Ужасы
Спекулятивная фантастика |
---|
Портал |
Ужасы — это жанр , спекулятивной фантастики цель которого — тревожить, пугать или пугать. [ 1 ] Хоррор часто делят на поджанры психологического ужаса и сверхъестественного ужаса, которые относятся к сфере спекулятивной фантастики . Историк литературы Дж. А. Каддон в 1984 году определил историю ужасов как «произведение художественной литературы переменной длины … которое шокирует или даже пугает читателя или, возможно, вызывает чувство отвращения или ненависти». [ 2 ] Хоррор призван создать жуткую и пугающую атмосферу для читателя. Часто центральную угрозу произведения ужасов можно интерпретировать как метафору более крупных страхов общества.
История
[ редактировать ]До 1000
[ редактировать ]Жанр ужасов имеет древнее происхождение, уходит корнями в фольклор и религиозные традиции, в которых основное внимание уделяется смерти, загробной жизни, злу, демоническому и принципу вещей, воплощенных в человеке. [ 3 ] Они проявились в историях о таких существах, как демоны, ведьмы, вампиры, оборотни и призраки. Европейская фантастика ужасов утвердилась благодаря произведениям древних греков и древних римлян . [ 4 ] Мэри Шелли На известный роман 1818 года о Франкенштейне большое влияние оказала история Ипполита , которого Асклепий воскрешает из смерти. [ 5 ] Еврипид написал пьесы по мотивам рассказа «Ипполит Калиптомен» и «Ипполит» . [ 6 ] В Плутарха « Житиях благородных греков и римлян» в рассказе о Кимоне автор описывает дух убийцы Дамона , который сам был убит в бане в Херонее . [ 7 ]
Плиний Младший (с 61 по ок. 113) рассказывает историю об Афинодоре Кананите , который купил дом с привидениями в Афинах . Афинодор был осторожен, поскольку дом казался недорогим. Когда он писал книгу по философии, его посетила призрачная фигура, закованная в цепи. Фигура исчезла во дворе; На следующий день судьи перекопали во дворе и обнаружили безымянную могилу. [ 8 ]
Элементы жанра ужасов встречаются и в библейских текстах, особенно в Книге Откровения . [ 9 ] [ 10 ]
После 1000
[ редактировать ]« Ведьма из Беркли» Уильяма Малмсберийского рассматривалась как ранняя история ужасов. [ 11 ] Истории об оборотнях были популярны в средневековой французской литературе . Одна из Марии де Франс двенадцати лей — это рассказ об оборотнях под названием « Бисклаврет ».
Графиня Иоланда заказала рассказ об оборотне под названием « Гийом де Палерм ». Анонимные авторы написали две истории об оборотнях: «Бикларель» и « Мелион ».
Многие произведения ужасов созданы от самых жестоких персонажей 15 века. Происхождение Дракулы можно проследить до принца Валахии Влада III , чьи предполагаемые военные преступления были опубликованы в немецких брошюрах. Маркус Эйрер опубликовал брошюру 1499 года, которая наиболее известна своими гравюрами на дереве . [ 12 ] Предполагаемые разгулы серийных убийц Жиля де Рэ были замечены как вдохновение для « Синей Бороды ». [ 13 ] Мотив вампирши в первую очередь заимствован у реальной дворянки и убийцы Элизабет Батори и помог положить начало появлению художественной литературы ужасов в 18 веке, например, в книге Ласло Туроци 1729 года « Трагика история» . [ 14 ]
18 век
[ редактировать ]В XVIII веке происходит постепенное развитие романтизма и жанра готического ужаса . Он опирался на письменное и материальное наследие позднего средневековья, обретя свою форму в Горация Уолпола основополагающем и противоречивом романе 1764 года «Замок Отранто» . Фактически, первое издание было опубликовано под видом настоящего средневекового романа из Италии, обнаруженного и переизданного вымышленным переводчиком. [ 15 ] Однажды признанный современным, многие сочли его анахроничным , реакционным или просто безвкусным, но он сразу же оказался популярным. [ 15 ] Отранто вдохновил «Ватек» (1786) Уильяма Бекфорда , «Сицилийский роман» (1790), «Тайны Удольфо» (1794), «Итальянец» (1796) Энн Рэдклифф и «Монах» (1797) Мэтью Льюиса . [ 15 ] Значительное количество произведений ужасов той эпохи было написано женщинами и рассчитано на женскую аудиторию, типичный сценарий романов - находчивая женщина, находящаяся под угрозой в мрачном замке. [ 16 ]
