Религия в Советском Союзе
Возможно, эту статью необходимо реорганизовать, чтобы она соответствовала рекомендациям Википедии по оформлению . ( Июль 2020 г. ) |
Часть серии о |
Культура Советского Союза |
---|
Люди |
Языки |
Традиции |
Кухня |
Фестивали |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Религия в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) доминировала благодаря тому факту, что он стал первым государством, одной из целей своей официальной идеологии которого было устранение существующей религии и предотвращение насаждения религиозных убеждений в будущем с целью установления государственного атеизма ( госатеизма ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Однако основные религии дореволюционной России сохранялись на протяжении всего советского периода и официально религия никогда не ставилась вне закона. Христиане принадлежали к различным конфессиям : православным (имевшим наибольшее число последователей), католикам , баптистам и различным другим протестантским конфессиям. Большинство мусульман в Советском Союзе были суннитами , за заметным исключением Азербайджана , где большинство составляли шииты . У иудаизма также было много последователей. Другие религии, исповедуемые небольшим числом верующих, включали буддизм и шаманизм . [ 5 ]
Подавляющее большинство населения Российской империи было на момент революции верующими. После Октябрьской революции большевики стремились сломить власть всех религиозных свергли Временное правительство России и основали Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (РСФСР), коммунисты институтов и в конечном итоге заменить религиозные убеждения атеизмом. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] В рамках кампании систематически разрушались церкви и другие культовые сооружения. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] и существовала «спонсируемая правительством программа обращения в атеизм », проводимая коммунистами. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] «Наука» противопоставлялась «религиозным суевериям» в средствах массовой информации и академической литературе. Коммунистическое правительство преследовало религии, исходя из государственных интересов, и хотя большинство организованных религий никогда не признавалось вне закона, религиозная собственность была конфискована, верующие подвергались преследованиям, а религия высмеивалась, а атеизм пропагандировался в школах. [ 2 ] В 1925 году правительство основало Лигу воинствующих атеистов, чтобы усилить преследования. [ 15 ]
Марксизм-ленинизм и религия
[ редактировать ]основатель Советского государства Владимир Ленин Как говорил :
Религия — опиум народа : это изречение Маркса — краеугольный камень всей идеологии марксизма о религии. Все современные религии и церкви, все виды религиозных организаций всегда рассматриваются марксизмом как органы буржуазной реакции, используемые для защиты эксплуатации и одурманивания рабочего класса. [ 16 ] [ 17 ]
Марксистско-ленинский атеизм последовательно выступал за контроль, подавление и уничтожение религии. Примерно за год после революции государство экспроприировало все церковное имущество, включая сами церкви, а в период с 1922 по 1926 год были убиты 28 русских православных епископов и более 1200 священников. Многие другие подверглись преследованиям. [ 18 ]
христианство
[ редактировать ]православный
[ редактировать ]Православные христиане составляли большинство верующих в Советском Союзе. В конце 1980-х годов три православные церкви претендовали на существенное членство в стране: Русская православная церковь , Грузинская православная церковь и Украинская автокефальная православная церковь (АПЦ). Они были членами крупнейшей конфедерации православных церквей в мире, обычно называемой Восточной Православной Церковью. Первые два действовали открыто и допускались государством, но украинской АОК не было разрешено действовать открыто. Приходы Белорусской автокефальной православной церкви вновь появились в Беларуси только после распада Советского Союза , но они не получили признания со стороны Белорусского экзархата Русской православной церкви , контролирующего белорусские епархии . [ 19 ]
Русская Православная Церковь
[ редактировать ]По советским и западным источникам [ который? ] В конце 1980-х годов Русская Православная Церковь насчитывала более 50 миллионов верующих, но зарегистрировано лишь около 7000 действующих церквей. Более 4000 таких церквей находились на территории Украинской Республики (почти половина из них — на западе Украины ). [ 20 ] Столь же непропорциональным было распределение шести монастырей и десяти женских монастырей Русской Православной Церкви: только два из монастырей находились в РСФСР , еще два — на Украине и по одному — в Белоруссии и Литве . Семь монастырей располагались на Украине и по одному в Молдове , Эстонии и Латвии .
Грузинская Православная Церковь
[ редактировать ]Грузинскую православную церковь, еще одного автокефального члена восточного православия, возглавлял грузинский патриарх. В конце 1980-х годов у него было 15 епископов, 180 священников, 200 приходов и примерно 2,5 миллиона последователей. В 1811 году Грузинская православная церковь была включена в состав Русской православной церкви, но восстановила свою независимость в 1917 году, после падения царя . Тем не менее, Русская Православная Церковь официально не признавала свою независимость до 1943 года.
Украинская Автокефальная Православная Церковь
[ редактировать ]Украинская АПЦ отделилась от Русской Православной Церкви в январе 1919 года, когда недолговечное Украинское государство приняло указ об автокефалии Украинской Православной Церкви. [ 21 ] Ее независимость была подтверждена большевиками в Украинской республике, и к 1924 году она насчитывала 30 епископов, почти 1500 священников, почти 1100 приходов и от 4 до 6 миллионов членов.
