Jump to content

Шатрандж

(Перенаправлено с Чатранга )
Два шатранджа в детали персидской миниатюры Баясангори Шахнаме, созданной в 1430 году.

Шатрандж (арабский и персидский: شطرنج ; от среднеперсидского чатранга چترنگ ) — старая форма шахмат , в которую играли в Сасанидской империи . Его истоки лежат в индийской игре чатуранга . [1] Современные шахматы постепенно развились из этой игры, поскольку они были завезены в Европу благодаря контактам в мусульманском Аль-Андалусе (современная Испания) и на Сицилии в 10 веке.

В современном персидском языке этот термин также используется как перевод слова «шахматы». [2]

Этимология и происхождение

[ редактировать ]

Название игры в соседних странах, по-видимому, происходит от слова чатуранга: примерами являются чатранг на персидском языке, шатрандж на арабском языке, чандераки на тибетском языке. Это говорит о том, что игра, как и ее название, пришла из Индии. Кроме того, как выяснится далее, в Персии считали, что игра прибыла туда из Индии. [3] Персидское слово шатрандж в конечном итоге происходит от санскрита ( санскрит : चतुरङ्ग ; caturaṅga ) ( catuḥ : «четыре»; анга : «рука»), относясь к одноимённой игре: Чатуранга . На среднеперсидском языке это слово появляется как чатранг , с буквой «у», потерянной из-за обморока , и буквой «а», потерянной из-за апокопа , например, в названии текста Mâdayân î чатранг («Книга шахмат») VII века нашей эры. .

Антикварные шахматы шатрандж Северной Индии эпохи Моголов, изготовленные из сандалового дерева.

В «Кар -Намаг и Ардашир и Пабаган» назван Ардашир I мастером игры: «С помощью Провидения Ардешир стал более победоносным и воинственным, чем все, в поло и на манежах, в Чатранге и Вайн-Артахшире. , [а] и в ряде других искусств». [4] Однако Карнамак содержит множество небылиц и легенд, и это лишь констатирует популярность чатранга на момент его составления. [5]

Иранский набор шатрандж, глазурованная посуда , XII век , Нишапур ( Нью-Йоркский Метрополитен-музей )

Во время правления более позднего сасанидского царя Хосрова I (531–579), подарок индийского короля (возможно, династии Маухари из короля Каннауджа ). [8] включала шахматную игру с шестнадцатью изумрудами и шестнадцатью рубинами (зеленые против красных). [5] В игре возникла проблема, которую придворные Хосрова успешно решили. Этот инцидент, первоначально упомянутый в « Мадаян-и-чатранге» (ок. 620 г. н.э.), также упоминается в Фирдоуси » «Шахнаме (ок. 1010 г.).

Правила чатуранги, наблюдаемые сегодня в Индии, имеют огромное разнообразие, но все они включают в себя четыре ветви ( анги ) армии: лошадь (конь), слон (слон), колесница (ладья) и пехотинец (пешка). на доске 8×8. Шатрандж адаптировал большую часть тех же правил, что и чатуранга, а также базовую структуру из 16 частей. Существует также более крупная версия доски 10×11; XIV века шахматы Тамерлана , или шатрандж камил (идеальные шахматы), с несколько иной структурой фигур. [ нужна ссылка ]

В некоторых более поздних вариантах были выгравированы более темные квадраты. Игра распространилась на запад после исламского завоевания Персии , и начиная с 8-го века было создано значительное количество литературы по игровой тактике и стратегии. [ нужна ссылка ]

В ранней индийской чатуранге ( ок. 500–700) короля можно было схватить , и на этом игра заканчивалась. Персидский шатрандж (ок. 700–800) ввел идею предупреждения о нападении на царя (объявив о проверке в современной терминологии). Это было сделано во избежание досрочного и случайного завершения игры. Позже персы добавили дополнительное правило, согласно которому короля нельзя было поставить под шах или оставить под шахом. В результате короля не удалось взять в плен. [9] и мат был единственным решающим способом закончить игру. [10]

