Кертисс П-60
П-60 | |
---|---|
![]() Curtiss XP-60C в полете с двигателем Pratt & Whitney R-2800, приводящим в движение винты встречного вращения. | |
Общая информация | |
Тип | Истребительная авиация |
Производитель | Кертисс-Райт |
Статус | Отменено |
Основной пользователь | Военно-воздушные силы армии США |
Количество построенных | 1 ХР-53 и 5 ХР-60 (все переоборудованы в новые варианты) [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | 1942–1944 |
Первый полет | 18 сентября 1941 г. |
Ушедший на пенсию | 22 декабря 1944 г. |
Разработано на основе | Кертисс ХР-46 |
Curtiss P-60 — американский одномоторный одноместный - моноплан истребитель с низкорасположенным крылом 1940-х годов, разработанный компанией Curtiss-Wright в качестве преемника их P-40 . Он прошел через длинную серию прототипов, в конечном итоге превратившись в конструкцию, мало похожую на P-40. Ни одна из этих версий не дошла до производства.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]После отклонения XP-46 компания Curtiss выдвинула свою модель 88 в предложениях Воздушному корпусу армии США . предназначался для самолета с фюзеляжем и хвостовым оперением P-40D с ламинарным (в то время находившимся в стадии разработки) крылом с низким сопротивлением NACA, перевернутым двигателем V-12 Continental I-1430-3 и восемью установленными на крыле 0,5-дюймовыми ( 12,7-мм) пулеметы. [ 2 ] Это предложение было принято, и 1 октября 1940 года был заключен контракт на поставку двух прототипов , получивших обозначение XP-53 .
В течение двух месяцев армейская авиация связалась с компанией Curtiss по поводу самолета с ламинарным крылом и британским двигателем Rolls Royce Merlin . Кёртисс предложил использовать конструкцию XP-53 и переоборудовать второй прототип во время его постройки; контракт был изменен, чтобы учесть это с самолетом, известным в компании как Модель 90, получившим обозначение XP-60 . Должен был использоваться V-1650-1 производства Packard (эквивалент Merlin Mk XX), который использовался на Curtis XP-40F. [ 2 ] Конструкция планера XP-60 была изменена для другого двигателя, а основная стойка шасси была заменена с конструкции P-40 с убирающейся назад конструкцией на новую версию с убирающейся внутрь, которая использовалась на XP-46, что позволило расширить колесная база и гладкая поверхность крыла при убранном шасси. Этот самолет впервые поднялся в воздух 18 сентября 1941 года с британским двигателем Merlin 28. Прототип XP-53 затем был переоборудован в планер для статических испытаний XP-60.
использование -75 с турбонаддувом двигателя Allison V-1710 Учитывая, что задержки с поставкой двигателей Merlin производства Packard могли возникнуть из-за их использования в других проектах истребителей ближе к поставке, вместо него рассматривалось . Ожидалось, что он будет развивать скорость 394 миль в час на высоте 25 000 футов. Следовательно, 31 октября 1941 года был заключен контракт на поставку 1950 истребителей P-60A с двигателем Allison, поставки которого ожидались в сентябре 1942 года. [ 3 ]

Летные испытания прототипа ХР-60 проходили не гладко. Помимо проблем с шасси, ожидаемая максимальная скорость не была достигнута из-за недостатков ламинарной обработки поверхности крыла, относительно высокого радиатора сопротивления (по сравнению с североамериканским P-51 Mustang летавшим тогда ) и более низкой заданная мощность двигателя.
