Жан-Батист Люлли
Жан-Батист Люлли | |
---|---|
![]() Портрет между 1650 и 1691 годами. | |
Рожденный | Иоанн Креститель Луллий 28 ноября 1632 г. Флоренция , Великое герцогство Тоскана (ныне Италия) |
Умер | 22 марта 1687 г. Париж , Франция | ( 54 года
Занятия |
|
Работает | Список композиций |
Дети | Луи , Жан-Батист и Жан-Луи |
Подпись | |
![]() |
Жан-Батист Люлли [ а ] (28 ноября [ OS 18 ноября] 1632 - 22 марта 1687) был французским композитором, танцором и инструменталистом итальянского происхождения, который считается мастером музыкального стиля французского барокко . Наиболее известный своими операми, он большую часть своей жизни работал при дворе Людовика XIV во Франции и стал французским подданным в 1661 году. Он был близким другом драматурга Мольера , с которым он сотрудничал в многочисленных комедийных балетах , в том числе «Любовь врача» , Жорж Данден или Марийская конфонду , месье де Пурсоньяк , «Психея» и его самая известная работа «Ле Буржуазный дворянин .
Биография
[ редактировать ]
Люлли родился 28 ноября 1632 года во Флоренции , Великое Герцогство Тоскана , в семье Лоренцо Лулли и Катерины Дель Сера, тосканской семьи мельников. [ 1 ] Его общее образование и музыкальная подготовка во время его юности во Флоренции остаются неопределенными, но его взрослый почерк позволяет предположить, что он легко манипулировал пером. Он говорил, что монах -францисканец дал ему первые уроки музыки и научил играть на гитаре. [ 2 ] [ 3 ] Он также научился играть на скрипке. В 1646 году, одетый Арлекином во время Марди Гра и забавлявший прохожих своей клоунадой и игрой на скрипке, мальчик привлек внимание Роже де Лотарингии, кавалера де Гиза, сына Шарля, герцога Гиза , который возвращался во Францию и искал кто-то, кто мог бы поговорить по-итальянски со своей племянницей мадемуазель де Монпансье ( la Grande Mademoiselle ). Гиз отвез мальчика в Париж, где четырнадцатилетний юноша поступил на службу к мадемуазель; с 1647 по 1652 год он служил у нее «камер-мальчиком» ( garçon de chambre ). [ 4 ] Вероятно, он оттачивал свои музыкальные навыки, работая с домашними музыкантами мадемуазель и с композиторами Николя Метру , Франсуа Роберде и Николя Жиго . Таланты подростка как гитариста, скрипача и танцора быстро принесли ему прозвища «Батист» и « le grand baladin » (великий уличный художник). [ 5 ] [ 6 ]
Когда мадемуазель была сослана в провинцию в 1652 году после восстания, известного как Фронда , Люлли «просил у него отпуска... потому что он не хотел жить в деревне». Принцесса удовлетворила его просьбу. [ 7 ]
К февралю 1653 года Люлли привлек внимание молодого Людовика XIV , танцуя с ним в Королевском ночном балете . К 16 марта 1653 года Люлли стал королевским композитором инструментальной музыки. Его вокальная и инструментальная музыка для придворных балетов постепенно сделала его незаменимым. В 1660 и 1662 годах он участвовал в придворных постановках Франческо Кавалли » « Ксерса и «Эрколе любовника» . [ 8 ] Когда Людовик XIV взял на себя бразды правления в 1661 году, он назначил Люллия суперинтендантом королевской музыки и музыкальным учителем королевской семьи. В декабре 1661 года флорентиец получил грамоту о натурализации. Так, женившись в 1662 году на Мадлен Ламбер (1643–1720), дочери известного певца и композитора Мишеля Ламбера , Джованни Баттиста Лулли объявил себя «Жан-Батистом Люлли, эсквайером [ оруженосцем ], сыном Лорана де Люлли, gentilhomme Florentin [Флорентийский джентльмен]». Последнее утверждение было неправдой. [ 9 ] У пары было шестеро детей, переживших детство: Катрин-Мадлен, Луи , Жан-Батист , Габриэль-Илари, Жан-Луи и Луи-Мари. [ 10 ]
