Амун
Амун | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() После периода Амарны Амон был окрашен синей кожей, символизируя его связь с воздухом и первобытным творением. Амун также был изображен в самых разных формах. | |||||
Название в иероглифах |
| ||||
Основной культовый центр | Фивы , Hermopolis (как член Ogdoad) | ||||
Символ | с головой Две вертикальные перья, сфинкс (criosphinx) | ||||
Супруг | |||||
Потомство | Хицусусу Дионис (ливийский) [ 1 ] | ||||
Эквиваленты | |||||
Греческий эквивалент | Зевс |
Часть серии на |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Амун [ А ] был крупным древним египетским божеством , которое появляется в качестве члена Гермополита Огдоад . Амун был засвидетельствован из старого королевства вместе со своей женой Амунет . Его оракул в Сива Оазис , расположенный Западный Египет, недалеко от ливийской пустыни оставался единственным оракулом Амуна повсюду. [ 3 ] С 11 -й династией ( ок. 21 -го века до н.э.) Амун поднялся на положение божества покровителей Фив , заменив Монту . [ 4 ]
Первоначально, возможно, один из восьми божеств в мифе о создании Гермаполита, его поклонение расширилось. После восстания Фив против Гиксосов и правила Ахмоса I (16-го века до нашей эры) Амун приобрел национальное значение , выраженное в его слиянии с Богом Солнца , Ра , как Амун-Ра (альтернативно написано Амон-Ра или Амун. Re ). Само, он также считался царем богов . [ 5 ]
Амун-Ра сохранил главное значение в египетском пантеоне на протяжении всего Нового Царства (за исключением « ереси Атениста » под Ахнатеном ). Амун-Ра в этот период (с 16 по 11 веков до н.э.) занимал должность трансцендентального , само изготовленного [ 6 ] Создатель божество "по превосходству"; Он был чемпионом бедных или обеспокоенных и центральных в личном благочестии . [ 7 ] С Осирисом Амун-Ра-самый широко записанный из египетских богов. [ 7 ] Имя Ра просто означает «солнце». Как и большинство богов в египетских мифологиях, у богов было несколько имен; Его дополнительными именами были Re, Amun-re, Khepri, Ra-Horahty и Atum. [ 8 ]
Как главное божество Египетской империи , Амун-Ра также стал поклоняться за пределами Египта, согласно показаниям древнегреческих историографов в Ливии и Нубии . Как Зевс Аммон и Юпитер Аммон , он стал идентифицирован с Зевсом в Греции и Юпитере в Риме.
Ранняя история
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении с помощью: Ливии. Вы можете помочь, добавив к этому . ( Август 2024 г. ) |
В 1910 году Рене Бассет предположил, что культ Амуна впервые развился в древней Ливии, прежде чем распространяться в древний Египет. [ 9 ] Но это всего лишь недоказанная гипотеза, поскольку Амун был «сначала засвидетельствовано в гробнице фараона Унис » (ок. 2350 г. до н.э.) в Египте, а не в Ливии. [ 10 ]
Амун и Амаунет упоминаются в старых египетских пирамидах . [ 11 ] Имя Амун (написано IMN ) означало что -то вроде «скрытого» или «невидимого», [ 12 ] который также подтверждается эпитетами, найденными в пирамидальных текстах «О, вы, великий Бог, чье имя неизвестно». [ 13 ]
Амун поднялся на позицию божества опекунов Фив после окончания первого промежуточного периода под 11 -й династией . Как покровитель Фив, его супругом был мут . В Фидах Амун как отец, Мут как мать, и Бога Луны Хонсу, как их сын, сформировал божественную семью или « табанную триаду ».
Храм, что Карнак
[ редактировать ]История Амуна как патрона Бога Фив начинается в 20-м веке до нашей эры, со строительство участка Амун-ре в Карнаке под сенаусретом i . Город Фивы, по -видимому, не имел большого значения перед 11 -й династией.
Основные строительные работы в районе Амун-Ра происходили во время 18-й династии , когда Фивы стали столицей Объединенного Древнего Египта.
