Гамалиэль
Гамалиил Старший ( / ɡ ə ˈ m eɪ l i əl , - ˈ m ɑː -, ˌ ɡ æ m ə ˈ l iː əl / ; [ 1 ] также пишется Гамлиэль ; Иврит : גַבַּן גַּמְלִיאֵל הַזָּקֵן Раббан Гамлиэль хазЗакен ; Койне по-гречески : Γαμαλιὴλ ὁ Πρεσβύτερος Гамалиил хо Пресбитерос ), или Раббан Гамалиил I , был ведущим авторитетом в Синедрионе в начале первого века нашей эры. Он был сыном Симеона бен Гиллеля и внуком великого еврейского учителя Гиллеля Старшего. Он стал отцом Симеона бен Гамалиила , названного в честь отца Гамалиила. [ 2 ] и дочь, вышедшая замуж за священника по имени Симон бен Нафанаил. [ 3 ]
Раввинские эпохи |
---|
В христианской традиции Гамалиил признан святым и фарисеем , доктором еврейского закона . [ 4 ] В Деяниях Апостолов 5 говорится о Гамалииле как о человеке, пользующемся большим уважением среди всех иудеев, и как об учителе еврейского закона апостола Павла в Деяниях 22:3 . [ 5 ] Гамалиил призвал своих собратьев-фарисеев проявить снисходительность к апостолам Иисуса Христа в Деяниях 5:34 . [ 6 ]
В еврейской традиции
[ редактировать ]В Талмуде Гамалиэль описывается как носящий титулы Наси (иврит: נָשִׂיא Nāśīʾ ) «князь» и Раббан «наш господин», как президент Великого Синедриона в Иерусалиме; нет сомнений в том, что он занимал руководящую должность в высшем суде Иерусалима. [ 2 ] Гамалиил имеет репутацию В Мишне одного из величайших учителей во всех анналах иудаизма: «С тех пор, как умер Раббан Гамалиил Старший, больше не было почтения к закону, а чистота и благочестие вымерли одновременно». . [ 7 ]
Об авторитете Гамалиила в вопросах религиозного права свидетельствуют два анекдота Мишны, в которых «король и королева» просят его совета по поводу ритуалов. [ 8 ] Личности короля и царицы, о которых идет речь, не уточняются, но обычно считается, что это либо Агриппа и его жена Кипра Набатейка Ирод , либо Ирод Агриппа II и его сестра Береника . [ 2 ] [ 9 ]
Поскольку раввинская литература всегда противопоставляет школу Гилеля Старшего школе Шамая и представляет только коллективные мнения каждой из этих противоположных школ мысли, не упоминая индивидуальных нюансов и мнений внутри них, эти тексты не изображают Гамалиила как хорошо осведомлен о еврейских писаниях и не изображают его учителем. [ 2 ] По этой причине Гамалиэль не указан в списке людей, увековечивших традицию Мишны. [ 10 ] Вместо этого указана цепь, проходящая напрямую от Гилеля к Йоханану бен Заккаю .
Тем не менее, Мишна упоминает авторство Гамалиила нескольких законов о благосостоянии общества и супружеских правах. Он утверждал, что закон должен защищать женщин во время развода и что для повторного брака достаточно одного свидетеля смерти мужа. [ 11 ]
В различных частях классической раввинской литературы дополнительно упоминается, что Гамалиил разослал три послания , задуманные как уведомления о новых религиозных постановлениях и изображающие Гамалиила как главу еврейского органа религиозного права. [ 12 ] Два из этих трех были посланы соответственно к жителям Галилеи и «Дарома» (южной Иудеи) и касались первой десятины . Третье послание было отправлено евреям диаспоры и содержало доводы в пользу введения вставного месяца .
Поскольку школа мысли Гиллеля представлена коллективно, существует очень мало других учений, которые можно было бы однозначно идентифицировать как учение Гамалиила. Есть только загадочное изречение, сравнивающее его учеников с классами рыб:
- : Ритуально нечистая рыба тот, кто все запомнил путем изучения, но не имеет понимания и является сыном бедных родителей.
- Ритуально чистая рыба: тот, кто все узнал и понял, и является сыном богатых родителей.
- Рыба из реки Иордан : тот, кто всему научился, но не знает, как реагировать
- Рыба из Средиземного моря : тот, кто всему научился и знает, как реагировать
В некоторых рукописях еврейского комментария Дунаша ибн Тамима , написанного в десятом веке к Сефер Йецира , автор отождествляет Гамалиила с врачом Галеном . Он утверждает, что видел арабский медицинский труд, переведенный с иврита, под названием « Книга Гамалиила-царевича (Наси), которого у греков называли Галеносом» . [ 13 ] Однако, поскольку Гален жил во втором веке, а Гамалиил умер в середине первого века, это маловероятно.
