Шатрандж

Шатрандж (арабский и персидский: شطرنج ; от среднеперсидского чатранга چترنگ ) — старая форма шахмат , в которую играли в Сасанидской империи . Его истоки лежат в индийской игре чатуранга . [1] Современные шахматы постепенно развились из этой игры, поскольку они были завезены в Европу благодаря контактам в мусульманском Аль-Андалусе (современная Испания) и на Сицилии в 10 веке.
В современном персидском языке этот термин также используется как перевод слова «шахматы». [2]
Этимология и происхождение
[ редактировать ]Название игры в соседних странах, по-видимому, происходит от слова чатуранга: примерами являются чатранг на персидском языке, шатрандж на арабском языке, чандераки на тибетском языке. Это говорит о том, что игра, как и ее название, пришла из Индии. Кроме того, как выяснится далее, в Персии считали, что игра прибыла туда из Индии. [3] Персидское слово шатрандж в конечном итоге происходит от санскрита ( санскрит : चतुरङ्ग ; caturaṅga ) ( catuḥ : «четыре»; анга : «рука»), относясь к одноимённой игре: Чатуранга . На среднеперсидском языке это слово появляется как чатранг , с буквой «у», потерянной из-за обморока , и буквой «а», потерянной из-за апокопа , например, в названии текста Mâdayân î чатранг («Книга шахмат») VII века нашей эры. .

В «Кар -Намаг и Ардашир и Пабаган» назван Ардашир I мастером игры: «С помощью Провидения Ардешир стал более победоносным и воинственным, чем все, в поло и на манежах, в Чатранге и Вайн-Артахшире. , [а] и в ряде других искусств». [4] Однако Карнамак содержит множество небылиц и легенд, и это лишь констатирует популярность чатранга на момент его составления. [5]
- Шамс-э-Табризи , изображенный на картине 1500 года на странице копии стихотворения Руми , посвященного Шамсу .

Во время правления более позднего сасанидского царя Хосрова I (531–579), подарок индийского короля (возможно, династии Маухари из короля Каннауджа ). [8] включала шахматную игру с шестнадцатью изумрудами и шестнадцатью рубинами (зеленые против красных). [5] В игре возникла проблема, которую придворные Хосрова успешно решили. Этот инцидент, первоначально упомянутый в « Мадаян-и-чатранге» (ок. 620 г. н.э.), также упоминается в Фирдоуси » «Шахнаме (ок. 1010 г.).
Правила чатуранги, наблюдаемые сегодня в Индии, имеют огромное разнообразие, но все они включают в себя четыре ветви ( анги ) армии: лошадь (конь), слон (слон), колесница (ладья) и пехотинец (пешка). на доске 8×8. Шатрандж адаптировал большую часть тех же правил, что и чатуранга, а также базовую структуру из 16 частей. Существует также более крупная версия доски 10×11; XIV века шахматы Тамерлана , или шатрандж камил (идеальные шахматы), с несколько иной структурой фигур. [ нужна ссылка ]
В некоторых более поздних вариантах были выгравированы более темные квадраты. Игра распространилась на запад после исламского завоевания Персии , и начиная с 8-го века было создано значительное количество литературы по игровой тактике и стратегии. [ нужна ссылка ]
В ранней индийской чатуранге ( ок. 500–700) короля можно было схватить , и на этом игра заканчивалась. Персидский шатрандж (ок. 700–800) ввел идею предупреждения о нападении на царя (объявив о проверке в современной терминологии). Это было сделано во избежание досрочного и случайного завершения игры. Позже персы добавили дополнительное правило, согласно которому короля нельзя было поставить под шах или оставить под шахом. В результате короля не удалось взять в плен. [9] и мат был единственным решающим способом закончить игру. [10]
С распространением ислама шахматы распространились в Магриб , а затем в Андалузскую Испанию. Во время исламского завоевания Индии (около 12 века) некоторые формы также вернулись в Индию, о чем свидетельствует североиндийский термин мат (мате, производное от персидского мат ) или бенгальский борей (пешка, предположительно происходящий от арабского слова мат). Байдак ). [11] В последующие столетия шахматы стали популярны в Европе, что в конечном итоге привело к появлению современных шахмат. [ нужна ссылка ]
Правила
[ редактировать ]Первоначальная установка в шатрандже была по сути такой же, как и в современных шахматах; однако положение белого шаха (царя) на правой или левой стороне не было зафиксировано. Возможна либо расстановка, как в современных шахматах, либо как показано на схеме. В любом случае белый и черный шах будут в одном файле. Игра проводилась такими фигурами:
Шатрандж кусочки | |
---|---|
![]() ![]() | шах ( король ) |
![]() ![]() | фарз или вазир (советник или фарз ) |
![]() ![]() | рух ( ладья ) |
![]() ![]() | пил, или «альфил» по-арабски (слон или альфил ) |
![]() ![]() | асб или фарас (конь или рыцарь ) |
![]() ![]() | сарбаз/пияде, или «байдак» по-арабски (солдат, пехотинец или пешка ) |
- Шах («король» по-персидски) ходит как король в шахматах .