Начиная с 1661 года, трио и танцы, которые он написал для двора, были немедленно опубликованы. Еще в 1653 году Людовик XIV назначил его директором своего личного скрипичного оркестра, известного как Petits Violons («Маленькие скрипки»), который оказался открытым для нововведений Люллия, в отличие от «Двадцати четырех скрипок» или «Больших скрипок» ( «Великие скрипки»), которые лишь медленно отказывались от полифонии и разделения прошлых десятилетий. Когда в 1661 году он стал сюринтендантом музыки королевской палаты , Великие скрипки также перешли под контроль Люлли. В придворных балетах он полагался в основном на «Маленькие скрипки». [ 11 ]
Сотрудничество Люлли с драматургом Мольером началось с «Les Fâcheux в 1661 году, когда Люлли представил единственную спетую куранту, добавленную после премьеры произведения в Николя Фуке роскошном замке Во-ле-Виконт . Их сотрудничество началось всерьез в 1664 году с Le Mariage Force . Последовали новые совместные работы, некоторые из них были задуманы для торжеств при королевском дворе, а другие принимали форму эпизодической музыки ( intermedes ) для пьес, исполнявшихся на командных спектаклях при дворе, а также в парижском театре Мольера.

В 1672 году Люлли порвал с Мольером, который обратился к Марку-Антуану Шарпантье . Приобретя оперную привилегию Пьера Перрена , Люлли стал директором Королевской академии музыки , то есть королевской оперы, которая выступала в Пале-Рояле . Между 1673 и 1687 годами он почти ежегодно ставил новую оперу и яростно защищал свою монополию в этом новом жанре.
После смерти королевы Марии-Терезы в 1683 году и тайного брака короля с г-жой де Ментенон преданность вышла на первый план при дворе. Энтузиазм короля по поводу оперы угас; его раздражала распутная жизнь Люлли и гомосексуальные контакты. [ 12 ] Люлли избегал слишком близкого сближения с тайной гомосексуальной группировкой, собравшейся при дворе вокруг герцога Вандомского , графа де Таллара и герцога де Грамона . Но в 1685 году его обвинили в ненадлежащих отношениях с жившим в его доме мальчиком-пажем по имени Брюне. Брюне был отстранен после полицейского рейда, а Люлли избежал наказания. [ 13 ] Однако, чтобы показать свое общее недовольство, Людовик XIV взял за правило не приглашать Люллия исполнять «Армиду» в Версале в следующем году.
Люлли умер от гангрены , ударив себя по ноге своим длинным дирижерским посохом во время исполнения своего Te Deum в честь выздоровления Людовика XIV после операции. [ 14 ] Он отказался ампутировать палец на ноге. [ 15 ] Это привело к тому, что гангрена распространилась по его телу и в конечном итоге заразила большую часть его мозга, что привело к его смерти. [ нужна ссылка ] Он умер в Париже и был похоронен в церкви Нотр-Дам-де-Виктуар , где до сих пор можно увидеть его могилу с мраморным бюстом. Все трое его сыновей ( Луи Люлли , Жан-Батист Люлли-сын и Жан-Луи Люлли ) сделали музыкальную карьеру в качестве последовательных суперинтендантов Королевской музыки.

