Танки в испанской армии
Танки в испанской армии имеют более чем 90-летнюю историю: от французских Renault FT, впервые поставленных в 1919 году, до моделей Leopard 2 и B1 Centauro начала XXI века. Испанские FT принимали участие в боях во время войны в Рифе и участвовали в первой в истории высадке десанта с танками в Альхусемасе . В 1925 году испанская армия начала реализацию программы по разработке и производству испанского танка, модернизированной версии Renault FT, получившего название Trubia A4 . Хотя прототип хорошо показал себя на испытаниях, танк так и не был запущен в серийное производство. Испания также экспериментировала с итальянским Fiat 3000 , приобретя один танк в 1925 году, а также с другой местной танковой программой под названием Landesa. Однако ни один из них не превратился в крупную программу бронетехники, и в результате FT оставался самым важным по численности танком в испанской армии до начала гражданской войны в Испании .
В период с июля 1936 года по апрель 1939 года, во время гражданской войны в Испании, две противоборствующие армии получили большое количество танков от иностранных держав. Испании Вторая республика получила танки из Советского Союза , многие из которых были захвачены националистами и использованы против своих бывших хозяев, в то время как националистам помогали немцы и итальянцы. Гражданская война в Испании, хотя и стала полигоном для стран, которые в конечном итоге примут участие во Второй мировой войне , оказалась неубедительной в отношении доказательств механизированной войны. Несмотря на попытки советских, немецких и итальянских советников и солдат использовать недавно разработанные механизированные теории, отсутствие качественных экипажей и танков, а также недостаточное количество танков произвело плохое впечатление о полезности танков самих по себе.
Испанская армия завершила гражданскую войну в Испании, имея парк легких танков. В поисках более современных и боеспособных танков испанское правительство и армия одобрили проект по разработке и производству более совершенного легкого танка, известного как Verdeja . Хотя танк оказался чрезвычайно боеспособным, нехватка сырья и стимулов обрекла программу на провал. Более того, потребности армии были временно удовлетворены за счет закупки Panzer IV в конце 1943 года. Однако неспособность приобрести больше Panzer IV привела к тому, что Испания выставила на вооружение в значительной степени устаревшую коллекцию легких танков и недостаточное количество средних танков. В 1953 году США и Испания подписали соглашение о программе военной помощи , которое привело к поставке танков M47 Patton и M48 Patton . Решение Америки не разрешить Испании использовать новую технику во время войны с Марокко заставило Испанию искать в другом месте пополнение своего парка танков Patton, что закончилось закупкой AMX-30E на базе Французский AMX-30 .
Практически сразу после этого испанская армия и министерство обороны Испании приступили к поиску будущего испанского танка. Это превратилось в программу танков Lince . Несмотря на многочисленные предложения, программа Lince провалилась как по финансовым причинам, так и из-за решения вместо этого модернизировать существующий парк AMX-30E и закупить большое количество американских танков M60 Patton для замены парка старых танков Patton . Более половины AMX-30E были модернизированы до стандарта, известного как AMX-30EM2, а остальные получили более ограниченную модификацию, известную как AMX-30EM1. Однако М60 и модернизированные AMX-30E не обеспечили Испании достаточно современный танк на следующее столетие. В 1994 году министерство обороны Испании начало переговоры с правительством Германии по поводу покупки Leopard 2 . В конечном итоге 108 Leopard 2A4 были закуплены и интегрированы в испанскую армию, а в Испании было построено 219 Leopard 2E на базе немецкого Leopard 2A6. Leopard 2E и Leopard 2A4 заменили парк танков M60 Patton, а испанские AMX-30EM2 были заменены итальянскими. B1 Centauro Кавалерийские противотанковые машины . В настоящее время испанская армия имеет 108 Leopard 2A4 и 219 Leopard 2E.
Рождение испанских танковых войск: 1919–1926 гг.
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Перед Первой мировой войной испанская армия в 1909 году купила небронированный грузовик Schneider-Brillié для использования в Мелилье, где шел вооруженный конфликт с местными племенами. [ 1 ] Это была французская автобусная платформа, которую в Испании оснастили бронированным кузовом и использовали в качестве военного транспорта. Хотя модель Schneider-Brillié образца 1909 года была большой, медленной и имела плохие характеристики, испанская армия осознала ценность бронетехники и купила вторую. [ 1 ] Офицеры испанской армии оценили преимущества использования передовых технологий вооружения во время колониальной войны в испанском Марокко и следили за достижениями Первой мировой войны.
Первые покупки
[ редактировать ]Интерес испанской была ближе к концу Первой мировой войны подана официальная петиция на один Renault FT . легкий танк армии к танку начался , когда 28 октября 1918 года французскому правительству [ 2 ] Однако эта покупка не была оформлена до 15 января 1919 года. Испанская Comisión de Experiencias, Proyectos y Comprobación del Material de Guerra (Комиссия по опыту, проектам и подтверждению) издала официальный заказ на FT, вооруженный 37-миллиметровым (1,5-дюймовым) ) пушкой , а несколько дней спустя расширил заказ, включив в него еще три танка с пушечным вооружением и еще один FT, вооруженный пулеметом. 5 марта приказ был утвержден, а затем расширен, включив в него еще два FT, вооруженных 37-миллиметровой (1,5 дюйма) пушкой. [ 3 ] 20 марта французское правительство заявило, что не может оформить продажу, а 12 апреля процесс приобретения этих автомобилей начался заново. [ 4 ]
В мае 1919 года французы согласились на продажу испанской армии одного легкого танка FT, который был поставлен в следующем месяце. [ 5 ] Этот конкретный FT был вооружен 8-миллиметровым (0,31 дюйма) Гочкиса пулеметом , а позже был перевооружен испанским 7-миллиметровым (0,28 дюйма) пулеметом. После проверки испанским правительством было решено закупить еще десять, в том числе восемь, вооруженных пулеметами, и два, вооруженные пушками. Французское правительство заявило, что машин, доступных для продажи, нет, а позже добавило, что ни при каких обстоятельствах они не позволят Испании перевооружить эти машины испанским 7-миллиметровым (0,28 дюйма) пулеметом, и, следовательно, отказало в продаже. В результате Испания начала обращаться к правительствам других стран, включая Великобританию и США , но безуспешно. [ 6 ]
Рифская война
[ редактировать ]После колониального поражения Испании в битве при Ежегоднике 22 июля 1921 г. [ 7 ] еще один военный посланник был отправлен во Францию с просьбой о предоставлении большего количества танков. На этот раз французское правительство согласилось на продажу десяти FT с пулеметным вооружением и одного командирского танка. [ 8 ] Командирский танк представлял собой шасси FT, с башней, замененной надстройкой, несущей единственную радиосвязь. [ 9 ] Они были переданы третьему отделению Escuela Central de Tiro , или Центральной стрелковой школы, 12 января 1922 года. [ 8 ] и организован в роту из двенадцати легких танков. [ 10 ] В сентябре 1921 года испанское правительство также закупило шесть Schneider CA1 танков отправило их в Марокко . и уже 28 февраля 1922 года [ 11 ] 13 марта 1922 года шесть FT были выгружены в Мелилье . также [ 12 ]
18 марта 1922 года рота лёгких танков FT приняла участие в своей первой боевой операции во время Рифской войны . Им было приказано действовать вместе с Испанским легионом , и они должны были захватить город Тунгунц на севере Марокко. [ 10 ] Удивив защитников своим появлением, бронетанковая рота двинулась вперед, а легионеры сзади, и захватила город Анвар. [ 13 ] Продвигаясь к Тунгунцу, танки начали попадать под шквальный огонь, поскольку их наступление изолировало их от легионеров из-за скорости. [ 14 ] В результате танки были вынуждены отойти в Анвар, чтобы отступить под защиту пехоты. [ 10 ] Два FT были оставлены экипажем из-за механических проблем. [ 15 ] и позже были уничтожены марокканскими защитниками с помощью динамита. [ 10 ] Анализ боевых действий после боевых действий показал, что плохие результаты танковой роты были прямым результатом плохого взаимодействия с пехотой, недостаточной надежности танковых пулеметов и отсутствия предварительной подготовки перед отправкой на фронт. . [ 16 ] После этого бронетанковая рота Испании использовалась почти непрерывно. [ 17 ] в мелких операциях с конца 1922 по сентябрь 1925 года. [ 18 ] 8 сентября 1925 года испанская бронетехника примет участие в первой в истории высадке десанта с танками. [ 19 ]
После переоборудования на новые FT для возмещения потерь, понесенных за три года операций в Марокко, танковая рота была переведена в Сеуту для подготовки к десантным операциям, которые планировалось провести в заливе Аль-Хосейма и вокруг него . [ 20 ] За несколько дней до высадки в Альхусемасе бронетанковая рота приняла участие в ряде учений с участием четырех десантных кораблей типа К. [ 21 ] специально модифицированы, чтобы позволить им нести по три танка каждый. [ 22 ] Однако в день высадки десантный корабль наткнулся на мель в 50 метрах (55 ярдов) от пляжа; [ 23 ] в результате бронетанковая рота смогла высадиться только на следующий день, 9 сентября 1925 года. [ 24 ] После приземления машины использовались для поддержки левого фланга испанской атаки, а также помогали захватывать высоты, окружающие пляжи, и контролировать точки выхода вглубь страны. [ 18 ]
Война в Рифе закончилась в мае 1926 года. [ 25 ] а в июле того же года бронетанковая рота была переброшена на материковую часть Испании. [ 26 ] [ 27 ]
Ранние местные программы разработки танков: 1925–1935 гг.