Строительство Hypostyle Hall , возможно, также началось во время 18 -й династии, хотя большая часть здания была предпринята в соответствии с Seti I и Ramesses II . Меренпта отметил свои победы над морскими народами на стенах Кэшетта , начало процессионного маршрута в Храм Луксора . Эта великая надпись (которая сейчас потеряла около трети своего содержания) показывает кампании короля и возможное возвращение с предметами потенциальной ценности и заключенных. Рядом с этой надписью находится победа Stela , которая в основном является копией более известной стелы Merneptah , найденной в погребальном комплексе Merenptah на Западном берегу Нила в Фивах. [ 14 ] Сын Меренпты Сети II добавил две маленькие обелиски перед вторым пилоном и тройной колю к северу от проспекта Процессии в том же районе. Это было построено из песчаника, с часовней к Амуну в окружении часовни и Хонсу .
Последним серьезным изменением в районе макета Амун-Ре-Рей стало добавление первого пилона и массивных стен корпуса, которые окружали весь участок, оба построенные нектаном i .
Новое королевство
[ редактировать ]Идентификация с минимами и РА
[ редактировать ]
Когда армия основателя восемнадцатой династии изгнала правителей Хиксосов из Египта, город Виктора, Фивы , стал самым важным городом в Египте, столице новой династии. Следовательно, местное божество Фив, Амун, стало национальным . Фараоны этой новой династии приписали все свои успехи Амуну, и они избавили большую часть своего богатства и захватили порчу на строительстве храмов, посвященных Амуну. [ 15 ] Победа над «иностранными правителями», достигнутыми фараонами, которые поклонялись Амуну, заставила его рассматривать его как чемпионного менее удачи , поддерживая права правосудия для бедных. [ 7 ] Помогая тем, кто путешествовал на его имя, он стал защитником дороги . С тех пор, как он поддержал Маат (правда, справедливость и добро), [ 7 ] Те, кто молился Амуну, были сначала необходимы, чтобы продемонстрировать, что они достойны, признавая свои грехи. Обет-Stelae из деревни ремесленников в Deir El-Medina Record:
[Амун], который приходит к голосу бедных в бедственном положении, который задыхается тем, кто несводительна ... ты Амун, Господь молчания, который приходит к голосу бедных; Когда я призываю вас в своем стрессе, вы приходите и спасаете меня ... хотя слуга был расположен на злом, Господь распоряется прощать. Повелитель Фив проводит не целый день в гневе; Его гнев проходит через мгновение; никто не остается. Его дыхание возвращается к нам в милости ... пусть ты будешь добрым; Можно простить; Это не случится снова. [ 16 ]
Впоследствии, когда Египет победил Куша , они определили главное божество Кушитов как Амуна. Это божество Куша было изображено как головолома, точнее, шерстяной баран с изогнутыми рогами. Таким образом, Амун стал ассоциироваться с баром, возникающим в результате пожилого появления божества Куш Рам, и изображения, связанные с Амуном, иногда имели рога маленького барана, известные как рога Аммона . Солнечное божество в форме оперативной памяти можно проследить до предварительной культуры Кермы в Нубии, современной до Старого Царства Египта. Более позднее ( мероитский период ) имя Нубиан Амун был Амани , засвидетельствованным в многочисленных личных именах, таких как Tanwetamani , Arkamani и Amanitore . Поскольку Рамс считался символом мужественности, Амун также стал считаться божеством плодовитости, и поэтому начал поглощать идентичность мин , став амун-мин. Эта связь с мужем привела к тому, что Амун-Мин получил эпитет Камутеф , что означает «бык его матери», [ 12 ] В какой форме он был найден изображен на стенах Карнака , Ithyphallic и с «плотиной» , как это было Мин.
По мере того, как культ Амуна вырос в важности, Амун стал отождествлена с главным божеством, которому поклонялись в других областях в течение этого периода, а именно с богом солнца . Эта идентификация привела к другому слиянию идентичности, а Амун стал Амун-Ра. В гимне Амун-Ра он описывается как
Лорд Истины, Отец богов, создатель людей, создатель всех животных, Господь вещей, создатель персонала жизни. [ 17 ]
Период Амарны
[ редактировать ]
Во время последней части восемнадцатой династии фараон Ахнатен (также известный как Аменхотеп IV) выдвинул поклонение Атене , божеству, чья сила проявлялась в солнечном диске, как буквально, так и символически. Он испортил символы многих старых божеств и основал свои религиозные практики на божестве, Атене . Он отодвинул свою столицу от Фив, но это резкое изменение было очень непопулярным с священниками Амуна, которые теперь оказались без какой -либо бывшей власти. Религия Египта была неумолимо привязана к руководству страны, и фараон был лидером обоих. Фараон был самым высоким священником в храме столицы, и следующий нижний уровень религиозных лидеров был важным советником фараона, многие из которых были администраторами бюрократии, которая управляла страной.