19 век
[ редактировать ]Готическая традиция расцвела в жанре, который современные читатели сегодня называют литературой ужасов, в XIX веке. Влиятельные произведения и персонажи, которые и сегодня продолжают находить отклик в художественной литературе и кино, зародились в » братьев Гримм « Гензеле и Гретель (1812), Мэри Шелли «Франкенштейне » ; или «Современный Прометей » (1818), » Джона Полидори « Вампир (1819), Чарльза Мэтьюрина » «Мельмот-странник (1820), » Вашингтона Ирвинга « Легенда о Сонной лощине (1820), Джейн К. Лаудона « Мумия!: Или повесть двадцать второго века» (1827), Виктора Гюго « Горбун «Нотр-Дам» (1831), » Томаса Пеккета Перста ( «Вампир Варни 1847), произведения Эдгара Аллана По , произведения Шеридана Ле Фаню , Роберта Льюиса Стивенсона ( «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» 1886), Оскара Уайльда » «Портрет Дориана Грея (1890), сэра Артура Конан Дойля « Лот № 249 » . (1892), Герберта Уэллса » «Человек-невидимка (1897) и » Брэма Стокера ( «Дракула 1897). Каждая из этих работ создала непреходящий символ ужаса, который можно увидеть в более поздних переосмыслениях на странице, сцене и экране. [ 17 ]
20 век
[ редактировать ]Распространение дешевых периодических изданий на рубеже веков привело к буму написания ужасов. Например, Гастон Леру сериализовал свой «Фантом оперы» до того, как он стал романом в 1910 году. Одним из писателей, специализировавшихся на произведениях ужасов для популярных журналов, таких как журнал All-Story Magazine , был Тод Роббинс , чьи произведения затрагивают темы безумия. и жестокость. [ 18 ] [ 19 ] В России писатель Александр Беляев популяризировал эти темы в своем рассказе « Голова профессора Доуэлла» (1925), в котором сумасшедший врач проводит экспериментальную пересадку головы и реанимацию тел, украденных из морга, и который сначала был опубликован как журнальный сериал, а затем превращен в роман. Позже появились специализированные издания, которые дали выход писателям ужасов, среди которых известное издание Weird Tales. [ 20 ] и Неизведанные миры . [ 21 ]
Влиятельные писатели ужасов начала 20 века проникли в эти жанры. В частности, почитаемый автор ужасов Г. П. Лавкрафт и его бессмертные «Мифы о Ктулху» преобразовали и популяризировали жанр космических ужасов , а М. Р. Джеймсу приписывают новое определение истории о привидениях в ту эпоху. [ 22 ]
Серийный убийца стал постоянной темой. Желтая журналистика и сенсации различных убийц, таких как Джек Потрошитель и, в меньшей степени, Карл Панцрам , Фриц Хаарман и Альберт Фиш , увековечили это явление. Эта тенденция продолжилась и в послевоенную эпоху, частично возобновившись после убийств, совершенных Эдом Гейном . В 1959 году Роберт Блох , вдохновленный убийствами, написал «Психо» . Преступления, совершенные в 1969 году семьей Мэнсона, повлияли на тему слэшеров в жанрах ужасов 1970-х годов. В 1981 году Томас Харрис написал «Красного дракона» , представляя доктора Ганнибала Лектера . продолжение романа « Молчание ягнят В 1988 году вышло ».
Раннее кино было вдохновлено многими аспектами литературы ужасов и положило начало прочной традиции фильмов ужасов и поджанров, которая продолжается и по сей день. Вплоть до тех пор, пока на экране не появились графические изображения насилия и крови, обычно ассоциирующиеся с слэшерами и брызгами 1960-х и 1970-х годов , комиксы, такие как опубликованные EC Comics (особенно Tales From The Crypt ) в 1950-х годах, удовлетворяли читательские поиски ужасов. образы, которые не мог дать киноэкран . [ 23 ] Эти образы сделали эти комиксы спорными, и, как следствие, они часто подвергались цензуре. [ 24 ] [ 25 ]
Современная сказка о зомби, посвященная мотивам живых мертвецов, восходит к произведениям, включая рассказы Лавкрафта « Прохладный воздух » (1925), «В хранилище» (1926) и « Чужой » (1926) и Денниса Уитли . «Странный конфликт» (1941). Ричарда Мэтисона Роман «Я — легенда» (1954) оказал влияние на целый жанр апокалиптической фантастики о зомби, символизируемой фильмами Джорджа А. Ромеро .