С распространением ислама шахматы распространились в Магриб , а затем в Андалузскую Испанию. Во время исламского завоевания Индии (около 12 века) некоторые формы также вернулись в Индию, о чем свидетельствует североиндийский термин мат (мате, производное от персидского мат ) или бенгальский борей (пешка, предположительно происходящий от арабского слова мат). Байдак ). [11] В последующие столетия шахматы стали популярны в Европе, что в конечном итоге привело к появлению современных шахмат. [ нужна ссылка ]

а б с д и ж г час
8 а8б8с8d8е8f8g8h88
7 a7b7с7d7e7f7g7h77
6 а6б6с6d6е6f6g6h66
5 а5б5с5d5е5f5g5h55
4 a4б4с4d4е4f4g4h44
3 а3б3с3д3е3f3g3h33
2 а2б2с2d2е2f2g2ч22
1 а1б1с1d1е1ф1г1ч11
а б с д и ж г час
Шатрандж начинает настройку

Первоначальная установка в шатрандже была по сути такой же, как и в современных шахматах; однако положение белого шаха (царя) на правой или левой стороне не было зафиксировано. Возможна либо расстановка, как в современных шахматах, либо как показано на схеме. В любом случае белый и черный шах будут в одном файле. Игра проводилась такими фигурами:

Шатрандж кусочки
шах ( король )
фарз или вазир (советник или фарз )
рух ( ладья )
пил, или «альфил» по-арабски (слон или альфил )
асб или фарас (конь или рыцарь )
сарбаз/пияде, или «байдак» по-арабски (солдат, пехотинец или пешка )
а5б5с5d5е5
a4b4 черный крестс4d4 черный кресте4
а3б3c3 белая королевад3е3
а2b2 черный крестс2d2 черный кресте2
а1б1с1d1е1
Движения ферца
а5 черный крестб5с5d5е5 черный крест
a4б4с4d4е4
а3б3c3 белый слонд3е3
а2б2с2d2е2
а1 черный крестб1с1d1е1 черный крест
Ходы альфила, который может перепрыгивать через другие фигуры.
a5 белый слонb5 белый рыцарьc5 белая ладьяd5 белый коньe5 белый слон
а4 белый рыцарьb4 белая королеваc4 белая ладьяd4 белый ферзьe4 белый рыцарь
a3 белая ладьяb3 белая ладьяc3 черный крестd3 белая ладьяe3 белая ладья
а2 белый рыцарьb2 белая королеваc2 белая ладьяd2 белая королеваe2 белый рыцарь
a1 белый слонb1 белый рыцарьc1 белая ладьяd1 белый рыцарьe1 белый слон
Взаимодополняемость движений фигур шатранджа, за исключением короля и пешки.
  • Шах («король» по-персидски) ходит как король в шахматах .
  • Ферз (Вазир) советник »; также пишется ферс ; по-арабски фирз , от персидского فرزين Farzīn ) ходит ровно на одно поле по диагонали, что делает его довольно слабой фигурой. его переименовали в « Королеву В Европе ». Даже сегодня слово ферзь по-русски звучит как ферзь (ferz), везер по-венгерски, везир по-турецки, вазир по-персидски и вазир по-арабски. Имеет аналог стражников в Сянци .
  • Рух колесница »; от персидского رخ rokh ) движется как ладья в шахматах.
  • Пил , альфил , ауфин и подобные (« слон »; от персидского پيل pīl ; аль- по- арабски означает «the») перемещается ровно на две клетки по диагонали, перепрыгивая через клетку между ними. Каждая пила могла достигать только одной восьмой клетки на доске, и поскольку их контуры не пересекались, они никогда не могли захватить друг друга. эта фигура могла иметь другой ход Иногда в чатуранге , где фигуру также называют «слон». пил заменил слона В современных шахматах . Даже сегодня слово для обозначения слона звучит как «alfil» на испанском языке, «alfiere » на итальянском языке, «fil» на турецком языке, «fil» на персидском и арабском языках и «слон » («слон») на русском языке. По мере распространения шахмат из Ирана на север в Россию, на запад в Восточную Европу, на юг в Италию и, наконец, на запад, они в основном сохранили первоначальное название и внешний вид фигуры в виде слона. Обычно он имел округлую форму с двумя тупыми концами, изображающими бивни слона. В христианской Европе эта фигура стала слоновой, потому что две точки выглядели как слоновья. митра тем, кто не знаком со слонами в Западной Европе. Ранним примером использования слона является набор шахматных фигур Льюиса XII века. Фигура слона сохраняется в сянци с ограничениями: слон в сянци не может перепрыгнуть через промежуточную фигуру и ограничен половиной доски владельца. В janggi ее движение было изменено и стало немного более продвинутой версией лошади.
  • Асб (Фарас) (нынешнее значение слова « лошадь » на персидском языке, от древнеперсидского Asp ( اسپ )), движется как рыцарь в шахматах.
  • Пияде пехотинец »; от персидского پیاده piyāde ; также называемый Сарбаз « солдат ») на персидском языке и позже принят в Байдак ( بيدق ) на арабском языке (новое единственное число, извлеченное путем рассмотрения персидской формы как арабского ломаного множественного числа ), движется и захватывает как пешки в шахматах, но не передвигающиеся на две клетки за первый ход. Когда они достигают восьмого ранга, их повышают до ферцев.

