Самоисполняющееся пророчество
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2019 г. ) |
Самоисполняющееся пророчество — это предсказание человека , которое сбывается, по крайней мере частично, в результате веры или ожидания , что предсказание сбудется. [1] В этих явлениях люди склонны действовать так, как от них ожидают, чтобы ожидания сбылись. [2] Самоисполняющиеся пророчества являются примером более общего явления петель положительной обратной связи . Самоисполняющееся пророчество может иметь как отрицательный, так и положительный результат. Простое навешивание ярлыка на кого-то или что-то может повлиять на восприятие человека/вещи и создать самоисполняющееся пророчество. [3] Межличностное общение играет важную роль в установлении этих явлений, а также влиянии на процесс навешивания ярлыков. [4]
Американские социологи У. Томас и Дороти Суэйн Томас были первыми западными учеными, исследовавшими этот феномен. В 1928 году они разработали теорему Томаса (также известную как изречение Томаса): «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». [5] Другой американский социолог, Роберт К. Мертон , продолжил исследование, и ему приписывают введение термина «самоисполняющееся пророчество» и популяризацию идеи о том, что «вера или ожидание, правильное или неправильное, могут привести к желаемому или ожидаемому результату». " [1] [6] работы философов Карла Поппера и Алана Гервита. Этой идее также способствовали [7]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2019 г. ) |
Ранний предшественник этой концепции появляется в книге Эдварда Гиббона « Упадок и падение Римской империи »: «На протяжении многих веков предсказание, как обычно, способствовало его собственному осуществлению».
Фраза «самоисполняющееся пророчество» была придумана Робертом К. Мертоном , социологом, который также разработал идеи аномии , социальной структуры и способов индивидуальной адаптации. [8] В своей книге «Социальная теория и социальная структура » он на примере банкротства банка показывает, как самореализующиеся мысли могут привести к возникновению нежелательных ситуаций. По его словам, по городу распространились слухи о том, что местный банк собирается объявить о банкротстве, в результате чего многие люди бросились в банк и закрыли свои счета. Поскольку банки не хранят свои активы в наличной форме, банк не смог обработать все выплаты своим клиентам, что в конечном итоге привело к банкротству банка. Мертон завершает анализ: «Пророчество о крахе привело к собственному исполнению». [9]
Хотя пример Мертона был сосредоточен на самоисполняющихся пророчествах внутри сообщества, самоисполняющиеся пророчества также применимы и к отдельным людям, поскольку люди часто соответствуют ожиданиям других. Это также известно как эффект Пигмалиона , основанный на экспериментах Роберта Резенталя и Леноры Джейкобсон, в которых учителям говорили, что от случайно выбранных учеников ожидается исключительно хорошая успеваемость; эти студенты показали значительный рост результатов тестов в конце года. [3] [10] [11]
Философ Карл Поппер назвал самоисполняющееся пророчество эффектом Эдипа :
Одна из идей, которые я обсуждал в «Бедности историзма», заключалась в влиянии предсказания на предсказанное событие. Я назвал это «эффектом Эдипа», поскольку оракул сыграл важнейшую роль в последовательности событий, приведших к исполнению его пророчества. [...] Какое-то время я думал, что существование эффекта Эдипа отличает социальные науки от естественных. Но и в биологии — даже в молекулярной биологии — ожидания часто играют роль в достижении ожидаемого. [12]
Эта идея аналогична той, которую философ Уильям Джеймс назвал « Воля к вере ». Но Джеймс рассматривал это положительно, как самоподтверждение веры. [ нужна ссылка ]
Приложения
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2019 г. ) |
Примеров предостаточно [ нужен пример ] в исследованиях теории когнитивного диссонанса и связанной с ней теории самовосприятия ; люди часто меняют свое отношение , чтобы соответствовать тому, что они исповедуют публично. [13] [14]
В Соединенных Штатах эта концепция широко и последовательно применялась в области реформы государственного образования после « войны с бедностью », поскольку было доказано, что ожидания учителей влияют на успеваемость учащихся. [15] [16] : 114 [17] Теодор Брамелд отмечал: «Проще говоря, образование уже проецирует и тем самым укрепляет любые привычки личной и культурной жизни, которые считаются приемлемыми и доминирующими». [18] Влияние установок, убеждений и ценностей учителей, влияющих на их ожидания, неоднократно проверялось, особенно в исследовании «Пигмалион в классе», где учителям произвольно сообщали, что случайные ученики, скорее всего, продемонстрируют значительный интеллектуальный рост. В результате эти случайные студенты фактически закончили год со значительно большим улучшением, пройдя еще один тест IQ. [19] Хотя изменения могут быть подсознательными, учителя, которые имеют более высокие ожидания, обычно дают «больше времени для ответов на вопросы, более конкретную обратную связь и больше одобрения». [20] Аналогичным образом, студенты, у которых есть положительный опыт общения со своими учителями, могут учиться больше. [16] : 115 Однако академические пророчества о самосбывающейся ситуации могут быть негативными: одно исследование показало, что студентки могут успевать хуже, если ожидают, что их преподаватель-мужчина будет сексистом. [21]
Феномен «неизбежности войны» — это самосбывающееся пророчество, получившее значительное исследование. [22]
Страх неудачи приводит к ухудшению результатов, даже если человек объективно способен достойно справиться с проблемой. Например, страх падения приводит к большему количеству падений среди пожилых людей. [23]
Американцы китайского и японского происхождения чаще умирают от сердечного приступа 4-го числа каждого месяца, поскольку число четыре считается несчастливым и предзнаменованием смерти. [24] [25]
Закон Мура, предсказывающий, что количество транзисторов в интегральной схеме (ИС) удваивается примерно каждые два года, часто рассматривается как самоисполняющееся пророчество.