В конце 1960-х и начале 1970-х годов огромный коммерческий успех трех книг — « Ребенок Розмари» (1967) Айры Левина , «Экзорцист» Уильяма Питера Блатти и «Другой» Томаса Трайона — побудил издателей начать выпуск множества других романов ужасов, таким образом создавая «бум ужасов». [ 26 ] [ 27 ]
Один из самых известных писателей ужасов конца 20-го века — Стивен Кинг , известный по романам «Кэрри» , «Сияние» , «Оно» , «Мизери» , а также нескольким десяткам других романов и около 200 рассказов . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Начиная с 1970-х годов рассказы Кинга привлекали большую аудиторию, за что в 2003 году он был удостоен награды Национального книжного фонда США. [ 31 ] Среди других популярных авторов ужасов того периода были Энн Райс , Шон Хатсон , Брайан Ламли , Грэм Мастертон , Джеймс Герберт , Дин Кунц , Ричард Леймон , Клайв Баркер , [ 32 ] Рэмси Кэмпбелл , [ 33 ] и Питер Штрауб .
21 век
[ редактировать ]В наше время существуют самые продаваемые серии книг в жанрах, связанных с фантастикой ужасов, например, об оборотнях городское фэнтези Китти Норвилл , книги Кэрри Вон (с 2005 г.). Элементы ужасов продолжают выходить за пределы жанра. Альтернативная история более традиционных исторических ужасов в романе Дэна Симмонса 2007 года «Террор» находится на полках книжных магазинов рядом с жанровыми миксами, такими как «Гордость и предубеждение» и «Зомби» (2009), а также историческими фэнтези и комиксами ужасов , такими как «Hellblazer» (1993 и далее). и » Майка Миньолы « Хеллбой (с 1993 г.). Ужасы также служат одним из центральных жанров в более сложных современных произведениях, таких как З. Данилевски Марка «Дом листьев» (2000), финалист Национальной книжной премии . Существует множество романов ужасов для детей и подростков, например, серия Р. Л. Стайна « Ужастики » или «Монстролог» Рика Янси . Кроме того, многие фильмы для молодой аудитории, особенно анимационные, используют эстетику и условности ужасов (например, «ПараНорман »). Это то, что в совокупности можно назвать «детскими ужасами». [ 34 ] Хотя точно неизвестно, почему детям нравятся эти фильмы (поскольку это кажется нелогичным), предполагается, что отчасти детей очаровывают гротескные монстры. [ 34 ] Помимо этого, внутреннее воздействие телевизионных программ и фильмов ужасов на детей недостаточно изучено, особенно по сравнению с исследованиями, проведенными на аналогичной теме насилия на телевидении и влиянии фильмов на умы молодых людей. Те небольшие исследования, которые существуют, обычно не дают окончательных результатов относительно влияния просмотра таких средств массовой информации. [ 35 ]
Характеристики
[ редактировать ]Одной из определяющих черт жанра ужасов является то, что он вызывает у читателей эмоциональную, психологическую или физическую реакцию, которая заставляет их реагировать страхом. Одна из самых известных цитат Лавкрафта об этом жанре гласит: «Самая старая и сильная эмоция человечества — это страх, а самый старый и самый сильный вид страха — это страх перед неизвестным». [ 36 ] первое предложение из его основополагающего эссе « Сверхъестественный ужас в литературе ». Историк научной фантастики Даррелл Швейцер заявил: «В самом простом смысле история ужасов — это история, которая нас пугает» и «настоящая история ужасов требует чувства зла, не обязательно в теологическом смысле; но угрозы должны быть действительно угрожающими». , разрушающее жизнь и противоположное счастью». [ 37 ]
В своем эссе «Элементы отвращения» Элизабет Барретт формулирует потребность некоторых в ужасных сказках в современном мире:
Старая реакция нашего эволюционного наследия «бей или беги» когда-то играла важную роль в жизни каждого человека. Наши предки жили и умирали благодаря этому. Потом кто-то придумал увлекательную игру «цивилизация», и все начало успокаиваться. Развитие вытеснило дикую природу с заселенных земель. Войны, преступность и другие формы социального насилия пришли вместе с цивилизацией, и люди начали охотиться друг на друга, но в целом повседневная жизнь успокоилась. Мы начали чувствовать беспокойство, чувствовать, что чего-то не хватает: волнение жизни на грани, напряжение между охотником и жертвой. Итак, мы рассказывали друг другу истории долгими темными ночами. когда костры догорали, мы изо всех сил старались напугать друг друга до смерти. Прилив адреналина приятен. Наши сердца колотятся, дыхание учащается, и мы можем представить себя на грани. Тем не менее, мы также ценим проницательные аспекты ужасов. Иногда история призвана шокировать и вызвать отвращение, но лучший ужас имеет целью сотрясти наши клетки и вытряхнуть нас из самоуспокоенности. Оно заставляет нас думать, заставляет противостоять идеям, которые мы предпочли бы игнорировать, и бросает вызов всевозможным предубеждениям. Ужас напоминает нам, что мир не всегда так безопасен, как кажется, что тренирует наши умственные мышцы и напоминает нам о необходимости держать под рукой немного здоровой осторожности. [ 38 ]
В некотором смысле, подобно тому, как человек ищет контролируемых ощущений от американских горок , читатели в современную эпоху ищут чувства ужаса и ужаса, чтобы испытать чувство волнения. Однако Барретт добавляет, что художественная литература ужасов — одна из немногих сред, где читатели ищут форму искусства, которая заставляет себя противостоять идеям и образам, которые они «предпочли бы игнорировать, чтобы бросить вызов всевозможным предубеждениям».
В литературе можно увидеть конфронтацию идей, которые читатели и персонажи «предпочли бы игнорировать» в известных моментах, таких как размышления Гамлета о черепе Йорика , его последствиях смертности человечества и ужасном конце, к которому неизбежно приходят тела. . В произведениях ужасов столкновение с ужасным часто является метафорой проблем, стоящих перед нынешним поколением авторов.
Существует множество теорий относительно того, почему людям нравится бояться. Например, «люди, которые любят фильмы ужасов, с большей вероятностью получат высокие оценки за открытость к опыту — черту личности, связанную с интеллектом и воображением». [ 39 ]
В настоящее время общепринято мнение, что элементы ужасов в Дракулой изображении вампиризма являются метафорами сексуальности в подавленную викторианскую эпоху . [ 40 ] Но это лишь одна из многих интерпретаций метафоры Дракулы. Джек Хальберстам постулирует многие из них в своем эссе «Технологии чудовищ: Дракула Брэма Стокера» . Он пишет:
[Образ] пыльного и неиспользованного золота, монет многих народов и старых неизношенных драгоценностей немедленно связывает Дракулу со старыми деньгами коррумпированного класса, с своего рода пиратством народов и с худшими излишествами аристократии. [ 41 ]
Хальберстрам формулирует взгляд на Дракулу как на проявление растущего восприятия аристократии как злого и устаревшего понятия, которое следует победить. Изображение многонациональной группы главных героев, использующей новейшие технологии (например, телеграф ) для быстрого обмена, сопоставления и принятия мер на основе новой информации, приводит к уничтожению вампира. Это одна из многих интерпретаций метафоры только одной центральной фигуры канона художественной литературы ужасов, поскольку в анализе упоминается более дюжины возможных метафор, от религиозных до антисемитских . [ 42 ]
Ноэля Кэрролла постулируется В «Философии ужаса» или более всеобъемлющая угроза в современном произведении ужасов , что « монстр », злодей должны демонстрировать следующие две черты:
- Угроза, которая угрожает — физически, психологически, социально, морально, духовно или в некоторой комбинации вышеупомянутого.