Введение атенизма при Ахнатене построило монолатристы поклонения Атене в прямой конкуренции с соревнованиями Амуна. Похвалы Амуна на Stelae поразительно схожи на языке с теми, которые позже использовались, в частности, гимн Aten :
Когда ты пересекаешь небо, все лица смотрят тебя, но когда ты уходишь, ты скрыт от их лиц ... когда ты обосновался на Западной горе, тогда они спишь в манере смерти ... мода того, что Почва производит, ... мать прибыли для богов и людей; терпеливый ремесленник, очень утомляющий себя как своего производителя ... доблестного пастуха, за рулем его скота, их убежища и создания их жизни ... единственного лорда, который достигает конца земель каждый день, как тот, кто их видит Это наступает на это ... каждая земля болтает в его восхождении каждый день, чтобы похвалить его. [ 18 ]
Когда Ахнатен умер, преемник Ахнатена, Сменхкаре , стал фараоном, а атенизм оставался установленным во время его короткого 2-летнего правления. Когда Сменхкаре умер, загадочная женщина -фараон, известная как Нефернефератен, на короткое время взяла трон, но неясно, что произошло во время ее правления. После смерти Нефернеферуатена 9-летний сын Ахнатена Тутанкхатен сменил ее. В начале своего правления молодой фараон поменял атенизм, восстановив старую политеистическую религию и переименовавшись Тутанхамун . Его сестра-жена, затем по имени Анхесенпаатен, последовал за ним и была переименована в Анхеснамун. Поклонение Атене прекратилось по большей части, и поклонение Амун-Ра было восстановлено.
Во время правления Хоремхеба имя Ахнатена было поражено египетскими записями, все его религиозные и правительственные изменения были отменены, и столица была возвращена в Фивы. Возвращение к предыдущему столицу и его божество покровителя было достигнуто настолько быстро, что казалось, что этот монолатрарист -культ и его правительственные реформы никогда не существовали.
Богословие
[ редактировать ]![]() | В этом разделе может потребоваться очистка Википедии для соответствия стандартам качества . Конкретная проблема: неструктурированный раздел «Различные». Поместите в хронологический контекст. ( Октябрь 2012 ) |

Бог Ветра Амун стал отождествлена с Солнечным Богом Ра и Богом плодородия и творения , так что Амун-Ра имел основную характеристику солнечного Бога , Бога Создателя и Бога плодородия . Он также принял аспект барана от нубийского солнечного Бога, кроме многочисленных других названий и аспектов.
Будучи Амун-Ра, он был ходатайство о милости со стороны тех, кто верил, что страдания возникли в результате их собственных или проступков других.
Амун-Ра ", который слышит молитву, которая приходит за криком бедных и огорченных ... остерегайтесь его! Повторите его с сыном и дочерью, с великим и маленьким; свяжите его с поколениями поколений, которые еще не вошли быть; что он милостив . Нормально , [ 19 ]
В гимнах Лейдена, Амун, Птах и Р.Е считаются троицей, которые являются различными богами, но с единством в множестве. [ 20 ] «Три бога - это один, но египетский в других местах настаивает на отдельной личности каждого из трех». [ 21 ] Это единство в множестве выражается в одном тексте:
Все боги три: Амун, Ре и Птах, которых никто не равняется. Тот, кто скрывает свое имя как Амун, он кажется лицом, как ре, его тело - птах. [ 22 ]
Анри Франкфорт предположил, что Амун изначально был богом ветра, и размышления указали, что неявная связь между ветрами и таинственностью была параллельной в отрывке из Евангелия от Иоанна : «Ветер дует там, где он желает, и вы слышите его звук, Но не знаю, откуда это и куда он идет ». [ 23 ] [ 24 ]
Гимн Лейдена Амуну описывает, как он успокаивает бурные моря для беспокойного моряка:
Буря отодвигается в сторону для моряка, который помнит имя Амона. Шторм становится сладким ветром для того, кто вызывает его имя ... Амон более эффективен, чем миллионы для того, кто помещает его в его сердце. Спасибо ему, единственный человек становится сильнее толпы. [ 25 ]
Третий промежуточный период
[ редактировать ]
Первосвященники -тебаны Амуна