С момента своего создания Украинская АПЦ столкнулась с враждебностью Русской Православной Церкви в Украинской Республике. В конце 1920-х годов советские власти обвинили его в националистических тенденциях. В 1930 году правительство заставило церковь реорганизоваться в «Украинскую Православную Церковь», и лишь немногие из ее приходов дожили до 1936 года. Тем не менее, Украинская АПЦ продолжала функционировать за пределами Советского Союза и была возрождена на территории Украины при Немецкая оккупация во время Второй мировой войны . В конце 1980-х годов некоторые православные верующие Украинской Республики обратились к советскому правительству с просьбой восстановить Украинскую АПЦ. [ нужны разъяснения (с каким результатом?) ]
Армянский Апостольский
[ редактировать ]Армянская Апостольская Церковь – независимая Восточная Православная Церковь. В 1980-е годы у нее было около 4 миллионов приверженцев – почти все население Армении. Было разрешено иметь 6 епископов, от 50 до 100 священников и от 20 до 30 церквей, а также одна духовная семинария и шесть монастырей.
католики
[ редактировать ]Католики составляли значительную и активную религиозную группу в Советском Союзе. Их число резко возросло с аннексией территорий Второй Польской Республики в 1939 году и Прибалтийских республик в 1940 году. Католики в Советском Союзе разделились на принадлежавших к Латинской церкви , признанной правительством, и оставшихся верными Украинская греко-католическая церковь , запрещенная в 1946 году.
Латинская церковь
[ редактировать ]Большинство из 5,5 миллионов латино-католиков Советского Союза проживало в Литовской, Белорусской и Латвийской республиках, а также в Молдавской, Украинской и Российской республиках. После Второй мировой войны самая активная латино-католическая община в Советском Союзе находилась в Литовской республике, где большинство населения составляют католики. Латинская церковь там рассматривалась как институт, который одновременно поощрял и защищал национальные интересы и ценности Литвы. С 1972 года католическое подпольное издание « Хроника католической церкви в Литве » поддерживало не только религиозные права литовцев, но и их национальные права.
Украинская Греко-Католическая Церковь
[ редактировать ]Западная Украина, которая включала в себя в основном историческую область Галиция , стала частью Советского Союза в 1939 году. Хотя ее население было украинским, оно никогда не было частью Российской империи , но было восточно-католическим . После Второй мировой войны Украинская греко-католическая церковь тесно связана с националистическими устремлениями региона, что вызвало враждебность советского правительства, которое боролось с украинским повстанцем . В 1945 году советские власти арестовали церковного митрополита Иосифа Слипого , девять епископов и сотни священнослужителей и ведущих мирских активистов и депортировали их в исправительно-трудовые лагеря в Сибири и других местах. Девять епископов и многие представители духовенства умерли в тюрьмах, концентрационных лагерях, ссылке или вскоре после освобождения во время послесталинской оттепели. [ 22 ] но после 18 лет заключения и гонений митрополит Слипый был освобожден, когда Папа Иоанн XXIII за него вмешался . Слипый отправился в Рим, где получил титул главного архиепископа Львовского, а в 1965 году стал кардиналом. [ 22 ]
был созван синод В 1946 году во Львове , на котором, несмотря на неканоничность как в католическом, так и в православном понимании, была аннулирована Брестская уния , а Украинская Греко-Католическая Церковь была официально присоединена к Русской Православной Церкви. Георгиевский собор во Львове стал престолом архиепископа Русской Православной Церкви Макария. [ 22 ]
В отношении духовенства, присоединившегося к Русской Православной Церкви, советские власти воздерживались от широкомасштабных преследований, наблюдаемых в других местах. Во Львове закрыли только одну церковь. Фактически западные Львовско-Тернопольская и Ивано-Франковская епархии были крупнейшими в СССР. Каноническое право также было смягчено, что позволило духовенству брить бороды (практика, необычная для православия) и проводить литургию на украинском языке, а не на славянском. [ нужна ссылка ]
В 1989 году Украинская Греко-Католическая Церковь была официально восстановлена после более чем 40-летнего катакомбного периода. [ 22 ] Последовали конфликты между православными и католиками по поводу собственности на церковные здания, конфликты, которые продолжались и в 1990-е годы, после обретения Украиной независимости .
протестанты
[ редактировать ]Протестантские общины (в частности, лютеране ) впервые появились в Российской империи в XVI—XVII веках в связи с общинами экспатриантов из Западной Европы. В 18 веке при Екатерине II (Великой) большое количество немецких поселенцев в Российскую империю было приглашено , в том числе меннонитов , лютеран, реформаторов, а также католиков. В 17-19 веках из Русской Православной Церкви возникли различные новые религиозные движения (в том числе молокане , духоборы , хлысты , прыгуны и в некоторой степени субботники , а в 19 веке толстовские сельские общины), и их существование подготовило почву для Будущее распространение протестантизма. Первые баптистские общины в Российской империи возникли в виде несвязанных линий в трех широко разделенных регионах Российской империи (Закавказье, Украине и Санкт-Петербурге) в 1860-х и 1870-х годах. В начале двадцатого века также сформировались пятидесятнические группы. В самые первые годы советской власти большевики сосредоточили свои антирелигиозные усилия на Русской Православной Церкви, и она, похоже, заняла менее враждебную позицию по отношению к «сектантам». Однако уже до прихода к власти Сталина ситуация изменилась. А с начала 1930-х годов протестанты, как и другие религиозные группы, испытали всю силу советских репрессий. Церкви были закрыты, а религиозные лидеры арестованы и осуждены, часто обвиняясь в антисоветской деятельности. Один из лидеров пятидесятнического движения. Иван Воронаев был приговорен к смертной казни в 1937 году, например.