Самому Люллию посмертно было отведено видное место на Титона дю Тийе Парнасе Франсуа («Французская гора Парнас ») . На гравюре он стоит слева, на самом нижнем уровне, вытянув правую руку и держа свиток бумаги, с помощью которого можно отбивать такт. (Бронзовый ансамбль сохранился и является частью коллекции Версальского музея.) Титон удостоил Люллия как:
принц французских музыкантов, ... изобретатель той прекрасной и величественной французской музыки, такой как наши оперы и великие пьесы для голосов и инструментов, которые до него были известны лишь частично. Он довел ее [музыку] до вершины совершенства и был отцом наших самых прославленных музыкантов, работающих в этой музыкальной форме. ... Люллий бесконечно развлекал короля своей музыкой, тем, как он ее исполнял, и своими остроумными замечаниями. Князь тоже очень любил Люллия и самым милостивым образом осыпал его благами. [ 16 ]
Музыка, стиль и влияние
[ редактировать ]Музыка Люлли была написана в период среднего барокко , с 1650 по 1700 год. Типичным для музыки барокко является использование бассо континуо в качестве движущей силы музыки. Стандарт высоты звука для французской оперы в то время составлял около 392 Гц для A выше среднего C, что на целый тон ниже, чем в современной практике, где A обычно составляет 440 Гц . [ 17 ]
Музыка Люлли известна своей силой, живостью в быстрых частях и глубокой эмоциональностью в медленных частях. Некоторые из его самых популярных работ — пассакаи ( passacaglias ) и чаконы , танцевальные движения, встречающиеся во многих его произведениях, таких как «Армида» или «Фаэтон» .
Влияние музыки Люлли произвело радикальную революцию в стиле танцев самих придворных . Вместо преобладавших до этого медленных и величавых движений он ввел живые балеты с быстрым ритмом , часто основанные на таких известных танцевальных типах, как гавоты , менуэты , ригодоны и сарабанды .
Благодаря его сотрудничеству с драматургом Мольером в 1660-х годах возникла новая музыкальная форма: комедия-балет , сочетавшая в себе театр, комедию, музыкальное сопровождение и балет. Популярность этих пьес с их иногда роскошными спецэффектами, а также успех и публикация опер Люлли и их распространение за пределами Франции сыграли решающую роль в синтезе, консолидации и распространении оркестровой организации, партитуры, исполнительской практики и репертуара. .

Инструментами в музыке Люлли были: пять струнных голосов, таких как дессю (более высокий диапазон, чем сопрано), haute-contre (инструментальный эквивалент высокого тенора с таким названием), Taille ( баритенор ), квинта и бас , разделенные следующим образом: один голос скрипки, три голоса альта, один голос виолончели и бас де виола (виола, виола да гамба). Он также использовал гитару, лютню , архилютню , теорбу , клавесин, орган, гобой, фагот, блокфлейту , флейту, духовые инструменты (естественную трубу) и различные ударные инструменты ( кастаньеты , литавры ). [ 18 ]
Ему часто приписывают введение новых инструментов в оркестр , но эта легенда требует более тщательного изучения. Он продолжал использовать блокфлейты, предпочитая более новую поперечную флейту, а «гобуа», которые он использовал в своем оркестре, были переходными инструментами, где-то между шаумами и так называемыми барочными гобоями . [ 18 ]

Люлли создал оперу во французском стиле как музыкальный жанр ( tragédie en musique или tragédie lyrique ). Сделав вывод, что опера в итальянском стиле не подходит для французского языка, он и его либреттист Филипп Кино , уважаемый драматург, использовали ту же поэтику, которую драматурги использовали для стихотворных трагедий: 12-сложную « александрийскую » и 10-сложную «героическую» «Поэтические строки разговорного театра использовались для речитатива опер Люлли и воспринимались современниками как создающие очень «естественный» эффект. Арии, особенно если они были основаны на танцах, напротив, заключались в строках длиной менее 8 слогов. [ 19 ] Люлли также отказался от итальянского метода разделения музыкальных номеров на отдельные речитативы и арии , предпочитая вместо этого комбинировать и смешивать их для достижения драматического эффекта. Он и Кино также выбрали более быстрое развитие сюжета, что больше пришлось по вкусу французской публике.
Люлли приписывают изобретение в 1650-х годах французской увертюры , формы, широко использовавшейся в эпоху барокко и классической эпохи, особенно Иоганном Себастьяном Бахом и Георгом Фридрихом Генделем . [ 20 ]
Работы Люлли
[ редактировать ]Духовная музыка
[ редактировать ]Великие песнопения Люлли были написаны для королевской часовни, обычно для вечерни или для ежедневной королевской малой мессы. Люлли не изобретал этот жанр, он строил его на нем. Великие мотеты часто представляли собой настройки псалмов, но какое-то время в 1660-х годах Люллий использовал тексты, написанные Пьером Перреном , неолатинским поэтом. Маленькие песнопения Люлли, вероятно, были написаны для монахинь монастыря Успения на улице Сент-Оноре.
