Сайр Великий
Сайр Великий 𐎤𐎢𐎽𐎢𐏁 | |
---|---|
![]() "Winged Genius" statue at Pasargadae, with braided hair and a Hemhem crown, traditionally identified as Cyrus[1][a] | |
King of Kings of the Achaemenid Empire | |
Reign | 550–530 BC |
Predecessor | Empire established |
Successor | Cambyses II |
King of Persia | |
Reign | 559–530 BC |
Predecessor | Cambyses I |
Successor | Cambyses II |
King of Media | |
Reign | 549–530 BC |
Predecessor | Astyages |
Successor | Cambyses II |
King of Lydia | |
Reign | 547–530 BC |
Predecessor | Croesus |
Successor | Cambyses II |
King of Babylon | |
Reign | 539–530 BC |
Predecessor | Nabonidus |
Successor | Cambyses II |
Born | c. 600 BC[4] Anshan, Persis (present-day Fars Province, Iran) |
Died | 4 December 530 BC[5] (aged 70) Pasargadae, Persis |
Burial | |
Consort | Cassandane |
Issue |
|
House | Teispid |
Father | Cambyses I |
Mother | Mandane of Media |

Сайр II из Персии ( Старый Персидский : 𐎤𐎢𐎽𐎢𐏁 Куруш ; ок. 600–530 гг. До н.э. ), [ B ] широко известен как Сайр Великий , [ 6 ] был основателем империи Ахеменидов . [ 7 ] Родом из Персиса , он принес династию Ахеменидов к власти, победив медианную империю и охватив все предыдущие цивилизованные государства древнего Ближнего Востока , [ 7 ] Расширение значительно и в конечном итоге покорив большую часть Западной Азии и большую часть Центральной Азии, чтобы создать то, что вскоре станет крупнейшей в истории человечества в то время. [ 7 ] Крупнейшая территориальная протяженность империи Ахеменидов была достигнута при Дарии Великом , чье правление простиралось от Балкан ( Восточная Болгария - Пейония и Фракия - Македония ) и остальной Юго -Восточной Европы на западе до долины Инда на востоке.
После победы в срединной империи Кирус побудил Ахемениды покорить Лидию и, в конечном итоге, нео-бабилонийскую империю . Он также возглавлял экспедицию в Центральную Азию, которая привела к крупным военным кампаниям, которые были описаны как «введенные в подчинение каждой нации без исключения»; [ 8 ] Cyrus allegedly died in battle with the Massagetae, a nomadic Eastern Iranian tribal confederation, along the Syr Darya in December 530 BC.[9][c] However, Xenophon of Athens claimed that Cyrus did not die fighting and had instead returned to the city of Pasargadae, which served as the Achaemenid ceremonial capital.[10] Его сменил его сын Камбисес II , чьи кампании в Северную Африку привели к завоеваниям Египта , Нубии и Киреники во время его короткого правления.
To the Greeks, he was known as Cyrus the Elder (Greek: Κῦρος ὁ Πρεσβύτερος Kŷros ho Presbýteros). Cyrus was particularly renowned among contemporary scholars because of his habitual policy of respecting peoples' customs and religions in the lands that he conquered.[11] He was influential in developing the system of a central administration at Pasargadae to govern the Achaemenid Empire's satraps, which worked for the profit of both rulers and subjects.[7][12] Following the Persian conquest of Babylon, Cyrus issued the Edict of Restoration, in which he authorized and encouraged the return of the Jewish people to what had been the Kingdom of Judah, officially ending the Babylonian captivity. He is mentioned in the Hebrew Bible and left a lasting legacy on Judaism due to his role in facilitating the return to Zion, a migratory event in which the Jews returned to the Land of Israel following Cyrus' establishment of Yehud Medinata and subsequently rebuilt the Temple in Jerusalem, which had been destroyed by the Babylonian siege of Jerusalem. According to Chapter 45:1 of the Book of Isaiah,[13] Cyrus was anointed by Yahweh for this task as a biblical messiah; he is the only non-Jewish figure to be revered in this capacity.[14]
In addition to his influence on the traditions of both the Eastern world and the Western world, Cyrus is also recognized for his achievements in human rights, politics, and military strategy. The Achaemenid Empire's prestige in the ancient world would eventually extend as far west as Athens, where upper-class Greeks adopted aspects of the culture of the ruling Persian class as their own.[15] As the founder of the first Persian empire, Cyrus played a crucial role in defining the national identity of the Iranian nation; the Achaemenid Empire was instrumental in spreading the ideals of Zoroastrianism as far east as China.[16][17][18] He remains a cult figure in Iran, with the Tomb of Cyrus at Pasargadae serving as a spot of reverence for millions of the country's citizens.[19]
Etymology
[edit]The name Cyrus is a Latinized form derived from the Greek-language name Κῦρος (Kỹros), which itself was derived from the Old Persian name Kūruš.[20][21] The name and its meaning have been recorded within ancient inscriptions in different languages. The ancient Greek historians Ctesias and Plutarch stated that Cyrus was named from the Sun (Kuros), a concept which has been interpreted as meaning "like the Sun" (Khurvash) by noting its relation to the Persian noun for Sun, khor, while using -vash as a suffix of likeness.[22] Karl Hoffmann has suggested a translation based on the meaning of an Indo-European root "to humiliate", and accordingly, the name "Cyrus" means "humiliator of the enemy in verbal contest".[21] Another possible Iranian derivation would mean "the young one, child", similar to Kurdish kur ("son, little boy") or Ossetian i-gur-un ("to be born") and kur (young bull).[23] In the Persian language and especially in Iran, Cyrus' name is spelled as کوروش (Kūroš, [kuːˈɾoʃ]).[24] In the Bible, he is referred to in the Hebrew language as Koresh (כורש).[25] Some pieces of evidence suggest that Cyrus is Kay Khosrow, a legendary Persian king of the Kayanian dynasty and a character in Shahnameh, a Persian epic.[26]
Some scholars, however, believe that neither Cyrus nor Cambyses were Iranian names, proposing that Cyrus was Elamite[27] in origin and that the name meant "he who bestows care" in the extinct Elamite language.[28] One reason is that, while Elamite names may end in -uš, no Elamite texts spell the name this way — only Kuraš.[23] Meanwhile, Old Persian did not allow names to end in -aš, so it would make sense for Persian speakers to change an original Kuraš into the more grammatically correct form Kuruš.[23] Elamite scribes, on the other hand, would not have had a reason to change an original Kuraš into Kuruš, since both forms were acceptable.[23] Therefore, Kuraš probably represents the original form.[23] Another scholarly opinion is that Kuruš was a name of Indo-Aryan origin, in honour of the Indo-Aryan Kuru and Kamboja mercenaries from eastern Afghanistan and Northwest India that helped in the conquest of the Middle East.[29][30] [d]
Dynastic history
[edit]
The Persian domination and kingdom in the Iranian plateau started as an extension of the Achaemenid dynasty, who expanded their earlier dominion possibly from the 9th century BC onward. The eponymous founder of the dynasty was Achaemenes (from Old Persian Haxāmaniš). Achaemenids are "descendants of Achaemenes", as Darius the Great, the ninth king of the dynasty, traced his ancestry to him, declaring "for this reason, we are called Achaemenids". Achaemenes built the state of Parsumash in the southwest of Iran and was succeeded by Teispes, who took the title "King of Anshan" after seizing the city Anshan and enlarging his kingdom further to include Pars proper.[34] Ancient documents[35] mention that Teispes had a son called Cyrus I, who also succeeded his father as "king of Anshan". Cyrus I had a full brother whose name is recorded as Ariaramnes.[7]
In 600 BC, Cyrus I was succeeded by his son, Cambyses I, who reigned until 559 BC. Cyrus II "the Great" was a son of Cambyses I, who had named his son after his father, Cyrus I.[36] There are several inscriptions of Cyrus the Great and later kings that refer to Cambyses I as the "great king" and "king of Anshan". Among these are some passages in the Cyrus cylinder where Cyrus calls himself "son of Cambyses, great king, king of Anshan". Another inscription (from CM's) mentions Cambyses I as a "mighty king" and "an Achaemenian", which according to the bulk of scholarly opinion was engraved under Darius and considered as a later forgery by Darius.[37][38] However, Cambyses II's maternal grandfather Pharnaspes is named by historian Herodotus as "an Achaemenian".[39] Xenophon's account in his Cyropædia names Cambyses's wife as Mandane and mentions Cambyses as king of Iran (ancient Persia). These agree with Cyrus's own inscriptions, as Anshan and Parsa were different names for the same land. These also agree with other non-Iranian accounts, except on one point from Herodotus which states that Cambyses was not a king but a "Persian of good family".[40] However, in some other passages, Herodotus' account is wrong also on the name of the son of Chishpish, which he mentions as Cambyses but according to modern scholars, should be Cyrus I.[41]
The traditional view based on archaeological research and the genealogy given in the Behistun Inscription and by Herodotus[7] holds that Cyrus the Great was an Achaemenid. However, M. Waters has suggested that Cyrus is unrelated to the Achaemenids or Darius the Great, and that his family was of Teispid and Anshanite origin instead of Achaemenid.[42]
Early life
[edit]
Cyrus was born to Cambyses I, King of Anshan, and Mandane, daughter of Astyages, King of Media, during the period of 600–599 BC.