Баптисты, евангелические христиане и пятидесятники
[ редактировать ]Вторая мировая война привела к ослаблению церковно-государственных отношений в Советском Союзе, и протестантская община получила выгоду наряду со своими русскими православными коллегами . В 1944 году был образован Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, объединивший два основных направления внутри советского протестантизма. В течение следующих двух лет лидеры двух основных пятидесятнических ветвей в Советском Союзе также согласились присоединиться. В послевоенный период наблюдался рост баптистских и пятидесятнических общин, и наблюдалось религиозное возрождение в эти годы . Статистические данные, предоставленные руководителями зарегистрированной церкви, показывают, что в 1946 году число крещеных членов увеличилось до 540 000 к 1958 году. [ 23 ] На самом деле влияние протестантизма было гораздо шире, чем предполагают эти цифры: помимо существования незарегистрированных баптистских и пятидесятнических групп, были также тысячи людей, которые посещали богослужения, не приняв крещения. существовало множество баптистских и пятидесятнических общин В Украине . Женщины в этих общинах значительно превосходили мужчин по численности, хотя пасторами были мужчины. [ 24 ] К 1991 году Украина была второй по величине баптистской общиной в мире, уступая только Соединенным Штатам. [ 25 ]
Хотя советское государство в 1944 году учредило Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов и поощряло приходы к регистрации, это не означало прекращения гонений на христиан. Многие лидеры и рядовые верующие различных протестантских общин стали жертвами преследований со стороны коммунистического правительства, вплоть до тюремного заключения. Преследования были особенно жестокими в 1948-53 годах, а также в начале 1960-х годов.
Несмотря на попытку Советского государства создать единое церковное движение, внутри евангелической церкви существовало множество расколов . В начале 1960-х годов отколовшаяся группа сформировала новое движение, призывавшее к духовному пробуждению и большей независимости от советского государства. Особым гонениям подвергались лидеры этой группы (впоследствии известной как Совет Церкви евангельских христиан-баптистов ). Пятидесятники также сформировали свою собственную подпольную организацию и в результате подверглись преследованию со стороны государства.
лютеране
[ редактировать ]Лютеране, вторая по численности протестантская группа, проживали по большей части в Латвийской и Эстонской республиках. В 1980-е годы лютеранские церкви в этих республиках в некоторой степени отождествляли себя с национальными проблемами. [ нужны разъяснения ] в двух республиках. Отношение государства к лютеранам в целом было доброжелательным. [ нужна ссылка ] Лютеранская церковь в разных регионах страны в советское время подвергалась гонениям, а церковное имущество было конфисковано. [ 26 ] Многие из ее членов и пасторов подвергались репрессиям, а некоторые были вынуждены эмигрировать. [ 27 ]
Другие протестанты
[ редактировать ]Присутствовал ряд других протестантских групп, в том числе адвентисты и реформаты .
Другие христианские группы
[ редактировать ]Инструкция по религиозным культам от марта 1961 года впервые объяснила, что «секты, учение и характер деятельности которых имеют антигосударственный и варварско-экстремистский [изуверский] характер: Свидетели Иеговы , пятидесятники , адвентисты -реформисты» не подлежат регистрации. [ 28 ] и поэтому были запрещены.
В Советском Союзе существовал ряд общин русских меннонитов , Свидетелей Иеговы и других христианских групп. В 1951 году в Сибирь было депортировано около 9000 Свидетелей Иеговы; число тех, кто не был депортирован, неизвестно. Число Свидетелей Иеговы за этот период значительно возросло: по оценкам КГБ в 1968 году, оно составляло около 20 000. Русские меннониты начали эмигрировать из Советского Союза перед лицом растущего насилия и преследований, государственных ограничений на свободу религии и предвзятого распределения общинные сельскохозяйственные угодья . Они эмигрировали в Германию, Великобританию, США, некоторые части Южной Америки и другие регионы.
иудаизм
[ редактировать ]См. историю евреев в Советском Союзе .
ислам
[ редактировать ]После большевистской революции к исламу какое-то время (до 1929 года) относились лучше, чем к Русской православной церкви, которую большевики считали центром «реакции», и другим религиям. В декларации «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» ( Всем трудящимся мусульманам в России и на Востоке ) от ноября 1917 года большевистское правительство провозгласило свободу исповедовать свою религию и обычаи для мусульман, «чьи верования и обычаи подавлялись цари и русские угнетатели». [ 29 ]
В годы Великой Отечественной войны ограничения на религию были несколько стерты. В 1943 году было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана . В 1949 году в Советском Союзе действовало 415 зарегистрированных мечетей. [ 30 ]
В конце 1980-х годов ислам был вторым по величине последователем в Советском Союзе: от 45 до 50 миллионов человек считали себя мусульманами. Но в Советском Союзе было всего около 500 действующих мечетей, что было лишь незначительной частью их числа в дореволюционной России, а советский закон запрещал исламскую религиозную деятельность за пределами действующих мечетей и исламских школ.
Все действующие мечети, религиозные школы и исламские издания контролировались четырьмя «духовными управлениями», созданными советскими властями для обеспечения государственного контроля. Духовное управление Средней Азии и Казахстана , Духовное управление Европы Советского Союза и Сибири, Духовное управление Северного Кавказа и Дагестана Религиозную жизнь мусульман-суннитов курировали . Духовное управление Закавказья занималось как мусульманами-суннитами, так и мусульманами- шиитами . Подавляющее большинство мусульман были суннитами.