- [6] Двухприпевные песнопения для Королевской часовни , опубликовано в 1684 году.
- Мизерере при дворе, зима 1664 г.
- Клод Летаре , текст Перрена , 7 апреля 1668 г.
- Deum в Фонтенбло, 9 сентября 1677 г.
- Из бездны , май 1683 г.
- День гнева , 1683 г.
- Благословенный
- Господи, спаси короля , великий поступок
- Да услышит тебя Господь , великое движение, 1687 г.
- Jubilate Deo , большой мотет, 1660 г.?
- Известный в Иудее Deux великий ход
- О слезы , большой мотет, текст Перрена, Версаль, 1664 г.
- Почему они взревели и подняли большой переполох в Версале 19 апреля 1685 года?
- Petits motes: Душа Христа ; Слава рукам небес , текст Перрина; Господь сказал ; Господи, спаси меня ; Похвалите детей ; О самый сладкий Господь ; Все нации ; О мудрость ! Царица Небесная ; Привет, королева
Придворные балеты
[ редактировать ]Когда Люлли начал танцевать и сочинять придворные балеты, жанр расцвел и заметно изменился по своему характеру. Сначала, как композитор инструментальной музыки для королевской палаты, Люлли писал увертюры, танцы, танцевальные песни, описательные инструментальные пьесы, такие как бои, и пародийные декламации на итальянские тексты. Он был настолько очарован французскими увертюрами, что написал четыре из них для « Балета д'Альсидиана» .
Развитие его инструментального стиля можно увидеть в его чаконах . Он экспериментировал со всеми видами композиционных приемов и находил новые решения, которые впоследствии в полной мере использовал в своих операх. Например, чакона, завершающая « Балет де ла Рейлери» (1659 г.), состоит из 51 куплета плюс дополнительная свободная часть; в «Буржуа gentilhomme» (1670) он добавил к чаконе вокальную партию для скарамушей .
Первые менуэты появляются в балетах «Балет де ла Рейлери» (1659 г.) и « Балет нетерпения» (1661 г.). В балетах Люлли можно увидеть и появление концертной музыки, например пьес для голоса и инструментов, которые можно было отрывать и исполнять отдельно и которые являются прообразом его оперных арий: «Bois, ruisseau, aimable verdure» из « Balet des saisons» (1661). ), плач «Rochers, vous êtes sourds» и сарабанду Орфея «Dieu des Enfers» из Балет рождения Венеры (1665).
- Ballet du Temps , текст Бенсерада, в Лувре, 30 ноября 1654 года.
- Ballet des plaisirs , текст Бенсерада, в Лувре, 4 февраля 1655 года.
- Le Grand Ballet des Bienvenus , текст Бенсерада, в Компьене, 30 мая 1655 года.
- «Балет перепродажи одежды» , текст Бенсераде, при дворе, 6 января 1655 г. (или 1661 г.?)
- Балет Психеи или сила любви , текст Бенсерада, в Лувре, 16 января 1656 года.
- Галантность времени, Маскарад , анонимный текст, 14 февраля 1656 г.
- «Больная любовь» , текст Бути, Лувр, 17 января 1657 г.
- Королевский балет д'Алсидиана , Бенсерад, при дворе, 14 февраля 1658 года.
- Ballet de la Rillerie , текст Бенсерада, при дворе, 19 февраля 1659 г.
- шесть балетных номеров, служащих интермедией к Кавалли » «Ксерсу , в Лувре, 22 ноября 1660 года.
- Балет-маскарад, подаренный королю в Тулузе , апрель 1660 г.
- Королевский балет нетерпения , текст Бути, Лувр, 19 февраля
- Ballet des Saisons на текст Бенсерада в Фонтенбло, 23 июля 1661 года.
- балет танцуется между действиями « Влюбленного Эркюля» на текст Бути в Тюильри, 7 февраля 1662 года.
- Ballet des Arts , текст Бенсерада, Пале-Рояль, 8 января 1663 года.