Кавычки
[ редактировать ]В «Пиркей Авот » Гамалиил сказал:
Сотвори себе учителя и удали себя от сомнений; и не отдавайте лишнего десятины по расчету. [ 14 ] [ 15 ]
В других местах
[ редактировать ]В Деяниях Апостолов Гамалиил представлен как фарисей и знаменитый знаток Моисеева закона в Деяниях 5:34–40 . В более широком контексте (стихи 17–42 ) Петр и другие апостолы описываются как преследуемые перед Синедрионом за то, что они продолжали проповедовать Евангелие, несмотря на то, что иудейские власти ранее запретили это. В этом отрывке Гамалиил описывается как аргумент против убийства апостолов, напоминая им о предыдущих восстаниях Феуды и Иуды из Галилеи , которые быстро прекратились после смерти этих людей. Совет Гамалиила был принят после его заключительного аргумента:
И ныне я говорю вам: воздержитесь от этих людей и оставьте их в покое, ибо если этот совет или это дело будет от людей, то оно ни к чему не приведет; а если оно от Бога, вы не сможете разрушить его; чтобы не оказаться вам даже в борьбе с Богом.
В Книге Деяний позже описывается Апостол Павел, рассказывающий, что, хотя он и «родился в Тарсе», он был воспитан в Иерусалиме «у ног Гамалиила, [и] научен согласно совершенному закону отцов». ( Деяния 22:3 ). Никаких подробностей о том, какое учение Павел перенял от Гамалиила, не приводится, поскольку предполагается, что будучи фарисеем, Павел уже в то время был признан в обществе набожным иудеем. Кроме того, не упоминается, насколько Гамалиил повлиял на некоторые аспекты христианства. Однако нет никаких других свидетельств того, что Гамалиил когда-либо учил публично. [ 2 ] но Талмуд действительно описывает Гамалиила как обучающего ученика, проявившего «дерзость в учебе», что некоторые ученые считают возможной ссылкой на Павла. [ 16 ] [ нужна ссылка ] Отношения апостола Павла и иудаизма продолжают оставаться предметом научных дискуссий. Гельмут Кёстер , профессор богословия и церковной истории в Гарвардском университете , задается вопросом, учился ли Павел у этого знаменитого раввина, утверждая, что существует заметный контраст между терпимостью, которую, как говорят, Гамалиил проявлял к христианству, с «убийственной яростью» против христиан. описывается, что Павел имел это до своего обращения ( Деяния 8:1–3 ). [ нужна ссылка ]
Предполагаемое Евангелие от Гамалиила
[ редактировать ]«Евангелие от Гамалиила» — это гипотетическая книга, существование которой, по мнению некоторых ученых, возможно, является частью апокрифов Пилата . Хотя никакие древние источники напрямую не ссылаются на такое Евангелие, Полен Ладеуз и Карл Антон Баумстарк впервые предположили, что такая книга существовала в 1906 году. Ученые, которые верят, что такая книга когда-то существовала, реконструировали ее на основе проповеди «Плач Марии» ( Лаха) . Марьям ) епископом по имени Кириак. Они полагают, что Лаха Марьям подробно цитирует Евангелие от Гамалиила; «Плач» включает раздел, начинающийся словами «Я, Гамалиил», что вызвало предположение, что эти разделы на самом деле цитируют существующее Евангелие. Другие ученые считают, что такой вывод о том, что автор «заимствовал» утерянное Евангелие, необоснован, и эти разделы просто написаны Кириаком с точки зрения Гамалиила. [ 17 ]
Достаточно полные рукописи Лаха Марьям существуют как на эфиопском (геэз), так и на каршуни (арабском) языках. Независимо от того, цитирует ли Лаха Марьям утраченное Евангелие или нет, Гамалиэль в нем присутствует. Он является свидетелем чуда исцеления при воскрешении мертвого человека у гроба Иисуса ; Брошенные погребальные пелены Иисуса обладают чудесной силой. Гамалиил также беседует с Понтием Пилатом , который весьма положительно изображается как сам христианин. [ 18 ]
Почитание
[ редактировать ]Церковная традиция утверждает, что Гамалиил принял христианскую веру его толерантное отношение к ранним христианам , и этим объясняется . По сообщению Фотия I Константинопольского , он был крещен святыми Петром и апостолом Иоанном вместе со своим сыном Авибоном (Абибо, Авива , Авив) и Никодимом . [ 19 ] В « Литературе Клементины» предполагалось, что он хранил в тайне информацию об обращении и продолжал оставаться членом Синедриона с целью тайно помогать своим собратьям-христианам. [ 20 ] Некоторые ученые считают эту традицию ложной. [ 21 ] и в отрывке, в котором упоминается Гамалиил, не говорится, что он стал христианином ни косвенно, ни явно.