Детали показаны на схемах и записаны в обозначениях с использованием эквивалентных современных символов, как в таблице выше. В современных описаниях шатранджа имена король, ладья, конь и пешка обычно используются для обозначения шаха, руха, фараса и байдака. Однако иногда ферцев и альфилов рассматривают как разные, и им даются собственные символы. Определенные символы ферца и альфила были предварительно приняты для будущей версии Юникода . [12] [13]

Были и другие отличия от современных шахмат: рокировка не допускалась (она была изобретена гораздо позже). Постановка в тупик короля противника привела к победе игрока, создавшего пат. Захват всех фигур противника, кроме короля ( обнажение короля ), считался победой, если только противник не мог захватить последнюю фигуру своим следующим ходом, что считалось ничьей в большинстве мест исламского мира (за исключением Медины , где это считалось ничьей). была победа). [5]

Возможные движения основных фигур шатранджа, за исключением короля и пешки, дополняют друг друга и без каких-либо пропусков или избыточности занимают все доступные клетки относительно центрального положения сетки 5x5, как показано на рисунке право. [14]

Ранний шатрандж
Шахматный король или визирь из слоновой кости, 9 век, исламское искусство

Среднеперсидская литература

[ редактировать ]

В трех книгах, написанных на пехлеви , «Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган» , «Хосров и Ридаг» , а также «Визаришни чатранг» («Трактат о шахматах»), также известном как « Чатранг Нама» («Книга шахмат»), упоминается чатранг . В «Кар-намаке» сказано, что Ардашир «с помощью богов стал более победоносным и опытным, чем все другие, в поло, верховой езде, шахматах, нардах и других искусствах», а в небольшом трактате о Хосрове и ридаге последний заявляет, что превосходит своих товарищей в шахматах, нардах и хаштпае . Бозоргмехр , автор Wizārišnī чатранг , описывает, как игра в шахматы была отправлена ​​в качестве испытания Хосрову I (годы правления 531–79) «королем индусов Девсармом» с посланником Тахтаритом и как на это испытание ответил визирь Бозоргмер, который, в свою очередь, изобрел игру в нарды в качестве испытания для индусов. Эти три среднеперсидских источника не дают каких-либо определенных указаний на дату, когда шахматы были завезены в Персию. Упоминания о шахматах в Кар-Намаге и Ардашире и Пабагане. а Хосров и Ридаг просто условны и могут легко представлять собой поздние сасанидские или даже постсасанидские редакции. [15] По словам Тураджа Дарьяи , Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган датируются VI веком. [16] Визаришни чатранг был написан в VI веке. [17]

