Суфийский домик
Часть серии об исламе суфизм |
---|
![]() |
![]() |
домик Суфийский [ А ] это здание, разработанное специально для собраний суфийского братства или тарика и является местом для духовной практики и религиозного образования. [ 1 ] Они включают в себя структуры, также известные как Khānaqāh , Zāwiya , Ribāṭ , Dargāh и Takya в зависимости от региона, языка и периода (см. § Терминология ). [ 2 ] [ 3 ] В шиитском исламе Хусайния . имеет аналогичную функцию [ 4 ] [ 5 ]
Суфийский домик, как правило, представляет собой большую конструкцию с центральным залом и небольшими комнатами с обеих сторон. [ 3 ] Традиционно суфийская домика была спонсируемым государством жилье для суфиев. [ 6 ] Их основная функция - предоставить им пространство для практики социальной жизни аскетизма . [ 7 ] К ним часто прикреплены здания, предназначенные для общественных услуг, таких как больницы, кухни и жилье. [ 7 ] Суфийские ложи финансировались айюбидными султанами в Сирии, Зангид Султаны в Египте и Дели Султаны в Индии в обмен на поддержку суфийских режимов. [ 8 ] [ 6 ] [ 9 ]
Терминология
[ редактировать ]Суфийские ложи были названы различными именами в зависимости от периода, местоположения и языка: в основном, Ханаках , Завия , Рибаха , Даргах и Такья . [ 2 ] [ 3 ]
Орорд Хавикхххххих ( Классическая персидская дорога or : xanəqah [ Цитация необходима ] Османский турецкий : Ханат , Романизированный : Ханеках ; [ 10 ] Урду : ̃ áño ̃ , ád ̃ ñ ا unugis rom : khä † ; [ 11 ] Узбек : Хонел [ Цитация необходима ] ), вероятно, либо турецкий, либо персидский по происхождению. [ 7 ]
Слово Zāwiya ( арабский : Zawiya ; множественное число Zawaya , Zawāyā ) и Ribāṭ ( арабский : множественное число : множественное число : Rubuṭ ), особенно использовались в Магрибе . [ 12 ] Литеральное значение Завии - «угол», а Рибан означает «Frontier GuardPost». [ Цитация необходима ]
Классическое персидское слово دbtگاه dargāh означает «дверной проем»; Храм '. [ Цитация необходима ]
Классическое персидское слово Takya иранский (когда современный персидский : Такия , романизированный : такье ; [ 13 ] Азербайджани : Təkyə ; [ 14 ] Панджаби : Романизированный : Такья ; [ 15 ] Урду : تَكْيہ , Романизированный : Такья ; [ 16 ] Узбек : Такья ) в своей сути означал «поддержка»; Также "подушка" или "подушка". [ 17 ] [ B ] Слово было также заимствовано в Османской Турции как تَكْیه tekye [ 18 ] (Современный турецкий : Tekke ), в конечном итоге пробираясь к арабскому языку как تَكِيَّة Takiyya множественное число تَكَايَا Takāyā и в Балкан ( албанский : Teqjaan ( обходе : Tekeja ). [ Цитация необходима ]
Функция
[ редактировать ]Патронаж суфийских домов исторически делал важное политическое и культурное заявление. Патронаж суфийского здания правителем продемонстрировал свою поддержку суфийских религиозных практик и распространение ислама. [ 12 ] Финансирование суфийского здания рассматривалось как акт благочестия и способ, которым правитель мог привести себя в соответствие с общественным мнением. [ 12 ]
Суфийские ложи часто ассоциируются с гробницами суфийских святых или шейх . [ 3 ] Как правило, они имеют большой зал, где практикующие могут молиться и медитировать. [ 3 ] Они также включают жилье для путешествий суфиев и паломников. [ 7 ]
В дополнение к их религиозным пространствам, суфийские домики также имели структуры для общественных услуг. [ 3 ] Это включало больницы, кухни, бани и школы. [ 3 ] Все, работающие над предоставлением этих услуг, были оплачены через WAQF . [ 3 ]
Суфийские домики были очень инклюзивными. [ 12 ] Посетители из разных культур и религий могут посетить их и получить благословение. [ 12 ]
Традиционно суфийская общая жизнь аскетизма считалась благочестивой, потому что, как полагали, одиночество и самодостаточность приводят к эгоцентричности. [ 7 ] Покаяние и страдания были предназначены для того, чтобы приблизить суфиев к пониманию божественности. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Зангид Сирия