Восточная Православная Церковь почитает Гамалиила как святого, память его отмечается 2 августа. [ 22 ] [ 23 ] дата, когда считает , что его мощи были найдены вместе с мощами Стефана Первомученика традиция , Авибона (сына Гамалиила) и Никодима . Традиционный литургический календарь католической церкви отмечает тот же праздник обретения мощей 3 августа. Говорят, что в пятом веке чудом его тело было обнаружено и доставлено в Пизанский собор . [ 24 ]
Гамалиэль упоминается в каталонском документе XV века «Деяния Ллатцера» . [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- Список библейских персонажей, указанных во внебиблейских источниках
- Фонд Гамалиэль
- Принцип Гамалиила
- Наживка Джимал
- Раскол христианства и иудаизма
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонс, Дэниел; Гимсон, AC (1977). Обычный словарь английского произношения . Лондон: JM Dent & Sons Ltd., с. 207.
- ^ Jump up to: а б с д и Шехтер, Соломон; Бахер, Вильгельм. «Гамлиэль I» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Авода Зара 3:10
- ^ «Гамалиэль» . Католическая энциклопедия .
- ^ Кестенбергер, Андреас Дж.; Келлум, Л. Скотт; Куорлз, Чарльз (2009). Колыбель, крест и венец: введение в Новый Завет . Издательская группа B&H. п. 389. ИСБН 978-0-8054-4365-3 .
- ^ Раймонд Э. Браун, Однажды пришедший Дух в Пятидесятницу , стр. 35 (Liturgical Press, 1994). ISBN 0-8146-2154-6
- ^ Сота 9:15
- ^ Песахим 88:2
- ^ Адольф Бюхлер, Синедрион в Иерусалиме , стр.129. Вена, 1902 год.
- ^ Пиркей Абот 1–2
- ^ Yevamot 16:7
- ^ Тосефта Синедрион 2:6; Синедрион 11б; Иерусалимский Талмуд Синедрион 18d; Иерусалимский Талмуд Маасер Шени 56c
- ^ Геро, Стивен (1990). «Гален о христианах: переоценка арабских свидетельств». Восточная христианская периодика . 56 (2): 393.
- ^ Шесть порядков Мишны (Пирке Авот 1:16) .
- ^ Живой Талмуд - Мудрость отцов, изд. Джуда Голдин, Новая американская библиотека мировой литературы: Нью-Йорк, 1957, стр. 72
- ^ Шаббат 30б
- ^ Сучу, Хорошо (2012). «Фрагмент Британской библиотеки из Проповеди на Плач Марии и так называемого Евангелия от Гамалиила » Эфиопия 15 : 53–71. дои : 10.15460/aethiopica.15.1.659 . ISSN 2194-4024 .
- ^ Гюнтер Штембергер, Евреи и христиане на Святой Земле: Палестина в четвертом веке , страницы 110–111 (Эдинбург: T&T Clark, 2000. ISBN 0-567-08699-2 ); со ссылкой на М.-А. ван ден Оуденрейн, Гамалиэль: Athiopiische Texte zur Pilatusliteratur (Фрайбург, 1959).
- ^ Патон Джеймс Глоаг, Критический и экзегетический комментарий к Деяниям апостолов , том 1, стр. 191, со ссылкой на Фотия, Cod. 171 (Эдинбург: Т&Т Кларк, 1870).
- ^ Признания Климента 1: 65–66.
- ^ Джеффри В. Бромили (редактор), Международная стандартная библейская энциклопедия: Том второй, E – J , страница 394 (Wm B. Eerdmans Publishing Co., 1915; Полностью переработанное издание, 1982). ISBN 0-8028-3782-4
- ↑ Русский православный календарь миней (дата обращения: 14 августа 2020 г.)
- ↑ Святой Гамалиил (ссылка на 14 августа 2020 г.)
- ^ «Гамалиил Старший», Католическая энциклопедия.
- ^ Словарь каталонской литературы (2008)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Гамалиэлем , на Викискладе?
- Еврейская энциклопедия Гамалиила I
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 434.
- Перспективы трансформационного лидерства в синедрионе древнего иудаизма