Ранняя арабская литература

[ редактировать ]

Во время Золотого века ислама было написано множество работ по шатранджу, в которых впервые записан анализ дебютных ходов , игровых задач , обхода коня и многие другие темы, распространенные в современных шахматных книгах. Многие из этих рукописей отсутствуют, но их содержание известно благодаря компиляционной работе, проделанной более поздними авторами. [5]

Самый ранний список работ по шахматам находится в « Фихристе» , общей библиографии, созданной в 377 году хиджры (988 года нашей эры) Ибн ан-Надимом . [18] [19] Он включает в себя целый раздел, посвященный шахматам, в котором перечислены:

  • Аль-Адли ( «Китаб аш-шатрандж» «Книга шахмат»).
  • Ар-Рази ( Латиф фиш-шатрандж «Развлечение с шахматами»)
  • Ас-Сули ( Китаб аш-шатрандж два тома)
  • Аль-Ладжладжа Китаб мансубат аш-шатрандж («Книга: Шахматные стратегии»)
  • Б. Алуклидиси «Китаб майму' фи мансубат аш-шатрандж» («Книга: Цель шахматных стратегий»)

есть отрывок, посвященный шахматам . В работе аль-Хасана аль-Басри , философа из Басры , умершего в 728 году нашей эры, [ нужна ссылка ] Однако установление авторства сомнительно.

Классификация игроков

[ редактировать ]

Аль-Адли, как и Ас-Сули, ввели классификацию игроков по их игровой силе. Оба они определяют пять классов игроков:

  • Алият (или алия), вельможи
  • Мутакарибат , проксим – игроки, способные выиграть 2–4 игры из 10 в матче против гранда. Они получали фору пешки от гранда (лучшие игроки - пешка g, a или h, более слабые - пешка d или e).
  • Третий класс – игроки, получившие от гранда фору ферца.
  • Четвертый класс – получил фору рыцаря.
  • Пятый класс – получил преимущество ладьи.

Чтобы определить класс игрока, проводится серия или матч с игроком известного класса без коэффициентов. Если игрок выиграл 7 и более игр из 10, он принадлежал к более высокому классу. [ нужна ссылка ]

Известные игроки

[ редактировать ]

Во времена правления арабских халифов шатранджистов высшего класса называли алиятами или вельможами. [5] В этой категории было всего несколько игроков, в том числе:

  • Джабир аль-Куфи , Рабраб и Абун-Наам были тремя игроками в алияте во время правления халифа аль-Мамуна .
  • Аль-Адли был сильнейшим игроком во время правления халифа аль-Ватика . На тот момент он был единственным игроком в категории алият.
  • Ар-Рази ( персидский эрудит ) в 847 году выиграл матч у уже старого аль-Адли в присутствии халифа аль-Мутаваккиля и таким образом стал игроком разряда алият.
  • Ас-Сули был сильнейшим игроком во времена правления халифа аль-Муктафи . Ар-Рази был уже мертв, и до появления на сцене Ас-Сули игроков сопоставимой силы не было. В присутствии аль-Муктафи он легко выиграл матч у некоего аль-Маварди и тем самым доказал, что он лучший игрок того времени. Ас-Сули считал Рабраба и ар-Рази величайшими из своих предшественников.
  • Аль-Ладжлай был учеником Ас-Сули, а также великим мастером шатранджа своего времени. [ нужна ссылка ]

Геймплей

[ редактировать ]

Открытия

[ редактировать ]
Открытие Муджанна-Масаихи
а б с д и ж г час
8 а8б8с8d8е8f8g8h88
7 a7b7с7d7e7f7g7h77
6 а6б6с6d6е6f6g6h66
5 а5б5с5d5е5f5g5h55
4 a4б4с4d4е4f4g4h44
3 а3б3с3д3е3f3g3h33
2 а2б2с2d2е2f2g2ч22
1 а1б1с1d1е1ф1г1ч11
а б с д и ж г час
В дебюте игроки обычно пытались занять определенную позицию, табию .