Вера в то, что банк неплатежеспособен, может помочь создать этот факт, но уверенность в перспективах банка может улучшить ситуацию. [ нужна ссылка ] Точно так же паника на фондовой бирже и спекулятивные пузыри могут быть вызваны широко распространенным убеждением, что акции упадут (или поднимутся), что приведет к массовому движению продаж/покупок и т. д.
Люди приспосабливаются к суждениям и оценкам, выносимым обществом, независимо от того, были они изначально правильными или нет. Существуют определенные предубеждения против социально маргинализованной группы (например, бездомных, наркоманов или других меньшинств), в связи с чем люди, входящие в эту маргинализированную группу, фактически начинают вести себя в соответствии с ожиданиями. [26]
Отношения
[ редактировать ]Ведущее исследование Колумбийского университета показало, что самоисполняющиеся пророчества играют определенную роль в отношениях: убеждения людей, состоящих в отношениях, могут повлиять на вероятность разрыва или общее состояние отношений. Л. Алан Сруф предположил, что «ожидание отказа может заставить людей вести себя так, что вызывает неприятие со стороны других». [27] В исследовании рассматривалась внутренняя работа, лежащая в основе роли самоисполняющихся пророчеств в романтических отношениях людей с высокой чувствительностью к отказу, которая определялась как «склонность с тревогой ожидать, с готовностью воспринимать и слишком остро реагировать на отказ». Исследование показало, что женщины с большей вероятностью испытывают чувствительность к отказу по сравнению с негативным отношением мужчин к будущему своих отношений, и что женщины, чувствительные к отказу, «могут с большей вероятностью вести себя так, что усугубляют конфликты», что может привести к к поведению, которое «подорвало бы удовлетворение и приверженность отношений их партнеров». [27]
Другие конкретные примеры, обсуждаемые в психологии, включают:
- Эффект «Умного Ганса»
- Эффект ожидания наблюдателя
- Эффект Хоторна
- Эффект плацебо
- Эффект ноцебо
- Эффект Пигмалиона
- Угроза стереотипов
Международные отношения
[ редактировать ]Самоисполняющиеся пророчества были очевидны на протяжении всей истории благодаря « ловушке Фукидида »: появлению растущей силы, угрожающей правящей или доминирующей державе. [28] Фуицидид был афинским историком и полководцем, записавшим Пелопоннесскую войну между Спартой и Афинами. Он писал: «Именно возвышение Афин и страх, который это вселило в Спарту, сделали войну неизбежной».
Еще одним примером самосбывающихся пророчеств является вторжение Соединенных Штатов в Ирак в 2003 году. Вторжение было основано на предположении, что Ирак представляет террористическую угрозу для Соединенных Штатов. [29] хотя данные показывают, что никакой угрозы на самом деле не было. [30] [31] [32] Вторжение и последующее свержение режима привели к тому, что Ирак стал оплотом террористической организации « Аль-Каида» , тем самым оправдав первоначальные представления о потенциальной угрозе. [ нужна ссылка ]
Стереотип
[ редактировать ]Самоисполняющиеся пророчества являются одним из основных факторов расовых предрассудков и наоборот. [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ] Согласно Словарю расы, этнической принадлежности и культуры, «Самоисполняющееся пророчество позволяет выявить трагический порочный круг, который делает людей жертвами дважды: во-первых, потому что жертва подвергается стигматизации с присущими ей негативными качествами; и, во-вторых, потому что он или она не позволяется опровергнуть это качество». [33] Приводится пример, когда белые рабочие ожидали, что чернокожие люди будут против принципов профсоюзного движения, поскольку они считали чернокожих рабочих «недисциплинированными в традициях профсоюзного движения и искусстве ведения коллективных переговоров». [34] Из-за этого убеждения чернокожих рабочих не нанимали на предприятия, принадлежащие белым, из-за чего чернокожие рабочие не могли изучить принципы профсоюзного движения и, таким образом, не позволяли им вступать в профсоюзы.