- Ферз (Вазир) (« советник »; также пишется ферс ; по-арабски фирз , от персидского فرزين Farzīn ) ходит ровно на одно поле по диагонали, что делает его довольно слабой фигурой. его переименовали в « Королеву В Европе ». Даже сегодня слово ферзь по-русски звучит как ферзь (ferz), везер по-венгерски, везир по-турецки, вазир по-персидски и вазир по-арабски. Имеет аналог стражников в Сянци .
- Рух (« колесница »; от персидского رخ rokh ) движется как ладья в шахматах.
- Пил , альфил , ауфин и подобные (« слон »; от персидского پيل pīl ; аль- по- арабски означает «the») перемещается ровно на две клетки по диагонали, перепрыгивая через клетку между ними. Каждая пила могла достигать только одной восьмой клетки на доске, и поскольку их контуры не пересекались, они никогда не могли захватить друг друга. эта фигура могла иметь другой ход Иногда в чатуранге , где фигуру также называют «слон». пил заменил слона В современных шахматах . Даже сегодня слово для обозначения слона звучит как «alfil» на испанском языке, «alfiere » на итальянском языке, «fil» на турецком языке, «fil» на персидском и арабском языках и «слон » («слон») на русском языке. По мере распространения шахмат из Ирана на север в Россию, на запад в Восточную Европу, на юг в Италию и, наконец, на запад, они в основном сохранили первоначальное название и внешний вид фигуры в виде слона. Обычно он имел округлую форму с двумя тупыми концами, изображающими бивни слона. В христианской Европе эта фигура стала слоновой, потому что две точки выглядели как слоновья. митра тем, кто не знаком со слонами в Западной Европе. Ранним примером использования слона является набор шахматных фигур Льюиса XII века. Фигура слона сохраняется в сянци с ограничениями: слон в сянци не может перепрыгнуть через промежуточную фигуру и ограничен половиной доски владельца. В janggi ее движение было изменено и стало немного более продвинутой версией лошади.
- Асб (Фарас) (нынешнее значение слова « лошадь » на персидском языке, от древнеперсидского Asp ( اسپ )), движется как рыцарь в шахматах.
- Пияде (« пехотинец »; от персидского پیاده piyāde ; также называемый Сарбаз « солдат ») на персидском языке и позже принят в Байдак ( بيدق ) на арабском языке (новое единственное число, извлеченное путем рассмотрения персидской формы как арабского ломаного множественного числа ), движется и захватывает как пешки в шахматах, но не передвигающиеся на две клетки за первый ход. Когда они достигают восьмого ранга, их повышают до ферцев.