By his own account, generally believed now to be accurate, Cyrus was preceded as king by his father Cambyses I, grandfather Cyrus I, and great-grandfather Teispes.[44] Cyrus married Cassandane[citation needed] who was an Achaemenian and the daughter of Pharnaspes who bore him two sons, Cambyses II and Bardiya along with three daughters, Atossa, Artystone, and Roxane.[citation needed] Cyrus and Cassandane were known to love each other very much – Cassandane said that she found it more bitter to leave Cyrus than to depart her life.[45] After her death, Cyrus insisted on public mourning throughout the kingdom.[46] The Nabonidus Chronicle states that Babylonia mourned Cassandane for six days (identified as 21–26 March 538 BC).[47] After his father's death, Cyrus inherited the Persian throne at Pasargadae, which was a vassal of Astyages. The Greek historian Strabo has said that Cyrus was originally named Agradates[28] by his step-parents. It is possible that, when reuniting with his original family, following the naming customs, Cyrus's father, Cambyses I, named him Cyrus after his grandfather, who was Cyrus I.[citation needed] There is also an account by Strabo that claimed Agradates adopted the name Cyrus after the Cyrus river near Pasargadae.[28]
Mythology
[edit]

Herodotus gave a mythological account of Cyrus's early life. In this account, Astyages had two prophetic dreams in which a flood, and then a series of fruit-bearing vines, emerged from his daughter Mandane's pelvis, and covered the entire kingdom. These were interpreted by his advisers as a foretelling that his grandson would one day rebel and supplant him as king. Astyages summoned Mandane, at the time pregnant with Cyrus, back to Ecbatana to have the child killed. His general Harpagus delegated the task to Mithradates, one of the shepherds of Astyages, who raised the child and passed off his stillborn son to Harpagus as the dead infant Cyrus.[48] Cyrus lived in secrecy, but when he reached the age of 10, during a childhood game, he had the son of a nobleman beaten when he refused to obey Cyrus' commands. As it was unheard of for the son of a shepherd to commit such an act, Astyages had the boy brought to his court, and interviewed him and his adoptive father. Upon the shepherd's confession, Astyages sent Cyrus back to Persia to live with his biological parents.[49] However, Astyages summoned the son of Harpagus, and in retribution, chopped him to pieces, roasted some portions while boiling others, and tricked his adviser into eating his child during a large banquet. Following the meal, Astyages's servants brought Harpagus the head, hands and feet of his son on platters, so he could realize his inadvertent cannibalism.[50]
Rise and military campaigns
[edit]Median Empire
[edit]Cyrus the Great succeeded to the throne in 559 BC following his father's death; however, Cyrus was not yet an independent ruler. Like his predecessors, Cyrus had to recognize Median overlordship. Astyages, last king of the Median Empire and Cyrus's grandfather, may have ruled over the majority of the Ancient Near East, from the Lydian frontier in the west to the lands of the Parthians and Persians in the east.[citation needed]

According to the Nabonidus Chronicle, Astyages launched an attack against Cyrus, "king of Ansan". According to the historian Herodotus, it is known that Astyages placed Harpagus in command of the Median army to conquer Cyrus. However, Harpagus contacted Cyrus and encouraged his revolt against Media, before eventually defecting along with several of the nobility and a portion of the army. This mutiny is confirmed by the Nabonidus Chronicle. The Chronicle suggests that the hostilities lasted for at least three years (553–550 BC), and the final battle resulted in the capture of Ecbatana. This was described in the paragraph that preceded the entry for Nabonidus's year 7, which detailed Cyrus's victory and the capture of his grandfather.[51] According to the historians Herodotus and Ctesias, Cyrus spared the life of Astyages and married his daughter, Amytis. This marriage pacified several vassals, including the Bactrians, Parthians, and Saka.[52] Herodotus notes that Cyrus also subdued and incorporated Sogdia into the empire during his military campaigns of 546–539 BC.[53][54]
With Astyages out of power, all of his vassals (including many of Cyrus's relatives) were now under his command. His uncle Arsames, who had been the king of the city-state of Parsa under the Medes, therefore would have had to give up his throne. However, this transfer of power within the family seems to have been smooth, and it is likely that Arsames was still the nominal governor of Parsa under Cyrus's authority—more a Prince or a Grand Duke than a King.[55] His son, Hystaspes, who was also Cyrus's second cousin, was then made satrap of Parthia and Phrygia. Cyrus the Great thus united the twin Achaemenid kingdoms of Parsa and Anshan into Persia proper. Arsames lived to see his grandson become Darius the Great, Shahanshah of Persia, after the deaths of both of Cyrus's sons.[56] Cyrus's conquest of Media was merely the start of his wars.[57]
Lydian Empire and Asia Minor
[edit]
The exact dates of the Lydian conquest are unknown, but it must have taken place between Cyrus's overthrow of the Median kingdom (550 BC) and his conquest of Babylon (539 BC). It was common in the past to give 547 BC as the year of the conquest due to some interpretations of the Nabonidus Chronicle, but this position is currently not much held.[58] The Lydians first attacked the Achaemenid Empire's city of Pteria in Cappadocia. The king of Lydia Croesus besieged and captured the city enslaving its inhabitants. Meanwhile, the Persians invited the citizens of Ionia who were part of the Lydian kingdom to revolt against their ruler. The offer was rebuffed, and thus Cyrus levied an army and marched against the Lydians, increasing his numbers while passing through nations in his way. The Battle of Pteria was effectively a stalemate, with both sides suffering heavy casualties by nightfall. Croesus retreated to Sardis the following morning.[59]
While in Sardis, Croesus sent out requests for his allies to send aid to Lydia. However, near the end of the winter, before the allies could unite, Cyrus the Great pushed the war into Lydian territory and besieged Croesus in his capital, Sardis. Shortly before the final Battle of Thymbra between the two rulers, Harpagus advised Cyrus the Great to place his dromedaries in front of his warriors; the Lydian horses, not used to the dromedaries' smell, would be very afraid. The strategy worked; the Lydian cavalry was routed. Cyrus defeated and captured Croesus. Cyrus occupied the capital at Sardis, conquering the Lydian kingdom in 546 BC.[59] According to Herodotus, Cyrus the Great spared Croesus's life and kept him as an advisor, but this account conflicts with some translations of the contemporary Nabonidus Chronicle which interpret that the king of Lydia was slain.[60]

Before returning to the capital, Commagene was incorporated into Persia in 546 BC.[61] Later, a Lydian named Pactyas was entrusted by Cyrus the Great to send Croesus's treasury to Persia. However, soon after Cyrus's departure, Pactyas hired mercenaries and caused an uprising in Sardis, revolting against the Persian satrap of Lydia, Tabalus. Cyrus sent Mazares, one of his commanders, to subdue the insurrection but demanded that Pactyas be returned alive. Upon Mazares's arrival, Pactyas fled to Ionia, where he had hired more mercenaries. Mazares marched his troops into the Greek country and subdued the cities of Magnesia and Priene. The fate of Pactyas is unknown, but after capture, he was probably sent to Cyrus and put to death after being tortured.[62]
Mazares continued the conquest of Asia Minor but died of unknown causes during his campaign in Ionia. Cyrus sent Harpagus to complete Mazares's conquest of Asia Minor. Harpagus captured Lycia, Aeolia and Caria, using the technique of building earthworks to breach the walls of besieged cities, a method unknown to the Greeks. He ended his conquest of the area in 542 BC and returned to Persia.[63]
Eastern Campaigns
[edit]
After the conquest of Lydia, Cyrus campaigned in the east between around 545 BC to 540 BC. Cyrus first tried to conquer Gedrosia, however he was decisively defeated and departed Gedrosia.[64] Gedrosia was most likely conquered during the reign of Darius I. After the failed attempt to conquer Gedrosia, Cyrus attacked the regions of Bactria, Arachosia, Sogdia, Saka, Chorasmia, Margiana and other provinces in the east. In 533 BC, Cyrus the Great crossed the Hindu Kush mountains and collected tribute from the Indus cities. Thus, Cyrus probably had established vassal states in western India.[65] Cyrus then returned with his army to Babylon due to the unrest taking place in and around Babylon.
Neo-Babylonian Empire
[edit]By the year 540 BC, Cyrus captured Elam and its capital, Susa.[66] The Nabonidus Chronicle records that, prior to the battle(s), the king of the Neo-Babylonian Empire, Nabonidus, had ordered cult statues from outlying Babylonian cities to be brought into the capital, suggesting that the conflict had begun possibly in the winter of 540 BC.[67] Just before October 539 BC, Cyrus fought the Battle of Opis in or near the strategic riverside city of Opis on the Tigris, north of Babylon. The Babylonian army was routed, and on 10 October, Sippar was seized without a battle, with little to no resistance from the populace.[68] It is probable that Cyrus engaged in negotiations with the Babylonian generals to obtain a compromise on their part and therefore avoid an armed confrontation.[69] Nabonidus, who had retreated to Sippar following his defeat at Opis, fled to Borsippa.[70]

Around[71] 12 October,[72] Persian general Gubaru's troops entered Babylon, again without any resistance from the Babylonian armies, and detained Nabonidus.[73] Herodotus explains that to accomplish this feat, the Persians, using a basin dug earlier by the Babylonian queen Nitokris to protect Babylon against Median attacks, diverted the Euphrates river into a canal so that the water level dropped "to the height of the middle of a man's thigh", which allowed the invading forces to march directly through the river bed to enter at night.[74] Shortly thereafter, Nabonidus returned from Borsippa and surrendered to Cyrus.[75] On 29 October, Cyrus entered the city of Babylon.[76]
Prior to Cyrus's invasion of Babylon, the Neo-Babylonian Empire had conquered many kingdoms. In addition to Babylonia, Cyrus probably incorporated its sub-national entities into his Empire, including Syria, Judea, and Arabia Petraea, although there is no direct evidence to support this assumption.[5][77]
After taking Babylon, Cyrus the Great proclaimed himself "king of Babylon, king of Sumer and Akkad, king of the four corners of the world" in the famous Cyrus Cylinder, an inscription on a cylinder that was deposited in the foundations of the Esagila temple dedicated to the chief Babylonian god, Marduk. The text of the cylinder denounces Nabonidus as impious and portrays the victorious Cyrus as pleasing the god Marduk. It describes how Cyrus had improved the lives of the citizens of Babylonia, repatriated displaced peoples, and restored temples and cult sanctuaries. Although some have asserted that the cylinder represents a form of human rights charter, historians generally portray it in the context of a long-standing Mesopotamian tradition of new rulers beginning their reigns with declarations of reforms.[78]
Cyrus the Great's dominions composed the largest empire the world had ever seen to that point.[79] At the end of Cyrus's rule, the Achaemenid Empire stretched from Asia Minor in the west to the Indus River in the east.[5]
Death
[edit]The details of Cyrus's death vary by account. Ctesias, in his Persica, has the longest account, which says Cyrus met his death while putting down resistance from the Derbices infantry, aided by other Scythian archers and cavalry, plus Indians and their war-elephants. According to him, this event took place northeast of the headwaters of the Syr Darya.[80] The account of Herodotus from his Histories provides the second-longest detail, in which Cyrus met his fate in a fierce battle with the Massagetae, a Scythian tribal confederation from the southern deserts of Khwarezm and Kyzyl Kum in the southernmost portion of the Eurasian Steppe regions of modern-day Kazakhstan and Uzbekistan, following the advice of Croesus to attack them in their own territory.[81] The Massagetae were related to the Scythians in their dress and mode of living; they fought on horseback and on foot. In order to acquire her realm, Cyrus first sent an offer of marriage to their ruler, the empress Tomyris, a proposal she rejected.[citation needed]

He then commenced his attempt to take Massagetae territory by force (c. 529 BC),[83] beginning by building bridges and towered war boats along his side of the river Oxus, or Amu Darya, which separated them. Sending him a warning to cease his encroachment (a warning which she stated she expected he would disregard anyway), Tomyris challenged him to meet her forces in honorable warfare, inviting him to a location in her country a day's march from the river, where their two armies would formally engage each other. He accepted her offer, but, learning that the Massagetae were unfamiliar with wine and its intoxicating effects, he set up and then left camp with plenty of it behind, taking his best soldiers with him and leaving the least capable ones.[citation needed]
The general of Tomyris's army, Spargapises, who was also her son, and a third of the Massagetian troops, killed the group Cyrus had left there and, finding the camp well stocked with food and the wine, unwittingly drank themselves into inebriation, diminishing their capability to defend themselves when they were then overtaken by a surprise attack. They were successfully defeated, and, although he was taken prisoner, Spargapises committed suicide once he regained sobriety. Upon learning of what had transpired, Tomyris denounced Cyrus's tactics as underhanded and swore vengeance, leading a second wave of troops into battle herself. Cyrus the Great was ultimately killed, and his forces suffered massive casualties in what Herodotus referred to as the fiercest battle of his career and the ancient world. When it was over, Tomyris ordered the body of Cyrus brought to her, then decapitated him and dipped his head in a vessel of blood in a symbolic gesture of revenge for his bloodlust and the death of her son.[81][84] However, some scholars question this version, mostly because even Herodotus admits this event was one of many versions of Cyrus's death that he heard from a supposedly reliable source who told him no one was there to see the aftermath.[85]

Herodotus also recounts that Cyrus saw in his sleep the oldest son of Hystaspes (Darius I) with wings upon his shoulders, shadowing with the one wing Asia, and with the other wing Europe.[86] Archaeologist Sir Max Mallowan explains this statement by Herodotus and its connection with the four winged bas-relief figure of Cyrus the Great in the following way:[86]
Herodotus therefore, as I surmise, may have known of the close connection between this type of winged figure and the image of Iranian majesty, which he associated with a dream prognosticating the king's death before his last, fatal campaign across the Oxus.