Учителя могут поощрять курсы, основанные на стереотипах, и могут взаимодействовать с учениками таким образом, чтобы поощрять самореализующиеся мысли: например, ученицы могут показаться плохими в математике, если учителя никогда не поощряли их улучшать свои математические способности. [35]
Термин «самоисполняющееся пророчество» впервые появился в образовательной литературе в 1960-х годах, когда афроамериканский психолог Кеннет Б. Кларк изучал реакцию чернокожих детей на черно-белые куклы. [3] Ответы в исследовании Кларка варьировались от некоторых детей, назвавших черную куклу уродливой, до одной девочки, которая расплакалась, когда ее попросили выбрать куклу, с которой она себя идентифицировала. Чернокожие дети усвоили ту неполноценность, которую они узнали, и действовали соответственно. [ нужна ссылка ] Кларк, чья работа подтолкнула Верховный суд к десегрегации школ , отметил влияние учителей на уровень успеваемости чернокожих и белых учеников. Это побудило Кларка начать исследование в десяти городских школах, где он оценил отношение и поведение учителей. Учителя считали, что ученики из числа меньшинств неразумны, и поэтому учителя не прилагали никаких усилий для их обучения. Это привело к возникновению петли обратной связи, когда студенты не получали образования и, следовательно, воспринимались как неразумные. [ нужна ссылка ]
Литература, средства массовой информации и искусство
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2023 г. ) |
В литературе самоисполняющиеся пророчества часто используются в качестве сюжетных приемов . Они использовались в рассказах на протяжении тысячелетий, но особенно популярны в научной фантастике и фэнтези . [ нужна ссылка ] Их часто используют для драматической иронии , когда предсказанные события происходят из-за попыток предотвратить пророчество. Их также иногда используют в качестве комического рельефа .
Классический
[ редактировать ]Многие мифы, легенды и сказки используют этот мотив как центральный элемент повествований, призванных проиллюстрировать неумолимую судьбу , фундаментальную для эллинского мировоззрения. [36] Обычно предсказывают, что ребенок, новорожденный или еще не зачатый, вызовет что-то, чего власть имущие не хотят, но предсказанные события происходят в результате действий, предпринятых для их предотвращения.
Греческий
[ редактировать ]Слово «пророк» происходит от греческого слова Prophete , что означает «тот, кто говорит за другого». [37]
Самый известный пример из греческих легенд — это история Эдипа. Предупрежденный, что его ребенок однажды убьет его, Лай бросил умирать своего новорожденного сына Эдипа, но Эдип был найден и воспитан другими, и, таким образом, в неведении о его истинном происхождении. Когда Эдип вырос, его предупредили, что он убьет своего отца и женится на своей матери. Он стремился избежать этого и, полагая, что приемные родители — его настоящие родители, покинул дом и отправился в Грецию, в конце концов добравшись до города, где жили его биологические родители. Там он подрался с незнакомцем, убил его и женился на его вдове только для того, чтобы обнаружить, что убитый им незнакомец был его биологическим отцом, а его новая жена — его биологической матерью.
Хотя легенда о Персее начинается с пророчества о том, что он убьет своего деда Акрисия , это пророчество сбывается лишь в некоторых вариантах. В некоторых случаях он случайно пронзает своего деда копьем на соревновании - поступок, который мог произойти независимо от реакции Акрисия на пророчество. В других вариантах его присутствие на играх связано с тем, что он услышал пророчество. В третьих Акрисий является одним из гостей свадьбы, когда Полидект пытается заставить Даная выйти за него замуж, и случайно убит, когда Персей обращает всех гостей в камень головой Горгоны .
