Шэннун
Шэннун Шэннун | |
---|---|
Ян Император | |
Преемник | Линкуи |
Рожденный | Цзян Шинянь (Jiang Shinian) |
Проблема | Линкуи |
Отец | Шаодянь |
Мать | голый |
Шэннун | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Шэннун | ||
Упрощенный китайский | Шэннун | ||
Буквальный смысл | «Божественный фермер/земледелец» | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Шен Нонг | ||
Китайские иероглифы | Шэннун | ||
Корейское имя | |||
хангыль | Шэннун | ||
Ханджа | Шэннун | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Шэннун | ||
|
Шэннун ( 神農 ), что по-разному переводится как «Божественный фермер». [ 1 ] или «Божественный земледелец», урожденный Цзян Шинянь ( 姜石年 ), был мифологическим китайским правителем , известным как первый император Янь , который стал божеством в китайской и вьетнамской народной религии . Его почитают как культурного героя в Китае и Вьетнаме. На вьетнамском языке его называют Тхун Нонг .
Шэннун иногда причислялся к Трем Владыкам (также известным как «Три короля» или «Три покровителя»), группе древних божеств или обожествленных королей доисторического Китая. Считалось, что Шэннун научил древних китайцев не только методам ведения сельского хозяйства , [ 1 ] но и использование лекарственных трав. [ 2 ] Шэннуну приписывают различные изобретения: к ним относятся мотыга , [ 1 ] плуг [ 1 ] (как лейси ( 耒耜 стиль ), так и лемех ), топор , рытье колодцев , сельскохозяйственное орошение, сохранение хранящихся семян с помощью вареной лошадиной мочи, торговля , [ 1 ] коммерция, [ 1 ] деньги , еженедельный фермерский рынок , китайский календарь (особенно деление на 24 цзеци или солнечные сроки), а также усовершенствовать терапевтическое понимание измерения пульса, иглоукалывания и прижигания , а также учредить церемонию благодарения урожая ( чжацзи). (蜡祭) жертвенный обряд, позже известный как обряд ладжи (腊祭) . [ 3 ]
«Шэннун» также можно использовать для обозначения его народа, Шэннун-ши ( китайский : 神農神農氏 ; пиньинь : Шэннонгши ; букв. «Клан Шэннун»).
Мифология
[ редактировать ]В китайской мифологии Шэннун научил людей пользоваться плугом, основами сельского хозяйства и употреблением каннабиса . Возможно, под влиянием мифов об императоре Янь или использования подсечно-огневого земледелия. [ 4 ] Шэннун был богом обжигающего ветра. Иногда также говорили, что он был прародителем или одним из своих министров Чию (и, как и он, имел бычью голову, острые рога, бронзовый лоб и железный череп). [ 4 ]
Шэннун также считается отцом императора Хуан ( 黃帝 ), который владел секретами медицины, бессмертия и изготовления золота. [ 5 ] Согласно комментарию историка восьмого века Сыма Чжэня второго века до нашей эры к Шиджи (или Записям великого историка »), Шэннун является родственником Желтого императора и считается предком или патриархом « древние предки китайцев.
Некоторые «древние китайские историки» и религиозные деятели считали, что после династии Чжоу Шэннун существовал внутри нее как «обожествленная» форма. [ 6 ] «мифического мудрого короля» Хоу Цзи [ 7 ] который основал Чжоу. [ 6 ]
В качестве альтернативы этой точке зрения, в эпоху Ста школ мысли Шэннун также считался культурным героем, а не богом, но человеком со сверхъестественной пищеварительной системой, который ел по экземпляру каждого растения, существовавшего в то время. из ста школ, чтобы выяснить, какие из них съедобны для человека. [ 8 ] В третьем веке до нашей эры, во времена политического кризиса, экспансионизма и войн между китайскими королевствами, Шэннун получил новые мифы о своем статусе идеального доисторического правителя, который ценил рабочих и фермеров и «правил без министров, законов и наказаний». [ 8 ]
В литературе
[ редактировать ]Сыма Цянь ( 司馬遷 ) упомянул, что правители, непосредственно предшествовавшие Желтому императору, принадлежали к дому (или социальной группе) Шэньнуна. [ 9 ] Сыма Чжэнь , который добавил пролог к «Запискам великого историка» ( 史記 ), сказал, что его фамилия Цзян ( 姜 ), и приступил к перечислению своих преемников. Более старое и более известное упоминание находится в « Хуайнаньцзы» ; в нем рассказывается, как до Шэннуна люди были болезненными, нуждающимися, голодающими и больными; но затем он научил их сельскому хозяйству, которое сам исследовал, поедая сотни растений — и даже потребляя семьдесят ядов за один день. [ 10 ] Шэннун также фигурирует в книге, широко известной на английском языке как « И Цзин» . Здесь он упоминается как пришедший к власти после окончания дома (или правления) Паоси ( Фу Си ), а также изобретший плуг из гнутого дерева и грабли, обучающий этим навыкам других и основавший полуденный плуг. рынок. [ 11 ] Еще одно упоминание находится в « Люши Чунцю» , где упоминается некоторое насилие в отношении возвышения дома Шэннун и что их власть длилась семнадцать поколений. [ 12 ] [ 13 ]