Детали показаны на схемах и записаны в обозначениях с использованием эквивалентных современных символов, как в таблице выше. В современных описаниях шатранджа имена король, ладья, конь и пешка обычно используются для обозначения шаха, руха, фараса и байдака. Однако иногда ферцев и альфилов рассматривают как разные, и им даются собственные символы. Определенные символы ферца и альфила были предварительно приняты для будущей версии Юникода . [12] [13]
Были и другие отличия от современных шахмат: рокировка не допускалась (она была изобретена гораздо позже). Постановка в тупик короля противника привела к победе игрока, создавшего пат. Захват всех фигур противника, кроме короля ( обнажение короля ), считался победой, если только противник не мог захватить последнюю фигуру своим следующим ходом, что считалось ничьей в большинстве мест исламского мира (за исключением Медины , где это считалось ничьей). была победа). [5]
Возможные движения основных фигур шатранджа, за исключением короля и пешки, дополняют друг друга и без каких-либо пропусков или избыточности занимают все доступные клетки относительно центрального положения сетки 5x5, как показано на рисунке право. [14]
История
[ редактировать ]

Среднеперсидская литература
[ редактировать ]В трех книгах, написанных на пехлеви , «Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган» , «Хосров и Ридаг» , а также «Визаришни чатранг» («Трактат о шахматах»), также известном как « Чатранг Нама» («Книга шахмат»), упоминается чатранг . В «Кар-намаке» сказано, что Ардашир «с помощью богов стал более победоносным и опытным, чем все другие, в поло, верховой езде, шахматах, нардах и других искусствах», а в небольшом трактате о Хосрове и ридаге последний заявляет, что превосходит своих товарищей в шахматах, нардах и хаштпае . Бозоргмехр , автор Wizārišnī чатранг , описывает, как игра в шахматы была отправлена в качестве испытания Хосрову I (годы правления 531–79) «королем индусов Девсармом» с посланником Тахтаритом и как на это испытание ответил визирь Бозоргмер, который, в свою очередь, изобрел игру в нарды в качестве испытания для индусов. Эти три среднеперсидских источника не дают каких-либо определенных указаний на дату, когда шахматы были завезены в Персию. Упоминания о шахматах в Кар-Намаге и Ардашире и Пабагане. а Хосров и Ридаг просто условны и могут легко представлять собой поздние сасанидские или даже постсасанидские редакции. [15] По словам Тураджа Дарьяи , Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган датируются VI веком. [16] Визаришни чатранг был написан в VI веке. [17]
Ранняя арабская литература
[ редактировать ]Во время Золотого века ислама было написано множество работ по шатранджу, в которых впервые записан анализ дебютных ходов , игровых задач , обхода коня и многие другие темы, распространенные в современных шахматных книгах. Многие из этих рукописей отсутствуют, но их содержание известно благодаря компиляционной работе, проделанной более поздними авторами. [5]
Самый ранний список работ по шахматам находится в « Фихристе» , общей библиографии, созданной в 377 году хиджры (988 года нашей эры) Ибн ан-Надимом . [18] [19] Он включает в себя целый раздел, посвященный шахматам, в котором перечислены:
- Аль-Адли ( «Китаб аш-шатрандж» «Книга шахмат»).
- Ар-Рази ( Латиф фиш-шатрандж «Развлечение с шахматами»)
- Ас-Сули ( Китаб аш-шатрандж два тома)
- Аль-Ладжладжа Китаб мансубат аш-шатрандж («Книга: Шахматные стратегии»)
- Б. Алуклидиси «Китаб майму' фи мансубат аш-шатрандж» («Книга: Цель шахматных стратегий»)
есть отрывок, посвященный шахматам . В работе аль-Хасана аль-Басри , философа из Басры , умершего в 728 году нашей эры, [ нужна ссылка ] Однако установление авторства сомнительно.
Классификация игроков
[ редактировать ]Аль-Адли, как и Ас-Сули, ввели классификацию игроков по их игровой силе. Оба они определяют пять классов игроков:
- Алият (или алия), вельможи
- Мутакарибат , проксим – игроки, способные выиграть 2–4 игры из 10 в матче против гранда. Они получали фору пешки от гранда (лучшие игроки - пешка g, a или h, более слабые - пешка d или e).
- Третий класс – игроки, получившие от гранда фору ферца.
- Четвертый класс – получил фору рыцаря.
- Пятый класс – получил преимущество ладьи.