Двигатель P-60A Allison не выдавал необходимых 1500 л.с., и теперь, когда Америка находилась в состоянии войны после нападения Японии на Перл-Харбор, поставка существующих конструкций имела приоритет над внедрением в производство новой конструкции. Работы над P-60A были остановлены после 20 декабря 1941 года, когда ВВС США рекомендовали Curtiss сконцентрироваться на лицензионном производстве Republic P-47 Thunderbolts . [ 4 ] Проект Р-60 не был остановлен, но было принято решение построить опытный самолет на базе ХР-60, но с другими двигателями. [ 3 ] В новом заказе от 2 января 1942 года был указан один XP-60A (модель 95A) с двигателем Allison V-1710-75 и турбонагнетателем General Electric B-14, а также один XP-60B (модель 95B) с двигателем Allison V-14. 1710-75, турбонагнетатель Wright SU-504-1 и один XP-60C (модель 95C) с мощностью 2500 л.с. и рабочим объемом 36,4 литра Chrysler XIV-2220 16-цилиндровым двигателем V-16 . Хотя предполагалось использовать крыло от ХР-60, фюзеляж имел более округлое поперечное сечение. [ 3 ]
В феврале 1942 года производство P-60A было отменено, чтобы Curtiss мог построить еще 1400 P-40 и - оставить свои производственные линии занятыми до тех пор, пока P-60 не будет готов к постройке. [ 5 ] - Громовержец [ 6 ] [ а ] для USAAF. [ 1 ]

В то время доступность двигателя Chrysler была под вопросом, и после того, как Кёртисс отметил (в апреле), что фюзеляж потребует замены нескольких сотен фунтов балласта, который потребуется в хвостовой части существующего планера, чтобы сбалансировать тяжелый двигателя, в сентябре было принято решение установить Pratt & Whitney R-2800 на XP-60C радиальный двигатель . Тем временем Curtiss установил Packard V-1650-3 (эквивалент Merlin 61) в оригинальный XP-60 с четырехлопастным винтом и более крупным вертикальным стабилизатором XP-60A; этот самолет получил новое обозначение XP-60D .


XP-60A впервые поднялся в воздух 1 ноября 1942 года. Хотя официальный интерес к этому типу пошел на убыль (с появлением новых конструкций), обещание улучшения характеристик за счет использования двигателя R-2800 привело к заключению контракта на поставку 500 самолетов. официально обозначенный Р-60А-1 , с Р-2800 и винтами встречного вращения ; первые 26 - YP-60A с винтом одинарного вращения. [ 7 ] Опасаясь, что винты встречного вращения не будут доступны вовремя (Pratt & Whitney пришлось модифицировать зубчатую передачу двигателя), для получения данных XP-60B был модифицирован под двигатель Р-2800-10 с турбонагнетателем. четырехлопастной винт. В результате появления других вариантов прототипа эта модификация получила новое обозначение XP-60E (Model 95D) .

27 января 1943 года впервые поднялся в воздух ХР-60С с двигателем Р-2800-53 с винтами встречного вращения. Летные характеристики самолета были признаны в целом удовлетворительными. Первый полет ХР-60Е с четырехлопастным винтом был отложен до 26 мая 1943 года после того, как выяснилось, что из-за меньшего веса двигательную установку пришлось переместить на 10 дюймов (250 мм) вперед по сравнению с ХР-60Е. 60С.
В апреле 1943 года ВВС США решили провести оценку различных истребителей, находящихся в разработке и использовании, чтобы исключить наименее желательные модели. С уведомлением за четыре дня Кертиссу было предложено принять участие в эксперименте XP-60E. Поскольку XP-60E не было в наличии, компания спешно подготовила XP-60C (на тот момент находившийся в ремонте) для испытаний на Паттерсон-Филд . XP-60C работал плохо из-за отслаивания отделки крыла, препятствующего ламинарному обтеканию, и из-за меньшей мощности двигателя, что привело к сокращению производственного цикла с 500 самолетов до 20 YP-60A, а затем до двух самолетов. [ 8 ] 6 мая 1943 года XP-60D разбился во время демонстрации погружения.