Отверстия в шатрандже обычно назывались табия تَعبِيّة (мн. табият), تَعبِيّات по-арабски, что можно перевести как «боевой ряд». Из-за медленного развития фигур в шатрандже точная последовательность ходов была относительно неважна. Вместо этого игроки стремились занять определенную позицию, табию, в основном игнорируя игру своего противника.

Произведения аль-Адли и ас-Сули содержат сборники табиятов. Табиятам обычно давали позицию на полупансионе с некоторыми комментариями к ним. Конкретная последовательность действий по их достижению не уточнялась. В своей книге Аль-Ладжлай подробно проанализировал некоторые табии. Он начинал свой анализ с какого-то дебюта, например «Двойной Муджанна» или «Муджанна-Машаихи», а затем продолжал до 40-го хода, давая множество вариаций. [ нужна ссылка ]

Стоимость штук

[ редактировать ]

И аль-Адли, и ас-Сули в своих книгах по шатранджу дали оценку стоимости штук. Они использовали денежную систему для определения стоимости штук. Например, Ас-Сули приводит стоимость штук в дирхемах , валюте, которая использовалась в его время: [5]

Кусок Ценить Иногда встречается форма детали
король король 2   сиденье, обозначающее трон
ладья ладья 5   прямоугольный блок с V-образным вырезом вверху, изображающий колесницу
рыцарь 3   конус с клювовидным боковым выступом вверху
обязательство 2   сиденье меньше короля, изображающее трон меньшего размера
епископ 2   конус с выемкой наверху
лошади пешка 1   небольшой конус, а иногда и купол

Принадлежность

[ редактировать ]
Проблема Диларама, c. 10 век
а б с д и ж г час
8 а8б8с8d8е8f8g8h88
7 a7b7с7d7e7f7g7h77
6 а6б6с6d6е6f6g6h66
5 а5б5с5d5е5f5g5h55
4 a4б4с4d4е4f4g4h44
3 а3б3с3д3е3f3g3h33
2 а2б2с2d2е2f2g2ч22
1 а1б1с1d1е1ф1г1ч11
а б с д и ж г час
Белые идут и выигрывают

Персидские шахматные мастера составили множество задач на шатрандж . Такие проблемы шатранджа назывались маншуба مَنصوبة (мн. маншубат ), منصوبات . Это слово можно перевести с арабского как «договоренность», «позиция» или «ситуация». Мансубат обычно составлялись таким образом, что выигрыш мог быть достигнут посредством последовательности проверок. Собственному королю обычно угрожал немедленный мат. [ нужна ссылка ]

Одна Мансуба – это проблема Диларама . Черные угрожают немедленным матом ходами 1...Ra2#, Ra8# или любым из них Rb4#. Но белые могут выиграть жертвой двух ладей:

1. Лh8+ Крxh8 2. Сf5+ Крg8 3. Лh8+ Крxh8 4. g7+ Крg8 5. Кh6 #

Обратите внимание, что альфил (♗) перемещается на две клетки по диагонали, перепрыгивая через промежуточные фигуры; это позволяет ей перепрыгнуть через белого коня и нанести обнаруженный шах от второй ладьи ходом 2.Bf5+. Было сказано, что дворянин (игравший белыми) поставил свою жену Диларам на шахматную партию, и возникла такая позиция. Она призвала: «Пожертвуйте своих двух ладей, а не меня». [20]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вайн-Артахсир относится к игре, позже известной как Нард .
  1. ^ Жан-Луи Казо (20 апреля 2012 г.). «Шатрандж» . History.chess.free.fr . Проверено 23 ноября 2013 г.
  2. ^ «Шахматы, словарь Абадиса» .
  3. ^ «Название игры в соседних странах, по-видимому, происходит от слова чатуранга - примерами являются чатранг на персидском языке, шатрандж на арабском языке, чандераки на тибетском языке. Это предполагает, что игра, как и ее название, пришла из Индии. Кроме того, как появится, в Персии считали, что игра прибыла туда из Индии». Древние настольные игры в перспективе: материалы коллоквиума Британского музея 1990 года с дополнительными материалами . Лондон: Издательство Британского музея. 2007. с. 18. ISBN  978-0-7141-1153-7 .
  4. ^ «Карнамик-и-Ардашир, или Записи Ардашира» .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Мюррей, 1913 год .
  6. ^ Эдер, Манфред Эй Джей (2010). Археология Южной Азии, 2007 г. Материалы 19-го собрания Европейской ассоциации археологов Южной Азии в Равенне, Италия, июль 2007 г., Том II (PDF) . Археопресс Археология. п. 69. ИСБН  978-1-4073-0674-2 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 апреля 2016 г.
  7. ^ Баккер, Ханс Т. (2017). Гунны в Центральной и Южной Азии. Как два столетия войны против кочевников-завоевателей со ступенек завершаются игрой в шахматы между королями Индии и Ирана .
  8. ^ Жан-Луи Казо (12 марта 2004 г.). «Загадка рождения шахмат: Старые тексты: 6, 7 и 8 века» . Проверено 14 июля 2007 г.
  9. ^ Дэвидсон, Генри (1949), Краткая история шахмат , Маккей, ISBN  0-679-14550-8 (1981 г., мягкая обложка)* Эммс, Джон (2004), Начало: эндшпиль с второстепенными фигурами , Everyman Chess , с. 22, ISBN  1-85744-359-4
  10. ^ Дэвидсон, Генри (1949), Краткая история шахмат , Маккей, ISBN  0-679-14550-8 (1981 г., мягкая обложка)* Эммс, Джон (2004), Начало: эндшпиль второстепенных фигур , Everyman Chess , стр. 63–64, ISBN  1-85744-359-4
  11. ^ Жан-Луи Казо (16 июня 2006 г.). «Индийские шахматы» . Проверено 14 июля 2007 г.
  12. ^ Бала, Гэвин Джаред; Миллер, Кирк (22 декабря 2023 г.). «Запрос Unicode для шатранджа символов » (PDF) . unicode.org . Юникод . Проверено 4 февраля 2024 г.
  13. ^ Юникод. «Предлагаемые новые персонажи: Трубопровод» . unicode.org . Консорциум Юникод . Проверено 4 февраля 2024 г.
  14. ^ Нечто подобное справедливо и для современных шахмат (ладья-конь-слон и конь-ферзь), а также для шахмат Тамерлана (генерал-визирь-слон-катапульта-конь и ладья-генерал-конь-верблюд-жираф).
  15. ^ «ШАХМАТЫ» . ИРАНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ . Проверено 18 января 2016 г.
  16. ^ Дарьяи, Турадж (2009). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ООО "ИБТаурис и Ко" с. 114. ИСБН  9781850438984 .
  17. ^ Объяснение шахмат и расположение нард. Архивировано 12 июня 2015 г. в Wayback Machine.
  18. ^ Надим (ал), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Абу Якуб аль-Варрак (1970). Додж , Баярд (ред.). Фихрист ан-Надима; обзор мусульманской культуры десятого века . Том. я. Нью-Йорк и Лондон: Издательство Колумбийского университета. п. 341.
  19. ^ Надим (ал-), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак (1872 г.). Флюгель , Густав (ред.). Китаб аль-Фихрист (на арабском языке). Лейпциг : FCW Фогель. п. 567 (с.155).
  20. ^ Мюррей 1913 , с. 311 (внизу).

Библиография

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a800ea83c507fba282b660c13bc3c8d__1722657780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/8d/1a800ea83c507fba282b660c13bc3c8d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shatranj - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)