Три фундаментальные связи и пять постоянных добродетелей
Часть серии о |
Конфуцианство |
---|
В конфуцианстве Санган Учан ( китайский : 三綱五常 ; пиньинь : Санган Учан ), иногда переводится как « Три фундаментальных узы и пять постоянных добродетелей» или « Три руководящих принципа и пять постоянных правил» , [1] или, проще говоря, «узы и добродетели» ( gāngcháng 綱常 ) — это три наиболее важных человеческих взаимоотношения и пять наиболее важных добродетелей. Они считаются моральными и политическими требованиями конфуцианства, а также вечной неизменной «сущностью жизни и связями общества». [1]
История
[ редактировать ]Выражение Санган Вочан не старше династии Хань , когда оно было впервые сформулировано Дун Чжуншу (179–104 гг. До н.э.), и широко не использовалось до 10 века н.э. Начиная с 11-го века, неоконфуцианство сильно подчеркивало три узы и пять добродетелей, полагая, что люди могут стать мудрецами, совершенствуя эти отношения и добродетели. [2]
Значение
[ редактировать ]Три облигации
[ редактировать ]Три узы существуют между отцом и сыном, господином и слугой, а также мужем и женой, и они составляют три из пяти отношений ( 五倫 ; wǔlún ), описанных в Мэн-цзы . [3] По мнению Сюй Дау-лина , концепция «Трех уз» изначально была идеей законников . [4]
Господин — Ян 陽 , слуга — Инь 陰 ; отец – Ян , сын – Инь ; муж Ян , жена Инь . Путь инь не может идти куда-либо сам по себе... Следовательно, обретение заслуг слуги зависит от своего господина; сын зависит от отца; жена на муже, инь на яне и Земля на Небесах... Три [фундаментальные узы] царского пути можно искать на Небесах. [2]
- Глава 53 Книги Хань
Пять добродетелей
[ редактировать ]Пять наиболее важных добродетелей — это доброжелательность ( жэнь 仁 ), праведность ( и 義 ), порядочность ( ли 禮 ), мудрость ( чжи 智 ) и надежность ( синь 信 ). Первые четыре добродетели были сгруппированы в Мэнцзы . Пятая добродетель, синь , была добавлена Дун Чжуншу. [5] Надежность или искренность считается самой важной из пяти добродетелей и основой для других добродетелей. [6] Остальные добродетели происходят от Четырех Ростков, описанных Мэн-цзы конфуцианском классическом в одноименном труде.
Доброжелательность описывается как «формирование единого тела» по отношению к другим, что требует рассматривать себя как продолжение других, и наоборот. Парадигмальные случаи рен включают акты любви или действия в интересах других, например, заботу о члене семьи. [7]
Праведность – это когда кто-то отказывается нарушать запреты, которые можно было бы расценить как постыдные или унижающие достоинство, например, взяточничество. Праведность можно рассматривать как распределение благ в соответствии с заслугами и положением. [7]
«Приличие», или «ли», имеет более широкий смысл, чем это английское слово. Это когда кто-то с почтением выполняет ритуал, соблюдая социальный протокол в ситуациях, требующих чувства уважения, таких как свадьбы, похороны, приветствия, подача еды и напитков. [7]
Мудрость — это понимание характерных мотивов и чувств других добродетелей, правильная оценка качеств характера человека и знание лучших средств для достижения добродетельных целей. [7]
Надежность или верность понимаются как последовательная и надежная приверженность реальности. Некоторые конфуцианцы не считали синь отдельной сферой деятельности, поскольку она регулирует и поддерживает добродетели. Все они требуют от человека осознавать, что реально, и избегать корыстных заблуждений. [7]
Каковы пять постоянных добродетелей? Это доброжелательность, праведность, порядочность, мудрость и надежность. Доброжелательность означает неспособность терпеть (видеть страдания других), любить других и помогать всем живым существам. Праведность означает поступать правильно. Вынося суждения, человек попадает в цель. Приличие означает действовать. То есть реализовать путь и усовершенствовать утонченное. Мудрость означает знание. Человек обладает особым пониманием и может знать вещи еще до того, как услышит о них. Он не сбивается с толку и может различать тонкое. Надежность означает искренность. Человека невозможно удержать от его цели. Поэтому люди рождаются и реагируют на Восьми Триграммы , тем самым обретая пять энергий ( ци 氣 ), которые являются Постоянными Добродетелями. [2]
- Глава 30 Бай Ху Тонга
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Яо 2000 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с Кнапп (2009) .
- ^ Такер 2003a , с. 522.
- ^ Кнапп 2003 .
- ^ Такер 2003b , с. 660.
- ^ Такер 2003c , стр. 685.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тивальд (2020) .
Библиография
[ редактировать ]- Кнапп, Кейт (2003). «Рэнь лунь人倫 (Человеческие отношения)» В Яо, Синьчжун (ред.). Энциклопедия конфуцианства Абингдон, Великобритания: Рутледж. стр. 100-1 501–503.
- Кнапп, Кейт К. (2009). «Три фундаментальные связи и пять постоянных добродетелей» (PDF) . Беркширская энциклопедия Китая . Том. 5. Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Издательская группа Berkshire. стр. 2252–2255 - через Chinaconnectu.com.
- Такер, Тод Кэмерон (2003a). «Сан-ган 三綱 (Три кардинальных проводника)». В Яо, Синьчжун (ред.). Энциклопедия конфуцианства . Абингдон, Великобритания: Рутледж. п. 522.
- Такер, Тод Кэмерон (2003b). «У чанг五常 (Пять постоянных добродетелей)». В Яо, Синьчжун (ред.). Энциклопедия конфуцианства . Абингдон, Великобритания: Рутледж. п. 660.
- Такер, Тод Кэмерон (2003c). «Синь信 (Доверие, верность)». В Яо, Синьчжун (ред.). Энциклопедия конфуцианства . Абингдон, Великобритания: Рутледж. стр. 685–686.
- Тивальд, Джастин (19 марта 2020 г.). «Конфуцианство Сун-Мин» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Лето 2020 г.).
- Яо, Синьчжун (2000). Введение в конфуцианство . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-43144-6 .