Советские мусульмане отличались друг от друга в лингвистическом и культурном отношении, говоря примерно на пятнадцати тюркских языках , десяти иранских языках и тридцати кавказских языках . Следовательно, общение между различными мусульманскими группами было затруднено. В 1989 году русский язык часто служил лингва франка среди некоторых образованных мусульман.
В культурном отношении некоторые мусульманские группы имели высокоразвитые городские традиции, тогда как другие еще недавно вели кочевой образ жизни. Некоторые жили в промышленно развитых странах, другие — в изолированных горных регионах. В целом, мусульмане не были однородной группой с общей национальной идентичностью и наследием, хотя они исповедовали одну и ту же религию и одну и ту же страну.
В конце 1980-х годов неофициальные мусульманские общины, встречавшиеся в чайных и частных домах со своими муллами , значительно превосходили по численности общины в официально санкционированных мечетях. Неофициальные муллы были либо самоучками, либо неофициально обучались другими муллами. В конце 1980-х годов неофициальный ислам, похоже, раскололся на фундаменталистские общины и группы, делавшие упор на суфизм .
Политика в отношении религий на практике
[ редактировать ]Массовые репрессии в Советском Союзе |
---|
Экономические репрессии |
Политические репрессии |
Идеологические репрессии |
Этнические репрессии |
Советская политика в отношении религии была основана на идеологии марксизма-ленинизма , которая сделала атеизм официальной доктриной Коммунистической партии. Однако «советское законодательство и административная практика на протяжении большей части 1920-х годов распространяли некоторую терпимость к религии и запрещали произвольное закрытие или разрушение некоторых действующих церквей». [ 31 ] и каждая последующая советская конституция предоставляла свободу вероисповедания.
Марксизм-ленинизм выступает за подавление и, в конечном итоге, за исчезновение религиозных верований, считая их «ненаучными» и «суеверными». В 1920-1930-е годы такие организации, как «Союз воинствующих безбожников» активную антирелигиозную пропаганду вели . Атеизм был нормой в школах, коммунистических организациях (таких как Организация пионеров ) и средствах массовой информации.
Однако усилия государства по искоренению религии в Советском Союзе на протяжении многих лет различались в зависимости от конкретных религий и были затронуты высшими государственными интересами. В 1923 году корреспондент New York Times увидел, как христиане мирно празднуют Пасху в Москве, несмотря на жестокие антирелигиозные действия в предыдущие годы. [ 32 ] Официальная политика и практика не только менялись со временем, но и различались по своему применению от одной национальности к другой и от одной религии к другой.
В 1929 году, с началом Культурной революции в Советском Союзе и подъемом радикальной воинственности в партии и комсомоле , мощная «жесткая линия» в пользу массового закрытия церквей и арестов священников стала доминирующей и, очевидно, получила одобрение Сталина. . Секретные инструкции «жесткой линии» были даны местным партийным организациям, но не опубликованы. Когда антирелигиозная кампания вызвала гнев сельского населения, не говоря уже о гневе Папы и других представителей западной церкви, государство смогло отказаться от политики, которую оно никогда публично не одобряло. [ 33 ] [ 34 ]
Хотя все советские лидеры преследовали одну и ту же долгосрочную цель — создание сплоченного советского народа, они проводили разную политику для ее достижения. Для советского правительства вопросы национальности и религии всегда были тесно связаны. Поэтому их отношение к религии также варьировалось от полного запрета одних религий до официальной поддержки других.
Политика в отношении национальностей и религии
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( ноябрь 2022 г. ) |
Теоретически Советская Конституция описывала позицию государства в отношении национальностей и религий. [ а ] В нем говорилось, что каждый советский гражданин также имеет определенное гражданство, и в каждом советском паспорте есть эти две записи. Конституция предоставляла значительную степень местной автономии, но эта автономия была подчинена центральной власти. Кроме того, поскольку местные и центральные административные структуры часто не были четко разделены, местная автономия еще больше ослаблялась. Хотя по Конституции все национальности равны, на практике с ними так не обращались. Лишь пятнадцать национальностей имели статус союзной республики, что давало им в принципе множество прав, в том числе право на выход из союза.
Двадцать две национальности проживали в автономных республиках с определенной степенью местного самоуправления и представительством в Совете национальностей при Верховном Совете. Еще восемнадцать национальностей имели территориальные анклавы (автономные области и автономные округа ), но имели очень мало полномочий самоуправления. Остальные национальности вообще не имели права самоуправления. Иосифом Сталиным в 1913 году, как «исторически сложившейся и стабильной общности людей, сформированной на основе общего языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общей культуре», сохранялось советскими властями на протяжении 1980-х годов. Определение нации, данное [ нужна ссылка ] Однако при предоставлении национальностям статуса союзной республики учитывались три дополнительных фактора: численность населения не менее 1 миллиона человек, территориальная компактность и расположение на границах Советского Союза.
Хотя Ленин считал, что со временем все национальности сольются в одну, он настаивал на создании Советского Союза как федерации формально равноправных наций. В 1920-е годы национальностям были предоставлены настоящие культурные уступки. Коммунистическим элитам различных национальностей было позволено процветать и иметь значительное самоуправление. Национальные культуры, религии и языки не просто терпели, но и поощрялись в районах с мусульманским населением.