[ редактировать ]Несмотря на то, что они не считаются династией, первосвященники Амуна в Фивах, тем не менее, были такую силу и влияние, что они фактически были правителями Египта с 1080 до C. 943 до н.э. К тому времени, когда Герихор был провозглашен первым правящим первосвященником Амуна в 1080 году до нашей эры - на 19 -м году Рамсеса XI - священство Амун в использовании экономики Египта. Священники Амун владели две трети всех храмов в Египте и 90 процентов ее кораблей и многих других ресурсов. [ 26 ] Следовательно, священники Амун были такими же сильными, как фараон, если не более. Один из сыновей первосвященника Пинеджема в конечном итоге предположил бы, что трон и правят Египет в течение почти полувека в качестве Pharaoh Psusennes I , в то время как первосвященник -первосвященник PSUSENES III воспримет престол как король PSUSENES II - последний правитель 21 -й династии. Полем
Отклонить
[ редактировать ]В 10 -м веке до нашей эры усугубительное доминирование Амуна над всем Египтом постепенно начало снижаться. Однако в Фивах его поклонение продолжалось без освоения, особенно в рамках Нубийской двадцать пятой династии Египта , так как Амун к настоящему времени считался национальным богом в Нубии. Храм Амуна, Джебель Баркал , основанный во время Нового Королевства, стал центром религиозной идеологии Царства Куша . Победная стела Пий в Гебель Баркал (8 -й век до н.э.) теперь различает «амун из Напаты » и «амун Фив». Тантамани (умер 653 г. до н.э.), последний фараон династии Нубийской династии, все еще носил теофорическое название, ссылаясь на Амун в нубийской форме Амани .
Железный век и классическая древность
[ редактировать ]
Нубия и Судан
[ редактировать ]В районах за пределами Египта, где египтяне ранее приносили культ Амуна, его поклонение продолжалось в классическую древность . В Нубии, где его имя было объявлено Аманом или Амани , он оставался национальным божеством со своими священниками в Мероэ и Нобатии , [ 27 ] Регулирование всего правительства страны через Oracle , выбирая правителя и направляя военные экспедиции. По словам Диодора Сикулуса , эти религиозные лидеры даже смогли заставить королей покончить жизнь самоубийством, хотя эта традиция остановилась, когда Аркамане , в 3 -м веке до нашей эры, убили их. [ 28 ]
В Судане раскопки храма Амуна в Дангеиле начались в 2000 году под руководством доктора Салаха Мохамеда Ахмеда и Джули Р. Андерсон из Национальной корпорации древностей и музеев (NCAM), Судана и Британского музея , Великобритания, соответственно. Было обнаружено, что храм был уничтожен огнем, а ускорительную масс -спектрометрию (AMS) и C14 датируются обугленными балками крыши, установили строительство последнего воплощения храма в 1 -м веке нашей эры. Эта дата дополнительно подтверждается связанной керамикой и надписями. После его разрушения храм постепенно разваливался и рухнул. [ 29 ]
Шива Оазис и Ливия
[ редактировать ]В Siwa Oasis , расположенном Западном Египта, оставался одиночный оракул Амуна возле ливийской пустыни . [ 3 ] Поклонение Аммону было введено в Грецию в раннем периоде, вероятно, через медь греческой колонии в Кирене , которая должна была сформировать связь с великим оракулом Аммона в Оазисе вскоре после его установления. Iarbas , мифологический король Ливии, также считался сыном Хаммона.
Согласно автору 6 -го века Corippus , ливийский народ, известный как Лагуатан, перенес чут -чуде своего Бога Гурзила , которого они считали Сыном Аммона, в бою против Византийской империи в 540 -х годах нашей эры. [ 30 ]
Левант
[ редактировать ]Амун упоминается в еврейской Библии как אמון מנא מנא מנא namon of of of ne в Иеремии 46:25 (также переводил орду нет и орды Александрии ) , и Фивы, возможно, называются נא אמון no-amon в Нахуме 3: 8 (также переводятся Поселевая Александрия ). Эти тексты, по -видимому, были написаны в 7 -м веке до нашей эры. [ 31 ]
Господь хозяева, бог Израиля, сказал: «Вот, я приношу наказание на Амона, а также фараона, Египта, ее богов и ее царей, на фараона и тех, кто доверяет ему».