Чтобы определить класс игрока, проводится серия или матч с игроком известного класса без коэффициентов. Если игрок выиграл 7 и более игр из 10, он принадлежал к более высокому классу. [ нужна ссылка ]
Известные игроки
[ редактировать ]Во времена правления арабских халифов шатранджистов высшего класса называли алиятами или вельможами. [5] В этой категории было всего несколько игроков, в том числе:
- Джабир аль-Куфи , Рабраб и Абун-Наам были тремя игроками в алияте во время правления халифа аль-Мамуна .
- Аль-Адли был сильнейшим игроком во время правления халифа аль-Ватика . На тот момент он был единственным игроком в категории алият.
- Ар-Рази ( персидский эрудит ) в 847 году выиграл матч у уже старого аль-Адли в присутствии халифа аль-Мутаваккиля и таким образом стал игроком разряда алият.
- Ас-Сули был сильнейшим игроком во времена правления халифа аль-Муктафи . Ар-Рази был уже мертв, и до появления на сцене Ас-Сули игроков сопоставимой силы не было. В присутствии аль-Муктафи он легко выиграл матч у некоего аль-Маварди и тем самым доказал, что он лучший игрок того времени. Ас-Сули считал Рабраба и ар-Рази величайшими из своих предшественников.
- Аль-Ладжлай был учеником Ас-Сули, а также великим мастером шатранджа своего времени. [ нужна ссылка ]
Геймплей
[ редактировать ]Открытия
[ редактировать ]![]() | а | б | с | д | и | ж | г | час | ![]() |
8 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 8 |
7 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 7 |
6 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 6 |
5 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 5 |
4 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 4 |
3 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 3 |
2 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 2 |
1 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 1 |
![]() | а | б | с | д | и | ж | г | час | ![]() |
Отверстия в шатрандже обычно назывались табия تَعبِيّة (мн. табият), تَعبِيّات по-арабски, что можно перевести как «боевой ряд». Из-за медленного развития фигур в шатрандже точная последовательность ходов была относительно неважна. Вместо этого игроки стремились занять определенную позицию, табию, в основном игнорируя игру своего противника.
Произведения аль-Адли и ас-Сули содержат сборники табиятов. Табиятам обычно давали позицию на полупансионе с некоторыми комментариями к ним. Конкретная последовательность действий по их достижению не уточнялась. В своей книге Аль-Ладжлай подробно проанализировал некоторые табии. Он начинал свой анализ с какого-то дебюта, например «Двойной Муджанна» или «Муджанна-Машаихи», а затем продолжал до 40-го хода, давая множество вариаций. [ нужна ссылка ]
Стоимость штук
[ редактировать ]И аль-Адли, и ас-Сули в своих книгах по шатранджу дали оценку стоимости штук. Они использовали денежную систему для определения стоимости штук. Например, Ас-Сули приводит стоимость штук в дирхемах , валюте, которая использовалась в его время: [5]
Принадлежность
[ редактировать ]Персидские шахматные мастера составили множество задач на шатрандж . Такие проблемы шатранджа назывались маншуба مَنصوبة (мн. маншубат ), منصوبات . Это слово можно перевести с арабского как «договоренность», «позиция» или «ситуация». Мансубат обычно составлялись таким образом, что выигрыш мог быть достигнут посредством последовательности проверок. Собственному королю обычно угрожал немедленный мат. [ нужна ссылка ]
Одна Мансуба – это проблема Диларама . Черные угрожают немедленным матом ходами 1...Ra2#, Ra8# или любым из них Rb4#. Но белые могут выиграть жертвой двух ладей:
- 1. Лh8+ Крxh8 2. Сf5+ Крg8 3. Лh8+ Крxh8 4. g7+ Крg8 5. Кh6 #
Обратите внимание, что альфил (♗) перемещается на две клетки по диагонали, перепрыгивая через промежуточные фигуры; это позволяет ей перепрыгнуть через белого коня и нанести обнаруженный шах от второй ладьи ходом 2.Bf5+. Было сказано, что дворянин (игравший белыми) поставил свою жену Диларам на шахматную партию, и возникла такая позиция. Она призвала: «Пожертвуйте своих двух ладей, а не меня». [20]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жан-Луи Казо (20 апреля 2012 г.). «Шатрандж» . History.chess.free.fr . Проверено 23 ноября 2013 г.