Греческая историография предлагает известный вариант: когда лидийский царь Крез спросил Дельфийского оракула , следует ли ему вторгнуться в Персию, последовал ответ, что если он это сделает, то разрушит великое царство. Полагая, что это означает, что он добьется успеха, он напал, но потерпел неудачу: королевство, которое он разрушил, было его собственным. [38]
Когда было предсказано, что Кронос будет свергнут своим сыном и узурпирует трон царя богов, Кронос съел своих детей, каждого вскоре после их рождения, что привело в ярость его жену Рею. Чтобы отомстить, когда она родила Зевса, она вместо этого дала Кроносу съесть камень, отправив Зевса на воспитание Амальтее . Попытка Кроноса избежать пророчества сделала Зевса его врагом, что в конечном итоге привело к его осуществлению.
Роман
[ редактировать ]
Еще одним примером является история Ромула и Рема . По легенде, мужчина сверг своего брата-короля. Затем он приказал утопить двух своих племянников, Ромула и Рема, опасаясь, что когда-нибудь они убьют его, как он убил своего брата. Мальчиков поместили в корзину и бросили в реку Тибр . Волк нашел малышей и вырастил их. Позже пастух нашел близнецов и назвал их Ромулом и Ремом. Будучи подростками, они обнаружили свое наследие и в отместку убили своего дядю, исполнив пророчество.
арабский
[ редактировать ]Разновидностью самоисполняющегося пророчества является самоисполняющаяся мечта, восходящая к средневековой арабской литературе . В нескольких сказках из «Тысячи и одной ночи » , также известных как « Тысяча и одна ночь» , этот прием используется для предзнаменования того, что должно произойти, как особая форма литературного пролепсиса . Ярким примером является « Разоренный человек, который снова стал богатым во сне », в котором мужчине во сне велят покинуть родной город Багдад и отправиться в Каир , где он обнаружит местонахождение какого-то спрятанного сокровища. Мужчина отправляется туда и переживает несчастье, потеряв веру в пророчество, и попадает в тюрьму, где рассказывает свой сон полицейскому. Офицер высмеивает идею дурных снов и рассказывает главному герою, что ему самому приснился дом с двором и фонтаном в Багдаде, где под фонтаном зарыты сокровища. Мужчина узнает в этом месте свой дом и после выхода из тюрьмы возвращается домой и выкапывает клад. Другими словами, зловещий сон не только предсказал будущее, но и сон стал причиной того, что его предсказание сбылось. Вариант этой истории позже появляется в Английский фольклор как « Разносчик из Сваффхема ». [39]
Другой вариант самоисполняющегося пророчества можно увидеть в « Сказании об Аттафе », где Харун ар-Рашид заглядывает в свою библиотеку ( Дом Мудрости ), читает случайную книгу, «смеется и плачет и отпускает верного визиря». « Джафар ибн Яхья с глаз долой. Джафар «встревоженный и расстроенный бежит из Багдада и погружается в серию приключений в Дамаске , в которых участвуют Аттаф и женщина, на которой Аттаф в конце концов женится». Вернувшись в Багдад, Джафар читает ту же книгу, которая заставила Харуна смеяться и плакать, и обнаруживает, что в ней описаны его собственные приключения с Аттафом. Другими словами, именно чтение книги Харуном спровоцировало события, описанные в книге. Это ранний пример обратной причинности . [40] В XII веке эта сказка была переведена на латынь Петром Альфонси и включена в его Disciplina Clericalis . В 14 веке версия этой сказки также появляется в Gesta Romanorum и Джованни Боккаччо » «Декамероне . [41]
индуизм
[ редактировать ]Самоисполняющиеся пророчества появляются в классической санскритской литературе . В истории о Кришне в индийском эпосе «Махабхарата » правитель Матхура царства Камсан , испугавшись пророчества, предсказавшего его смерть от руки сына его сестры Деваки , бросил ее в тюрьму, где он планировал убить всех ее детей при рождении. После убийства первых шести детей и очевидного выкидыша седьмого у Деваки родился Кришна (восьмой сын). Поскольку его жизнь была в опасности, его тайно вывезли на воспитание приемные родители Яшода и Нанда в деревню Гокула . Спустя годы Камсан узнал о побеге ребенка и продолжал посылать различных демонов, чтобы положить ему конец. Демоны были побеждены руками Кришны и его брата Баларамы . Кришна в молодости вернулся в Матхуру, чтобы свергнуть своего дядю, а Камсан в конце концов был убит своим племянником Кришной. Именно благодаря попыткам Камсана предотвратить пророчество оно сбылось, тем самым исполнив пророчество.