[ редактировать ]Имея опыт работы в Марокко, испанская армия решила профинансировать программу разработки нового испанского легкого танка. Новая машина должна была быть основана на Renault FT, которая была самой многочисленной бронетехникой, стоявшей на вооружении испанской армии в то время и одной из наиболее широко использовавшихся в иностранных армиях. [ 28 ] Программу возглавил капитан артиллерии Карлос Руис де Толедо, который первым командовал батареей штурмовых танков Schneider CA1. [ 29 ] в Марокко; Толедо считал, что этот танк станет чрезвычайно важным активом в будущих конфликтах, и считал, что испанской армии нужна модель испанского производства. [ 30 ] В результате он совершил поездку по ряду европейских государств, пытаясь собрать информацию о новых тенденциях в конструкции танков и попытаться интегрировать их в испанскую танковую программу. [ 31 ] Получившийся танк получил название Carro de Combate Trubia serie A или «Танк серии A Trubia». [ 30 ]
Легкий танк Трубия
[ редактировать ]Разработка первого прототипа началась в 1925 году. [ 32 ] Производится на Артиллерийском заводе Трубия ( Fábrica de Artillería Trubia ), в Астурии , [ 33 ] Танк был оснащен четырехцилиндровым двигателем Hispano-Suiza 40/50, тем же двигателем, которым с 1915 года оснащались военные грузовики испанской армии. [ 30 ] Учитывая мнение испанской армии об ограниченной огневой мощи FT, танк Trubia имел специальную башню. Башня имела две шарнирно-сочлененные половины, которые могли перемещаться независимо, каждая из которых была вооружена пулеметом. Теоретически, если бы один из пулеметов заклинил, у танка все равно остался бы другой, которым можно было бы защититься. Кроме того, в корпусе машины были предусмотрены огневые порты, позволяющие экипажу вести огонь из стрелкового оружия изнутри танка. [ 34 ] Этот прототип прошел серию испытаний, и его успех привел к решению продолжить разработку испанского танка, что привело к созданию улучшенной конструкции танка Trubia, известной как Modelo Trubia 75HP, типо Rápido, серия A (модель Trubia 75 л.с. , быстрый танк, серия А). [ 35 ]
Путешествуя по Европе во второй раз, пытаясь интегрировать зарубежные тенденции дизайна в новую Trubia, капитан Руис де Толедо нашел в Германии новый тип гусеничной системы. Новая конструкция, призванная избежать проблем со срывом гусениц с машины, заменила традиционные гусеницы системой, которая скреплялась боковой металлической стенкой, а опорные катки подвешивались к шасси. [ 36 ] Гусеничная система стала самой инновационной и уникальной частью нового легкого танка «Трубия». [ 37 ] Помимо новых гусениц, Trubia должна была иметь большую скорость (не менее 30 километров в час (19 миль в час)) и больший запас хода, чем FT. листе установили новый пулемет На лобовом , а экипаж танка увеличили с двух до трех, что привело к увеличению корпуса; это также позволяло обслуживать двигатель изнутри машины, что позволяло экипажу устранять небольшие поломки в полевых условиях. [ 38 ] Для охлаждения двигателя и экипажа внутри шасси был установлен распределитель сжатого воздуха . Это решило проблемы, связанные с клаустрофобией экипажа и поступлением газов из двигателя FT, а также сделало экипаж танка намного более эргономичным. [ 39 ] Первоначальный двигатель мощностью 50 лошадиных сил (37 кВт) был заменен более мощным Daimler четырехцилиндровым двигателем мощностью 75 лошадиных сил (56 кВт). Трансмиссия имела четыре передачи вперед и четыре назад. [ 40 ] Новый танк оказался удовлетворительным, а в некоторых аспектах даже превосходил FT, и испанская армия заказала строительство четырех прототипов. [ 41 ]
Первый прототип был изготовлен в 1926 году. [ 42 ] Всего было заказано четыре прототипа, но производство шло медленно, и к 1928 году был построен только один из танков, а остальные три прототипа не были вооружены. Готовую машину, получившую название Trubia A4 , отправили в школу стрельбы, где она прошла серию испытаний. [ 43 ] В 1931 году был построен второй прототип, а последние два — в 1934 году. [ 44 ] Первоначальный прототип был возвращен на завод в 1935 году для проведения ряда модернизаций и устранения любых повреждений, нанесенных машине в процессе испытаний. Остальные три танка были переданы Миланскому пехотному полку в Овьедо , где они продолжили испытания. [ 45 ]
Другие танковые программы
[ редактировать ]Пока разрабатывалась Trubia, испанская армия приобрела итальянский Fiat 3000 A. Заказанный в октябре 1924 года, он был получен в январе 1925 года и передан в Центральную стрелковую школу. Там он прошел серию экспериментов и испытаний. [ 46 ] Танк изначально разрабатывался как близкая копия Renault FT, сотню единиц которого Италия ранее пыталась закупить. Он имел шасси меньшего размера и был оснащен двигателем мощностью 50 лошадиных сил (37 кВт). ФИАТ 3000А имел башню с двумя пулеметами калибра 6,5 мм (0,26 дюйма); Позже он был улучшен с помощью 37-миллиметровой (1,5 дюйма) пушки и получил обозначение FIAT 3000B. [ 47 ]
В 1928 году завод «Трубия» под командованием майора артиллерии Виктора Ландеса Доменека спроектировал и начал производство прототипа нового бронированного трактора; они были названы в его честь как Ландеса. Безоружный трактор закончил производство в 1930 году и прошел ряд испытаний. Между 1931 и 1932 годами машина прошла серию модернизаций на заводе, а затем была отправлена в Мадрид для дальнейших испытаний, где в апреле 1932 года она прошла удовлетворительно. Ландеса, получивший в то время звание подполковника, начал предварительную серию испытаний. три автомобиля с двигателем L-2000 мощностью 55 л.с. (41 кВт), разработанным компанией Daimler-Benz . В конечном итоге два из них были произведены и поставлены на испытания в Испанской республиканской армии , а еще девять были заказаны с целью использовать их для буксировки пушек Škoda 76,5-миллиметровых (3,01 дюйма) зенитных . [ 48 ] Тем временем завод Trubia начал проектировать бронированную и вооруженную версию машины для испанской армии. [ 49 ] К 1934 году было произведено два двигателя, хотя на заводе «Трубия» возникли проблемы с производством двигателей Л-2000; в результате к началу гражданской войны в Испании в 1936 году они не были оснащены двигателями. Они были вооружены одним 7-миллиметровым (0,28 дюйма) пулеметом. [ 50 ]
Танки во время гражданской войны в Испании: 1936–1939 гг.
[ редактировать ]В начале гражданской войны в Испании испанская армия рассчитывала в общей сложности на десять Renault FT в рабочем состоянии, распределенных поровну между двумя полками легких танков; один в Мадриде, а другой в Севилье. Первый (1-й полк легких танков) попал под контроль армии Второй Испанской республики , а 2-й полк легких танков (в Сарагосе) был интегрирован в националистическую армию. [ 51 ] Предполагается, что единственный Fiat 3000A в это время находился в эксплуатации, но был разобран на запчасти. [ 52 ] Шесть испанских штурмовых танков Schneider CA1 были приняты на вооружение Республиканской армии и участвовали в боях вокруг Мадрида до и во время осады Мадрида , а также во время осады Алькасара в Толедо . Они были уничтожены во время осады Мадрида. [ 53 ] Три прототипа Trubia A4, переданные миланскому пехотному полку в Овьедо, были переданы националистическому восстанию, а четвертый прототип, находившийся на заводе Trubia, был взят рабочими завода и быстро отремонтирован, чтобы его можно было использовать в республиканских войсках. Армия. [ 54 ] Бронированный трактор Landesa в Трубии также был модифицирован республиканцами для установки пулеметов и переоборудован в легкий танк. [ 55 ]
Доспехи Народного фронта (Правительство Испанской Республики)
[ редактировать ]Дата | Корабль | Количество автомобилей | Дополнительная информация |
---|---|---|---|
15 октября 1936 г. | Komsomol | 50 | Возглавил подполковник Кривошеин. |
30 ноября 1936 г. | Мыс Палос | 37 | Возглавлял генерал Д.Г. Павлов. |
30 ноября 1936 г. | Карибское море | 19 | |
6 марта 1937 г. | Мыс Санто Томе | 60 | |
8 марта 1937 г. | Плохой | 40 | |
7 мая 1937 г. | Мыс Палос | 50 | |
13 марта 1938 г. | Гравелины | 25 | Последняя посылка получена |
Республиканские силы Испании за время войны изготовили ряд различных бронемашин. Несмотря на то, что они мало служили военным целям, из-за низкого качества их конструкции и конструкции, они были важным фактором поднятия боевого духа вооруженных сил Народного фронта. [ 57 ] Заводы в северных районах Испании производили немалое количество бронированных тракторов и грузовиков; например, шестнадцать бронемашин, получивших обозначение Naval-Somua, были изготовлены на базе шасси французского автобуса Somua. [ 58 ] Завод «Трубия», в то время работавший на Республику, производил от 15 до 20 легких танков, известных как «Трубия-Навал». [ 59 ] на которые сильно повлияли Landesa и Trubia A4. [ 60 ] Однако большая часть строительства вращалась вокруг бронирования грузовиков, известных как Тизнаос из-за серого цвета их стальной брони. Из-за веса брони и низкой мощности двигателей многие из них не могли пройти более 20 метров (22 ярда), не сломавшись. [ 61 ] В основном они были построены в промышленно развитых регионах северной Испании и Каталонии . [ 62 ] Заводы Леванте под советским руководством построили один из лучших бронированных грузовиков войны — УНЛ-35. Эти машины были созданы на базе советского грузовика ЗиС-5 и производились в период с начала 1937 года по март 1939 года со скоростью не более пяти машин в месяц. Также на базе других шасси, например модели 817T компании Ford , было изготовлено около 120 UNL-35. [ 63 ]