- ^ «Шахматы, словарь Абадиса» .
- ^ «Название игры в соседних странах, по-видимому, происходит от слова чатуранга - примерами являются чатранг на персидском языке, шатрандж на арабском языке, чандераки на тибетском языке. Это предполагает, что игра, как и ее название, пришла из Индии. Кроме того, как появится, в Персии считали, что игра прибыла туда из Индии». Древние настольные игры в перспективе: материалы коллоквиума Британского музея 1990 года с дополнительными материалами . Лондон: Издательство Британского музея. 2007. с. 18. ISBN 978-0-7141-1153-7 .
- ^ «Карнамик-и-Ардашир, или Записи Ардашира» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мюррей, 1913 год .
- ^ Эдер, Манфред Эй Джей (2010). Археология Южной Азии, 2007 г. Материалы 19-го собрания Европейской ассоциации археологов Южной Азии в Равенне, Италия, июль 2007 г., Том II (PDF) . Археопресс Археология. п. 69. ИСБН 978-1-4073-0674-2 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 апреля 2016 г.
- ^ Баккер, Ханс Т. (2017). Гунны в Центральной и Южной Азии. Как два столетия войны против кочевников-завоевателей со ступенек завершаются игрой в шахматы между королями Индии и Ирана .
- ^ Жан-Луи Казо (12 марта 2004 г.). «Загадка рождения шахмат: Старые тексты: 6, 7 и 8 века» . Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Дэвидсон, Генри (1949), Краткая история шахмат , Маккей, ISBN 0-679-14550-8 (1981 г., мягкая обложка)* Эммс, Джон (2004), Начало: эндшпиль с второстепенными фигурами , Everyman Chess , с. 22, ISBN 1-85744-359-4
- ^ Дэвидсон, Генри (1949), Краткая история шахмат , Маккей, ISBN 0-679-14550-8 (1981 г., мягкая обложка)* Эммс, Джон (2004), Начало: эндшпиль второстепенных фигур , Everyman Chess , стр. 63–64, ISBN 1-85744-359-4
- ^ Жан-Луи Казо (16 июня 2006 г.). «Индийские шахматы» . Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Бала, Гэвин Джаред; Миллер, Кирк (22 декабря 2023 г.). «Запрос Unicode для шатранджа символов » (PDF) . unicode.org . Юникод . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Юникод. «Предлагаемые новые персонажи: Трубопровод» . unicode.org . Консорциум Юникод . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Нечто подобное справедливо и для современных шахмат (ладья-конь-слон и конь-ферзь), а также для шахмат Тамерлана (генерал-визирь-слон-катапульта-конь и ладья-генерал-конь-верблюд-жираф).
- ^ «ШАХМАТЫ» . ИРАНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ Дарьяи, Турадж (2009). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ООО "ИБТаурис и Ко" с. 114. ИСБН 9781850438984 .
- ^ Объяснение шахмат и расположение нард. Архивировано 12 июня 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Надим (ал), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Абу Якуб аль-Варрак (1970). Додж , Баярд (ред.). Фихрист ан-Надима; обзор мусульманской культуры десятого века . Том. я. Нью-Йорк и Лондон: Издательство Колумбийского университета. п. 341.
- ^ Надим (ал-), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак (1872 г.). Флюгель , Густав (ред.). Китаб аль-Фихрист (на арабском языке). Лейпциг : FCW Фогель. п. 567 (с.155).
- ^ Мюррей 1913 , с. 311 (внизу).
Библиография
- Казо, Жан-Луи; Ноултон, Рик (2017). Мир шахмат . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-9427-9 .
- Мюррей, HJR (1913). История шахмат (переизданное издание). Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-827403-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Парлетт, Дэвид (1999). «Шатрандж (исламские шахматы)». Оксфордская история настольных игр . Oxford University Press Inc., стр. 296–99 . ISBN 0-19-212998-8 .