В январе 1944 года XP-60E был доставлен на Эглин-Филд для официальных испытаний, где пилоты USAAF обнаружили, что он не имеет преимуществ по сравнению с современными конструкциями самолетов. Однако, когда Кертисс предложил отказаться от дальнейших работ по серии P-60, ВВС США настояли на достройке хотя бы одного из двух самолетов, уже находящихся в производстве.
Операционная история
[ редактировать ]

Несколько сбивает с толку тот факт, что первый серийный самолет по-прежнему имел обозначение YP-60A-1-CU, хотя позже оно было изменено на YP-60E , чтобы соответствовать названию предыдущих прототипов.
YP-60E оснащался двигателем Р-2800-18 мощностью 2100 л.с. (1566 кВт). Он также имел урезанную заднюю часть фюзеляжа и куполообразный фонарь для улучшения обзора.
Первый полет он совершил 13 июля 1944 года и впоследствии был доставлен на Райт Филд . Однако, поскольку правительственный контракт на разработку уже был расторгнут (июнь 1943 г.), бюджета на дальнейшие модификации не было, не говоря уже о гарантиях окончательного заказа на поставку. В результате единственный завершенный серийный YP-60E был списан 22 декабря 1944 года. [ 8 ]
XP-60E выжил и был продан в качестве участника национальных воздушных гонок 1947 года , но разбился во время квалификационного полета еще до проведения соревнований. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- ХР-53
- Кертисс Модель 88; производная от XP-46 по спецификациям запроса данных R40-C. Крыло с ламинарным обтеканием и двигатель Continental XIV-1430-3 . Контракт заключен на 1 октября 1940 г.; отменено в пользу XP-60 в ноябре 1941 года. Два построено, один переоборудован в XP-60, другой использовался в качестве планера для статических испытаний. [ 9 ] [ 10 ]
- ХР-60
- Кертисс Модель 90; Двигатель Rolls-Royce Merlin калибра .50 (12,7 мм) , вооружение восемь пулеметов . Один построен, первый полет 18 сентября 1941 г.; модифицирован до XP-60D. [ 11 ]
- ХР-60А
- Кертисс Модель 95А; Двигатель Allison V-1710-75 В-14 с турбонагнетателем ; Вооружение: шесть пулеметов калибра .50 калибра. Один построен. [ 11 ]
- Р-60А
- Планируемая серийная версия XP-60; Заказано 1900, все отменено. [ 11 ]
- ЯП-60А-1
- Предсерийный вариант Р-60А-1 с одновинтовым двигателем. Заказано двадцать шесть; два построены; один перестроен как YP-60E. [ 12 ]
- Р-60А-1
- Планируемая серийная версия XP-60C с Pratt & Whitney R-2800-18 двигателем и контрвинтом ; Вооружение: четыре пулемета .50 калибра. 500 заказано; отменено до постройки. [ 7 ]
- ХР-60Б
- Кертисс Модель 95Б; Двигатель В-1710-75 с турбонагнетателем СУ-504-2; Вооружение: шесть пулеметов калибра .50 калибра. Один построен, модифицирован до XP-60E. [ 11 ]
- ХР-60С
- Кертисс Модель 95С; планируется использовать двигатель Chrysler XIV-2220 , построенный на базе R-2800-53 и винтом встречного вращения; Вооружение: шесть пулеметов калибра .50 калибра. Один построен. [ 13 ] Перестроен в XP-60E; оригинальный XP-60E переоборудован в XP-60C. [ 14 ]
- ХР-60Д
- Восстановленный XP-60 (Curtiss Model 90B); Packard V-1650-3 двигатель ; разбился 6 мая 1943 года на авиабазе в Риме, когда во время полета отделился хвост. [ 15 ]
- ХР-60Э
- Восстановленный XP-60B. Кертисс Модель 95D; двигатель Р-2800-10; разбился в январе 1944 года. XP-60C переведен в статус XP-60E. [ 12 ]
- ЯП-60Э
- Модифицированный YP-60A-1 с купольным фонарем. Первый полет 15 июля 1944 г.; отменен 22 декабря 1944 г. [ 14 ]
- ХР-60Ф
- Планируемая модификация YP-60A-1 с другой моделью Р-2800; отменено до преобразования. [ 14 ]
Технические характеристики (XP-60C)
[ редактировать ]Данные Curtiss Aircraft 1907–1947 гг. [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 33 фута 11 дюймов (10,34 м)
- Размах крыльев: 41 фут 4 дюйма (12,60 м)
- Высота: 10 футов 9 дюймов (3,28 м)
- Площадь крыла: 275 кв. футов (25,5 м 2 )
- Пустой вес: 8600 фунтов (3901 кг)
- Полная масса: 11 835 фунтов (5 368 кг)
- Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney R-2800-53 18-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 2000 л.с. (1500 кВт).