прибыла первая партия из 50 советских Т-26 лёгких танков 15 октября 1936 года в Картахену . [ 64 ] Они были введены в бой уже 26 октября под командованием советского подполковника Семена Кривошеина к югу от Мадрида. [ 65 ] Первая боевая операция Т-26 в Испании состоялась недалеко от города Сесенья , когда республиканская танковая рота контратаковала острие наступления националистов на Мадрид. [ 66 ] Контратака, хотя и частично успешная, не помешала наступлению националистов. К началу операции танки отделились от следовавшей за ними пехоты. Однако республиканские доспехи успешно застали врасплох роту пехотинцев-националистов, которые приняли их за итальянских союзников, и разгромили их. Затем танковая рота продолжила путь к городу Эскивиас на западе, где была контратакована кавалерией Марокканского легиона и, наконец, была вынуждена отступить. Из-за отсутствия поддержки пехоты несколько Т-26 были подбиты пехотинцами-националистами, использовавшими винные бутылки в качестве бомб. [ 67 ] Танковая рота вернулась через Сесенью, которая была вновь занята пехотой националистов, и попала под шквальный огонь. Несмотря на отход, республика широко разрекламировала контратаку в Мадриде как победу. [ 68 ] Отсутствие успеха объясняется отсутствием координации между республиканскими танками, пехотой и артиллерией. [ 69 ] Хотя обычно упоминается, что Испания получила 312 Т-26, в это число входят 16 FT, поставленных Польшей, [ 70 ] и 15 Т-26, которые так и не добрались до Испании. [ 64 ] В конечном итоге во время Гражданской войны в Испании в Испанию был поставлен 281 Т-26. [ 56 ]
Советский Союз также поставил Испании 50 [ 71 ] БТ-5 . Танки [ 72 ] Хоть и немного тяжелее Т-26, [ 73 ] БТ-5 был быстрее; он был способен развивать скорость 65 километров в час (40 миль в час) на гусеницах по дороге и 90 километров в час (56 миль в час) на колесах. [ 74 ] Однако, учитывая неидеальный характер испанской местности, БТ-5 редко мог воспользоваться своей скоростью. [ 75 ] Потеря многих республиканских БТ-5 во время битвы при Эбро заставила их списать танк в свои резервы. [ 74 ] БТ-5 представлял собой усовершенствованную версию Дж. Уолтера Кристи концепции быстрого танка с использованием подвески Кристи . [ 76 ] и был вооружен 45-миллиметровой (1,8 дюйма) танковой пушкой . [ 77 ]
Организация бронетанковых войск Народного фронта
[ редактировать ]Первые 50 танков Т-26, прибывшие в Испанию под командованием Кривошеина, были укомплектованы советским персоналом. Тем не менее, советский подполковник открыл школу подготовки в городке Арчена , недалеко от Картахены, набирая в нее в основном водителей грузовиков и автобусов из таких городов, как Мадрид и Барселона . В следующем месяце он открыл вторую школу в Алькала-де-Энарес , к северу от Мадрида. [ 78 ] Однако только солдатам-коммунистам разрешалось управлять советскими танками, и в результате круг солдат, из которых можно было набираться, был узким, и часто менее опытные водители отдавались предпочтение лучшим из-за их политических идеологий. Например, в одном случае командир танка прервал контакт с противником, потому что не научился стрелять из основного орудия. Более того, поначалу у советских преподавателей не было переводчиков для общения со своими испанскими учениками. [ 79 ]
Народной армии В ходе обучения и быстрого ввода танков в бой первые 50 машин были сформированы в первый танковый батальон . Батальон имел в своем составе три танковые роты (по десять танков в каждой) и штабную роту; в каждой роте было по три взвода по три танка в каждом и командирский танк. К середине ноября был организован второй батальон. [ 78 ] Позже в том же месяце Кривошеин и его заместитель (майор Грейссер) были отозваны в Советский Союз и заменены генералом Дмитрием Павловым . [ 80 ] В декабре 1936 года генерал Павлов организовал из новой советской бронетехники бронетанковую бригаду, состоящую из четырех танковых батальонов и разведывательной роты. [ 81 ] Эта бригада, известная как Brigada de Carros de Combate (Танковая бригада), состояла из 56 танков и 68 других бронемашин и сразу же приняла участие в боях вокруг Мадрида, в том числе в боях при Хараме и Гвадалахаре . Однако бригада использовалась для поддержки республиканских пехотных сил, а не как мобильная бронетанковая группа, и в результате ее стратегическая роль во время войны была ограничена из-за ее неправильного использования. [ 82 ] В июле 1937 года бригада приняла участие в битве при Брунете , крупнейшем на тот момент танковом сражении в войне. [ 83 ] в нем приняли участие около 150 республиканских танков. [ 84 ] Это сражение также стало одним из немногих примеров использования танков во время гражданской войны в Испании для прорыва по фронту. [ 85 ] Однако бой стоил Народной армии около 159 боевых бронированных машин. [ 86 ]
После битвы при Брунете бригада была реорганизована в новую испанскую дивизию, известную как División de Ingenios Blindados (Дивизия бронетехники). В его состав входили танковая бригада и бронетанковая бригада; последний состоял из более легких боевых бронированных машин, таких как БА-6 . Им командовал испанский полковник Санчес Паредес. К этому времени большая часть советских танкистов вернулась в Советский Союз, чтобы предоставить информацию о механизированной войне в Испании. Единственным советским подразделением оставался тяжелый танковый полк, вооруженный новенькими БТ-5, еще не участвовавшими в боевых действиях. [ 87 ] Этот полк был укомплектован как советскими, так и испанскими танкистами-ветеранами, а командовал им советский полковник Кондрятьев. [ 88 ] Наконец, в дивизии также располагались пехотная бригада и противотанковая артиллерийская рота. Однако к этому времени республиканское военное командование отвело танку роль простой поддержки пехоты, разочарованное плохими характеристиками республиканской бронетехники на тот момент. [ 87 ] Последним крупным сражением, в котором приняли участие республиканские доспехи, была битва при Эбро в 1938 году. [ 89 ]
Советы пришли к выводу, что, хотя танковые соединения в Испании недостаточно велики для идеального механизированного прорыва позиций противника, [ 90 ] слишком крупные танковые соединения также не были идеальными из-за неровной местности, препятствующей их массовому использованию. В результате танковые командиры, такие как Павлов, считали, что лучшей ролью танка является поддержка пехоты. [ 91 ] Использование республиканцами бронетехники во время гражданской войны в Испании не было хорошей демонстрацией глубокого механизированного боя. [ 92 ]
Доспехи националистов (Испанская повстанческая армия)
[ редактировать ]Дата | Количество автомобилей |
---|---|
26 августа 1936 г. | 5 |
7 октября 1936 г. | 10 |
8 декабря 1936 г. | 20 |
Январь и февраль 1937 г. | 24 |
Март 1937 г. | 24 |
апрель 1937 г. | 12 |
сентябрь 1937 г. | 16 |
апрель 1938 г. | 12 |
Ноябрь и декабрь 1938 г. | 32 |
Общий | 155 |
Во время гражданской войны в Испании Националистическая армия разработала только один танк — Carro de Infanteria modelo 1937 (Пехотный танк модели 1937 года). [ 94 ] Воспользовавшись захватом завода «Трубия» на севере, в 1937 году националисты основали его на базе республиканского «Трубиа-Навал», немецкого Panzer I , Т-26 и итальянского CV-33 . Он был разработан, чтобы объединить лучшее из всех трех основных легких танков, использовавшихся Националистической армией во время войны. [ 95 ] Однако он не оправдал ожиданий и не был запущен в серийное производство. [ 95 ] Националистическая армия действительно произвела небольшое количество бронированных грузовиков и тракторов, а также начала разработку легкого танка Вердея , но ни один из них не внес заметный вклад в усилия националистов против Народной армии. [ 96 ]
Первыми иностранными танками, поступившими на вооружение националистов, были пять итальянских CV-33, прибывшие в город Виго 26 августа 1936 года. Они прибыли с десятью членами экипажа, которые будут выполнять функции инструкторов. [ 97 ] Танки были вооружены двумя 8-миллиметровыми (0,31 дюйма) пулеметами и имели максимальную стальную броню толщиной 15 миллиметров (0,59 дюйма). [ 98 ] 10 декабря 1936 года итальянский диктатор Бенито Муссолини решил отправить боевые войска в Испанию, стремясь как можно скорее положить конец войне. Эти люди были организованы в Corpo Truppe Volontarie (CTV; Добровольческий корпус), и к концу года их ряды увеличились примерно до 47 000 человек; 20 000 из них прибыли из итальянской армии , а 27 000 - из чернорубашечников . Корпус был передан под командование итальянского генерала Марио Роатты. [ 99 ] Первое крупное сражение за CTV произошло в марте 1938 года, когда оно решило вступить в бой с республиканскими силами во время битвы за Гвадалахару. Отряд численностью около 35 000 человек, включая 81 танк, атаковал 8 марта 1937 года. [ 100 ] Не приняв во внимание метеорологические условия поля боя, на следующий день итальянские войска атаковали по земле, превратившейся в грязь из-за проливных дождей. [ 101 ] Медленная скорость наступления позволила республиканским ВВС настойчиво совершать набеги на наступающие итальянские войска, рассредоточивая целые колонны с главных дорог и заставляя их застревать в грязи. Контратака республиканцев 18 марта под руководством бронетанковой бригады Павлова вынудила итальянцев отступить. [ 102 ] Воздушная поддержка националистов не смогла обеспечить непосредственную авиационную поддержку итальянских войск, поскольку взлетно-посадочные полосы были затоплены. [ 103 ] в то время как итальянская броня не могла сравниться с более тяжелыми и быстрыми танками Т-26 и БТ-5. [ 102 ] Официально итальянцы потеряли около 2700 солдат во время кампании вокруг Гвадалахары; Республиканская армия потеряла около 4000 человек. [ 104 ] По другим данным, потери CTV во время боя составили около 5000 человек. [ 105 ] Однако потери бронетехники были относительно небольшими: республиканцы потеряли 7 Т-26, а итальянцы — 19 CV-33. [ 106 ] Несмотря на эту первоначальную неудачу, итальянское правительство продолжало поставлять персонал и оборудование для CTV в Испании, и к концу 1938 года итальянский добровольческий корпус был укомплектован тремя танковыми батальонами. Всего к концу войны в Испанию было поставлено 155 CV-33. [ 107 ]
Дата | Количество автомобилей |
---|---|
Октябрь 1936 г. | 41 |
декабрь 1936 г. | 21 |
август 1937 г. | 30 |
Конец 1937 года. | 10 |
Январь 1939 г. | 30 |
Общий: | 122 |