Демографические изменения 1960-х и 1970-х годов привели к сокращению общего русского большинства, но они также привели к тому, что две национальности (казахи и киргизы) стали меньшинствами в своих республиках во время переписи 1979 года, а также значительно сократили большинство титульных национальностей. в других республиках. Такая ситуация побудила Леонида Брежнева заявить на XXIV съезде Коммунистической партии в 1971 году, что процесс создания единого советского народа завершен и выдвинуты предложения об отмене федеративной системы и замене ее единым государством. Однако в 1970-е годы по Советскому Союзу начало распространяться широкое движение национального инакомыслия. Это проявлялось по-разному: евреи настаивали на своем праве эмигрировать в Израиль; Крымские татары потребовали разрешения вернуться в Крым; Литовцы призвали к восстановлению прав Католической церкви; и группы Helsinki Watch были созданы в Грузинской, Литовской и Украинской республиках. Петиции, литература и периодические публичные демонстрации выражали публичные требования соблюдения прав человека всех национальностей. Однако к концу 1970-х годов массовые и согласованные усилия КГБ в значительной степени подавил национальное инакомыслие. Тем не менее Брежнев усвоил урок. От предложений о демонтаже федеративной системы отказались в пользу политики более постепенного объединения национальностей.
Советские чиновники тесно отождествляли религию с национальностью. Таким образом, реализация политики в отношении конкретной религии зависела от восприятия государством связи между этой религией и исповедующей ее национальностью, размера религиозной общины, степени, в которой религия принимала внешнюю власть, а также готовности национальности к подчинить себя политической власти. Таким образом, чем меньше религиозная община и чем теснее она идентифицирует себя с определенной национальностью, тем жестче была политика государства, особенно если религия также признавала иностранного авторитета, такого как Папа Римский.
Политика в отношении православия
[ редактировать ]Что касается Русской Православной Церкви, советские власти стремились контролировать ее и во времена национального кризиса использовать ее в собственных целях; но их конечной целью было устранить его. За первые пять лет советской власти большевики казнили 28 русских православных епископов и более 1200 русских православных священников. Многие другие были заключены в тюрьму или сосланы. Верующие подвергались преследованиям и преследованиям. Большинство семинарий были закрыты, а публикация большинства религиозных материалов запрещена. К 1941 году только 500 церквей оставались открытыми из примерно 54 000, существовавших до Первой мировой войны.
Подобные репрессии были связаны с недовольством многих людей церковью в дореволюционной России. воспринимали церковь как коррумпированную и жадную Тесные связи церкви и государства привели к тому, что многие представители интеллигенции . Многие крестьяне , хотя и были очень религиозными, также относились к церкви неблагоприятно. Уважение к религии не распространялось на местных священников. Церкви принадлежала значительная часть российских земель, и это было яблоком раздора: владение землей сыграло важную роль в русской революции 1917 года .
Нападение нацистов на Советский Союз в 1941 году побудило Сталина привлечь Русскую Православную Церковь в качестве союзника, чтобы пробудить русский патриотизм против иностранной агрессии. Русская православная религиозная жизнь возродилась: были вновь открыты тысячи церквей; К моменту прихода к власти Никиты Хрущева их было 22 000 . Государство разрешило религиозные публикации, и число членов церкви росло.
В последние годы правления Иосифа Сталина антирелигиозные меры вновь ужесточились. [ 36 ] В апреле 1948 года Совет по делам религий разослал своим местным комиссарам указание прекратить регистрацию новых религиозных общин, и с этого момента церкви больше не открывались. [ 37 ] Созданное годом ранее «Общество Знания» занялось просветительской деятельностью и вновь начало издавать антирелигиозную литературу. [ 37 ]
Хрущев полностью изменил политику правительства по сотрудничеству с Русской Православной Церковью. Хотя это оставалось официально санкционированным, в 1959 году Хрущев начал антирелигиозную кампанию, которую в менее жесткой форме продолжил его преемник Леонид Брежнев . К 1975 году число действующих русских православных церквей сократилось до 7000. Некоторые из наиболее видных членов русской православной иерархии и некоторые активисты были заключены в тюрьму или вынуждены покинуть церковь. Их место заняло покорное духовенство, послушное государству и в которое иногда проникали агенты КГБ, что делало Русскую Православную Церковь полезной для правительства. Он поддерживал и пропагандировал советскую внешнюю политику и способствовал русификации нерусских христиан, таких как православные украинцы и белорусы.
Государство применяло разную политику в отношении Украинской автокефальной православной церкви и Белорусской автокефальной православной церкви. Считавшиеся правительством крайне националистическими, оба были подавлены сначала в конце 1920-х годов, а затем в 1944 году, после того как они возобновились под немецкой оккупацией. Руководство обеих церквей было уничтожено; большое количество священников было расстреляно или отправлено в трудовые лагеря, а члены их общин подвергались преследованиям и преследованиям.