[ редактировать ]Нур Ад-Дин Занги был первым большим покровителем суфийских структур, он построил и подарил Ханаках суфийским группам в своем владычеством. [ 12 ] В Дамаске , были расположены Ханаках а также за пределами городских стен. [ 12 ] Под Zangids Khānaqāh S были очень центрально расположены в Старом Дамаске , недалеко от мечети Омейяд . [ 12 ] Ханаки очень часто расположены возле медресе , которая посвящена тому же покровителю, что и Ханаках . [ 12 ] Основной целью ханака было юридическое образование. [ 12 ] Большинство, в том числе nur ad-din's khānaqāh , включали хосписы. [ 12 ] Тем не менее, в суфийских зданиях была глубокая взаимосвязь между образованием и религией, к концу периода мамлук различие между религиозными и образовательными зданиями стало размытым. [ 19 ]
Айюбид и мамлук Египет
[ редактировать ]Саладин основал первый ханаках в Каире , Египет, в 1173 году. [ 6 ] Это официально ознаменовало его поражение фатимидами , которые были в основном шиитскими , и начало айюбидного периода суньнизма . [ 6 ] В 1325 году Mamluk Sultan Al-Nāshir Mooch Mootish переехал к северу от города. [ 6 ] Саладин изменил упомянутый аль-Суада, дворец Фатимидов, в суфих- ханака, называемом аль-ха аль-Шалахийя (не путать с мечетью аль-Хханка аль-Салахия в Иерусалиме). [ 20 ] Этот ханаках предоставил место, чтобы остаться для суфии, которые не были из Каира. [ 20 ] Он был предоставлен саладином на основе обмена суфиев, поддерживающих династию и политику Айюбид. [ 20 ]
Саладин также создал роль главного суфии, чья работа заключалась в том, чтобы выполнять деятельность изо дня в день и наставлять суфии, которые жили и посещали Ханаках . [ 20 ] Было много конкуренции за эту роль из -за ее значительной степени влияния. [ 20 ] Главный суфий сохранил тесные отношения с султаном айюбида, получил военную власть и влияние и имел способность преподавать в Мадрасе в этом районе. [ 20 ] Султан дал значительную степень власти суфиям в Каире в рамках важного компромисса для политической поддержки, который был невероятно важен для укрепления легитимности правления султана. [ 20 ] Ученые в мире Мамлук часто не различали Ханаках С., Рибан С., Завия С. и Мадраса С. [ 3 ]
Магриб
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к этому . ( Июнь 2024 г. ) |
В Магрибе суфийские домики были в основном известны как Завия или Рибаха .
-
Завия Сиди Сахиб в Кайрокуане (восстановлен в 17 веке)
Османская империя
[ редактировать ]Многие такья ( Османский турецкий : Такиелер , романизированный : Teckyeler ; современный турецкий : Tekkeler ) были построены в Турции и в странах, которые пришли в Удер под Отанским правлением . Османы использовали слова Takya (Otoman Turkish: Takiyeh , Романизированный: Tekye ), Даргах ( Дергах , ) и Завия ( угол zâviye ) вместо ханака ( хан , Ханеках ). [ 10 ] [ 21 ] Среди османских суфийских приказов, которые имели наибольшее количество такья , были орден Метвлеви или Mawlawiyya и орден Бекташи . [ 22 ] Такья « ордена Метвлеви назывался Mawlawī Khāna S (Османский турецкий: Дом Руми , Романизированный: Мевлев Ханелер , горит. Дома Мавлави »). [ 22 ]
К 20 -м веку сам Стамбул посчитал много такья . Некоторые были посвящены определенным мусульманским общинам (например, Такья Узбекс [ C ] или такья индейцев [ D ] ), который символизировал определенное признание этих сообществ османами. [ 25 ]
Османской такья можно найти в Албании , в Боснии и Герцеговине, на Кипре, в Египте, в Греции, в Северной Македонии и в Сирии.
-
Узбекс такья в Стамбуле
-
Герцеговина была
Иран
[ редактировать ]
Многие суфийские ложи существовали в Иране в средние века. Примеры включают Tohidkhaneh в Исфахане . После того, как Safavid обращение в Иран в шиитский ислам стал использованным в качестве ḥusayniyya s [ 26 ] (Здания, где шиитские мусульмане собираются, чтобы оплакивать смерть Хусейна ибн Али в месяц Мухаррама ).