- Угроза нечистая, нарушающая общепринятые схемы культурной категоризации. «Мы считаем нечистым то, что категорически противоречиво». [ 43 ]
Стипендия и критика
[ редактировать ]Помимо представленных выше эссе и статей, исследования литературы ужасов почти так же стары, как и сама литература ужасов. В 1826 году писательница-готик Энн Рэдклифф опубликовала эссе, в котором различала два элемента литературы ужасов: «террор» и «ужас». В то время как ужас – это чувство страха, возникающее до того, как событие произойдет, ужас – это чувство отвращения или отвращения после того, как событие произошло. [ 44 ] Рэдклифф описывает ужас как то, что «расширяет душу и пробуждает способности к высокой степени жизни», тогда как ужас описывается как то, что «замораживает и почти уничтожает их».
Современные исследования художественной литературы ужасов опираются на ряд источников. В своих исторических исследованиях готического романа Девендра Варма [ 45 ] и СЛ Варнадо [ 46 ] сошлемся на теолога Рудольфа Отто , чья концепция « нуминозного » первоначально использовалась для описания религиозного опыта.
Недавнее исследование показало, как часто потребляются средства массовой информации ужасов:
Чтобы оценить частоту потребления ужасов, мы задали респондентам следующий вопрос: «Как часто в прошлом году вы использовали средства массовой информации ужасов (например, литературу ужасов, фильмы и видеоигры) для развлечения?» 11,3% ответили «Никогда», 7,5% «Один раз», 28,9% «Несколько раз», 14,1% «Раз в месяц», 20,8% «Несколько раз в месяц», 7,3% «Раз в неделю» и 10,2% «Несколько раз». раз в неделю». Очевидно, что большинство респондентов (81,3%) заявили, что используют средства массовой информации ужасов несколько раз в год или чаще. Неудивительно, что существует сильная корреляция между симпатией и частотой использования (r=0,79, p<0,0001). [ 47 ]
Награды и ассоциации
[ редактировать ]Достижения в жанре ужасов отмечены многочисленными наградами. Ассоциация писателей ужасов вручает премию Брэма Стокера за выдающиеся достижения, названную в честь Брэма Стокера , автора основополагающего романа ужасов « Дракула» . [ 48 ] Ассоциация австралийских писателей ужасов вручает ежегодную премию Australian Shadows Awards . Премия Международной гильдии ужасов ежегодно вручалась произведениям ужасов и темного фэнтези с 1995 по 2008 год. [ 49 ] [ 50 ] Премия Ширли Джексон — литературная награда за выдающиеся достижения в области психологического саспенса, ужасов и мрачных фантастических произведений. Другие важные награды в области литературы ужасов включены в подкатегории общих наград в области фэнтези и научной фантастики, таких как премия Aurealis .
Альтернативные условия
[ редактировать ]Некоторым авторам художественной литературы, которую обычно относят к жанру «ужастик», этот термин не нравится, считая его слишком мрачным. Вместо этого они используют термины «темное фэнтези» или «готическое фэнтези» для обозначения сверхъестественного ужаса. [ 51 ] или « психологический триллер » для несверхъестественных ужасов. [ 52 ]
См. также
[ редактировать ]- Связанные жанры
- История фильмов ужасов
- Конвенция ужасов
- Фильм ужасов
- Подкаст ужасов
- ЛГБТ-темы в фильмах ужасов
- Список фильмов о призраках
- Список писателей ужасов
- Список подкастов ужасов
- Список телепрограмм ужасов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэрролл, Ноэль (1990). Философия ужаса или Парадоксы сердца . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 28, 36, 53. ISBN. 0-415-90145-6 .
Арт-хоррор требует оценки как с точки зрения угрозы, так и с точки зрения отвращения. ...некоторые эмоциональные состояния относятся к когнитивно-оценочному типу. И, конечно, я бы сказал, что арт-хоррор – один из них. ... Таким образом, психологическое состояние аудитории расходится с психологическим состоянием персонажей в отношении убеждений, но сходится с психологическим состоянием персонажей в отношении того, как эмоционально оцениваются свойства упомянутых монстров.
- ^ Каддон, Дж. А. (1984). "Введение" . Книга ужасов пингвинов . Хармондсворт: Пингвин. п. 11 . ISBN 0-14-006799-Х .
- ^ Джексон, Розмари (1981). Фэнтези: Литература подрывной деятельности . Лондон: Метуэн . стр. 53–5, 68–9.