Грузинская православная церковь подвергалась несколько иной политике, и дела у нее были гораздо хуже, чем у Русской православной церкви. Однако во время Второй мировой войны ей была предоставлена большая автономия в ведении своих дел в обмен на призыв своих членов поддержать военные усилия, хотя она не добилась такого согласия с властями, как Русская Православная Церковь. После войны правительство вновь установило над ним жесткий контроль. Из примерно 2100 церквей в 1917 году только 200 были открыты в 1980-е годы, и служить своим приверженцам за пределами Грузинской Республики было запрещено. Во многих случаях правительство заставляло Грузинскую Православную Церковь проводить службы на старославянском, а не на грузинском языке.
Политика в отношении католицизма и протестантизма
[ редактировать ]Политика советского правительства в отношении католической церкви находилась под сильным влиянием признания советскими католиками внешней власти в качестве главы своей церкви. В результате Второй мировой войны миллионы католиков (в том числе греко-католиков) стали советскими гражданами и подверглись новым репрессиям. Также в трех республиках, где проживало большинство католиков, — Литовской ССР , Белорусской ССР и Украинской ССР — католицизм и национализм были тесно связаны. Хотя к Римско-католической церкви в Литве относились терпимо, большое количество духовенства было заключено в тюрьмы, многие семинарии были закрыты, а в остальные проникли полицейские агенты. Антикатолическая кампания в Литве утихла после смерти Сталина, но жесткие меры против церкви возобновились в 1957 году и продолжались в эпоху Брежнева. [ нужна ссылка ]
Советская политика была особенно жесткой по отношению к Украинской Греко-Католической Церкви . Украинские греко-католики попали под советскую власть в 1939 году, когда западная Украина была включена в состав Советского Союза в рамках нацистско-советского пакта о ненападении . Хотя Украинской Греко-Католической Церкви было разрешено функционировать, она почти сразу же подверглась жестоким преследованиям. [ нужна ссылка ] Отступая перед немецкой армией в 1941 году, советские власти арестовали большое количество украинских греко-католических священников, которые были либо убиты, либо депортированы в Сибирь. [ 22 ] После того, как Красная Армия повторно оккупировала Западную Украину в 1944 году, Советское государство ликвидировало Украинскую Греко-Католическую Церковь, арестовав ее митрополита, всех ее епископов, сотни священнослужителей и наиболее активных членов церкви, убив некоторых и отправив остальных в трудовые лагеря. . В то же время советские власти заставили оставшееся духовенство разорвать унию с Римом и подчиниться Русской Православной Церкви.
До Второй мировой войны в Советском Союзе было меньше протестантов, чем приверженцев других конфессий, но с тех пор их число значительно возросло. В 1944 году советское правительство учредило Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ныне Союз евангельских христиан-баптистов России ), чтобы получить некоторый контроль над различными протестантскими конфессиями. Однако многие общины отказались присоединиться к этой организации, а другие, первоначально присоединившиеся к ней, впоследствии покинули ее. Все обнаружили, что государство через собор вмешивается в церковную жизнь.
Политика по отношению к другим христианским группам
[ редактировать ]Ряд общин русских меннонитов , Свидетелей Иеговы и других христианских групп подвергались преследованиям разной степени при советской власти.
Свидетелям Иеговы было запрещено исповедовать свою религию. В рамках операции «Север» было конфисковано личное имущество более восьми тысяч членов, и они (вместе с несовершеннолетними детьми) были сосланы в Сибирь с 1951 года до отмены в 1965 году. Всем было предложено подписать заявление об отказе от статуса Свидетелей Иеговы, чтобы чтобы не депортировали. Нет никаких записей о том, что кто-либо подписал эту декларацию. В Сибири некоторых мужчин, женщин и детей заставляли работать лесорубами за фиксированную заработную плату. Пострадавшие сообщили, что условия жизни очень плохие. С 1951 по 1991 год Свидетели Иеговы в Сибири и за ее пределами находились в заключении, а затем повторно арестовывались после отбытия срока. Некоторых заставили работать в концентрационных лагерях, других насильно зачислили в марксистские программы перевоспитания . [ нужна ссылка ] Сотрудники КГБ проникли в организацию Свидетелей Иеговы в Советском Союзе, главным образом, для поиска тайников с богословской литературой. Советские пропагандистские фильмы изображали Свидетелей Иеговы как секту , экстремистскую организацию, занимающуюся контролем сознания . Свидетели Иеговы были легализованы в Советском Союзе в 1991 году; жертвам были предоставлены социальные льготы, эквивалентные пособиям ветеранов войны.
В начале большевистского периода, преимущественно до окончания Гражданской войны в России и возникновения Советского Союза, русские меннонитские общины подвергались преследованиям; несколько меннонитов были убиты или заключены в тюрьму, а женщины были изнасилованы. Анархо-коммунист Нестор Махно был ответственен за большую часть кровопролития, в результате чего обычно пацифистские меннониты взяли в руки оружие в оборонительных отрядах ополчения. Это положило начало массовому исходу меннонитов в Германию, США и другие страны. заклеймили меннонитов кулаками Советы Советского Союза . Фермы их колоний были коллективизированы в соответствии с политикой общинного земледелия . Будучи преимущественно немецкими поселенцами, русские меннониты во время Второй мировой войны считали вторгшиеся в Россию немецкие войска освободителями. Многим был разрешен проезд в Германию как Volksdeutsche . Советские власти начали ссылать поселенцев-меннонитов из восточной части России в Сибирь. После войны оставшихся российских меннонитов заклеймили как нацистских заговорщиков и сослали в Казахстан и Сибирь, иногда заключая в тюрьму или заставляя работать в концентрационных лагерях. В 1990-е годы российское правительство предоставило меннонитам Казахстана и Сибири возможность эмигрировать.