- Деревенская свадьба, нелепый маскарад , текст Бенсерада, в Венсенне, 3 октября 1663 года.
- «Переодевания любви» , текст Периньи, Пале-Рояль, 13 февраля 1664 г.
- музыкальное сопровождение между действиями «Эдипы» по пьесе Пьера Корнеля, Фонтенбло, 3 августа 1664 года.
- Капитанский маскарад или Версальский экспромт , анонимный текст, в Пале-Рояле, 1664 г. или февраль 1665 г.
- Королевский балет де ла Нессанс де Венера , текст Бенсерада, в Пале-Рояле, 26 января 1665 года.
- Ballet des Gardes или Délices de la Campagne , анонимный текст, 1665 г.
- Триумф Вакха, маскарад , анонимный текст, при дворе, 9 января 1666 г.
- Балет муз , Бенсерад, в Сен-Жермен-ан-Ле, 1666 г.
- Карнаваль, маскарад , текст Бенсерада, в Лувре, 18 января 1668 года.
- Королевский балет Флоры на текст Бенсерада в Тюильри, 13 февраля 1669 года.
- «Триумф любви» , текст Бенсерада и Кино, в Сен-Жермен-ан-Ле, 2 декабря 1681 года.
- Le Temple de la Paix , текст Кино, в Фонтенбло, 20 октября 1685 г.
Музыка для театра (интермедии)
[ редактировать ]Интермеды стали частью нового жанра, комедии-балета , в 1661 году, когда Мольер описал их как «украшения, смешанные с комедией» в своем предисловии к « Les Fâcheux» . [ 21 ] «Кроме того, чтобы не нарушить нить пьесы этими интермедиями, было сочтено целесообразным как можно лучше вплести балет в тему и сделать из него только одну вещь и пьесу». [ 22 ] Музыку к премьере « Ле Фашо» написал Пьер Бошан , но позже Люлли исполнил куранту для акта 1, сцены 3. [ 23 ] После «Силового брака» и «Принцессы Элиды» (1664) интермеды Люлли стали регулярно появляться в пьесах Мольера: в этих спектаклях было шесть интермедов, две в начале и две в конце, и по одному между каждым из трех актов. Интермеды Люлли достигли своего апогея в 1670–1671 годах, когда он сочинил сложную музыку для Le Bourgeois gentilhomme и Psyché . После разрыва с Мольером Люлли обратился к опере; но он сотрудничал с Жаном Расином на празднике в Со в 1685 году и с Кампистроном на угощении в Ане в 1686 году.
Большинство пьес Мольера впервые были поставлены при королевском дворе.
- «Les Fâcheux» по пьесе Мольера в Во-ле-Виконт, 17 августа 1661 года. [ 24 ]
- Балет «Принудительный брак» по пьесе Мольера в Лувре, 29 января 1664 года.
- «Удовольствия зачарованного острова » по пьесе Мольера в Версале, 7–12 мая 1664 г.
- «Любовь доктора» , комедия-балет по пьесе Мольера, в Версале, 14 сентября 1665 года.
- «Комическая пастораль » по пьесе Мольера в Сен-Жермен-ан-Ле, 5 января 1667 года.
- «Сицилиана» по пьесе Мольера в Сен-Жермен-ан-Ле, 14 февраля 1667 года.
- «Великий королевский дивертисмент Версаля» ( Жорж Данден ) по пьесе Мольера в Версале, 18 августа 1668 года.
- Версальская грот , эклога в музыке, пьеса Кино, апрель (?) 1668 г.
- «Дивертисмент Шамбора» ( Господин де Пурсоньяк ) по пьесе Мольера в Шамборе, 6 октября 1669 года.
- Королевское развлечение ( «Великолепные любовники ») по пьесе Мольера в Сен-Жермен-ан-Ле, 7 февраля 1670 года.
- Le Bourgeois gentilhomme , комедия-балет по пьесе Мольера, в Шамборе, 14 октября 1670 г.
- Идиллия мира , текст Расина, в Со, 16 июля 1685 г.
