Фиби (библейский персонаж)
Фиби | |
---|---|
Диаконисса, свидетельница веры | |
Рожденный | 1 век |
Умер | 1 век |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Восточная Православная Церковь Церковь Востока Англиканское сообщество Лютеранская церковь |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Праздник | 3 сентября ( Католическая церковь и православные церкви) 25 октября ( Лютеранская церковь ) |
Фиби ( греческий койне : Φοίβη ) была христианкой первого века, упомянутой апостолом Павлом в его Послании к римлянам , стихи 16:1–2 . церкви Известная женщина из Кенхрейской , Павел доверил ей доставить свое письмо римлянам. [1] Павел называет ее и «служанкой» или « диаконом » (греч. диаконос , что означает «слуга»), и как помощницей или покровительницей многих (греч. prostatis ). Это единственное место в Новом Завете , где женщина упоминается с этими двумя различиями. Пол представляет Фиби как своего посланника церкви в Риме, и, поскольку они с ней не знакомы, Павел предоставляет им ее полномочия.
Фон
[ редактировать ]
Послание Павла к римлянам было написано в Коринфе где-то между 56 и 58–69 годами с целью заручиться поддержкой для ожидаемого миссионерского путешествия в Испанию. [2] Хотя он еще не посетил Рим, Павел должен был быть знаком с общиной и ее положением через Прискиллу и Акилу , которые находились в Коринфе, ранее живя в Риме. Библеисты расходятся во мнениях относительно того, предназначалась ли глава 16, рекомендательное письмо Павла Феве, для Рима, с христианской общиной которого он не был знаком, или для более знакомой общины в Эфесе. [2]
Рекомендую вам сестру нашу Феву, дьякону (служительницу) церкви в Кенхреях. Прошу вас принять ее в Господе так, как достойно Его народа, и оказать ей любую помощь, в которой она может нуждаться от вас, ибо она была благодетельницей многих людей, в том числе и меня.
— Пол [3]
Имя Фиби означает «чистая», «сияющая» или «яркая»; и было именем Титана в греческой мифологии . [4]
Некоторые ученые полагают, что Фиби была ответственна за доставку послания Павла Римско-христианской церкви. [5]
Фиби — единственная женщина, названная в Библии дьяконом (что по-гречески означает «слуга»). [6]
Греческие термины для ее титулов
[ редактировать ]дьяконы
[ редактировать ]Апостол Павел использовал греческое слово диаконос (διάκονος), чтобы обозначить Фиву как диакона . «Диакон» — это транслитерация греческого языка, и в писаниях Павла иногда относится к христианину, назначенному служить специально назначенным «помощником» надзирателям церкви. [7] а в других относится к «слугам» в общем смысле. В послании к римлянам, за исключением обсуждаемого случая с Фебой, всегда говорится о «слугах» в общем смысле, а не о церковной должности. [8] Однако на этом начальном этапе формирования Церкви, как утверждают некоторые, преждевременно думать о служениях как о последовательных или четко определенных служениях, а активистка Розальба Манес утверждает, что использование Павлом термина «дьякон» предполагает, что, подобно Стефану и Филиппу , Служение Фиби, возможно, выходило за рамки благотворительной деятельности и включало проповедь и евангелизацию. [9] [10]
«Так же и женщины»
[ редактировать ]Ведутся споры о том, следует ли женщин, упомянутых в 1 Тимофею 3:11, считать дьяконами. Описывая качества, которыми должны обладать должностные лица, называемые «дьяконами», Павел написал «gunaikas hosautos» , что некоторые переводят как «также и женщины». Слово «подобно» может указывать на то, что диаконы-женщины должны жить по тем же стандартам, что и диаконы-мужчины (см. также использование апостолом Павлом слова «подобно» в Римлянам 1:27 , 1 Кор. 7:3,4,22 , и Титу 2:3,6 ). [11] [12] Преобладающая точка зрения гласит, что этот стих относится не к женщинам-дьяконам, а к женам дьяконов. См., например, перевод KJV: «Так и жены их должны быть серьезными, не клеветницами, трезвыми, верными во всем». [13]
простата
[ редактировать ]В классическом греческом языке слово «простаты » (προστάτης) (женский род, prostatis ) использовалось для обозначения либо вождя или лидера, либо опекуна или защитника, часто в религиозном контексте; позже оно также использовалось для перевода римского понятия покровителя . [14] Использование апостолом Павлом указывает на то, что диапазон его значений не изменился со времен Нового Завета. Это говорит о том, что Феба была женщиной со средствами, которая, помимо прочего, оказывала финансовую поддержку апостольству Павла. [9] и, вероятно, размещала у себя дома домашнюю церковь Кенхрея, а также предоставляла приют и гостеприимство Павлу, когда он был в городе. [10]
Почитание
[ редактировать ]Римско -католическая церковь , Восточная православная церковь и Епископальная церковь в Соединенных Штатах Америки отмечают ее праздник как 3 сентября (последнее называет его Малым праздником ). [15]
Лютеранская церковь – Синод штата Миссури вспоминает ее позже, 25 октября. Календарь святых Евангелическо -лютеранской церкви в Америке поминает Фебу с Лидией Фиатирской и Доркасой 27 января, на следующий день после поминовения первых миссионеров-мужчин Сайлы , Тимофея. и Тита и через два дня после праздника Обращения святого Павла .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тихо, Эллисон. «Фиби: помощник или лидер?» Восстаньте , 14 марта 2013 г. «Христиане за библейское равенство». [1] Архивировано 14 мая 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Джоан Сесилия. Фиби: покровительница и эмиссар , Liturgical Press. 2015 год ISBN 9780814684023
- ^ Рим. 16:1–2
- ^ Джуэтт, Роберт. Римлянам: комментарий (Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press, 2007), с. 943
- ^ См., например, Борг, Маркус и Джон Доминик Кроссан (2009) Первый Павел: возвращение радикального провидца, стоящего за консервативной иконой церкви . Лондон: СПКК (51)
- ^ Мэйси, Гэри. «Джон Нобили, SJ, кафедра теологии Университета Санта-Клары» . Национальный католический репортер . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ «διακονος означает № 2: «тот, кто что-то получает. сделано по указанию начальника, помощника кого-либо» Уильям Арндт и др., Греко-английский лексикон Нового Завета и другой раннехристианской литературы (Чикаго: University of Chicago Press, 2000), 230».
- ^ Сноска НИВ
- ^ Jump up to: а б Манес, Розальба. «Фиби, женщина яркого милосердия», L'Osservatore Romano , 2 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Макдональд, Маргарет Ю., «Был ли Цельс прав? Роль женщин в распространении раннего христианства», «Ранние христианские семьи в контексте: междисциплинарный диалог» , под ред. Дэвид Л. Балч и Кэролин Озиак (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 2003), с. 166
- ^ Элвелл, Уолтер А. «Запись для« Дьякона, Дьякониссы »». Евангелический богословский словарь , 1997.
- ^ «Диакон, диаконисса - Евангелический онлайн-словарь библейского богословия Бейкера» .
- ^ Сноска KJV.
- ^ Лидделл, Скотт и Джонс, 1882, Лексикон , св.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 17 декабря 2019 г. ISBN 978-1-64065-235-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Домашние имена: Майкл Пеппард, «Юния, Фиби и Приска в раннехристианском Риме» , 23 апреля 2018 г., Commonweal