Политика в отношении ислама
[ редактировать ]На советскую политику в отношении ислама повлияла, с одной стороны, большая численность мусульманского населения, его тесная связь с национальными культурами и его склонность к принятию советской власти, а с другой стороны, его восприимчивость к иностранному влиянию. Активно поощряя атеизм, советские власти разрешали некоторую ограниченную религиозную деятельность во всех мусульманских республиках под эгидой региональных отделений Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана . Мечети действовали в большинстве крупных городов республик Средней Азии , Кавказа , Татарстана , Башкортостана , Крыма , Азербайджанской Республики и других стран, но их число сократилось с 25 тысяч в 1917 году до 500 в 1970-е годы. При сталинском правлении советские власти расправились с мусульманским духовенством, закрыв многие мечети или превратив их в склады. [ 38 ] В 1989 году в рамках общего ослабления ограничений на религию были зарегистрированы дополнительные мусульманские религиозные объединения, а некоторые мечети, закрытые правительством, были возвращены мусульманским общинам. Правительство также объявило о планах разрешить обучение ограниченного числа мусульманских религиозных лидеров на двух- и пятилетних курсах в Уфе и Баку соответственно.
Политика в отношении иудаизма
[ редактировать ]Хотя Ленин публично осуждал антисемитизм , правительство, однако, было враждебно настроено по отношению к иудаизму . с самого начала [ 39 ] В 1919 году советские власти упразднили советы еврейской общины, которые традиционно отвечали за содержание синагог. Они создали специальную еврейскую секцию партии , в задачи которой входила пропаганда против еврейского духовенства и религии. Чтобы компенсировать еврейские национальные и религиозные устремления и отразить роль еврейского национального движения в социалистическом движении Российской империи (например, Троцкий сначала был членом Еврейского Бунда , а не Социал-демократической рабочей партии ), альтернатива Земля Израиля была основана в 1934 году.
Еврейская автономная область , созданная в 1928 году Сталиным, с в Биробиджане на Дальнем Востоке России административным центром , должна была стать «Советским Сионом». Идиш , а не «реакционный» иврит , станет национальным языком, а пролетарская социалистическая литература и искусство заменят иудаизм как квинтэссенцию его культуры. Несмотря на масштабную государственную пропагандистскую кампанию внутри страны и за рубежом, еврейское население там так и не достигло 30% (по состоянию на 2003 год оно составляло всего около 1,2%). Эксперимент завершился в середине 1930-х годов, во время первой сталинской кампании чисток. Еврейские лидеры были арестованы и казнены, а идишские школы были закрыты. Последовали дальнейшие преследования и чистки. [ 40 ]
Обучение раввинов стало невозможным до начала 1940-х годов, а до конца 1980-х годов выходил только один журнал на идише. Из-за своей идентификации с сионизмом иврит преподавали только в школах для дипломатов. Большинство из 5000 синагог, действовавших до большевистской революции, были закрыты при Сталине, а другие были закрыты при Хрущеве. Практика иудаизма стала очень трудной, что усилило желание евреев покинуть Советский Союз. [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]- Атака
- Указатель статей, посвященных Советскому Союзу
- Совет по делам религии
- Культура Советского Союза
- Демография Советского Союза
- Государственный атеизм
- Советское антирелигиозное законодательство
- Советские антикатолические кампании
- Преследования христиан в странах Варшавского договора
- Преследования христиан в Советском Союзе
- Преследования католической церкви и Пия XII
- Антирелигиозная кампания СССР (1917–1921).
- Антирелигиозная кампания СССР (1921–1928).
- Антирелигиозная кампания СССР (1928–1941).
- Антирелигиозная кампания СССР (1958–1964).
- Антирелигиозная кампания СССР (1970–1990 гг.)
- Восточно-католические жертвы советских преследований
- Преследования мусульман в бывшем СССР
- Преследование Свидетелей Иеговы в Советском Союзе
- Советские востоковеды в исламе
- Религия в России
- Bezbozhnik
- Враг народа
- русификация
- Советизация
- Красный Террор
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Статья 123 конституции гласила, что все граждане союза имели равные права «независимо от их национальности и расы во всех сферах экономической, государственной, культурной, социальной и политической жизни», а статья 124 допускала свободу религии. включая отделение церкви от школы и государства. [ 35 ]
Ссылки
- ^ Принудительная секуляризация в Советской России: почему атеистическая монополия потерпела неудачу
- ^ Jump up to: а б «Откровения из российских архивов: АНТЕРЕЛИГИОЗНЫЕ КАМПАНИЯ» . Библиотека Конгресса . Правительство США . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ Ковалевски, Дэвид (октябрь 1980 г.). «Протест за религиозные права в СССР: особенности и последствия». Русское обозрение . 39 (4): 426–441. дои : 10.2307/128810 . JSTOR 128810 .
- ^ Рамет, Сабрина Петра, изд. (1993). Религиозная политика в Советском Союзе . Издательство Кембриджского университета. стр. 4 . ISBN 9780521416436 .
- ^ Чакарс, Мелисса (2014). Социалистический образ жизни в Сибири: трансформация в Бурятии . Издательство Центральноевропейского университета. п. 235. ИСБН 9789633860144 .