- ^ «Даже древние греки и римляне любили хорошие страшные истории, — говорит профессор» . физ.орг . Архивировано из оригинала 13 октября 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ↑ Хотя в подзаголовке «Франкенштейна» упоминается титан Прометей, ни один из древних мифов о Прометее сам по себе не является страшилкой.
- ^ * Эдвард П. Кольридж, 1891, проза: полный текст. Архивировано 12 апреля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ * Джон Драйден, 1683: полный текст. Архивировано 12 июня 2018 года в Wayback Machine.
- ^ Плиний Младший (1909–14). «LXXXIII. К Суре». У Чарльза В. Элиота. Письма Плиния Младшего; перевод Уильяма Мельмота ; пересмотрено FCT Bosanquet. Гарвардская классика. 9. Нью-Йорк: PF Collier & Son.
- ^
Бил, Тимоти (23 октября 2018 г.). «Оставленные снова позади: взлет и падение евангелической культуры ужасов восторга». Книга Откровения: Биография . Жития великих религиозных книг. Принстон: Издательство Принстонского университета (опубликовано в 2018 г.). п. 197. ИСБН 9780691145839 . Проверено 9 апреля 2021 г.
В сочетании с темами восторга и скорби в евангелистских апокалиптических фильмах ужасов эта связь с зомби свидетельствует о разнообразии способов, с помощью которых Откровение проникает в глубокие, в значительной степени подавляемые соответствия между религией и ужасом в современной культуре.
- ^
Пиппин, Тина (1992). Смерть и желание: гендерная риторика в Апокалипсисе Иоанна . Wipf and Stock Publishers (опубликовано в 2021 г.). п. 105. ИСБН 9781725294189 . Проверено 9 апреля 2021 г.
Если бы эти книги были выставлены в книжном магазине, то всех женщин-писателей можно было бы найти в разделе «Научная фантастика». Апокалипсис, с другой стороны, можно найти в разделе «литература ужасов».
- ^ Ливермор, К. (2021). Когда восстанут мертвецы: рассказы о выжившемся от средневековья до наших дней . Д.С. Брюэр. п. 43. ИСБН 978-1-84384-576-8 . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Раймонд Т. МакНелли и Раду Р. Флореску (1972). «В поисках Дракулы». Хоутон Милтон. Страницы 8–9.
- ^ Кирнан, доктор Джас. Г. «Сексуальные извращения и убийства в Уайтчепеле». Медицинский стандарт: IV.5. Г.П. Энгельхард и компания: Чикаго.
- ^ в Венгрии передано на его сбережения у королей, Typis Academicis Soc. Иисус Фредерика Галла. В 1329 году 8 сентября. стр. 188-193, цитируется Фарином.
- ^ Jump up to: а б с д «Замок Отранто: жуткая история, положившая начало готической фантастике». Архивировано 3 июля 2019 года в Wayback Machine . Би-би-си. Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ Ричард Давенпорт-Хайнс (1998). Готика: 1500 лет излишеств, ужасов, зла и руин . Лондон: Четвертое сословие.
- ^ Кристофер Фрейлинг (1996). Кошмар: Рождение ужаса . Лондон: Книги BBC.
- ^ Брайан Стейблфорд , «Роббинс, Тод», в книге Дэвида Прингла , изд., Путеводитель Сент-Джеймса по писателям ужасов, призраков и готики (Лондон: St. James Press, 1998) ISBN 1558622063 (стр. 480–1).
- ^ Сервер Ли . Энциклопедия писателей-фантастов . Нью-Йорк: факты в архиве, 2002. ISBN 978-0-8160-4578-5 (стр. 223–224).
- ^ Роберт Вайнберг , «Weird Tales» в журналах MB Tymn и Mike Ashley, Science Fiction, Fantasy и Weird Fiction . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд, 1985. ISBN 0-313-21221-X (стр. 727–736).
- ^ «Неизвестно». в: М.Б. Тимн и Майк Эшли, журналы научной фантастики, фэнтези и Weird Fiction. Вестпорт: Гринвуд, 1985. стр. 694–698. ISBN 0-313-21221-X
- ^ «Исследования Средневековья и истории о привидениях мистера Джеймса Патрика Дж. Мерфи» . www.psupress.org . Архивировано из оригинала 17 марта 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ Хатчингс, Питер (2008). Кино ужасов от А до Я. Серия руководств от А до Я. Том. 100. Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press, Inc., с. 72. ИСБН 978-0-8108-6887-8 . Проверено 29 октября 2015 г.