Muhammad Dandamayev says that Persians may have taken Cyrus's body back from the Massagetae, unlike what Herodotus claimed.[5]
According to the Chronicle of Michael the Syrian (AD 1166–1199) Cyrus was killed by his wife Tomyris, queen of the Massagetae (Maksata), in the 60th year of Jewish captivity.[87]
An alternative account from Xenophon's Cyropaedia contradicts the others, claiming that Cyrus died peacefully at his capital.[88] The final version of Cyrus's death comes from Berossus, who only reports that Cyrus met his death while warring against the Dahae archers northwest of the headwaters of the Syr Darya.[89]
Burial
[edit]
Cyrus the Great's remains may have been interred in his capital city of Pasargadae, where today a limestone tomb (built around 540–530 BC[90]) still exists, which many believe to be his. Strabo and Arrian give nearly identical descriptions of the tomb, based on the eyewitness report of Aristobulus of Cassandreia, who at the request of Alexander the Great visited the tomb twice.[91] Though the city itself is now in ruins, the burial place of Cyrus the Great has remained largely intact, and the tomb has been partially restored to counter its natural deterioration over the centuries. According to Plutarch, his epitaph read:
O man, whoever you are and wherever you come from, for I know you will come, I am Cyrus who won the Persians their empire. Do not therefore begrudge me this bit of earth that covers my bones.[92]
Cuneiform evidence from Babylon proves that Cyrus died around December 530 BC,[93] and that his son Cambyses II had become king. Cambyses continued his father's policy of expansion, and captured Egypt for the Empire, but soon died after only seven years of rule. He was succeeded either by Cyrus's other son Bardiya or an impostor posing as Bardiya, who became the sole ruler of Persia for seven months, until he was killed by Darius the Great.[94]
The translated ancient Roman and Greek accounts give a vivid description of the tomb both geometrically and aesthetically; the tomb's geometric shape has changed little over the years, still maintaining a large stone of quadrangular form at the base, followed by a pyramidal succession of smaller rectangular stones, until after a few slabs, the structure is curtailed by an edifice, with an arched roof composed of a pyramidal shaped stone, and a small opening or window on the side, where the slenderest man could barely squeeze through.[95]
Within this edifice was a golden coffin, resting on a table with golden supports, inside of which the body of Cyrus the Great was interred. Upon his resting place, was a covering of tapestry and drapes made from the best available Babylonian materials, utilizing fine Median worksmanship; below his bed was a fine red carpet, covering the narrow rectangular area of his tomb.[95] Translated Greek accounts describe the tomb as having been placed in the fertile Pasargadae gardens, surrounded by trees and ornamental shrubs, with a group of Achaemenian protectors called the "Magi", stationed nearby to protect the edifice from theft or damage.[95][96]
Years later, in the chaos created by Alexander the Great's invasion of Persia and after the defeat of Darius III, Cyrus the Great's tomb was broken into and most of its luxuries were looted. When Alexander reached the tomb, he was horrified by the manner in which the tomb was treated, and questioned the Magi and put them to court.[95] On some accounts, Alexander's decision to put the Magi on trial was more about his attempt to undermine their influence and his show of power in his newly conquered empire, than a concern for Cyrus's tomb.[97] However, Alexander admired Cyrus, from an early age reading Xenophon's Cyropaedia, which described Cyrus's heroism in battle and governance as a king and legislator.[98] Regardless, Alexander the Great ordered Aristobulus to improve the tomb's condition and restore its interior.[95] Despite his admiration for Cyrus the Great, and his attempts at renovation of his tomb, Alexander had, six years previously (330 BC), sacked Persepolis, the opulent city that Cyrus may have chosen the site for, and either ordered its burning as an act of pro-Greek propaganda or set it on fire during drunken revels.[99]
The edifice has survived the test of time, through invasions, internal divisions, successive empires, regime changes, and revolutions. The last prominent Persian figure to bring attention to the tomb was Mohammad Reza Pahlavi (Shah of Iran) the last official monarch of Persia, during his celebrations of 2,500 years of monarchy. Just as Alexander the Great before him, the Shah of Iran wanted to appeal to Cyrus's legacy to legitimize his own rule by extension.[100] The United Nations recognizes the tomb of Cyrus the Great and Pasargadae as a UNESCO World Heritage site.[90]
Legacy
[edit]
British historian Charles Freeman suggests that "In scope and extent his achievements [Cyrus] ranked far above that of the Macedonian king, Alexander, who was to demolish the [Achaemenid] empire in the 320s but fail to provide any stable alternative."[101] Cyrus has been a personal hero to many people, including Thomas Jefferson, Mohammad Reza Pahlavi, and David Ben-Gurion.[102]
The achievements of Cyrus the Great throughout antiquity are reflected in the way he is remembered today. His own nation, the Iranians, have regarded him as "The Father", the very title that had been used during the time of Cyrus himself, by the many nations that he conquered, as according to Xenophon:[103]
And those who were subject to him, he treated with esteem and regard, as if they were his own children, while his subjects themselves respected Cyrus as their "Father" ... What other man but 'Cyrus', after having overturned an empire, ever died with the title of "The Father" from the people whom he had brought under his power? For it is plain fact that this is a name for one that bestows, rather than for one that takes away!
The Babylonians regarded him as "The Liberator", as they were offended by their previous ruler, Nabonidus, for committing sacrilege.[104]
The Book of Ezra narrates a story of the first return of exiles in the first year of Cyrus, in which Cyrus proclaims: "All the kingdoms of the earth hath the LORD, the God of heaven, given me; and He hath charged me to build Him a house in Jerusalem, which is in Judah."(Ezra 1:2)
Cyrus was distinguished equally as a statesman and as a soldier. Due in part to the political infrastructure he created, the Achaemenid Empire endured long after his death.[citation needed]
The rise of Persia under Cyrus's rule had a profound impact on the course of world history, including in forms of Iranian philosophy, literature and religion.
Many of the Iranian dynasties following the Achaemenid Empire and their kings saw themselves as the heirs to Cyrus the Great and have claimed to continue the line begun by Cyrus.[105][106] However, there are different opinions among scholars whether this is also the case for the Sassanid Dynasty.[107]
Alexander the Great was himself infatuated with and admired Cyrus the Great, from an early age reading Xenophon's Cyropaedia, which described Cyrus's heroism in battle and governance and his abilities as a king and a legislator.[98] During his visit to Pasargadae he ordered Aristobulus to decorate the interior of the sepulchral chamber of Cyrus's tomb.[98]
Cyrus's legacy has been felt even as far away as Iceland[108] and colonial America. Many of the thinkers and rulers of Classical Antiquity as well as the Renaissance and Enlightenment era,[109] and the forefathers of the United States of America sought inspiration from Cyrus the Great through works such as Cyropaedia. Thomas Jefferson, for example, owned two copies of Cyropaedia, one with parallel Greek and Latin translations on facing pages showing substantial Jefferson markings that signify the amount of influence the book has had on drafting the United States Declaration of Independence.[110][111][112]
According to Professor Richard Nelson Frye, Cyrus—whose abilities as conqueror and administrator Frye says are attested by the longevity and vigor of the Achaemenid Empire—held an almost mythic role among the Persian people "similar to that of Romulus and Remus in Rome or Moses for the Israelites", with a story that "follows in many details the stories of hero and conquerors from elsewhere in the ancient world."[113] Frye writes, "He became the epitome of the great qualities expected of a ruler in antiquity, and he assumed heroic features as a conqueror who was tolerant and magnanimous as well as brave and daring. His personality as seen by the Greeks influenced them and Alexander the Great, and, as the tradition was transmitted by the Romans, may be considered to influence our thinking even now."[113]
His rule was studied and admired by many of the great leaders, such as Alexander the Great, Julius Caesar and Thomas Jefferson.[114]
Religion and philosophy
[edit]
Pierre Briant wrote that given the poor information we have, "it seems quite reckless to try to reconstruct what the religion of Cyrus might have been."[115] It is also debated whether he was a practitioner of Zoroastrianism or whether Zoroastrianism only becomes involved with the imperial religion of the Achaemenid empire after him. The evidence in favor of it comes from some of the names of members of Cyrus' family, and similarities between the description of Cyrus in Isaiah 40–48 and the Gathas.[116][117] Against the thesis is how Cyrus treated local polytheistic cults, acknowledging their gods and providing funding for the establishment of their temples and other holy sites, as well as a possible late-date for the activity of the Iranian prophet Zoroaster, who founded Zoroastrianism.[118]
Политика Кира в отношении обращения с религиями меньшинств задокументирована во многих исторических счетах, особенно вавилонских текстах и еврейских источниках. [119] Cyrus had a general policy of religious tolerance throughout his vast empire. Whether this was a new policy or the continuation of policies followed by the Babylonians and Assyrians (as Lester Grabbe maintains)[120] оспаривается. Он принес мир вавилонянцам и, как говорят, удерживал свою армию от храмов и восстановил статуи вавилонских богов в их святилищах. [ 11 ]
ритуале во время правления Кира также доступна в Сиропедии Ксенофона и надписях, хотя они были написаны в более поздние периоды и , истории Геродота Информация о религии и поэтому должны использоваться тщательно. [ 121 ] [ 122 ]
Цилиндр Cyrus был составлен во имя Кира с ним в качестве спикера первого лица. Цилиндр очень религиозный и создан вокруг вмешательств Бога Мардука . Это Мардук, которого хвалят в начале текста, чье прямое вмешательство считается ответственным за то, что произошло в недавней истории, и Мардук вызывает Сайруса с целью исправления ошибок своего предшественника Набонидуса . [ 123 ] Кроме того, Сайрус предлагает уважение не только к культу Мардука, но и к местным культам. [ 124 ] Одна надпись от Урука заявляет «(Кирус) любит Эсангила и Эзида», в то время как другая от твоих наставников, что он «вернул богов в свои святыни». Другой из Вавилона или Сипар говорит, что, в отличие от Набонидуса, Сайрус обеспечил правильные и даже увеличил жертвы для богов. [ 125 ] Дополнительная достоверная информация может быть получена от похоронных обычаев вокруг гробницы Кира, которая указывает на привилегированный культ в честь Митра . [ 121 ] [ 126 ] Некоторые также идентифицировали фигуру, изображенную в барельфере из Pasargadae в качестве Mithra , что еще больше указывает на почтение Кира для этого божества. [ 127 ] Дополнительные доказательства также указывают на связь между Кирусом и Митром. [ 128 ]
Еврейские тексты
[ редактировать ]Обращение к евреям Сайрусом во время их изгнания в Вавилоне после того, как Навуходоносоре II, уничтоженном Иерусалиме сообщается о в Библии . Сайрус представлен положительно и как агент Яхве, хотя он, как говорят, «не знает» Яхве (Исаия 45: 4–5). [ 129 ]
еврейской Библии Кетувим заканчивается вторым хроникам с указом Кира, который вернул изгнанники в Землю Обетованную из Вавилона вместе с комиссией по восстановлению храма. [ 130 ]
Таким образом, говорит Сайр, царь Персии: все царства земли имеют меня , Бог небеса дал мне; И он обвинил меня в том, чтобы построить ему дом в Иерусалиме, который находится в Иудеи. Кто бы ни был среди вас из всех его народа - в том, что его бог, бог, будь с ним - пусть он пойдет туда. - ( 2 хроники 36:23 )
Этот указатель также полностью воспроизведен в книге Эзры .
