007) , с. 52
- ^ Причард (2007) , с. 61.
- ^ «Замена шахмат» . Chessvariants.com . Архивировано из оригинала 2019-06-22 . Получено 2019-06-22 .
- ^ «Шахматы винтовки» . Chessvariants.com . Архивировано из оригинала 2019-06-22 . Получено 2019-06-22 .
- ^ Мейсон, Дэйв. «Extreme Chess - игра Carpinteria Resident позволяет игрокам контролировать дополнительные армии» . Санта -Барбара News Press. Архивировано с оригинала 2018-08-08 . Получено 8 августа 2018 года .
- ^ Бейтс, Марк (25 марта 2013 г.). «Суверенные шахматы» . Шахматные страницы . Архивировано из оригинала 8 мая 2016 года . Получено 19 апреля 2016 года .
- ^ Антикинг-шахматы Архивировал 2006-05-14 на машине Wayback от Питера Аронсона.
- ^ Первоначально изобретатель предложил две установки, но только вторая (Anti-King II), который очень близок к стандартным шахматам, приобретенной популярностью.
- ^ «Цветные шахматы - как играть» . 1 сентября 2017 года. Архивировано с оригинала 2021-11-18-через YouTube.
- ^ «Цветная шахмат + приманка» . Архивировано с оригинала 2018-05-29 . Получено 2018-05-28 .
- ^ «Цветная шахмат + приманка» . Boardgamegeek . Архивировано с оригинала 2018-05-28 . Получено 2018-05-28 .
- ^ "Duck Chess rules". duckchess.com. Archived from the original on 2022-05-19. Retrieved 2022-05-19.
- ^ «Король холма • Приведите своего короля в центр, чтобы выиграть игру. • lichess.org» . en.lichess.org . Архивировано с оригинала 2016-09-14 . Получено 2016-09-03 .
- ^ Knightmate Archived 2006-03-04 на машине Wayback от Hans Bodlaender
- ^ Причард (2000) , с. 41
- ^ «Три проверки • Проверьте своего противника 3 раза, чтобы выиграть игру» . Lichess.org . Lichness.org. Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года . Получено 30 июля 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный Причард (1994) , с. 304
- ^ «Шахматные варианты | 5 удивительных примеров» . Chess.com . Архивировано с оригинала 2018-07-19 . Получено 2018-07-19 .
- ^ «Преподавание шахмат легким и веселым способом с мини -играми - UIL» (PDF) . Обучение шахмат легким и веселым способом с мини-играми . Архивировано (PDF) из оригинала 2014-03-27 . Получено 30 июля 2018 года .
- ^ Причард (2007) , с. 83.
- ^ Jump up to: а беременный «Бесконечные шахматы, PBS Infinite Series» Архивировал 2017-04-07 в The Wayback Machine PBS Infinite Series с академическими цитатами, включая « Транфинитные игры в бесконечных шахматах » (2013)
- ^ Jelliss, GP (осень 1997 г.). «Решает шахматную доску». Вариант шахмат . Тол. 3, нет. 25. Британское общество шахматных вариантов . С. 92–93. ISSN 0958-8248 .
- ^ Вариант шахматной архив 2011-07-14 в The Wayback Machine , том 8, выпуск 61
- ^ "Polgar Superstar Chess Patent" . 6 марта 2009 года. Архивировано с оригинала 6 ноября 2018 года . Получено 24 февраля 2011 года .
- ^ Причард (2007) , с. 206
- ^ Бесконечные шахматы архивированы 2017-04-02 на машине Wayback на страницах варианта шахмата . Бесконечная шахматная схема, представленная с использованием символов ASCII.
- ^ Причард (2007) , с. 223
- ^ Причард (1994) , с. 285–86
- ^ Ван Девентер, Ричард (2009). «Шахматы Thrones, шахматный вариант, сыгранный на совершенном комбинации круговых и квадратных досок Cirsquare» . Престолы шахматные игры . Архивировано из оригинала 1 января 2022 года.
- ^ "Зональные шахматы" архивировали 2006-03-06 на машине Wayback от Ларри Смита, страницы варианта шахматов
- ^ «5D Шахматы с мультивсером Travel Press Kit» . 5dchesswithmultiversetimeTravel.com . Архивировано из оригинала 2020-07-27 . Получено 2020-07-27 .
- ^ Причард (2007) с. 226
- ^ Ливингстон, Кристофер (2020-07-27). «Если обычные шахматы недостаточно для вас, попробуйте 5D -шахматы с мультивселенным путешествием во времени» . ПК Геймер . Архивировано из оригинала 2020-08-04 . Получено 2021-06-09 .
- ^ Причард (2007) , с. 226
- ^ Полковные шахматы на паровой архивировании 2022-04-10 на машине Wayback , канале YouTube для полковного шахматного архивирования 2022-04-10 на машине Wayback
- ^ Луис Ру (20 июля 2013 г.). «SE Necesitan Cuatro Para Jugar Ajedrez» [для игры в шахматы требуется четыре]. ELE Observador (у испанца). Импьер. Архивировано из оригинала 26 июля 20 2013июля
- ^ Chessheads Archived 2009-03-28 на The Wayback Machine Chessmate.com
- ^ Chessheads Archived 2009-11-21 в The Wayback Machine Boardgameeek
- ^ «Кокер запустит новую игру, объединяющую шахматы и покер» . Pokertube . Архивировано из оригинала 2023-03-14 . Получено 2022-03-15 .