- Гребные винты: 6-лопастной гребной винт встречного вращения с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 414 миль в час (666 км/ч, 360 узлов) на высоте 20 350 футов (6 200 м)
- Диапазон: 315 миль (507 км, 274 миль)
- Практический потолок: 35 000 футов (11 000 м)
- Скорость набора высоты: 3890 футов/мин (19,8 м/с).
- Время набора высоты: 30 000 футов (9 100 м) за 6 минут.
- Нагрузка на крыло: 39,2 фунта/кв. футов (191 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,19 л.с./фунт (0,31 кВт/кг)
Вооружение
- Орудия: 0,50 дюйма (13 мм) 4 пулемета M2 Browning калибра
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Фокке-Вульф Fw 190
- Lavochkin La-5
- Пятна C.202
- Мессершмитт Bf 109
- Митсубиси А6М3 Ноль
- Накадзима Ки-44
- Реджиан Ре.2001
- Polikarpov I-185
- Супермарин Спитфайр
- Yakovlev Yak-9
- Республика P-47 Тандерболт
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Информационный бюллетень: Curtiss XP-60». Национальный музей ВВС США . Проверено: 10 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Баугер, Джо (6 сентября 1999 г.). «Кертисс П-60» . Американский военный самолет . Архивировано из оригинала 22 октября 2023 г. Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Нортон 2008 стр.81
- ^ Джонс 1975. с. 155.
- ^ Нортон стр. 81
- ^ Вагнер, Рэй (1990). Конструктор Мустанга: Эдгар Шмуед и разработка P-51 . Орион. стр. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Нортон 2008, с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Дорр и Лейк 1990, с. 113.
- ^ Нортон 2008, с. 80.
- ^ «Кертисс П-60» . www.joebaugher.com . Проверено 11 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нортон 2008, с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Нортон 2008, стр. 83–85.
- ^ Нортон 2008, стр. 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б с Нортон 2008, с. 85.
- ^ Нортон 2008, с. 82.
- ^ Бауэрс, Питер М. (1979). Самолет Curtiss, 1907-1947 гг . Лондон: Патнэм. стр. 437–445. ISBN 0370100298 .
- ^ 354 P-47G были доставлены компанией Curtiss.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, Питер М. Кёртисс Самолет, 1907–1947 гг . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1979. ISBN 978-0-370-10029-6 .
- Дорр, Роберт Ф. и Джон Лейк. Истребители ВВС США . Лондон: Темпл Пресс, 1990. ISBN 978-0-600-55094-5 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том четвертый: Истребители . Лондон: MacDonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (Шестое издание, 1969 г.). ISBN 978-0-356-01448-7 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители ВВС США, часть 1 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1977. ISBN 978-0-356-08218-9 .
- Джонс, Ллойд С. Истребители США: 1925–1980-е гг . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, Inc., 1975. ISBN 978-0-8168-9200-6 .
- Нортон, Билл. Проекты экспериментальных и прототипных самолетов США: истребители 1939–1945 гг . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2008, стр. 80–85. ISBN 978-1-58007-109-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]