За время войны немцы поставили испанской армии в общей сложности 122 легких танка Panzer I. [ 109 ] Первая партия прибыла в октябре 1936 года и состояла из 41 танка. [ 110 ] Этим танкам предстояло принять участие в бою уже 30 октября в районе Мадрида, когда они вступили в бой с колонной республиканских броневиков, которые своими более крупными орудиями смогли подбить немецкие танки на расстоянии 500 метров (550 ярдов). [ 75 ] Хотя использование бронебойных боеприпасов, выпущенных из 7,92-миллиметровых (0,312 дюйма) пулеметов Panzer I, могло пробить броню Т-26 на дальностях до 150 метров (160 ярдов), республиканские танкисты просто начали вести бой с дальностей. до 1000 метров (1100 ярдов) с использованием более тяжелого 45-миллиметрового (1,8 дюйма) бака. пистолеты. Кроме того, прицелы Т-26 были откалиброваны на гораздо большую дальность, чем прицелы, откалиброванные на немецком оборудовании. [ 111 ] Этот недостаток огневой мощи побудил Националистическую армию экспериментировать с принятием итальянской 20-миллиметровой (0,79 дюйма) зенитной пушки Breda для своего парка Panzer Is. Выстреливая 140-граммовым (4,9 унции) перфорирующим снарядом, эта пушка могла пробить стальную броню толщиной до 40 миллиметров (1,6 дюйма) на расстоянии 250 метров (270 ярдов). [ 112 ] Для установки орудия пришлось срезать верхнюю часть башни танка и выдвинуть ее вверх, что увеличило профиль машины и ухудшило обзорность экипажа. Кроме того, прицелы нового орудия располагались в открытой складке в передней части нового удлинения башни, что вынуждало наводчика прицеливаться и вести огонь из относительно небезопасной позиции. [ 113 ] Хотя первоначально националисты стремились оснастить хотя бы один Panzer I в каждом взводе каждого батальона более крупной пушкой, было построено только четыре прототипа. Захват республиканских Т-26 и их возвращение на вооружение Националистической армии сделали модификацию Panzer I ненужной, а более поздние попытки модернизировать немецкий легкий танк потерпели неудачу из-за отсутствия доступных 20-миллиметровых (0,79 дюйма) Пистолеты Бреда. [ 114 ] Были также попытки установить 37-миллиметровую (1,5 дюйма) противотанковую пушку и 45-миллиметровую (1,8 дюйма) танковую пушку, снятые с трофейной советской машины, но они потерпели неудачу до того, как были построены какие-либо прототипы. [ 115 ]
Несоответствие танков националистов республиканским силам заставило командиров националистов предлагать испанским солдатам до 500 песет за каждый захваченный Т-26. [ 116 ] Из-за количества захваченных и вновь принятых на вооружение Т-26 против своих предыдущих владельцев Советский Союз также непреднамеренно стал крупнейшим поставщиком боевых бронированных машин для Национальной армии. [ 117 ] По оценкам, во время гражданской войны в Испании было захвачено 178 Т-26, в том числе 98 возвращено в строй, 30 не подлежащих ремонту машин использовались на запчасти и 50 Т-26 не поступили на вооружение Националистической армии. [ 118 ] В мае 1939 года Франция передала националистической Испании 10 Т-26, которые были интернированы после отступления через границу. [ 119 ] Количество трофейных БТ-5 составило гораздо меньше. К маю 1938 года танковые войска националистов приняли на вооружение только 4 БТ-5 вместо 39 Т-26. [ 120 ] Первая танковая рота националистов, оснащенная Т-26, вступила в бой во время битвы при Брунете 18–23 июля 1937 года. [ 121 ] В конечном итоге количество захваченной техники заставило националистов организовать восстановительное подразделение, предназначенное для восстановления советской бронетехники с поля боя и ее ремонта, чтобы она могла вернуться в бой. [ 122 ]
Послевоенное время: 1939–1953 гг.
[ редактировать ]В конце гражданской войны в Испании испанская армия могла рассчитывать на 144 танка I и CV-33, а также 139 Т-26. Panzer Is и CV-33 были организованы как «легкие танки» под названием «Тип I», тогда как Т-26 считались «средними» танками и относились к категории «Тип II». [ 123 ] Они были организованы в четыре танковых полка, включая 1-й танковый полк (базировался в Мадриде), 2-й танковый полк (в Севилье ), а также 3-й и 4-й танковые полки. Организация 3-го полка была основана на той, которая использовалась националистическими силами во время гражданской войны в Испании, а организация 4-го полка была основана на структуре, использовавшейся итальянским CTV. [ 124 ] В 1941 году в Северной Африке был создан пятый полк. [ 125 ]
Танковая программа Вердея
[ редактировать ]В период с конца 1937 по 1938 год капитан Феликс Вердея Бардалес приступил к частной разработке концепции нового легкого танка. Новый танк будет учитывать все качества и проблемы существующих танков, стоящих на вооружении Националистической армии, включая Panzer I и Т-26, и сочетать в себе ряд характеристик, которые сделают его лучшим легким танком, находившимся на вооружении того времени. . [ 126 ] Его идеальный легкий танк включал в себя 45-миллиметровую (1,8 дюйма) танковую пушку с поворотом на 360 градусов и углом возвышения 72 градуса. При этом машина должна была иметь минимально возможный силуэт, толщину брони по кругу не менее 15 миллиметров (0,59 дюйма) и передней части — 30 миллиметров (1,2 дюйма). Кроме того, броня должна была иметь наклон, чтобы максимизировать ее эффективность и снизить вероятность рикошета летящего снаряда. При максимальной скорости 70 километров в час (43 мили в час) легкий танк должен был оснащаться двигателем мощностью 120 лошадиных сил (89 кВт). Кроме того, механическая надежность машины должна была улучшить надежность существующих танков, стоящих на вооружении Националистической армии. [ 127 ] Несмотря на первоначальные препятствия, в том числе противодействие испанской танковой программе со стороны немецкого генерала Вильгельма Риттера фон Тома , [ 128 ] первый прототип был поставлен в конце 1938 года; Этот прототип был построен из запчастей, снятых с ряда различных танков. Прототип хорошо показал себя в ходе испытаний, и был заказан новый прототип. [ 57 ]
Новый прототип был намного ближе к тому, что первоначально планировал капитан Вердея. Шасси увеличили, а двигатель перенесли в левую часть переднего отделения корпуса. Также были увеличены объем топливных баков и толщина брони, а высота башни уменьшена за счет наклона бортов башни. [ 129 ] Одной из самых необычных для того времени разработок танка были гусеницы, призванные исключить возможность их соскальзывания при движении танка. Танк имел звездочку в передней части корпуса с каждого борта и натяжитель в задней части. Гусеницы управлялись четырьмя возвратными катками и четырьмя опорными катками. [ 130 ] Гусеницы ранее были испытаны на оригинальном прототипе; они были разработаны так, чтобы крепиться вокруг опорного колеса и, следовательно, фиксироваться на месте, предотвращая возможность соскальзывания. [ 131 ] Постройку прототипа из-за нехватки средств отложили до мая 1940 года, и танк наконец доставили на полигон Карабанчель для испытаний. [ 132 ] Прототип получил обозначение Verdeja 1 и соревновался с Т-26Б в ряде различных испытаний. В итоге «Вердея» набрал в общей сложности 243 очка по сравнению с 205 очками у Т-26. [ 133 ] В результате испытаний был внесен ряд модификаций, в том числе более высокая подвеска, позволяющая преодолевать более высокие препятствия, увеличение толщины брони, увеличение ширины кузова и создание пустого пространства сзади для возможности будущей установки средств связи. радио. [ 134 ] После двухмесячной работы Verdeja 1 был возвращен на тестирование и на этот раз набрал в общей сложности 261,98 балла. [ 135 ] Хотя успех этого прототипа убедил правительство Испании выдать заказ на строительство 1000 танков, в конечном итоге у него не было стимулов для развития соответствующей промышленной инфраструктуры; Плохая экономическая ситуация после гражданской войны в Испании и отсутствие иностранных клиентов вскоре привели к краху производственной программы. [ 136 ]
Когда программа Вердея-1 была распущена, капитан Вердея начал разрабатывать преемника, принимая во внимание уроки, извлеченные во время первых кампаний Второй мировой войны. В новой конструкции был реорганизован моторный отсек в задней части шасси, что означало также перемещение ведущей звездочки назад. Перемещение расположения двигателя позволило улучшить охлаждение мотора машины и боевого отделения, а также позволило сдвинуть башню вперед. Бронирование машины также было существенно увеличено. [ 137 ] Этот новый танк не был одобрен к производству или дальнейшей разработке из-за продолжающейся отсрочки производства Verdeja 1 по причинам, в том числе предложениям правительства Германии поставить двигатель Panzer IV для Verdeja 1. Хотя производство новой машины, наконец, началось в 1942 году, прототип Verdeja 2 был поставлен только в августе 1944 года. [ 138 ] Решение о закупке некоторого количества немецкой бронетехники [ 139 ] отложил решение о начале производства Verdeja 2; в конечном итоге автомобиль оставался нетронутым до 1950 года, когда была неудачная попытка установить новый двигатель. [ 140 ]
Вердея 1 | Вердея 2 | Вердея 75 мм | Т-26Б [ 141 ] | Танк I Ausf. [ 142 ] | |
---|---|---|---|---|---|
Масса | 6,5 т (7,16 т ) | 10,9 т (12,01 тонны) | 6,5 т (7,16 тонны) | 9,4 т (10,36 тонны) | 5,4 т (5,95 тонны) |
Пистолет | 45-мм пушка (1,77 дюйма) | 45-мм пушка | 75-мм гаубица (2,95 дюйма) | 45-мм пушка | 7,92-мм пулемет (0,312 дюйма) |
Боеприпасы | 72 раунда | 146 патронов | 32 раунда | 122 раунда | 2250 патронов |
Дорожный диапазон | 220 км (140 миль) | 220 км (140 миль) | 220 км (140 миль) | 175 км (109 миль) | 200 км (120 миль) |
Максимальная скорость | 44 км/ч (27 миль в час) | 46 км/ч (29 миль в час) | 44 км/ч (27 миль в час) | 31,1 км/ч (19 миль в час) | 50 км/ч (31 миль в час) |
Броня | 7–25 мм (0,28–0,98 дюйма) | 10–40 мм (0,39–1,57 дюйма) | 7–25 мм (0,28–0,98 дюйма) | 7–16 мм (0,28–0,63 дюйма) | 7–13 мм (0,28–0,51 дюйма) |