- ↑ Коллинз, Макс Аллан (28 февраля 2013 г.). «11 самых противоречивых комиксов». Архивировано 18 декабря 2018 года в Wayback Machine . ХаффПост . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ↑ Хансен, Келли (1 октября 2012 г.). «Неделя запрещенных книг: комиксы и противоречия». Архивировано 7 февраля 2019 года в Wayback Machine . Университет Миссури . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Айры Левина « Ребенок Розмари Томаса Тайрона (1967), «Другой» (1971) и «Изгоняющий дьявола» Уильяма Питера Блатти (1971) были выпущены с разницей в несколько лет... и их огромные совокупные продажи обвинили многих издателей в том, что ужасы теперь стали прибыльной маркетинговой нишей». Симмонс, Дэвид, Американская фантастика ужасов и класс: от По до «Сумерек» . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, 2017 г. ISBN 9781137532800 (стр. 119)
- ^ Прингл, Дэвид , «Ребенок Розмари», в Прингле (ред.) Современное фэнтези: 100 лучших романов . Лондон, Графтон, 1988 год. ISBN 0246132140 (стр. 103-5)
- ^ Бароне, Мэтт (8 ноября 2011 г.). «25 лучших рассказов Стивена Кинга». Архивировано 7 февраля 2019 года в Wayback Machine . Сложный . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ↑ Джексон, Дэн (18 февраля 2016 г.). «Путеводитель по книгам Стивена Кинга для начинающих». Архивировано 7 февраля 2019 года в Wayback Machine . Триллерист . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Ричард Блейлер , «Стивен Кинг» в: Блейлер, Эд. Писатели-фантасты сверхъестественного: современное фэнтези и ужасы. Нью-Йорк: Томсон/Гейл, 2003. ISBN 9780684312507 . (стр. 525-540).
- ^ Гилель Италия (18 сентября 2003 г.). «Стивен Кинг получает почетную Национальную книжную премию» . Элленсбург Дейли Рекорд . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 12 сентября 2010 г.
Стивен Кинг, известный писатель, мастер ужасов и пионер электронных книг, получил неожиданную литературную награду: Национальную книжную премию за жизненные достижения.
- ^ KA Laity «Клайв Баркер» в книге Ричарда Блейлера, изд. Писатели-фантасты сверхъестественного: современное фэнтези и ужасы . Нью-Йорк: Томсон/Гейл, 2003. ISBN 9780684312507 (стр. 61–70).
- ^ К. А. Лейти, «Рэмси Кэмпбелл», в книге Ричарда Блейлера, изд. Писатели-фантасты сверхъестественного: современное фэнтези и ужасы . Нью-Йорк: Томсон/Гейл, 2003. ISBN 9780684312507 (стр. 177–188).
- ^ Jump up to: а б Лестер, Кэтрин (осень 2016 г.). «Детский фильм ужасов» . Бархатная световая ловушка . 78 (78): 22–37. дои : 10.7560/VLT7803 . S2CID 194468640 . Архивировано из оригинала 1 мая 2019 года . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ Пирс, Лаура Дж.; Филд, Энди П. (2016). «Влияние «страшного» телевидения и кино на детские эмоции: метаанализ». Исследования человеческого общения . 42 (1): 98–121. дои : 10.1111/hcre.12069 . ISSN 1468-2958 .
- ^ «Золотые пословицы» . Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ Швейцер, Даррелл, «Почему фантастика ужасов?» в Windows Воображения . Беркли-Хайтс, Нью-Джерси: Wildside Press, 1999. ISBN 9781880448601 (с. 64, 67).
- ^ «Элементы отвращения» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2013 года . Проверено 2 ноября 2012 г.
- ^ Уайт, Челси (9 февраля 2019 г.). «Преимущества страха». Новый учёный . 241 (3216): 8. дои : 10.1016/S0262-4079(19)30224-6 . S2CID 126647318 .