- ^ Арто Луукканен (1994). Партия неверия . Хельсинки: Studia Historica 48. ISBN. 951-710-008-6 . OCLC 832629341 . ОЛ 25433417М .
- ^ Андерсон, Джон (1994). Религия, государство и политика в Советском Союзе и государствах-преемниках . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . стр. 3 . ISBN 0-521-46784-5 .
- ^ Почему Сталин пытался искоренить религию в Советском Союзе
- ^ Как церкви в Советском Союзе были осквернены и перепрофилированы.
- ^ Как Советы использовали захваченные церкви?
- ^ 10 красивых московских церквей, разрушенных в советские времена
- ^ Религия и государство в России и Китае: подавление, выживание и возрождение, Кристофер Марш, стр. 47. Continuum International Publishing Group, 2011.
- ^ Внутри Центральной Азии: политическая и культурная история, Дилип Хиро. Пингвин, 2009.
- ^ Адаппур, Авраам (2000). Религия и культурный кризис в Индии и на Западе . Межкультурные публикации. ISBN 9788185574479 . Проверено 14 июля 2016 г.
Принудительное обращение при атеистических режимах. Можно добавить, что самый современный пример насильственного «обращения» произошел не в каком-либо теократическом государстве, а в явно атеистическом правительстве — в Советском Союзе при коммунистах.
- ^ Джеффри Блейни; Краткая история христианства; Викинг; 2011 г.; стр.494"
- ^ Ленин В.И. «Об отношении рабочей партии к религии» . Собрание сочинений, т. 17, с.41 . Проверено 9 сентября 2006 г.
- ^ «Ленин: Отношение рабочей партии к религии» . www.marxists.org . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Страноведение: Россия-Русская Православная Церковь, Библиотека Конгресса США, по состоянию на 3 апреля 2008 г.
- ^ Н. С. Тимашев, Религия в Советской России 1917-1942 (1942) онлайн
- ^ Зикель, Раймонд Э. (1991). Советский Союз: Страноведческое исследование . Дивизия. п. 188. ИСБН 978-0-8444-0727-2 .
- ^ Плохий, Сергей; Сысин, Фрэнк Э. (2003). Религия и нация в современной Украине . Канадский институт украинских исследований Press. п. 76. ИСБН 978-1-895571-45-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Украинские греко-католики: исторический обзор» . Религиозно-информационная служба Украины. Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 года.
- ^ Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6991, оп. 4, д. 6 и д. 94.
- ^ Н. Белякова и Мириам Добсон, « Протестантские женщины в позднюю советскую эпоху: пол, власть и инакомыслие », Canadian Славянские документы , 58 (2), 2016, 117-140.
- ^ Ванне, Кэтрин (2006). «ЕВАНГЕЛИКАЛИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ В УКРАИНЕ» (PDF) . Национальный совет по евразийским и восточноевропейским исследованиям .
- ^ Лютеранские церкви . Религиозно-информационная служба Украины. [ нужна полная цитата ]
- ^ Кестонский институт и защита преследуемых христиан в СССР . [ нужна полная цитата ]
- ^ ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 306. Л. 11–12.
- ^ Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока
- ^ Искусство и религия: Современное исламское искусство народов России By Червонная С. М. Page 118.
- ^ Фитцпатрик, С. Повседневный сталинизм . Издательство Оксфордского университета . Нью-Йорк, 1999. стр. 27. ISBN 0-19-505001-0
- ^ «Москва празднует Пасху; беспорядков не ожидается; немногие верующие все еще ходят в церковь и их не беспокоят» , The New York Times . 6 апреля 1923 года. Страница 4. Проверено 14 марта 2011 г.
- ^ Фитцпатрик, С. О движении против религии в 1929–30 . Сталинские крестьяне. Нью-Йорк, 1994. стр. 59–63.
- ^ Фитцпатрик, С. Повседневный сталинизм . Нью-Йорк, 1999. стр.27.
- ^ Бур, Роланд (2017). Сталин: от теологии к философии социализма у власти . Сингапур: Спрингер. п. 166. ИСБН 978-981-10-6367-1 . OCLC 1007090474 .
- ^ Феликс, Корли (1999). Религия в Советском Союзе: архивный чтец . Макмиллан. ISBN 0-333-61659-6 . OCLC 247791350 .
- ^ Jump up to: а б Чумаченко Татьяна А.; Рослоф, Эдвард Э.; Рослоф, Эдвард Э. (12 февраля 2015 г.). Церковь и государство в Советской России: русское православие от Второй мировой войны до хрущевских лет . дои : 10.4324/9781315705699 . ISBN 9781315705699 .
- ^ Элен Каррер д'Анкосс, Национальные республики теряют свою независимость, в книге Эдварда А. Олворта (редактировать), Центральная Азия: сто тридцать лет российского доминирования, исторический обзор . Издательство Университета Дьюка , 1994.
- ^ «Антирелигиозные кампании» . www.loc.gov . Архивировано из оригинала 27 июля 2004 года.
- ^ Jump up to: а б Сталин: Суд Красного царя, Монтефиоре, 2007 г.
Библиография
- Рамет, СП (1984). Религия и национализм в советской и восточноевропейской политике. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка.
- ——. (1992). Религиозная политика в Советском Союзе. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Смолкин, Виктория (2018). Священное пространство никогда не бывает пустым: история советского атеизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691174273 .