Греция
[ редактировать ]
Амун, которым поклоняются греки как Аммон или Гелиополис (то есть «Город Бога Солнца») [ 32 ] был храм и статуя, дар Пиндара (ум. 443 г. до н.э.), в Фиве , [ 33 ] и еще один в Спарте , жители которого, как Паусания , говорит [ 34 ] Проконсультировался с оракулом Аммона в Ливии с ранних времен больше, чем другие греки. В Aphytis , Chalcidice, Amun поклонялась со времен Лисандра (ум. 395 г. до н.э.), как и в аммонии. Пиндар поэт удостоил Бога гимном. В мегаполисе Бог был представлен с главой барана (PAUS. VIII.32 § 1), и греки Cyrenaica, посвященные Дельфи, колеснице со статуей Аммона.
Когда Александр Великий Оккупированный Египет в конце 332 года до нашей эры, его считали освободителем, что завоевало Египет без боя. [ 35 ] Он был объявлен сыном Амуна Оракулом в Сиве . [ 36 ] Амун был идентифицирован как форма Зевса [ 37 ] И Александр часто называл Зевса-Аммона своим истинным отцом, и после его смерти валюта изображала его, украшенные рогами Аммона как символ его божественности. [ 38 ] Традиция изображения Александра Великого с рогами Амуна продолжалась на протяжении веков, а Александр назвал в Коране как « Дху аль-Карнайн » (два рогатого), ссылка на его изображение на ближневосточных монетах [ 39 ] и скульптура как рога Аммона. [ 40 ]
Несколько слов происходят из Амуна через греческую форму, аммон , такие как аммиак и аммонит . Римляне называли хлорид аммония, который они собрали из месторождений возле храма Юпитера-Амуна в древнем Ливии Саль Аммикус (соль Амуна) из-за близости к соседнему храму. [ 41 ] Аммиак, а также химический веществ, является названием рома на фораминифере . Обе эти фораминиферы (простейшие простейшие ) и аммониты (вымершие оболочки головоноги ) несут спиральные раковины, напоминающие Ram и Ammon's, рога. Области гиппокампа в мозге называются аммонисом Cornu - буквально «рогами Амуна» из -за рогатого появления темных и легких полос клеточных слоев.
В «Потерянном раю Милтон» идентифицирует Аммона с библейской ветчиной (Чам) и утверждает, что язычники называли его ливийским Джоув.
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ США : / ː ː m ə n / ; также Амон , Аммон , Амана, Аминь ; Древний египетский : JMN , реконструированный AS / jaˈmaːnuw / ( старый египетский и ранний средний египетский ) → / ʔaˈmaːnəʔ / (более поздний средний египетский ) → / ʔaˈmoːn / ( покойный египетский ), коптика : ⲁⲙ ⲁⲙ , романизированный: amoun ; Греческий ἄμμων ámmōn , ἅμμων hámmōn ; Финикийский : 𐤀𐤌𐤍, [ 2 ] Романизированный: ʾmn
- ^ Jump up to: а беременный Первоначально Амон был изображен с красной коричневой кожей во время нового королевства, с двумя плясами на голове, символом Анх и Скипетром . После периода Амарны Амон был нарисован синей кожей.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Диодор Сицилиан 3.62-74 .
- ^ Rés 367. [ Полная цитата необходима ]
- ^ Jump up to: а беременный Павсания , описание Греции X.13 § 3
- ^ Warburton 2012 , p. 211.
- ^ Старк, Родни (2007). Обнаружение Бога: происхождение великих религий и эволюция веры (1 -е изд.). Нью -Йорк: Харперон . п. 405. ISBN 978-0-06-117389-9 .
- ^ Дик, Майкл Бреннан (1999). Родился на небесах, сделанный на земле: создание культового образа на древнем Ближнем Востоке . Варшава, Индиана: Эйзенбрауны . п. 184. ISBN 1575060248 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Арех Тобин, Винсент (2003). Редфорд, Дональд Б. (ред.). Оксфордский гид: основное руководство по египетской мифологии . Беркли книги . п. 20. ISBN 0-425-19096-х .
- ^ "Ра" . Мифопедия . Архивировано из оригинала 30 июля 2024 года . Получено 7 мая 2024 года .
- ^ Исследование религии берберов, Рене Бассет. Обзор истории религий, Рене Дюссо и Пол Альфандри (PDF) .
- ^ "Амун" .