русинский
[ редактировать ]Олег Новгородский был варяжским князем, правившим русским народом в начале десятого века. Как рассказывают старые восточнославянские летописи, языческие жрецы предсказали, что жеребец Олега станет источником его смерти. Чтобы избежать этого, он отослал лошадь. Много лет спустя он спросил, где его лошадь, и ему ответили, что она умерла. Он попросил показать останки, и его отвезли к месту, где лежали кости. Когда он коснулся черепа лошади ботинком, змея выскользнула из черепа и укусила его. Олег умер, исполнив таким образом пророчество. В « Первой летописи » Олег известен как Пророк, иронично относясь к обстоятельствам своей смерти. Эту историю романтизировал Александр Пушкин в своей знаменитой балладе «Песнь о мудром Олеге». В скандинавских традициях эта легенда сохранилась в саге об Орвар-Одде .
Европейские сказки
[ редактировать ]Во многих сказках, таких как «Дьявол с тремя золотыми волосами» , «Рыба и кольцо» , «История трех чудесных нищих» или «Король, который будет сильнее судьбы» , содержится пророчество о том, что бедный мальчик женится на богатой девушке. (или, реже, бедная девушка выходит замуж за богатого мальчика). [42] Это тип истории 930 в классификационной схеме Аарне – Томпсона . Попытки отца девочки предотвратить это стали причиной того, что мальчик женился на ней.
Другая сказка происходит с детьми постарше. В «Языке птиц » отец заставляет сына сказать ему то, что говорят птицы: что отец будет слугой сына. В «Баране» отец заставляет свою дочь рассказать ему свою мечту: что ее отец держит кувшин, чтобы она могла вымыть руки. В обоих случаях отец воспринимает реакцию ребенка как свидетельство злого умысла и прогоняет ребенка; это позволяет ребенку измениться так, что отец позже не узнает своего ребенка и поэтому не предлагает ему роль слуги.
В некоторых вариантах « Спящей красавицы» , таких как «Солнце», «Луна» и «Талия» , сон не вызван проклятием, но пророчество о том, что ей будет угрожать опасность из-за льна (или конопли), приводит к королевскому приказу убрать весь лен. или коноплю из замка, что привело к ее незнанию опасности и ее любопытству.
Шекспир
[ редактировать ]Шекспира » «Макбет — еще один классический пример самоисполняющегося пророчества. Три ведьмы предсказывают, что Макбет в конечном итоге станет королем, но править будет потомок его лучшего друга, а не его собственный. Вдохновленный пророчеством, Макбет убивает короля и своего друга, чего он, возможно, не сделал бы иначе, что привело к революции против него и его смерти. Более позднее пророчество первого явления ведьм о том, что Макбет должен «остерегаться Макдуфа», также является самоисполняющимся пророчеством. Если бы Макбету не сказали об этом, он, возможно, не считал бы Макдуфа угрозой. Следовательно, он не стал бы убивать семью Макдуфа, а Макдуф не стал бы мстить и убивать Макбета. [ нужна ссылка ]
Современный
[ редактировать ]Религия Нью Эйдж
[ редактировать ]Закон притяжения — типичный пример самоисполняющегося пророчества. Это название дано убеждению, что «подобное притягивает подобное» и что, сосредотачиваясь на положительных или отрицательных мыслях, можно добиться положительных или отрицательных результатов. [43] [44] Согласно этому закону, все вещи создаются сначала воображением, которое приводит к мыслям, затем к словам и действиям. Мысли, слова и действия, которые мы имеем в виду, влияют на чьи-то намерения, что приводит к достижению ожидаемого результата. Хотя в некоторых случаях положительное или отрицательное отношение может дать соответствующие результаты (в основном эффекты плацебо и ноцебо ), закон притяжения не имеет научного обоснования. [45]
Спорт
[ редактировать ]Некоторые исследователи 2008 года обнаружили, что в баскетболе главные тренеры давали более предвзятые отзывы, в то время как помощники тренера давали более критические отзывы. Они предсказывали, что это произошло из-за внешних ожиданий тренеров от спортсменов, которые могли привести к эффекту Пигмалиона с положительными и отрицательными результатами. [46]
Исследователь Хелен Браун опубликовала результаты двух экспериментов, проведенных на спортсменах, изучая влияние, которое оказывают на них средства массовой информации, и пришла к выводу, что на результаты спортсменов влияли и соответствовали ожидания от их результатов. [47] Последующий эксперимент в Лондоне показал, что такие ожидания могут повлиять на их суждения и мыслительные процессы и даже оказать опасное и разрушительное воздействие на некоторых спортсменов. [47]