« Шэннонг Бен Цо Цзин» — это книга о сельском хозяйстве и лекарственных растениях, приписываемая Шэннуну. Исследования показывают, что это сборник устных преданий, написанный примерно между 200 и 250 годами нашей эры. [ 14 ]
Историчность
[ редактировать ]Надежная информация об истории Китая до 13-го века до нашей эры может быть получена только из археологических свидетельств, поскольку первая в Китае письменная система на прочном носителе — письмо на кости оракула — до тех пор не существовало. [ 15 ] Таким образом, конкретное существование даже династии Ся , которая, как говорят, была преемницей Шэньнуна, еще не доказано, несмотря на попытки китайских археологов связать эту династию с археологическими памятниками Эрлитоу бронзового века . [ 16 ]
Тем не менее, Шэньнун, как личность, так и клан, очень важны в истории китайской культуры , особенно в отношении мифологии и массовой культуры . Действительно, Шэньнун широко фигурирует в исторической литературе .
Популярная религия
[ редактировать ]Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
По некоторым версиям мифов о Шэннуне, он в конце концов умер в результате своих исследований свойств растений путем экспериментов над собственным телом, после того как в одном из своих испытаний он съел желтый цветок сорняка, вызвавшего его кишечник разорвался прежде, чем он успел проглотить чай с противоядием: отдав таким образом свою жизнь за человечество, он с тех пор удостоился особой чести благодаря своему поклонению как Королю медицины ( 藥王 Yàowáng ). [ 17 ] Принесение в жертву коров или волов Шэннуну в его различных проявлениях никогда не является уместным; вместо этого допустимы свиньи и овцы. Согласно популярной традиции, также можно использовать фейерверки и благовония, особенно при появлении его статуи в день его рождения, 26 апреля по лунному календарю. Под разными именами Шэннун является божеством-покровителем фермеров, торговцев рисом и практикующих традиционную китайскую медицину. Существует множество храмов и других мест, посвященных его памяти. [ 18 ]
Популярная культура
[ редактировать ]говорят, Как отмечалось выше, в Хуайнаньцзы что Шэннун попробовал сотни трав , чтобы проверить их медицинскую ценность. Самая известная работа, приписываемая Шэннуну, - это «Классика корней трав божественного фермера» ( упрощенный китайский : 神农本草经 ; традиционный китайский : 神農本草經 ; пиньинь : Шэннонг Беннцо Цзин ; Уэйд-Джайлз : Шен). 2 -когда 2 Ручка 3 - не так ли 3 Чинг 1 ), впервые составленный где-то в конце династии Западная Хань — через несколько тысяч лет после того, как, возможно, существовал Шэньнун. В этой работе перечислены различные лекарственные травы, такие как линчжи и марихуана , которые были обнаружены Шэннуном, и им присвоены оценки степени и редкости. Она считается самой ранней китайской фармакопеей и включает 365 лекарств, полученных из минералов, растений и животных. Шэннуну приписывают определение сотен медицинских (и ядовитых) трав путем личного тестирования их свойств, что имело решающее значение для развития традиционной китайской медицины . Легенда гласит, что у Шэнь-нуна было прозрачное тело, и поэтому он мог видеть на себе воздействие различных растений и трав. Говорят также, что он открыл чай , который, как он обнаружил, действует как противоядие от ядовитого воздействия около семидесяти трав, которые он испытал на своем теле. Шэннун впервые попробовал его, традиционно ок. 2437 г. до н.э., из чайных листьев на горящих чайных ветках, после того как они были унесены горячим воздухом из огня и приземлились в его котле с кипящей водой. [ 19 ] Шэннун почитается как отец китайской медицины. Считается также, что он ввел технику иглоукалывания .
Говорят, что Шэннун сыграл роль в создании гуциня вместе с Фуси и Желтым Императором . В научных работах упоминается, что семья по отцовской линии известного династии Сун генерала Юэ Фэя ведет свое происхождение от Шэннуна. [ 20 ]
Места
[ редактировать ]Шэннун связан с определенными географическими местами, включая Шэннунцзя в провинции Хубэй, где ротанговая лестница, по которой он поднимался на местный горный хребет, предположительно, превратилась в обширный лес. впадает ручей Шэньнун Отсюда в реку Янцзы .