- ^ «Согласно бумажным отпечаткам и фотографиям Берлинского музея» . 1908. Архивировано из оригинала 22 декабря 2022 года . Получено 18 мая 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Харт, Джордж (2005). Словарь Routledge египетских богов и богинь . Абингдон, Англия: Routledge . п. 21. ISBN 978-0-415-36116-3 Полем Архивировано из оригинала 30 июля 2024 года . Получено 7 января 2016 года .
- ^ Pt 276c
- ^ Блит, Элизабет (2006). Карнак: эволюция храма . Абингдон, Англия: Routledge . п. 164 . ISBN 978-0415404860 .
- ^ общественном доступе : Гриффит, Фрэнсис Ллевеллин (1911). " Аммон ". В Чисхолме, Хью (ред.). Encyclopædia Britannica . Тол. 1 (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 860–861. Это цитирует:
- Эрман , Справочник египетской религии (Лондон, 1907)
- Редакция Мейер , искусство. «Аммон» в Рошера лексике греческой и римской мифологии
- Pietschmanman, Arts. «Аммон», «Аммонеон» в Поули-Виссове, Realcyclycyclophen
- Работает на египетской религии, цитируемая (в энциклопдии) в рамках Египта, раздела религия
- ^ Личхейм, Мириам (1976). Древняя египетская литература: Том II: Новое царство . Беркли, Калифорния: издательство Калифорнийского университета. С. 105–106. ISBN 0-520-03615-8 .
- ^ Блэйдж, EA Wallis (1914). Введение в египетскую литературу (изд. 1997 г.). Миннеола, Нью -Йорк: Dover Publications . п. 214. ISBN 0-486-29502-8 . .
- ^ Уилсон, Джон А. (1951). Бремя Египта (1963 год). Чикаго, Иллинойс: Университет Чикагской Прессы . п. 211. ISBN 978-0-226-90152-7 Полем Архивировано из оригинала 20 августа 2009 года . Получено 20 апреля 2009 года .
- ^ Уилсон 1951 , с. 300
- ^ Меренц, Сайред (1992). Египетская религия Перевод Энн Э. Корп. Итака, Нью -Йорк: Корнелльского университета издательство Стр. 144–1 ISBN 0-8014-8029-9 .
- ^ Франкфорт, Анри; Уилсон, Джон А.; Якобсен, Торкрильд (1960). Перед философией: интеллектуальное приключение древнего человека . Гретна, Луизиана: Pelican Publishing Company . п. 75 ISBN 978-0140201987 .
- ^ Ассманн, Ян (2008). Бога и богов . Мэдисон, Висконсин: Университет Висконсин Пресс . п. 64. ISBN 978-0-299-22554-4 .
- ^ Иоанна 3: 8
- ^ Франкфорт, Анри (1951). Перед философией . Книги пингвинов . п. 18 ASIN B0006EUNMK .
- ^ Jacq, Christian (1999). Живая мудрость древнего Египта . Нью -Йорк: Саймон и Шустер . п. 143. ISBN 0-671-02219-9 .
- ^ Клейтон, Питер А. (2006). Хроника фараонов: правящая запись правителей и династий Древнего Египта . Лондон, Англия: Темза и Хадсон. п. 175. ISBN 978-0500286289 Полем Архивировано из оригинала 30 июля 2024 года . Получено 8 ноября 2020 года .
- ^ Геродот , История II.29
- ^ Гриффит 1911 .
- ^ Свик, Трейси; Андерсон, Джули; Танимото, Сатоко (2012). «Архитектурное сохранение храма Амуна в Судане» . Журнал сохранения и музейных исследований . 10 (2). Лондон, Англия: Ubiquity Press: 8–16. doi : 10.5334/jcms.1021202 .
- ^ Mattingly, DJ (1983). «Лагуатан: ливийская племенная конфедерация в поздней Римской империи» (PDF) . Ливийские исследования . 14 Лондон, Англия: Общество ливийских исследований: 98–99. doi : 10.1017/s0263718900007810 . S2CID 164294564 . Архивировано (PDF) из оригинала 21 октября 2012 года . Получено 1 декабря 2017 года .
- ^ «Согласование Стронга / Лексикона Гесениуса» . Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года . Получено 10 октября 2007 года .
- ^ "Ра" . Мифопедия . Архивировано из оригинала 14 апреля 2024 года . Получено 7 мая 2024 года .