Причинно-следственная петля
[ редактировать ]Самоисполняющееся пророчество может быть формой петли причинно-следственной связи. Предопределение не обязательно связано со сверхъестественной силой и может быть результатом действия других механизмов «безошибочного предвидения». [48] Проблемы, возникающие из-за непогрешимости и влияющие на будущее, исследуются в парадоксе Ньюкомба . [49] Яркий вымышленный пример самоисполняющегося пророчества встречается в классической пьесе «Царь Эдип» , в которой Эдип становится царем Фив , в то время как в процессе невольно исполняет пророчество о том, что он убьет своего отца и женится на своей матери. Само пророчество служит толчком к его действиям и, таким образом, самоисполняется. [50] В фильме «12 обезьян» активно затрагиваются темы предопределения и комплекса Кассандры , где главный герой, путешествующий во времени, объясняет, что он не может изменить прошлое. [51]
См. также
[ редактировать ]- Ожидание
- Эффект Баскервиля
- Напрашиваюсь на вопрос
- Парадокс начальной загрузки
- Когнитивно-поведенческая терапия
- Предвзятость подтверждения
- Эффект подражания
- Эсхатология
- Ожидание (эпистемическое)
- Притворяйся, пока не сделаешь это
- Разум превыше материи
- Закон Мура
- Девятнадцать восемьдесят четыре
- Номинативный детерминизм
- Эффект Пигмалиона
- Рефлексивность (социальная теория)
- Эффект ожидания субъекта
- Предвзятость выбора
- Саморазрушающееся пророчество
- Самолизывающийся рожок мороженого
- Самоподтверждаемое сокращение
- Эффект Тинкербелл
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Биггс, Майкл (2013), «Пророчество, самоисполняющееся/саморазрушающееся», Энциклопедия философии и социальных наук , SAGE Publications, Inc., doi : 10.4135/9781452276052.n292 , ISBN 9781412986892
- ^ Бланделл, Джонатан (2014). Учебник по социологии Cambridge IGCSE® . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-64513-4 .
- ^ Jump up to: а б с Уайнбург, Сэмюэл С. (декабрь 1987 г.). «Самоисполняющееся пророчество» . Исследователь образования . 16 (9): 28–37. дои : 10.3102/0013189x016009028 . ISSN 0013-189X . S2CID 145466315 .
- ^ Уотсон, Джеймс (2015). Самоисполняющееся пророчество . Словарь медиа и коммуникационных исследований.
- ^ Ребенок в Америке: проблемы и программы поведения. В.И. Томас и Д.С. Томас. Нью-Йорк: Кнопф, 1928: 571–572.
- ^ Оксфордский словарь английского языка . самореализующийся.
1832 Morning Post, 4 апреля. Достаточно сказать, что лицензированные изготовители самоисполняющихся пророчеств снова на своих табуретах.
- ^ Хоутон, Дэвид Патрик (2009). «Роль самоисполняющихся и самоотрицающих пророчеств в международных отношениях» . Обзор международных исследований . 11 (3): 552–584. ISSN 1521-9488 . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ Буш, М. (2014). Мертон, Роберт . Энциклопедия криминологии и уголовного правосудия.
- ^ Мертон, Роберт Кинг (1996). О социальной структуре и науке . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-52070-6 . OCLC 34116334 .
- ^ Твидди, Джек (2015). «Самоисполняющееся пророчество». doi : 10.17615/1htq-wj69 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Вандерлаан, Энн Фиерро (2011). «Самоисполняющееся пророчество». Энциклопедия поведения и развития детей . стр. 1316–1317. дои : 10.1007/978-0-387-79061-9_2542 . ISBN 978-0-387-77579-1 .
- ^ Поппер, Карл (1976). Бесконечный квест: интеллектуальная автобиография . ЛаСалль, Иллинойс: Открытый суд. ISBN 0-87548-343-7 . ОСЛК 2927208 .
- ^ Карраско-Вильянуэва, Массачусетс, Эффект «Ценебо»: как цены могут влиять на восприятие качества каннабиса и его последствия для ценовой политики. Критическое мышление, вып. 22, нет. 2, стр. 175–210.
- ^ Стангор, доктор Чарльз; Джангиани, доктор Раджив; Тарри, доктор Хаммонд (26 января 2022 г.). «4.3 Изменение отношения путем изменения поведения» . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Джуссим, Ли; Харбер, Кент Д. (2005). «Ожидания учителей и самоисполняющиеся пророчества: известные и неизвестные, решенные и неразрешенные противоречия». Обзор личности и социальной психологии . 9 (2): 131–155. дои : 10.1207/s15327957pspr0902_3 . ISSN 1088-8683 . ПМИД 15869379 . S2CID 12853629 .