Южная Азия
[ редактировать ]
слова Khānaqāh , Jamāʿat-Khāna урду коробка , Такя : Тукия , В горит вызововая ( Южной Азии ( ) . : урду : Якорь , « Тректория » [ E ] ), а иногда и Имарат (урду: عمارت , Lit. «Здание»). [ 27 ] используются взаимозаменяемо для суфийских домов.
Мадраса-и-Фирозшахи был построен султаном Фиросом Шахом Туглаком возле Хауз-и-Алай . [ 9 ] Говорят, что его архитектура была настолько привлекательной для местных жителей, что они переехали, чтобы быть ближе к комплексу. [ 9 ] Структура Khānaqāh -Madrasa имела образовательные возможности для благочестивых, а учителям платили стипендиями. [ 9 ] Его главная цель состояла в том, чтобы предложить проживание для путешественников. [ 9 ]
Ханака Сайед Гулам Али Шах Машади в Индии был посещен и открыт для паломников из разных культур по всему миру. [ 8 ] У Ханаках был Лангар-Хана , который служил бесплатными общественными кухнями для бедных, спонсируемых пожертвованиями из Лахираджа . земель [ 7 ] Исламские ценности равенства и братства принесли Ханаках для предоставления услуг для членов самых низких каст . [ 7 ] Популярность Ханаках снизилась в начале 14 -го века в Индии. [ 7 ]
Архитектура
[ редактировать ]До периода Timurid суфийские ложи обычно были разработаны в виде больших комплексов с несколькими структурами. [ 3 ] После четырнадцатого века они чаще разрабатывались как одна большая структура. [ 3 ] Эта конструкция обычно характеризуется одним большим залом с ячейками или галереями с обеих сторон, что позволяет больше взаимодействия для тех, кто работает в домике. [ 6 ] У них обычно есть купола, мозаики, арки, колонны, дворы, порталы и минареты. [ 28 ] [ 29 ] Проектирование и включение этих аспектов варьируются в зависимости от региона и эпохи. [ 29 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Исламская архитектура
- Османская архитектура
- Архитектура Ирана
- Список исторических Tekkes, Zaviyes и Dergahs в Стамбуле
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иногда также называется суфийским монастырем или суфийским монастырем .
- ^ Другими словами были получены от Такья сосу в классическом персидском языке, , как Такья -Нишин и Такья -дар, оба означают суфий.
- ^ Османский турецкий : Ozbecler Totali , романизированный : özbekler tekyesi ; [ 23 ] Турецкий : Узбеклер Текке .
- ^ Ургоман : Пролеченные : ; индейцы Турецкий [ 24 ] Турецкий : Турция Лодж .
- ^ From Sanskrit .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берки, Джонатан Портер (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600-1800 . Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-58214-8 Полем OCLC 50476676 .
- ^ Jump up to: а беременный Chabbi, J. (1978). "C̲h̲ānḳāh " В тщетном Донзеле, Э .; Льюис, Б .; Далеко, гл. & Bosworth, EC (Eds.). Энциклопедия Ислама, второе издание Том IV: Иран-ха . Лейден: EJ Brill. стр. 1025–1026. OCLC 758278456 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Böwering, Gerhard; Мелвин-Коушки, Мэтью (2010). "Ханка" . Энциклопедия Ираника . Получено 2022-12-05 .
- ^ Лагерь, Джон Эдуардо (2009). "Той " Энциклопедия ислама Infobase Publishing. п. 320. ISBN 978-1-4381-2696-8 .
- ^ Аль-Карбаси, Мухаммад Садик Мухаммед (2019-01-31). Al -Husayniyah Projects Glossary - Часть третья: Департамент знаний Husayniyah (на арабском языке). Центр исследований Хуссаи, Лондон. ISBN 978-1-78403-031-5 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Хофер, Натан (2015). Популяция суфизма в Айюбиде и Мамлук Египет, 1173-1325 . Эдинбург. ISBN 978-0-7486-9422-8 Полем OCLC 919188147 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Низами, Халик Ахмад (1957). «Некоторые аспекты жизни к Ханке в средневековой Индии» . Studia Islamica (8): 51–69. doi : 10.2307/1595247 . JSTOR 1595247 .
- ^ Jump up to: а беременный Абха (ред.), «Суссм и ханка Баба Гулам Шах Бадшах в Шахдара Шариф: этнографический сат» Чаухан , Хуссейн, Прзада Атар (2021), в регионе Джамму , Сингапур: Спрингер, с. 33–58, doi : 10.1007/978-981-16-16-1598-6_3 , ISBN 978-981-16-1598-6 , S2CID 238049797 , получен 2022-12-05
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Irfan, Lubna (2018). «Средневековые индийские мадрасы» . Труды Индийского исторического конгресса . 79 : 260–269. ISSN 2249-1937 . JSTOR 26906255 .