Начиная с 1945 года, [ 143 ] теперь уже майору Вердехе было приказано начать проектирование артиллерийского орудия с использованием скорострельной 75-миллиметровой гаубицы L/40, разработанной Sociedad Española de Construccion Naval на базе шасси Verdeja 1. [ 144 ] Крышу и заднюю стенку шасси убрали, а вместо передней установили орудийный щит. Рядом с натяжным колесом был установлен механический тормоз, останавливавший движение артиллерийского орудия назад в процессе стрельбы. [ 145 ] Наличие необходимых деталей и отсутствие сложных изменений означало, что машину быстро подготовили и провели всесторонние испытания. Судьба самоходки была во многом такой же, как и у Verdeja 2, и машина оставалась нетронутой на полигоне в Карабанчеле до 1973 года, когда ее перевезли на испанскую базу Альфонсо XIII , где размещалась тогдашняя механизированная пехота. Полк Вад Расс № 55 . Вскоре его перевезли на другую базу и, наконец, доставили на базу Эль-Голосо под Мадридом как часть музея бронетехники. [ 146 ]
Немецкая бронетехника на вооружении испанской армии
[ редактировать ]В 1943 году испанская армия и правительство решили заменить большую часть своей бронетехники после изучения войны в Европе и Северной Африке. Такие танки, как Panzer I и Т-26, были устаревшими по сравнению с более новыми танками, такими как советский Т-34 и немецкий танк «Пантера» . В результате 15 марта 1943 года Испания начала переговоры с Вермахтом о приобретении современной техники. В петиции требовалось 250 Panzer III и 100 Panzer IV . Взамен немцы предложили продать 20 Panzer IV и 10 Sturmgeschütz III . 29 апреля Испания приняла предложение Германии. [ 147 ] Проданные Panzer IV принадлежали к модели Ausf. Вариант H и прибыл в Испанию 6 декабря 1943 года. [ 148 ] Panzer IV Ausf. H включал более длинную танковую пушку калибра 75 миллиметров (3,0 дюйма) и однородную стальную пластину диаметром 80 миллиметров (3,1 дюйма) на лобовой части. [ 149 ]
Уже в январе 1944 года Испания снова начала переговоры с Германией о дополнительном оборудовании. Новая программа заключалась в продаже 33 танков Panzer IV, три из которых будут командного варианта. Позднее было сделано еще одно предложение на поставку еще 67 Panzer IV; В результате обе программы вместе привели к потенциальной закупке 100 танков Panzer IV. [ 150 ] Испания также предлагала закупку некоторого количества танков «Тигр» , хотя ни к чему серьезному это предложение так и не привело. Тем не менее, программа приобретения еще 100 танков Panzer IV так и не была реализована. [ 151 ] 20 Panzer IV, полученные в конце 1943 года, были организованы в две роты, распределенные по двум батальонам бронетанкового полка 1-й танковой дивизии «Брунете» . [ 152 ]
В конце Второй мировой войны испанская армия рассчитывала на танковые силы, состоящие из 20 Panzer IV, 10 StuG III, 116 T-26, 93 Panzer Is (включая командирские машины), 60 CV-33 и 80 броневиков. В 1949 году бронетанковый полк был реорганизован в два батальона по 60 Т-26, каждый из которых имел два командирских танка I, шесть боевых версий Panzer I и два CV-33, которые использовались для разведки. Третий батальон состоял из 20 Panzer IV и шести Panzer I. Полк насчитывал около 1500 человек личного состава и 100 танков. [ 153 ]
Американская военная помощь: 1954–1970 гг.
[ редактировать ]К середине 1950-х годов состояние танков испанской армии ухудшалось. [ 154 ] Состав бронетанковых сил Испании оставался прежним до февраля 1954 года, когда Соединенные Штаты поставили M47 Patton испанской армии первые двенадцать танков . Они были результатом программы военной помощи, которую Соединенные Штаты подписали с Испанией в 1953 году. К 1957 году испанская армия получила в общей сложности 29 танков M47. [ 155 ] В течение 1950-х годов Испания получила в общей сложности 389 танков M47 Patton. В течение 1960-х годов Испания получила 65 танков M48 Patton и 66 M48A1. [ 156 ] Танки M47 и M48 стали важной модернизацией бронетанковой мощи Испании. Например, если Т-26 был вооружен 45-миллиметровой (1,8 дюйма) пушкой, то американские танки были вооружены гораздо более мощной 90-миллиметровой (3,5 дюйма) танковой пушкой. [ 157 ]
Panzer IV ( Ausf. В то время как 75-миллиметровая (3 дюйма) танковая пушка L/43 G) могла пробить 77 миллиметров (3 дюйма) стальной брони на расстоянии 1800 метров (2000 ярдов) (с использованием Panzergranate 39), [ 158 ] M47 (с использованием осколочно-фугасной противотанковой (HEAT) боеголовки M348) мог пробить 190 миллиметров (7,5 дюйма) из своей 90-миллиметровой (3,5 дюйма) танковой пушки. Кроме того, толщина брони M47 составляла 110 миллиметров (4,3 дюйма) на лобовом листе и 178 миллиметров (7 дюймов) в лобовой части башни. [ 159 ] Испания также получила некоторое количество легких танков M41 Walker Bulldog . [ 160 ] Они были организованы в Вильявисьоса легкий бронетанковый кавалерийский полк , а четыре также были включены в бронетанковый пехотный полк Алькасар-де-Толедо в качестве разведывательных танков. [ 161 ]
В период с 1953 по 1968 год испанская армия получила в общей сложности 446 средних боевых танков (М47 и М48), 123 легких танка ( М24 и М41), а также 30 бронированных эвакуационных машин (М74). В 1970 году Соединенные Штаты согласились продлить программу военной помощи еще на пять лет, предоставив Испании еще 66 танков M48A2 и 17 M41A3. [ 162 ]
Полученные машины были организованы на основе реорганизации бронетанковой дивизии Брунете в 1965 году. В ее состав входили Генеральный штаб, базирующийся в Эль-Пардо , и Nucleo de Tropas Divisionario (Ядро дивизионных войск). Последний был сформирован из легкобронированного кавалерийского полка Вильявисьоса , кампанного артиллерийского полка, 1-й зенитной артиллерийской группы, 1-го инженерного полка и дивизионной группы тылового обеспечения. Также в состав дивизии входила XI мотострелковая бригада, в которую входили 6-й Сабойя мотострелковый полк , 55-й мотострелковый полк Уад Рас , XI самоходно-артиллерийская группа, XI инженерный батальон и XI группа тылового обеспечения. Наконец, дивизия также использовала XII бронетанковую бригаду, которая была сформирована из 61-го Алькасар-де-Толедо бронетанкового пехотного полка , 31-го Астурийского мотопехотного полка , XII самоходно-артиллерийской группы, XII инженерного батальона и XII логистической группы. . [ 163 ] Большая часть бронетехники дивизии находилась в бронетанковом пехотном полку Алькасар-де-Толедо , в состав которого входили два полка по 48 М48 и 54 М47 соответственно. [ 164 ]
Поздняя холодная война: 1970–1991 гг.
[ редактировать ]Кризис в Западной Сахаре и закупка французских танков
[ редактировать ]Запрет США на использование американских боеприпасов, поставленных в качестве военной помощи Испании во время войны Ифни 1957–58 гг. [ 165 ] подтолкнуло Испанию к поиску альтернативного оборудования, которое можно было бы свободно использовать в испанской Сахаре . [ 166 ] На протяжении 1960-х годов испанское правительство обращалось к правительствам Франции и Западной Германии, надеясь закупить либо AMX-30 , либо Leopard 1 соответственно. [ 166 ] В конечном итоге немцы не смогли продать танк «Леопард» из-за того, что артиллерийская система была британской ; [ 167 ] в то время Британская Лейбористская партия решила не продавать деньги правительству Франсиско Франко в Испании. [ 168 ] В результате в мае 1970 года Испания и Франция договорились о продаже 19 основных боевых танков АМХ-30. Первые шесть AMX-30 были поставлены в ноябре 1970 года и сразу же переданы новой бронетанковой роте Испанского легиона, дислоцированной в Испанской Сахаре. Все 19 АМХ-30, закупленных во Франции в 1970 году, были доставлены Испанскому легиону в Испанской Сахаре. [ 169 ] Начиная с 1974 года, Испания начала производство AMX-30 (теперь называемое AMX-30E ), при этом производство первой партии из 180 танков закончилось 25 июня 1979 года. Была произведена вторая партия, на этот раз из 100 AMX-30E. с 1979 по 1983 год. В результате испанская армия получила в общей сложности 299 AMX-30E. [ 170 ]
AMX-30E был вооружен 105-миллиметровой (4,1 дюйма) танковой пушкой модели F1. [ 171 ] и был оснащен дизельным двигателем HS-110 мощностью 680 л.с. (510 кВт). [ 172 ] С топливным баком емкостью 970 литров (210 имп галлонов) запас хода составлял 600 километров (370 миль), а топлива в среднем хватало на 18 часов пути. Ресурс гусениц составлял не менее 5000 километров (3100 миль). [ 173 ] Однако новые испанские танки начали испытывать ряд механических проблем, связанных с надежностью исходного двигателя и трансмиссии. Поэтому испанская армия и Santa Bárbara Sistemas (производитель машины в Испании) начали рассматривать серию модификаций для улучшения AMX-30. [ 174 ] К этому времени испанская армия уже приступила к модернизации своих танков M47 и M48 Patton до моделей M47E и M48E, что сделало их эквивалентными по M60 Patton . возможностям танку [ 175 ]
С конца 1970-х годов Испания модернизировала 330 танков M47 до стандартов M47E и E1, установив дизельные двигатели AVDS-1790-2A и трансмиссии CD-850-6A, аналогичные тем, что были на M60A1, а также ликвидировав должность носового стрелка. Еще 46 были модернизированы до стандарта M47E2 с немецкой 105-мм пушкой Rheinmetall Rh-105-30. Восемнадцать испанских M48 были локально модернизированы до стандарта M48A5E, что по существу соответствовало американской конфигурации M48A3 для морской пехоты. Пятьдесят четыре танка M48A2 (1 батальон), приобретенные в Германии, были локально модернизированы до стандарта M48A5E1, который был эквивалентен американскому M48A5, а затем 108 танков из США были модернизированы до M48A5E1, который обеспечивал пассивный перископ M35 для наводчика, AM/ Пассивный перископ ВВС-2 для механика-водителя и система дымообразования двигателя TEESS. С 1983 года еще 54 танка были модернизированы до стандарта M48A5E2 с системой управления огнем Hughes Mk 7, аналогичной системе M60A3, с пассивным прицелом ночного видения для наводчика, лазерным дальномером и аналоговым электронным баллистическим вычислителем. Еще 110 были модернизированы в 1984 году. Дальнейшая модернизация их до стандарта M48A5E3 с 1991 года с использованием системы стабилизации орудия и теплового прицела наводчика была отменена из-за наличия излишков американских танков M60A3 TTS, снятых с вооружения в соответствии с ДОВСЕ.