- ^ "Что такое шахматы военного тумана?" Полем Chess.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Получено 8 апреля 2021 года .
- ^ Причард (2007) , с. 277–280.
- ^ «Домашняя страница для фэнтезийных шахмат» . ShadowHex.com . Архивировано с оригинала 2019-07-30 . Получено 2019-06-22 .
- ^ «Нет шахмат стресса» . Boardgamegeek . Архивировано из оригинала 2019-06-22 . Получено 2019-06-22 .
- ^ «Домашняя страница для панических шахмат» . oreszczuk.pl . Архивировано из оригинала 2022-11-01 . Получено 2022-11-01 .
- ^ «Игра в карточные игры на шахматной доске» . Архивировано с оригинала 2011-08-07 . Получено 2011-03-28 .
- ^ "Pokemon Chess" . Архивировано из оригинала 2024-01-11 . Получено 2024-01-11 .
- ^ «Здесь есть следующее поколение шахмат, и оно включает квантовую механику» . 11 февраля 2016 года. Архивировано с оригинала 24 июня 2023 года . Получено 24 июня 2023 года .
- ^ Причард (2007) , с. 100
- ^ «Венские шахматы» . Chessvariants.com . Архивировано из оригинала 2019-06-22 . Получено 2019-06-22 .
- ^ Мюррей, HJR (1913). История шахмат . Benjamin Press (первоначально опубликовано издательством Oxford University Press). ISBN 978-0-936317-01-4 .
Библиография
- Cazaux, Жан-Луи; Ноултон, Рик (2017). Мир шахмат, его развитие и вариации на протяжении веков и цивилизации . Макфарланд. ISBN 978-0-7864-9427-9 .
- Голлон, Джон (1968). Шахматные вариации • Древние, региональные и современные . Charles E. Tuttle Company Inc. LCCN 06811975 .
- Мюррей, HJR (1913). История шахмат (переиздано изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-827403-2 .
- Причард, Д.Б. (1994). Энциклопедия шахматных вариантов . Игры и головоломки публикации. ISBN 978-0-9524142-0-9 .
- Причард, Д.Б. (2000). Популярные шахматные варианты . Беттсфорд Шахматы книги. ISBN 978-0-7134-8578-3 .
- Причард, Д.Б. (2007). Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия шахматных вариантов (PDF) . Джон Бизли. ISBN 978-0-9555168-0-1 Полем Архивировано (PDF) из оригинала 2018-08-13.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мурали, Ав (2011). Шахматные варианты и игры для интеллектуального развития и развлечения . Leadstart Publishing Pvt. Ltd. ISBN 978-93-8111-574-9 .
- Schmittberger, R. Wayne (1992). Новые правила для классических игр . John Wiley & Sons Inc. ISBN 978-0471536215 .
Shogi
- Леггетт, Тревор (2009). Японские шахматы: игра Shogi . Tuttle Publishing. ISBN 978-4-8053-1036-6 .
- Teruichi, Aono (2009). Лучшие движения для лучшего сёги . Иши Пресс. ISBN 978-4-87187-999-6 .
Сянки
- Лю, Алекс (2005). Как: китайские шахматы для начинающих . Иностранные языки пресса. ISBN 978-7-119-04208-4 .
- Слоан, Сэм (2006). Китайские шахматы для начинающих . Иши Пресс. ISBN 978-0-923891-11-4 .
Другие
- Cazaux, Jean-Louis (2012). Практический трактат по метамахии . Pionissimo. ISBN 978-2-9541313-0-6 .
- Гиффорд, Гэри (2011). Тайские шахматы и камбоджийские шахматы, Макрук и Ок Чаранг . Lulu Publishing. ISBN 978-1-4357-8470-3 .
- Ingersoll, Randy (2013). Играй в удие, как чемпион . Порт -апельсин, Флорида. ISBN 978-1-4944-7664-9 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Juhnke, Fritz (2009). Начало Аримаа: шахматный переживание за пределами компьютерного понимания . Flying Camel Publications. ISBN 978-0-9824274-0-8 .
- Schmittberger, R. Wayne (1992). Тайские шахматы и камбоджийские шахматы (Makruk & Ouk Chatrang) . Уайли.
- фон Циммерман, Георг, изд. (2006). Bughouse Chess . Книги по требованию GmbH. ISBN 978-3-8334-6811-7 .
- Зорзос, Грегори (2009). Atherma Zatrikion (шахматы): древнегреческая настольная шахмат . CreateSpace. ISBN 978-1-4421-2636-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Британское общество шахматных вариантов (архив)
- Шахматная семья - история и полезная информация
- Шахматные варианты апплеты Java Applets, которые позволяют воспроизводить множество вариантов шахмат против компьютера
- Страницы варианта шахмата
- Шахматные варианты вики
- Сравнение материальной мощности в вариантных шахматных играх
- Разнообразие и история шахмат в древнем мире
- Шахматные варианты с образцами игр и анализа