В первый год короля Сайруса Кир, король, издал постановление: «Что касается дома Божьего в Иерусалиме, пусть храм, место, где приносят жертвы, восстановлены и пусть его основы будут сохранены, его высота составляют 60 кубитов, и его ширина 60 кубитов; Дом Божий, который Навуходоносор взял из храма в Иерусалиме и привезен в Вавилон, будет возвращен и привезен на их места в храме в Иерусалиме; - ( Эзра 6: 3–5 )
Евреи . удостоили его достойного и праведного короля одном библейском отрывке Исаия называет Мессией горит В . ( его В другом месте в Исаии Бог описывает: «Я подниму Кируса в своей праведности: я сделаю все Его пути прямо. Он восстановит мой город и освободит мои изгнания, но не на цену или награду, говорит Бог Всемогущ . " ( Исаия 45:13 ) Как следует из текста, Сайрус в конечном итоге выпустил нацию Израиля из ее изгнания без компенсации или дани. Эти конкретные отрывки (Исаия 40–55, часто называемые дейтеро-Исаией ), считаются большинством современных критических ученых , которые были добавлены другим автором к концу вавилонского изгнания ( ок. 536 г. до н.э.). [ 131 ]
Иосифус , еврейский историк первого века, рассказывает о традиционном взгляде евреев относительно прогнозирования Сайра в Исаии в его древностях евреев , Книга 11, Глава 1: [ 132 ]
В первый год правления Сайруса, который был семидесятым с того дня, когда наши люди были вывезены из собственной земли в Вавилон, Бог сочувствовал плену и бедствию этих бедных людей, в соответствии с ним, как и им. Пророк перед разрушением города, что после того, как они служили Навуходоносору и его потомство, и после того, как они прошли этот рабство семьдесят лет, он будет Восстановите их снова до земли своих отцов, и они должны построить свой храм и наслаждаться своим древним процветанием. И эти вещи, которые Бог позволил им; Ибо он разбудил ум Кира и заставил его писать это на протяжении всей Азии: «Таким образом, говорит Кир, Царь: Поскольку Бог Всемогущий назначил меня царем обитаемой земли, я верю, что Он является тем Богом, который народ Израильтяне поклоняются; Это было известно, что Кирус он читал книгу, которую Исаия оставил ему его пророчества; ибо этот пророк сказал, что Бог так говорил с ним в секретном видении: «Моя воля такова, что Сайрус, которого я назначил, чтобы быть королем над многими и великими народами, отправляйте своих людей на свою землю и построил свой храм . " Это было предсказано Исаией сто сорок лет до того, как храм был снесен. Соответственно, когда Сайрус прочитал это и восхищался божественной властью, серьезное желание и амбиции захватили его, чтобы выполнить то, что было так написано; Таким образом, он призвал к самым выдающимся евреям, которые были в Вавилоне, и сказал им, что дал им уход, чтобы вернуться в свою страну, и восстановить их город Иерусалим и Храм Божий, потому что он будет их Помощник, и что он напишет правителям и губернаторам, которые находились по соседству с их страной Иудеи, чтобы они внесли в себя золото и серебро для строительства храма, и кроме этого, звери для их жертвы.

В то время как Сайрус хвалят в Танах ( Исаия 45: 1–6 и Эзра 1: 1–11 ), была его еврейская критика после того, как его лгали катхиты , которые хотели остановить здание второго храма . Они обвинили евреев в сговоре в восстание, поэтому Кир, в свою очередь, остановил строительство, которое не будет завершено до 515 г. до н.э., во время правления Дария i . [ 133 ] [ 134 ]
Согласно Библии, именно король Артаксерксес был убежден остановить строительство храма в Иерусалиме. (Эзра 4: 7–24)

Исторический характер этого постановления был оспорен. Профессор Лестер Л. Граббе утверждает, что не было никакого постановления, но была политика, которая позволила изгнанию вернуться на родину и перестроить свои храмы. Он также утверждает, что археология предполагает, что возвращение было «струйкой», которая происходила, возможно, десятилетиями, что привело к максимальному населению, возможно, в 30 000 человек. [ 135 ] Филипп Р. Дэвис назвал подлинность постановления «сомнительным», сославшись на Граббе и добавив, что выступление против «подлинности Эзры 1.1–4 - Дж. Брайенд, в статье, данном в Институте Католика де Париса 15 декабря 1993 года, который Отрицает, что он напоминает форму официального документа, но отражает довольно библейскую пророческую идиому ». [ 136 ] Мэри Джоан Винн Лейт считает, что указ в Эзре может быть подлинным, и наряду с цилиндром, который Сайрус, как и более ранние правители, был через эти указы, пытаясь получить поддержку от тех, кто может быть стратегически завоевывать. Она также писала, что «призывы к Мардуку в цилиндре и Яхве в библейском указе демонстрируют персидскую тенденцию кооптировать местные религиозные и политические традиции в интересах имперского контроля». [ 137 ]
Некоторые современные мусульмане предположили, что Корана фигура Дху аль-Карнайна является представлением Сайра Великого, но научный консенсус заключается в том, что он является развитием легенд, касающихся Александра Великого . [ 138 ]
Политика и управление
[ редактировать ]Сайрус основал Империю как мульти- государственную империю, управляемую четырьмя государствами капитала; Pasargadae , Вавилон , Суса и Экбатана . Он разрешил определенное количество региональной автономии в каждом штате в виде сатрапийной системы. Сатрапии была административной единицей, обычно организованной на географической основе. « Сатрап » (губернатор) был королем Вассала , который управлял регионом, «общим» контролируемым военным набором и обеспечил приказ, а «государственный секретарь» вел официальные записи. Генерал и государственный секретарь непосредственно сообщили о сатрапе, а также центральному правительству. [ Цитация необходима ]
Во время своего правления Сайрус поддерживал контроль над обширной областью завоеванных королевств, достигнутых за счет сохранения и расширения сатрапии. Дальнейшая организация недавно завоеванных территорий в провинции, управляемые Сатрапсом, была продолжена преемником Кира Дария Великого . Империя Сайруса была основана на дани и призывниках из многих частей его царства. [ 139 ]
Благодаря своей военной подкованной жизни Сайрус создал организованную армию, включая Бессмертное подразделение, состоящее из 10 000 высококвалифицированных солдат. [ 140 ] Он также сформировал инновационную почтовую систему по всей Империи, основанную на нескольких эстафетках, называемых Chapar Khaneh . [ 141 ]
Завоевания Сайруса начали новую эру в эпоху строительства империи, где обширная суперзаня , состоящая из многих десятков стран, рас, религий и языков, управлялась под одной администрацией, возглавляемой центральным правительством. Эта система длилась веками и была сохранена как вторгающейся династией Селевейда во время их контроля над Персией, так и затем иранских династий, включая парфян и сасанцы . [ 142 ]

Сайрус был известен своими инновациями в строительных проектах; Далее он разработал технологии, которые он нашел в завоеванных культурах, и применил их в построении дворцов Пасаргадэ. Он также был известен своей любовью к садам; Недавние раскопки в его столице показали существование персидского сада Pasargadae и сети ирригационных каналов . Pasargadae был местом для двух великолепных дворцов, окруженных величественным королевским парком и обширными формальными садами; » с четырьмя четвертью Среди них были настенные сады « Парадизия с более чем 1000 метров каналов, изготовленных из резного известняка , предназначенного для заполнения небольших бассейнов на каждые 16 метров и воды различных типов дикой и домашней флоры . Дизайн и концепция парадизии были исключительными и использовались в качестве модели для многих древних и современных парков, с тех пор. [ 143 ]
Английский врач и философ сэр Томас Браун написал дискурс под названием «Сад Кирус» в 1658 году, в котором Сайрус изображен как архетипический правитель - в то время как протекторат Кромвеля правил Великобритании. Однако, несмотря на то, что он был показан в названии, Сайрус не был основным направлением работы Брауна. [ 144 ]
"Сарайр Сайра, воспитанный в лесах и горах, когда включилось время и власть, преследовали диктат его образования и привели сокровища этого поля в правление и обход. Так благородно украшать висящие сады Вавилона, что он Также считалось его автором. " [ 145 ]
Стандарт Сайруса, описанный как золотой орл, установленный на «высоком валу», оставался официальным баннером ахеменидов. [ 146 ]
Кир цилиндр
[ редактировать ]
Одним из немногих выживших источников информации, которые могут быть датированы непосредственно во времена Кира, является цилиндр Cyrus ( персидский : استوانه کوروش ), документ в форме глинистого цилиндра, вставленного в аккадской кун -образе . Он был помещен в основания Эсагилы ( храм Мардука в Вавилоне ) в качестве месторождения в качестве месторождения после персидского завоевания в 539 г. до н.э. Он был обнаружен в 1879 году и сегодня хранится в Британском музее в Лондоне. [ 147 ]