- ^ Павсания . Описание Греции . IX.16 § 1.
- ^ Павсания . Описание Греции . III.18 § 2.
- ^ Кольцо, Труди; Салкин, Роберт М; Берни, Ка; Schellinger, Paul E, Eds. (1994). Международный словарь исторических мест . Чикаго: Фицрой Дирборн, 1994–1996. стр. 49, 320. ISBN 978-1-884964-04-6 .
- ^ Bosworth, AB (1988). Завоевание и Империя: правление Александра Великого . Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета. С. 71–74.
- ^ Иеремия . XLVI.25.
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Дамэнь, Карстен (2007). Легенда об Александра Великого на греческих и римских монетах . Тейлор и Фрэнсис. С. 10–11. ISBN 978-0-415-39451-2 .
- ^ «Недавние древние приобретения монет сосредоточены на Александре Великом» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2019 года . Получено 13 февраля 2023 года .
- ^ Аммонит для аммолита
- ^ «Эпоними» . H2G2 . BBC онлайн . 11 января 2003 года. Архивировано с оригинала 2 ноября 2007 года . Получено 8 ноября 2007 года .
- "Амон" . Энциклопедия Британская . Получено 11 апреля 2024 года .
- Марк, Джошуа Дж. "Амун" . Всемирная история энциклопедии . Получено 22 апреля 2024 года .
Источники
[ редактировать ]- Budge, Eaw (1923). Тутанхаман: аменизм, атенизм и египетский монотеизм . Нью-Йорк: Dodd, Mead & Co.-через sacred-texts.com.
- Клоц, Дэвид (2006). Обожание оперативной памяти: пять гимнов Амун-Ре Храм Хибис . Йельские египтологические исследования. Тол. 6. Нью -Хейвен: Египтологический семинар Йельского университета. ISBN 978-1-950343-02-7 .
- Уорбертон, Дэвид (2012). Архитектура, сила и религия: Hatshepsut, Amun и Karnak в контексте . Зажженная ISBN 978-3-643-90235-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ассманн, Ян (1995). Египетская солнечная религия в Новом Царстве: Re, Amun и кризис политеизма . Kegan Paul International. ISBN 978-0710304650 .
- Аяд, Мариам Ф. (2009). Божья жена, слуга Бога: жена Бога Амуна (ок. 740–525 гг. До н.э.) . Routledge. ISBN 978-0415411707 .
- Cruz-Uribe, Eugene (1994). «Космогония Хонсу». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 31 : 169–189. doi : 10.2307/40000676 . JSTOR 40000676 .
- Габольде, Лайт (2018). Карнак, Амон-Ри: Бытие храма, рождение Бога (по-французски). Французский институт восточной археологии Каира. ISBN 978-2-7247-0686-4 .
- Гермер, Иван (2005). Культы Амона из Фив: исследования религиозной географии (на французском языке). Бреполс. ISBN 978-90-71201-10-3 .
- Клоц, Дэвид (2012). Цезарь в городе Амун: египетское храмовое строительство и богословие в римских Фивах . Египтологическая ассоциация Рейн Элисабет. ISBN 978-2-503-54515-8 .
- Кульманн, Клаус П. (1988). Аммонеон. Археология, история и культовая практика Oracle of Siwa (на немецком языке). Verlag Phillip von Zabern для научного книжного общества. ISBN 978-3805308199 .
- Отто, Эберхард (1968). Египетское искусство и культы Осириса и Амона . Абрамс.
- Roucheleau, Кэролайн Мишель (2008). Храмы Амуна в Нубии: типологическое исследование Нового Королевства, Напатана и мероитских храмов . Археопресс. ISBN 9781407303376 .
- Тер, Кристоф, изд. (2009). Документы последних богослов . Университет Пола-Валери.
- Занди, Ян (1948). Гимны Амон Ван Папирус Лейден I. 350 (на голландском языке). EJ Brill.
- Сандея, Ян (1992). Der Amunhymnus The Paticrus Leiden I 344, Verman (на немецком языке). Музей рисков. ISBN 978-90-71201-10-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Wim van den Dungen, Leiden Hymns to Amun
- (на испанском) Карнак 3D :: Детальная 3D-реконструкция Великого Храма Амуна в Карнаке , Марк Матеос, 2007
- Амун с чертами Тутанхамана (Статуя, ок. 1332–1292 гг. До н.э., музей Пенн)