- ^ Jump up to: а беременный Редхаус, Джеймс У. (1890). "خانقاه". Турецкий и английский лексикон . Константинополь: Ах Бояджян. п. 827.
- ^ Платтс, Джон Т. (1884). "خانقاه". Словарь урду, классический хинди и английский . Лондон: WH Allen & Co. p. 486.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Ephrat, Daphna (2021), «Развитие и пространственная планировка физических настроек» , суфийские мастера и создание святых сфер в средневековой Сирии , Arc Humanities Press, с. 83–100, ISBN 978-1-64189-208-7 , JSTOR J.CTV22D4Z9M.11 , получен 2022-12-05
- ^ Хайим, Сила (1934). "���" "��� -ān" Новый персидско-английский словарь Тол. 1. Тереран: п. 469.
- ^ "один". Пояснительный словарь азербайджанского языка (в азербайджанском языке).
- ^ Salah-ud-Din, Iqbal (2002). "· Идентификация" В игре Лугат: намерения для пижаби . Лахаур: Аазиз Палишарц. п. 790.
- ^ Платтс, Джон Т. (1884). Словарь урду, классический хинди и английский . Лондон: WH Allen & Co. p. 332.
- ^ Steingass, Фрэнсис Джозеф (1892). Комплексный персидже-английский словарь, в том числе арабские слова и фразы, с которыми можно встретить в персидской литературе . Лондон: Routledge & K. Paul. п. 319
- ^ Редхаус, Джеймс У. (1890). "تكیه". Турецкий и английский лексикон . Константинополь: Ах Бояджян. п. 585.
- ^ Кугл, Скотт Алан (2021). Хадж в сердце: суфийские путешествия по Индийскому океану Часовня Хилл. ISBN 978-1-4696-6532-0 Полем OCLC 1303712460 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Хофер, Натан (2014-08-20). «Происхождение и развитие Управления« Главного суфии »в Египте, 1173–1325» . Журнал суфийских исследований . 3 (1): 1–37. doi : 10.1163/22105956-12341260 . ISSN 2210-5948 . S2CID 110058093 .
- ^ "Ханка" . Энциклопедия TDV Ислама (44+2 тома) (на турецком). Стамбул: Фонд Турции Дианет , Центр исламских исследований. 1988-2016.
В османах вместо Ханки были использованы слова лож, лодж и Zâviye.
- ^ Jump up to: а беременный "Tekke" . Энциклопедия TDV Ислама (44+2 тома) (на турецком). Стамбул: Туркийский фонд Диянет , Центр исламских исследований. 1988–2016.
- ^ Эгенатц Кунус (1925). ТУРКА ЛИТЕРАТУРА (на Османском турецком). п. 38
- ^ Ахмет Cevdet Pasha (1893). تاريخ جودت (на османском турецком языке). п. 70
- ^ M. Naeem Qureshi (1999). Пан-Ислам в британской индийской политике: изучение движения Хилафат, 1918-1924 . Брилль п. 16. ISBN 90-04-11371-1 .
- ^ Мухаммад Садик Мухаммед Аль -Карбаси (2019). Al -Husayniyah Projects Glossary - Часть третья: Департамент знаний Husayniyah (на арабском языке). ISBN 978-1-78403-031-5 Полем
Строительство Хусайнии было новым в Иране.
- ^ Риджон, Ллойд (2020). Руководство по Рутледжу по суфизму . Routledge. ISBN 978-1-351-70647-6 Полем
Такья также используется в Индии и в Синьцзяне (Китай). На индийском субконтиненте используемые термины: Джамаат-хана (зал заседаний), такья (подушка, защита) или Даргах (Королевский суд) и Лангар (еле), термин санскритского происхождения, а иногда и Имарат (религиозный комплекс) Полем
- ^ "Archnet> сайт> Khanqah wa Qubbat al-aamir Shaykhu" . www.archnet.org . Получено 2022-12-05 .
- ^ Jump up to: а беременный "Archnet> сайт> Ханка аль-Фарафра" . www.archnet.org . Получено 2022-12-05 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фернандес, Леонор Э. (1998). Эволюция суфийского института в Мамлук Египет: Ханка . Берлин: Клаус Шварц. ISBN 3-922968-68-6 .
- Хаттштейн, М. и П. Делиус - Ислам: Искусство и Архитектура , 2000, ISBN 3-8290-2558-0 .