Оперы
[ редактировать ]

За пятью исключениями, каждая из опер Люлли описывалась как трагедия мизансцена , или трагедия, положенная на музыку. Исключением были: Беллерофонт , Кадм и Гермиона и Психея , каждую из которых называли просто трагедией ; и «Праздники любви и Вакха» , описанные как пастораль , и «Ацис и Галатея» , которая представляет собой героическую пастораль . (Термин «лирическая трагедия» появился позже.)
У Люлли отправной точкой всегда было стихотворное либретто, в большинстве случаев стихотворного драматурга Филиппа Кино . Для танцевальных пьес Люлли выбивал на клавиатуре грубые аккорды и мелодию, а Кино придумывал слова. В речитативе Люлли имитировал речевые мелодии и драматические акценты, используемые лучшими актерами устного театра. Его внимание к преобразованию театральной декламации в песенную музыку на протяжении столетия формировало французскую оперу и песню. [ 25 ] [ 26 ]
В отличие от итальянской оперы того времени, которая быстро двигалась к опере-серии с ее чередованием речитативов и арий да капо , в операх Люлли основное внимание уделялось драматургии, выраженной разнообразием вокальных форм: монологами, двух-трехголосными ариями, рондо во французском стиле . и да капо , где припев чередуется с певцами, танцами и водевильными песнями для нескольких второстепенных персонажей. Подобным же образом хор выступал в нескольких сочетаниях: весь хор, хор, поющий дуэтами, трио или квартетами, драматический хор, танцевальный хор.
Интрига сюжета завершалась обширной картиной, например, сценой сна в Атисе , деревенской свадьбой в Роланде или похоронами в Альцесте . В этом представлении приняли участие солисты, хор и танцоры, производившие удивительные эффекты благодаря технике. В отличие от итальянской оперы, для обогащения общего эффекта присутствовали различные инструментальные жанры: французские увертюры, танцевальные арии, рондо , марши, « симфонии », рисующие картины, прелюдии, ритурнели . Собранные в инструментальные сюиты или преобразованные в трио, эти произведения имели огромное влияние и повлияли на инструментальную музыку по всей Европе.
Самые ранние оперы исполнялись на крытом теннисном корте Бель-Эйр (на территории Люксембургского дворца ), который Люлли превратил в театр. Первое исполнение более поздних опер состоялось либо при дворе, либо в театре Пале-Рояля , который был предоставлен Академии Люлли. После премьеры при дворе оперы исполнялись для публики в Пале-Рояле.
- «Психея» , трагикомедия, Мольер, пьеса Пьера Корнеля и Кино, в театре Тюильри , 17 января 1671 года.
- Фестивали любви и Вакха , пастораль, текст Кино, Мольера и Периньи, в зале Бель-Эр теннисном корте , переоборудованном , 15 ноября (?) 1672 года.
- Кадм и Гермиона , трагедия Кино, на теннисном корте ( игра в пальму ) Бельэра, 27 апреля (?) 1673 г.
- Альцеста, или Триумф Алсида , трагедия Кино, на теннисном корте ( игра в пальму ) Бель-Эйра, 19 января 1674 г.
- Трагедия Кино «Тезея» в Сен-Жермен-ан-Ле, 11 января 1675 года.
- Атис , трагедия Кино, в Сен-Жермен-ан-Ле, 10 января 1676 года.
- «Исида» , трагедия Кино, украшенная балетными заставками , в Сен-Жермен-ан-Ле, 5 января 1677 года.
- Психея , трагедия Кино, Тома Корнеля и Фонтанеллы, в Пале-Рояле, 19 апреля 1678 года.
- «Беллерофонт» , трагедия Тома Корнеля, Фонтенеля и Буало, в Пале-Рояле, 31 января 1679 г.
- Прозерпина , трагедия Кино, украшенная балетными заставками , в Сен-Жермен-ан-Ле, 3 февраля 1680 года.
- Персе , трагедия Кино, в Пале-Рояле, 18 апреля 1682 года.
- Фаэтон , трагедия Кино, в Версале, 6 января 1683 года.
- Амадис , трагедия Кино, в Пале-Рояле, 18 января 1684 года.