Текст цилиндра осуждает свергнутого вавилонского царя Набонида как нечестивого и изображает Сайруса как приятного вождя Богу Мардука . В нем описывается, как Сайрус улучшил жизнь граждан Вавилонии, репатриированные перемещенные народы и восстановленные храмы и культовые заповедники. [ 148 ] Хотя это не упоминается конкретно в тексте, репатриация евреев из их « вавилонского плена » была истолкована как часть этой общей политики. [ 149 ]
В 1970 -х годах шах Ирана принял цилиндр Кира в качестве политического символа, используя его «как центральный образ на праздновании 2500 лет иранской монархии», [ 150 ] и утверждая, что это «первый хартия по правам человека в истории». [ 151 ] Эта точка зрения была оспаривана некоторыми как «довольно анахронично» и тенденциозные, [ 152 ] Поскольку современная концепция прав человека была бы довольно чужды для современников Сайра и не упоминается цилиндром. [ 153 ] [ 154 ] Тем не менее цилиндр стал частью культурной идентичности Ирана. [ 150 ]
Организация Объединенных Наций объявила реликвию «древней декларацией прав человека» с 1971 года, одобренного тогдашним генеральным секретарем Ситху -Тантом , после того, как ему «дали реплику сестрой шаха Ирана ». [ 155 ] Британский музей описывает цилиндр как «инструмент древней мезопотамской пропаганды», который «отражает давнюю традицию в Месопотамии, где с третьего тысячелетия до нашей эры короли начали свои правления с заявлениями о реформах». [ 78 ] Цилиндр подчеркивает преемственность Сайруса с предыдущими вавилонскими правителями, утверждая свою добродетель как традиционный вавилонский король, унижая своего предшественника. [ 156 ]
Нил МакГрегор , директор Британского музея, заявил, что цилиндр был «первой попыткой, которую мы знаем о управлении обществом, государством с различными национальными и вероисповеданиями - новый вид государственного управления». [ 157 ] Он объяснил, что «это даже было описано как первое заявление о правах человека, и, хотя это никогда не было намерением документа - современная концепция прав человека едва существовала в древнем мире - он стал воплощать надежды и стремления из многих ". [ 158 ]
Валютная деноминация
[ редактировать ]
Использование названия Куруш в качестве валютного деноминации для монеты восходит к 6 -м веку до нашей эры, датируемой временем Кроиида , мире золотой монеты, первоначально отрезанной королем Кероусом Лидии первой в . Позднее кровид продолжал быть чреемкой и распространяется в широком географическом районе Сайрусом Великим ( Старый Персидский : 𐎤𐎢𐎽𐎢𐏁 Куруш ), основатель империи Ахеменидов , который победил короля Кесуса и завоевал Лидию с битвой тимбры в 547 г. до н.э. Сайрус (Куруш) сделал Кроейд стандартной золотой монетой своей обширной империи, используя тот же дизайн льва и быка , но с уменьшенным весом (8,06 грамма, вместо стандартных 10,7 граммов первоначальной версии, выпущенной королем Кроссом) из -за Необходимость в большем количестве этих монет, для гораздо большей популяции.
Названия
[ редактировать ]Его царственными титулами в полном объеме были великий король, король Персии, король Аншана, король СМИ, король Вавилона, король Шумера и Аккада и король четырех уголков мира . Хроника Набонида отмечает изменение в его названии от «Короля Аншана» на «Король Персии». Ассириолог Франсуа Валлат писал, что «когда Астиаги пошли против Кира, Кируса называют« королем Аншана », но когда Сайрус пересекает Тигр по дороге в Лидию, он -« король Персии ». Поэтому переворот произошел между этими двумя событиями ». [ 160 ]
Семейное древо
[ редактировать ]
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания:
|
Смотрите также
[ редактировать ]- 2016 Cyrus Великий восстание
- Кей Бахман
- Список библейских фигур, выявленных в внебиблейских источниках
- Список людей, известных как великий
Примечания
[ редактировать ]- ^ В последние годы историки отошли от идентификации этой фигуры с Киром Великим. [ 2 ] [ 3 ]
- ^ Изображение:
- ^ Дата смерти Сайруса может быть выведена из двух последних ссылок на его собственное правление (таблетку от Борсиппы, датированную 12 августа и финал из Вавилона 12 сентября 530 г. до н.э.) и первое упоминание о правлении его сына Камбиса (табличка из Вавилона от 31 августа и или 4 сентября), но нелегальная таблетка из города Киш датируется последним официальным правлением Кира до 4 декабря 530 г. до н.э.; См. Ra Parker и WH Dubberstein, Вавилонская хронология 626 г. до н.э. - 75 г. н.э. , 1971.
- ^ Кураш также засвидетельствовано в качестве имени Эламита до жизни Сайруса. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Curzon 2018 , p. 75
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Sekunda 2010 , p. 268–271.
- ^ Страницы 2010 , с.
- ^ Илья Гершевич, изд. (1985). Кембриджская история Ирана: средние и ахеменские периоды . Тол. 2. Издательство Кембриджского университета. п. 404. ISBN 978-0-521-20091-2 Полем Архивировано из оригинала 11 октября 2021 года . Получено 10 ноября 2020 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Dandamayev 1993 , pp. 516–521.
- ^ Ксенофонт, Анабсис I. IX; См. Также MA с восстановлением "Cyrus II", в энциклопедии Ираника
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Шмитт (1983) Династия Ахеменидов (т.е. клан и династия)
- ^ Кембридж Древняя история IV Глава 3C. п. 170. Цитата от греческого историка Геродота .
- ^ Беквит, Кристофер. (2009). Империи Шелкового пути: история центральной Евразии от бронзового века до настоящего . Принстон и Оксфорд: издательство Принстонского университета. 978-0-691–13589-2 . п. 63
- ^ Бассетт, Шерили Р. (1999). «Смерть Кира моложе» . Классический квартал . 49 (2): 473–483. doi : 10.1093/cq/49.2.473 . ISSN 0009-8388 . JSTOR 639872 . PMID 16437854 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Дандамаев Сайрус (III. Сайрус Великий) Религиозная политика Сайра.
- ^ Кембридж Древняя история, том. Iv p. 42. См. Также: Г. Бухаман Грей и Д. Литт, Фонд и расширение Персидской империи , Глава I в Кембриджской древней истории. IV , 2 -е издание, опубликованное University Press, 1927. с. 15. Выдержка: Администрация Империи через «Сатрап» и гораздо больше принадлежности к форме или духу правительства были работой Сайруса ...
- ^ Jona Lendering (2012). «Мессия - корни концепции: от Иосии до Кира» . livius.org. Архивировано из оригинала 31 декабря 2011 года . Получено 26 января 2012 года .
- ^ Библейское археологическое общество (BAS) (24 августа 2015 г.). «Сайрус Мессия» . bib-arch.org . Архивировано с оригинала 26 января 2015 года . Получено 27 июля 2015 года .
- ^ Маргарет Кристина Миллер (2004). Афины и Персия в пятом веке до нашей эры: исследование культурной восприимчивости . Издательство Кембриджского университета. п. 243. ISBN 978-0-521-60758-2 Полем Архивировано из оригинала 10 июня 2021 года . Получено 28 сентября 2020 года .
- ^ Веста Сархош Кертис; Сара Стюарт (2005). Рождение Персидской империи . Ib tauris. п. 7. ISBN 978-1-84511-062-8 Полем Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Получено 28 сентября 2020 года . [ Проверка необходима ]
- ^ Амели Курт (3 декабря 2007 г.). Персидская империя: корпус источников из периода Ахеменида . Routledge. п. 47. ISBN 978-1-134-07634-5 Полем Архивировано с оригинала 8 января 2016 года . Получено 20 июня 2015 года .
- ^ Шабнам Дж. Холлидей (2011). Определение Ирана: Политика сопротивления . Ashgate Publishing, Ltd. с. 38–40. ISBN 978-1-4094-0524-5 Полем Архивировано с оригинала 8 января 2016 года . Получено 20 июня 2015 года .
- ^ Llewellyn-Jones 2017 , с. 67
- ^ Шмитт, Рюдигер. "Сайрус (имя)" . Энциклопдия Ираника . Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 8 февраля 2016 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Schmitt 2010 , с. 515.
- ^ ; Плутарх , Artaxerxes 1. 3 Classics.mit.edu Archived 29 июня 2011 года на машине Wayback ; Photius , воплощение Ctesias 'Persica 52 Livius.org Archived 23 ноября 2016 года на машине Wayback
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Tavernier, Jan (2007). Ираника в период Ахэменида (около 550-330 г. до н.э.) . Leuven: Peeters. С. 528–9. ISBN 9789042918337 Полем OCLC 167407632 .
- ^ ( Dandamaev 1989 , p. 71)
- ^ Тайт 1846 , с. 342-343.
- ^ Аль-Бируни (1879) [1000]. Хронология древних наций . Перевод Сахау, С. Эдвард. п. 152
- ^ Dtpotts, Рождение Персидской империи, вып. Я , ред. Кертис и Стюарт, Британский музей Ибтауриса, Лондон, ç2005, с.13-22
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Уотерс 2014 , с. 171.
- ^ Эрик Г. Г. Пинзелли (2022). Мастера войны Пятьдесят недооцененных военных командиров от классической древности до холодной войны . Ручка и меч военный. п. 3. ISBN 9781399070157 .
- ^ Volme Современный обзор Мичиганский университет. 1951
.. Kambujiya "
- ^ Макс Мейллуэн с. 392. и р. 417
- ^ Kuhrt 2013 , p. 177.