Программа Линс (Рысь)
[ редактировать ]Пока армия изучала возможность модернизации своего нового парка AMX-30E, министерство обороны Испании выделило 120 миллиардов песет (1,1 миллиарда долларов ) на будущую танковую программу и привлекло интерес со стороны пяти иностранных компаний. [ 176 ] Предложение компании Krauss-Maffei, известной как Lince , предоставило самые четкие технические решения. Танк будет весить 49 тонн (54 коротких тонны) и оснащен 120-миллиметровой пушкой . Это орудие могло вести огонь на ходу и эффективно прицеливаться по целям как днем, так и ночью. Оснащенный двигателем мощностью 1200 лошадиных сил (894,84 кВт ), Lince мог двигаться по дорогам со скоростью до 70 километров в час (43,50 миль в час). [ 177 ] Несмотря на то, что Lince в значительной степени был основан на Leopard 2A4, он был меньше и легче, а защита была заменена мобильностью. В частности, Lince уделял приоритетное внимание повышению мобильности на пересеченной местности Испании. [ 178 ] Кроме того, ограничения на размер были наложены из-за существующих возможностей сети железных и автомобильных дорог Испании. [ 179 ] Хотя уменьшенная броня противоречила проблемам, с которыми столкнулись испанцы из-за тонкой брони AMX-30E, [ 174 ] В «Линсе» использовалась многослойная броня, аналогичная немецкой Leopard 2A4, обеспечивающая большую защиту, чем стандартная броня при аналогичном весе. Защита была дополнительно усилена за счет низкопрофильной башни, аналогичной башне Leopard 2A4. [ 178 ] Несмотря на предложение и продолжающееся сотрудничество с итальянцами, [ 180 ] Испанские инвестиции в немецко-испанскую программу Lince выросли до 200 миллиардов песет (1,8 миллиарда долларов). Однако правительство Испании не объявило победителя контракта. Эта нерешительность привела к тому, что Krauss-Maffei заморозила заявку на покупку Lince. Краусс-Маффеи также сослалась на потерю миллионов долларов из-за неудач со стороны Santa Bárbara Sistemas, которая будет производить Lince. [ 181 ] В 1987 году программа Lince была отложена и отложена из-за решения Министерства обороны Испании вместо этого продолжить модернизацию парка AMX-30E испанской армии. [ 182 ] В конечном итоге покупка некоторого количества танков M60 Patton, модернизация AMX-30E и сохраняющиеся финансовые проблемы в конечном итоге заставили министерство обороны Испании отменить программу Lince в 1989 году. [ 183 ]
Модернизация 1990-х годов
[ редактировать ]В период с 1989 по 1993 год 150 самолетов AMX-30E были модернизированы до того, что впоследствии стало известно как AMX-30EM2. [ 184 ] Модернизация повлекла за собой внедрение нового бронебойно-отбрасывающего подкалиберного снаряда, модификацию люка башни, позволяющую установить более крупный зенитный пулемет, а также совершенно новую систему управления огнем. Помимо модернизации огневой мощи танка, подвижность танка была улучшена за счет замены старых двигателя и трансмиссии на более надежный дизельный двигатель MTU 833 Ка-501 мощностью 850 л.с. (630 кВт) в сочетании с немецким двигателем ZF LSG. -3000. Также была установлена новая дымовая машина, связанная с новым двигателем танка. [ 185 ] Остальные 149 AMX-30E прошли менее дорогую и обширную модификацию, известную как AMX-30EM1. Они получили американскую трехступенчатую коробку передач Allison CD-850-6A (две вперед и одну назад); однако новая трансмиссия вызвала сильный перегрев моторного отсека. [ 186 ] Эти 149 AMX-30EM1 в конечном итоге будут заменены излишками американских танков M60A3 Patton, закупленных в США в начале 1990-х годов. [ 187 ]
Современные испанские доспехи: 1992 – настоящее время.
[ редактировать ]В начале 1990-х годов из-за вывода большого количества танков из Центральной Европы в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе испанская армия получила 244 танка M60 для замены устаревшего парка M47E и M48E, а также проблемных AMX-30EM1. . [ 188 ] [ 189 ] Однако это не представляло собой большого улучшения по сравнению с существующим парком, и в результате еще в 1994 году испанское правительство уже начало переговоры о будущем испанском танке, который заменит M60. [ 190 ] Хотя немцы предложили Испании излишки танков «Леопард-1» и советскую технику, включенную в состав немецкой армии после воссоединения Германии , испанское правительство отклонило эти предложения и настаивало на «Леопарде-2». [ 190 ]
В марте 1994 года министерство обороны Испании создало Programa Coraza 2000 (Программа Armor 2000), которая была сосредоточена на закупках и интеграции нового вооружения для модернизации испанской армии. [ 191 ] Программа включала закупку и интеграцию испанской модификации немецкого Leopard 2, известной как Leopard 2E, в испанскую армию. [ 192 ] Объем программы расширился до интеграции 108 самолетов Leopard 2A4 . [ 193 ] которые были сданы в аренду Испании в конце 1995 года. [ 194 ] Помимо закупок, Programa Coraza была призвана подготовить испанскую армию к вводу в эксплуатацию новой техники. [ 195 ]
1995 года между правительствами Германии и Испании был подписан меморандум о взаимопонимании 9 июня , заложивший основу для приобретения до 308 совершенно новых Leopard 2E. Они должны были быть собраны в Испании компанией Santa Bárbara Sistemas, при этом 60–70 процентов компонентов были произведены испанскими компаниями, а производство осуществлялось в период с 1998 по 2003 год. [ 196 ] Кроме того, правительство Германии согласилось предоставить испанской армии 108 танков Leopard 2A4 для учебных целей сроком на пять лет. [ 196 ] Эти автомобили были поставлены в период с ноября 1995 года по июнь 1996 года. [ 194 ] В 1998 году Испания согласилась закупить уступленные танки Leopard 2A4 и сократить производство совершенно новых Leopard 2E до 219 машин. В 2005 году было объявлено, что 108 Leopard 2A4 обойдутся Испании в 16,9 миллиона евро , которые должны быть выплачены к 2016 году. [ 197 ] Leopard 2Es, созданный на базе немецкого Leopard 2A6. [ 198 ] были произведены в период с 2002 г. [ 199 ] и 2008. [ 200 ]
В то время как M60 были заменены Leopard 2, AMX-30EM2 были заменены итальянской противотанковой машиной B1 Centauro в начале 2000-х (десятилетия). [ 201 ]
См. также
[ редактировать ]- История танка
- Список боевых бронированных машин межвоенного периода
- Танки во Второй мировой войне
- Сравнение танков начала Второй мировой войны
- Классификация танков
- Список военной техники
- Список боевых бронированных машин по странам
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б де Мазарраса, Хавьер (май 1992 г.). «Бронеавтомобили испанской армии » (PDF) . Бронеавтомобиль: Журнал колесных боевых машин . 11 : 1–3.
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), с. 3
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), стр. 3–4
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), с. 4
- ^ де Мазарраса (1998), с. 69
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), стр. 4–5
- ^ Франциско (2005), стр. 38–54.
- ^ Jump up to: а б Гарсиа (июль 2004 г.), стр. 5–9
- ^ Миллер, с. 46
- ^ Jump up to: а б с д Альварес (1997), с. 27
- ^ де Мазарраса (1998), стр. 43–44
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), стр. 9–12
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), с. 13
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), стр. 13–14
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), с. 14
- ^ Альварес (1997), стр. 27–28
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), с. 15
- ^ Jump up to: а б Альварес (1997), с. 28
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), с. 19
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), стр. 19–21
- ^ , приобретено у британцев в 1922 году и использовано во время Галлиполийской кампании во время Первой мировой войны ; Альварес (1999), с. 86
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), стр. 21–22
- ^ Альварес (1999), с. 91
- ^ Гарсиа (2000), с. 52
- ^ Пеннелл (1982), с. 20
- ^ Гарсия (июль 2004 г.), с. 24
- ^ де Мазарраса (1998), с. 71
- ^ Гарсия (2008), стр. 54–55
- ↑ В испанской армии Schneider CA1 считался carro de asalto , или «штурмовым танком»; де Мазарраса (1998), с. 99
- ^ Jump up to: а б с де Мазарраса (1998), с. 99
- ^ Гарсия (2008), с. 55
- ^ Гарсия (2008), с. 56
- ^ Гарсия (2008), с. 54
- ^ Гарсия (2008), стр. 55–56
- ^ де Мазарраса (1998), стр. 99–101
- ^ Гарсия (2008), стр. 56–57
- ^ де Мазарраса (1998), с. 101
- ^ Гарсия (2008), с. 57
- ^ Гарсия (2008), стр. 57–58
- ^ де Мазарраса (1998), с. 102
- ^ Манрике (2006), с. 292
- ^ Гарсия (2008), стр. 58–59
- ^ де Мазарраса (1998), стр. 102–103
- ^ Гарсия (2008), с. 59
- ^ де Мазарраса (1998), с. 103
- ^ де Мазарраса (1998), с. 75
- ^ де Мазарраса (1998), стр. 75–75
- ^ де Мазарраса (1998), с. 118
- ^ де Мазарраса (1998), стр. 118–119
- ^ де Мазарраса (1998), с. 119
- ^ Гарсиа (сентябрь 2004 г.), стр. 6–7.