- Роланд , трагедия Кино, в Версале (Grande Écurie), 8 января 1685 г.
- Армида , трагедия Кино, 1686 г.
- Ацис и Галатея , героическая пастораль , текст Кампистрона , замок Анет, 6 сентября 1686 г.
- Ахилл и Поликсена , трагедия Кампистрона, завершенная Колассом , в Пале-Рояле, 7 (или 23) ноября 1687 года.
Изображения в художественной литературе
[ редактировать ]- Роман Анри Пруньера 1929 года «Жизнь и распутник Жана-Батиста Люлли» (Париж: Плон) был первым романом 20-го века о Люлли, который поднял предполагаемые вопросы о «моральном характере» композитора.
- В фильме Жерара Корбьо 2000 года Le Roi danse ( «Король танцует ») представлен распутник и язычник Люллий как естественный союзник Людовика XIV в конфликтах короля с католическим истеблишментом. В фильме Люлли изображен со скрытым романтическим интересом к королю.
- В 2011 году в популярном детском шоу BBC « Ужасные истории» в прямом эфире на выпускном вечере была показана смерть Люлли в пародии «Глупые смерти».
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Великобритания : / ˈ l ʊ l i / LULUL -ee , США : / l uː ˈ l iː / loo- ЛИ , Французский: [ʒɑ̃ batist lyli] ; урожденный Джованни Баттиста Лулли Итальянский: [dʒovanni battista lulli]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ватанабэ, Рут (зима 1956 г.). «Некоторые драматические произведения Люлли» . Бюллетень библиотеки Рочестерского университета . 11 (2) . Проверено 17 ноября 2016 г.
- ^ Ла Горс 2002 , стр. 21–22.
- ^ Серф де Ла Вьевиль 1705 , с. 183.
- ^ Ла Горс 2002 , стр. 23–27. Ле Серф де Ла Вьевиль 1705 , с. 184 ошибся, назвав его су-мармитоном , кухонным работником.
- ^ Ла Горс 2002 , стр. 30–56.
- ^ Серф де Ла Вьевиль 1705 , стр. 184–185.
- ^ Ла Горс 2002 , с. 56; сравните это высказывание самой мадемуазель с комическим и, вероятно, апокрифическим рассказом Ле Серфа ( Le Cerf de La Viéville 1705 , стр. 185–186).
- ^ Ла Горс 2002 , стр. 105–108, 129–131.
- ^ Ла Горс 2002 , стр. 28–29, 115–119.
- ^ Курто, Теодор (22 августа 1900 г.). «Потомки Люллия» . Посредник исследователей и любопытных (на французском языке). 42 (895). 36 год; столбцы 312–314
- ^ Ла Горс 2002 , стр. 88–91; а о маленьких скрипках и больших скрипках см. статьи Бернара Барде в «Марсель Бенуа», «Словарь музыки во Франции в XVII и XVIII веках» (Париж: Fayard, 1992), стр. 724–728.
- ^ Ла Горс 2002 , стр. 309–313, 339–340.
- ^ Джордж Хаггерти, Энциклопедия гей-историй и культур (2013), стр. 554.
- ^ Ла Горс 2002 , стр. 340–354.
- ^ Энтони, Джеймс Р.; Хичкок, Х. Уайли; Сэдлер, Грэм (1986). Нью-Гроув Мастера французского барокко: Люлли, Шарпантье, Лаланд, Куперен, Рамо . WW Нортон и компания. стр. 16 . ISBN 0393022862 .
- ^ Максимилиан Титон дю Тийе, Le Parnasse françois , изд. Парижа, 1732, стр. 393–401.
- ^ Камертон органа в Версальской капелле в 1795 году составляет 390 Гц, Николас Тистлетуэйт; Джеффри Уэббер, ред. (1999). Кембриджский компаньон органа. Издательство Кембриджского университета. п. 81. ISBN 9781107494039 . Концертная высота имела тенденцию подниматься выше в поисках большей «яркости».
- ^ Перейти обратно: а б Об оркестре Люлли см. Джон Спитцер и Нил Заслав , «Рождение оркестра: история учреждения» , 1650–1815. Глава 3, «Оркестр Люлли»
- ^ Ранум 2001 , с .