- ^ Sronics, David (2003). Полем Иранка, онлайн -издание Энциклопдия Иранка. Архивировано из оригинальности 11 мая 2021Марш
- ^ ( Schmitt 1983 ) под i. Клан и династия .
- ^ Например, фрагмент цилиндра Cyrus A. ¶ 21.
- ^ Шмитт Р. "Иранские личные имена I.-Pre-Islamic имена". Энциклопедия Ираника . Тол. 4.
Называть внука после того, как дедушка была обычной практикой среди иранцев.
- ^ Визуальное представление о божественном и нуминовом в раннем ахеменидном Иране: старые проблемы, новые направления; Марк А. Гаррисон, Тринити -университет, Сан -Антонио, Техас; Последний пересмотр: 3 марта 2009 г., см. Стр.: 11 Архивировано 26 марта 2010 г. на The Wayback Machine
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Briant 2002 , p. 63.
- ^ Waters 2004 , p. 92
- ^ Draraev, MA (1990). "Камбиз " Энциклопедия Иранка Энциклоппадия Ираканский фонд. ISBN 0-7100-9132-х Полем Архивировано с оригинала 17 ноября 2017 года . Получено 21 сентября 2011 года .
- ^ ( Dandamaev 1989 , p. 9)
- ^ Waters 2004 , p. 97
- ^ "Pasargadae, Palace P - Livius" . www.livius.org . Архивировано с оригинала 1 ноября 2020 года . Получено 13 мая 2019 года .
- ^ Амели Курт , Древний Ближний Восток: c. 3000–330 г. до н.э. , Routledge Publishers, 1995, с.661, ISBN 0-415-16762-0
- ^ Бенджамин Г. Кол; Рональд Дж. Витт; Элизабет Б. Уэллс (1978). Земная Республика: итальянские гуманисты о правительстве и обществе . Манчестерский университет издательство ND. п. 198. ISBN 978-0-7190-0734-7 Полем Архивировано из оригинала 15 октября 2021 года . Получено 31 июля 2022 года .
- ^ Kuhrt 2013 , p. 106
- ^ Грейсон 1975 , с. 111.
- Геродот , с. 1.95.
- Геродот , с. 1.107-21.
- ^ Истории на востоке от Геродота , с. 79–80
- ^ Briant 2002 , p. 31
- ^ Briant 2002 , стр. 31-33.
- ^ Антуан Симонин. (8 января 2012 г.). « Согдиана архивировал 21 апреля 2021 года на машине Wayback ». Древняя история энциклопедия . Получено 1 сентября 2016 года.
- ^ Kirill Nourzhanov, Christian Bleuer (2013), Таджикистан: политическая и социальная история , Канберра: издательство Австралийской национальной университета, с. 12, ISBN 978-1-925021-15-8 .
- ^ Джек Мартин Балсер (1984). Спарда у горького моря: имперское взаимодействие в западной Анатолии . Ученые пресса. п. 137. ISBN 978-0-89130-657-3 Полем Архивировано из оригинала 17 августа 2021 года . Получено 28 сентября 2020 года .
- ^ A. SH. Сахбази, «Арсама», в энциклопедии Ираника .
- ^ Британская энциклопдия: словарь искусств, наук, литература и общая информация, том 21, под редакцией Хью Хришолма, B1911, с. 206–07
- ^ Роллингер, Роберт, « », конец Урарту и Сайруса Великого кампании в 547 году до н.э. Медианная« Империя Квартировка, Джона, « Конец Лидии: 547? Архивировано 6 сентября 2013 года на машине Wayback ».
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Геродот, «История», Книга I Архивировала 29 июня 2011 года на The Wayback Machine , 440 г. до н.э. Перевод Джорджа Роулинсона.
- ^ Croesus архивировал 30 июля 2013 года в The Wayback Machine : пятый и последний царь династии Мермада.
- ^ "Сирия - Урарту 612-501" .
- ^ Жизнь и путешествия Геродота, том 2, Джеймс Тэлбойс Уилер, 1855, с. 271–74
- ^ Геродот, А. Барге. Опрос (по -французски). Библиотека Плеяда. стр. 111–124.
- ^ Древняя Индия, Видья Дхар Махаджан, 2019, стр. 203
- ^ Хронология древнего мира, Хел Меллерш, 1994
- ^ , . Tavernier январь п. 27. Архивированный (PDF) из оригинала 30 июля 2013 года . Получено 13 марта 2009 года .
- ^ Kuhrt, Amélie. «Вавилония от Сайруса до Ксеркса», в Кембриджской древней истории: Том IV - Персия, Греция и Западный Средиземноморье , с. 112–38. Редакция Джон Бордман. Издательство Кембриджского университета, 1982. ISBN 0-521-22804-2
- ^ Nabonidus Chronicle, 14 архивированных 26 декабря 2018 года на машине Wayback .
- ^ Толини, Готье, некоторые элементы, касающиеся взятия Вавилона Киром , Париж. «Вполне вероятно, что переговоры затем завершились между Кирусом и лидерами вавилонской армии, чтобы получить сдачу, не прибегая к вооруженной конфронтации». п. 10 архивированных 8 июля 2018 года на машине Wayback (PDF)
- ^ Bealieu, Paul-Alain (1989). Правление Набонида, короля Вавилона 536–539 до н.э. Нью -Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета. п. 230. ISBN 0-300-04314-7 .
- ^ Дата зависит от того, когда именно начался лунный месяц.
- ^ Briant 2002 , p. 41
- ^ Nabonidus Chronicle, 15–16 Архивировано 26 декабря 2018 года на машине Wayback .
- ^ Поттс, Даниэль (1996). Месопотамская цивилизация: материальные основы . Издательство Корнелльского университета. С. 22–23. ISBN 978-0-8014-3339-9 Полем Архивировано из оригинала 15 октября 2021 года . Получено 10 ноября 2020 года .
- ^ Bealieu, Paul-Alain (1989). Правление Набонида, короля Вавилона 536–539 до н.э. Нью -Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета. п. 231. ISBN 0-300-04314-7 .
- ^ Nabonidus Chronicle, 18 Архивированных 26 декабря 2018 года на машине Wayback .
- ^ Briant 2002 , стр. 44-49.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Сайт Британского музея, цилиндр Cyrus» . Britishmuseum.org . Получено 30 декабря 2012 года .
- ^ Kuhrt 1995 , p. 647.
- ^ История Греции, том 2, Connop Thirlwall, Longmans, 1836, p. 174
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Древняя история источников истории: Геродот: королева Томирий из Массагетаи и поражение персов под Сайрусом» . Fordham.edu. Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Получено 30 декабря 2012 года .
- ^ Хартли, Чарльз У.; Yazicioğlu, G. Bike; Смит, Адам Т. (2012). Археология власти и политики в Евразии: режимы и революции . Издательство Кембриджского университета. п. 83. ISBN 978-1-107-01652-1 Полем Архивировано с оригинала 22 ноября 2020 года . Получено 21 февраля 2019 года .
- ^ Великий, Рене (1970). Империя электростанций . Рутгерс Университет Пресс. п. 9 ISBN 0-8135-1304-9 .
- ^ Томирис, королева массагетов, побеждает Сайруса Великого в боевой архивировании 29 декабря 2014 года на машине Wayback Herodotus, The Histories
- ^ Нино Лураги (2001). Ремесла историка в эпоху Геродота . Oxford University Press США. п. 155. ISBN 978-0-19-924050-0 Полем Архивировано из оригинала 10 июня 2022 года . Получено 31 июля 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Илья Гершевич, изд. (1985). Кембриджская история Ирана: срединные и ахеменские периоды, том 2 . Издательство Кембриджского университета. С. 392–98. ISBN 978-0-521-20091-2 Полем Архивировано из оригинала 11 октября 2021 года . Получено 10 ноября 2020 года .
- ^ Майкл сирийский. Хроника Михаила Великого, патриарх сирийцев - через интернет -архив.
- ^ Ксенофонт, Киропедия VII. 7; Ма Дандамаев, "Сайрус II", в Энциклопедии Иранике , с. 250. См. Также H. Sancisi-Weerdenburg « Киропедия архивировала 17 ноября 2011 года на машине Wayback », в Энциклопедии Ираника , о надежности счета Ксенофона.
- ^ Политическая история империи Ахеменидов, Ма Дандамаева, Брилл, 1989, с. 67
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО (2006). "Pasargadae" . Архивировано из оригинала 5 марта 2020 года . Получено 26 декабря 2010 года .
- ^ Strabo, Geographica 15.3.7; Ариан, Анабасис Александр 6.29
- ^ Жизнь Александра , 69 лет, в Плутархе: Эпоха Александра , перевод Яна Скотта-Килверта (Penguin Classics, 1973), с. 326;; Подобные надписи дают Аррину и Страбо.
- Дата смерти Сайруса может быть выведена из последней ссылки на его собственное правление (планшет из Борсиппы, датированную 12 августами 530) и первую ссылку на правление его сына Камбиса (таблетку от Вавилона, датированную 31 августа); См. Ra Parker и WH Dubberstein, Вавилонская хронология 626 г. до н.э. - 75 г. н.э. , 1971.
- ^ Марк, Джошуа Дж . Всемирная история энциклопедии . Получено 6 марта 2024 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и ((Grk.) Люциус Флавий Арриан), (En.) Arrian (Trans.), Чарльз Декстер Кливленд (1861). Сборник классической литературы: включающий выбор экстрактов, переведенных с греческих и римских писателей, с биографическими эскизами . Биддл. п. 313. Архивировано из оригинала 15 октября 2021 года . Получено 10 ноября 2020 года .
{{cite book}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Авраам Валентин Уильямс Джексон (1906). Персия прошло и настоящее . Компания Macmillan. п. 278
Гробница Сайра Великого.
- ^ Ральф Гриффитс; Джордж Эдвард Гриффитс (1816). Ежемесячный обзор . 1816. с. 509
Влияние Кира на персидскую идентичность.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Ульрих Уилккен (1967). Александр Великий . WW Norton & Company. п. 146 ISBN 978-0-393-00381-9 Полем
Александр восхищение Сайрусом.
- ^ Джон Максвелл О'Брайен (1994). Александр Великий: невидимый враг . Психология пресса. С. 100–01. ISBN 978-0-415-10617-7 Полем Архивировано из оригинала 15 октября 2021 года . Получено 10 ноября 2020 года .
- ^ Джеймс Д. Коккрофт (1989). Мохаммад Реза Пахлави, шах Ирана . Челси Хаус издательство. ISBN 978-1-55546-847-7 Полем
Мохаммад Реза Пахлави и наследие Сайруса.