- ^ Jump up to: а б Майерс, Дэвид Г. (2010). Социальная психология (Десятое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 9780073370668 . OCLC 667213323 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Уилкинс, Уильям Э. (1976). «Концепция самоисполняющегося пророчества». Социология образования . 49 (2): 175–183. дои : 10.2307/2112523 . ISSN 0038-0407 . JSTOR 2112523 .
- ^ Брамелд, Т. (1972). «Образование как самоисполняющееся пророчество». Фи Бета Каппа . 54 (1): 8–11, 58–61 [с. 9]. Цитируется Уилкинсом (1976), с. 176.
- ^ Самаха, Адам (2011). «Регулирование ради видимости» . Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.1943174 . ISSN 1556-5068 . S2CID 26933326 .
- ^ Ми Чеонг Чеонг; Александр Б. Артюхин; Янг-Джай Ю; Леон Эйвери. «Опиоидоподобная система, регулирующая пищевое поведение C. elegans » . электронная жизнь . Рисунок 7. doi : 10.7554/elife.06683.016 .
- ^ Адамс, Гленн; Гарсия, Донна М.; Перди-Вонс, Валери ; Стил, Клод М. (сентябрь 2006 г.). «Пагубные последствия внушения сексизма в ситуации обучения». Журнал экспериментальной социальной психологии . 42 (5): 602–615. дои : 10.1016/j.jesp.2005.10.004 . ISSN 0022-1031 . S2CID 1584019 .
- ^ Олпорт, Г. (1950). «Роль ожидания». В Кантриле, Х. (ред.). Напряженность, вызывающая войны . Урбана: Университет Иллинойса. стр. 43–78.
- ^ Дельбар, Ким; Клоуз, Жаклин Коннектикут; Бродати, Генри; Сачдев, Перминдер; Лорд, Стивен Р. (2010). «Детерминанты различий между воспринимаемым и физиологическим риском падения среди пожилых людей: когортное исследование» . БМЖ . 341 : c4165. дои : 10.1136/bmj.c4165 . hdl : 1854/LU-953701 . ПМК 2930273 . ПМИД 20724399 . S2CID 73024878 .
- ^ Гупта, Сумит (2 августа 2020 г.). «Что такое эффект Баскервиля и почему ваши мысли важны?» . Разверните себя . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Филлипс, Дэвид П. (2001). «Эффект собаки Баскервилей: естественный эксперимент по влиянию психологического стресса на время смерти» . БМЖ . 323 (7327): 1443–1446. дои : 10.1136/bmj.323.7327.1443 . ПМК 61045 . ПМИД 11751347 .
- ^ Мэтисон, Кимберли; Фостер, Минди Д.; Бомбей, Эми; Маккуэйд, Робин Дж.; Анисман, Хайми (2019). «Травмический опыт, предполагаемая дискриминация и психологический стресс среди членов различных социально маргинализированных групп» . Границы в психологии . 10 : 416. дои : 10.3389/fpsyg.2019.00416 . ПМК 6403156 . ПМИД 30873095 .
- ^ Jump up to: а б Дауни, Джеральдин; Фрейтас, Антонио Л.; Михаэлис, Бенджамин; Хури, Хала (1998). «Самоисполняющееся пророчество в близких отношениях: чувствительность к неприятию и неприятие со стороны романтических партнеров» . Журнал личности и социальной психологии . 75 (2): 545–560. дои : 10.1037/0022-3514.75.2.545 . ISSN 1939-1315 . ПМИД 9731324 .
- ^ Роузкранс, Ричард Н.; Миллер, Стивен Э., ред. (2014). Следующая великая война? : корни Первой мировой войны и риск конфликта между США и Китаем . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-32677-3 . OCLC 896343523 .
- ^ Томас, Раджу Г.К. (1986). Политика безопасности Индии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-5819-4 . OCLC 741479156 .
- ^ Хиннебуш, Раймонд (январь 2007 г.). «Вторжение США в Ирак: объяснения и последствия» . Критика: критические исследования Ближнего Востока . 16 (3): 209–228. дои : 10.1080/10669920701616443 . ISSN 1066-9922 . S2CID 143931232 .
- ^ Джервис, Роберт Л. (июнь 2003 г.). «Противостояние между Ираком и США: последствия для теории и практики сдерживания» . Европейский журнал международных отношений . 9 (2): 315–337. дои : 10.1177/1354066103009002006 . ISSN 1354-0661 . S2CID 145446765 .