Галерея
[ редактировать ]-
Шэннун держит чайные листья, работа Хасегава Нобуката , начало 17 века, Япония.
-
Шэннундин (神農頂): «Пик Шэннуна», связанный с историей о том, что у Шэннуна была лестница, по которой он поднимался и спускался с горы, и которая позже превратилась в местный лес.
-
Шэннун дегустирует растения, чтобы проверить их качества на себе.
-
Мост Шэннунси возле впадения в реку Янцзы.
-
Храм Шэннун в Тайнане , Тайвань , где ему поклоняются под именами Король Ян (炎帝), Бог пяти зерен (五穀神), Шэннун Великий Император, Предок земледелия, Великий Император медицины, Бог Земли и Бог. Полей. [ 21 ]
-
Шеннонг ( Синно по- японски ) пробует травы, чтобы открыть их свойства; характерная знаковая поза, часто используемая в изображениях Шэньнуна; картины XIX века в данном случае с японской .
-
Шэннун, изображенный фигурой Ган Бозонга (618–907) из династии Тан (618–907), гравюра на дереве в « Лидай минъи хуа синши» («Знаменитые врачи прошлых династий»), предисловие к изданию книги династии Мин «Бэнчаомэнцюань» ( Материя медика ). Мэнцюань) Чэнь Цзямо.
См. также
[ редактировать ]- Ян Хуан Цзисун
- Фу Нинтоу
- Ручей Шэннун
- Храм Шилин Шэннун , Тайвань
- Три государя и пять императоров
- Ян Император
- Желтый Император
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Айвенго, Филип Дж .; Ван Норден, Брайан В. (2005). Чтения по классической китайской философии (2-е изд.). Индианаполис: Издательская компания Hackett . п. 381. ИСБН 0-87220-781-1 . OCLC 60826646 .
- ^ Кристи 1975 , с. 87.
- ^ Ян, Ан и Тернер 2005 , стр. 190–199.
- ^ Перейти обратно: а б Кристи 1975 , с. 90.
- ^ Кристи 1975 , стр. 116–117.
- ^ Перейти обратно: а б Асим, Ина (2007). «Ключевые доклады 2» . Университет Орегона . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Скарпари, Маурицио (2006). Древний Китай: китайская цивилизация от истоков до династии Тан . Перевод Милана, ABA Нью-Йорк: Barnes & Noble . п. 28. ISBN 978-0-7607-8379-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Армстронг, Карен (2005). Краткая история мифа (первое американское издание). Бродвей, Нью-Йорк: Canongate Books . стр. 90–91. ISBN 9781841957166 .
- ^ Ву (1981 , стр. 53), со ссылкой на Шиджи , глава первая.
- ^ Ву (1981 , стр. 45), со ссылкой на Хуайнаньцзы , сюу сюнь
- ^ Ву (1981 , стр. 54), ссылка на И Цзин , xici , II, глава 2
- ^ Ву (1981 , стр. 54), Лисулан , 4, Ёнмин.
- ^ Кристи 1975 , с. 141.
- ^ Невинность 1986 , с. 17.
- ^ Бэгли, Роберт (1999). «Шанская археология». В Loewe, Майкл; Шонесси, Эдвард (ред.). Кембриджская история Древнего Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Лю, Л.; Сю, Х. (2007). «Переосмысление Эрлитоу: легенда, история и китайская археология» . Античность . 81 (314): 886–901. дои : 10.1017/S0003598X00095983 . S2CID 162644060 .
- ^ Ян, Ан и Тернер 2005 , с. 195.
- ^ Ян, Ан и Тернер 2005 , стр. 198–199.
- ^ Джейн Рейнольдс; Фил Гейтс; Гаден Робинсон (1994). 365 дней природы и открытий . Нью-Йорк: Гарри Н. Адамс. п. 44. ИСБН 0-8109-3876-6 .
- ^ Каплан, Эдвард Гарольд (1970). Юэ Фэй и основание Южной Сун (докторская диссертация). Университет Айовы. OCLC 63868015 .
- ^ Ян, Ан и Тернер 2005 , с. 199.
Источники
[ редактировать ]- Кристи, Энтони (1975). Китайская мифология . Лондон, Англия: Хэмлин. ISBN 0600006379 .
- Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2011). Древняя чайная конная дорога Китая . Конгосценты.
- Ву, КС (1981). Китайское наследие . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Корона. ISBN 051754475X .
- Уншульд, Пол У. (1986). Медицина в Китае: история фармацевтики . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520050259 .
- Ян, Лихуэй; Ан, Деминг; Тернер, Джессика Андерсон (2005). Справочник китайской мифологии . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195332636 .