- ^ Фриман 1999 : с. 188
- ^ «Цилиндр Cyrus: дипломатическое вихрь» . Экономист . 23 марта 2013 года. Архивировано с оригинала 22 июня 2017 года . Получено 26 августа 2017 года .
- ^ Ксенофонт (1855). Сиропедия . HG BOHN.
Киропедия.
- ^ Cardascia, G., Вавилон при Achaemenids , в энциклопедии Ираника .
- ^ Ричард Нельсон Фрай (1963). Наследие Персии . World Pub. Комплект
- ^ Сайрус Кадивар (25 января 2002 г.). «Мы проснулись». Иранский.
- ^ E. Yarshater, например, отвергает, что сасаниды запомнили Сайруса, тогда как Rn Frye предлагает воспоминание и линию преемственности: см. A. sh. Шахбази, претензии раннего сасанцев об ахеменидном наследии , Namey-E Iran-E Bastan, Vol. 1, № 1 стр. 61–73; М. Бойс, «Религия Сайра Великого» в А. Курте и Х. Санкиси-Вирденбург, ред. Ахэменидская история iii. Метод и теория , Лейден, 1988, с. 30; и история древнего Ирана , Фрай с. 371; и дебаты в Веста Сархош Кертис и др. Искусство и археология древней Персии: новый свет на парфянскую и сасанискую империи , опубликованные И.Б. Таурисом в связи с Британским институтом персидских исследований, 1998, ISBN 1-86064-045-1 , с. 1–8, 38–51.
- ^ Якоб Джонсон : «Сайр Великий в исландском эпосе: литературное исследование». Acta Iranica . 1974: 49–50
- ^ Надон, Кристофер (2001), Ксенофонт Принц: Республика и Империя в Сиропедии, Беркли: UC Press, ISBN 0-520-22404-3
- ^ "Сайрус и Джефферсон: Они говорили на том же языке?" Полем www.payvand.com . Архивировано с оригинала 26 октября 2015 года . Получено 26 декабря 2015 года .
- ^ «Сайр цилиндр: как персидский монарх вдохновил Джефферсона» . BBC News . 11 марта 2013 года. Архивировано с оригинала 24 июня 2018 года . Получено 21 июля 2018 года .
- ^ Бойд, Джулиан П. "Документы Томаса Джефферсона" . Получено 18 августа 2010 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный "Cyrus II Encyclopædia Britannica 2008. Encyclopædia Britannica Online" . Original.britannica.com . Получено 30 декабря 2012 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ "Сайр Великая биография |" Полем Биография онлайн . Получено 5 декабря 2023 года .
- ^ Briant 2002 , p. 94
- ^ Бойс, Мэри (2014). «Ахэменидная религия» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Бойс 1988 .
- ^ Shannon, Avram (2007). «Ахеменидские цари и поклонение Ахуре Мазде: протоозороастризм в Персидской империи» . Studia Antiqua . 5 (2): 79–85.
- ^ Кромптон, Сэмюэль Уиллард (2008). Сайр Великий . Нью -Йорк: издательство Chelsea House. п. 80. ISBN 978-0-7910-9636-9 .
- ^ Oded Lipschitz; Манфред Оэминг, ред. (2006). «Персидские документы» в книге Эзры: они подлинны? ». Иуда и Иудеи в персидский период . Эйзенбрауны. п. 542. ISBN 978-1-57506-104-7 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Briant 2002 , p. 93–96.
- ^ Daryaee 2013 , p. 31
- ^ Finkel 2013 , с. 23–24.
- ^ Finkel 2013 , с. 120.
- ^ Daryaee 2013 , p. 27
- ^ Daryaee 2013 , p. 33.
- ^ Soudavar 2012 , p. 49–52.
- ^ Daryaee 2013 , p. 33–36.
- ^ Линд, Миллард (1990). Монотеизм, власть, справедливость: собранные эссе Ветхого Завета . WIPF & FOSCH Publishers. п. 158. ISBN 978-0-936273-16-7 .
- ^ «Библейские ворота проход: 2 Хроники 36 - Новый живой перевод» . Библейские шлюз . Получено 9 октября 2023 года .
- ^ Саймон Джон де Врис: От старого откровения до нового: традиционное историческое и критическое исследование временных переходов в пророческом прогнозировании, архивировав 8 января 2016 года на машине Wayback . Wm. B. Eerdmans Publishing 1995, 978-0-8028-0683-3 , с. 126
- ^ Иосиф, Флавий . Древности евреев , Книга 11, Глава 1 [1] Архивировано 20 декабря 2011 года на машине Wayback
- ^ Goldwurm, Hersh (1982). История еврейского народа: вторая эра храма . Artscroll . с. 26, 29. ISBN 0-89906-454-X .
- ^ Шиффман, Лоуренс (1991). От текста до традиции: история второго храма и раввинского иудаизма . KTAV Publishing. стр. 35, 36. ISBN 978-0-88125-372-6 .
- ^ Grabbe, Lester L. (2004). История евреев и иудаизма во втором периоде храма: Иегуд: история персидской провинции Иудеи против 1 . T & T Clark. п. 355. ISBN 978-0-567-08998-4 Полем Архивировано из оригинала 27 апреля 2021 года . Получено 10 ноября 2020 года .
- ^ Филипп Р. Дэвис (1995). Джон Д. Дэвис (ред.). Слова запомнились, тексты обновлены: эссе в честь Джона Фа Сойера . Continuum International Publishing Group. п. 219. ISBN 978-1-85075-542-5 Полем Архивировано из оригинала 27 апреля 2021 года . Получено 10 ноября 2020 года .
- ^ Винн Лейт, Мэри Джоан (2001) [1998]. «Израиль среди наций: персидский период» . В Майкл Дэвид Куган (ред.). Оксфордская история библейского мира ( Google Books ) . Оксфорд ; Нью -Йорк : издательство Оксфордского университета . п. 285. ISBN 0-19-513937-2 Полем LCCN 98016042 . OCLC 44650958 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2021 года . Получено 14 декабря 2012 года .
- ^ Что Toorawa 2011 , с. 8
- ^ Джон Кертис; Джулиан Рид; Доминик Колрон (1995). Искусство и Империя . Попечители Британского музея от Британской музейной прессы. ISBN 978-0-7141-1140-7 Полем Архивировано из оригинала 15 октября 2021 года . Получено 28 сентября 2020 года .
- ^ От Сайруса до Александра: история персидской империи архивировала 22 июля 2011 года на машине Wayback от Pierre Briant
- ^ Геродот, Геродот, транс. AD Godley, Vol. 4, книга 8, стих 98, с. 96–97 (1924).
- ^ Уилкокс, Питер; Макбрайд, Ангус (1986). Враги Рима: Парфяне и Сасанидские персы . Osprey Publishing . п. 14. ISBN 0-85045-688-6 .
- ^ Персеполис воссоздан, издатель: NEJ International Pictures; 1 -е издание (2005) ISBN 978-964-06-4525-3
- ^ «Сад Кируса: Глава I» . Penelope.uchicago.edu . Получено 21 апреля 2024 года .
- ^ «Сад Кируса: Глава I» . Penelope.uchicago.edu . Получено 21 апреля 2024 года .
- ^ Алиреза Шапур Шахбази (15 декабря 1994 г.), «Дерафш» Архивировал 26 июля 2020 года на машине Wayback , Encyclopaedia Iranica , Vol. VII, FAST. 3, с. 312–315.
- ^ Hf vos, "Археология Месопотамии", с. 267 В Международной стандартной библейской энциклопедии , изд. Джеффри В. Бромили. Wm. B. Eerdmans Publishing, 1995. ISBN 0-8028-3781-6
- ^ «Древний Ближний Восток, том I: антология текстов и картин». Тол. 1. Ред. Джеймс Б. Причард. Издательство Принстонского университета, 1973.
- ^ «Британский музей: цилиндр Сайруса» . Британский музей. Архивировано из оригинала 4 декабря 2009 года . Получено 28 октября 2009 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Пояснительные примечания Британского музея «Cyrus Cylinder»: в Иране цилиндр появился на монетах, банкнотах и марках. Несмотря на то, что он был вавилонским документом, он стал частью культурной идентичности Ирана ».
- ^ Нил МакГрегор, «Весь мир в наших руках», в искусстве и культурном наследии: право, политика и практика , с. 383–84, изд. Барбара Т. Хоффман. Издательство Кембриджского университета, 2006. ISBN 0-521-85764-3
- ^ Элтон Л. Даниэль, История Ирана , с. 39. Greenwood Publishing Group, 2000. ISBN 0-313-30731-8 ( Ограниченная онлайн-копия , стр. 39, в Google Books )
- ^ Джон Кертис, Найджел Таллис, Беатрис Андре-Салвини. Забытая империя , с. 59. Университет Калифорнийской Прессы, 2005. ( Ограниченная онлайн -копия , стр. 59, в Google Books )
- ^ См. Также Amélie Kuhrt, «Вавилония от Сайруса до Ксеркса», в древней истории Кембриджа: Vol IV - Персия, Греция и Западное Средиземное море , с. 124. изд. Джон Бордман. Издательство Кембриджского университета, 1982. ISBN 0-521-22804-2
- ^ Телеграф (16 июля 2008 г.). «Кир цилиндр» . Ежедневный телеграф . Лондон Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Получено 15 декабря 2010 года .
- ^ Хекстер, Оливье; Фаулер, Ричард (2005). Воображаемые короли: королевские образы на древнем Ближнем Востоке, Греции и Риме . Тол. Oriens et occidens 11. Franz Steiner Verlag. п. 33. ISBN 978-3-515-08765-0 .
- ^ Барбара Славин (6 марта 2013 г.). «Сайр цилиндр напоминание о персидском наследии терпимости» . Аль-Монитор. Архивировано с оригинала 22 сентября 2013 года . Получено 21 сентября 2013 года .
- ^ МакГрегор, Нил (24 февраля 2013 г.). «2600-летняя икона свободы приходит в Соединенные Штаты» . CNN . Архивировано с оригинала 25 сентября 2013 года . Получено 21 сентября 2013 года .
- ^ Классическая нумизматическая группа
- ^ Франсуа Валлат (2013). Перро, Джин (ред.). Дворец Дария и Суса: великая королевская резиденция Ахеменид Персии Ibtauris. П. 39. ISBN 978-1-84885-621-9 Полем Архивировано из оригинала 15 октября 2021 года . Получено 11 марта 2018 года .
- ^ «Семейное дерево Дария Великого» ( JPG ) . Энциклопдия Ираника . Получено 28 марта 2011 года .