- ^ Уотерман, Джордж Гоу и Джеймс Р. Энтони. 2001. «Французская увертюра». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- ^ Предисловие к «Les Fâcheux» Мольера : «Украшения, которые мы смешали с комедией».
- ↑ Предисловие к «Les Fâcheux» Мольера : «Чтобы не порвать нить пьесы этими манерами интермедий, мы решили сшить их вместе, как могли, а не делать только одну вещь из балета и балета. Комедия». Английский перевод Анри Ван Лауна, Драматические произведения Мольера , том. 2, 1875 г., OCLC 745054 .
- ^ Пауэлл 2000 , с. 153.
- ^ Люлли предоставил для этой работы единственного куранта ( Пауэлл 2000 , стр. 153).
- ^ Серф де Ла Вьевиль 1705 , стр. 204, 212, 215, 218–219, 223–224.
- ^ Ранум 2001 , стр. 3, 34–35.
Источники
[ редактировать ]- Ла Горс, Жером де (2002). Жан-Батист Люлли . Париж: Файард.
- Олень из Ла-Вьевиля, Жан-Лоран (1705). Сравнение итальянской музыки и французской музыки . Полет. II. Брюссель.
- Пауэлл, Джон С. (2000). Музыка и театр во Франции, 1600–1680 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198165996 .
- Ранум, Патрисия М. (2001). Гармоничный оратор . Пендрагон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кровельщик, Мануэль. Жан-Батист Люлли, Музыка и драматургия на службе принца (Брюссель: Марк Вокер, 1992).
- Джаннини, Тула . «Музыкальная библиотека Жана-Батиста Кристофа Баллара, единственного нотного печатника короля Франции, обнаружена опись его великой коллекции 1750 года » . Исследовательские ворота . Институт Пратта .
- Грин, Роберт А. (2002). «Люлли, Жан-Батист» . glbtq Энциклопедия . glbtq.com . Проверено 16 августа 2007 г.
- Хейер, Джон Хайду, изд. (2000). Люллийские исследования . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-62183-6 .
- Ла Горс, Жером де . Опера в Париже во времена Людовика XIV, история театра (Париж: Desjonquères, 1992).
- Норман, Бьюфорд, «Прикосновение граций», либретти Филиппа Кино в контексте французского классицизма (Бирмингем, Алабама: Summa, 2001).
- Сэди, Стэнли ; Розоу, Лоис (1992). «Люлли, Жан-Батист». Оперный словарь Нью-Гроув . Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-73432-7 .
- Шнайдер, Герберт. «Люлли (les)», в изд. Марселя Бенуа, Словарь музыки во Франции 17 и 18 веков (Париж: Fayard, 1992), стр. 414–419.
- Скотт, RHF (1973). Жан-Батист Люлли . Лондон: Питер Оуэн Лимитед. ISBN 0-7206-0432-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Бесплатные партитуры Жана-Батиста Люлли в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Жана-Батиста Люлли в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- В проекте Mutopia есть композиции Жана-Батиста Люлли.
- Коллекция Жана-Батиста Люлли в Университете Северного Техаса
- 1632 рождения
- 1687 смертей
- Французские композиторы 17 века.
- Итальянские композиторы 17 века.
- Итальянские ЛГБТ 17 века
- Музыканты из Флоренции
- Французские композиторы балета
- Французские композиторы эпохи барокко
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские оперные композиторы
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Итальянские эмигранты во Франции
- Итальянские оперные композиторы
- Бисексуальные музыканты-мужчины
- Бисексуальные композиторы
- Классические композиторы ЛГБТ
- Французские композиторы ЛГБТ
- Итальянские композиторы ЛГБТ
- Французские бисексуальные мужчины
- Французские бисексуальные музыканты
- Итальянские бисексуальные мужчины
- Итальянские бисексуальные музыканты
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Французские оперные менеджеры
- Директора Парижской оперы
- Смерти от гангрены
- Музыканты-мужчины 17 века
- Дирижеры (музыка), погибшие при дирижировании