- ^ Гарсия (сентябрь 2004 г.), с. 5
- ^ де Мазарраса (1998), с. 44
- ^ Гарсия (2008), стр. 62–63
- ^ Готово Альварес, с. 47
- ^ Jump up to: а б Манрике (2006), с. 321
- ^ Jump up to: а б Манрике (2006), с. 298
- ^ Манрике (2006), с. 299
- ^ Манрике (2006), с. 300
- ^ Гарсия (2008), с. 64
- ^ де Мазарраса (1998), с. 121
- ^ де Мазарраса (1998), стр. 121–122
- ^ Манрике (2006), стр. 304–305
- ^ Jump up to: а б Манрике (2006), с. 320
- ^ Дейли (май 1999 г.), с. 33
- ^ Кандил (1999), стр. 35.
- ^ Это было первое зарегистрированное использование коктейля Молотова ; Педраса (2003), с. 8
- ^ Дейли (май 1999 г.), стр. 33–34.
- ^ Хофманн (1998), с. 103
- ↑ Они прибыли в Испанию 3 марта 1937 года; Гарсиа (сентябрь 2004 г.), с. 12
- ^ Манрике (2006), стр. 321–322
- ^ Baryatinskiy (2006), p. 54
- ^ Т-26 весил около 10 метрических тонн (11 коротких тонн), а БТ-5 - около 11,5 метрических тонн (12,7 коротких тонн); Барятинский (2006), стр. 30 и 44 соответственно.
- ^ Jump up to: а б Манрике (2006), с. 322
- ^ Jump up to: а б Дейли (май 1999 г.), с. 35
- ^ Хофманн (1998), с. 104
- ^ Baryatinskiy, p. 43
- ^ Jump up to: а б Кандил (март 1999 г.), с. 32
- ^ Дейли (март 1999 г.), с. 43
- ^ Кандил (март 1999 г.), стр. 32–33
- ^ Кандил (март 1999 г.), с. 33
- ^ Педраса (2003), с. 9
- ^ Муньос (2008), с. 55
- ^ Педраса (2003), с. 10
- ^ Манрике, Ла Брюнете , с. 5
- ^ Педраса (2003), стр. 10–11
- ^ Jump up to: а б Педраса (2003), с. 11
- ^ Кандил (1999), с. 33; к концу войны тяжелый танковый полк потерял все танки, кроме одного БТ-5. Говорят, что единственный выживший был подарен итальянскому лидеру Бенито Муссолини в качестве трофея после гражданской войны в Испании.
- ^ Педраса (2003), с. 13
- ^ Дейли (май 1999 г.), с. 36
- ^ Хофманн (1998), с. 120
- ^ Хофманн (1998), с. 121
- ^ Манрике (2006), стр. 311–314
- ^ Манрике, Ла Брюнете , с. 9
- ^ Jump up to: а б Манрике (2006), с. 297
- ^ Манрике (2006), стр. 297–298
- ^ Манрике (2006), с. 311
- ^ Миллер (2000), с. 164
- ^ Ковердейл (1974), с. 54
- ^ Ковердейл (1974), с. 59
- ^ Хофманн (1998), стр. 108–109.
- ^ Jump up to: а б Хофманн (1998), с. 109
- ^ Бивор (1982), с. 158
- ^ Ковердейл (1974), с. 68
- ^ Бивор (1982), с. 159
- ^ Кандил (1999), стр. 37.
- ^ Манрике (2006), с. 314
- ^ Манрике (2006), стр. 308–311
- ^ Манрике (2006), стр. 311
- ^ Манрике (2006), с. 309
- ^ Кандил (1999), стр. 36.
- ^ Франко (2005), с. 48
- ^ Франко (1995), с. 49
- ^ Франко (1995), стр. 49–50
- ^ Франко (1995), с. 50
- ^ Перретт (1998), с. 35
- ^ Манрике (2006), с. 327
- ^ Манрике (2006), стр. 327–328
- ^ Франко (2007), с. 37
- ^ Франко (2007), с. 33
- ^ Франко (2007), стр. 19–20
- ^ Франко (2007), с. 28
- ^ Манрике, Ла Брюнете , с. 11
- ^ Манрике, Ла Брюнете , стр. 11–13
- ^ Манрике, Ла Брюнете , с. 14
- ^ де Мазарраса (1988), с. 11
- ^ де Мазарраса (1998), стр. 12–13
- ^ де Мазарраса (1988), с. 14
- ^ де Мазарраса (1994), с. 33
- ^ де Мазарраса (1988), с. 54
- ^ де Мазарраса (1988), с. 25
- ^ де Мазарраса (1994), стр. 33–36
- ^ де Мазарраса (1988), с. 46
- ^ де Мазарраса (1988), стр. 46–47
- ^ де Мазарраса (1988), с. 48
- ^ де Мазарраса (1988), стр. 57–64
- ^ де Мазарраса (1994), с. 39
- ^ де Мазарраса (1988), с. 67
- ^ Кабальеро и Молина, стр. 75–82.
- ^ де Мазарраса (1994), с. 40
- ^ Baryatinskiy (2006), pp. 20–35
- ^ Молина (2005), с. 22
- ↑ Министерство обороны, Выставка бронетанковых частей , получено 4 ноября 2008 г.
- ^ де Мазарраса (1994), стр.59
- ^ де Мазарраса (1988), стр. 79–82
- ^ де Мазарраса (1988), стр. 78–79
- ^ Кабальеро (2006), с. 76
- ^ Кабальеро (2006), стр. 77–78
- ^ Йентц (2001), с. 13
- ^ Кабальеро (2006), стр. 79–80
- ^ Кабальеро (2006), с. 82
- ^ Манрике, Ла Брюнете , стр. 26–27
- ^ Манрике, Ла Брюнете , с. 31
- ^ Манрике, Ла Брюнете , с. 16
- ^ де Мазарраса (1994), стр. 35–36
- ^ Zaloga (1999), pp. 36–37
- ^ Zaloga (1999), p. 8
- ^ Спилбергер (1972), с. 73
- ^ Zaloga (1999), p. 29
- ^ Манрике, Ла Брюнете , стр. 42–43
- ^ Манрике, Ла Брюнете , стр. 41–43
- ^ Манрике, Ла Брюнете , с. 69
- ^ Манрике, Ла Брюнете , стр. 39–42
- ^ Манрике, Ла Брюнете , с. 43
- ^ Видаль (2006), с. 70
- ^ Jump up to: а б де Мазарраса (1990), с. 57
- ^ Рудник (1976), с. 199
- ^ Рудник (1976), с. 203
- ^ де Мазарраса (1990), стр. 57–58
- ^ де Мазарраса (1990), стр. 59–61
- ^ Огоркевич (1973), стр. 7–8
- ^ Огоркевич (1973), стр. 9.
- ^ Оргоркевич (1973), стр. 9–12
- ^ Jump up to: а б де Мазарраса (1990), с. 77
- ^ Манрике, Ла Брюнете , с. 73
- ^ El País, Пять компаний соревнуются за совместное производство боевого танка в Испании.
- ^ Ярнос, испанские и немецкие специалисты представили проект будущего боевого танка для армии , El País.
- ^ Jump up to: а б Боевой танк Линс , Боевые машины
- ^ Кандил, Танки , с. 166
- ^ C., INI и итальянская государственная организация подпишут протокол о сотрудничестве , El País.
- ^ Ярсон, немецкие производители оружия критикуют программу будущего танков Испании , El País
- ^ Перес-Герра (1987), с. 500
- ^ Ярнос, Испания уничтожит десятки боевых танков по завершении переговоров по разоружению в Европе , El País
- ^ де Мазарраса (1990), с. 85
- ^ де Мазарраса (1990), стр. 80–83
- ^ де Мазарраса (1990), стр. 83–85
- ↑ Минобороны потратит 916 миллионов на уничтожение 480 боевых танков , El País
- ^ Военные технологии, Европа , с. 192
- ^ El País, Танк девяностых.
- ^ Jump up to: а б Кандил, Боевые автомобили , стр. 161–162
- ^ Кандил, Танки , с. 162
- ^ Кандил (2006), стр. 41–42
- ^ Кандил, Танки , с. 163
- ^ Jump up to: а б Джерчел и Шнеллбахер (1998), с. 42
- ^ Кандил, Танки , стр. 164–165
- ^ Jump up to: а б Гонсалес, Подписано приобретение 308 танков Leopard 2 , El País
- ^ Defense Industry Daily, Испания завершает закупку 108 танков Leopard 2A4, количество которых было увеличено до еще 54, которые будут резервными танками. Танки
- ^ Кандил (2007), стр. 66.
- ^ Кандил (2004), стр. 73.
- ^ Кандил (2008), стр. 45.
- ^ Защита подписывает контракт на 200 миллионов евро с Finmeccanica , El País.
Ссылки
[ редактировать ]- «Современные боевые машины». Военные машины (на испанском языке). Том 1. Планета-Агостини. 1984.
- «Защита подписывает контракт на 200 миллионов евро с Finmeccanica» . Эль Паис (на испанском языке). 12 февраля 2002 года . Проверено 12 августа 2008 г.
- «Оборона потратит 916 миллионов на уничтожение 480 боевых танков» . Эль Паис (на испанском языке). 27 января 1992 года . Проверено 12 августа 2008 г.