- ^ Стефани Деметракопулос (осень 1977 г.). «Феминизм, обмен сексуальными ролями и другие подсознательные фантазии в «Дракуле» Брэма Стокера ». Frontiers: Журнал женских исследований . 2 (3). Издательство Университета Небраски: 104–113. дои : 10.2307/3346355 . JSTOR 3346355 .
- ^ «Чудовищные технологии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 года . Проверено 2 ноября 2012 г.
- ^ «Конспект лекций для Дракулы» . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 2 ноября 2012 г.
- ^ «Страшные истории» . Знакомства с призраками. Архивировано из оригинала 6 января 2019 года . Проверено 6 января 2019 г.
- ^ Миссис Рэдклифф , « О сверхъестественном в поэзии. Архивировано 8 января 2023 года в Wayback Machine », The New Monthly Magazine 7 (1826): 145–52.
- ^ Девендра Варма, Готическое пламя (Нью-Йорк: Рассел и Рассел, 1966.
- ^ С. Л. Варнадо, «Идея нуминозного в готической литературе», в «Готическом воображении» , изд. Г. Р. Томпсон (Pullman: Издательство Вашингтонского государственного университета, 1974).
- ^ Класен, Матиас; Кьельдгаард-Кристиансен, Йенс; Джонсон, Джон А. (июль 2020 г.). «Ужасы, личность и симуляция угроз: исследование психологии страшных СМИ» . Эволюционные поведенческие науки . 14 (3): 213–230. дои : 10.1037/ebs0000152 . S2CID 149872472 .
- ^ «Премия Брэма Стокера» . Ассоциация писателей ужасов. Архивировано из оригинала 10 марта 2007 года . Проверено 13 апреля 2010 г.
- ^ «Лауреаты премии IHG 1994–2006 гг.» . HorrorAward.org . Архивировано из оригинала 22 апреля 2009 года . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ «Лауреаты премии IHG 2007» . HorrorAward.org . Архивировано из оригинала 2 мая 2015 года . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ Брайан Стейблфорд , «Ужасы», в книге «От А до Я фэнтезийной литературы» (стр. 204), Scarecrow Press, Плимут. 2005. ISBN 0-8108-6829-6 .
- ↑ Брайан Стейблфорд, «Несверхъестественные ужасы, как правило, представляют собой психологические триллеры, часто с участием преступников необычайно мрачного типа». «Открытие вторичных миров: некоторые заметки по эстетике и методологии гетерокосмического творчества», в «Гетерокосмах» . ООО «Вайлдсайд Пресс», 2007 г. ISBN 0809519070 (стр. 200).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нил Бэррон , Литература ужасов: Руководство для читателя . Нью-Йорк: Гарленд, 1990. ISBN 978-0824043476 .
- Джейсон Колавито , Познавая страх: наука, знания и развитие жанра ужасов . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, 2008. ISBN 978-0786432738 .
- Брайан Дочерти, Американская фантастика ужасов: от Брокдена Брауна до Стивена Кинга . Нью-Йорк: Св. Мартина, 1990. ISBN 978-0333461297 .
- Эриксон, Уилл; Хендрикс, Грейди (2017). Адские книги в мягкой обложке: запутанная история фантастики ужасов 70-х и 80-х годов . Филадельфия: Книги причуд. ISBN 9781594749810 . OCLC 1003294393 .
- Стивен Джонс и Ким Ньюман (ред.), «Ужасы: 100 лучших книг» . Нью-Йорк: Кэрролл и Граф, 1998. ISBN 0786705523 .
- Стивен Кинг , «Танец смерти» . Нью-Йорк: Дом Эвереста, 1981. ISBN 978-0896960763 .
- Лавкрафт , Лавкрафт, «Сверхъестественный ужас в литературе» , 1927, изд. 1934 год, собрано в сборнике «Дагон и другие жуткие истории» . Аркхем Хаус, 1965 год.
- Дэвид Дж. Скал , Шоу монстров: Культурная история ужасов . Нью-Йорк: Нортон, 1993. ISBN 978-0859652117 .
- Андреа Саучелли «Ужасы и настроение». Архивировано 17 мая 2021 года в Wayback Machine , American Philosophical Quarterly , 51:1 (2014), стр. 39–50.
- Джина Вискер, «Фантастика ужасов: введение» . Нью-Йорк: Континуум, 2005. ISBN 978-0826415615 .