- ^ Хоутон, Дэвид Патрик (сентябрь 2009 г.). «Роль самоисполняющихся и самоотрицающихся пророчеств в международных отношениях» . Обзор международных исследований . 11 (3): 552–584. дои : 10.1111/j.1468-2486.2009.00873.x .
- ^ Ошибка цитирования. См. встроенный комментарий, как исправить. [ нужна проверка ]
- ^ Гуха, Мартин (2004). «Краткая энциклопедия психологии и поведенческих наук Корсини (3-е издание) 2004417 Под редакцией У. Эдварда Крейгхеда и Чарльза Б. Немероффа. Краткая энциклопедия психологии и поведенческих наук Корсини (3-е издание). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley 2004. vii + 1,112 стр., ISBN: 0 471 22036 1 78,50 фунтов стерлингов/150 долларов США. Также доступна в виде электронной книги (ISBN 0 471 60415 1)». Справочные обзоры . 18 (8): 12. дои : 10.1108/09504120410565611 . ISSN 0950-4125 . [ нужна проверка ]
- ^ « Накопление основанных на стереотипах самоисполняющихся пророчеств»: Поправка к Мэдону и др. (2018)». Журнал личности и социальной психологии . 116 (1): 68. 2019. doi : 10.1037/pspi0000173 . ISSN 1939-1315 . ПМИД 30596447 . S2CID 58617821 .
- ^ См . Немезида , Мойры , Эринии . «Очень часто основания для ложных определений и последующих самоисполняющихся пророчеств глубоко укоренены в индивидуальных или групповых нормах, и их впоследствии трудно изменить». (Уилкинс 1976:177).
- ^ «Пророчество | Энциклопедия времени: наука, философия, теология и культура - Справочник кредо» . search.credoreference.com . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Геродота Истории 1.88
- ^ Ирвин, Роберт (2003). «Тысяча и одна ночь: спутник» . Таурис Парк в мягкой обложке . стр. 193–194. ISBN 1-86064-983-1 .
- ^ Ирвин, Роберт (2003). «Тысяча и одна ночь: спутник» . Таурис Парк в мягкой обложке. п. 199. ИСБН 1-86064-983-1 .
- ^ Ульрих Марцольф, Рихард ван Леувен, Хасан Вассуф (2004). Энциклопедия «Тысячи и одной ночи» . АВС-КЛИО. п. 109. ИСБН 1-57607-204-5 .
- ^ Стит Томпсон, Народная сказка , стр. 139, University of California Press, Беркли, Лос-Анджелес, Лондон, 1977.
- ↑ Уиттакер, С.: Тайная достопримечательность. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , The Montreal Gazette , 12 мая 2007 г.
- ^ Редден, Гай: Волшебство случается: Метафизический загадочный тур нового века , Журнал австралийских исследований 101
- ^ Кэрролл, Роберт Тодд (12 сентября 2014 г.). «закон притяжения» . Словарь скептика . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Соломон, Глория Б.; Стригель, Дэвид А.; Элиот, Джон Ф.; Хон, Стив Н.; Маас, Яна Л.; Вайда, Валери К. (1 марта 1996 г.). «Самоисполняющееся пророчество в студенческом баскетболе: последствия для эффективного тренерства» . Журнал прикладной спортивной психологии . 8 (1): 44–59. дои : 10.1080/10413209608406307 . ISSN 1041-3200 .
- ^ Jump up to: а б Браун, Хелен (август 2014 г.). «Влияние ожиданий СМИ на спортсменов: исследовательское исследование». Обзор психологии спорта и физических упражнений . 10 (2): 20–23. дои : 10.53841/bpssepr.2014.10.2.20 . S2CID 255927292 – через 20-22.
- ^ Крейг, Уильям Лейн (1987). «Божественное предвидение и парадокс Ньюкомба» . Философия . 17 (3): 331–350. дои : 10.1007/BF02455055 . S2CID 143485859 .
- ^ Даммет, Майкл (1996). Моря языка Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 356, 370–375. ISBN 9780198240112 .
- ^ Доддс, ER (1966), Греция и Рим, 2-я серия, Vol. 13, № 1, 37–49
- ^ Клостерман, Чак (2009). Поедание динозавра (1-е изд. Scribner в твердом переплете). Нью-Йорк: Скрибнер. стр. 60–62 . ISBN 9781439168486 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Сэйерс, Дороти Л.: Симплекс Эдипа: свобода и судьба в фольклоре и художественной литературе.