- «Exposicion de Materiales Acorazadas» (на испанском языке). Министерство обороны (Испания). Архивировано из оригинала 19 октября 2008 года . Проверено 4 ноября 2008 г.
- «Испания завершила закупку 108 танков Leopard 2A4» . Ежедневник оборонной промышленности . 8 сентября 2005 г. Проверено 16 июня 2008 г.
- Альварес, Хосе Э. (1 января 1999 г.). «Между Галлиполи и днем Д: Альхусемас, 1925 год». Журнал военной истории . 63 (1). Общество военной истории: 75–98. дои : 10.2307/120334 . JSTOR 120334 .
- Альварес, Хосе Э. (1 января 1997 г.). «Танковая война во время восстания в Рифе: 1921–1927» (PDF) . Журнал АРМОРА . Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. 0004-2420.
- Барятинский, Михаил (2006). Легкие танки Т-27, Т-38, БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70 . Суррей, Великобритания: Ян Аллан. п. 96. ИСБН 0-7110-3163-0 .
- Бивор, Энтони (1982). Гражданская война в Испании . Нью-Йорк: Книги Пингвина. п. 283. ИСБН 0-14-100148-8 .
- Бишоп, Крис (2006). Энциклопедия танков и боевых бронированных машин: от Первой мировой войны до наших дней . Сан-Диего, Калифорния: Тандер-Бей. ISBN 978-1-59223-626-8 .
- Кейс, Педро (2 июня 1986 г.). «INI и итальянская государственная организация подпишут протокол о сотрудничестве» (на испанском языке). Страна . Проверено 3 июня 2008 г.
- Кандил, Антонио Дж. (март 1999 г.). Боевые танки: эволюция, настоящее и будущее (PDF) (на испанском языке). Мадрид: Исдефе. ISBN 84-89338-18-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2009 года.
- Кандил, Антонио Дж. (1 марта 2004 г.). «Начинается поставка ОБТ Leopard 2E». Военные технологии . Редакционная группа Мёнха: 2.
- Кандил, Антонио Дж. (1 марта 1999 г.). «Советская бронетехника в Испании: миссия по оказанию помощи республиканцам проверила доктрину и оборудование» (PDF) . Журнал АРМОРА . Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. 0004-2420.
- Кандил, Антонио Дж. (1 января 2006 г.). «Модернизация бронетанковых войск Испании». Броневой журнал . Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США: 3.
- Кандил, Антонио Дж. (1 февраля 2007 г.). «Испанский Leopard 2E: великолепный инструмент». Военные технологии . Редакционная группа Мёнха: 2.
- Кандил, Антонио Х. «Промышленная среда, наполненная трудностями: производство боевого танка Leopard 2E в Испании (I)». Сухопутные силы (на испанском языке). 3 (49). Барселона, Испания: MC Editions: 8. 1575–1090.
- Ковердейл, Джон Ф. (1 января 1974 г.). «Битва при Гвадалахаре, 8–22 марта 1937 г.». Журнал современной истории . 9 (1). Sage Publications, Ltd: 53–75. дои : 10.1177/002200947400900104 . S2CID 159990889 .
- Дэйли, Джон. (1 марта 1999 г.). «Пересмотренный эксперимент: теория и практика бронетанковой войны в Испании». Журнал АРМОРА . Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. 0004-2420.
- Дэйли, Джон. (1 мая 1997 г.). «Советские и немецкие советники подвергают испытанию доктрину: танки в осаде Мадрида». Журнал АРМОРА . Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. 0004-2420.
- де Мазарраса, Хавьер (1994). Бронированная Испания. Часть 2: Трудные послевоенные 1939–1960 (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quiron Ediciones. п. 184. ИСБН 84-87314-10-4 .
- де Мазарраса, Хавьер (1990). Боевой танк AMX-30E (на испанском языке). Издания Альдабы. п. 104. ИСБН 84-86629-29-2 .
- де Мазарраса, Хавьер (1988). Карро де Комбате Вердея (на испанском языке). Барселона, Испания: редактор L'Carbonell. п. 83. ИСБН 84-86749-02-6 .
- де Мазарраса, Хавьер (июнь 1998 г.). Боевые танки в испанской войне 1936–1939 гг. (Том 1°) (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quirón Ediciones. п. 160. ИСБН 84-87314-37-6 .
- Дойл, Хилари; Том Дженц (2001). Panzerkampfwagen IV Ausf. Г, Х и Дж 1942–45 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. п. 48 . ISBN 1-84176-183-4 .
- Фейто Альварес, Феликс (2019). «Археология осады Овьедо (1936-1937): Бронетанковая война вокруг Овьедо» . Тетради по военной археологии (на испанском языке). 1–2019.
- Франциско, Луис Мигель (2005). Ежегодник, 1921 год: Cronica de un desastre (на испанском языке). Вальядолид, Испания: AF Editores. п. 80. ИСБН 84-96016-62-5 .
- Гарсиа, Дионисио (сентябрь 2000 г.). «Аль-Хосейма, высадка: ретроспективный взгляд на 75-летие». Серга (на испанском языке) (7). Мадрид: Альмена: 49–54.
- Гарсиа, Дионисио (март 2008 г.). «Трубия: первый испанский боевой танк». Серга (на испанском языке) (52). Мадрид: Альмена: 54–64.
- Гарсия, Дионисио (июль 2004 г.). «Renault FT 17 в Испании (1): Марокканская война». Серга (на испанском языке) (30). Мадрид: Альмена: 2–24.
- Гарсиа, Дионисио (сентябрь 2004 г.). «Renault FT 17 в Испании (2): La Guerra Civil». Серга (на испанском языке) (31). Мадрид: Альмена: 2–15.
- Гонсалес, Хуан Карлос (10 июня 1995 г.). «Подписано приобретение 308 танков Leopard 2» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 16 июня 2008 г.
- Хофманн, Джордж Ф. (1 января 1998 г.). «Тактическое и стратегическое использование разведки атташе: гражданская война в Испании и ошибочные поиски современной танковой доктрины армией США». Журнал военной истории . 62 (1). Общество военной истории: 101–134. дои : 10.2307/120397 . JSTOR 120397 .
- Джерчел, Майкл; Уве Шнельбахер (1998). Основной боевой танк Leopard 2, 1979–1998 гг . Оксфорд, Великобритания: Оспри. п. 48 . ISBN 1-85532-691-4 .
- Латроп, Ричард; Джон Макдональд (2003). Основной боевой танк М60 1960–91 гг . Оксфорд, Великобритания: Оспри. п. 48. ИСБН 1-84176-551-1 .
- Манрике, Хосе Мария; Лукас Молина (2002). Ла Брюнете: 1-я часть (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quirón Ediciones. п. 80. ИСБН 84-96016-27-7 .
- Манрике, Хосе Мария; Лукас Молина (2006). Оружие гражданской войны в Испании (на испанском языке). Мадрид: Сфера книг. п. 613. ИСБН 84-9734-475-8 .
- Миллер, Дэвид (30 июня 2000 г.). Иллюстрированный справочник танков и боевых машин: от Первой мировой войны до наших дней . Сент-Пол, Миннесота: Zenith Press. п. 480. ИСБН 0-7603-0892-6 .
- Молина, Лукас (декабрь 2007 г.). Советская бронетехника в армии Франко (на испанском языке). Испания: Книги Галланда. п. 48. ИСБН 978-84-612-1221-7 .
- Молина, Лукас (май 2005 г.). Panzer I: Начало саги (на испанском языке). Вальядолид, Испания: AF Editores. п. 64. ИСБН 84-96016-51-Х .
- Молина, Лукас; Карлос Кабальеро (октябрь 2006 г.). Panzer IV: Кулак Вермахта (на испанском языке). Вальядолид, Испания: редакторы AFE. п. 96. ИСБН 84-96016-81-1 .
- Муньос, Карлос (ноябрь 2007 г.). «Битва при Брунете: неудавшаяся контратака республиканцев». Серга (на испанском языке) (50). Мадрид: Альмена: 50–64.
- Огоркевич, Ричард М. (декабрь 1973 г.). Боевой танк АМХ-30 . Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd.
- Педраса, Хорхе (март 2003 г.). «Республиканские бронетанковые части во время гражданской войны в Испании». Серга (на испанском языке) (22). Мадрид: Альмена: 2–14.
- Пеннелл, ЧР (1 февраля 1982 г.). «Идеология и практическая политика: пример войны в Рифе в Марокко, 1921–1926». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 14 (1). Издательство Кембриджского университета: 19–33. дои : 10.1017/S0020743800026568 . S2CID 153433961 .
- Перес-Гуэрра, Хайме (1 апреля 1987 г.). «Испанская программа модернизации ОБТ AMX-30». Обзор международной обороны Джейн . Джейн.
- Перретт, Брайан (1998). Немецкие легкие танки 1932–42 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. п. 48 . ISBN 1-85532-844-5 .
- Рудник, Дэвид (апрель 1976 г.). «Атлантические отношения: координация политики и конфликт (случай танка «Леопард»)». Международные дела . Лондон: Королевский институт международных отношений: 11.
- Спилбергер, Уолтер (апрель 1972 г.). ПанцерКампфваген IV . Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd. 23. ISBN 3-613-01903-5 .
- Видаль, Лоренцо М. (2006). Ифни: Пресса и война, которой никогда не было, 1957–1958 гг . Мадрид: Альмена Эдиционес. п. 366. ИСБН 978-84-96170-28-5 .
- Ярнос, Карлос (2 января 1989 г.). «Испания уничтожит десятки боевых танков по завершении переговоров по разоружению в Европе» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 4 июня 2008 г.
- Ярнос, Карлос (3 декабря 1987 г.). «Немецкие производители оружия критикуют будущую танковую программу Испании» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 15 июня 2008 г.
- Ярнос, Карлос (24 мая 1984 г.). «Испанские и немецкие специалисты представили армии проект будущего боевого танка» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 3 июня 2008 г.
- Залога, Стивен Дж. (1999). Танки М47 и М48 «Паттон» . Оксфорд, Великобритания: Оспри. п. 48 . ISBN 1-85532-825-9 .