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Набонидус хроника вавилонских хроников
- Стиховый счет набонида
- Молитва Набонида (один из свитков Мертвого моря )
- Цилиндр Кира
- Геродот ( история )
- Ctesias ( персики )
- Библейские книги Исаии , Даниэля , Эзры и Неемии
- Флавий Иосиф ( древности евреев )
- Фукидид ( История пелопоннесской войны )
- Платон ( законы (диалог) )
- Ксенофонт ( Киропедия )
- Quintus curtius rufus ( библиотека мировой истории )
- Плутарх ( жизни Плутарха )
- Фрагменты Николауса Дамаска
- Арриан ( Анабасис Александри )
- Polyeenus ( Stratagems in War )
- Джастин ( воплощение филиппической истории Помпея Трогуса [узурпировал] ) (по-английски)
- Полибий ( истории (полибий) )
- Diodorus sicilian ( Bibliotheca Historica )
- Афины ( Deipnosophist )
- Strabo ( история )
- Коран ( вдохновенный , аль-Каф )
Современные источники
[ редактировать ]- Boardman, John, ed. (1994). Кембриджская древняя история IV: Персия, Греция и Западное Средиземное море, C. 525–479 г. до н.э. Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22804-2 .
- Бойс, Мэри (1988). «Религия Сайра Великого» (PDF) . В Kuhrt, A.; Sancisi-Weerdenburg, H. (Eds.). Материалы Лондонского семинара по истории Ахэменида 1985 года . С. 15–31.
- Briant, Pierre (2002). От Кира до Александра: история персидской империи . Эйзенбрауны. С. 1–1196. ISBN 978-1-57506-120-7 Полем Архивировано из оригинала 14 мая 2022 года . Получено 10 ноября 2020 года .
- Cardascia, G (1988). «Вавилон под ахэменидами» . Энциклопедия Ираника . Тол. 3. Лондон: Routledge. ISBN 0-939214-78-4 Полем Архивировано с оригинала 17 ноября 2011 года . Получено 21 сентября 2011 года .
- Церковь, Альфред Дж. (1881). Истории востока от Геродота . Лондон: Сили, Джексон и Хэллидей.
- Керзон, Джордж Натаниэль (2018). Персида и персидский вопрос, том 2 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-08085-9 .
- Дандамаев, Массачусетс (1989). Политическая история империи Ахеменидов Лейден: Брилл. П. 373. ISBN 90-04-09172-6 .
- Daryaee, Touraj (2013). «Религия Кира Великого» (PDF) . Сайр Великий: древний иранский король . Afshar Publishing. С. 25–42.
- Дандамаев, Мухаммед А. (1993). «Сайрус III. Сайрус II Великий» . Энциклопедия Ираника, вып. Iv, фас. 7 С. 516–521. Архивировано с оригинала 17 ноября 2018 года . Получено 28 сентября 2013 года .
- Финкель, Ирвинг (2013). Цилиндр Кира: великий персидский указ из Вавилона . Ib tauris.
- Фриман, Чарльз (1999). Греческое достижение: основание западного мира . Нью -Йорк: викинг. ISBN 0-7139-9224-7 .
- Фрай, Ричард Н. (1962). Наследие Персии . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 1-56859-008-3
- Гершевич, Илья (1985). Кембриджская история Ирана: вып. 2; Средние и ахеменские периоды . Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20091-1 .
- Грейсон (1975), Ассирийские и вавилонские хроники
- Kuhrt, Amélie (1995). "13" . Древний Ближний Восток: c. 3000–330 до н.э. Routledge . п. 647 . ISBN 0-415-16763-9 .
- Kuhrt, Amélie (2013). Персидская империя: корпус источников из периода Ахеменида . Routledge. ISBN 978-1-136-01694-3 Полем Архивировано из оригинала 10 июня 2021 года . Получено 16 марта 2019 года .
- Llewellyn-Jones, Lloyd (2017). «Ахеменидная империя». В Дараи, Турадж (ред.). Король Семь КЛИМЕЙ: История древнего иранского мира (3000 г. до н.э. - 651 г. н.э.) . UCI Джордан Центр персидских исследований. С. 1–236. ISBN 978-0-692-86440-1 Полем Архивировано из оригинала 14 июня 2022 года . Получено 28 сентября 2020 года .
- Moorey, PRS (1991). Библейские земли , vi. Нью -Йорк: Питер Бедрик книги. ISBN 0-87226-247-2
- Olmstead, AT (1948). История персидской империи [Ахэменидный период] . Чикаго: Университет Чикагской Прессы. ISBN 0-226-62777-2
- Палу, Кристина; Палу, Джин (1962). Древняя Персия . ПАРИЖ: прессает Университет -де -Франс.
- Schmitt, Rüdiger (1983). «Ахэменидская династия» . Энциклопедия Ираника . Тол. 3. Лондон: Routledge. Архивировано из оригинала 3 декабря 2015 года . Получено 21 сентября 2011 года .
- Schmitt, Rüdiger (2010). Сайрус я. Имя . Routledge & Kegan Paul.
- Sekunda, NV (2010). «Изменения в королевском платье Achaemenid» . В Кертисе, Джон; Симпсон, Джон (ред.). Мир Ахеменид Персии: История, Искусство и общество в Иране и Древнем Ближнем Востоке . Ib tauris. С. 255–272. ISBN 978-0-85771-801-3 .
- Soudavar, Alalala (2012). «Астиаги, Сайрус и Зороастра: решение исторической дилеммы» . Иран 50 (1): 45–78. doi : 10.1080/05786967.2012.11834712 .
- Стронах, Дэвид (2010). «Соломон в Pasargadae: некоторые новые перспективы» . Бюллетень Азиатского института . 24 : 1–14. JSTOR 43896116 .
- Тейт, Уэйкфилд (1846). Пресвитерианский обзор и религиозный журнал . Оксфордский университет. Архивировано из оригинала 10 июня 2021 года . Получено 28 сентября 2020 года .
- Toorawa, Shawkat M. (2011). "Ислам". В Аллене, Роджер (ред.). Ислам; Короткое руководство для верующих . Eerdmans. п. 8. ISBN 978-0-8028-6600-4 Полем Архивировано из оригинала 15 октября 2021 года . Получено 14 ноября 2020 года .
- Уотерс, Мэтт (2004). «Сайрус и Ахемениды». Иран 42 Taylor & Francis, Ltd.: 91–102. doi : 10.2307/4300665 . JSTOR 4300665 . ( Требуется регистрация )
- Уотерс, Мэтт (2014). Древняя Персия: Краткая история империи Ахеменидов, 550–330 до н.э. Издательство Кембриджского университета. С. 1–272. ISBN 978-1-107-65272-9 Полем Архивировано из оригинала 15 октября 2021 года . Получено 10 ноября 2020 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болл, Чарльз Джеймс (1899). Свет с востока: или свидетель памятников . Лондон: Эйр и Споттисвуд.
- Бекман, Даниэль (2018). «Много смерти Сайра Великого». Иранские исследования . 51 (1): 1–21. doi : 10.1080/00210862.2017.1337503 . S2CID 164674586 .
- Бенгтсон, Германн. Греки и персы: с шестого века до четвертого века . Weidenfeld & Nicolson, 1969.
- Bickermann, Elias J. (сентябрь 1946 г.). "ЭКИКТ КИРУСА в Эзре 1". Журнал библейской литературы . 65 (3): 249–75. doi : 10.2307/3262665 . JSTOR 3262665 .
- Каннадин, Дэвид; Прайс, Саймон (1987). Ритуалы королевской власти: власть и церемониал в традиционных обществах (1. Publ. Ed.). Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-33513-2 .
- Chavalas, Mark W., ed. (2007). Древний Ближний Восток: исторические источники в переводе . Малден, Массачусетс: Блэквелл. ISBN 978-0-631-23580-4 .
- Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара (2010). Рождение Персидской империи . Ibtauris. С. 1–160. ISBN 978-0-85771-092-5 Полем Архивировано из оригинала 10 июня 2021 года . Получено 10 ноября 2020 года .
- Догерти, Рэймонд Филипп (1929). Набонидус и Белшазар: изучение закрывающих событий нео-бабилонской империи . Нью -Хейвен: издательство Йельского университета.
- Дрюс, Роберт (октябрь 1974 г.). «Саргон, Сайрус и Месопотамская народная история». Журнал ближневосточных исследований . 33 (4): 387–93. doi : 10.1086/372377 . S2CID 162226226 .
- Фрид, Лисбет С. (2002). «Сайрус Мессия? Исторический опыт Исаии 45: 1». Гарвардский богословский обзор . 95 (4). doi : 10.1017/s0017816002000251 . S2CID 162589455 .
- Harmatta, J. (1971). «Рост старой персидской империи: Сайр Великий». Acta Antiquo . 19 : 3–15.
- Ираннеджад, А. Мани (2022). «Древнее иранское восприятие Кира Великого». Иранские исследования . 56 (2): 231–253. doi : 10.1017/irn.2022.54 . S2CID 252353659 .
- Лоуренс, Джон М. (1985). «Сайрус: Мессия, политик и генерал». Берегливый Археологический Общество Бюллетень . NS 25 : 5–28.
- Лоуренс, Джон М. (1982). «Неоассирийское и нео-бабилонское отношение к иностранцам и их религии». Берегливый Археологический Общество Бюллетень . NS 19 : 27–40.
- Mallowan, Max (1972). «Сайр Великий (558–529 до н.э.». Иран 10 : 1–17. doi : 10.2307/4300460 . JSTOR 4300460 .
- Митчелл, Линетт (30 июня 2023 г.). Сайр Великий: Биография царствования . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-87439-6 .
- Поттс, Даниэль Т. (2005). «Сайр Великий и Королевство Аншан» . Рождение Персидской империи . Лондон: Университет Сиднея. С. 1–27. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года.
- Уотерс, Мэтт (1996). «Дарий и ахэменидная линия» . Бюллетень древней истории . 10 Лондон: 11–18. Архивировано из оригинала 22 июня 2021 года . Получено 9 февраля 2020 года .
- Уотерс, Мэтью В. (2022). Король мира: жизнь Сайра Великого . Нью -Йорк, Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190927172 .
- Wiesehöfer, Josef (1996). Древняя Персия: от 550 до н.э. до 650 г. н.э. Azizeh Azodi, транс. Лондон: IB Tauris. ISBN 1-85043-999-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Cyrus Cylinder Archived 22 июля 2017 года в The Wayback Machine Полный вавилонский текст цилиндра Cyrus, как было известно в 2001 году; перевод; Краткое введение
- Ксенофонт, Киропедия: Образование Кира , перевод Генри Грэма Дакинса и пересмотренное FM Stawell, Project Gutenberg .